Ушинский «наше отечество»

Презентация к уроку литературного чтения на тему: «К.Д. Ушинский. Наше Отечество.»

Ушинский «Наше отечество»

Инфоурок › Начальные классы › Презентации › Презентация к уроку литературного чтения на тему: «К.Д. Ушинский. Наше Отечество.»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Литературное чтение

2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд Описание слайда:

Москва – столица России

6 слайд Описание слайда:

Россия Отечество Отчизна Родина Русь

7 слайд Описание слайда:

Тема урока: «Наше Отечество»

8 слайд Описание слайда:

3.Порассуждать о том, что такое «малая» родина… Задачи урока: 1. Прочитать и обсудить… 2. Ответить на вопросы по рассказу

9 слайд Описание слайда:

Константин Дмитриевич Ушинский «Наше Отечество»

10 слайд 11 слайд Описание слайда:

Флаг Московской области Флаг города Москвы

12 слайд Описание слайда:

На иллюстрации изображено прошлое и настоящее

13 слайд 14 слайд 15 слайд Описание слайда:

го-су-дар-ство О-те-чест-во ис-по-кон ве-ку Государство – это страна, в которой люди объединились, чтобы защищать свои интересы. Отечество — страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Испокон веку — издавна, с давних времен

16 слайд Описание слайда:

Почему Россию называют «ОТЕЧЕСТВО?» Потому что в ней испокон веку жили наши отцы и деды.

17 слайд Описание слайда:

Почему Россию мы зовем Родиной? Потому что в ней мы родились.

18 слайд Описание слайда:

Почему Россию мы зовем МАТЕРЬЮ? Потому что она: вскормила нас своим хлебом; вспоила своими водами; выучила нас своему языку; защищает и бережет нас.

19 слайд 20 слайд Описание слайда:

Одна у человека родная мать- одна у него и Родина.

21 слайд 22 слайд 23 слайд Описание слайда:

Городков таких немало Мы встречаем там и тут. То, что в сердце нам запало, Малой родиной зовут.

24 слайд Описание слайда:

Жаворонок, как «вестник рассвета», показывает, что район и город встречают рассвет одними из первых в Подмосковье в соответствии с географическим положением (юго-восток области).

Синие и белые волнообразные полосы символизируют природные особенности города и региона — реку Оку. Колос указывает на наличие сельского хозяйства в районе.

Зелёный цвет полос символизирует обилие в районе лесных массивов.

25 слайд Описание слайда:

3.Порассуждать о том, что такое «малая» родина… Задачи урока: 1. Прочитать и обсудить… 2. Ответить на вопросы по рассказу.

26 слайд Описание слайда:

Родина Большая, могучая. Кормит, учит, защищает. Одна у человека мать – одна и Родина. 5. Отечество Синквейн Синквейн— это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по правилам

27 слайд 28 слайд 29 слайд Описание слайда:

http://картинки.cc/одуванчики-картинки-на-комп-беспл/ — одуванчики http://www.orthedu.ru/uploads/posts/2010-01/1263732235_1.jpg — портрет К.Д.Ушинского :ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ: http://muzei.uni-dubna.ru/eksponati/rodnoeslovo.jpg — учебник «Родное слово» http://orthgymn.ru/publish/rodnoeslovo/pics/detmir.jpg -хрестоматия К.Д.Ушинского http://img.rufox.

ru/files/big2/572336.jpg — дедушка с бабушкой http://www.goodassur.com/images/stories/articles/services/famille/Fotolia_3963810_Subscription_L72.jpg — младенец http://delomira.ru/wp-content/uploads/2013/05/mechta_o_mere.jpg — родные просторы (к 9 слайду) http://www.findlaw247.com/wp-content/uploads/2013/03/3594715_l.

jpg -мать с младенцем (к 12 слайду)

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-literaturnogo-chteniya-na-temu-kd-ushinskiy-nashe-otechestvo-957089.html

К. Д. Ушинский «Наше Отечество»

Фокина Лидия Петровна Литературное чтение 1 класс

Методические рекомендации к презентации

Константин Дмитриевич Ушинский «Наше Отечество»

Учитель:

Если скажут слово «Родина»Сразу в памяти встаёт:Старый дом, в саду смородина,Толстый тополь у ворот.У реки берёзка — скромница

И ромашковый бугор…. (З. Александрова)

— Что такое Родина?

Учащиеся:

— Родина – это место, где мы РОДИЛИСЬ и живём.

Учитель:

— Знаете ли вы, как образовалось слово Родина? Давайте вместе попробуем в этом разобраться.

2 СЛАЙД

— Кем для вас являются мама и папа?

Учащиеся:

— Родителями.

Учитель:

— Как зовут группу людей, объединённых кровным родством?

Учащиеся:

— Родня, родственники, родные.

Учитель:

— Как называется перечень поколений одного рода?

Учащиеся:

— Родословная.

Учитель:

— Назовите общую часть этих слов. Как называются такие слова?

Учащиеся:

— Однокоренными

Учитель:

— Почему?

Учащиеся:

— Имеют одинаковый корень «РОД»

Учитель:

— Верно, ребята. Слово «Родина» произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода. Родина! Это слово с детства знает каждый.

Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. Мы видим, как красива и богата наша страна. Мы испытываем чувство гордости за свою Родину, за свой народ и страну, за свою землю и её историю.

Мы знаем много знаменательных дат олицетворяющих историю нашей Родины.

3 СЛАЙД

Учитель:

— Как называется страна, в которой мы живем?

Учащиеся:

— Россия, Российская Федерация.

Учитель:

— Посмотрите на карту.

Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.

Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы — моря и реки не замерзают.

4 СЛАЙД

Учитель:

— А как называется главный город нашей страны?

Учащиеся:

— Город Москва.

5 СЛАЙД

Учитель:

— Москва — столица России. Столица — главный город государства. В Москве есть здание, которое является символом столицы. Это Кремль. В Кремле работает правительство нашей страны.

