Сладков. белкин мухомор

Читать

«Мои книги — это плоды моих увлечений. Увлечение фотоохотой породило книги «Смелый фотоохотник», «Под шапкой-невидимкой», «36 радостей». Фотоохота — это остановленное мгновение! Мгновение жизни — оно всегда прекрасно.

Каждая фотография — запечатлённая красота. Из пёстрого потока лесной жизни ты выхватил то, что тебя особенно восхитило, огорчило, возмутило или обрадовало. Стреляя из ружья, ты красоту губишь; «стреляя» из фоторужья — умножаешь.

И ты не истребитель уже, а творец.» (Н. Сладков)

Миллионы птиц возвращаются весной на родину. И каждая пичуга спешит. Гуси, бывает, кровяные мозоли под крыльями натирают!

Летят птицы через моря и горы, пробиваются сквозь туман и тучи. Хлещут их неистовые дожди, швыряют свирепые ветры. Днём и ночью рядом с ними холод и голод. А они летят и летят.

Птицы летят, а охотники заряжают патроны. Порох — пыж, дробь — пыж; вот и готов патрон. Ничего не знают о патроне птицы, но кто-то из них будет убит.

Патрон — гусь, патрон — утка, патрон — вальдшнеп. Где-то пока они ещё летят, торопятся в свои леса и болота, а патрон их уже ждёт, и судьба их уже решена.

Летят миллионы птиц. Заряжаются тысячи патронов. Ружья ещё молчат, а птицы уже падают и падают…

Охотник с ружьём выслеживает зверя. Выследил, высмотрел: вот он, зверь! Тут бы и рассмотреть его, познакомиться с ним поближе. Но гремит выстрел — и встрече конец. Ружьё у охотника не для добрых знакомств!

А будь в руках у него не ружьё, а фотоаппарат, то и не конец был бы встрече, а только начало. Начало самого интересного: знакомства с живым существом.Вы вдвоём: ты и зверь. Он не видит тебя. Он ведёт себя так, будто тебя и нет. Ты и зверь…

Шорох листьев. Блики солнца. Всё так, как всегда. Без насторожённых ушей, без страха в потемневших глазах, без оскаленных зубов и вздыбленной шерсти.

Не бери в лес ружьё…

В глубокой древности человек оттолкнул от себя диких зверей и птиц на расстояние вытянутой руки. А потом — на расстояние руки с палкой. А что ему было делать? Нужно было мясо, чтобы есть, и шкуры, чтобы одеваться.

С тех пор расстояние это растёт и растёт, всё дальше и дальше отодвигает человек от себя всё живое.

На дальность броска камнем.

На расстояние полёта стрелы.

А вот уж не подпускает к себе и на ружейный выстрел.

Но что-то противится в человеке такому разрыву. Что-то толкает его к сближению.

Страшных хищников больше нет. Шкуры и мясо даёт хозяйство. Зачем же нам враждовать с дикими животными?

Человек устраивает зоопарки, держит дикарей дома. Но всё это, конечно, не то. Клеточный зверь не похож на лесного. В клетке он сам не свой.

Человек идёт в лес. Но в лесу всё живое в ужасе шарахается от него. Человеку обидно: в этом теперь он уже не виноват, виноваты только охотники. Это они приносят в лес страх. Это они увеличивают разрыв.

Если мы выкинем ружья, расстояние недоверчивости сократится. Оно совсем станет маленьким, если при встрече мы не станем поднимать палку или нагибаться за камнем. И мы снова обретём добрых соседей. А пока…

Лесные жители — особые жители.

Можно жить с ними бок о бок и даже не догадываться об этом. Можно сталкиваться нос к носу — и ничего о них не узнать.

С ними не побудешь с глазу на глаз. И не поговоришь по душам. Они не любят выставлять себя напоказ и не любят чужого глаза. В отличие от ребят они не любят даже фотографироваться! С ними так: хочешь увидеть — сам стань невидим.

Раздобудь себе ШАПКУ-НЕВИДИМКУ.

ШАПКУ-НЕВИДИМКУ я сделал из четырёх палок и куска плотной материи. Не так-то уж это оказалось и трудно! Правда, вышла ШАПКА не сказочной красоты, но зато сказочного свойства — настоящая НЕВИДИМКА.

Вот посмотрите: я тут, а меня не видно! Это и есть как раз то, что и требуется от ШАПКИ. Тебя не видно, а ты видишь всё!

В ШАПКЕ четыре окошка: вперёд, назад, вправо и влево. Стоит приподнять клапаны-занавески — и смотри на четыре стороны: хочешь на юг, хочешь на север, на запад или восток! Всё видишь, всё слышишь, всё понимаешь.

А звери и птицы тебя не видят, не слышат и вытворяют, что только в головушку им придёт! Играют, дурачатся и дерутся. Поют, танцуют, работают. Копают, прыгают, гоняются. Моются, чистятся, загорают. Да мало ли что? Они ничего не боятся. Они ведь не видят, что там, под ШАПКОЙ!

Под шапкой, конечно, ты: ты ведь не голову прикрываешь ею, а сразу всего себя.

Должен быть под ШАПКОЙ-НЕВИДИМКОЙ и пенёк-оборотень. Есть в лесу такие пеньки: с виду пенёк пеньком, коряжка коряжкой, а повернёшь его так и сяк — он и обернётся тебе то стулом, то скамейкой, то креслицем. Это очень кстати: сидеть под ШАПКОЙ-НЕВИДИМКОЙ на лесном креслице много удобнее, чем стоять.

Не забудь взять из дому скатерть-самобранку: чай в термосе, бутерброд. Конфетку кисленькую — пососать. Время под ШАПКОЙ тянется долго…

Но главное — не забудь фоторужьё.

И всё, что к нему полагается.

Запасные кассеты, заряженные плёнкой (а вдруг повезёт и от птиц и зверей отбоя не будет!).

Перезарядный мешок (а вдруг не повезёт и плёнку «заест»!).

Экспонометр (вдруг погода будет резко меняться: то темно, то светло).

Упор для руки.

И ещё — записную книжку.

ШАПКА-НЕВИДИМКА нужна, чтобы укрыться. Фоторужьё нужно, чтобы снимать.

Понятно, что записная книжка нужна, чтобы в неё записывать.

Всё. Например, свои мысли. Подумай только: в голову тебе пришла мысль, а её некуда записать. Конечно, понадеешься на память и, конечно, всё позабудешь. И получится так, будто мысль в голову и не приходила. Но согласись: обидно иметь такую голову, в которую никогда не приходят мысли!

А если ты увидел что-нибудь такое, чего раньше никогда не видел? Или узнал, чего раньше не знал? Опять понадеешься на память, и опять память тебя подведёт. И опять получится, будто ты ничего не видел, ничего не слыхал и ничего не узнал. Спрашивается: зачем же ты тогда время терял?

