Пушкин «к чаадаеву»

К чаадаеву

Пушкин «К Чаадаеву»

Стихотворение «К », написанное Пушкиным в 1818 году, до сих пор считается литературным гимном декабристов. У этого произведения довольно необычная история, так как автор не планировал его публикацию.

Однако, записанное со слов поэта во время чтения в узком кругу друзей, стихотворение «К » стало передаваться из рук в руки, пока не было опубликовано с некоторыми искажениями в альманахе «Северная звезда» лишь в 1929 году.

Тем не менее, именно благодаря этому произведению за Александром Пушкиным, который был дружен со многими декабристами, закрепилась слава вольнодумца, в результате чего поэт дважды побывал в ссылке, куда был отправлен царем , не желавшим, чтобы поэт своими стихами «смущал умы» высшего общества.

был давним другом Пушкина, с которым поэта связывали не только теплые и доверительные отношения, но и общие стремления. Будучи лицеистом, Пушкин подолгу любил беседовать с , который к тому времени уже был студентом , обсуждая с другом политическую ситуацию в России.

С возрастом дружба лишь окрепла, и Петр Чаадаев был одним из немногих, кому Пушкин доверял свои самые сокровенные мечты и желания.

Примером этому может служить стихотворение «К чаадаеву», перовые строчки которого содержат намек на беззаботную юность двух молодых людей, опьяненных своими литературными успехами и общественным признанием.

Кроме этого, между строк в первом четверостишье сквозит явное разочарование правлением , который провозгласил себя и реформатором, однако режим его правления ознаменовался жестким периодом реакции, и последующим подавлением восстания декабристов.

Далее поэт отмечает, что мнимая слава и юношеский максимализм не смогли убить в его душе желания изменить мир к лучшему и избавить Россию от самодержавия.

При этом Александр Пушкин акцентирует внимание читателей на том, что отмены крепостного права, которую на словах провозгласил царский режим, так до сих пор и не произошло.

«Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой», — пишет поэт, подразумевая, что его поколение еще не утратило надежду на изменение государственного строя. Вместе с тем Пушкин понимает, что добровольно пойти на уступки ни царь, ни его окружение, погрязшее в пороках, никогда не согласятся.

Именно поэтому в последних строчках стихотворения «К чаадаеву» содержится открытый призыв к свержению самодержавия. Примечательно, что столь открыто и смело подобная идея, прозвучавшая в произведении Пушкина, была высказана впервые.

Афишировать свою точку зрения молодой поэт, к этому времени уже переставший верить многочисленным обещаниям царя, не собирался. И этот факт подтверждают многие биографы Пушкина, отмечая, что стихотворение «К чаадаеву» было доставлено адресату, и вскоре сам Пушкин о существовании этого шедевра литературного вольнодумства попросту забыл.

К тому времени Петр Чаадаев не только являлся членом тайной масонской ложи, но и успел примкнуть к обществу будущих декабристов под названием «Союз благоденствия». Стихотворение Пушкина его участники восприняли, как призыв к действию, уверовав в то, что «на обломках самовластья напишут наши имена».

Впоследствии, когда заговор против царя был раскрыт, и многие представители знаменитых дворянских фамилий отправились в Сибирь, Александр Пушкин неоднократно укорял себя за неосторожность и сожалел, что не смог разделить участь людей, которые близки ему по духу, справедливо считая, что именно стихотворение «К чаадаеву» заставило декабристов совершить попытку государственного переворота. Поэтому имя Пушкина неразрывно связано с декабристами, которых он вдохновил на открытую борьбу с самодержавием, впоследствии воспетую многими русскими поэтами.

Источник: https://poesy.site/poems/43-k-chaadaevu.html

Анализ стихотворения “К Чаадаеву” Пушкина А.С

История создания. Стихотворение написано в 1818 году — в петербургский период творчества Пушкина. Оно получило широкую известность, особенно в декабристских кругах, и стало распространяться в списках. Именно за такие стихи Пушкина постигла опала — он оказался в южной ссылке.

Много позже в 1829 году без ведома поэта это стихотворение в искаженном виде было опубликовано в альманахе «Северная звезда».Стихотворение адресовано конкретному человеку: Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794-1856), одному из близких друзей Пушкина еще с лицейских лет.

Кроме этого стихотворения, к нему обращены послания Пушкина «Чаадаеву» (1821), «Чаадаеву» (1824). Поэта связывала с Чаадаевым многолетняя дружба: их обоих характеризовали свободолюбивые настроения, стремление к изменению жизни в России, нестандартность мышления.

Чаадаев, как и многие лицейские друзья поэта, был членом тайного декабристского общества «Союз благоденствия», хотя впоследствии отдалился от этого движения, заняв свою весьма своеобразную позицию в вопросе о государственной власти и дальнейшей судьбе России, За публикацию «Философического письма», в котором были изложены эти взгляды, Чаадаев был объявлен правительством сумасшедшим — так самодержавие боролось с инакомыслием и свободолюбием. Не всегда позиции Пушкина, особенно в зрелые годы, совпадали с мыслями Чаадаева, но в 1818 году юный поэт видел в старшем друге человека, умудренного жизненным опытом, наделенного острым и порой саркастическим умом, а главное — свободолюбивыми идеалами, столь отвечающими настроению Пушкина.


Жанр и композиция.
Для лирики Пушкина характерно стремление к трансформации устоявшихся жанров. В данном стихотворении мы видим проявление такого новаторства: дружеское послание, обращенное к определенному человеку, перерастает в гражданское обращение ко всему поколению, которое включает и черты элегии. Обычно стихотворение в жанре послания адресуется либо другу, либо возлюбленной и по тематике относится к интимной лирике. Меняя адресата своего стихотворения, Пушкин создает новое по жанру произведение — гражданское послание. Вот почему в основе его построения лежит обращение к товарищам: «Товарищ, верь…», по стилистике близкое к гражданским политическим стихам времен Великой Французской революции. Но в то же время композиция стихотворения, построенная как теза — антитеза, подразумевает наличие контраста. Именно так развивается поэтическая мысль: от элегического начала, проникнутого настроением грусти и печали, через противительный союз «но» («Но в нас горит еще желанье…») первая элегическая часть соединяется со второй, совершенно иной по настроению, чувству и мысли: здесь превалирует гражданская тематика, обличительный настрой. А завершение стихотворения, подводящее итог развития поэтической мысли, звучит ярким мажорным аккордом: «Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!»

