Урок литературного чтения в 4 классе по фгос. былина «ильины три поездочки»

Презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему: Презентация к уроку литературного чтения «Ильины три поездочки», 4 класс

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Слайд 1

ТЕМА: Былина-жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки » 1

Слайд 2

Илья Муромец Алёша Попович Разгадайте имена и скажите, что их объединяет? Добрыня Никитич Бодныяр Киничти Шалёа Почивоп Ияль Румоцем 2

Слайд 3

В. Васнецов. Богатыри 1881-1898, холст, масло,295,3×446 см Государственная Третьяковская галерея, Москва 3

Слайд 4

О картине В. М. Васнецова «Богатыри» Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки , любимого коня Ильи Муромца.

Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его — Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется. Над этой картиной Васнецов работал много лет. Он мучительно искал людей, с которых можно было написать былинных богатырей.

Прототипом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, зимой подрабатывающий в Москве извозчиком. В лице Добрыни Никитича присутствуют черты самого Васнецова, его отца и дяди. Алёшу Поповича художник писал с юного сына Саввы Мамонтова. В русской былинной традиции существует множество богатырей. Но Васнецов выбрал именно этих троих. Наверное, потому, что они удачно дополняют друг друга.

Мощный, суровый Илья Муромец, благородный Добрыня и смекалистый, изворотливый Алёша Попович все вместе составляют образ доброй силы — защитницы русских рубежей. Картина эта столь хорошо известна, что, где бы ни зашёл разговор о былинных витязях, каждый вспоминает именно этих троих, стоящих на заставе в пронизываемом ветрами поле.

Кажется, что именно они самые популярные и любимые герои русского народа на все времена. 4

Слайд 5

В мире русских былин

Слайд 6

«Былина – рассказ о том, что было, что случилось, рассказ невымышленный и правдивый» В.И. Даль

Слайд 7

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые песни, торжественные былины – говорившиеся нараспев, под звон струн – о славных подвигах богатырей, защитников земли…» Л.Н. Толстой

Слайд 8

БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в.

Слайд 9

В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли.

Слайд 10

В. М. Васнецов. «Боян»

Слайд 11

Происхождение слова «богатырь » Откуда происходит само слово «богатырь»? Есть мнение, что оно заимствовано из тюркских языков, где является в различных формах — багхатур , багадур , батур , батыр, батор . Ученые (Щепкин, Буслаев) прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый»

Слайд 12

Ученые классифицируют богатырей на старших и младших. К старшим богатырям относятся Святогор , Вольга Святославич , Самсон, Сухан, Полкан , Колыван Иванович, Дон Иванович , Дунай Иванович и др. К младшим относятся Добрыня Никитич, Иван Данилович, Алёша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович , Чурила Пленкович , Дюк Степанович, Данил Ловченин и др.

Слайд 13

Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями «Илья Муромец»).

Слайд 14

«Илья Муромец». Реконструкция по методу Герасимова

Слайд 15

ПАМЯТНИК ИЛЬЕ МУРОМЦУ В ГОРОДЕ МУРОМЕ В образе древнерусского богатыря воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой.

Одно из самых главных качеств Ильи Муромца — это чувство справедливости и сознание своего долга — стоять за правду. Он готов идти на прямое столкновение с князем, с боярами, когда видит, что те поступают не по правде. Он — герой общенародный, общерусский.

«Я иду служить за веру христианскую И за землю российскую, Да и за стольние Киев-град, За вдов, за сирот, за бедных людей».

Слайд 16

Исцеление Ильи Муромца; Илья Муромец и Соловей-разбойник; Илья Муромец и разбойники; Илья Муромец на Соколе-корабле; Илья Муромец и Святогор ; Илья Муромец и Сокольник; Илья Муромец и Калин-царь; Илья Муромец и Идолище; Илья Муромец и сын.

Слайд 17

былина «Ильины три поездочки » 17

Слайд 18

Словарная работа Кремневенькие — Булатная броня- Убранство- Смета- Палица- Сажень- из кремния. стальная и узорчатая. украшение, внешняя отделка. несметное, несчитанное богатство. тяжёлая дубинка с утолщённым концом. 2,134метра (3аршина) 18

Слайд 19

Словарная работа Облатынивать — Заподваливать — Не простофильтесь — Башлыки — Вороновые- Амбары- обращать в католическую веру. запирать в подвал. не поддавайтесь на обман. тёплый головной убор поверх шапки. Суконный капюшон с длинными концами. чёрные. сараи для хранения урожая, припасов, товаров. 19

Слайд 20

Физминутка 20 Дружно встали -раз, два, три. Мы теперь- богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и ещё Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце- руки в боки. Наклонились влево, вправо, Получается на славу!

Слайд 21

Беседа 21 -Чем похожа былина на сказку? Чем отличается? -Похожа ли былина на стихотворение? Чем? -Можно ли назвать поступки Ильи Муромца подвигами? Почему так думаете?

Слайд 22

В древности сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих. Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса. Виктор Михайлович Васнецов «Гусляры»

Слайд 23

В. Васнецов. Илья Муромец . (Фрагмент картины «Богатыри») Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии Этюд для фигуры Ильи Муромца в картине «Богатыри» 1883г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Ильины три поездочки 23

Слайд 24

В. Васнецов . Витязь на распутье Холст, масло. 1882 г. Москва, Россия. Государственная Третьяковская галерея 24

Слайд 25

Сюжет о камне на развилке дорог встречается во многих сказках и былинах. Камень указывает путнику, какая судьба ожидает его на каждом из расходящихся путей. Васнецов, выбрав для картины такой сюжет, постарался сделать его максимально правдоподобным. Он хотел убедить зрителей, что всё рассказанное в былинах происходило на самом деле, правда, в далёком прошлом.

Художник был хорошо знаком с археологическими изысканиями своего времени, поэтому в точности воссоздал облик витязя былинных времён. Пейзаж также показан с большой исторической точностью — дикая степь, усеянная валунами, которые притащил сюда последний ледник. На одном из камней диковинные полустёртые буквы.

