Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. воздух

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Таинственный воздух»

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Таинственный воздух» в старшей группе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Задачи:

  1. Обобщить и уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха. («Познавательное развитие»).
  2. Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
    («Познавательной развитие»)
  3. Развивать любознательность и познавательную активность в процессе экспериментирования. («Познавательное развитие»).
  4. Развивать словесно-логическое мышление: умение сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки («Познавательное развитие»).
  5. Активизировать лексический запас; упражнять в правильном согласовании существительных и прилагательных; развивать связную, грамматически правильную речь, ввести в активный словарь детей слова: прозрачный, безвкусный («Речевое развитие»).
  6. Воспитывать любовь к природе, желание охранять и защищать её от вредного воздействия. Формировать конструктивные способы взаимодействия со сверстниками (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве. Формирование основ безопасного поведения в быту («Социально-коммуникативное развитие»).
  7. Совершенствовать двигательную активность, формировать умение соотносить движения с текстом («Физическое развитие»).

Методы и приемы:

-практические: экспериментирование, дидактические игры «Условные знаки», игровое упражнение «Вдох-выдох», физкультминутка «Ученые», Эстафета «Принеси шар»; упражнение на восстановление дыхания.

-наглядные: рассматривание картинок: картинка с изображением чистого дворика и завода с дымящими трубами.

-словесные: чтение стихотворения, рассказ воспитателя, беседа по картине, вопросы, обсуждения.

Материалы и оборудование:

у детей- целлофановые пакеты (на каждого ребенка), пластмассовые стаканчики с водой (не менее 2-х на стол); кусочки пластилина (1 на стол); трубочки для коктейля (на каждого ребенка), халаты на каждого ребенка, веер из бумаги (на каждого ребенка).

у педагога- мяч упругий и сдутый, песочные часы, 2 термометра для определения комнатной температуры, воздушные шары, апельсиновые корочки.

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Познавательно-исследовательская Решение проблемных ситуаций, наблюдения, экспериментирование.
Игровая Дидактическая игра «Условные знаки», «Собери картинки»,
Коммуникативная  Беседы, речевые проблемные ситуации, ситуативные разговоры, вопросы.
Двигательная Физкультминутка «Ученые», эстафета «Гонки воздушного шарика».

