Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду

Комплекс игр по сенсорному развитию для детей 3-4 лет дидактические игры по сенсорному развитию для детей 3-4 лет

Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду

КОМПЛЕКС ИГРПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮдля детей 3-4 летДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮдля детей 3-4 летВ МИРЕ ЗАПАХОВ

Игра «Волшебный мешочек».

Цель: Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом; работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха.

В мешочек, сшитый из любой непрозрачной ткани, помещаются различные предметы, обладающие определенным запахом. Это должны быть такие предметы, которые всегда пахнут одинаково (например, лимон, яблоко, апельсин, цветы с характерным запахом: герань, сирень, роза; краска, рыба и т.п.).

Все эти предметы должны лежать в отдельных коробочках с отверстиями, чтобы исключить возможность иного (например, тактильного) восприятия этих предметов. Можно также завязать каждому ребенку глаза и спросить: «Что это?», — держа перед ними душистое мыло, детский крем или флакон с духами.

За правильный ответ натрите ребенку ручки кремом, духами или подарите цветок, который он правильно определил.

Игра «Что готовим?»

Цель: Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом; работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха.

Воспитатель с детьми переходит на кухню (или в столовую). Здесь вовсю идет приготовление к обеду. Пусть дети назовут знакомую еду, имеющую характерный отчетливо выраженный запах: грибной суп, жареная рыба, пирог, апельсиновый сок…

В дальнейшем можно усложнить игру, давая детям возможность отгадать еду с уже более сложным для определения запахом: картофельное пюре, тушеную капусту, фруктовый компот…

Полезно будет обратить внимание детей и на другие запахи: гренки, к сожалению, подгорели; в этой баночке пряности; здесь лук; это лавровый лист; а это укроп; это уксус (его нужно давать нюхать детям на расстоянии). Когда воспитатель будет гулять с детьми, нужно также обратить внимание на различные запахи.

— Так пахнет от автомобиля — бензином, а вот это — запах скощенной травы. Так пахнет дым от костра, а когда горят опавшие листья, запах совсем другой, а это горит резина. А теперь ощутите прекрасный запах цветов, которые растут у нас на клумбе: вот розы, вот ромашки, астры, ландыши, сирень…

^

ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮдля детей 3-4 летОСЯЗАНИЕ

Игра «Назови свойства материалов»

Цель: Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.

Демонстрационный материал к игре: образцы различных на ощупь материалов (глад-кий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель), наклеенные на картон. Перед игрой познакомьте детей с различными на ощупь материалами. Для этого надо приготовить по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь.

Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листы картона. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратика-ми, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые…

Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения.

Но на начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в своих силах. Затем можно усложнить задачу. Пусть дети попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие.

Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.

Игра «Найди одинаковые»

Цель: Работать над умением определять название различных осязательных ощущений, опираясь на тактильные ощущения, то есть формировать осязательное восприятие.

Приготовьте несколько разных лоскутков ткани, среди которых есть несколько пар одинаковых. Завяжите глаза ребятишкам льняным платком. Пусть малыши из 4—5 лоскутков ткани попробуют на ощупь определить, какие из них одинаковые.

Игра «Моем посуду»

Цель: Работать над умением определять название различных тепловых ощущений, опираясь на тактильные ощущения, то есть развивать осязательное восприятие.

Демонстрационный материал: тазы с теплой и холодной водой, наборы игрушечной посуды, сушилка для вымытой посуды.

Раздаточный материал: несколько предметов из набора кукольной посуды для мытья каждому ребенку,Приготовьте заранее наборы кукольной посуды, которую нужно будет помыть, губки для мытья посуды и два таза с водой (в одном теплая вода для мытья посуды, в другом — холодная для ополаскивания), а также сушилку для вымытой посуды. Малыши будут помогать куклам мыть и ополаскивать посуду, а затем класть ее на сушилку. Дайте ребенку почувствовать контраст температур: используйте для мытья теплую воду, а для ополаскивания холодную воду. Обязательно дайте возможность каждому ребенку назвать, какой водой он моет, а какой ополаскивает посуду. Вариантом этой игры может быть мытье не посуды, а купание кукол и мытье разных игрушек. Мыть посуду в основном нравится девочкам, купание же разных игрушек может заинтересовать и мальчиков.

