Игры на развитие внимания у младших школьников

Статья Влияние дидактической игры на развитие внимания младших школьников

Игры на развитие внимания у младших школьников

Влияние дидактической игры на развитие внимания младших школьников

Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются разными средствами. Одним из них является дидактическая игра. Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным, ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Дидактическая игра учителем может использоваться, и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон личности. Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого – педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Из всего выше изложенного следует, что через дидактическую игру учитель может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и действию учителя, она приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса.

А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой.

Это доказывает актуальность темы работы “Влияние дидактической игры на развитие внимания младших школьников”.

Дидактическая игра, как форма обучения содержит два начала: учебное и игровое. Учитель одновременно в игре является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на уроке расширяются и углубляются знания, то в дидактической игре ученикам предлагаются задания в виде загадок предложений – вопросов, специальных упражнений.

Замечательно, если на одном уроке учитель совершает с учениками до 15–17 переходов от одного вида занятий к другим: т.е. дети слушают, затем считают, пишут, отвечают на вопросы и т.д. Управлять вниманием класса такому педагогу намного легче, ведь важнейшим источником в процессе обучения или игре является его интерес.

Пробуждение интереса однозначно приводит к пробуждению внимания.

Учитывая все это, начиная с первых дней ребенка в школе, я стремлюсь включать в урок различные дидактические игры. Так в игре “ Минутка”, в 1-м классе, дети учились включаться в учебную деятельность, например, быстро и аккуратно готовить свое рабочее место к уроку.

Кукла Минутка ежедневно напоминала ребятам: “Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: книга, ручка и тетрадки?” Подобную игру провожу и в конце урока: “Скоро прозвенит звонок.

Собери в портфель, дружок, аккуратно, по порядку, книги, ручку и тетрадки”.

Интересны игровые упражнения, в процессе которых дети учатся отбирать необходимые принадлежности и рационально располагать их на парте. “Есть у нас девиз такой: все, что нужно,- под рукой”, – говорят дети и по сигналу Минутки отбирают нужные для урока принадлежности, располагая их так, чтобы ими было удобно пользоваться.

Во втором полугодии 1-го класса достаточно было без проговаривания стихов показать Минутку, и дети за кротчайший срок готовили рабочее место. К концу второго года обучения был сформирован прочный навык в организации рабочего места. Так без принуждения и нравоучений, дети учились быть учениками.

Первоклассники очень любознательны, отзывчивы на все окружающее, расположены к усвоению нового, и интерес их не должен угасать на протяжении всего урока. А интерес проявляется только тогда, когда все понятно и доступно. И игры помогают в этом.

С первых уроков обучения грамоте, для поддержания интереса я использую много игрового материала. Необходимо включить процесс формирования у детей навыка чтения в более широкую, содержательную и интересную познавательную деятельность, формировать этот навык не как самоцель, а как способ решения познавательных задач.

При таком подходе многократное чтение материала урока перестает быть мучением. Чтобы решить эту задачу я использую разнообразные приемы, например: анализ, составление и чтение слов из разрезной азбуки, чтение по слоговым таблицам и, конечно чтение в процессе дидактических игр.

Мною собрана “Копилка дидактических игр по обучению грамоте и чтению”.

Одна из важнейших задач, которая встает перед учителем в период обучения детей чтению, заключается в развитии у детей беглого чтения, т. е. способности воспринимать во время фиксации взгляда как можно больше единиц чтения.

Техника беглого чтения, восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации глаза.

Поэтому, разница между человеком, который быстро читает, и человеком, который читает медленно, заключается не в скорости движения глаз, а в количестве материала, который воспринимает тот, кто читает, в момент фиксации.

Сначала, на первых уроках чтения, взгляд ученика концентрируется только на одной букве.

По мере того как увеличивается количество упражнений в чтении, взгляд ученика начинает схватывать 2–3 буквы, которые стоят рядом, а потом и целые слова.

Однако для ускорения этого процесса необходима целенаправленная работа, специальные упражнения по развитию зрительного восприятия. С этой целью на уроках чтения провожу дидактические игры:

Пять слов. Вызванный ученик по сигналу учителя делает пять шагов вперед, называя на каждый шаг слово, которое начинается с нового звука.

“Наоборотки”. Учитель произносит двухбуквенный слог и предлагает детям стать “наоборотками”, т.е. произнести слог, поменяв местами звуки, которые его составляют: ам–ма, су–ус и т.д.

Глаз – “фотограф”. На наборном полотне устанавливаются буквы (слоги). Учитель на протяжении 2–3 секунд показывает их детям. Затем убирает. Вызванный ученик должен назвать буквы, которые запомнил, желательно в том же порядке.

Сосчитай буквы. Каждый ученик получает карточку с текстом (желательно, чтобы текст был одинаков). По сигналу учителя дети, не читая текст, отыскивают в нем определенную букву и подсчитывают, сколько раз она встречается в тексте.

Читатель – “молния”. На доске написаны в столбик 4–5 слов. Учитель на 4–5 секунд открывает ширму и снова закрывает ее. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске.

Буквенные пирамиды. На доске буквы, слоги, которые отделены вертикальной чертой. Расстояние между ними постепенно увеличивается. Чтение должно быть ритмичным, без длительных остановок (читают индивидуально или хором).

Чего не хватает. На доске 4–5 слов. Вызванный ученик читает их и поворачивается спиной к доске. Учитель убирает одно из слов, а ученик, осмотрев оставшиеся слова, должен сказать, какое слово исчезло.