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Создание проблемной ситуации. Педагог отбивает мяч от пола и читает стихотворение:Мой веселый звонкий мячТы куда помчался вскачь…Педагог предлагает детям тоже поиграть, но дает им сдутый мяч.-Ребята, почему с этим мячом игра не получается?- А что нужно сделать, чтобы мячик стал круглым и упругим?-Что окажется внутри мячика, когда мы его накачаем?-А что вы знаете о воздухе, какой он?Совместно с детьми подводит итог ответов: вы совершенно правы, но у воздуха есть ещё немало интересных свойств. Хотите узнать, каких?Педагог предлагает детям поискать то, что находится в мяче и узнать о свойствах воздуха с помощью экспериментов, как настоящие ученые, в лаборатории. Напоминает, что дети будут работать в парах, поэтому нужно договариваться и помогать друг другу. Дети отбивают мяч, он не скачет.Ответы детей.Дети: надо его накачать.Дети думают, отвечают на вопрос.Ответы детей.Ответы детей.Дети проходят в лабораторию, надевают халаты и проходят на свои места по 2 человека за стол и работают в парах. Дети заинтересованы предстоящей деятельностью.Обобщить и закрепить знания детей о воздухе.
2. Эксперимент №1 «Поймаем воздух».-Предлагает детям взять пакет и ответить на вопрос:Что в нем?Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? -Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?- Развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух? Дети предлагают свои варианты ответов (ничего нет, он пустой).Дети ловят воздух пакетами и закручивают его, отвечают, что пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.Воздух занял всё место в пакете. Дети думают, отвечают (из пакета выходит воздух)Приходят к выводу: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку. Знают, что воздух есть везде, он вокруг нас. Он прозрачный.Отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением.
3. Эксперимент №2 «Воздух в человеке».Педагог задает вопрос: Чем мы с вами дышим? Предлагает проверить, сначала вдохнуть глубоко, а затем выдохнуть. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? Предлагает взять трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?Педагог задает вопрос. Для чего нужен воздух прежде всего? Предлагает детям задержать дыхание, кто сколько сможет. Ответы детей.Дуют через трубочки в стакане с водой. Делают выводы, что внутри нас есть воздух.Дети задерживают дыхание. Делятся впечатлениями. Приходят к выводу, что воздух нужен для дыхания человека, животных, растений. Проявляют любознательность, умеют отвечать на вопросы. Устанавливают причинно-следственные связи. Знают о том, что воздух необходим для всего живого.
4. Физкультминутка «Ученые»Мы ученые усталиИ со стульев дружно всталиРуки вверх мы поднимаемА потом их опускаемА потом их развернемИ к себе скорей прижмемА потом быстрее, быстрейХлопай, хлопай веселей.Вот помощники мои,Их как хочешь поверни,Раз, два, три, четыре, пятьПостучали, повертелиИ работать захотели. Дети выполняют движения с воспитателем. Умеют соотносить движения с текстом.
5 Эксперимент №3 «Ветер – это движение воздуха».Педагог: воздух окружает нас. Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать? Педагог предлагает: попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? Дети проводят эксперимент, делятся своими ощущениями (Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок). Делают вывод, когда воздух движется, получается ветер. Дети знают, что ветер-это движение воздуха.
6 Эксперимент №4 «Воздух не имеет запаха»Педагог стимулирует познавательную активность с помощью вопросов: А имеет ли воздух запах? Чем может пахнуть воздух?Предлагает убедиться в том, что чистый воздух не имеет запаха. Запах ему придают окружающие вещества.Педагог предлагает размять апельсиновую корку и ответить на вопрос, каким стал запах воздуха? Дети анализируют вопрос и отвечают на него (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т.д.)Проводят эксперимент, отвечают на вопрос. Делают вывод: собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. Дети знают, что воздух не имеет запаха.Сформировано умение наблюдать, экспериментировать, умение выражать свои мысли.
7 Эксперимент №5 «Воздух легче воды».Педагог предлагает налить в стакан воды и опустить маленькие кусочки пластилина.Спрашивает детей: Что это за пузырьки? Проводят эксперимент и предлагают свои варианты ответов.Утверждают, что пластилин поднимается на поверхность с пузырьками воздуха. Дети знают о том, что воздух легче воды.
8 Эксперимент №6 «Где теплее?»Педагог стимулирует познавательную активность с помощью вопроса: как вы думаете, где теплее на полу, или на диване?Предлагает проверить, подержать руку на уровне пола и на уровне дивана, а затем сравнить с показаниями термометра. Ответы детейДети проводят эксперимент, делятся впечатлениями. Делают вывод, что теплый воздух поднимается вверх. Развивается интерес к познанию. Знают о том, что теплый воздух легче холодного и теплый воздух поднимается вверх.
9 Педагог проводит  эстафету «Гонки воздушного шарика». Дети делятся на 2 команды, соблюдают правила, участвуют в эстафете. Удовлетворяют двигательную активность, умеют действовать по сигналу педагога.
10 Эксперимент №7 «Воздух может двигать предметы».Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт, начинаем отсчёт 5,4,3,2,1 старт (педагог развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому)- Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела?  Дети размышляют, высказывают свои мнения. (Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался). Вывод: воздух может двигать предметы. Дети знают о том, что воздух может двигать предметы.
11 Педагог проводит игру «Условные знаки».Я буду говорить утверждения, а вы если со мной согласны, хлопаете в ладоши, если не согласны, топаете. Давайте попробуем. Будьте внимательны.●Воздух окружает нас со всех сторон.●Теплый воздух тяжелее холодного.●Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.●Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запах предметов.●Человек может жить без воздуха.● Ветер – это движение воздуха.● Способ обнаружения воздуха — «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.● Воздух может двигать предметы.● Воздух тяжелее воды. Дети слушают утверждения, анализируют, отвечают по правилам игры. Закреплены знания детей о свойствах воздуха.Развитие внимания, памяти, мышления.
12 Педагог предлагает детям Игру «Собери картинки»-Посмотрите, у меня есть картинки их надо собрать помогите мне, пожалуйста.-Посмотрите внимательно, чем они отличаются? На какой улице вы хотели бы жить?Как вы думаете к чему может привести дым и грязный воздух?-Что еще в нашей жизни загрязняет воздух?Предложите варианты очистки воздуха. Дети собирают картинки, отвечают на вопросы (на одной завод с трубами, которые дымят, а на другой красивый двор)Ответы детей.(К гибели)Ответы детей: дым заводов, пожары, мусорные свалки, дым сигарет, машины.Ответы: на заводах и фабриках ставят специальные фильтры, которые очищают воздух; необходимо вовремя убирать мусор; специальные машины поливают тротуары и дорожки; люди сажают деревья, цветы и т. д. Умеют сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки; делать выводы.Воспитывать любовь к природе, желание охранять и защищать её от вредного воздействия.

Приложение

Дидактический комплекс

Стихотворение С.Я. Маршак

                 МЯЧ

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, Красный, Голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и звонко топал.

Ты пятнадцать раз подряд

Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился

И назад не воротился.

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота.

Там попал под колесо.

Лопнул, хлопнул — вот и все!

Физкульминутка «Ученые»

Мы ученые устали

И со стульев дружно встали

Руки вверх мы поднимаем

А потом их опускаем

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем

А потом быстрее, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни,

Раз, два, три, четыре, пять

Постучали, повертели

И работать захотели.

Эстафета «Гонки воздушного шарика»

Цель: развивать ловкость, быстроту, чувство соперничества, создавать радостное настроение. Закрепить свойство воздуха о движении предметов.

У первого участника воздушный шарик. Ребенок встает на четвереньки и, дуя на шарик, двигается вперед, до флажка. С шаром в руках бежит назад, передает его следующему игроку.

Игра «Условные знаки»

Цель: Закрепление полученных знаний о свойствах воздуха. Развитие внимания, логического мышления.

Ход игры: Я буду говорить утверждения, а вы если со мной согласны, хлопаете в ладоши, если не согласны, топаете. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

●Воздух окружает нас со всех сторон.

●Теплый воздух тяжелее холодного.

●Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

●Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

●Человек может жить без воздуха.

● Ветер – это движение воздуха.

● Способ обнаружения воздуха — «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.

● Воздух может двигать предметы.

● Воздух тяжелее воды.

Дидактическая игра «Воздух, вода, ветер»

Цель: развивать мышление, память, воспитывать внимание, сообразительность, быстроту реакции. Соблюдать правила игры.

