Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: осень

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: Осень

Конспект НОД  по ознакомлению с окружающим миром: «Осень» (старшая группа)

Цель занятия: Формирование у детей старшей группы интереса и любви к родной природе.

Программное содержание: Закрепить знания детей об осенних явлениях природы, приметах и месяцах осени. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени.

Обогащать активный словарь детей прилагательными рябиновый, березовый, липовый, кленовый. Развитие связной речи детей, развитие внимания, памяти.

Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

Предварительная работа:

рассматривание картин на тему: «Осень», иллюстрации осенних пейзажей, отгадывание загадок об осени, ее дарах, чтение художественной литературы о приметах осени, изменениях в природе.

Ход НОД:

Воспитатель:        

— Посмотрите, какая сегодня погода? (Ответы детей.)

— Какое время года наступило?        

— Почему вы решили, что пришла осень?      

— Какие приметы осени вы знаете? (Ответы детей.)

— Послушайте стихотворение «Осень».        

      «Осень на опушке краски разводила,

       По листве тихонько кистью проводила:

      Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем даже дуб зеленый,

Утешает осень; «Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета». З. Федоровская

Воспитатель:

— Что еще, кроме листьев, меняется осенью в природе? (Ответы детей.) Осень бывает разной: грустной и веселой, пасмурной и солнечной.

— Как вы понимаете русскую пословицу «В осеннее ненастье семь погод на дворе»? (Ответы детей.)

— Но осень прекрасна в каждом своем мгновении. Давайте вспомним, какие деревья растут на участке нашего детского сада. (Рябины, березы, тополя, лиственницы, липы.)

А послушайте, какое стихотворение написал поэт об осеннем явлении природы

«Опавшие листья шуршат под ногами,

 Всю землю, укрыв разноцветным ковром,

 И клёнов осенних холодное пламя

 Сверкает на солнце прощальным костром.

 А ветер всё гонит опавшие листья

 И клином печальным летят журавли.

 Мне поезд, из лета умчавшийся в осень,

 Билетиком желтым помашет вдали». И. Бутримова

Воспитатель. Как называется этот золотой дождь? Правильно, это листопад. Листья березы, какие листья? (Березовые.)

Игра « С какого дерева листок»

Листья у березы (березовые)

У клена (кленовые), тополя, рябины, липы,

—  Какого они цвета?  (ответы детей)      

—  Какие осенние месяцы вы знаете? ( ответы детей)

(сентябрь, октябрь, ноябрь.)        

—  Какой сейчас месяц?

Физкультминутка. «Красные, желтые листья..» 

Игра « Реши ребус»  (по первым буквам картинок, дети угадывают название месяца)

—  Наступает последний месяц осени — ноябрь. В народе ноябрь называют листогной, полузимник, потому что после него идет зима. О ноябре бытует много пословиц

      •   Ноябрь — ворота зимы.

      •   Ноябрь — сумерки года.                                                        

      •   Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

В ноябре довольно темные ночи, ведь снега еще нет.

О приметах погоды тоже есть пословицы.

•  Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весною рано и дружно зацветут подснежники.

•  В ноябре снегу надует — хлеба прибудет.

Воспитатель: Ну, а теперь я вам предлагаю, оценить свое настроение, которое осталось у вас от нашего занятия, в цветовой гамме осени. Вспомните, какие цвета осень использует в раскрашивании деревьев.

Из корзинки выберите листок того цвета, какое у вас настроение. (Воспитатель при рассматривании листочков детей, выясняет, почему ребенок взял, тот или иной цвет).

Затем из этих листьев дети собирают осенний ковер.

Звучит мелодия «Осенний вальс.»

Подведение итогов. 

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/09/13/konspekt-nod-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushchim-mirom

Конспект занятия “Осень, осень в гости” в старшей группе

Конспект

«Осень, осень в гости просим» (старшая группа)

Автор:  Анохина Г.П.   ГДОУ №93

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни  и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).

Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Закрепить и конкретизировать знания о перелетных и зимующих птицах, насекомых осенью.

Обогащение словаря: живописная, багряный, моросящие, листопад, перелетные, зимующие и т.д.

Воспитывать гуманные отношения к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего мира.

Предварительная работа:

·       Наблюдения за живой и неживой природой.

·       Экскурсии по экологической тропинке детского сада.

·       Рассматривание картин и репродукций об осени.

·       Чтение художественной литературы.

·       Заучивание стихов, отгадывание загадок.

Оборудование: слайд-проектор, аудиозапись («Времена года» П.И, Чайковского), картины, репродукции.

 Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение (звучит аудиозапись)

Лес, точно терем расписной

Лиловый золотой багряный

Веселой, пестрою стеной

Стоит над сонною поляной

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой

И.Бунин      

·       О каком времени года стихотворение?

