О пословицах и поговорках

Сообщение о пословицах и поговорках – Пословицы и поговорки

О пословицах и поговорках

Как и другие виды народного творчества, пословицы, эти изречения народной мудрости, основанные на вековых наблюдениях и опытах, относятся к самым различным эпохам.

Каждая нация имеет своеобразное умственное и духовное начало, которое отражается в народных пословицах и поговорках.

Пословицы появились не вдруг, одни рождались из наблюдений над жизненными явлениями, над реалиями окружающего мира, характером и поведением людей; другие пополнили языковую сокровищницу, кочуя из литературных произведений.

Пословицы – это ценный фольклорный материал, в котором отражено миросозерцание и миропознание многих поколений.

У древних народов пословицы назывались «притчами». Зачастую они были составной частью какого-то повествования, рассказа, сказки. Имея мерный склад, эти выражения-обобщения выделялись, запоминались. Иные рассказы уже и не вспоминались, а расхожие суждения из них попадали на язычок и передавались из поколения в поколение.

Есть пословицы, сохранившиеся от языческих или полуязыческих времен, так называемые «мифические». Они отразили языческие верования и обряды.

Немало пословиц исторических, получивших начало в выдающиеся периоды исторической жизни, или после знаменитого события. Например, «погиб, как швед под Полтавой».

Древнейшие исторические пословицы находили в древних летописях.

Есть большое количество пословиц, относящихся к семейной жизни. Брак в своем историческом развитии прошел несколько этапов, что и отразилось в пословицах. Примером пословиц, касающихся брака и семьи, служат следующие. «Не торопись скоро жениться, чтобы после самому не сердиться», «Выбирай лошадь от природы, а суженую от дома».

Существуют пословицы, касающиеся общественной жизни. Многие из них выражают разумное понимание жизни и правильный взгляд на неё, например, «Ученье свет, а неученье тьма».

Пословицы играют важную роль в жизни человека. Пословицы – это своеобразные руководящие принципы деятельности. Оправдывая свой тот или иной поступок, человек приводит в качестве доказательства пословицу. А против пословицы уже не пойдешь.

Историческая справка

Петр I очень любил русские пословицы и поговорки. Большинство их знал наизусть, умел применять кстати и у места. Даже в чужих краях государь не забывал пословиц. Так, находясь в Амстердаме, где изучал корабельное искусство, он писал Левашеву о присылке ему книг с пословицами, просил об этом факте не забыть. В конце письма Петр указал:

«Из Амстердама, февраля 15-го 1717 года, Петр».

Данный видеоурок будет посвящён пословицам и поговоркам. Мы поговорим о пословицах и поговорках русского народа, узнаем, какими бывают пословицы и поговорки, сравним пословицы разных народов.

Бывает так, что мы осваиваем новое дело, а у нас ничего не получается. Нам говорят: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» или «Терпенье и труд всё перетрут». Два друга увлекаются одни и тем же делом. О них скажут: «Два сапога — пара».

«Хлеб — всему голова», «Доброе слово и кошке приятно», «За двумя зайцами», «Собаку съесть»… Такие выражения слышали все. Что это такое? Это пословицы и поговорки.

Пословица — это краткое народное изречение, имеющее поучительный характер. Пословица всегда выражает законченную мысль.

Тише едешь — дальше будешь.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Волков бояться — в лес не ходить.

Поговорка — это краткое народное изречение, метко и ярко характеризующее какое-то явление. Поговорки не выражают законченной мысли.

Нет дыма без огня.

Говорят, что кур доят.

Первый блин комом.

Повторение мать ученья.

Дуракам закон не писан.

Пословицы и поговорки появились очень давно. Их никто не придумывал специально. Очевидно, впервые они произносились к конкретному случаю. Кто-то пытался перейти реку, попадал на глубокое место и начинал тонуть.

Можно как угодно красочно что-то описывать — всё равно полное представление человек об этом получит, когда увидит сам. Вот и получается: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В пословице самое главное — это её смысл. Пословицы учат, как надо и как не надо поступать. Главное — понять, о чём говорит пословица. И тогда можно избежать многих неприятностей.