Чья рука выбила их? В какие незапамятные времена это произошло? Что за сила начинает управлять судьбами путников, едва они прочтут письмена, сулящие смерть, или женитьбу, или потерю коня? Витязь одинок в бескрайней степи, и некому подсказать ему, какую из дорог выбрать. Под камнем лежат два черепа, человеческий и конский. Это — единственная подсказка.

Если слишком долго выбирать, можно сложить голову прямо здесь, так и не ступив ни на одну из дорог. 25

Слайд 26

Итог урока. Рефлексия 26 Назовите отличительные черты былин. отсутствие рифмы н апевность ритмичность п овествование о подвигах гиперболы- преувеличения п овторы …

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/01/23/prezentatsiya-k-uroku-literaturnogo-chteniya-iliny-tri

Разработка урока по литературному чтению «Ильины три поездочки»

1.

2.

3.

4

5

I Орг.момент (эмоциональный настрой)

IIЦелеполагание и мотивация

III. Введение в тему.

IV Работа по теме урока

V Физминутка

VI. Продолжение работы по теме урока.

Изучение нового материала.

VII.Закрепление изученного.

VIII.Работа с I частью былины.

IX.Итог урока

Результативность урока

X. Рефлексия.

Оценка деятельности учащихся

XII. Домашнее задание

Игра — приветствие «Здравствуйте!»

На экране репродукции В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».

Слайд. Записаны буквы.

БОДНЫЯР КИНИЧТИ, ШАЛЁА ПОЧИВОП,

ИЯЛЬ РУМОЦЕМ.

Рассматривание картин, прослушивание музыкального фрагмента из А.П. Бородина «Богатырская симфония».

Ответы на вопросы учителя.

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже,

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

  1. Чтение былины «Ильины три поездочки» самостоятельно.

  2. Словарно-лексическая работа.

Словарная работа: слайд

Сие — это,

Кремневенькие – из кремния,

Булатная броня – булат – стальная и узорчатая – старинная узорчатая азиатская сталь,

Убранство – украшение, внешняя отделка,

В 40 тысяч, во 100 тысяч – имеются в виду цены,

Смета – здесь – несметное, несчитанное богатство,

Палица – тяжелая дубина с утолщенным концом,

Калена стрела, разрывчатая стрела – постоянные эпитеты,

Сажень – 2, 134 метра (3 аршина),

Облатынивать – обращать в католическую веру.

Необлатыненные – не обращенные в католическую веру,

Заподваливать – запирать в подвал,

По ордам – орда – государство или войско татар или в начальном варианте – палатка хана,

Не простофильтесь – не поддавайтесь на обман,

Башлыки – теплый головной убор, надеваемый поверх шапки, суконный капюшон с длинными концами,

Вороновые – черные,

Сулят силу, посулу – обещания,

Речи елейные – елей – оливковое масло, употребляемое в церковной службе. В переносном смысле – что-то ласковое, успокаивающее,

Гнездовину разнес – тайное, укромное пристанище,

Голь, голи, голытьба – оборванцы, бедняки, нищие,

Амбары – сараи для хранения урожая, припасов, товаров.

Проверка работы в группах.

Сверка на слайде.

  1. Комментированное чтение по частям.

Выразительное чтение былины «эхом» и хором за учителем, повторяя интонацию.

Характеристика героя.

Выборочное чтение.

Работа с картиной «Витязь на распутье» по учебнику.

Чтение отрывка, подходящего к картине.

Обобщение характеристики героя былины.

Просмотр фрагментов из кинофильма «Илья Муромец».

На доске слова, характеризующие человеческие качества: храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, чёрствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.

— Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя

Ты знай, что сей день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря.

Оценивание работы детей

Выбор домашнего задания.

( Варианты написаны на экране).

— Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу успеха.

-Разгадайте имена и скажите, что их объединяет?

-Ребята, как вы думаете, с каким жанром устного народного творчества мы продолжим знакомство?

-Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Слайд.

— Посмотрите на картины, прослушайте музыкальный фрагмент из А.П. Бородина «Богатырская симфония».

— Кто изображен на картине?

— Кто ее автор? Слайд.

— Сколько лет он писал картину?

Если к удвоенному числу гномов из знакомой вам сказки прибавить богатырей, изображенных на картине, то вы получите количество лет, потраченное художником на написание картины.

— Вспомните, от каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю?

— Что означает само слово «Былина»?

— Вспомните, какие былины мы читали с вами в прошлом году?

— О каких отличительных чертах былины мы говорили?

— Что должен делать человек, какими качествами он должен обладать, чтобы его можно было назвать богатырём?

Слайд.

— Читая былину, обращайте внимание на черты характера главного героя.

-Для работы в группах возьмите карточки со словами.

Задание: объяснить лексическое значение слов. Работайте дружно, помните, что важно мнени е каждого. Удачи.

Контролирует правильность ответов.

— Как называется такое вступление к былине?

— Какие еще слова вам непонятны?

— Почему былина называется «Три поездочки»?

— Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающим?

— Какое историческое событие нашло отражение в этой былине?

— Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу?

-Как он рассуждает на перепутье у камня?

— О каких чертах характера это говорит?

Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами –еньк, -оньк, -ичек,- ечек? Вспомните, какое значение придают эти суффиксы словам?

— Для чего это сделано?

— Зачитайте, как описан Илья Муромец с разбойниками. Какой приём здесь использован и для чего?

— Как вы думаете, почему Илья Муромец вернулся к камню и сделал на нем новую запись?

— Рассмотрите картину «Витязь на распутье». Найдите в тексте отрывок, подходящий к этой картине.

— Давайте, обобщим всё, что мы знаем теперь об Илье Муромце, о его характере, силе, поступках, а сначала посмотрите фрагменты из кинофильма.

-Ребята, на доске вы видите слова, характеризующие человеческие качества. Выберите те из них, которые имеют отношение к Илье Муромцу. Объясните свой выбор. Обсудите в парах.

Читайте также:  Квн по пдд в подготовительной группе детского сада

— Давайте, на доске напишем слова, характеризующие человеческие качества русского богатыря Ильи Муромца.

Читает стихотворение на слайде.

