Михаил лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов — краткая биография, жизнь и творчество | Узнай Москву

Михаил Лермонтов

Родился в Москве. Сын помещика, капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой. Рано потерял мать. Его бабушка по материнской линии Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина, вынудила Юрия Петровича предоставить воспитание внука ей. Детство Лермонтова прошло в ее имении Тарханы Пензенской губернии.

Первоначально получал образование дома у иностранных учителей. С 1828 г. учился в Благородном пансионе при Московском университете. Затем в Московском университете на нравственно-политическом отделении, но курса не окончил. В 1832 г.

переехал в Петербург, намереваясь продолжить обучение в Петербургском университете, но зачислен не был. В том же году поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков, где учился вместе с Николаем Соломоновичем Мартыновым, будущим своим убийцей. В 1834 г.

Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.

Литературную деятельность начал в 1829 г., хотя первое его произведение, поэма «Хаджи Абрек», было напечатано лишь в 1835 г. Существует предание, что рукопись была отправлена в редакцию без ведома автора. Лермонтов автор около 400 стихотворений, около 30 поэм, в том числе «Демон», «Мцыри», автор драмы «Маскарад», прозаических произведений «Герой нашего времени», «Княгиня Лиговская» и др.

Стихотворение «На смерть поэта», созданное после трагической гибели А.С. Пушкина, вызвало неудовольствие властей, и Лермонтов был выслан прапорщиком в действовавший на Кавказе Нижегородский драгунский полк. В 1838 г. вновь возвратился в Петербург.

На одном из балов в 1840 г. поэт поссорился с сыном французского посланника де Барантом, в результате чего произошла дуэль, окончившаяся бескровно. Но Лермонтов был вновь выслан в Тенгинский пехотный полк на Кавказ.

В Пятигорске он встретил своего однокашника по школе прапорщиков Мартынова. Из-за пустой ссоры у них состоялась дуэль, на которой Лермонтов был убит. В 1842 г.

прах поэта был перенесен в его имение Тарханы Пензенской губернии.

Михаил Юрьевич женат не был, но всю жизнь был увлечен Варварой Александровной Лопухиной, в замужестве Бахметевой. Она является адресатом любовной лирики поэта.

Лермонтов был талантливым живописцем. Его наследие составляют акварели и рисунки с изображением пейзажей, жанровых сцен, портретов, карикатур. Многие из них связаны с кавказской темой.

Портрет:

Будкин Филипп Осипович. 1806/1807–1850

1834.

Холст, масло. 79х64.

ИРЛИ (ПД).

Примечание: Портрет написан по заказу бабушки М.Ю. Лермонтова Е.А. Арсеньевой по случаю производства его в корнеты.

Источник: https://um.mos.ru/personalities/34733/

Михаил Лермонтов: биография, личная жизнь, читать книги поэта

Михаил Лермонтов — один из самых известных русских поэтов, и признание к нему пришло еще при жизни. Его творчество, в котором сочетались острые социальные темы с философскими мотивами и личными переживаниями, оказало огромное влияние на поэтов и писателей XIX–XX веков. «Культура.РФ» рассказывает о личности, жизни и творчестве Михаила Лермонтова.

Московская юность

Михаил Юрьевич Лермонтов родился ночью со 2 на 3 октября (15 октября по новому стилю) 1814 года в доме напротив площади Красных Ворот — той самой, где сегодня стоит самый известный в России памятник поэту.

Матери Лермонтова, Марии Михайловне, на тот момент не было и семнадцати, а отец, Юрий Петрович, имел репутацию привлекательного, но легкомысленного человека. Настоящая власть в семье была в руках бабушки поэта — Елизаветы Алексеевны. Именно она настояла, чтобы мальчика назвали не Петром, как того хотел отец, а Михаилом.

Молодой Лермонтов не отличался ни крепким здоровьем, ни веселым нравом.

Художник неизвестен. Портрет Михаила Лермонтова. 1820–1822. Институт русской литературы, Санкт-Петербург

Все детство он болел золотухой. Субтильный мальчик с расстройством питания и сыпью по всему телу вызывал у сверстников пренебрежение и насмешки.

«Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе…» — писал Лермонтов в одной из автобиографических повестей. Чем чаще недомогал Лермонтов, тем более усиленно бабушка занималась его лечением и образованием.

В 1825 году она привезла его на Кавказ — так в жизни Лермонтова возник самый важный для него топоним. «Горы кавказские для меня священны», — писал поэт.

С сентября 1830 года поэт учился в Московском университете — сначала на нравственно-политическом, а затем на словесном отделении. Позже вслед за Кавказом Лермонтов назовет и Университет своим «святым местом».

Правда, дружбы сокурсников Михаил не искал, участия в студенческих кружках не принимал, споры манкировал. Среди «проигнорированных» Лермонтовым был и Виссарион Белинский: впервые они пообщались значительно позже — во время первого ареста поэта.

В конце второго курса на репетиции экзаменов по риторике, геральдике и нумизматике, Лермонтов продемонстрировал начитанность сверх программы и… почти полное незнание лекционного материала. Возникли пререкания с экзаменаторами.

Так в записях администрации напротив фамилии Лермонтова появилась пометка на латыни: consilium abeundi («посоветовано уйти»). После этого юноша переехал в Петербург.

Петербургское студенчество

Город на Неве Лермонтов невзлюбил, и это чувство оказалось взаимным. Санкт-Петербургский университет отказался засчитывать Лермонтову два московских года обучения — ему предложили снова поступать на первый курс. Лермонтов оскорбился и по совету друга выдержал экзамен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

https://www.youtube.com/watch?v=nU7g1SOiU7E

Накануне поступления Лермонтов написал стихотворение-кредо «Парус». Однако вместо «бури» поэта в школе ждали только муштра и рутина. Здесь «не позволялось читать книг чисто литературного содержания». Лермонтов называл годы учебы «страшными» и «злополучными».