Ход игры

Играющие становятся в круг, водящий, стоит в середине. Подойдя к кому-нибудь из играющих, водящий говорит одно из четырех слов — «воздух», «вода», «земля», «ветер» — считает до пяти.

Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу. Зверя или покружиться на месте (ветер). Кто не успел дать ответ, выходит из круга, потом водящий обращается к другому и т. д.

Неожиданно вместо четырех указанных слов водящий говорит кому-нибудь «огонь» при том все играющие должны поменяться местами, а водящий становится на чье-нибудь место в кругу, последний, не успевший в круг, становится водящим.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/10/07/konspekt-nod-po-poznavatelnomu-razvitiyu-v-starshey

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Воздух — невидимка»

Конспект открытого занятия

Читайте также:  Весеннее развлечение в старшей группе детского сада

по познавательному развитию

в старшей группе

на тему «Воздух-невидимка»

Воспитатель: Козлова О.М.

Цель: продолжатьзнакомить детей с неживой природой — воздухом; развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

  1. Обобщить, уточнить ранее полученные знания детей о свойствах воздуха. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Сформировать конкретные понятия о свойствах воздуха.

    Вызвать интерес к исследовательской деятельности; развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Расширить представления о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных.

    Формировать начальные экологические представления.

  2. Развивать навыки детей проведения элементарных опытов. Расширять и активизировать словарь детей; развивать умения самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

  3. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Предварительная работа: беседы про воздух, свойства воздуха, загадывание и разгадывание загадок о воздухе, чтение сказок в которых присутствуют герои, умеющие летать, эксперименты с водой.

Оборудование и материалы:

у воспитателя — полиэтиленовый пакет, ёмкость с водой, стакан, бумажная салфетка, воздушные шарики по количеству детей, эмоциональный герой «Летунчик», веер.

у детей — стакан с водой, трубочки для коктейля, салфетки, полиэтиленовый пакет, веер.

Ход занятия

Организационный момент

В-ль: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли учёных и заняться исследованиями в нашей научной лаборатории.

А чтобы узнать, что мы будем исследовать, отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (воздух)

В-ль: Правильно, это воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, и будем делать опыты как настоящие учёные, узнаем «Зачем нам нужен воздух?», «Каким он бывает?»

Основная часть занятия

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и послушать стихотворение:

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет:

Он плывет себе в волнах

На раздутых парусах.

-Ребята, что вы слышите? (Ответы детей.)

-А я слышу шелест и представляю, как по нашей группе летает легкий свежий ветерок, слышите?

-Посмотрите, ветерок побывал в нашей группе и что-то принес. (Воспитатель показывает воздушный шар.)

-Кто это к нам прилетел? (воздушный шар)

-А почему он называется воздушным? (ответы детей)

В-ль: Ребята, давайте знакомится. Его зовут Летунчик. А кто его нам отправил? Наверное, какой-то сказочный герой, который летает по воздуху. Каких летающих героев вы знаете?

Дети: Винни-Пух, Баба-Яга, Гуси-Лебеди, Карлсон, Змей-Горыныч.

В-ль: А я, кажется знаю, это Винни-Пух шел в гости к ослику ИА и потерял свой шарик. Он мне тоже подарил шарик, но он не летает. Почему?

Дети: Один шарик заполнен воздухом, а другой нет.

В-ль: Где же мы возьмем воздух, у меня его нет. Летунчик утверждает, что воздух есть везде. И мы сейчас это проверим. Мы с вами станем учеными и проведем опыты.

Практическая часть занятия

1 опыт. «Обнаружение воздуха»

-Скажите, мы воздух видим?

-Как вы думаете, поймать мы его можем?

-Я вам сейчас покажу. Давайте пройдет в лабораторию.

-Что в пакете?

-Теперь сложим пакет несколько раз. Посмотрите, какой он? (тоненький)

-Давайте вместе с вами мы наберем в пакет воздух и скрутим открытый конец. Посмотрите, пакет стал упругим и плотным.

-А теперь что вы видите? (в пакете воздух)

-А если мы с вами отпустим его, что произойдет с пакетом? (плоский и тоненький)

-Вокруг нас находится воздух, только мы его невидим. Чтобы его увидеть, нам надо его поймать.

ВЫВОД: воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

2 опыт. «Как увидеть воздух?»

В-ль: Дети, но воздух мы всё-таки можем увидеть, а как это сделать я вам сейчас покажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?

Дети: Пузырьки.

В-ль: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в воде появились пузырьки, значит, в ней появился воздух.

ВЫВОД: Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки.

-Ребята, а ведь воздух нужен не только для дыхания.

В-ль: Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а теперь давайте встанем и немного отдохнем.

Физкультминутка:

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять!                       («зовут»)
Воздух-невидимка,                 (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать?               (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу,       (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду!    (потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду,  (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду!           (руки накрест к плечам) 
Если вместе с папой в горы я пойду,  (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду!     («фонарики»).

3. Игра «Угадай по запаху».

В-ль: А как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. Вы чувствуете запах воздуха?

Сейчас проведём такой эксперимент: Закройте глаза, Я мимо вас пронесу предмет, а вы по запаху определите, что это?

(Воспитатель подносит чеснок).

ВЫВОД: Значит, по воздуху распространился запах, и мы его чувствуем.

Воспитатель: Все люди дышат через нос, давайте покажем, как мы дышим. (показывают)

Затем проходят и садятся за столы.

