Классный час «правила поведения в общественных местах», 4 класс

Классный час “Как вести себя в общественных местах”

Классный час «Правила поведения в общественных местах», 4 класс

Тема : «Как вести себя в общественных местах».

Цель: выработка у учащихся навыков культурного поведения в общественных местах. Задачи: закрепить знания детей о вежливости; развивать культурного поведения в общественных местах; воспитывать самостоятельность мышления, умение делать выводы, решать проблемные ситуации; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; закреплять знания по безопасности движения.

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Приветствие.

– Здравствуйте! Улыбнитесь! Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

II Основная часть

Сегодня к нам на занятие заглянуло солнышко из стихотворения Эммы Мошковской.

Встало солнце кислое,

Смотрит – небо кислое,

В кислом небе кислое

Облако повисло…

И спешат несчастные

Кислые прохожие

И едят ужасно

Кислое мороженое.

Даже сахар кислый!

Скисло все варенье!

Потому что кислое

Было настроение.

2. Беседа по прочитанному стихотворению.

Почему прохожие в стихотворении «несчастные»?

Что значит «кислое настроение»?

А как мы узнаем, что у человека «кислое» настроение? (По выражению лица, по его словам и поступкам).

Ребята, а как можно «поднять» настроение? (сказать человеку добрые слова).

3. Игра «Поднимем друг другу настроение».

4.. Сообщение темы занятия.

– Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на занятии?

– Правильно, мы будем говорить о вежливости и правилах поведения в общественных местах.

5. Беседа о вежливости.

– Как мы понимаем, что человек вежлив?

– Правильно, прежде всего, в словах, а также тоне, которым они сказаны.

– Ребята, а как вы считаете, вежливым рождаются, или становятся?

– Конечно же, становятся. Вы как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила.

6. Беседа о правилах поведения на улице.

– Давайте вспомним вместе правила поведения на улице.

(Соблюдать чистоту на улице! Переходить улицу на зеленый сигнал светофора! Не перебегать улицу в неположенном месте! Нельзя играть возле проезжей части дороги! Обгонять идущих впереди следует слева.

Если тротуар узкий, надо попросить разрешения и пройти. При встрече дорогу уступает младший старшему, мужчина – женщине, при равных условиях – более вежливы.

– А для чего необходимо соблюдать правила поведения на улице?

– Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим ералаш, и вы мне скажите, о чем мы будем говорить дальше. (О правилах поведения в общественном транспорте)

7. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

– Скажите, правильно ли поступили мальчики?

– Что они должны были сделать с самого начала? (Уступить место старушке).

– А как бы вы поступили в данной ситуации?

– Какие еще правила поведения в общественном транспорте вы можете назвать?

(• Ожидать общественный транспорт можно только на остановках.

• Прежде чем зайти, нужно выпустить тех, кто выходит из транспорта.

• Обязательно следует оплатить проезд, купив разовый проездной билет или предъявив проездной билет на много поездок.

• В транспорте надо вести себя достойно:

– не шуметь и не толкаться;

– уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам с тяжелыми сумками;

– не отвлекать водителя во время движения транспорта;

– держаться во время движения транспорта за поручни;

– вежливо спрашивать и вежливо отвечать на вопросы пассажиров;

– острые и неудобные для других пассажиров предметы надо хорошо упаковывать и аккуратно ставить, чтобы они никому не мешали

8. Беседа о правилах поведения в театре или кинотеатре.

– Ребята, а кто из вас бывал в театре или кинотеатре?

– Расскажите, какие правила необходимо было соблюдать детям в театре (кинотеатре)?

(• Приходя в театр, кинотеатр, в последнюю минуту, мы мешаем большому числу людей, которые вынуждены вставать со своих кресел, чтобы дать нам пройти. Поэтому приходи пораньше.

• Проходить на свое место следует лицом к сидящим.

• Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.

• Есть во время представления, киносеанса нельзя – шуршание бумажек, причмокивание и прочие звуки мешают присутствующим.

• Во время сеанса не делай никаких замечаний – ни в полный голос, ни тихо. Это отвлекает зрителей.

• Если ваш сосед уже видел этот спектакль, фильм и теперь, желая похвастаться, рассказывает его содержание, вам следует сделать ему замечание.

• В зале нельзя ходить во время представления, этим вы очень мешаете другим посетителям.

• Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, — не мешай другим зрителям.)

– А чем отличается театр от кинотеатра? (Кино на экране показывают, а театральное действие на сцене происходит.

– Ребята, а что такое «Антракт»? (Антракт – перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления.)

– Для чего предназначен антракт? (Предназначен для нескольких целей: отдыха актёров и зрителей, и перемены декораций, а также, при необходимости, смены костюмов и грима актеров.)

9. Решение проблемных ситуаций.

– А теперь мы с вами попробуем решить проблемные ситуации. У меня в руках карточки, на которых написаны ситуации из жизни, ваша задача решить их.

– Кто будет брать карточку, сначала читает вслух вопрос, а потом отвечает на него. Будьте все внимательны, если тот, кто отвечает, дает неполный или неправильный ответ, то вы будете ему помогать.

• Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, если надо, то, как это сделать? (Надо поздороваться кивком головы или жестом, но, ни в коем случае не кричать через весь автобус.)

• В школьном коридоре разговаривают учителя. Мальчик увидел среди них своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Вера Ивановна!» Какую ошибку допустил мальчик? («Здравствуйте» должно быть адресовано всем учителям, а не только классному руководителю.)

• Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с неизвестным тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Надо.)

• Кто должен первый закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)

• Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто её подарил? (Спасибо, мне очень приятно.)

• Два мальчика столкнулись в дверях при входе в кабинет и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 10 лет. (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее)

– Спасибо ребята за ответы.

III Итог занятия

– Ребята, о чем говорили сегодня на занятии?

– Как же нужно вести себя в общественных местах? (культурно, вежливо)

– Помните, где бы вы не находились: на улице, в общественном транспорте, в театре, вы не одни. Люди смотрят на вас и по вашему поведению судят о вас.

Ведь всем нам хочется, чтобы наши друзья, соседи, знакомые всегда бы уважали нас. А весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по доброму.

Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья.

– Ребята, и чтобы вы всегда помнили о том, как вести себя в общественных местах, каждый из вас получает буклет «Правила поведения в общественных местах». И я надеюсь, что вы всегда будете выполнять эти правила.

