Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «рукотворный мир»

Занятие по экономике «Природа и рукотворный мир»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Рукотворный мир»

Занятие проводится с целью ознакомить детей с  понятием «природа», помочь детям определить, что относиться к природному миру; подвести детей к пониманию того, что одни материалы встречаются в природе, а  другие — производятся людьми.

Ключевое слово: «природа», «рукотворный мир».

Материалы для проведения занятия: карточки с изображение природы.

Ход занятия

Вводная часть.

Божья коровка.

– Дети, здравствуйте! Вы когда-нибудь видели божью коровку. Как она выглядит. А какие слова нужно говорить, когда она приземляется к тебе на ладошку. Давайте представим, что у вас на руке сейчас божья коровка. Что вы ей скажите.

1. Терминологическая часть.

Воспитатель рассматривает с детьми понятие «природа».

– Ребята, а где живет божья коровка? (в лесу, в поле, на дереве, в цветке) Как одним словом можно всё это назвать? Природа. Все цветы, все деревья, кустарники, все бабочки, птички, звери, рыбы и насекомые — это всё природа.

— Но к природе относятся и земля, и вода в морях и океанах, и воздух, и солнечное тепло — и всем этим мы с вами пользуемся.

— А подумайте, пользуемся ли мы с вами тем, что относиться к природе? (воздух, вода, земля, растения…)

Воспитатель рассматривает с детьми понятие «рукотворный мир».

– Дети, подумайте, всё ли что нас окружает можно назвать природой. Например, стулья и парты. Откуда они появились? Их создал человек. Всё то, что было создано руками человека относиться к рукотворному миру и это уже не природа.

Почти все вещи, которые нас с вами сейчас окружают, сделаны руками человека. Но давайте подумаем, из чего они сделаны.

Воспитатель знакомит детей с технологией производства бумаги.

– Вот, например, тетради, которые лежат перед вами. Можно сказать, что это природа? Правильно, нет. Разве вы видели, чтобы на деревьях росли тетради. А из чего делают бумагу? — из дерева. (краткий рассказ технологии). Вот и получается, что тетрадь сделана руками человека, но материал для её производства берется у природы — и это деревья.

Физкультурная минутка.

Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок.

(Энергичные движения плечами).

Стоп! Сели. Травушку покушали. Тишину послушали.

(Приседания)

Выше, выше, высоко Прыгай на носках легко!

(Прыжки на месте)

Беседа  об необходимости бережного отношения к природе.

– Дети, все говорят, что нужно к природе относиться бережно. А вы как думаете? Что нужно для этого делать?

— Скажите, а нас можно назвать частью природы. Да, ведь нас не сделал человек. Поэтому плохо относясь к природе, мы плохо относимся к самим себе.

2.   Игровая апробация материала.

Дидактические игры.

Игра – обобщение «Природа».

Правила игры. Воспитатель предлагает детям устно найти лишнее слово и определить, что объединяет остальные слова.

Озеро                                              Цветок

Океан                                             Ручей    

Заяц               ВОДА                      Дерево            РАСТЕНИЯ

Река                                                Куст

Поле                                                Жук

Луг                                                   Шкаф

Лес                  ЗЕМЛЯ                    Воздух                 ПРИРОДА

Стул                                                  Вода

3.   Вариативная часть.

(Эту часть занятия воспитатель проводит по собственному усмотрению.)

Развитие речи.

Работа над загадками.

Воспитатель предлагает детям разгадать загадки и определить, являются ли отгадки природой или  нет.

Нехожена дорожка Посыпана горошком.

(Небо, звезды)

Рассыпался горох На тысячу дорог.

(Звезды)

В нее льется, из нее льется, Сама по земле плетется.

(Река)

Отец горяч и красен, Бывает он опасен, А сын взовьется птицей – К отцу не возвратится.

(Дым)

Без рук, без ног, зато с рогами, А ходит он под небесами.

(Месяц)

Он в мундире ярком, Шпоры для красы. Днём он – забияка, Поутру – часы.

(Петух)

Лежит — молчит, Подойдешь — заворчит. Кто к хозяину идет, Она знать дает.

(Собака)

Чайника подружка Имеет два ушка, Варит кашу, суп для Юли. И зовут её…

(Кастрюля)

Будет вкусная еда С золотою коркою, Если пользуешься ты… С тефлоном

(Сковородкою)

Под елкою, Под осинкою Стоит мальчик-с-пальчик, На нем кафтанчик, Шапка красненька.

(Гриб)

Изобразительная деятельность.

Изображение предметов.

Детям предлагаться нарисовать любой предмет, относящийся к природе.

Заключительная часть.

– Дети, сегодня мы узнали, что мы с вами как и растения, и животные, тоже относимся к природе. Поэтому мы должны с вами должны заботится о природе и бережно к ней относиться.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/zanyatie-po-ekonomike.html

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей, карточки для скачивания. познавательное видео для детей о живой и неживой природе.

Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.

Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса «Растем с Родной тропинкой». Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.

Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем.

Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки  и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей».

И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.

В дидактических играх  не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.

В дидактических играх дети узнают о том, что  предметы вокруг них  бывают разные.

Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).

Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа. 

К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.

  • К неживой природе относятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы,  реки и моря.
  • К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.

К миру рукотворному относятся наша одежда  и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.

Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга? 

Очень хорошо объясняется детям, что такое природа  и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение».  Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.

Из каких  царств состоит мир природы? 

Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы»  по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств

А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим  и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.

Дидактическая игра 1.  «Живая и неживая природа»

Материал к игре

  • Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
  • Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
  • Две куклы или другие игрушки.

 Ход игры

Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.

Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.

  • Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
  • А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы  закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
  • Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок  и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.

Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.

Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.

