Уроки чтения

Обучение чтению

Букварь (Азбука) – первая книга, с которой начинают обучение грамоте. В современную жизнь повсеместно внедряются компьютерные обучающие программы. Нами разработан хорошо иллюстрированный онлайн вариант Букваря для детей. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин.

Обратимся к истории. Первым русский Букварь напечатал первопечатник Иван Федоров во Львове в 1574 году. Букварь содержал алфавит, раздел обучения буквослагательному методу, правила грамматики, орфографию, материал для чтения.

Первое московское пособие для обучения грамоте – Букварь Василия Бурцова. Издан Московским печатным двором в 1634 году. Этот букварь отличался особым изяществом и простотой. Книга имела небольшой удобный формат.

В отличие от Ивана Федорова Бурцов красным цветом выделял буквы, слоги и названия разделов букваря. В букваре использовались красивые шрифты и графическое оформление, построение каждой страницы четкое, хорошо продуманное. Составлен букварь по образцу федоровских азбук.

Перейти к упражнениям Букваря. Дополнительно, рекомендуем НОВЫЙ БУКВАРЬ (работает на всех типах компьютеров, адаптирован к мобильным устройствам).

Игровые карточки к букварю Н.С.Жуковой. Уважаемые родители и педагоги! Представляем вам новинку на рынке развивающей литературы для детей – уникальную “Методику проведения дополнительных занятий при изучении Букваря”.

Что это такое? Это игры на карточках и на диске, которые позволят вашему ребенку в игровой форме изучить буквы, научиться читать слоги и простые слова. Большое внимание в методике уделяется развитию фонематического слуха. Последовательность прохождения букв в методике полностью совпадает с подачей материала в букваре Н.С.Жуковой.

Вместе с ребенком вы по букварю проходите материал, и дополнительно занимаетесь по заданиям методики. Перейти к описанию материалов

Буквы. Игры с буквами. Упражнения для повторения и запоминания букв. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела.

Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки в словах и подбирать слова на заданную букву. Упражнения и игры для повторения и запоминания букв имеют разный уровень сложности.

Некоторые дети не могут с первого раза выполнить все задания. Задание, вызвавшее затруднение, можно пропустить и вернуться к … Перейти к играм с буквами

Слоги. Уроки по чтению слогов. На страницах нашего сайта вы найдете большое количество материалов для обучения детей чтению слогов и послоговому чтению слов.

К сожалению, в большинстве азбук и букварей, которые продаются в магазинах, отсутствуют методические указания по способам обучения чтению слогов. Первые страницы таких изданий знакомят детей с буквами, а затем даются упражнения для чтения слогов и послогового чтения слов.

Часто упражнения на чтение слогов и послоговое чтение не имеют никаких пояснений. Но как ребенку прочитать слог? В нашем Букваре имеется видео с методическими указаниями по составлению и чтению слогов. В уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений.

В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку … Перейти к урокам по чтению слогов

Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов “Игры с буквами”, “Уроки чтения слогов”. Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно.

Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих упражнениях раздела “Обучение чтению” большое внимание уделялось звуковому анализу слов и слогов, развитию фонематического слуха.

Задания подраздела “Учимся читать слова” построены на шести типах разных методик: привязка слова к зрительному образу; привязка зрительного образа к слову; соотнесение отдельных слов с группами зрительных образов, объединенных вместе по смыслу; изучение понятий часть и целое; поиск спрятанных слов в таблице букв; замена буквы в слове с целью изменения смысла слова. Перейти к урокам по чтению слов

Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа “Мама моет раму”.

Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным? Какую игру по чтению придумать, чтобы ребенок сам был заинтересован учиться читать. Предлагаем вам изготовить для него специальную игру для обучения чтению. Смастерить книжку – игрушку для чтения совсем несложно. Вам понадобится блокнот на пружине, либо обычный альбом для рисования.

Страницы блокнота (альбома) при помощи… Перейти к описанию книжки-игрушки

Обучение чтению дошкольников Учимся читать онлайн вместе с занимательными играми из раздела “Обучение чтению дошкольников” нашего сайта. Здесь вы найдете 120 игр обучающих чтению онлайн, разбитых для удобства на 20 уроков.

Игры онлайн для обучения чтению представлены в порядке возрастания их сложности: сначала игры с буквами, потом игры со слогами, после этого игры со словами и игры с предложениями.