– Спасибо за работу на занятии!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/klassnyi_chas_kak_viesti_siebia_v_obshchiestviennykh_miestakh

Правила поведения в общественных местах Классный час Подготовила: учитель начальных классов МОУ СОШ 12 г. Новоалександровск Ставропольский край Казакова. – презентация

1 Правила поведения в общественных местах Классный час Подготовила: учитель начальных классов МОУ СОШ 12 г. Новоалександровск Ставропольский край Казакова Татьяна Михайловна<\p>

2 Общественные места Библиотека Угощение Транспорт Чтение Гости Урок Школа Проезд<\p>

3 Как нужно вести себя в гостях?<\p>

4 Хорошо ли гостям, на которых хозяин не обращает внимания?<\p>

5 Что неправильно делают волчата?<\p>

6 Умеешь ли ты вести себя за столом?<\p>

7 Правила поведения в гостях В гостях нужно быть вежливым, вести себя спокойно В гостях нужно быть вежливым, вести себя спокойно Поддерживать разговор во время еды, но не разговаривать с набитым ртом Поддерживать разговор во время еды, но не разговаривать с набитым ртом Пережёвывать пищу с закрытым ртом, стараясь есть и пить бесшумно Пережёвывать пищу с закрытым ртом, стараясь есть и пить бесшумно Не отвлекать внимание гостей только на себя. Не ломать и разбрасывать игрушки Не отвлекать внимание гостей только на себя. Не ломать и разбрасывать игрушки Не клади локти на стол, не играй во время еды. Не клади локти на стол, не играй во время еды. Правильно пользуйся ножом, вилкой, салфеткой. Правильно пользуйся ножом, вилкой, салфеткой.<\p>

8 Хорошо ли ведут себя зверята?<\p>

9 Кому нужно уступать место в транспорте?<\p>

10 Дети обязаны: Входить в транспорт и выходить из него со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспорта; Входить в транспорт и выходить из него со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспорта; держаться за поручни в салоне; держаться за поручни в салоне; покупать билеты у водителя только на остановке; покупать билеты у водителя только на остановке; быть вежливыми, уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям. быть вежливыми, уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям. Выходить принято через переднюю дверь, а входить – через заднюю. Выходить принято через переднюю дверь, а входить – через заднюю. Независимо от того, опаздываете вы или нет, не расталкивайте других пассажиров локтями, устремляясь к выходу. Независимо от того, опаздываете вы или нет, не расталкивайте других пассажиров локтями, устремляясь к выходу.<\p>

11 Детям-пассажирам запрещается: отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины; отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины; открывать двери транспорта во время его движения; открывать двери транспорта во время его движения; высовывать голову и руки из окон. высовывать голову и руки из окон. Не привлекать излишнего внимания, портить общественного имущество Не привлекать излишнего внимания, портить общественного имущество<\p>

12 Какой зайчик правильно обращается с книгой? Почему?<\p>

13 Книги нужно беречь Нельзя книги перегибать Нельзя книги перегибать Нельзя загибать книжные страницы Нельзя загибать книжные страницы Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? Нельзя писать и рисовать в книгах Нельзя писать и рисовать в книгах Нельзя читать книги во время еды Нельзя читать книги во время еды<\p>

14 Правила поведения в библиотеке Войдя в библиотеку нужно поздороваться Войдя в библиотеку нужно поздороваться В библиотеке вести себя тихо, не кричать В библиотеке вести себя тихо, не кричать При выборе книги не хватать все книги подряд, а выбрать по автору или разделу, или назвать библиотекарю название книги или автора При выборе книги не хватать все книги подряд, а выбрать по автору или разделу, или назвать библиотекарю название книги или автора С книгами обращаться аккуратно, не вырывать странички С книгами обращаться аккуратно, не вырывать странички Получив книгу, нужно сказать спасибо Получив книгу, нужно сказать спасибо И самое главное вовремя возвращать книгу И самое главное вовремя возвращать книгу<\p>

15<\p>

16 Посмотри на рисунки. Сравни их. Где зверята поступают правильно, а где – нет? Почему?<\p>

17 Правила поведения в школе Звонок на урок для учащихся, вы должны встать возле парты, звонок с урока для учителя, не вставать пока учитель не закончит урок Звонок на урок для учащихся, вы должны встать возле парты, звонок с урока для учителя, не вставать пока учитель не закончит урок Если ты хочешь спросить или ответить на уроке, нужно не выкрикивать, а поднять руку. Если ты хочешь спросить или ответить на уроке, нужно не выкрикивать, а поднять руку. Не разговаривать во время урока, не отвлекать, не мешать товарищам. Не разговаривать во время урока, не отвлекать, не мешать товарищам. Во время урока внимательно слушать учителя. Во время урока внимательно слушать учителя. На переменах нельзя бегать, кричать. На переменах нельзя бегать, кричать. Если кто-то взрослый входит вовремя урока, то нужно встать и поздороваться. Если кто-то взрослый входит вовремя урока, то нужно встать и поздороваться.<\p>

18 Используемая литература Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитанности. – М.: Просвещение, 1988 Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитанности. – М.: Просвещение, 1988 Минскин, Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1987 Минскин, Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1987 С. Михалков «Шел трамвай десятый номер» С. Михалков «Шел трамвай десятый номер» Картинки из книги Юлии Соколовой «Правила поведения для малышей» Картинки из книги Юлии Соколовой «Правила поведения для малышей»<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/886047/

☀ Правила поведения в общественных ☀ местах для детей-перечень ☀

Каждый из нас неоднократно был свидетелем неподобающего поведения ребенка на улице, в магазине или на остановке транспорта. Маленькие дети чаще всего устраивают истерики относительно своих желаний, подростки – шумят, портят имущество, мусорят, а то и курят, сквернословят. Все это издержки как домашнего, так и школьного воспитания.

Ребенок должен знать, как вести себя в магазине и других общественных местах

Эти дети просто не знают, что существуют правила поведения в общественных местах – и они должны их придерживаться.

