Рассказ про рогоз, 2-3 класс. окружающий мир

3 класс. Окружающий мир. Болото и его обитатели – Болото и его обитатели

Рассказ про рогоз, 2-3 класс. Окружающий мир

Ни море, ни земля, ко­раб­ли не пла­ва­ют, и хо­дить нель­зя – так в ста­рин­ной книге за­га­ды­ва­ет­ся бо­ло­то

Бо­ло­то

Бо­ло­то – это ши­ро­ко рас­про­стра­нен­ное в нашей стране при­род­ное со­об­ще­ство. По­смот­ри­те на фи­зи­че­скую карту Рос­сии: какую зна­чи­тель­ную тер­ри­то­рию за­ни­ма­ют бо­ло­та. Топ­кое место, кочки, тря­си­на, ка­мы­шо­вые за­рос­ли, ред­кие ку­стар­ни­ки.

Как об­ра­зо­ва­лось бо­ло­то? Ко­гда-то на этом месте было неболь­шое озеро, ко­то­рое не имело стока, бе­ре­га его быст­ро по­рос­ли ка­мы­шом, ро­го­зом. Со дна под­ни­ма­лись кув­шин­ки, лилии.

Каж­дый год ка­мы­ши и трост­ник раз­рас­та­лись, все боль­ше вы­сту­па­ли с бе­ре­гов на воду, пе­ре­пле­та­лись стеб­ля­ми, за­кры­вая воду, на стеб­лях се­ли­лись мхи, они впи­ты­ва­ли влагу и вода за­ста­и­ва­лась. Про­шло несколь­ко де­сят­ков лет, и рас­те­ния со­всем за­хва­ти­ли озеро и за­кры­ли воду.

С каж­дым годом за­рос­ли ста­но­ви­лись все гуще. И вот об­ра­зо­вал­ся тол­стый слой почти до са­мо­го дна. Вот по­че­му, когда идешь по бо­ло­ту, так пру­жи­нят кочки, вяз­нут ноги, того и гляди – про­ва­лишь­ся.

Может быть, ре­чуш­ка лес­ная текла не спеша и по­сте­пен­но в ни­зи­нах за­рас­та­ла тра­ва­ми или ключ бил из земли и все во­круг про­пи­тал водой. Вот так воз­ник­ли на этих ме­стах ко­пил­ки воды – бо­ло­та.

Много воды – зна­чит, стали расти вла­го­лю­би­вые травы и ку­стар­ни­ки, и звери с пти­ца­ми се­лят­ся такие, каких толь­ко на бо­ло­те и уви­дишь. По­верх­ность неко­то­рых болот густо по­кры­та мхами. Осо­бен­но много воды спо­со­бен впи­ты­вать мох сфаг­нум, что с гре­че­ско­го зна­чит «губка» (рис. 2).

Сфаг­нум

Сфаг­нум об­ла­да­ет осо­бым свой­ством уби­вать мик­ро­бов. По­это­му остат­ки от­мер­ших ор­га­низ­мов пол­но­стью не пе­ре­ра­ба­ты­ва­ют­ся, скап­ли­ва­ют­ся под слоем мха, уплот­ня­ют­ся, и в ре­зуль­та­те об­ра­зу­ет­ся торф – го­рю­чее по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Тол­щи­на торфа может до­сти­гать 3–4 мет­ров и более.

Имен­но на этой тор­фя­ной по­душ­ке живут дру­гие оби­та­те­ли бо­ло­та. Торф очень на­сы­щен водой, и он почти не со­дер­жит кис­ло­ро­да, необ­хо­ди­мо­го для ды­ха­ния кор­ней. По­это­му на бо­ло­тах могут расти лишь немно­гие рас­те­ния. Чаще всего на гу­стом ковре мха по­се­ля­ют­ся ба­гуль­ник, осока, клюк­ва (рис. 3–5).

Ба­гуль­ник бо­лот­ный

 Осока

Клюк­ва

Среди бо­лот­ных рас­те­ний клюк­ва осо­бен­но це­нит­ся. Люди из­дав­на со­би­ра­ют эту це­леб­ную ягоду. Кроме клюк­вы на бо­ло­тах рас­тут и дру­гие вкус­ные ягоды: го­лу­би­ка , мо­рош­ка.

 Го­лу­би­ка

Морошка

На бо­ло­тах при­спо­со­би­лись такие тра­вя­ни­стые рас­те­ния, как пу­ши­ца, трост­ник, аир, камыш и рогоз

Пу­ши­ца

Аир

Рогоз имеет боль­шие темно ко­рич­не­вые го­лов­ки, ко­то­рые плот­но сло­же­ны из сырых во­лос­ков. Под во­лос­ка­ми зреют се­ме­на, осе­нью, когда се­ме­на со­зре­ва­ют, во­лос­ки под­сы­ха­ют и сама го­лов­ка ста­но­вит­ся очень лег­кой.

За­де­нешь ее – и вот во­круг тебя ле­та­ет свет­лый пух. На во­лос­ках-па­ра­шю­ти­ках се­ме­на ро­го­зы раз­ле­та­ют­ся в раз­ные сто­ро­ны. Еще в про­шлом веке из этого пуха де­ла­ли спа­са­тель­ные жи­ле­ты.

