Беседа о дне россии в старшей группе

Беседы в старшей группе детского сада, картотека с целями, ситуативный разговор на различные темы

Беседа о Дне России в старшей группе

Среди словесных приёмов взаимодействия с детьми старшей группы (5–6 лет) беседа как вопросно-ответная форма обсуждения какой-либо темы занимает особое место.

Для воспитанников этого возраста разговор является основной формой общения, обогащающей их жизненный опыт, развивающий любознательность и общительность.

Поэтому в методической работе педагога особое место занимает составление картотек бесед разной тематики и видов.

Цели и задачи проведения бесед в старшей группе

Главное отличие бесед со старшими дошкольниками от разговоров с детьми младшей или средней группы состоит в разнообразии содержания разговоров. Это становится возможным благодаря расширению представлений ребят о мире, а также владению диалогической формой речи на хорошем уровне.

Поскольку содержание бесед определяется программным материалом (знакомство с трудовой деятельностью людей разных профессий, реалиями общественной жизни, миром природы и т. д.

) и активностью ребят (игровой деятельностью, трудом, взаимопомощью), то этот приём позволяет осуществлять целый ряд образовательных целей:

  • углубить имеющиеся представления детей по той или иной теме (так, дети при рассмотрении темы «Родина» конкретизируют определение этого понятия через имеющиеся знания о символах России);
  • активизировать диалогическую и монологическую форму речи (в старшей группе выказывания педагога должны быть краткими и составлять не более 1/3 (!) всего разговора);
  • воспитывать заинтересованность в диалоге с товарищами (дети 5–6 лет в правильно организованной беседе не просто высказываются по очереди, а с интересом вслушиваются в то, что говорят другие).

В процессе беседы ребята учатся вести диалог в педагогом и товарищами

Для осуществления образовательной миссии в процесс беседы педагог решает следующие задачи:

  • активно вводит в разговор поисковые и проблемные вопросы (тем самым сокращая до минимума своё участие в беседе, занимая позицию направляющего, и приучая детей мыслить критически);
  • развивает любознательность ребят (так, к примеру, при рассмотрении темы человек, ребята знакомятся с понятием скелет и, уже имея навыки работы со справочной литературой, сами находят информацию о том, что в теле взрослого человека 206 костей и на 70–80% мы состоит из воды);
  • формирует навыки грамотного ведения диалога и логического выстраивания монологических высказываний (проблемный и поисковый характер вопросов побуждает детей отвечать не парой словосочетаний или одним предложением, как это было раньше, а 1–3 полными предложениями);
  • воспитывает уважение к собеседнику и его мнению.

Виды бесед в старшей группе

В старшей группе педагог организует все те же виды бесед, которые практиковались в средней группе. Но особый акцент делается на познавательные и этические, которые будут составлять основу этой формы взаимодействия с ребятами в начальной школе. Часть из бесед проводится на прогулке.

В старшей группе особенно активно практикуются познавательные и этические беседы

Таблица: картотека познавательных бесед в старшей группе (фрагмент)

Автор — Василишин Н.А., педагог детского сада, школы-гимназии №60, г. Луганска.

В старшей группе в беседу активно включаются проблемные и поисковые вопросы

Таблица: картотека бесед по этическому воспитанию (фрагмент)

Автор — Василишин Н.А., педагог детского сада, школы-гимназии №60, г. Луганска.

Образцы картотек бесед разных видов

Картотеки бесед с детьми 5–6 лет основываются на тематическом или видовом принципе классификации. Первый тип позволяет всесторонне охватить изучение конкретной темы образовательного процесса, например, изучение ПДД.

Второй тип, то есть классификация по видам, удобен для составления календарного плана работы группы по разным образовательным направлениям: педагог просто подбирает разговоры под тему отрезка учебно-воспитательного процесса.

Например, с образцами бесед по ОБЖ можно ознакомиться в картотеке воспитателя МБДОУ МО «Детский сад № 11» г.Краснодар Езоновой Л.В., представленной здесь

Для организации продуктивной работы в течение дня очень важны утренние беседы, дающее ребятам представление о темах, которые будут разрабатываться на занятиях, создающие положительную эмоциональную атмосферу в группе (дети рассказывают, как они провели вечер накануне, что интересного узнали или увидели, как утром добрались до садика и т. п.) и облегчающие расставание с родителями (для некоторых ребят это по-прежнему актуальная проблема). Наиболее полный (!) перечень утренних бесед представлен в картотеке воспитателя МБДОУ ДС «Жемчужинка», г.Волгодонска Агафоновой Т.А., размещённой здесь

Увидеть образец картотеки утренних бесед, сгруппированных по темам, для старшей группы можно в работе воспитателя из Новосибирска Сырицыной Н.П.

, опубликованной здесь Этот подход к составлению картотеки удобен тем, что позволяет использовать некоторые из них в качестве ситуативных или индивидуальных, то есть имеющих прецедентный характер, например, если во время прогулке ребёнок упал, споткнувшись о палку, после дневного сна уместно будет провести ситуативную беседу «Безопасная прогулка».

