Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. разговор по телефону

Творческое рассказывание: «Поговорим по телефону» (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Разговор по телефону
Как здорово, когда детские сады, школы и другие учебные заведения не жалея сил и времени создают свои блоги и сайты, делятся интересными событиями из жизни педагогического и ученического коллектива и дают советы родителям.

Вот например замечательный Сайт школы № 26 г. Миасса На нем интересно побывать не только родителям и ученикам школы, но и посторонним посетителям. ______________________________________

Тема: Творческое рассказывание.

«Поговорим по телефону».

Цель: учить детей особенностям диалогической речи; связно, последовательно, выразительно строить вопросы и ответы; активизировать в речи детей различные словесные формы вежливости, закрепить правила речевого поведения во время телефонного разговора.

Ход занятия

— Ребята, у кого дома есть телефон?

— Кому вы звоните? (Бабушке, дедушке, соседям, друзьям и т.д.)

Телефон — замечательная вещь. Набираешь номер и можешь разговаривать, с кем захочешь. Наверное, трудно было его придумать — попробуй спрятать человеческий голос в тоненький провод! Как он только в нем помещается… Да еще так быстро бегает по проводу…

(Габе «Телефон»)

— Действительно, телефон — это так удобно. Не можешь встретиться с другом — позвони по телефону. Соскучился по бабушке — возьми трубку и скажи ей, что ты ее любишь. Заболел кто-то — вызови по телефону врача.

— Для чего еще в доме необходим телефон? (Ответы детей. Дети высказываются, в каких случаях они и их родители пользуются телефоном).

— Ребята, знакома ли вам такая ситуация, как в стихотворении Е. Руженцевой «Телефон»?

Телефон у нас висит, Телефон весь день звонит.

На носочки я встаю, Телефон не достаю. Я залез на табурет, Говорю, что папы нет.

— А вы, ребята, умеете вежливо разговаривать по телефону? (Ответы детей).

Воспитатель предлагает детям обыграть некоторые ситуации.

— Надя звонит Вале, выясняет, какой сегодня будут показывать мультфильм. С чего начать разговор? Как лучше его закончить? Какие «вежливые» слова должны прозвучать в этом разговоре?

— Катя звонит маме на работу. К телефону подходит незнакомый человек. Как в этом случае начать разговор? Какие слова извинения следует сказать, ведь вы отрываете людей от работы.

— Много интересных ситуаций можно придумать, а темы для разговора — самые разнообразные.

— Каждый из вас должен выбрать себе пару, друга, с которым вы желали бы поговорить. (Дети выбирают друг друга.)

Каждой паре воспитатель раздает карточки, на которых предложены различные темы, кому что достанется.

— Посмотрите внимательно на картинку, придумайте телефонный разговор по теме, изображенной на картинке. (Праздничный салют. Поход за грибами. В цирке. Мы на рыбалке. Мама купила игрушку и т. д.)

Дети самостоятельно разыгрывают предложенные темы, воспитатель помогает им принимать правильные решения.

— А сейчас, ребята, послушайте отрывок из рассказа Н. Носова «Телефон».

Мы с Мишкой купили замечательную игрушку — телефон. Пришли из магазина домой с коробкой. Один телефон у меня поставили, другой — у Мишки. И соединили их через окно проводами.

— Ну, — говорит Мишка, — будем разговаривать. Беги наверх и слушай. Я побежал к себе, взял трубку и слушаю, а трубка уже кричит Мишкиным голосом:

— Алло! Алло! И я кричу: -Алло!

— Ты слышишь что-нибудь? — кричит Мишка.

— Слышу. А ты?

— Слышу. Вот здорово! Ты хорошо слышишь? -Хорошо. А ты?

— Слышу.

— Послушай, я сейчас к тебе приду.

Мишка прибежал ко мне, и мы стали обниматься от радости. -Хорошо, что купили телефон! Правда? — говорит Мишка.

— Конечно, — говорю, — хорошо…

И вот какие разговоры стали вести мальчики:

-Алло! -Алло!

-Давай разговаривать?

-Давай, — говорю. — А о чем разговаривать?

-Ну, о чем… о чем-нибудь…

— Чего же ты не разговариваешь?

— А ты почему не разговариваешь?

-Да я не знаю, о чем разговаривать, — говорит Мишка.

— Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так ты не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так ты разговариваешь и разговариваешь…

-Давай вот что: подумаем, а когда придумаем, тогда позвоним.

— Ладно.

Я повесил трубку и стал думать. Вдруг звонок. Я взял трубку.

— Ну, придумал? — спрашивает Мишка.

— Нет еще, не придумал.

— Зачем же ты звонишь, раз не придумал? -А я думал, что ты придумал.

— Я сам бы тогда позвонил.

-А я думал, что ты не догадаешься.

— Ну, ладно, до свидания! -До свидания!

— Ребята, как вы думаете, мальчики придумали, о чем им поговорить? Как вы думаете, это были интересные темы?

— Придумайте, о чем могли поговорить друзья, и поиграйте по парам в игру «Алло! Алло!»

Дети самостоятельно по парам придумывают тему разговора, обыгрывают ее.   

Источник: http://www.pedagoginfo.ru/2012/02/blog-post.html

«Этикет телефонного разговора»

Конспект занятия

для подготовительной

к школе группы

«Этикет телефонного разговора»

Цели:

öУчить детей правилам телефонного разговора;

öЗакреплять умение пользоваться телефонным аппаратом;

öВоспитывать уважение к другим людям.

Оборудование:

Два телефонных аппарата, костюм доктора Айболита.

Ход занятия.

(Появляется Айболит с чемоданчиком в руке и телефонным аппаратом).

Айболит: Здравствуйте, ребятки! Как поживаете? Я к вам за помощью пришел. В Африке ждут моего телефонного звонка больные зверята. Они хотят знать, когда я к ним прилечу, а я не могу им позвонить, потому что не знаю как это сделать. Помогите мне, объясните, что это за штука – телефон и как с ним обращаться, а главное, как позвонить.

Воспитатель:  Ну как, ребята, поможем доктору Айболиту? А Вы, доктор Айболит, присаживайтесь, пожалуйста и послушайте.

(В ходе занятия привлекаю доктора Айболита к играм и ответам на вопросы).

Вопросы детям:

Ä Для чего нужен телефон?

Ä Кому Вы звоните по телефону?

Ä Какие правила разговора по телефону вы знаете и соблюдаете?

Ä Что значит «вежливо говорить по телефону?»

Ä Как вызвать по телефону «скорую помощь», пожарных, милицию, службу газа?

А теперь давайте подумаем, правильно ли поступили дети, о которых я вам расскажу и как бы вы поступили?

Ситуации:

Ä   Женя был очень занят, он рисовал для мамы картинку. Зазвонил телефон. Женя поднял трубку. К телефону попросили его старшего брата. «Нет его» — буркнул женя, быстро повесил трубку и поспешил заняться своим делом.

Как вы думаете, он поступил вежливо? Как поступили бы вы?