Даже, если детям о них и известно – а в детском саду и в школе об этом говорят обязательно, часто они не понимают простых вещей:

  • культурные навыки – это основа жизни в обществе;
  • воспитанному человеку проще наладить отношения с другими людьми;
  • в конце концов, за нарушение правил поведения в общественных местах могут наказать их родителей, а для подростков с 14-ти лет наступает личная ответственность.Начинать обучение правилам поведения надо с первых лет

Перечень правил поведения детей за пределами дома

Существуют официальные правила поведения детей – их перечень можно найти в детских и учебных учреждениях. Требования к поведению подростков, конечно, намного сложнее, чем для малышей, но основные, общие для всех, приведены в списке:

Правила поведения, разработанные Минобразования РФ

  • На улице и в общественных местах разговаривать без крика, не шуметь, не мешать другим людям.
  • Проявлять вежливость к взрослым людям, покровительствовать маленьким. Быть внимательным к людям с ограниченными возможностями.
  • Придерживаться чистоты в общественных местах – не мусорить, не плеваться, беречь зеленые насаждения.
  • Беречь общественное и чужое имущество.
  • Не совершать недостойных поступков и уберегать от них друзей. Это означает: не обижать и оскорблять других, не брать чужие вещи, не издеваться над животными и др.
  • Без сопровождения взрослых дети до 16 лет не могут находиться на улице после 21 часа вечера (во время каникул дети старше 12 лет могут гулять до 22 часов).
  • Посещение подростков зрелищных мероприятий разрешается не позже 21 часа 30 минут.

Эти подростки злостно нарушают правила поведения

Эти основные требования включают и целый ряд запретов для школьников и подростков:

  • Принимать участие в любых акциях, нарушающих порядок в общественных местах.
  • Распивать спиртные напитки, курить, сквернословить, играть в карты в общественных местах.
  • Заниматься торговлей и перепродажей.
  • Нельзя забираться в подвалы, на крыши, на железнодорожные вагоны.
  • Ездить на подножках общественного транспорта.
  • Самостоятельно купаться без сопровождения взрослых.
  • Хулиганить, бросая камни в проезжающий транспорт, накладывать разные предметы на рельсы.

Детям до 16 лет запрещено выезжать на скутере на дорогу

Для подростков существует также запрет ездить по дорогам на велосипеде до 14 лет, а на мопеде или скутере – до возраста 16 лет.

Чему родители должны научить своего ребенка

Существует также целый ряд неформальных требований, с которыми родители должны ознакомить своего ребенка буквально в первый выход в любое общественное место.

Перед посещением театра надо объяснить детям, как положено себя вести

Также ребенка надо научить, как надо вести себя в театре, в кино и пояснить, почему правила поведения в этих общественных местах отличаются.

Дети должны понимать, почему воспитанный человек не должен громко разговаривать в этих заведениях, шуршать фантиками, вставать во время представления или фильма. Детей интересует, почему в театре нельзя кушать и пить во время спектакля, а в кино можно купить попкорн и взять напиток.

В музеях и на выставках нельзя трогать экспонаты, надо слушать экскурсовода и не мешать другим посетителям.

Дети должны уступать место пожилым людям

Правила поведения в общественном транспорте включают несколько аспектов. Во-первых, это элементарная вежливость.

Ребенка надо научить, что принято пропускать вперед при входе женщин и пожилых людей, уступать им место, нельзя расталкивать пассажиров локтями. Во-вторых, воспитанный человек обязательно оплачивает проезд. Третье требование – не сорить в салоне, не загрязнять его надписями.

В транспорте не надо громко смеяться, разговаривать, включать музыку, любым способом отвлекать водителя от дороги.

Найчите малыша пользоваться носовичком и салфетками

Другие требования к поведению в обществе включают такие моменты:

  • При кашле и чихании принято прикрывать рот.
  • Пользоваться носовым платком при насморке.
  • Не выходить на улицу небрежно одетым и непричесанным.
  • Аккуратно и тихо кушать в заведениях общественного питания, пользоваться салфетками.
  • Нельзя публично отзываться грубо или плохо о других людях или происходящих событиях.

Обучение вежливости

Это один из важных этапов развития культуры поведения и начинать обучение надо с первых слов малыша. Лучше всего это делать не поучениями, что, если хочешь что-то попросить, то надо сказать слово «пожалуйста», а показывать это ежедневно на своем примере.

Основные слова, которые должен знать воспитанные детки, следующие:

  • спасибо;
  • благодарю;
  • пожалуйста;
  • прошу;
  • извините;
  • здравствуйте и до свиданья;
  • спокойной ночи;
  • доброе утро;
  • разрешите;
  • будьте добры;
  • будьте здоровы;
  • приятного аппетита;
  • приятно познакомиться;
  • можно вам помочь;
  • мне очень жаль;
  • угощайтесь и другие.

Другие правила поведения

Обучение вежливости у малышей можно превратить в интересную игру. Забыл сказать «пожалуйста» — плати штраф. Не деньгами, конечно, а каким-либо действием (10 приседаний, убрать игрушки, помочь чем-то) или ограничением (выключить мультики).

Это касается и взрослых членов семьи. С них штрафы серьезнее – купить мороженое, сделать что-то по просьбе ребенка. Сделайте список вежливых слов и повесьте его на видном месте. Со временем привычка их употреблять будет доведена до автоматизма.

К законам вежливости относится телефонный и подарочный этикет: ребенок должен первым представиться, если звонит кому-то, поблагодарить за полученный подарок.

Нельзя кричать на улице и в общественных местах

Также, правила поведения в обществе требуют соблюдения таких норм:

  • стучаться перед тем, как открывать двери;
  • не шептаться при других людях, не говорить на непонятном им языке;
  • не перебивать, когда кто-то говорит;
  • не поворачиваться спиной, когда к тебе обращаются.

Поведение за столом

Это один из самых сложных в обучении раздел общественных правил. Многие взрослые не умеют вести себя за столом. А их дети во всем подражают им, так как не видят ежедневно другого примера. С самого детства обучайте ребенка основным правилам и запретам.

Обучение можно проводить в игровой форме

Надо:

  • мыть руки перед едой;
  • уметь пользоваться столовыми приборами;
  • пользоваться салфетками (а не вытирать рот руками, а руки – о скатерть или штаны);
  • брать адекватную порцию;
  • благодарить за трапезу.

Нельзя:

  • чавкать, кушать с открытым ртом;
  • говорить с полным ртом;
  • баловаться за столом;
  • ковыряться во рту;
  • критиковать блюда;
  • плеваться за столом.

Личный пример

Одних воспитательных разговоров и пояснений для того, чтобы детей и подростков обучить правилам поведения среди людей, будет недостаточно. Видя, что отец плюется на улице под ноги, или мама громко и некрасиво ругается в магазине – ребенок и сам будет вести себя так же, копировать поведение взрослых.

Личный пример — лучший способ обучения

Поэтому начинать воспитание ребенка надо с себя.