Картотеки составляются для удобства выбора беседы при изучении разных тем

Перспективное планирование бесед в старшей группе

С детьми 5–6 лет беседы проводятся 4–5 раз в неделю. Индивидуальные и ситуативные организуются по мере необходимости. Чтобы в работу были включены беседы разной тематики и видов, перспективный план с указанием вопросов для каждого разговора, удобно составлять по направлениям развития личности ребёнка.

Таблица: фрагмент перспективного плана бесед в старшей группе (на сентябрь, октябрь)

Автор — Пушкарёва И.А., МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Радуга», г. Югорск, Ханты-Мансийский АО.

Организация структуры разговора с детьми 5–6 лет не зависит от вида беседы. Хронометраж зависит от темы, но в целом не превышает 20 минут, которые распределяются между тремя этапами обсуждения проблемы:

  • введением, включающим постановку педагогом актуализирующих опыт детей вопросов по теме с привлечением наглядности, персонажа-гостя (до 3 минут);
  • основным этапом, определяющим круг вопросов для обсуждения с прослушиванием историй, стихотворений, работой с загадками и закрепляющим знания ребят в практической деятельности (рисунках, поделках) – до 15 минут;
  • заключительным, то есть формулировка итогов рассмотрения темы детьми совместно с педагогом (до 2 минут).

Беседа имеет трёхчастную структуру, включающую три этапа проработки темы

Таблица: Афонина Н. конспект беседы в старшей группе на тему «Хлеб — наше богатство»

Видео: беседа о снежинках как часть занятия по рисованию в старшей группе

https://youtube.com/watch?v=xUq8FwgsH6g

Видео: беседа в старшей группе на тему «Если друг заболел»

https://youtube.com/watch?v=f5xrTi_3etc

Беседа в старшей группе решает важные образовательные задачи, способствуя познавательному, нравственно-патриотическому, этическому развитию детей.

Такая серьёзная миссия организованных тематических разговоров в детском саду требует от педагога тщательной подготовки, которая касается не только подбора материала, но и выстраивания структуры, а также умения привлечь к обсуждению всех ребят.

Существенно облегчить эту работу помогает составление картотек бесед по видам.

Источник: https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/besedyi-v-starshey-gruppe-kartoteka-s-tselyami.html

Развлечение для детей старшей группы «День России»

Конспект развлечения в старшей группе «День России»

Цель: Воспитывать любовь и гордость к своей стране через формирование целостного восприятия  окружающего мира: посёлка – места, где ты живешь; России, как Родины – страны, где  ты родился  с традициями, символами, богатствами, историей.

Задачи:

Обучающие:

*Расширять и углублять знания детей о нашей многонациональной Родине.

*Закреплять знания детей о символах России.

*Закреплять знание детьми герба, флага и гимна России.

Развивающие:

*Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине

*Развитие интереса к народным играм.

Воспитывающие:

*Воспитывать дружелюбие, чувство товарищество и взаимопомощи.
*Создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива.

*Развитие интереса к народным играм.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: развитие познавательных интересов.

Социально-коммуникативное развитие: развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.

Речевое развитие: развитие устной речи.      

Художественно- эстетическое развитие: совершенствование художественно- речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений и обогащение музыкальных впечатлений детей.

Физическое развитие:

Развитие ловкости, быстрой реакции.

Оборудование: Герб, флаг России, Герб, Флаг Солнечного района, мультимедийное оборудование, канат, 2 ведёрка, Разрезные фрагменты флага России , Хабаровского края и Солнечного района…

Ход.

Воспитатель: Лето жаркое пришло, с собою праздник привело!Вы сегодня шли в детский сад и видели, что улицы украшены флажками. Сегодня 12 июня. Какой праздник отмечает вся страна и мы с вами будем сейчас его отмечать?

Дети: День России, День независимости

Воспитатель: Россия! Россия! Твой праздник Россия! И детский, и взрослый – праздник народный!

Ребята, мы живём в стране, которая называется Россия. В нашей стране живут люди разных национальностей в дружбе и согласии.

Сегодня каждый человек в нашей стране ощущает себя свободным и независимым, у каждого человека есть права и обязанности, которые прописаны в специальной книге.

Она называется Конституция Российской Федерации. В этой книге прописаны главные законы нашей Родины, по которым мы живём.

Дети:

1-ый ребёнок:

Вот она Россия, наша страна, Очень и очень большая она, Россия – Родина, наш дом,

Где вместе с вами мы живем!

2-ой ребёнок:

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озёры, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

3-ий ребёнок:

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

Воспитатель: В России много городов больших, и маленьких. А кто назовёт столицу нашей Родины?

Дети: Москва

Москва – это красная площадь. Москва – это башни Кремля. Москва – это сердце России,

Которая любит тебя.

Воспитатель:

Москва очень красивый город. Недаром в пословице говорится: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал».
У каждой страны есть свои символы. Это – флаг, герб и гимн.

Ребята, это…? (показываю флаг)

Дети: Флаг России.