В 6–7 лет, идя в школу, ребенок еще помнит и любит своих кукол и мишек, играет машинками, верит в то, что где-то живут Чебурашка и Крокодил Гена, Незнайка и Мальвина.

И если его любимые игрушки и сказочные герои помогут учителю, придут в гости, принесут в конвертах интересные задания от девочки Запятой, то вопросительного знака, из страны Буквария, то урок станет интересным, похожим на сказку.

Тогда ручка превращается в волшебную палочку, а сами ребята в волшебников.

Человечек Словарик приходит на урок с новым словом, которое ребятам необходимо запомнить. Буратино славится своей рассеянностью: то слова в предложении перепутает, то просто их рассыпает.

Читая о школе Ш.А. Амонашвили, мне очень понравилось умение ребят ценить каждую минуту урока, пользоваться часами. Так в классе появились часы. Теперь время для определенной работы задает учитель, а иногда сами ученики. Часы помогают каждую минуту урока использовать с максимальной отдачей.

С целью, научить ребят быстрее запоминать, развивать память, стала применять игру “Помощник – карандашик”, метод – “письмо с подсказкой”. Диктую предложение и вместе с ребятами пишу на доске не слова, а их обозначение с указанием орфограмм. Например, диктую:

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живет, кур крадет.

Дети отгадывают загадки.

Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Опыт показывает, что уроки русского языка для младших школьников относятся к числу нелюбимых школьных предметов.

В связи с этим проблема изыскания методических путей активизации деятельности учащихся применительно к изучению грамматики и правописания в начальных классах является актуальной. Специально подобранные к тому или иному уроку игры помогают решению многих учебных задач.

На протяжении трех лет, работая над выбранной темой, я провела несколько нетрадиционных уроков: урок-КВН, урок-путешествие, урок-сказку, урок-аукцион, сказочные путешествия в страну русского языка.

На уроках русского языка я использую такой метод работы, как Словарный диктант с комментированием. Этот метод направлен на повышение устойчивости внимания. Суть его заключается в следующем. Учитель читает в слух слово. Затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых поочередно называет приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание.

Если ученики еще не знакомы с таким разбором слова, можно попросить их назвать, сколько слогов в слове, сколько гласных, согласных букв в слове, сколько звуков и т.п. После этого учитель просит взять ручки и записать прокомментированное слово. Этот методический прием хорошо известен педагогам.

Но он становится способом, диагностирующим и развивающим внимание только в том случае, если выполняются следующие условия:

учитель читает слово только один раз;

учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев;

учитель внимательно следит за тем, чтобы учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу.

Анализ первичных данных дает информацию о качестве сосредоточения и устойчивости внимания учащихся. Успешность выполнения этой работы и характер допущенных ошибок позволяет судить об организации коллективного внимания учащихся.

Для развития концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ на уроках русского языка и чтения, в своей работе я использую такой прием, как “ Корректурная проба” Суть этого приема заключается в том, что ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Выполняя такое упражнение, ребенок может почувствовать, что значит “быть внимательным”, и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Источник: http://bukvasha.ru/art/315876

Развитие внимания у младших школьников и дошкольников: игры на развитие внимания у детей

Каждый родитель стремится дать своему ребенку возможность свободно развивать свои способности, самореализовываться, подготавливаться к взрослой жизни.

Внимание – это ключевой инструмент познания огромного и насыщенного яркими эмоциями, событиями и объектами мира.

Обрабатывая большое количество новой и не знакомой информации, ребенок должен уметь фокусироваться, выделять одно из множества.

Из этой статьи вы узнаете:

Развитие внимания у детей дошкольного возраста происходит очень активно, они только начинают понимать свойства своего мышления, учатся управлять собой, направляют свою энергию на определенные предметы.

Игры с дошкольниками лучше насытить интересными для ребенка объектами, увлекательной для него деятельностью, эмоционально яркими моментами.

В таких ситуациях внимание становится опосредованным, его работа сопряжена с силой воли, умением управлять своим поведением.

Как это поможет ребенку в будущем?

Природа внимания состоит в том, что человек учится определять приоритетные задачи, выделять доминирующие объекты для дальнейшего анализа. Часто можно видеть, что дошкольник, увлеченный своими делами, играми или просмотром мультфильмов, ничего не замечает вокруг. Это нормально, поскольку, даже имея органы чувств, молодой человек не в полной мере может их контролировать.

Читайте также:  Сладков. бюро лесных услуг

Существует внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание проявляется еще в младенчестве, и обеспечивает поведенческие реакции, такие как повороты головы по хлопку. Уже с первых месяцев рекомендуют проводить упражнения по развитию внимания.

Это могут быть демонстрация ярких предметов, игра на детских музыкальных инструментах, фиксация внимания на ярких картинках. Внутреннее же внимание обращено к собственным мыслям, переживаниям, фантазиям дошкольника. К сожалению, многие родители путают неумение переключения внимания с рассеянностью.

Особенно часто подобные «провалы» могут наблюдаться, если вы просите ребенка что-либо вспомнить, рассказать сказку, или вместе пофантазировать.

Комплекс упражнений, направленный на развитие внимания — это не всегда скучные занятия.

Интерактивные игры, программы, сервисы развития мышления помогут найти подходящую для вашего ребенка форму для самопознания, самореализации, так, чтобы это было интересно и увлекательно.