Наблюдал — а наблюдений нет!

Видел, слышал — а что?

Узнавал — а что узнал?

Думал — а о чём?

Это уже не дело. Это уже не серьёзно.

Просто убийство времени. А время — это наша жизнь. Зачем же жизнь свою попусту сокращать?

Чтоб не случилась такая глупость, берите с собой записную книжку.

Записная книжка — это «машина времени». Помните, была такая фантастическая машина, на которой можно было перенестись в будущее? И увидеть, например, себя стариком. Наверное, не очень-то это большое удовольствие — увидеть себя бородатым и лысым.

Куда приятнее увидеть себя молодым. И вот тут-то пригодится записная книжка! Начинайте листать её от конца к началу: день назад, два назад, три назад. Пошло и поехало! Неделя назад, месяц назад, целый год! Ну-ка, ну-ка — перенесёмся на год назад.

Посмотрим, что там было?

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=547083&p=6

Лесные тайнички (сборник) (с илл.)

сообщить о нарушении

Текущая страница: 11 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц] ЖАБИЙ КОРОЛЬ

Царевну-лягушку на белой кувшинке я и раньше встречал. А теперь повстречал и жабьего короля! С белым пушистым пером на голове.

Король прыгал, и белое перо-султан мелькало в сумеречной траве. А когда голый король шагал раскорякой на своих четырёх кривых лапках, перо виляло из стороны в сторону, словно веер. Перо ему было к лицу. Белый султан на бугристой короне. Прямо над бессмысленным золотым глазом. Совершенно непонятный и необъяснимый. Даже сказочный.

Непонятный и необъяснимый… если бы рядом не стоял курятник! Из него-то жаба и выползла. Там-то и прилипло к её голове пушистое куриное пёрышко.

ЗВЕРИНАЯ БАНЯ

Дикие звери тоже в баню ходят. И больше всех любят бегать в баню… дикие свиньи! Баня у них простая: без жара, без мыла, даже без горячей воды. Всего-навсего одна ванна – лунка в земле. В лунке – вода болотная. Вместо мыльной пены – жижа. Вместо мочалки – пучки старой травы и мха. Вас бы в такую «баню» и не заманить. А кабаны так и лезут. Вот до чего баню любят!

Но ходят кабаны в баню совсем не затем, зачем ходим мы. Мы зачем в баню ходим? Мыться. А кабаны ходят… пачкаться! Мы грязь с себя мочалкой смываем, а кабаны нарочно грязь на себя намазывают. И чем больше вымажутся, тем хрюкают веселей.

И после своей свиной бани они в сто раз грязнее, чем до неё. И рады-радёшеньки! Уж теперь-то сквозь грязевой панцирь никакие кусаки до их шкуры не доберутся: ни комары, ни москиты, ни слепни. Щетина у них летом редкая, вот они и намазываются.

Выкатаются, вымажутся – и не почешутся!

В КОНЦЕ ТАИНСТВЕННОГО СЛЕДА…

Сверху озерко с песчаным пляжем казалось голубым блюдечком с золотой каёмочкой. Не бороздили воду рыбачьи лодки, и не топтали песок грубые ребячьи сапоги. Безлюдно вокруг. А там, где безлюдно, там всегда многоптично и многозверно.

Я приходил к озерку смотреть звериные росписи на песке. Кто был, что делал, куда ушёл?

Вот лиса воду лакала, ножки намочила.

Зайчишка на плюшевых лапках проковылял.

А вот след со звериными когтями и утиными перепонками – это выдра из воды вылезла.

Знакомые следы знакомых зверей.

И вдруг следок незнакомый! Бороздки и двоеточия: то ли зверёк, то ли птица, то ли ещё кто? Пересёк след песок и исчез в кустах.

Вот ещё непонятный след – бороздка протянулась из кустов и пропала в траве.

Следы, следы – незнакомые следы незнакомых жителей берега.

Кто там, в конце этих бороздок, двоеточий, чёрточек? Скачет он, ползёт или бежит? Чем покрыто его тело – перьями, шерстью или чешуёй?

Ничего не известно.

И потому интересно.

Потому я и люблю приходить на безлюдный бережок озера, похожего на голубое блюдечко с золотистой каёмочкой.

ВЫЕДЕННОЕ ЯЙЦО

Хочешь жить – мух лови. Хочешь муху поймать – сеть плети. Паучишка только тем и занят, что сети плетёт. А это ой как не просто!

Сплёл между деревьями – ветер сеть разметал. Сплёл между кустами – роса на сеть осела, все нити порвала. Соткал сеть внизу, между травинок, – и тут не уцелела! Ёжик бежал, колючками зацепил, сеть порвал и самого чуть не заколол.

Другой бы, может, после таких бед вовсе перестал бы сети плести. А паучишке что делать? Хочешь жить – мух лови. Хочешь муху поймать – сети плети.

Опустился паучишка на самую землю и поселился… в пустом птичьем яйце! Ворона яйцо расклевала, белок и желток выпила, а пустую скорлупку бросила. Вот дом так дом – всем домам дом!

Ветер не дует, дождик не мочит, птицы и звери внимания не обращают: кому выеденное яйцо надо? Паучишка и рад: не мешают дело делать, сеть серебряную плести, мух сетью ловить.

БАБОЧКА И СОЛНЦЕ

Жила-была на лесной поляне бабочка. Крылышки у бабочки яркие, как цветочные лепестки. Все любовались ими. Умела бабочка себя показать: крылышки всегда держала вразлёт.

Но появилась в лесу птица-мухоловка. Она села на сухой сучок и стала высматривать.

Бабочку мухоловка не трогала. Это была простая серая мухоловка, которая ловит только мух. Но бабочка на всякий случай перестала раскрывать яркие крылышки. Она стала складывать их так, что из двух ярких крылышек получался один бурый листик.

Подолгу сидела бабочка неподвижно, изо всех сил стараясь быть похожей на простой привялый листок.

Так бабочка стала бояться самой себя.

Но однажды, к своему ужасу, бабочка заметила, что от её сложенных крылышек на земле видна тень. У бабочки задрожали усики-сяжки. Бочком, бочком стала она поворачиваться головой к солнцу, чтобы тень свою спрятать под брюшко. С этого дня бабочка стала бояться не только своей красоты, но и собственной тени. И солнце ей не в радость. Бабочка стала самым пугливым существом на свете.

Замечали вы это? Только когда вокруг нет никого, бабочки становятся сами собой, раскрывают крылышки и радуются солнцу. А чуть что – нет их. Одни сухие листики.

Читайте также:  Сценарий весенней музыкальной сказки для детей старшей группы

КРАПИВНОЕ СЧАСТЬЕ

Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Одна она бесталанная: ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха!

И вдруг слышит Крапива:

– Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит – сорвёт… – Это белые ромашки прошептали.

– Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! – прошелестел Шиповник.

– Хуже всего быть вкусной! – покачала головкой Земляника. – Всяк съесть норовит.

– Вот так так! – удивилась Крапива. – Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает.

– Мы завидуем твоей спокойной жизни! – хором пропели цветы и ягоды.

– Как я рада, как я счастлива! – крикнула Крапива. – Как мне хорошо, – добавила она задумчиво. – Расту – не обращают внимания, цвету – не нюхают, засохну – и не вспомнят…

И вдруг Крапива всхлипнула:

– Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье!

Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.

Сентябрь

Сыплет осенний нудный дождь. До листика вымокли кусты и деревья. Лес притих и насупился.

И вдруг осеннюю тишину нарушает ярое, прямо весеннее бормотание тетерева!

Певчий дрозд откликнулся – просвистел свою песню.

Затенькала птичка-капелька – пеночка-теньковка.

И на опушке, и в глубине леса послышались птичьи голоса. Это прощальные песни птиц. Но и в прощальных песнях слышится радость.

Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и осень.

Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблёкшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки.

Тёплое солнце и холодный ветер.

Увядание и расцвет.

Песни и тишина.

И грустно и радостно!

ОСЕНЬ НА ПОРОГЕ

– Жители леса! – закричал раз утром мудрый Ворон. – Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

– Готовы, готовы, готовы…

– А вот мы сейчас проверим! – каркнул Ворон. – Перво-наперво осень холоду в лес напустит – что делать станете?

Откликнулись звери:

– Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

– Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

– Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

– Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

– Мы, осе́длые, пуховые телогрейки наденем!

– Вторым делом, – Ворон кричит, – осень листья с деревьев сдирать начнёт!

– Пусть сдирает! – откликнулись птицы. – Ягоды видней будут!

– Пусть сдирает! – откликнулись звери. – Тише в лесу станет!

– Третьим делом, – не унимается Ворон, – осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

– А мы, дрозды, на рябину навалимся!

– А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

– А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

– А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

– Четвёртым делом, – гудит Ворон, – осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

– Пусть себе донимает! – дружно откликнулись птицы и звери. – Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми – не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый – осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

НА ВЕЛИКОМ ПУТИ

Спешили мы до ночи в лес попасть – не успели. Заночевали в поле. Палатку привязали к телефонному столбу. Потому что тучи на небе кипят: быть буре! И только устроились – задуло.

Стенки палатки напружинились и загудели. Загудели и провода над головой. Страшно в такую ночь в голой степи.

Гудит вокруг, ревёт, свистит, воет.

И вдруг слышим голоса! Странные голоса. Будто кто-то вздыхает тяжело: «Ох! Ох! Ох!» А другой подгоняет сердито: «Но! Но! Но!»

Выбрался из палатки. Как в чёрный водоворот нырнул: крутит, толкает, не даёт дышать. Но всё же разобрал – голоса-то с неба! Птицы кричат.

Летят птицы на юг и вот кричат в темноте, чтобы не потерять друг друга.

Большие и сильные высоко летят. А мелюзга разная – голосишки пискливые, крылышки мокрые дребезжат! – над самой землёй мчат. Гонит их вихрь, как сорванные листья. Не разобрать по голосам – что за птицы? На пролёте птицы кричат особыми, «дорожными» голосами, непохожими на их всегдашний зов.

Всю ночь рвал палатку ветер. Гудели провода. И кричали в темноте птицы.

А утром тишина. Ни туч, ни ветра. Солнышко проглядывает. А ничего живого не видно.

Вот только лисичка вдоль столбов бежит. Да чудна́я какая-то – бежит и кланяется! Пробежит – поклонится, пробежит – поклонится. Поклон – носом до земли.

До нас добежала – стоп! Пастишку разинула, вильнула да так по земле пошла, что кажется – над землёй полетела!

А когда вильнула, выронила из пастишки чёрный комочек. Пошёл я посмотреть. И вижу – птичка! А дальше под проводами ещё. Ночью о провода побились!

Так вот почему кланялась лисичка! Каждой мёртвой пичужке – лисий поклон.

Сколько тут птиц! Рыжегрудые зорянки упали на сухой бурьян, и бурьян расцвёл оранжевыми цветами. Куличок угодил в лужу – заломившееся крылышко торчит вверх. Гонит ветер мёртвого куличка, как лодочку под парусом.

У лужи – каменка. Тонкие пальчики стиснуты в кулачки, видно, от боли…

Далёк, далёк и труден птичий путь. Много ещё птиц потеряется в темноте и не откликнется на зов пролетающих стай. Много попадёт в зубы лисиц и когти ястребов. Но ещё больше долетят.

Обязательно долетят.

Счастливого им пути!

ПАУЧОК

С дерева спускался на паутинке паучок. Да ловко так: выпускал паутинку и на ней, как на канате, спускался всё ниже и ниже. Я подошёл, чтобы лучше разглядеть этого акробата. Зацепил пальцем паутинную ниточку повыше паука, покачал паука в воздухе, как бумажный мяч «раскидай» на резинке, и стал поднимать поближе к глазам. Да не тут-то было!

Тяну паука за паутинку вверх, а он паутинку разматывает и опускается вниз. Я быстрей тяну – он быстрее разматывает. Я руками перебираю, только пальцы мелькают, а он паутину выпускает и скользит вниз. Как будто я катушку за нитку тяну вверх: тяну, тяну, нитка разматывается, а катушка – ни с места. Крутится, вертится, а вверх ни на сантиметр!

Изо всех сил тяну, а паучок всё равно внизу!

И тут подумал я, что этак я паука, как катушку с нитками, до конца размотаю! Ведь иссякнет же он когда-нибудь, будет же конец его паутине? Размотается весь на паутину – тут ему и конец. За что же беднягу так?

Оборвал я паутинную нить, пустил паука на землю. Помчался он со всех своих восьми ног. Здорово так, сразу видно, что не весь ещё вымотался. Осталось ещё паутины на сеть – комаров ловить. Пусть ловит: кусаются комары здо́рово!

ВРЕМЯ

Никогда я раньше не думал о времени. Идёт оно неслышно, течёт невидно. Час за часом, день за днём. Смотришь, уж и суббота, а там воскресенье. Ну и хорошо, что суббота и воскресенье!

Смотреть на часы или заглядывать в календарь – это ещё не значит понимать время.

Думать о времени меня научили… мыши и дятлы.

Встречаю я их в лесу весь год. Вся их жизнь на моих глазах.

У птиц и зверюшек тоже есть свои причуды. Вот мышь-полёвка. Эта до невозможности чистоплотная. Моется после еды и перед едой, моется перед сном и после сна. Зевнёт – помоется, чихнёт – помоется, почешется – помоется. После игры моется, после драки моется. В жару моется, в холод моется. Вымоется и помоется.