(рассматриваем флаг)

Воспитатель:

Ребята, что бывает белого цвета?

Дети: (облака, снег, ромашки, стволы берёз…)

Воспитатель:

Что обозначает белый цвет?

Дети: (цвет чистоты, белый цвет-цвет мира)

Воспитатель: Да, наша страна миролюбивая, она никогда первая ни на кого не нападёт.

Что бывает синего цвета?

Дети: Озёра, реки, моря, небо….

Воспитатель: синий цвет на нашем флаге – это цвет наших рек, озёр, васильков, синего неба. Синий цвет – это вера, верность нашего народа своей родине.

Читайте также:  Жуковский «летний вечер»

Что означает красный цвет на нашем флаге?

Дети: Это цвет ягод и маков, цвет солнца.

Воспитатель: Красный цвет это цвет силы. Это цвет крови, пролитой за нашу Родину.

Дети:

Белый цвет – березка, Синий – неба цвет. Красная полоска –  Солнечный рассвет.

Воспитатель: А сейчас, ребята, разбиваемся на три команды. Каждой команде нужно выложить флаг: 1-ая команда выкладывает флаг России, 2-ая команда – флаг Хабаровского края, 3-я – флаг Солнечного района.

Дети из фрагментов составляют флаг.

Воспитатель:

А следующий символ вы узнаете, отгадав загадку:

Это – эмблема нашего государства. На ней изображён двуглавый золотой орёл на фоне красного щита, он изображается на печати, денежных знаках и на паспорте. Так, что это за символ?

Дети: Герб.

Воспитатель: Правильно. А какой третий символ мы ещё не назвали?

Дети: Гимн

Воспитатель: Правильно гимн. А что это такое? (Ответы детей).  Гимн – это торжественная, хвалебная песнь. Это тоже символ нашего государства. Его слушают тихо и стоя. Давайте мы послушаем его все вместе.

Все стоя слушают.

Воспитатель:

А теперь скажите мне, пожалуйста, кто в старину был самым сильным и крепким, охранял рубежи нашей Родины от врагов? (ответы детей)
– Правильно, это богатыри и сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Богатыри»,

хочу силушку вашу богатырскую проверить. Объявляю богатырское состязание, по перетягиванию каната! 
Мальчики делятся на две команды, перетягивают канат. 

Воспитатель: Молодцы, мальчишки! Вы – настоящие богатыри!

А наши девушки в старину носили воду на коромысле и сейчас мы посмотрим, как наши красавицы справятся с этим заданием. Игра «Коромысло»

Девочки делятся на 2 команды и по сигналу берут 2 ведерка и оббегают ориентир. Чья команда первой закончит, та победила.

Воспитатель: Молодцы и наши девочки

Воспитатель: На свете много стран и государств и каждый народ любит свою Родину, знает много пословиц и поговорок о своей стране. А какие пословицы и поговорки помните вы о Родине?

Дети:

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

У народа один дом – Родина.

Нет сына без отчизны.

Родина – всем матерям мать.

Родина – мать, чужбина – мачеха.

Воспитатель:

Дети:

Как повезло тебе и мне!

Мы родились в такой стране,

Где люди все – одна семья,

Куда не глянь – кругом друзья!

Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица с небом, как травы с лугом,

как ветер с морем, поля с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Берегите Россию, без неё нам не жить,

Берегите её, чтобы вечно ей быть!

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой

Берегите Россию – нет России другой

Воспитатель:

Наша страна зовется Россией, Пусть мирное небо сияет над ней, Пусть солнце наполнится радостью, счастьем, Пусть песни поют миллионы людей!

Песня «Дружат дети всей земли» муз. Д. Львова-Компанейца Сл. В. Викторова

Конкурс рисунков: 1-ая команда рисует Флаг РФ, 2-ая команда рисует Флаг Солнечного района.

Выставка рисунков.

Песня «Пусть всегда будет солнце» Льва Ивановича Ошанина, музыка А. Островского.

Воспитатель старшей группы

Герасимова Н.С.

Р.п. Солнечный

-2017-

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/razvlechenie_dlya_detej_starshej_gruppi_den_rossii_125158.html

Тематическая неделя «Моя родина Россия!» старшая группа, июнь

Россия — великая страна, в которой растут замечательные люди. С самого детства необходимо воспитывать патриотические чувства и гордость за свою страну.

В начале июня, в преддверии праздника Дня России педагог старшей группы предлагает детям беседы о родине, о людях, прославивших Россию, о народном и сельском хозяйстве страны, её заповедных местах.

Описание бесед, подборку народных подвижных игр, стихи о России, познавательные эксперименты вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Моя родина — Россия!».

Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития запланированы с.р. игры «Пограничники», «Шахтёры», «Фермер», беседа о Москве и пополнение книжного уголка книгами о России.

Познавательное развитие

Решая задачи познавательного развития воспитатель беседует о родине, флаге, гимне нашей страны. Организует игры и повторение стихов о днях недели, наблюдение за насекомыми и творческие игры с песком и водой.