-Я вижу, что вы оценили свою работу по достоинству, я этому очень рада. В свою очередь хочу поставить отметки самым активным на уроке-это…

— Выберите, какое бы домашнее задание вы хотели получить:

* нарисовать героя былины;

* сочинить свою былину;

* написать герою письмо.

-Всем спасибо за урок.

Произносят вслух:

-Желаю (прикасаются большими пальчиками)

успеха(указательными)

большого ( средними)

во всём ( безымянными) ивезде( мизинцами).

Здравствуй ( всей ладонью ),

удачи тебе на уроке (переплетают пальцы рук).

-Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец – герои русских былин.

-С жанром «Былина».

Формулируют тему урока: «Былины. Герои русских былин».

-Богатыри

— В.М. Васнецов

— 17 лет

— От нашествия татаро-монгол

— Былина – это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли. Первые былины сложились еще в Киевской Руси.

— «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и соловей разбойник».

— Былинный зачин, повторы, образность языка – гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы, определенное содержание – сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования.

— Он должен защищать родную землю, бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым и т.д.

Выполняют движения.

Работают в группах –поясняют лексическое значение старинных слов (используют словари).

Карточка.

Сие-

Кремневенькие-

Булатная броня-

Убранство-

В 40тысяч,во100тысяч-

Смета-

Палица-

Калена стрела,разрывчатая стрела-

Сажень-

Облатынивать-

Необлатыненные-

Заподваливать-

По ордам-орда-

Не простофильтесь-

Башлыки-

Вороновые-

Сулят силу,посулу-

Речи елейные-

Гнездовину разнёс-

Голь,голи,голытьба-

Амбары-

Защита работы групп.

Первая отвечает, другие дополняют своими ответами.

— Зачин.

Делятся своим мнением.

Отвечают

— Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народов католическую веру.

-Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.

Уменьшительно-ласкательное.

— Для контраста с силой Ильи Муромца.

— Гиперболы – преувеличения, чтобы показать силу русскую.

— Чтобы люди могли пользоваться этой дорогой, т.к. путь был свободен.

Рассматривают картину.

Читают отрывок.

Смотрят фрагменты из кинофильма «Илья Муромец»

Работа в парах.

Выходят по очереди и записывают слова на доске и получают словесный портрет.

Оценивают свою работу на уроке с помощью смайликов.

Выбирают домашнее задание

Источник: https://intolimp.org/publication/razrabotka-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-il-iny-tri-poiezdochki.html

Урок 5 БЫЛИНЫ. «ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ» | Поурочные планы по литературному чтению 4 класс | Русская литература

Урок 5 БЫЛИНЫ. «ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ»

26.07.2013 15036 0

Цели: продолжать знакомить учащихся с многообразием устного творчества русского народа; дать учащимся представление о былине как русской народной эпической песне.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Проверку домашнего задания можно провести следующим образом: учащиеся по очереди выходят к доске с рисунками, выполненными к тексту  летописи  «И  вспомнил  Олег  коня  своего»,  остальные  ученики  находят и зачитывают отрывок из летописи, соответствующий данному рисунку. Учитель может также спросить учащихся о том, почему именно этот отрывок они проиллюстрировали.

III. Изучение нового материала.

– Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, что такое былины, кому они посвящены, как они создавались.

Далее учитель спрашивает учеников о том, как они понимают слово былина. После того как учащиеся выскажут свои мнения, учитель знакомит их с тем, как понятие былина объясняет толковый словарь. (слово и его значение записывается на доске.)

Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.

Так как в данном толковании учащимся незнакомо слово эпическое, учитель в доступной форме поясняет его смысл. (Эпическое – принадлежащее к эпосу. Эпос – от греческого – слово, рассказ – род литературы, в котором повествуется о событиях и героях.)

Затем учитель спрашивает учащихся о том, каких былинных героев они знают, про какие богатырские подвиги они читали, слышали.

Учащиеся коротко рассказывают об этом.

– Кто из героев былин вам нравится больше всего?

– Почему?

Физкультминутка

IV. Расширение представлений учащихся о былине как русской народной эпической песне.

Учитель сообщает учащимся о том, что по содержанию былины можно разделить на богатырские, рассказывающие о подвигах богатырей, и былины о жизни героев народных сказаний.

– При изучении данного раздела мы с вами познакомимся с обоими видами былин.

Затем учитель рассказывает о том, как и когда появились былины.

– Былины ещё и сейчас можно услышать в деревнях. Эти песни, переходя от поколения  к поколению, служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. Поэтому старое, собственно народное название былины – старина, то есть повествование о старинных событиях.

Исполнялись  былины  певцами-сказителями  под  гусли.  Былинный стих – размеренный и плавный. он, как правило, не имеет рифмы. В былинах встречается множество всякого рода повторов, обычно самые важные дела удаются герою с третьего раза или он совершает три подвига.

Во многих былинах повторяются одни и те же эпизоды. В былинах своеобразная манера изображения богатырей и их подвигов для описания всего, что связано с главным героем: его силы, оружия, коня, той задачи, которую он должен выполнить, используются гиперболы – намеренные преувеличения. Всё, что окружает богатыря, столь же велико и необычно, как и он сам.

Например:

Ёще латы были 25 пудов,Нагрудник был да 10 пудов,Да на шею кольчуга была 5 пудов,На головку колпак да 40 пудов. Выломал все железа претяжёлые,Да скочил-то удалый добрый молодец,Да схватил-то телегу троеколую,–Да куда махнёт, тут и улица,Да назад проведёт – с переулками.

Так же описываются и главные противники богатырей – они тоже особенные, исключительные. Это и понятно, ведь у богатыря должен быть равный противник, которого никто, кроме него, не победит.

Первые записи былин были сделаны в середине семнадцатого века, а изданы впервые в 1804 году.

V. Итог урока.

– Что особенно вам запомнилось?

– О чём вы хотели бы узнать?

Домашнее задание: поискать в библиотеке былины о богатыре Илье Муромце.

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/298-1-0-6424

Ильины три поездочки стр 13 -15

В стихотворной былине рассказывается о знаменитой поездке русского богатыря Ильи Муромца.

О том, как он видел на перепутье надписи и, не испугавшись, поехал той дорогой, что вещала смерть.

