Сказка «как волк вздумал хлеб печь»

Детям о хлебе

Сказка «Как волк вздумал хлеб печь»

Детям о хлебе: материалы для занятий с детьми, познавательные видео, рассказы, развивающие задания.

В нашей жизни мы очень часто не замечаем мелочей! А наши дети совсем не такие – они видят и птичку, которая села на кустик, и летящий листок. Они задают бесконечные вопросы «Почему?» и радуются каждой луже.

Хлеб – это очень привычное для нас явление, и часто мы даже не представляем себе, что его могло бы и не быть на нашем столе! Но в таком «неинтересном» хлебе можно увидеть много возможностей для развития ребенка! Если уметь смотреть на привычные вещи другим взглядом – детским удивленно-восхищенным «почемучкиным» взглядом.

Давайте познакомим наших малышей с хлебом, расскажем о том, как люди его выращивали раньше и как выращивают сейчас, какие умные машины придумали люди в помощь себе. Познакомим с профессиями людей, которые для нас выращивают хлеб.

В этой статье Вы найдете материалы для проведения домашней тематической недельки о хлебе, занятий о хлебе в детском саду или в детском центре:

  • рассказ в картинках «Как выращивают хлеб»,
  • два коротких занимательных познавательных видеофильма для малышей,
  • упражнения для развития речи,
  • сказки и рассказы, стихи и загадки о хлебе.

Дополнительный материал к статье — загадки о злаках Вы найдете в статье «Загадки»

Материалы рассчитаны не на один день занятий с детьми, а на изучение темы по маленьким «кусочкам». Например, в один день можно прочитать и обсудить рассказ «Хлеб». В другой день – посмотреть познавательное видео «Как растет пшеница» и разыграть сказку – инсценировку. В третий – поиграть с пословицами о хлебе и т.д.

Все малыши разные, поэтому в статье даны разные задания, чтобы можно было их  подобрать по возрасту, полу, интересам ребенка.

Часть 1. Загадки о хлебе

Предлагаю начать знакомство с хлебом с загадки. Спрячьте кусочек хлеба под салфетку или в мешочек и предложите малышу отгадать, что за сюрприз Вы спрятали, и о чем Вы хотите с ним поговорить. Прочитайте ему загадку.

1.1. Загадка о хлебе для детей 4-5 лет и старше

Ребенка, начиная, с 4 лет нужно учить доказывать свою точку зрения, находить аргументы и ответы на провоцирующие вопросы, отстаивать свое мнение корректно и тактично. А для этого мы будем задавать проблемные провоцирующие вопросы.

  • Спросите ребенка, как он догадался, что это хлеб?
  • После его ответа скажите удивленно, как будто советуясь с малышом: «А может быть, это совсем и не хлеб, а овощи? Ведь они тоже на земле растут, а потом мы их в магазине покупаем? И они к нам на стол приходят».
  • Если ребенок  согласится, что это овощи (ведь Вы для него – авторитет:)), то еще раз прочитайте загадку вместе с малышом, разберите ее – о каких признаках говорится в загадке? Обмолотили, зерно, мука, тесто. Разве овощи обмолачивают и делают из них муку и тесто? Нет. Значит, это что? Хлеб!

1.2. Загадка о хлебе для детей 6-7 лет и старше

Попросите ребенка отгадать, что за сюрприз  Вы для него подготовили, что это за чудо. И прочитайте стихотворение – загадку.

Попросите ребенка доказать свое мнение – почему он считает, что это хлеб? По каким строчкам из загадки он догадался?

Часть 2.Как хлеб на стол пришел: рассказ для детей в картинках и заданиях

Спросите ребенка: откуда  берется у нас дома хлеб? Правильно, из магазина! А откуда он берется в магазине?

Выслушайте доброжелательно и внимательно любые предположения ребенка – наблюдение за его речью поможет Вам понять, что Ваш ребенок знает, а в чем его представления неточные или ошибочные или их вообще нет! А дальше предложите ребенку узнать секреты о том, как хлеб к нам на стол пришел, какие удивительные машины помогают людям получать хлеб из зернышек.

2.1. Как растет пшеница и рожь?

Хлеб получается из зернышек. А как же эти колоски с зернышками вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи).

Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно). Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес).

Рассмотрите с ребенком на картинке колосок ржи и пшеницы и сравните их. Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые) А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи)

После этого посмотрите короткое познавательное видео для малышей о том, как растет пшеница на поле.

Видео для детей «Как растет пшеница?»

Из этого короткого занимательного познавательного видеоролика для дошколят Ваш ребенок узнает:

  • где растет пшеница?
  • сколько зерен пшеницы надо вырастить, чтобы испечь один батон хлеба,
  • как называются люди, которые выращивают хлеб,
  • как люди убирают урожай хлеба,
  • как раньше люди выращивали хлеб.

После просмотра видео обязательно побеседуйте с малышом о фильме, спросите:

  • что его больше всего заинтересовало в фильме,
  • чем он хочет поделиться с папой, друзьями,
  • что его удивило в этом фильме,
  • что новое он узнал.
  • Задайте уточняющие вопросы по содержанию видеофильма. 

Вечером или на следующий день поиграйте с детьми в выращивание хлеба – Вам поможет инсценировка по сказке.

Литовская сказка.  Как волк вздумал хлеб печь 

Эта сказка очень хороша для инсценировки и закрепления представлений о выращивании хлеба у малышей. Пусть ребенок в сценке объяснит волку, как выращивается хлеб.

Сначала прочитайте ребенку сказку, а потом предложите в нее поиграть.

Вариант игры — инсценировки: Можно разыграть сюжет этой сказки по-другому с повторением одного и того же диалога с разными персонажами (как в сказке «Колобок»).  Ваш малыш идет в путешествие в лес и всех зверюшек угощает кусочком хлеба.

Хлеб нравится зверюшкам, и каждый зверек хочет узнать, как его вырастить. Ребенок каждому зверю рассказывает, как выращивают такой вкусный хлеб (перечисляет последовательность работы). Но все звери отказываются выращивать его, узнав, какой это долгий  и тяжелый труд.

Ребенок выполняет в игре роль человека, пришедшего в лес. А взрослый – роль всех зверей по очереди. Повторив несколько раз в игре последовательность выращивания хлеба, Ваш малыш уже точно ничего не перепутает.

А играть в эту игру он будет с удовольствием, ведь все дети очень любят играть!

С 5 лет можно ребенка познакомить с сельскохозяйственной техникой, которая помогает людям в работе; с тем, как взаимосвязаны разные профессии людей – комбайнер, тракторист, агроном и другие.

2.2.  Какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб?

Детям о тракторе

Особенно интересен этот материал для мальчиков!

Расскажите ребенку, что раньше машин не было и  хлеб было вырастить очень трудно. Сейчас у нас все тяжелые работы делают машины. И немало их нужно, чтобы хлеб в поле вырастить и собрать урожай. Люди придумали удивительные машины. Может  быть, когда ты вырастешь, ты тоже что-то придумаешь, что будет помогать всем людям.