Не буди лихо, пока оно тихо.

Бесплатный сыр только в мышеловке.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Всё тайное становится явным.

В поговорке же главным является её красота, меткость, складность. Поговорка украшает речь, делает её красочной, оживлённой, весёлой.

После дождичка в четверг.

Не в бровь, а в глаз.

Бумага всё стерпит.

https://www.youtube.com/watch?v=3fPRnGTKmd0

Нет дыма без огня.

Пословиц очень много — возможно, на все случаи жизни. Из века в век складывался тот устный учебник, в котором народ закреплял правила поведения при любой ситуации.

Упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.

Кончил дело — гуляй смело.

Жить — Родине служить.

Маленькая дружба лучше большой ссоры.

Если разбивать пословицы на родственные группы, то можно выделить пословицы о труде, о хлебе, о Родине, о семье, о дружбе, о животных, о добре и зле, о зависти и многие-многие другие.

Без друга в жизни туго.

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — и стол доска.

Конь — не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.

Довольно часто пословицами становились фразы из произведений писателей. Особенно преуспел в этом наш великий баснописец Иван Андреевич Крылов. Едва ли не в каждой его басне можно найти пословицу:

Ты всё пела? Это дело. Так поди же попляши.

***

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

***

Кукушка хвалит петуха

За то, что хвалит он кукушку.

***

Слона-то я и не приметил.

Но и другие авторы тоже внесли свою лепту в бескрайнее море пословиц:

Дела давно минувших дней,

Преданье старины глубокой.

Александр Пушкин

Знал одной лишь думы власть,

Одну, но пламенную страсть.

Михаил Лермонтов

Рождённый ползать летать не может.

Максим Горький

Пословицами и поговорками богат не только русский язык. Все народы мира облекали в них накопленную веками мудрость. Вот почему нельзя сказать, что человек в совершенстве владеет иностранным языком, если он не знает его пословиц и поговорок.

А поскольку все люди хотят мирно жить, спокойно трудиться, иметь родных и друзей, то и пословицы разных народов во многом схожи. В любой стране уважают аккуратность и трудолюбие, осуждают лень и злость, призывают к защите родной страны.

Имея в виду способность пословиц в одной фразе выразить многое, драматург Александр Николаевич Островский часто брал пословицы заглавием к своим пьесам:

На всякого мудреца довольно простоты.

Свои люди — сочтёмся.

Бедность не порок.

Не всё коту масленица.

Тема: «Наши проекты. Пословицы и поговорки».

  • Подготовиться  к выполнению проектной работы.

Задачи урока:

  •   Познакомить детей со словарями и сборниками пословиц и поговорок;
  • Выяснить что такое пословицы?
  •  Чем пословица отличается от поговорки?
  •  Какие бывают пословицы? Чему они учат?
  •  Выяснить, глаголы какой формы чаще всего встречаются в пословицах и поговорках?
  • Зачем нам сегодня нужны пословицы?

Формируемые УУД:

Познавательные:

       постановка и формулирование проблемы,

  1. самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  2. Поиск и выделение необходимой информации;
  3. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных технологий.

Коммуникативные:

  1. Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  2. Разрешение конфликтов;
  3. Контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Регулятивные:

  1. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
  2. Составление плана и последовательности действий.

Личностные:

  1. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивами.
  2. Формирование чувства патриотизма на примере пословиц и поговорок о Родине, труде, дружбе и семье.
  3. Ход урока:
  4. Организационный момент:

Сегодня на нашем уроке будет много гостей. Давайте повернемся к ним и подарим свою улыбку. Сядем прямо, руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая.

(Выразительное чтение стихотворения:) Ксюша Семянова.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, не беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

-Ребята давайте сформулируем тему нашего урока:

«Наши проекты.  Мы будем говорить о пословицах и поговорках»

— А какой будет цель нашего урока?

— А целью нашей деятельности является составление проекта о пословицах и поговорках.

Задачи нашего урока:

  • Выяснить что такое пословицы и поговорки?
  •  Чем пословица отличается от поговорки?
  •  Какие бывают пословицы? Чему они учат?
  •  Выяснить, глаголы какой формы чаще всего встречаются в пословицах и поговорках?
  • Зачем людям нужны пословицы?
  1. Самоопределение к деятельности:

— А где мы встречались с пословицами?