Также в уроки по обучению чтению включены упражнения, направленные на развитие необходимых для обучения чтению умений: фонематического слуха, пространственного мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия. Все обучение проводится в увлекательной игровой форме. Перейти к урокам

Источник: http://games-for-kids.ru/obuchenie-chteniyu/obuchenie-chteniyu.php

Эффективные методики ☀ обучение чтению дошкольников ☀ Советы педагогов

Не стоит надеяться, что вашего ребенка всему научит школа. Как первым шагам учит малыша мама, так и азам чтения основу закладывать следует с первых лет жизни. Нельзя приступать к изучению буквенной азбуки на «голом» месте – прививайте тягу к литературе малышу заранее, до того, как он пойдет в первый класс.

Дети гордятся умением читать

Начните с развития речи

Прежде чем научиться читать, ребенок должен научиться разговаривать. И правильность речевого развития напрямую зависит от их окружения. Чем интеллигентнее родители, чем больше внимания они уделяют подрастающему поколению, тем легче ребенку развиваться.

С первых дней надо заниматься с малышом над развитием речи

Начиная первые общения с взрослыми посредством гуканья, постепенно малыш пробует имитировать речевые звуки, которые слышит ежедневно. И если сначала это всего лишь отдельные слоги, то уже лет с 2-х нормального развития ребенок может оперировать простыми предложениями.

Развивайте интерес малыша к чтению

Естественно, маленький ребенок самостоятельно читать не может. Но приучать его к общению с литературой можно уже с первых лет жизни. Именно детские книги формируют правильное речевое развитие малыша. Чем чаще ребенок будет видеть книгу в руках родителей, тем больше доверия у него возникает к ней, и тем быстрее со временем появляется желание научиться самостоятельному чтению.

Интерес к чтению развивается в игровой форме

Следует превратить чтение в своеобразный ритуал – сказки, потешки, колыбельные лучше всего воспринимаются перед сном. Чем четче и правильнее будет произношение взрослого во время чтения, с эмоциональной окрашенностью, тем более запоминающимися будут услышанные ребенком фразы.

И тем яснее у малыша будут возникать зрительные образы. А это в дальнейшем поможет в обучении чтению. Ведь чем лучше ребенок мыслит образами, тем быстрее и легче он учится.

О пользе семейного чтения

Чтобы развить умение детей, им следует читать вслух сказки с дошкольного возраста. У малыша должен развиться не просто интерес к литературе – книга обязана стать символом психологического «удовольствия».

Читайте также:  Беседа о дне россии в старшей группе

Семейное чтение развивает интерес к нему у детей

И в дальнейшем даже журналы и книги, стоящие на полках (а не в руках у родителей), будут ассоциироваться с положительными эмоциями и притягивать к себе внимание ребенка. Иными словами, чтение малышу книг прививает любовь к литературе на всю жизнь, давая толчок к быстрейшему обучению самостоятельному чтению.

Читайте вместе с детьми

Лучший способ, позволяющий подготовить ребенка к самостоятельному чтению, читать книгу, сидя с малышом рядом. Он должен видеть страницы книги, на которых прописан текст. Это позволит сначала визуально привыкнуть к буквам, вовлекающим в мир таинства.

Первые книжки ребенка должны быть качественными и яркими

Первые детские книги не зря богаты красочными иллюстрациями. С их помощью можно воспринимать услышанное образами, прорисованными на картинках. И когда ребенок пойдет в первый класс  и начнет буквы складывать в слова, знакомые фразы уже будут восприниматься именно образно, что позволит быстрее и легче научиться читать.

Постарайтесь во время чтения сказки или потешки водить пальчиком ребенка по буквам, чтобы малыш видел, какое именно слово вы читаете. Зрительная память в дальнейшем поможет правильному обучению.

Как правильно обучать ребенка чтению?

Чем раньше ребенок будет готов к восприятию, тем лучше – пойдя в 1-ый класс, он должен освоить азы чтения. Даже если малыш ходит в детский сад, где с ним занимаются по специальной методике, родителям также следует выделять время для совместного занятия.

Как же правильно подойти к самому процессу, чтобы обучение давалось легко? Учить детей насильно нельзя – все должно происходить в игровой форме. При выборе методики  следует учитывать и возраст, с которого началось обучение.

Надо развивать правильное произношение звуков

Но в любом случае не стоит учить именно буквы – начинать следует с фонетического звучания. Ребенку легче будет ассоциировать написанный символ с тем звуком, который он привык воспринимать на слух.