Главная машина – трактор. Почему главная? (Выслушайте предположения ребенка).

Трактор – удивительная машина, которая сама для себя дорогу возит. Как трактор это делает Вы узнаете из рассказа (текст даю здесь по мотивам рассказа А. Ивича).

Трактор возит все орудия, которыми обрабатывают землю. Это тягач.

Чем отличается грузовой автомобиль от трактора – тягача? (Выслушайте предположения ребенка и дайте правильный ответ). Грузовой автомобиль на себе груз возит в кузове, а трактор тянет груз за собой.

Но трактор не простой тягач, а вездеход. Как ты думаешь, почему трактор можно назвать «вездеходом»? Правильно, потому что он «везде ходит» — и по дороге, и по вспаханному полю.

Как же так получается, что трактор везде может проехать, даже там, где обычная машина не проедет? (Рассмотрите трактор и машину с ребенком – обратите внимание на колёса – пусть ребенок попробует сам догадаться, за счет чего это происходит).

У трактора вместо колёс небольшие стальные катки – по четыре с каждой стороны. На катки надеты стальные ленты. Они сделаны из отдельных звеньев, как цепь. Эти ленты называются «гусеницы». Найдите гусеницы на картинке.

Заднее колесо – зубчатое. Оно цепляет звенья гусеницы и передвигает ленту. Катятся по ленте катки, как по рельсам или по ровной дороге.

Выходит, что трактор сам возит для себя дорогу. Гусеницы – это его дорога! Потому он и не боится бездорожья! 

Трактор работает в поле с ранней весны до поздней осени. В кабинке за рулем сидит кто? (тракторист). Он управляет трактором.

Много работы выполняет трактор. Осенью к трактору сзади прикрепляют большой плуг. Плуг поднимает и переворачивает верхний слой почвы. Так трактор делает мягкую постельку для семян. Чтобы семена спрятались в землю от ветра и могли брать из земли все соки, которые им нужны для роста.

После этого трактор землю боронит. Если посевы озимые – их сеют перед зимой, то боронят осенью. Если посевы яровые – их сеют весной – то боронят весной. К трактору прикрепляют борону. Борона прочесывает землю зубьями как расческой.

И на этом работа трактора не закончилась. К нему теперь прикрепляют уже не борону, а культиватор. У культиватора нет зубьев, а есть…. Лапы!!!! Да, они так и называются – «лапы». Эти лапы рыхлят землю и срывают сорняки. Чтобы сорняки не мешали пшенице расти!

Вот теперь трактор потрудился на славу! Можно прикреплять к нему сеялку. Сеялка засыпает в землю семена.

Оказалось семечко в земле, прорастет, пробьется наружу зеленым стебельком. Подойдет к концу лето, поспеют колосья. Зерна в колосьях спелые, твердые – пора собирать урожай хлеба.

Тогда приходит на поле другая машина – настоящий великан. Ее называют «комбайн».

 Детям о комбайне и комбайнерах. Веселое познавательное видео для малышей

Раньше людям было трудно собирать урожай – они срезали колоски серпом, потом в снопы вязали, укладывали на телегу, везли молотить.

А теперь всю эту работу на поле делают умные машины – великаны «комбайны».

Может быть, у тебя на кухне тоже есть кухонный комбайн, который помогает маме? А на поле комбайн другой – не такой как кухонный. Он зерно убирает и поэтому называется «зерноуборочный».

Из короткого веселого познавательного видео о комбайне для малышей Ваши дети узнают:

  • что такое зерноуборочный комбайн и кто такой комбайнер?
  • как устроен комбайн и как он работает?
  • какая еще техника работает на поле и помогает людям собирать урожай хлеба?

Вот и получен урожай зерна!  Его везут на элеватор, где зерно хранят. Затем зерно везут на мукомольный комбинат, где из него сделают муку. А готовую муку отвезут на хлебозавод. На хлебозаводе из муки испекут хлеб. Хлеб привезут в магазин, и мы его купим. Так хлеб к нам на стол приходит.

Часть 3. Бережем хлеб

Спросите ребенка, почему хлеб надо беречь? А после этого прочитайте рассказ о хлебе.

М. Глинская «Хлеб»

Вопросы для беседы с ребенком по рассказу «Хлеб»: 

  • Почему Гриша бросил хлеб на землю? Как бы ты поступил на месте Гриши?
  • Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?
  • Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? ( не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным. 

Часть 4. Пословицы и поговорки о хлебе. Развиваем речь – рассуждение

Попросите ребенка (в возрасте  5 лет и старше) объяснить, почему так говорят, почему люди придумали эту пословицу. Это задание развивает у ребенка умение доказывать свою точку зрения, то есть речь – рассуждение.

Детям 6- 7 лет и старше можно дать задание сложнее – «найди 5 доказательств того, что эта пословица о хлебе верна». Лучше всего выполнить это речевое упражнение в игре. Моя любимая игра, которую обожают мои маленькие ученики – игра в «Мост»

  • Нарисуйте мост через речку на листе бумаги. Мостом будет дорожка из 5 прямоугольников . Каждый прямоугольник равен по размеру сторонам кирпичиков из строительного набора.
  • Задача ребенка или группы детей – перебраться на другой берег реки. А для этого нужно подобрать 5 доказательств – ответов на вопрос: «Почему так говорят?»
  • Дайте ребенку 5 кирпичиков из строительного набора. Каждый кирпичик в игре будет накладываться  на прямоугольник моста, поэтому должен быть абсолютно одинакового размера с ним.
  • Ребенок начинает подбирать доказательства. Вы помогаете ему наводящими вопросами, или наоборот задаете проблемные провоцирующие вопросы. Например: « Разве хлеб всему голова? Вода всему голова! Без нее человек не проживет. А без хлеба жить можно!» Как  только ребенок подобрал доказательство своей точки зрения – точный аргумент – мы кладем на мост кирпичик. Один шаг пройден. А еще почему так говорят? Найди еще другие доказательства!

Полезные советы из моего практического опыта проведения этой игры с пословицами и поговорками:

  • Некоторым детям потребуется не просто нарисовать мост, а придумать целую историю о том,  зачем нам надо через него перебраться и выполнить это задание. Например,  мы в игре идем кого-то спасать или искать волшебное письмо или в гости к другу или отправились на поле смотреть, как растет хлеб.
  • Можно построрить мост из 5 кирпичиков по 1 пословице. А можно нарисовать длинный мост из 15 кирпичиков (и использовать 3 пословицы). Второй вариант хорошо подходит для группы детей.

Пословицы для игры с детьми по теме «Хлеб»:

— Хлеб – всему голова! (Что значит «голова»? – главный. Почему хлеб всему главный?). — Доплясались, что без хлеба остались.

(Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь). — Хлеб – батюшка, вода – матушка.

