Сладков. загадочный зверь

Литература , тема Н. Сладков. «Загадочный зверь» (2 класс)

Сладков. Загадочный зверь

Сынып: Класс: 2

Пән: Предмет: литература

Тақырып:

Тема:

Мақсат:

Цель: формировать представление о творчестве Н.

Сладкова, учить анализировать прочитанное, выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы, совершенствовать навыки ролевого чтения; развивать речь, гибкость мышления, воображение, обогащать словарный запас, развивать навыки правильного беглого, выразительного, осознанного чтения; воспитывать читательский интерес, эстетический вкус, чувство юмора, прививать любовь к природе

Құралжабдықтар көнекті қүралдар:

Оборудование наглядные пособия : выставка книг Н.Сладкова, учебник., картинки птиц, белок, компьютер, презентация о белках (слайды), музыка Чайковского

Сабақ түрі: Тип урока: комбинированный

Әдіс -тәсілдер:

Методы: наглядный, словесный, работа с учебником, метод пометок, практический, частично-поисковый.

Технология: продуктивное чтение, проектная (создание мини-проекта)

қ

Николай Иванович Сладков (1920-1996) Николай Иванович Сладков родился в Москве 5 января 1920 года в семье простого рабочего. Учился и жил в Ленинграде. Посещал кружок юных натуралистов при Ленинградском зоологическом музее, где познакомился и подружился с Виталием Бианки.

В годы Великой Отечественной войны служил офицером-топографом, Имеет семь правительственных наград. По окончанию войны каждую свободную минуту Сладков обращается к изучению природы.

«Природа волновала и влекла меня всю жизнь, — говорит он,- ее красота, тайны, обаяние, удивительная стройность и слаженность, неисчерпаемость познания поражали воображение и влекли сердце. Поэтому все книжки мои о ней.

» У Сладкова много увлекательных дорог, однако эти дороги не только увлекательны, но еще и трудны; чтобы идти по ним надо быть смелым человеком. Н. Сладков — человек смелый . Стремясь раскрыть тайны природы, он карабкался по скользким сыпучим скалам, пробирался через буреломы, спускался в заброшенные колодцы пустынь.

А когда лед покрывал озера и реки, — спускался в легком самодельном костюме водолаза в проруби и смотрел, «где раки зимуют?» На встречу один на один с медведем, волками, рысью отважится далеко не каждый, даже вооруженный. А Сладков подкрадывался к хищникам, ядовитым змеям с одним фотоаппаратом в руках.

Любовь к зверю заставляла его быть спокойным в самых опасных ситуациях. Через все его произведения проходят основные мотивы: » В лес пойдешь — кого-нибудь да увидишь. А увидишь — узнать захочешь. Узнаешь — непременно полюбишь. А полюбишь — в обиду не дашь. Уж так человек устроен — что любит, то и защищает».

Всего Николай Сладков написал более шестидесяти книг. В них он говорил о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает нам, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Николай Сладков писал о том, что знал лучше всего, что любил больше всего и чему больше всего удивлялся. Всю жизнь Николай Иванович Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами.

2)Целевая установка
Сегодня мы знакомимся с произведением «Загадочный зверь». Это рассказ-загадка. Мы будем читать по частям и пробовать разгадать эту загадку. Просьба – не забегать вперед, строго соблюдать инструкции.

— Можно ли по названию определить , о ком этот рассказ? (ответы детей)

3) Чтение с остановками.
После каждой остановки дети пробуют отгадать, что же это за зверь.

Итог: белка.

Могли ли вы сразу догадаться о ком этот рассказ по одному названию?

4) Повторное чтение (по ролям),

Физминутка (о белке под музыку)

3) Работа с текстом после чтения. Беседа о прочитанном

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.

-Какие птицы и животные встретились в рассказе?

(дятел, осоед, дрозд, лесная мышь, кошка, цапля, куница, свинья)

— Что вы узнали о них? Раньше вы это знали?

Слайды птиц , животных с кратким описанием

(дятел — жуки, муравьи; осоед – осы, шмели; дрозды – гусеницы, личинки; лесная мышь – сброшенные лосиные рога; цапля – ящерицы, рыба; куница – птенцы, птичьи яйца).

— Что нового вы узнали о белке? Какой рисунок можно нарисовать к этому рассказу? А что вы знали о белке из рассказа?

-А теперь нам нужно создать рекламу этого рассказа, чтобы другим было понятно , о чём эта книга. (для маленьких)

1 шаг. «Лучше один раз увидеть…»

2 шаг. «Не проходите мимо!»