·       А какие еще времена года вы знаете?

·       Сколько месяцев длится осень?

·       Назовите осенние месяцы

·       Давайте посмотрим, чем  осень отличается от других времен года?

·       В этом нам поможет наш волшебный экран. (на экране картина Левитана «Осень»)

·       Какое время года мы видим на картине?

·       А какой период осени?

·       Какое настроение вызывает у вас картина? Как бы вы ее назвали?

(Высказывания детей)

Игра: «Координация речи с движением»

К нам на длинной тонкой ножке(прыжки на одной ноге по кругу)

Скачет дождик по дорожке

В лужице – смотри, смотри!-(дети стоят лицом в круг ритмичные приседания)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты,(наклон, руки к полу, потряхивание кистями)

Стали мокрыми цветы.

Мокрый серый воробей(встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями)

Сушит перышки скорей

Внимательно послушайте еще стихотворение:

Падают,  падают листья.
В нашем саду листопад, желтые, красные листья,

по ветру вьются, летят.

·       О каком времени осени говорится в этом стихотворении?

– Верно,  это средина осени. Мы называем ее золотой, почему?

·       А вы помните, как однажды на прогулке подул сильный ветер, и на нас полил золотой дождь? Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками.  Что это был за дождь? Чему мы радовались?

·       А теперь представьте, что вы осенние листочки, выберите из корзинки любой листочек и определите с какого он дерева.

 Игра «Лист лети ко мне»

(дети кружатся пока воспитатель скажет к примеру: «кленовый лист лети ко мне» или «найди свое дерево»)

·       Кто знает, Почему осенью опадают листья с деревьев?

(высказывания детей)

-верно, осенью прекращается сокодвижение.

Да ребята, в пору золотой осени природа необыкновенно красива, многие поэты посвятили свои стихи этой красоте.

 (стихотворение «Лист качается узорный» Благининой)

 ·       Давайте вспомним другие приметы.

(дети перечисляют приметы).

– Верно, птицы улетают на юг. Почему они улетают?

·       Назовите птиц, которые улетают от нас?

·       Каким, одним словом их можно назвать?

·       А как назовем птиц, которые остаются с нами зимовать?

·       Назовите зимующих птиц.

·       Зимой птицам жить тяжело, они летают стайками. Так легче прокормиться.

·       По внешнему виду воробьев, например, можно угадать погоду.

Если воробьи гладенькие и поджарые, значит на улице тепло.

А если пухлые и взъерошенные – значит мороз трещит.

·       Что для птиц страшнее, холод или голод?

·       Как мы можем помочь птицам зимой?

Физминутка.

Гуси серые летели,                 

(Плавно машут руками)
На лужайке тихо сели. (Приседают)
Походили, поклевали, (Ходят, наклоняя голову)
Потом быстро побежали. (Прыгают  на подскоке)
Мы были у бабуси («Лепить пирожки»)
Прилетели гуси

(Помахать крыльями-ладошками.)
Первый гусь испек пирог,
А второй ему помог,     

(Поочередно массировать каждый палец,
начиная с большого)
Третий гусь накрыл на стол,  А четвертый вымыл пол, Пятый долго не зевал

И пирог  у них склевал.            (Постучать пальцами по коленям)

Раз, два, три, четыре, пять,              (Поочередно загибать пальчики)
Выходи гусей считать!

·       Посмотрите на эти две картины. Которую из них нарисовал Левитан?

(показ слайда)

·       Какие чувства вызывает у вас эта картина?

·       Почему становится грустно?

·       Наступила поздняя осень. Природа уже не так красива, она приготовилась к встрече зимы.

·       Но люди любят осень не только за красоту, как вы думаете, за что еще?

– Верно, осень щедра дарами: и сады, и лес, и огороды дарят людям много вкусного и полезного.  

·       Хотите посмотреть, что происходит в осеннем лесу?

(Показ слайдов. По ходу показа –  высказывания детей). 

·       Кого мы увидели первого в лесу?

Подвижная игра «Ёжик»

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу.
Любит рыться  в мокрых листьях колется, колется.
Уж я ёжику-ежу в поле тропку покажу

 где катают мышки еловые шишки.

·       А вот кто встретится в лесу после ежика, вы узнаете, если разгадаете ребус:

Правильно, значит потом мы встретим лису.

·       (продолжается просмотр слайдов)

Загадка

В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен дождь! Дождь пойдёт – его ты сложишь! И гулять под солнцем сможешь. Если ясен горизонт, что оставим дома?

(Зонт)

·       Вот такая красивая отгадка есть у нас.