Игра «Лягушки»

Цель: Развивать речевой слух.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Лягушки».Детям нужно встать в круг, затем педагог вместе с детьми читает стихотворение:Вот лягушки по дорожкеСкачут, вытянувши ножки.Увидали комара,Закричали: «Ква-ква-ква!»Дети изображают прыгающих лягушек.

После этого педагог предлагает одному из детей встать в круг, закрыть глаза и узнать, кто подает голосок. В это время один из детей, стоящий по кругу, произносит: «Ква-ква-ква!» Ребенок, стоящий в круге, называет имя того, кто только что заквакал.

Игра «Стирка белья»

Цель: Учить определять название различных влажностных свойств материала, устанавливать отношения между предметом или веществом и ощущением сухости или влажности этого предмета.

Для этой игры понадобится таз с водой, мыло и различная кукольная одежда, а также веревки для просушки белья и прищепки.

Соберите кукольную одежду и постирайте ее вместе с детьми (стирка для них, естественно, будет чисто символической, в данном случае не ставится цель научить детей стирать).

Конечно, для детей это будет самая настоящая стирка со всеми присущими ей атрибутами — от мыла до прищепок, которыми будем прикреплять к веревкам мокрое белье. Перед стиркой спрашиваем детей, какое белье сейчас: мокрое или сухое.

Во время стирки, положив кукольную одежду в таз, снова спрашиваем, какое теперь стало белье. А теперь развешиваем мокрое белье. Потом дети снимают просушенное белье. Поговорите с детьми о том, к а к можно просушить белье (повесить на веревку, положить в сушилку и т.д.).— Какое теперь стало белье? (Сухое.)-Как мы это сделали? (Высушили его.)

^

ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮдля детей 3-4 летФОРМА И РАЗМЕР ПРЕДМЕТОВ

Игра «Собери игрушку»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.

Для этой игры необходимо изготовить из фанеры, поролона или картона силуэт какой-нибудь игрушки (зайца, мишки или куклы), вырезать глаза, нос, рот так, чтобы эти детали потом можно было вложить на места. Вкладыши можно раскрасить в соответствующие цвета.

Дети должны самостоятельно найти место для каждой из вырезанных деталей, вложить их в прорези для недостающих глаз, рта и носа. Постепенно добавляйте новые геометрические формы, которые сложнее различить (можно, например, вырезать узоры на платье у куклы или на одежде у игрушечных зверят).

Читайте также:  Развивающие игры для детей

Пусть дети вставят вырезанные кусочки в отверстия.

Игра «Картинка из фигур»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.

Для этой игры нужны наборы геометрических фигур разной формы (круги, треугольники и квадраты) и двух размеров (большие и маленькие) для каждого ребенка: всего 12 или 24 фигуры (по 2 или 4 фигуры каждого вида). Эти фигуры можно изготовить из картона или тонкой пластмассы.

Для воспитателя нужны такие же фигуры большего размера для закрепления их на фланелеграфе.Эта игра направлена на развитие воображения и творческих способностей детей. В начале игры педагог показывает детям на фланелеграфе, какие рисунки могут получиться, если положить рядом те или иные фигуры.

Воспитатель демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение.

Игра «Чередование флажков» (по форме)

Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.

Для этой игры нужно приготовить по 4 – 5 флажков треугольной и прямоугольной формы для каждого ребенка и столько же флажков, обклеенных с обратной стороны бархатной бумагой, чтобы прикреплять их на фланелеграф, для воспитателя. Флажки для детей можно изготовить из картона.

Педагог говорит, что улицы на праздники украшают флажками, но развешивают их не как попало, а в виде гирлянды, где чередуются флажки разной формы. Например, вот так (взрослый прикрепляет флажки на фланелеграф таким образом, чтобы прямоугольные флажки чередовались с треугольными).

Воспитатель просит подсказать ему, какой флажок теперь нужно прикрепить: прямоугольный или треугольный, а теперь и т.д. После того как дети хорошо усвоят порядок чередования флажков, педагог предлагает дошкольникам самим смастерить такую же гирлянду из флажков, которые лежат у них на столах.