Ä   Лена позвонила маме на работу и сказала: «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, мою маму!»

Правильно ли сказала девочка? Как нужно было сказать? Можно ли позвонить на работу родителям? Что при этом надо учесть?

Есть еще одно правило при разговоре по телефону, и сейчас вы сами о нем догадаетесь.

Проводится игра «Испорченный телефон». Предлагаю детям встать в шеренгу и шепотом передать друг другу одно и то же слово, затем сравнить первое и последнее слово.

Воспитатель: Вы догадались, какое важное правило подсказала нам игра» «Испорченный телефон»: говорить по телефону надо четко и ясно, чтобы вас правильно поняли.

А теперь поупражняемся в правилах телефонного разговора.

(Предлагаю детям ситуации, участниками которых являются один из детей и воспитатель).

Задания:

Ä  Пригласи подругу гулять.

Ä  Позвони маме на работу и узнай когда она придет домой.

Ä  Ответь на телефонный звонок Светланы Евгеньевны.

Ä  Ответь по телефону маминой подруге (ее нет дома, она спит).

Ä  Ответь по телефону человеку, который ошибся номером.

Ä  Ты звонишь другу. К телефону подошла его мама (друг дома, его нет).

Воспитатель: Телефон – это важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаем о здоровье близких, друзей, договариваемся о встрече. Но для этого надо знать основные правила. Давайте вспомним их.

(Предлагаю детям назвать основные правила телефонного этикета, при затруднении привожу ситуации, позволяющие вывести это правило).

Правила:

Ÿ   Прежде всего нужно помнить, что любой телефонный разговор необходимо начинать с приветствия «Здравствуйте», «Добрый день», «Добрый вечер»…

Ÿ   Затем нужно представиться, назвав свое имя и фамилию.

Ÿ   А потом обращаться  с просьбой позвать кого-либо к телефону.

Ÿ   Если звонишь на работу, то обязательно назови фамилию, имя, отчество своей мамы или папы, и тогда никакой неразберихи не будет.

Ÿ   Звонить раньше 8 часов утра и позже 9 часов вечера невежливо. В выходные дни, когда люди хотят подольше поспать, звонить желательно после 10 часов утра.

Ÿ   Если ты ошибся номером – вежливо извинись.

Ÿ   Не забывай о волшебных словах: «будьте добры», «рад тебя слышать», «пригласите пожалуйста», «спасибо, что позвонил», «всего доброго».

Ÿ   Беззаботно болтать по телефону часами – невежливо. Возможно кто-то в это время пытается дозвониться, но линия занята.

Айболит: Спасибо, ребята, что рассказали, как пользоваться телефоном. Можно мне позвонить в Африку?

Доктор Айболит набирает номер телефона.

Айболит: Здравствуйте, звурюшки. Как вы поживаете?

Зверята: Здравствуйте, Доктор Айболит. У нас ангина, скарлатина, холерина, аппендицит, малярия и бронхит!

Айболит: А вы принимаете лекарства, которые я вам советовал?

Зверята: Да, но мы тебя ждем, очень, очень, потому что в Африке,

Айболит: Я обязательно приеду. Завтра выезжаю. До свидания!

Зверята: До свидания, доктор Айболит!

Айболит: Ребята, а вы не смогли бы нарисовать для больных зверят рисунки. Они очень обрадуются и быстро  выздоровят.

Дети рисуют.

Айболит: какие красивые рисунки получились.  Спасибо вам дети. До свидания.

Источник: http://www.xn--6-7sblbdsedhqw3bdj.xn--p1ai/blog/quot_ehtiket_telefonnogo_razgovora_quot_konspekt_zanjatija_v_podgotovitelnoj_k_shkole_gruppe/2013-01-28-4

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе- тема:»на приеме у доктора айболита”

КОНСПЕКТ

занятия по развитию речи в старшей группе-

тема:»На приеме у доктора Айболита”

Приоритетные задачи: формирование грамматического строя речи;

развитие звуковой культуры речи.

Задачи.

-Уточнить знания детей о произведении л.И.Чуневского «Доктор Айболит”;

учить их высказывать свое отношение к главному герою и остальным персонажам, оценивать их качества и поступки.

-Закрепить знания детей о смысловом значении слов, умения подбирать однокоренные и похожие по звучанию слова.

-Учить детей составлять предложения с заданными словами /с опорой на наглядность/ и анализировать их.

-Закреплять у них умение интанационно выделять заданный звук в слове, определять первый звук в слове.

Учить детой на слух различать твердые и мягкие согласные звуки.

-Закреплять навыки интонационной выразительности в роботе над вопросительным, восклицательным и повествовательным предложениями.

Методические приемы:

Занятие проводится в виде сюжетно-ролевой игры «На приеме у доктора Айболита* с использованием в ходе его дидактических игровых упрожнений и различных заданий детям.

Демонстрационный материал: декорации к произведению К. И. Чуковского «Доктор Айболит» на фланвлеграфе, картинки: бегемот, баран, коза, козлята, кенгуру, заяц, пингвин, попугай, дятел; пенек, трава, льдина; барабан, колокольчик, градусник, микстура *, поросенок; крупные демонстрационные игрушки 2-х видов: телефон, шишки.

Раздаточный материал: карточки с 2-мя и 3-мя кружкам и решетки

из 3-х гнезд, кружки.

До занятия.

Воспитатель собирает детей в книжном уголке и загадывает им загадку: Лечит птиц он и зверей, лечит маленький детей.

Сквозь очки глядит, добрый ••./»подскажите,кто такой?/ доктор Айболит /подсказывают дети/.

-Верно. А как навивается книга, рассказывающая об этом докторе?

-Где он жил?

-Кого лечил?

— Кто помогал ему лечить больных зверей и птиц?

-А почему этого доктора звали «Айболит»? Как вы думаете, дети?

-Каким же был доктор Айболит?

-Нравится ли он Вам и почему?

-А есть ли в этой книге злые, коварные персонами? Почему вы так думаете?

-На кого вы хотели бы быть похожими?

«Я, рада, что вам нравится доктор Айболит. Мне он тоже очень нравится, потому что был очень добрым и всегда приходил на помощь! в трудную минуту. Айболит лечил больных зверей и птиц, и все они были ему очень благодарны».

Воспитатель подходит в фланелеграфу и обращается к детям: «А хотели бы вы побывать на приеме у доктора Айболита?…

Тогда спешите /выкладывает на фланелеграфе изображения доктора Айболита сидящего под деревом/, «открыта больница для птиц и зверей, идите лечится туда… /»подскажите слово»/. Правильное вы слово подсказали.

Итак, уважаемые пациенты, занимайте места, доктор Айболит начинает прием. Сегодня доктором Айболитом буду я, /Говоря это, воспитатель надевает колпак, халат, вешает на него фанендоскоп.

«Добрый доктор Айболит

Он под деревом… (подскажите слово)

Приходи к нему лечиться

И корова, и…

И жучок, и…

И медведица.

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор…».

Проговаривая это, воспитатель использует имитацию движений и жесты.

