Конспект занятия в старшей группе на тему: флора и фауна болота

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: конспект занятия “Что такое болото!

Конспект занятия в старшей группе на тему: Флора и фауна болота

Конспект непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста

«Что такое болото»

Цель: обогащение знаний старших дошкольников о природных богатствах малой родины – Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Программное содержание: 

  • формировать у  детей представление о болотах как части природы;
  • учить детей использовать накопленные ранее знания при изучении и обследовании вещества;
  • уточнить представления детей о том, какие полезные ископаемые залегают на территории нашего округа;
  • закрепить знания дошкольников о разнообразии животных и растений болота;
  • побуждать детей проявлять патриотические чувства;
  • развивать выразительность речи при прочтении стихов;
  • продолжать развивать навыки связной речи: умение выражать свою мысль в предложении; говорить распространёнными предложениями;
  • воспитывать стремление проявлять себя на занятии как экологически-грамотную личность.

Словарная работа:

  • обогащение словаря детей: «среда обитания», «природные богатства», «торф», «ондатра»;
  • активизация словаря: Ханты-Мансийский округ, Югра, болото, водяной

Интеграция образовательных областей:

безопасность, коммуникация, познание, физическая культура, здоровье

Предварительная работа:

    рассматривание иллюстраций с изображением болот    

    ХМАО;

разучивание стихов о природе края;

изучение обитателей болот, их особенностей;

чтение книги «Кто живёт на болоте»

рассматривание торфа,

знакомство с его происхождением.

Материалы и оборудование: 

                             музыкальный диск с песней «Я водяной»;

кассета с мелодией « Воздушная кукуруза»

пособие « Торт-болото»;

кроссворд;

лепестки ромашек из бумаги, разложенные на 4-х столиках по темам: животные, растения, ягоды, лекарственные растения;

магнитная доска; цветные магниты;

тарелочки с торфом по количеству детей, влажные салфетки на каждого ребёнка;

костюм Водяного;

тексты загадок на листках кувшинок;

ширма, задрапированная под болото;

Ход НОД:

Дети входят под песню « Я водяной» (из мультфильма «Летучий корабль») и садятся на стульчики. На фоне ширмы, оформленной под болото, сидит печальный «Водяной» (воспитатель).

Водяной: Здравствуйте, дети! Я очень рад вас видеть у меня в гостях.

Ой, горе мне! Сегодня проснулся утром и понял, что ничего не помню: царь я или не царь! Где живу – не знаю, имя своё – и то забыл!

Ребята, помогите мне всё вспомнить, пожалуйста. Если вы разгадаете кроссворд, то я всё вспомню. Я-то сам читать не умею.

(На магнитной доске (или мольберте) вывешен кроссворд с пустыми клеточками, а на столике рядом лежат слова-разгадки, которые дети будут крепить магнитами по контурам слов в кроссворде.

Выкладывает тот ребёнок, который отгадал загадку)

ЗАГАДКИ: 

  • Что за ягода такая, словно небо голубая?  (голубика)
  • Посреди поля зеркало лежит;

    Само как небо голубое, а края зелёные.    (озеро)

  • На моховой кочке посреди болот

        В аленьком платочке ягодка растёт.

   Хоть на вкус она кисла, детям ягодка мила.  (клюква)

  • Мягок, а не пух; зелен, а не трава.         (мох)
  • У кого глаза на рогах, а дом на спине?  (улитка)
  • Чёрный как уголь, жирный как масло;

    И печь истопит, и растения накормит.  (торф)

Водяной:

          Ну, читайте же скорее слово, которое получилось!          (болото)

           Правильно! Правильно! Вспомнил! Я – царь всех болот Водомут 413!

           И живу я на болоте. А вы знаете что такое  болото?

Дети: Болото – это водный запас Земли;

          Это среда обитания многих растений и животных;

          Это начало рек и озёр;

          Это кладовая ягод и лекарственных растений;

          Это богатые запасы полезных ископаемых  нефти и торфа;

          А ещё это очень опасное место. Здесь нужно быть очень осторожным.

          Не вода и не суша – на лодке не проплывёшь и ногами не пройдёшь.

Водяной: А вот с опасностями в моих владениях вам ни за что не справиться!

Дети рассказывают с помощью моделей, какие опасности их могут подстерегать на болоте:

– чтобы не утонуть, нужно взять с собой длинный шест, и прощупывать им дорогу впереди себя;

– увидел змею гадюку – обойди это место стороной, тогда змея тебя не тронет;

– чтобы не испугаться звуков на болоте, помни, что там хохочет филин, а воет выпь;

– не ешь незнакомые ягоды;

– не ходи на болото без взрослых людей, хорошо его знающих.

Водяной: Откуда вы столько про мои болота знаете?

Дети: Мы живём в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра, где всюду болота.

Водяной: Ребята, расскажите Водомуту стихи о вашем красивом крае и его болотах.

Дети читают вслух стихи поэтов ХМАО:

Я люблю этот край таёжный,

Край суровый, красивый, тревожный.

Топь болот, бесконечную озера гладь.

Сердцу дорого всё! Почему? Не понять.

                                         Н. Выборнова

Здесь так много  воды,

Глаза тонут в воде,

И синее небо тонет в воде,

И солнце, как рыба попавшая в сеть,

Плещется, плещется в синей воде.      

                                          Ю. Шесталов

На сырых болотах тут

Птицы разные живут.

                                          Ю. Шесталов

По ночам здесь выпь ревёт,

Людям страху придаёт.

                                         Ю. Шесталов

Филин жутко там хохочет,

Он найти добычу хочет.

                         Ю. Шесталов

А на кочках моховых

Много ягод вкусных.

                         Ю. Шесталов

О, сколько бусинок багряных

Рассыпано, не сосчитать!

Мхи на болотистых полянах

Коврами кажутся опять.

                         П. Бровка

Водяной: Ай да молодцы! (встаёт  со стула-пенька)

Ох, спина разболелась от вечного сидения! Научили бы вы меня, ребята, зарядку делать.

Ф/минутка – ритмическая гимнастика «Воздушная кукуруза» из программы «А.В.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Водяной:  А знаете ли вы, что болото похоже на слоёный торт?!

               (Работа с пособием «Торт-болото)

Водяной  рассказывает:

Верхний слой – это растения болота, поэтому он зелёного цвета;

Второй слой – торф – это природное богатство нашего края. Торф – это топливо для печей, удобрение для растений, из него делают воск и лекарства;

Под торфом залегает песок, под ним – подземная вода, в нашем крае она минеральная; и глубоко-глубоко под толстым слоем глины залегает нефть.

На закрепление новых знаний – Водяной даёт каждому набор цветных полосок, и прячет «Торт-болото).

Задание: самостоятельно воспроизвести слои болота по памяти.