Основные темы и идеи. Главная идея стихотворения — призыв к единомышленникам отойти от частных интересов и обратиться к гражданским проблемам. С ней связана вера поэта в то, что свободолюбивые мечты будут реализованы, и «отчизна вспрянет ото сна».

В концовке стихотворения звучит весьма редкая в творчестве Пушкина идея слома всей государственной системы, которая, по мысли поэта, произойдет в ближайшем будущем («И на обломках самовластья / Напишут наши имена!»).

Поэт-государственник чаще призывал к постепенным преобразованиям, идущим прежде всего от самой власти, как в стихотворениях «Вольность» и «Деревня». Можно считать, что столь радикальная позиция автора в стихотворении «К Чаадаеву» — свидетельство юношеского максимализма и дань романтическим настроениям.

Общий пафос стихотворения — гражданский, но в нем есть элементы романтического и элегического пафоса, особенно в первой части, что отражается в специфике ряда образов.

Впервые в этом стихотворении появляется характерное для дальнейшего творчества Пушкина соединение гражданской тематики с интимной — любовной и дружеской. В связи с этим поэт поднимает проблемы гражданского долга и политической свободы в соединении с вопросами индивидуальной свободы и частной жизни человека, что звучало в то время крайне необычно.

Рассмотрим, как развивается поэтическая мысль. Начало проникнуто элегическими настроениями. Лирический герой, обращаясь к своему задушевному другу, с печалью вспоминает о том, что многие прежние его идеалы оказались «обманом», «сном»:

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман,Исчезли юные забавы,Как сон, как утренний туман.

Вся поэтическая лексика, вся образность первого четверостишия построена в стиле романтических элегий: тихий, нежил, сон, утренний туман. Что же осталось от дней уходящей юности? Нет уже ни любви, ни надежды. Но, кажется, в этой привычной триаде не хватает какого-то слова? Конечно, нет первого из слов этого устойчивого сочетания — «веры».

Это ключевое слово еще появится в стихотворении — оно оставлено для заключительной, ударной концовки, чтобы придать ей характер особого, почти религиозного воодушевления и убежденности. Но переход от пессимистической тональности к мажорному звучанию происходит постепенно. Этот переход связан с образами горения, огня.

Обычно уподобление страстного желания огню было характерно для любовной лирики. Пушкин вносит в мотив огня совсем иное звучание: оно связано с гражданским призывом, протестом против «гнета власти роковой»:

Но в нас горит еще желанье,Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье.

Далее следует столь неожиданное сравнение, что далеко не все даже близкие по образу мыслей и духу друзья-декабристы приняли его. Считалось, что сопоставление гражданской жизни с частной, соединение высоких патриотических мотивов с сентиментальными недопустимы.

Но Пушкин в этом стихотворении избирает поистине новаторский ход: он соединяет в единый и неразрывный образ понятия «свобода» и «любовь».

Тем самым он показывает, что свободолюбие и гражданские устремления так же естественны и присущи каждому человеку, как и самые интимные его чувства — дружба и любовь:

Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой,Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

И тогда уже вполне логичен переход образа горения из области любовных чувств в сферу гражданских побуждений:

Пока свободою горим,Пока сердца для чести живы,Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы.

Теперь очевидно, что обращение к другу переросло в призыв к вере в идеалы свободы и возможность их достижения, адресованный всему молодому поколению России. Недаром в последнем четверостишии употреблено другое, более высокое слово — «друг» заменяется на «товарищ».

А поэтический образ «звезды пленительного счастья», завершающий стихотворение, становится символом надежд на торжество идеалов гражданской свободы.

Художественное своеобразие. Послание «К Чаадаеву» написано излюбленным пушкинским размером — четырехстопным ямбом.

Помимо жанрового новаторства, с которым связаны особенности развития авторской мысли и построения стихотворения, оно отличается необычной художественной образностью.

Это отмеченное сравнение стремления к «вольности святой» и любви; метафорические образы «горения», эпитеты романтической окраски («под гнетом власти роковой», «минуты вольности святой»), метонимия высокого стиля («Россия вспрянет ото сна»). Особо следует подчеркнуть символический образ звезды — «звезда пленительного счастья», который вошел не только в русскую литературу, но и стал элементом сознания русского общества.

Значение произведения. Стихотворение стало этапным для творчества Пушкина, обозначив важнейшую для его поэзии тему свободы, а также ее особую интерпретацию.

В истории русской литературы оно явилось началом традиции соединения гражданской, свободолюбивой и интимной тематики, что подтверждается творчеством Лермонтова, Некрасова, романистикой второй половины XIX века, а затем переходит к таким поэтам XX века, как Блок.

Источник: http://lit-helper.com/p_analiz_stihotvoreniya_k_chaadaevu_pushkina_a_s

«К Чаадаеву» А. Пушкин

Стихотворение «К Чаадаеву», написанное Пушкиным в 1818 году, до сих пор считается литературным гимном декабристов. У этого произведения довольно необычная история, так как автор не планировал его публикацию.

Однако, записанное со слов поэта во время чтения в узком кругу друзей, стихотворение «К Чаадаеву» стало передаваться из рук в руки, пока не было опубликовано с некоторыми искажениями в альманахе «Северная звезда» лишь в 1929 году.

Тем не менее, именно благодаря этому произведению за Александром Пушкиным, который был дружен со многими декабристами, закрепилась слава вольнодумца, в результате чего поэт дважды побывал в ссылке, куда был отправлен царем Александром I, не желавшим, чтобы поэт своими стихами «смущал умы» высшего общества.

Петр Чаадаев был давним другом Пушкина, с которым поэта связывали не только теплые и доверительные отношения, но и общие стремления. Будучи лицеистом, Пушкин подолгу любил беседовать с Чаадаевым, который к тому времени уже был студентом Московского университета, обсуждая с другом политическую ситуацию в России.

С возрастом дружба лишь окрепла, и Петр Чаадаев был одним из немногих, кому Пушкин доверял свои самые сокровенные мечты и желания.

Примером этому может служить стихотворение «К Чаадаеву», перовые строчки которого содержат намек на беззаботную юность двух молодых людей, опьяненных своими литературными успехами и общественным признанием.

Кроме этого, между строк в первом четверостишье сквозит явное разочарование правлением Александра I, который провозгласил себя либералом и реформатором, однако режим его правления ознаменовался жестким периодом реакции, репрессиями и последующим подавлением восстания декабристов.