Или летучая мышь. Эта любит поспать. Всю зиму спит беспробудно – сразу полгода! Потом от восхода до заката спит. А по ночам как повезёт: чуть дождь – спит, ветер – спит, холодно – спит. Выспится и дремлет.

Ну а дятлы – работяги. Уткнутся носом в дерево и долбят. Зима ли, лето – долбят. От зари до зари. В вёдро и в непогоду. Круглый год; как только носы не сломают!

Одни моются, другие спят, третьи долбят. Час за часом, день за днём. Так незаметно, а если прикинуть? И выйдет, что полёвка полжизни моется, дятел три четверти жизни долбит, а летучая мышь живёт только двадцатую часть своей мышиной жизни – остальное время спит!

Заставили меня мыши время считать. А вдруг и я только и делаю, что сплю да долблю. И очень просто!

ПТИЦЫ

Улетят осенью птицы – пустынны станут леса. А вернутся весной – и снова жизнь переливается через вершины. И как удивительна эта жизнь, перелетающая на крыльях!

Источник: http://itexts.net/avtor-nikolay-ivanovich-sladkov/58484-lesnye-taynichki-sbornik-s-ill-nikolay-sladkov/read/page-11.html

Книга — Силуэты на облаках — Сладков Николай Иванович — Читать онлайн, Страница 7

Закладки

А соловей поёт и поёт.

А все вокруг думают, думают…

Было лето и нет, — загудел над лесами ветер. Солнце теперь появляется только вдруг; и тогда всё просияет! Блеснёт вода, блеснут склонённые травы — и воздух заструится блескучими паутинками.

В тёмном лесу сыро сейчас, а над лесом солнце и ветер. И чёрные ели, как вышки, торчат из багрового и золотого. И на каждой вышке белый сверкающий флаг — прицепились летучие паутинки.

На елях таких любит осенью сидеть дятел. Всё лето возился он в чапыге — сейчас захотел на простор.

С еловой вышки далеко видно. Над головой небо и облака горизонт как лиловое колесо.

А внизу, а внизу — даже в глазах рябит! И жёлтое там, как янтарная смола, и багряное, как закат, и зелёное, как предрассветное небо.

Всё лето дятел носом стучал: в барабан бил, дупло дол бил, личинок выстукивал.

С рассвета до темноты, от зелёной зари до красной, некогда и вокруг посмотреть было. Всё заботы, заботы, заботы.

И вот сам себе голова.

Нет больше суеты у гнезда. Дятлята выросли и разлетелись.

Хорошо теперь просто так посидеть, вокруг посмотреть, послушать писк золотых паутинок.

Ветер уносит лето. Внизу уже осень. А вверху небо и облака. Далёкие-далёкие, как воспоминания…

Удивительная в лесу тишина: лес отдыхает. Солнечные зайчики сидят смирно. Подмигивает ленивая паутинка.

Хорошо идти по такому лесу от поляны к поляне: в каждой, как в зелёной чаше, свой тёплый настой. На одной медовый — цветёт лиловый вереск, на другой грибной, на третьей настой на вялом листе.

Идёшь и из каждой чаши отпиваешь глоток, пока голова не закружится!

На поляне с брусничным настоем стоял медвежонок. Он был один и делал то, что хотел. Делал он что-то очень странное. То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю. То переваливался через тощий задок и скреб землю когтишками. Он явно что-то ловил и никак не мог поймать.

Долго он гик перекатывался, хватал, кусал и сердился. А я всё смотрел и ничего не понимал.

И вдруг понял: медвежонок ловит свою тень! Этот дурень ещё не соображал, что тень — это тень и поймать её нельзя. Он видел: рядом шевелится тёмное, бросался на тёмное и скалил зубы. Но тень — это тень.

Даже старый матёрый медведь не очень-то верит своим глазам.

Вот и медвежонок: понюхает тень — не пахнет. Наклонит ухо к земле — не шуршит. Стукнет лапой — сдачи не даёт. Значит, её и нет!

Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. Вот это да!

Надо сесть, всё не спеша обдумать. Стал приседать медвежонок на задок. Вот приседает — и раз! — наткнулся на острый сучок! Подскочил, а оглянуться нельзя: тень перед носом тоже скакнула. Кто её знает, чего замышляет?

Поёрзал, поёрзал и стал опять приседать. Сел. На сучок. Как подскочит!

Да и на сучок ли? Это мне со стороны видно, что вправду сучок, а медвежонок и оглянуться боится. Может, это чёрное, без вкуса, без запаха, так кусает?

Шерсть на мишкиной холке встала торчком. Даже клыки показал. Пятиться стал. Попятился и… опять напоролся на сук!

Заорал Медвежонок басом и, как заяц, упрыгал в кусты.

И вот тихо на поляне, нет никого, будто никогда и не было. Убежал медвежонок, ускакала тень. Остался один сучок.

Читайте также:  Дмитрий мамин – сибиряк. емеля - охотник

И опять полянка как зелёная чаша с брусничным настоем. Отпей и дальше шагай.

У каждого дерева свой вид. Сосна стройная, берёза кудрявая, ива развесистая. Дуб могучий, осина трепетная. Ель величавая.

Но лес — это тысячи тысяч деревьев. И встречаются в лесу деревья удивительные, на свою родню непохожие.

С давних времён из нас, сосен, мачты для кораблей делали. Так и называли у нас — сосны мачтовые. Ещё из нас дранку кололи. Положено нам потому быть прямыми, как стрелы, и смолистыми. А я не хочу быть мачтой, не хочу быть дранкой — хочу быть лесной лирой…

— Горькие мы, осины, горькие сиротины: всю жизнь трепещем от страха. Протянем же друг другу руки, встанем вдвоём против ветра!

У всех ёлок макушка пикой, а у этой вдруг макушка с завивкой.

Причёска «ведьмина метла».

Сварливые соседки — всю жизнь «на ножах». Всю жизнь сучки в бок и взаимные шпильки. Вместе тесно, а врозь скучно. Ель скрипит, осина лопочет обе вздыхают и охают, а помириться не могут.

Шумит лес разными голосами. Тысячи деревьев, тысячи разных историй.

На всех снежных полях рыжие пятна — проталины. Это апрельские веснушки.

День ото дня их всё больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.

Всю долгую зиму в лесу и полях пахло снегом. Сейчас оттаяли новые запахи. Где ползком, а где на лёгких струйках ветра понеслись они над землёй.

Чёрные пласты оттаявшем пашни, как чёрные гряды волн, пахнут землёй и ветром. В лесу пахнет прелыми листьями и нагретой корой.

Запахи сочатся отовсюду: из оттаявшей земли, сквозь первую зелёную щетинку травы, сквозь первые цветы, похожие на брызги солнца. Струйками стекают с первых клейких листочков берёз, капают вместе с берёзовым соком.

