Дидактические игры для детей старшей – подготовительной группы детского сада

Дидактические игры для детей на формирование элементарных математических представлений

Дидактические игры для детей старшей – подготовительной группы детского сада

Дидактические игры для детей второй младшей группы (ориентировка во времени)

«Детский сад»

Цель: закрепить знания о частях суток.

Материал. Мяч.

Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:

Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .

Мы делаем зарядку…

Мы занимаемся…

Аналогично можно проводить игру о временах года.

«Какой день недели»

Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности дней недели.

Ход: Воспитатель читает детям четверостишья, подкрепляя пальчиковой гимнастикой.

Много разных дней недели

Птицы нам про них пропели

В понедельник соловей

Пел, что нет прекрасней дней

А во вторник пела птица-

Желтобокая синица

Ворон каркнул, что всегда

Лучшим днем была среда

Воробей чирикать стал

Что в четверг он в лес летал

Две голубки ворковали

Воскресенье обсуждали

Птички дни недели знают

Нам запомнить помогают

Дидактическиеигрыдлядетейподготовительнойкшколегруппы (ориентировкавовремени)

Дидактическая игра «Успей вовремя»

Цель: Продолжать закреплять понятие времени.

Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.

Воспитывать любознательность.

Материалы: материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.

Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

Дидактическая игра «Тик-так

Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.

Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов

Воспитывать интерес к играм.

Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Ход: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение:

Петушок

Кукареку-кукареку

Звонко петушок поет.

Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил вас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

Ежедневно в семь утра

Я трещу

– Вставать пора!   (будильник)

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас.   (настенные часы с кукушкой)

Дидактическиеигрыдлядетейподготовительнойкшколегруппы (ориентировкав пространстве)

Поможем Элли вернуться домой

Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

Материалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.

Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой:

3                 4

         5

1                 2

Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1(В котором размещен текст с заданием на счет).

Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием).

Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполнют задания последовательно.

Дидактическая игра «Времена года»

Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

Материалы: модель времени года.

Ход: Воспитатель показывает детям модель «Времени года»: квадрат, разделенный на 4 части (времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)

Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.

Дидактическая игра «Составь неделю»

Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Материалы: Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

Ход: Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке – цифра 2 и тд. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строяется в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и тд.

Игра повторяется 2-3 раза.

После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.

В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.

Дидактическиеигрыдлядетейподготовительнойкшколегруппы (количество и счет)

«На зарядку становись»

Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 20.

Источник: https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/6416-didakticheskie-igry-dlya-detej.html

Дидактическая игра для старшей и подготовительной групп детского сада – ВашПедагог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 3 «Солнышко» План подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико грамматических в старшей логопедической

Подробнее

Дидактические игры С предметами: 3-4 г. 1 Кукла Катя проснулась — Воспитание умственной активности; закрепление знаний об одежде и последовательности процесса одевания 2 Кукла Катя обедает — закрепление

Подробнее

Перспективный план работы по использованию лэпбука как средства развития лексико -грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на 2015-2016 учебный период Месяцы,

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 56 «Искорка» Перспективный план дидактических игр по развитию словаря ( дошкольный возраст) Воспитатель Тарасова С.Н. Перспективный

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» Города Белокурихи Алтайского края Модуль рабочей программы Формирование коммуникативных компетенций детей с нарушениями

Подробнее

Развитие грамматического строя Развитие лексикограмматических категорий является неотъемлемой частью развития связной речи В НОРМЕ К 6 7 ГОДАМ У ДЕТЕЙ СФОРМИРОВАНЫ Умение пользоваться фразовой речью; Умение

Подробнее

Автор проекта: учитель-логопед ГДОУ 113 Панова Н. Е. г. Санкт Петербург ДЕТСКО РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ВРЕМЕНА ГОДА». Формирование у старших дошкольников элементарных представлений о временах

Подробнее

Приложение 3 Картотека дидактических игр по экологии в средней группе Март Когда это бывает (загадки) Цель: учить отгадывать загадки по характерным признакам. Какая сегодня погода (сюжетные картинки) Цель:

Подробнее

Перспективный план Развитие речи средняя группа (раздел образовательной программы) Месяц Тема Программное содержание Часы В месяц Сентябрь Занятие 1 Беседа с детьми на тему » Надо ли учиться говорить?»

Подробнее

Подготовила воспитатель Бандурист Н.Г. Хорошая речь важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании

Подробнее

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ 1290» Согласовано Программно-методическим советом ГБОУ «Гимназия 1290» Протокол 1

Подробнее

Комплексно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год Образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 5 комбинированного

Подробнее

Комплексно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение опорно-двигательного

Подробнее

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ЛГС СЛОВАРЬ ГРАМ.СТРОЙ Словарь это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Грамматический

Подробнее

Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи разработана с учетом диагностических данных учащихся группы и на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее

Подробнее

Источник:

Дидактические игры в подготовительной группе. Занятия в детском саду

Дидактические игры в подготовительной группе важны для дошкольников. Благодаря им дети легко обучаются. Игры помогают развиваться, фантазировать и запоминать материал. Есть разнообразные виды дидактических игр. Каждая из них нужна для определённой цели. Подробнее читайте в статье.