Далее поэт отмечает, что мнимая слава и юношеский максимализм не смогли убить в его душе желания изменить мир к лучшему и избавить Россию от самодержавия.

Читайте также:  Конспект занятия в 1 младшей группе на тему: зож

При этом Александр Пушкин акцентирует внимание читателей на том, что отмены крепостного права, которую на словах провозгласил царский режим, так до сих пор и не произошло.

«Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой», — пишет поэт, подразумевая, что его поколение еще не утратило надежду на изменение государственного строя. Вместе с тем Пушкин понимает, что добровольно пойти на уступки ни царь, ни его окружение, погрязшее в пороках, никогда не согласятся.

Именно поэтому в последних строчках стихотворения «К Чаадаеву» содержится открытый призыв к свержению самодержавия. Примечательно, что столь открыто и смело подобная идея, прозвучавшая в произведении Пушкина, была высказана впервые.

Афишировать свою точку зрения молодой поэт, к этому времени уже переставший верить многочисленным обещаниям царя, не собирался. И этот факт подтверждают многие биографы Пушкина, отмечая, что стихотворение «К Чаадаеву» было доставлено адресату, и вскоре сам Пушкин о существовании этого шедевра литературного вольнодумства попросту забыл.

К тому времени Петр Чаадаев не только являлся членом тайной масонской ложи, но и успел примкнуть к обществу будущих декабристов под названием «Союз благоденствия». Стихотворение Пушкина его участники восприняли, как призыв к действию, уверовав в то, что «на обломках самовластья напишут наши имена».

Впоследствии, когда заговор против царя был раскрыт, и многие представители знаменитых дворянских фамилий отправились в Сибирь, Александр Пушкин неоднократно укорял себя за неосторожность и сожалел, что не смог разделить участь людей, которые близки ему по духу, справедливо считая, что именно стихотворение «К Чаадаеву» заставило декабристов совершить попытку государственного переворота. Поэтому имя Пушкина неразрывно связано с декабристами, которых он вдохновил на открытую борьбу с самодержавием, впоследствии воспетую многими русскими поэтами.

Источник: http://pishi-stihi.ru/k-chaadaevu-pushkin.html

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» (А. Пушкин) | Литерагуру

Известный философ своего времени, П. Я. Чаадаев в жизни А. С. Пушкина играл особенную роль. С этим человеком поэт полемизировал и спорил, но в одном порыве был един: они оба мечтали о свободной и прогрессивной России без деспотизма самодержавия. Поэтому имя отвергнутого и непризнанного таланта увековечено в послании, которое Александр Сергеевич написал в поддержку Петру Яковлевичу.

История создания

А.С. Пушкин не мог оставаться равнодушным к тем проблемам, что существовали в обществе после европейской кампании Александра I, в чём открыто признавался и после Декабрьского восстания. Революционными идеями с поэтом делился его близкий, ещё с лицейских лет, друг П. Я. Чаадаев, ему и посвящено стихотворение.

Датируется оно 1818-м годом, когда Пушкин жил в столице, еще не знал наказаний за вольные мысли со стороны властей.

«К Чаадаеву» — одно из тех произведений, что спровоцировали первую, южную ссылку Пушкина в 1820 году. Не только это сочинение автор адресовал своему единомышленнику.

Кроме «Любви, надежды, тихой славы», ещё существуют стихотворения «В стране, где я забыл тревоги прежних лет…» и «К чему холодные сомненья?..».

Жанр, размер, направление

Жанр произведения «К Чаадаеву» — послание. Для него свойственна прямая адресация стихотворения определённому человеку, изложение определённых идей, рекомендаций или надежд. До XIX века такой жанр назывался эпистолой, от латинского «письмо, «поручение».

«К Чаадаеву» написано четырехстопным ямбом. Данный стихотворный размер делает стих лёгким и воодушевляющим. Так Пушкин придаёт позитивную интонацию произведению о мечтах и надеждах.

Эти качества необходимы вольнолюбивой лирике, к которой поэт обращался нередко, особенно в ранний период творчества. Революционное направление в русской литературе начала XIX века разрабатывали многие литераторы: Радищев, Рылеев, Бестужев, Глинка.

Все собратья по перу боролись за общую идею – освобождение страны от гнёта «самовластья».

Продолжателями социального направления в лирике стали Лермонтов, Некрасов, Есенин, Блок.

Композиция

Композиция «К Чаадаеву» трёхчастна:

  1. Первая часть ограничивается начальным катреном, который пронизан лирическими интонациями, сожалениями об уходящей юности.
  2. Вторая часть вносит противоположное настроение в стихотворение. Здесь появляется некое чаяние возможного счастья: «Мы ждем с томленьем упованья// Минуты вольности святой».
  3. Третья часть, со слов «пока свободою горим», является кульминацией произведения. Она наполнена призывом, звучит наиболее напряженно и громогласно. Финал носит характер манифеста, побуждающего к героическим поступкам.

Главные герои и их характеристика

Лирический герой стихотворения обращается к своему другу с намерением пробудить в нём желание бороться за свободу. Можно предположить, что адресат подавлен, теряет былой энтузиазм, но его сотоварищ не поддаётся отчаянию. И движет им, главным образом, «отчизны … призыванье».

Этот голос помогает сохранять веру в лучшее, в этом он видит свою миссию, долг. Прислушаться к этому голосу поэт предлагает и собеседнику. Борец хорошо осознаёт, что они оба ещё слишком молоды, чтобы сдаваться. Он считает, что они должны посвятить себя благому делу освобождения, в надежде, что их имена останутся в истории.

Темы

  • Патриотизм. На нем зиждется тематика произведения. Стихотворение проникнуто духом патриотизма. Лирический герой ясно видит все проблемы, существующие в стране. Но это не служит причиной отказаться от родины, напротив, молодой человек намерен посвятить свою жизнь преображению отчизны, он верит в её светлое будущее. Автор слышит голос страждущей страны и жаждет спасти её.
  • Дружба. Поэт не остаётся равнодушным к пессимистичному настрою своего товарища. Он пытается развеять его тоску, обессмысливающую существование. Лирический герой всячески поддерживает своего друга, мотивирует на достижение новых целей. Поэт верит в потенциал своего единомышленника, потому и посвящает ему послание.