6 СЛАЙД

Учитель:

— Каждая страна имеет свои отличительные знаки: герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.

— Герб– это отличительный знак государства, города, рода. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб.

Что на нём изображено? Герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите. Это символ единства народов России.

Над орлом – три короны, в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона.

Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краёв, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите – не только символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.

— Ещё одним символом нашего государства является флаг.

Наш российский флаг – трёхцветный.

  • Во времена Петра I, бело-сине-красный флаг считался торговым или коммерческим флагом России, и только перед коронацией Николая II, официальным государственным флагом Российской империи был утвержден бело-сине-красный флаг, было это в 1896 г.
  • Во времена Петра I красный цвет в флаге означал державность, синий — цвет Богоматери, под её покровительством  всегда находилась Россия, белый — цвет свободы и независимости.
  • Но  можно услышать и другую трактовку значений цветов флага, она означает единство трех братских восточно — славянских народов: красный – Великороссии (Россия), синий — Малороссии (Украина) и белый — цвет Белой Руси (Белоруссии).
  • В настоящее время можно услышать значение цветов флага России такие — белый цвет это мир, чистота, непорочность, совершенство; синий — цвет веры и верности, постоянства; красный цвет это энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.

7 СЛАЙД

Учитель:

— Гимн– это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн – это главная песня в стране.Гимн слушают стоя. Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем.

Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна.

Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков (При щелчке на звуковой значок можно прослушать Гимн).

Учитель:

— Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.

— В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина.

— А как называется наша малая Родина?

Учащиеся:

— Станция Евсино.

8 СЛАЙД

Учитель:

— Наше село славится людьми, которые родились на нашей земле и прославили её своими делами. Это наши ветераны – участники Великой Отечественной войны (их осталось уже очень мало). Участники войн в Афганистане и в Чечне.

Наша большая страна состоит из вот таких маленьких деревень, сёл, городов.

— Назовите синоним к слову Родина.

Учащиеся:

— Отечество.

Учитель:

— Слово отечество, как известно, происходит от слова отец. У этого слова много значений. В Священном Писании этим словом обозначается Бог, Бог Отец. В христианской традиции Бог ещё называется Отцом небесным, у которого мы просим благословение на всякое дело.

Родителя своего мы тоже называем отцом — это наш земной отец, и, как и у Небесного отца, мы просим у него позволение на то или другое дело. Ещё отцом христиане называют священника, к которому они обращаются при встрече, например: «Отец Владимир…».

 

Отечество, Родина – это страна отцов; страна, где родился человек, гражданином которой он является.

9 СЛАЙД

— «Отечество» потому, что:

  1. Здесь жили наши отцы, деды, прадеды

  2. Здесь они учились, работали

  3. Они защищали землю , сохраняя её для нас

  4. Мы и наши дети будут здесь жить и работать

10 СЛАЙД

Учитель:

— Мы любовно называем нашу страну РОДИНОЙ, потому что родились в ней.

Жизнь твоей семьи, всего народа, к которому принадлежишь ты и твои предки, проходит в России.

— В самые трудные моменты для страны все народы объединяются и готовы встать на защиту своей Родины.

11 СЛАЙД

Учитель:

Как вы думаете кто это?

Учащиеся:

Писатель, он писал для детей, возможно, он написал этот рассказ.

Учитель:

Константин Дмитриевич Ушинский

12 СЛАЙД

Этот писатель жил почти 150 лет назад в то время, когда не могли все дети учиться грамоте. И он один из первых стал автором учебников для детей «Родное слово» и «Детский мир», по которым учились много поколений русских людей. Из Этих книг и сейчас печатают рассказы и сказки уже в современных учебниках. С одним из таких мы сейчас познакомимся.

Проектор нужно выключить.

Чтение текста учителем.

Учитель:

-Что вы нового узнали о Родине из рассказа?

Ответы детей.

Учитель:

— Что обозначает выражение «испокон веку»?

Учащиеся:

Издавна, с давних времён.

Повторное чтение текста учащимися цепочкой.

Выборочное чтение: 

– Почему автор называет Россию отечеством?

– Почему автор называет Россию Родиной?

– Почему автор называет Россию матерью?

– У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить. Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.

Беседа по иллюстрации 

Учитель:

– Какое историческое время изображено на иллюстрации?

Учащиеся:

Прошлое и настоящее.

Учитель:

– Кто изображён на иллюстрации сверху?

– Как зовут этого всадника?

– Что он делает?

– Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца?

Учащиеся:

На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу.    

Учитель:                                                      

– В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя.

Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею.

Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.

На картине изображен летописец.

Летописец – человек, записывающий происходящие события.

Благодаря летописцам до наших дней дошли описания событий, которые произошли очень давно.

– А как изображено настоящее?

Читайте также:  Кассиль. у классной доски

– А есть ли на земле другие государства?

– Где вы уже побывали, в каких странах?

– Скучали вы по родному дому? Почему?

– Хотелось ли вам возвратиться домой?

– А как всё это можно назвать?

– Может быть, у человека две или три Родины?

– Почему?

– Прочитайте, как об этом сказано в тексте.

– Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой», хочу туда, где родные стены, где родные люди, друзья, любимые.

Символом дома когда-то была земля, взятая от родного порога, которую в ладанке носили на груди воины, вынужденные сражаться вдали от родного дома. Родина – ты сам, как представитель нации. Мы говорим «родной язык», «родная природа».

Множество языков ты выучишь, стран увидишь, культур изучишь, но всегда и везде у тебя будет одна Родина. Умей за нее постоять, ее защищать, ею гордиться, умей передать эту гордость другим.

— Вы будущие защитники нашей Родины.

Берегите Россию – без неё нам не жить

Берегите её, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой

Всею нашей судьбой

Берегите Россию – нет России другой!»