А из стеб­ля ро­го­зы из­го­тав­ли­ва­ли круг­лую упа­ко­воч­ную ткань.

На бо­ло­тах встре­ча­ют­ся и необык­но­вен­ные рас­те­ния. Ро­сян­ка (рис. 9) и пу­зыр­чат­ка – это рас­те­ния-хищ­ни­ки.

Ро­сян­ка

Ро­сян­ка ловит и по­еда­ет на­се­ко­мых. На­се­ко­мые быст­рые и по­движ­ные, как же им может угро­жать это рас­те­ние? Мел­кие ли­сточ­ки ро­сян­ки по­кры­ты мел­ки­ми во­лос­ка­ми и ка­пель­ка­ми клей­ко­го сока, по­хо­же­го на росу, от­то­го рас­те­ние так и на­зва­ли – ро­сян­ка.

Яркая окрас­ка ли­стьев и ка­пе­лек при­вле­ка­ет на­се­ко­мых, но, как толь­ко комар или муха сядет на рас­те­ние, он тут же при­кле­и­ва­ет­ся к нему. Ли­сток сжи­ма­ет­ся, а его клей­кие во­лос­ки вы­са­сы­ва­ют из на­се­ко­мо­го все соки.

По­че­му же ро­сян­ка пре­вра­ти­лась в рас­те­ние-хищ­ни­ка? По­то­му что на бед­ных бо­ло­ти­стых поч­вах ей не хва­та­ет пи­та­тель­ных ве­ществ. В день ро­сян­ка спо­соб­на про­гло­тить и пе­ре­ва­рить до 25 ко­ма­ров.

По­хо­жим спо­со­бом ловит до­бы­чу и ве­не­ри­на му­хо­лов­ка

Ве­не­ри­на му­хо­лов­ка

Она имеет ли­сточ­ки, ко­то­рые за­кры­ва­ют­ся как че­лю­сти, когда кто-ни­будь при­кос­нет­ся к во­лос­кам на по­верх­но­сти ли­стьев. По­сколь­ку эти рас­те­ния ред­кие, их нужно охра­нять.

Дру­гую ло­вуш­ку при­ду­ма­ла пу­зыр­чат­ка, на­зва­ли это рас­те­ние за лип­кие зе­ле­ные пу­зырь­ки, ко­то­ры­ми густо по­кры­ты его тон­кие, как ни­точ­ки, ли­стья (рис. 11, 12).

Пу­зырь­ки пу­зыр­чат­ки

Пу­зыр­чат­ка

Все ли­стья у рас­те­ния в воде, кор­ней нет, а над по­верх­но­стью под­ни­ма­ет­ся лишь тон­кий сте­бе­лек с жел­ты­ми цвет­ка­ми. Пу­зырь­ки нужны рас­те­нию для охоты, а охо­тит­ся эта трав­ка на во­дя­ных жи­те­лей: ма­лень­ких рач­ков, во­дя­ных блох, ин­фу­зо­рий.

Каж­дый пу­зы­рек – это хитро устро­ен­ная ло­вуш­ка и од­но­вре­мен­но пи­ще­ва­ри­тель­ный орган. Осо­бая двер­ца за­кры­ва­ет пу­зы­рек до тех пор, пока к во­лос­кам этого от­вер­стия не при­кос­нет­ся ка­кое-ни­будь су­ще­ство. Тогда кла­пан от­кры­ва­ет­ся и пу­зы­рек за­са­сы­ва­ет до­бы­чу.

Из пу­зырь­ка уже не вы­брать­ся, кла­пан, как дверь в ком­на­ту, от­кры­ва­ет­ся толь­ко в одну сто­ро­ну. Внут­ри пу­зырь­ка на­хо­дят­ся же­лез­ки, ко­то­рые вы­ра­ба­ты­ва­ют пи­ще­ва­ри­тель­ный сок. В этом соке до­бы­ча рас­тво­ря­ет­ся, а затем вса­сы­ва­ет­ся рас­те­ни­ем. Пу­зыр­чат­ка очень про­жор­ли­ва.

Уже при­мер­но через 20 минут пу­зы­рек готов за­хва­тить новую жерт­ву.

Как жи­вот­ные болот при­спо­со­би­лись к жизни на влаж­ных ме­стах? Среди оби­та­те­лей болот из­вест­на ля­гуш­ка. Сы­рость по­мо­га­ет ля­гуш­кам под­дер­жи­вать по­сто­ян­но свою кожу во влаж­ном со­сто­я­нии, а оби­лие ко­ма­ров обес­пе­чи­ва­ет им пи­та­ние. На бо­ло­ти­стых бе­ре­гах рек се­лят­ся бобры, во­дя­ные крысы, можно уви­деть ужа и бо­лот­ную га­дю­ку.

Бобр 

Слы­ша­ли ли вы по­го­вор­ку: «Вся­кий кулик свое бо­ло­то хва­лит»? Кулик – строй­ная птица, по­хо­жа на чайку. Эта птица имеет за­щит­ное опе­ре­ние, своим длин­ным клю­вом кулик на­хо­дит в иле за­та­ив­ших­ся там ли­чи­нок ко­ма­ров

Кулик 

Часто на бо­ло­тах можно встре­тить ца­пель (рис. 15) и жу­рав­лей (рис. 16), у этих птиц длин­ные и тон­кие ноги, это поз­во­ля­ет им хо­дить по топ­кой хо­лод­ной грязи, не про­ва­ли­ва­ясь.