Со временем вы сможете обнаружить, что работа с дошкольником приносит свои плоды – ребенок становится более усидчивым, большее время может концентрироваться на одном действии, при этом остается сосредоточенным.

Современные инструменты развития внимания

В какой-то момент для молодых родителей остро становится вопрос с тем, чтобы находить время для эффективного развития способностей ребенка.

Развитие внимания может иметь различные формы (сенсорное, интеллектуальное, моторное) и требует особых упражнений, включающих визуальные эффекты, понятные правила, интересный сюжет.

Идеальными для удержания и сохранения образов, целенаправленного отбора элементов, реакции или контроля на происходящее подходят интернет площадки, созданные клиническими психологами, учеными и специалистами по гейм-дизайну.

Благодаря универсальности и большому количеству тренажеров и упражнений, дошкольник может выбрать подходящую и интересную игру. Не обращаясь к дорогостоящим специалистам, не тратя время на поездки в центры развития, родители получают доступ к самым современным методикам развития ребенка.

Ученые установили, что максимальная продолжительность игры у полугодовалого ребенка не превышает 15 минут, у детей 6 лет – игры могут продолжаться до полутора часов.

В результате этого, чтобы ребенку было интересно, и занятия проходили эффективно – упражнения должны быть короткими, увлекательными, желательно в соревновательном духе и простыми правилами.

Несмотря на то, что сама игра у шестилетнего ребенка продолжается час и более, во время нее постоянно меняется деятельности, то ребенок хочет быть водителем пожарной машины, то хочет тушить пожар, то спасать людей.

Сервис BrainApps

Благодаря использованию современных технологий, совместно с учеными с МГУ имени М.В. Ломоносова, детских психологов была создана универсальная и эффективная площадка для развития интеллектуальных способностей человека. Полезными играми для дошкольников могут быть:

  • «Найди фигуру» — правила просты, играть вы сможете с вашим ребенком, при этом игра очень динамичная, интересная. Вам необходимо будет найти указанный объект, среди множества других. Иногда это будет целая картинка, иногда – лишь часть объекта. Упражнение прекрасно развивает объем внимания, повышает скорость переключения на другие картинки.
  • «Зоркий глаз» — известно, что дошкольник может быть сосредоточен только до тех пор, пока его интерес не угаснет. Простое упражнение на запоминание места нахождения поможет приятно и полезно провести время со своим ребенком. Развитие внимания происходит в комплексе с улучшением кратковременной памяти, что в будущем поможет лучше воспринимать материал в школе, ускорит обучение, поможет малышу расширять познания об окружающем мире.
  • «Концентрация» — игра, которая очень нравится детям всех возрастов. Задача – запомнить место нахождения пар объектов. Дошкольников привлекают яркие и необычные вещи, нестандартные вопросы, коллективные задачи. Во время игры ребенок не только запоминает расположение фигур, но и выстраивает функциональные связи, воспринимает сразу несколько предметов одновременно.

Разные упражнения потребуют использования различных интеллектуальных способностей. Чем старше ребенок, тем актуальнее становятся вопросы понимания сути вещей, их назначения, особенностей. Если до 4-5 лет применяется вопрос «Что?», то дети от 6 лет и старше интересуются «Как?» и «Для чего?».

Родители всегда больше знают об индивидуальных особенностях своего чада, и могут помочь любопытному и вездесущему ребенку найти такие упражнения, которые будут эффективно развивать интеллектуальные способности.

Источник: https://brainapps.ru/blog/2015/08/razvitie-vnimaniya-u-mladshikh-shkolnik/

Развитие внимания у детей. Игры на развитие внимания. Методики на внимание. Упражнения на развитие внимания. Задания на развитие внимания

Ищите, где скачать игры на внимание для детей бесплатно? Вас интересуют тесты на внимание для детей? В разделе “Развитие внимания у детей” на нашем сайте games-for-kids.ru можно скачать бесплатно игры на внимание для дошкольников и младших школьников, тесты на внимание для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Предлагаемые упражнения подойдут как для индивидуальных занятий родителей и педагогов с детьми, так и для групповых занятий в ДОУ. Все игры на внимание для удобства разбиты на группы по типам. Предлагаемые нами упражнения могут быть использованы также для коррекционных занятий с детьми, имеющими проблемы внимания, дефицит внимания (синдром дефицита внимания).

Развивающие игры, которые вы найдете на нашем сайте, разработаны опытными детскими психологами, нейропсихологами и педагогами-дошкольниками, имеющими большой опыт работы с детьми с нарушениями внимания и посвятившими изучению внимания дошкольников, внимания младших школьников и диагностике внимания долгие годы своей профессиональной деятельности. Наши упражнения на внимание помогут вам решить проблемы с концентрацией и переключением внимания у детей от 5 до 9 лет.

Задания на поиск и дорисовку недостающих деталей

В заданиях на внимание этой группы ребенок должен рассмотреть несколько предложенных на бланке картинок и дорисовать каждую из них так, чтобы все картинки стали полностью одинаковыми.

Перейти к заданиям на поиск и дорисовку недостающих деталей

Игры лабиринты для детей.

Игры этой группы на развитие внимания у детей представляют собой всевозможные, оригинальные игры лабиринты для детей. Порадует этот раздел тех взрослых, которые ищут для своих детей: игры лабиринты, лабиринты для детей в картинках, лабиринты для детей онлайн.