Этапы обучения

Научить ребенка быстро читать без специальной методики невозможно, как и без соответствующей (последовательной) систематики.

  • Выбирайте правильное пособие, по которому будут обучаться дети. В последнее время в продаже есть несколько вариантов букварей. Выбирайте тот, который будет интересен ребенку (за покупкой можно отправиться вместе с ним). Пусть там окажется меньше картинок, но в основе должны лежать именно логопедические методики (например, азбука Жуковой Н.С.).Магнитная азбука Н.С.Жуковой
  • Когда пособие будет куплено, начинайте пошаговое изучение звуков:
  • Каждый выученный звук повторяйте перед тем, как приступите к изучению следующего. «Повторение – мать учения» — эта фраза должна стать путеводной нитью всего процесса обучения.
  • Параллельно с изучением звуков приступайте к формированию слогов (и самым первым может стать «ма», что ребенку будет близко и душевно). Прочитывайте вместе с малышом слог, как бы пропевая его. У ребенка должно возникнуть ощущение, что согласный звук как бы стремится к гласному. Это поможет произносить звуки в паре.
  • Не стремитесь сразу же выученные слоги формировать в слова. Пусть сначала ребенок поймет сам принцип соединения гласных и согласных звуков в пары. Закрепляйте знание на несложных слогах, постепенно переходя к труднопроизносимым.
  • Научив ребенка составлять слоги, где первым идет согласный звук, приступайте к более сложной структуре, где впереди гласная («ом», «аб» и т.д.).
  • Освоившись с отдельными слогами, переводите детей к чтению простых слов. Начните с тех, что состоят из 2-х слогов, далее – 3-х слоговые. Но первые слова, которые будет читать ребенок, должны быть ему знакомы и ассоциироваться с понятными образами.

Правильное произношение – залог быстрого обучения

Знаете, как научить ребенка читать быстро? Пусть он каждый изучаемый звук, слог пропевает, но делает это четко. Когда перейдете к произношению слов, поначалу слоги следует петь по-отдельности, с каждым последующим разом сокращая между ними промежутки. И в конечном итоге все слово нужно петь на одном дыхании.

Развитию речи способствует пропевание звуков

Но чтобы чтение у детей не ассоциировалось только с пением, закрепление материала должно проходить уже в нормальном произношении, с четким выговором звуков. При этом, когда вы перейдете к чтению предложений, учите ребенка делать правильные паузы перед знаками препинания.

Когда лучше начинать обучение?

Во сколько лет дети должны уметь читать, задаются многие родители вопросом. Это, в первую очередь, зависит от того, насколько психологически подготовлен ребенок к обучению. Но однозначно следует сказать, что учеба не должна начинаться непосредственно перед школой, когда дети собираются в 1-й класс.

Детей можно начинать учить и в возрасте 3 лет, если сам ребенок изъявляет к этому желание. Но насильно усаживать их за книги не стоит – это может отбить желание к последующему обучению.

Как понять, что ребенок готов?

Чтобы понять, как учить ребенка чтению, следует первоначально определиться, готов ли малыш к такому обучению. Для этого первоначально протестируйте степень развития ребенка.

Надо убедиться, что малыш готов к обучению

  • Если дети уже разговаривают предложениями, они готовы к процессу обучения.
  • Развитие фонетического слуха – немаловажный фактор. Правильное восприятие звуков, их различие и умение ими оперировать поможет легко и быстро обучить малыша.
  • Неправильно говорящий ребенок не способен быстро обучиться чтению, т.к. плохо воспринимает те фонетические звуки, которые сам же и произносит.
  • Если у детей не развито образное мышление, их сложно будет научить быстрому чтению – процесс получится чисто механическим. И в дальнейшем сама процедура будет слишком утомительной и не интересной для малыша.
  • У ребенка должны быть основы логического умозаключения, позволяющего сопоставлять факты в процессе обучения.Обучение чтению методом сопоставления картинок и слов

Обучение по методу Никитиных

Классики отечественного воспитания супруги Никитины полностью отошли от традиционных принципов обучения, взамен выдвинув свои. Они считают, что на занятиях детям следует предоставить полную свободу творчества. Только тогда у них появится интерес к обучению.

Не стоит ограничивать самостоятельность детей – всю работу они должны выполнять сами. Третье правило – сочетание умственных занятий с физическими упражнениями (т.е. обучение в игровой форме).