4 опыт с бумажной салфеткой

5.опыт «Как почувствовать воздух»

В-ль: Запах чеснока неприятен, так и хочется перестать его чувствовать, давайте попробуем не дышать, зажать нос пальчиками. Дети зажимают нос и стараются не дышать.

— Вот видите, мы не можем жить без воздуха ни минутки. Какой вывод мы можем сделать? Всему живому на земле нужен воздух: и людям и животным, и растениям. Без воздуха они погибнут.

Но всё же хочется, чтобы запах чеснока исчез. Как же нам это сделать? Может быть, ветер нам поможет. А что такое ветер? Где нам его взять?

Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера.

-Возьмите веер и помашите на себя. Потом друг на друга.

-Что вы почувствовали? Какой воздух? При ветерке было тепло или холодно? (Ответы детей.)

ВЫВОД: Значит, когда воздух движется, получается ветер; воздух невидимый, но его можно почувствовать, создав его движение. И воздух разносит запахи.

А теперь давайте вернемся из лаборатории в наш детский сад.

Заключительная часть занятия

— Ребята, что вы сегодня узнали?

-Какие свойства воздуха мы узнали?

-Что понравилось вам больше всего?

А сейчас я попробую надуть шарик.

Воспитатель берет «Летунчик» и дарит каждому ребёнку по воздушному шарику на память.

В-ль: На этом, ребята, наша сегодняшняя работа в научной лаборатории заканчивается, и мы сейчас с вами отправимся на прогулку.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/konspiekt-otkrytogho-zaniatiia-po-poznavatiel-no-2.html

Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Свойства воздуха»

Автор: воспитатель

МАДОУ ЦРР д/с №8 г. Ишим

Гультяева Светлана Николаевна

e-mail: ishim_sad8@mail.ru

Задачи:

Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе; Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;

Расширять и активизировать словарь детей;

Дать элементарные представления о значении чистого воздуха, Прививать бережное отношение к окружающей среде.

Ход занятия:

Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

 Такой большой, что занимает весь мир.

Такой маленький, что в любую щель пролезет.

Верно ребята это воздух, он есть везде: вокруг нас, и под землей, и на земле, и высоко на небе. Нам с вами предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его обнаружить  и какими свойствами он обладает. Давайте займем рабочие места и преступим к исследованиям.

 Проведем первый опыт.

Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей). Камень-это твердое тело. Какие еще твердые тела вы знаете? (ответы детей). А можно ли взять в руки воздух и сжать его? Значит можно сделать вывод, что воздух не твердое тело.

 Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей). А что умеет делать вода? (ответы детей). Так что же такое вода? Да вода это жидкость. Назовите другие известные вам жидкости.

 Итак, мы с вами выяснили, что  воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух  не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный бесцветный и не имеет запаха. Вот наше первое открытие. Но как же тогда нам его  обнаружить? Продолжим наши исследования.

 Опыт первый.

 Возьмем пакет и начнем скручивать его с открытого края. Что происходит с пакетом? (пакет надувается). Почему это происходит? (пакет наполняется воздухом). Действительно, пакет наполнился воздухом, но мы его не видим.

 Опыт второй.

 Помашите ладонью около лица, подуйте на ладонь. Что вы чувствуете? (ответы детей). Верно, это движется воздух. Делаем вывод: Хотя мы воздух не видим, мы его ощущаем.

Физминутка.

 А сейчас я предлагаю вам проверить утверждение, что воздух есть везде и занимает место.

 Возьмем резиновую игрушку и сожмем её. Что вы услышите? (свист). Это воздух выходит из игрушки.

Закройте отверстие пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей мешает?

Делаем вывод: воздух находящийся в игрушке мешает её сжать.

 Посмотрите, что произойдет когда я буду опускать стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (вода не вливается в стакан)

Теперь я осторожно наклоню стакан. Что произошло? (вода влилась в стакан) Воздух из стакана вышел и вода наполнила стакан.

Делаем вывод: воздух занимает место.

Ребята, а для чего нам необходим воздух? (для дыхания) Верно.

Мы проверили ряд исследований и убедились, что воздух невидим, но его можно ощущать, он занимает место. Знаем главное назначение воздуха. Теперь давайте убедимся, что мы дышим воздухом.

Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? (идут пузырьки)

Да это доказывает, что вы выдыхаете воздух.

 Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).

Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще?

 Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему?

 Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

 На этом наши исследования закончены, оставим нашу лабораторию и займем места в группе. Что же нового вы сегодня узнали? (воздух это газ). Какими свойствами он обладает. (бесцветный, прозрачный, без запаха, но хотя его не видим мы его ощущаем). Каково его назначение? (им дышим).

От Администратора сайта: Для работы над темой можно использовать презентацию:  «Свойства воздуха»

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;

Читайте также:  Сценарий сказки «теремок» для детей 5-6 лет в стихах

— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi-istsenarii/news1585.html

Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе «Воздух – невидимка»

Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе «Воздух – невидимка»Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:Образовательная: Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха и способами обнаружения воздуха в окружающей обстановке.

Учить решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы; самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.Развивающая: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; навыки проведения опытов; мышление, наблюдательность.

Воспитательная: Воспитывать; содействовать развитию  интерес к окружающему миру; содействовать развитию эмоциональной отзывчивости; аккуратность в работе с водой. Воспитание культуры и общения.Словарная работа:- Беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.- Рассматривание иллюстраций.- Игры с ветром.