-Пословицы и поговорки мы изучали на уроках литературного чтения  в разделе «Устное народное творчество».

— Вспомним,

Что же такое пословицы и поговорки?

— мудрость народа;

— меткое выражение;

— художественное произведение;

Выводы: Предлагаю послушать сообщение о пословицах и поговорках:

Маша и Ксюша Мишакова

Пословица – это меткое, лаконичное, мудрое выражение, часто состоящее из двух частей, в короткой форме выражающие мудрые мысли народа.

 Константин Дмитриевич Ушинский писал: «В народных пословицах все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная. Его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни». 

Пословица-это жанр фольклора, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. В пословице народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.

Красна речь пословицей.v

 Без пословицы не проживешь.v

 Старая пословица век не сломится.v

 Пословица — всем делам помощница.v

Поговорка – это эмоциональное, шутливое иносказательное  выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. Чаще всего они имеют прямой и переносный смысл.

«Убил двух зайцев»,

«Мастер на все руки».

 Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогают лучше понять правила житейской мудрости.

https://www.youtube.com/watch?v=wOHkF175OFs

Они учат нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре

Читайте также:  Новогодний детектив. сценарий, 3 класс

Сейчас вам надо разобрать пословицы и поговорки по корзинам: (слайд 6)

-С какой задачей мы справились?

Вывод: мы научились отличать пословицы от поговорок

  1. Проверка домашнего задания:

Все пословицы и поговорки можно разделить на несколько групп по темам:  У вас было задание  подготовить пословицы и поговорки по темам. Нарисовать иллюстрацию к понравившейся пословице.

 Например:

  Работай до поту, поешь в охоту!         Слайд!

Скучен день до вечера, коли делать нечего!      Слайд!

 Предоставим слово  группам:

  1. Пословицы о Родине
  2. Пословицы о дружбе.
  3. Пословицы о труде и учёбе.

(Группы выходят к доске, показывают и объясняют смысл выбранных пословиц)

Молодцы. Справились с заданием.

— Итак, Какие бывают пословицы? (О труде, о Родине, о дружбе, об учёбе и т.д.

— Чему они учат? (быть трудолюбивыми, умными, любящими Родину. Дорожить дружбой)

—  А теперь нам надо отдохнуть. Какая пословица нам поможет в зтом? (Делу время, а потехе час)

Физкультминутка.

Танец по мотивам военных песен (попурри)

  1. Исследовательская работа по одной из пословиц:

По одной из пословиц надо было составить рассказ. Алина выбрала пословицу «Родина- мать, умей за неё постоять» и провела сложную исследовательскую работу  по истории своего рода.  

 Как мы знаем, в этом году исполняется 70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Давайте мысленно перенесемся в те далёкие и суровые годы.  Внимательно послушаем её и на этом примере подумаем, какие ещё пословицы могут подчеркнуть основную мысль её работы.

(Где родился, там и пригодился)

Подумайте, какие из ваших пословиц могут подойти к этой работе?

А теперь поработаем в группах:

1 группа:

Задание  «Потерянные слова»  Вспомните и закончите пословицы.Слово – серебро, а молчание — ……(золото) Весна красна цветами, а осень — ….(снопами) Ученье – свет, а неученье — …(тьма) Ученья корень горек, да плод ….(сладок) Волков бояться – в лес ….(не ходить)

Не имей сто рублей, а имей сто….(друзей)

Источник: http://poslovica-pogovorka.ru/soobschenie-o-poslovicah-i-pogovorkah.html

О русских пословицах и поговорках

Как сказал Карамзин: «Богатство языка — есть богатство мысли!». И действительно, язык — это отражение мышления народа. Если язык богат и многообразен, то и мысль не «идет по прямой», а имеет свою траекторию.

Так и русский народ, мыслит разногранно и накопил такой колоссальный объём опыта, что мало какая европейская культура может сравниться с нашей, Русской Культурой. Опыт наших предков заботливо и предусмотрительно вложен в литературу. Сказания и былины, пословицы и поговорки — вот наше истинное Славянское наследие, чем мы можем по праву гордится.