Изображение белки можно встретить на гербах городов.

  • Герб ЗеленоградаГерб Якутска
  • Герб Эккернфёрде, Германия

Белка на 50 белорусских копейках, 1992, Купюра называется «белочка»

Сидит белочка в тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

кому в зобок, Кому в лапочку.

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету

он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал. (Белка)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке — летом. (Белка)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

Хожу в пушистой шубе,

живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

Хвост пушистою дугой, —

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле. (Белка)

Белку ловить — только ножки отбить. Медведя бояться — и от белки бежать. Бояться волка, бегать и от белки.

Натаскала белка орехов в дупло- Будет ей всю зиму тепло.

Белки зайцев угощали, Им морковку подавали. Все орешки сами съели, А тебе водить велели.

Источник: https://infourok.ru/literatura-tema-n-sladkov-zagadochniy-zver-klass-960804.html

Книга В лесах счастливой охоты. Автор — Сладков Николай Иванович. Содержание — Загадочный зверь

Будто в далёкой деревне косарь косу отбивает, косить собирается.

— Чек-чек! Чек-чек!

За это и назван чеканом.

Живёт чекан в лугах тихо и малозаметно.

Поднимаются травы, наливаются колоски: тучнеют луга. Люди на лугах бывают всё чаще. Ходят, смотрят, прикидывают: не пора ли косить? И к этому-то времени у чеканчиков из гнёзд вылетают птенцы. Птенцы как птенцы: кургузый хвосток, глупый глазок. А брови из пуха.

Начинаются у чеканов тревоги, чеканят они целый день. Всем теперь слышны и видны.

— Чек-чек! Чек! Чек-чек! — будто косу отбивают.

— Пора! — люди говорят. — Время косы отбивать! В самый раз: налились травы, затучнели луга. Чекан зачеканил!

Загадочный зверь

Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка — мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты. И слышу я голосок:

— Угадай, кто я? А ем жуков и муравьёв!

Я подумал и твёрдо сказал:

— Дятел!

— Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!

— Ага! Ты птица-осоед!

— Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

— Гусениц и личинок любят дрозды.

— А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.

— Тогда ты, наверно, лесная мышь.

— И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!

— Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.

— То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.

— Покажись! — крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.

— Покажусь. Только ты признай себя побеждённым.

— Рано! — ответил я.

— Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.

— Может, ты цапля?

— Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

— Похоже, что ты куница.

— Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

Я рассердился и крикнул: «Скорей всего, ты — свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!»

— Сдаёшься? — спросил голосок.

Ветки качнулись, раздвинулись, и увидел я… белку!

— Запомни! — сказала она. — Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки.

Паучок

С дерева вниз спускался на паутинке паучок. Да ловко так: выпускал паутинку и на ней, как на канате, спускался всё ниже и ниже. Я подошёл, чтобы лучше разглядеть этого акробата. Зацепил пальцем паутинную ниточку повыше паука, покачал паука в воздухе, как бумажный мячик «раскидай» на резинке, и стал поднимать поближе к глазам. Да не тут-то было!

Тяну паука за паутинку вверх, а он паутинку разматывает и опускается вниз. Я быстрей тяну, он быстрее разматывает. Я руками перебираю, только пальцы мелькают, а он паутину выпускает и скользит вниз. Как будто я катушку за нитку тяну вверх: тяну, тяну, нитка разматывается, а катушка ни с места. Крутится, вертится, а вверх ни на сантиметр!

Изо всех сил тяну, а паучок всё равно внизу.

И тут подумал я, что этак я паука, как катушку с нитками, до конца размотаю! Ведь иссякнет же он когда-нибудь, будет же конец его паутине? Размотается весь на паутину — тут ему и конец. За что же беднягу так?

Оборвал я паутинную нить, пустил паука на землю. Помчался он со всех своих восьми ног. Здорово так, сразу видно, что не весь ещё вымотался. Осталось ещё паутины на сеть — комаров ловить. Пусть ловит: кусаются комары здорово!

Читайте также:  Конспект нод по фэмп в подготовительной группе. треугольник

Птичьи посты

Залетела осенью на нашу речку серая цапля. Стал я за ней охотиться. Да только время зря потерял.

Ноги у цапли высокие, шея длинная. Вытянется, жёлтым глазом с высоты поведёт — сразу увидит охотника. Днём от её глаз не спрячешься.

Стал я ночью счастье пытать.

