Беседа о культуре общения для учащихся начальных классов

Формирования культуры общения младших школьников

Беседа о культуре общения для учащихся начальных классов

Бурцева Дария Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ «Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова»

Томпонского района Республика Саха (Якутия)

Формирования культуры общения младших школьников

Одним из основных принципов Концепции обновления и развития национальных школ является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, его духовным и нравственно – этическим традициям. Нами была составлена программа игрового факультатива для учащихся начальных классов.

В программу включены теоретические и практические занятия с учащимся. Практический материал игрового факультатива был составлен с учетом национально – регионального компонента. Одновременна с проведением факультатива в классе во все предметы гуманитарного цикла были включены элементы фольклора.

Методика проведения игрового факультатива и элементы включение народных игр в предмете гуманитарного цикла в целях формирования культуры общение младших школьников.

Наблюдение, беседы с опытным педагогами, изучение педагогической литературы позволяют говорить о том, что дети играют сами в самые различные игры, которые помогают педагогу без проведения специальных исследований определить уровень культуры общение младших школьников т.е. взаимоотношения детей в коллективе, межличностные отношения.

В качестве исходных позиций для нашего исследования принимаем следующие психолого – педагогические идеи об особенностях младшего школьного возраста в формировании культуры общения:

  • У ребят младшего школьного возраста формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим и к самим себе;
  • Возрастет интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах, поступках, формируется самооценка;
  • Появляются и становятся существенными новые условия развития личности, а именно – собственные требования к себе, к своей культуре общения;
  • Складываются моральные взгляды и оценки;
  • Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости;
  • Важным фактором развития является коллектив сверстников, значение коллективных отношений, расположение к нему товарищей, их оценка его поступков;
  • Важна роль игры.

Дети этого возраста любят подвижные, творческие, сюжетные игры. В играх и жизни их привлекают нравственно – психологические качества: смелость, решимость, выдержка, верность другу. Игра помогает детям справиться с переживаниями, беспокойством, страхом, неуверенностью в себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства со сверстниками. Игра дает возможность каждому проявить себя, добивать лучших результатов во всех отношениях, т.е. игра – для всех и во благо всем. Включение игрового факультатива, основанного на традициях народа Саха, в систему учебных дисциплин – процесс сложный. Но у начальной школы есть определенный опыт проведения внеклассных мероприятий по этике, эстетике, культуре поведения и т.п. игровой факультатив раскрывает учащимся значение и сущность традиций народа саха, основных нравственных понятий, формирует начальные критерии нравственной оценки ребенка себя и других, дает примеры и образцы для подражания, обеспечивая необходимые предпосылки управления свои поведением. За основу формирования культуры общения младших школьников были взяты такие качества: доброжелательность, милосердие, верность слову, умение прощать, скромность. С учетом возраста учащихся начальных классов работа по формированию культуры общения проходила следующим образом:

  • Основное внимание уделяется ознакомлению детей с правилами культуры поведения в школе, общение, внешнего вида, отношение к учебе, труду, этике.
  • Формирование культуры общение (доброты, честности, доверия, вежливости) основывается на необходимости следовать нравственным правилам.

Расширяется круг этих правил, усложняются ситуации, где их надо применять, обогащается культура общения младших школьников, углубляясь и усложняясь. Контакты с другими людьми – особая сторона культуры общения, поэтому необходимо постепенно подводить школьников к мысли о том, что именно знание правил общения поможет им выстроить гармоничные отношения. Иначе человеку трудно будет жить.

Программа игрового факультатива

Сентябрь Балаган ыйа – «Төрөөбүт түөлбэҕин эн таптаа»: посещениекраеведческого музея им. Героя Федора Матвеевича Охлопкова; проведение поисковой работы «Мои предки».

Октябрь Алтынньы ый – «Идэhэ ыйа»: классный час о содержании домашнего скота, какую помощь оказывают дети; встреча с ветеранами труда; беседа «о труде коневода»; классный час «Идэһэ бырааhынньыга».

Ноябрь Сэтинньи ый – «Байанай алгыhа»: посещение краеведческого музея им.

Героя Федора Матвеевича Охлопкова, знакомство со стендом «наши известные охотники»; беседы с учениками 2,3 классов по темам «Береги лес», «Птицы нашего леса», «О труде охотника», «О труде рыбака»; творческая работа: Аман ос, остуоруйа; поисковая работа: билгэ, алгыс; конкурс рисунков; классный час «Булт умсулҕана».

Декабрь Ахсынньы ый – «Остуоруйа дойдута»: конкурс «Якутские народные сказки»; конкурс сочинений «Я выдумываю волшебную сказку»; посещение сельской библиотеки; инсценировка сказки.

Январь Тохсунньу ый – «Танха ыйа»: беседы с родителями, родственниками о старинных гаданиях, сбывались ли они; выступление фольклорного коллектива «Эллээйик»; встреча со старшеклассниками в якутском балагане при музее имени

Героя Федора Матвеевича Охлопкова «Вокруг камелька»; классный час «Танха киэhээтэ».

Февраль Олунньу ый – «Хомуhун, тыл ыйа»: встреча с руководителем литературного объединения «Даадар»; посещение выставки книг в сельской библиотеки, беседа о народных писателях; классный час «Ийэ тылга Норуон — Норгуй».

Март Кулун тутар – «Олонхо ыйа»: встреча с руководителем кружка олонхо; конкурс рисунков на тему «Дьулуруйар Ньургун Боотур»; инсценировка «Дьыл о5уhа».