Наши предки были мудрыми людьми и задолго до наших дней знали, что рано или поздно наш славянский мир будет переживать, мягко говоря, не лучшие времена. Конечно же не без участия Европы, если не верите, то возьмите любой адекватный (не переписанный) учебник истории и проанализируйте события эпохи «Византия — Европа» и «Россия — Европа».

Но это отдельная тема для статьи. Наши предки были мудрыми людьми и некоторую часть своего опыта вложили в литературу, а именно — в пословицы и поговорки. Если произведения типа сказаний и былин можно запретить, уничтожить, перестать изучать по школьной программе, наконец, то пословицы и поговорки передаются из уст в уста, т.е.

свободно существуют в речи. А с языком бороться сложнее. А знаем ли мы, откуда произошли те или иные поговорки? Что означают, порой непонятные слова и словосочетания в них?

Попробуем окунуться в историю…

Все трын-трава
Таинственная «трын-трава» — это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась «тын-трава», а тын — это забор. Получалась «трава подзаборная», то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

Всыпать по первое число
Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если «наставник» переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

Гол как сокол
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле «сокол» — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

Сирота казанская
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить.

Но почему сирота именно «казанская»? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным.

Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

Непутевый человек
В старину на Руси «путем» называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя.

Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь — должность.

А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.

Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Водить за нос Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением.

https://www.youtube.com/watch?v=PjW6yTHTDMg

Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Козел отпущения
Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов.

Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню.

Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

Точить лясы
Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Тертый калач
В старину действительно был такой сорт хлеба — «тертый калач». Тесто для него очень долго мяли, месили, «терли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица — «не терт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.

Зарубить на носу
Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким — согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально.

В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка, или бирка для записей.

В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух — звери.

В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!» На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: «К черту!».

И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

Бить баклуши
Что такое «баклуши», кто и когда их «бьет»? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу.

Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить».

Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими — «баклушечниками», и пошла наша поговорка.

Втирать очки
Как очки можно «втирать»? Куда и зачем? Очень нелепо выглядела бы такая картина. А нелепость происходит потому, что речь тут идет вовсе не об очках, которые служат для исправления зрения.

Есть и другое значение слова «очки»: красные и черные знаки на игральных картах. Есть даже азартная картежная игра, так и называемая — «очко». С тех пор, как существуют карты, были на свете и нечестные игроки, шулера. Они, чтобы обмануть партнера, пускались на всякие фокусы.

Умели они, между прочим, незаметно «втирать очки» — превращать семерку в шестерку или четверку в пятерку, на ходу, во время игры, вклеивая «очко» или замазывая его особым белым порошком.

И выражение «втирать очки» стало означать «обжуливать», отсюда родились и другие слова: «очковтирательство», «очковтиратель» — ловкач, который умеет приукрасить свою работу, плохое выдать за очень хорошее.

После дождичка в четверг
Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна.

Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в «свой день» — четверг.

А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка «После дождичка в четверг» стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

Читайте также:  Конспект музыкального занятия по нравственному воспитанию в старшей группе по фгос

Бабушка надвое сказала
На Руси, а ныне до сих пор и в деревнях, слово «Бабушка» или «Бабка» помимо главного его значения «мама вашей мамы» или «пожилая женщина» имеет ещё и дополнительное значение — гадалка, ворожея.

В поговорке «Hy, тут и к бабке ходить не надо» или «К гадалке не ходить» как раз и указывается на это со значением смысл вопрос предельно ясен. Возвращаясь к варажению «Бабушка надвое сказала» слово «Надвое» — в данном контексте означает, как мы уже знаем, двусмысленность, неоднозначность.

Таким образом, приведснное выражение означает буквально: «гадалка однозначного ответа не дала». В переносном смысле — «неизвестно, как еще дело обернется».

Опростоволоситься Дело в том, что на Руси женщине показывать волосы считалось неприличным. Женщины выходя на улицу прятали волосы под платок и шапочку. Женщина выходящая на улицу с открытыми волосами считалась гулящей и замуж такую никто б не взял. У порядочных же, если выпадала прядь волос из под платка или шапки, то говорили, что она опростоволосилась.