Водяной:   Ну что ж, если вы такие умные, то есть у меня для вас один сюрприз. Проходите, не стесняйтесь, парами рассаживайтесь, да загляните в волшебные тарелочки. А в них и есть мой сюрприз. Вы рассмотрите, исследуйте это вещество, да скажите мне, как оно называется. Дети садятся за столы и изучают торф, говорят ответ с пояснениями; руки вытирают влажными салфетками.

Водяной задаёт вспомогательные вопросы:  Как догадались? (черного цвета, маслянистый на ощупь, в нём попадаются веточки, мох.)

Царь: Что же мне  придумать, чтобы вы у меня ещё погостили?! Придумал! Тут у меня кикимора вчера  резвилась, рисунки жителей болотных в ромашки раскладывала. Разделитесь на 3 команды да проверьте: всё ли там правильно!

( Ромашки разложены на столиках; на лепестках одной – растения, на лепестках другой – животные, на лепестках  третьей – ягоды болота, на четвёртой – лекарственные растения болота.)

Задание детям: убрать те лепестки, на которых изображены растения и животные, не живущие на болотах. Задание выполняется под лёгкую музыку.

Водяной:   Ну-ка, Ну-ка, посмотрю,

                  Всё проверю и скажу:

                  Кто ошибку не исправил,  Водомута позабавил.

После выполнения задания дети садятся на стульчики.

Водяной:   Что-то старый видно стал.

                  Вроде всё позабывал!

                  Вы скажите мне ребята:

                  Выпь хохочет или кряква?   (филин)

                  Торф он жидкий или как?  (твёрдый как масло)

                  Кто летает на цветках?   (бабочки)

                  Ну а кто скажите мне, плачет жутко при луне?  (выпь)

                 Что ж  запомню это я.

                  Вы теперь мои друзья!

                  Вы почаще приходите,

                  Старика повеселите!

До свидания!

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/02/02/konspekt-zanyatiya-chto-takoe-boloto

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Флора и фауна Черного моря»

Цель: обобщить и закрепить знания о  черном море  его флоре и фауне.

Задачи:

-Расширить представления детей об обитателях морских глубин.

-Развивать у детей мышление, умение самостоятельно делать простейшие выводы.

-Воспитывать умение чувствовать и замечать красоту моря в его разных состояниях.

Предварительная работа:

-Создание фотоальбома «Черное море и его обитатели»;

-Рассматривание иллюстраций с изображением морских обитателей, чтение энциклопедий;

-Чтение и разучивание стихотворений о черном море и его обитателях; чтение  произведений художественно-познавательной литературы;

Оборудование:

-Мультимедия;

– записи шума моря;

-подборка видеоматериала с морскими обитателями;

-Материалы для художественно-продуктивной деятельности детей.

Ход занятия:

Дети входят в зал.

Включается видео презентация “Флора и фауна морей”.

После того, как дети соберутся у экрана, воспитатель задаёт вопросы:

Как вы думаете, что изображено на экране? (ответы детей  земной шар)

А почему на нем много голубого цвета? (ответы реки, моря, океаны)

Ребята а вы любите фантазировать (включается запись с шумом моря) Закроем глаза произнесем волшебные слова как в сказке  «крибли – крабли –бум» На экране проектора  открывается картинка подводный мир.

Посмотрите ребята, что вы видите (ответы морское дно).

Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по  Черному морю.

Кто из вас знает почему Черное  море называется Черным?

Ребята, а кто знает, почему вода в море саленая?

( из-за дождей)

В Черном море живет множество видов рыб, а каких рыб вы знаете? (ответы детей)

 Сегодня я вам расскажу о необычных морских обитателях.

Ребята что еще есть в море? Если вы когда-нибудь гуляли по пляжу, то, вероятно, видели морские ракушки, лежащие на песке, куда они были выброшены волнами. Такие ракушки почти всегда пусты — это бывшее жилище некоторых умерших морских животных. (Показ коллекции ракушек)

Раздать детям ракушки, чтобы они поднесли их к уху.

-Что вы услышали ребята? (ответы детей)

-Ребята море умеет говорить? (ответы детей)

-Откуда берутся волны? (ответы детей)

-В море что ни будь, растет? (ответы детей)

 В море растут разнообразные водоросли  служат отличным кормом для рыб и ракообразных, другие служат рыбам отличным убежищем. (Ответы детей, показ слайдов)

Ребята, а этих морских обитателей вы узнали? (Показ слайдов с дельфинами).

Дельфины – единственные киты, которые водятся в Чёрном море

Чем дельфины отличаются от других рыб? (ответы детей)

Дельфины это не рыбы, а млекопитающие – выкармливают детенышей молоком и дышат не жабрами, а легкими. Время от времени им нужно выныривать из воды, чтобы вдохнуть – в эти моменты мы и видим их чёрные блестящие спины, перекатывающиеся по волнам.

Ныряют они обычно не дольше чем на 1-3 минуты, но могут оставаться под водой и по 10 минут, погружаясь в глубину на десятки метров.

Если поплывете на корабле, сможете увидеть, как дельфины пристраиваются к носу судна и плывут в образуемой им волне – так они прибавляют себе скорости;

Дельфины добрые или злые? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы увидели красоту подводного мира, а ведь многим видам обитателей глубин грозит практически полное исчезновение, как по естественным причинам, так и из-за деятельности человека. Скажите, ребята, как влияет человек на исчезновение морских обитателей? (ответы детей)

А сейчас, я предлагаю вам нарисовать море и морских обитателей.

Читайте также:  Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. животные живого уголка. плешаков

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-nod-po-okruzhayushchemu-miru-v-starshej-gruppe-tema-flora-i-fauna-chernogo-morya.html

Конспект интегрированного занятия по коммуникации и формированию целостной картины мира в подготовительной группе. Тема: «У лесного болота»

Конспект интегрированного занятия по коммуникации и формированию целостной картины мира в подготовительной группе. Тема: «У лесного болота».

Дошкольные группы МОУ «Тумская СОШ №3» Рязанская область ВОСПИТАТЕЛЬ 1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ Боровкова Ирина Сергеевна

Направление: познавательно-речевое.

Цель: развитие словаря детей в процессе знакомства с природой родного края.

Задачи:

– образовательные:

  • уточнить и расширить представления детей о природе средней полосы России

– развивающие:

  • развивать логическое мышление, внимание, память, воображение
  • обогащать словарный запас детей

– воспитательные:

  • прививать любовь и бережное отношение к природе
  • воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир

– воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Методы и приемы: беседа, иллюстрирование, создание ситуации, опосредующей необходимость познавательной деятельности, дидактическая игра, сюрпризный момент.

Оборудование и материалы: мультимедиапроектор, ковер-самолет, посылка, диск с записью обращения лесника, презентация «Кикимора».

Предварительная работа: проблемно-поисковая беседа «Кто где живет?»; знакомство с Мещерой и ее расположением на карте; просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме; отгадывание загадок, чтение литературных произведений; составление описательных рассказов о животных; дидактические игры, направленные на совершенствование слухового и зрительного внимания.