Но славный богатырь преодолел все препятствия и поменял надпись, указав, что он там был, остался жив, расчистил дорогу, то есть теперь туда можно держать путь.

В прозаичном пересказе продолжения былины рассказывается о двух следующих поездках молодца.

Сначала он поехал дорогой, что вещала женитьбу.

Заехав во двор, он увидел, что 12 девиц его очень радостно встретили.

Среди них была красавица королевна.

Но, будучи мудрым, Илья Муромец не верил таком ласковому и трепетному отношению к нему.

Когда его уложили спать, он начал раздумывать, что же затеяла эта девица. Тогда он схватил ее и бросил на кровать к стене, открылась дверь в подвал и туда завалилась королевна.

И тут Илья все понял. Как оказалось, в подвале томилось очень много желающих женится.

Богатырь всех их выпустил и разослал по домам и родным землям. А королевну убил, чтоб больше никому не причинила зла.

Далее Илья поехал к большому белому камню, который, судя по надписи, вещает богатство тому, кто его сдвинет.

А этого никому не удавалось. Как оказалось, Муромец был самым сильным из желающих обогатиться.

Он сдвинул камень и увидел под ним погреб с богатствами невиданными. На эти деньги он построил 3 церкви, а остальное раздал нуждающимся и немного оставил себе.

После этого Илья Муромец поменял надпись на камне, указав, что дорога влево больше не сулит богатства.

Какие события былины могли бы реально произойти? Запиши

Я считаю, что вполне реальной может быть встреча богатыря с разбойниками.

Ведь русским воинам не раз приходилось с ними воевать.

Также реальной является встреча с недобросовестной царевной. Подлость всегда была присуща некоторым людям.

Еще я считаю, что строительство церкви вполне могло быть реальным событием.

Также Илья мог бы помогать нуждающимся, ведь этим выделялись все настоящие богатыри.

Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца

В стихотворной былине присутствуют следующие слова, что говорят о внешнем виде Ильи Муромца: «заблистал в сорок тысяч шлем», «засияли камни — яхонты», «богатырь».

В прозаичной части былины присутствуют следующие слова, что описывают внешний вид богатыря: «могучее плече», «русский богатырь».

Выпиши из учебника (с. 20 No 6) те черты характера, которые ты считаешь главными

Я посмотрел в учебнике на странице 20, в задании No6 предлагаемые черты характера Ильи Муромца.

Считаю, что главными являются: смелый и мужественный, ведь он ничего не боялся и в первую очередь поехал дорогой, что предназначена для смерти;

мудрый, умный и хитрый, ведь Илья смог «раскусить» злые намерения королевны и заставить попасть ее в свою же ловушку;

сильный, ведь он смог победить разбойников и поднять камень, который был не под силу другим;

справедливый, ведь он убил злую девушку, чтоб та больше никому не причинила зла;

бескорыстный, ведь богатырь на полученные богатства построил 3 церкви для своего народа и раздал много добра нуждающимся;

способный к состраданию, ведь он выпустил всех пленных королевны и приказал вернуться на свои земли.

А такие черты, как глупый, трусливый, жадный совсем не подходят Илье Муромцу.

Кто-то может посчитать богатыря еще жестоким, ведь он убил многих разбойников и королевну.

Но я считаю, что Илья сделал это, чтоб другие не пострадали от их рук.

Ведь, неизвестно сколько бы еще добрых душ попались в их сети.

Найди и запиши слова, которые показались тебе необычными. Например, ночь тёмная — растёмная, богатство несметное

Когда я читал былину, то и в стихотворном варианте, и в прозе нашел для себя слова, что показались мне необычными.

Например, в первом поездочке это следующие слова: «красна солнышка», «ясна месяца», «ночной тучей», «чётко — ясно повысечена», «кустиков низовеньких»,

«камушков кремнёвеньких», «кресты кристастые», «булатной броне», «выше смет», «калёна стрела», «в дуб кряковский разрывчатую», «череночки да щепочки», «поразъездил дороженьку».

В пересказе двух следующих поездочек для меня необычные такие слова: «терема златоверхие», «калачи крупитчатые», «поддал плечем, «богатства несметные», «ни полушечки».

Составь рассказ о богатыре Илье Муромце. Запиши опорные слова, которые ты используешь в своём рассказе

Илья Муромец – это славный богатырь земли русской.

Он отличается своей мудростью, храбрость и силой.

Ему по плечу любые преграды, даже те, которые ранее никто не мог преодолеть.

Прославился Илья Муромец тремя знаменитыми поездочками.

Именно в них он показал всю неповторимость богатырского духа.

Он никогда не искал легких путей,  поэтому когда перед ним стоял выбор: пойти на смерть, жениться либо стать богатым, Илья в первую очередь пошел по дороге, что сулит погибель.

Но благодаря своей невиданной мощи и силе, он победил всех разбойников, что и были «носителями смерти».

Затем он поехал в путь, что вещал женитьбу.

Но и тут русский богатырь не расслабился и не потерял своей бдительности.

Он смог предугадать, что королевна не только красива, а и хитра. Илья, благодаря своей мудрости, вычислил ловушку и освободил всех ее пленников.

А чтоб королевна больше никому не смогла причинить зла, Муромец срубил с нее голову.

Потом Илья Муромец поехал дорогой, что была предназначена для обогащения.

Стоит заметить, что раз эта дорога была последней в путешествии, значит для богатыря богатство далеко не главное.

Это показывает отсутствие у Ильи жажды к обогащению. И здесь молодец показал всю силу богатырскую.

Он смог сделать то, что ранее никому не удавалось – сдвинул камень.

Под камнем он обнаружил погреб, в котором было куча драгоценностей.

Благодаря этому, Илья Муромец смог построить 3 церкви и помочь бедным и нуждающимся.

А себе оставил небольшую часть, что говорит о его щедрости, и сожалению к другим.

Илья Муромец – добрый и бескорыстный, храбрый и сильный, мудрый и непоколебимый!

Опорные слова, которые я использовал в своем рассказе:

славный богатырь, мудрость, храбрость, сила, преграды, мощь, обогащение, бдительность, щедрость.