Так что мужчина опростоволоситься никак не мог и соответственно не может.

Со свиным рылом в калашный ряд Не секрет, что раньше, в прочем как и сейчас во многих городах и в Москве в частности рынки играют заметную роль в обеспечении товарами и продовольствием жителей. А раньше так и подавно значение рынка было переоценить трудно.

Как не крути, а он являлся, пожалуй, единственным местом, где можно приобрести что-либо. Строгая сегментация позволяла покупателю сориентироваться в товарах, где какие продают. Соответственно у каждой группы товаров был свой ряд, на котором они и продавались.

Но торговцы народ хитрый и проворный и зачастую торговцы пытались втиснуться в ряд с товаром, который не соответствовал товару, которому этот ряд был отведен. Например, торговец свининой попытался продать свой товар в торговом ряду, где продают хлебные изделия, скажем калачи.

Ясное дело продавцы калачей скажут этой «наглой морде»: — Куда ты со свиным рылом в калашный ряд?! Ну свиное рыло — это не бранная лексика, адресованная продавцы свинины, а лищь указание на его продукцию в целом. Продавал то он свинину, ну и свиные головы в частности.

А калашный ряд — это ни что иное, как ряд, где продают калачи.

Брешет, как сивый мерин Говорят так про человека, который постоянно врёт, по поводу и без повода. Это выражение вообще, кажется, не имеет смысла. Мерин — это конь. Сивый — это масть коня. А вот брешет… Конь — не собака, он ржёт, но никак не брешет. И врущего коня тоже представить сложновато.

А был у Петра Первого инженер немецкий, отличался он тем, что всё байки выдумывал. Да так складно говорил, что заслушаешься. Единственное — не было в тех байках правды ни слова. И звали того инженера барон Сиверс Мерген.

Вот и говорили «Брешет, как Сиверс Мерген». Но, со временем, про барона позабыли, а сложновоспринимаемое русским ухом «Сиверс Мерген» трансформировалось в более привычное «сивый мерин». Немец канул в Лету, а поговорка осталась.

источник

Источник: https://inima.org/2012/o-russkix-poslovicax-i-pogovorkax/

Сборник русских народных пословиц и поговорок народов мира

У большинства народов мира можно встретить фразы, наполненные мудростью предков. Благодаря зарождению этого устного фольклора молодое поколение начало быстрее узнавать обычаи и моральные принципы своих прапрадедов. Емкая суть и образность придуманных выражений отражали отношение людей к какому-либо деянию или явлению.

Многочисленные пословицы для детей становились первыми шагами к самостоятельности при получении сведений о правилах поведения в обществе. Поговорки же показывали колорит и богатство родного языка. Уловить различия, существующие между двумя понятиями, нетрудно.

Первые являются завершенными поучающими предложениями небольшого размера, вторые представляют собой образные синонимы в виде словосочетаний или фраз.

На каждое событие в жизни человека найдутся народные высказывания, отражающие однозначное мнение местного населения. Существуют пословицы и поговорки про личные взаимоотношения, семью, приметы, деньги, работу, время, а также многое другое.

Познакомив своего малыша с такими видами устного фольклора, родители должны объяснить ему, когда именно следует употреблять подобные выражения.

Подобрать подходящие предложения, содержащие живую мудрость предков, можно на соответствующих страницах нашего развивающего сайта.

Информационный проект, разработанный для обучения и расширения кругозора юных пользователей, включает в себя множество интересных тем. Немалый объем на ресурсе занимает сборник пословиц и поговорок – взрослые и дети сумеют отыскать в нем любые нужные им фразы.

Благодаря продолжительной работе энтузиастов, значительная часть устного фольклора была записана и опубликована. На сайте имеются выражения на самые разнообразные темы.

Представленные материалы отражают самобытность того или иного народа, а общее число вошедших в список пословиц и поговорок удовлетворит даже очень любознательного ребенка. Рассказывая малышу об окружающем мире, близкие всегда могут привести народную мудрость для закрепления информации.