Я так думал: замечу с вечера, на какой речной косе цапля сядет на ночлег, и ночью, в темноте, подтаюсь к ней.

Лёг я с вечера на высокий берег и стал смотреть.

Вода в реке розовая, и сизый парок над ней шевелится. На розовом речная коса — как чёрный клин. И на самом острие клина — точка. Это цапля.

Днём по такому открытому месту подобраться и не думай. Тут всё как на ладони. А вот ночью попробовать можно. По песку можно тихо пройти. Заблудиться негде — справа и слева вода. Прямо к цапле и выйду.

Солнце опустилось за лес. Река стала серой. Холодом потянуло. Жду. Вот и первые звёздочки на небе: одна, две, три… Пора! До полной темноты добрался я до кустов у основания косы.

Тишина. Слышно только, как вода под берегом бормочет да сердце моё стучит.

Постоял, отдышался, ружьё половчее перехватил: ни пуха ни пера!

Но только шагнул — хрустнула под сапогом сухая тростинка! Я замер. Но, кажется, обошлось. Только луговые коньки в тростнике услыхали — перепискнулись. Коньков кулички услышали — ответили с косы тонким куличиным свистом. Ещё дальше селезень крякнул. И стихло всё.

Крадусь по песку чуть слышно.

Чувствую, что суживается клин косы всё больше и больше — всё громче бормочет вода справа и слева. И какой-то шорох — то ли ветерок, то ли птичьи крылья.

Стоп! Конец косы, самое остриё. А цапли нет!

Свечу фонариком; вот следы трёхпалые на песке, белые кляксы, пёрышко серое. Только что тут была!

Топчусь по песку на одном месте. Увидеть цапля меня не могла. Ночь — хоть глаз выколи. И услышать не могла. По песку я неслышно шёл, а что тростинка под сапогом хрустнула, так то полкилометра от цапли. Разве хруст тростинки за полкилометра слышен?

Тростинки… А зачем ей тростинка? Цапля другое услыхала!

Хрустнула тростинка — всё равно что сказала: «Враг!» Услыхали хруст только коньки в кустах. Услыхали и пискнули по-своему: «Враг! Враг!» Коньков кулики услыхали, по-куличиному свистнули: «Враг!» Куликов — утки. Утиный кряк услышала цапля. Все насторожились.

Я ещё далеко, а про меня уже все знают, все ждут. Не спят, прислушиваются, всматриваются.

Кулички крылышками прошумели — утки шеи вытянули близко! Утки взлетели — цапля приготовилась. И улетела.

Вот что значит наступить на тростинку, когда вокруг тебя птичьи посты!

Хитрые птицы! На ночлег так садятся, чтобы их кто-нибудь да сторожил.

Коньков — тростинки сухие сторожат. Куликов — коньки. Уток — кулики. А цапля ночует посреди стаи уток. Попробуй-ка захвати таких врасплох!

Здорово у птиц: всяк пищит за себя, а польза всем!

Так и не добыл я для музея цаплю. Не сумел перехитрить птиц.

Время

Никогда я раньше не думал о времени. Идёт оно неслышно, течёт невидно. Час за часом, день за днём. Смотришь, уж и суббота, а там воскресенье. Ну и хорошо, что суббота и воскресенье!

Смотреть на часы или заглядывать в календарь — это ещё не значит понимать время.

Думать о времени меня научили… мыши и дятлы.

Встречаю я их в лесу весь год. Вся их жизнь на моих глазах.

У птиц и зверюшек тоже есть свои причуды. Вот мышь полёвка. Эта до невозможности чистоплотная. Моется после еды и перед едой, моется перед сном и после сна. Зевнёт — помоется, чихнёт — помоется, почешется — помоется. После игры моется, после драки моется. В жару моется, в холод моется. Вымоется и помоется.

Или летучая мышь. Эта любит поспать. Всю зиму спит беспробудно — сразу полгода! Потом от восхода до заката спит. А по ночам как повезёт: чуть дождь — спит, ветер — спит, холодно — спит. Выспится и дремлет.

Ну, а дятлы — работяги. Уткнутся носом в дерево и долбят. Зима ли, лето — долбят. С зари до зари. В вёдро и в непогоду. Круглый год; как только носы не сломают!