Большое влияние на детей, особенно подростков, оказывают сверстники, компания, в которой они проводят свободное время. Если Вы считаете, что ребенок попал в неподходящую компанию, руганью не обойтись.

Наиболее эффективный путь, как отвернуть подростков от нежелательных друзей – показать им сбоку, как некрасиво и непрезентабельно они смотрятся в обществе, объяснить, почему они находят осуждение у других людей, и какое это будет иметь влияние на всю их последующую жизнь.

С детских лет ребенку надо объяснять, что такое хорошо, что такое плохо. Для этого играйте с ним в ролевые игры, прорабатываете различные сценки, показывая на примерах,  как неприятно находиться рядом с невоспитанным человеком. Также, объясняйте это, пересматривая мультфильмы и фильмы. И помните – учить всегда легче, чем переучивать.

Источник: http://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/pravila-povedeniya-v-obshhestvennyh-mestah-dlya-detej.html

Правила поведения в общественных местах

Презентацию на тему Правила поведения в общественных местах можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Разные.

Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.

Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 18 слайдов.

Правила поведения в общественных местах

Классный час Подготовила: учитель начальных классов МОУ СОШ №12 г. Новоалександровск Ставропольский край Казакова Татьяна Михайловна

Общественные места

Библиотека Угощение Транспорт Чтение Гости Урок Школа Проезд

Как нужно вести себя в гостях?

Хорошо ли гостям, на которых хозяин не обращает внимания?

Что неправильно делают волчата?

Умеешь ли ты вести себя за столом?

Правила поведения в гостях

В гостях нужно быть вежливым, вести себя спокойно Поддерживать разговор во время еды, но не разговаривать с набитым ртом Пережёвывать пищу с закрытым ртом, стараясь есть и пить бесшумно Не отвлекать внимание гостей только на себя. Не ломать и разбрасывать игрушки Не клади локти на стол, не играй во время еды. Правильно пользуйся ножом, вилкой, салфеткой.

Хорошо ли ведут себя зверята?

Кому нужно уступать место в транспорте?

Дети обязаны:

Входить в транспорт и выходить из него со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспорта; держаться за поручни в салоне; покупать билеты у водителя только на остановке; быть вежливыми, уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям. Выходить принято через переднюю дверь, а входить – через заднюю. Независимо от того, опаздываете вы или нет, не расталкивайте других пассажиров локтями, устремляясь к выходу.

Детям-пассажирам запрещается:

отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины; открывать двери транспорта во время его движения; высовывать голову и руки из окон. Не привлекать излишнего внимания, портить общественного имущество

Какой зайчик правильно обращается с книгой? Почему?

Книги нужно беречь

 Нельзя книги перегибать  Нельзя загибать книжные страницы Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг?  Нельзя писать и рисовать в книгах  Нельзя читать книги во время еды

Правила поведения в библиотеке

Войдя в библиотеку нужно поздороваться В библиотеке вести себя тихо, не кричать При выборе книги не хватать все книги подряд, а выбрать по автору или разделу, или назвать библиотекарю название книги или автора С книгами обращаться аккуратно, не вырывать странички Получив книгу, нужно сказать спасибо И самое главное вовремя возвращать книгу

Собирайся, детвора, Вылетать уже пора! Время нужно рассчитать, Чтобы в класс не опоздать

Посмотри на рисунки. Сравни их. Где зверята поступают правильно, а где – нет? Почему?

Правила поведения в школе

Звонок на урок для учащихся, вы должны встать возле парты, звонок с урока для учителя, не вставать пока учитель не закончит урок Если ты хочешь спросить или ответить на уроке, нужно не выкрикивать, а поднять руку.

Не разговаривать во время урока, не отвлекать, не мешать товарищам. Во время урока внимательно слушать учителя. На переменах нельзя бегать, кричать.

Если кто-то взрослый входит вовремя урока, то нужно встать и поздороваться.

Используемая литература

Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитанности. – М.: Просвещение, 1988 Минскин, Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1987 С. Михалков «Шел трамвай десятый номер» Картинки из книги Юлии Соколовой «Правила поведения для малышей»

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-raznie/6000-pravila-povedeniya-v-obschestvennyh-mestah.html

Классный час Культура поведения и такт. 1 Классный час Культура общения. 3

С этим файлом связано 294 файл(ов). Среди них: POP_MUSIC-.ppsx, My_favorite_group__Linkin_Park.ppsx, Writingletterstfriends.rar, WholivesinFairy-Tales-_3.rar, Whliveinfairy-tales_3.rar, WELL-KNOWNFAMOUSDISTINGUISHEDorNOTORIOUS.doc, WASHINGTOND.C.rar, Uchebnoissleddeyat.doc, TV.pptx, Tsennostypodrostkov.

rar и ещё 284 файл(а).
Показать все связанные файлы
Правила приветствия.
по имени и отчеству. Приветствуешь: «Здравствуйте», «Добрый день», «Доброе утро» и т.д.

  1. Приветствие не должно быть шумным, громким или сопровождаться

сильной жестикуляцией.

  1. Входящий здоровается первым и уходящий прощается первым.
  2. Здороваясь, младший протягивает руку старшему, девочка – мальчику, женщина – мужчине.

В России говорят: «Здравствуй», улыбаются и приветливо слегка кивают головой.В разных странах люди ценят добрые и приветливые отношения.

– Почему, здороваясь, мужчины обычно протягивают друг другу руки и пожимают их?

– Как вы думаете, какой ответ правильный и почему?

  1. Чтобы продемонстрировать силу своих мускулов.
  2. Чтобы показать, что руки чистые.
  3. Чтобы убедить в дружеских чувствах и добрых намерениях друг друга.

Вывод: правила при приветствии и знакомстве будут приятными только тогда, когда будут выполняться доброжелательно, т.е. жест, мимика лица, выражение глаз, тон голоса будут добрыми, а не злыми.

Домашнее задание. Понаблюдать вокруг и составить диалоги приветствия при встрече.

Классный час 26. ТЕМА: Приветствия в жизни людей.

Испокон веков на планете нашей звучали слова приветствий. На Руси, например, желая высказать наибольшую степень почтения, опускались на колени и клали земной поклон – били челом. При этом, как писал очевидец, можно было явственно слышать звук удара.

Когда же встречались равные по положению, то просто кланялись друг другу, стараясь, однако, при этом заметить, чтобы другой не поклонился ниже. А так как никто не хотел менее вежливым, то кланялись три-четыре раза подряд, «состязаясь в оказании взаимного почета».

Отказавшиеся приветствовать.