Во время работы детей воспитатель подходит к каждому ребенку и при необходимости помогает ему правильно разложить флажки.

Игра «Спрячь мышку»

Цель: Учить определять название различных геометрических форм, соотносить по форме и размеру прорези и вкладыши.

Вариант 1.Для этой игры нужны силуэты домиков, сделанные из картона. В окошках домиков нарисованы мышки. Окошки на домиках разной формы: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Также понадобятся крышки для окошек (фигуры той же формы и размера, что и окошки в домиках). Таких домиков и крышек должно быть по одному набору для каждого ребенка. Воспитатель показывает детям, в каких домиках поселились мышки.— Они сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Возьмите крышечки и закройте окошки так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, то есть чтобы окна были плотно закрыты. (Педагог помогает детям подобрать к окошкам нужные крышки.)- Хорошо, теперь наступило утро, окошки нужно открыть. Наступил день.Вдруг, посмотрите, кто появился (воспитатель достает игрушечную кошку)?! Нужно быстро спрятать бедных мышек, чтобы кошка их не съела! Малыши снова закрывают окошки домиков, но теперь стараются сделать это как можно быстрее.— Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки. Можно открыть окошки домиков, пусть мышки полюбуются на вечернюю зарю. Но вот снова наступает ночь, мышки ложатся спать, нужно закрыть окошки.

Игра «Спрячь мышку»

Вариант 2.

Для игры нужно приготовить следующий материал: картонные домики шести цветов (20×15 см), посередине белый квадрат (8×8 см), на котором нарисована мышка (домик мышки), квадраты тех же шести цветов— дверцы (10×10 см), большая мягкая игрушка — кошка. Раздаточный материал: такой же материал меньшего размера — цветные листы 10×8 см, белые квадраты на них (5×5 см), цветные квадраты (6×6 см).

Воспитатель говорит детям, что они будут играть в игру «Спрячь мышку».

— Сначала мы вместе научимся в нее играть. У меня мышиные домики (расставляет три домика на демонстрационной доске, рядом кладет шесть квадратов всех цветов). Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку.Вызывает по очереди трех детей и предлагает им «закрыть окошко» (прикалывает булавками цветные квадраты), выясняет, все ли окошки хорошо закрыты. Если кто-либо допустил ошибку, вызывает ребенка для ее исправления.— Теперь никто не видит окошки?Достает спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей»: — Пойду поищу, где здесь живет мышка. Дети, вы не видели мышку?Кошка уходит, не найдя мышку.Детям раздается по одному листочку — «мышиному домику» (сидящим рядом следует давать листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов.А теперь вы спрячете своих мышек, пока кошка спит.Выберите из квадратов, которые лежат на ваших подносах, квадрат такого же цвета, как домик вашей мышки.Когда все дети выполнят задание, кошка снова «идет на охоту». Воспитатель крадущимся шагом с кошкой в руках проходит по рядам и смотрит, у кого мышка «плохо спряталась». При этом надо дать возможность детям, которые ошиблись, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.В конце игры подводится итог:— Все сегодня очень хорошо играли, все спрятали своих мышек, только некоторые ребята (называет имена) ошиблись (указывает, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз все обязательно хорошо спрячут мышек.

Игра «Нельзя»

Цель: Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться;

стимулировать внимание; развивать волевое внимание.Приготовьте для этой игры различные игрушки (несколько каждого вида).Воспитатель называет не ту игрушку, которую должен взять ребенок, а наоборот, он называет игрушки, которые брать нельзя.

Например: «Саша, возьми любую игрушку, но кубики брать нельзя» или: «Оля, возьми любую игрушку, но зверей и кукол брать нельзя». С каждым разом увеличивается число запрещенных игрушек. После этого игрушки возвращаются на место.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не возьмут игрушку при запрещении четырех-пяти категорий игрушек.

Игра «Один – много»

Цель: Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться; стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы; развивать волевое внимание, а также внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Для этой игры необходимы картинки, на которых нарисованы единичные и множественные изображения различных предметов. Картинки раскладываются на ковре, в хаотическом порядке. Играет музыка. Дети бегают по комнате. Когда музыка умолкает, воспитатель произносит слово «один или слово «много».