Апрель Муус устар– «Айыыhыт ыйа»: конкурс стихов песен «Родной край»; конкурс тойуков; классный час «Айыыhыт сиэрин тутус».

Май Ыам ыйа – «Ыhыах»: поисковые работы, народные игры и др.; классный час «Ыhыах сахалар угэстэрэ».

Июнь Бэс ыйа, Июль От ыйа, Август Атырдьах ыйа – «Иэйэхсит ыйа»: поисковая работа «Сайылыкка көhүү».

Источник: http://kk.docdat.com/docs/index-422110.html

Беседа о культуре поведения для начальной школы

Цель: помочь учащимся осознать важность сохранения правил поведения, принятых в обществе, необходимость их соблюдения.

Ход беседы

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Вступительное слово учителя.

— Друзья, мы с вами много раз говорили на одну из важных тем в нашей жизни: о вежливости, о воспитанности. Много классных часов посвятили культуре речи, культуре общения, побывали в гостях, сами принимали гостей. Девочки накрывали на стол в ожидании гостей.

Такие встречи, беседы мы проводили в каждом классе, но чем вы становитесь взрослее, старше, тем требовательнее вы должны быть к себе, тем воспитаннее, дисциплинированнее. Назовем это так: «Вежливость на каждый день». Сегодня мы с вами как бы подводим итог цикла наших с вами бесед.

Я думаю, что вы будете внимательными и активно примете участие в нашем разговоре.

II. Основная часть.

Учитель. Как только не называют наш век — атомный, космический, кибернетический! Но есть у нашего времени важная особенность, которая позволяет назвать его веком общения. Мы учимся, работаем, бываем в кино, на концертах, занимаемся спортом, ходим в кино…

У каждого из нас в течение одного дня происходят десятки, а то и сотни контактов, с другими людьми в школе, на улице, в магазине, в библиотеке… Контакт — это прикосновение к человеку.

Это может быть б уроков за партой с товарищем, часы напряженной работы с напарником у станка, минутный разговор в коридоре, взгляд, которым обменялись прохожие. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, доброжелательны они или раздражены и грубы, нашли ли правильную линию поведения.

Это очень важно — найти правильную линию поведения. Ведь люди все разные. Есть у итальянского писателя Джанни Родари сказка о путешественнике Джаваннино Периджорно. Этот Джованнино в своих путешествиях попал однажды в страну Соломенных людей. Они вспыхивали не только от огня, но даже и от горячего слова.

Жители страны Восковых людей были мягкими, податливыми, со всем соглашались. А Стеклянные люди отличались такой хрупкостью, что могли погибнуть от неосторожного прикосновения.

— Как вы думаете: что хотел сказать нам, читателям, Д. Рода- ри? (Дети высказывают свое мнение, после чего учитель подводит итог.)

Не надо путешествовать, чтобы встретить подобных людей. У каждого из вас есть такие знакомые, которые могут вспыхнуть, вспылить от одного слова, есть товарищи, которые во всем соглашаются с вами или, наоборот, всегда готовы спорить. Вы встречались с людьми, обижающимися из-за пустяков, с ребятами самодовольными и хвастливыми.

Среди ваших друзей есть, наверное, спокойные, уравновешенные, нетерпеливые, несдержанные. Конечно, для каждого из них нужна, как мы говорим, своя линия поведения. Хвастуна, например, хорошо осаживает шутка или даже насмешка. Но если ваш товарищ не уверен в себе или новичок в вашей компании, от шуток в его адрес лучше воздержаться.

— Какие мы? Каждый, наверное, составил о себе какое-то представление. Насколько оно совпадает с тем, что думают о вас люди? Многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

— Какими же способами можно воспользоваться, чтобы выяснить, в каком свете выглядите вы в глазах окружающих?

Игра «Школа мнений».

В нее играют не только дети, но даже взрослые. Составляется перечень важных человеческих качеств. Каждый участник ставит за это качество оценку самому себе, а потом предлагает по этим же параметрам оценить себя другим людям.

Когда обе шкалы мнений будут готовы, можно сравнить свою собственную самооценку с оценками других. На основе подобного сравнения можно сделать вывод о том, над чем нужно работать.

Попробуйте оценить себя по следующим качествам:

— вежливость;

— хорошие манеры;

— культура речи;

— гостеприимство;

— осанка;

— походка;

— умение одеваться со вкусом;

— чувство юмора;

— знание правил этикета.

Разбор ситуаций.

Очень полезно наблюдение за поведением окружающих. У древнего восточного мудреца спросили: «У кого ты научился благовоспитанности?» «У невоспитанных, — ответил мудрец. — Я избегал делать то, что делали они».

— Доводилось ли вам наблюдать ситуации, в которых люди проявляли свою невоспитанность? Приведите примеры.

Дети приводят свои примеры.

III. Заключительная часть.

— Нет, пожалуй, на Земле народа, племени, которые не признавали бы законов гостеприимства. Примеров можно привести много. И все эти законы были глубоко человечны и помогали людям жить.

Есть среди правил этикета такие, смысл и происхождение которых сейчас, в наше время, понять уже трудно.

Почему, например, хлеб с блюда берут рукой, а не вилкой? Почему при знакомстве люди прежде всего называют свое имя? Почему девочке следует идти справа от своего спутника? Почему при встрече и приветствии мужчины снимают головной убор? Например, возникновение последнего обычая объясняют по- разному.

В одних книгах написано, что он возник в Древнем Риме, где рабы, встретив свободного гражданина, должны были обнажать обритую голову. Другие авторы считают, что он возник в Средневековье, когда рыцари снимали шлемы, оставляя голову незащищенной в знак проявления доверия.