В Школе подпрапорщиков поэт получил прозвище Маюшка (по созвучию с французским «doigt en maillet» — «кривой палец»). Лермонтов действительно был сутул, но точность прозвища заключалась не только в этом. Второе его значение — отсылка к персонажу романов по имени Мае — цинику и остряку.

На курсе поэт действительно держался независимо и дерзко, при этом в учебе был среди лучших студентов.

В записях сокурсника Николая Мартынова (того самого, который вызвал поэта на последнюю дуэль) Лермонтов характеризуется как человек, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно».

В петербургский период поэт начал исторический роман на тему пугачевщины («Вадим»), писал лирику (стихотворения «Молитва», «Ангел»), поэму «Боярин Орша», работал над драмой «Маскарад».

27 января 1837 года на Черной речке состоялась дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом. Еще до его гибели по Петербургу распространились слухи о смерти поэта — они дошли и до Лермонтова. Уже 28 января первые 56 стихов «Смерти поэта» были кончены, и сочинение стало стремительно распространяться в списках.

Литературный критик Иван Панаев писал: «Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми».

7 февраля Лермонтов написал 16 заключительных строк стихотворения (начиная с «А вы, надменные потомки // Известной подлостью прославленных отцов»), в которых наряду с «убийцей» виновными в смерти поэта называл высший петербургский свет и приближенных к «трону».

В конце февраля Лермонтова взяли под арест. Разбирательство проходило при личном участии императора Николая I.

За Лермонтова вступились пушкинские друзья (прежде всего Василий Жуковский) и бабушка самого Лермонтова, также имевшая светские связи.

В результате его «с сохранением чина» перевели в Нижегородский драгунский полк, действовавший тогда на Кавказе. Из Петербурга Лермонтов уезжал скандальной знаменитостью.

Литературная слава

Первая Кавказская ссылка Лермонтова длилась всего несколько месяцев, но была богатой на события: работа над «Мцыри» и «Демоном», знакомство со ссыльными декабристами, посещение Пятигорска с его «водным обществом» и поездка в Тифлис. Во время ссылки юношеская веселость поэта почти исчезла, он стал еще более замкнутым, часто пребывал в «черной меланхолии».

Хлопотами бабушки в 1838 году Лермонтов снова вернулся в петербургский свет. Его приняли в круг литературной элиты: Петр Вяземский, Василий Жуковский, Николай Карамзин. Лермонтов стал одним из самых популярных писателей столицы. Почти каждый номер журнала «Отечественные записки» Андрея Краевского выходил с новыми стихотворениями поэта.

Однако уже через два года, после очередного участия в дуэли — с сыном французского посла Эрнестом де Барантом, — Лермонтов снова оказался на Кавказе. Ему предписали находиться в действующей армии. Лермонтов принял новое наказание с азартом: он участвовал во многих сражениях, в том числе битве на реке Валерик. Этому бою он посвятил стихотворение «Валерик».

На Кавказе поэт работал над романом «Герой нашего времени», первые главы которого были созданы за несколько лет до этого. Произведение печатали отрывками в журнале «Отечественные записки», а позже выпустили отдельной книгой — раскупили ее очень быстро. В том же, 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова.

В начале февраля 1841 года Лермонтов добился короткого отпуска в Петербург.

В записной книжке поэта в тот момент уже были записаны хрестоматийные «Утес», «Сон», «Пророк», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой» и «Выхожу один я на дорогу».

В столице Лермонтов хлопотал о публикации поэмы «Демон» и обдумывал план издания собственного журнала. Однако этим проектам не суждено было сбыться: в апреле поэт получил приказ в течение 48 часов выехать из города обратно в полк.

Ссора с Николаем Мартыновым случилась по пути поэта на Кавказ, в Пятигорске. Находясь в самом язвительном и меланхоличном своем настроении, Лермонтов вечер за вечером дразнил отставного майора — и тот вызвал его на дуэль.

Она состоялась 27 июля 1841 года у подножия горы Машук вблизи Пятигорска. По свидетельствам очевидцев, во время дуэли поэт демонстративно выстрелил в воздух. Однако Мартынов был слишком обижен, чтобы проявить такое же великодушие.

Михаил Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.

Единственным прижизненным сборником Лермонтова стали «Стихотворения М. Лермонтова», опубликованные в 1840 году тиражом 1000 экземпляров. В сборник вошли две (из 36) поэмы автора и 26 (из 400) стихотворений.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8188/mikhail-lermontov

Михаил Лермонтов. Биография

ТАСС-ДОСЬЕ (Ирина Макоева). Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 г. (3 октября по старому стилю) в Москве в семье помещика, капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова.

По одной из версий, род Лермонтовых происходил от шотландского рода Лермонтов, восходящего к поэту XIII века Томасу Лермонту (в настоящее время британская компания Oxford Ancestors, составляющая родословные, проводит работу по подтверждению данной версии при помощи анализа ДНК). Мать Лермонтова – Мария Михайловна (урожденная Арсеньева), умерла, когда сыну было три года.

Детство будущего поэта прошло в Тарханах (ныне с. Лермонтово Белинского района Пензенской области), в усадьбе его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (в девичестве Столыпиной).

В 1827 г. семья переехала в Москву. В 1828 г.