Роль дидактических игр в развитии дошкольников

Дети в подготовительной группе готовятся к школе. Для более лёгкого обучения и воспитания дошкольникам предлагаются дидактические игры. Благодаря им ребёнок познаёт окружающий мир, развивает познавательную деятельность, решает обучающие задачи.

Дидактические игры в подготовительной группе очень важны. Они учат детей вниманию, фантазии, мышлению. Даже инертных детей можно заинтересовать необходимым материалом.

Дидактические игры помогают детям развивать познавательные способности, пополнять словарный запас, развивать всесторонние способности (клеить, лепить, вырезать и т. д.). Перед занятием необходимо провести с детьми беседу, показать наглядный материал, объяснить правила игры.

Функции дидактических игр

Обучение – сложный процесс. Однако если заниматься в игровой форме, у детей появляется заинтересованность. Психологи и педагоги выделяют такие функции игры:

  • Развлекательная. Ребёнок заинтересовывается, у него пробуждается интерес к занятию.
  • Коммуникативная функция – это норма поведения, которая усваивается детьми.
  • Самореализация. Ребёнок учится всему, что его окружает. Он с каждым днём всё больше реализовывается.
  • Терапевтическая. Дети учатся преодолевать трудности, находить компромиссы со сверстниками, слушать более опытных людей.
  • Диагностическая. Эта функция помогает воспитателям, психологам и родителям понять нормы и отклонения поведения.
  • Коррекционная. Ребёнок ежедневно меняется в лучшую сторону. Он учится работать над собой и видеть свои ошибки.
  • Социализация. Учит детей общаться в обществе.

Педагог А. Макаренко утверждал, что с помощью игр воспитывается воля, коллективизм и формируются практические навыки. Если детям интересно проводить время на занятиях, тогда они не устают, а поддерживается их трудоспособность.

Дидактические игры: цель

Подготовительная группа готовит детей к школе. Их нужно многому научтиь. Поэтому все дидактические игры в подготовительной группе предлагаются детям с определённой целью. Ведь они должны понимать и знать хотя бы самое необходимое. Воспитатели ставят перед собой цели:

  • Познакомить детей с природным материалом.
  • Познакомить с неживой природой.
  • Научить дошкольника определять пищу для животного.
  • Закреплять знания о природе.
  • Вспомнить все времена года.
  • Развивать внимание, память и логическое мышление.
  • Учить характерные признаки домашних или диких животных.
  • Закрепить хорошее отношение к окружающим и любовь к природе.

Все вышеперечисленные цели необходимы педагогам для равномерного и правильного обучения. В подготовительной группе часто предлагаются детям игры, связанные с театром. Благодаря им дошкольник раскрывает себя как личность. Он входит в роль и учится у своего героя перенимать положительные качества.

Читайте также:  Урок литературного чтения в 1 классе. е. пермяк «самое страшное». в. осеева «хорошее»

Дидактические игры, их картотека в подготовительной группе

Для того чтобы ребёнка развивать со всех сторон, пишется план. Его составляют воспитатели для более правильного воспитания. Картотека дидактических игр в подготовительной группе охватывает занятия разного рода. Это развитие речи, математика, экология, аппликация, музыка и многое другое.

Для каждого занятия определяется цель. Если нужно учить окружающий мир, воспитатель предлагает детям свободное рисование, где ребёнок развивает фантазию и память. С помощью занятия дети вспоминают увиденное накануне и пытаются воспроизвести на бумаге.

Для развития речи можно придумать любую игру, где нужно выражать свои мысли с помощью слов. Дети смогут придумать сказку, а по ней создать спектакль и распределить роли. Благодаря такой игре дети учатся не только разговаривать, но и общаться со сверстниками.

Картотека дидактических игр в подготовительной группе помогает не только дошкольникам, но и воспитателям. Благодаря им педагоги занимаются с детьми, обучают, проверяют навыки и умения. Если не будет картотеки, воспитатели не смогут дать дошкольникам знания, которые им необходимы.

Изучение экологии с помощью дидактических игр

Воспитателям необходимо научить детей любить природу, содержать её в чистоте и ухаживать за растениями и животными. Поэтому дидактические игры в подготовительной группе по экологии составляются один раз в неделю.

Дидактическая игра: «Лесной поезд»

Цель: закреплять и систематизировать знание детей про зверей, птиц и насекомых.

Материал: карточки с животными, птицами и насекомыми; два картонных поезда (к каждому прикрепляется 3 вагона).

Воспитатель предлагает выбрать две команды по 3 человека. Дети должны в первый вагон посадить лесных зверей, во второй – птиц, в третий – насекомых. Какая команда справится быстрее — выиграет.

«Чем питаются животные?»

Цель: формировать представление о питании домашних и лесных животных.

Материал: карточки с изображением животных и едой для них.

Например, картинки с белкой, зайцем, лисой, собакой, попугаем, орехами, морковью, куропаткой, косточкой, зерном. Все эти карточки должны быть перемешаны. Дети как можно быстрее должны найти подходящие картинки.