Словарная работа: лесник, сторожка, поросята (детеныши кабана), берлога, гнездо.

Предполагаемый результат: активизация познавательного процесса дошкольников к жизни леса и болота, обогащение представлений о растительном и животном мире.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня занятие у вас буду проводить я. Зовут меня Ирина Сергеевна. Ребята, пока я к вам шла, встретила по дороге почтальона. Он очень торопился и попросил передать вам посылку. Может быть, посмотрим, что в ней? (Открывают посылку, находят диск). Диск какой-то. Интересно, что на нем записано? (Включают диск).

На диске видеообращение лесника:

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут дед Иван, я лесник. Моя обязанность присматривать за этим лесом. И все у меня было хорошо да ладно, пока не случилась беда. Вчера пришел к моей сторожке лось, пришел и прямо возле крыльца упал. Вроде живой, а подняться не может. Заболел, видно. Где-то я слыхивал, что лосей можно мухоморами лечить.

Весь день я вчера по лесу бегал в поисках хотя бы одного мухомора, да так ничего и не нашел. Где можно найти мухомор знает Кикимора, что живет в нашем болоте, но она говорить просто так отказывается, загадками своими сначала мучает. Сколько бы я ни старался, а разгадать ее головоломки не могу. Ребята, выручите, пожалуйста, бедное животное.

В посылке вы найдете ковер-самолет, который и перенесет вас прямо на болото к Кикиморе. Заранее спасибо.

В.: Как, ребята, поможем лосю?

Садятся на ковер, летят. Звучит музыка взлета и посадки. Во время полета воспитатель уточняет с детьми, кто такой “лесник” и что такое “сторожка”.

Кикимора: Болото – это мой дом. Правда, оно красивое? Находится в лесу. Мое болото никто не может пройти, вязнут ноги. А еще здесь есть торф и растет клюква.

Вам нравится мой дом? Подберите к слову “болото” не менее семи слов, отвечающих на вопрос “какое? ”, вот тогда я буду с вами разговаривать. Только слова должны быть добрыми, хорошими. (Дети подбирают слова.

Если испытывают затруднения, воспитатель напоминает рассказ Кикиморы о болоте: в лесу – лесное, никто не может пройти – непроходимое, вязнут ноги – вязкое, есть торф – торфяное, клюква – клюквенное.)

Молодцы, справились. Так чего вам надо-то? (Дети напоминают о мухоморе.) Мухомор у меня действительно есть. Но просто так я его никому не отдам. Я очень люблю загадки, головоломки всякие. Ответите правильно на три задания, будет вам и мухомор.

Задание первое. Тут на днях пошутили мы с лешим – беспорядок в лесу устроили. Все мы перепутали, все перемешали. Эх, и весело же было! На память даже сфотографировали. Найдете 5 ошибок, считайте, первое задание выполнили.

(Дети ищут на картине, изображенной на проекторе, 5 ошибок: 1) медведь живет в берлоге, а птица в гнезде; 2) у белки детеныши бельчата, у кабана – поросята; 3) грибы растут под деревьями, а не на деревьях, 4) у волка хвост волчий, у лисы – лисий; земляника не бывает синяя, она красная).

Задание второе. Физкультминутка.

Задание третье. Есть такая игра – «Четвертый лишний». Нравится она мне очень. Я буду называть вам по четыре слова, а вы попробуйте найти среди них одно лишнее и объяснить, почему оно лишнее. На проекторе 4 картинки:

Береза – ель – пальма – сосна.Бабочка – сорока – кузнечик – муравей.Кенгуру – медведь – лось – кабан.Река – пруд – болото – бассейн.

Клюква – земляника – малина – ландыш.

Кикимора: Молодцы! Я не думала, что вы справитесь с моими загадками так быстро. Уговор дороже денег. Получайте свой мухомор. Только смотрите сами его не ешьте, мухомор ядовит, вы можете отравиться.

Это лосям он лекарство, а для человека – отрава. А вообще-то я этот мухомор лучше сама отнесу леснику. Знаю я, где он живет. Так будет надежнее.

А вам за ваше старанее и добрые, отзывчивые сердца угощение мое болотное.

Воспитатель: Ребята, нас ждет ковер. (Дети садятся на ковер, возвращаются в детский сад. Пока ковер летит воспитатель спрашивает, понравилось ли им занятие, что особенно впечатлило).

Источник: http://doshkolnik.ru/okr-mir/2342.html

Занятие в подготовительной группе детского сада “болото” – природа – занятия в детском саду – каталог файлов – маленькая страна

Ребята! Сегодня мы поговорим об одном загадочном месте, которое находится в лесу. Для этого отгадайте загадку.

Там комарики звенят,

Цапли важные стоят,

Там гуляют журавли,

Много там сырой земли.

(Болото.)

Что такое болото?

Это чрезмерно увлажненный участок почвы. Неболь­шие болотца часто располагаются возле реки или озера.

Видели ли вы болото? Попробуйте описать его.

Между кочками поблескивают небольшие зеркаль­ца воды, торчат пучки зеленой и сухой травы, темне­ют полусгнившие коряги.

Возле речных болот частенько можно встретить за­росли ольшаника, между болотными кочками подни­маются высокие стебли тростника: его соцветья собра­ны в метелку, а широкие листья поворачиваются, как флюгеры по ветру, и не ломаются.

Камыши тоже образуют на болотах заросли. Стебли камышей гладкие, прямые, темно-зеленые, полые внутри.

Весной на болоте громко заливаются лягушки. Слы­шатся лягушачьи хоры и отдельные «песенки». О чем же «поют» лягушки?

Послушайте стихотворение.

Песенка лягушки

Поет с утра лягушка:

— Ква-ква, ква-ква, ква-ква!

Иди сюда, подружка,

Здесь сочная трава!

Болотной пахнет влагой,

Прохладно жарким днем.

Под старою корягой

Мы будем петь вдвоем:

«Ква-ква, ква-ква, ква-ква!»

Кроме берегов рек, озер, прудов, где еще образуются бо­лота?

Болота возникают в низинах, где застаивается дожде­вая вода, или там бьют из-под земли небольшие роднич­ки. Иначе говоря, болотам дают жизнь подземные воды.

На болотах, кроме лягушек и крошек-лягушат, оби­тает множество всякой живности!

Кто живет на болоте?

Длинноногие журавли и цапли любят селиться на болотах. Здесь они легко находят корм: жучков, слиз­няков, маленьких головастиков и лягушат.

Многие водоплавающие птицы в зарослях устраива­ют гнезда и выводят на болоте птенцов: дикие утки, гуси, чирки и другие птицы.

В болотных травах прячется множество жучков и их личинок. На длинных тонких ножках бегают по воде жуки-плавунцы, облюбовали болотную пищу и жуки-водолюбы и ручейники. Над болотами обычно вьются стаи мошек и комаров. Возле болот, прыгая с кочки на кочку, ищут корм трясогузки в пестрых блу­зочках с черными галстуками.