Лермонтов поступил на 4-й курс Благородного пансиона при Московском университете (среднее учебное заведение для детей дворянства), где начал писать стихи и первые поэмы (“Черкесы”, “Кавказский пленник”). Он принимал участие в рукописных журналах, которые выпускали учащиеся, брал уроки живописи у художников Александра Солоницкого и Петра Заболотского.

С 1830 г. учился на нравственно-политическом, затем на “словесном” отделении Московского университета. В этот период времени Лермонтов пишет цикл лирических стихов, посвященный дочери драматурга Федора Иванова – Наталье, в которую он был влюблен, а также поэмы, драмы (“Испанцы”, “Люди и страсти”).

Летом 1832 г. поэт ушел из университета и переехал в Санкт-Петербург. В том же году поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую закончил в 1834 г. в звании корнета. Был определен в лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе.

В 1835 г. в журнале “Библиотека для чтения” появилось первое печатное произведение Михаила Лермонтова “Хаджи Абрек” (без ведома автора). В эти годы он создает поэму “Боярин Орша” (1835), драму “Маскарад” (1835-1836), незаконченный роман “Княгиня Лиговская” (1836), написанный совместно со своим другом, литератором Святославом Раевским, стихотворение “Бородино” (1837) и др.

В феврале 1837 г., узнав о смерти на дуэли Александра Пушкина, Лермонтов написал стихотворение “Смерть поэта”, вызвавшее негодование царского двора. Поэт был арестован, затем направлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, находящийся в Тифлисе (ныне г. Тбилиси, Грузия).

В октябре 1837 г. переведен в чине корнета в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, стоящий в Новгороде. Через полгода, в апреле 1838 г., ему разрешили вернуться в Санкт-Петербург, в лейб-гвардии гусарский полк. В декабре 1839 г. произведен в поручики.

Читайте также:  Аппликации из бумаги для младших дошкольников на тему: лето

В феврале 1840 г. Михаил Лермонтов вторично выслан на Кавказ в Тенгинский пехотный полк. Причиной послужила его дуэль с сыном французского посла Проспера де Баранта – Эрнестом, которая закончилась бескровно. По воспоминаниям очевидцев, поэт принимал участие в военных действиях и отличался “мужеством и хладнокровием”.

В период с 1837 г. по 1840 г. новые стихотворения Лермонтова печатались почти в каждом номере журнала “Отечественные записки”. В этот период были созданы такие произведения как “Демон” и “Мцыри”. В 1840 г.

году вышло единственное прижизненное издание стихов Лермонтова, в которое он включил 26 стихотворений и две поэмы (“Мцыри” и “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”).

Кроме того, отдельно был издан роман “Герой нашего времени”.

Михаил Лермонтов был убит на дуэли 15 июля (27 июля) 1841 г. вблизи Пятигорска у подножия горы Машук майором в отставке Николаем Мартыновым, с которым у него произошла ссора. По основной версии, Лермонтов во время дуэли выстрелил вверх, Мартынов – прямо в грудь 27-летнему поэту.

Похороны Лермонтова состоялись 29 июля (17 июля) 1841 г. на пятигорском кладбище. Здесь тело поэта покоилось 250 дней. В январе 1842 г.

Екатерина Арсеньева обратилась к императору Николаю I с просьбой на перевозку тела в Тарханы. В марте 1842 г. прах Лермонтова был перевезен в семейный склеп. 5 мая (23 апреля) 1842 г.

в фамильной часовне-усыпальнице состоялось его погребение, рядом с могилами матери и деда.

В 2000 г. учреждена ежегодная Всероссийская литературная премия имени М.Ю. Лермонтова.

В Великом Новгороде на памятнике “1000-летие России” (1862) среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории есть и фигура Михаила Лермонтова.

Именем поэта названы улицы во многих городах России, город в Ставропольском крае, около 10 поселков и деревень в разных регионах.

Его имя носят театры (Государственный русский драматический театр имени Лермонтова в Грозном, драматический театр в Абакане, Государственный академический русский театр драмы имени Лермонтова в Алма- Ате, Казахстан).

За пределами СССР поэту установлены памятники в Китае (Сямэньский университет, провинция Фуцзянь), в Шотландии (г. Эрлстон) и США (г. Хауэлл), его именем названы улицы в населенных пунктах Чехии, Словакии, Македонии и Болгарии. В честь Михаила Лермонтова названия получили кратер на Меркурии и астероид.

Источник: https://tass.ru/info/1506949

Автор: Лермонтов Михаил Юрьевич

ЛЕ́РМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814, Москва – 1841, подножие горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в с. Тарханы Пензенской губ.), русский поэт.

Мать Лермонтова, богатая наследница М. М. Арсеньева, вышла замуж за бедного армейского капитана Ю. П. Лермонтова и вскоре умерла. Бабушка поэта Е. А. Арсеньева отстранила отца от воспитания сына, что тяжело сказалось на формировании личности будущего поэта.

Лермонтов получил домашнее образование в имении бабушки Тарханы, но всегда помнил своего отца, культ которого и романтическая трактовка семейного конфликта отразились в его творчестве (драмы «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти»), 1830; «Странный человек», 1831).

Поездки в детстве на Кавказ (1820, 1825) также повлияли на его ранние произведения. В 1828–30 гг. Лермонтов учился в Московском университетском благородном пансионе, в 1830–32 гг. – в Московском ун те на нравственно политическом, а затем на словесном отделении. С 1828 г.

начинаются систематические занятия поэзией, отразившие увлечение романтической литературой России и Западной Европы (Дж. Г. Байрон, А.С. Пушкин и др.). Пережитые в 1830–32 гг.