Скачать картинки к игре «Живое и неживое»

Скачать картинки к игре «Живая и неживая природа» бесплатно можно по этой ссылке.

 Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир

В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.

Материалы к игре

Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира  (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа,  и др.).

Ход игры

Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».

Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.

Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.

Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.

Примеры таких пар  в карточках к игре:

  • цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
  • солнце — лампочка,
  • ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
  • бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
  • планета Земля — игрушечный мячик,
  • паутина — рыболовные сети,
  • ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
  • клешни рака — клещи как инструмент человека,
  • снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
  • мышка живая — мышка компьютерная.

Скачать картинки к игре

Картинки к игре «Природа и рукотворный мир», подготовленные Мариной Анатольевной, можно скачать  бесплатно по этой ссылке.

Интересные материалы — игры, рассказы в картинках, задания для детей по ознакомлению с окружающим миром — Вы найдете в рубрике «Мир вокруг нас». 

Популярные статьи:

— Какие бывают самолеты? Зачем нужны самолеты? Познавательная сказка в картинках, развивающие задания для детей. 

— Грибы в познавательных сказках, рассказах, картинках и развивающих заданиях для детей. 

— История утюга в загадках, картинках, стихах и видео для детей. 

— Сказка о зимующих и перелетных птицах. 

— Зимующие птицы в картинках, загадках, познавательных рассказах, играх, стихах и развивающих заданиях для детей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/priroda-i-rukotvornyj-mir-didakticheskie-igri-dlya-detej/

Занятие по познавательному развитию6 Люди мечтают

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект познавательного занятия

в подготовительной к школе группе

«Люди мечтают»

Составила:

Столбова Н.В.,

воспитатель

Югорск

2011

Тема: «Люди мечтают…»

Цель:Познакомить с творчеством человека — изобретателя и обогатить знания детей о мире открытий и изобретений.

Задачи:

Образовательная:

Расширить кругозор детей о профессии изобретатель;

Формировать представления детей о рукотворном и природном мире, что все в мире взаимосвязано;

Систематизировать знания детей о правилах изобретателя.

Развивающая:

Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.

Воспитательная:

Вызвать желание у детей исследовать и наблюдать мир природы, обращаться к прошлому и сказкам.

Материал:

Презентация «Люди мечтают…»

Игра «Что было – что стало»

Игра «Сказочные мечты»

Пеналы для слого-звукового анализа слов

Алгоритм для слого-звукового анализа слов

Предметные картинки на каждого ребенка

Ход занятия

Методы и приемы Содержание
Дети заходят в группу и становятся в полукруг.Включить 1 слайд Ребята, к нам сегодня пришли учителя из школы, давайте их поприветствуем, сначала как дети из детского сада, а теперь как первоклассники.
Дети садятся на стульчики перед экраном. А теперь пройдите на стульчики.Сегодня на познавательном занятии мы поговорим с вами об интересной профессии – изобретатель.Как вы думаете, чем занимается изобретатель?Изобретатели улучшают существующие устройства.Какими качествами характера должен обладать изобретатель?Способность к изобретательству можно развивать.А вы хотите быть изобретателями.Этому сегодня мы и будем учиться.
Игра «Что было – что стало»Включить 2 слайд Для того чтобы стать изобретателем нужно знать правила.Чтобы узнать первое правило, мы поиграем в игру «Что было – что стало».Возьмите картинки объектов прошлого.Я буду поднимать объекты, которые изобретены в современном мире.Чья картинка соответствует моей, будет хлопать.Первое правило.Чтобы что-то изобрести – можно посмотреть, что было в прошлом.
Игра «Сказочные мечты»Включить 3 слайд Для того, чтобы узнать второе правило изобретателя, мы поиграем в игру «Сказочные мечты»Люди, когда придумывали сказки, тоже мечтали, и в волшебных сказках есть волшебные предметы-помощники.Давайте их вспомним (дети называют волшебные предметы)Возьмите по одной картинке и встаньте парами. Подойдите к учителям и объясните, почему вы встали вместе.Второе правило.Чтобы что-то изобрести – можно вспомнить сказки.
Динамическая пауза Теперь немного разомнемсяРаз – два – три – четыре – пять –В лес отправимся гулять.            (Обычная ходьба).По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.        (Ходьба «змейкой”).Может быть, и под листочкомСладку ягоду найдем.На носочки дети встали, по дорожкам побежали.   (Бег на носках).И на каблучках пойдем,Через лужи перейдем.     (Ходьба на пятках).Отдохнули, вот и славно.Поговорим теперь о главном.
Игра «Природный мир – рукотворный мир».Включить слайды с 4 по 9. Чтобы познакомиться с третьим правилом изобретателя мы поиграем в игру «Природный мир – рукотворный мир».Человек заметил, что есть животные, которые лучше него видят, слышат, улавливают запахи. Кабан (показываю рисунок кабана). Посмотрите, какие у него острые клыки. Ловко он справляется ими со своей добычей. Посмотрел на него человек и придумал нож. И с тех пор люди стали наблюдать за природой и делать много полезных и нужных вещей.Посмотрите на слайды.Третье правило.Чтобы что-то изобрести – можно понаблюдать за природой.
Пальчиковая гимнастика Волна Светит полная лунаЗа волной бежит волна,Ветер веет на просторе,И всю ночь волнует мореВолн спокойных мерный шумУсыпляет праздный ум…Но так долго вредно спатьНам давно пора вставать.Отдохнули, вот и славно.Поговорим теперь о главном
Дети берут пеналы и садятся за столы. Все изобретатели имеют право на авторство.А чтобы получить авторское право на изобретение, нужно уметь писать.Давайте и мы, будущие изобретатели, поучимся писать, но пока с помощью схем.Возьмите себе картинку, и сделайте слого-звуковой анализ слова по алгоритму.Кто готов, тому можно позвать учителей и воспитателей и проанализировать слово по алгоритму.Кто все рассказал, наведите порядок на столе и проводите гостей на места.
Игра «Секретики детства»Воспитатель заносит большое блюдо, со свечой, наливает в него воду и зажигает свечу, дети опускают свои кораблики и отвечают на вопросы. За то, что вы сегодня на занятии были настоящими авторами правил изобретателей, я хочу вам подарить кораблики мечты, мечтайте и будете изобретателями. Предлагаю подходить к нашему волшебному океану, ответить на мои вопросы и запустить свой кораблик в страну мечты.
Рефлексия Как называется профессия, о которой сегодня мы говорили?Какими качествами характера должен обладать изобретатель?Какое первое правило изобретателей мы узнали? Какое второе правило изобретателей мы узнали? Какое третье правило изобретателей мы узнали?Наблюдая за слоном, какой объект рукотворного мира изобрели?Чтобы не портились продукты, какое изобретение придумали люди?Можно ли путешествовать по миру, не выходя из дома? Как?Назови сказочный объект соответствующий телевизору.Может ли человек общаться с другим человеком, который находится в другой стране? Как?
Читайте также:  Успенский «о недостатках»