А вот цапли, важно вышагивая по болоту на длин­ных ногах, присматриваются, нет ли поблизости ма­ленького лягушонка.

Послушайте стихотворение.

***

Лягушонок, лягушонок!

Крошка в пестрой рубашонке,

В травах у воды сидит,

За комариком следит.

Вот с цветка упала капля-

Лягушонок! Рядом цапля!

Убегай-ка, что есть мочи,

Прячься под большую кочку!

Болота бывают небольшие, но случается, что они тянутся на тысячи километров. Такие болота располо­жены в тундре, на самом севере нашей страны.

Тундра тянется широкой полосой вдоль берегов Се­верного Ледовитого океана. Когда весной пригревает солнце и снег на поверхности тундры тает, образовав­шаяся вода не может просочиться глубоко в почву — вечная мерзлота ее не пускает. Талые воды заполняют все ямки, канавки, впадины в земле, и тундра превра­щается в одно громадное болото!

Какие растения здесь можно увидеть?

Вы заметите, что тут растут болотные травы — осо­ка, камыши, кое-где голубеют прелестные незабудки, благоухает белыми пышными шапками таволга, во­круг болота разрослись ивы.

Все эти растения любят влагу и поэтому чувствуют себя здесь очень хорошо.

В сентябре на болотах созревают темно-красные крупные ягоды клюквы. После созревания клюква не осыпается, а остается на кустиках на всю зиму.

Клюква — северное растение. Она не боится ни трес­кучих морозов, ни порывистых ледяных ветров. Рас­тет в северных районах: в европейской части России, Сибири, на Камчатке, Сахалине.

Особенно любит эта ягода разрастаться на моховых кочках торфяных бо­лот. Недаром про нее говорят: «Ягодка клюква мхом утирается, мхом и укрывается».

Это выражение очень точно передает особенности роста этой ягоды, ведь гу­стые ковры мхов предохраняют корешки клюквы от вымерзания.

Клюква — мелкий стелющийся кустарник с тон­ким и длинным стеблем. Листья клюквы ярко-зеленые сверху и серебристые снизу. Зимой они не опада­ют. Цветки клюквы розового цвета, собранные по два в одно соцветие, появляются в конце мая — начале июня.

Клюкву зовут «журавлиной ягодой», а россыпи ее называют «журавлинниками».

Почему клюкву так называют?

Журавли любят перед отлетом в заморские страны побродить по высохшим болотным кочкам и поклевать красную клюкву-ягоду.

Послушайте стихотворение.

Журавлиная ягода

Полыхает клюква на болотах

Россыпью багряною огней.

И уже готовится к отлету

Стая серебристых журавлей.

Все темнее и туманней ночи,

И вода в озерах — будто лед.

Бродит стая журавлей меж кочек,

Ягоду за ягодой клюет. —

Скоро в путь!

Лишь поклюем немного

Ягодку, что силу нам дает,

И тогда отправимся в дорогу —

В долгий и нелегкий перелет.

Клюква необычайно богата ценными для человека веществами: в ней есть фруктовый сахар и витамины. Из клюквы готовят витаминные напитки — морс, ки­сель, компот, варят варенье.

На мшистых болотных кочках растет еще одна яго­да — брусника. По вкусу она напоминает клюкву, но отличается от нее своеобразным, горьковато-кислым, терпким и чуть вяжущим привкусом. Брусника не боится морозов, поэтому забирается в самые северные районы нашей страны, вплоть до Северного Ледовито­го океана.

Брусника — мелкий стелющийся кустарник высо­той 25—30 см. Есть в этой ягоде и сахар, и витамины, и бензойная кислота, защищающая ее ягоды от плесе­ни и гнили, позволяя им долго не портиться.

После вымачивания ягода становится ароматной и освежающей!

Послушайте стихотворение.

Туесок брусники

Гибкий стебель повилики

Ствол обвил, как поясок.

Алой ягоды брусники

Набрала я туесок. Хоть она и горьковата, Но моченая — вкусна! Мхов и хвои ароматов

Эта ягода полна!

Через болото пробраться нелегко! Вода в нем неглу­бокая, но есть трясины, которые могут и засосать. Та­кие болота считаются опасными. Под свежей травой и водой есть еще слой полусгнивших корней растений, густо переплетенных и образующих трясину.

Именно из-за опасности и коварности болотной тря­сины люди стараются обходить болото, если оно встре­чается на пути. А те смельчаки, которые идут напря­мик, перепрыгивают с кочки на кочку, не наступая на ровные, затянутые травой участки болота.

Ведь они — самые опасные! Еще люди пользуются длинной пал­кой, которую втыкают в вязкую жижу перед собой, прощупывая таким образом дорогу.

Если палка опус­кается неглубоко — можно ступать, если же провали­вается далеко в глубь вязкой почвы — на пути опас­ная трясина!

Что такое болото?

Видели ли вы болото?

Какие растения растут на болоте?

Какие животные там обитают?

Расскажите о болотах тундры. Как они образуются?

Какие ягоды растут на болотах? Опишите их.

Можно ли детям одним, без сопровождения взрос­лых, находиться на болоте? Почему вы так думаете?

Источник: http://xn——5cdcba9a8bhiqf4boq8n7b.xn--p1ai/load/zanjatija_v_detskom_sadu/priroda/zanjatie_v_podgotovitelnoj_gruppe_detskogo_sada_quot_boloto_quot/12-1-0-1333

Конспект занятия для старшей группы «В мире животных»

Цель: развивать у детей творческие познавательные способности.

Задачи: закреплять знания детей о животных нашей планеты, развивать связную речь детей, способствовать к определению задач на основе поставленной проблемы.

Ход занятия

Звучит мелодия к передаче «В мире  животных». На экране телевизора заставка к этой передаче.

Ведущий передачи в мире животных (воспитатель):

— Дорогие, друзья! В эфире передача « В мире животных». Сегодня мы подведём итог нашего путешествия по планете Земля. В нашей студии собрались, большие знатоки животного мира нашей планеты, ребята из группы «Сказка». Всё самое интересное о животных мы  планеты Земля мы записывали, фотографировали, зарисовывали. Так получилась книга « Рассказы о животных»

Демонстрация книги «Рассказы о животных»

 Ведущий:  А сейчас наши специальные корреспонденты расскажут,где побывали и каких необычных животных повстречали.

Читайте также:  Конспект занятия в средней группе детского сада. предметы быта

(Дети (корреспонденты) подходят к карте и рассказывают о животных разных континентов, используя наглядный материал из книги «Рассказы о животных»

Ведущий: Из рассказов наших уважаемых корреспондентов мы узнали, что на нашей планете обитают разные животные. Они живут на севере и на юге, и в лесах, и в воде. У каждого животного есть свой дом, своя среда обитания.

Сейчас мы с вами поможем животным заселиться в свои дома, чтобы им было уютно и тепло.