Дети должны быстро найти картинку, на которой изображено столько предметов, столько названо воспитателем (один или много). Игра пройдет интереснее, если картинок с единичной или множественной совокупностью предметов будет на одну меньше, чем детей. Тогда ребенок, который не успевает взять нужную картинку, должен выполнить какое-нибудь шуточное задание.

Читайте также:  Конкурс для младших школьников «русские традиции»

Лучше не удалять детей из игры при неправильном ответе, а дополнительно попросить показать, где один предмет, а где много.

^

ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮдля детей 3-4 летЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ

Игра «Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету, на две группы»

Источник: http://odtdocs.ru/biolog/12522/index.html

Дидактические игры для детей 3-4 лет. Изучение цвета

Изучение цветовс детьми 3-4 лет. ИгрыОбучающие занятия с дошкольниками (3 – 4 года)Цель этих игр научить ребенкаузнавать и запоминать цвета. Все игры также направлены на развитие логики и мышления.

Данные игры будут полезны как воспитателям, так и родителям. Все игры можно проводить с ребенком как в индивидуальном порядке. так и в группе.

Игра «цветные чашечки и блюдца»

Реквизит. Для игры потребуется детская посуда либо аппликации кружек и тарелочек (можно вырезать из цветного картона).

Даем ребенку кружку, обозначая при этом цвет, и просим подобрать такую же тарелочку. Либо даем тарелочку и просим подобрать кружечку к ней.

Например: «Маша, найди, пожалуйста, для вот этой красной кружки такую же красную тарелочку».

Можно немного изменить инструкцию: «Маше, подбери к этой желтой кружке красную тарелочку».

Игра «цветные домики»

Реквизит. Кубики цветные или аппликации.

Строим из кубиков несколько домиков разных цветов (или вырезать из цветной бумаги заготовки домиков и предметов быта). Подбираем предметы разных цветов.

Инструкция № 1.

Ребенку предлагается красную машинку привезти к желтому дому, поставить серого зайчика у синего дома.

Инструкция № 2.

Ребенок должен собрать у желтого дома только желтые предметы, а у красного только красные.

Игра «веселые бусины»

Реквизит. Вырезанные из цветной бумаги круги разного цвета. Нарисованная картинка готовых бус.

Предоставляем ребенку шаблон готовых бус и просим собрать кружочки в такой же последовательности.

Можно сделать свою аппликацию. Ребенок может сразу приклеить все бусины.

Игра « покажи такой же шарик»

Реквизит: разноцветные шарики, ведерки.

Вариант № 1

Взрослый рассыпает на пол разноцветные мячи, выбирает один мяч, и просит ребенка поднять такой же. Пример: «Я беру зеленый мяч, и ты покажи такой же мяч».

Вариант № 2

Взрослый рассыпает по комнате мячи. Затем ставит ведерки и бросает в каждое по мячуодного цвета. Ребенок должен положить в каждое ведро мячи такого же цвета.

Игра «цветная дорожка»

Реквизит. Вырезаем из цветной бумаги большие разноцветные круги, а также небольшие квадратики.

Выкладываем разноцветную дорожку. Расстояние между кругами должно быть не менее 50 см.

Вариант № 1

Взрослый показывает и отдает ребенку карточку, например, зеленого цвета, ребенок находит зеленый круг и помещает на него карточку такого же цвета.

Вариант № 2

Взрослый так же показывает карточку. а ребенок быстро находит круг и встает рядом с ним.

Игра «Цветной паровозик»

Реквизит. Конструктор и маленькие фигурки зверей.

Строим из конструктора паровоз. Каждый вагон определенного цвета.

Взрослый предлагает ребенку посадить лошадку в синий вагон, а уточку в красный.

Источник: http://www.school-essays.info/didakticheskie-igry-dlya-detej-3-4-let-izuchenie-cveta/

Игра для детей 3-4 лет. Цель игры

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дидактические игры для детей 3-4 лет.

У детей страдающих патологиями зрения, зачастую нарушено цветовое восприятие. В работе с такими детьми мы используем дидактические игры, в которых изучаем с ребенком цвет, закрепляем знания о нем, работаем над сличением, приравниваем к эталону по цвету, форме и размеру. Вот некоторые игры, которые мы используем в работе с ребенком 3-4 лет.