Запиши свой план или используй данный

1. Первый подвиг богатыря.

2. Второй подвиг богатыря.

3. Третий подвиг богатыря.

4. Илья Муромец — защитник земли Русской

Данный план не совсем скупо раскрывает сюжет былины, поэтому я использовал свой:

1) Илья Муромец – славный богатырь.

2) Смертный путь

3) Зловещая невеста

4) Богатство под камнем

5) Добрые дела

6) Лучшие черты богатыря

Какой вариант былины (прозаический или стихотворный) тебе понравился больше? Прочитайте друг другу вслух оба варианта былины. В каком случае можно передать напевность произведения?

Выберите один из вариантов ответа:

Вариант 1. Мне нравится стихотворный вариант былины больше, чем прозаический.

Читайте также:  Классный час в начальной школе по правилам дорожного движения. обязанности пассажиров

Средства художественной выразительности в нем хорошо передают характер, настрой героев и атмосферу событий.

Такой вариант мне гораздо интересней читать и легче воспринимать. Именно он передает напевность былины.

Вариант 2. Мне нравится прозаический вариант былины больше, чем стихотворный.

В стихотворном слишком много средств художественной выразительности, что мешает мне воспринимать суть событий.

В прозаическом все более понятно, нет ничего лишнего, хотя и присутствуют художественный элементы, но в умеренном количестве.

Вариант 3. Мне одинаково понравились оба варианта былины.

В стихотворном варианте средства художественной выразительности хорошо передают характер, настрой героев и атмосферу событий.

А в прозаическом варианте больше идет акцент на суть событий. Но и тот, и другой вариант былины мне одинаково по душе.

Напевность больше передает стихотворная былина, так как прозаическая предназначена для обычного рассказа о событии.

Запиши, как в старину исполнялись былины (их пели или рассказывали). Какие музыкальные инструменты использовались?

Былины в старину, как правило, напевались.

А для того, чтоб звучание было красивее, это сопровождалось игрой на музыкальном инструменте, который называется гусли.

Также, я читал, что еще использовали ложки, бубенцы и свистульки.

Чем богатыри отличаются от героев сказок? Запиши свои мысли

Ученые доказали, что в отличие от героев сказок, богатыри существовали на самом деле.

Они действительно отличались своей силой и добротой, защищали свой народ и свою землю, служили князю и ходили в походы.

А сказочных героев не существовало в реальности.

Возможно у них и был настоящий протопит, но этого никто не может знать. На то она и сказка.

Какие былины ты хотел бы прочитать? Отметь знаком «+»

Я хотел бы прочитать былину об Илье — Муромце и Соловее — разбойнике. 

Когда-то я смотрел мультик, а теперь хочу сравнить, как события описаны в письменном виде.

Также хочу прочитать былину о Садко. Мне не было известно это название ранее, поэтому интересно о чем идет речь.

Также Вы можете дополнить этот ответ своими вариантами.

Найди былину «Ильины три поездочки» в библиотеке. Напиши, в каком сборнике она помещена

Я нашел былину в сборнике «Онежские былины».

Также в библиотеке есть большой сборник, что так и называется «Былины», там я тоже нашел «Ильины три поездочки».

Как сказал библиотекарь, это произведение есть еще во многих различных сборниках.

Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 4 класс. Ильины три поездочки стр. 13 — 15

Источник: https://gdz-gramota.ru/gdz-literaturnoe-chtenie-4-klass/rabochaia-tetrad-po-literaturnomu-chteniiu-4-klass-boikina-vinogradskaia-otvety-k-rabochei-tetradi-4-klass/iliny-tri-poezdochki-str-13-15

Презентация + конспект урока литературного чтения по теме «Летописи, былины, сказания, жития» в 4 классе

Учитель Седова Татьяна Валентиновна

Тема. Игра «Летописи, былины, сказания, жития».

Цели

Ход урока

— Сегодня мы с вами поиграем в «Свою игру». Играть вы будете командой. Прежде чем назвать ответ, вы должны обсудить его в команде. Для того чтобы игра прошла организовано, выберите капитана команды. Он будет называть тему, в которую играет команда, а затем озвучивает ответ.

Заработанные очки складываются по командам, а в конце подсчитываются. Выявляется команда – победитель.

Вопросы:

1. Машина времени.

В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходящих событиях? ( В 11 веке.)

Одним из первых летописцев был … (Монах Киево-Печерского монастыря Нестор, одарённый человек.)

В каком году Русь впервые услышала о набегах татаро-монгол на свои земли? (В 1224 году.)

Этой датой начинается отрывок из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике? Назовите её. (В лето 6 415 (907) и в лето 6 420 (912).)

Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? (Из летописей.)

2. Богатыри.

Прямо ехать убитому быть!

Влево ехать – женатому быть!

Вправо ехать – богатому быть!

Всё судьбой сие предписано!

Откуда эти строки? (Из былины «Ильины три поездочки»)

«Богатыри» Кто автор этой картины и кто на них изображён? (Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец – герои русских былин.)

В былине говорится, как Илья Муромец попадает в плен. А кто на самом деле попадает в плен? (Русский народ.)

Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? (В 822 году большинство племён объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве. В 907 году совершил поход на Византию, в 907 и 911 заключил с ней договоры. Стали именовать его великим князем и платить ему дань. Так возникло Древнерусское государство.)

Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем отличаются?

3.Живая картинка.

Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.

Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославил Русь? (Сергий Радонежский.)

Мы находимся у стен храма Святой Софии, радостные новгородцы встречают победителей. На высокий деревянный помост поднимается сам князь в железных доспехах и ярко-красном плаще. Вся площадь затихла.

Александр Невский поднял руку, указал на рыцарей взятых в плен, и сказал …. Что он сказал? Озвучьте.

(«Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет земля Русская!»)

Перед Куликовской битвой к нему прибыл князь Дмитрий за советом К кому и что князю сказали? (Это был Сергий Радонежский. Он благославил Дмитрия Ивановича на этот подвиг и отправил с князем двух монахов богатырей – Пересвета и Ослаблю.)

4. Колесо истории.