— Хлеб – дар божий, отец, кормилец. — Хлеб да соль, и обед пошел. — Будет хлеб — будет и песня. — Рожь поспела — берись за дело.

— Много снега — много хлеба.+

Еще о хлебе Вы можете найти интересные материалы для занятий и игр с детьми в статьях рубрики «Мир вокруг нас»:

1. Интереснейшую статью в картинках  «Детям о профессиях. Кондитер». Из нее Ваши дети узнают:

  • кто печет булочки? чем отличаются профессии повара и кондитера?
  • какие бывают булочки и пироги?
  • как работает кондитерский цех?

Вы совершите настоящее видеопутешествие в цех, в котором выпекают булочки. А также Вы получите серию развивающих игр с детьми в картинках!

2. Осенние традиции на Руси  — уборка хлеба, проводы перелетных птиц и не только.  Осень — златопряха.

Читайте также:  Палочки «кюизенера» в работе с дошкольниками

Все картинки статьи доступные для распечатки и другие картинки для занятий с детьми по теме «Хлеб», а также пошаговое описание речевых игр по этой теме Вы можете скачать бесплатно здесь — http://rodnaya-tropinka.ru/rechevye-igry-i-kartinki-dlya-detej-po-teme-kak-vyrashhivayut-hleb/ .

Еще материалы по ознакомлению детей с профессиями Вы найдете в статье «Детям о профессии пожарного: познавательные рассказы в картинках, игры, развивающие задания». 

А как Вы знакомите детей с тем, откуда хлеб пришел? Удается ли воспитать у современных детей бережное отношение к хлебу и другим результатам труда человека? Что Вашим детям интересно узнать об окружающем мире? Какие есть у Вас предложения — о чем еще интересно будет почитать в рубрике сайта «Мир вокруг нас». Предлагаю обсудить в комментариях  после статьи. Буду рада всем предложениям!

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/detyam-o-hlebe/

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД «Откуда хлеб пришел»

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад № 53

Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

на тему «Откуда хлеб пришел»

 с использованием информационно-коммуникативных технологий для детей подготовительной группы.

                                                                                      Подготовила:   воспитатель

                                                                                                                 Киргетова Е.Н..

Санкт-Петербург

2015 г.

Цель: Формировать представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

Задачи: 

образовательные

  • Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов.
  • Пополнять и активизировать словарь детей, уточняя их ответы, подсказывая слова, более точно отражающие особенность предметов

развивающие

  • Развивать внимание, логическое мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
  • Формировать умение вести простой диалог с взрослым и сверстниками. Научить детей концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.

воспитательные

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу.
  • Воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих хлеб.

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие.

Форма НОД: групповая.

Предварительная работа: рассматривание колосков, рассматривание иллюстраций, беседа «Мой любимый хлеб», чтение стихов про хлеб, отгадывание загадок.

Материалы и оборудование: электронная презентация «Откуда хлеб пришел», альбомы с иллюстрациями, сюрпризный момент – корзинка с хлебобулочными изделиями.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадать загадку:

Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят!

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Воспитатель: Действительно, это то, без чего мы не представляем свою жизнь. Это хлеб.  На завтрак, обед и ужин мы всегда едим хлеб. Это не основное блюдо, но именно хлеб занимает на нашем столе главное место. Как вы думаете почему?

Ответы детей: сытно, вкусно, полезно….

Воспитатель:  Послушайте литовскую народную сказку «Как волк вздумал хлеб печь».

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка.

— Сперва надо вспахать землю…
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо рожь посеять.
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать.
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет.

Надо её смолотить.
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб.
— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.

Воспитатель: Ребята, почему волк передумал печь хлеб?

Ответы детей: трудно, сложно, долго, ленился.

Воспитатель: Действительно, много сил и терпения требуется людям, чтобы получить хлеб. Что же нужно сделать человеку, чтобы хлеб попал на наш стол?

Ответы детей.

Воспитатель показывает электронную презентацию «Откуда берется хлеб». Показ каждого слайда сопровождается вопросом детям. На вопросы, которые вызвали затруднения у детей, воспитатель помогает ответить.

– Что сначала делают люди? (вспахивают землю, используют трактор)

– Что сажают в землю? (зерна)

– Какие машины помогают человеку сеять зерна? (сеялки)

– Что вырастает из зернышек? (колоски)

– Какие машины помогают людям собирать зерна? (комбайн)

– Куда машины везут, собранные зерна? (на мельницу)

 -Что происходит на мельнице с зернами? (перемалывают в муку)

– Куда отвозят муку? (на хлебозавод)

– Что делают с мукой? (замешивают тесто, пекут хлеб)

– Какой бывает хлеб?

Воспитатель: Молодцы! Вот видите, ребята, как много нужно трудиться, чтобы получить хлеб.  

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало,                           (приседают)Прорастать на солнце стало                          (руки над головой)Дождик землю поливал,                                (движения пальцами)И росточек подрастал                                    (медленно встают)К свету и теплу тянулся                                 (два раза обернуться)

И красавцем обернулся.

Воспитатель: Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.  Недаром у нас в стране так много пословиц о хлебе.

Хлеб – всему голова.

Без хлеба – нет обеда.

Будет хлеб, будет и песня.

Конечно, и мы с вами должны бережно относиться к хлебу: доедать, не выбрасывать оставшийся хлеб, не играть с хлебом за столом.

Так, как вы хорошо работали, вам в подарок корзина с угощением. Все, что в ней находится, было изготовлено из муки.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/07/31/konspekt-nod-otkuda-hleb-prishel

Читать

Бегут волк с лисой по лесу мимо силка. А к силку гусь подвешен. Давненько звери не ели, проголодались, но лиса на гуся и краем глаза не глянула.

— Чего зеваешь, кумушка? Не видишь — гусь! — спрашивает волк.

— Среда нынче, вот я и пощусь, мясного не ем, — отвечает лиса.

Волк вспомнил, что сам он постов не соблюдает, ест мясо, когда не попадись, прыгнул на гуся — и повис в силке.

Тогда лиса смело подобралась к гусю и принялась за него, так что косточки захрустели.

— Кумушка, да ведь нынче пост, — попрекнул ее полуживой волк.

— Тому и пост, кто лапами земли не достает, — отвечала ему лиса.

В лесу, на ели, свил себе дрозд гнездышко и снес пять яичек, а из них вывел он пять птенцов.

Прибежала лиса и говорит:

— Дрозд, дрозд, подавай мне птенцов, не то ель подрублю.

— Погоди, дай моим детушкам подрасти! Смилуйся, лиса, не подрубай ель.

— Кинь мне одного птенца, тогда не стану рубить.

https://www.youtube.com/watch?v=vAy3lOSZkug

Что делать дрозду — кинул ей птенца, а лиса схватила его и унесла. Съела лиса дрозденка и опять прибежала грозить. Дрозд кинул ей другого птенца.