Речевое развитие

Дети знакомятся со стихотворением «Что мы родиной зовём!» для дальнейшего рисования, решают проблемные ситуации, закрепляют навыки определения места звука в слове, что способствует речевому развитию детей.

Художественно-эстетическое развитие

В области художественно-эстетического развития запланировано изучение гимна России, повторение народных хороводов и творческое рисование «Родина». Дети так же рассматривают альбомы «Награды и ордена», вспоминая о празднике День победы, рассматривают иллюстрации к русским народным сказкам. Педагог рассказывает детям о народах севера и предлагает украсить волосодержатель.

Физическое развитие

Для физического развития воспитатель подбирает подвижные игры народов России, предлагает вспомнить полюбившиеся физминутки и познакомиться с российскими олимпийскими чемпионами.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Беседа «Как слушают и поют гимн». Цель: формировать патриотические чувства. Беседа «Моя родина — Россия». Цель: обогащать знания детей о родине. Упражнение «Ассоциация». Цель: развивать логическое мышление, активизировать речь. Игра «Перевёртыши». Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов. Рассказ воспитателя о подвижных играх разных народов России. Цель: вызвать желание играть в новые игры.
Про-гулка С.р.игра «Пограничники». Цель: формировать умение действовать в соответствии с ролью, учить спокойно договариваться, вспомнить военные профессии. Наблюдение за изменениями в природе. Цель: заполнить дневник наблюдений. Дидактическая игра «Живые слова». Цель: упражнять в составлении предложений по структурной схеме. Игра «Весёлые ладошки». Цель: развивать творческое воображение. П.и. «Серсо». Цель: учить набрасывать деревянные кольца на кий, развивать глазомер. П.и. «Встречные перебежки». Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую в быстром темпе.
ОД
2 п.д. Рассказ о работе шахтёра. Цель: расширять знания детей о профессиях. Эксперимент «Реактивный шарик». Цель: выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Чтение стихов о России. Цель: воспитывать гордость за Россию через литературу. Рассматривание орнаментов северных народов России. Цель: развивать эстетический вкус. Разучивание игры «Рыбачёк и рыбки». Цель: познакомить с таджикской игрой.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Упражнение «Подарок другу». Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы. Д.и. «Узнай символы России». Цель: рассказать детям о значении цветов флага. Игра «Бросаемся слогами». Цель: продолжить учить детей составлять слова с заданным слогом. Слушание гимна Российской федерации. Цель: обсудить с детьми слова и смысл песни. Рассказ воспитателя о российских спортсменах. Цель: расширять представления о спорте.
Про-гулка Тренинг «Что мы делаем, когда…». Цель: расширять представления о семье. Дидактические игры по выбору воспитателя. Цель: вспомнить правила игр, формировать выдержку и усидчивость. Пословицы и поговорки о родине. Цель: поддержать интерес к народному слову. Развивающее конструирование «Разные постройки». Цель: научить детей варьировать в воображении образы предметов. П.и. «Кольцебросы». Цель: учить детей набрасывать кольца на колышки, стараясь набросить как можно больше колец. П.и. «Иголка, нитка, узелок». Цель: учить соблюдать правила в игре.
ОД

(16

Источник: https://KalendarnyiPlan.ru/kalendarnyi-plan-na-iyun-starshaya-gruppa-2-nedelya

Родина моя (занятие для старшей группы)

Занятие предназначено для детей 5 лет. В гости приходит Лунтик, и дети ему рассказывают ему о родине.

Цель: продолжение формирования представления воспитанников о большой и малой Родине

Задачи:

  1. Воспитательные: воспитывать патриотизм и любовь к родному краю, стране, уважение друг к другу.
  2. Развивающие: развивать память, мышление, сообразительность.
  3. Образовательные: активизировать знания детей о большой и малой родине.

Основная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие

Методы и приемы: словесный (беседа, рассматривание), наглядный (показ), практический (игра)

Оборудование и материалы: проектор, презентация «Гимн России», фото президента, государственные символы

Предварительная работа с детьми: заучивание стихов, беседа о малой родине, о стране, рассмотрение предметных картинок.

Планируемый результат: дети знают символы страны, называют президента, рассказывают стихи о родине.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель:Здравствуйте, друзья мои. Давайте, вместе расскажем стихотворение «Здравствуй!»

Здравствуй, мир. (руки наверх) Это – я! (на грудь) А вокруг страна моя! (раскинуть) Солнце в небесах горит (наверх) И земля у ног – лежит! (наклон) Там – леса! (замок вправо) А там – поля! (замок влево) Здесь – друзья (поворот головы) И здесь друзья. (вправо и влево) Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз) Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)

Здравствуй, родина моя! (раскинуть)

Воспитатель: О чем говорится в стихотворении? (ответы детей)

А что такое Родина? (Родина это наш дом, наш садик, наш город, наша страна)

А как называется наша страна? (ответы детей)

А наша республика? (ответы детей)

А в каком районе мы живем? (Ответы детей)

Появляется Лунтик: Здравствуйте, девочки и мальчики? Вы меня узнали? А как вас зовут? (каждый ребенок свои имена)

Лунтик подходит к флагам: Как у вас красиво? Ой, какие красивые платочки. А можно мне с ними поиграть? (нет)

Воспитатель: А почему нельзя играть, ребята. Что это? Давайте расскажем Лунтику. (ответы детей)

Лунтик: А что это страна?