Перейти к лабиринтам

Поиск одинаковых картинок

В играх на развитие внимания этой группы ребенок должен внимательно рассмотреть несколько предложенных на бланке картинок и найти две полностью одинаковые.

Перейти к играм на поиск одинаковых картинок

Игры на поиск картинки по образцу

В играх на развитие внимания у дошкольников этой группы ребенок должен внимательно рассмотреть образец и найти соответствующую ему картинку.

Перейти к играм на поиск картинки по образцу

Логические задания на поиск заданной последовательности

В играх на развитие внимания для дошкольников этой группы ребенок должен найти среди множества подобных изображений группы картинок, расположенных в определенной последовательности.

Перейти к логическим заданиям на поиск последовательности

Задания на нахождение у изображенной группы предметов общего признака

В играх на внимание для детей этого подраздела собраны задания, в которых ребенок анализирует группы предметов, объединенных на основании общего признака. Ребенок должен выявить этот признак. Упражнения на внимание подобного типа развивают также логическое мышление у дошкольников.

Перейти к заданиям на нахождение общего признака

Задания на поиск предмета по его тени

В упражнениях на развитие внимания у детей этой группы ребенку предлагается соотнести ряд предметов и их теней. Т.е. для каждого предмета он должен подобрать соответствующую ему тень.

Перейти к заданиям на поиск предмета по тени

Игры на поиск отличий. Найди отличия в картинках

В заданиях на внимание этого подраздела перед ребенком ставится задача найти все отличия между двумя схожими картинками. Порадует этот раздел тех взрослых, которые задают следующие поисковые запросы для детей: игры находить отличия, игры найди отличия, найди отличия онлайн, найди отличия картинки и т.п.

Перейти к играм на поиск отличий в картинках

Дополнительные игры на развитие внимания

Эта группа включает в себя разноообразные задания на развитие внимания и наблюдательности, не вошедшие в другие группы.

Перейти к дополнительным заданиям

Развитие внимания у детей. Дорожное лото

Дорожное лото Эта увлекательная игра поможет вам надолго занять ребенка в дороге. Играть в нее можно во время поездки на машине или в поезде. Дорожное лото – это не только весело, но еще и очень полезно для развития интеллекта. Играя в лото, маленький путешественник тренирует внимание и память.

Перейти к описанию дорожного лото

Внимание и пространственные представления

Игры на развитие внимания и пространственных представлений. Предложенные три игры: “Муха”, “Футбол” и “Пчелка” помогут не только развить внимание у вашего ребенка, но также будут способствовать развитию у него пространственных представлений. Ребенок научится ориентироваться в пространстве листа, закрепит такие понятия как “лево-право”, “верх-низ”.

Перейти к играм

Источник: http://games-for-kids.ru/attention/attention.php

Развитие внимания у младших школьников

Все статьи на Bebeshka.info » Развитие и обучение

3775 (24 за неделю) / 14.11.16 09:00

Степень успешности осуществляемой школьниками учебной деятельности обусловлена вниманием. Данному психическому процессу отведена особая роль. В качестве главной функции определены отбор необходимых данных и отсечение ненужных сведений.

Умение сосредоточиться на словах учителя или изучаемом объекте — залог хороших оценок, в то время как рассеянность ведет к снижению успеваемости. Диагностировать наличие либо отсутствие внимания можно с помощью специальных тестов, проведение которых входит в перечень обязанностей школьного психолога.

При отрицательном результате родителям будет рекомендовано принятие определенных мер.

Терминология

По сути внимание представляет собой познавательный процесс, подразумевающий необходимость обработки данных. Источниками последних являются органы чувств, конечной точкой — нервная система человека.

Психологи и нейропсихологи изучают особенности обработки сведений, выявляют значимые для процесса факторы и занимаются поиском способов устранения тех или иных нарушений. Наиболее значимый для развития внимания период выпадает на возраст 6-8 лет.

В эти годы фиксируется становление главных свойств, присущих процессу.

На сегодняшний день внимание принято делить на:

  • произвольное, вырабатываемое в момент осознанного сосредоточения ребенка на конкретном объекте/предмете (совершенствуется в ходе развивающих игр и требует определенного волевого усилия);
  • непроизвольное, возникающее вне зависимости от воли малыша в минуты воздействия на органы чувств какими-либо раздражителями;
  • послепроизвольное, наблюдаемое при становлении/проявлении интереса к определенным объектам/предметам (фиксируемое впоследствии сосредоточение ориентировано на обслуживание конкретного увлечения).

Вниманию присущ ряд основополагающих свойств, благодаря которым удается раскрыть особенности проявления сосредоточения в период взаимодействия субъектов и объектов. Вследствие этого внимание может быть оценено с помощью следующих характеристик:

  • количества объектов/предметов, одновременно удерживаемых вниманием;
  • умения полноценного оперирования рядом объектов;
  • возможности удержания предмета/объекта в зоне сосредоточения;
  • продолжительности периода фиксации на конкретном объекте при сосредоточении;
  • возможности перенаправления функции сосредоточения на другие предметы/объекты.

Совокупность перечисленных выше свойств дает общее представление о состоянии внимательности. Благодаря этому в моменты наблюдений у человека формируется фронтальная картина суждений о мире и требующих решения задачах.