Обучающие игрушки Никитиных

Вот основные принципы, по которым Никитины обучали своих детей (и применить их можно как на детях 3-х лет, так и 5, и 7):

  • Нельзя навязывать ребенку определенную программу обучения – он сам выбирает, в форме какой игры ему интереснее изучать буквы.
  • Не стоит объяснять малышу ход игры. Облеките учебу в сказку, где каждому участнику отведены свои роли.
  • На первых этапах игры-учебы взрослые – активные участники. В дальнейшем, когда ребенок освоится, продолжать занятия он уже сможет самостоятельно.
  • Перед обучающимся малышом всегда нужно ненавязчиво ставить задачи, которые на каждом новом этапе будут усложняться.
  • Не смейте подсказывать ребенку – учите его думать самостоятельно.
  • Если ребенку сложно справиться с новым заданием, не заставляйте его – отступите на шаг назад и повторите пройденное.
  • Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к игре, или наступил предел его возможностей (временный), прекратите на время обучение. Вернетесь к учебе, когда малыш попросит. А он это сделает обязательно, т.к. все дети любят играть.
Читайте также:  Игры зимой на свежем воздухе для младших школьников

Николай Зайцев – новатор обучения

Традиционное обучение по принципу «фонемно-вербальному» закрепощает свободу речи обучаемого ребенка и формирует у него комплексы, затормаживая развитие – так считает педагог Николай Зайцев.

Он разработал свою уникальную методику, больше похожую на игру, чем на урок. Дети свободно перемещаются по классу (комнате). При этом они могут прыгать, бегать и т.п. Осваивать учебный материал можно в любом положении – в движении или сидя, лежа. И начинать это следует раньше – примерно лет с 3-х.

Кубики Зайцева

Все пособия размещены на стенах, досках, шкафах, столах. Обычно это набор кубиков из картона. Они разных размеров и различной окраски. На одних гранях изображены одиночные буквы, на других – слоги (как простые, так и сложные), на третьих – согласные с мягким или твердым знаком.

Предварительно кубики могут быть в форме заготовок, которые учитель склеивает вместе с детьми. При этом внутрь следует положить специальные наполнители:

  • в кубики с глухими звуками лучше заложить палочки (деревянные и пластмассовые);
  • для звонких звуков подойдут бутылочные крышечки из металла;
  • внутри кубиков с гласными звуками спрячутся колокольчики.

Обучение по методу Зайцева

Кубики должны отличаться по размерам (как одинарные, так и двойные). Для мягких складов — маленькие, для твердых – большие. Определенную роль играют здесь и цветовые решения – каждому складу соответствует свой оттенок.

Помимо кубиков в качестве пособий применяют и таблицы, где собраны все известные склады. Это позволяет ребенку видеть весь объем, который предстоит изучить. И это намного облегчает работу педагога.

Запоминание букв по ассоциации

Еще один момент, который позволяет достаточно легко освоить чтение – это письмо. Оно должно идти параллельно. Прежде чем озвучить изучаемые звуки (не буквы), ребенок сам должен научиться их переводить в знаки. Делать это можно различными способами: водить по листу бумаги карандашом, по таблице – указкой либо выкладывая кубики.

Различные методики обучения

В среде педагогов постоянно идут споры о том, как правильно научить ребенка читать, какую при этом использовать методику.  А их существует достаточно много, и у каждой есть как свои поклонники, так и противники.

Обложка книги Масару Ибуки

Сродни и методика Павла Тюленева, который создал свою систему «Мир». Основная ее идея – успеть раскрыть потенциал ребенка. Педагог считает, что начинать следует с первых минут рождения. По его мнению, дети могут научиться читать и писать раньше, чем начнут ходить.

Метод Павла Тюленева

Но какие бы ни были разработаны методики обучения ребенка (по Монтессори, Фребелю, Лупан и т.п.), все педагоги сходятся в одном – обучение должно принимать форму игры и основываться на любви к детям. Зная, как научить ребёнка быстро читать, у вас всё получится.

Источник: http://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-bystro-i-pravilno-nauchit-chteniyu-rebenka.html

Книга: Уроки чтения

Был чей-то день рождения, не помню… Собрались писатели, художники, так называемая вторая культурная действительность. Хозяин в шутку предложил:

– Давайте объявим конкурс на лучшее… постановление.