Трудно сейчас установить, какое из этих предположений более правильное. Чаще всего на разные «почему» мы получаем один ответ «Так принято».

Так принято! Воспитанный человек должен знать обычаи, уважать мудрость предков, выполнять традиционные нормы поведения.

Источник: http://bibliotekasch69.ucoz.net/publ/uchiteljam/v_pomoshh_pedagogu_nachalnykh_klassov/beseda_o_kulture_povedenija_dlja_nachalnoj_shkoly/7-1-0-197

Беседа с учащимися 9-11 классов: «Культура общения»

Лысенко Ирина Юрьевна

МБОУ СОШ №18 г. Ставрополь

Социальный педагог

Беседа с учащимися 9-11 классов:

«Культура общения»

Вступительное слово:

«Слово — это полководец, ведущий в бой. Это музыкант, прикасающийся к дремлющим струнам человеческой души; знайте, к какой струне прикоснуться, и она зазвучит дивной музыкой.

В минуты вот таких бесед о сокровенном и высоком я прикасаюсь к струнам, которые называются: Гражданственность, Человечность, Честь, Достоинство. Я обращаюсь непосредственно к живой душе каждого человека.

..» (ВЛ. Сухомлинский).

Что такое наша речь? (ответы учащихся)

Речь — это не просто ряд звуков, которые мы механически произносим. Язык это система условных знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенный смысл и значение. Речь — это сам человек. Это результат нашего мышления.

Это и характер человека, который определяет его как личность. Это то незаменимое средство, при помощи которого люди взаимодействуют, сотрудничают и находят взаимопонимание. Общение— обмен информацией, а язык есть система знаков.

Общение между людьми осуществляется не только посредством языка, но и при помощи многих других знаков: научных символов (в математике, физике др.), знаков искусства (ноты в музыке, символы изобразительного искусства), морской сигнализации, знаков дорожного движения.

Для вас, учащихся, это еще и воспроизведение в речевом общении полученных вами знаний. Это очень важный момент их усвоения. Ваша речь — это отражение уровня вашего интеллектуального и культурного развития. Если человек умеет правильно пользоваться словом, то это оказывает огромное влияние на рост его авторитета.

Читайте также:  Классный час по пдд, 2-3 класс. разработка

Слово сказанное, произнесенное чаще оказывает более сильное влияние, чем написанное. Речь человека должна быть ясной и доходчивой, образной, эмоциональной и убедительной.

Как Вы считаете, какие нормы и правила речи относятся к понятию «культурная речь»? Давайте обсудим Ваши варианты и запишим их на доске. (ответы учащихся)

Культу­ра речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил, среди которых важнейшими являютя:

1) содержательность — продуманность и предельная информативность выражений; истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что нужно, но не более того;

2) логичность — обоснованность, и последовательность изложения, в котором все ведущие положения взаимосвязаны, и подчинены единой мысли.

3) доказательность — достоверность, понятность и обоснованность доводов, которые должны наглядно показать собеседнику, что все, о чем говорится, существует в реальной действительности и носит объективный характер;

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/socialnaja-pedagogika-psihologija/53200-beseda-s-uchaschimisja-9-11-klassov-kultura-o.html

Классный час «Секреты общения»

Классный час «Здравствуйте, ЛЮДИ! или секреты общения» был проведён в 2011-2012 учебном году в рамках краевой тематической Недели вежливости. Автор разработки — учитель начальных классов Ефименко Лариса Сергеевна.

Цель: формировать навыки культурного общения.

Задачи:

  • сформировать представления учащихся о необходимости позитивного общения;
  • формировать навыки вежливого общения;
  • подвести учащихся к мысли, что общение является формой интереса к другому человеку;
  • создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в рабочих группах и в целом в классе;
  • повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Оформление на доске: плакаты, заготовка на ватмане, заготовка ладошек, фломастеры.

Плакаты:

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. (А.Сент-Экзюпери)

Нет большего счастья, чем чувствовать, что люди любят тебя и радуются твоему присутствию. (Ш.Бронте)

Наслаждение общением – главный признак дружбы. (Аристотель)

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим об общении (слайд 3). Общение —одна из основных потребностей человека.

Общение – это обмен информацией и эмоциями между людьми, оно является основным средством самоутверждения личности.

Человеку обязательно надо разговаривать с другими, строить взаимоотношения, учиться находить компромиссы. Общение в равной степени зависит от Вас и от вашего собеседника.

(Слайд 4) Все мы разные: блондины и брюнеты, шатены и лысые. Но всех культурных и воспитанных людей объединяет разум и умение общаться. А любое общение (при встрече, при знакомстве, в письме…) начинается с чего?

С ПРИВЕТСТВИЯ! (слайд 5)

Что такое приветствие? Что означает слово «Здравствуйте»? Это пожелание другому человеку самого дорогого на свете — здоровья.

(Слайды 6-7) упражнение «Приветствие – ключ к общению»

Давайте поздороваемся ладошками друг с другом, обязательно глядя в глаза и улыбаясь другому человеку.

Встаньте в круг парами, лицом друг к другу, поздороваемся в парах, поменяйтесь, сделав шаг влево.

(Слайд 8) Всё общение делится на два вида – позитивное и негативное. Посмотрите на картинки.

Что можно сказать о негативном общении? О позитивном? От какого общения на душе остаётся радость, веселье, доброта, приятные воспоминания? Вот чтобы ваше общение было всегда позитивным,  существуют правила, которые надо соблюдать, или СЕКРЕТЫ (Слайд 9) Мы разберём с Вами только четыре секрета общения, но их гораздо больше. И ещё будет время их узнать.