Проблемы

  • Самовластие. Поэт осознает бедственную ситуацию в своей стране, сложившуюся в связи с тираническим политическим режимом. Он ощущает гнёт «власти роковой» и жаждет избавления от него. Но герой понимает, что в одиночку ему не справиться, и призывает на помощь своего верного друга.
  • Отчаяние. Автор испытал на себе воздействие юношеский иллюзий, он уже знает, какое бывает разочарование, если обмануться мечтами. Об этом он пишет в первой части. Очевидно, подобные чувства испытывает и адресат послания. Но Пушкин сумел преодолеть сплин, теперь он хочет излечить от него и своего друга. Таковы проблемные вопросы стихотворения «К Чаадаеву».

Смысл

Никогда противостояние не бывает простым, путь, ведущий к заветной цели, может быть тернист. Враг может быть как внешним – самовластье -, так и внутренним – разочарование. Обо всем этом Пушкин напоминает Чаадаеву.

Идея Пушкина заключается в том, что бороться нужно до конца, проявляя настойчивость, смелость и отвагу. Нельзя усыплять свои силы тоской, нельзя отказываться от мечты при малейшем разочаровании. Подарить родине свободу – истинное счастье для молодого, импульсивного человека.

Средства выразительности

Для того чтобы сделать своё послание воодушевляющим и убедительным, Пушкин использует множество различных средств выразительности.

В стихотворении встречается побудительные предложения с восклицательной интонацией. Интересно, что поэт использует в них глаголы будущего времени («посвятим», «напишут»). В отличие от повелительного наклонения, такие формы глаголов не обладают приказным характером. Так Пушкин ненавязчиво мотивирует своего адресата.

Не обходится автор и без эпитетов («тихой славы», «пленительного счастья», «нетерпеливою душой»). Широко используются в тексте инверсии: «Души прекрасные порывы!», «Отчизны внемлем призыванье».

Чтобы добиться наиболее успешного воздействия на своего читателя, Пушкин обращается к сравнительным оборотам. Наиболее ярким, из представленных в тексте, является сопоставление чаяние свободы с ожиданием свидания. И автор, и его друг на тот момент – молодые люди, со свойственными им сердечными порывами, и такое сравнение весьма актуально для них.

На композиционном уровне можно наблюдать антитезу, так соотносятся между собой первая и вторая части.

Критика

Влиятельный литератор пушкинской эпохи Белинский относил «К Чаадаеву» к тем стихом, что прививает патриотизм, что в том числе помогает воспитать в читателе человека.

Друзья-декабристы горячо приняли это стихотворение, они видели в нём провозглашение своих идей, к тому же не без восхищения мастерством и талантом самого Пушкина.

В двадцатом веке С. Л. Франк в статье «Светлая печаль» подчеркивает двойственность пушкинского мышления: импульсивность и умиротворение, веселье и мука. Послание «К Чаадаеву» критик считает одним из тех стихотворений, что иллюстрируют эту особенность.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-k-chaadaevu-a-pushkin/

Пушкин – К Чаадаеву (Любви, надежды, тихой славы): Читать стихотворение Александра Пушкина – Стих на РуСтих

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина

Стихотворение «К Чаадаеву» имело огромное значение в судьбах самого Пушкина и многих его близких друзей. Возможно, оно повлияло и на все декабристское движение. Произведение было написано поэтом в очень раннем возрасте. В 1818 г.

он обратился к своему давнему и очень хорошему другу с посланием. Пушкин не собирался публиковать это стихотворение, так как прекрасно понимал опасность всех возможных последствий. Помимо его воли произведение стало быстро распространяться.

Острая направленность делало его чрезвычайно популярным в антиправительственных кругах. Власти довольно-таки быстро установили автора «непозволительных» стихов. Пушкин был отправлен в ссылку. На всю жизнь он становится объектом для подозрения с официальной стороны.

В демократическом и революционном лагере прославляют появление нового борца за свободу и справедливость.

Не секрет, что задолго до восстания декабристов среди образованных молодых людей ходили разговоры о необходимости коренных перемен. Сам Александр I, вступив на престол, невольно поддержал крамольные замыслы, заявив о своем стремлении к кардинальным реформам.

Молодые Пушкин и Чаадаев проводили много времени в политических разговорах, рисуя картину справедливого государственного устройства. После разгрома Наполеона постепенно приходит отрезвление.

Император показывает, что не намерен ослаблять могущество своей самодержавной власти.

Пушкин смело высказывает в стихотворении свои взгляды. Прошлые мечты он называет «юными забавами», которые постепенно исчезли. Но «под гнетом власти роковой» сохранилась надежда. Пушкин и будущие декабристы искренно верили в необходимость противостояния тирании. Они действовали не в личных целях и интересах, а ради благополучия своей отчизны.

Свержение самодержавия Пушкин сравнивает с восхождением «звезды пленительного счастья». Это будет означать пробуждение России к новой жизни. Увековечивание своей памяти потомками («напишут наши имена») Пушкин считает главной наградой за свою самоотверженную борьбу со злом и несправедливостью.

Произведение стало настоящим гимном декабристов. После указа о ссылке Пушкин невольно становится первой жертвой будущего восстания.

Вполне вероятно, что многие декабристы изменили свои взгляды на более радикальные под воздействием стихотворения и последовавшей за ним реакции. Великий поэт тесно общался со всеми будущими мятежниками и вполне мог разделить их участь.

Известно, что декабристы специально не посвящали его в свои планы, так как понимали значимость поэта для России.

Популярные тематики стихов

Читать стих поэта Александр Пушкин — К Чаадаеву на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-k-chaadaevu/

Критика «К Чаадаеву» Пушкин

История создания. Стихотворение написано в 1818 году — в петербургский период творчества Пушкина. Оно получило широкую известность, особенно в декабристских кругах, и стало распространяться в списках. Именно за такие стихи Пушкина постигла опала — он оказался в южной ссылке.

Много позже в 1829 году без ведома поэта это стихотворение в искаженном виде было опубликовано в альманахе «Северная звезда». Стихотворение адресовано конкретному человеку: Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794-1856), одному из близких друзей Пушкина еще с лицейских лет.

Читайте также:  Проект для начальной школы, 3-4 класс. любимое дерево нашей семьи

Кроме этого стихотворения, к нему обращены послания Пушкина «Чаадаеву» (1821), «Чаадаеву» (1824). Поэта связывала с Чаадаевым многолетняя дружба: их обоих характеризовали свободолюбивые настроения, стремление к изменению жизни в России, нестандартность мышления.