Ивана Грозного всю жизнь преследовало одно мучительное воспоминание его детства. Государь всея Руси, один из могущественных монархов на самой вершине своей власти не мог забыть минут унижения, пережитых им в детстве. В письме к А.

Курбскому он пишет о времени, когда всесильный боярин Шуйский помыкал им, малолетним царем Иваном. Как? Оказывается, Шуйский не считал нужным приветствовать наследника, здороваться с ним. «И нам же не преклонялся».

Эту обиду маленький мальчик запомнил на всю жизнь… «Таков те гордыни, кто может понести!» – с горечью пишет он А. Курбскому.

И хотя десятки лет прошли с того дня, как был казнен обидчик Шуйский, бессильная, необратимая горечь унижения по-прежнему теснила грудь царя и искала выхода.

«… И нам же не преклонялся»

У человека, отказывающегося приветствовать другого, для этого должны быть довольно веские причины. Такие причины морального порядка были, например, у Каллисфена, который отказался пасть в ноги Александру Македонскому.

С обычаем поклоняться царю, падая ему в ноги, греки познакомились во время войны с Персией. Это восточное поклонение настолько понравилось Александру Македонскому, что он решил ввести его среди своих подданных.

Когда же Александр, облаченный в царские одежды и отмеченный всеми знаками царского достоинства, появился перед толпой и все, блюдя новый закон, покорно распростерлись перед ним ниц, стоять остался только один человек. Это был Каллисфен.

Он не только не пал в ноги, как этого требовал новый царский указ, но и стал тут же при всех стыдить Александра за то, что он требует себе почестей, равных божественным.

Но вот что должно убедить нас. Александр внял голосу своего мужественного подданного. Тем самым Каллисфен, как пишет Плутарх «спас греков от унижения, а Александра от еще большего». Нередко тот, кто отказывался поклониться правителю, или даже его изображению, платил за это жизнью.

Домашнее задание. Составить диалоги приветствия при встрече.

Классный урок 27. ТЕМА: Приветствия в жизни людей.

Цель: показать, какие правила и приветствия должны соблюдаться при знакомстве.

План:

  1. Фронтальный опрос.
  2. Сюжетно-ролевая игра.

Фронтальный опрос.

– Что такое приветствия

– Какие есть правила приветствия?

– Чем отличаются приветствия у народов разных стран, почему?

– Прочтите диалоги, которые вы написали.

– Какие из них лучшие и почему?

Сюжетно-ролевая игра.Класс делится на группы. Определяется жюри. Каждой группе выдается задание, а возможно – каждой парте. Определяется время для решения задания. Решив задание, группы выходят к доске, но можно ответить с места.

Задание первой группе:

Проиграть и доказать, что выбрали правильный вариант.

Кто первым протягивает руку при знакомстве?

  1. младший – старшему;
  2. старший – младшему;
  3. начальник – подчиненному;
  4. подчиненный – начальнику.

Задание второй группе:

Проиграть и доказать, что выбрали правильный вариант.

Всегда ли в процессе представления и знакомства юноша встает?

  1. всегда;
  2. только знакомясь с девушкой;
  3. по своему усмотрению.

Задание третьей группе:

Проиграть и доказать, что выбрали правильный вариант.

В каких случаях мужчина может приветствовать девушку, не вставая:

  1. если она в преклонных годах;
  2. если это сделать мешает болезнь;
  3. если он начальник.

Задание четвертой группе:

Проиграть и доказать, что выбрали правильный вариант.

Нужно ли, здороваясь, смотреть человеку в глаза?

  1. обязательно, все ваше внимание должно быть сосредоточено на

собеседнике;

  1. совсем не обязательно – смотря в глаза, можно смутить человека;
  2. подавая для приветствия правую руку, лучше глядеть чуть левее головы

того, с кем здороваетесь, это поможет вам обоим избежать смущения.

Задание пятой группе:

Проиграть и доказать, что выбрали правильный вариант.

Нужно ли улыбаться, приветствуя человека?

  1. Конечно, нет – это несерьезно.
  2. Смотря по настроению.
  3. Доброжелательная улыбка желательна всегда.

Задание шестой группе:

Проиграть и доказать, что выбрали правильный вариант.

Может ли юноша подать руку в перчатку для рукопожатия?

  1. может, если он обменивается рукопожатием с ровесником;
  2. не может;
  3. может – в сильный мороз.

Задание седьмой группе:

Проиграть и доказать, что выбрали правильный вариант.

Сколько раз в день можно здороваться с одним и тем же человеком?

  1. только один раз – при первой встрече;
  2. каждый раз при встрече;
  3. несколько раз, если встречи разделены более или менее значительным

промежутком времени.

Задание восьмой группе:

Проиграть и доказать, что выбрали правильный вариант.

Идя по улице с приятелем, вы встречаете его знакомого, которого видите впервые. Незнакомец здоровается. Ваш спутник ему отвечает. Как должны поступить вы?

  1. ответить на приветствие незнакомца;
  2. сделать вид, что не слышали приветствия;
  3. вежливо заметить незнакомцу, что оснований для взаимного приветствия у

вас пока еще нет.

Задание девятой группе:

Проиграть и доказать, что выбрали правильный вариант.

Можно ли познакомить двух людей, просто подведя их друг к другу и, не называя имен, предложить им самим себя назвать?

  1. это вполне возможно;
  2. человек, знакомящий двух людей, обязан назвать их имена;
  3. человек, знакомящий двух людей, может поступать по своему усмотрению.

Задание десятой группе:

Проиграть и доказать, что выбрали правильный вариант.

Можно ли вместо руки протянуть для приветствия несколько пальцев?

  1. конечно, можно, особенно девушке;
  2. это выглядит очень деликатно;
  3. это недопустимо – для приветствия протягивают всю руку.

Задание одиннадцатой группе:

Проиграть и доказать, что выбрали правильный вариант.

Следует ли употреблять при знакомстве сопутствующие фразы: «Очень приятно», «Рад познакомиться», «Польщен» и т.д.

  1. их произносит тот, кому представляют знакомого;
  2. их может произносить лишь юноша, но не девушка;
  3. эти фразы – пережиток, без них вполне можно обойтись.

Задание двенадцатой группе:

Проиграть и доказать, что выбрали правильный вариант.

Кто здоровается первым – входящий или присутствующие?

  1. конечно, входящий;
  2. первым здоровается тот, кто вежливее;
  3. первым здоровается один из присутствующих, самый внимательный, – тот,

кто первый заметил входящего.