По их невидимым пахучим тропинкам торопятся к цветам первые пчёлы и мчатся первые бабочки. Зайчишки так и шмыгают носами — чуют зелёную травку!

Источник: https://detectivebooks.ru/book/22217338/?page=7

Контрольные диктанты за I полугодие

ЗАЯЧЬИ ЛАПЫПоздно ночью рассказал мне дед Ларион историю о зайце. В августе ходил дед охотиться. Попался ему заяц с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Дед пошел дальше, но затревожился. Дед понял, что начался лесной пожар. Ветер перешел в ураган. Огонь стремительно мчался по земле. Дед побежал по кочкам. И в это время выскочил заяц с рваным ухом Он бежал медленно, волочил задние лапы, потому что они обгорели. Дед знал, что звери лучше чуют опасность и всегда спасаются. Он побежал за зайцем. Дед плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!».Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса, оба упали от усталости. Дед подобрал зайца, отнес домой и вылечил.

(По К.Паустовскому)
(120 слов)

Грамматические задания

1. Найдите в тексте сложное предложение с союзом что, графически докажите, что предложение сложное. (I вар.) Найдите сложное предложение с союзом когда, подчеркните грамматические основы. (II вар.)

2. Найдите в тексте предложение с однородными членами, соединенными союзом но, подчеркните их. (I вар.) Найдите в тексте предложение с однородными членами, соединенными с помощью союза и, подчеркните однородные члены предложения. (II вар.)

3. Составьте схему предложения с прямой речью.

II

БЕЛКИН МУХОМОР

Зима для зверей – время суровое. Все к ней готовятся. Медведь и барсук сало нагуливают, бурундук орехи кедровые запасает, белка сушит грибы. И все тут, кажется, просто. Сало, грибы, орехи зимой пригодятся. Просто, да не со всеми! Вот, например, белка. Сушит она осенью на сучках грибы: сыроежки, опята, моховики.

Грибы все хорошие и съедобные. Но вот среди хороших и съедобных находишь вдруг…… мухомор! Наткнут на ветку – красный, в белую крапинку.

Для чего белке мухомор ядовитый? Может, молодые белки по незнанию мухоморы сушат? Может, сухой мухомор становится неядовитым? А может, после сушки мухомор будет нужен белкам как лекарство?

Точной отгадки нет. Вот бы все разузнать и проверить!

(По Н.Сладкову)
(105 слов)

Грамматические задания

1. Найдите предложение с однородными членами. Подчеркните их, составьте схему предложения. (I вар.) Подчеркните все вводные слова в тексте. (II вар.)

2. Произведите синтаксический разбор первого предложения текста.

3. Охарактеризуйте по цели высказывания и интонации все предложения 4-го абзаца.

Источник: http://rus.1september.ru/article.php?id=200404408

Лесные сказки — Сладков Н. — Половодье грибов

ПодробностиКатегория: Отечественные писатели

Половодье грибов

В лесу половодье грибов! Крошечные, с пуговку, и огромные, как зонты. Парочками, компаниями, стайками, толпами, шеренгами и зигзагами, кольцами и вереницами. В россыпь, кучками, гроздьями. Козырьками, этажами, ярусами.

Под цвет опавших красных листьев осин, жёлтых листьев берёз, бурых дубовых и зелёных ольховых. Лиловые, как чернила, и синие, как васильки. Белые, как снежинки, и чёрные, как угли. Со шляпками, похожими на тарелки, на блюдца, на вазочки и на рюмки. Полосатые, с пятнышками и с каёмкой.

Грибы на земле, на валежинах, на пнях и деревьях. Под осинами, соснами, берёзами и елями.

Грибы затопили лес!

Сорока

Иду, высматриваю грибы. А уж если грибы высматриваешь, то ничего другого не видишь!Хорошие грибы, как им и положено, надёжно прячутся, а поганки разные сами выставляются на глаза. Особенно мухоморы — кого им бояться? Грибные комарики их облетают, жуки обходят, даже слизни не подползают. И я перешагиваю.Мухомор есть мухомор. Ему не то что муху — ему и человека недолго уморить.

Вот и торчит у всех на виду: грибники не берут, звери не трогают, птицы не прикасаются.…И вижу вдруг расклёванный мухомор!Кто осмелился, что за глупец? Сам ведь себя отравил. Где он, бедняга, сейчас? Поди дознайся — лес молчит, никого рядом нет. А у других мухоморов караулить, так всё лето можно без толку просидеть. Жди, когда ещё такой же дурень объявится.Тут уж как повезёт.

И повезло!

На другой же день в том же месте за кустом замелькало белое. Я выглянул из-за дерева: по земле скакала сорока. Подскочила к мухомору, склонила чёрную голову набок и… отломила кусочек. Отломила и проглотила. Отравилась, тёмная голова!

Но сорока как ни в чём не бывало взлетела на ёлку и стала чистить пёрышки. Я от удивления выставился, и она меня увидала: посыпались сверху сорочьи крики на мою голову, как шишки с ёлки! Я иду, а она за мной с дерева на дерево — и всё орёт.

Я жду: вот ослабеет, вот занеможет, вот с дерева упадёт — а она орёт всё громче и оголтелей. Совсем не похожа на отравившуюся и больную.

Наоборот, мухомор ей вроде бы сил добавил, на здоровье пошёл!
Может быть, так и есть: ведь даже страшный змеиный яд в малых дозах действует как лекарство. Да и не встречал я ещё сороки, которой бы жизнь надоела. Не той эта птица породы чтоб самой травиться.

Она скорее всем другим в лесу жизнь отравит. Я уж давно из леса вышел а она — слышите? — всё орёт. И неизвестно когда успокоится. Такой даже мухомор на пользу.

Загадочный зверь

Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка — мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты. И слышу я голосок:— Угадай: кто я? Я ем жуков и муравьёв!Я подумал и твёрдо сказал:— Дятел!— Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!— Ага! Ты птица осоед!— Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.— Гусениц и личинок любят дрозды.— А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.

— Тогда ты, наверное, лесная мышь.— И вовсе не мышь. Бывает я сама ем даже мышей!— Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.— То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.— Покажись! — крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.— Покажусь. Только ты признай себя побеждённым.— Рано! — ответил я.— Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.— Может, ты цапля?— Не цапля.

Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.— Похоже, что ты куница.— Не говори мне про куницу. Куница — мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.Я рассердился и крикнул:— Скорей всего ты — свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!— Сдаёшься? — спросил голосок.

Ветки качнулись, раздвинулись, и увидел я… белку!

— Запомни! — сказала она. — Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки.

Источник: http://www.PlanetaSkazok.ru/drskazotech/lesnyeskazkisladkov?start=10

Комплексная проверочная работа. 1класс Составила учитель начальных классов гбоу цо 1828 Сабурово

Комплексная проверочная работа.

1класс

Составила: учитель начальных классовГБОУ ЦО №1828 «Сабурово»Богачкова Е.Ю.