Например, белка с орехами, заяц с морковью и т. д.

Каждая дидактическая игра формирует у ребёнка представление об окружающем мире. Необходимо закреплять умения и навыки у дошкольников. Тогда он пойдёт в первый класс подготовленным ребёнком.

Обучение развитию речи при помощи дидактических игр

Детям нужно давать не только представление об экологии. Необходимы дидактические игры по развитию речи. Подготовительная группа – это важный период ребёнка. Благодаря играм дети пополняют словарный запас, учатся правильно говорить, выражать и формулировать свои мысли.

Кукольный театр — это первая игра, благодаря которой у детей развивается фантазия и пополняется словарный запас.

Дидактическая игра «Найди лишнее слово»

Цель: развивать память, пополнять словарный запас, закреплять материал.

Воспитатель называет 4 слова. Например, пальто, шуба, куртка, платье. Задача дошкольника найти лишнее слово. Пальто, шуба и куртка – это верхняя одежда. Платье к ним не относится.

Игра: «кто знает больше?»

Цель: закреплять и учить слова, определять их значение.

Воспитатель предлагает детям перечислять животных. Она называет: медведь, заяц. Дети по очереди продолжают. Потом переходят к цветам, овощам, фруктам и т. д. Для дошкольников задания по развитию речи довольно сложные. Поэтому не ругайте, а терпеливо ожидайте, когда ребёнок вспомнит название. Для детей интересны дидактические игры.

Подготовительная группа: математика

Дидактические игры помогают детям познакомиться с математическими представлениями. Очень интересная и занимательная игра «Лишняя картинка». Она предназначена для изучения цифр.

Для игры возьмите лист бумаги А4 и поделите его на равные четыре части. В верхнем правом углу нарисуйте 3 ореха, а в нижнем 4 листика. Нарисуйте вверху слева три игрушки, а под ними 3 овоща.

Ребёнок должен учиться думать логически. Он найдёт лишнюю картинку (4 листочка).

Вырежьте из картона для дошкольников несколько овалов, кругов, квадратов, ромбов, треугольников и паровоз с пятью вагонами. Поделите детей на команды. К первому паровозу прикрепите овал. Дети поймут, для какой фигуры этот домик. Также квадрат, круг, ромб и треугольник. Какая команда быстрее разберёт фигуры по нужным домикам, та и выиграла.

Источник: http://65-school.ru/metodiki/didakticheskaya-igra-dlya-starshej-i-podgotovitelnoj-grupp-detskogo-sada.html

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста

Игра « Вершки и корешки»

 Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других- то, что растет в земле (корешки).

Участники: дети старшей группы.

Образовательные области:

— познание

— коммуникация

Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.

 Ход игры.

Вариант 1. После уборки урожая на своем огороде взрослый собирает детей, показывая им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни — корешки, у других плоды — вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Взрослый объясняет правила игры:

— Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений — овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая — корешки. (Дети далятся на две группы.)

Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй — по корешку. Все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал «Раз, два, три — свою пару найди!», быстро найдите себе пару: к своему вершку — корешок.

Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.

 Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Взрослый дает сигнал:»Корешки, найдите свои вершки!». Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить только «волшебные ворота» (взрослый и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угасал, можно предложить поменяться вершками и корешками.

 Игра «Загадочные животные»

Цель: Развивать зрительное восприятие, внимание, воображение

Участники: дети старшей группы.

Образовательные области:

— познание

— коммуникация

Материал: картон

Место использования: индивидуальная работа в утреннее и вечернее время.

Ход игры:

Раздайте детям большие карточки с необычными животными поровну. Предложите детям подобрать карточки с животными, которые на него похожи. Выигрывает тот, кто первым найдет все карточки и сделает это правильно.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/didakticheskie-igry-dlya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Дидактические игры по развитию речи: старшая и подготовительная группы

Ваш кроха растет, развивается и вот уже из простого карапуза он превращается в ребенка, посещающего детский сад в средней или подготовительной группе.

Для этого возраста характерно не только кризисы, и становление его как самостоятельного человека, пробующего все на своем пути (особенно мамины нервы), но и другой уровень игр с использованием дидактических материалов для занятий.

Что включают в себя дидактические игры по развитию речи

Развитие речи подразумевает не только постановку правильного произношения звуков и слогов, но и культуру речи.

Дети в старшем возрасте должны учиться говорить не только фонетически правильно, но и грамотно строить предложения, уметь использовать речевые обороты, владеть интонацией и уметь строить длинные сложные предложения, повествующие полноценный рассказ с выводом или итогами.

Умение выражать свои мысли очень важно в повседневной жизни. Речь — одно из самых важных средств общения, поэтому она должна быть правильной, грамотной и приятной.

Если ребенок дошкольного возраста умеет правильно и четко выражать свои мысли, то ему будет значительно проще проявлять себя в школе и в дальнейшей жизни.

Про таких можно услышать выражение, что за словом он в карман не полезет. При всей его иронии, смысл остается прежним.