Дидактическая игра “Спрячь мышку”

Игра для детей 3-4 лет.
 Цель игры:развивать представление детей об основных цветах спектра

Игра состоит из карточек шести цветов, посередине белый квадрат с нарисованной мышкой (домики для мышек) и квадратов тех же шести цветов (дверцы).

Ход игры:
Для игры можно использовать куклу-кошку. Детям надо спрятать мышек от кошки (“закрыть дверцы”).

***

Для самостоятельной игры детей можно сделать карточки меньшего размера.

Дидактическая игра “Кто где спит”

Игра для детей 3-4 лет.
Цель игры:

познакомить детей с пятью геометрическими формами, их названиями и действием приравнивания к эталону.

Игра состоит из карточек с контурными изображениями фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и тех же вырезанных фигур. 

Ход игры:

Рассмотреть и вспомнить названия геометрических фигур. Предложить детям обвести контуры фигур пальчиками. Назвать фигуры, у которых есть (нет) углы. “Нарисовать” контуры фигур пальчиком (кулачком) в воздухе.

Затем можно предложить детям рассмотреть “кроватки” для геометрических фигур на карточках и “уложить” фигурки “спать” в подходящие для них “кроватки”, т.е.

разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными.

Дидактическая игра “Разноцветные комнаты”

Игра для детей 3-4 лет.
Цель игры:

развивать представление детей об основных цветах спектра посредством приравнивания к эталону с отвлечением от других признаков предметов.

Игра состоит из больших карточек (30*20см), разделенных на 6 клеток (10*10см) шести цветов спектра и мелких картонных силуэтов игрушек.

 Ход игры:

Обратить внимание детей на разноцветные “комнаты” на карточке, объяснить, что все предметы в них должны быть подходящего цвета, чтобы их не было видно. Рассмотреть и назвать с детьми игрушки и предметы, вырезанные из картона. Обратить внимание, что есть одни и те же предметы и игрушки разного цвета. Затем дети раскладывает игрушки и предметы по своим комнатам так, чтоб их “не было видно” .

  1. Пояснительная записка

    … индивидуальном обследовании. Цель диагностики. Целью диагностики является … игр. Арифметические игры для детей 6 – 7 лет» – Москва – Харьков – «Илекса» «Гимназия» – 1998 г. А.А.Столярова – «Давайте поиграем» – математические игры для детей 5 – 6 лет

  2. Методические указания

    … программа для развития детей; – Режим доступа: – развивающий игры для детей он-лайн; – Режим доступа: – игры для детей; – Режим … ДЕТЕЙ ДЕЛЕНИЮ ЦЕЛОГО ПРЕДМЕТА НА ЧАСТИ Вопросы для подготовки Методика обучения отсчитыванию предметов (4 – 6 лет

  3. Документ

    … -сад № 84» Дидактическая игра для детей 5-7 лет «Посчитай-ка, дружок» Цель: формирование навыков согласования существительных …

  4. Инструкция

    … включены все дети» Переходы (дети сидят в кругу) (с б лет). Цели: игра обращает внимание на внешность детей, по … к спине (с 6 лет). Цель: игра помогает детям установить хороший контакт друг с другом, объединиться для решения совместной …

  5. Рабочая программа

    … ложки, резиновые груши разного объема. Для детей 4—5 лет 1. Игры: «Логические кубики», «Уголки», « … Для детей 5—7 лет 1. Игры «Головоломки Пифагора», «Кирпичики». 2. Трафареты, линейки. 3. Игры «Пентамино», «Забавные мячи». 4. Игры для деления целого

Другие похожие документы..

Источник: https://gigabaza.ru/doc/91270.html

Дидактические игры для детей 3–4 лет: сенсорные, настольные и инсценировки

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами займёмся дидактическими играми для детей 3–4 лет. Вы не знаете, что это такое, и боитесь не справиться? Не переживайте, мы вам всё расскажем и объясним.

Уверены, что дидактические игры понравятся и вам, и вашим деткам. Вы не только будете играть в те из них, которые предложим мы, но и сами придумаете немало вариантов.