Оборудование:- Полиэтиленовые пакеты ( по количеству детей). — Спасательный круг.- Прозрачный стакан, вата, вода.- Стаканчики с кипяченой водой и трубочки (по количеству детей).- Чеснок и чеснокодавилка.- Веера по количеству детей.- Песочные часы.- Мыльные пузыри.- Воздушные шары по количеству детей.Ход занятия.

Дети входят в группу под музыку Песня « Улыбка».- Здороваются с гостями.Воспитатель. От улыбки хмурый день светлей.От улыбки в небе радуга проснется.Поделись с улыбкою своей,И она к тебе не раз еще вернется.Мы очень рады, что к нам пришло столько много гостей. Примите от нас «улыбки-солнышки» и хорошее настроение не покинет больше вас.

(Дети дарят «улыбки-солнышки» гостям).- Воспитатель. – Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли ученых и заняться исследованиями.- Прошу занять свои места. А вот что мы будем исследовать вы узнаете, отгадав загадку:- Через нос проходит в грудь,И обратный держит путь.Он невидимый, но все же,Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,Чтобы шарик надувать.С нами рядом каждый час,Но невидим он для нас.Дети: «Воздух».

— Правильно, это воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие ученые, чтобы много узнать о воздухе.

— Появляется Незнайка. (Удивленно оглядывается)

— Здравствуйте, ребята! А что это вы тут собираетесь делать?

Воспитатель: Мы с ребятами хотим узнать много интересного о воздухе.

Незнайка: — О воздухе? А кто его видел этот воздух? Может, его и нет вовсе! Лично я никогда не видел воздух, а вы, ребята?

Воспитатель.: — Погоди, погоди, Незнайка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас.

Незнайка.: — Ой, все-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть в этой комнате.

Воспитатель.: — Ребята, давайте докажем Незнайка, что воздух все-таки есть везде. Я открою вам один секрет – чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите я вас научу ловить воздух?

Опыт № 1 «Поймай воздух в полиэтиленовый пакет».

— Возьмем пакет – что находится в пакете? (ничего, он пустой). Пакет можно сложить несколько раз, свернуть. (Он тонкий, мягкий)

— А теперь откроем пакет и пойдем ловить воздух. Посмотрите как поймали и закручиваем пакет. (Дети ловят воздух).

— Ребята, посмотрите, каким стал пакет? (Плотный, упругий, похож на подушку). Как вы думаете, что в пакете?

— Правильно, воздух. Он занял все место в пакете. А теперь выпустим воздух.

— Какой стал пакет? (Тонкий, пустой). А где теперь воздух? (Везде, вокруг нас).

— Вот так, Незнайка, воздух прозрачный, невидимый, а чтобы его увидеть, его нужно поймать и мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в пакет, а потом выпустили.

Делаем вывод: Воздух есть везде, он нас окружает.

Незнайка: А ….этот пакет мне что-то напомнил.

— Я видел летом, как люди используют такой запертый воздух. Это кажется был надувной матрас, или спасательный круг.

Воспитатель: А вот у меня есть спасательный круг. Поиграем в игру «Выпусти воздух».

— Да, ребята, воздух есть везде, хоть мы его и не видим.

Незнайка: — Вы считаете. Что воздух есть везде, в каждом предмете?

— Я что-то этому не верю, вот докажите.

Опыт № 2 «Воздух в пустом стакане».

(Тазик с водой, вата, прозрачный стакан).

— Что это? (Вата)

— Вата сухая или мокрая? (Сухая)

Ко дну стакана я прикреплю кусочек ваты.

— Как вы думаете, в стакане кроме ваты есть еще что-нибудь? (Ответы детей и Незнайки).

Сейчас я переверну стакан вверх – дном, и ровно- ровно опускаю его в воду

— Как вы думаете, какой стала вата? (Вата осталась сухой)

— Если вата осталась сухой, значит в стакан не попала вода.

— Почему в стакан не попала вода? (Ответы детей)

— Правильно, ей помешал воздух, который находился в стакане.

Незнайка: «Вот это да, оказывается и в стакане тоже есть воздух».

Физ.минутка:Дети утром рано встали.За грибами в лес пошли (ходьба на месте)Приседали, приседалиБелый гриб в траве нашли (приседания)На пеньке растут опятаНаклонитесь к ним ребята ( наклоны вперёд)Наклоняйся раз, два, три

Их в лукошко собери.

Опыт № 3 «Воздух в человеке»

— Ребята, а еще я хочу открыть вам секрет, что воздух прячется внутри человека, воздух есть внутри нас.

Незнайка. – Не верю, я ведь не воздушный.

— А вот  мы сейчас и посмотрим. Берем стаканчики с водой и трубочку, опустим трубочку в стакан с водой и будем дуть.

— Что происходит? (Выходят пузырьки.) Правильно, мы дуем в трубочку и воздух выходит из нас и появляются пузырьки.

Незнайка: А это значит, воздух есть внутри нас?

Воспитатель: Да, мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Незнайка: Задумчиво. А у меня в к кармане есть… — достает мыльные пузыри. Вот почему появляются мыльные пузырьки, потому что я в них выдыхаю воздух, который есть внутри меня.

Игра с детьми «Мыльные пузыри».

Незнайка: Мы воздух выдыхаем, но как он к нам попадает?

— Как, ребята, вы знаете? (Через нос)

Воспитатель:- Конечно все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. (Показывают). Когда мы просто вдыхаем или выдыхаем воздух мы видим его? (Нет). Но мы можем почувствовать воздух носиком.