К основным задачам дидактические игры по развитию речи относят:

  • Побуждение детей к общению между собой, поиск и укрепление взаимных отношений, становление дружественных связей.
  • Возможность проявления инициативы во время ответов на вопросы и аргументация правильности своего выбора.
  • Расширение словарного запаса, увеличение кругозора.
  • Обучение правильности построения сложных фраз и использования различных слов.
  • Умение рассуждать и делать выводы.

Все дидактические игры по развитию речи можно условно разделить на следующие типы:

  • Игры-путешествия, в которых ведущий игры как экскурсовод обращает внимание на предмет встречи, делая окружающий мир более разнообразным для ребенка. Например, прогулки по парку или в случае с настольными играми – рассказы про домашних и диких животных. В этих играх у ребенка развивается наблюдательность и здоровый интерес.
  • Игра с беседой. Во время нее ребенок как бы играет со словами, совершенствуя в разных направлениях своё речевое развитие: фонетическое, лексическое, грамматическое. В этих вариантах ребенок может играть в простую игру: “назови слово, начинающее с определенной буквы”.
  • Загадочные игры. Ребусы, загадки, хитрые вопросы. Основной задачей данной игры является выслушать полностью вопрос, проанализировав его, продумать свой ответ. В итоге предоставить ведущему, когда он спросит ученика, свой аргументированный ответ.
  • Предположительные игры. В их основе стоит всего одна фраза: “А что, если бы…” продолжение всего действа, которое должен придумать ребенок. Ведущий игры дает вводные данные на ситуацию, и дети по очереди, аргументируя свой рассказ, предполагают что будет дальше.

Дидактические игры по развитию речи в средней и подготовительной группах

Старшая и подготовительная группы в детских садах занимаются развитием речи ребенка посредством дидактических игр. Конечно, они применяются и для деток младшего возраста, но там немного другой уровень сложности.

Разница в том, что игры направлены на разные стороны развития речи.

Если маленькие детки только учатся строить предложения, учат названия понятий и явлений, то дошкольники уже обучаются формированию более сложных предложений и словосочетаний, расширяют свой словарный запас.

 Они учатся правильно использовать склонения, спряжения, образовывать формы падежей и наклонений. На этой же стадии исправляются грамматические дефекты речи. В возрасте 5-6 лет дети уже могут учиться читать и писать, а потому очень важно уметь сформулировать свои мысли, чтобы записать их было легче.

На что направленны дидактические игры

  • Дидактические игры, проводимые в старшей и подготовительной группах направлены на развитие мышления и реакции. Насколько быстро и точно ребенок может сообразить что нужно сказать, и как именно этот оборот можно применить.
  • Развитие быстроты мышления способствует подготовке ребенка к школьным занятиям, скорому усвоению полученного материала и возможности его применения. А в дальнейшем, ребенок сможет быстро соображать, отвечая на вопросы учителей.
  • Дидактические игры в старшем возрасте так же способствуют развитию и концентрации внимания на определенны вещах. То есть, пока ведущий проговаривает задание, ребенок молча и сосредоточенно слушает его. При необходимости он отвечает на его вопросы, которые указывают насколько внимательно слушали преподавателя дети.
  • В таком возрасте развитие речи подразумевает умение подбирать синонимы и антонимы, различать слова, близкие по значению, правильно применять уменьшительно-ласкательные формы, сравнительные и превосходные степени слов. Так же, стоит отметить, что важно научить ребенка правильно определять род слова, чтобы верно согласовывать его с прилагательными в предложениях. Но до этого не все доходят, чтобы досконально изучить суть. Пока это на уровне: правильно сказать так, а не правильно – вот так.
  • Часто дидактические игры в старшей группе довольно активные и хорошо влияют на физические навыки ребенка: развивают ловкость и быстроту реакции не только мыслей, но и действий. Например, если дидактическая игра проводиться с мячиком и детям нужно ловить его или отбивать в зависимости от слов, которые произносятся на каждый бросок. Яркий пример такой игры – «Съедобное-несъедобное». Пока ребенок ловит мяч, он должен проанализировать слово и молниеносно отреагировать на него.
Читайте также:  Сценарий открытия выставки декоративно-прикладного творчества детей

Дидактические игры по развитию речи в старшей группе

Так же, для дошкольников в играх предусмотрено продолжение развития тактильных, слуховых и зрительных анализаторов.

Ведь речь это средства общения и выражения своих наблюдений, которые в свою очередь мы получаем благодаря слаженной работе всех органов чувств.

Поэтому пересказать, как пахнет цветок, в деталях рассказать про свой поход к бабушке с ее изумительными блинчиками ребенок может с использованием описаний и запахов, и звуков, и трудностей в дороге.

Дидактические игры по развитию речи в подготовительной группе

В подготовительной группе дети начинают не только уметь использовать в своей речи антонимы, синонимы, но узнают названия этих понятий. Так же, многие игры обучают детей азам школьной программы русского языка. Например, узнают о частях словах, о том, что оно состоит из слогов, что буквы делятся на гласные и согласные, учатся различать понятия звука и буквы.