Для психологии характерно соответствие четко сформулированного понятия любому аспекту:

  • Концентрация — способность сосредоточения на предмете/объекте и удержание данного состояния;
  • Устойчивость — продолжительность сосредоточения на конкретном предмете/объекте;
  • Объем внимания — возможность одновременного сосредоточения на двух и более объектах;
  • Переключаемость — функция перераспределения внимания между несколькими различными направлениями;
  • Распределение — способность одновременного удержания в зоне внимания нескольких разноплановых предметов/объектов.

Что немаловажно, все приведенные выше свойства могут развиваться и корректироваться. Очередной важный в развитии внимательности аспект связан с невозможностью оценивания внимания с позиций распределения, переключаемости и устойчивости при отсутствии возможности оперирования хотя бы минимальными данными о предметах/объектах.

Читайте также:  Конспект занятия, 1 класс. корней чуковский «краденое солнце»

Не исключено, что именно данной особенностью обусловлена необходимость проведения занятий развивающего характера с малышами дошкольного возраста (4-6 лет), пребывающими в фазе активного сбора знаний о предметах и людях.

Мамы и папы обязаны развивать в детях умение сосредоточения и перераспределения концентрации в наиболее приемлемых для их развития направлениях.

Особенности внимания, характерные для учащихся начальной школы

На протяжении первых лет школьного обучения четко прослеживается доминирование непроизвольного внимания. Навык управления вниманием у малышей данной возрастной категории развит чрезвычайно слабо, вследствие чего дети не могут концентрироваться на конкретных объектах.

Препятствует этому и частое отвлечение, обусловленное повышенной впечатлительностью и склонностью к переходу в возбужденное состояние. По-разному сказываются на внимании и разновидности учебной деятельности.

Ребятня не остается равнодушной к эмоционально привлекательным объектам, чего нельзя сказать о процессах запоминания стихотворений и устного объяснения материала. В последнем случае фиксируется быстрая утомляемость, что должно быть учтено педагогами.

Методы улучшения параметров внимательности

Первые шаги на пути развития основных характеристик произвольного внимания необходимо предпринимать в дошкольном возрасте. Реализация данной задачи возлагается на воспитателей и родителей. Малышам, не переступавшим школьного порога, могут быть рекомендованы следующие упражнения:

  1. Дошкольнику предлагается нарисовать рисунок на листе бумаги. По окончании работы изображение передается взрослому с целью дополнения картинки какой-либо деталью. Указанные действия малышом не отслеживаются (можно предложить ребенку отвернуться в этот момент). Положительный результат фиксируется при обнаружении дошкольником всех внесенных в рисунок изменений. Это упражнение ориентировано на развитие концентрации.
  2. Развитию свойства переключаемости способствуют игры в «съедобное — несъедобное», предполагающие ловлю дошкольником мяча при озвучивании съедобных объектов и отбрасывание при назывании несъедобных предметов.
  3. Как ни странно, игра в «ладушки» может рассматриваться в качестве хорошего упражнения на развитие устойчивости. Сценарий для обеих рук, а также левой/правой ладошек оговаривается заблаговременно.
  4. Требует присутствия взрослого и упражнение на объем. Помимо этого придется соорудить картонную перегородку, за которой каждый из участников по очереди будет выкладывать фигуры из 8 спичек. Смысл упражнения заключается в воспроизведении увиденного. Задача осложняется тем, что на запоминание отводится лишь несколько секунд. Точное выкладывание собранной взрослым фигуры наделяет дошкольника правом выкладывания собственного изображения. Разгадывание рисунка при этом возлагается на взрослого.

У преобладающей части первоклашек уже присутствует как произвольная, так и послепроизвольная разновидности внимания. Подтверждается это оперированием определенными знаниями и наличием конкретных интересов.

В то же время следует отметить, что учащиеся младшей школы не могут обходиться теми атрибутами концентрации, которых было достаточно дошкольнику. Объясняется это необходимостью длительного сосредоточения на одном либо нескольких объектах, что невозможно без наличия способностей концентрирования, удержания и переключения внимания.

Доступный ребенку оперативный объем концентрации должен не только удерживать, но и обрабатывать все поступающие сведения.

Развивать внимание у школьников младших классов желательно на каждом занятии. Наиболее подходящим временем считается начало урока. Именно в этот период рекомендовано выполнение нескольких упражнений, ориентированных на активизацию внимания.

Иметь представление о способах пробуждения концентрации обязаны и родители. Умение «включения» присущих восприятию возможностей познания существенно облегчает жизнь младшего школьника. При таком подходе сокращается время, затрачиваемое на подготовку домашнего задания.

Неизрасходованные силы и свободные часы ребенок может потратить на игры, хобби и общение со сверстниками.