любовные романы становятся материалом для исповедальных циклов, где конкретные обстоятельства являются формой воплощения традиционных романтических конфликтов. Романтические поэмы: подражательные «Черкесы» (1828) и профессиональные «Измаил бей», «Литвинки» (обе – 1832) отразили усвоение жанрового канона байроново пушкинской поэмы.

К началу 1830 х гг. у Лермонтова сформировались две темы, два образа, которые впоследствии прошли через всё его творчество и отразили как его собственные представления о своей личности, так и две модели жизненного поведения.

С одной стороны, это Демон, отверженный миром и Богом и сам проклявший мир и Бога и потому избравший зло как орудие мести всему миру (1 я ред.

поэмы «Демон», «Мой демон», оба – 1829; «Смерть» («Оборвана цепь жизни молодой…»), «Романс» («Хоть бегут по струнам моим звуки веселья…») (оба – 1830); «Мой демон», «Я не для ангелов и рая…», оба – 1831).

С другой стороны, это Мцыри, человек, безвинно обречённый на страдание, но рвущийся к свободе и естественной гармонии (поэма «Исповедь», 1831; «Отрывок» («На жизнь надеяться страшась…»), «Эпитафия» («Простосердечный сын свободы…»), все – 1830; «Блистая, пробегают облака…», 1831; «Эпитафия» («Прости! Увидимся ль мы снова?..»), 1832).

В 1832 г. поэт переезжает в Санкт Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, откуда в 1834 г. был выпущен корнетом лейб гвардии Гусарского полка. В это время работает над ультраромантическим романом «Вадим» (не закончен), историческим фоном которого служит восстание Е. Пугачёва.

«Демоническая» линия продолжается и в неоконченном романе из современной жизни «Княгиня Лиговская» (1836), и в драме «Маскарад» (1835–36). К началу 1837 г.

Лермонтов ещё совершенно не известен публике: многочисленные стихотворения («Ангел», 1831; «Русалка», 1832; «Умирающий гладиатор», 1836; поэма «Боярин Орша», 1835–36) в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой, единственная опубликованная поэма «Хаджи Абрек» (1834) не была замечена читателями и критиками.

Главным в лирике становится изображение истории жизни лирического героя: судьбы одного человека («Нередко люди и бранили…», «1831 го июня 11 дня», оба – 1830) или жизни героя и судьбы поколения («Монолог», 1829; «Он был рождён для счастья, для надежд…», 1832). Идеалы лирического героя не ясны для него самого («Я жить хочу! Хочу печали…», «Парус», оба – 1832).

С написанием стихотворения «Смерть поэта» (1837) – отклика на последнюю дуэль А. С. Пушкина, к Лермонтову приходит слава наследника поэта предшественника: стихотворение широко распространяется в списках, получает высокую оценку литераторов пушкинского круга и рядовых читателей, заключительные строки с резкими выпадами против высшей аристократии вызывают гнев Николая I.

В феврале Лермонтов был арестован и переведён прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Ссылка продлилась до октября 1837 г.: поэт изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло его знакомство со ссыльными декабристами, в т. ч. с поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским). Публикация в 1837 г.

стихотворения «Бородино» упрочила славу поэта. С апреля 1838 г. по апрель 1840 г. Лермонтов служит в лейб гвардии Гусарском полку. В это время устанавливаются связи с пушкинским кругом писателей и А. А. Краевским (поэт систематически сотрудничает в его журнале «Отечественные записки »). Лермонтов входит в аристократический «кружок шестнадцати», члены которого фрондировали правительство.

В зрелой лирике поэт обобщает и преодолевает прежний опыт.

Здесь так же изображается одиночество героя («Я не хочу, чтоб свет узнал…», 1837; «И скучно, и грустно», 1840), так же сопоставляются судьба человека и судьба поколения («Дума», 1838); любовь так же понимается как страдание («Утёс», «Они любили друг друга так долго и нежно…», оба – 1841); так же не ясны положительные идеалы («Выхожу один я на дорогу…», 1841). Но Лермонтов преодолевает демонизм раннего творчества, изображая слияние человека с миром природы («Когда волнуется желтеющая нива…», 1837; «Из Гёте» («Горные вершины…»), 1840) и любовь как мистическое слияние душ («На севере диком стоит одиноко…», «Сон», оба – 1841). Он показывает возможность соединения своего героя с миром людей в религии («Молитва», 1837; «Молитва», 1839) и с социальным миром людей («Родина», 1841). Гармония жизни обретается в народной культуре («Казачья колыбельная песня», 1838), в чувствах ребёнка («Как часто пёстрою толпою окружён…», 1840) или человека, близкого к детскому мировосприятию («Памяти А. И. О

Взято из “Энциклопедия «Литература и язык” Издательство “Росмэн”

Источник: https://www.litmir.me/a/?id=401

Живые страницы. Михаил Лермонтов

Самый достоверный портрет Михаила Лермонтова, самую глубокую и самую верную характеристику дают его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть! Читая лирические стихи и романтические поэмы, трагический «Маскарад» и одну из самых удивительных книг во всей мировой литературе — «Герой нашего времени» мы невольно вспоминаем, что сказал Пушкин о Байроне: «Он исповедался в своих стихах невольно, увлеченный восторгом поэзии».

Интересно, что великого английского поэта Джорджа Гордона Байрона и Михаила Лермонтова связывают родственные узы. Род Лермонтовых восходит к средним векам, а именно к шотландскому рыцарю, поэту Томасу Лермонту, прозванному Рифмачом.