Источник: https://www.booklot.ru/authors/sladkov-nikolay-ivanovich/book/v-lesah-schastlivoy-ohotyi/content/3634510-zagadochnyiy-zver/

Внеклассное чтение «Рассказы Н.Сладкова » Тема: Н. Сладков «Загадочный зверь», «Звериная баня», «Пылесос»

Внеклассное чтение «Рассказы Н.Сладкова »

Тема: Н. Сладков «Загадочный зверь», «Звериная баня», «Пылесос».

Цели и задачи урока:

Ознакомить учащихся с рассказами писателя.

Воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.

Развивать наблюдательность, мышление.

Формирование читательского интереса.

Формирование качеств творческого читателя (внимательное, вдумчивое чтение, осмысление роли средств речевой выразительности; особое внимание не только к смыслу слова, но и к его форме).

Знакомство с новым жанром “природоведческая сказка”.

Взгляд на творчество писателя через его произведения.

Развитие фантазии.

Работа над спецификой детской литературы.

Оборудование: презентация, выставка книг писателя, портрет писателя, пословицы.

Ход урока.

1. Организационный момент Слайд № 1

-Ребята, сядьте правильно, мы начинаем урок чтения. С каким настроением вы пришли на урок, покажите ваши эмблемы.<\p>

(Смайлики) Слайд № 2

Приготовьтесь быть активными, хорошо работать. Не забудьте о правилах приличного поведения.

Мотивация учебной деятельности.

Кто много читает, тот много знает. Слайд № 3

-Это пословица.

-Как вы её понимаете? (ответы учащихся)

(Итог учителя)

2. Постановка целей

Я знаю, что вы любите отгадывать загадки, думать, рассуждать. Слайд № 4

Отгадайте загадки: Слайды 5-11

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж.)

Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (Заяц.)

Серый ворище, по лесам, полям рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк.)

Дикий зверь тропой бежит,

То как хрюкнет, завизжит.

С ним детишек караван,

Этот зверь лесной – …

(Кабан)

Рыжий маленький зверёк

По деревьям прыг да скок.

Он живёт не на земле,

А на дереве в дупле.

(Белка.)

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает

Эта птица — круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра:

— Просыпайтесь поскорей. —

Всех торопит (Воробей)

– В какую группу можно отнести отгадки? (животные.)

– Как вы думаете, о чём пишет писатель, с произведением которого мы будем сегодня работать? (о животных и птицах, о природе)

3. Работа по теме урока.

1. Чтение стихотворения учеником наизусть. Слайд № 12

— Прослушайте стихотворение.

Храм природы

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

(А. Смирнов)

Учитель:

— Так вот, ребята, давайте мы с вами сегодня окунёмся в мир природы.

Отгадывая загадки о природе, вы познаёте мир растений, животных, наблюдаете за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.

Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.

Таким человеком был детский писатель Н. Сладков. Рассказы этого писателя любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.

2. Знакомство с биографией писателя.

— Давайте немножко ближе познакомимся с творчеством этого писателя.

Слайды № 13 -15

Ученик: Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе. Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил и интересовался природой.

Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. С Виталием Валентиновичем Бианки – замечательным писателем, ставшим его учителем, другом и единомышленником – он познакомился, будучи юннатом (участники кружка по изучению природы).

Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов.

Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.

3. Рассматривание выставки книг Слайд № 16

Читайте также:  Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. комнатные растения. школа россии

– Посмотрите, какие книги написал Н.И. Сладков. Вот некоторые из них.

Беседа по прочитанным произведениям.

Выборочное чтение.

4. Чтение рассказа Н.И. Сладкова «Загадочный зверь». Слайд № 17

Чтение произведения «Загадочный зверь». Это рассказ-загадка, сказка –несказка. Мы будем читать по частям, и пробовать разгадать эту загадку. Просьба – не забегать вперед, строго соблюдать инструкции.

Чтение с остановками.

После каждой остановки дети пробуют отгадать, что же это за зверь.

Беседа.

  • Кто же запомнил, с кем можно спутать белку, если судить о ней только по тому, что она грызет орешки?
  • Кто запомнил, с кем же рассказчик путал белку? Слайды № 18-26
    • С кошкой …картинка на экране.
    • С дятлом…картинка
    • С цаплей…картинка
    • С мышкой…картинка
    • С дроздом…картинка
    • С осоедом…картинка
    • С куницей…картинка

5. ФИЗМИНУТКА ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЛЕСНАЯ ФИЗМИНУТКА» Слайд № 27-28

— А теперь ребята, ответьте мне на вопрос. Ходят ли звери в баню? Мы узнаем об этом, прочитав рассказ «Звериная баня»

Чтение произведения «Звериная баня». Слайд № 29

— Так, ходят ли звери в баню?