КОНЕЧНО, НАЧНУ Я С КОНЦА, ЧТО НЕОБЫЧНО (Слайд 10) Секрет 4 – Умейте выслушивать людей и принимать их мнение! Очень важным качеством человека в общении является умение слушать, понимать и принимать собеседника. Учитесь выслушивать, не перебивая.

Всё, что люди говорят, для них очень важно, если даже Вам и кажется что-то второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать всё или оспаривать каждую мысль собеседника.

«Прислушайтесь к другому – как к себе!» (Cлайд 11) упражнение «Умеешь ли ты слушать?» я говорю: мы едем на море и я собираю чемодан. Кладу туда панаму. Следующий ребёнок: мы едем на море и я собираю чемодан.

Кладу туда панаму, плавки. Следующий повторяет и добавляет одно слово. Играем пока игра не прервётся.

Секрет 3 – Уметь доверять  и самим заслуживать доверие! (Cлайд 12) Доверие — главная ценность в межличностных отношениях.  «Уметь доверять — значит уметь дружить!»

Слайд 13. Секрет 2 – Узнавать мир других людей! Необходимо учиться понимать, что хочется другому. Мы становимся интересными и нужными, когда разделяем увлечения другого.

Секрет 1 – Чаще улыбайтесь людям! (Cлайд 14) Улыбка — визитная карточка друга. «Улыбка» — сигнал: «Я твой друг», а значит «сторонник».

«Улыбка» — средство успокоения, обезоруживание рассерженного. Слайд 15. «Улыбка» — порождает атмосферу доброжелательности.

«Улыбка ничего не стоит, но многое даёт!» (Cлайд 16).

Я предлагаю вам взять ладошки, нарисовать на них добрые улыбки и приклеить на плакат. Самостоятельная работа детей. Вот видите, как нас много!!! Каждая ладошка излучает радость и доброту, неслучайно мы в начале занятия приветствовали друг друга ладошками.

Давайте закончим наш классный час «ручейком радости». Цепочкой мы будем дарить улыбки, самые добрые и приятные.

Дети по цепочке улыбаются друг другу, когда улыбка возвращается ко мне, я говорю: «Как тепло и радостно стало в классе от наших улыбок! Молодцы, спасибо за работу!»

Использованные источники:

  1. Интернет-источник: Инфотека Интергуру. Работа «Урок граждановедения в 7-м классе», автор: Житникова Мария Владимировна.
  2. Н.Н.Амбросьева «Зажги звезду» (сказкотерапия и арттерапия на практике) Краснодар, 2005 год.
  3. «Проблемы суицидального поведения у детей и подростков». Методические рекомендации. Краснодар, 2009 год.
  4. «Книга мудрости» СПб, 2011 год.

Источник: http://nvschool10.edu.ru/stati/metodicheskij-opyt/nachalnye-klassy/120-klassnyj-chas-sekrety-obshcheniya.html

Формирования культуры общения младших школьников_26627

Бурцева Дария Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ «Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова»

Томпонского района Республика Саха (Якутия)

Формирования культуры общения младших школьников

Одним из основных принципов Концепции обновления и развития национальных школ является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, его духовным и нравственно – этическим традициям. Нами была составлена программа игрового факультатива для учащихся начальных классов. В программу включены теоретические и практические занятия с учащимся.

Практический материал игрового факультатива был составлен с учетом национально – регионального компонента. Одновременна с проведением факультатива в классе во все предметы гуманитарного цикла были включены элементы фольклора. Методика проведения игрового факультатива и элементы включение народных игр в предмете гуманитарного цикла в целях формирования культуры общение младших школьников.

Наблюдение, беседы с опытным педагогами, изучение педагогической литературы позволяют говорить о том, что дети играют сами в самые различные игры, которые помогают педагогу без проведения специальных исследований определить уровень культуры общение младших школьников т.е. взаимоотношения детей в коллективе, межличностные отношения.

В качестве исходных позиций для нашего исследования принимаем следующие психолого – педагогические идеи об особенностях младшего школьного возраста в формировании культуры общения:

У ребят младшего школьного возраста формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим и к самим себе;

Возрастет интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах, поступках, формируется самооценка;

Появляются и становятся существенными новые условия развития личности, а именно – собственные требования к себе, к своей культуре общения;

Складываются моральные взгляды и оценки;

Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости;

Важным фактором развития является коллектив сверстников, значение коллективных отношений, расположение к нему товарищей, их оценка его поступков;

Важна роль игры.

Дети этого возраста любят подвижные, творческие, сюжетные игры. В играх и жизни их привлекают нравственно – психологические качества: смелость, решимость, выдержка, верность другу.

Игра помогает детям справиться с переживаниями, беспокойством, страхом, неуверенностью в себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства со сверстниками.

Игра дает возможность каждому проявить себя, добивать лучших результатов во всех отношениях, т.е. игра – для всех и во благо всем.

Включение игрового факультатива, основанного на традициях народа Саха, в систему учебных дисциплин – процесс сложный. Но у начальной школы есть определенный опыт проведения внеклассных мероприятий по этике, эстетике, культуре поведения и т.п.

игровой факультатив раскрывает учащимся значение и сущность традиций народа саха, основных нравственных понятий, формирует начальные критерии нравственной оценки ребенка себя и других, дает примеры и образцы для подражания, обеспечивая необходимые предпосылки управления свои поведением.