Объясните, что такое былина?

(Былина – один из видов устного народного творчества. В них рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитников своей Родины, всех обиженных и обездоленных людей, их удивительной силе, мужестве и доброте.)

Объясните своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи7

Ту дороженьку расчистил я

Богатырь …… .

Вырыл клад, да без клада назад

Воротился и опять небогат!

А судьбу я за гриву ловлю,

Норовистую объезживаю,

И судьбина для меня – за коня!»

Чьи это слова и где были записаны? (Илья Муромец выдолбил новую надпись на камне.)

Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите. (Они напророчили Олегу умереть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня.)

Стоял такой великий стон,

Шёл бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.

А князя Дмитрия ….

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших пор живёт.

Как прозвали князя Дмитрия? (Донским.)

5. Памятники культуры.

Первая отпечатанная книга. (Библия.)

Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Буквица.)

Ими покрывались стены храма. Так назывались изображения, сделанные красками на сырой штукатурке. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чём речь? (Стены храма покрывались фресками.)

Он основал монастырь, посвящённый Святой Троице. Кто этот человек и назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру.)

Назовите автора иконы «Троица». (Её создал ученик Сергия Радонежского великий иконописец Андрей Рублёв.)

3. Подведение итогов.

На табло остаётся карточка со значком ☺. Это подарок участникам игры. Подсчитывается количество очков у каждой команды, награждаются победители.

Источник: http://pedsovet.su/load/882-1-0-4012

«Ильины три поездочки»

Согласно сюжетам некоторых былин, Илья Муромец до 33 лет не мог двигать руками и ногами, но один монах исцелил его. После того, как мужчина выпил воды, специально приготовленной ему монахом, он почувствовал в себе нечеловеческую силу, и отправился служить к князю.

В образе Ильи Муромца, русский народ воплотил представления о храбром воине, который не боялся бы защищать свой народ и отечество.

Прототипом Ильи Муромца стал реально существующий человек – силач Илья из города Мурома, который жил в 12 веке. Этот человек прославился мужеством в боях и преданностью князю. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг и был канонизирован в 1643 году.

Былина «Ильины три поездочки»

Когда Илья Муромец ехал на службу к князю, по дороге он увидел камень с тремя надписями. Первая надпись гласила, что если Илья поедет направо – будет убитым, налево – будет женатым, прямо – станет богатым.

Богатырь не хотел богатства, так как оно у него уже было. Молодая жену ему также была не нужна. Решил Илья Муромец испытать свою судьбу и поехать направо, где ему угрожала смерть. Увидел Илья стаю разбойников, которые пытались ограбить старика.

Одним ударом он победил всех злодеев и вернулся обратно к камню, чтобы исправить надпись на нем. Затем, пошел Илья налево, в направление, где его ждала красавица- жена. Увидел Илья прекрасную королевну, которая тут же повела его в опочивальню.

Однако умный богатырь не стал ложиться на кровать, а бросил на нее сначала королевну. Кровать тут же провалилась в пропасть – это была ловушка, заготовленная для Муромца. Вернулся Илья вновь к камню, и решил пойти по дороге, где его ждало несметное богатство.

Первым, что увидел богатырь, был большой крест из серебра и золота. Он взял тяжелый крест себе на плечо, и понес в стольный град Киев. В Киеве Илья Муромец построил красивую церковь, на купол которой прикрепил этот крест.

После этого, наш богатырь превратился в камень, и остался навсегда в своей церкви.

О былине «ильины три поездочки»

Читая былину «Ильины три поездочки», мы видим характер главного героя: он не боится трудностей, легко проходит все испытания, которые посылает ему судьба. Илья победил злую королевну, которая хотела его убить, множество разбойников, издевавшихся над людьми.

Золотой крест он получил в качестве вознаграждения за свои подвиги. Однако богатырь не гонялся за богатством, поэтому отдал крест в церковь, где ему и положено быть.

Мы видим, что богатырь Илья Муромец не только сильный, но и хитрый: он сразу почувствовал, что королевна готовит для него ловушку и смог избежать опасности.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: О былинах: что это, время создания, классификация былин
Следующая тема:   «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда»: сожет и особенности произведения

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/iliny-tri-poezdochki

Конспект урока по литературному чтению в 4 «Б» классе «Ильины три поездочки» — PDF

1 Конспект урока по литературному чтению в 4 «Б» классе «Ильины три поездочки» В. Васнецов. Богатыри , холст, масло,295,3×446 см Государственная Третьяковская галерея, Москва 3 Выполнила: Высоцкая Ольга Михайловна учитель начальных классов МБОУ СОШ 1 п. Ноглики Педагогический стаж 29 лет

2 Конспект урока по литературному чтению. Предмет: Литературное чтение Программа: «Школа России» Класс 4 «Б» Учитель МБОУ СОШ 1: Высоцкая Ольга Михайловна Тип урока: Изучение нового материала Тема: Былина «Ильины три поездочки» Цель: Сформировать понятие былины и понимание её особенностей как жанра фольклора.

Планируемый результат Предметные. Умение: правильно, выразительно; осознанно читать былины; применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»; выделять признаки былины, сравнивать её со сказкой.

Формировать УУД: — Личностные УУД: проявление творческого отношения к процессу обучения; осознание школьниками меру ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

— Регулятивные УУД: Умение: работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того что ещё неизвестно; составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца. — Коммуникативные УУД: Умение: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими, договариваться о

3 последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнения других.

— Познавательные УУД: Умение: перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; находить сходство и различие между былиной и сказкой; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 1 часть, 4 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, компьютер, медиапроектор. Ход урока. 1.Организационный момент. — Итак, начнем урок с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу. — Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

— Если вы любите свою школу, похлопайте в ладоши; — Если хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами. 2.Проверка домашнего задания. — Как называется раздел по чтению, который мы начали изучать сразу после летних каникул? («Летописи.

Былины. Жития») — С каким новым произведением мы познакомились на прошлом уроке? ( «И вспомнил Олег коня своего») — Найдите и прочитайте, где жил и правил Олег? (ученики зачитывают строчки) — Что напророчили князю Олегу волхы? Прочитайте.