Объясняя важность взаимоотношений, существующих между людьми, родителям стоит употребить выражения про дружбу:

«разбитую дружбу не склеишь», «без беды друга не узнаешь». На основе полученных сведений и личного опыта, ребенок сумеет вычленить главное – преданного товарища нужно ценить и беречь. На протяжении всей жизни пословицы о дружбе для детей будут являться примером верности истинных приятельских уз.

Знакомить малышей с фольклором желательно еще до их прихода в первый класс. Наилучшим образом юные слушатели воспринимают мудрость своих предков в дошкольном возрасте.

Узнав вначале подробно русские пословицы и поговорки, затем мальчики и девочки сумеют понять поучающие выражения других народов.

Так как моральные принципы, традиции и поведение жителей разных стран часто бывают схожими, то дети быстро заметят фразы, имеющие один и тот же смысл:

«клин клином вышибают» (рус. посл.),

«колючку колючкой вытаскивают» (инд. посл.);

«паны дерутся, а у холопов чубы трещат» (белорус. посл.),

«тигры с буйволами дерутся, а гибнет тростник» (инд. посл.);

«не говори «гоп», пока не перепрыгнул» (рус. погов.),

«не кричи «хей», пока ты над ручьем» (швед. погов.).

Незамысловатый слог народного фольклора почти всегда понятен подрастающему поколению – редкие пословицы и поговорки надо дополнительно объяснять малышам.

Обычно такое бывает, если в предложении встречается устаревшее слово, поэтому взрослым лучше заранее подготовиться к подобным расспросам. Назидательные выражения расширят кругозор и обогатят речь ребенка.

Они же станут хорошим подспорьем, когда родители начнут учить детей счету. Любая цифра встречается в пословицах, но чаще всего в них упоминаются 1 и 7:

«за один раз дерева не срубишь» (рус. посл.),

«в один сапог две ноги не засунешь» (пуштун. посл.),

«знающий скажет один раз, но зато правильно» (башкир. посл.),

«семеро не один, в обиду не дадим» (рус. посл.),

«белила семь недостатков скроют» (яп. посл.),

«один раз солгал – семь дней будешь раскаиваться» (вьет. посл.),

«сохрани вещь семь лет, и ты найдешь ей применение» (англ. посл.).

Закладывая в подсознание малышей проверенные веками жизненные установки, взрослые помогут им стать полноценными личностями, которые сумеют принести пользу обществу. Благодаря мудрости предков дети быстро адаптируются к реалиям сегодняшнего дня и привыкнут правильно относиться к чужим поступкам.

Получив через фольклор опосредованный опыт, они научатся выстраивать логические цепочки, показывающие, к каким последствиям приведет то или иное действие.

Размещенные на сайте пословицы и поговорки не потеряли своей актуальности и поныне – моральные принципы и традиции предков важны для современного ребенка так же, как для его одногодка, что жил много сотен лет тому назад.

Источник: http://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/

Поговорим сегодня о пословицах

сегодня о пословицах и поговорках.

Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.М. Леушина неоднократно говорили о возможностях, заложены в фольклоре, как средстве обучения и воспитания.

Фольклор дает прекрасные образы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Ведь речь – величайшее богатство, данное человеку.

И ее, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.

фольклор, как специфическая область устного творчества, в которой художественный текст теснейшим образом связан с игрой, является частью народной педагогики: его жанры основаны на учете физических и психических особенностях детей разных возрастных групп.

фольклор полуфункционален. В нем сочетаются разные функции: утилитарно-практическая, познавательная, воспитательная, эстетическая. Известно много источников народной мудрости.

К малым фольклорным жанрам относятся , прибаутки, считалки, скороговорки, пословицы и поговорки.

Естественно, может возникнуть вопрос: а зачем нам опыт предков, которые жили несколько веков назад? Возможны различные точки зрения, но нельзя оспаривать нравственную ценность этого исторического материала.

В наши дни, как никогда актуальны проблемы милосердия, гуманности, патриотизма, духовности в отношениях между людьми.

сегодня о пословицах и поговорках.

Пословица – это краткое изречение с назидательным смыслом; народный афоризм.