За основу формирования культуры общения младших школьников были взяты такие качества: доброжелательность, милосердие, верность слову, умение прощать, скромность. С учетом возраста учащихся начальных классов работа по формированию культуры общения проходила следующим образом:

Основное внимание уделяется ознакомлению детей с правилами культуры поведения в школе, общение, внешнего вида, отношение к учебе, труду, этике.

Формирование культуры общение (доброты, честности, доверия, вежливости) основывается на необходимости следовать нравственным правилам.

Расширяется круг этих правил, усложняются ситуации, где их надо применять, обогащается культура общения младших школьников, углубляясь и усложняясь.

Контакты с другими людьми – особая сторона культуры общения, поэтому необходимо постепенно подводить школьников к мысли о том, что именно знание правил общения поможет им выстроить гармоничные отношения. Иначе человеку трудно будет жить.

Программа игрового факультатива

Сентябрь Балаган ыйа – «Төрөөбүт түөлбэҕин энтаптаа»: посещениекраеведческого музея им. Героя Федора Матвеевича Охлопкова; проведение поисковой работы «Мои предки».

Октябрь Алтынньыый – «Идэhэ ыйа»:классный час о содержании домашнего скота, какую помощь оказывают дети; встреча с ветеранами труда; беседа «о труде коневода»; классный час «Идэһэ бырааhынньыга».

Ноябрь Сэтинньиый – «Байанайалгыhа»: посещение краеведческого музея им.

Героя Федора Матвеевича Охлопкова, знакомство со стендом «наши известные охотники»; беседы с учениками 2,3 классов по темам «Береги лес», «Птицы нашего леса», «О труде охотника», «О труде рыбака»; творческая работа: Аман ос, остуоруйа; поисковая работа: билгэ, алгыс; конкурс рисунков; классный час «Булт умсулҕана».

Декабрь Ахсынньыый – «Остуоруйадойдута»: конкурс «Якутские народные сказки»; конкурс сочинений «Я выдумываю волшебную сказку»; посещение сельской библиотеки; инсценировка сказки.

Январь Тохсунньуый – «Танхаыйа»: беседы с родителями, родственниками о старинных гаданиях, сбывались ли они; выступление фольклорного коллектива «Эллээйик»; встреча со старшеклассниками в якутском балагане при музее имени

Героя Федора Матвеевича Охлопкова «Вокруг камелька»; классный час «Танха киэhээтэ».

Февраль Олунньуый – «Хомуhун, тыл ыйа»: встреча с руководителем литературного объединения «Даадар»; посещение выставки книг в сельской библиотеки, беседа о народных писателях; классный час «Ийэ тылга Норуон — Норгуй».

Март Кулунтутар – «Олонхоыйа»: встреча с руководителем кружка олонхо; конкурс рисунков на тему «Дьулуруйар Ньургун Боотур»; инсценировка «Дьыл о5уhа».

Апрель Муусустар – «Айыыhытыйа»: конкурс стихов песен «Родной край»; конкурс тойуков; классный час «Айыыhыт сиэрин тутус».

Май Ыамыйа – «Ыhыах»:поисковые работы, народные игры и др.; классный час «Ыhыах сахалар угэстэрэ».

Июнь Бэсыйа, Июль От ыйа, Август Атырдьахыйа – «Иэйэхсит ыйа»: поисковая работа «Сайылыкка көhүү».

Источник: http://aret.ru/10-klass/formirovaniia-kultury-obshcheniia-mladshikh-shkolnikov26627/

Формирование навыков культуры общения у учащихся младших классов коррекционной школы

Ольга Олеговна Седова, Учитель начальных классов,

МКОУ КШ №8, г. Арзамас, Нижегородская область

Дети постоянно меняются, как и сама жизнь. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали уделять общению.

Читайте также:  Конспект нод по математике в подготовительной группе доу

Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна.

Обеднённый и упрощённый до безграмотности язык СМС и электронных сообщений стал проникать в повседневную речь и претендовать на норму.

Проблема данной темы актуальна еще и тем, что именно в младших классах происходит формирование личности. Это определяют Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.Г. Петрова. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни.

А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми.

Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.

Именно в этом возрасте устраиваются правила и нормы культурного общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств замечает А.В. Мудрик.

По нашим наблюдениям, дети с умственной отсталостью, поступающие в коррекционные учреждения, не обладают необходимыми навыками культурного общения как со сверстниками, так и со взрослыми.

Формирование культуры общения – важнейшая часть воспитания младших школьников с умственной отсталостью, потому что именно в это время ребенок формируется как личность, обладающая определенными нравственными качествами.

Актуальность этой проблемы в наше время определяется и тем, что современный ребенок испытывает сильную психическую нагрузку, так как число его контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается (семья, школьное учреждение, магазины, общественный транспорт, дворовое сообщество, дополнительные занятия…). И ребенок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а это значит владеть основами культуры речи, что во многом облегчает создание доброжелательной, спокойной атмосферы общения с людьми и уменьшает возможность возникновения конфликтов.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей.

Он должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т. е.

поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства, характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей младшего школьного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в школу, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с учителем и другими работниками школьного учреждения.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели.

Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: сначала в детском саду, затем в школе и т. д.

Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Речь ребенка социальна с момента ее возникновения, она более чем любая другая функция, зависит от конкретной социальной ситуации развития.

Между речевым развитием ребенка и характером его общения с взрослым существует двусторонняя связь: с одной стороны, общение с взрослым является источником нормального развития речи, с другой стороны, усвоение речи открывает возможности для разнообразных форм общения.