Дети вместе с воспитателем: Это наша Родина, в которой мы живем.

Воспитатель: мы и стихи знаем о родине. Давайте расскажем.

Дети рассказывают стихи.

Читайте также:  Сценарий весенней музыкальной сказки для детей старшей группы

Родина – слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес! 

В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком И на щечке родинка –

Это тоже Родина.

Воспитатель: Теперь поиграем в игру «Собери флаг».

Лунтик: Ой, ребята, посмотрите, это не мои дедушки? А кто же они, вы не знаете? (ответы детей)

Воспитатель: (показывает фото Р.Миннеханова) Это кто? (Р.Миннеханов) Он кто? (президент) Президент нашей республики. А это кто? (Путин) Он кто (президент). Президент нашей страны.

Лунтик: Какой красивый вид из окна? Это случайно не моя поляна, где я живу? (Дети вместе с воспитателем: нет, это наш город Кукмор, где мы живем)

Лунтик: У вас так интересно. Ваш Дом такой красивый, светлый, теплый.

Воспитатель: Ребята, давайте, поправим Лунтика, это наш дом?(нет, детский сад) Как называется наш детский сад? (Ручеек)

Лунтик: Как красиво. Я тоже хочу у вас остаться. Что можно делать в детском садике, а что нельзя?

Воспитатель: А мы тебе расскажем. Давайте, поиграем в игру «Солнышко». Первая команда говорит, что можно делать в садике, а вторая команда, что нельзя.

Лунтик:

А я тоже игру знаю про дружбу Дружит с солнцем ветерок, А роса с травою. Дружит с бабочкой цветок, Дружим мы с тобою. Все с друзьями пополам Поделить мы рады! Только ссориться друзьям

Никогда не надо.

Лунтик: С вами очень весело. Но моя баба Капа, наверное, волнуется. Мне пора домой. До свидания.

Воспитатель: Что вам сегодня понравилось? А тебе? Кому ты об этом расскажешь? А ты?

(Презентация о гимне России.)

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/rodina-moya-15746/

«Мы живем в России». Познавательное занятие для детей

Программное содержание:

  •  Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, ее природе, некоторых исторических событиях, культуре (устное народное творчество, народно-прикладное искусство).
  • Уточнить знания детей о таком понятии как традиции.
  • Вспомнить традиции русского народа, о которых уже рассказывали, познакомить с другими традициями.
  • Воспитывать уважение у традициям.
  • Формировать патриотизм к Родине.

 Ход занятия

Занятие проводится вначале в «Знаковой комнате», затем в «Горнице». Дети стоят у географической карты России.

Беседа о Родине (с использованием карты).

 — Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей Родине. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

 — Кто может показать на карте границы нашей Родины? (Вызванный ребенок показывает указкой на карте границы страны)

 — Что вы можете рассказать о природе нашей страны? Посмотрите на иллюстрации и попробуйте составить короткий рассказ.

 Примерный рассказ.

Россия – большая страна, в ней много лесов, рек, есть горы и возвышенности. В лесах водятся разные звери, птицы, растут  разные деревья и кустарники. Наши леса богаты множеством грибов и ягод.

 Через всю страну протекает много рек, в которых много разной рыбы. Одна из самых больших рек в России – Волга, на берегу которой находится город Тольятти. Мы живем в этом городе.

Рассказ «История России».

 — Молодцы. Да наша страна очень большая, красивая и богатая. Она возникла очень давно и у нее древняя и интересная история. Раньше в России было множество княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали друг у друга земли.

Так Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он отвоевывал и присоединял к своему княжеству земли других князей. Но когда на Русь нападали внешние враги – иноземные, все князья объединялись на борьбу с ними.

И однажды они поняли, что воевать с врагами в одиночку невозможно и решили объединиться навсегда. Выбрали себе главного князя, которого стали называть царем.

 Для защиты от врагов строили крепости. Одна из таких крепостей была построена на берегу Волги и названа – Ставрополь. Ставрополь означает – город святого креста. Позднее эта крепость стала городом, а во время строительства автозавода город переименовали. Теперь это город – Тольятти. На гербе нашего города и сейчас вы видите святой крест.

Русское  устное народное творчество: пословицы, поговорки, сказки.

 — Мы с вами читали много сказок. Почему о многих из них мы говорили — «народные»? Что еще сочиняли талантливые русские люди? (Песни, потешки, небылицы, заклички, считалки и дразнилки, скороговорки, пословицы и поговорки).

 — Какие русские народные сказки вы знаете?

 — Назовите русскую поговорку о дружбе?

Хоровод.