Только не забудьте поделиться своими идеями с нами — мы обязательно расскажем о них на нашем сайте.

Итак, что же такое дидактические игры? Это специально созданные игровые ситуации, во время которых ребёнок обучается, приобретает новые навыки или закрепляет уже усвоенные знания.

Для их проведения подготавливается специальный дидактический материал — различные картинки, предметы или игрушки. Для обучения деток 3–4 лет обычно применяют дидактические игры нескольких видов: игры-инсценировки, настольные, а также сенсорные игры.

Читайте также:  Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: техника

Давайте, рассмотрим на конкретных примерах, что можно придумать в домашних условиях.

Игра-инсценировка «Чаепитие»

Цель игры: Ввести в словарь ребёнка названия предметов посуды, познакомить с их назначением, обучить навыкам гостеприимства, вежливости.

Оборудование: Куклы или игрушечные зверюшки, игрушечная посудка, колокольчик, небольшой столик или табуретка, маленькие стульчики.

Вы зовёте малыша и предлагаете: «Давай мы с тобой пригласим в гости твоих любимых кукол и зверюшек и напоим их чаем». Вы обсуждаете с крохой, кого именно позовёте и как будете угощать. Вместе с ребёнком готовите стол, расставляете стульчики.

Потом звоните в колокольчик и говорите: «А вот и первый гость пожаловал, медвежонок Тимка. Здравствуй, Тимка, проходи, садись за стол». Малыш тоже должен поздороваться, усадить мишку поудобнее.

Снова звучит колокольчик, и ребёнок встречает следующего гостя.

Когда все рассажены, вы предлагаете малышу расставить посуду: блюдца, чашки, ложечки. Все действия обязательно проговариваются, например: «Кукле Маше мы поставим маленькую красную чашечку, а Тимке дадим большую синюю». В ходе игры задавайте ребёнку вопросы, давайте пояснения.

— Это сахарница, в ней насыпан сахар, а это молочник, в нём налиты сливки.

— Помоги мишке завязать салфетку.

— Положи зайке ещё одно печенье.

По окончании чаепития куклы и зверюшки благодарят и прощаются. Малыш убирает со стола, моет посуду.

Закрепить знания, полученные во время игры, можно, показав ребёнку картинки, на которых изображена посуда, и предложив найти те предметы, которые использовались на занятии. Следите, чтобы малыш называл предметы, используя не только существительные, но и прилагательные: маленькая ложечка, зелёная скатерть, круглый стол.

Предложите ребёнку рассказать папе, бабушке или ещё кому-нибудь о том, как проходило чаепитие, дополняйте его рассказ, напоминайте ему о забытых деталях.

Настольная игра «Весёлая полянка»

Для проведения этой игры вам необходимо будет заранее изготовить своими руками дидактический материал. Из цветного картона вырежьте 4 разноцветных кружка диаметром 10–15 см, по 6–8 лепестков того же цвета и по 5 бабочек.

Цель игры: научить или закрепить знание основных цветов, а также навыков сопоставления предметов по цвету. Развивать способности к счёту, координацию движений и моторику пальцев.

Оборудование: вырезанные из картона круги, лепестки и бабочки четырёх цветов — красного, синего, зелёного, жёлтого.

Вы расстилаете на столе однотонную скатерть, кладёте на неё кружочки и говорите ребёнку: «Это полянка. На ней росли красивые цветочки. Но подул ветер, оборвал все лепесточки, и они перемешались. Как теперь найти, у какого цветочка какие были лепестки?» При этом на стол высыпаете перемешанные по цвету лепестки и предлагаете малышу подобрать к каждому кружочку лепесточки того же цвета.

Когда это задание выполнено, вы выкладываете на стол бабочек и говорите: «Посмотри, какие красивые бабочки. Они прилетели на наши цветочки. Давай посадим красных бабочек на красный цветок, жёлтых — на жёлтый, и т. д». Во время занятия просите ребёнка озвучивать свои действия.

Если малыш хорошо разбирается в цветах и легко справился с заданием, усложните задачу. Пусть он посадит синих бабочек на красный цветок, а зелёных — на жёлтый или наоборот. Во время игры считайте количество цветочков, бабочек, говорите: «Ты уже посадил одну бабочку, ещё одну, теперь их две». Это способствует выработке навыков счёта, даёт понятие количества.