«Сегодня на приеме к Айболиту записалось много больных. Пойду-ка, загляну в приёмную. «Подходит к столу, на котором разложены картинки с изображением зверей, всплескивает руками.

«Звери грустные сидят

И на доктора глядят.

Кто же первый в дверь войдёт?

Неуклюжий… «подскажите слово» бегемот

— Какой бегемот, дети? А какими словами еще можно сказать про бегемота? «Неповоротливый, большой, толстый, огромный, коричневый, нерасторопный, больной и т.д. Вот сколько разных слов вы подобрали для бегемота! За каждое удачное слово воспитатель дает детям красный кружок.

А что же значит слово «бегемот»?.. Верно, дети, слово «бегемот» означает название дикого животного, которое живет в жарких странах. Теперь придумайте предложение со словом «бегемот» «беглый опрос детей» Анализ предложений из двух и трех слов.

Используется раздаточный материал, а так же общие и индивидуальные занятия детей, типа:

-Отложи столько игрушек, сколько слов в твоём предложении «моём, Сашином»;

-Отбери и поставь себе на стол столько игрушек «предметов» сколько слов в предложении.

Читайте также:  Конспект познавательного занятия про цветы в детском саду для старших дошкольников

-Позвони в колокольчик столько раз, сколько слов в названном предложении;

-Ударь в бубен, хлопни, топни, прошагай, подпрыгни столько раз, сколько…;

-Выложи столько кружков на фланелеграфе, сколько…;

-Позвони по телефону столько же раз и т.д.

-Дети, послушайте, как я произнесу это слово: «Б-б-бегемот»

-Повтори… .

-А теперь ты… .

-Ну а… скажет слово «Б-б-бегемот», громко, чётко, чтобы был слышен каждый звук, а … повторит его ответ.

-Какой звук слышен в начале этого слова? Давайте скажем его вместе. Теперь ты, … , ты … ,и ты.

«Ах, бедняжка бегемот, у него болит… «живот»

Вот тебе, дружок, микстура «выкладывает рядом с изображением бегемота пузырек с микстурой»

Да у тебя температура «прикладывает ладонь ко лбу бегемота, измеряет температуру градусником»

Таблетку выпей, ляг в постель.

Тебе нужен покой, поверь»

Воспитатель снимает картинки с фланелеграфа

«Ну, а в след за бегемотом

В дверь заглядывает кто-то

У него рога дугой,

Догадайтесь, кто такой?…»

Если дети не называют правильного ответа, то воспитатель продолжает:

«Бьёт копытом в барабан, громко бе-бе-бе-е-е! кричит «подскажите слово» Баран.

-С какого звука начинается слово «Баран»? Скажи, пожалуйста, … .Повтори этот звук еще раз … . Назови слово «б-б-баран», первый звук … . Воспитатель смотрит на картинку, обращается к барану:

-Что с тобой стряслось, баран? «Выслушивает у него сердце»

-Прохудился барабан «голос из-за ширмы»

-Я не знаю, как тут быть?

-Где же новый мне купить?

-Да здоров ли ты?

-Здоров!

-Мне не надо докторов! «голос из-за ширмы».

-Удивительный баран, ему нужен барабан.

-Давайте, ребята, обыграем эту сценку. Ты … , будешь доктором Айболитом, а ты … , -удивительным бараном. Прослушайте еще раз этот разговор «повторяет». Затем дети с интанационной выразительностью воспроизводят диалог доктора Айболита с бараном.

В случае затруднения со стороны детей или задержки по времени, воспитатель говорит слова за Айболита, а ребенок за барана.

«Что ж, баран, ты получишь барабан, если дети правильно выполнят задание. Будьте внимательны: нужно выложить на своих решетках звук «Р» в слове «бар-р-рабан». Дети выполняют, воспитатель проверяет, исправляет в случае необходимости. А сейчас выложите звук «Н» в слове «барабан-н-н». Уточняет их позиционное положение в слове.

«Получай-ка ты, баран,

От нас в подарок «барабан».

Рядом с картинкой «баран» воспитатель выкладывает слово «баран».

-Вот спасибо вам, друзья, всем теперь доволен я. «Голос из-за ширмы»

Изображение снимается. Звонит телефон. Доктор Айболит снимает трубку.

«Что вы говорите?

Упала с ветки шишка

И стукнула зайчишку?

Ай-ай-ай! «прикрепляет к фланелеграфу шишки».

Ребята, только что мне позвонил ежик и рассказал одну интересную историю, да вы и сами её отлично знаете. Давайте отдохнем и расскажем её нашим гостям.

Проводится физкультминутка со словами:

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула зайчишку.

Тот пустился на утёк, чуть не сбил медведя с ног.

Под кустами старой ели, рассуждал медведь пол дня:

Что-то зайцы осмелели, нападают на меня!»

После физкульт минутки воспитатель снимает шишки и говорит:

«За бараном в след – коза, у нее болят «глаза».

А что значит слово «коза»? Как можно сказать про нее нежно, ласково? «Козонька, козочка, козушка». А сердито, грубо? «Казище, казуля». Верно, дети, по разному можно назвать козу. Послушайте, как я произнесу это слово: «коза».

Теперь же я произнесу его иначе: «Ко-за». Я произнесла это слово по частям, по слогам. Так сколько же частей, слогов в слове: «Ко-за». Поднимите, пожалуйста, карточки с нужным количеством кружков.

Какой звук слышится в начале этого слова? Индивидуальный опрос детей.

-Назови … , слово «коза» так, чтобы зазвучал первый звук.

Воспитатель делает вид, что выписывает рецепт «коза, я выпишу очки. Носи мои очки коза, пусть не болят твои … «глаза»»

«А с козой пришли – козлята.

Ах, драчливые ребята!

Любят драчуны кусаться,

Пошалить, да пободаться.

Столкнулись лбами, шалунишки.

И выросло на лбах по … «шишке».

Правильное слово вы подобрали: «шалунишки, шишки». Они одинаково звучат, так как в них одинаковые звуки. Что же означает слово «козлята»? Кто это такие? «Маленькие детки, детеныши козы»

Выложите пожалуйста, звук «З» в слове: «коз-з-злята». Где он стоит?»

Воспитатель проверяет задание, а затем предлагает детям придумать «кто какое хочет» предложение про козу и козлят.

Последовательность работы с предложениями таже, что и в начале, со словом «бегемот»

Далее воспитатель говорит «смажу вам йодом шишки, козлята – шалунишки.

Делает вид, что смазывает им шишки йодом, а затем убирает все картинки с фланелеграфа.

«На приём к врачу в жару, прискакало … «кенгуру»

Милый доктор Айболит, у меня нога «болит»

Посмотри пожалуйста … ,

Что сказало кенгуру доктору Айболиту?»

Воспитатель спрашивает 2-3 детей.

«Это горе не беда,

Подавай её сюда».

Воспитатель делает вид, что смазывает ногу зеленкой, забинтовывает её.

«А что ответил ему «кенгуру» доктор Айболит?»

Ответы 2-3 детей.