У Вальтера Скотта есть баллада о нем. Остатки его замка Эльсердон в Шотландии сохраняются до сих пор. Один из шотландских Лермонтов в 1613 году воевал в рядах польской армии против русских. При осаде крепости Белой этот наемный рыцарь был взят в плен и остался в России.

Георг Лермонт поступил на службу, под именем Юрия Андреевича принял православную веру, ему пожалованы были земли в Костромской губернии. Во время второй польской войны 1633 – 1634 гг. он был убит, но потомки его продолжали служить России.

Уже внуки Георга Лермонта были стольниками на русской службе.

В том же XVII веке в Англии одна из представительниц женской линии Лермонтов вышла замуж за Вильяма Гордона, а в веке XVIII, точнее в 1785 г. на Екатерине Гордон женился барон Байрон — это были родители Джорджа Байрона. Михаил Лермонтов — представитель российской ветви рода Лермонтов в седьмом или восьмом колене.

Лермонтов знал о существовании Томаса Лермонта, но то, что он был в родстве, пусть и очень отдаленном, со своим кумиром Байроном, ему не было известно:

Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Я раньше начал, кончу ране, Мой ум немного совершит; В душе моей как в океане Надежд разбитых груз лежит. Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы?

Я – или бог – или никто!

Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.

Историю протекших веков и все лучшее, накопленное русской и европейской культурой, — поэзию, прозу, драматическую литературу, музыку, живопись, труды исторические и философские, — Михаил Лермонтов изучал, начиная с первого дня пребывания в Пансионе при Московском университете, а затем в годы студенчества. Приятелям запомнилась его любимая поза: облокотившись на одну руку, Лермонтов читает принесенную из дома книгу, и ничто не может ему помешать — ни разговоры, ни шум.

Он владеет французским, немецким, английским, читает по-латыни, впоследствии, на Кавказе, примется изучать азербайджанский язык, в Грузии будет записывать слова грузинские и одной из своих поэм даст грузинское название — «Мцыри».

Он помнит тысячи строк из произведений поэтов великих и малых, иностранных и русских, но из обширного круга его чтения можно выделить двух авторов: Байрона и — особенно — Пушкина. Еще ребенком Лермонтов постигал законы поэзии, переписывая в свой альбом их стихи.

Перед Пушкиным он благоговел всю жизнь. И больше всего любил «Евгения Онегина».

Он не просто читал — каждая книга была для него ступенью к самостоятельному пониманию назначения поэзии, каждая воспринималась критически. Воображение уносит его на Кавказ, где он побывал в детстве, и в страны, где он никогда не бывал, — в Литву, Финляндию, Испанию, Италию, Шотландию, Грецию, в будущее и в прошлое и даже в мировое пространство:

Как часто силой мысли в краткий час Я жил века и жизнию иной.

И о земле позабывал…

Лермонтов был одарен удивительной музыкальностью — играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. В последний год жизни он положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню». Были даже и ноты, но пропали и до нас не дошли. Однако, если бы мы даже не знали об этом, мы догадались бы о его музыкальности, читая стихи и прозу его.

Читайте также:  Конспект занятия в старшей группе: общение с незнакомым человеком

Не много рождалось поэтов, которые бы так «слышали» мир и видели его так — динамично, объемно, красочно. В этом Лермонтову-поэту помогал его глаз художника. Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование.

И, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили и горячих, нетерпеливых коней.

В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, он рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за идею, за верность самим себе.

В окружающей жизни их не было. Но Лермонтов сообщал им собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей. Таковы — Фернандо, Юрий Волин, Владимир Арбенин в юношеских трагедиях, Измаил-бей, Арсений, Печорин…

и Демон мыслит и клянется, как Лермонтов.

Михаил Юрьевич жил в страстном сопротивлении и в душевной и умственной борьбе,  с чувством собственного достоинства и гордости, и постоянного укора судьбе — обстоятельствам и случаям жизни. Его чувствование своего Демона было ощущением своего Гения. Это не было мистикой. Это было знанием предназначения и пути.

Свой сложный внутренний мир поэт раскрывает в стихах. Лермонтов Демону сострадает. Демон — невольник Бога. Он обречен Богом на зло и несчастье.

Владислав Ходасевич полагал, что в русской поэзии никто с такой горечью не укорял Бога, как Лермонтов, а самый вызывающий укор звучит в стихотворении «Благодарность»:

С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жестокое, лицемерное. И заглавие трагедии «Маскарад» заключает в себе смысл иронический, ибо у этих людей лицо было маской, а в маскараде, неузнанные, они выступали без масок, в обнажении низменных страстей и пороков.

Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось ему, обречено пройти по жизни, не оставив следа в истории, вытеснила юношескую мечту о романтическом подвиге. Лермонтов жил теперь для того, чтобы сказать современному человеку правду о «плачевном состоянии» его духа и совести, — поколению малодушному, безвольному, смирившемуся, живущему без надежды на будущее.

Лермонтовская поэзия удивительно своеобразна, неповторима.

И любимым поэтическим средством являются в ней антитезы — столкновение противоположных понятий: «день первый» — «день последний», «позор» — «торжество», «паденье» — «победа», «свиданье» — «разлука», «демоны» — «ангелы», «небо» — «ад», «блаженство» — «страданье»… И другой, излюбленный, поэтический прием — анафора, настойчивое повторение в начале строки одного и того же слова:

Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством.