Информационные источники

Игнатьева Т. В. Поурочные разработки по обучению грамоте:

1 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2017 (Серия «Учебно-методический комплект»)

http://oopnm.ru/wp-content/uploads/2012/09/opk.pdf

8

Источник: https://multiurok.ru/files/k-d-ushinskii-nashe-otechestvo.html

План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему: Урок литературного чтения (обучение грамоте)К. Ушинский «Наше Отечество»

1) — Я буду читать текст по частям, делая остановки. Вы отмечаете, где я остановилась, перечитываете отрывок самостоятельно,  делая пометки на полях: «V» – Знаю; «+» — Новое для вас, «?» —  непонятное, или хотели бы уточнить сведения.

Читает текст с остановками по смысловым частям.

Первый отрывок.

— Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

— Какое название нашей Родины вы уже знаете? Ставим  V

— Какое новое название России вы прочитали? Ставим     +

— Почему мы зовём Россию Отечеством?  Прочитайте в тексте.

— От какого слова произошло слово Отечество?

— Какое слово или выражение вам непонятно?  Ставим «?»   Где можно узнать значение?

Показываю  толковый  словарь. Зачитываем  значение выражения из словаря Ожегова

— О чём говорилось в этой части текста?

— Как автор называет нашу Родину – Россию и его отношение к ней?

— Согласны ли вы с мнением автора?

Вывешиваю справа на доске  первую строку опорных  слов для пересказа: Отечество – отец.

Второй отрывок

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы  родились,  в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное,

— Почему Россию мы зовём Родиной?

— На каком языке вы говорите?

— Найдите в тексте похожие слова.

— Согласны ли вы с мнением автора?

Вывешиваю вторую строку опорных слов: Родина, родились, родной язык, родное.

Третий отрывок

А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.

— Почему автор называет Россию  матерью?

— Как вы понимаете выражения: «вскормила хлебом», «вспоила водами», «защищает и бережёт от врагов»

— Подберите слова близкие по значению:

(воспитала,  заботится, охраняет, вырастила)

Вскормила — ……, вспоила -………..       Защищает — ……………,Бережёт -………………………

Вывешиваю третью строку опорных слов:  вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережёт.

Четвёртый отрывок

Много есть на свете, и кроме России,  всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина.

— Какое слово вам непонятно? Ставим «?»

Государство  —  страна.  

— Какие другие страны вы знаете?

— Если вы поедете жить в другую страну, вы тоже будете называть её Родиной?

— Сколько у человека может быть Родин? Как об этом говорит автор?

 — Как сам автор относится к Родине? Какая наша Родина?

— Так почему  одно слово написано с заглавной буквы, а другое с маленькой?

— Большая  Родина  всегда  начинается  с  малой — своей  семьи,  двора  и  дома,  детского  сада  и  школы,  леса  и  речки.

— Да, автор любит свою Родину, гордится ей, воспевает её в своих произведениях.

Вывешиваю четвертую строку опорных слов: государства, одна мать – одна Родина.

5) Физкультминутка для глаз

— Возвратимся к нашей схеме. Какие дополнения вы можете сделать? Что нового вы узнали из текста? Помогут вам опорные слова.

Получился «кластер»

— Какая же главная мысль передана автором в тексте?

 — Согласны ли вы с мнением автора?

Подтвердите словами текста.

— Это пословица. Пословицы о родине прославляют землю русскую. В каждой пословице прослеживается огромная любовь к матушке России, нашему Отечеству.

2) — Сейчас в группах вы будете собирать пословицы.

  1. Своя земля и. –/ умри, не сходи!
  2. С родной земли / в горсти мила
  3. Всякому мила/ край сладок.
  4. Любовь к Родине ,/ дороже золота
  5. Родина краше солнца / сильнее смерти.

     6.   Каждому свой / своя сторона

 Обсудите, что означает  каждая из них.

— Проверим вашу работу.

— Можно ли сказать, что эти пословицы на одну тему? Выразите  её своими словами.

— Наш урок проходит в преддверии государственного праздника. Назовите его. Почему он так назван? Кого  вы поздравите этот день?

3) — Рассмотрите, иллюстрации в учебнике на странице 86 -87. Назовите персонажей, если не знаете, поставьте «?». Будьте внимательными. Обсудите в парах, что ещё можно дописать на доске о Родине.

Называю неизвестных детям персонажей.

— Подумайте о ком или о чём вы хотели бы узнать поподробнее?

 — Летописец (слайд 2) Так в прошлом называли человека, который записывал всё происходящее, все исторические события.

Георгий Победоносец (слайд 3)

Даёт краткую информацию о Георгии Победоносце.

—  Послушайте отрывок из сказания.

Давным  давно на землю одного царя нападал жестокий дракон. Он уничтожал посевы, разрушал жилье. Жители страны, чтобы прекратить разбойные набеги дракона, согласились отдавать ему на растерзание своих детей.

Все жители поочередно отдали своих детей, пришла очередь царской дочери Елизаветы. Вывели дракону царскую дочь. В это время в стране оказался молодой воин – Георгий. Он сразился с жестоким драконом и одержал победу.

Георгия стали называть Победоносцем.

Сегодня мы видим изображение Георгия Победоносца на гербе РФ

Дополняет кластер изображением Григория Победоносца

Готовят карандаши, вспоминают по памятке условные обозначения.

Следят за учителем по тексту. Перечитывают самостоятельно отрывок. Под руководством учителя делают пометки.

— Россия

— Отечество

Находят и зачитывают ответ.

— Отец.

-Испокон веку.

— В словаре.

Передают смысл своими словами.

Прочитывают слова.

Следят по тексту.

Дают полные ответы

Русский, белорусский.

Родиной, родились, родным, родное – эти слова образовались от слова род.

 Высказывают предположения

Прочитывают слова.

Следят по тексту. Делают пометы.

Дают ответ.

Подбирают синонимы , обсуждая в парах. Читают слова

Следят по тексту и делают пометы.

— Государства

Называют страны.

Высказывают своё мнение.

Выбирают и зачитывают предложение

— Одна

 — С любовью.