Некоторые дидактические игры, проводимые для деток из старшей и подготовительной групп нацелены на умение все больше примечать различные детали, находить как можно больше свойств того или иного предмета, явления или человека. На этом этапе развития речи так же, идет развитие логики и мышления в целом. Развивается воображение и творческие навыки детей.

Картотека и места проведения игр

Картотеку дидактических игр, которые актуальны для развития речи детей в старших и подготовительных группах можно использовать в качестве основы личной библиотеки. А также воспользуйтесь обучающей литературой, написанной опытными психологами и воспитателями.

Например, вы можете найти много дидактических игр, нацеленных на поиск ребенком предметов, которые объединены общим признаком: воспитатель называет цвет – дети говорят как можно больше слов, которые обозначают предметы такого цвета.

Проводиться такая игра может в свободной форме, когда дети просто по очереди называют слова. Или с мячом, когда детки ловят мяч и тот, кто поймал говорит слово. Можно даже устраивать небольшие соревнования, кто найдет в комнате больше предметов заданного цвета.

Нужно помнить, что любая игра должна не просто обучать детей, но и увлекать. Только в этом случае они почувствуют себя свободно и смогут проявить себя в полной мере.

Некоторые дидактические игры развивающие речь могут проводиться во время прогулки. Например, воспитатель может дать детям задания найти предметы из определенного материала.

Игру можно проводить в активной форме: воспитатель говорит, например, «железо» и все детки должна схватиться за что-то железное. Если воспитатель говорит «дерево», то дети должна держаться за дерево или сесть на лавочки, встать на деревянный пол беседки.

Такая игра развивает внимание, логику и реакцию детей.

И на природе, и в помещении можно проводить игру на угадывание предмета. Воспитатель или один ребенок загадывает предмет, который есть в поле зрения. Интереснее, если предмет сложный и имеет много характеристик. Дети должны постепенно угадать предмет. Например, загаданное слово «чашка».

Сначала ведущий (тот, кто загадал предмет) называет самые простые характеристики предмета, например, цвет. Затем он может сказать из какого материала сделан предмет, следом назвать его размер, для этого хорошо включить фантазию и придумать какую то метафору для обозначения размера (для слона маловата, для мышки великовата, а для человека — в самый раз).

Когда дети угадали предмет, ведущим может стать ребенок, который первый угадал слово и игра повторяется.

Дети старшего возраста так же хорошо принимают игры по ролям. Воспитатель раздает детям карточки с картинками животных, затем каждый ребенок показывает это животное. Можно сделать игру с элементами загадки. Например, ребенку досталась кошку.

И он описывает ее: “Живет у людей, любить молочко и ловит мышей”. Дети должны отгадать, что это за животное. Такая игра способствует развитию мышления, реакции и расширению кругозора.

Чем сложнее и необычнее животное, тем интереснее будет его показывать, описывать и отгадывать.

Итоги

Многие дидактические игры, проводимые в дошкольных образовательных заведениях (ДОУ) настолько популярны, и так хорошо принимаются, запоминаются детьми, что они могут самостоятельно играть в них со своими сверстниками во дворе или на переменах в школе.

Постоянные тренировки с помощью игр по развитию речи хорошо влияет на общее развитие ребенка, и способствует умению организовывать себя и своих товарищей для интересной игры.

Знания различного рода игр позволяет вашему ребенку проявлять в детских коллективах инициативу, участвовать в подобных играх и вести полноценную жизнь чувствуя определенную уверенность в собственных силах.

Самые простые дидактические игры для детей посещающих старшую или подготовительную группы (например, игра в слова, города) вы можете использовать даже во время дороги домой. Не обязательно все обучающие моменты оставлять на воспитателей сада и преподавателей в школе. Общаясь со своим ребенком, вы не просто играете и налаживаете дружеские отношения, но и придаете ему уверенность в себе.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Источник: http://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/razvitie/didakticheskie-igry-po-razvitiyu-rechi.html

Дидактические игры для детей в детском саду

Иванова Т. Н.

МБДОУ №1

Дидактическая игра: «На полянке»

Цель игры:

–  Развивать логическое мышление, наблюдательность, цветовое и эстетическое восприятие, память.

– Развивать токтильные ощущения, учить подбирать предметы одинакового цвета.

– Упражнять в порядковом счете.

Дидактическое пособие: 6 божьих коровок разного цвета, у каждой на крылышках разное количество точек.

2 игровых поля. На одном, светло –зеленом поле, 6 ромашек с серединками разного цвета, в тон божьим коровкам.

На втором, темно-зеленом, разноцветные цветы с разным количеством лепестков, по количеству совпадающие с количеством точек на крылышках божьих коровок.

Описание игры:

1 вариант игры: В игре могут участвовать 6 детей. Каждый ребенок выбирает себе божью коровку, называет ее цвет, считает точки на спине (крылышках). Затем детям предлагается  на 1 полянке найти ромашку с серединой совпадающей цвету божьей коровке и посадить на нее свое насекомое. Дети по очереди называют свое действие.

2 вариант игры:  Посадить божьих коровок так, чтобы число точек у них на крылышках совпало с количеством лепестков у цветов на полянке №2. В ходе игры дети меняются божьими коровками. Свои действия описывают (воспроизводят речью).