Задание 1. Начни читать текст вполголоса. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.

Белкин мухомор

Зима для зверей — время суровое. Все к ней готовятся. Медведь и барсук сало нагуливают, бурундук орехи кедровые запасает, белка — грибы. И всё, казалось бы, тут понятно и просто: и сало, и грибы, и орехи ой как зимой пригодятся!

Просто совсем, да не со всеми!

Вот, например, белка. Сушит она осенью на сучках грибы: сыроежки, опята, моховики. Грибы все хорошие и съедобные. Но вот среди хороших и съедобных находишь вдруг… мухомор! Наткнут на сучок — красный, в белую крапинку. Для чего белке мухомор ядовитый?

Может, молодые белки по незнанию мухоморы сушат? Может, когда поумнеют, их не едят? Может, сухой мухомор становится неядовитым? А может, мухомор сушёный для них что-то вроде лекарства?Много разных предположений, а точной отгадки нет. Вот бы всё разузнать и проверить!По Н. Сладкову (105 слов)

Задание 2. О каком времени года говорится в этом тексте?

________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Перечисли месяцы выбранного времени года.

________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Найди в тексте третье предложение и выпиши его. Поставь ударение над каждым словом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Выпиши из текста слова, выделенные жирным шрифтом. Запиши цифрами, сколько букв и сколько звуков в словах:

___________________ букв ___ звуков __ ____________________ букв ___ звуков __

Задание 6. Раздели на слоги для переноса слова: белка, орехи, опята. Подчеркни в словах буквы мягких согласных звуков.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Найди в тексте описание мухомора и выпиши. Подчеркни в каждом слове буквы, обозначающие гласные звуки.

________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Запиши по образцу:

(что?) грибы (какие?) съедобные( ?) белки (какие?) ….( ?) орехи (какие?) …..( ?) мухомор (какой?) ….

Задание 9. Выпиши названия грибов, перечисленных в тексте.

________________________________________________________________________________________________________

Задание 10. Подчеркни, сколько съедобных грибов названо в тексте.

а) 4 б) 6 в) 3

Задание 11. Белочка нашла 5 сыроежек, 4 подосиновика и 2 мухомора. Сколько всего грибов нашла белочка?

Ответ: _______________

Задание 12. Пересчитай предметы и запиши число в клетке под картинкой, найди закономерность. Подумай, какое число должно быть под последней клеткой.

?

□ □ □ □
Задание 13. Отметь значком съедобные грибы

а) сыроежка б) поганка в) лисички
г) мухомор д) моховики е) опята

перейти в каталог файлов

Источник: http://metodich.ru/kompleksnaya-proverochnaya-rabota-1klass-sostavila-uchitele-na/index.html

Что читать детям | Эрудит Что читать детям | Частное образовательное учреждение дополнительного образования

Знакомим детей с художественными произведениями. 

                       Важно помнить, что чтение художественной литературы РЕБЕНКУ тесно связано с таким направлением РАЗВИТИЯ как «Познание».

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВААНИЕ в соответствии с новыми  ТРЕБОВАНИЯМИ ФГТ ( Федеральные государственные требования), основывается на комплексно — тематическом принципе построения процесса ОБУЧЕНИЯ.

В связи с этим, родителям рекомендуем  подбирать художественные произведения для ДЕТЕЙ в соответствии с тематикой ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ работы в конкретный период времени. Это усиливает познавательный процесс и восприятие ДЕТЬМИ не только по содержанию произведения, но и по смыслу.

По сюжетам прочитанных книг ДЕТИ отражают в рисовании, лепке, аппликации, организуют сюжетно — ролевые ИГРЫ. По прочитанному произведению организуйте с РЕБЕНКОМ театр. Он может быть любой формы:пальчиковый, теневой, настольный. Атрибуты к театру можно сделать совместно с РЕБЕНКОМ.

Предлагаем Вам перечень детской художественной литературы от 1 года до 7 лет в соответствии с особенностями РАЗВИТИЯ.

РЕБЕНКУ один год. Обратите вниманиена умение РЕБЕНКА  вслушиваться в мелодию, ритм  родной речи при общении, содержащее художественное слово (потешки, песенки, стихи, поговорки).

Активизируйте у РЕБЕНКА  реакцию гуления, лепета, мимики в ответ на эмоциональное применение Вами художественного слова.

Содействуйте пониманию общего смысла стихов, потешек, отдельных слов, включенных в контекст совместной деятельности («Водичка, водичка, умой мое личико»).

Читайте также:  Игры на развитие зрительного восприятия у детей раннего возраста

Рекомендуемые  произведения: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Петушок-петушок», «Потягунюшки-порастунюшки», «Полетали гуси», «Ладушки-ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», «Лиса по лесу ходила», «А баю-баю-баю», «Топ-топ, топ-топ, скоро Сашеньке годок», «Курочка-рябушечка», «Как у наших у ворот» и т.д. Когда РЕБЕНОК гулит, агукает: «Ах, поет, поет соловушка», «Ай не плачь, не плачь, не плачь».

Авторские произведения: З.Александрова. «Топотушки», «Утром», «Потянулась Машенька»; Н.Пикулева. «Все дела да ой, дела», «Мы пошли», «Улыбаться мы умеем»; А.Барто. «Разговор с мамой»; Г.Лагздынь. «Раз шажок, два шажок»; Е.Ильина. «Топ-топ»; С.Баруздин. «Шаг за шагом».

РЕБЕНКУ два года. Прослушивание фольклорных произведений( потешки, песенки, поговорки), небольших сказок. Вызываем интерес РЕБЕНКА к картинам, иллюстрациям  знакомых и любимых произведений; учим устанавливать связь между  слуховым и зрительным образом.

Рекомендуемые произведения: используем  фольклор: «Зайка серый умывается», «Расти, коса, до пояса», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?», «Поехали-поехали», «По кочкам, по кочкам», «Ты, мороз, мороз, не показывай свой нос».

Сказки: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок».

Авторские произведения: А.Барто. «Грузовик», «Зайка», «Лошадка», «Бычок», «Мишка»; Г.Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши, попляши»; В.Берестов. «Курица с цыплятами»; К.Чуковский. «Федотка», «Цыпленок; С.Маршак. «Детки в клетке»; Т.Волгина «Загудел паровоз; Л.Герасимова. «Я – шофер»; А.Чельцов. «Поехали»; З.Александрова. «Дождик»; В,Жуковский. «Птичка».

РЕБЕНКУ три года. РАЗВИВАЕМ интерес к совместному со взрослым чтению, слушанию произведений, для  формирования в дальнейшем потребности чтения художественной литературы.  РАЗВИВАЕМ понимание смысла ситуации, описываемой в литературном произведении, учим выражать свое отношение: словом, эмоциями и действием.