Чаадаев, как и многие лицейские друзья поэта, был членом тайного декабристского общества «Союз благоденствия», хотя впоследствии отдалился от этого движения, заняв свою весьма своеобразную позицию в вопросе о государственной власти и дальнейшей судьбе России, За публикацию «Философического письма», в котором были изложены эти взгляды, Чаадаев был объявлен правительством сумасшедшим — так самодержавие боролось с инакомыслием и свободолюбием. Не всегда позиции Пушкина, особенно в зрелые годы, совпадали с мыслями Чаадаева, но в 1818 году юный поэт видел в старшем друге человека, умудренного жизненным опытом, наделенного острым и порой саркастическим умом, а главное — свободолюбивыми идеалами, столь отвечающими настроению Пушкина.

Жанр и композиция. Для лирики Пушкина характерно стремление к трансформации устоявшихся жанров. В данном стихотворении мы видим проявление такого новаторства: дружеское послание, обращенное к определенному человеку, перерастает в гражданское обращение ко всему поколению, которое включает и черты элегии. Обычно стихотворение в жанре послания адресуется либо другу, либо возлюбленной и по тематике относится к интимной лирике. Меняя адресата своего стихотворения, Пушкин создает новое по жанру произведение — гражданское послание. Вот почему в основе его построения лежит обращение к товарищам: «Товарищ, верь…», по стилистике близкое к гражданским политическим стихам времен Великой Французской революции. Но в то же время композиция стихотворения, построенная как теза — антитеза, подразумевает наличие контраста. Именно так развивается поэтическая мысль: от элегического начала, проникнутого настроением грусти и печали, через противительный союз «но» («Но в нас горит еще желанье…») первая элегическая часть соединяется со второй, совершенно иной по настроению, чувству и мысли: здесь превалирует гражданская тематика, обличительный настрой. А завершение стихотворения, подводящее итог развития поэтической мысли, звучит ярким мажорным аккордом: «Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!»

Основные темы и идеи. Главная идея стихотворения — призыв к единомышленникам отойти от частных интересов и обратиться к гражданским проблемам. С ней связана вера поэта в то, что свободолюбивые мечты будут реализованы, и «отчизна вспрянет ото сна».

В концовке стихотворения звучит весьма редкая в творчестве Пушкина идея слома всей государственной системы, которая, по мысли поэта, произойдет в ближайшем будущем («И на обломках самовластья / Напишут наши имена!»).

Поэт-государственник чаще призывал к постепенным преобразованиям, идущим прежде всего от самой власти, как в стихотворениях «Вольность» и «Деревня». Можно считать, что столь радикальная позиция автора в стихотворении «К Чаадаеву» — свидетельство юношеского максимализма и дань романтическим настроениям.

Общий пафос стихотворения — гражданский, но в нем есть элементы романтического и элегического пафоса, особенно в первой части, что отражается в специфике ряда образов.

Впервые в этом стихотворении появляется характерное для дальнейшего творчества Пушкина соединение гражданской тематики с интимной — любовной и дружеской.

В связи с этим поэт поднимает проблемы гражданского долга и политической свободы в соединении с вопросами индивидуальной свободы и частной жизни человека, что звучало в то время крайне необычно. Рассмотрим, как развивается поэтическая мысль. Начало проникнуто элегическими настроениями.

Лирический герой, обращаясь к своему задушевному другу, с печалью вспоминает о том, что многие прежние его идеалы оказались «обманом», «сном»:

Любви, надежды, тихой славы  Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

https://www.youtube.com/watch?v=W56sQkPTsyE

Вся поэтическая лексика, вся образность первого четверостишия построена в стиле романтических элегий: тихий, нежил, сон, утренний туман. Что же осталось от дней уходящей юности? Нет уже ни любви, ни надежды.

Но, кажется, в этой привычной триаде не хватает какого-то слова? Конечно, нет первого из слов этого устойчивого сочетания — «веры». Это ключевое слово еще появится в стихотворении — оно оставлено для заключительной, ударной концовки, чтобы придать ей характер особого, почти религиозного воодушевления и убежденности.

Но переход от пессимистической тональности к мажорному звучанию происходит постепенно. Этот переход связан с образами горения, огня. Обычно уподобление страстного желания огню было характерно для любовной лирики.

Пушкин вносит в мотив огня совсем иное звучание: оно связано с гражданским призывом, протестом против «гнета власти роковой»:

Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой  Нетерпеливою душой 

Отчизны внемлем призыванье.

Далее следует столь неожиданное сравнение, что далеко не все даже близкие по образу мыслей и духу друзья-декабристы приняли его. Считалось, что сопоставление гражданской жизни с частной, соединение высоких патриотических мотивов с сентиментальными недопустимы.

Но Пушкин в этом стихотворении избирает поистине новаторский ход: он соединяет в единый и неразрывный образ понятия «свобода» и «любовь».

Тем самым он показывает, что свободолюбие и гражданские устремления так же естественны и присущи каждому человеку, как и самые интимные его чувства — дружба и любовь:

Мы ждем с томленьем упованья  Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой 

Минуты верного свиданья.

И тогда уже вполне логичен переход образа горения из области любовных чувств в сферу гражданских побуждений: 

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим 

Души прекрасные порывы.

Теперь очевидно, что обращение к другу переросло в призыв к вере в идеалы свободы и возможность их достижения, адресованный всему молодому поколению России. Недаром в последнем четверостишии употреблено другое, более высокое слово — «друг» заменяется на «товарищ».

А поэтический образ «звезды пленительного счастья», завершающий стихотворение, становится символом надежд на торжество идеалов гражданской свободы.

Художественное своеобразие. Послание «К Чаадаеву» написано излюбленным пушкинским размером — четырехстопным ямбом.

Помимо жанрового новаторства, с которым связаны особенности развития авторской мысли и построения стихотворения, оно отличается необычной художественной образностью.

Это отмеченное сравнение стремления к «вольности святой» и любви; метафорические образы «горения», эпитеты романтической окраски («под гнетом власти роковой», «минуты вольности святой»), метонимия высокого стиля («Россия вспрянет ото сна»). Особо следует подчеркнуть символический образ звезды — «звезда пленительного счастья», который вошел не только в русскую литературу, но и стал элементом сознания русского общества.