-Послушайте, я назову вам слово «к-к-кенгуру».

Вы же должны назвать мне звук, с которого оно начинается.

Индивидуальные ответы детей. В слове «коза, козлята» какой звук слышится первым? А в слове «кенгуру»?

«не закрывайте, доктор, двери

Остались ждать приёма … -звери-

«Двери-звери» — видите, как одинаково, похоже звучат эти слова. В них одинаковые звуки. Кто следующий на прием к доктору Айболиту? Возьми своего больного зверя … . и составь про него предложение. Из скольких слов оно состоит? Какое первое слово, второе, третье? А теперь… ,больного зверя и назовёт его, выделяя 1-й звук. С какого звука начинается слово «поросенок» «П», «пингвин» «П».

Ну что ж, на сегодня доктор Айболит свой прием закончил. Если вам понравилась игра, то вы можете её продолжить».

Дети помогают убрать все со столов.

5

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/konspekt-zaniatiia-po-razvitiiu-rechi-v-starshei-g.html

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Что ты знаешь о себе?»

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Что ты знаешь о себе?»

Цель: Закрепить знания детей о человеке и частях тела. Пополнять и активизировать словарный запас. Учить объяснять переносное значение слов.

Развивать: внимание, мышление, память, звуко-буквенные сопоставления, быстроту реакции, навык словоизменения, умение координации речи с движением, мелкую моторику мышц рук, навык ориентировки в пространстве, правильное речевое дыхание.

Тренировать умение детей выражать свои эмоции мимикой. Формировать умения связной речи.

Словарь: названия частей тела.

Грамматическая форма: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, существительных с помощью суффикса –ищ-, существительных множественного числа в родительном падеже; согласование существительных и числительных в роде, числе, падеже; составление сложноподчинённых предложений с союзами «потому что», «для того чтобы», «а».

Оборудование: кукля Катя, игрушки, мяч, чудо-мешочек, сердца из картона, ТСО.

Ход занятия.

I Организационный момент.

Психологический настрой.

Глазки, глазки, вы проснулись?

Ушки, ушки, вы проснулись?

Щёчки, щёчки. Вы проснулись?

Ручки, ручки, вы проснулись?

Мы проснулись. И к солнцу потянулись!

II Основная часть.

  1. Путешествие в магазин игрушек и встреча с куклой Катей.

— Сегодня я предлагаю вам, ребята, отправится в путешествие в магазин игрушек. Для этого нам нужно закрыть глазки, сделать глубокий вдох и досчитать до трёх: раз, два, три!

— Мы с вами очутились в магазине игрушек. Назовите пожалуйста игрушку, которая находится слева от вас, между мишкой и собачкой. (Слева от нас, между мишкой и собачкой, находится кукла).

— Совершенно верно, это кукла. Её зовут Катя. Давайте её рассмотрим.

— Из каких частей состоит тело куклы?

— Что на голове у куклы?

— Что на лице?

— Что есть у куклы на руках и ногах?

— А это что? ( Это спина, грудь, живот).

2. Д/и «Назови части тела» ( игра с мячом)

— Ребята, рассмотрите внимательно куклу Катю и назовите каких частей тела у неё по два ( у куклы Кати две руки…ноги, брови, глаза, уха, плеча, ладони, колена, пятки, ступни).

— Молодцы! А теперь назовите, каких частей тела у куклы по одному? ( У куклы Кати один рот…нос, живот, шея, спина, голова).

— А чего у куклы много? ( У куклы кати много волос, пальцев, ресниц, ногтей).

3. Д/и «Подумай и ответь»

— Сколько глаз у двух кукол?

— Сколько ушей у трёх кукол?

— Сколько носов у пяти кукол?

— Сколько пальцев на правой руке у куклы?

— Сколько у куклы пальцев на обеих руках?

— Сколько голов у десяти кукол?

4. Физ.минутка.

Топни левою ногой!

Влево шаг! На месте стой,

Повернись направо к другу,

Правую дай другу руку.

Повернись налево к другу,

Левую дай другу руку.

Шаг назад и два вперёд!

Вправо, влево, поворот!

5. Д/и «Измени слова»

— Эта Катя просто прелесть, да и другие куклы тоже. Правда? На кого они похожи? (Куклы похожи на маленьких людей).

— Верно вы заметили, что куклы похожи на маленьких людей. И все части тела у куклы тоже маленькие. Давайте их назовём.

У куклы маленькая ручка — а у нас большая ручища.

У куклы маленькая ножка – а у нас большая ножища.

У куклы маленькие глазки – а у нас большие глазищи.

У куклы маленький носик – а у нас большой носище.

У куклы маленький ротик – а у нас большой ротище.

6. Беседа. Сравнение куклы и девочки.

— Посмотрите сколько общего у нас с куклой Катей. Значит, кукла тоже человек, или мы с вами тоже куклы?

— Вот Лера ( логопед показывает на девочку ). А вот Катюша 9 показывает на куклу). До чего же они похожи! Значит, девочка Лера тоже кукла?

( нет, Лера это девочка)

— Лера, подойди ко мне. Мы сравним тебя с куклой.

— Что на голове у куклы? А что на голове у Леры?

— Волосы у Леры растут? А волосы у куклы растут?

— Давайте пощупаем волосы Кати. Какие они на ощупь? (У Кати волосы жёсткие).

— А теперь пощупайте свои волосы. Какие они? (У нас волосы мягкие).

— Голова у куклы может вращаться самостоятельно? А у Леры?

— Для чего кукле руки? Она может ими что-нибудь сделать? (Нет, кукла руками ничего не может сделать).

— А сколько всего мы можем сделать с помощью рук! Давайте скажем, для чего же нам нужны руки?

7. Д/и «Чудо-мешочек»

Дети передают по кругу чудо-мешочек и «кладут» в него свой ответ.

8. Пальчиковая гимнастика «Утречко».

Утро настало, солнышко встало.

(ладони с растопыренными пальцами скрестить)

— Эй, братец Федя,

(сжать кулак правой руки)

Разбуди соседей!

(большой палец правой руки направлен вверх и совершает круговые движения)

— Вставай Большак!

(большой и указательный пальцы правой руки щёлкают по большому пальцу левой руки)

— Вставай, Указка!

(щелчок по указательному пальцу)

— Вставай, Серёдка!

( щелчок по среднему пальцу)

-Вставай, Сиротка!

(щелчок по безымянному пальцу)

— И крошка Митрошка!

(щелчок по мизинцу)

— Привет, Ладошка!

(щелчок в центре ладони)

Все потянулись и проснулись.

(руки поднять вверх, потянуться, приподнявшись на носочки).

9. Д/и «Скажи и покажи»

— Ребята, для чего кукле нужны ноги? Она может или самостоятельно двигать? (Нет, кукла не может самостоятельно двигать ногами).

— А теперь давайте с вами назовём для чего же нам нужны наши ноги и покажем. (Дети называют и выполняют действия).

10. Продолжение беседы.