© , 2018

Источник: http://sundekor.ru/referat/ucheba/zaniatie-po-poznavatelnomu-razvitiiu6-liudi-mechtaiut/

Презентация – Природа и рукотворный мир

Слайды и текст этой презентации

Природа и рукотворный мир

Ты и я живём на Земле.

На ней растут деревья, кустарники, травы. Живут разные животные: звери, птицы, насекомые, рыбы, лягушки, змеи, черепахи…

Нас окружает прозрачный воздух. По земле текут ручьи и реки. По небу плывут облака. В ясную погоду светит солнце, а ночью — луна и звезды.

Природа — это все, окружающее нас во вселенной.

Солнце, Луна, звезды, земля, вода, воздух — неживая природа.

Жёлтая тарелка на небе висит. Жёлтая тарелка всем тепло дарит.

По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает.

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок. Собрались овечки у небесной речки.

Как над речкой, над рекой Появился вдруг цветной Чудо мостик подвесной.

Серебристый занавес с неба вдруг спустился. Серебристый занавес каплями пролился. Уронила занавес тучка, представляешь? Что за чудный занавес? Может, угадаешь?

Это что за невидимка Хлопает в саду калиткой, На столе листает книжку, Шорохом пугает мышку, Сорвал с бабушки косынку, Покачал в коляске Димку, Поиграл листвой, поверьте! Ну, конечно, это…ветер

Растения, животные и человек — живая природа. Они двигаются, питаются, растут, размножаются и умирают.

На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар.

Стоит в саду кудряшка – Белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое?

Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растёт. Но на вкус кислейший он, А зовут его …

Он трубит, но не трубач, Всеми признанный силач. Стоя спит под пальмой он. Догадались? Это…

Два ведра речной воды Загружает он в горбы. Уважает всякий труд Флегматичный пан …

Рыжая, пушистая На ёлочке живёт. Крепкими зубками Орешки грызёт.

Нельзя называть природой только то, что сделано руками человека.

Я на кухне самый нужный Для семьи большой и дружной! Я готов служить всегда И стоит на мне еда! Все тарелки, ложки, кружки, Мои верные подружки, Не посыпятся на пол, С ними вместе друг их …

Поднимает кверху кузов – Избавляется от грузов.

Живая природаНеживая природаСделано руками человекаК какой из данных групп относится тигр?Живая природаНеживая природаСделано руками человекаК какой из данных групп относится дом?Живая природаНеживая природаСделано руками человекаК какой из данных групп относится радуга?Кто не относится к неживой природе?следующий слайд

Какие предметы сделаны руками человека?

конецОформление: Елены Берюховой. Сайт: «Школа АБВ» http://www.shkola-abv.ru

Молодец!

Подумай!

Источник: http://lusana.ru/presentation/27129

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.

2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.

3. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:

– закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

– учить пользоваться пипеткой.

Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

1. Развивать у детей фонематический слух.

2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

3. Учить отгадывать загадки.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2. Проведение экспериментов с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».

5. Чтение художественной литературы  по теме «Вода».

6. Наблюдениеза водой на прогулке.

Материал для занятия: кроссворд, прозрачные стаканчики, пипетки, пуговицы, картинки, молоко, гуашь, ватные палочки, моющее средство, схемы.

Ход занятия.

Часть 1

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. Помогут нам в этом загадки.

Он так бесстрашен и могуч,

Что не боится горных круч-

Привык он с них всю жизнь срываться

И головою вниз бросаться,

И, поднимая тучи брызг,

О камни разбиваться вдрызг!

(водопад)

Над лесами, городами,

Над просторами полей

Проплывают караваны

Небывалых кораблей.

Держат путь вокруг земли

Эти чудо корабли.,

(облака)

Меня ждали,

Меня звали,

Показался – убежали.

(дождь)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем

Ищем, ищем – не найдем.

(роса)

Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода».

Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды.

Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).

Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)

Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).

Теперь мы знаем ключевое слово, и я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т.е. какая она вода?

(Дети садятся за столы)

Часть 2

Опыт 1 «Вода не имеет вкуса»

Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы детей)

А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.

Вывод: вода не имеет вкуса.

На фланелераф выставляется схема.

Опыт 2 «Вода не имеет запаха»

Ребята,  понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ответы детей )

Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком.

Вывод: вода не имеет запаха.

На фланелеграф выставляется схема.

Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная».

Ребята, что произойдет с водой , если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды).

Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим  пуговицы? (ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.

Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».

Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а дети –Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать.

Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой(капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).

Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.) Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.