Значение произведения. Стихотворение стало этапным для творчества Пушкина, обозначив важнейшую для его поэзии тему свободы, а также ее особую интерпретацию.

В истории русской литературы оно явилось началом традиции соединения гражданской, свободолюбивой и интимной тематики, что подтверждается творчеством Лермонтова, Некрасова, романистикой второй половины XIX века, а затем переходит к таким поэтам XX века, как Блок.

Источник: http://libaid.ru/katalog/p/pushkin-aleksandr/4080-kritika-k-chaadaevu-pushkin

Анализ стихотворения Пушкина “К Чаадаеву”

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Стихотворения 1823-1836 / Анализ стихотворения Пушкина “К Чаадаеву”

  Скачать сочинение

    Послание адресовано старшему другу Пушкина. Он познакомился с П.Я. Чаадаевым (1794-1856) в 1816 г. Если поэт был еще лицеистом, то Чаадаев закончил Московский Университет, после чего, поступив на военную службу, участвовал в Отечественной войне ( в бородинском, тарутинском, Лейпцигском и других сражениях).

Несмотря на разницу жизненного опыта, в их воззрениях, в том числе общественно-политических, было много общего. Дружбу с Чаадаевым Пушкин называл «счастьем», высоко ценил его, сравнивая с великими деятелями античности – Брутом и Периклом:     Он вышней волею небес     Рожден в оковах службы царской.     Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес     А здесь он ¬¬¬¬¬¬¬¬¬– офицер гусарский.

     («К портрету Чаадаеву», 1820)     Обратимся к стихотворению. Перечтем первое четверостишие:     Любви, надежды, тихой славы     Недолго тешил нас обман… и т. д.     Как понять эти строчки? Очевидно, первая строфа говорит о мирных наслаждениях жизни, о надеждах на счастье, о литературной славе, славе мирной, тихой.

Именно в таком смысле следует понимать эпитет «тихая», который нередко кажется учащимся «неподходящим» к слову «слава». Но эти надежды на тихое, мирное счастье исчезли. «Дней александровых прекрасное начало» уже отошло в прошлое. Надежды на либеральные реформы не осуществились. В условиях прлитического гнета, бесправия и произвола мирное счастье, «тихая слава» невозможны.

Отмечаем простое, но сильное сравнение: «Как сон, как утренний туман». Ни от сна, ни от утреннего тумана, действительно, ничего не остается. На смену устремлениям к мирному личному счастью приходят гражданские чувства, желанья, связанные с политической борьбой.      Читаем вторую строфу. Обращаем внимание на два образа, возникающие в ней: «власть роковая» и «отчизна».

В сопоставлении этих двух образов возникает лаконично выраженная, глубоко трагическая тема тяжелого положения родины, народа под гнетом «роковой власти» всего четыре коротких стиха, но в них большой внутренний подтекст: у читателя возникает мысль и о крепостном рабстве, и о военных поселениях, и о жестоких расправах с поднимающимся народом. Отмечаем силу эпитета «роковая» власть.

В данном контексте он значит: жестокая, бесчеловечная. Родина названа «отчизной», т. е. отобрано из ряда возможных синонимов то слово, в котором есть оттенок сердечности, интимности. В разобранной строфе поэт сказал:»Но в нас горит еще желанье». Он говорит не только о себе, но выражает чувства и мысли многих.

О каком желании он говорит?      Перечитываем следующую строфу, из ее содержания это желание определяется: наступление «минуты вольности святой». О чем говорит слово «минута»? О быстром осуществлении «вольности», очевидно, о победе дела освобождения путем революционной борьбы. Что означает в данном контексте эпитет «святой»? Высокое понимание слова «вольность».

Сравнение «как ждет любовник молодой минуты верного свиданья» подчеркивает и искренность и силу нетерпения, и уверенность в осуществлении затаенного желания («верное» свиданье).      На этой строфе закончились глубокие размышления поэта, естественно подготовившие патриотический революционный призыв, заключенный в двух последних строфах.

     В двух последних строфах заключен призыв «отчизне посвятить души прекрасные порывы» и выражена уверенность в том, что «Россия вспрянет ото сна, И а обломках самовластья напишут наши имена!».      Что значат слова «обломки самовластья»? Падение самодержавия, революция и ее победа.

Какую же идею выдвигает поэт, к чему он призывает? К самоотверженному служению родине путем борьбы с самодержавием. Подлинный патриотизм неотделим для поэта от революционной борьбы. До призыва, заключенного в двух последних строфах, идут размышления поэта. Они и приводят к заключительному обращению к другу.      Обратимся к некоторым деталям.

Как называет поэт того, к кому обращается? «Мой друг» и «товарищ». Первое обращение понятно и привычно. Чаадаев – близкий друг поэта. Что несет второе обращение? Слово «товарищ» вносит новый оттенок – участник дела освобождения, соратник в борьбе. Что значит выражение: «Взойдет она, Звезда пленительного счастья?» Победа в борьбе за свободу.

Слово «звезда» в политической лексике эпохи часто символизировало революцию, восход звезды – победу дела освобождения. Рылеев и Бестужев назвали свой альманах «Полярной звездой».Кюхельбекер в одном из стихотворений писал:     Мы вместе помчимся туда,     Туда, где восходит свободы звезда.

    Поэтому именно это слово в послании, обращенном к политическом единомышленникам ( ведь поэт обращался не только к Чаадаеву), подходило лучше всякого другого слова (например, слово «заря») для того, чтобы вызвать нужную ассоциацию. Вообще, стихотворение включает целый ряд слов, характерных для политической лексики эпохи: «отчизна», «власть», «самовластье», «честь», «свобода».

Отметим еще, что такие слова высокого литературного ряда, как «внемлем», «упованье», «вспрянет», вполне соответствует высокому пафосу, которым проникнуто все послание.      Каким размером написано стихотворение? Четырехстопным ямбом. В разборе этого стихотворения мы не считаем необходимым делать какие-либо дальнейшие наблюдения над характером стиха. Каков его жанр? П о с л а н и е .

Дружеское послание – распространенный в те времена жанр; Пушкин к нему часто обращался, и в данном случае он вполне соответствует тону интимности и искренности, но, разумеется, «послание» вовсе не означало, что стихотворение предназначалось только для того лица, к которому обращалось. Оно рассчитано на широкий круг читателей. Отметим, что в дружеском послании поэт ставит большую патриотическую и революционную тему: любовь к родине и революционное служение ей воспринимается в единстве личных и общественных интересов. Образ поэта, отраженный в послании, прекрасен силой и непосредственностью патриотического чувства, поэтически выраженного.