Поговорка – это выражение преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл.

Синтаксически они чаще всего двучленны, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например: «Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года!». Поговорка, повторим, не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее, ей свойственна метафоричность. «Убил двух зайцев», «Мастер на все руки».

Читайте также:  Игры для развития речи детей 5, 6 лет

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются.

Выверенные опытом многих поколений эти выражения народной мудрости служат борьбе за то, чтобы честность, доброта, справедливость, храбрость, любовь к труду, к Родине, матери стали жизненными нормами каждого члена общества.

Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогают лучше понять правила житейской мудрости. Они учат детей нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре:

  • «Правда светлее солнца»;
  • «Будь в малом правдив – и в большом станут верить»;
  • «Ссора до добра не доведет».

В своей работе с детьми широко использую пословицы, и поговорки при этом опираюсь на принципы постепенности и последовательности усложнения данного материала. Предложила детям завести альбом и записать туда уже известные им пословицы и поговорки, которые воспитывают в человеке нравственные и патриотические качества.

Так же можно сделать альбом-передвижку, в который вписывают только новые выражения народной мудрости. Ребята узнавали их от родителей, из книг и «приносили» их в детский сад. Дети с помощью воспитателя записывают новую пословицу и рисуют к ней картинку.

Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные.

Например:

  • Игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц».
  • Дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.

«Пословица недаром … молвится». «С родной земли … умри – не сходи». «Без дела жить – только … небо коптить».

  • Можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по смыслу: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде.

«Нет друга – ищи, а найдешь береги» «Хочешь есть калачи – не сиди на печи». «Родная земля и в горести мила». «Родина мать умей за неё постоять»

  • Можно раздать детям картинки с изображениями, а они должны назвать подходящую пословицу. Например: на картинке изображен какой-нибудь вид работы – «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кончил дело, гуляй смело»; на картинке изображена женщина с ребенком – «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка».
  • Изобрази пословицу пантомимой.

Пословицу показывает желающий ребенок, остальные отгадывают. Упражнение не только позволяет запомнить пословицы или повторить выученные, но и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.

Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Педагог показывает рисунки, а дети стараются вспомнить пословицы. Постепенно образуется «банк» рисованных пословиц.

  • Изобрази пословицу схемой. Это пример пиктограммы. Представьте, как могут «выглядеть» пословицы: «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и туже пословицу изобразят разные ребята. Желательно найти интересные моменты на каждой схеме.
  • Найди лишнюю пословицу.

«Дело мастера боится»; «Не бойся работы, пусть она тебя боится»; «Не спеши языком – торопись делом»; «Язык до Киева доведет».

  • Найди пару. Среди нескольких найти пары пословиц, близких по смыслу:

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»; «Руби дерево по себе»; «Знания никому не в тягость»; «Без корня и полынь не растет»; «Родная сторона – мать, чужая – мачеха»; «По Сеньке и шапка».

Правильно будет ответ 1-3, 2-6, 4-5.

  • Картинка + рассказ + пословица.

Каждому ребенку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица.

  • Проведя беседы с детьми по патриотическому воспитанию нужно обязательно использовать пословицы и поговорки, например: беседа с детьми о Российской Армии, использовать можно пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет» по этой пословице будут у детей вопросы «Что такое свет?», «А как это – тверже», надо обязательно объяснить детям содержание и смысл пословицы «Свет – это вся земля, все страны. Тверже – сильнее и смелее русских людей нет».

Так, при обсуждении понравившегося произведения Л.Кассиля «Твои защитники» ребята восхищались мужеством и находчивостью героев, делали обобщение, используя пословицы: «Тот побеждает, кто смерть презирает», «Тот герой, кто за Родину горой».

  • Еще одна форма работы с детьми – это сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц.

«Где храбрость и отвага – до победы два шага»; «В бою нужна не только винтовка, но смекалка и сноровка»; «Человек без друзей – что солнце без лучей»; «Работай смелее – будешь жить веселее».

К.Д. Ушинский говорил, что пословицы помогают детям изучать окружающий мир, лучше понимать различные явления, события. Изучая пословицы о труде можно показать значение труда в жизни людей.