Цапля

Пи­та­ют­ся цапли и жу­рав­ли ля­гуш­ка­ми, мол­люс­ка­ми, чер­вя­ми, ко­то­рых много на бо­ло­те. Слад­ки­ми яго­да­ми любят ла­ко­мить­ся на бо­ло­те белые ку­ро­пат­ки, а соч­ны­ми ча­стя­ми рас­те­ний – лоси и ко­су­ли.

Жу­равль

Ве­че­ра­ми и но­ча­ми по бо­ло­ту раз­но­сит­ся чей-то рев, на­по­ми­на­ю­щий рев быка. Что толь­ко не рас­ска­зы­ва­ли люди по этому по­во­ду! Будто во­дя­ной кри­чит или леший с ним по­вздо­рил. Кто ревет и хо­хо­чет на бо­ло­те? Страш­но ревет и ухает неболь­шая по раз­ме­ру птица выпь (рис. 17).

Выпь

У выпи очень гром­кий крик, раз­но­ся­щий­ся на 2–3 ки­ло­мет­ра в окру­ги. Выпь живет в трост­ни­ко­вых за­рос­лях, в ка­мы­шах. Охо­тит­ся выпь на ка­ра­сей, оку­ней, щук, ля­гу­шек и го­ло­ва­сти­ков.

Ча­са­ми непо­движ­но стоит выпь в за­рос­лях у воды и вдруг мол­ние­нос­но мет­нет свой ост­рый, как кин­жал, клюв – и рыбке не уйти. Нач­нешь ис­кать выпь на бо­ло­те – и мимо прой­дешь.

Она клюв вер­ти­каль­но под­ни­мет, шею вы­тя­нет, и ни за что не от­ли­чишь ее от пучка сухой травы или ка­мы­ша.

Но не толь­ко выпь кри­чит ночью на бо­ло­те. Вот сидит на ветке хищ­ная птица филин. Дли­ной она почти 80 сан­ти­мет­ров

Филин

Это ноч­ной раз­бой­ник и нет от него спа­се­ния ни пти­цам, ни гры­зу­нам. Это он так хо­хо­чет на бо­ло­те, когда стем­не­ет.

Жи­те­ли бо­ло­ти­стых мест иной раз но­ча­ми могут на­блю­дать уди­ви­тель­ное зре­ли­ще, как на бо­ло­те тан­цу­ет мно­же­ство го­лу­бо­ва­тых огонь­ков. Что же это такое? Ис­сле­до­ва­те­ли до сих пор не при­шли к еди­но­му мне­нию по этому во­про­су. Воз­мож­но, это вос­пла­ме­ня­ет­ся бо­лот­ный газ. Вый­дут его об­лач­ка на по­верх­ность и на воз­ду­хе за­го­ра­ют­ся.

Люди с дав­них пор по­ба­и­ва­лись болот. Стре­ми­лись осу­шать и ис­поль­зо­вать земли под паст­би­ща и поля и тем самым ду­ма­ли, что по­мо­га­ют при­ро­де. Так ли это? Бо­ло­то при­но­сит боль­шую поль­зу. Во-пер­вых, это при­род­ное во­до­хра­ни­ли­ще прес­ной воды.

Вы­те­ка­ю­щие из болот ру­чей­ки пи­та­ют боль­шие реки и озера. В дождь мхи болот впи­ты­ва­ют из­лиш­нюю влагу, как губки. А в за­суш­ли­вые годы спа­са­ют во­до­е­мы от вы­сы­ха­ния. По­это­му неред­ко после осу­ше­ния болот реки и озера ме­ле­ют.

Ва­сю­ган­ское бо­ло­то – одно из самых боль­ших болот в мире, его пло­щадь боль­ше пло­ща­ди Швей­ца­рии (рис. 19).

Ва­сю­ган­ское бо­ло­то

Рас­по­ло­же­но между ре­ка­ми Обь и Иртыш. В этом бо­ло­те берет на­ча­ло река Ва­сю­ган. Такие реки, как Волга, Днепр, Москва-ре­ка, также вы­те­ка­ют из болот. Во-вто­рых, бо­ло­та – это пре­крас­ные при­род­ные филь­тры.

Вода в них про­хо­дит через за­рос­ли рас­те­ний, тол­стый слой торфа и осво­бож­да­ет­ся от пыли, вред­ных ве­ществ, бо­лез­не­твор­ных мик­ро­бов. В реки из болот по­сту­па­ет чи­стая вода. В-тре­тьих, на бо­ло­тах рас­тут цен­ные ягод­ные рас­те­ния: клюк­ва, мо­рош­ка, го­лу­би­ка.

В них со­дер­жит­ся сахар, ви­та­ми­ны, ми­не­раль­ные ве­ще­ства. Также на бо­ло­тах рас­тут ле­кар­ствен­ные рас­те­ния. На­при­мер, в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны сфаг­но­вый мох ис­поль­зо­ва­ли как пе­ре­вя­зоч­ный ма­те­ри­ал для быст­ро­го за­жив­ле­ния ран.