— Посмотрите внимательно на нашу куклу. Как вы думаете, какое у неё настроение? ( Я думаю, что у неё хорошее настроение, потому, что кукла улыбается).

— А кукла может изменить выражение своего лица? (Нет, кукла не может изменить выражение своего лица).

— А можем ли мы изменить выражения своих лиц? (Да, мы можем менять выражения своих лиц).

— Тогда давайте это проверим и выполним упражнение «Мы умеем».

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы умеем огорчаться,

Мы умеем сердиться,

Мы умеем восхищаться,

Мы умеем радоваться!

— Какова кукла на ощупь? Какая на ощупь Лера? (кукла на ощупь холодная, а Лера тёплая).

— Что есть в туловище у куклы? (В туловище у куклы ничего нет).

— А что есть внутри у Леры? (внутри у Леры органы).

— В груди у Леры, и у каждого из нас, есть маленький моторчик. Догадались, что это? (Это наше сердце).

— Давайте проверим, действительно ли у каждого из нас есть сердце. Для этого нам нужно сделать зарядку. (Дети выполняют зарядку).

— Послушайте как стучит ваше сердце. А теперь послушайте, стучит ли сердце у Кати?

— Почему к куклы сердце не стучит? (Сердце у куклы не стучит, потому что она неживая и сердца у неё нет).

— Верно. У каждого из нас есть сердце, у каждого человека есть сердце. Но не каждому человеку говорят, что у него «золотое сердце». В каком случае так говорят? (Варианты ответов детей).

— Верно, так говорят о добрых, хороших людях. А вы у меня тоже все хорошие, добрые. Послушные. Поэтому я для вас приготовила подарки. (Логопед раздаёт детям картонные золотые сердца).

— Давайте покажем, как бьются наши золотые сердца.

11. Упражнение «Золотое сердце».

Дети встают в круг и берутся за руки. Вдох через нос – все делают шаг вперёд. Выдох через нос – шаг назад. Выполнить несколько таких «ударов сердца».

Читайте также:  Правила этикета

12. Возвращение в группу.

— Каждое путешествие подходит к концу. Подошло к концу и наше путешествие, пора нам возвращаться в нашу группу. Для этого нам нужно закрыть наши глаза и сделать глубокий вдох: раз, два, три – глазками смотри!

III Заключительная часть.

  1. Подвести итог занятия.

  2. Игра «Прочитай слово – ребус»

Дети должны составить слово по первым звукам картинок, расположенных на магнитной доске: «Молодцы».

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-podghruppovogho-zaniatiia-po-razvitiiu-riechi-v-starshiei-loghopiedich.html

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «доброе слово, что ясный день»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«Доброе слово, что ясный день»

Воспитатель: Гавриленко Тамара Ивановна.

Беседа – диалог по сказкам: «Гуси-лебеди», «Морозко».

ЦЕЛЬ: Учить детей вести диалог. Закрепить, познакомить с пословицей. Помочь детям осмыслить сказки. Побуждать к частому побуждению «волшебных вежливых слов».

Предварительная работа: Чтение сказок «Гуси-лебеди», «Морозко».

Ход занятия:

— Ребята, вы любите сказки? Сегодня мы с вами будем вспоминать сказки. А у вас есть любимые сказки? (ответ).

— Вот видите, вы любите сказки, потому что сказочных героев ждут интересные приключения, в сказках много неожиданного, а еще потому что все кончается хорошо, добрые, веселые, смелые побеждают злых, коварных, трусливых и жадных.

— Какие сказочные герои вам особенно нравятся? (ответ детей).

— Почему?

— А как вы думаете, почему героям сказок всегда помогают птицы, звери, природа, вещи? (ответы).

— Давайте с вами вспомним сказку «Гуси-лебеди». Что там происходило (внимание детей сосредоточить на двух отрывках; когда девочка разыскивает брата и когда бежит с Иванушкой домой).

— Почему печка, яблоня и речка не ответили на её вопрос? (верно, она была конфликтная, ни по доброму обращалась к ним, обидела их).

— А почему потом они помогали ей?

— Конечно она уважила их просьбу, была ласкова и приветлива, оценила их труд. Им стало приятно, что девочка себя так повела, и они тоже ответили на её просьбу.

— Есть очень хорошая пословица: «Доброе слово, что ясный день». Как вы понимаете эту пословицу?

— Верно, доброе слово дарит радость, тепло, как солнышко в ясный день. Вот и получается, что словом можно согреть человека. А кто помнит как падчерица согрела теплым словом Деда Мороза в сказке «Морозко»? кто помнит эту сказку? (для обсуждения взять два эпизода – беседы падчерицы родной дочки с Дедом Морозом).

— Вот и получается, что народ слагал сказки, складывал пословицы, прославлял слово ласковое, теплое, дело доброе. Может быть поэтому мы часто такие слова называем «волшебными».

— А вы знаете волшебные слова, в чем их волшебство? Давайте попробуем проверить верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем в такую игру «Волшебный Цветик — семицветик».

— Лети, лети лепесток

Через запад- на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Будь по моему вели…..

Заканчивая игру обратить внимание детей

— А вы заметили, как произносится «Волшебное слова»?

(Ответы детей).

— Верно, вежливо, с улыбкой. А почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу? (Ответы детей).

Конечно, ведь даже в песне поется

«от улыбки станет всем теплей». Давайте вместе споем эту песню. (вместе спеть песню «Улыбка» Владимира Шаинского).

— Давайте с вами договоримся, что всегда ко всем окружающим обращаться вежливо, дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет настроение хорошее, веселое, как в ясный день!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/konspiekt_zaniatiia_po_razvitiiu_riechi_dlia_dietiei_starshiei_gruppy_dobroie_sl

Конспект комплексного занятия по развитию речи и культуре речевого общения для детей старшей группы

Государственное учреждение образования

«Дошкольный центр развития ребенка агрогородка Поречье»

Тема:«Путешествие с осенним листочком»

                                          Воспитатель высшей категории

                                      ДЦРР агр. Поречье

                                                   Новодворская Катажина Юзефовна

Программное  содержание: Совершенствовать умения соотносить типичных представителей с группами растений,  соотносить их с местом произрастания.

 Расширить словарный запас на материале лексической темы «Овощи. Фрукты»; упражнять в практическом усвоении приёмов суффиксального словообразования.

                                                                                       Активизировать мышление путём решения проблемной ситуации.      Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, моторику ведущей руки.

                                                                                                                                    Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и культуре народов.

Оборудование: Лаура – взрослый в костюме испанки,  компьютер, лист с приглашением, букет осенних листьев, микрофон, корзина с овощами и фруктами,  конверт с незаконченными рисунками, карандаши.

Ход занятия: 

— Ребята в какой стране мы живём? Какая сейчас пора года? Какой осенний месяц в Беларуси?  Какой сегодня день недели?  Правильно ребята, в Беларуси сегодня  8  октября. Осень в самом разгаре.

Посмотрите, сколько осенних листочков залетело к нам в группу. А вот этот листок необыкновенный – на нём что-то написано. Королева Осень приглашает вас в путешествие.