 — А еще в России любили водить хороводы. Давайте встанем и заведем хоровод. (В качестве физминутки проводится хоровод «Во поле береза стояла»).

 Группа переходит в горницу.

 Беседа о народном декоративно-прикладном искусстве.

— А сейчас мы попали на русскую ярмарку, где продаются прекрасные изделия, сделанные руками русских мастеров. Возьмите по одному предмету в руки. Расскажите, что за изделие вы купили на ярмарке. (Дети рассказывают о дымковской, филимоновской игрушках, хохломской, городецой росписях, игрушках-оберегах)

 Беседа о русских традициях.

— У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиции? (Ответы детей).

— Традиции – слово нерусское оно переводится с латинского языка как слово «передача», то есть традиция – это то, что передают от одного поколения другому. Например, бывают семейные традиции. Какие традиции есть у вас в семье? (Ответы детей).

— Почти во всех семьях есть традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки. Во всех странах мира есть традиция встречать Новый год в 12 часов ночи.

 — Есть традиции, которые сложилось много веков назад, и сохранились до наших дней. Какой праздник русские люди отмечают в конце зимы и начале весны? Что вы знаете об этом празднике? К какому празднику красят яички? Какие еще старинные традиции вы знаете?

Обсуждение слова «именины».

 — Расскажите, что такое именины? (Если дети затрудняются с ответом, рассказать им о традиции празднования именин).

 Каждому человеку при рождении дается имя. Имя ребенку долго выбирают. Часто детей называют в честь бабушки или дедушки, или в честь еще какого-то родственника или знакомого. В старину на Руси очень серьезно относились к выбору имени. Считалось, что если имя выбрано правильно, то ребенок будет счастлив.

 Был такой обычай – когда рождался ребенок, родители выбегали за ворота и спрашивали первого встречного или встречную, как их зовут. Это имя давали ребенку. 

Но у каждого имени тоже есть свой день рождения. Это день рождения святого. Поэтому, если ребенок родился в день рождения, какого- либо святого, то ему давали его имя. Считалось, что святой, чьим именем зовут ребенка, будет всегда оберегать его от бед. Сейчас люди празднуют свой день рождения.

А на Руси существовал обычай праздновать именины, не всегда этот день совпадал с днем рождения ребенка. Когда праздновались именины, имениннику дарили подарки. И существовал обычай – именинник садился за стол, ему давали пирог с кашей. Разламывали пирог над головой именинника, чем больше каши просыплется на его голову, тем счастливее будет его жизнь в течение года.

Еще в этот день разбивали что-то из посуды. По этому, и сейчас, если бьется посуда, говорят «На счастье».

 Беседа о национальной кухне.

— А еще есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд — традиционная национальная кухня. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной стране. Например, в Японии и Китае выращивают рис, поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают в России? (Пшеницу, рожь, разные овощи).

 — Из злаков, названных вами, готовят муку. И в традиционной русской кухне много блюд их муки. Например, знаменитые калачи и пряники. Их пекут только в России. (Показать)

 Какие кушанья из муки пекут в вашей семье? (Блины, пирожки, оладьи, кулебяки).

 -А еще в России любят щи. Из чего их готовят? Отберите овощи, которые используют при приготовлении шей.

Дидактическая игра «Поварята».

— Русского народа есть поговорка «Щи, да каша – пища наша». Значит, кашу тоже можно назвать национальным русским блюдом.

 Найдите компоненты, используемые для приготовления каш. Какие каши нравятся вам? Из чего их готовят?

 — В России часто бывает холодно зимой и жарко летом. Какой напиток часто используют, чтобы уталить жажду. (Ответы детей)

 — Это квас. (Показать). Делают его из хлеба. А зимой на ярмарках продавали особый напиток – горячий сбитень – это напиток из меда. Он очень хорошо согревал во время сильного мороза.

 — Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте и традициях русского народа. У русских людей много традиций. Поговорите с родителями, узнайте, в каких обрядах они принимали участие; какие русские традиции еще они помнят.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/my-zhivem-v-rossii-poznavatelnoe-zanyatie-dlya-detej.html

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе: «Россия

Цель:  Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и  стране.

Программные задачи:

  • Закрепить знания о нашей стране и  государственной символике.
  • Познакомить детей с картой России. Учить находить на карте страну и ее столицу.
  • Развивать  словарный запас.
  • Формировать патриотические чувства на основе беседы о родном городе и  стране.
  • Продолжать развивать конструктивные умения и навыки работы с бумагой в технике оригами. Воспитывать аккуратность.

Оборудование и материалы: глобус, карта России, изображения российских герба и  флага, паззл «Российский флаг»; маленький красный флажок, мяч; красный маркер, белая бумага, ножницы; аудиозаписи, мультимедийное оборудование.

Ход занятия:

Читайте также:  Игровая программа по сказкам для младших школьников «хоровод сказок», 1-2 класс

Дети сидят на стульях, воспитатель входит в зал с букетом ромашек.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, дорогие гости. Посмотрите, какой красивый у меня букет. Я нарвала его сегодня утром, по дороге на работу. А вы знаете, как называются эти цветы?