Задание тринадцатой группе:

Проиграть и доказать, что выбрали правильный вариант.

Можно ли назвать при знакомстве только имя?

  1. нельзя, это неуважение к тем, с кем знакомишься;
  2. можно, но только в среде ровесников;
  3. это возможно только между юношами.

Жюри объявляет результаты. Учитель обобщает, делает выводы и подводит итоги.

Правила этикета при знакомстве.

  • часто, чтобы люди познакомились друг с другом, нужен посредник, т.е. человек, который знакомит людей;
  • знакомясь, следует смотреть в глаза друг другу;
  • когда знакомят друзей с родными и родителями, то первыми называют родителей и родных (брата, сестру), т.е. по возрасту;
  • тот, кто знакомит, говорит: «Разреши тебе представить», или «Разреши тебя познакомить», или «Познакомься – это моя сестра», «Папа, познакомься – это мой друг»;
  • младшего представляют старшему, мальчика – девочке, мужчину – женщине, одного человека – всей группе людей, ребенка – классу.

Домашнее задание. Подумать над правилами для знакомства и приветствия. Продолжить составление диалогов.

Классный час 28. ТЕМА: Поведение в общественных местах.

Цель: показать, что человек проявляет уважение к себе своим поведением в общественных местах и своим отношением к людям, которые его окружают. Изучить основные правила поведения в общественных местах.

План:

  1. Фронтальный опрос.
  2. Правила поведения на улице.
  3. Правила поведения в транспорте.

Фронтальный опрос:

– Давайте вспомним, что такое «поза», «жест», «одежда», «мимика».

– Как они выражают отношение человека к самому себе?

– Как они отражают отношение человека к окружающим людям?

– Какие правила этикета есть для знакомства?

– Проверяем диалоги и выбираем лучший.

Дать понятия «общественные места», «кафе», «улица», «транспорт».

Общественно место – место, где люди собираются добровольно или обязательно, чтобы отдохнуть, решить какие-то дела, учиться или работать.

Кафе – кафе, где человек может выпить кофе, чай и легко перекусить.

Столовая – помещение со столами и стульями, кухней, где люди могут купить еде и поесть ее, сидя за столом.

Улица – пространство между двумя рядами домов с местом для прохода людей и проезда транспорта.

Транспортмашины, перевозящие людей или грузы.

Внешний вид человека – это его прическа, одежда, обувь, позы, жесты, мимика, выражение глаз и манеры.

Вывод: о своем безукоризненном внешнем виде и безупречном поведении на улице должны заботиться все семьи, женщины, девочки, мужчины, мальчики.Существуют правила поведения на улице:

– Выходя из дома, нужно привести себя в порядок: причесаться, осмотреть свою одежду, поправить ее, протереть туфли.

– По улице надо ходить, держась прямо, подтянутым шагом. Соизмеряйте ваш шаг с вашим ростом. Смешно выглядит, когда высокий человек семенит ногами, а низкий делает большие шаги – вся фигура кажется неестественной.

– При ходьбе все движения должны быть согласованными: не нужно размахивать руками или держать их неподвижно висящими. Ходить, засунув руки в карманы брюк, не полагается. Походка красива, когда она равномерна.

Не следует ходить по тротуару наискось, надо держаться предписанной стороны – она у нас правая. Не рекомендуется останавливаться напрасно и внезапно. Стоять, расставить ноги, опираясь о стену, непозволительно.

– Если вы намереваетесь разглядывать витрины магазинов или читать афиши, то встаньте так, чтобы не препятствовать проходить остальным прохожим.

– При ходьбе все движения должны быть согласованными: не нужно размахивать руками или держать их неподвижно висящими. Ходить, засунув руки в карманы брюк, не полагается. Походка красива, когда она равномерна.

Не следует ходить по тротуару наискось, надо держаться предписанной стороны – она у нас правая. Не рекомендуется останавливаться напрасно и внезапно. Стоять, расставить ноги, опираясь о стену, непозволительно.

– Если вы намереваетесь разглядывать витрины магазинов или читать афиши, то встаньте так, чтобы не препятствовать проходить остальным прохожим.

Раздаем ученикам 6 карточек. Просим учащихся проиграть ситуацию и обосновать выбранный вариант.

1-я карточка

Обязательно ли благодарить, когда вам уступают место в транспорте?

  1. обязательно;
  2. необязательно, но желательно;
  3. если вы молоды – обязательно.

2-я карточка

Нужно ли представиться, когда уступаешь место в транспорте?

  1. желательно, потому, что в этом случае есть надежда, что тот, кому вы

уступили место, вас запомнит;

  1. необязательно, так как пока вы будете представляться, ваше пустующее

место может занять кто-то третий;

  1. не нужно, достаточно молча встать и предложить свое место.

3-я карточка

Можно ли в транспорте причесываться и подкрашиваться?

  1. можно, разве лучше ехать лохматой и неухожено;
  2. можно в теплое время года;
  3. нельзя никогда.

4-я карточка

Можно ли в транспорте читать газету или книгу, которую читает ваш сосед?

  1. можно – вы же не мешаете ему читать;
  2. нельзя;
  3. можно, если вам хорошо видно и темп чтения у вас с соседом совпадает.

5-я карточка

Где в машине самое почетное место?

  1. рядом с водителем;
  2. на заднем сиденье справа;
  3. на заднем сиденье слева.

6-я карточка

Как садятся в автомобиль?

  1. сначала садятся на край сиденья, а затем поворачиваются, заносят обе

ноги;

  1. сильно пригнувшись, входят в автомобиль, и когда обе ноги уже в салоне,

поворачиваются и садятся

  1. боком, садясь на сиденье и одновременно ставя ноги.

Ребята разыгрывают диалоги и доказывают правильность ответа. Учитель подводит итоги.

– Теперь давайте вместе с вами определим, какие правила вежливости и поведения должны существовать на транспорте.

– Почему мы говорим о правилах вежливости? (Потому что в транспорте поведение связано с диалогом. Он должен быть вежливым.)

Правила поведения в транспорте.Когда в транспорте мы уступаем место, обязательно говорим «пожалуйста», а человек, которому уступили, говорит «спасибо».Никогда никто, уступая место, проходя вперед, не представляется. Потому что люди незнакомы.В транспорте нельзя причесываться, подкрашиваться, это считается неприличным.В транспорте можно читать, если ты не дорожишь своим зрением. Читать книгу или газету соседа, сидящего рядом, считается неприличным.Когда мужчина и женщина входит в автобус, женщина всегда входит первой, а мужчина помогает, поддерживает за локоть.Когда выходят из автобуса, троллейбуса мужчина выходит и дает руку женщине.Независимо от того, знакомы ли вы или нет, при входе в троллейбус или автобус постарайтесь помочь войти пожилому человеку и если выходите, то постарайтесь помочь выйти.