Клянусь паденья горькой мукой, Победы краткою мечтой; Клянусь свиданием с тобой И вновь грозящею разлукой; Клянуся сонмищем духов, Судьбою братий, мне подвластных, Мечами ангелов бесстрастных, Моих недремлющих врагов; Клянуся небом я и адом, Земной святыней и тобой; Клянусь твоим последним взглядом, Твоею первою слезой, Незлобных уст твоих дыханьем, Волною шелковых кудрей; Клянусь блаженством и страданьем,

Клянусь любовию моей…

Как много говорит самый стих о личности его творца, о его характере, о его страсти!

И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.

Предлагаем Вашему вниманию научно-популярный фильм «Лермонтов» (из цикла «Великие имена России»)

Источник: https://www.isuct.ru/book/publications/culture/lermontov/

Поэт Лермонтов Михаил :: Поэмбук

Конечно, составлять «рейтинги» поэтов – занятие неблагодарное; творчество – это не спортивные соревнования. И всё же, Михаила Лермонтова очень часто называют вторым поэтом России, после Пушкина. Если так – примечателен факт, что два самых великих русских стихотворца погибли на дуэлях.

  Лермонтову, к моменту роковой пятигорской дуэли 15 (27 по новому стилю) июля 1841 года, было всего 26 лет. Его творчество имеет огромное значение для русской культуры. Оно много лет оказывало влияние на поэтов и писателей, немало способствовало развитию театра. Стихи Михаила Лермонтова пошли и «в народ», став песнями и романсами.

Для столь короткого жизненного пути достижения Лермонтова особенно впечатляющи.  

Рождение, воспитание и образование поэта

Родился Михаил Лермонтов 3 (15 по новому стилю) октября 1814 года в дворянском роду, происходящем из Шотландии. Детство его прошло в поместье бабушки, которая и занималась воспитанием будущего классика.

Ещё в ранней юности Лермонтов пробовал писать, сочинять стихи начал чуть позже – уже пребывая в университетском благородном пансионе в Москве. Период 1828-1830, когда Лермонтов обучался там – это и период его поэтического становления.

  После пансиона он предсказуемо поступил в Московский Университет, а его поэтический дар и талант прозаика развиваются всё более интенсивно. К сожалению, доучиться в университете не вышло – по невыясненным причинам Лермонтов покинул его через два года, в 1832, и пытался поступить в университет в Петербурге.

Но там отказались засчитать два года московского студенчества, что и толкнуло Лермонтова к военной карьере. Он поступил в гвардейскую школу.  

Военная служба, первая ссылка на Кавказ

Поэт стал корнетом гусарского полка лейб-гвардии. Военная карьера не слишком сильно его интересовала, тем более, что Лермонтов являлся наследником хорошего состояния. Он вёл достаточно бурный образ жизни, но много творил.

Михаил Лермонтов стихи писал много, но поначалу они были известны в основном среди офицеров и тех светских кругов, где он вращался.   Впервые напечатано его произведение («Хаджи Абрек») было в 1835 году – Лермонтову к тому времени исполнился 21 год.

  Лермонтов очень тяжело воспринял гибель Пушкина в 1837. Он написал «Смерть поэта», произведение, быстро распространившееся и принесшее ему ещё большую известность. В то время смерть Пушкина в обществе оценивали по-разному – многие оправдывали Дантеса.

В пылу споров на эту тему Лермонтов и создал строки «А вы, надменные потомки…», в которых определённо позволил себе лишнего. Последовали арест и суд. Наказанием стала отправка в драгунский полк на Кавказ. Шёл уже 1838 год.

  На Кавказе Лермонтов пробыл лишь несколько месяцев, но этот опыт сильно сказался и на личности, и на творчестве поэта. Кавказские мотивы будут присутствовать в прозе и стихах Михаила Лермонтова повсеместно.  

Вторая ссылка на Кавказ и дуэли

Вернувшись в Петербург, Лермонтов обнаружил себя чрезвычайно популярным поэтом и писателем, наконец начал активно печататься. К Лермонтову высок интерес в свете, он сходится с друзьями Пушкина.   В феврале 1840 по пустяковому поводу Лермонтов ввязался в дуэль с сыном посла Франции. Оба остались невредимы, но о дуэли стало известно, последовал новый суд и новая ссылка.

  На этот раз Лермонтову пришлось участвовать в боевых действиях, и в целом условия ссылки были много более суровыми. Впрочем, он находил время и для литературы, написав роман «Герой нашего времени». Михаил Лермонтов стихи в виде сборника единственный раз при жизни издал именно тогда – в 1840.

    Летом 1841 в Пятигорске произошла ссора между Лермонтовым и другим офицером, Мартыновым. Спровоцировал её именно Лермонтов своим развязным поведением, чему имеется много свидетельств. На этот раз его противник не промахнётся.

Спустя много лет, в своих воспоминаниях, Мартынов скажет, что он всю жизнь переживал гибель величайшего поэта, но если бы можно было вернуться к тому далекому лету 1841го, он бы не изменил своего решения.  © Poembook, 2013

Все права защищены.

Источник: https://poembook.ru/lermontov

Лермонтов Михаил Юрьевич

Творчество Лермонтова

https://www.youtube.com/watch?v=Nh9ixShW4bk

Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787—1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795—1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А.

Арсеньевой (1773—1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий.

После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.

Детство поэта прошло в имении Арсеньевой “Тарханы” Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками.

Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве (“Кавказ”, 1830; “Синие горы Кавказа, приветствую вас!..”, 1832).

В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование.

В Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую поэму.

Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В 1828—1829 гг.

он пишет поэмы “Корсар”, “Преступник”, “Олег”, “Два брата” (опубликованы посмертно), “Последний сын вольности”, “Измаил-Бей”, “Демон”.

В центре байронической поэмы — герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы; над ним тяготеет “грех”, преступление, обычно облеченное тайной и внешне предстающее как страдание.