Часть 3 

Игра-эксперемент «Цветное молоко»

  1. Налейте молоко в тарелку.

  2. Добавьте в него по несколько капель краски. Старайтесь делать это аккуратно, пользуйтесь пипеткой, чтобы не двигать тарелку.

  3. А теперь хотите верьте, хотите нет, но мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите что произойдет! Молоко начнет двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

Часть 4

Итог занятия

Подвести  детей к выставке детских работ и иллюстраций на тему « Вода», спросить чем они сегодня занимались, что нового узнали о воде, понравилось ли им занятие, и что понравилось больше всего?

Источник: https://gigabaza.ru/doc/73506.html

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным миром для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники дома и в детском саду»

Макарова Н. П. Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным миром для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники дома и в детском саду» // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 30-32. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/56/2214/ (дата обращения: 09.10.2018).



Методическая информация

Цель: Дать представление о предметах-помощниках, облегчающий труд в быту, через развивающие игры.

Занятие носит интегрированный характер (ознакомление с окружающим миром + ИЗО + развитие речи), включает в себя игровые элементы. Закрепляются знания о бытовых приборах. Формируется у детей ретроспективный взгляд на предметы, преобразовывать, создавать и видеть новое в старом, знакомом, привычном. Применение элементов ТРИЗ раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.

Задачи:

Образовательная:

– учить детей системному рассмотрению бытовых приборов в квартире и в детском саду.

Развивающая:

– развивать память, мышление, творческое воображение, интерес к разным видам бытовых приборов;

Читайте также:  Тематическое занятие в детском саду. старшая группа

– развивать навыки творческой, исследование работы.

Воспитывающая:

– воспитывать чувство осторожности, взаимопомощи;

– умение работать в подгруппах;

– гордость за людей труда.

Методы иприемы:

– словесные (беседа, описательный рассказ);

– наглядные (рассматривание иллюстраций, целевая прогулка, наблюдение, экскурсия);

– практические (игры-экспериментирования, система обследовательских действий (погладить, надавить).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о бытовых приборах, отгадывание загадок и придумывание детьми, экскурсия по детскому саду (кухня, прачечная), экскурсия в магазин “Бытовые приборы”, беседа с детьми на тему “Электричество все может, в каждом деле поможет”. Посещение музея “Предметы прошлых лет”.

Оборудование:

– картинки и карточки с изображением бытовых приборов;

– бытовые приборы в оригинале-кукольные: утюг, пылесос, мясорубка, видеомагнитофон, нож, фен, радио, иглы (в игольнице), сантиметр, телефон, магнитофон, электробритва, швейная машинка, ножницы, пила, весы;

– бумага, фломастеры;

– фотоальбом.

Содержание занятия

Воспитатель. Здравствуйте. Я очень рада вас видеть! Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу и нашим гостям: “Доброе утро!”, друг другу улыбнемся, подмигнем и заниматься с вами начнем.

Цель: создание чувство единства детей и взрослого.

Воспитатель. Ребята как вы думаете, что это лежит у меня на столе?

Дети.

Воспитатель. Да, это фотоальбом, а для чего он нужен? (Ответы детей) Вчера, когда вы все ушли домой я увидела этот фотоальбом и решила посмотреть, вспомнить детей, которые когда-то ходили в наш детский сад, вспомнила чем интересным мы занимались.

Ребята раньше мы фотографии распечатывали и хранили в специальных альбомах, и когда хотелось их посмотреть брали в руки фотоальбом, а как вы думаете, нашей всей группе удобно смотреть фотоальбом? (Ответы детей) Правильно дети, тогда как же нам всем вместе можно посмотреть наши фотографии у нас с вами тоже есть что вспомнить! (Ответы детей).

Беседа (фронтальная форма).

Воспитатель. Я предлагаю вам посмотреть ваши фотографии на экране, чтобы всем было хорошо видно. (Рассматриваем несколько фото и вот фото с посещения музея) А вот познакомьтесь с историей утюга и стиральной машины. (просмотр картинок) Ребята давайте вспомним, какие предметы вы запомнили из посещения музея и для чего они нужны?

Дети.

Воспитатель. Сегодня мы рассмотрим и вспомним удивительные предметы, которые помогают нам в быту и какими они были до наших дней. Предлагаю вам ребята разделиться на две подгруппы, а помогут вам кружки расположенные на спинке вашего стула. Одна подгруппа с красными кружками, а другая с желтыми. Вы ребята собираете цепочку как появилась лампочка, другая …

Д.и. (по подгруппам)

— Ребята, давайте посмотрим вокруг себя! Что мы видим?

— Правильно, предметы. Все эти предметы создал человек.

— Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны предметы?

— Предметы нам нужны для того, чтобы играть, учиться, работать и отдыхать. С помощью предметов мы питаемся, ухаживаем за своим телом.

Воспитатель. Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с заданием, а вы любите отгадывать загадки? (Ответы детей) Тогда слушайте (дети загадывают загадки).

Д/и «Доскажи словечко».

Облегчит нам общение.

Ускорит сообщение,

Весь день трезвонит он,

Домашний (телефон).

Этот чудо-аппарат

Любит пыли аромат.

И не сказка, это быль.

Мне ответьте на вопрос:

Что же это? (пылесос)

Если, перед тем как спать,

Книжку хочешь почитать,

Лампу на стене включай

И лежи себе читай.

Да читай хоть до утра!

Свет подарит тебе … (бра).

В полотняной стране,

По реке простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперёд,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать. (утюг).

В кухне сейф. В нём детвора,

Прячу холод с севера.

Положу в него продукты:

Мясо, рыбу, соки, фрукты,

И включу рубильник,

Сейф мой- … (холодильник).

Днём и ночью две подружки

Двигаются друг за дружкой.

Длинная одна такая

И короткая другая.