Ро­сян­ка при­ме­ня­ет­ся для ле­че­ния про­сту­ды и кашля. К тому же, бо­ло­то – это при­род­ная фаб­ри­ка торфа, ко­то­рое ис­поль­зу­ет­ся и как топ­ли­во, и как удоб­ре­ние.

Читайте также:  Проект для начальной школы, 3-4 класс. любимое дерево нашей семьи

За­пом­ни: нель­зя под­хо­дить к за­бо­ло­чен­ной мест­но­сти и к тор­фя­ным раз­ра­бот­кам на бо­ло­те! Это очень опас­но.

На бо­ло­та за­хо­дят мед­ве­ди, олени, ка­ба­ны, лоси, ко­су­ли, ко­то­рые тоже на­хо­дят здесь для себя пищу.

Бо­ло­то – такая же необ­хо­ди­мая часть при­ро­ды, как леса и луга, их тоже надо охра­нять. Уни­что­же­ние болот при­ве­дет к из­ме­не­нию при­ро­ды на всей пла­не­те. В на­сто­я­щее время 150 болот Рос­сии взято под охра­ну.

Се­год­ня на уроке вы по­лу­чи­ли новые зна­ния о бо­ло­те как при­род­ном со­об­ще­стве и по­зна­ко­ми­лись с его оби­та­те­ля­ми. 

источник конспекта – http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/prirodnye-soobschestva/boloto-i-ego-obitateli?seconds=0&chapter_id=2296

источник презентации – http://prezentacii.com/po-okrujayuschemu-miru/13598-boloto-i-ego-obitateli-3-klass.html

источник видео:

http://www.youtube.com/watch?v=qN8xO2m8tDY

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/4310/lesson/14344/unit/34809

Водоем и его обитатели

В данной статье мы подготовили интересную информацию на тему “Водоем и его обитатели” для дошкольников и школьников.

Как известно, жизнь зародилась в воде, а лишь потом некоторые виды организмом перебрались на сушу. В 3 классе мы познакомимся с теми представителями, которые находятся ближе всего к нам.

Существует различная классификация водоемов. По степени солености воды, они различаются:

  • пресные: реки, озера, болота, каналы;
  • соленые: моря и океаны.

Водоемы бывают естественными и искусственными.

Рис. 1. Виды водоемов

Обитатели пресных водоемов:

  • растения;
  • насекомые;
  • рыбы;
  • птицы.

Обитатели соленых водоемов:

  • растения;
  • рыбы;
  • птицы;
  • млекопитающие.

Зеленые насаждения делятся на виды:

  • глубоководные растения;
  • растения, плавающие на поверхности;
  • растения оксигенаторы;
  • растения прибрежной зоны.

Оксигенаторы – это очень важные для пруда растения. Они очищают водоем и сохраняют баланс углекислого газа и водорода, за счет чего вода остается прозрачной.

Таблица “Классификация представителей флоры и фауны пресных водоемов”.

Вид Берег и мелководье Глубина более метра Дно водоема
Растения Тростник, рогоз, камыш, стрелолист, ежеголовник Белая кувшинка, кубышка. Их корни произрастают на дне, а цветки и листья держатся на поверхности. Одноклеточные водоросли
Животные Бобр, выдра, норка, ондатра Рыбы: карась, линь, плотва, язь, щука, окунь, судак, сом Моллюски: беззубка, прудовик, катушка

Рис. 2. Обитатели озера и пруда

Все обитатели является важным звеном в пищевой цепочке. На воде селятся насекомые: водомерки, жуки-плавунцы, которыми питаются лягушки, ужи и гадюки. В свою очередь они являются пищей для некоторых птиц: цапли и зимородки.

Флора и фауна соленых водоемов настолько разнообразна, что трудно сосчитать сколько всего там проживает видов. Некоторых представителей тяжело отличить от растений, а глубоководные животные имеют причудливые формы.

Водоросли играют важную роль в насыщении воды кислородом, крахмалом, сахаром и белком. Они растут на небольшой глубине, поскольку им жизненно необходимо солнце. Самыми распространенными водорослями являются ламинарии. В них содержится много йода, что очень полезно для организма человека.

Не стоит путать с растениями кораллы. Это крошечные животные – полипы, размер которых не превышает зернышко.

Рис. 3. Удивительный коралловый риф

Морские животные живут на различных глубинах. Ближе к поверхности водится планктон. Это одноклеточные организмы, которые являются кормом для множества рыб. В толще воды любят плавать крупные рыбы, акулы, дельфины, черепахи, киты и многие другие.

Самый большой представитель океанской фауны – синий кит. Длина самца – 25 м.

На морском дне живут морские звезды, ежи и лилии. Они имеют колючки, благодаря которым защищаются от хищников. В недрах океанов проживают рыбы, которые не имеют глаз. На глубине более 2000 м. так темно, что ничего не видно, и эти органы им просто не нужны. Зато такие рыбы имеют природные фонарики на туловище.

В данной материале мы рассмотрели, какие обитатели водоемов бывают в реках, озерах, прудах, морях и океанах. Эта тема очень занимательная и интересна детям, поскольку дает возможность заглянуть в удивительный подводный мир.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/okruzhayushhiy-mir/obitateli-solenyh-i-presnyh-vodoemov.html

Задание по окружающему миру (3 класс) : доклад «Проблема бытовых отходов»

Экология это наука о взаимодействии человека с окружающей природой.