Именно поэтому взрослые должны стать эталоном, грамотным примером для подражания своему ребенку в привитии культуры общения.

Детская речь основана на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его речевых способностей.

Задача воспитателя, — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им речевые навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

В дошкольном возрасте закладываются основы речевой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Формирование культуры общения младших школьников осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей.

Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня.

Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

Задача педагога – направлять отношения учащихся младших классов так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма.

Важно прививать младшим школьникам элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Младший школьник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т. д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Литература

  1. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования речи у младших школьников. — М., 1994. — 243 с.
  2. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. — Учебное пособие. — М., 2001 – 110 с.
  3. Соколова О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: КАРО, 2003. – 288 с., ил.
  4. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.- 384 с.

Всего комментариев:

Источник: https://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-7430

Культура общения Беседа для старшеклассников Печёркина Светлана Николаевна учитель начальных классов МОУ ООШ п. Ново- Гурьевское. — презентация

1 Культура общения Беседа для старшеклассников Печёркина Светлана Николаевна учитель начальных классов МОУ ООШ п. Ново- Гурьевское<\p>

2 ЗАДАЧИ Обогащение сознания учащихся знаниями об общении. Воспитывать культурные способы общения учащихся. Печёркина Светлана Николаевна учитель начальных классов МОУ ООШ п. Ново- Гурьевское<\p>

3<\p>

4 Общение – это….. – коммуникативный процесс, своеобразная связующая нить, объединяющая людей между собой. Культура общения ….. это некий свод правил, которых придерживается каждая уважающая себя личность. Соблюдение этих правил — показатель уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения невозможно взаимодействовать с людьми в цивилизованном обществе, невозможно вести бизнес и налаживать деловые контакты. Печёркина Светлана Николаевна учитель начальных классов МОУ ООШ п. Ново- Гурьевское<\p>

5<\p>

6 «Золотые» правила общения Нужно найти в человеке, что то хорошее, простить ему все его недостатки, научиться сопереживать. Воспитанность, вежливость, ответственность, благодарность, умение проявлять свой интерес искренне, с улыбкой, способность показать человеку, что вы рады его видеть, и, обязательно, общаясь с человеком называть его по имени. Уметь слушать другого, быть внимательным к собеседнику, не отвлекаться. Общаясь — стой прямо лицом к лицу, не отворачиваясь; ваше лицо должно выражать положительные эмоции. Печёркина Светлана Николаевна учитель начальных классов МОУ ООШ п. Ново-Гурьевское<\p>

7 Печёркина Светлана Николаевна учитель начальных МОУ ООШ п. Ново-Гурьевское Невербальная культура общения подразумевает открытое положение тела, минимальную жестикуляцию, очень некультурно размахивать руками перед лицом собеседника.<\p>

8 Печёркина Светлана Николаевна учитель начальных классов МОУ ООШ п. Ново- Гурьевское<\p>

9<\p>

10 Культурное общение — это всегда диалог, обмен мнениями, выражение собственных мыслей и интерес к мыслям собеседника. Печёркина Светлана Николаевна учитель начальных классов МОУ ООШ п. Ново-Гурьевское<\p>

11 Человек живет не один, а в обществе, и поэтому нужно научиться жить в любви и согласии ко всему миру, ко всем окружающим Печёркина Светлана Николаевна учитель начальных классов МОУ ООШ п. Ново-Гурьевское<\p>

12 Спасибо Печёркина Светлана Николаевна учитель начальных классов МОУ ООШ п. Ново- Гурьевское<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/501260/

Беседа. Правила культуры общения

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

663340, Красноярский край, город Норильск, район Кайеркан, ул. Победы, дом 7

тел: (3919)39-17-14, факс:(3919) 39-39-63, Е-mail: ddt_@ mail.ru

Беседа

Тема: «Правила культуры общения»

«Правила культуры общения»

  • Пользоваться словами вежливого обращения: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «будьте добры», «извините», «спасибо», «благодарю», «разрешите войти» и т.д.
  • Быть приветливым и вежливым со всеми: со сверстниками и взрослыми.
  • Не перебивать взрослых, не вмешиваться в их разговор.
  • На улице, дома, в школе, в транспорте и других общественных местах говорить спокойно, не громко, вести себя сдержанно, не требовать к себе особого внимания.
  • Уметь слушать собеседника, не перебивая его.
  • С уважением относиться к труду и отдыху старших, не мешать взрослым, не шуметь, не капризничать.
  • Уступать в транспорте место взрослым и малышам.
  • Помогать, если кому нужна помощь.
  • Делиться с товарищами.
  • Уметь признавать, что был не прав.

Эстетическое воспитание – играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и культуры поведения.

Под выражением – «эстетическое воспитание» подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.

Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего развития личности. Эстетика пронизывает всю нашу жизнь и призвана облагораживать ее.

Эстетическое воспитание окружающего зависит от духовного развития человека, от его мировоззрения, общеобразовательного уровня, условий его воспитания, характера и т.д.

Хороший вкус всегда стремиться к жизненной правде, в то время как плохой способствует возникновению фальши. Вкус человека проявляется во всем. По эстетическому вкусу человека можно судить о его мировоззрении, степени развития и воспитанности.

Наряду с общественной жизнью и природой, средством эстетического воспитания являются такие виды искусства, как литература, изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура), музыка, театр, балет, кино, архитектура, прикладное искусство.

Чувство такта – это умение вести себя в различной обстановке не только в соответствии с общими правилами поведения, но и так, чтобы удовлетворять эстетическим и этическим требованиям. Основываясь на сердечность, чувство такта предполагает понимание человека всего, что может причинить другому потребность и переживание другого.