И короткой не до шуток:

Счёт ведёт она минутой!

Спросите у них сейчас-

Скажут вам, который час. (стрелки часов)

Воспитатель. А сейчас пришла пора поиграть нам детвора.

— Ребята, какие все молодцы. А давайте тоже потикаем, как часики.

Физкультминутка.

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так!

Налево тик, направо так,

Мы тоже можем так-

Тик-так, тик-так!

— Развитие речевого дыхания и голоса Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Дз-з-з-з-з-з». Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» — «Вжи-вжа-вжо».

— Развитие мелкой моторики. Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.

Что за шум на кухне этой?

Будем жарить мы котлеты.

Мясорубку мы возьмем.

Быстро мясо провернем.

Миксером взбиваем дружно

Все, что нам для крема нужно.

Чтобы торт скорей испечь,

Включим мы электропечь.

Воспитатель. Замечательно вы были очень внимательными, а вот и все ваши отгадки перед вами на столе. Все эти предметы нужно разделить на две группы, предметы которыми пользуется мама — выбирают девочки, а мальчики выбирают предметы для папы. (Дети делят предметы на две группы)

Воспитатель. А сейчас каждый из вас выберет любой предмет и расскажет, для чего он нужен?

Д.и. «Для чего нужен предмет?

Дети.

Это — утюг. Он гладит мятое белье.

Это — телефон. Можно позвонить бабушке.

Это — ножницы. Они необходимы для разрезания бумаги, ткани.

Воспитатель. Давайте, посмотрим, как утюг гладит мятое бельё. Гладим детскую мятую футболку. (Экспериментирование с утюгом, гладим, не включая в розетку, затем включаем и повторяем) А какие предметы помощники есть у нас в детском саду?

Дети.

Воспитатель. Ребята, сейчас, возьмите рабочие листы и внимательно послушайте задание: Предлагаю вам подобрать пару к каждому предмету и соединить их линей, будьте внимательными, выполняя задание.

Дидактическая игра «Что было — что есть» подбери пару.

Воспитатель. Ребята пока вы выполняли задание, наши гости не скучали, они придумали для вас правила опасности при использовании бытовой техники. Послушайте их.

Гости показывают и рассказывают правила опасности при использовании бытовой техники.

Воспитатель. Спасибо вам уважаемые гости.

Ребята, слышите какой-то шум, кто бы это мог быть? Давайте посмотрим, кто здесь живёт в нашем уголке.

Дети с воспитателем заглядывают в уголок.

— Ой, кто же это?

Дети отвечают, что это домовёнок Кузя, который пришел к нам из мультфильма.

— Правильно, ребята, только вот смотрите, кажется он всё перепутал в своём жилище. С помощью пылесоса он пытался приготовить обед, с помощью плиты постирать, с помощью электрочайника прибрать в доме. Давайте поможем ему и расскажем, для чего какой предмет используется.

Дети рассказывают и наводят порядок в домике. Проводится д/и «Опиши предмет».

— Вот какие молодцы, ребята! Вот и Кузе помогли. Давайте поиграем с ним.

—Электроприборы — это чудо? Жить без них нам будет худо. Ребята рассмотрите эти чудо предметы.

Литература:

  1. Дыбина О. В. ИЗ истории пылесоса. Журнал “Обруч”, № 3, 2000г., стр.20–22.
  2. Дыбина О. Б. Рукотворный мир. Москва, 2000г.
  3. Ульянова В., Голосова Е. Символы, спасающие жизнь. Журнал “ Обруч” № 1, 2002г., стр. 40–41.
  4. Самойлова О. Н. Технологические цепочки по использованию элементов ТРИЗ и методов РТВ в работе с дошкольниками. Ульяновск, 1996г.
  5. Страунинг А. М. Росток, Программа по ТРИЗ — РТВ для дошкольного возраста, Обнинск, 1996г.

Основные термины (генерируются автоматически): предмет, воспитатель, ребенок, ребята, детский сад, Ответ детей, посещение музея, бытовая техника, стиральная машина, правило опасности.

Прежде всего ребёнку нужно рассказать, познакомить с тем какие опасности могут подстерегать человека в повседневной

‒ Не играй со стиральной машиной — это очень опасно.

Вторая, предметы с которыми детей родители должны научить обращаться, иголки, ножи или ножницы.

Консультационный пункт как форма сопровождения детей, не посещающих детский сад.

Ребёнок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны.

Для того чтобы этого не произошло,помните простые правила.

И воспитатели детского сада должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.

Наглядный (использование изображения). Воспитатель показывает на мониторе предметы, которые летают (стрекоза, ракете) и задает детям вопросы «если…

Дети едут на машине, (Ходьба в парах, держась за плечи впереди стоящего.) Смотрят на дорогу —.

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад, эмоциональное состояние, предмет.

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая деятельность, предмет, главная задача, Словарная…

Вопрос — ответ.

5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями.

Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1982. 13. Эльконин Д. Б. Психология игры.

Оплата и скидки. Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

– Не покидая здания ДОУ можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада

Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения / Отв. ред. М. Ю. Юхневич.

Так ребёнок опытным путём знакомится с предметами, которые перемещаются при помощи колёс.

2. Посещение музеев (политехнического или биологического) или игр — занятий

7. Журнал «Дошкольная педагогика», № 4/2011. 8. Журнал «Ребёнок в детском саду», № 4/2014.

дорожное движение, знак, воспитатель, ребенок, игра, ребята, дошкольный возраст, проезжая часть, дорога, безопасное поведение. Сценарий детско-родительской гостиной «Правила дорожного…»

Источник: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2214/

Дыбина Ольга Витальевна – Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий, Страница 7, Читать книги онлайн

Ход занятия

Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены металлические предметы (кастрюля, иголка, утюг и др.), и спрашивает: «Что это за предметы? Из чего они сделаны?» Дети отвечают, а педагог дополняет, конкретизирует их ответы: металл гладкий, блестящий, серебристого цвета, острый, прочный, твердый.