     Философская лирика Пушкина горячо воспринималась читателями его времени. «К Чаадаеву» распространялось в сотнях списков (напечатать его, разумеется, нельзя было).

Впервые в совершенно изуродованном виде оно было помещено в альманахе М.А. Бестужева «Северная звезда» в 1829 г. Полностью стихотворение было напечатано только в 1901 г., т. е. через 83 года после его создания.

Читайте также:  Игры ситуации во второй младшей группе

Декабристы широко использовали послание к Чаадаеву как революционную прокламацию.

Добавил: 1302

147316 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00211181209119118873

А. С. Пушкин, “К Чаадаеву”: анализ произведения и характеристика героев :

Стихотворение «К Чаадаеву» датируется 1818 годом. Оно получило широкую известность, в особенности в декабристских кругах. Адресат этого произведения – Петр Яковлевич Чаадаев. Он был одним из ближайших друзей великого русского поэта еще со времен лицея.

Дружба Пушкина и Чаадаева

Анализ «К Чаадаеву» Пушкина можно начать с указания того факта, что поэта связывала с Чаадаевым долгая дружба – они оба характеризовались свободолюбивыми настроениями, желанием что-то изменить в жизни страны, нестандартным взглядом на вещи.

Как и многие другие приятели Пушкина, Чаадаев был одним из членов тайного общества декабристов под названием «Союз благоденствия».

Впоследствии он решил отказаться от членства и занял очень необычную позицию в вопросах о государственной власти и дальнейшего развития событий в России.

За публикацию своего «Философического письма» Чаадаев был объявлен тогдашним правительством сумасшедшим. В этом труде были изложены политические взгляды Петра Яковлевича.

В письме самодержавие противостояло свободолюбию. Позиции великого русского поэта не всегда совпадали с мнением Чаадаева.

Но в 1818 году Пушкин увидел в своем старшем друге человека, который был умудрен приобретенным жизненным опытом.

Жанр и композиция произведения

При подготовке анализа «К Чаадаеву» Пушкина можно подчеркнуть тот факт, что для творчества великого поэта характерна трансформация уже существующих литературных жанров. И в этом стихотворении читатель имеет возможность увидеть проявление стремления к новаторству: дружеское послание, которое поэт адресует отдельно взятому человеку, превращается в послание всему народу.

Преобразовывая жанр своего стихотворения, великий русский поэт создает произведение, принадлежащее к новому жанру. Он называется гражданским посланием. Поэтому в его основе и лежит обобщение, выраженное словами «Товарищ, верь…». По своей стилистике стих близок к произведениям времени Великой Французской революции.

Тема, основная мысль

В анализе «К Чаадаеву» Пушкина необходимо указать и основную тему произведения. Это призыв уйти от повседневных, частных забот, обратиться к общественным интересам.

Именно с ней и связана вера великого русского поэта в то, что его мечты о светлом будущем будут реализованы.

В заключительной части стихотворения звучит достаточно редкая для творчества великого русского поэта идея о сломе всей тогдашней государственной системы, который, по мнению Пушкина, должен осуществиться в ближайшее время.

Новаторский ход поэта

Готовясь к анализу «К Чаадаеву» Пушкина, школьник может указать, что еще одной особенностью этого произведения является соединение двух тематик – гражданской и дружеской. В связи с этим стихотворение звучит достаточно необычно.

Сравнение ожидания «вольности святой» с теми переживаниями, которые охватывают юного любовника, нетерпеливо ждущего следующей встречи с девушкой, было воспринято неоднозначно даже друзьями по духу и близкими людьми великого русского поэта. Однако в этом месте Пушкин совершил действительно новаторский ход.

Он соединил в единое целое два понятия – «свобода» и «любовь». И этим поэт продемонстрировал, что для людей свобода так же важна, как и привязанность к другому человеку.

Мотивы стихотворения

Начало произведения характеризуется элегическими настроениями. Обращаясь к своему другу, лирический герой вспоминает дни молодости, он с печалью осознает, что многие из его прежних идеалов оказались «обманом».

Поэтическая лексика, наполняющая первое четверостишие, построена в духе романтической элегии. Осталось ли что-нибудь от минувших юных лет? Уже нет ни любви, ни надежды.

Однако внимательный читатель заметит, что в этой триаде не хватает еще одного компонента – веры.

И это слово еще появится в заключительной части стихотворения, чтобы придать ей особый акцент. Однако переход от пессимистического настроя к воодушевлению происходит постепенно. И эта перемена связана с образами огня, горения.

Страстное желание, которое похоже на всепоглощающий огонь, обычно свойственно любовной лирике.

Но в этом произведение данный мотив обретает новое звучание – он связан с открытым протестом против вседозволенности власти, что также можно упомянуть в анализе «К Чаадаеву» Пушкина.

Кратко его содержание можно описать так: обращение к другу постепенно перерастает в открытый призыв к свободе, возможность достижения ее высоких идеалов. Поэтический образ в заключительной части стихотворения – «звезда пленительного счастья» – становится настоящим символом победы идеалов свободы человека и гражданина.

Стихотворение и декабристы

Анализ лирического стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина показывает, что в последних строках произведения читатель видит открытый призыв автора к свободе, свержению установившегося самодержавия. Эта дерзкая мысль, которая прозвучала в произведении великого русского поэта, была высказана впервые.

Он уже не верил многочисленным обещаниям царя что-то изменить в стране, и афишировать свое мнение по этому поводу не собирался. Многие биографы подтверждают этот факт. Произведение было доставлено адресату, а сам поэт благополучно о нем забыл.

Но к этому моменту Чаадаев был не только одним из участников тайного масонского общества, но и членом организации будущих декабристов.

Стихотворение великого поэта участники этой организации восприняли в качестве открытого призыва к активным действиям. Они искренне поверили в то, что «на обломках самовластья напишут наши имена».

По прошествии времени заговор против царя был раскрыт, и немало представителей знатных дворянских фамилий было сослано в Сибирь.

Пушкин неоднократно укорял себя за неосторожность, сожалея, что не мог разделить участи своих близких друзей, и считая, что именно произведение «К Чаадаеву» заставило их совершить попытку государственного переворота.