Взрослые, опекающие учащихся младших классов, могут совершенствовать характеристики произвольного внимания с помощью специальных упражнений:

  1. Оптимальными материалами для тренировки устойчивости признаны текстовые фрагменты, содержащие бросающиеся в глаза ошибки. На их обнаружение школьнику младших классов отводится небольшой промежуток времени. На начальном этапе целесообразно ограничиться короткими текстами. На протяжении занятия можно прорабатывать от 1 до 5 текстовых отрывков. При успешном выполнении рекомендуется переход к более сложным заданиям.
  2. Улучшить концентрацию поможет пара идентичных наборов пуговиц различной формы и размера. Помимо этого ребенок и один из родителей снабжаются листами бумаги с начерченной на них квадратной сеткой. В средней части поверхности стола выставляется заграждение из картона. Далее один из участников выкладывает пуговицы в произвольном порядке на выделенном ему игровом поле. Второму участнику предстоит запомнить места нахождения фишек в период отсутствия перегородки (на это отводится несколько секунд) и воспроизвести увиденное на собственном поле.
  3. Упражнение на объем начинается с записи 10-15 чисел. По окончании указанного действия взрослый демонстрирует ребенку полученную совокупность цифр в течение нескольких секунд. Далее школьник должен озвучить то, что ему удалось запомнить. Повторение приветствуется. Количество подходов может варьироваться от 10 до 25. По окончании каждого из них практикуется добавление к последовательности дополнительного числа.
  4. Тренировать переключаемость можно посредством поиска пропущенного числа. Как правило, школьники младших классов имеют представление о простейших математических действиях, вследствие чего проявляют интерес к сложным числовым рядам. К этой группе относятся и задания, связанные с исключением «лишних» растений, птиц, предметов и т.д.
  5. В упражнении на распределение родитель/педагог направляет воображаемого жучка по полю, составленному из сегментов квадратной формы. Команды, содержащие информацию о направлении движения и количестве пройденных клеток, озвучиваются вслух. Движение по диагонали не предусмотрено. На школьника младших классов возлагается задача мысленного «ведения» жучка по клеткам. Использование карандаша/пальцев запрещено. Команда «Остановка» предполагает нанесение пометки в виде крестика на соответствующую клетку. В ходе данного упражнения развивается внимание и у взрослых.

Из других вызывающих интерес заданий может быть предложено нахождение отличий в двух картинках, поиск выхода из лабиринта, зачеркивание определенной буквы в журнале/газете и многое другое.

С энтузиазмом воспринимают дети и просьбы о перечислении предметов определенной формы либо цвета.

Также можно попросить ребенка отыскать слова в бессмысленном на первый взгляд ряде букв: КРНКРОТЛИМАСУКВРПРОВОДНА (КРОТ, СУК, ПРОВОД и т.п.).

Востребованы также игры «Лови — не лови» и «Топ-Хлоп». В первом случае малыш ловит брошенный взрослым мяч при наличии команды «Лови!». Брошенный без этой команды мяч ребенок отбивает.

Во втором случае школьник должен оценить правильность произнесенных взрослым фраз и отреагировать определенным образом.

Соответствующие истине слова («Зимой холодно») сопровождаются хлопком, в то время как на противоречащие здравому смыслу высказывания («Автомобиль летает») ребенок должен ответить топаньем.

Заключение

Успешность учебного процесса напрямую зависит от проявляемого младшими школьниками внимания. За полноту развития важного процесса отвечают педагоги детских образовательных учреждений и ближайшее окружение (члены семьи, родственники).

Достижение положительных результатов невозможно без осознания учителями и родителями процесса восприятия детьми объектов окружающей действительности.

Помимо этого взрослые должны иметь представление об особенностях данного процесса, открывающихся возможностях и категориях, определяющих его сущность.

Повышению эффективности занятий, ориентированных на развитие внимания, способствует использование в упражнениях увлечений и хобби малыша.

Правильно выполненные крохой действия должны сопровождаться соответствующими эмоциональными откликами со стороны взрослого (радость, удивление, восторг). Родители и педагоги не должны забывать о том, что наилучшие результаты фиксируются при выполнении упражнений игровой направленности.

В большинстве случаев дети откликаются на оригинальные и неожиданные ходы, вызывающие у них интерес. Из других важных аспектов успешного развития внимания следует отметить регулярность занятий. Проводить их можно как в домашней обстановке, так и во время прогулки.

Взрослые также обязаны помнить о том, что неправильные действия малыша не должны сопровождаться руганью. При этом кроху желательно хвалить даже маленькие победы.

Отлично зарекомендовали себя в сфере формирования внимания пошаговые инструкции к заданиям. Склонных к отвлечению школьников младших классов целесообразно привлекать к продолжению выполнения упражнения в доброжелательном тоне. Довольно часто предложение о дорисовке домика оказывается эффективнее окрика «Не отвлекайся!».
 

Источник: http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/razvitie-vnimaniya-u-mladshih-shkolnikov

Упражнения и игры на развитие внимания у младших школьников

Причем, крайне важно понять, что такие занятия следует начинать проводить чуть ли не с самых пеленок, ведь многие родители серьезно ошибаются, полагая, будто такие навыки, как чтение, счет и письмо, являются определяющими в подготовительном процессе к школе, не уделяя при этом должного внимания развитию усидчивости и внимания.

А между тем, именно эти факторы являются наиболее важными для обеспечения хорошей успеваемости ребенка, ведь научиться писать и считать дети 7-8 лет способны достаточно быстро, но при наличии усидчивости, для чего крайне необходимыми являются всевозможные игры на развитие внимания у младших школьников. Мало того, данный вопрос является настолько актуальным, что во многих высших учебных заведениях широко используется тема «Внимание детей младшего школьного возраста» (курсовая, дипломная, научная работы, издание методических пособий и другой специализированной литературы и прочее, тому подобное). Ранняя подготовка к школе дает определенные бонусы, но только в том случае, если упор делается именно на усидчивость и развитие внимания, а вовсе не на заучивание определенных алгоритмов решений тех или иных задач.