Воспитатель рассказывает детям, что существуют материалы, созданные человеком, из которых изготавливают разные вещи, например, кастрюли, часы, окна, телевизоры, автомобили и т. д. Объясняет, что к материалам, созданным руками человека, относятся: металл, стекло, пластмасса, резина и др.

Напоминает, что существуют материалы природного происхождения (дерево, глина, камень), из которых тоже изготавливают полезные предметы – столы, стулья, посуду и др.

Рассказывает, что металл – это материал, созданный человеком, он обладает разными свойствами и качествами; посуда из металла может быть чугунной, алюминиевой; посуда из чугуна (горшки, сковородки) отличается прочностью, стойкостью к высоким температурам; посуда из алюминия серебристого цвета, она прочная, легкая, хорошо моется.

После рассказа воспитателя о свойствах и качествах металла в группу неожиданно входит Робот. Он говорит, что проходил мимо, случайно услышал, что в группе рассказывают о металле, и решил заглянуть. Воспитатель просит Робота рассказать ребятам немного о себе. Робот сообщает, что он сделан из металла.

Раздает детям металлические пластинки, предлагает потрогать и погладить их (дети убеждаются в том, что металл гладкий), рассказывает, что металл может быть стойким к высоким и низким температурам. Спрашивает, какие дети знают предметы из металла и какими свойствами и качествами может обладать металл.

Дети отвечают: металл твердый, прочный и т. д.

Робот показывает детям несколько металлических предметов, спрашивает, из чего они сделаны. Дети определяют особенности формы, структуру поверхности (путем ощупывания), температуру; рассматривают предметы, выделяя характерные признаки, например металлический блеск.

Воспитатель спрашивает, что произойдет с этими предметами, если их опустить в воду (они утонут), если оставить на солнце (нагреются, обладают теплопроводностью), просит назвать свойства и качества металла.

10. В гостях у кастелянши

Программное содержание. Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши. Подвести к пониманию целостного образа кастелянши. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к ней.

Материал. Халат помощника воспитателя с оторванным карманом, инструменты для шитья.

Ход занятия

Воспитатель сообщает ребятам, что утром Галина Ивановна (помощник воспитателя) пожаловалась, что у нее оторвался карман на халате. Халат выглядит неряшливо, некрасиво. Она очень расстроилась.

Обращается к ребятам с вопросом: «Как можно помочь Галине Ивановне?» Дети предлагают пришить карман. Воспитатель напоминает: «Но мы не можем это сделать, ведь у нас нет швейной машины, а ручной шов непрочный.

К кому в детском саду можно обратиться за помощью?» Дети называют имя кастелянши – Мария Ивановна. Воспитатель предлагает сходить к ней и попросить пришить карман.

Педагог и дети отправляются в мастерскую кастелянши. Подойдя к двери, воспитатель предлагает детям постучаться, поздороваться и попросить о помощи. Мария Ивановна здоровается с ребятами и приглашает пройти в ее мастерскую.

Дети сообщают, что у помощника воспитателя оторвался карман на халате, его надо пришить.

Кастелянша соглашается помочь: «Для этой работы в моей мастерской есть все необходимое: швейная машина, стол для раскройки и маленькие помощники – какие?» Дети называют помощников: ножницы, сантиметровая лента, мел, линейка, иголки, нитки, пуговицы, тесьма, резинки.

Читайте также:  Занятие по пожарной безопасности в старшей группе детского сада. тема: лесной пожар

Воспитатель и дети интересуются у кастелянши, для чего ей столько шкафов. Мария Ивановна предлагает посмотреть, что находится в шкафах: ткань, костюмы, белье, клубки с тесьмой, катушки ниток.

Мария Ивановна говорит, что в своей мастерской она устроила все так, чтобы было удобно работать. Воспитатель интересуется у Марии Ивановны, что она наметила сделать сегодня.

Кастелянша сообщает, что ей необходимо пришить вешалки на сшитые полотенца и сшить шторы для медицинского кабинета.

Воспитатель спрашивает у детей, какие вещи, сшитые руками кастелянши, они видели в детском саду.

Дети перечисляют: шторы, полотенца, уголки отдыха, чехлы, покрывало на кроватках, фартуки для дежурных, костюмы для праздников.

Кастелянша отмечает, что ребята очень внимательные, заметили много изделий, сделанных ее руками; пришивает карман на халате на швейной машине, дети наблюдают процесс труда.

Воспитатель благодарит кастеляншу за работу, отмечает, что она выполнила ее быстро и красиво. Интересуется у детей: «Что случилось бы, если бы в саду не было Марии Ивановны?» (Ответы детей.)

Воспитатель подводит итог: «Трудом Марии Ивановны создаются уют и комфорт в детском саду. Какая Мария Ивановна как мастер? (Трудолюбивая, аккуратная и т. д.) А какая Мария Ивановна как человек?» (Ласковая, добрая, вежливая, внимательная.) Воспитатель соглашается с детьми и предлагает поблагодарить Марию Ивановну за ее труд, за помощь, за внимание.

Мария Ивановна благодарит ребят за добрые слова и дарит для группы красивое полотенце, которое она вышила. Приглашает приходить, если будет нужна ее помощь. Воспитатель сообщает, что Мария Ивановна заботится не только о детях и сотрудниках детского сада, но и о своей семье.

Мария Ивановна. Я очень люблю свою семью. Вот здесь на фотографии мой муж, дети Настя и Маша, и я. Я о них забочусь: готовлю еду, убираюсь, стираю белье, хожу в магазин; мне помогают мои дети. А еще я люблю вязать вещи для своей семьи. Посмотрите, какие варежки я связала для всех членов семьи.