Неведомый избранник

В марте 1830 Московский пансион по указу Сената был преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется “по прошению” и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково; в том же году после сдачи экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского университета.

К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (1812—1868), с которой он познакомился у своей приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический “цикл” 1830 “К Сушковой”, “Нищий”, “Стансы” (“Взгляни, как мой спокоен взор…”), “Ночь”, “Подражание Байрону” (“У ног твоих не забывал…

“), “Я не люблю тебя: страстей…”.

По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Н. Ф. Ивановой (1813—1875), дочери драматурга Ф. Ф. Иванова.

В эти годы (1830—1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр “отрывка” — лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения 1830—1831 содержат и социальные мотивы и темы.

Политическая лирика в прямом смысле Лермонтова редка; социально-политическая проблематика, как правило, выступает у него в системе философских и психологических размышлений. Это особенно заметно в лермонтовской лирике начала 1830-х гг. Московский университет жил философскими и политическими интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества (И. В. Станкевича, А. И.

Герцена, В. Г. Белинского).

О связи с ними Лермонтова нет сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им дух политической оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории профессора М. Я. Малова).

Эти идеи нашли у него выражение еще в “Жалобах турка” (1829) и серии стихов, посвященных европейским революциям 1830—1831 [“30 июля. (Париж) 1830 года”, “10 июля. (1830)”], событиям Великой французской революции (“Из Андрея Шенье”, 1830—1831) и эпохе пугачёвщины (“Предсказание”, 1830).

Так подготавливается проблематика первого прозаического опыта Лермонтова — романа “Вадим” (1832—1834) с широкой панорамой крестьянского восстания 1774—1775 гг.

Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А. Лопухина (1815—1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным.

Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах [“К Лермонтов” (“У ног других не забывал…”, 1831), “Она не гордой красотою…

“, 1832, и другие], так и в поздних произведениях: “Валерик”, посвящение к VI редакции “Демона”; образ ее проходит в стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю”, в “Княгине Литовской” (Вера).В 1830—1831 раннее лирическое творчество поэта достигает вершины; далее начинается спад.

После 1832 Лермонтов обращается к балладе (“Тростник”, 1832; “Желанье” — “Отворите мне темницу”, 1832; “Русалка”, 1832) и прозе.

В поэмах Лермонтова в это время определяются как бы две тематические группы: одна тяготеет к средневековой русской истории (“Последний сын вольности”, 1831; “Литвинка”, 1832), другая — к экзотическим кавказским темам (“Измаил-Бей”,1832; “Аул Бастуиджя”. 1833—1834; “Хаджи-Абрек”, 1833).

Читайте также:  Дискотека в детском саду. сценарий

Смутное время

В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, надеясь продолжить образование в Петербургском университете; Однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы.

Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы в грубо натуралистичном виде отразился в так называемых юнкерских поэмах — “Петергофский праздник”, “Уланша”, “Гошпиталь” — все 1834).

Она оживляется в 1835, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит поэма “Хаджи Абрек” — первое выступление Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома автора).

Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы “Маскарад”, работает над поэмами “Сашка”, “Боярин Орша”, начинает роман “Княгиня Лиговская”. Известно о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым, И. И. Козловым и близкими к формирующимся славянофильским кружкам С. А. Раевским и А. А. Краевским.

В романе “Княгиня Литовская” (1836; не окончен; опубликован в 1882) Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему “физиологии” 1840-х гг.

Одновременно Лермонтов работает над “Маскарадом” (1835—1836), первым произведением, которое он считал достойным обнародования, трижды подавал в драматическую цензуру и дважды переделывал; драма, однако, была запрещена.

В период 1836—1837 гг. Лермонтов создает “Боярина Оршу” (1835—1836), первую оригинальную и зрелую поэму. Орша — первая попытка Лермонтова создать исторический характер — феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести.

Эта тема была продолжена в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” (1838). Своего рода аналогом “Песни…

” в лирике Лермонтова было “Бородино”, отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) — “микро-эпос” о народной войне 1812.

В 1835—1836 Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с Пушкиным он также незнаком. Тем более принципиальный характер получает его стихотворение “Смерть Поэта” (1837; опубликовано 1858), написанное сразу же по получении известия о гибели Пушкина.

18 февраля 1837 Лермонтов был арестован; началось политическое дело о “непозволительных стихах”.

Под арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: “Сосед” (“Кто б ни был ты, печальный мой сосед”), “Узник”, положивших начало блестящему “циклу” его “тюремной лирики”: “Соседка”, “Пленный рыцарь” (оба — 1840) и другие.

В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения.

В Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в полк он “изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов…”, в ноябре был в Тифлисе.

В 1837 он записывает народную сказку об Ашик-Керибе (“Ашик-Кериб”), стремясь передать колорит восточной речи и психологию “турецкого” сказителя; народный характер поэт раскрыл в “Дарах Терека”, “Казачьей колыбельной песне”, “Беглеце”. В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н. М. Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н. В.

Майером (прототип доктора Вернера в “Княжне Мери”); знакомится со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским (“Памяти А. И. Одоевского”, 1830).

Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства, увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки — пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой.

Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А. X. Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во 2-й пол. января 1838 Лермонтов возвращается в Петербург. 1838—1841 — годы его литературной славы.

Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А. Плетнёвым, В. А. Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал “Тучи”. В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники “Стихотворения” и “Герой нашего времени”.

Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.

Поэт поколения

В 1838—1840 поэт входит в “Кружок шестнадцати” — аристократическое общество молодежи, частью из военной среды, объединенное законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников.