Художник Енин* голосом знаменитого диктора Левитана произнес:

– Отмечая шестидесятилетний юбилей Советского государства, ленинский Центральный Комитет выносит постановление: «НЕЛЬЗЯ!..»

Слово взял поэт Антипов:

– Ленинский Центральный Комитет постановляет также: «За успехи в деле многократного награждения товарища Брежнева орденом Ленина – наградить орден Ленина орденом Ленина!»

Высказался и прозаик Машков:

– В целях дальнейшего усиления конспирации групком инакомыслящих постановляет…

Машков дождался полной тишины, оглядел собравшихся и хмуро закончил:

– Именовать журнал «Континент» журналом «КонтинГент»…

Кто-то рассмеялся. Я задумался. Действительно, конспираторы мы неважные. Звонит приятель:

– У тебя есть… ну, этот… «Дед Архип и Ленька»? Достань. Можешь достать?

– Да зачем тебе? Ты что, Горького перечитываешь?

– Какой ты, ей-богу!.. Да «Архипелаг» мне нужен, «Архипелаг ГУЛАГ», по-нашему – «Архип»…

Ведь знаем, что телефонные разговоры прослушиваются. Ведь обыски были у знакомых. Кто-то работы лишился, а кто-то и сидит…

Вот уже третий год я читаю одну нелегальщину. К обычной литературе начисто вкус потерял. Даже Фолкнера не перечитываю. Линда Сноупс, мулы, кукуруза… Замечательно, гениально, но все это так далеко…

Снабжает меня книгами, в основном, писатель Ефимов. То и дело звоню ему:

– Можно зайти? Долг хочу вернуть… Наконец Ефимов рассердился:

– Мне тридцать человек ежедневно звонят, долги возвращают… Меня же из-за вас посадят как ростовщика… Придумайте что-нибудь более оригинальное…

В «Континенте» появляется мой рассказ. Об этом знают все. Да я и не скрываю. В борьбе тщеславия с осторожностью побеждает тщеславие.

Заглянул на книжный рынок. Хожу, присматриваюсь. Мелькнула глянцевая обложка «Континента».

Так и есть, одиннадцатый номер. Мой. С моим бессмертным творением.

– Сколько? – интересуюсь. Маклак, оглядываясь, шепчет:

– Тридцать…

Затем, нахально усмехнувшись, добавляет:

– А с автора – вдвойне!..

«Континент» в Ленинграде популярен необычайно. Любым свиданием, любым мероприятием, любой культурно-алкогольной идеей готов пренебречь достойный человек ради свежего номера. Хотя бы до утра, хотя бы на час, хотя бы вот здесь перелистать…

Вспоминается несколько занятных историй. И даже в каком-то смысле показательных.

«Континент» стал печатать записки Лосева. В одной из глав был упомянут редактор детского журнала Сахарнов, функционер и приспособленец. (В Ленинграде шутили: «Почти однофамилец, „НО“ мешает…») В записках говорится, как редактор журнала наедине с Лосевым превозносил Солженицына. Печатая, естественно, в своем журнале разных там Никольских и Козловых…

Как-то захожу в редакцию. Навстречу Сахарнов.

– Привет, – говорит, – есть разговор. Заходим к нему, садимся.

– «Континент», где обо мне написано, читали?

– Нет, – солгал я.

– Читали, читали… Я же знаю… В коридоре Пожидаевой рассказывали…

Редактор вздохнул, снял трубку, положил на кучу гранок.

– Как вы думаете, может у нас что-то измениться?

– Где, в редакции?

– Да не в редакции, а в государстве.

– Вряд ли, – уныло сказал я.

Тут же опомнился и добавил с большим подъемом:

– Никогда.

– А я не исключаю, – задумчиво произнес Сахарнов, – не исключаю… Экономика гибнет, сельское хозяйство загнивает… Не исключаю, не исключаю… Я этот номер «Континента» буду хранить… Я у Лосева справку возьму…

– Какую справку?

– Что я восхищался Солженицыным. Вы полагаете, не даст мне Лосев такой справки? Даст. Он честный, непременно даст. И буду я по-прежнему редактировать журнал. А вы – короткими рецензиями перебиваться, – закончил Сахарнов.

Помню, меня его цинизм даже развеселил.

Был у меня знакомый юрист. В последние годы – социолог. Выгнали из коллегии адвокатов. Кого-то не того рвался защищать. Хороший человек, однако пьющий. Назовем его Григоровичем.