Горько плакал дрозд, отдавая лисе четвертого дрозденка, ведь остался у него единственный птенец. Прилетает ворона — добрая душа — и спрашивает:

— Дрозд, дрозд, чего ты так плачешь?

— Как мне не плакать, — отвечает дрозд, — когда лиса всех моих детушек унесла.

— А зачем ты ей дал? — спросила ворона.

— Грозила ель подрубить, коли не дам.

— Ты ее не бойся, а скажи так: руби знай. Только чем ты рубить будешь?

Сказала это ворона и улетела.

Прибежала лиса и говорит:

— Дрозд, дрозд, отдай птенца, не то ель подрублю.

— Руби, руби, — ответил дрозд, — погляжу, чем ты рубить станешь.

Лиса стукнула раз-другой хвостом по стволу. Видит, что дрозд не испугался, и спрашивает, кто научил его таким словам.

— Ворона — добрая душа, — важно ответил дрозд.

Обозлилась лиса на ворону и решила попомнить ей это.

Выбежала на опушку, где порхала ворона, и легла на виду, притворилась мертвой. Увидев неживого зверя, ворона тотчас слетела, села возле лисы и давай каркать, созывать на пир воронье семейство. Лиса ее цап, поймала и собралась уж съесть, да ворона взмолилась:

— Что хочешь делай, только не делай того, что старик со старухой сделал.

— А что он с ней сделал? — полюбопытствовала лиса.

— Взял старик бочонок без дна, посадил туда старуху и до тех пор катал, покуда у ней все косточки рассыпались.

Лиса поскорее сунула ворону в бочонок без дна, чтобы у нее косточки рассыпались, а ворона, надо полагать, и по сей день жива-невредима, над лисой посмеивается.

Идет волк вдоль опушки, а дятел дерево долбит. Поглядел волк на дятла и спрашивает:

— Дятел, а дятел, ты вот зимой и летом долбишь, а сапог себе надолбить не можешь!

— Не нужны мне сапоги. А ты, волк-живодер, овечек дерешь и дерешь, а как зима наступает — зябнешь, не можешь себе шубу сшить.

Вспомнил волк, как у него зимой от холода зуб на зуб не попадает, пригорюнился, идет — плачет. А навстречу ему — лиса. Спрашивает лиса:

— Чего плачешь, кум?

— Как мне не плакать, если дятел говорит: «Волк-живодер, овечек дерешь и дерешь, а шубу себе сшить не можешь».

— Было из-за чего плакать! Сошью тебе шубу, кум, только принеси мне овечку.

Пошел волк, задрал овечку и лисе приволок.

— Приходи завтра, будет тебе шуба готова, — говорит лиса.

Слопала лиса овечку, по травке катается, на солнышке греется.

Пришел волк.

— Ну, лиса-краса, готова моя шуба?

— Шуба-то готова, только вот на воротник не хватило. Вот бы лошадиную шкуру на воротник достать…

— Откуда же ее взять? — спрашивает волк.

Лиса и говорит:

— Тут недалеко пасется знатный жеребец, вот из него и выйдет воротник. Возьми только оброть, и пойдем! Ты его попридержишь, а я вырежу, сколько на воротник нужно.

Подошла лиса к жеребцу и давай ножницами за ушами щелкать, а волк оброть на него накинул. Ну, а жеребец как понесет с испугу, как потащит волка, у того шерсть дыбом встала. Кричит лиса:

— Кум, держи жеребца, — еще не отрезала!

Волк было отпустил оброть, да сам в ней и запутался. Тащит жеребец волка прямо к дому.

— Кум, за ворота хватайся! — кричит вдогонку лиса.

Некогда волку за ворота хвататься, у него уж кости трещат. Так и не досталась ему шуба, что лиса шила.

Зимней порой ехал мужик с базара, вез полную бочку селедок. Учуяла лиса рыбный запах, догнала мужика и просит:

— Подвези меня немного.

— Не могу, — говорит мужик, — и так тяжело.

— Позволь хоть одну лапку на сани положить.

— Ну, уж одну положи.

Немного погодя лиса опять просит:

— Позволь и другую лапку на сани положить!

— Ну, уж положи и другую, — говорит мужик.

Выклянчила у него лиса позволение и третью лапку на сани положить, а потом стала просить, чтобы подвез и четвертую.

Мужик говорит:

— Ишь ты какая, сама хочешь в сани забраться. Так и лошадь не вытянет.

— Что ты! — вскинулась лиса. — Я совсем не хочу в сани влезать! Довези только мне лапки и хвостик, а уж сама я и пешочком дойду.

Усмехнулся мужик и говорит:

— Ну, уж клади на сани все свои лапки и хвост, а сама позади беги.

Забралась лиса в сани, все селедки из бочки на дорогу повыкинула и сама неприметно выскочила. Собрала селедки, отнесла к лесу и стала их уплетать. Откуда ни возьмись — волк. Видит — лиса селедки ест.

— Здорово, кумушка, — говорит ей. — Где ты столько рыбы взяла?

— Наловила, — говорит лиса.

— Дай и мне попробовать, кумушка.

Лиса кинула волку самую маленькую селедку.

— Дай еще, кумушка, — просит волк. — Уж очень у тебя рыбка вкусная!

— Не могу, сама голодная… Пойди да налови!

— А где ты ловила? — спрашивает волк.

— Сейчас покажу, мне не жалко.

Вечером, когда все уснули, лиса повела волка в деревню. Остановилась у пруда и говорит:

— Если хочешь наловить рыбы, опусти хвост в прорубь и держи его до тех пор, покуда рыба на него не нацепится.

Опустил волк хвост в прорубь и ждет. Начал у него хвост замерзать. Волк не выдержал и говорит:

— Кумушка, не могу больше терпеть, — вытяну хвост.

— Терпи, кум, терпи. Еще только мелкая рыбешка ловится.

Прошел час. Волк опять говорит:

— Ах, кумушка, очень мне худо. Хвост совсем замерз. Вытяну его.

— Терпи, кум, терпи, покуда крупные рыбины не попадутся.

Терпел волк, терпел, прорубь и замерзла. Уж светать стало. Волк и говорит лисе:

— Ну, теперь можно вытягивать?

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=556262&p=11

​ЛЕГЕНДЫ О ХЛЕБЕ

30.03.2018, 9:19

КАК ВОЛК ВЗДУМАЛ ХЛЕБ ПЕЧЬ.

Литовская сказка.

“Однажды встретил волк в лесу человека и просит:

— Дай мне хлеба!

Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:

— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!

— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…

— А когда вспашешь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо рожь посеять.

— А когда посеешь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.

— А когда вырастет, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо её убрать.

— А когда уберёшь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо её смолотить.

— А когда смолотишь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо испечь хлеб.

— А когда испечёшь, можно есть?

— Можно.

Подумал волк, подумал и говорит:

— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.“

Дорогие земляки юрьевпольчане! Не нужно долго ждать и далеко ходить, и уж точно не стоит отказываться от удовольствия отломить хрустящую корочку ароматного хлеба. На русском столе – хлеб всему голова!