Примечание: Эта игра может использоваться в индивидуальной работе.

Дидактическая игра: «Найди цвета и назови их»

Цель игры: –  Знакомить с основными цветами, учить определять, находить и называть знакомые цвета на рисунке.

– Развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность, память.

– Совершенствовать мелкую моторику.

– Упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки.

Игровой материал: панно с изображениями: петуха, радуги, пирамидки, цветика-семицветика, выполненных из частей 5-6 цветов. Внизу под изображением кармашки. Набор разноцветных карандашей (цветные прямоугольники выполненные в виде карандашей)

Описание игры:

Воспитатель демонстрирует детям панно. Предлагает внимательно посмотреть на изображение, отметить (назвать) все цвета использованные художником и подобрать такого же цвета «карандаши», вставить их в кармашки под рисунком.

Дидактическая игра: « Часы осторожности»

Цель игры: –  Знакомить детей с опасными ситуациями, которые их могут встретить дома, в быту.

– Учить детей  избегать опасные ситуации.

– Прививать бережное отношение к своему здоровью.

Игровой материал: дидактическое пособие в форме цветика- семицветика, на каждом лепестке  изображен какой-либо предмет, который детям нельзя трогать вообще или только под присмотром взрослого (ножницы, гвозди, таблетки, спички и т.д.). В центре этого цветка закреплена вращающаяся, красная стрелка.

Описание игры: Воспитатель предлагает детям поочередно проворачивать стрелку на ту или иную картинку и всем вместе обсуждают ситуацию – что опасное, вредное для здоровья, почему это нельзя трогать, что делать, если с тобой  все – таки случилась беда.

Источник: http://apruo.ru/doshkolnoe-obrazovanie/zanyatiya-s-doshkollnikami/443-didakticheskie-igri-dlya-detey-v-detskom-sadu.html

Дидактические игры в старшей и подготовительной группе. Развитие фонематического слуха у дошкольников

Современная дошкольная педагогика ставить целью перед педагогом не столько дать ребенку определенную сумму знаний и умений, сколько развивать у дошкольника способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению.

Важной частью подготовки ребенка к чтению является звуковой анализ. Звуковой анализ – это:

  • Определение порядка звуков в слове;
  • Выделение отдельных звуков;
  • Различение звуков по качественным характеристикам.

Формированию фонематического слуха, способности к звуковому анализу способствуют дидактические игры. Доступная и привлекательная игровая ситуация делает познавательный интерес полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошкольника.

Цикл игр «Шифровальщики» (5-7 лет) (дети должны отгадывать «зашифрованные» задания, игровые ситуации для решения задач суперагентами вызывают интерес у дошкольников и способствуют к стремлению выполнить задание)

Какой цвет?

Отгадай каким цветом нужно закрасить фигуры. Фигура первая – шифр «Ж» (дети по первому звуку определяют цвет – желый) и т.д.

Что нужно взять с собой суперагенту?

Воспитатель называет первый и последний звук слова, дети с помощью картинок-подсказок выбирают нужные предметы и складывают их в рюкзак.

Какие животные пропали?

По первым звукам названных слов составляется новое слово, по которому можно определить пропавшее животное.

Мышь, утка – му (корова); молоко, ежевика – ме (коза); гранат, ананас – га (гусь) и т.д.

Отгадай, кто спрятался?

Соедини первые звуки в словах (на слух):

Волк –абрикос-сирень-ананас; торт- облако-лиса-аист; вилка – игла – тюбик- арбуз;

Астра – ноты – тополь- ослик – новость; обруч – лимон – яблоко; игла – ножницы – ананас.

Читайте также:  С. махотин. мама в командировке

Отгадай шифр. Куда нужно идти.

Что общего в словах? (сок, лис – звук «С»; арбуз, игла – звук «А»; двор – мед – звук «Д»)

Дидактические игры на определение звуков по качественным характеристикам.

Колокольчик или колокол.

Колокольчик – мягкие согласные звуки, колокол – твердые согласные звуки. У ребенка две картинки – с колокольчиком и колоколом.

Заранее педагог знакомит с «обозначением» мягких и твердых звуков (ассоциация со звучанием колокольчика и колокола, ребенку предоставляют возможность послушать звучание большого колокола и маленького колокольчика). Далее воспитатель называет звуки и ребенок поднимает подходящую картинку.

Раскрась дорогу.

Работа со схемами. Учимся различать согласные твердые и гласные звуки. Игра проводится с детьми уже знакомыми с графическими цветовыми обозначениями звуков – синий и красный квадрат. Педагог называет звук, ребенок закрашивает квадраты по очереди, определяя цвет. В результате получается разноцветная дорожка. (а, г, у, м, о, к, ы)

Подбери наряд.(мягкие и твердые согласные)

По первому звуку дети определяют какое платье должно быть у девочки (синие или зеленое – раздаточный материал, вырезанные платья из синего и зеленого картона).

Леся – зеленое, Маша – синие, Вика – зеленое и т.д.

Звери едут в зоопарк.