Но для этого давайте превратимся в осенние листочки.

—   1, 2, 3 покружись и в листочки превратись.

Психогимнастика:

— Где находятся листочки?( на дереве, на ветке)

—  А Как они держаться за ветку? ( черенком, как будто это рука)

— Крепко держаться листочки за ветку, подул ветерок.  ( Ф-ффффф…)

— Ветер дует сильнее (Ф-фффффф…)

Падают, подают листья

 В нашем саду  листопад

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.   (дети садятся на места).

     Воспитатель берёт на себя роль «Ветки» и помогает удержаться Илье Лушко – (держит за руку). 

 — Все листочки слетели, а один крепко держится на ветке. Подул крепкий ветер…  и вот последний листочек тоже улетел.

—  Ребята, что вы чувствуете? Где вы сейчас? (ответы детей)

-Как вы думаете, о чём мечтал этот последний листочек на дереве? А хотите чтоб он сам сказал вам о своих мыслях?

Илья :Я мечтаю улететь на юг.

—  А почему?

Илья :Там тепло.

-Как может этот листочек попасть на юг  (ответы детей)

Илья :Нет меня подхватит южный ветер и я окажусь на юге.

— Давайте полетим вместе с листочком Ильюшей на юг.

Физкультминутка:   «Мы осенние листочки»

Мы листочки, мы листочки,

 Мы на веточке висели

Ветер дунул- полетели.

 Мы летали, мы летали

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок,

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на юге тихо сели.

— Приземлились листочки на тёплом юге, а вот и хозяйка фазенды – Лаура. Лаура: Здравствуйте друзья, вы попали в Испанию. Здесь необычайно тепло и никогда не бывает холодной зимы.

Поэтому на огородах и садах созревает необычайно много овощей и фруктов.  Интересно знаете ли вы какие фрукты созревают в саду на юге? (ответы детей).

Какие овощи растут у нас на огороде? (ответы детей).

Игра «Узнай на вкус»

Лаура:А теперь помогите рассортировать урожай.

Компьютерная презентация « Классификации»

Игра на переключение внимания

-Давайте узнаем на сколько вы  внимательны. Если я назову фруктов, о поднимайте руки вверх, становитесь на носочки,  овощи – приседаете и руками опираетесь о пол.

Лаура: В Испании так же как и в Беларуси приготавливают вкусные соки.

Компьютерная презентация  «Соковыжималка»

Лаура: Ну а сейчас прошу прощения у меня много работы, до свидания. В подарок возьмите эту корзинку и  фотографии собранного урожая.

—  Ветер снова набежал

 И листочки все поднял,

Закружились, полетели

В Белоруссии снова сели.

 Раз, два, три покружись

И  в ребяток превратись.

-Ребята, мы снова в группе.  Вам понравилось путешествие с листком?

Хорошо в Испании там изобилие овощей и фруктов.  Интересно, что же произойдёт с каждым из объектов, который лежит в нашей корзине?  Я буду доставать из корзины овощ или фрукт, а в предположите, что произойдёт с ним в дальнейшем.

Игра «Что потом»

— Лаура ещё в подарок передала фотографии, но случилась беда- засветилась плёнка. Овощи и фрукты проявились на половину.

Помогите закончить изображение— продуктивная деятельность.

Анализ. Выставка детских работ.

Источник: https://dcrr-poreche.schools.by/pages/bez-nazvanija-6

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Прекрасная Страна слов

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе — Прекрасная Страна слов

Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.Упражнять в делении слов на слоги.Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.Упражнять в координации речи с движениями.

Развивающие задачи: формировать у старших дошкольников представление о понятии «фантазия».

Учить фантазировать, развивать образное представление. Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания.

Воспитательные задачи: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Развивать эмоциональную сферу детей.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее, облака, небо, голубо; река: течет, журчит, плывет, шумит; рыбы: сом, карась, окунь, щука, рыба – молот, дельфин, скат; улыбка, добрый, нежный, прекрасный.

Форма проведения: игра – путешествие

Материалы и оборудование: солнце, речка, камешки округлой формы, корзина, «волшебный ключик», аудиозаписи: «Волшебная музыка», «звуки реки», песня «Облака – белогривые лошадки» (муз. В. Шаинский)

ХОД ИГРЫ – ПУТЕШЕСТВИЯВ группу входит педагог в образе Феи и приглашает детей в путешествие в волшебную Страну слов.

Фея. Здравствуйте, мои милые дети! Спасибо, что откликнулись на моё приглашение и пришли ко мне в гости. Я – Фея из Страны слов! Попадая в эту страну, люди немного меняются. Хотите узнать как?

Дети. Хотим!

Педагог. Тогда я предлагаю вам совершить путешествие по моей стране. Так как моя страна необычная, то и путешествие мы отправимся необычным образом – с помощью фантазии. А что это такое, вы знаете?Ответы детей.

Фея. Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что — то выдумываем, представляем, то, чего на самом деле нет.

Фея. Итак, в мою волшебную страну мы попадем с помощью фантазии. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака.

Сверху мы видим леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем свежий запах воздуха после дождя. (Звучит «волшебная музыка»). Вот мы и прибыли. Откройте глаза.

Чтобы узнать, куда мы отправимся в гости, вы должны отгадать мою загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались?

Дети. Это — солнце!

Вместе с Феей дети, взявшись за руки идут по «тропинке» и обращают внимание на изображение солнца.

Фея. Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. А теперь теплыми ладошками дотроньтесь до вашего лица. Давайте погладим его.

Массаж лица: Личико солнце согрело, потеплело, потеплело.

Дети выполняют поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей.

Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись.

Медленно тянут руки вверх, улыбаются.

Фея. Как можно сказать о солнышке? Какое оно?

Ответы детей.

Фея. Давайте с ним поиграем.

Пальчиковая гимнастика.

Дети встают в круг.

Солнышко, солнышко, погуляй у речки… Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу

Солнышко, солнышко, разбросай колечки! Быстро сжимают и разжимают кулаки

Мы колечки соберем, золоченые возьмем. Выполняют хватательные движения с щепотью

Покатаем, поваляем… Круговыми движениями трут ладонью о ладонь

И назад тебевернем. Поднимают руки вверх раздвинув пальцы.

Фея. Молодцы! А что вы можете сказать о небе? Каким оно бывает?

Ответы детей

Фея. Прекрасно! А теперь присядьте, отдохните, на облака посмотрите.

Звучит аудиозапись песни « Облака – белогривые лошадки».

Фея. Как быстро по небу бегут облака. Похоже одно на Конька – горбунька.

Другое распахнуто, словно пальто. А третье похоже не знаю на что.А вы когда – нибудь видели облака? На что или на кого они были похожи?

Рассказы детей. Фея очень внимательна к детям: улыбкой, поощрительными жестами поддерживает речевую инициативу и речевую самостоятельность детей.

Фея. А вы знаете, что слова можно найти везде?

Я слова найду везде – и на небе, и в воде,На полу, на потолке, на носу и на руке.Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово!