В магазине “ХЛЕБ & МОЛОКО” каждый день вас ждет свежий и румяный хлебушек лучших хлебопеков Владимирской области, а также Переславского хлебокомбината. Ежедневные поставки от Кольчугинского, Владимирского и Переславского хлебокомбинатов гарантируют, что вы найдете у нас любимый свежий хлеб к столу всегда.

Читайте также:  Державин «арфа»

Широкий ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, баранок, сушек и сухарей порадует вас и вашу семью своим традиционным вкусом. А высокое качество продукции местных производителей, подтвержденное экспертами и многолетним опытом, встанут на защиту вашего здоровья.

К тому же наша собственная выпечка день ото дня все вкуснее и разнообразнее. Ежедневно мы встречаем вас свежайшими пирожками, как у бабушки и булочками, как у мамы. Постными и сдобными, с начинками из фруктов и ягод, а также из творога, мяса и яиц.

Для нас во главе всего забота о своих покупателях, мы следим не только за надежностью поставщиков и качеством предлагаемой продукции, но и за доступностью цен, поэтому для вас приятные СКИДКИ в магазине «ХЛЕБ & МОЛОКО»:

утром с 9.00 до 10.00 – ПЕНСИОНЕРАМ – 10% на всю продукцию;

вечером, в последний час работы магазина – ВСЕМ – 30% – на выпечку.

Экономьте с нами каждый день, выбирая качественные и свежие продукты местных производителей, совершайте нужные покупки в магазине «ХЛЕБ & МОЛОКО»

Ждем вас ежедневно и без перерыва на обед:

ПН – СБ: с 7.30 до 19.30,

ВС: с 9.00 до 17.00;

по адресу:

город Юрьев-Польский, ул. Владимирская, д.20 (рядом с ЗАГС).

ХЛЕБ & МОЛОКО – хлеб всему голова!

все новости

Источник: http://tdup33.ru/novosti/legendy-o-hlebe/

Народные сказки Народные сказки – Королева Лебедь. Литовские народные сказки

Очутился старичок в волчьем брюхе и видит, что жив остался. Обшарил карманы и нашел нож. Разрезал он этим ножом брюхо волка. Тот взвыл и подох. Вылез из брюха старичок, а за ним – старушка с дочкой, все пять овец, и козочка, и собачка, и кошечка. Обрадовались они и пошли домой. С тех пор жили-поживали, не зная страха, оттого что не стало волка-страшилища.

В давнее время жили старик со старухой. Зимой старик ездил в лес за дровами, а старуха сидела дома и пряла. Кончилась однажды у старухи кудель, и говорит она старику:

– Ты бы мне из лесу волчий хвост привез. Сам видишь, прясть нечего.

– Ладно, привезу.

Поехал старик в лес и видит – отощалый волк бродит, ищет пропитания. Как метнет старик топором в волка, однако один хвост отрубил, а сам волк убежал. Повертел старик волчий хвост, бросил в сани и говорит:

– Повезу своей старухе. Пускай прядет.

Вечером встречает старуха старика и спрашивает:

– Ну, привез мне что-нибудь?

– Привез волчий хвост.

Старик пошел спать, а старуха – делать нечего – привязала волчий хвост к пряслицу и прядет. Только слышит – под окном кто-то шевелится. Встала старуха, глядит – волк там сидит. Как завоет, как затянет:

Старуха перепугалась, отодвинулась подальше от окна, сама все прядет, торопится. А волк опять воет:

Еще пуще испугалась старуха, еще дальше от окна отодвинулась, однако прясть не перестает. А волк уже на окно навалился, так что бревна трещат, и опять воет:

Прыгнул волк в окно, задрал старуху, мясо съел, а кожу набил соломой и в углу к печке прислонил. А сам опять в лес убежал.

Утром встал старик, смотрит, его жена уже на ногах, у печки стоит. Кричит старик:

– Старуха, дай поесть!

Старуха молчит.

Старик опять кричит:

– Старуха, тебе говорят, дай поесть!

А старуха все равно молчит и не шевельнется.

Рассердился старик, схватил кочергу и так ударил старуху по спине, что та на пол свалилась, а сама все равно молчит. Испугался старик, заохал:

– Ох, что я натворил! Что натворил! Свою старуху убил!

Плакал старик, горевал, да слезами делу не поможешь.

Надо о похоронах подумать. Глядит старик – а от старухи остались косточки да кожа, соломой набитая. Что тут хоронить?

Сделал старик из старухиной головы ковш, из рук – грабли, из ног – кочерги и живет себе, поживает.

Подкрался тот же волк под окна и как завоет:

– Старик, старик, отдай мне старуху!

Что старику отдавать, когда он из ее костей всякого добра понаделал? Молчит, ничего волку не отвечает. А тот все рыщет под окнами, и все старуху требует.

Влез старик на печь, спрятался. А волк прыгнул в окно, на печь вскочил, стащил старика и говорит:

– Я тебе покажу, как из старухиных костей кочерги делать! Я тебе покажу! – И разорвал старика на куски.

А все из-за волчьего хвоста, что старуха прясть вздумала.

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:

– Дай мне хлеба!

Человек дал. Волк съел и облизнулся – вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:

– Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!

– Ладно, – согласился человек и начал учить волка: – Сперва надо вспахать землю…

– А когда вспашешь, можно уж есть?

– Еще нет. Надо рожь посеять.

– А когда посеешь, можно уж есть?

– Еще нет. Надо подождать, пока она вырастет.

– А когда вырастет, можно уж есть?

– Еще нет. Надо ее убрать.

– А когда уберешь, можно уж есть?

– Еще нет. Надо ее смолотить.

– А когда смолотишь, можно уж есть?

– Еще нет. Надо испечь хлеб.

– А когда испечешь, можно есть?

– Можно.

Подумал волк, подумал и говорит:

– Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.

Жили-были старик со старухой. Не было у них детей, вот старуха и говорит:

– Ступай, старик, в лес, сруби ольховую ветку и принеси домой.

Принес старик ольховый сучок, обтесал его и положил в колыбель, а старуха стала пеленать его, напевать:

– Баю, баю, Тривайнелис!

Пеленала его, перепеленывала, а паренек на глазах рос и вырос резвый такой.

Была у стариков скотина, вот и сказала старуха Тривайнелису:

– Ты у нас пастушком будешь.

Бредет за садом Тривайнелис по лесной опушке. Скучно ему одному, не с кем словом перемолвиться. Нашел он во мху ягодку-рябинку, кинул через плечо, кинул через другое, глядь – стоит перед ним девочка! Срубил Тривайнелис в лесу избушку, привел в нее девочку, печку сложил, вытопил и говорит:

– Живи себе на здоровье, Гражина-рябина. Пригоню завтра скотину, принесу тебе кружку молока и краюшку хлеба.