Читайте также:  Стихи про новый год для детей

Этот зонтик не только красивый, а еще и волшебный

Кто встанет под ним и покрутит его, сразу вспоминает какую то примету осени или стихотворение. (Воспитатель встает под зонт и говорит: «Осенью часто идут затяжные моросящие дожди»)

Дети по желанию встают под зонтик и вспоминают признаки осени.

Источник: http://pochemu4ka.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/okruzhajushhij_mir/konspekt_quot_osen_osen_v_gosti_quot/201-1-0-1971

Технологическая карта по Ознакомлению с окружающим для старшей группы “Осень”

Организационно–поисковый  Наша первая остановка»  Дождливая». Дети, вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое?

Воспитатель записывает.

Дети, а как можно узнать какая будет погода?

Игра “Погода осенью”

Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь – дождливая.

А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть  картины с изображением осеннего пейзажа.

Какая на них изображена осень?

Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

Какая погода в октябре?

Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно, Тихо встанет у ворот. В огороде листик вишни, На дорогу упадет. Это первая примета, Что от нас уходит лето. А вторая куст малины,В нитях белой паутины. Чуть короче станет день, Потемнеют облака, Словно их накроет тень, Станет пасмурной река – Третья верная примета: Осень бродит близко где-то Ранним утром на поляны, Лягут белые туманы. А потом уж жди, не жди Моросящие дожди Пеленой затянут просиньЗначит, наступила осень.

Ребята, давайте скажем на государственном языке слова: Осень – құз,  листья –жапырақтар.

Дети, вы замечательно все говорили,  а теперь под звуки ветра мы отправляемся дальше. Наша  следующая остановка  «Лиственная»

А сейчас прочитайте стихотворение “Осень”, написанное на таблице.(используется мнемотаблица)

Плакали ночью желтые клены, Вспомнили клены, что были зелены. С желтой березы тоже капало,

Значит, береза тоже плакала.

Как вы думаете, почему плакала береза?

А почему у деревьев опадают листочки?

Дети, а можно ли что – либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

А будут ли, такие листочки держатся?

А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?

Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались.

Звучит музыка

 Физминутка “Листочки”.

Осенние листочки закружились. Веселый ветер зашумел над ними, Весело они летели И на землю сели. Вот ветер снова тихо набежал, Вдруг листочки красивые поднял. Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Игра «Назови правильно»

Я буду показывать лист, а вы называть с какого он дерева. Если я неправильно назову лист, вы исправьте.

Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определяете деревья.

Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравится, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра «Осенние слова»

 Индивидуальная работа

Воспитатель предлагает детям разделиться на 2 группы

Вот мы и добрались до конечной станции. Здесь мы и встретимся с Осенью. (Появляется кукла  Осень)

Осень, а дети пришли к тебе не с пустыми руками.  Они    сочинили сказки и  вместе с родителями сделали рукописные книжки. Сейчас мы их послушаем.

Ребята, а осень в свою очередь тоже приготовила вам сюрприз. Она приглашает вас в свою творческую мастерскую, где из даров осени вы сможете сделать поделки

 

Дети отвечают: дождь, снег, туман.

Дети отвечают: посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру.

Дети подбирают определения:

Дует ветер -ветреная

Холодно – холодная

Пасмурно – пасмурная

Сыро – сырая

Хмуро – хмурая

Ясно – ясная

Дети отвечают: Ранняя, поздняя.

Дети показывают и называют, где ранняя осень, а где поздняя.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Дети рассказывают:

Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Дети внимательно слушают.

Дети повторяют хором и выборочно

Дети «читают», используя символы.

Дети отвечают: Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки.

Мало солнца, стало холодно.

Приклеить, пришить

Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).

Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега.

Дети танцуют.

Дети говорят название дерева.

Ответы детей

Никогда бы не было коротких дней. Не смогли надеть осеннюю одежду. Не увидели золотую листву. Не наблюдали за цветными листьями. Не было бы листопада . Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте. Не успели бы улететь птицы на юг. Не было бы туманов. Не наблюдали бы за инеем.

Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда. Не летали бы серебряные нити паутины. Не смогли бы поесть сладкой рябины. Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли. Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму. Не убирали бы богатый урожай в огородах. Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.

Не лил бы осенний моросящий дождь.

Дети называют слова по очереди:

Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

1 группа-  работа по карточкам –Дети   выполняют  звуковой анализ слов: дом, лист

(Усложнение –листопад)

2 группа- работают  с кругами Эйлера- классифицируют  картинки по признакам осени, поясняют свой выбор.

Затем дети меняются местами.

Дети радостно встречают ее.

Дети рассказывают придуманные ими сказки про осень.

Дети делают поделки с использованием нетрадиционных техник из манной крупы, пшена и овса.

Источник: http://oqu-zaman.kz/?p=7313

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеТема: «Осень добрая пора. Очень, очень нам нужна»

Тип проекта – познавательно – исследовательский.