Причем, абсолютно неважно, кто именно возьмет на себя ответственность за выполнение поставленной цели — родители или профессионалы, главное, чтобы процесс подготовки включал в себя, действительно, эффективные упражнения и тренинги.

Но как бы там ни было, откладывание на потом развитие внимания у младших школьников, рассчитывая на то, что этому непременно научат в школе, является однозначно неверным решением, так как современная программа уделяет таким занятиям минимальное количество времени.

Исключением, пожалуй, являются частные учебные заведения, а также дополнительные занятия с классным педагогом и школьным психологом, организацией которых занимаются родители учащихся.

Что касается более ранних тренировок, предназначенных для эффективного развития внимания, то их рекомендуют начинать проводить с двух-трех лет.

Для этого ребенку предлагают группировать одинаковые фигурки (по форме, потом по цвету), расставлять на места заведомо перепутанные между собой предметы (подойдут специальные наборы, мозаики, паззлы, хотя не исключено использование и бытовых принадлежностей), обводить рисунки по пронумерованным по порядку точкам и прочее, тому подобное.

Возможно, в это трудно поверить, но даже обычное рисование палочек в ряд или заполнение клеток тетрадного листа точками, помогут сосредоточиться маленькому непоседе и постепенно выработать все необходимые дисциплинарные навыки. Естественно, это актуально в том случае, если занятия будут проводится регулярно.

Чем старше становится ребенок, тем сложней должны быть задачи, причем, крайне необходимо обращать его внимание на окружающую его среду, животных, любые изменения в природе.

В данном случае рекомендуется подавать новую информацию в полуигровом режиме «вопрос-ответ», ведь только тогда получится не только донести ее до будущего ученика, но и качественно закрепить все новые факты в его еще недостаточно окрепшем сознании.

Очень здорово помочь в этом деле могут всевозможные опыты, ведь само их проведение подразумевает наблюдение и, как следствие, максимальное сосредоточение на объекте этого самого наблюдения.

Любознательность является очень хорошим маркером, ведь ребенок, которому все интересно, гораздо легче втягивается в учебный процесс, другое дело, что в его голове может постоянно возникать определенный сумбур, нуждающийся в дополнительной коррекции.

Обязательно следует учитывать и особенности внимания младших школьников, которые очень остро нуждаются в его качественном развитии именно в этот период. Причем, работать в этом направлении можно как на различных внеклассных мероприятиях, так и в домашних условиях, было бы, как говорится, желание.

В любом случае, регулярное применение всевозможных упражнений очень быстро даст свои плоды, что зачастую приятно удивляет родителей, которые испытывали определенные трудности в вопросе адаптации собственных детей к учебно-воспитательному процессу.

Читайте также:  Как определить темперамент ребёнка

Что касается наиболее эффективных упражнений, то их действительно очень много, причем каждое заслуживает особого внимания.

Так, например, учащиеся младших классов на ура воспринимают игру «Зеркала», которая является не просто развивающим мероприятием, а самой настоящей психогимнастикой.

Для ее осуществления взрослый окружает себя детьми и рассказывает им веселую историю о том, как в зеркальный магазин попала обезьяна и, полагая будто ее окружают точно такие же животные, а вовсе не множество зеркальных отражений, начала строить им разные рожицы.

Вся суть игры заключается в том, что взрослый берет на себя роль этой самой обезьяны, в то время, как детки должны стать ее отражениями, неукоснительно, а самое главное, своевременно повторяя все гримасы и ужимки. Немного освоившись, каждый ребенок, проявивший инициативу может взять на себя почетную роль животного.

Для того, чтобы качественно развивать произвольное внимание учащихся, отлично подойдет игра «Слушай команду», которая проходит под музыкальный марш.

Основные ее правила заключаются в том, чтобы сформировать последовательную цепочку из детей (как вариант, ее можно сомкнуть в круг), которые начинают двигаться вперед, резко останавливаясь в тот момент, когда прекращается музыка.

Именно в этот период педагог или любой другой взрослый шепотом произносит произвольную команду, будь-то подъем рук, отставление левой ноги в сторону, приседание и пр.

Задача школьников заключается в том, чтобы расслышать и тут же выполнить новое поручение, после чего вновь включается музыка и возобновляется движение. При этом, игру «Слушай команду» проводят только до тех пор, пока она вызывает у детей неподдельный интерес, так как дальнейшее ее продолжение попросту теряет всякий смысл.

Помимо активных игр и мероприятий, настоятельно рекомендуют применять и более спокойные упражнения, во время выполнения которых тренируется внимание, логическое мышление, усидчивость, а также правильное восприятие форм и величин.

Их проведение предполагает предоставление каждому учащемуся нескольких карточек с определенными заданиями, причем, выполнять их следует соблюдая строгую очередность.

Так, в первом задании приведен рисунок, включающий в себя пять различных фигур или предметов, два из которых являются одинаковыми. Задачей ребенка является поиск идентичных изображений и подробное пояснение собственного выбора.

На второй карте должны быть изображены конкретные предметы и образцы, которым они подобны, поэтому каждый участник должен сформировать определенные группы, в которые будут входить совершенно разные на первый взгляд аналоги с обоснованием принятых решений.

Третья и по совместительству заключительная карта, должна включать в себя более пяти предметов, при условии, что их общее количество будет нечетным.

При этом школьники должны будут соединить между собой прямыми линиями по два предмета, которые по их мнению являются тесно связанными между собой (например, «колесо-автомобиль», «белка-орех», лыжи-снежинка» и пр.).