Игра «Засели животного в домик».

На доске домики с изображением природы средней полосы, жарких стран, Севера, морского дна. Детям раздаются наклейки с животными. Задача детей поместить животных в свои домики.

 Ведущий – Ребята, сейчас мы ненадолго покинем нашу студию и отправимся на прогулку в лес.

Динамическая минутка «Прогулка».

Ведущий произносит фразы и показывает движения, дети за ним повторяют.

— Выходим из детского сада и идём по тротуару (топают ногами).

— Сварачиваем на про сёлочную дорогу, старая листва шуршит под ногами (скользящие движения ногами).

— Впереди река, идём по песочку (встают на носочки и шагают на месте).

— Песок под ногами поскрипывает (трут ладонью о ладонь).

— А сейчас по деревянному мостику переходим через реку (хлопки ладонями по коленям).

— А вот и лес. Деревья вокуг большие качаются (руки над головой, качаются).

— Вот отличная полянка. Давайте присядем и послушаем как поют птицы.

Задание: « Узнай птицу по голосу».

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/konspekt-zanyatiya-dlya-starshej-gruppy-v-mire-zhivotnyx.html

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Животные – наши друзья»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №65», г. Череповец.

Воспитатель: Лоскутова Светлана Николаевна

Цель: формирование бережного отношения к живой природе.

Задачи:

  • Прививать любовь к животным.
  • Развивать чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других.
  • Формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.

Предварительная работа: «Месяцеслов» В.Зотов «Лось» стр.129.В Чаплина «В нашем лесу», д/и Определи животное по следам» 

Ход занятия:

1.Воспитатель:

– Ребята Вам нравятся животные. А не хотите о них сегодня поговорить?

– Кто из вас знает каких-либо животных. Назовите их.

(Дети называют разных животных)

Воспитатель:

– Кто знает, где живут животные?

 – Животные, о которых заботится человек, называются домашними.

(Воспитатель показывает картинки с изображениями домашних животных)

– Животные, которые заботятся о себе сами, называются дикими.

(Воспитатель показывает картинки с изображениями диких животных)

2. Внесение картины «Лоси», рассказ воспитателя. Сегодня мы поговорим о лосе. Это дикое животное.

Лось – самое крупное животное в Вологодской области, у быка-лося-рога, у лосихи их нет. Зимой лось сбрасывает рога. Лоси встречаются по берегам озер, болот, в верховьях рек, на вырубках.

Питаются лоси корой, молодыми побегами, листьями, рождаются один-два детеныша. Лосиха вскармливает их молоком, облизывает, охраняет. Лось – ценное животное, легко приручается. У лосих очень питательное молоко. Лосей охраняют, т.к.

их мало остается, могут исчезнуть совсем.

(Раскрыть отрицательную и положительную деятельность человека в природе)

3.А кто знает, что любят есть лоси? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Чем угостить лося?» (Отбор карточек с изображением корма)

4.Составление описательного рассказа по схеме-модели (на основе полученных знаний). Раскрыть приспособляемость лосей к среде обитания (окраска, строение)

5.Чтение Г. Снегирев «Лосенок»

Лосенок. Какой смешной! Губы толстые, ноги длинные и тонкие – кажется, что они вот-вот переломятся.

Но лосенок уже бегает за лосихой. Пока лосиха – мама кормит его молоком, но скоро лосенок научится жевать траву, осиновые листочки, грибы.

6. Дети, а как создать портрет лосенка? (Предложения детей: нарисовать, слепить, склеить и т, д.). А мы, как его создадим? (замотивировать детей на рисунок)

Детям предлагаются нетрадиционные материалы для художественного творчества (ватные палочки, ватные диски, пальчиковая гуашь и т.д)Выбор детей.

Самостоятельное художественное творчество детей

Воспитатель: «Какие вы молодцы! Вы очень постарались, работы получились аккуратные. Ваши лосята получились, как живые!

Выставка творческих работ «Смелый лосенок»

8.Итог занятия

Люди всегда заботятся об увеличении поголовья лосей. Лесники и егеря расставляют кормушки с сеном в лесу. В зимний период разрешается охота только по лицензиям. Запрещена охота в заповедниках. Давайте будем любить это красивое гордое животное Вологодской области.

К. Тим

Лось шагает по дубраве:

Треск и шум стоит вокруг.

Столько шума, чтобы знали:

«Не стреляйте, я ваш друг!»

В заповеднике сохатый

Не боится никого.

Он, конечно, же рогатый,

Но рога-то для чего?

По секрету между нами:

Если кто-то нападет,

Напугает он рогами

И тихонечко уйдет!

Воспитатель: Дети, что вам больше всего запомнилось на занятии?

Приложение

Источник: http://rostok-cher.ru/obuchalochka/okrugayushchiy-mir/konspekti-zanyatiy-na-temu-urok-dobra-dlya-lapok-i-hvosta/490-konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-v-starshey-gruppe-na-temu-givotnie—nashi-druzya

Конспект занятия по образовательной области «познание» тема: флора и фауна приморского края программное содержание: Продолжать знакомить с флорой и фауной Приморского края

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»

ТЕМА: ФЛОРА И ФАУНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. Продолжать знакомить с флорой и фауной Приморского края.

2. Формировать позитивное отношение к животным и растениям родного края.

3. Воспитывать желание сохранять и беречь природу.

Обогащение словаря: флора, фауна.

Активизация словаря: женьшень, лимонник, зверобой, хвоя.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

– посещение городского музея;

– чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о природе

Дальнего Востока;

– беседы с детьми о флоре и фауне Приморского края;

– просмотр иллюстраций о флоре и фауне Приморского края;

– просмотр видеофильмов об Амурском тигре, Уссурийской тайге.
МАТЕРИАЛ:

Мультимедийное оборудование, презентация в электроном виде «Флора и фауна Приморского края», магнитофон, аудиозаписи звуков леса и рычание тигра, разрезные картинки растений, карточки с животными.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В: Сегодня у нас в группе много гостей, давайте поздороваемся. Ребята, подарите друг другу хорошее настроение, повернитесь и улыбнитесь. Молодцы!

В: Скажите, а как называется край, в котором мы с вами живем? (ответы детей).

В: Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о флоре и фауне Приморского края.

В: Что такое флора? (ответы детей)

А что называют фауной? (ответы детей)

В: Посмотрите на экран, что изображено на нем? (ответы детей)

В: Это карта Приморского края, в котором мы с вами живем.

В: Мы живем в сказочном крае – Приморье.

Мы первыми встречаем восход солнца, жители нашего края могут восхищаться тайгой, ее необозримыми просторами и редкими обитателями, незабываемым запахам деревьев и трав, хрустально чистыми реками, озерами, в которых обитает до 100 видов рыб, многочисленными хребтами и сопками, которые создают необычайный по красоте пейзаж.