Руководители проекта – воспитатели Иванюхина Т.И., Королёва Е.Ю.

Участники проекта – воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации – два месяца.

Проблема:

За весной, красой природы

Лето знойное пройдёт,

И туман, и непогоду

Осень поздняя несёт.

Осень, осень к нам пришла,

А нужна ли нам она?

Цель.

  1. Убедить детей в необходимости и важности прихода осени для людей, животных, потому что созревает урожай злаковых культур на полях, урожай овощей и фруктов.
  2. Расширять представления детей о различных растениях, помочь детям увидеть всю красоту и богатства осеннего урожая, обобщать и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в их жизни осенью.
  3. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень добрая пора. Очень, очень всем нужна».

Задачи.

  1. Расширение и обобщение знаний дошкольников о разнообразии растений, их пользе для людей и животных.
  2. Активизация и актуализация знаний об овощах, фруктах и злаках; какой путь они проходят до созревания; развитие и закрепление знаний детей о характерных признаках осени, влиянии сезонных изменений на жизнь растений.
  3. Знакомство с их строением, внешними признаками, рассматривание семян растений.
  4. Развитие наблюдательности и любознательности, создание условий для исследовательской деятельности; формирование представлений о значимости труда работников сельского хозяйства.
  5. Использование семейного творчества и сотрудничества.
  6. Создание условий для побуждения детей к речевой активности, обогащение лексики яркими и красочными эпитетами, развитие монологической и диалогической речи.
  7. Обучение умению отражать наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной т. д.).
  8. Воспитание гуманного отношения к природе детей, умения устанавливать связи и взаимодействия человека с природой, развитие экологического мышления у детей, закладывание основ экологической культуры личности.

Актуальность темы:

Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе.

При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времени года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой, её дарами, деятельностью и значимостью труда работников сельского хозяйства. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.

Предполагаемый результат.

  1. Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателями и родителями.
  2. Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период. Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
  3. Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.
  4. Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
  5. Чтение наизусть стихотворений об осени.
  6. Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Читайте также:  Новогоднее представление для младших школьников. сценарий

Этапы реализации проекта.

Организационный.

Формулирование проблемы.

Что дети знают о труде в сельской местности?

Что хотят узнать об этом?

Введение в тему.

Информирование родителей о проекте: обсуждение темы проекта, выявление вариантов представления проекта.

Сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.

Основной этап.

Работа над проектом по плану.

Разработка конспектов занятий.

Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения по теме). Чтение рассказов и сказок по данной теме: Л. Н. Соколов-Микитов, «Осень», М. Пришвин «Листопад», Е. Трутнева «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге».

Беседа с детьми на тему: «О пользе деревьев для человека».

НОД «Осенние заботы хлеборобов».

НОД «Осень золотая».

НОД «Осенние хлопоты человека».

Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций с овощами, злаками, фруктами на осеннюю тему, гербарии с осенними листьями.

Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д. Совместная и самостоятельная деятельность.

Аппликация обрывная: «Осеннее дерево», Ветка винограда».

Рисование: «Осенний лес» «Тарелка с фруктами».

Лепка коллективная: «Корзина с овощами и фруктами».

Сотрудничество с родителями, совместная работа родителей с детьми по сбору коллекции злаковых культур (рожь, пшеница, овёс, гречиха), коллекции овощей и фруктов, семян разных овощей и фруктов.

Изготовление поделок из природного материала.

Весь период:

Разучивание стихотворений об осени.

Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом.

Рассказ воспитателя об осени, изменениях происходящих в природе.

Обучение умению составлять описательные рассказы, загадки о деревьях и кустарниках.

Беседа «Они же живые, их надо беречь и защищать».

Рассматривание: иллюстрации об осени, овощах и фруктах, злаковых культурах.

Рассматривание и сравнение листьев (по форме, размеру, длине черенка).

Дидактические игры: «От какого дерева лист», «Загадай, мы отгадаем», «С какой ветки детки?», «Что лишнее?».

Заключительный.

Проведение праздника осени.

Презентация поделок, рисунков.

Выставка творческие работ, приготовленных дома.

Проведение викторины об осени.

Подведение итогов:

Презентация проекта.

Реализация данного проекта:

Убедила детей в том, что

«Осень добрая пора.

Очень, очень всем нужна».

Научила детей с огромным желанием участвовать в продуктивной деятельности. Они научились получать эстетическое удовольствие от своих работ по изо-деятельности, аппликации, лепке.

Обогатила активный словарь образными эпитетами, поговорками и стихами на осеннюю тему.

Расширила кругозор и закрепила знания о труде в сельской местности, о необходимости этого труда для жизни всех людей. Закрепила информацию о пользе овощей и фруктов. Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и новые знания о профессиях, о работе на селе осенью.

Дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различными видами искусства: музыкой, живописью, поэзией, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.

Литература:

Пушкин А.С. Сочинение в трех томах. Т. 2. Поэмы. Цыганы. – М.: «Художественная литература», 1986. – С. 64.

Источник: https://dohcolonoc.ru/eksperimentalnaya-deyatelnost-v-dou/11583-konspekt-eksperimentalno-issledovatelskoj-deyatelnosti.html

№ 3177 Конспект занятия по ООМ в старшей подготовительной группе тема “Волшебница-Осень” – Воспитателю.ру – сайт для педагогов ДОУ

Основная часть.

Итог.

Рефлексия.

Сегодня я расскажу вам сказку. Слушайте.

Жила –была волшебница. Она была могущественной и

капризной и часто меняла своё настроение. В волшебном коробочке

хранила она своё главное сокровище

– волшебную палочку. Именно вол-

шебная палочка помогала ей творить

множество чудес. Дотронется она до

листьев и сразу они меняют свой цвет. Какими становятся листочки?  Кто догадался,  как звали волшебницу? Подумайте и скажите, о чём мы будем говорить на занятии? Почему?

 Посмотрите, какие замечательные свои  картины она прислала нам в подарок. Давайте их

внимательно рассмотрим. Какую осень мы видим на этих картинах?

А сейчас дети прочитают нам стихи об осени (приложение 1).

А сейчас поиграем в игру «Да или нет», дайте правильный ответ.

  (приложение 2)

-Молодцы, ребята, правильно ответили на вопросы.

-Скажите, после какого времени года

 наступает осень?

-Назовите осенние месяцы.

– Какой месяц осени закончился?

-Какой месяц осени идёт сейчас?

-Назовите третий месяц осени?

-Ребята, посмотрите, что лежит у ме-

ня на столе?

-Когда листочки желтеют, что сними происходит?

-Правильно, они медленно кружатся и падают на землю. Как называется это явление природы?

-Правильно, а сейчас давайте поиграем в игру «Листопад».

-Листопад, листопад, листья жёлтые

кружат, под ногами шелестят, и ле-

тят, летят, летят.

-А ещё осенью созревают?…

-Правильно, осенью созревают овощи и фрукты. Как можно сказать

одним словом, что созревает осенью?

-Правильно, урожай. Сейчас я загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. (приложение 3).

-Молодцы! Поиграем в игру «Соберём урожай». В зелёную корзинку соберём фрукты, в жёлтую-

овощи.

-Молодцы!

(На столе стоит корзинка. Воспита-

тель обращает внимание детей).

-Кто-то оставил корзинку. Давайте

Посмотрим, что здесь?

-Ребята, а какие грибы надо собирать?

-Как называется этот гриб?

-Давайте расскажем про мухомор.

 Проводит игровое упражнение «Мухомор».

-Мухомор на тонкой ножке

-Вырос на лесной дорожке.

-Ждёт прихода грибников.

-Кто сорвать его готов?

-Знают грибники прекрасно

-Мухоморы есть опасно.

-А мухомор можно пинать или топтать?

-Мухомором звери лечатся. В приро-

де нет ничего ненужного, всё, что растёт и живёт на земле приносит

пользу.

-Ребята, скажите, как готовятся к зиме дикие животные (белка, мед-

ведь, заяц, ёжик)?

-А как вы думаете, зачем меняет шубку зайчик? А мишка что делает?

-А как готовятся к зиме птицы?

– Молодцы ребята, сегодня на занятии вы много

рассказывали. О Чём? Вам интересно было на занятии? Что вам понравилось?

-А теперь я вам предлагаю оценить

своё настроение, которое осталось у вас от нашего занятия в красках осени. Вспомните, какие цвета осень

использует, когда раскрашивает листья.

Из корзинки выберите листочек того

цвета, какое у вас настроение.

(Воспитатель при рассматривании

листочков у детей выясняет, почему

ребёнок взял тот или иной цвет

Дети слушают,

отвечают на вопросы.

Жёлтыми, красными,

оранжевыми, коричневыми.

Рассматривают картины и рассказывают 

об осени.

Читают стихи.

Отвечают на вопросы.

Слушают и отвечают на вопросы.

Ответы детей.

Выполняют движения согласно тексту.

 Ответы детей.

Отгадывают загадки.

Играют.

 Ответы детей.

Рассматривают грибы.

Ответы детей.

Дети ставят руки на пояс

и встают на одну ногу.

Встают на носочки, под-

нимают  руки  вверх.

Подносят руку ко лбу и смотрят вдаль.

Вопросительно пожимают плечами.

Грозят пальчиком.

Вытягивают руки впрёд

от себя.

Ответы детей.