Чем бережнее человек относится к окружающей среде, тем лучше экология. К сожалению, в данное время человеческое влияние на Землю очень негативное. Люди загрязняют воздух, почву, реки, моря.

Если так будет продолжаться – все живое на Земле может исчезнуть!

Одной из многочисленных экологических проблем является мусор.

«Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно задохнется в собственных отходах», – сказал когда-то известный физик Нильс Бор.

Каждый день люди производят огромное количество бытовых отходов. Некоторые ученые заявляют, что в среднем 1 человек за год выбрасывает примерно 250кг мусора!

Земля с каждым годом обрастает толстым слоем отходов, и область их распространения постоянно растет.

Если сложить весь бытовой мусор, накопившийся в мире за год, получится гора мусора, высотой 28 километров.

Гибнут леса и реки, погребенные под слоем мусора, гибнут животные, лишившись нормальной среды обитания. Некоторые острова в Тихом океане заполнены мусором и люди там погибают от вредных испарений.

Ярким примером загрязнения может служить —

Мусорный остров в океане.

Проблема началась тогда, когда люди стали активно использовать пластик. Пластик разлагается более ста лет, и благодаря океанским течениям сбивается в огромные острова.

Один такой остров размером более американского штата Техас плавает между Калифорнией, Гавайями и Аляской — миллионы тонн мусора.

Остров быстро растёт, ежедневно в океан со всех материков сбрасывается примерно 2.5 миллиона кусочков пластика и прочего мусора. Медленно разлагаясь, пластик наносит серьёзный вред окружающей среде.

В нашем городе мусор можно наблюдать повсюду. В это воскресенье мы ходили гулять на набережную Свияги и были поражены, в какую свалку превращены берега. Люди выбрасывают бутылки, пластиковые пакеты, одноразовую посуду прямо на первую травку и цветы мать и мачехи.

На это неприятно смотреть.

Чтобы сохранить природу каждый должен начать с себя!

Что можно сделать прямо сейчас.

Использовать не пластиковые пакеты, а многоразовые сумки  из ткани. Покупать напитки в бумажной и стеклянной упаковке. Пользоваться экологичными бытовыми средствами – содой, хозяйственным мылом.

Всегда на природе убирать за собой и складывать мусор в мусорные контейнеры.

Если каждый будет соблюдать эти простые правила, наш город станет гораздо чище и жить в нем будет лучше.

Составил: Слава 9лет.

Источник: http://playroom.ru/zadanie-po-okruzhayucshemu-miru-3-klass-doklad-problema-bytovyh-othodov/

Презентация на тему “Водоём и его обитатели”

  • Скачать презентацию (13.63 Мб)
  • 512 загрузок
  • 3.5 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентационная работа по предмету “Окружающий мир” на тему: “Водоём и его обитатели”, с помощью которой школьники познакомятся с пресными водоемами своего региона, а также узнают какие животные и растения составляют их флору и фауну.

Краткое содержание

  • Работа с учебником
  • Водоемы нашей местности
  • Пресные водоемы
  • Реки
  • Флора и фауна наших водоемов
  • Роль пресных водоемов в жизни животных
  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов17
  • АвторКузнецова Г. Р.
  • Аудитория
  • Словаокружающий мир природоведение водоемы гидросфера экосистема водоемов
  • КонспектОтсутствует
  • Предназначение
    • Для проведения урока учителем
  • Слайд 1Выполнила: Кузнецова Г.Р. учитель начальных классов МОУ СОШ № 19 ГО Верхняя Тура
  • Слайд 2Где бы ты ни жил, около твоего города, посёлка, деревни протекает река, и ты бегаешь туда летом купаться. Люди с давних пор строили свои жилища поближе к воде.- А почему?Стр. 59 учебника
  • Слайд 3Какие водоёмы есть в вашей местности?
  • Слайд 4ПРЕСНЫЕ ВОДОЁМЫ
    • естественные
    • искусственные
    • ручей
    • река
    • пруд
    • канал
    • озеро
    • водохранилище
    • болото
  • Слайд 5
    • В Свердловской области одних только рек около тысячи. Общая их длина – 20.000 км.
    • Во многих местах на реках построены плотины, созданы пруды.
    • Богаты мы и озёрами. Их несколько тысяч.

    Река ЧУСОВАЯ

  • Слайд 6

    Река Тура

    Издавна жил здесь народ манси. Они и дали название нашей реке. Это самая длинная река в области. Тянется на 1.025 км и выходит за пределы нашей области.

    Наш город Верхняя Тура получил своё название, потому что расположился в верховьях этой реки.

  • Слайд 7
    • Какие там растут растения?
    • Какие животные обитают?
    • Что вы можете сказать о поверхности реки?

    Она покрыта маленькими зелеными листочками – ряской.

    Это крошечное растение, плавающее на поверхности воды. Имеет самые маленькие цветы на земле.

  • Слайд 8
    • На поверхности можно увидеть кувшинку и кубышку.
    • Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране.
    • Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять.
    • Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.
  • Слайд 9

    Какие еще растения вы можете назвать?

  • Слайд 10
    • На берегах водоема растет череда -это лекарственное растение.
    • Противовоспалительное, противоаллергическое средство.
  • Слайд 11

    Стрелолист можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра.