Почти все горы Приморского края относятся к одной горной цепи Сихотэ-Алинь. На территории края расположено шесть заповедников. С востока и юго-востока берега края омывает Японское море, по видовому многообразию рыб это море занимает первое место среди морей России. Какое счастье родиться в Приморском крае!

В: Как вы думаете, почему наш край назвали Приморский? (ответы детей)

В: Какое море омывает наш край? (Японское море)

В: Как называется наш приморский лес? (ответы детей).

В: Посмотрите, как красива и богата наша приморская тайга. (слайд )

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

То в росе, то в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь мы свои.

В: Ребята, назовите деревья, которые растут в нашем Приморском крае?

Посмотрите на экран. Это ель.(слайд) Как называется шишка ели?

Это кедр. (слайд) Как называется шишка кедра?

Это сосна. (слайд). Как называется шишка сосны?

Как эти деревья назвать одним слово? (хвойные)

В: Почему? (ответы детей)

Назовите деревья, изображенные на экране.

Осина, береза, клен, дуб, тополь, рябина. (слайды)

В: Как назвать эти деревья одним словом? (лиственные)

В: Почему? (ответы детей)

В: Леса Приморья состоят из многих пород деревьев, как лиственных, так и хвойных.

В: А можем ли мы с вами жить без деревьев? Для чего нам они нужны? (ответы детей)

В: Еще наш край богат растениями.

В: Картинку собери и название растения назови.

Игра «Собери разрезную картинку».

В: Назовите у кого какое растение? (ответы детей)

В: Назовите у кого лекарственные растения? (ответы детей)

В: Многие из растений нашего края занесены в Красную книгу. В книгу заносятся животные и растения, которых на земле осталось мало. Они могут исчезнуть совсем.

В: Ребята, а как вы думаете, почему такую книгу назвали Красной и окрасили обложку в красный цвет? (ответы детей) (слайд)

В: Правильно, красный цвет обозначает опасность.

В: Природа нашего края преподносит много подарков для человека, а какой подарок мы можем сделать природе? (ответы детей)

Р: Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природой.

Давайте же всегда ее беречь.

Р: В лугах ромашки солнечного света,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить.

Р: Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубиться на заре тумана дым.

Все это называется природа

Давайте же сердца ей отдадим.

В: Природу нужно беречь и любить. А как нужно себя вести, чтобы не навредить природе? (ответы детей)

1) Не бросать мусор в лесу!!!

2) Не оставлять непотушенный костер!!!

3) Не баловаться спичками!!!

4) Не топтать грибы, цветы, муравейники!!!

5) Не рушить птичьи гнёзда!!!

6) Не ломать ветки деревьев!!!

7) Не срывать растения!!!

В: Я знаю, вы очень воспитанные дети и обязательно будете соблюдать все эти правила.
В: Ребята, я загадок много знаю и сейчас вам одну загадаю:

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Шагает тихо,

Но если зарычит,

Весь лес замолчит. (слайд)

(тигр)

В: Тигр – это очень красивое животное. У него длинные когти, большие и крепкие зубы Его называют хозяином тайги, это самая крупная кошка на Земле Он не боится воды, великолепно плавает. Он может переплыть даже такую широкую реку, как Амур.

Он хорошо лазает по скалам, быстро бегает, высоко прыгает. Тигра можно смело назвать разносторонним спортсменом.

В: Ребята, а давайте послушаем, как рычит тигр. (звукозапись)

В: А сейчас мы с вами поиграем в игру

Отвечайте мне в ответ,

Слово «да» или слово «нет».

У него большие лапы?

Носит он пальто и шляпу?

У него огромный хвост?

А большой скажите рост?

Пьет какао по утрам?

Ест морожено без меры?

У него мясной обед?

Понимает нашу речь?

Мы должны его беречь? (ответы детей)

В: Мы должны беречь тигра ведь их осталось совсем мало.
В: Поиграем в игру «Закончи предложение»

1) Ворона – это птица, а тигр – это …(зверь).

2) Тело рыбы покрыто чешуей, а тело тигра – …(шерстью)

3) Олень – травоядный, а тигр – …(хищный).

4) Дом лисы – нора, а тигра …(логово).

5) У медведя медвежата, а у тигра – …(тигрята).

В: Ребята, посмотрите на экран, что на нем изображено?

В: Правильно. Это герб Приморского края. А как вы думаете, почему именно тигр на нем изображен? (ответы детей).

Золотистый тигр — символизирует одну из природно-географических особенностей Приморского края, именно Приморье – основной ареал обитания этого хозяина уссурийской тайги.

Как вы думаете, что означает синий цвет креста? (цвет моря).

Что означает зелёный цвет? (цвет тайги).

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.
В: Отгадайте загадку о еще одной лесной кошке, живущей в наших лесах.

Меньше тигра, больше кошки,

На ушках – кисти похожие на рожки. (слайд)

(рысь)

В: А чтобы узнать, какой родственник тигра обитает на юге Приморья, послушайте еще одну загадку.

Я меньше тигра, но больше рыси.

У меня, как у тигра, острые зубы и когти большие.

Но вместо полос – темные пятна на шкуре моей

Отгадай, кто же я, поскорей. (слайд)

(леопард)

В: Леопард – самая редкая кошка в мире.

В: Посмотрите на экран, перед вами тигр, рысь и леопард чем они похожи? Чем отличаются? (ответы детей) (слайд)

В: Все эти кошки занесены в Красную книгу. А почему? (ответы детей)

В: Ребята, а каких еще зверей можно встретить в наших Приморских лесах? (ответы детей).

В: Наш край богат не только растительным миром, но и животным.
Работа с карточками.

В: Я буду задавать вопросы, а вы поднимайте карточку с правильным ответом.

– Кто из этих животных меняет на зиму шубку? (заяц, белка)

– Кто укладывается спать на всю зиму? (медведь)

– Кто делает запасы на зиму? (белка)

– Кто живет в логове? (волк)

– Кто живет в норе? (лиса)

– Кто живет в берлоге? (медведь)

– Кто заметает свои следы пушистым хвостом? (лиса)

В: Молодцы, и с этим заданием вы справились.

В: Приморский край – удивительный край, в котором сформирован поистине уникальный животный и растительный мир.

Читайте также:  Гимнастика во время беременности

В: Что нового вы узнали о флоре и фауне Приморского края? Что вам запомнилось на занятии? (ответы детей)

В: Я родилась в Приморье

Где сопки, море и тайга.

Люблю тебя, мое Приморье

Останусь жить здесь навсегда.

В: Наше занятие закончено. Я говорю всем большое спасибо.

Источник: http://mognovse.ru/mtz-konspekt-zanyatiya-po-obrazovatelenoj-oblasti-poznanie-tem.html

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Северные земли и их обитатели»

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Северные земли и их обитатели»Кромберг Наталья СергеевнаМДОУ «Детский сад общеразвивающего вида№ 13 «Березка»г. Новодвинск

Цель: расширение знаний детей о природных зонах.