Звери собирают запасы,

меняют шубки.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Затем из этих листьев

 Дети собирают осенний ковёр.

Источник: http://2.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/noyabr/no-3177-konspekt-zanyatiya-po-oom-v-starshey-podgotovitelnoy-gruppe-tema-volshebnica-osen/

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада, в том числе на тему осень, работа с календарем природы

Практически каждое занятие в детском саду, будь то развитие речи, чтение художественной литературы, конструирование, рисование или математика, содержит в себе элементы ознакомления с окружающим миром.

Любая информация о планетах и космосе, мире природы и особенностях человеческого организма, правилах безопасного поведения и жизни в обществе вызывает искренний и живой интерес у детей.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром стимулирует исследовательскую активность, развивает логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия.

Теоретические аспекты проведения занятий по окружающему миру в старшей группе ДОУ

Шестилетние дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки.

Почему приходит зима и уходит лето? Почему птицы улетают на юг? Почему светит солнце? Почему идёт дождь и распускаются цветы? Что такое настоящая дружба? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и интересно находить ответы.

Познавательные беседы, увлекательные экскурсии и прогулки, занимательные игры и необычные эксперименты помогут в доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложнейших природных и общественных процессов и явлений, научить ценить дар жизни.

Целью познавательных занятий в детском саду является создание необходимых условий, стимулирующих активное познание и открытие новых знаний о природном, предметном и социальном окружении детей, а также приобретение ими полезного практического опыта эффективной и безопасной жизнедеятельности.

Эксперименты во время прогулки помогают детям практически познакомиться со свойствами снега и сезонными изменениями в природе

Задачи

  • Тематический блок «Человек и природа»:
    • знакомство с Землёй как планетой солнечной системы, морями, материками, погодными условиями;
    • расширение знаний о разных видах растений (деревья, кустарники, комнатные, травянистые растения) и грибов, изучение особенностей сезонных изменений, приобретение опыта элементарного ухода за комнатными растениями;
    • пополнение знаний о некоторых видах птиц, зверей, насекомых;
    • знакомство с организмом человека, внешними органами, изучение правил гигиены;
    • экологическое воспитание, нацеленное на формирование бережного отношения к природным ресурсам.
  • Тематический блок «Предметная среда»:
    • знакомство с характеристиками и назначением бытовых предметов (стиральная машина, холодильник, утюг, лампочка, телефон, пылесос), историей их изобретения и развития;
    • изучение свойств и характеристик разных видов бумаги;
    • знакомство с видами ткани, её отдельными свойствами (способность к впитыванию, растяжению, сохранению тепла и т. д.);
    • развитие знаний о стекле, металле и дереве, обучение умению находить предметы из этих материалов в окружающей среде.
  • Тематический блок «Мир социальных отношений»:
    • воспитание интереса, внимательного и заботливого отношения к близкому семейному окружению, развитие доброжелательного отношения к друзьям;
    • знакомство с социальной значимостью разных профессий (врач, учитель, пожарный, художник, режиссёр, артист, почтальон, защитник отечества и т. д.), воспитание благодарного и уважительного отношения к сотрудникам детского сада, умения ценить их труд;
    • формирование основ безопасного поведения на улицах города, во время подвижных игр, катания на санках, коньках, велосипеде;
    • знакомство с особенностями многонациональной родины, историей, традициями и праздниками, достопримечательностями городов и посёлков.
Читайте также:  Сценарий новогоднего представления по сказкам для начальной школы

Увлекательная экскурсия в пожарную часть познакомит детей с профессией пожарного

Ознакомление с окружающим миром в старшей группе ДОУ может проводиться в форме:

  • комбинированных и узконаправленных занятий как в помещении учреждения, так и во время прогулок, экскурсий;
  • индивидуальной работы педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка выставок, викторин, праздников;
    • работа с одарёнными или отстающими детьми;
  • долгосрочных и краткосрочных проектов, участниками которых могут являться:
    • педагоги;
    • дети;
    • родители.

Основными методами и приёмами работы, направленными на прямое восприятие старшими дошкольниками окружающего мира, являются:

  • Наблюдение. Основная задача — демонстрация сезонных изменений в природе во время прогулок в парке. Важно научить детей замечать и понимать причины происходящих изменений в природе.
  • Игровая деятельность:
    • Дидактические игры с использованием природных объектов (овощи, фрукты, листья, камни, ракушки, каштаны, жёлуди, семена и т. д.). В старшей группе дети сравнивают предметы, узнают растение по отдельным частям, например, по лепесткам и листьям. Чаще всего используются такие дидактические игры:
      • «Волшебный мешочек»;
      • «Подбери по форме»;
      • «Найди похожий предмет»;
      • «Собери картинку».
    • Игры-эксперименты и опыты с природными и рукотворными материалами (песок, почва, металл, стекло, ткань, бумага, пластмасса и т. д.).
    • Ролевые игры социальной направленности, способствующие закреплению навыков решения конфликтных ситуаций:
      • «Магазин»,
      • «Путешествие в Африку»,
      • «Дочки-матери»,
      • «Моя семья» и т. д.
  • Театрализованные игры-импровизации, психогимнастика, ритмика, нацеленные на открытие и глубокое познание мира собственных чувств.
  • Трудовая деятельность. Все новые трудовые приёмы по очистке участка или выращиванию растений воспитатель показывает и детально поясняет, затем для закрепления навыка операцию повторяет кто-то из детей, только потом можно приступить к работе со всей группой. Воспитанники старшей группы с помощью воспитателя способны выполнять такие действия:
    • сгребать сухие листья и мусор граблями и переносить его на носилках;
    • сеять семена растений;
    • рыхлить почву и пропалывать грядки;
    • поливать растения;
    • собирать созревшие плоды.

      Старшие дошкольники могут самостоятельно очистить игровую площадку от сухих листьев

  • Чтение художественных произведений:
    • «Насекомые»: К. Ушинский «Капустная бабочка», В. Бианки «Муравейник зашевелился».
    • «Дикие животные»: Е. Трутнева «Белкина кладовка», В. Степанов «Как живете? Что жуёте?».
    • «Здоровье»: С. Прокофьев «Силач», С. Махотин «Завтрак».
    • «Безопасное поведение на дорогах»: С. Михалков «Скверная история».
    • «Профессии»: Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», Б. Заходер «Строители».
    • «Осень»: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…».
  • Беседа — уточнение и систематизация новой информации. Темы для познавательной беседы:
    • «Витамины и здоровье»;
    • «Какая нужна одежда зимой, весной, летом»;
    • «Когда один дома»;
    • «Если хочешь быть здоров»;
    • «Как вести себя на улице»;
    • «Мои любимые занятия»;
    • «Кто работает в детском саду»;
    • «Как заботиться о глазах и ушах»;
    • «Золотая осень»;
    • «Дары природы».
  • Демонстрация иллюстраций и натуральных объектов.
  • Творческая мастерская и продуктивная деятельность, с помощью которой дети не только в интересной форме познают свойства материалов, но и учатся находить новые оригинальные решения по их применению для оформления интерьеров, дизайна одежды и мебели. На занятиях наиболее популярны такие техники:
    • конструирование из природного и бросового материала;

      С помощью конструирования дети изучают разнообразные виды строений, а также знакомятся со свойствами бумаги

    • рисование, в том числе в нетрадиционных техниках (рисование листьями, батик, ниткография, граттаж, рисование восковой свечой, кляксография, рисование на фольге);
    • аппликация из бумаги и ткани с элементами флористики.
  • Проведение реальных и виртуальных экскурсий, например, путешествие в «Русскую избу» или посещение почты, музея, мастерской художника и т. д.

В старшей группе занятие по ознакомлению с окружающим миром проводится дважды в месяц в игровой форме, позволяющей адаптировать сложный материал к детскому уровню восприятия, создать творческую атмосферу, пробуждающую любознательность и познавательную активность дошкольников.

Таблица: картотека тем

Временной план занятия

Занятие в детском саду традиционно имеет свою логическую структуру:

  1. Вводная часть, мотивация (до 5 минут) — обычно включает приёмы, способствующие развитию чувства единения, созданию благоприятного психологического настроя, например, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться.
  2. Основная часть (20 минут) — непосредственная работа с песком и другими материалами, игры, символическое путешествие, задания и упражнения с целью интеллектуального и творческого развития ребёнка.
  3. Рефлексия, выводы (2–3 минуты) — проводя анализ занятия, педагог благодарит детей за участие, интересуется мнением ребят по поводу проведённых игр. Ориентировочные вопросы для рефлексии:
    • Расскажите, где мы сегодня побывали?
    • Что научились делать?
    • Что понравилось и было интересным?
    • Какое у вас настроение после путешествия?
    • Что нового вы узнали?

      Увлекательная вводная часть занятия обеспечит дальнейшее поддержание внимания детей

Мотивационное начало занятия

Вводную часть занятия важно провести интересно, увлекательно и творчески. Необычный дебют занятия создаст позитивный эмоциональный настрой, пробудит познавательный интерес, активизирует любознательность, стимулирует поисковую деятельность и желание экспериментировать. Эффективными мотивационными приёмами могут стать:

  • сюрпризный момент, в основе которого находится оригинальная сюжетная легенда, связанная с появлением игрушечного персонажа или обыгрыванием виртуального обращения сказочного героя, который расскажет о своей проблеме, обратится с просьбой о помощи, вовлечёт в диалог или познавательную игру, пригласит детей в весёлое путешествие;
  • чтение фрагмента произведения художественной литературы, стихотворений и загадок;
  • разнообразные игры;
  • беседа с детьми;
  • музыка, демонстрация иллюстраций и познавательных презентаций, видеоматериалов или мультипликационных фильмов.