— Большая,  малая, могучая, красивая, сильная, любимая.

Малая родина – там, где мы родились, учимся – город Юхнов, а Большая Родина – наша страна, наше государство – Россия.

Читают слова

Отечество, одна родина, государство, родной язык

Выбирают предложение.

Высказывают своё мнение.

Работают в группах. Соединяют части пословиц. Обсуждают, объясняют значение.

— О Родине, о защитниках, …….

День защитника Отечества.

Высказывают своё мнение.

Рассматривают иллюстрации, называют персонажей, обдумывают, обсуждают и отмечают, что им неизвестно. Задают вопросы о неизвестных персонажах.

Слушают рассказ учителя и аудиозапись отрывка.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/12/14/urok-literaturnogo-chteniya-obuchenie-gramotek-ushinskiy-nashe

Родина. К. Д. Ушинский «Наше Отечество»

ФИО (полностью) Овчинникова Ольга Ивановна
Место работы МАОУ СОШ № 29 «Университетская» г. Липецк
Должность учитель начальных классов
Предмет литературное чтение
Класс 1
Тема урока Родина. К.Д. Ушинский «Наше Отечество»
УМК « Школа 2100»

Цель: Формирование и совершенствование навыка чтения, умения работать с текстом (до, во время, после чтения); формирование умения анализировать текст, чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать своё мнение; развитие познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; воспитание интереса к чтению, воспитание нравственных качеств.

Оборудование: Карточки с печатными словами ( Родина, Отечество, мать, Липецк, Россия, Москва), карта России, презентация к уроку, сигнальные карточки.

  1. Орг. момент. » В школе прозвенел звонок,

Начинается урок!Мы тихонько потянулись, встрепенулись, улыбнулись,Друг на друга посмотрели И за парты быстро сели! «

  1. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

Учитель: » Я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать слово, которое подскажет нам тему сегодняшнего урока. Вы согласны? «Дети: » Да! » Учитель читает задания:» Зелена, а не луг,Белена, а не снег, Кудрява, а не человек » (Берёзка)» Издалека долго течёт река… » (Волга)» В летний зной хорошо напиться из него водицы » (Родник)» Самые маленькие в семье… » (Дети)» Что выше леса,Краше солнца,Без огня горит » (Солнце)» Самое дорогое и первое слово, которое мы произнесли » (Мама)

  1. формулирование темы урока:

Учитель: » Какое слово вы разгадали? «Дети: «Родина!»Учитель: » Молодцы! » (плакат на доску «Родина»)Учитель: » Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по дорогимдорогим сердцу родным местам, милым краям нашей Родины – России. Какая тема урока? Ваши предположения? » Учитель: » По какому плану будем с вами заниматься? «

  1. Чтение и печатание слов
  2. Чтение и анализ текста.

Учитель: » Открываем «Буквари» на стр.96. Приступаем к работе. Читаем последний столбик слов. «

Задание:

— Чем интересны слова: Государство, Страна? (эти слова близки по смыслу)- Подберите к ним ещё слова, которые будут близки по смыслу. ( Родина, Отчизна, Отечество) Открыли тетради для печатания и напечатали слово «Государство». Молодцы!

  1. работа в « Букваре »:(стр.96-97)

Чтение предложений и продолжение их (по данному началу и по рисункам):

Варианты детей: Наша Родина – Россия (слайд №3, в тетрадь для

печатания, на доску), Русь. В России много городов: Москва (на доску),

Саратов, Томск, Новгород, Санкт – Петербург, Мурманск, Псков,

Воронеж, Архангельск…

— Почему на 1-ом месте из городов России стоит Москва? (слайд №4) — Как называют Санкт-Петербург? ( Санкт-Петербург называют Северной столицей нашего государства)- А что вы можете сказать про… Липецк? ( Учитель называет место, в котором живут дети ). ( Липецк – на доску)- Это наша малая родина, то место, где мы родились. (карта: показать РФ, столицу, г.Липецк, Липецк.обл.)

Физкультминутка.

  1. – «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» — писал К.Паустовский.

— Как вы это понимаете? (слайд №5)

( Презентация, 5ый слайд. Государственный гимн России_ приложение1+

герб, флаг )

— Какие государственные символы вы знаете? ( слайд № 6-7-8 / / сообщение о символах)- Глава государства – президент (слайд №9/ )- Глава города – мэр ( Липецк, слайд №10-11-12 / )Народы и народности России: русские, якуты, татары, коми, калмыки, мордва, марийцы…

  1. — Что же такое Родина? ( Место рождения – малая родина; страна, в которой мы живём, — Россия, Русь.)

— Посмотрите на доску: родина, Родина ( в тетради для печатания )- На что вы обратили внимание? ( Одно и тоже слово, а написано то с маленькой, то с большой)- Догадались, почему?- Когда мы будем говорить о малой родине (о том месте, где родились),будем писать с маленькой буквы. Когда мы будем говорить о нашем государстве, общей Родине, то слово будем писать с большой буквы.

Физкультминутка.

  1. Много стихотворений сложено о Родине. Послушайте стихи и постарайтесь понять, в каком стихотворении говорится о малой родине, а в каком – о стране, о нашем государстве.

» Россия «

…Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей,За ум, за подвиги святые,За голос звонкий, как ручей…Люблю твои луга и нивы,Прозрачный звон твоих равнин,К воде склонившиеся ивы,Верха пылающих рябин.Люблю тебя с твоей тайгою,С воспетым трижды камышом,С великой Волгою – рекою,С могучим быстрым Иртышом.Люблю, глубоко понимаюСтепей задумчивую грусть.Люблю всё то, что называюОдним широким словом: « Русь ».(Сергей Васильев)

» Родина «

Если скажу слово – Родина,Сразу в памяти встаётСтарый дом, в саду смородина,Толстый тополь у ворот.У реки берёзка – скромницаИ ромашковый бугор…А другим, наверно, вспомнитсяСвой родной московский двор,В лужах первые кораблики.