— Для чего ходят в баню дикие кабаны?

— А знали ли вы об этом раньше?

— Понравился ли вам рассказ?

— А теперь давайте прочитаем ещё один рассказ Н. Сладкова, который называется «Пылесос»

Чтение произведения «Пылесос» Слайд № 30

— Как вы думаете, о чём этот рассказ?

(предположения учащихся)

— Давайте прочитаем рассказ, и узнаем, верны ли ваши предположения.

Чтение произведения «Пылесос»

— Так что же это за «пылесос»?

— Что делал воробей в скворечнике?

— Понравился ли вам рассказ?

6. Работа с пословицами Слайд № 31

– Николай Иванович также сочинял пословицы. Давайте с вами поиграем и соберем пословицы, которые рассыпались.(Ребятам предлагаются конверты со словами пословицами . Работа в группах)

  • Муха с мухоловкой не уживутся.
  • На муравейнике долго не усидишь.
  • Любит кошка рыбку, да не любит воду.
  • Жалобы зайца лису не разжалобят.
  • Когда цапле хорошо, — лягушкам плохо.
  • Дрова в лес не возят.

Проверка работы.

7. Рефлексия.

– О каком писателе вы узнали сегодня на уроке?

– Что нового узнали на уроке?

– Что вам особенно понравилось из прочитанных произведений?

– А закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением М. Дудина «Берегите землю!»

Берегите землю! Слайд № 32

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

(М. Дудин)

8. Домашнее задание. Слайд № 33

Чтение произведений Н.Сладкова, придумать свой рассказ – загадку на тему «Загадочный зверь»

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/vnieklassnoie-chtieniie-rasskazy-n-sladkova-tiema-n-sladkov-zaghadochnyi-zvier-zvierinaia-bania-pyliesos

Читать

Книжка эта — про наших земляков. Про птиц и зверей. Они вместе с нами живут на Земле. А земляков своих и соседей надо знать. Ведь во всём огромном космическом мире нет больше таких птиц, таких зверей и таких растений. Другие, может, и есть, а таких нет.

Потому-то, наверное, встречи с ними всегда приносят радость и новые впечатления. Если ты художник, то увидишь новые сочетания красок. Если музыкант, — услышишь новые звуки. Скульптора поразит совершенство и красота формы. Учёный задумается над новой загадкой.

А просто любящий природу подивится огромному разнообразию жизни.

Но особенно радостны и интересны должны быть такие встречи для вас, ребята. Сколько открытий они вам несут!

Например, вы узнаете, что не все смотрят на мир только двумя глазами — у паука их восемь! Не все дышат ртом — крохотный водяной циклопик дышит… ногами. Не все слушают ухом — черепаха может слышать и животом.

И с каждой такой встречей горизонт будет раздвигаться всё шире, будто вы поднимаетесь на высокую гору.

Но чтобы такие встречи были, с лесом надо дружить. Лес открывается только своим друзьям. Чужаков он встречает недружелюбно и старается насолить им. А уж на это он мастер!

Если вы в крепких сапогах и плотной куртке, так он не станет напрасно стегать ветвями по бокам и ногам, а будет метить в глаз, хлестнёт по замёрзшему уху.

Ну, а если дело летом и вы босиком, он ловко подбросит под голую пятку колючую шишку или воткнёт между пальцев сучок.

Уж какой-нибудь недогляд да найдёт! Дырочка в сапоге — нальёт ледяной воды. Ворот распахнут — горсть колючей хвои за шиворот. Руками размахался — сейчас же по рукам жгучей крапивой!

Всё видят его зелёные глаза, до всего дотянутся цепкие зелёные руки. И до тех пор будет шпынять, пока не узнаете его характер. А характер у него, в общем, ничего. И узнать его просто. Надо только постараться увидеть, как улыбаются солнцу деревья, услышать, как кусты и травы просят пить, и понять, о чём говорят птицы и звери, — только-то и всего!

Нет, лес для человека не только дрова, луга не только сено, а живые существа — не только пух да перо.

Кроме пера и пуха, есть у них ещё и жизнь, полная удивительных тайн…

Охота за этими тайнами — радостная охота.

Это и есть счастливая охота.

Счастливая охота в родных лесах.

Тропинки в горах разбегаются лучиками. И у каждой тропинки свой смысл. Вот одна протянулась к роднику — это «водяная» тропинка. Другая — в лес, к валежнику — это «дровяная». Вьётся, вьётся, спешит вниз, в долину, «домашняя» тропинка — дорога к дому.