Фотогалерея: презентация на тему «Животные жарких стран»

Загадки о животных помогают поддерживать интерес детей к занятиюЗагадки можно использовать и в ходе викторинДошкольники с удовольствием отгадывают загадкиФотографии улыбающихся животных поднимают настроениеЗагадки в стихотворной форме отгадывать легчеСлоны — одни из самых крупных животных на землеЗебра похожа на лошадь, но отличается по своему окрасуГепард — самое быстрое животное из всех наземных млекопитающихЛьва называют царём зверей за его грозный вид

Таблица: развивающие игры для занятий на разнообразные темы

Таблица: примерные сценарные варианты для разных тем занятий

Фотогалерея: презентация на тему «Все профессии важны»

Врач лечит детей от болезнейПрофессия лётчика является привлекательной для дошкольниковШофёры перевозят людей и грузыПочтальон приносит нам письма и телеграммыПожарный — профессия для смелых и самоотверженныхПарикмахер помогает нам следить за собой и выглядеть опрятноПовар готовит самые вкусные блюдаШвея создаёт красивую одеждуЕсли сломались часы, потребуется обратиться к мастеруОбувной мастер поможет починить обувьУчитель даёт нам новые знания

Таблица: пример конспекта занятия по окружающему миру

Работа в центре природы

Уголок природы поможет детям окунуться в мир самостоятельного познания и поиска ответов на интересующие их вопросы.

В специально отведённом месте ребята смогут проследить за ростом растений, рассмотреть интересный материал, полистать красочные страницы увлекательных энциклопедий о растительном мире, провести опыт по карточке-схеме, почувствовать себя настоящими первооткрывателями.

На открытых полочках в доступной и безопасной для детей форме должно быть отведено место для растений, приборов, книг и материалов в специальных контейнерах. Важно ознакомить детей с правилами поведения в уголке природы и проконтролировать соблюдение ими мер безопасности.

В уголке природы ребята знакомятся со свойствами растений и жвотных и проводят опыты

Для оформления уголка природы в старшей группе детского сада используются такие материалы и приборы:

  • Комнатные растения.
  • Дневник и график наблюдений за ростом растений или экспериментами.
  • Природные материалы:
    • песок,
    • камушки,
    • ракушки,
    • листья,
    • веточки,
    • каштаны,
    • шишки и т. д.
  • Пищевые материалы:
    • крупы,
    • мука,
    • соль,
    • сахар,
    • семена растений,
    • пищевые красители.
  • Оборудование и инструменты:
    • контейнеры для хранения,
    • пробирки,
    • лупы,
    • магниты,
    • пластиковые и деревянные палочки,
    • ложечки,
    • лейки,
    • стаканчики,
    • зеркало,
    • песочные часы,
    • резиновые груши,
    • весы.
  • Литература, карточки-схемы.
  • Цветная бумага, краски, ножницы, лоскуты тканей и т. д.

Весёлые опыты в уголке природы с мыльными пузырями полезны и интересны

Таблица: примеры опытов для исследовательской работы в центре природы

Таблица: примеры заданий для викторины по окружающему миру для старших дошкольников

Видеоматериалы по теме

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в ДОУ можно организовать интересно и творчески, в этом помогут представленные далее видеоролики.

Видео: занятие «Зимующие и перелётные птицы»

https://youtube.com/watch?v=bHwx78Xq_U0

Видео: занятие «Овощи и фрукты»

https://youtube.com/watch?v=O3m08J1J6gQ

Видео: занятие с элементами методики ТРИЗ «Увлекательное путешествие в многообразие окружающего мира»

https://youtube.com/watch?v=cXR6Huz0YxE

Видео: занятие с элементами изо-деятельности «В гости к Лесовичку»

https://youtube.com/watch?v=KDMxxVsoiHg

Современное дошкольное образование делает ставку на обеспечение саморазвития и самореализации ребёнка, важно пробудить внутреннюю потребность в знаниях, активизировать познавательный интерес у малышей.

Познавательные занятия в детском саду являются эффективным средством изучения закономерностей явлений окружающего мира, расширения кругозора, обогащения опыта самостоятельной деятельности, поскольку они знакомят дошкольников с новыми фактами, позитивно влияют на формирование умственных операций синтеза и анализа, способствуют раскрытию творческого потенциала.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/konspekt-zanyatiya-v-starshey-gruppe-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushhim-mirom.html

Ссылка на основную публикацию