Рекомендуемые литературные произведения:

По мотивам русского фольклора: «Рукавички новые», «Сова-совушка», «Ну-ка, милый пастушок», «Уж я Танюшке пирог испеку», «Ладушки, ладушки, пекла баба оладушки», «Радуга-дуга» и т.д.

Сказки: «Теремок», «Маша и медведь».

Авторские произведения: Э.Мошковская. «Доктор, доктор, как нам быть?»; Г.Новицкая. «Речка льется»; Р.Сеф. «Тот, кто моет руки с мылом», «Я хотя и не большой»; Р.Кудашева «В лесу родилась елочка»; М,Родина. «Снежинки».

Стихотворения: А.Барто. «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Апрель»; В.Бирюков «Жук проснулся»; А.Костецкий. «Босоногий гусенок»; Э.Мошковская. «Уши»; Г.Лагздынь.

«Петушок», «Почему один Егорка?», «Грядка», «Стирка»; Е.Благинина. «Вот такая мама», «Мы пускаем пузыри», «Радуга», «Наша Маша»; А.Плещеев. «Осень наступила»; Л.Бродский. «Солнечные зайчики»; А.Яшин.

«После дождя» и др.

РЕБЕНКУ четыре года. Знакомить с произведениями разных жанров.

Учим слушать чтение и рассказывание взрослого, следить за развитием действия художественного произведения, понимать содержание, видеть яркие поступки героев, с помощью иллюстраций устанавливать порядок событий.

РАЗВИВАЕМ способность чувствовать настроение произведения, умение эмоционально откликаться, сопереживать персонажам, выражать свои впечатления в слове, жесте.

Рекомендуемые  произведения:

Поэтические произведения: о временах года – А.Толстой. «Осень. Осыпается»; О.Высотская. «Елочка»; Бальмонт. «Осень»; И.Суриков. «Зима»; с именами детей, про игры и игрушки – А.Барто, С.Маршак, С.Михалков, Г.Лагздынь, В.Берестов, Б.

Заходер; к режимным моментам – И.Токмакова. «Ай да суп!», «Каша»; Н.Пикулева. «Приглашение к завтраку»; Н.Саконская. «Где мой пальчик»; Е.Благинина. «Научу одеваться и братца»; о животных – В.А.Жуковский. «Птичка»; В.Берестов. «Заячий след»; К.

Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха».

Сказки: «Рукавичка», «Козлята и волк», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Три медведя», «У солнышка в гостях».

Рассказы: Г.Снегирев. «Медвежонок»; В.Берестов. «Курица с цыплятами»; «Котенок», «Бычок»; Е.Чарушин. «Кто как живет», «Собака», «Кошка»; К.Д.Ушинский. «Васька», «Бишка», «Лиса-Патрикеевна», «Козел», «Коровка», «Конь»; Л.Н.Толстой. «Белка прыгала с ветки на ветку…», «Пишла весна…»  и т.д.

РЕБЕНКУ пять лет. РАЗВИВАЕМ выразительность речи, привлекаем к повторению эпитетов, сравнений. Формируем умение пересказывать сказки и рассказы, запоминать и воспроизводить небольшие поэтические произведения, привлекать к элементарному сочинительству по собственному замыслу.

Рекомендуемые  произведения:

Поэтические произведения классиков: К.Бальмонта, А.Блока, В.А.Жуковского, А.Майкова, И.Никитина, А.Плещеева, А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, И.Сурикова и др.

Произведения современных детских поэтов: А.Барто. «Игра в стадо», «Девочка-ревушка»; Л.Зубкова. «Лаповички»; С.Михалков. «Дядя Степа – милиционер»; Э.Н.Успенский. «Разноцветная семейка» и др.

Русские народные и зарубежные сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Лисичка со скалочкой», «У страха глаза велики», «Жихарка», «Гуси-лебеди»; «Колосок» (укр.), «Два жадных медвежонка» (венг.), «Лесной мишка и проказница мышка» (латыш.).

Авторские сказки: Ш.Перро. «Красная шапочка», «Три поросенка»; В.Сутеев. «Под грибом», «Палочка-выручалочка»; В,Бианки. «Лесной колобок – колючий бок»; К.Чуковский. «Доктор Айболит»;Э.Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» и др.

Проза. Рассказы о природе: В.Зотов. «Дятел», «Заяц-беляк»; Н.Сладков. «Синичий запас», «Белкин мухомор»; Н.Сладков. «Отчаянный заяц» и др. О детях: Н.Носов. «Затейники», «На горке»; М.Зощенко. «Глупая история», «Острое поросячье заболевание; С.Георгиева. «Три снеговика» и пр.

РЕБЕНКУ шесть лет. Расширяем представления об окружающем мире с помощью прочитанных произведений. РАЗВИВАЕМ  умение внимательно слушать тексты, вникать в смысл, понимать мотивы поведения героев, задавать вопросы и высказываться о прочитанном.

Рекомендуемые  произведения:

Поэтические произведения: И.Бунин. «Листопад», К.Бальмонт. «Осень»; И.Суриков. «Зима»; С.Баруздин. «Кто построил этот дом?»; Б.Заходер. «Кит и кот» и др.

Русские народные сказки: «Сивка-бурка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и собаки», «Царевна-лягушка», «Заяц-Хваста» и пр.

Сказки разных народов: С.Топелиус. «Сампо-Лопаренок»; Х.Андерсен. «Гадкий утенок»; Дж.Родари. «Собака, которая не умела лаять» и пр.

Авторские сказки: А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»; М.Гаршин. «Лягушка-путешественница»; В.Одоевский. «Мороз Иванович».

Прозаические произведения: Г.Снегирев. «Как звери и птицы к зиме готовятся», «Верблюжья варежка»; Р.Киплинг. «Как было написано первое письмо»; Дж.Родари. «Чем пахнут ремесла», Н.Носов. «Самая красивая», «Заплатка».

Тексты для длительного чтения: Е.Яниковская. «Я хожу в детский сад»; Н.Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»; Т.Александрова. «Домовенок Кузька», «Катя в игрушечном городе»; А.А.Милн. «Вини-Пух и вс-все-все» и др.

РЕБЕНКУ семь лет. Поддерживаем интерес к книге как источнику информации и эмоциональных переживаний. Помогаем понимать и осмысливать образные выражения и фразеологические обороты, развиваем выразительность речи.  РАЗВИВАЕМ воображение в процессе сочинительства.

Рекомендуемые  произведения:

Поэтические произведения: А.С.Пушкин. «Зимний вечер», «У Лукоморья дуб зеленый»; М.Ю.Лермонтов. «Спи, младенец, мой прекрасный»; Д.Хармс. «Иван Иваныч Самовар»; С.Я.Маршак. «Вчера и сегодня» и пр.

Русские народные сказки: докучные сказки, «Никита-Кожемяка», «По щучьему велению», «Финист – ясный сокол», «Марья Моревна», «Волшебное кольцо».