Читайте также:  Кассиль «линия связи»

Над скакалкой топот ногИ большой соседней фабрикиГромкий радостный гудок.Или степь, от маков красная,Золотая целина…Родина бывает разная.Но у всех она одна!(Зоя Александрова)

  1. Применение нового знания.

А) чтение и анализ текста К.

Ушинского « Наше Отечество »

  1. — Как связаны названия и иллюстрация?

— Что показывает слово «Отечество»? (на доску, в тетради для печатания_ релаксация )- Какие близкие по значению слова вы знаете?- Прочитайте, кто автор текста? ( слайд №14 – на экран )(Учитель рассказывает про К.Ушинского)

Физкультминутка.

  1. Этот текст имеет очень большое воспитательное значение, поэтому первый раз его читает учитель.

Чтение по предложениям с комментариями. Комментированное чтение.

После чтения второго предложения:

— Почему Россию мы зовём Отечеством? ( Отечество, отцы – это однокоренные слова)

После чтения третьего предложения:

— Однокоренные слова к слову «Родина»: род, родной, родиться, родитель-

и у всех слов корень – род/.

Почему Россию мы зовём матерью? Как это объясняет автор? А как вы сами понимаете?

Чтение последнего предложения.

  1. – Какая мысль главная в этом тексте? ( Родина – как родная мать (на доску), и она у человека одна)

( пословица на экран/ слайд №15)- Найдите в тексте основную мысль автора и прочитайте.

Читают последний абзац.

— На какие вопросы отвечает текст?- Вернёмся к иллюстрации. К какой части текста она нарисована? ( Она нарисована ко всему тексту, даёт представление о просторах, красоте родной земли )- Сколько абзацев в тексте?- Из какой книги взят данный текст авторами «Букваря»?- В каком году он был написан Ушинским?- Кто представляет, как давно это было?- Почему же сегодня дети снова читают текст, написанный так давно?- Итак, мы с вами прочитали текст. Какие умения мы формировали?( Умение работать с информацией, умение работать с речью и умение оценивать свои поступки.)

  1. Закрепление изученного материала.

Игра «Собери пословицу»: с обратной стороны доски – смысл пословиц.
— Какова тема урока? — Что нового узнали на уроке? — Чему научились на уроке? — С каким настроением пойдём на следующий урок?(слайд №18)

Литература:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. — М.:Баласс; Школьный дом, 2011.
  2. Пронина О.В., Кремлёва И.И. Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя. – М.:Баласс, 2011.
  3. Пронина О.В., Лебедева Е.П. Тетрадь для печатания, 1 класс. – М.: Баласс,2014г.

Приложение 1.

Тема «Современная структура урока начальной школы

с позиции формирования учебных действий».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагога в выборе способов формирования универсальных учебных действий.

Задачи: — проанализировать способы формирования УУД на уроке;

— проанализировать задания по формированию УУД.

Задание Проанализируйте структуру урока и заполните таблицу в соответствии с формируемыми УУД (работа в парах).

Класс:__

Тема: ___Родина. К.Д. Ушинский «Наше Отечество»

— формирование и совершенствование навыка чтения, умения работать с текстом (до, во время, после чтения); формирование умения анализировать текст, четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение; развитие познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; воспитание интереса к чтению, воспитание нравственных качеств.

Оборудование: карточкис печатными словами (Родина, Отечество, мать, Липецк, Россия, Москва, карта России, презентация к уроку, сигнальные карточки.

Ход урока (деятельность учителя) Деятельность учащихся Универсальные учебные действия Духовно нравственное развитие и воспитание
Базовый уровень Повышен-ный уровень Коммуника-тивные Познава-тельные Регуля-тивные Личнос-тные
I.Орг. момент.
II.Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
А) разгадывание кроссворда
Б) формулирование темы урока
В) составление плана урока
Г) работа в Букваре
1) чтение слов и предложений
2) работа в тетради для печатания
3)работа с картой
Физкультминутка
Д) беседа о Родине
1) анализ пословицы
2)государственные символы России
3) обобщение«родина, Родина»
Физкультминутка
4) чтение стихотворений
III. Применение нового знания.
А)чтение и анализ текста К.Ушинского «Наше Отечество».
1)работа с текстом до чтения, работа в тетради для печатания
Физкультминутка
2)работа с текстом во время чтения
3) работа с текстом после чтения
4) анализ пословицы
IV.Закрепление изученного материала
Игра «Собери пословицу»
V. Итог
VI. Рефлексия

Источник: http://lit.na5bal.ru/doc/17076/index.html

К. Д.Ушинский «Наше Отечество»

IV Изучение нового

цель : выявление обучающимися новых знаний, развитие умений находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Составляют план достижения учебной цели и определяют средства

Выдвигает проблему

Создает эмоциональный настрой на..

Формулирует задание …

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Проводит параллель с ранее изученным материалом

1. Беседа о том, что такое Родина

— Какое простое и непростое слово… Родина. Так что же такое Родина?

Родина – это то место, где мы родились и живем.

Родина – определенное место, где ты родился. Чаще всего родиной мы называем город, в котором родились. Реже – район, двор, где играли, росли, дружили, влюблялись, дрались, становились людьми.

Большая Родина всегда начинается с малой — своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится,

Свой родной, московский двор

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная.

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

2. Подготовка к чтению рассказа

— Сейчас мы будем читать рассказ, который написал великий русский педагог и писатель К.Д. Ушинский. (Портрет на доске)

— Прочитайте название рассказа на доске.

— Как вы понимаете слово «Отечество»?

— Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Татьяна. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы зовёте меня Татьяна Равилевна: Татьяна, дочь Равиля.

— Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)

Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество.

(Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.)

3. Первичное чтение рассказа учителем

4. Беседа по содержанию:

— Как называется рассказ, который я вам прочитала?

— Что нового вы узнали из рассказа?