Войдя в транспорт, постарайтесь предъявить документ и обязательно оплатить проезд. Не ждите, когда вас заставит платить кондуктор. Если кондуктор сделал замечание, не оговаривайтесь.

Домашнее задание. Запишите диалоги, которые происходят на транспорте (положительные и отрицательные) и оцените их.

Классный час 29. ТЕМА: Поведение в общественных местах.

Цель: показать, что человек должен проявлять уважение к себе своим поведением в общественных местах своим отношением к людям, которые его окружают. Изучить основные правила поведения в общественных местах.

План:

  1. Фронтальный опрос.
  2. Правила поведения в кафе.
  3. Работа с карточками.

Фронтальный опрос:

– Расскажите, какие правила поведения на улице и в транспорте существуют?

– Объясните, зачем они нужны?

Проиграйте каждое правило.Учитель обобщает.

Что такое кафе?

перейти в каталог файлов

Источник: http://trig.zodorov.ru/klassnij-chas-kuletura-povedeniya-i-takt-1-klassnij-chas-kulet/index7.html

Правила поведения в общественных местах

Классный час «Правила поведения в общественных местах», 1-4 класс

Тема: «Правила, обязательные для всех» (беседа-диалог)

                                                  Воспитатель: Локтионова Н.А.

Цели и задачи классного часа

— Прививать этические нормы поведения в обществе;

— воспитывать культуру речи, поведения в общественных местах; уважение к личности.

Ход классного часа

Обсуждение проблемы: «Культура поведения в общественных местах»

Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день.

Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, с соседями; в школе — с учителями, школьными товарищами, библиотекарем, читателями; в магазине — с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице — с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одними только поздороваешься, с другими — поговоришь, третьим — ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой.

Вывод: человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.

Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют след в душе на целый день.

Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова! Жизнь в обществе требует, чтобы все люди соблюдали правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.

Обсуждение: «Правила, обязательные для всех»

Учитель предлагает учащимся три правила и обсуждает их с учащимися.

1. Правила точности. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, в учении, в приходе вовремя в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово — исполни, обещал прийти — приди вовремя.

2. Правила деликатности. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты — лучше всех и все умеешь делать сам.

3. Правила вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.

Необходимо научиться быть легким в общении, для этого надо уметь узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду. Прежде всего надо научиться узнавать по глазам настроение самых близких людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, братьев и сестер.

И в зависимости от того, что ты увидел, строить свое поведение. Это трудно и нетрудно. Трудно, если ты не понимаешь, зачем надо считаться с другими людьми, и не хочешь понять их состояние.

Легко, если ты считаешь, что хотя ты еще маленький, но уже можешь облегчить горе или неприятности другого человека, порадоваться чужим успехам.

Обсуждение ситуаций: поведение детей в общественных местах (в кино, библиотеке, магазине, во дворе, на улице, в столовой)

1-я ситуация для обсуждения.

Вот дети выходят гурьбой из зала после просмотра фильма. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. У выхода толчея. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну, что толкаешься?!». Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.

Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толчею, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

2-я ситуация для обсуждения.

Класс идет на экскурсию, в музей. Еще издали слышно, что идет много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить «ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск «Мороженое». Сразу же у киоска возникла толпа.

Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Дети даже не слышат учительницу. Наконец класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках.

Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.

Чтобы не возникали огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни.

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Знакомство с законами «Не»

Учитель: …Пожалуйста, познакомься с этим «Не» повнимательнее. Это тебе пригодится. Два ученика читают поочередно:

Не спеши первым сесть за стол.

Не разговаривай во время еды.

Не забывай закрыть рот, когда жуешь.

Не чавкай.

Не рвись в дверях выскакивать первым.

Не перебивай говорящего.

Не кричи и не повышай голос, если перед тобой не глухие.

Не размахивай руками.

Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

Не передразнивай говорящего, даже если он заика.

Не садись раньше старшего без его разрешения.

Не протягивай руку первым, погоди, пока старший поздоровается с тобой.

Не забудь снять шапку, входя в дом.

Не повторяй слишком часто «я».

Не делай вид в троллейбусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего старика.

Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

Не чихай «в пространство», чихай в носовой платок.

Не держи руки в карманах.

Не причесывайся где попало, для этого есть коридор, фойе.

Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Чтение и обсуждение рассказа (инсценировать) М. Корейс, Д. Фолл «Школа вежливости»

…И тут Пете на каждом шагу стали попадаться знакомые, улица так и кишела ими. Ну, как будто сговорились! Да еще учительница, как назло, идет навстречу. Верин отец снял шляпу, Вера вежливо наклонила голову и сказала громко и ясно: «Здравствуйте». Лиза-Подлиза запищала: «Добрый день! Всего наилучшего, Мария Карловна!».

Виктор и Эдик не сдвинулись с места и начали внимательно разглядывать витрину. Будто бы это было так интересно, что они уже ничего вокруг не замечали. Зато Петя пулей пронесся мимо.

Скорее, скорее, чтоб не пришлось здороваться! Скрыться, незаметно свернуть, шмыг — и вот он уже облегченно вздыхает на противоположной стороне улицы.

Нет, нет, погоди! Не здороваешься, делаешь вид, что никого не заметил, убегаешь! Не повезло тебе, Петя… Мы уверены, что ты бы поздоровался, если бы знал, какое тебя ждет наказание…

Лиза. Петушок, подожди! Куда же ты бежишь? (Петя терпеть не может, когда его называют Петушком, и Лизу-Подлизу тоже.)

Петя Невежа. (неохотно). Ну, чего тебе? (Остановился, засунул руки в карманы).

Лиза. Петушок, почему ты не поздоровался с нашей учительницей?

Петя Невежа (смотрит под ноги). Как это «не поздоровался»? Я ее и в глаза не видел.

Лиза. Видел, видел, пожалуйста, не оправдывайся, заметила, как ты удирал.

Петя Невежа. Не суй нос не в свое дело. Как бы у тебя все бантики не полетели.