Взял у меня однажды Григорович номер «Континента».

– Домой, – спрашиваю, – едешь?

– Домой, прямым ходом, не беспокойся…

– Смотри, поосторожнее…

По дороге Григорович встретил знакомого. Заглянули в рюмочную понравилось. Потом зашли в шашлычную. Потом на лавочке в сквере расположились…

Очнулся Григорович в вытрезвителе. Состояние – как будто проглотил ондатровую шапку. Портфель отсутствует. А в портфеле – номер «Континента»…

Читайте также:  Конспект занятия по краеведению в старшей группе доу. воронеж

Слышит: «Григорович, на выход!»

Выходит из камеры. Небольшой зал. Портрет Дзержинского, естественно. За столом капитан в форме. Что-то перелистывает. Батюшки, «Континент» перелистывает…

Григорович испугался. Стоит в одних трусах…

– Присаживайтесь, – говорит капитан. Григорович повиновался. Сиденье было холодное…

– Давайте оформляться, Григорович. Получите одежду, документы… Шесть рублей с мелочью… Портфель… А журнальчик…

– Книга не моя, – перебил Григорович.

– Да ваша, ваша, – зашептал капитан, – из вашего портфеля…

– Провокация, – тихо выкрикнул обнаженный социолог.

– Слушайте, бросьте! – обиделся капитан. – Я же по-человечески говорю. Журнальчик дочитаю и отдам. Уж больно интересно. А главное – все правда, как есть… Все натурально изложено… В газете писали: «антисоветский листок…» Разве ж это листок? И бумага хорошая…

– Там нет плохой бумаги, – сказал Григорович, – откуда ей взяться? Зачем?

– Действительно, – поддакнул капитан, – действительно… Значит, можно оставить денька на три? Хотите, я вас так отпущу? Без штрафа, без ничего?

– Хочу, – уверенно произнес Григорович.

– А журнал верну, не беспокойтесь.

– Журнал не мой.

– Да как же не ваш?!

– Не мой. Моего друга…

– Так я же верну, послезавтра верну…

– Слово офицера?

– При чем тут – офицера, не офицера… Сказал, верну, значит, верну. И сынок мой интересуется. Ты, говорит, батя, конфискуй чего-нибудь поинтереснее… Солженицына там или еще чего… Короче, запиши мой телефон.

А я твой запишу… Что, нет телефона? Можно поговорить с одним человеком. Я поговорю. И вообще, если будешь под этим делом и начнут тебя прихватывать, говори: «Везите к Лапину на улицу Чкалова!» А уж мы тут разберемся.

Ну, до скорого…

Так они и дружат. Случай, конечно, не типичный. Но подлинный…

Дело было в шестидесятом году.

Жил в Ленинграде талантливый писатель Успенский. Не Глеб и не Лев, а Кирилл Владимирович. И жил в Ленинграде талантливый поэт Горбовский. Его как раз звали Глебом. Что, впрочем, несущественно…

Был тогда Горбовский мятежником, хулиганом и забулдыгой.

А Кирилл Владимирович – очернителем советской действительности. В прозе и устно. (Над столом его висел транспарант: «Осторожнее. В этом доме аукнется-в Большом доме откликнется!»)

Однажды Горбовский попросил у Кирилла Владимировича машинку. Отпечатать поэму с жизнеутверждающим названием «Морг».

Успенский машинку дал. Неделя проходит, другая. И тут Кирилла Владимировича арестовывают по семидесятой. И дают ему пять строгого в разгар либерализма.

Отсидел, вышел. Как-то встречает Горбовского:

– Глеб, я недавно освободился. Кое-что пишу. Верни машинку.

– Кирилл! – восклицает Горбовский. – Плюнь мне в рожу! Пропил я твою машинку! Все пропил! Детские счеты пропил! Обои пропил! Ободрал и пропил, не веришь?!

– Верю, – сказал Успенский, – тогда отдай деньги. А то я в стесненных обстоятельствах.

– Кирилл! Ты мне веришь! Ты мне единственный веришь! Дай я тебя поцелую! Хочешь, на колени рухну?!

– Глеб, отдай деньги, – сказал Успенский.

– Отдам! Все отдам! Хочешь – возьми мои единственные брюки! Хочешь последнюю рубаху! А главное – плюнь в меня!..