Чтение рассказа по цепочке

6. Выборочное чтение: (парная работа)

Почему автор называет Россию отечеством?

— Почему автор называет Россию Родиной?

— Почему автор называет Россию матерью?

— У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить. Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.

7. Беседа по иллюстрации

— Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое и настоящее)

— Кто изображён на иллюстрации сверху?

— Как зовут этого всадника?

— Что он делает?

— Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца? (На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу)

— В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя.

Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею.

Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.

— А как изображено настоящее?

— А есть ли на земле другие государства?

— Где вы уже побывали, в каких странах?

— Скучали вы по родному дому? Почему?

— Хотелось ли вам возвратиться домой?

— А как всё это можно назвать?

— Может быть у человека две или три Родины?

— Почему?

— Прочитайте, как об этом сказано в тексте.

— Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой»,

хочу туда, где родные стены, где родные люди, друзья, любимые. Символом дома когда-то была земля, взятая от родного порога, которую в ладанке носили на груди воины, вынужденные сражаться вдали от родного дома.

Родина – ты сам, как представитель нации. Мы говорим «родной язык»,

«родная природа». Множество языков ты выучишь, стран увидишь, культур изучишь, но всегда и везде у тебя будет одна Родина. Умей за нее постоять, ее защищать, ею гордиться, умей передать эту гордость другим.

Осознано читать текст, вести беседу по прочитанному, отвечать на вопросы. Объяснять смысл непонятных слов. Находить информацию в тексте. Вести беседу по картинке.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные: составление плана и последовательности действий

Источник: https://compedu.ru/publication/k-d-ushinskii-nashe-otechestvo.html

Урок чтения по теме: К. Д. Ушинский «Наше Отечество»

Цели урока:

  • Учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа, раз-мышлять над авторским отношением к Отечеству.
  • Формировать знания детей о Родине, воспитывать уважение и любовь к Родине; воспиты-вать в учениках средствами урока уверенность в своих силах; навыки коллективной работы.
  • Работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.

Оборудование.

-портрет К. Д. Ушинского; -карточки для словарной работы: ОТЕЧЕСТВО (на белом фоне), РОДИНА (на голубом фоне), МАТЬ (на красном фоне); -конверты с разрезными пословицами для работы в парах (на столах учеников); -аудиозапись песни “С чего начинается Родина” сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера; -выставка детских рисунков о Родине; -выставка книг о Родине;

Ход урока.

1. Оргмомент.

Дети стоят и говорят слова :Прекрасно всё на небе,Прекрасно на Земле,Прекрасно в нашем классе,Прекрасно всё во мне.-Здравствуйте, садитесь.

2. Введение в урок.

-Сегодня почтальон принёс нам письмо. А что в нём, давайте узнаем.С чего начинается Родина?С картинки в твоём букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе.А, может, она начинаетсяС той песни, что пела нам мать?С того, что в любых испытанияхУ нас никому не отнять?-Кто догадается , о чем пойдет речь на уроке ?- Тему нашего урока вы узнаете, когда разгадаете ребус.(К доске прикрепляется карточка.)Р д а и о н- Прочитайте хором, какое слово получилось?-Догадались, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О Родине)- Мы побеседуем о Родине, узнаем, что называют Родиной, продолжим работу над правильным, красивым, выразительным чтением, будем учиться рассуждать.– Ребята, так что же такое Родина?– Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны.

3. Познавательная часть. Работа над текстом К. Д. Ушинского “Наше отечество”.

-Нашу страну так стали называть не очень давно, в конце прошлого века. Названий у нашей страны было много. Но в каждое из них народ вкладывал огромную любовь, защищал её, гордился ей.- Послушайте. ( Первоначальное чтение рассказа учителем)-Это произведение написал К. Д. Ушинский, великий русский педагог и писатель.(На доске: 1. Портрет К. Д. Ушинского. 2. Тема урока. К. Д. Ушинский. Наше отечество.)-Откройте учебники на стр.7 и найдите этот рассказ. Как называется рассказ, который я вам прочитала? (“Наше отечество”.)

а)Словарная работа.

Зад №1.Читаем по слогам, затем целыми словами.Зад.№2 Читаем сразу целыми словами.- Ребята, нам встретилось выражение “испокон веку”. Как вы его понимаете? (В “Словаре” Ожегова – издавна, с давних времён.) (Показать “Словарь”.)- Самостоятельное чтение рассказа учащимися про себя.

б)Работа над содержанием текста.

— Как писатель называет нашу Родину? (Отечество)- Найдите и прочитайте, почему мы зовём Россию отечеством?(На доске появляется карточка, на белом фоне которой написано слово ОТЕЧЕСТВО)-Как вы думаете, от какого слова произошло слово “отечество”?- Найдите и прочитайте, почему называем Родиной?(На доске – карточка, на голубом фоне которой слово РОДИНА.)- Родина бывает большая и маленькая. Какую Родину называют большой?-А маленькая родина – это какая?-Почему писатель сравнивает Родину с мамой?(На доске – карточка, на красном фоне которой слово МАТЬ)- Посмотрите внимательно на доску и скажите, что общего между словами ОТЕЧЕСТВО, РОДИНА, МАТЬ? – Как называлась наша страна в древности?– Русские люди всегда любили, защищали и заботились о своей Родине. Они создали много пословиц, поговорок о Родине.

Читайте также:  Праздник в начальной школе по творчеству чуковского

Задание 1. «Собери пословицу»

Каждая пара учеников из отдельных слов должна собрать пословицу.

  1. Родина-мать, умей за неё постоять.
  2. Чужбина-калина, Родина-малина.
  3. Чужая сторона и без ветра сушит, и без зимы знобит.
  4. Научит горюна чужая сторона.
  5. Земля, на которой родился, золотая.

  6. На чужой земле и весна не красна.
  7. Человек без Родины – что земля без семени.
  8. В бою за Отчизну и смерть красна.
  9. Кто за Родину горой – тот истинный герой.