Опыт № 4 « Чеснок»

Воспитатель: — Я возьму чеснок и раздавлю его.

Незнайка: Ой, ой, как чесноком запахло. Не хочу этот запах, лучше я нос закрою, и не буду дышать. (Закрывает нос).

Воспитатель: — Что ты, Незнайка! Без воздуха ты задохнешься. Всему живому на земле необходим воздух.

Чистый воздух нужен всем – растениям, животным, людям. Без воздуха все погибнут.

Опыт № 5 «Не дышу»

Воспитатель: — Сейчас мы с вами проверим. Я поставлю песочные часы, а мы закроем нос рукой и попробуем не дышать.

— Вот видите, ребята,  даже не весь песок пересыпался в песочных часах, мы не сможем без воздуха прожить даже 1 минуту.

Воспитатель: Незнайка, но если тебе не нравится запах чеснока, мы тебе поможем.

— Ребята, а вы знаете, как можно помочь Незнайке?

— Давайте устроим ветер с помощью веера.

Опыт № 6. «Ветер»

— Возьмите веер и помашите сначала на себя, а потом друг другу.

— Что вы чувствуете? (В лицо дует ветер).

— А как появился ветер? (Когда мы движем веером появляется ветер).

— Ветер – это движение воздуха.

Незнайка: Вот это да, теперь совсем не пахнет чесноком.

Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте.

Незнайка: — А как же  так, когда пекут пироги, то мы чувствуем запах?

Воспитатель: — Ребята, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Незнайка: — Вот спасибо вам, ребята! Как много сегодня я узнал о воздухе.

Воспитатель: — Давайте еще раз посмотрим и выполним все то, что мы узнали о воздухе. (Просмотр слайдов – мультимедийка).

— Воздух есть везде.

— Воздух невидимый, но чтобы его увидеть нужно «запереть» воздух или поймать.

— Воздух есть внутри людей.

— Без воздуха невозможна жизнь.

— Чистый воздух не имеет запаха, но воздух может передавать запах.

— Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: — Пока смотрели и повторяли, Незнайка куда-то исчез. (Незнайка в соседней комнате что-то делает) – Издается звук (ш-ш-ш!- надувание шаров).

— Незнайка. Что ты там делаешь?

Незнайка: — Я запираю воздух в нарядные шары. (Незнайка выходит с воздушными шарами).

— Я  хочу подарить эти воздушные шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух.

— Спасибо, ребята! Пойду теперь, и расскажу всем своим друзьям все , что узнал сегодня о воздухе!

Воспитатель: — И нам, ребята, пора сказать всем  до свидания!

— А сейчас мы оденемся и пойдем на улицу дышать свежим воздухом.

Источник: http://doshkolnik.ru/okr-mir/10761-nevidimka.html

Конспект открытого занятия по эксперементально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Воспитатетель: Тептанова А.Н

Конспект открытого занятия по эксперементально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Воспитатетель: Тептанова А.Н.

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет цвета, запаха, вкуса, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения.

Задачи:

  • познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет цвета, запаха, вкуса, теплый воздух легче поднимается вверх, воздух перемещает предметы); о способах обнаружения;
  • Формировать понятие «ветер – движение воздуха»;
  • Активизировать речь и обогащать словарь детей;
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;
  • Воспитывать у детей познавательный интерес, усвоение видеть удивительное в окружающем мире.

Оборудование: шарики для надувания; полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка; стаканы с водой; пластмассовые стаканы; трубочки; салфетки; веера; горячая вода в термосе; пустая стеклянная бутылка; 2 таза с водой; кораблики из бумаги на каждого ребенка; наглядности воздуха и схемы свойств воздуха; звукозапись ветра, емкости для холодной и горячей воды.

Ход занятия

— Мы все вместе дружно встали, подравнялись, сегодня взрослые у нас в гостях, мы можем начинать, но сначала надо здравствуйте сказать! (Поздоровались)

— Отгадайте загадку, и вы  узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый но все же

Без него мы жить не можем.

Окружает нас всегда

Мы им дышим без труда

Он без запаха, без цвета

Отгадайте что же это? (воздух)

3.Беседа о воздухе.

— Ребята, а что такое воздух? (Это то, чем мы с вами дышим)

— Зачем нам нужен воздух? (Чтобы дышать. Воздух необходим. Без воздуха мы не можем жить)

— А кто еще дышит воздухом (птицы, насекомые, животные; деревья; цветы)

— А как можно назвать все это одним словом? (Живая природа)

— Воздух имеет удивительные свойства. Чтобы узнать свойства воздуха мы отправимся в лабораторию. Скажите, что такое лаборатория? (Лаборатория – это место где работают ученые, исследователи, они проводят опыты).

— Сегодня мы с вами будем исследователями. Но прежде чем отправиться в лаборатории мы должны одеть специальную одежду для исследователей.

Свойства воздуха, мы будем обозначать схемами, и вешать их на доску.

— Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

  • внимательно слушать старшего исследователя
  • точно выполнять указания
  • аккуратно работать с оборудованием
  • в конце опытов делать выводы.

— Проходим в лабораторию. (Проходят и встают в круг около доски)

Читайте также:  Как сделать колпак из бумаги. пошаговая инструкция с фото

Дети встают в круг около доски! Посмотрите, какая у нас лаборатория!

Опыт № 1 (воздух — невидимый)

— Давайте, посмотрим вверх, вниз, направо, налево. Кто-нибудь увидел воздух? (Нет)

— Значит он какой – невидимый.