Дети: ромашки.

Воспитатель: Верно, ребята. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Людмилы Бурденко «Ромашковое поле».

Ромашки,  ромашки – цветы  полевые, Вы  символ  российских  полей. Ромашки,  ромашки – вы солнца  кусочек, Вы  светлый  денёчек  России  моей. Ромашки,  ромашки,  кто  сеял  вас  в  поле, Какой  же  вы  в  жизни  имеете  вес? «Посеял  нас  ветер,  земля  нас  растила, А  небо  дождём  поливало  с  небес». И  солнце  тепло  нам  дарило  лучами, А  силы  нам  Боженька  дал.

Мы  помним,  как  шли  здесь  бои  полевые, Мы –  память  сынов  тех,  кто  жизнь  здесь  отдал. И  наша  задача  напомнить  всем  людям, Что  жизнью  своею  обязаны  им, Кто  кровь  здесь  пролил   за  родную  Отчизну, Мы  светлую  память о  них  здесь  храним».

И  если  однажды  сорвёшь  ты  ромашку, Ты  помни,  здесь  ветер  не просто  её  посадил, В  ней  сила  и  слава,  и  свет  в  ней   России,

В  ней  память  о  тех,  кто  тебя  защитил.

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение?

Предположительные ответы детей: О ромашках, о России, о погибших воинах…

Воспитатель: Одним словом это стихотворение о нашей Родине.

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!…

                                           Т. Бокова
 

А как вы думаете, что такое Родина?

Предположительные ответы детей: Родина – это место, где ты родился. Это твоя улица, твой дом.

Воспитатель: Верно. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина – это не только твой дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, город. Это – твоя страна.

Воспитатель: Ребята, а как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: Россия… Вслушайтесь в это слово. 

Россия – как из песни слово,

Березок юная листва.

Вокруг моря, сады и горы,

Раздолье, русская душа.

                                  С. Васильев

Воспитатель: Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой – начинается день, в одной его части – идет снег, а в другой – светит солнце.

Давайте, найдем его на карте и обведем его границы.

(Воспитатель вызывает детей по очереди, и они маркером обводят границу России.)

Ребенок 1: Нет края на свете красивей,                     Нет Родины, в мире светлей!                     Россия, Россия, Россия, –

                    Что может быть сердцу милей?…

                                                                            В. Гудимов

Ребенок 2: Здесь тёплое поле наполнено рожью,                      Здесь плещутся зори в ладонях лугов.                      Сюда златокрылые ангелы Божьи

                     По лучикам света сошли с облаков…

                                                                           П. Синявский

Ребенок 3: Здесь белые рощи и ливни косые,                      Здесь жёлтые нивы и взлёт журавлей.                      Любите Россию, любите Россию,

                     Для русского сердца земли нет милей.

                                                                      О.Милявский

Воспитатель: В нашей стране множество городов, деревень, поселков. А как называется город, в котором мы живем?

Дети: Коломна.

Воспитатель: Наш славный город богат своей историей. Ребята, послушайте стихотворение о нашем древнем городе.

Ребенок: Коломна – любимый мой город,

                 Старинный и самый родной,

                 С красивым Успенским собором,

                 С кирпичной кремлёвской стеной.

                 Большая река протекает

                 У самой кремлёвской стены,

                 Мосты её окружают,

                 И рядом стоит монастырь.

                 Богата Коломна домами

                 С парадным красивым крыльцом.

                 Богата Коломна церквями,

                 А также Ледовым дворцом.

                 Здесь Дмитрий Донской собирался

                 С войсками на битву с ордой,

                 И в церкви в Коломне венчался

                 С невестой своей молодой.

                 Горжусь я тобою, Коломна,

                 Родной городок на Оке!

                 Горжусь я твоей красотою

                 И тем, что ты есть на земле!

                                                           Ж. Будылкин

Воспитатель: А как называется самый главный город нашей страны, столица нашей Родины?

Дети: Москва.

Ребенок:  Москва – это Красная площадь.

         Москва – это башни Кремля.

         Москва – это сердце России,

         Которое любит тебя.

Воспитатель: Ребята, а давайте найдем ее на глобусе?

Задание «Найди город на глобусе».

(дети подходят к глобусу, находят г.Москва и отмечают его маленьким красным флажком)

Воспитатель: А давайте вспомним пословицы и поговорки о нашей столице.

  • Москва создана веками.
  • Москва – всем городам мать.
  • Кто в Москве не бывал, тот и красоты не видал.
  • Не за один день Москву строили!
  • Москва – третий Рим.
  • В Москве чуть-чуть не считается!

Воспитатель: Молодцы, много пословиц вспомнили. А сейчас…

                                          Вы, друзья, не суетитесь –

 В круг широкий становитесь.

Проводится игра «Подбери слово».

Мы будем передавать друг другу вот этот маленький глобус, и говорить красивые слова о Москве. Я начну – Москва златоглавая.