Источник: https://romanbook.ru/book/9703634/?page=7

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе

Тема: «Приготовление фруктового салата»

Проектировочный компонент

Реализация содержания программы в образовательных областях:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое».

Виды детской деятельности: формирование целостной картины мира, трудовая деятельность.

Участники: дети и воспитатель подготовительной группы.

Цель: формировать у детей представление о том, что всё в природе взаимосвязано.

Задачи:

Образовательные:

 – обобщать и систематизировать знания о фруктах;

– продолжать пополнять знания о живой и неживой природе и их взаимосвязи;

– дать знания о цикле развития плодовых деревьев;

– закрепить умение пользоваться схемами при описании фруктов;

– закрепить технику безопасности при пользовании опасными предметами;

– дать элементарные представления о приготовлении салата.

Развивающие:

– развивать любознательность и познавательную активность;

– приобщать к познавательно – исследовательской деятельности;

– развивать словарный запас;

– упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных;

– развивать вкусовые анализаторы.

Воспитательные:

– воспитывать культурно – гигиенические навыки;

– воспитывать элементарные трудовые навыки и умения;

 – воспитывать бережное отношение к природе.

Целевые ориентиры дошкольного образования: развивать любознательность,  познавательную мотивацию; развивать интерес к  причинно – следственным связям в природе; формировать уверенность в себе и положительное отношение к разным видам труда.

Предварительная работа: рассматривание муляжей, картинок с фруктами и композиций из них, натюрмортов; беседы о сборе урожая осенью, загадывание загадок; продуктивные виды деятельности на тему «Фрукты».

Словарная работа: тропические, экзотические, лоза, лиана, салатник, заправлять, ингредиент.

Материал и оборудование: иллюстрации и картины из серии «Фрукты», «Фруктовый сад»; схема описания фруктов; набор фруктов; йогурты; нарезанные на мелкие кусочки фрукты на блюдце; фартуки; ножи; салатники; доски; ложечки; поднос, клеёнки.

Организационный компонент

I. Воспитатель приглашает детей пройти и занять свои места на стульях, расположенных полукругом на ковре. Перед детьми стол, на котором стоит накрытое полотенцем блюдо.

– Сегодня вас ждёт интересное и полезное занятие, но сначала я хочу предложить вам отгадать загадки. Отгадаете, узнаете, что спрятано здесь.

Отгадывание загадок:

1. Весит на ветке колобок

    Блестит его румяный бок.   (яблоко)

2. Знают этот фрукт детишки,

    Любят есть его мартышки.

     Родом он из жарких стран.

    В тропиках растет … (банан)

3. Этот плод продолговатый,

   Витаминами богатый.

   Его варят, его сушат,

   Называется он…. (груша)

4. С красным боком и мохнатый,

   Очень сочный он и сладкий.   (персик)

5. Я и чёрный, я и белый,

   Я и ловкий, я и смелый.

   Я без лестниц, без ступеньки

   Влезу на любые стенки.    (виноград)

6. Есть в саду фруктовом чудо,

   Листья ярче изумруда,

   Серебристые цветы,

   Золотистые плоды.

   Маленькие, сочные,

   Витаминами полны,

  Для здоровья всем нужны. (мандарины)

По мере отгадывания загадок, воспитатель достаёт фрукты и укладывает на поднос.

– Как всё это можно назвать одним словом, что это? Почему?

– Как называются одним словом деревья, на которых они растут? (фруктовые). Давайте назовём:

    Яблоко – яблоня.

    Груша – груша или грушевое дерево.

    Банан растёт на кусте, который называется банан.

    Персик – персик или персиковое дерево.

   Киви – лиана – вьющееся растение, которое при помощи усиков цепляется за любую опору.

   Виноград – растёт на кустарнике, побег которого называется – лоза, это  вид лианы.

   Мандарин – мандарин или мандариновое дерево.

– Любой из этих фруктов можно описать по схеме, давайте вспомним.

Воспитатель показывает схему:

Апельсин – фрукт – растёт на апельсиновом дереве во фруктовом саду – он сладкий и сочный – круглый и оранжевый – твёрдый и сверху покрыт кожурой – можно есть сырым, а можно отжать сок.

– Есть фрукты, которые растут у нас в стране, это … помогайте называть: яблоко, груша, персик, виноград   мандарин.

– А есть фрукты, которые растут только в жарких странах, у нас они не могут дозреть, не хватает    температуры. Растут они только в тропиках, назовите, какие: бананы, киви, манго, ананас. Эти фрукты  называются тропические или по – другому – экзотические. Экзотические, значит, необычные для наших  мест и у нас они не растут.

– Ребята, как выдумаете, фрукты – это природа? Живая или неживая? Докажите.

Живая природа – они растут, питаются, дышат, размножаются и, к сожалению, умирают.

– Давайте и мы подвигаемся, ведь человек тоже – живая природа.

Физминутка:

Мы пойдём сегодня в сад,  (ходьба)

Где деревьев много в ряд.

Соберём мы урожай,

– Поскорей корзину дай!

Или купим дар любимый,

Вкусный, витаминный:

Яблоки, бананы, груши.   (загибают пальцы)

Апельсины, виноград.

Им зимою каждый рад.

Будем мы варить компот.     (ходьба на месте)

Фруктов нужно много. Вот. (показать руками – много)

Будем яблоки крошить,        (пальчиками)

Грушу будем мы рубить,     (рубят ребром ладони)

Отожмем лимонный сок,     (выжимают, как бельё)

Слив положим и песок.  