Но есть в горах и другие тропинки. Кто их проложил — человек или зверь, — неизвестно. Их и заметить-то не просто. Только если пригнёшься, увидишь на осыпи, под серыми скалами, тёмную ниточку. Это и есть та самая тропинка. Шириной она в два козлиных копытца. Никто не знает, куда она ведёт. Потому и называют эти тропинки «безымянными».

Пойдёшь по «водяной» тропе — найдёшь воду. По «дровяной» — дрова.

Я выбрал себе безымянные тропы — и вот что на них увидел.

Я охотник и не новичок в горах. Но такого мрачного нагромождения скал мне ещё не приходилось встречать. Крикнешь, — из провалов и пропастей гаркнет в ответ стоголосое эхо. Идёшь, — в спину тебе будто упорно смотрит кто-то; обернёшься — никого нет.

Скалы мертвы. И пусты. А ведь путь охотника красят встречи. Трудно идти, когда ничего не ждёшь впереди.

Ломает высота. Даже на привале сердце стучит быстро-быстро. И дышишь, как загнанная лошадь.

Вечер застал меня высоко в этих диких скалах.

Собираю пучки колючей травы и растапливаю на них в котелке снег. Трава сырая. Дым от неё густой, зелёный и едкий. Вода становится горькой, как хина. Сухарь холодный, крепкий — не угрызть!

Пора в спальный мешок.

Блаженны минуты, когда после выматывающих силы подъёмов залезешь, наконец, в мягкий и тёплый спальный мешок и растянешься в нём на покое! Но тут кругом так мрачно и дико, что и отдых не радует.

Глубоко внизу застыло холодное облачное море. Горный хребет в нём как изрезанный морской берег.

Тишина. Напряжённое ухо ловит отдалённый, еле слышный рёв. Это шумят водопады глубоко внизу, под облаками.

Из-за чёрной скалы, похожей на запрокинутую морду зверя, вылезает узкий зелёный клык месяца.

Холодина! С головой залезаю в мешок. Но и в мешке не согреться. Пахнет мокрой овчиной. В бока впиваются острые камни. Дышать в мешке ещё труднее.

Не радуют и мысли о завтрашнем дне: опять голые скалы, снег, тяжёлые подъёмы…

Заснул под утро.

… Разбудили меня какие-то непонятные звуки, ворчание, сухой скрип, будто что-то жёсткое тёрлось о камень.

Осторожно высовываюсь из мешка и подтягиваю к себе карабин.

Горы чёрные, без глубины, как вырезанные из бумаги. Белое облачное море внизу, тронутое зарёй, розовеет.

Глаз не оторвать: пенистое розовое море с чёрными островами гор! Это так необычайно, что забываю и про холод, и про непонятные звуки.

Но вот опять скрип, ворчание, шлёпание. Приподнимаюсь на локте и вижу: над пропастью на каменной плите сутуловатые силуэты чудовищ. Чёрные на розовом. Их двенадцать. Они похожи на горбатых старух. Головы у них втянуты в плечи. Большие крючковатые носы торчат прямо из груди.

Вот зашевелились. Переступают с лапы на лапу. Вытянули змеиные шеи к земле. Шеи-змеи раскачиваются. Слышно сердитое ворчание.

И вдруг все разом подняли головы.

Раздался костяной звук: чудовища столкнулись тяжёлыми костяными носами!

Столкнулись и разошлись; грузно, вперевалку заковыляли по плите, волоча по земле свои громадные приспущенные крылья. И тут послышался тот сухой скрип, что меня разбудил, — это их жёсткие перья тёрлись о камень.

Я узнал этих чудовищ. То были сипы — огромные птицы горных высот, птицы-мертвоеды. Белоголовые грифы, ростом много больше самого крупного из орлов — беркута. В размахе крыльев сипа чуть не три метра.

Вот одна из этих чудовищных птиц остановилась, закинула голову на спину. Из разинутого клювища вылетело облачко пара. Громкий хриплый клёкот понёсся в скалы. Каждая трещина, каждый провал повторили крик.

Читайте также:  Праздник осени в начальной школе. сценарий, 1 класс

После первого заклекотал второй сип, потом третий. Скалы кричали голосами сипов.

Вот сипы перестали кричать и, скрипя крыльями, заковыляли обратно к краю пропасти. Сошлись, закачались, опустив шеи и переваливаясь с лапы на лапу. И опять внезапно, как по команде, подняли и сдвинули головы — стукнулись чугунными клювищами!