    Какую роль играют растения в жизни водоёма?

    Стр.60 учебника

  • Слайд 12

    Роль пресных водоемов в жизни различных животных неодинакова.

    Для многих из них (пиявки, водные клопы, жуки, рыбы и пр. ) пресные водоемы – это среда обитания, где они живут.

  • Слайд 13

    Для других (водоплавающие птицы, некоторые звери) водоемы и побережья – места, в которых они находят обильный корм и надежные убежища.

  • Слайд 14

    А некоторые животные (стрекозы, лягушки, тритоны ) используют водоемы в основном как места размножения.

  • Слайд 15

    В пресном водоёме совместно обитают разнообразные растения, животные, бактерии.

    Все они хорошо приспособлены к условиям жизни в водоёме и связаны между собой пищевыми цепочками.

    • дафнии
    • головастик
    • краснопёрка
    • окунь
    • чайка
  • Слайд 16

    Водоём –это природное сообщество.

  • Слайд 17

    БИБЛИОГРАФИЯ

    • О.Н.Федотова.Окружающий мир. 3класс часть 2
    • Юный географ. Свердловск. Средне-уральское книжное издательство.
    • М.П. Никулина. Край родной. Средне-уральское книжное издательство.
    • Н.Пожарицкая. Как живёшь озерёнка?
    • Детская литература.
Читайте также:  Загадки о сказочных героях для детей с ответами для дошкольников

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/okruzhayushchij-mir/vodoyom-i-ego-obitateli

18 Что такое болото – мой доклад в школе

 

  Сегодня нам задали задание – написать доклад про болото! Я не знала, что это такое и поэтому стала искать в Интернете и спрашивать у папы. В интернете больше даже, чем рассказал папа!

Вот мой доклад, читайте!

Это очень сильно увлажненный участок земной поверхности, заросший влаголюбивыми растениями. В болоте обычно происходит накопление неразложившихся растительных остатков и образование торфа. Какие болота бывают в природе? Для того чтобы понять это нужно разобраться в том, как возникают болота. Все болота делятся на низинные и верховые.

Низинные – питаются водой из-под земли, а верховые – разными осадками. Некоторые болота возникают в прибрежной части больших водоемов — озер или морей. В тех участках побережья, где грунт состоит из мелких глинистых частиц постепенно формируется тип болота, который называется “марш”.

Значительная часть марша покрыта водой либо постоянно, либо заливается во время прилива. Совсем по-другому выглядят лесные болота. Заболачивание леса — обычное явление, особенно на севере нашей страны. По долинам и поймам рек формируются болота другого типа.

Они связаны с грунтовыми водами, вымывающими минеральные вещества из почвы в болото, поэтому на этих болотах формируется богатая растительность.

Еще один тип формирования болот — это заболачивание озер.

Многоклеточные водоросли образуют на болотах заросли, давая приют разнообразным беспозвоночным червям, моллюскам, ракообразным. Рассмотрим различных представителей проживающих на болотах. Обыкновенный уж – неядовитые змеи. Ужи встречаются в травянистых болотах. Они хорошо плавают, зигзагообразно извивая свое тело и выставив над водой голову.

Болотистые леса являются местообитанием гадюки обыкновенной. Это ядовитые змеи, длина тела реже 1м. Их укус, хотя и болезненный, но не смертельный, если своевременно оказана медицинская помощь.

В зарослях тростника, камышей, хвощей и других растений, образующих над поверхностью болота густую щетину из тесно стоящих высоких и узких стеблей и линейных листьев быстро снуют в погон за более мелкими насекомыми – стрекозы.

Среди плавающих на воде листьев кувшинок, кубышек и выступающих над водой стеблей упомянутых выше растений бегают крупные пауки-доломеды, окаймленные по бокам туловища полоской кремового цвета. Здесь же живут и водяные клопы-водомерки. Они скользят по поверхности водоема, как конькобежцы, бороздя его гладь в разных направлениях.

Недалеко от берегов обращают на себя внимание стайки насекомых черной окраски с металлическим блеском, которые быстро плавают, делая резкие повороты, кружатся и вертятся. Это хищные жучки-вертячки. Они охотятся на мелких насекомых, живущих в воде или упавших в воду.

Единственный среди пауков – водяной паук-серебрянка устраивает своеобразное жилище под водой в виде паутинного колокола. При погружении в воду он становится как бы серебряным, Помимо клопов-водомерок, живущих на поверхности воды, в пресных водоемах обитает немало других видов клопов, которые держатся под водой и ведут там различный образ жизни.

Кроме водяных клопов и пауков, к обитателям пресных вод относятся различные жучки и их личинки. Наиболее крупные из них – плавунец и водолюб. Личинки плавунцов очень агрессивны и нападают на все живое, что находится поблизости от них. Там, где живет много личинок плавунцов, они наносят заметный урон рыбному хозяйству.

Иное строение и поведение у личинки другого жука – водолюба. У его личинки короткие массивные челюсти жующего типа, она малоподвижна, так как питается медленно передвигающимися животными: водяными улитками, мальками. Живущие в воде жуки и клопы могут перелетать из одного водоема в другой и расширять, таким образом, область своего распространения. Это лишь малая часть животного мира болот.

Здесь живут и различные птицы – аисты, выпь. Это очень красивые птицы.