Найдите слова на небе, прохлопайте их.

( Солнце, облака) Сколько раз хлопнули? Значит, столько слогов в этих словах? ( Два, три.

) Теперь найдите слово на земле и также прохлопайте его( дети выполняют задание) Назовите предметы, изображенные на панно, прохлопайте их по слогам.

Какие интересные слова! Скажите что делает река?

Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

За каждое названное слово Фея дает детям камешки.

Фея. Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. ( Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру « спасибо» ( Звучит аудиозапись « Звуки реки») , а теперь представьте себе, что мы плывём по теплой речке.

Мы плывём по тёплой речке, тихо плещется река. Дети имитируют движениями рук плавание в воде.

В небе тучки, как овечки, Разбежались кто куда. Выполняют потягивания – руки вверх и в стороны.

Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой. Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями.

Наконец она садится на корягу под водой. Садятся на несколько секунд в глубокий присед.

Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть – погуляем. Выполняют ходьбу на месте.

Читайте также:  Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни на тему: мячики

А теперь глубокий вдох – и садимся на песок. Садятся на ковер.

Фея. Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке.

Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?Дети. В реке могут жить рыбы.

Фея. Ах, дети, дети, у меня случилась беда – моих рыб заколдовали. Без вашей помощи мне не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.

Фея открывает картинки, прикрепленные к мольберту. Дети называют их хором или индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке.

Фея. А какие рыбы у нас остались?

Дети. Дельфин, скат, рыба – молот.

Фея. Почему они не могут жить в реке?

Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.

Молодцы, ребята! Вы мне очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).

Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),

Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина),

Если это рыбище – у неё… (улыбище)

 Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.

(Берет корзину с конфетти)

Дует теплый ветерок, у меня есть кузовок.В нем прекрасные слова, слова любви, слова добра.Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Тогда добавьте их в мой кузовок.

Дети передают кузовок друг другу называя «прекрасные слова».

Фея. А кузовок – то мой – волшебный. Все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие: вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот.

Дети достают из корзинки конфетти и сдувают с ладоней.

Фея. Вот наше путешествие и подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза. Вот мы и дома. Откройте, пожалуйста, глаза. Где вы были? Что вы узнали нового?

Дети делятся своими впечатлениями.

Фея. Теперь вы знаете, друзья, что есть чудесная страна! Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами!

Источник: http://publekc.ru/konspekt-otkritogo-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-starshej-gru/index.html

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

Конспект занятия по развитию речи (коммуникация) в старшей группе.

Воспитатель: Бабенко С.В.

второй категории.

Цели:

  • формирование положительной мотивационной направленности к речевым занятиям, развитие интереса к языку;

  • развитие фонематического восприятия;

  • уточнение, закрепление представлений о пройденных речевых звуках (гласных и согласных), закрепление их символики;

  • развитие артикуляционной и мелкой моторики, поддержание интереса к артикуляционной гимнастике;

  • развитие связной речи (диалогической и монологической);

  • закрепление пройденных букв, создание их ярких сценических образов;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости на художественный и музыкальный образ.

Оборудование:

Цветик — речецветик (лепестки прикреплены на «липучки»), художественные образы: Звуковики (с символикой гласных звуков), замок Звуковых дел Мастера (с символикой согласных звуков), камешки с символикой гласных букв, домик Язычка (объемный домик с открытым окошком, в котором на пружинке прикреплено изображение Язычка); ручеек (атласное полотно), буквы – плакатики  на каждого ребенка, фасоль, горох, семечки, домик – пальчиков, домик – теремок, записи звуков: плеск морских волн, шум дождя, голоса птиц.

Билингвальный компонент: үй – дом, қызыл — красный, сары — желтый, жасыл — зеленый, қөк — синий, гүл — цветок, себет — корзина (кузовок), махаббат — любовь, бақыт — счастье, жылы — тепло, әдемілік — красота.

Ход занятия:

Сәлеметсіз бе! Здравствуйте!

Утренний круг «Маленькое солнышко»

Маленькое солнышко я держу в ладошках,

А большое солнце светит нам в окошко.

Маленькое солнышко я беру руками,

А большое солнце ввысь над облаками.

Маленькое солнышко мне в ладошку светит,

А большое солнце светит всей планете.

Воспитатель в руках держит «цветик — речецветик»:

«У меня сегодня, дети,

 Вдруг волшебным стал мой дом —

 Нежный цветик — речецветик

 Расцвел в моем садочке.

 Лепестки, что краски радуг —

 Синий, желтый, красный цвет,

 Фиолетовый, оранжевый:

 Посмотри! Их ярче нет!

 Голубой листок как небо,

 А зеленый как трава.

 То ли быль, а то ли небыль:

 Закружилась голова!

 Сколько может мой цветочек

 Принести любви и благ,

 Если только знаешь точно

 Попросить когда и как.

 Вы поможете, ребятки,

 Мне с цветком моим решить,

 Как, куда мы без оглядки

 Можем с вами поспешить.

1.Выбираем лепесток, отрываем лепесток (красный — қызыл),

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

«Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг».

Здесь письмо!

   Что же в нем написано?

 Загадка: Один говорит, двое слушают.

                         (Язык, уши.)

Воспитатель:   А сейчас мы поиграем

                         Как  вы слушаете, узнаем?

(Прослушивание  записи звуков: плеск морских волн, шум дождя, голоса птиц – природные звуки)

Назовите услышанные звуки. Чем мы слушали?

Воспитатель:     Наши уши слышат тысячи разных звуков

Ребенок: Жизнь была бы страшно скучной,

                 Если б жизнь была беззвучной….

                 Как прекрасно слышать звук:

                 Шум дождя и сердца стук.

2. Выбираем лепесток, отрываем лепесток (оранжевый — қызғылжары),

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

«Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг».

Лепесток опускается около домика Язычка (Объемный домик, в открытое окошко которого видно изображение Язычка, прикрепленного ко дну с помощью пружинки.)

Воспитатель:   Ротик — домик,

                  Губы — двери.

                  А кто в этом домике живет?

                   В этом домике, дружок,

                  Живет веселый Язычок.

                 Чтобы красиво говорить,

                 Надо,  вам ребята, много трудиться.

                 Дам я вам совет сейчас,

                 Выполняйте мой наказ.

                 Ежедневно и без лени выполняйте речевые упражнения.

Дети садятся на ковер и выполняют упражнения артикуляционной гимнастики  (под музыкальное сопровождение)

Артикуляционная гимнастика.

Язычок вперед давай.

Влево, вправо,

Тик да так,

Время точно на часах.

Шире рот мы открываем,

Язык вправо направляем.

Язык влево направляем.

Влево – вправо, влево – вправо,

Язычок и так и сяк,

Это часики висят.

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Кто любит варенье,

Делает движение –

Губу оближи,

Язычок покажи.

Мы с вами говорим, произносим речевые звуки.

Ребенок:     Много звуков есть на свете:

                Шелест листьев, плеск волны,

                А бывают звуки речи

                Мы их точно знать должны!