Показалось из-за горы солнце. Со скал живо сбежала чёрная тень. Побелел синий снег. Розовое море стало жёлтыми облаками. Облака раздвинулись — и рёв подоблачных водопадов стал яснее и громче.

Чудовищные птицы не кажутся уже чёрными. Жёлто-бурые, с длинными белыми шеями, они все повернулись в одну сторону и молча смотрят, как из-за чёрной скалы, похожей на запрокинутую морду зверя, медленно поднимается солнце.

Когда солнце поднялось над скалой, среди сипов опять началось движение. Один за другим они неуклюже поскакали к самому краю каменной плиты, помогая себе полураспущенными крыльями. С ходу прыгали вниз, в бездну. Сейчас же поднимались из неё, распластав огромные крылья навстречу утреннему ветру. Ветер посвистывал в их широко расставленных маховых перьях.

Один за другим сипы большими кругами поднимались над горным хребтом и исчезали в безоблачном небе.

Улетели сипы. Стал собираться и я. Весело собирался.

Усталости как не бывало. И вода стала вроде не такая уж горькая. И сухарь вкусен. И трудный путь не страшит.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=199362&p=33

Занятие «Загадочный зверь» (по рассказу Н.Сладкова) для детей старшего дошкольного возраста

Ход занятия

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным и загадочным зверем. Вы все его, конечно же знаете. Сейчас я вам загадаю загадку, и вы сразу же догадаетесь, о ком пойдет у нас сегодня на занятии речь.

С ветки на ветку

Могу я летать.

Рыженький хвост

Никому не поймать.

Некогда летом

В лесу мне играть —

Надо грибы

Для зимы собирать.

(Белка)

Слайд 2

— Да, конечно, это белка. Расскажите мне про белку. Что это за зверек, где она живет, какой у нее домик, чем она питается (ответы детей).

(Слайд 3)

Сегодня мы с вами прочитаем коротенький рассказ Николая Сладкова «Загадочный зверь». Этот рассказ с одной стороны шуточный, с другой стороны поучительный. После прочтения мы с вами обсудим, как рассказ может быть и шуточным и поучительным одновременно.

Громкие чтения

Николай Сладков «Загадочный зверь»

Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, му­холовка — мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты. И слышу я голосок:

— Угадай, кто я? А ем я жуков и муравьев! Я подумал и твёрдо сказал:

(Слайд 4) Дятел!

— Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!

(Слайд 5)

— Ага! Ты птица-осоед!

— Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

(Слайд 6)

— Гусениц и личинок любят дрозды.

— А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.

(Слайд 7)

— Тогда ты, наверно, лесная мышь.

— И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем мышей!

(Слайд 8)

— Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.

— То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.

— Покажись! — крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель,

откуда слышался голосок.

— Покажусь. Только ты признай себя побеждённым.

— Рано! — ответил я.

— Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.

Слайд 9

— Может, ты цапля?

— Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

(Слайд 10)

— Похоже, что ты куница.

— Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

Я рассердился и крикнул:

— Скорей всего, ты — свинья!

(Слайд 11)

— Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!

— Сдаёшься? — спросил голосок.
Ветки качнулись, раздвинулись, и увидел я… белку!

— Запомни! — сказала она. — Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухо­ловки глотают не одних мух. А белки грызут не одни орешки.

Обсуждение прочитанного

— Ребята, что нового вы узнали для себя из этого рассказа? (дети рассказывают).

— А почему рассказ поучительный, чему нас учит белочка?

Так чем же питается белка? Давайте еще раз посмотрим и повторим

(Слайды 13-25) Дети называют то, что видят на слайде

— Получается, что животные едят гораздо больше вещей, чем мы знаем. Так? Что нам белка из рассказа сказала: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не одни орешки.

— А у кого из вас дома есть кошка? А что она ест? (Ответы детей). И кошка, значит, ест не только рыбу.

— Давайте сделаем каждый свою белку. Сегодня мы будем работать в технике аппликации. Нам необходимо вырезать части картинки белки, правильно расположить на листе и наклеить. Также вы можете нарисовать лес, в котором ваша белочка будет жить. Если хотите, можете рассказать о вашей белочке.