В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала. Однако основы прозы (как и поэзии) Лермонтова, во многом противоположны пушкинским; ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и поэтика “гармонической точности” в поэзии.

Близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не все принимают в его творчестве. Столь же “выборочно” принимают его и формирующиеся московские славянофильские кружки. Со своей стороны, Лермонтов присматривался к деятельности будущих славянофилов (А. С. Хомякова, Ю. Ф.

Самарина), сохранял с ними личные связи, напечатал в “Москвитянине” (1841) балладу “Спор”, но остался холоден к социально-философским основам их учения (“Родина”, 1841).

Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом “Отечественные записки”.

Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а также “Бэла”, “Фаталист”, “Тамань”.

В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Э. Барантом; непосредственным поводом было светское соперничество — предпочтение, отданное Лермонтову кн. М. А. Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839—1840 увлечен Лермонтов.

Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов, тем не менее, был предан военному суду; под арестом его навещают друзья и литературные знакомые.

Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтова с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П. X.

Граббе, а в июле уже участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик.

Неожиданный финал

В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление.

Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием; он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности.

Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем “восточного миросозерцания” (“Тамара”, “Спор”).

14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: “Сон”, “Утес”, “Они любили друг друга…”, “Тамара”, “Свиданье”, “Листок”, “Выхожу один я на дорогу…”, “Морская царевна”, “Пророк”.

В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова.

На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели Мартынова.

Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен поэт в фамильном склепе в Тарханах.

Источник: www.tonnel.ru

Источник: http://tunnel.ru/post-lermontov-mikhail-yurevich

Лермонтов Михаил Юрьевич, краткая биография

Родился Михаил Юрьевич Лермонтов, русский поэт, драматург и прозаик 15 октября 1814 года в Москве. К этому времени род Лермонтовых, некогда очень богатый, утратил весь свой блеск и большие доходы, и считался захудалым.

Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов, был отставным военным в чине капитана инфантерии. Проживал он в своем небольшом поместье Кропотовка, что недалеко от Тулы.

А соседнее поместье, село Васильевское, принадлежало Арсеньевой Елизавете Алексеевне, чью дочь Марию Михайлову пленила красота отставного капитана Лермонтова, и она вопреки желанию матери вышла за него замуж.

Мать Михаила Лермонтова не отличалась крепким здоровьем, и постоянно болела. Что сильно раздражало отставного капитана. Между родителями поэта стали возникать ссоры, и один раз отец Михаила ударил его мать по голове.

Скорее всего, это спровоцировало вспышку болезни, и в 1817 году она скончалась. Отец совершенно не собирался принимать участие в Михаиле, и он остался у своей бабушки, которая и занималась его воспитанием.

В учителя Мише были наняты доктор Ансельм Левис и французский офицер Капэ, попавший в плен.

В 1828 году Лермонтов оказался в Благородном пансионе при Московском университете, где стал активно заниматься литературой. В пансионе издавался рукописный журнал «Утренняя заря», основным сотрудником которого стал юный Лермонтов. Именно в этом журнале была опубликована его первая поэма «Индианка».

В 1830 году Благородный пансион преобразовался в гимназию, и Лермонтову пришлось его покинуть. Осенью того же года он поступает в Московский университет, где проучился 2 года на «нравственно – политическом» отделении.

Поскольку юный поэт отличался дерзостью, преподаватели отомстили ему на экзаменах, которые он завалил.

Вместе с бабушкой Лермонтов переехал в Петербург и попытался поступить в Петербургский университет. Руководство университета отказалось засчитать 2 года, которые он провел в Московском университете. Вновь поступать на первый курс Михаил не захотел и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и юнкеров.

Два года школы показались ему кошмаром. Получив чин корнета лейб-гвардии гусарского полка, Лермонтов переехал в Царское село, где, собственно, и находился его полк.

Первый раз произведение Лермонтова попало в печать в 1835 году. Его повесть «Хаджи-Абрек» в журнал «Библиотека для чтения» без ведома поэта отнес его друг.

После того, как был убит на дуэли Пушкин, многие считали, что виноват во всем сам Пушкин. Негодующий Лермонтов написал несколько стихов, в том числе «И на устах его печать» и «надменным потомкам».

Что было расценено, как призыв к революции.

Указом царя Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк, располагавшийся на Кавказе. Затем после хлопот бабушки его переводят в Гродненский гусарский полк, затем он возвращается в свой гвардейский полк.

Казалось, все забылось, но в 1840 году он на балу поссорился с сыном французского посла. Случилась дуэль, после которой поэт оказался в Тенгинском пехотном полку и вновь на Кавказе.

Именно в это время им были написаны: «И скучно, и грустно», «Выхожу один я на дорогу», «Дума».

Лермонтов принимал участие в походах для усмирения Чечни и был награжден золотой саблей за храбрость. В 1841 году поэт получил долгожданный отпуск и отбыл в Петербург. Ехать в столицу нужно было через Пятигорск, где он встретил большую компанию своих питерских друзей.

Был там и майор Мартынов, над которым Лермонтов часто подшучивал. Веселье закончилось плохо: между ними произошла ссора, которая привела к дуэли. И 27 июля 1841 года на дуэли Михаил Лермонтов был убит.

Власти долго скрывали убийство Лермонтова, распространив информацию, что он болел и скончался.

Только в 1842 году, весной, удалось перевести его прах в Тарханы, где его и похоронили в фамильном склепе 23 апреля 1842 года.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Источник: https://goldlit.ru/lermontov-biography

Ссылка на основную публикацию