    )

— О каких других государствах вы слышали, в каких из них были?- Какая же главная мысль этого рассказа? (Государств много, а Родина- одна)

Задание 2 « Найди слова»

– Мы только во 2 классе, но уже настоящие граждане своей Родины и, как настоящие граждане, должны  знать о своей стране все. На доску вывешивается филворд. Найдите в этом филворде слова, которые можно отнести к любому государству, это его символы. Каждое найденное слово вывешивается на доске. 

К Ф Л
О Н С Т И А
Т Т Г
Г О У
Е Л Ц
Р И И М
Б Ц Я Н
А

Дети находят слова и объясняют их значение. Гимн, герб, флаг, столица, конституция.

Команды получают задания.

Задание 3: Собрать Российский флаг. ( из полосок)

4. Физкультминутка.

(Звучит аудиозапись песни “С чего начинается Родина?” Слова М. Матусовского, музыка В. Баснера.)- Сейчас мы немножко отдохнём, послушаем песню “С чего начинается Родина?” Слова М. Матусовского, музыка В. Баснера. Вы будете слушать, представлять картины нашей Родины, которые возникнут в вашем воображении.

5. Рассказы детей о Родине.

— Какие картины представили вы, слушая эту песню?(Учитель открывает доску. Выставка рисунков “Родина бывает разная, но у всех она одна”)-Давайте посмотрим, как вы изобразили Родину на своих рисунках.

Задание 4: «Вопрос-ответ».

– Какие символы нашей страны вы знаете?– Кто сейчас действующий президент РФ?– Как называется главный закон нашей страны?– Назовите цвета российского флага по –порядку.– В каждой стране есть столица. Как называется столица нашей страны- Россия всегда была сильным государством. А знаете почему? Потому что все народы, населяющие Россию, дружили. Много войн было в истории нашей страны. И в каждой наш народ выходил победителем.- О каких событиях, которые происходили в нашей стране, знаете вы?- В тяжёлых сражениях освободили наши воины свою Родину от жестоких захватчиковКакой праздник будет отмечать наша страна 9 мая? 23 февраля?( День победы,День защитника Отечества.)- Кого называют защитниками? (Солдат, матросов, пограничников…)- Мы должны хранить память о подвигах солдат и офицеров, всех защитников Отечества, кто отстоял нашу Родину в суровые годы войны.(Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.)Слава нашей стороне!Слава русской старине!Люди русские знать должны О делах родной страны.

6. Итог урока.

— Когда вы вырастете, вы сможете сделать много доброго, полезного и красивого, чтобы Россия стала ещё сильнее и краше. Все вы будущие защитники Отечества, нашей большой Родины, которую, в знак любви и уважения, называют по-разному.Давайте прочитаем и запомним, как мы называем нашу Родину.(Чтение с доски хором, стоя.)ОтечествоРодина Мать- Вы очень хорошо сегодня поработали, были активными, дружными. Чтобы вы выросли настоящими защитниками Отечества, прочитайте и запомните эти строчки :

Будь достоин Родины своей!

-Урок окончен. Спасибо вам, ребята, за урок!

Источник: http://topreferat.znate.ru/docs/index-52843.html

Конспект урока по литературному чтению на тему «К.Д. Ушинский «Наше Отечество»»

Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа Россиии».

Тема: К.Д. Ушинский «Наше Отечество».

Цель: Формирование знаний детей о Родине, России, ее символах.

Задачи: — воспитывать любовь к Родине, интерес к её истории, гражданственность;

— способствовать развитию навыков чтения, культуры речи;

— учить рассуждать на заданную тему.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю.

  • Формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;

  • работать по коллективно составленному плану;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

  • высказывать своё предположение.

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные УУД:

  • отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

  • Дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников;

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом.

  • Участвовать в диалоге на уроке.

  • Участвовать в работе в паре.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся:

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

ХОД УРОКА.

II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.

Прочтём стихотворение. 

Ручеёк заливисто журчит.

Одуванчик ярко золотится.

Солнце так развесило лучи,

Словно крылья радужной жар-птицы.

И, на воле весело играя,

Я скажу вам: «Нет прекрасней края!»

Стихотворение это не простое, а с «секретом».

Из первых букв каждой строчки составьте слово.

Что получилось? (РОССИЯ) 

— Чем же для нас является Россия? (РОССИЯ-ЭТО НАША РОДИНА).

— А как по-другому мы можем назвать Родину, какие ещё слова, близкие по значению, вы знаете?

(Отечество, Отчизна) 

— Так, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (о Родине, об Отечестве).

Откройте учебник стр. 86 и определите точнее тему нашего урока.

( Тема урока: «Наше Отечество») 

Определим задачи на урок. 

Есть текст в учебнике, значит, первое, что мы должны сделать…

1. Прочитать и обсудить … (рассказ «Наше Отечество») 

Вы назвали Россию Родиной, Отечеством.

А как вы думаете, есть ли всё-таки разница между словом Родина и Отечество, или эти слова обозначают одно и то же?

Ответы разные. Поэтому вторым пунктом плана мы поставим…

2. Ответить на вопрос … (есть ли разница между словом Родина и Отечество)

А третью задачу я добавлю сама…

  1. Порассуждать о том, что такое малая родина, поговорить о её прошлом и настоящем, о символах нашей малой родины.

III. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Работа над рассказом К.Д. Ушинского «Наше Отечество».

1. Введение в тему.

а) — Как называется рассказ, который мы будем читать? («Наше Отечество») 

— Кто автор этого рассказа? (К.Д. Ушинский)

— Читали ли мы раньше произведения К. Ушинского? (Не читали и не говорили о нём)

б) Рассказ об Ушинском.

Константин Дмитриевич Ушинский — известный русский писатель. Мы будем неоднократно читать его рассказы на уроках.

Также он известен как автор школьных учебников «Детский мир» и «Родное слово». 

в) Работа по иллюстрации.

Рассмотрите иллюстрацию на стр.87.