Сказки авторские: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; С.Аксаков. «Аленький цветочек »; Х.К.Андерсен. «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик»; Е.Пермяк. «Сказки о стране Терра-Ферро» и др.

Сказки разных народов: эскимосская «Как лисичка бычка обидела», армянская «Сказка о бедняке и его жене», китайские народные сказки «Как счет годам по животным стал вести», «Желтый аист» и пр.

Прозаические произведения: В.Драгунский. «Поют колеса тра-та-та»; Н.Носов. «Живая шляпа», «Фантазеры»; А.Митяев. «Землянка», «Мешок овсянки»; И.Токмакова. «Может нуль не виноват?», «Аля, Кляксич и буква А» и пр.

Тексты для длительного чтения: Э.Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»; С.Черный. «Дневник фокса Микки»; О.Пройслер. «Маленькая Баба-Яга»; А.Толстой. «Золотой ключик, или приключения Буратино»; Х.К.Андерсен. «Снежная королева» и др.

Источник: http://erudit02.ru/stati/znakomim-detej-s-xudozhestvennymi-proizvedeniyami

Сладков Николай Иванович — Силуэты на облаках

Ходит слух, что у птиц и зверей бывают самоубийства. Находили фазанов, дроздов, бурундуков, которые висели, защемив головку в рогульке сучка. Я нашёл повесившегося сорочонка. Но как только я увидел его, я понял, что это просто несчастный случай: выскакивая из гнезда, он попал головой в рогульку и невольно повис.

На кусте отчаянно металась и кричала весничка. А под кустом ползала, извиваясь, гадюка. Глазки у гадюки посверкивали как стёклышки, язычок трепетал у стиснутых губ сердито и раздражённо.

Весничка, как привязанная, перепархивала за змеёй: куда та, туда и она. Вертелась с криком над самой её головой.

«Вот он, змеиный гипноз!» — подумал я. Но тут же, на нижней ветке куста, увидел двух птенчиков веснички. И понял, почему так отчаянно и безрассудно кидалась птичка на ядовитую змею.

Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки?

Интересно собирать ягоды, грибы и орехи, а загадки ещё интересней искать. Что там — грибы или ягоды? Найдёшь, соберёшь и успокоишься. А уж коли загадки разыщешь — покой потеряешь!

Как загадку нашёл — так отгадку ей подавай. Значит, снова в лес иди, отгадку ищи. Пока отгадку ищешь — две новых загадки по пути найдёшь. И пошло-поехало — конца-краю не видно!

Грибы, съешь, ягоды съешь — на том и конец.

Загадку разгадаешь — только начало…

Ходил и я в лес по грибы, и по ягоды, и по орехи. И так просто ходил — низачем. Ходил и по загадки. Простые загадки сам разгадал. А вот скопились у меня загадки особые — неразгаданные. Вот их-то я вам и предлагаю.

Зима для зверей — время суровое. Все к ней готовятся. Медведь и барсук сало нагуливают, бурундук орехи кедровые запасает, белка — грибы. И всё, казалось бы, тут понятно и просто: и сало, и грибы, и орехи ой как зимой пригодятся!

Просто совсем, да не со всеми!

Вот, например, белка. Сушит она осенью на сучках грибы: сыроежки, опята, моховики. Грибы всё хорошие и съедобные. Но вот среди хороших и съедобных находишь вдруг… мухомор! Наткнут на сучок — красный, в белую крапинку. Для чего белке мухомор ядовитый?

Может, молодые белки по незнанию мухоморы сушат? Может, когда поумнеют, их не едят? Может, сухой мухомор становится неядовитым? А может, мухомор сушёный для них что-то вроде лекарства?

Много разных предположений, а точной отгадки нет. Вот бы всё разузнать и проверить!

Ёжик — закадычный друг детства. Все его знают, все его любят, все его находили. Знаменит он своими колючками и тем, что непременно убежит, как бы его ни берегли.

У каждого юнната был свой ёж. И уж о нём-то, кажется, всё известно. Любит молоко, ловит мышей и лягушек, смело вступает в бой с гадюкой. При тревоге сворачивается в колючий шар, если трогать — грозно пыхтит и поддаёт иголками. А если не трогать, то скоро высунет из колючек свой мокрый нос, пошмыгает им и выставит глаз. Нет никого — покатится колобком.

Ну, а если домой взять да приласкать, он скоро и сворачиваться перестанет. И иголки его в одну сторону лягут — хоть гладь, как котёнка. Станет совсем домашним, этакий топотун-хлопотун.

И вот оказывается, что у этого знакомого всем зверька тоже тайна есть.

Говорил мне один лесник, человек наблюдательный и правдивый, что ёж, будто бы, весною… поёт! Да не как там нибудь, а по-настоящему, чем-то похоже на птицу.

Сам я поющего ежа не слыхал. Но рассказы об этом слышал не раз. Непременно бы надо проверить. Может, из вас кто слышал ежиное пение? Тогда расскажите нам.

Чёрный дятел-желна — большой дятел, с ворону. А носище у него — что твоё долото. Дерево рубит — только щепки летят. И не малые: то с карандаш, а то и с пенал.

Однажды желна за два лета целую лесную сторожку в щепки разбил. Что и говорить, дятлов нос — инструмент завидный. Бывает, в свежем дереве дыру в два кулака и глубиной по локоть пробьёт. Да и не в какой-нибудь там рыхлой осине, а в узловатой ёлке, да у самого корня: топором стукнешь — топор отскакивает! Не дятел прямо, а лесоруб.

Если о дятле просто по дырам судить, то получится, что желна лесу враг. Но если к дырам внимательно приглядеться, то поймёшь, что не враг он лесу, а друг. Лесу друг и первый леснику помощник.

Потому что дыры желна выбивает только в больных и заражённых деревьях. Заглянешь в дыру и непременно увидишь в глубине либо загнившую сердцевину, либо ходы муравьёв-дровосеков. И хоть на вид дерево свежее и здоровое, а никуда уже не годится.

Надо его скорей на дрова рубить, пока оно само не сгнило и соседей не заразило.

Настоящие лесники ценят желну. Он как безошибочный указатель. Ни один человеческий глаз не разглядит ещё, что дерево заболело, а желна уже нашёл его и пометил. И не просто пометит, а раздолбит в самом больном месте: вытащит личинок и переловит муравьев. И не было ещё случая, чтобы желна ошибся и повредил здоровое дерево.

Лесники к деревьям и присматриваются, и выстукивают их, а отличить наверняка заболевшее от здорового так и не могут. А желна прицепится, раза два стукнет — и будто на рентгене просветит! А бывает, что до больного места сантиметров двадцать сквозь здоровую древесину добирается!

Источник: https://fanread.ru/book/7292714/?page=13

Ссылка на основную публикацию