Подлинная сокровищница болот – ее растительный мир. Здесь есть деревья и кустарники, кустарнички и травы, мхи и лишайники, грибы и водоросли. Среди всех этих растений встречаются ягодные и лекарственные, медоносные и красящие, крахмалоносные и дубильные, эфироносные и ядовитые или совмещающие целый букет полезных свойств. На болотах в заболоченных лесах встречается около 300 видов цветковых растений. Кувшинка чисто-белая большой белоснежный цветок водяной лилии. Растет по тихим заводям рек и глубоким мочажинам болот. Цветы достигают 12 см в диаметре, а округлые листья – 30 см. Кувшинка – это живые часы. Вечером в 6-7 часов цветы ее закрываются и погружаются в воду, а утром, тоже в 6-7 часов, они появляются над водой и вновь раскрываются. Тростник обыкновенный. Вездесущий тростник встречается от лесотундры до тропиков. Он образует плавни в устьях рек, заросли в мелководьях озер и на засоленных побережьях морей, фитоценозы на открытых и лесных низинных и переходных болотах. На болотах в оптимальных условиях он достигает высоты 2м, а в крайних – всего 50-70см. Осоки. Самые распространенные растения болот – осоки: около 40 видов их встречается на торфяных болотах, по берегам рек и озер, в заболоченных лесах и лугах. Высота осок: 10см. Валериана лекарственная. Ее можно встретить еще на низинных болотах, на заболоченных лугах, на влажных лесных опушках. Целебные свойства валерианы известны были еще в Древнем Риме. С Кубышка желтая. Это постоянная соседка кувшинки. Кубышка издавна известна в народной медицине. Отвары корневищ и цветков считали хорошим средством от кашля. Настои листьев и стеблей использовали при некоторых болезнях почек. Чемерица обыкновенная. Это обитатель сырых лугов, отдельных низинных болот и влажных зарослей кустарников. Чемерица очень ядовита! Уже 2г свежих корней чемерицы могут убить лошадь. Скот обычно не трогает чемерицу, но молодые животные все же часто погибают, употребив ее в пищу, и даже мясо их делается ядовитым. Яды чемерицы проникают в кровь даже через кожу. Вех ядовитый. Это многолетнее растение с толстым корневищем и крупными листьями, рассеченными на узкие доли. Встречается он на низинных болотах, заболоченных лугах, по берегам рек и озер Особенно ядовито корневище веха, розовое изнутри, Клюква болотная. Всем известны ягоды клюквы, но не все знают, что это очень капризное растение. Ее ягоды очень полезны, в них много витаминов.В Томской области очень много болот, можно даже сказать, что она – сплошное болото. А расположенное на ее территории Васюганское болото – самое огромное в мире. Если оно вдруг пересохнет, то изменится климат на всей планете!Болота – неповторимый генофонд, требующий особенно бережного отношения, поскольку человек исключительно активно наступает на болота и преобразует их в новые искусственные ландшафты. Болота, наряду с лесом, можно считать первыми аптеками. Древние кельты, например, считали болота священным обиталищем богини плодородия Нертус. Жертвой служили серебряные кубки и блюда. Болота можно назвать летописью природы, исследуя болота слой за слоем, раскрываются исторические факты Земли, расширяются знания о климате планеты, растительности и животных прошлых эпох. Болота— местообитания редких и исчезающих видов животных. Это основные места, где держатся гуси, утки, цапли, выпь и др. На лесных озерах с заболоченными берегами селятся бобры. В болотных озерах водится карась, линь, щука.  

Читайте также:  Раннее развитие детей

Велико значение болот и в жизни нашей огромной планеты, и отдельно взятого человека. И отношение, современного человека к болотам должно быть современным и благородным. Собирая ягоды на болотах, необходимо как можно меньше его засорять.

И обязательно нужно помнить, что на болоте нужно быть очень осторожным, уж очень оно коварное и обманчивое на вид.

Давайте дружить?

Источник: http://nastinugolok.ru/2013/04/chto-takoe-boloto-moy-doklad.html

Рассказ о воде 2 класс окружающий мир

Вода – основа всего, она даёт жизнь всем организмам на нашей планете. Это её главное достоинство, и в этом заключается её красота. Без драгоценностей можно спокойно прожить всю жизнь, без продуктов питания продержаться несколько недель, а без воды жизнь будет ограничена максимум неделей. Нет более ценного вещества, чем вода. И в то же время более «умного9raquo;.

Красота воды — в её способности реагировать на музыку, настроение, добрые и злые слова. Известно, что кристаллы этого вещества словно впитывают в себя энергетику и создают самые разнообразные формы. Неоднократно учёные проводили опыты над водой.

Один из них заключался в том, что произносились слова «спасибо, любовь, признательность, ангел» на различных языках. И каждый раз образовывались невероятно красивые формы кристаллов. Затем произносились слова «дурак, убью, дьявол», но в результате ничего красивого не наблюдалось.

Кристаллы получались непонятными и размытыми. У воды словно есть душа, которая реагирует на всё происходящее вокруг.

Вода безумно красива в лучах солнца. Как прекрасны ручьи, реки, водопады! Красота там, где есть вода. Даже одна капелька, даже маленькая росинка переливается сотней цветов. Помню, как в детстве я всегда радовалась снегу, ведь когда выходило солнце, казалось, будто всё вокруг усыпано бриллиантами.