— Сегодня вы берете домой книгу Николая Сладкова «Загадочный зверь» и вместе с родителями еще раз прочитайте рассказ о том, что ест белка. Не забудьте заполнить дневник читателя. До встречи

Фотоотчет

Приложение № 1

Аппликация по теме мероприятия

Анкета читателя

Источник: http://old.lib-pk.ru/articles/22-zanjatie-zagadochnyi-zver-po-rasskazu-n-sladkova-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Н.Сладков Загадочный зверь — Литературное чтение

 Спам1 Tatika   (21.11.

2013 20:47)

Добрый вечер, Ольга Владимировна! Позвольте дать Вам несколько советов: слайд №3-точка должна стоять после кавычек; в биографии писателя есть ненужные подробности типа «Государственной премии имени Н. К.

Крупской»; у меня сложилось впечатление, что ребусы и рисунки не сканировали, а фотографировали (подвело качество работ). А Вы первая, у кого я вижу ребусы на этапе «Эрудиты». Молодцы!

 Спам2 Августина   (21.11.2013 22:26)Ольга Владимировна, спасибо за участие в проекте. Соглашусь с Татьяной Георгиевной, пострадало качество фото, без сомнения, большой плюс этапа «Эрудиты» в непосредственном участии в создании ребусов самих детей, однако восприятие нарушено. Ольга Владимировна, может быть есть возможность отсканировать и заменить рисунку на более качественные?

Кстати, думаю это стоит сделать и с фото Сладкова.

 Спам3 kustova722   (21.11.2013 23:59)Спасибо за рекомендации. Улучшить качество рисунков нет возможности.

 Спам4 esvetlana   (22.11.2013 09:23)Добрый день. Ольга Владимировна! По представленной работе видно, что постарались Вы и Ваши ребятишки, но несколько портят впечатление фотографии Н. Сладкова — в Интернете можно найти более высокого качества. На 4. 5 слайде очень много информации. но нет ни одной фотографии — ребятам такой слайд не понравится. И у Вас нет описания того, что можно взять с данного сайта. Светлана Симоновна

 Спам5 ElenaPol5   (22.11.2013 15:14)Здравствуйте, Ольга Владимировна! Ваши детки — молодцы! Второклашки нашли много новой для них информации о кунице, некоторые, может быть, первый раз слышали о таком зверьке. Для своего возраста составили замечательные ребусы, нарисовали рисунки, и конечно же, узнали о писателе Н.Сладкове. Думаю, данная презентация будет интересна и их товарищам. Рекомендации по улучшению презентации: на титульном слайде следует разграничить фамилию писателя и название произведения «Н. Сладков Загадочный зверь.», обрезать с фотографий магниты, оценки, лишние надписи, заменить нечеткие фото, 4 и 5 слайд оживить фотографиями. Удачи Вам и Вашим помощникам!

 Спам6 baltaeva72   (22.11.2013 17:45)Ольга Владимировна! Хорошая работа. Мне тоже понравились ребусы, интересные и доступные детям. Сама с удовольствием порешала. Лаконично, но максимально полно дан материал о кунице. Картинки большие, чёткие, яркие. В тексте презентации о жизни и творчестве писателя на каждом слайде есть пунктуационные ошибки. На третьем слайде — «…семья переехали в Ленинград».

 Спам7 ира29   (22.11.2013 21:16)Добрый вечер, Ольга Владимировна! Ваши юные исследователи проделали большую творческую работу. Они сумели собрать интересные сведения о кунице, придумали ребусы. Молодцы! Согласна с мнением коллег по поводу качества фотографии Н. Сладкова. Прошу Вас обратить внимание на 1 слайд (после заголовка точка не ставится).

С уважение, Ирина Викторовна.

 Спам9 Bolutanovanv   (23.11.2013 10:31)Ольга Владимировна, спасибо за предоставленную работу! Ребята подобрали много интересного и познавательного материала — молодцы! Рисунки детей замечательные, к сожалению, не очень хорошего качества. Удачи Вам и Вашим ученикам!

 Спам10 Vlanag   (23.11.2013 15:36)Уважаемая Ольга Владимировна! Необычный ребус — интересно! Красивые рисунки. Молодцы ребята! Подобран познавательный материал об авторе, но детей надо учить правилам оформления презентации. Согласна с мнением коллег.

Смутило то, что все время надо переключать щелчком. Если подработать, получится прекрасная работа.

 Спам11 kustova722   (23.11.2013 20:52)Презентацию доработала, загрузила изменённый материал.

Источник: http://metodsovet.su/load/nach_lit_chtenie/proek_deyat/n_sladkov_zagadochnyj_zver/91-1-0-5530

Ссылка на основную публикацию