Обязательно поощряйте ребёнка, хвалите его: «Как быстро ты справился! Какая красивая полянка у тебя получилась!»

Настольная игра «Помоги медведице»

Цель игры: учить и закреплять умение ребёнка различать геометрические фигуры и цвета, развивать мелкую моторику.

Оборудование: большой игрушечный медведь, корзинка, вырезанные из цветной бумаги трусики и маечки с прорезанными в них отверстиями в виде круга, квадрата, треугольника; соответствующие отверстиям бумажные геометрические фигуры.

Усаживаете ребёнка за стол и говорите:

— Сегодня к нам в гости пришла медведица Марья Ивановна, — показываете медведя, — ой, Марья Ивановна, почему вы плачете?

Медведь:

— Я купила своим медвежатам новые маечки и трусики. Но когда шла через лес, корзинка зацепилась за куст, и вся одежда порвалась. Что мне делать?

Взрослый:

— Не плачьте, Марья Ивановна. Мы постараемся вам помочь. Давайте ваши маечки и трусики. Мы поставим на них заплатки.

Выкладываете из корзинки на стол вырезанные из бумаги разноцветные майки и трусы, а также «заплатки» и предлагаете малышу подобрать нужные по цвету и форме.

При этом задаёте вопросы ребёнку: «Какого цвета заплатку мы поставим на эту маечку? Какая по форме дырка на этих трусиках?» и т. п.

После того, как задание выполнено, похвалите малыша от своего имени и от имени медведицы, попрощайтесь с ней.

По окончании игры ещё раз закрепите с малышом полученные знания, попросив его найти в комнате предметы, по форме напоминающие круг, квадрат и треугольник, или рассматривая их на картинках.

Сенсорная игра «Угадай, что в мешочке»

Сенсорное развитие ребёнка сосредоточено на определении свойств предметов с помощью органов чувств. Маленькому человечку очень важно потрогать предмет, понюхать его и даже попробовать на зуб, чтобы понять, что он собой представляет. Сенсорные игры помогают малышу обогатить своё представление о различных предметах, понять их свойства.

Цель игры: развить и закрепить навыки определения формы предмета и его свойств. Развивать воображение и сообразительность. Укреплять моторику пальцев.

Оборудование: небольшой полотняный мешочек, картинки с изображениями фруктов и овощей, различные фрукты и овощи (можно использовать муляжи) — яблоко, банан, киви, апельсин, морковка, лук, огурец и т. п.

Предварительно рассмотрите вместе с карапузом картинки, на которых изображены фрукты и овощи, затем предложите поиграть в интересную игру.

Все овощи и фрукты положите в мешок. Попросите малыша засунуть ручку, взять один предмет и, не доставая, угадать, что это. В ходе игры задавайте ребёнку вопросы: «А почему ты думаешь, что это апельсин?»

Ответ: «Потому что он круглый».

Вопрос: «Какая кожица у банана?»

Ответ: «Гладкая» и т. п.

Можно усложнить задание, попросив малыша сказать, на что похож такой-то фрукт или овощ, припомнить его свойства — например, лук горький, от него щиплет глазки, яблоко сладкое и вкусное.

Наша встреча подходит к концу. Надеемся, мы убедили вас в том, что дидактические игры — это совсем несложное, но очень увлекательное занятие, поскольку они:

  • помогают ребёнку получить и закрепить необходимые навыки и знания;
  • расширяют словарный запас малыша, способствуют развитию связной речи;
  • учат ребёнка правильному поведению в различных бытовых ситуациях;
  • развивают его мыслительные способности.

Напишите нам, какие из предложенных игр наиболее понравились вашему малышу, в какие ещё дидактические игры вы с ним играете. Ждем ваших отзывов, комментариев и предложений.

Надеемся на новую встречу с вами, уважаемые родители, на страничках нашего сайта. Всего вам доброго! До свидания!

Источник: http://nii-evrika.ru/didakticheskie-igry-dlya-detej-3-4-let/

Ссылка на основную публикацию