Анализ «К Чаадаеву» Пушкина по плану

План литературного анализа произведения может быть следующим:

  1. Автор и название.
  2. Тема, основная мысль (призыв к свободе).
  3. Ритм стихотворения, размер.
  4. Художественные средства (перечислены ниже).
  5. Мнение школьника о произведении «К Чаадаеву».

Средства выразительности

Стихотворение написано четырехстопным ямбом – это также необходимо указать в анализе стиха «К Чаадаеву» Пушкина. Кратко перечислим основные художественные средства произведения. В нем используются следующие средства художественной выразительности. Во-первых, это оксюморон – «тихой славы».

По определению известность не может быть тихой, и поэтому в данной фразе сочетается несочетаемое. Во-вторых, поэт использует сравнение – «как сон, как утренний туман». Здесь этот художественный прием более чем уместен. Ведь и сон, и туман исчезают, не оставляя за собой следа.

Точно так же бесследно уйдет и обман «любви, надежды…».

В произведении используется метафора – «горит желанье». Стремление, охватывающее лирического героя, оказывается настолько сильным, что оно сравнивается со стихией огня. Бушующая стихия олицетворяет бунт, революционные настроения.

Подобное значение имеет и метафора «свободою горим». В произведении используется немало эпитетов – «нетерпеливою душою», «святая вольность». Свобода является высшей ценностью, воспеваемой в произведении.

Обращения, используемые в стихотворении, подчеркивают его принадлежность к жанру гражданского послания: «Мой друг», «Товарищ».

Также анализ стиха «К Чаадаеву» Пушкина показывает, что в нем применяется и прием инверсии – «нежил нас обман», «но в нас горит еще желанье». Читатель найдет также метонимию – «на обломках самовластья». Здесь великий русский поэт имеет в виду разрушение самодержавия. Также используется прием синекдохи.

Если произведение рассматривать в качестве послания ко всему народу, то обращения «товарищ», «мой друг» будут передавать целое (весь народ) через его часть (товарищ, друг). В стихотворении используется и прием олицетворения: «Россия вспрянет». Отечество воспринимается как нечто живое, что умеет чувствовать.

Источник: https://www.syl.ru/article/360487/a-s-pushkin-k-chaadaevu-analiz-proizvedeniya-i-harakteristika-geroev

Анализ стихотворения Пушкина К Чаадаеву 9 класс

Это послание в стихотворной форме Пушкина своему близкому другу Петру Чаадаеву. Поэт очень дорожил его дружбой, бесконечно ему доверял и  делился с ним своими тайными мыслями и желаниями.

Поэтому именно ему он пишет о  произошедших с ним изменениях и вспоминает время юности, когда они много разговаривали и мечтали о славе и служении отечеству.

А теперь все  эти мечты рассеялись и разбились о горькую действительность.

Стихотворение написано во время царствования Александра I,который сначала позиционировал себя как либерал и реформатор, но  все его правление сопровождалось жесткими репрессиями. И поэт понял, ничего хорошего не произойдет, пока в стране господствует самодержавие.

При этом он замечает, что в нем не погасло стремление изменить к лучшему судьбы Родины. И не все потеряно пока, есть  желание и вера в свободу, которая обязательно придет. Поэт сравнивает свою любовь к Родине с чувством  любовника перед первым свиданием. Он пребывает в радостном возбуждении и ожидании.

Эти стихи были написаны не для печати. Но когда Чаадаев прочитал его близкому кругу своих знакомых, то оно так понравилось, что его тут же начали переписывать, и передавать из рук в руки.

В результате это послание стало ходить по стране, будоража умы. Оно стало своего рода гражданским посланием к лучшим представителям просвещенной молодежи.

Здесь впервые Пушкин открыто призывает к свержению самодержавия.

Идея веры в победу над самовластием так вдохновляла, что это произведение стало неофициальным гимном декабристов, среди которых было много друзей поэта.

И позднее, после жестокого подавления восстания, Пушкин корил себя за то, что его послание сыграло определенную роль в окончательном решении членов тайного общества «Союз благоденствия» выйти на сенатскую площадь.

Анализ стихотворения К Чаадаеву Пушкина для 9 класса

Жанр данного стихотворения А.С. Пушкина – дружеское послание, которое адресовано его другу по Царскосельскому лицею Петру Яковлевичу Чаадаеву.

Особенностью данного жанра является свободная форма выражения своих мыслей, кроме адресата чаще всего оно подразумевало обращение к читателю.

Говоря о личности Чаадаева необходимо отметить, что он отличался демократическими взглядами, был защитником свободы личности.

Особенностью данного послания является то, что личный взгляд на события сочетаются в нем с патриотическими, гражданскими призывами. Поэт убежден в грядущей свободе.

Сюжет стихотворения – это становление личности, как гражданина, формирование его гражданской позиции. В начале стихотворения юношеские мечты и стремленья сталкиваются с реальной жизнью:

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман,..

Они недолговечны и исчезают, как утренний туман.

Антитезой к первому четверостишью звучат все последующие строки стихотворения. У поэта и его современников не смотря на “гнет власти” есть желание послужить Отчизне.

Только теперь перед нами поэт-гражданин, который ждет минуты вольности, как молодой любовник ждет минут верного свиданья. А.С.

Пушкин в этом стихотворении прямо выражает свою гражданскую позицию, призывая посвятить товарища и современников служению «Отчизне” своих душ “прекрасные порывы».

Он надеется и призывает верить, что Россия способна пробудится ото сна, и наградой за служение Родине станет свобода и память о тех, кто боролся для достижения этой свободы.

И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Автор при написании послания широко гражданскую лексику близкую по духу декабристам («власть», “свобода”, «отчизна», «самовластье», “товарищ” «гнет») и характерные для жанра послания обращения к собеседнику. Рифма стихотворения перекрестная, размер – четырехстопный ямб, придающий звучанию ясность, четкость и точность.

В стихотворении автором использованы художественные средства: эпитеты ,«прекрасные порывы», олицетворение «Россия вспрянет», метафоры «звезда пленительного счастья», сравнения «как сон» и т.д. В произведении присутствуют такие стилистические фигуры, как инверсия («вольности святой») и единоначалие («пока… пока…»).

9 класс

Анализ стихотворения К Чаадаеву по плану

Анализ стихов автора:

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/k-chaadaevu-9-klass

Ссылка на основную публикацию