На другой день пригнал Тривайнелис стадо и кличет:

Отворила ему девочка, выпила молоко, закусила хлебом, и ладно.

Подслушал волк, как Тривайнелис Гражину кличет, спрятался за избушкой и сам окликает:

– Отвори мне дверь в избушку! Отвори мне дверь, Гражина!

Слышит девочка, что голос не Тривайнелиса, и к двери не подходит.

Побежал волк к кузнецу и просит его:

– Ты б язык мне подковал, Чтобы я не завывал!

– Клади на наковальню, подкую!

Высунул волк язык, положил на наковальню, а кузнец так по нему ударил молотом, что волк с визгом заковылял к избушке. Взошел на крылечко и тонким голосом выкликает:

Отворила ему девочка, а волк цап – и проглотил ее.

Пригнал Тривайнелис на опушку стадо, кличет девочку, не докличется.

Некому отдать кружку молока и краюшку хлеба. Заплакал Тривайнелис, да и свалился замертво под орешиной.

Вернулась собака без хозяина и давай скулить:

Старуха толкнула собаку в избу, сердится:

– Никто не приносил такой вести, чего это собака скулит?

Прибегает свинья и хрюкает:

– Ступай в хлев, что так рано из лесу вернулась? – дивится старуха. А по двору бежит коза и мекает:

Заперла ее в хлев старуха и говорит:

– Не знаю, старик, с чего это скотина нынче бесится? Мечется, скулит, хрюкает.

А Тривайнелиса нет как нет! Стемнело уж, а он не возвращается. Ночь на дворе, где его искать? Улеглись старики, заснули, а утром в лес отправились. Дошли до опушки, видят – под орешиной лежит Тривайнелис. Кинулся к нему старик, поднял его, спрашивает:

– С чего ты обмер, Тривайнелис?

– Вот с чего, – отвечает тот, – срубил я избушку, поселил в ней Гражину-рябину. А как пригнал стадо на опушку, пропала она. Не нашел я Гражины-рябины, тут и обмер.

Принесла старуха в избушку сала, натопила печку и принялась блины жарить. Зашипели блины на сковороде, на весь лес запахло. Почуял волк блины, подбежал к порогу и спрашивает:

– Ах, бабуся, что это ты жаришь? Уж больно вкусно пахнет!

Старик за дверьми стоит, клещи приготовил, покуда старухины блины жарятся.

– Дай, бабуся, попробовать блинков! – попросил волк.

Кинула ему старуха блин, волк – гам – и проглотил его.

– Ах, бабуся, дай еще!

Старуха отвечает:

– Высунь язык!

Только волк высунул язык, старик ухватил его клещами да как крикнет:

– Отдавай Гражину-рябину! Отдавай Гражину-рябину!

Делать нечего! Пришлось волку отдать девочку.

Отвел ее Тривайнелис к старикам, и стали они жить-поживать, а про волка и думать забыли.

Источник: https://profilib.org/chtenie/49488/narodnye-skazki-narodnye-skazki-koroleva-lebed-litovskie-narodnye-skazki-10.php

“Как хлеб на стол пришёл” Збарская И.Е. – Детский сад №385 Золотой петушок Самара

Образовательный маршрут

для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет

Как хлеб на стол пришёл

Автор: Збарская И. Е, МАДОУ д/с № 385, группа № 11, воспитатель.

Образовательная область: познавательное развитие.

Возраст: 5 – 7 лет.

Уважаемые родители!

     В нашей жизни мы очень часто не замечаем мелочей! А наши дети совсем не такие – они видят и птичку, которая села на кустик, и летящий листок. Они задают бесконечные вопросы «Почему?» и радуются каждой луже.

Хлеб – это очень привычное для нас явление, и часто мы даже не представляем себе, что его могло бы и не быть на нашем столе! Но в таком «неинтересном» хлебе можно увидеть много возможностей для развития ребенка! Если уметь смотреть на привычные вещи другим взглядом – детским удивленно-восхищенным «почемучкиным» взглядом.

Готовимся к путешествию…

      Уважаемые родители! Давайте познакомим наших детей с хлебом.

Но сначала обсудите с ними, как люди его выращивают? Какие умные машины придумали люди в помощь себе? Люди каких профессий выращивают для нас хлеб? и т.п.

Если эти вопросы вызвали у малыша затруднения, тогда предложите ему отправиться в увлекательное познавательное путешествие, которое поможет ответить на эти и многие другие вопросы.

Наш маршрут рассчитан не на один день, а на изучение темы по маленьким “кусочкам”, поэтому для вашего удобства мы разделили его на шаги, которые вы можете “проходить” вместе с ребёнком по вечерам или в любое другое удобное для вас время. Итак, счастливого пути!

Шаг 1. Всё начинается с зёрнышка…

      Предлагаю начать знакомство с хлебом с загадки. Спрячьте кусочек хлеба под салфетку или в мешочек и предложите ребёнку отгадать, что за сюрприз Вы спрятали, и о чем Вы хотите с ним поговорить. Прочитайте ему загадку:

   «Рос сперва на воле в поле,

   летом цвел и колосился,

   А когда обмолотили,

   он в зерно вдруг превратился.

    Из зерна — в муку и тесто.

    В магазине занял место.

    Вырос он под синим небом,

    А пришел на стол к нам — …» (хлебом)

  Спросите ребенка, как он догадался, что это хлеб? После его ответа скажите удивленно, как будто советуясь с малышом: «А может быть, это совсем и не хлеб, а овощи? Ведь они тоже на земле растут, а потом мы их в магазине покупаем? И они к нам на стол приходят».

Если ребенок  согласится, что это овощи (ведь Вы для него – авторитет), то еще раз прочитайте загадку вместе с малышом, разберите ее – о каких признаках говорится в загадке? Обмолотили, зерно, мука, тесто.

Разве овощи обмолачивают и делают из них муку и тесто? Нет! Значит, это что? Хлеб.

Затем спросите ребенка: откуда  берется у нас дома хлеб? (Вероятный ответ: «Из магазина»).  А откуда он берется в магазине?

Выслушайте доброжелательно и внимательно любые предположения ребенка – наблюдение за его речью поможет Вам понять, что Ваш ребенок знает, а в чем его представления неточные или ошибочные или их вообще нет! А дальше предложите ребенку посмотреть видеоролик и узнать секреты о выращивании хлеба.

«Как растёт пшеницаhttps://vk.com/video-50372975_167937365 , 6 мин. 51 сек.)

После просмотра видео обязательно побеседуйте с ребёнком о фильме, спросите:

– Какие машины используются людьми для выращивания и уборки зерна?

– Куда с поля отправляется зерно и на каких машинах?

– Из чего получают хлеб?

– Люди каких профессий занимаются выращиванием и уборкой пшеницы?

– Как выращивали хлеб раньше и как его выращивают сейчас?

– Что его заинтересовало или удивило в этом фильме?