(каждый ребенок подбирает эпитет к слову Москва, пока глобус опять не окажется в руках воспитателя.)

Воспитатель: Молодцы. Как много красивых слов мы сказали о столице нашей Родины! Садитесь на свои места, ребята.

Воспитатель: Каждая страна мира имеет столицу, символы, традиции, историю, людей, прославивших ее. Ребята, назовите, пожалуйста, символы нашей страны.

Дети: Флаг, герб и гимн России.

Воспитатель: Верно. Расскажите о российском флаге. Какие цвета на нашем флаге?

Дети:  Белый, синий. красный.

Воспитатель: Правильно. Российский флаг состоит из трех полос, поэтому его называют «триколор». Верхняя полоса — белая, как чистый снег, средняя полоса — синяя, как ясное небо, а нижняя полоса — ярко-красная, как солнышко на рассвете.

Катя, прочитай нам стихотворение о российском флаге.

Ребенок:   Три полоски флага – это неспроста:                    Белая полоска – мир и чистота.

                   Синяя полоска – это цвет небес,                    Куполов наглядных, радости, чудес.

                   Красная полоска – подвиги солдат,                    Что свою Отчизну от врагов хранят.                    Он страны великой самый главный знак,-

                   Доблестный трёхцветный наш российский флаг!

Воспитатель: Давайте, ребята, рассмотрим флаг. Что вы можете о нем сказать? Какой он?

Предположительные ответы детей: Торжественный, нарядный, трехцветный, большой. . . 

Ребята, подойдите к столу, я вам предлагаю собрать паззл «Флаг России».

После того, как дети соберут паззлы, воспитатель подзывает их к мольберту, на котором изображен герб России.

Воспитатель: Посмотрите  это герб – еще один символ России.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад – на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый, он и гордый.

Он – России дух свободный.  

                             В. Степанов

Давайте повнимательнее рассмотрим герб, а Соня и Даниил своим стихотворением помогут нам в этом?

Ребенок 1:У каждой страны есть и герб свой, и флаг.                         Вот гордая птица о двух головах,                         Корона и щит этот герб украшают                         И воин, который змею поражает.

Ребенок 1:Мы герб этот видим на важной бумаге

                        На нашем большом государственном флаге.                         Когда бы и где бы о нём не спросили

                        Скажи: «Это герб дорогой нам России».

Воспитатель: Ребята, а ведь есть еще один символ. Какой?

Дети:  Гимн.
Ребенок: Есть торжественный гимн у России.                  Прославляет от Родины силу,                  Славит доблесть, заслуги людей.                  Вдохновенною песней своей.

                                                           М.В.Сидорова

Воспитатель: Давайте его послушаем.

Звучит аудиозапись «Гимн России». муз. А. Александрова. сл. С.Михалкова.

(после прослушивания дети садятся на стулья)

Воспитатель: Сейчас прозвучал гимн России. Что вы можете сказать о нем? Какой он?

Предположительные ответы детей: Торжественный, величественный, гордый, красивый.

Воспитатель: Гимн, герб и флаг – это символы, которые есть у каждого государства. Но есть символы, которые едины для всех стран. Один из них, белый голубь – символ чистоты, доброты и  мира.

Хотите сделать из бумаги голубей и подарить их нашим гостям?

Дети: Да, хотим. 

Воспитатель: Тогда занимайте места за столами и приступайте к работе.

Во время работ звучит фонограмма песни «Россия» сл. и муз. А. Айвазян и А. Айвазян

Воспитатель: Посадите своих голубей на ладошку и повернитесь к нашим гостям.

…Берегите Россию!     Без неё нам не жить.     Берегите её,     Чтобы вечно ей быть.     Нашей правдой и силой,     Всею нашей судьбой!     Берегите Россию!

    Нет России другой.

                                  Е. Синицын

Ребенок 1:Белые голуби – вестники мира

                     От Белого моря, до предгорья Памира

                     Голубь летал, когда Бог наш Крестился.

                     Голубь и Матери Божьей явился

Ребенок 2:  Белые голуби, – цвет чистоты!

                     Белые голуби, – знак красоты!

                     Белые голуби, – мир для души!

                     Белые голуби, – птицы любви!

                     Белые голуби счастье несите,

                     Радость и мир на Земле всем дарите!

                   Н. Анненкова

Воспитатель: Ребята, подарите своих голубей и садитесь рядом с гостями на стулья. Я приготовила вам небольшой сюрприз. Сейчас мы посмотрим презентацию о нашей стране.

Просмотр презентации «Россия – родина моя»

Список литература:
1. Кудрявцева Т.А. Я живу в России. М.,  «Просвещение», 2003.

2. Ривина Е. К. Государственные символы России. М., АРКТИ,2009. 3. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. М., Скрипторий 2003, 2010.

Источник: http://rus-pedkopilka.ucoz.ru/publ/konspekt_zanjatija_po_nravstvenno_patrioticheskomu_vospitaniju_v_starshej_gruppe_rossija_rodina_moja/1-1-0-6

Ссылка на основную публикацию