4 — Сбылось ли их предсказания? Расскажите про это. А теперь давайте прочитаем этот эпизод. — Почему люди оплакивали Олега? 3. Постановка цели. Актуализация знаний. — Разгадайте имена и скажите, что их объединяет? БОДНЫЯР КИНИЧТИ, ШАЛЕА ПОЧИВОП, ИЯЛЬ РУМОЦЕМ герои былин. Слайд 1 — Мы приступаем к изучению былин. — Прочитайте в учебнике тему урока: «Ильины три поездочки».

Слайд 2 — Давайте поставим цели к нашему уроку: (Мы сегодня познакомимся с новой былиной «Ильины три поездочки», узнаем кто такие богатыри, подробно о богатыре Илье Муромце, будем учиться правильно, мелодично, красиво читать былину. Воспитывать любовь к чтению, любовь к нашей русской земли. 4. Изучение нового материала.

Читайте также:  Конспект занятия в старшей группе. правила общения

— Какие былины читали мы с вами в прошлом году? (Добрыня Никитич, Добрыня и Змей, Исцеление Ильи, Илья и Соловей разбойник). — Работа по картине: Слайд 3 — Перед вами знаменитая картина «Богатыри», В.М.Васнецов её автор. — А сейчас послушайте Абсалямова Альбина расскажет нам об этой картине. (выходит ученица к доске и рассказывает об этой картине) О картине В. М.

Васнецова «Богатыри» Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь.

Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его — Добрыня Никитич, Алеша

5 Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется. Над этой картиной Васнецов работал много лет. Он мучительно искал людей, с которых можно было написать былинных богатырей. Прототипом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, зимой подрабатывающий в Москве извозчиком.

В лице Добрыни Никитича присутствуют черты самого Васнецова, его отца и дяди. Алёшу Поповича художник писал с юного сына Саввы Мамонтова. В русской былинной традиции существует множество богатырей. Но Васнецов выбрал именно этих троих. Наверное, потому, что они удачно дополняют друг друга.

Мощный, суровый Илья Муромец, благородный Добрыня и смекалистый, изворотливый Алёша Попович все вместе составляют образ доброй силы защитницы русских рубежей. Картина эта столь хорошо известна, что, где бы ни зашёл разговор о былинных витязях, каждый вспоминает именно этих троих, стоящих на заставе в пронизываемом ветрами поле.

Кажется, что именно они самые популярные и любимые герои русского народа на все времена. — От каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю? (От нашествия татаро — монгол). Слайд 4 — Что означает слово былина? Слайд 5-6 (Былины — это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли).

Первые былины сложились ещё в Киевской Руси. Слайд В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли.

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать родную землю). — Давайте вспомним, происхождение и значение слова «богатырь» — Где мы можем узнать значение слова «богатырь»? (Лучше всего даст словарь)

6 ( Ученик подготовленный даёт значению слова «богатырь» и зачитывает классу) Богатырь 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины. 2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек. -Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное) — Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.

Силач, воин, защитник, витязь — Считалось, что богатыри могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой. — Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем) -Каким здоровьем? Только ли физическим? (Духовным) Что это значит, как вы это понимаете? Слайд 9 — А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время? 5. Физминутка.

Слайд 10 Дружно встали раз, два, три Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам пристали, Ноги крепкие расставим Поворачиваем вправо Оглядимся величаво. 6. Продолжение работы над новым материалом. Работа с текстом. — Сегодня мы только познакомимся с былиной «Ильины три поездочки», а на следующем уроке будем более подробно изучать эту былину.

— Перед тем как будем читать проведём словарную работу Словарная работа Слайд Кремневенькие- из кремния. Булатная броня- стальная и узорчатая.

7 Убранство- украшение, внешняя отделка. Смета- несметное, несчитанное богатство. Палица- тяжёлая дубинка с утолщённым концом. Сажень- 2,134метра (3аршина) Облатынивать- обращать в католическую веру. Заподваливать- запирать в подвал. Не простофильтесь- не поддавайтесь на обман.

Башлыки-тёплый головной убор поверх шапки. Суконный капюшон с длинными концами. Вороновые- чёрные. Амбары- сараи для хранения урожая. Припасов, товаров.

— Чтение былины «Ильины три поездочки» подготовленными учениками (Десятериков Руслан, Бендяк Алёна, Син-Лун-Хин Екатерина, Абсалямова Альбина) Вопросы: — О чём повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос её название? ( В былине повествуется о том, как Илья Муромец боролся с врагом.

По названию можно понять, что было у Ильи три битвы.) — Какой момент в былине показался вам наиболее захватывающий? — Какие чувства вы испытывали, слушая былину? 7. Подведение итогов.

— Что такое былина? — Каких былинных героев вы знаете? — Какими качествами должен обладать былинный герой? (Здоровье, сила, ум) — Чему учит нас былина «Ильины три поездочки»? (Любить свою Родину, защищать её, быть добрым) — На следующем уроке мы продолжим работать над былиной «Ильины три поездочки» Слайд 13

8 — Я узнал.. — Было интересно.. — Мне было трудно.. — Я доволен.. 8. Домашнее задание. Стр прочитать былину Слайд 14 — Спасибо за старание! Молодцы! Слайд 15

Источник: https://docplayer.ru/92496605-Konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-v-4-b-klasse-iliny-tri-poezdochki.html

Урок чтения с компьютерной поддержкой в 4-м классе. Тема: «Былины. Ильины три поездочки» : Начальная школа

Цели урока: — Продолжить знакомство с былинами об Илье Муромце. — Формировать умение отличать былину от других жанров литературы, развивать навыки выразительного чтения, пополнение словарного запаса. — Учить детей подбирать материал для характеристики героя, давать характеристику литературному герою.

— Формирование нравственной ценности «здоровье».

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, задание для учащихся на листочках, музыкальный отрывок из сюиты А.П.Бородина «Богатырская застава», песня группы С.Намина ««Эх, да надо бы жить красиво».

(Слайд 1)

Ход урока.

1. Организационный момент.