3. Выбираем лепесток, отрываем лепесток (желтый — сары),

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

«Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг».

Воспитатель, кладет его на стол, где размещены «Звуковички».

Воспитатель: садимся за столы

Ребенок:

«Звуки гласные мы знаем,

 Без труда их различаем:

 А, У, О, Ы Э, И —

 Вот такие все они.

 Ребенок:

Нет для них нигде преграды,

 Петь мы эти звуки рады.

 Вызываем по-порядку

 Наши звуки на зарядку.

Воспитатель:

 Звуки очень любят песни,

 С песней жить им интересней!»

Воспитатель указывает на Звуковичков, дети поют их песенки:

Ребенок:

 «А:»! По шире рот открой!

 Не ленись и громче пой!

 Удивленно тянет он:

 «А:» Забывчивый какой!

Ребенок:

 «У:» надул капризно губки,

 Их он вытянул, как трубки.

Ребенок:

 «И:» — улыба, весельчак, он смеется звонко так!

Ребенок:

 Вот в задумчивом сомненье

 «Э:» высказывает мненье:

 «Э:», не знаю, что сказать,

 Может лучше помолчать?!

Ребенок:

 Округлив большие губы,

 «О» прикрыл немного зубы,

 Язык поглубже оттянул, спинку выгнул,

 «О:» — вздохнул.

Ребенок:

 «Ы» хоть гласный, но тихоня,

 Все зевает он спросонья:

 «Ы:» Поспать еще часок:?

 Или, может, выпить сок?

Игра с кубиком  «Бросайка» ( дети ловят кубик, на гранях которого символы гласных звуков и придумывают слова)

4. Выбираем лепесток, отрываем лепесток ( зелёный — жасыл),

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

«Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг».

Лепесток «летит» к «звуковому ручейку» (голубые  камешки  на полу).

Воспитатель: «Пока звучит музыка по  камешкам бежит звуковой ручеек. Камешки  самые разные, но когда музыка остановится, вы должны занять  определенный камешек. Камешек «У» ( аналогично с др. гласными)

Воспитатель: «Гласные звуки  очень любят чистоговорки.

Если это рыбка — у нее улыбка,

Если это рыбочка — у нее улыбочка,

Если это рыбка — у нее улыбка,

Если это рыба – у нее улыба,

Если это рыбина – у нее улыбина.

5. Выбираем лепесток, отрываем лепесток (голубой),

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

«Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг».

Лепесток опускается возле Замка «Звуковых дел мастера».

Воспитатель: «Мастера очень трудолюбивые. Они поместили свои звуки в разные слова.

Поиграем со звуками.

Назовем слова, в которые Мастера поместили свои звуки».

Дети: «Мы со звуком М играем, слово к слову подбираем» (мыло, муха ….передают мяч по кругу) «Мы со звуком Х играем » и т.д.

6. Выбираем лепесток, отрываем лепесток  (синий — көк),

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

«Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг».

Лепесток приземляется около домика, где живут пальчики.

                 Упражняйте ваши пальцы

                 Каждый день и каждый час,

                 Будет лучше речь у вас!

Воспитатель: Пальцы – это очень хорошие и верные друзья. Они умеют играть, убирать игрушки, умываться, держать ложку, могут покормить кошку. А еще они умеют громко хлопать, рисовать, вязать, лепить, вырезать, писать. Давайте покажем, что могут делать наши пальцы.

Игра  «Что могут наши пальчики?»

Набрать номер телефона.

Подозвать к себе.

Пригрозить.

Сказать «Здорово!»

Попрощаться.

Приласкать.

Пролистать страницы.

Сказать «Стоп!»

Вдеть нитку в иголку.

Сказать «Победа!»

В праздник нам нельзя скучать,

Выходите поиграть.

Игра « Золушка» (перебрать фасоль, горох, семечки.)

7. Выбираем лепесток, отрываем лепесток  (фиолетовый),

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

«Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг».

Лепесток опускается на крышу домика-теремка.

Дети (девочки) надевают на себя буквы-плакатики .

Инсценировка сказки «Теремок букв».

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Буква А к теремочку спешит,

У дверей остановилась и стучит:

Ребенок (буква А) говорит:

 Кто, кто в теремочке живет?

 Кто, кто в невысоком живет?

Воспитатель: «Никто не ответил букве А. Зашла она в теремок и стала в нем жить.

Стоит в поле теремок-теремок,

 Он не низок, не высок, не высок.

 Буква У к теремочку спешит,

 У дверей остановилась и стучит:

Ребенок (буква У) говорит:

Кто, кто в теремочке живет?

 Кто, кто в невысоком живет?

В окошке теремка появляется буква А: «Это я, буква А. А ты кто?»

Буква У: «Я буква У. Пусти меня к себе жить!»

Аналогично к теремку прибегают остальные гласные буквы.

Воспитатель: «Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют.

 А в это время в лесу бегали другие буквы, они свистели, шипели, пыхтели, рычали: (мальчики в буквах – плакатиках).

Ребенок: «Надоело нам пыхтеть и шипеть, мы хотим, как гласные песни петь».

Дети пробуют пропеть свои буквы: «Ничего не получается!»

Гласные: «Не огорчайтесь! Мы будем петь песни, а вы вставайте с нами рядом. Согласны?»

Дети (кивают головами): «Согласны, согласны!»

Гласные: «А раз вы согласны, то мы будем называть вас буквами согласными».

Танец-приглашение (согласная буква приглашает гласную).

Песня «Так уж получилось».

Воспитатель: (держит в руках облетевший цветик — речецветик)

Воспитатель: «Что же делать? Как же быть?

Без цветка нам скучно жить!

Разлетелись лепестки от моего цветка.

Как же их собрать? Может быть, ветерок  поможет нам?

(Берет корзину с конфетти)

Дует теплый ветерок, у меня есть кузовок (СЕБЕТ).

В нем прекрасные слова, слова любви, слова добра.

Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Тогда добавьте их в мой кузовок (СЕБЕТ).

Дети передают кузовок друг другу называя «прекрасные слова».

Дети: ТЕПЛО- жылы, УЛЫБКА, ЛЮБОВЬ – маххабат, КРАСОТА – әдемілік, НЕЖНОСТЬ – аялы,РАДОСТЬ – қуаныш, СЧАСТЬЕ – бақыт,

Воспитатель: А кузовок – то мой – волшебный. Все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие: вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот.

Дети выполняют дыхательную гимнастику «Ветерок» в кругу.

Во время гимнастики воспитатель достает другой цветок незаметно для детей.

Воспитатель: «Налетел  ветер и собрал мой речецветик».

Воспитатель говорит о том, что цветик — речецветик будет стоять в группе и детей ждут другие приключения. Воспитатель предлагает детям найти волшебный сундучок и открыть его (в нем подарки для детей маленькие речецветики).

Дети прощаются Сау болыңыз!

Источник: https://intolimp.org/publication/konspiekt-zaniatiia-v-starshiei-ghruppie-po-razvitiiu-riechi.html

Ссылка на основную публикацию