Задачи:

  1. познакомить детей с климатом севера, природной зоной – тундрой, с дикими животными Крайнего Севера, с понятием полярная ночь, северное сияние, вечная мерзлота;
  2. развивать внимание, память, мышление, воображение детей;
  3. воспитывать экологическое сознание детей, культуру общения.

Предварительная работа: чтение сказки Андерсона «Снежная Королева»

Методы и приёмы: беседа, демонстрация картинок.

Материал: картины природной зоны тундры, северное сияние, животных: северный олень, волк, заяц, полярная сова, лемминг, картины с растениями тундры.

Ход занятия

1 часть. Организационный момент.

Заходит девочка Герда, просит о помощи, ей надо найти Кая, которого увезла Снежная Королева на своих санях.В.: Ребята, как вы думаете, где живёт Снежная Королева? (Ответы детей)Нам сегодня предстоит путешествие на север. Давай посмотрим на карту.Воспитатель вместе с детьми рассматривает карту, выбирает маршрут, отмечает его на карте.

2 часть. Основная часть.

В.: На чём можно путешествовать? (Ответы детей)Воспитатель принимает на себя роль проводника (стюардессы).В.: Посмотрите, ребята в окно, мы проезжаем просторы тундры. Она расположена на берегу северного моря. В тундре долгая зима и очень короткое лето. Зимой здесь бушует, злится пурга. Идти против ветра, очень трудно, а порой и невозможно.

Его порывы валят человека с ног! Поверхность тундры напоминает застывшие морские волны. Снег очень плотный, и по нему можно ездить, не проваливаясь, на вездеходах.Лето в тундре очень короткое (всего две или три недели). В это время стоит по-настоящему теплая и солнечная погода. Но грань между весной и летом, летом и осенью здесь заметить трудно.

Летом солнце светит круглые сутки, светло бывает даже ночью – это полярный день. Зимой, наоборот, солнце прячется за горизонтом, несколько месяцев его не видно совсем – это полярная ночь.

“Когда полярным вечером весеннимДаль загоралась тысячью цветов,Свет вспыхивая – то красен, то лилов, -Казалось мне, что это покрывалоС девичьих кос каштановых упало;Оно перед взором свесилось моим,Все в ярких блестках, в радугах багровых,И, рот раскрыв, я любовался имНа фоне красок Севера суровых.В.: Как вы думаете, о чём эти строки?Это северное сияние.

В полярную ночь можно увидеть красивое свечение на небе, полосы зеленого, белого, голубого, желтого и даже розового цвета.Земля в тундре летом оттаивает только на небольшую глубину, дальше идет мерзлый грунт, который никогда не тает – это вечная мерзлота. Холодные, сильные ветры и вечная мерзлота не дают расти деревьям, поэтому здесь совсем нет леса.

Маленькие деревца жмутся к земле, где можно укрыться зимой под снегом. Иногда грибы вырастают выше деревьев, которые больше похожи на стебли трав. Такие деревья называются карликовыми.Здесь много больших и маленьких озер, речек, ручьев и болот. Наверно, в таком суровом холодном крае ничего не растет кроме карликовых деревьев? (В тундре много трав, цветов.

Растет пушица, голубика, морошка. А еще в тундре растут мхи и лишайники. Особенно много ягеля – это любимый корм оленей).Остановка.Ф/мин.Дуют ветры ледяные, Помахать рукамиГоры снежные, крутые, Поднять руки вверх, встать на цыпочкиТам о лете не слыхали, Приставить ладонь к уху, наклонитьсяТам согреешься едва ли.

Обнять себя и попрыгать Он не мал и не велик, Развести руки в стороны и свестиЭтот снежный материк (вместе) Хлопнуть в ладошиНеужели в таком суровом климате кто-то живёт? Посмотрите, чьи это следы?

Дидактическая игра «Узнай, чей след»

На ковре разложены дорожки из следов разных животных. Педагог предлагает детям выбрать дорожку, пройти по запутанным следам. В конце каждого маршрута найти квадрат, открыть его и ответить, кто оставил следы на снегу (Дети выбирают дорожки, рассматривают следы и отправляются в путь.)В.: Какое животное у тебя спряталось? (Волк, лиса, белка, заяц, медведь)Расскажи о нем?В.

: А ещё в тундре живут…Лемминги — трогательные пушистые зверьки величиной с ладонь. Холодный период года эти грызуны проводят под землёй.Белая, или полярная сова несомненно царица тундры. Размах её крыльев достигает 1,5 м. Эта великолепная птица летает почти бесшумно, охотясь в любое время суток на полёвок, леммингов. Она нападает на куропаток, зайцев и даже ловит рыбу.

Северные олени. Их легко узнать по огромным рогам, которые есть не только у самцов, но и у самок, они нависают над головой, и олень может разгребать ими снег, добывая пищу. Видят олени плохо, но имеют чуткий слух и тонкое обоняние.Суровый климат тундры и отсутствие хороших кормов заставляют животных, обитающих в этих краях, приспосабливаться к сложным условиям жизни.В.

: Что помогает животным выживать в суровом климате?(теплая шерсть, специально устроенные копыта, позволяющие животному ходить по глубокому снегу и выкапывать из-под снега ягель, белый окрас шерсти и перьев, густое оперение, даже на лапках и у клюва. Густой подшерсток и шерсть даже на подошвах лап. Крепкие когти на лапах. Животные зарываются в снег для сна.)

3 часть.

Подведение итогов.

Дальше в путь мы отправимся в оленьих упряжках.Ф/мин.Дети встают парами, под мелодию двигаются.В.: Вот мы и во владениях Снежной Королевы. Но так просто она отдавать мальчика не собирается. Она требует, чтобы мы выполнили её задания.1. Назовите лишнее в ряду слово – животное, которое не живет в тундре: крокодил, северный олень, песец, полярная сова.2.

Хлопните в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее к описанию северного оленя: неуклюжий, быстрый, мощные рога, охотится на зайцев, питается ягелем, пышный мех, тонкая кожа, выносливый, слабый, густой подшерсток, крылья, копыта, олененок, косолапый, рыжий, красивый хвост.3. Лемминг – крупный ли это зверек?4. Как называется ночь, которая длится несколько месяцев?5.

Как называются цветные переливы на ночном небе?6. Стройный, быстрыйРога ветвистыПасется весь деньКто же это?… (Oлень)7. Как называется край пустынных снежных просторов, холодных ветров, долгой зимой и коротким летом?Молодцы, ребята выполнили все задания.Выходит Кай (звучит фонограмма бьющегося стекла)В.

: Ну, вот, ребята злые чары Снежной Королевы разбиты, колдовство её распалось, и мы снова оказались у себя дома.

Герда и Кай благодарят ребят за помощь.

Источник: http://100-bal.ru/geografiya/39395/index.html

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: «Дикие животные нашего края»

Цель: расширять представления детей о диких животных (лиса, медведь, заяц, белка, волк, ёж),  их образе жизни.