— Какое историческое время изображено на иллюстрации: прошлое или настоящее?

(и прошлое и настоящее)

— Докажите.

— Что относится к прошлому? (Богатыри, летописец, старинные книги)

— Что относится к настоящему? (Самолёт. Мальчик.)

— Кстати, что необычного вы заметили в его одежде? (Свитер раскрашен в цвета российского флага.)

Исходя из названия рассказа и иллюстраций, предположите, о чём пойдёт речь в тексте? (о России, о её прошлом и настоящем).

2. Первичное восприятие рассказа.

(Слушайте очень внимательно, так как здесь говорится об очень важных вещах.)

Чтение текста учителем.

— Верным ли оказалось наше предположение? (Да, этот рассказ о России).

— Что узнали из рассказа? КАК автор называет нашу Россию?

(Отечество, Родина, матушка, мать.)

3. Словарная работа. 

Перед тем, как вы будете читать текст самостоятельно, прочитаем слова, которые могут вызвать затруднения (читают орфографически, а затем орфоэпически).

го-су-дарст-во (Что такое государство?)

О-те-чест-во

ис-по-кон веку (Что это выражение означает?)

(с давних времён)

ле-то-пи-сец

4. Чтение рассказа учащимися.

Чтение «по цепочке» по смысловым частям.

— Сейчас будем читать вслух « по цепочке».

Текст рассказа, ребята, очень трудный, потому что в нём есть очень длинные предложения, поэтомубудем читать по смысловым частям.

Читать надо выразительно, обращать внимание на знаки препинания, стараться читать целыми словами.

— Поставьте пальчик на начало. Начинай,… ……. ……., читать. Все следим.

(читают 5 человек…………………………………………………………………….)

Молодцы! А теперь поработаем с текстом.

5. Выборочное чтение. Беседа по содержанию.

Ответьте словами текста.

— Почему Россию называют Отечеством? 

(Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.)

— КАК вы думаете, от какого слова образовалось слово Отечество? (отец)

— Почему называют Родиной? 

(Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное.)

— А почему матерью? 

(А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоили своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.)

А теперь, ребята, найдите слова, которыми автор описывает действия Родины, сравнивая её с мамой.

Чтобы вам немного помочь, я подскажу 1 слово – вскормила 

(Дети ищут, называют…)

Проверим, все ли слова вы нашли…

Открываю остальные: вспоила, выучила, защищает, бережёт. 

Читаем еще раз вслух.

Вот какие хорошие и добрые слова нашел Ушинский, чтобы сказать о Родине, как о маме.

Как мамочка своего ребенка кормит, поит, учит, защищает и бережет, так и Родина наша каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет.

Физкультминутка. 

К. Ушинский в своём рассказе сравнивает Россию с мамой, и

девочка спела нам о том же.

— Мамы похожи друг на друга или они все разные? Чем они похожи?

(Все мамы похожи чем-то, но и все разные.)

— Может быть, обменяться мамами, выбрать получше, покрасивее, подобрее?

Нет. Каждому дорога своя мама.

— А есть ли на Земле другие государства?

(Да, есть другие страны.)

— А может быть у человека 3 Родины или 4?

(Родина у нас одна. В русском языке слово Родина и употребляется только в единственном числе).

Найдите подтверждение словам в рассказе.

Читаем последний абзац.

— Попробуйте определить главную мысль рассказа. .

(Одна у человека родная мать — одна у него и Родина.)

— И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться?

(Её надо любить, беречь, защищать, охранять). (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).

Подытожим.

— Какой рассказ мы с вами обсуждали?

— А теперь еще раз давайте вспомним, как Ушинский называет Россию?

(Отечество, Родина, мать)

Вернёмся к задачам, которые мы ставили перед собой в начале урока.

Первую задачу мы выполнили: прочитали и обсудили рассказ.

Сейчас поработаем над выполнением второй задачи.

6. Работа в парах.

Обсудите: есть ли разница между словом Родина и Отечество (сравните значение этих слов).

Где мы можем найти объяснение значений этих слов?

Двое детей работают с толковым словарём

Остальные обсуждают.

Выслушиваем несколько объяснений, затем слушаем тех, кто работал со словарём.

(Родина Отечество – это страна, где человек родился, и гражданином которой является)

Вывод: (Разницы в значении слов нет.)

(Обратите внимание: эти слова – Россия, Родина, Отечество пишутся с большой буквы). 

Эти слова близкие по значению. Как называются слова близкие по значению? Дети: синонимы.

Вернёмся к задачам, которые мы ставили перед собой в начале урока.

Вторую задачу мы тоже выполнили.

МАтрёшка-это один из неофициальных символов России, как и берёзка, балалайка.

НО существуют ещё и государственные символы России.

-Какие символы государства вы знаете?

Дети: Герб, гимн, флаг.

( ВЫ можете увидеть их на нашем стенде)

работа в группах

1 .работа с картинками

2.работа с рисунками

3. ,4 собери пословицу

5.найти слова символику

6.нарисовать флаг России

Мы с вами уже говорили о символах России,

Россия – огромная страна, но в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился, живёт. Это его маленькая родина.

-Какой город для нас является малой родиной?

IV. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Ребята, а сейчас подведём итоги всего нашего урока.

— Какова была тема нашего урока? (Наше Отечество)

Мы с вами говорили про наше Отечество, про нашу Родину, говорили о любви к Родине большой и малой.

-Дети, а что для вас значит Родина?

 Слушаем высказывания детей, параллельно идёт обсуждение детских работ с выставки «Моя Родина»

У нас получилось?

— Мы все задачи урока выполнили?

— Вы старались?

Как бы вы закончили фразу? 

Я могу похвалить себя за…

Я могу похвалить одноклассников за…

Я недоволен своей работой на уроке, потому что…

Источник: https://www.InfoUroki.net/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-kd-ushinskiy-nashe-otechestvo.html

Ссылка на основную публикацию