Каждая зима превращалась для меня в сказку. А кто из нас не радовался снежинкам, рассматривая их на своей варежке? Тысячи вариантов, и нет двух одинаковых, каждая хороша по-своему. Это ли не чудо? Не меньше нас радуют и узоры на окнах зимой, и загадочный туман по утрам.

Вода прекрасна в любом состоянии, и в этом её особенность.

Для меня вода – живое существо. Она лучше любого зеркала. Что отдаёшь, то и получаешь. Не зря ведь наши предки верили в её силу. Живая вода существует. Это та, которой мы показываем свои добрые чувства, и которая потом передаёт это добро другим людям. Вот ещё одна грань её красоты.

Вода может быть тёплой или холодной, пресной или солёной, твёрдой, жидкой или газообразной. Но она удивительна в любом состоянии. Берегите воду, она — наша жизнь.

Окружающий мир 2 класс

Окружающий мир 3 класс

Окружающий мир 4 класс

Какую роль в водоёме играют растения?

1) Они служат пищей животным

2) Выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов

3) Подводные заросли растений служат убежищем для животных

Знаешь ли ты растения водоёма? Подпиши рисунки.

С помощью рисунка учебника приведи примеры животных, обитающих:

а) у воды – выдра, бобр, цапля

б) на поверхности воды – клоп-водомер, лягушка, утка-кряква

в) в толще воды – щука, карась, головастики, катушка, тритон, жук-плавунец, водолюб большой, прудовик

г) на дне водоёма – речной рак, двустворчатые моллюски, пиявка, бактерии

Пользуясь рисунками и текстом атласа – определителя, заполни таблицу.

По данным таблицы дай сравнительную характеристику жуков.

Подводя итоги сравнения двух жуков, можно сказать, что они очень похожи, к тому же обитают в похожих условиях водоемов. Отличить их можно по внешнему виду (плавунец имеет оранжевую окантовку, а водолюб – крупнее по размерам).

Более подробно о водолюбе ты можешь прочитать в книге “Зелёные страницы” (рассказ “Большой водолюб”).

Самостоятельно или с помощью рисунка учебника составьте схемы цепей питания в сообществе водоёма.

а) лягушка – жук-плавунец – окунь

б) водоросли – дафния – личинка стрекозы

в) пиявка ложноконская – щука – цапля

Нарисуй схему круговорота веществ в сообществе водоёма.

Запиши названия организмов, живущих в водоёмах твоего края (не менее трёх в каждом пункте).

Растения: камыш, рогоз, ряска, кувшинка

Животные: рак, уж, лягушка, лебедь, водомерка, щука

В книге “Зелёные страницы” прочитай на выбор рассказ о стрекозах или о бобрах. Запиши несколько интересных фактов.

Очень интересный рассказ о стрекозах. Прочитав его, я сделала вывод, что стрекоз необходимо охранять. Они питаются комарами, мошками и другими мелкими насекомыми, тем самым регулируя их численность.

А еще я узнала, что стрекозы – очень древние животные, они появились на Земле гораздо раньше других.

В рассказе “Глазастые охотники” описано как стрекозы охотятся на других насекомых, известно что они могут развивать скорость до 50, а иногда и до 90 километров в час.

Оказывается, что люди в Сибири ждут когда прилетят стрекозы, чтобы они половили комаров и мошек, иначе на огороде работать невозможно.

В третьем рассказе о стрекозах “Жизнь под водой” мы узнаем, что свои личинки оказывается стрекозы хранят под водой и когда личинка вырастает, то она пробирается ближе к поверхности воды и улетает, чтобы летать по воздуху.

Также мне очень понравился рассказ о бобрах. Их еще называют королями грызунов. А все благодаря крепким зубам, с помощью которых бобры валят деревья. Повалив дерево, бобер питается его листьями и молодой корой, а более твердую древесину использует для постройки плотин.

Бобры имеют очень густую шерсть, которая не промокает в воде.

У бобра есть хвост, который животное использует как руль в воде, а во время подгрызания дерева бобер опирается на него.

В книге “Великан на поляне” прочитай рассказ “Берегите раков!”. Найди в рассказе и кратко запиши ответы на вопросы.

Почему речных раков называют санитарами водоёмов?

Именно раки очищают воду, поедая всевозможные остатки на дне. Например, пришло время какой-либо рыбе умереть, и её, мёртвую, поедают раки.

Каковы причины исчезновения раков во многих водоёмах?

Живут раки в реках и озёрах с чистой водой. А там, где вода загрязнена, они исчезают, не могут выдержать загрязнения. Еще одна причина – люди ловят раков весной в речке и достают их из нор руками; раков вылавливают много, число выловленных измеряется десятками на одного человека; всегда берут и самок с икрой.

Как ты можешь помочь охране речных раков?

Не ловите их помногу. Не ловите весной, во время размножения. Никогда не берите рачьих самок с икринками, ведь из каждой икринки появится маленький рачок – будущий большой рак. А лучше всего вообще речных раков не ловить. Люди без варёных раков проживут, а наши водоёмы без них почувствуют себя заметно хуже. И так уже во многих местах речной рак стал редкостью.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/2038/

Ссылка на основную публикацию