– Чем он хочет поделиться с родными, друзьями?

Шаг 2. Как получается хлеб.

   Продолжаем путешествие. Предложите ребёнку вспомнить, с чего начинается путь хлеба к нашему столу и узнать, что же дальше происходит с пшеницей, и как из зёрен получается хлеб. Для этого можно просмотреть вместе с ребёнком диафильм… да – да, не удивляйтесь, именно диафильм из вашего детства (его мы так же можем найти на просторах Интернета), а так же видеоролики о производстве хлеба.

      Для совместного просмотра:

«По секрету всему свету. Как получается хлеб» (http://www.youtube.com/watch?v=oeWNlZRSgNM, 6 мин.42 сек.)

   Смотрите и обсуждайте ролик, не дожидаясь окончания. Помните, что можно остановить просмотр и обсудить самые интересные места.

После просмотра уточните у ребёнка:

– Какие продукты нужны для приготовления хлеба?

– Кто и где печёт хлеб?

   При беседе о просмотренном видео не забывайте проводить параллель с прошлым и задавать вопрос “А как было раньше?”

    Вечером или на следующий день можно предложить ребёнку поиграть в выращивание хлеба – Вам поможет инсценировка по литовской сказке “Как волк вздумал хлеб печь”.

  Эта сказка очень хороша для инсценировки и закрепления представлений о выращивании хлеба у детей. Пусть ребенок в сценке объяснит волку, как выращивается хлеб.

     Сначала прочитайте ребенку сказку, а потом предложите в нее поиграть.

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:

— Дай мне хлеба!

Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:

Читайте также:  Братья гримм. сказки

— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!

— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…

— А когда вспашешь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо рожь посеять.

— А когда посеешь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.

— А когда вырастет, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо её убрать.

— А когда уберёшь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо её смолотить.

— А когда смолотишь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо испечь хлеб.

— А когда испечёшь, можно есть?

— Можно.

Подумал волк, подумал и говорит:

— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.

   Вариант игры — инсценировки: Можно разыграть сюжет этой сказки по-другому с повторением одного и того же диалога с разными персонажами (как в сказке «Колобок»).  Ваш ребёнок идет в путешествие в лес и всех зверюшек угощает кусочком хлеба.

Хлеб нравится зверюшкам, и каждый зверек хочет узнать, как его вырастить. Ребенок каждому зверю рассказывает, как выращивают такой вкусный хлеб (перечисляет последовательность работы). Но все звери отказываются выращивать его, узнав, какой это долгий  и тяжелый труд.

Ребенок выполняет в игре роль человека, пришедшего в лес. А взрослый – роль всех зверей по очереди. Повторив несколько раз в игре последовательность выращивания хлеба, Ваш ребёнок уже точно ничего не перепутает.

А играть в эту игру он будет с удовольствием, ведь все дети очень любят играть!

Шаг 3. Бережём хлеб!

    Спросите ребенка, почему хлеб надо беречь? А после этого просмотрите мультфильм о том, как девочка однажды наступила на хлеб, и что из этого вышло…

Мультфильм “История о девочке, которая наступила на хлеб” http://www.mults.info,9 мин. 58 сек.)

Вопросы для обсуждения:

– Почему девочка бросила хлеб в болото?

– Как бы ты поступил(а) на её месте?

– Что дальше случилось с девочкой?

– Как её наказала жаба за проступок?

– С каким условием жаба выпустила девочку на волю?

– Послужило ли для девочки это происшествие уроком?

– Почему хлеб надо беречь?

– Как можно беречь хлеб?( не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным.

Шаг 4. Неизвестное об известном…

    Попробуйте вспомнить с ребёнком и назвать виды хлебобулочных изделий. Как же их много!.. А теперь попросите назвать «сказочное непоседливое хлебобулочное изделие» (Ответ: колобок).

Спросите ребёнка, знает ли он, почему колобок так назвали? Что называли колобком на Руси? Как испечь хлеб шарообразной формы? Как колобок мог убежать, если у него нет ни рук, ни ног?

Предложите посмотреть познавательный ролик из телепередачи “Галилео”:

«Колобок» (http://zebroid.tv/watch/JQmvIhIJZ3w/galileo-kolobok.html 10 мин. 30 сек.)

       А теперь поразите ребёнка своей эрудицией, рассказав, какой хлеб едят люди разных стран.  Но для этого Вам необходимо будет подготовиться. Воспользуйтесь дополнительной информацией о хлебе разных стран из электронного познавательного журнала “Школа жизни.ru” (http://shkolazhizni.ru) или на портале  “Здоровое питание”  (http://foodnews-press.ru/zdorovoe-pitanie)

    А теперь покажите один из выпусков детской передачи “Шишкин лес”, в котором весёлые зверята котёнок Коксик, Енот Енотыч и сова Матильда Леонардовна совершат интересное путешествие, расскажут о том, из чего пекут хлеб в Перу (Южная Америка), Новой Гвинее, Египте (Северная Африка) и в Южной Африке.

    «Прогулка вокруг Света на воздушном шаре. О хлебе» (http://www.youtube.com/watch?v=u4ewYAjRp68, 8 мин.28 сек.)

Вот какие интересные продукты для приготовления хлеба также можно использовать! А теперь может быть Вам захочется вместе с ребёнком попробовать испечь, например, банановые лепёшки?!

             В завершении нашего маршрута предлагаем Вам обсудить некоторые пословицы и поговорки, ответив на вопросы “почему так говорят?” “что это значит?”

–          Хлеб – всему голова! (Что значит «голова»? – главный. Почему хлеб всему главный?).

–          Доплясались, что без хлеба остались. (Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь).

–          Хлеб – батюшка, вода – матушка.

–          Хлеб – дар божий, отец, кормилец.

–          Хлеб да соль, и обед пошел

и другие.

    Итак, уважаемые родители, наш образовательный маршрут закончен. Надеюсь, он поможет вашему ребёнку расширить свои представления о таком казалось бы “простом” продукте – хлебе.

Путешествуя по просторам Интернета, наверняка Вам встретились и другие не менее интересные видеоролики о хлебе, о других продуктах питания или о чём-то ещё Вас интересующем… значит, не стоит останавливаться на достигнутом, разрабатывайте свои образовательные маршруты, а Интернет Вам обязательно в этом поможет!

     Ставьте перед собой цели и достигайте их вместе со своим ребёнком!  

   В  ваших руках  эрудиция и образование Вашего взрослеющего малыша!

     Желаю удачи Вам и Вашим детям!

Источник: http://mbdoy385.ru/elektronnaya-biblioteka-v-pomoshch-roditelyam/obrazovatelnye-marshruty/kak-hleb-na-stol-prishyol-zbarskaya-i-e/

Статья о хлебе

«Хлеб — дар божий, отец, кормилец»

Выполнила: Ждамарова Елена Ивановна

воспитатель МБДОУ детский сад №8 «Солнышко»

почтовый адрес: 652420 Кемеровская область, город Березовский

улица40 лет Октября, дом 26

контактный телефон: 89516157676

8(384-45)31215

«Если у тебя есть хлеб, заработанный своими руками, то можно попросить Бога, чтобы Он намазал его маслом».