Вывод: Какое свойство воздуха мы определили? Воздух – невидимый. (Дети повторяют 1-2- человека, потом хором)

Какой схемой мы это свойство обозначим! (Ребенок выбирает)(Зачеркнутый глаз)

Опыт № 2 (Воздух — бесцветный)

— Мы определили 1-ое свойство воздуха – что он невидимый! Имеет ли воздух цвет? Посмотрите вокруг себя! Все предметы мы видим в группе хорощо? Какой воздух? (прозрачный)

Вывод: Какое свойство воздуха мы определили? Воздух бесцветный (Вывешивается схема) (Повторяет 1-2- ребенка, потом все хором)

Опыт № 3 (с пакетами)

— Если воздух невидимый, может быть он где-то прячется? Давайте его поймаем! Возьмите полиэтиленовые пакетики. Посмотрите какой пакет? (прозрачный, прямоугольной формы, пустой). Пакет можно сложить в несколько раз. Пакет пустой.

— Раскрыли пакет и покрутитись с пакетом вокруг себя. Закрыли пакет.

— Что в пакете? (Воздух) Воздух занял все место в пакете.

Что произошло с пакетом? (Он надулся)Пакет изменил форму,

— На что похож пакет?

— Где мы взяли воздух? (Вокруг себя)

— Какое свойство воздуха мы определили: воздух есть вокруг нас

— Теперь развяжем пакет и выпустим воздух. Что изменилось? (Он опять стал пустым, прозрачным). Какое свойство мы определили: воздух есть вокруг нас. (Вывешивается схема (Воздух есть вокруг нас)

— Повторим воздух есть вокруг нас.

Опыт № 4 (Воздух — безвкусный)

— Так как воздух есть вокруг нас, может у него есть какой – то вкус? Откройте рот и закройте рот. Какой воздух? (Безвкусный)

— Какое свойство воздуха мы определили? Воздух – безвкусный.

Свойство: у воздуха нет вкуса. Воздух – безвкусный (Повторим – хором.)

Опыт№ 5: (Запаха не имеет).

Понюхайте. Чем пахнет..

Свойство воздуха: У воздуха нет запаха

Опыт № 6 (У воздуха нет формы)

— Какие свойства воздуха мы определили?

— Мы определили, что у воздух не имеет вкуса, цвета, а форма интересно у него есть?

— Давайте определим. Возьмите полоски цветного картона – какой они формы? (прямоугольной). Положите полосочки. А сейчас возьмите в руки воздух. Получилось? (Нет) У воздуха есть форма? (Нет). Какое свойство мы определили?

Вывод: свойство воздуха – у воздуха нет  формы. (Выбирают соответствующую схему) Повторяют дети 1-2-человека.

Опыт № 7 (Подуть в соломинку) (Воздух есть внутри нас)

— Ребята мы выяснили свойство воздуха, что у воздуха нет формы н

— Посмотрите, что у меня в руках? (Шарик)

— А что у него внутри? (Воздух)

Внутри шарика есть воздух, а интересно есть ли воздух внутри нас.

— Давайте это проверим.

— Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо. И посмотрим, что произойдет.

— Что происходит с водой? (Выходят пузырьки) Какие это пузырьки? (воздушные) А какие еще пузыри  вы знаете? (мыльные) Пузырьки – это выдыхаемый нами воздух.

Вывод: Какое свойство мы определили? Воздух – есть внутри нас.

Опыт № 8 (теплый воздух поднимается вверх) проводит воспитатель

— Ребята посмотрите чем украшена наша лаборатория. А этот шарик какой – то грустный? Что с ним надо сделать? (Надуть)Давайте я его надуем.

_ Подойдем к моему столу. Смотрите. В 1-ой емкости у меня холодная вода, в другой горячая. Возьму стеклянную бутылку и на нее оденем воздушный шарик (опускаем в холодную воду – надувается? А теперь в горячую – Надулся?)

— Почему он надулся?

— Воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается.

— Какой воздух в бутылке? (Теплый)

— При помощи теплого воздуха мы надули шарик. Куда поднимается теплый воздух? (Верх)

Какое свойство мы определили? теплый воздух поднимается вверх. (Вывешивается схема и повторяется детьми)

Опыт № 9 (воздух легче воды)

— Куда мы опускали с вами бутылку? (В воду) Что надували с помощью бутылки? (Шарик)

— Определим следующее свойство воздуха.

— Давайте надуем шарики и попробуем опустить их в воду и посмотрим утонут ли у нас с шарики.

— Утонули шарики? (Почему?)

Вывод: воздух легче воды. (Вывешивается схема)Повторяется свойство с детьми.

Опыт 10 с веером.

— Вы видите в шариках воздух? (Нет он невидимый)

— Можно почувствовать воздух? Как? (Подуть на ладошки, помахать веером). Когда воздух движется что это? (Ветер)

Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, умеренный, холодный, теплый).

Можно ли создать ветер дома, саду? (с помощью вентилятора, кондиционера, фена, веера.)

— Возьмите веера. Легко помашите друг на друга. Что почувствовали (Ветер)

— Что такое ветер? (Ветер – движение воздуха)

Опыт 11 кораблики

Какие предметы двигаются при помощи ветра? (кораблик)

— Представим, что это море, Давайте сделаем ветер, чтобы наши кораблики поплыли. подуем на наши кораблики. Что происходит? (Они двигаются) Что такое ветер? Вывод: с помощью ветра могут двигаться предметы.