К паровозам синего и зеленого цвета нужно «прицепить» вагончики-карточки с нарисованными животными. Если в слове есть звуки с или з – к синему паровозу, сь или зь – к зеленому. Зебра, собака, осел, змея, обезьяна, лиса, страус, коза, гусь, заяц, рысь и т.д.

Игры для детей младшего дошкольного возраста.

Игра в команде.

Сядьте в круг. Я буду обычным голосом давать команду сделать какое-нибудь движение, а затем шепотом произносить имя того, кто должен его выполнять. Будьте очень внимательными.

Кто в гости пришел?

По звукам дети определяют животное, которое пришло в гости к кукле Маше и находят картинку.

Повтори волшебные слова.

Воспитатель называет ряд звуков, дети повторяют «волшебные слова». (а-у-ы-о; т-ть-п-пь и т.д.)

Путаница.

Воспитатель показывает картинку и называет неправильно слово (ублако (яблоко), ырбуз (арбуз), табака (собака)) Дети должны исправить воспитателя и назвать правильно слово.

Название: Дидактические игры в старшей и подготовительной группе. Развитие фонематического слуха у дошкольников.

Источник: http://portal2010.com/didakticheskie-igry-v-starshej-i-podgotovitelnoj/

Дидактические игры в подготовительной группе

Родители и педагоги знают, как сложно организовать обучающий процесс для мальчишек и девчонок дошкольного возраста.

Ввиду особенностей психологии и развития самых юных учеников, их невозможно усадить за парты и провести урок по стандартной схеме. Потому как маленьким непоседам крайне необходимо двигаться, играть и веселиться.

Так почему бы не совместить приятное с полезным, ведь для этого существуют специальные дидактические игры, использование которых в ДОУ, доказало свою эффективность.

Картотека дидактических игр в подготовительной группе ДОУ

Всестороннее развитие и подготовка к школе – основные цели, которые преследуют воспитатели в подготовительной группе.

Детки по-прежнему продолжают знакомиться с окружающим миром, познают первые математические азы, расширяют словарный запас, развивают связную речь, учатся формулировать предложения, выражать мысли, описывать предметы.

Особенность дидактических игр заключается в том, что посредством игры малышам в ненавязчивой форме преподносится «целый багаж знаний». К тому же в процессе игровой деятельности дошкольникам проще упорядочить уже приобретенные навыки, удовлетворить свою любознательность и раскрыть потенциал.

Картотека дидактических игр в подготовительной группе должна быть разнообразна, это словесные игры, математические, экологические, игры с музыкальным сопровождением.

В комплексе все они формируют волю, нравственность, гуманность, способствуют воспитанию всесторонне-развитой личности.

Стоит отметить, что в дидактических играх для малышей постарше задачи усложняются, вводятся новые персонажи, становятся сложнее правила и взаимоотношения между игроками, на применяемых карточках изображаются целые сюжеты.

Вот несколько примеров дидактических игр, в которые играют наши детки в детском саду, или других ДОУ:

  1. Увлекательная и интересная игра «Скажи, из чего сделано?» – тренирует внимание, сообразительность, активизирует бытовой словарь. Правила игры очень просты: детки становятся напротив ведущего, а последний по очереди бросает каждому игроку мяч, при этом называет какой-либо бытовой предмет, к примеру, стол. Ребенок, поймавший мяч, должен назвать материал, из которого сделан этот предмет, то есть стол (дерево).
  2. Все дети любят отгадывать загадки, эту особенность можно использовать для закрепления полученных знаний. К примеру, дидактическая игра «Чудесный мешочек». Воспитатель подготавливает обычный мешочек, туда насыпает муляжи фруктов и овощей. А непосредственно в процессе игры ведущий (это может быть ребенок или сам воспитатель) на ощупь выбирает фрукт или овощ, и, не показывая, описывает его. В то время как остальные участники игры должны отгадать, о чем идет речь.
  3. Трудно переоценить вклад в эстетическое и нравственное развитие малышей в подготовительной группе музыкально-дидактических игр. Музыкальные занятия пробуждают интерес к музыке, формируют правильное восприятие ее содержания, да и просто приносят деткам радость и хорошее настроение. Очень нравится дошкольникам игра, под названием «Какая это музыка?». Детки прослушивают мелодии, а затем определяют характер произведения.
  4. Для развития чувства ритма можно сыграть в игру «Кто в гости пришел?». Воспитатель по очереди обыгрывает приход мишки, зайчика, лошадки, птички (заранее подготовленные игрушки).При этом, каждая зверушка просит одного из участников игры сыграть на определенном музыкальном инструменте (бубен, металлофон, колокольчик, музыкальный молоточек). Ребенок играет на музыкальном инструменте, а зверушка двигается в ритм.
  5. Также детки в подготовительной группе разучивают дидактические игры по экологии. Они позволяют расширить кругозор ребенка относительно взаимоотношений между лесными обитателями и растениями, учат культуре поведения в лесу и бережному отношению к природе.