На экране – гусляр. Слышны гусли. (Слайд 2)
-Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

2. Проверка домашнего задания. (Найти пословицы, поговорки, загадки о богатырях, дочитать былину)
На экране появляется поговорка: «Славна богатырями земля русская».

(Слайд 3) — Что записано на доске? — Что такое поговорка? Какие еще виды устного народного творчества знаете? — Приведите пример загадки .

— Послушайте мою загадку: Ладно скроен, Крепко сшит, За землю русскую стоит. 

(Богатырь)

— Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)

—  Так, значит, о ком у нас пойдёт речь? (Слайд 4)

(читает ученик)

Вспомните, происхождение и значение слова «богатырь» (Слайд 5)

Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Найдите в них статью из словаря. Дети читают статью:

Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.

2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек. -Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное) — Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.

Силач,  воин, защитник, витязь

— Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом  необыкновенным умом, смекалкой.  — Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем) -Каким здоровьем? Только ли физическим? (Духовным) Что это значит, как вы это понимаете?

— А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время?

Докажите, опираясь на то, о чём мы говорили на прошлом уроке.

— В  каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей?
— Что такое былина? (Слайд 6) С каким жанром русского народного творчества она тесно связана? А что ещё роднит былину со сказкой? (построение: зачин, повторы, главные герои воюют с чудовищами, борются за справедливость, защищают родную землю) Докажите примерами из текста.

А какие особенности былины мы выделили с вами на прошлом уроке? (напевность стиха, рифма,  постоянные эпитеты, гиперболы, архаизмы) Докажите примерами из текста (Слайд 7)

— Что такое гиперболы, эпитеты?

Нам с вами встретились архаизмы. Что это такое?

Проверим, хорошо ли вы запомнили значение этих слов.

Объясните значение слов и выражений:
Булатная броня (булат – старинная узорчатая сталь – стальная и узорчатая),
палица (тяжёлая дубинка с утолщенным концом),
росстань (перекресток двух или нескольких дорог, распутье)
Сулят сулу, посулы (обещания),
сажень (2,134 метра – 3 аршина)
Голи, голытьба (оборванцы, бедняки, нищие),
амбар (сараи для хранения съестных припасов, урожая).
Облатынивать(обращать в католическую веру),
башлыки (теплый головной убор, надеваемый поверх шапки, суконный капюшон с длинными концами..
Смета (несметное, несчитанное богатство),
заподваливать (запирать в подвал),
речи елейные (елей – оливковое масло для церковных обрядов, в переносном значение что ласково-успокаивающие).
Гнездовину разнес (разбил тайное укромное пристанище),
не простафильтесь (не поддавайтесь на обман), латынщина (западные завоеватели).

С каким ещё литературным жанром имеет сходство былина? (со стихотворением: ритм, рифма, гиперболы, эпитеты)
Соотнесите цитаты из былины с названием литературного приема. (Слайд 8,9)
(Приложение )
Физкультминутка (под С. Намин  «Эх, да надо бы жить красиво») (Слайд 10)

3. Работа с текстом. (Слайд 11)
1.-Давайте обратимся к тексту былины. Найдите и зачитайте отрывки, в которых говорится о характере Ильи Муромца. ( Выразительное чтение эпизодов из былины.  Характеристика героя. (памятка для работы )

План рассказа о герое 1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился… Мне очень запомнился… Мне показался интересным… Я восхищаюсь… Мне очень не понравился…) 2.

Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения, как он вооружен). 3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя? 4.

Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

5. Как автор относится к своему герою.

Зачитывают отрывок и называют черту характера, о которой говорится в нем. — Почему в описании разбойников употребляются слова с  суффиксами –еньк, -оньк, ичек, -ечек? — Вспомните, какое значение придают эти суффиксы словам? — Для чего это сделано? — Как описан Илья в схватке с разбойниками? — Найдите гиперболы – преувеличения. — Для чего нужен этот прием?

— Какие черты Ильи Муромца подчеркнуты с помощью гипербол?

3. Рассмотрите картину «Витязь на распутье» Найдите в тексте отрывок, подходящий к этой картине. (Слайд 12)

— Почему он вернулся к камню и переписал надпись на нем?

4. Итог  урока Давайте обобщим все, что мы узнали об Илье Муромце, о его характере, силе, поступках.

На экране слова, характеризующие человеческие качества. У вас такие же на листочках на партах.  Выберите те из них, которые имеют отношение к богатырю. Объясните свой выбор. (Слайд  13, 14)

(Приложение № 2)
— Кто попробует дать характеристику Илье Муромцу, следуя памятке по работе над характеристикой героя. (1-2 человека) (Слайд 16)

 Мне понравился Илья Муромец. Это богатырь 33 лет от роду. Высокий, статный, могучий. У него длинные волосы и небольшая борода с проседью. Лицо широкое, открытое. Глаза внимательные зоркие. Одет Илья в кольчугу небогатую. На голове у него островерхий шлем с оплечьем.

В руках он держит меч, подаренный Святогором. Есть у него и палица, и лук со стрелами. Илья Муромец добр, внимателен, великодушен, никому не причиняет вреда понапрасну. Любит свою родную землю и весь русский народ. Не хочет менять русскую православную веру ни на какую другую.

Автору нравиться его герой силой духа, добротой, щедростью, открытостью.

— Какова главная идея былины?

— Что такое былина?

— Каких былинных героев знаете?

— Какими качествами должен обладать былинный герой? (Здоровье, сила, ум, доброта)

— Чему учит нас былина? (любить свою родину, защищать её, быть добрым)

5. Домашнее задание по выбору. (Слайд 17) — Перечитать и проиллюстрировать  понравившийся отрывок. Подготовить выразительное чтение отрывка. — Написать сочинение по картине Васнецова.

— Составить письменную характеристику былинного героя.

Список используемой литературы.

1.Литературное  чтение  4 класс поурочные планы по учебнику О.В.Кубасовой.  Первое полугодие. Автор составитель – Н.Н.Дорогинина. Волгоград, 2005г.
2. Как научить детей чтению былин. Методическое пособие. С.В.Вечканова. М., 2002г.

Источник: http://www.poznanie21.ru/current/primary/522010640.php

Ссылка на основную публикацию