Виноград добавим, вот.    (имитируют, как кладут, насыпают песок)

И получится – компот,   (как будто мешают ложкой: одной, потом другой рукой)

Угостим мы всех вокруг,

Ты мой друг и я твой друг.

Получайте витамины.

Яблоки, бананы, груши,

Виноград и апельсины.

Не болейте никогда –

Будьте крепкими всегда!

 II. Воспитатель продолжает:

– А как вы думаете, живой природе, человеку нужна другая живая природа – фрукты, почему?

Ответы детей.

– Фрукты содержат много витаминов, клетчатку, макро – и микроэлементы, которые нужны человеку для    того, чтобы быть здоровым:

  Апельсин, лимон и мандарин – богаты витамином С. Особенно нужны зимой, чтобы бороться с    вирусами и бактериями.

  Яблоко – богато железом, нужно для того, чтобы кровь была хорошей  и крепкие сосуды. А ещё  пектином для работы желудка и кишечника.

  Груша – источник витаминов группы В для прекрасного самочувствия и выносливой нервной системы.

  Бананы – богаты калием для сердца и мозга.

  Виноград – содержит фолиевую кислоту для укрепления иммунитета и природный сахар – глюкозу,  которая даёт энергию всему организму.

 Киви – источник кальция для крепких костей.

 – Давайте проследим, какой путь проходят плодовые деревья в своём развитии, прежде, чем мы купим    фрукты в магазине. Чем является фрукт для дерева? В какое время года люди собирают урожай?

Цикл развития плодовых деревьев:

  1. Семечко или косточку (показывает)сажают в землю. Что нужно для роста? Земля, богатая микроэлементами, вода, солнце, воздух. Значит для живой природы – требуется участие неживой.
  2. Из семечка появляется росток, который постепенно становится деревом, опять же благодаря неживой природе. За деревцем ухаживает человек – живая природа. Значит, живой природе нужна помощь и живой природы.
  3. Потом на дереве распускаются цветы, которые опыляют насекомые, перенося пыльцу с одного дерева на другое. Если насекомые этого не сделают, плод не завяжется. Опять помощь живой природы.
  4. Плод сначала маленький, незрелый и невкусный. Для того, чтобы он стал большим, сладким и румяным нужна помощь неживой природы.
  5. Затем человек съедает плод и семечко опять попадает в землю.

– Ребята получается, что плодовые деревья в своём развитии проходят непрерывный круг и ему  обязательно нужна помощь, как неживой, так и живой природы.

Физминутка:

Это яблоко, оно                         (ладошки протягивают вперёд)

Соку сладкого полно.              (руки в стороны)

Руку поднимите,                       (руки вверх)

Яблочко сорвите.  

Ветки очень высоко                  (руки вверх)

И добраться нелегко.

Стал ветер яблоньку качать,   (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать.           (подтянулись)

Я подпрыгну, подтянусь,         (подпрыгнули)

Руки вверх я протяну                (потянуться)

И быстро яблочко сорву!       (хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко!                       (встали)

Оно                                           (руки в стороны)

Соку сладкого полно.           (имитация: пьют сок)

– Осенью фрукты привозят в магазин, где мы их и покупаем. А можно есть фрукты сразу там? Почему? А  можно фрукты есть, сорвав с дерева? Почему?

– Ну а теперь давайте проверим, хорошо ли вы знаете фрукты на вкус.

Дид /игра «Отгадай на вкус».

– Фрукты можно есть в сыром виде, так они наиболее полезны. А что ещё можно из них приготовить?

Ответы детей:

– компот, варенье, джем, торт, пирог, морс,

– сок: из яблок – яблочный;

          из груш – грушевый;

          из мандаринов–мандариновый;

          из апельсинов – апельсиновый;

          из персиков – персиковый;

          из винограда – виноградный;

          из бананов – банановый.     

– А ещё можно засушить фрукты и получатся – сухофрукты. Для чего их используют? Можно также фрукты  заморозить, так сохраняется много витаминов. А можно приготовить салат и выложить его вот в такую  посуду, которая называется салатник. Как будет называться этот салат?

Салаты бывают разные, но у каждого свой рецепт. Посмотрите на поднос и назовите рецепт нашего  блюда, из каких ингредиентов он будет приготовлен. Ингредиент – это составная часть.

Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать для того, чтобы приступить к приготовлению салата? Да,  помыть руки с мылом и одеть фартуки. Почему? А так же, как вы уже сказали, нужно  помыть и сами  фрукты.

III. Дети надевают фартуки и моют руки. Потом встают вокруг стола рядом с разделочными досками.

– Для того, чтобы наш салат получился вкусным, нужно фрукты очень мелко порезать ножом, Нож – это опасный предмет. Кто мне расскажет почему, и как с ним надо обращаться?

Дети под контролем педагога режут все фрукты и складывают в миску.

– Как вы думаете, готов наш салат? Почему? А я думаю – нет, это просто кусочки фруктов, чего – то не хватает. Чтобы наше блюдо стало вкуснее нужно заправить его йогуртом. Заправить – значит добавить ещё какое – нибудь вещество, чтобы было вкуснее. Этим веществом и будет йогурт. Из чего его изготавливают? 

 – Йогурт сделан руками человека – это рукотворный мир, но делают его из молока, которое даёт нам живая природа – корова.

Воспитатель заправляет салат.

– Вот наш салат и готов. Салат – это природа или рукотворный мир?

– Фруктовый салат – это рукотворный мир, он сделан руками человека, но мы приготовили его из плодов живой природы – фруктов.

– Вы все были молодцы, хорошо потрудились сегодня, я думаю, что салат получился очень вккусный. Ну а  теперь, давайте уберём свои места, вымоем руки и попробуем наш салат.

Источник: https://kudlivskaya-nfdou12.edumsko.ru/articles/post/404912

Ссылка на основную публикацию