«Без дела жить – только небо коптить». «Кто лениться – тот не цениться». «Не сиди сложа руки, так не будет скуки».

Изучая пословицы о Родине, у детей зарождается чувство гордости за свой народ.

«Человек без Родины, что соловей без песни». «Родина мать умей за нее постоять». «Жить – Родине служить». «Один за всех и все за одного». «Жизнь пройти, не поле перейти».

Пословицы и поговорки помогают включить в словарь дошкольника такие слова, как «боец, герой, Родина, народ, побеждать, защищать и т.д.»

Правильное понимание содержания пословиц и поговорок научит ребенка широко использовать их в повседневной жизни. Ведь мы все, взрослые хотим, чтобы наши дети выросли умными, честными, трудолюбивыми.

Через пословицы и поговорки решаются задачи огромной важности – учат светлому и жизнерадостному восприятию мира, дают уроки нравственности и доброты, приобщают к богатству и красоте родного языка, народным традициям, величайшей культуре прошлого.

Именно поэтому они сегодня так актуальны и могут с успехом быть использованы воспитателями в работе с детьми.

Источник: https://multiurok.ru/blog/poghovorim-sieghodnia-o-poslovitsakh.html

Словарь пословиц и поговорок

зык — величайшее народное достояние, неисчерпаемый источник вековой мудрости. Немалую часть его составляют пословицы и поговорки.

В этих коротких, ёмких, запоминающихся изречениях запечатлён опыт многих поколений. Практически нет таких сторон жизни народа, нет таких явлений, которые бы не нашли отражения в пословицах и поговорках.

В них вы найдёте и наблюдения за природой, и суждения о мудрости и глупости, о семье и детях, о родине и чужбине, о горе и радости, о лени и трудолюбии, и ещё очень много интересного и полезного.

то же такое пословица и чем она отличается от поговорки?

Поговорка просто называет какое-то явление, например:

  • Нашла коса на камень
  • Гол как сокол

Пословица содержит некое суждение, мораль, совет:

  • Любишь кататься — люби и саночки возить
  • Дорога ложка к обеду

Иногда поговорка — лишь первая часть пословицы: «Голод — не тётка», в то время как полный текст объясняет смысл поговорки:

  • ⚜ Голод — не тётка, пирожка не подсунет

о возникновения письменности, пословицы и поговорки, вместе с другими произведениями народного творчества, передавались из поколения в поколение, и лучшие их образцы сохранялись в устной речи.

Одно из первых дошедших до нас рукописных собраний русских пословиц и поговорок — «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту», относится к XVII веку.

нашем собрании включена лишь малая часть огромного богатства, но даже эта малость откроет для вас, дорогие читатели, красоту и величие русского языка.

Пословицы и поговорки помогут вам обогатить свою речь образцами народной мудрости, придать ей яркость, красочность, наполнить живыми, меткими словами.

  • ⚜ Без пословиц не проживёшь
  • ⚜ Глупая речь — не пословица
  • ⚜ И на твою честь пословица есть
  • ⚜ Не всякое слово — пословица
  • ⚜ Пословица неспроста молвится
  • ⚜ Пословица — справедливое слово
  • ⚜ Из поговорки слова не выкинешь
  • ⚜ Пословица не на ветер молвится
  • ⚜ Поговорка — цветочек, пословица — ягодка
  • ⚜ Нет пословицы без правды
  • ⚜ Пословицы на кривой не объедешь
  • ⚜ Пословицу не обойти, не объехать
  • ⚜ Пословица — всем делам помощница
  • ⚜ Хороша пословица в лад да в масть
  • ⚜ Речь без пословицы, что свадьба без гармони
  • ⚜ На всякое слово есть пословица
  • ⚜ На всякого Егорку есть поговорка
  • ⚜ Пословица груба, да в ней правда люба
  • ⚜ Старинная пословица не мимо молвится
  • ⚜ Русская пословица ко всему пригодится
  • ⚜ Речь без пословицы, что каша без масла

Источник: http://fraze.ru/index.php/poslovitsy-pogovorki/

Ссылка на основную публикацию