Лиза (разозлившись, выпаливает, как пулемет). Не груби! Я вот умею здороваться. Мама мне всегда говорит: «Лизонька, язык у тебя не отсохнет, если ты каждому скажешь «Добрый день», если поклонишься, так тебя тоже не убудет. А главное, ведь сейчас конец четверти, скоро отметки будут выводить…

Петя Невежа (презрительно). Так она и попалась на твое сюсюканье! Держи карман шире!

Лиза. Попадется или не попадется, все равно! А папа говорит, что он у себя в учреждении со всеми вежлив, чтобы ни с кем не испортить отношений. Когда к нам по четвергам приходит моя тетя и мамина приятельница, мама каждой говорит: «Ах, какой сюрприз! Ах, как я рада! Проходите, проходите…»

Петя Невежа (у которого вот-вот лопнет терпение). Перестань трещать, я…

Лиза. Не перебивай! Невежа невоспитанный! Вынь руки из карманов, когда говоришь с дамой!

Петя Невежа. Это с тобой-то? Так ты не размахивай руками у меня перед носом. Глаза еще выткнешь!

Лиза. Нахал! Я все равно про тебя учительнице скажу! Будешь знать!

Петя Невежа (с отвращением отворачивается и, не сказав ни слова, уходит)….

Учитель: Так окончилась лекция Лизы о правилах «хорошего тона», а значит, и наказание Пети. Плохо только, что ни один из них не прав: ни Петя, ни Лиза.

Почему авторы считают и Лизу, и Петю не правыми? За что их можно осуждать?

Чтение и обсуждение рассказа Т. Фиш «Леня и авторитет»

Из своего окна я видел, как соседский мальчик, третьеклассник Леня Зубков, то щедро рассыпал подзатыльники ребятам, которые были поменьше, то норовил толкнуть девочку, прыгавшую на одной ножке. Потом Леня отнял мяч у другой девочки и до тех пор гонял его по двору, пока она не расплакалась.

Когда вечером я спросил Леню, зачем он так поступает, он не без гордости ответил:

— А чтобы боялись меня. Авторитет свой подымаю. Меня и в школе боятся! Особенно второклашки. Уважают!

К сожалению, и среди взрослых мне случалось встречать людей, которые подобно Лене думали, что грубостью, окриком можно завоевать авторитет и уважение окружающих.

— Боюсь, Леня, как бы ты не забурел! Как бы из тебя матерый медведь не вышел.

— Чего? Чего? — переспросил мальчик, желавший, чтобы его боялись.

И тогда я рассказал ему сказку, записанную в Карелии моим молодым другом, заонежцем Пулькиным.

Пошел один дедушка в лес. Деревина на дугу ему понадобилась. Долго искал подходящее дерево и вдруг видит: стоит дерево — рябина. Солнышко его приласкало.

Листья желтые, ягоды, словно алой кровью налились! Красиво дерево: ловко, вертко, упружливо, податливо! Рубить, узор резать легко, пока сок в дереве жив, а засохнет — как камень станет, будет служить долго и верно…

Размахнулся дед топоренком… а ударить не поспел. Послышался голос:

— Что хочешь проси. Все исполню, но только не губи. Я молода: первое лето цвела!

Дед топор за пояс, да бежать. Это ведь и в старину не часто бывало, чтобы дерево человеческим голосом говорило.

Домой прибежал, на лавку упал — отдышаться не может. Старуха к нему приступила с расспросами. Он ей и расскажи.

— Эй! — закричала она, — беги, дед, обратно! Хочу, чтобы нас люди боялись. Так и скажи рябине!

Дед попробовал уговорить бабу: худо, мол, жить, если люди боятся. Да где уж там!

Побрел дед в лес… А баба по воду полетела: «Дай, мол, покрасуюсь и погляжу, как меня почитать станут!».

Приходит на берег. Бабы там у лодок рыбу чистят. Глянули на нее, «здравствуй» не сказали да с визгом врассыпную.

«Не привыкли еще к величию моему. Ишь разбежались!» — ухмыльнулась баба, наклонилась над бадьей, а из воды смотрит на нее вместо пригожего светлого лика медвежья морда. Нос вытянулся, из-под губы клыки желтеют, щеки волосами поросли. Глядь, уж с горы мужики бегут — у кого кол, у кого рогатина… Резанула баба дурным голосом, да через изгородь, да в поле, да в лес!

А там под корягу забилась, да с дедом своим, таким же медведем, зиму зимовала. А по весне уж и речь человеческую забыли…

От них, парень, и пошли медведи! В наших лесах их там множество расплодилось. Боялись-то их разве бабы да ребята! А при мужике всегда топор был. Не было случая, чтобы медведь человека заел. Напугать — напугает. Пообомнет, хворостом закидает да уйдет восвояси. Медведица-то, баба Медведева, на пути попадет — вот ее и бойся.

У Виктора Пулькина сказка эта длиннее да краше сказывалась. Но и в моем пересказе смысл ее под конец, кажется, дошел до Лени. Правда, сначала он возражал:

— Во-первых, рябина по-человечески говорить не может. Во-вторых, медведи совсем не так, совсем иначе произошли. В-третьих, в природе медведи тоже нужны!..

Ну, а повозражав немного, Леня под конец все-таки задумался. И теперь, может быть, он будет стараться завоевать авторитет совсем иным способом. Каким?

Учитель: Почему писатель решил рассказать Лене сказку?

— Каким же другим способом может завоевать авторитет Леня?

Подведение итогов классного часа

В качестве итогов классный руководитель вспоминает с учащимися цели сегодняшнего разговора (классного часа) и предлагает небольшие ситуации.

Ситуация для обсуждения с детьми

1-я ситуация для обсуждения. Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: «Елена Петровна…»

1. Какую ошибку вы заметили?

2. Что бы вы посоветовали девочке?

2-я ситуация для обсуждения. Миша пришел домой к Пете, чтобы вместе делать домашнее задание. Работали они добросовестно, серьезно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя сказал: «Мама, мы ведь серьезным делом заняты — уроками».

Выскажите свое мнение по поводу поведения мальчиков. Какие ошибки в их поведении вы заметили?

Учитель делает вывод о том, как можно завоевать авторитет среди окружающих, как необходимо вести себя в обществе, с друзьями.

Источник: http://xn——5cdabaabb8avd1bgpbgt3agbhbhhe5clkd9ame1r6ika.xn--p1ai/index.php/raznoe/nashi-novosti/302-pravila-povedeniya-v-obshchestvennykh-mestakh

Ссылка на основную публикацию