Источник: https://womanadvice.ru/didakticheskie-igry-v-podgotovitelnoy-gruppe

Дидактические Игры Для Детей Подготовительной Группы Детского Сада

agentlock.bitballoon.com› ▆ ▆ Дидактические Игры Для Детей Подготовительной Группы Детского Сада

Дидактические игры предназначены для детей подготовительной к школе группы. Старшая, подготовительная группа Игры по математике для детей дошкольного возраста в детском саду, ДОУ.

Математические игры для старшей и подготовительной групп (группа с ЗПР) Конспект занятия по математике в средней группе « Дидактическая игра. Дидактические игры для детей второй младшей группы Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой.

Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (ориентировка во времени). Ход: На детских кроватках и у воспитателя на столе разложены наборы. Дидактические игры по экологии для детей 6 7 лет Цель расширять Игры осенью для детей подготовительной группы в детском саду.

Дидактические игры для детей – раздел, где вы найдете игры и игровые. В этом разделе собраны дидактические игры используемые в детском саду.

Дети делятся на любое количество команд (2- 4) по усмотрению педагога и количеству детей в группе. Воспитатель: Дети, сегодня состоится большая игра, правила игры таковы: перед вами игровое поле, на котором написана тематика вопросов и их цена – от 1. Сборка Шкаф Купе Цена.

Соответственно чем выше цена вопроса, тем больше баллов вы заработаете. Вы должны выбрать тему, в который хотите начать играть и количество баллов, на который вам я буду задавать вопросы.

Все баллы складываете себе в копилку и по окончании игры мы, подсчитав количество, узнаем победителей.

Дети должны провести карандашом стрелку от животного к его следу. Дидактические игры по экологии для детей подготовительного возраста. Игры осенью для детей подготовительной группы в детском саду.

Музыкально- дидактические игры в детском саду для детей среднего и старшего «Составь оркестр» (игра для старшей и подготовительной группы). Дидактические игры по лексическим темам в подготовительной к школе. Д/И «Овощи и фрукты» – научить детей различать фрукты и. Картотека подвижных игр для подготовительной группы детского сада.

Природа. 10. 20. 30. Считай- ка. 10. 20. В мире сказок. 10. От А до Я1. 02. 03. Клякса. 10. 20. 30.

Вещи. 10. 20. 30. Физкультура. 10. 20. До- ми- соль- ка. Природа. 10. Отгадайте загадку «Если сели на карниз, то растут все время вниз». Какой месяц приходит на смену марту? Где быстрее растает снег под березой или под яблоней? Чем питается медведь зимой?

Как называется лес, где растут хвойные деревья – пихты, ели, кедры и сосны? Сегодня полянка золотисто- желтая от цветов, а завтра – бело- пушистая. Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают белые пушинки. В кувшине было 4 литра воды, в него добавили несколько стаканов воды, и стало 6 литров воды. Сколько литров воды добавили в кувшин?

Поле пахали 7 тракторов, 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? По дороге 2 мальчика шли 2 рубля нашли, за ними еще 4 идут, сколько они найдут? Посадила мама в печь Пироги с капустой печь. Для Наташи, Коли, Вовы, Пироги уже готовы, Да еще один пирог Кот под лавку уволок. Да еще из печки пять Маме нужно вынимать.

Если можешь помоги Сосчитай- ка пироги? Кто автор сказки «Сказка о золотой рыбке» (А. С. В каком произведении маленький котенок напугал двух мальчишек? Кто автор этого рассказа? Как закончилась сказка «Красная шапочка». Кто автор этой сказки?

Из какой сказки этот герой? Кто автор сказки? От какого героя все ревели?

Назовите сказки в названиях, которых встречаются числа и цифры. От А до Я1. 0. Сколько слогов в слове ? Назовите все гласные в слове – . Составьте предложение из 5 слов. Вспомните знакомые скороговорки.

Как называют художника, который рисует портреты? Какие цвета краски нужно смешать, чтобы получить коричневый цвет? Назовите братьев синего цвета? Какие цвета были использованы при написании картины? Как называется песня, которую поют, чтобы усыпить малыша?

Вспомните сказки «Волк и семеро козлят», почему козлята не открыли волку дверь в первый раз, когда он пел козляткам мамину песенку? Угадай мелодию. Вспомните песенку из любой русской народной сказки, и спойте ее. Без них нам ни песню не спеть, ни на музыкальном инструменте, ни сыграть.

Назовите 1. 0 музыкальных инструментов. Физкультура. 10. Назовите 5 зимних видов спорта (хоккей, лыжи, коньки, санный спорт, фигурное катание)2. Какие витамины содержаться в твороге? Что нужно делать, чтобы не заболеть зимой? В какие игры играют с мячом? В каком городе России пройдут зимние олимпийские игры в 2. К какому виду транспорта относиться самолет?

Назовите продукты, которые входят в состав борща. Идет пароход – то взад, то вперед, а за ним такая гладь, ни морщинки не видать! Отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Как можно использовать стакан? Придумайте нестандартные варианты. Кот в мешке» – задание для всех команд, выложите ряд предметов от первобытного до современного.

Источник: https://agentlock.netlify.com/didakticheskie-igri-dlya-detej-podgotoviteljnoj-gruppi-detskogo-sada.html

Ссылка на основную публикацию