Бауржан Тойшибеков.

Хлеб — одна из тех традиционных ценностей, которая выдержала огромное испытание временем, и не нашлось того, что смогло вытеснить его из нашей жизни. Люди в разных точках земного шара начинают свой день завтраком с хлебом.

Когда берешь в руки пахучий, прогретый жаром печи кусок хлеба, нередко испытываешь какое-то затаенное, до конца не осознанное чувство благодарности к хлебу. Хлеб – один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда. Один из самых надежных видов пищи на земле. Он создан тысячелетней человеческой мудростью, мастерством и упорной, самой нужной в мире работой.

День и ночь – и в палящий зной, и в дождь – идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на земле. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки, такие привычные, всякому доступные, вобрали в себя великий труд, труд многих людей.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров.

Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе.

Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

Ни один русский человек не сядет за стол без хлеба. Почти всех иностранцев, приезжающих в нашу страну, точно так же, как посещавших Россию во времена Марко Поло иностранных путешественников, неизменно поражает, сколь много хлеба едят русские. 

Чем же объясняется высокое потребление хлеба в нашей стране? Прежде всего, надо иметь в виду, что русский национальный хлеб — это черный хлеб, т.е. хлеб из ржаной муки, дрожжевой, кислый. И это многое объясняет.

Как показали новейшие биохимические исследования, такой хлеб хорошо усваивается, особенно если он приготовлен на закваске, а не просто на прессованных дрожжах. А именно так готовился русский национальный ржаной хлеб.

Закваска — это часть старого теста, которое остается на дне и стенках посуды, в которой замешивается тесто. Она богата витаминами, ферментами и другими полезными для нашего организма веществами, которые еще более активизируются, попадая вместе с тестом в печь.

Например, хрустящая корочка черного хлеба — это один из важнейших источников пополнения нашего организма витамином В1. 

Хлеб, как предмет культа.С хлебом связано много обрядов.  Давным — давно у русских крестьян появился такой обычай: в поле завязывать сноп, в середину его класть краюшку хлеба. Последний сноп с поля несли с песнями. Его наряжали в сарафан, украшали лентами, бусами, надевали на него колокольчики. Сноп был как живой. Девушки водили вокруг него хороводы, пели песни.

У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты.

Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути.

Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. 

Хозяева, чтобы показать гостям, что их ждут с добрым сердцем, встречают прямо у ворот караваем. Каравай в восточнославянской мифологии – это существо, олицетворяющее плодородие. Название «каравай» происходит от слова «кара – круг. Кравай должен быть круглым, полным, похожим на солнце. Вся жизнь идет по кругу. Вот почему сивол жизни пекли круглым.

В давние времена люди, собираясь на праздники, устраивали пиры по случаю торжества и пекли особый хлеб – праздничный. Такой хлеб называли «пирог», от слова «пир».

 Пиры – они для всего честного народа. Победила страна в бою против заклятого врага, царь-батюшка пир горой закатывал. Кончились беды – сейчас всех ждет сытость и мир-покой для всех.

Вот и пирог – для всех, символ общности и дружбы.

Приметы: Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

 Хлеб вылезет из печи— к беде .

Как бы мало ни было в доме печного хлеба , но если сосед попросит одолжить его , не следует ему отказывать , нужно поделиться с ним , хотя бы и последним куском , — в таком случае хлеба в доме всегда будет богато

Нельзя во время обеда резать хлеб разными ножами — непременно в доме произойдет ссора.

Если во время разрезания хлеба хлебный мякиш пристает к ножу , то в наступающее лето следует ожидать хорошего урожая и , наоборот , если хлеб слабо или совсем не пристает к ножу , то лето будет неурожайное.

Нельзя ронять ни одной крошки хлеба , сорить хлебом : будет неурожай и голодДашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.

Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Существует множество мудрых высказываний про хлеб как великих людей, так и простого народа, всегда почитавшего хлеб. За столетия существования хлеба, про него были сложены пословицы, поговорки, стихи и даже сказки.

Мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости. На всех языках мира о хлебе говорят с любовью и теплотой.

В добуквенную эпоху хлеб обозначался тем же символом, что и солнце – кругом с точкой посередине.

Хлеб — это единственный «продукт», упоминаемый в Господней молитве. В Отче Наш хлеб упоминается не только в буквальном, гастрономическом смысле, но и метафорически, как «хлеб насущный для души», то есть «Слово Божие, Тело и Кровь Христовы».

В русском фольклоре «хлеб – всему голова». Центральное значение хлеба мы усваиваем с детства. Каждый знает, что «с хлебом играть — грех». Народ создал сотни пословиц о хлебе, в них подчёркивается его культовое значение, приоритет среди всех прочих продуктов

Хлеб-это труд, пот и кровь…Хлеб-это собрание хороших человеческих качеств.Хлеб заставляет людей трудиться и помогает выживать.Не зря хлеб является святым в христианстве.Берегите хлеб!!!!!!!!!

Пословицы о хлебе:

«Бог на стене, хлеб на столе».

«Будет хлеб – будет и песня».

«Без ножа хлеба не отрежешь».

«Будет хлеб — будет и обед».

«Будет хлеб — будут и мыши».

«Был бы пирог, найдется и едок».

«Был бы хлеб, а зубы сыщутся».

«В Москве хлеба не молотят, а больше нашего едят».

«В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится».

«В чужих руках ломоть велик».

«Где хозяин ходит, там земля хлеб родит».

«Говорят — хлебы варят, а щи пекут».

«Горек обед без хлеба».

«Горька работа, да хлеб сладок».

«Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной».

«Каравай хлеба не свалится с неба».«Что есть в печи на стол мечи».«Без печки холодно, без хлеба голодно». «Не красна изба углами, а красна пирогами».

«Хочешь есть калачи — не сиди на печи»»

«Береги хлеб для еды, а деньги для беды».

«И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин».

«Всяк на себя хлеб добывает».

«Хлеб — всему голова».

«Хлеб — дар божий, отец, кормилец».«Хочешь есть калачи — не сиди на печи».

«Хлеб – батюшка, вода – матушка».

«Хлеб хлебу брат».

«Худ обед, когда хлеба нет».

-«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска».

-«Хлеб да вода – мужицкая еда».

-«Хлебушко – калач дедушка».

-«Хлеба нет – корочка в честь».

-«Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь».

-«Человек хлебом живет, а не промыслом».

-«Покуда есть хлеб да вода, все не беда».

-«Без хлеба, без соли худая беседа».

Стихи о хлебе:

Вот он Хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем — земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем… Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Источник: http://sundekor.ru/kursovaya-2/vypuskniku/statia-o-khlebe/

Ссылка на основную публикацию