Задачи:

Обучающие:

Закрепить названия диких животных и их детенышей;

Познакомить с дикими животными проживающими в наших краях;

Развивающие:

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других;

Работа по словообразованию;

Воспитывающие:

Воспитывать любознательность, формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным.

Предварительная работа: беседа о диких животных, разгадывание и отгадывание загадок, дидактические игры, чтение сказок.

Методические приемы: беседа, показ объяснение, сюрпризный момент, вопросы к детям.

Материалы и оборудования к занятию: ноутбук, проектор, слайдовая мультимедийная презентация, картинки с изображением диких животных, карточки с загадками,  обруч (красный, синий, зеленый), раскраски для детей.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ритуал занятия

Что за чудо чудеса, раз рука и два рука,

Вот ладошка правая, вот ладошка левая,

И скажу, вам не тая, руки всем нужны друзья.

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить

Чуткие руки умеют дружить.

Слайд № 1 (Картина Мадагаскара ).

Дети стоят полукругом. Входит Лемур из Мадагаскара.

Лемур: Здравствуйте, ребята. Я прибыл из Мадагаскара не с пустыми руками, а  принес собой конверт. А что же там? Мы сейчас узнаем, открыв конверт. 

Ребята, я очень  хочу подружиться  с вами и с животными вашего края, хочу про них все знать. Для этого я приготовил загадки и очень хочу, чтоб вы мне  помогли отгадать.

Воспитатель: Ребята, поможем Лемуру? (ответы детей).

Воспитатель: Ну, теперь внимательно слушайте загадки, подумайте, и говорите мне отгадку.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета

Для зимы другого цвета.  (заяц)

Хитрая плутовка

Рыжая головка

Пышный хвост-краса

Кто это?  (лиса).

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко

Ну конечно это –  (белка) .

В густом лесу под ёлкой,

Осыпанной листвой,

Лежит мешок с иголками,

Колющий и живой. (ёж) .

 Слайд № 2 (заяц, лиса, белка, ёж)

Кто зимой холодной ходит злой голодный (волк).

Хозяин лесной просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой.  (медведь).

 Слайд № 3 (волк, медведь)

Воспитатель:Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

Воспитатель:Ребята, подскажите же мне и Лемуру, о ком же эти загадки? (о диких животных).

  • Где обитают все эти животные? (В лесу, в природе).
  • А кто их кормит? (Сами себе находят корм, добывают).
  • Как можно назвать животных, которые сами себе находят и добывают корм?

    (Дикие животные или звери).

Воспитатель:Чем  питаются дикие животные? Ответы детей.

Воспитатель:Ребята, дикими животными называют животных, живущих в дикой природе, которые  сами себе добывают корм.

Слайд № 4, 5  (травой, плодами деревьев, орешками, шишками, другими животными).

Воспитатель:

  • Как можно назвать животных, которые питаются травой? (травоядные).
  • Как можно назвать животных, которые питаются другими животными (хищники).
  • Как называются животные, которые питаются растениями и животными (всеядные).

Воспитатель: Ребята, когда, травы уже не бывает, что им нужно сделать, чтобы не умереть с голоду? (запасти корм).

Воспитатель: Правильно, ребята, нужно запасти корм.

Воспитатель: Как вы думаете, все ли животные запасают корм на зиму? (ответы детей).

  • Какие животные запасаются кормом? (ответы детей).
  • Как вы думаете,  медведь запасает себе корм? (нет, он зимой спит).

Слайд № 6.

Воспитатель: Ребята, медведи летом усиленно питаются, запасают жир, а осенью они готовят себе берлогу, где проводят зиму и впадают в спячку.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что такое спячка? (ответы детей).

Воспитатель:Спячка – это малоподвижный сонный образ жизни.

Повторите ребята это слово – спячка.

Воспитатель:  Кто мне скажет, какие ещё  животные спят зимой?

 Слайд № 7  (ёжик, барсук).

Воспитатель: Ребята, некоторые животные с приближением зимы меняют окраску. Как вы думаете, почему они это делают? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, что бы  ни заметили другие животные.

Воспитатель:Смена окраски шерсти на другую – называется линькой.  (повторите ребята)

Какие животные меняют свои шубки?

Слайд № 8 (заяц, белка)

А сейчас мы немного отдохнем:

Физкультминутка:

Топай мишка раз-два

Хлопай мишка раз-два

Приседай со мной братишка

Руки вверх вперед и вниз.

Улыбайся и садись.  (2 раза)

Воспитатель:Ребята,  Лемур, принес  нам интересные игры, давайте поиграем!

 Игра «Кто, где живет? »  (Игра с мячом)

Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а вы будете мне отвечать.

  • Где живет белка? (в дубле).
  • Где живет медведь? (в берлоге).
  • Где живет волк? (в логове).
  • Где живет ёж и лиса? (в норке).
  • Где живет заяц? (под кустом, зайчик домик не строит).

Воспитатель: Ребята, животные со своими детёнышами гуляли на лужайке и потерялись, помогите детёнышам найти своих мам, и назовите их. Сейчас мы поиграем в игру «У кого кто?»

  • Лисёнок, лисята у кого (у лисицы).
  • Зайчонок, зайчата у кого? (у зайчихи).
  • Бельчонок, бельчата у кого? (у бельчихи).
  • Ежонок ежата у кого? (ежихи).
  • Волчонок, волчата у кого (волчицы).
  • Медвежонок, медвежата у кого (медведицы).

Воспитатель:Молодцы помогли детенышам найти своих мам!

Воспитатель: Ребята, Лемур хочет  с вами поиграть в подвижную игру: «Травоядные, хищники, всеядные».

Ребята, травоядные животные живут в зеленом домике, хищники живут в красном домике, всеядные животные живут в синем домике. (дети одевают маски животных).

Когда дается команда «День» все животные гуляют, а когда дается команда «Ночь», бегут в свои домики. Будьте внимательны!

Молодцы!

Воспитатель:Ну, вот ребята, мы с вами познакомили Лемура с дикими животными нашего края. Он очень доволен, благодарит вас за интересное занятие, что много узнал о своих собратьях. Пусть животные Мадагаскара дружат, с нашими животными, а мы со всеми ними.

Воспитатель:

  • О каких животных мы с вами сегодня беседовали?
  • Что нового узнали?
  • Как помогли Лемуру?
  • Вам понравилось занятие?

Воспитатель:Если вам понравилось, протяните ручки вперед, а кому показалось немножко скучно –  спрячьте ручки назад.

Воспитатель: Ребята, за то, что вы хорошо занимались, он хочет подарить вам раскраски с животными и угостить фруктами.

Источник: http://ishpulatova.umi.ru/uslugi/konspekty_zanyatij/konspekt_zanyatiya_po_ekologii_v_starshej_gruppe_na_temu_dikie_zhivotnye_nashego_kraya/

Ссылка на основную публикацию