Прошло десять лет. Горбовский разбогател, обрюзг. Благоразумно ограничил свой талант до уровня явных литературных способностей. Стал, что называется, поэтом-текстовиком. Штампует эстрадные песни.

Как-то раз Успенский позвонил ему и говорит:

– Глеб! Раньше ты был нищим. Сейчас ты богач. И к тому же не пьешь. У тебя полкуска авторских ежемесячно. Верни деньги за машинку. Хотя бы рублей сто.

– Верну, – хмуро сказал Горбовский. Прошло еще два года. Терпенью наступил конец. Успенский снял трубку и отчеканил:

– Глеб! У меня в архиве около двухсот твоих ранних стихотворений. Среди них есть весьма талантливые, дерзкие и, мягко говоря, аполитичные. Не привезешь деньги – я отправлю стихи в «Континент». Уверяю тебя, их сразу же опубликуют. За последствия не отвечаю…

Через полчаса Глеб привез деньги. Мрачно попрощался и уехал на какой-то юбилей.

Его талантливые стихи все еще не опубликованы. Ждут своего часа. Дождутся ли…

Сентябрь. Вена. Гостиница «Адмирал». На тумбочке моей стопка книг и журналов. (Первые дни, уходя, механически соображал, куда бы запрятать. Не дай бог, горничная увидит. Вот до чего сознание исковеркано.)

Есть и последний номер «Континента». Через неделю он поедет в Ленинград со знакомым иностранцем. В Ленинграде его очень ждут.

* Фамилии искажены до неузнаваемости. (Авт.)

Сентябрь 1978 года. Вена.

Источник: https://e-reading.mobi/bookreader.php/20053/Dovlatov_-_Uroki_chteniya.html

Книга «Уроки чтения. Камасутра книжника»

Сашу Гениса я знаю ещё по добрым рассказам Сергея Довлатова из “Записных книжек” и “Ремесла”. Конечно, Саша он только в довлатовских новеллах, для меня это талантливый писатель и филолог – Александр Генис. Не лишённый таланта не только к литературе, но и к юмору, иронии, он пишет увлекательно, остроумно о серьёзном.

“Уроки чтения” – призвана научить “извлекать наслаждение из книг”, проще говоря, книга о том, как нужно, как интереснее, как полезнее и продуктивнее читать книги. По крайней мере, так позиционируют её автор и издатель.

В общем, брала произведение в руки я с намерением научиться извлекать удовольствие из литературы, однако Генис научил меня всему, кроме того, как правильно читать книги.

Итак, чему “Уроки чтения” учит:

Как писать книги. Это подробная инструкция для писателей. Просто превосходно разделённые главы о том, как лучше начинать, как привлекать и задерживать внимание читателя на своём тексте, какое имя нужно дать книге, чтобы она стала шедевром и классикой, наконец, как завершить её, поставить точку.

Как разобраться в жанрах и начать понимать особенности писателей разных эпох. Генис разбирает самые разнообразные произведения, анализирует тексты, густо использует цитирование.

Однако, понять, что вообще происходит на страницах этой книги и что автор хочет объяснить, сможет только тот человек, который уже имеет хорошую читательскую базу. Минимально – знание русской классики; Хорошо – знание русской и западной классики.

В книгу включено полное описания разного рода литературы: от путевых заметок до антиутопий, от детской литературы, до стихосложений.

Что выбрать почитать. При разборе произведений Генис невольно должен спойлерить интереснейшие книги, которые, если Вы не читали, уже будет не так интересно постигать.

Однако, после “Уроков чтения” все-таки собирается большой список литературы, которую хочется изучить.

Узнав на те или иные книги точку зрения филолога со стажем, сразу же просыпается желание составить и своё собственное впечатление.

О хорошем кино. Кино писатель, судя по всему, искренне любит и производит разбор множества экранизированных книг, сценариев и просто талантливого кино. Тут и о братьях Коэнах, и о Тарантино, и о Феллини, даже о Фон Триере. В общем, интересно, глубоко и философски.

Чему книга “Уроки чтения” точно не учит – так это чтению книг.

Вообще, тут много очень интересных филологических тонкостей, которые описаны с юмором и легкостью. Так, что филология становится увлекательнейшим предметом для изучения, вопреки стереотипам о скуке познания филологии.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1000714937-uroki-chteniya-kamasutra-knizhnika-aleksandr-genis

Ссылка на основную публикацию