Тактичный человек старается предупредить ситуации, создающие неловкость. Если правила вежливости можно механически заучить, и они могут стать хорошей привычкой, то такт требует большего. Чтобы развить в себе чувство такта, нужно чаще мысленно ставить себя на место другого человека.

Тактичность требует, чтобы человек воздерживался от вмешательства в чужие дела там, где это не угрожает обществу, ему самому или кому-либо другому.

Самовоспитание – это путь к формированию характера, сознательное развитие в себе человеческих качеств. Академик И.П. Павлов подчеркивал, что человек – это единственная система, которая способна регулировать сама себя в широких пределах, т.е самосовершенствоваться.

Самовоспитание предполагает самокритичность и смелость в осознании своих ошибок. Без преодоления недостатков и воспитания положительных черт характера самовоспитание немыслимо.

Бережливое поведение опирается не на механическое зазубривания отдельных правил, а на правильное понимание жизни, приобретенное благодаря жизненному опыту.

Достоинство – чувство собственного достоинства заставляет человека поверить в свои силы и не дает ему чувствовать себя бесполезным, лишним. Чувство собственного достоинства не позволяет человеку быть нечестным, унижаться или терпеть оскорбления. Человек с развитым чувством достоинства не оскорбляет других.

Он никогда не бывает пошлым ни в делах, ни в словах, он всегда спокоен, уравновешен. Уважающий себя человек не позволит и другим в своем присутствии вести себя непристойно, говорить непристойно и повышать голос. Он не дает легкомысленных обещаний, которых не сможет выполнить. Он знает, что данное слово нужно держать.

Естественность — это значит быть тем, кто ты есть. Для этого нужны честность и правдивость. Нет ничего хуже лицемерия, кривляния и притворства.

Человек с безупречными манерами, вне зависимости от возраста, естественен и прост в общениями с окружающими, в разговоре, в манере держаться и одеваться.

Быть самим собой, быть естественным в поведении, обладать чувством меры – в этом кроется настоящая красота, это и есть хороший вкус. Нельзя забывать: чем выше культура человека, тем естественнее, проще и скромнее он сам, его поведение к окружающим.

Скромность или быть скромным – это значит требовательно относиться к себе, к своим способностям и поведению. Академик Павлов в своем «Письме к молодежи» писал: «Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко не оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: «Я невежда».

Скромный человек не будет подчеркивать свое «Я», своих действительных или мнимых способностей, своего превосходства над другими. Он никогда не навязывает своих взглядов и воли, он ищет пути убеждения и только таким образом достигает своей цели. Он принципиально относится к недостаткам других и в тоже время щадит их чувства, проявляя тем самым тактичность.

Хваля, он не льстит и к похвале относится без кокетства. Скромность неразрывна, связана с естественностью.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/biesieda-pravila-kul-tury-obshchieniia.html

Классный час (3 класс) на тему: Беседа о культуре поведения

Беседа о культуре поведения.

                  «Правила, обязательные для всех»

— Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями, сёстрами, с соседями; в школе- со многими учителями, школьными товарищами, поварами, библиотекарем и т.д.; в магазине с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками.

-Трудно сосчитать, сколько людей за день увидишь; с одним только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь,  третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. А это значит, что человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в транспорте и т.д.

-Каждый бывает в роле старшего и младшего, требующего и исполняющего, оценивающего. И  все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставит в душе след на целый день.

Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимательности, грубости, злого слова.

Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляться и в поступках, и в словах, а также в тоне разговора с ними.

-Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех — для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых. Для всех. Их надо выполнять всегда.

-Кто знает, какие же это правила?

-Ребята, а что значит быть вежливым?

-Это вежливо обращаться к другим людям; правильно вести себя в  чужом доме; быть гостеприимным хозяином; уметь слушать других; кого можно называть на  «ты», а к кому  обращаться на «вы»; уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.

-Ребята, вот вы бываете на улице, в магазине, в школьной раздевалке, в столовой, ходите в театры, в кино. И  вот скажите, всегда ли дети, ведут себя вежливо?

-Ребята, а вы знаете, что вежливость проявляется  и в соблюдении правил приветствия  взрослых и сверстников, при  встрече с ними, обращении к ним  с просьбой, благодарностью, в умении пользоваться словами вежливости.

-А какие слова вежливости вы знаете, и где эти слова употребляются?

-А как эти слова называют по-другому, почему?

-А кто знает, как надо здороваться со старшими?

(Нужно остановится, поздороваться, приветствуя взрослого, нужно назвать его по имени и отчеству. Со старшими нужно здороваться  первым, но никогда  не следует первым подавать руку.)

-Ребята, скажите, что вы будете делать, если в комнату вошёл  взрослый?

-Скажите, а кому нужно обращаться на «вы»?

(ко всем старшим и незнакомым.)

— Если вы обращаетесь с вопросом к взрослому, то нужно попросить на это разрешение, сказав: « Разрешите спросить» или « Будьте добры сказать…»,  «Прошу вас,  скажите пожалуйста».

— При просьбе к старшим или к товарищам нужно не забывать говорить слово

« Пожалуйста». Вежливость должна быть по отношению к сверстникам, товарищам. Не должна допускаться грубость, обидных прозвищ, кличек. От мальчиков тоже требуется «рыцарское» отношение к девочкам; умение пропустить девочку вперёд, уступить ей место, подать пальто и т.д. Но и девочки должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.

Работа с пословицами.

— Как понимаете смысл пословиц.

-От одного слова да навек ссора.

-Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

-Добрые дела красят человека.

-А сейчас давайте устроим небольшую игру. Но а  я  посмотрю можете ли вы поступать вежливо.

Я начну небольшой рассказ, а вы по очереди его продолжите.

— Однажды Вова решил пойти к товарищу в гости. А взрослых  никого дома не было. Уходя  из дома… ( Посмотрел опрятно ли он выглядит, привёл в порядок свою одежду, написал записку маме — куда он пошёл и когда  придёт)

-Вова пришёл к Вите. Дверь отворила его мама. Вова сказал…

( дети  продолжают)

-Витина мама через некоторое время позвала мальчиков пить чай. Вова сел за стол и…

( дети рассказывают, как Вова должен был вести  себя за столом).

-А сейчас ваши товарищи прочитают вам стихотворение  С.Я.Маршака

« Ежели вы вежливы». А вы, ребята, проявите свою вежливость к своим товарищам, внимательно послушайте и отложите  себе в памяти, что нужно  делать, чтобы быть вежливыми.

                                Ежели вы вежливы,

                                И  к совести не глухи,

                                Вы место без протеста

                                Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

                                И ежели вы вежливы,

                                То, сидя на уроке,

                                Не будете с товарищем

                                Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И  помощь ей предложите

Без просьбы- то есть сами.

                                И ежели вы вежливы,

                                То в разговоре с тётей,

                                И с дедушкой, и с бабушкой

                                Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание

Часы на ожиданье!

                                И ежели вы вежливы,

                                Тому, кто послабее,

                                Вы будете защитником,

                                Пред  сильным  не робея.

Знал одного ребёнка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребёнку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик

Он их благодарил,

«Спасибо»,- говорил.

                                Нет, ежели вы вежливы,

                                То вы благодарите,

                                Но мячика у мальчика

                                Без спросу не берите!

— Ребята, как вы думаете, что значит правило точности?

-Труд, общественная работа, игра, развлечения, занятия и т.д. часто бывают  коллективными, когда от каждого зависит общий успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всём: в работе и учении, в приходе к определённому сроку в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово — исполни, обещал прийти- приди вовремя.

-Ребята, представьте вот такую ситуацию.

-В классе должен пройти какой-то утренник, на который были  приглашены гости. И вот кто-то из участников не выучил своих слов. Но зато, когда раздавали слова, он громче всех кричал, чтобы ему дали слова, и обещал, что он  их обязательно выучит. Мало того он даже и не пришёл.

-Может быть, его слова главные в этом утреннике. От этого может и утренник не  получиться как надо или совсем сорваться. И от этого у всех испортится  настроение, и у ребят, и у гостей. А ведь ребята много готовились и из-за какого-то не воспитанного человека все их труды идут насмарку.

-А скажите, ребята, случались ли в вашей жизни такие не воспитанные ребята?

3.ПРАВИЛО ДЕЛИКАТНОСТИ.

-Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и  принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и всё умеешь делать сам.

-А сейчас внимательно послушайте ситуации и найдите ошибки.

        « Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: « Елена Петровна…»

— Чтобы вы посоветовали девочки?

-Ещё одна ситуация.

        «Миша пришёл домой к Пете, чтобы вместе делать домашнее задание. Работали очень добросовестно, серьёзно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и  сказала: « Петя, помоги мне отнести сумки на кухню». Петя сказал: « Мама, мы ведь серьёзным делом заняты — уроками».

-Выскажите своё мнение по поводу поведения мальчиков. Какие ошибки в их поведении вы заметили?

-А вот ещё ситуация.

        «Большая перемена. Ты выбежал в вестибюль немного размяться и развеяться. Но так увлекся, что сбил с ног малыша – первоклашку. Твои  действия?»

а) пронесёшься мимо.

б) поднимешь малыша, извинишься.

в) постараешься не допустить подобной ситуации.

-А сейчас проявите свою вежливость и послушайте  стихотворение   С.Михалкова « Одна рифма».  

— Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопрос.

                Шёл трамвай десятый номер

                По бульварному кольцу.

                В нём сидело и стояло

                Сто пятнадцать человек.

                Люди входят и выходят

                Продвигаются вперёд.

                Пионеру Николаю

                Ехать очень хорошо.

                Он сидит на лучшем месте-

                Возле самого окна.

                У него коньки под мышкой:

                Он собрался на каток.

                Вдруг на пятой остановке,

                Опираясь на клюку,

                Бабка дряхлая влезает

                В переполненный вагон.

                Люди входят и выходят,

                Продвигаются вперёд.

                Николай сидит, скучает,

                Бабка рядышком стоит.

                Вот вагон остановился

                Возле самого катка,

                И из этого вагона

                Вылезает пионер.

                На свободное местечко

                Захотелось бабке — сесть,

                Оглянуться  не успела-

                Место занято другим.

                Пионеру Валентину

                Ехать очень хорошо,

                Он сидит  на лучшем месте,

                Возвращается с катка.

                Люди входят и выходят,

                Продвигаются вперёд.

                Валентин сидит скучает,

                Бабка рядышком стоит.

        Этот  случай  про старушку

        Можно дальше продолжать,

        Но давайте скажем в рифму:

        -СТАРОСТЬ  НУЖНО  УВАЖАТЬ!

-Что вы можете сказать о мальчиках из этого стихотворения. Какие это ребята? Ребята не должны быть такими.

ИТОГ

-В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя.

-Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни. И запомните, что вежливым, воспитанным и культурным человек не рождается, а становится.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/03/01/beseda-o-kulture-povedeniya

Ссылка на основную публикацию