Итог:

Встали у доски. Что сегодня исследовали? Повторим свойства воздуха.

(Читает стихотворение)

Через нос проходит в грудь и обратно держит путь

Он невидимый но все же

Без воздуха мы жить не можем.

Вот такой у нас воздух.

— А сейчас нам пора на прогулку дышать свежим воздухом.

— Но сначала надо снять спец. одежду.

Источник: http://ds235.edu42.ru/svedeniya-ob-organizacii/obrazovanie/detskij-sad/metodicheskaya-kopilka/konspekt-otkrytogo-zanyatiya-po-eksperementalno-poznavatelnoj-deyatelnosti-v-starshej-gruppe-udivitelnye-svojstva-vozduxa-vospitatetel-teptanova-a-n/

Конспект занятия по познавательному развитию (экология) в старшей группе «Живая и неживая природа»

Название: Конспект занятия по познавательному развитию (экология) в старшей группе «Живая и неживая природа»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , экология, старшая группа
Автор: Дюбина Юлия Валерьевна Должность: воспитатель первой квалификационной категории Место работы: МДОБУ детский сад № 29 «Серебряное копытце»

Месторасположение: г. Минусинск, Красноярский край

Цель: совершенствование знаний детей о живой и неживой природе

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с понятием «Круговорот воды в природе»
  • Упражнять в назывании и классификации объектов живой и неживой природы
  • Упражнять в различении понятий «природа» и «не природа»

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательных интересов
  • Развивать любознательность, память, умение делать выводы

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней
  • Учить способам самостоятельного познания
  • Воспитывать коммуникативные навыки

Ход

Воспитатель вносит искусственные цветы.

— Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе.

— Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Почему?

Дети:

— Нет, они не живые, не дадут корней, не будут расти.

Воспитатель:

— Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе.

— Знаете ли вы, что такое природа? (ответы детей).

Воспитатель:

— Природа — это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это — солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы.

Воспитатель:

— Ребята, сегодня, я предлагаю вам поиграть в юных экологов. А кто это – юный эколог?

Дети:

— Это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней.

Воспитатель:

— Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?

Дети:

— Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе.

Воспитатель:

— Юные экологи должны много знать о природе. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Три слова». Я называю понятия, а вы должны назвать три названия, которые относятся к этому понятию.

Игра «Три слова»

  1. Комнатные цветы (фиалка, герань, фикус)
  2. Садовые цветы (ромашка, роза, петунья)
  3. Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)
  4. Перелетные птицы (журавли, ласточка, кукушка)
  5. Водоплавающие птицы (гусь, утка, лебедь)
  6. Домашние животные (корова, лошадь, собака)
  7. Дикие животные (волк, лиса, заяц)
  8. Животные Крайнего Север (белый медведь, тюлень, морской котик)
  9. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
  10. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
  11. Насекомые (комар, муха, бабочка)

Воспитатель:

— Молодцы, вы все назвали правильно. Ребята, всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Как вы думаете, все, что мы сейчас назвали, относится к какому миру природы? Почему?

Дети:

— К миру живой природы. Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, без солнца, без питания.

Воспитатель:

— Правильно. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается, размножается. А теперь, я предлагаю выяснить, что относится к неживой природе. Подойдите к столу.

На столе лежат карточки с признаками живой и неживой природы. Вы должны из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют понятию «неживая» природа.

(Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выбора)

Воспитатель:

— Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают?

Дети:

— Это живая природа.

Воспитатель:

— Правильно. Обратите внимание на карточки (игрушки, мячики, кукла). Эти предметы можно назвать природой? Почему? (ответы детей)

Дети:

— Нет. Это сделано руками человека. Их не надо кормить, они не дышат, не размножаются и не растут.

Воспитатель:

— Правильно. Например, машина — она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.

— Значит, какой мы сделаем вывод – что такое природа и что такое «не природа»?

Дети:

— Природа — это то, что существует без помощи человека, а «не природа» — это все то, что сделано руками человека.

Воспитатель:

— Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы? Почему?

Дети:

— Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Мы с вами выяснили, что относится к природе и «не природе».

— А сейчас пройдете на стулья. Мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я называю группу слов, а вы должны определить лишнее слово и обосновать свой выбор.

Игра «Четвертый лишний»

  • Гриб, морковка, облако, мяч
  • Грач, луна, цветок, коза
  • Муха, медведь, ветер, береза
  • Кукла, снег, облако, камень
  • Машина, ведро, дом, вода

Воспитатель:

— Молодцы, мои юные экологи. Еще экологи должны знать такое явление, как — круговорот воды в природе. Я сегодня вас с этим явлением познакомлю. Послушайте.

Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми.

Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе, от слова «круг», то есть вода движется по кругу.

(Проговаривание хором)

— Молодцы. Мы с вами сегодня много узнали о природе. Скажите, мне, пожалуйста, как вы думаете, чем занимаются экологи? (ответы детей)

— Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и выбрать по две карточки связанные между собой одним правилом охраны природы. Вы должны рассмотреть картинки и сформулировать правило по охране данного объекта.

  1. Охрана водоемов
  2. Охрана лесов
  3. Охрана насекомых
  4. Охрана деревьев
  5. Охрана птиц

Итог:

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу, и научите своих друзей и близких этому.

— Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)

Источник: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/konspekt-zanyatiya-poznavatelnomu/

Ссылка на основную публикацию