В итоге должен остаться один лишний предмет, который нуждается в подробном устном описании ребенком с обоснованием, почему он (предмет) так и не нашел собственную пару. Не менее эффективными играми, предназначенными для развития детского внимания, являются занятия по визуализации.

И в качестве достойного примера можно привести задание, согласно которому ученик должен с максимально возможной точностью повторить какой-то орнамент или узор, используя в этих целях, спички, счетные палочки или, на худой конец, зубочистки с предварительно отломанными кончиками.

Этот или любой другой тренажер, используемый для развития детской логики, усидчивости и внимания, следует начинать применять с самого примитивного уровня, постепенно усложняя задачу и вводя дополнительные элементы, основной задачей, которых, напротив, является отвлечение ребенка от общего процесса.

Источник: http://veselajashkola.ru/igry-onlajn/uprazhneniya-i-igry-na-razvitie-vnimaniya-u-mladshix-shkolnikov/

2.2 Упражнения, игры для развития внимания у детей младшего школьного возраста

Проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью.

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания.

При этом специальные исследования психологов показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый вклад в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания.

Таким образом, развивая определенные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.[2, с.146].

В этой связи можно выделить определенные виды занятий, которые предъявляют более высокие требования, как к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания в целом. К их числу относятся специальные задания, упражнения, игры, которые могут быть использованы учителем на уроках, родителями для занятий с детьми дома.

Их систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Предлагаемые далее задания и игры рекомендуется использовать как в коллективной работе с учащимися в целях профилактики невнимательности и повышения уровня развития внимания, так и на индивидуальных занятиях с отдельными учащимися, отличающимися особой невнимательностью.

«Перепутанные линии»

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

Для выполнения этого задания необходимы карточки размером 12Ч7 см с нарисованными перепутанными линиями одного цвета.

Игра проводится с детьми 6–7 лет по 3–5 мин ежедневно в течение 3–4 недель.

Занятие может быть организовано как индивидуальное или как групповое. Каждый ребенок получает карточку с такой инструкцией: «Посмотри на карточку. По краям карточки проведены вертикальные линии с черточками, рядом с которыми стоят цифры.

Эти цифры соединены путаными линиями (дорожками). В течение нескольких минут нужно только глазами без помощи рук найти дорожку («пройти по ней»), ведущую от одной цифры к другой: от единицы к единице, от двойки к двойке, от тройки к тройке и т. д.

Все понятно?»

По мере овладения игрой предлагаются новые карточки с более запутанными линиями, соединяющими разные цифры: единицу с тройкой, двойку с семеркой и т. д. На обратной стороне карточки записывают ответы: пары соединяющихся цифр.

«Найди отличия»

Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включения в регуляцию деятельности.

Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.

Игра «Муха»

Эта игра также направлена на развитие концентрации внимания. Для ее проведения потребуются листы бумаги с расчерченным девятиклеточным игровым полем 3Ч3, фишки (фишками могут быть пуговицы, монетки, камешки).

Игра проводится в течение 5–10 мин, 2–3 раза в неделю, в течение 1–2 месяцев. В нее могут играть дети от 7 до 17 лет.

Задание выполняется в парах. Каждой паре играющих дается по листу с расчерченным игровым полем и по одной фишке.

Играющим дается такая инструкция: «Посмотрите на лист бумаги с расчерченными клетками. Это игровое поле. А вот эта фишка — «муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда она может двинуться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо», отвернувшись от игрового поля.

Один из вас, тот, кто сидит слева, отвернется и, не глядя на поле, будет подавать команды, другой будет передвигать «муху». Нужно постараться продержать «муху» на поле в течение 5 мин и не дать ей «улететь» (покинуть пределы игрового поля). Затем партнеры меняются ролями. Если «муха» «улетит» раньше, значит, обмен ролями произойдет раньше.

Все понятно?»

Усложнение игры идет за счет того, что играющие объединяются по трое. Двое по очереди подают команды, стараясь удержать «муху» на поле. Третий контролирует ее «полет». Тот, у кого «муха» «улетит» раньше договоренного времени, уступает свое место контролеру. Если все укладываются в отведенное время, то меняются ролями по очереди.

Игра втроем занимает не больше 10 мин, т. е. по 3 мин на каждого. Выигрывает тот, кто продержится в своей роли все отведенное время [12,с. 167].

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти

Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Игра «Заметь все»

Раскладываются в ряд 7–10 предметов (можно выставлять картинки с изображением предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8–10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два любых предмета, снова показать все участникам игры на 10 с. Предложить детям определить, какие предметы переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, выкладывать один на другой, с тем чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).

Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10–15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют [ 11,с. 76].

Тренировка распределения внимания

Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10–15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.

«Каждой руке — свое дело»

Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или записывать решения несложных примеров.

Игра может быть предложена на уроке математики.

«Счет с помехой»

Учащийся называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д. Подсчитывается время выполнения задания и количество ошибок.

«Чтение с помехой»

Учащиеся читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети ищут ответы на вопросы.

Упражнение на тренировку распределения внимания

Ребенку предлагают следующее задание: вычеркивать в тексте одну или две буквы, и в это же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой.

Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.

Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребенка протесты и отказы, но в то же время первые успехи окрыляют. Достоинством подобного задания является возможность его игрового и соревновательного оформления.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/30252

Ссылка на основную публикацию