Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 1 классе

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе “Путешествие в Лингвоград”

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 1 классе

                                                       Автор сценария учитель русского языка        1                  

                                                   и зарубежной литературы КОШ № 99

                                                   Лысякова Тамара Николаевна,

                                                   специалист высшей категории, старший

                                                   учитель

 Игра «Путешествие в Лингвоград» в 5-А классе

Цели:

1. С помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения

    программным материалом учащимися 5-го классу;

2. Развивать познавательный интерес к русскому языку;

3. Воспитывать чувство коллективизма и навык взаимодействия во время

    игры в группе (команде).

ХОДИГРЫ:

І. Учитель:

Ребята, освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Сегодня мы проведём соревнование между двумя командами, которые мы создали из учащихся вашего класса. Оно поможет вам найти много чудесного и таинственного, что прячется в словосочетании «русский язык».

(выходят два ученика – ведущих, читают по очереди отрывок из стихотворения):

1. Вот начнется состязание сейчас,

    Вот болельщики, а вот жюри,

    Путь к победе труден, что ни говори,

 2. Нам доверено с тобой

    Провести удачно бой,

    Чтоб находчивость и знания проверить.

ІІ. Конкурсная программа. Конкурс 1 – Разминка.

Учитель:  Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас, чтобы немного размяться, мы будем их вспоминать.

(Ведущие зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За

верный ответ – 1балл. Чётные вопросы читает первый ведущий )                     2       

1 Что посеешь, … (то и пожнешь).

2 Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3 Кончил дело – … (гуляй смело).

4 Волков бояться – … (в лес не ходить).

5 С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6 Как аукнется – … (так и откликнется).

7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8 Тяжело в учении – … (легко в бою)

9 Любишь кататься – …(люби и саночки возить)

10 Учение – свет, … ( а не ученье тьма)

Конкурс 2 «Фонетический»

1.  Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?

2.  В имени какого богатыря гласных больше, чем согласных?

Ведущий раздает карточки с заданием

(Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

3. Продолжаем нашу фонетическую разминку.

Команде необходимо найти слово, в котором есть звук [ с ]

(просьба, сделать, косьба, слушать, сбивать)

Ответ: слушать.

Конкурс 3«Остров Антиподов».

Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит?

А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле

.Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Наши команды сейчас займутся переводом на русский язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.

(На карточках)                                           

1 команде:3

Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.

(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)

Идет юноша из светлицы и хвост под домом.

(Сидит девица в темнице, а коса на улице.)

2 команде:

Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать.

(Любишь кататься – люби и саночки возить).

Упала тыква, можно выплюнуть.

(Висит груша, нельзя скушать.)

Конкурс 4 «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».

1. На доске слова: 1-ой команде – КОМ,2-ой команде– СОМ.

Члены команд (один за другим) подходят к доске записывают каждый по слову (существительные – единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…

Через 3 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.

На доске слова: 1-ой команде – КОЛ,2-ой команде– СОК

2. Ваша задача состоит в том, чтобы быстрее написать по 5 слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.

С – сокол, сито, сосна, старик, сарай и т.д.

О – облако, осень и т. д.

К – кот

Л – лимон

Конкурс 5 «СОБЕРИ СЛОВА».

Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл

1-ой команде. (На карточках)

1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –в слове ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники)

2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание

– в слове ТРАВЫ (молодцы)4

2-ой команде.

1) Приставка в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка)

2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)

Конкурс 6«Словообразовательный»

1. От корня слов так же, как и от дерева, идут новые ростки – однокоренные слова. Чьё дерево ветвистее, та команда получает 2 очка

(Исходное слово: «говор»)

2. За 1 минуту запишите 10 однокоренных слов к слову «говор»

 (ответ: разговор, приговор, заговор, наговор, переговоры, говорок, разговорчивый, разговорчики, поговорить, приговорить, наговорить, заговорить…)

(Победитель тот, у кого больше слов.) 
3. Составьте самое длинное слово из букв: б а д у р з т к ь а в. (одну и ту же букву можно использовать в новом слове несколько раз)

(ответы: трубадур, дурак, базар, зарубка, рукав, барак…)

Конкурс 7 «Синтаксический»

Задание: Вы должны правильно написать слова и расставить знаки препинания.

1 команда 1. Язык (до) Киева (до) ведет.

2. Мой дру(к, г)  (не) умеет говорить (не) правду.

3. Я побывал на каникулах в Киеве (,)  а мой друг с (Ь.Ъ) ездил в Николаев.

2 команда 1. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.

2. Под (Ь, Ъ) ёмный кран на стройке поднимает строител (ь)ный материал.

3. В корзине лежали малина (,) земляника (,) слива.

2. Составьте предложение, выполнив предварительные действия:

1.     Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите

       прилагательное.                                                                                             5

2.     Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3.     Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите «осеннее»

        слово.

4.     Добавьте  из предложения «Осень щедро одаривает леса краской» слово

       «щедро».

5.     Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу

        разноцветный ковер».

6.     Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное,

        которое является обращением.

(ответ: Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги)

Конкурс 6«Блиц-опрос»

Команды по очереди отвечают на вопросы (за каждый правильный ответ – 1 балл )

1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)

2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)

3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)

4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)

5. Изменение существительного по падежам. (Склонение)

6. Часть слова без окончания. (Основа)

7. Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что? (Существительное)

8. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)

9. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)

10. Сколько букв в русском алфавите? (33)

Вопросы для болельщиков

Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:

·        Как правильно сказать?

У рыб нет зуб.                                    

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.                                                                                               6

Ответ: У рыб есть зубы.

·        Какую строчку не может прочитать ни один учёный?

Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине.

В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

Ответ: Суббота

Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом?

Ответ: Именительный падеж

Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)

Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)

Подведение итогов

Источник: https://naurok.com.ua/scenariy-vneklassnogo-meropriyatiya-po-russkomu-yazyku-v-5-klasse-puteshestvie-v-lingvograd-1124.html

Внеклассные мероприятия по русскому языку

Фильтр по целевой аудитории

Ресурс включает в себя конспект и презентацию к внеурочному занятию по русскому языку в 4-5 классах. Разработка опирается на материал курса Д.З. Арсентьева “Родной язык – живоносный источник добра и любви”.

Во время работы обучающимся предлагается выполнение различных заданий с обязательной сменой видов деятельности. Занятие позволяет обобщить и углубить знания, полученные детьми на уроках русского языка.

Цель занятия: формирование уважительного отношения к родному языку.

Целевая аудитория: для 5 класса

27.08.2016Матфея2625

«Грамотеи» – интеллектуально-развлекательная игра, цель которой – актуализация знаний по различным разделам русского языка, развитие познавательного интереса, расширение общего кругозора и обогащение речи учащихся.

Элементы занимательности (загадки, кроссворд, шуточные задания) и яркая, красочная презентация способствуют повышению интереса школьников к предмету.

Методическая разработка поможет учителю в проведении внеклассного мероприятия в ходе предметной недели.

Целевая аудитория: для 6 класса

17.11.2014olifirovatanya9738

Конспект и презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку. Игра “Лингвистическое путешествие» Аннотация: Внеклассное мероприятие в форме игры, сопровождается презентацией.

Данное внеклассное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку. На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация.

Этот вид работы способствует вовлечению учащихся в ход игры, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.

Целевая аудитория:для 6 класса

Целевая аудитория: для 6 класса

18.04.2014УчительницаКарповаТатьяна6629

Внеклассное занятие “Волшебный квадрат” можно провести на неделе русского языка и литературы. Учащиеся в ходе игры повторят и обобщат изученный материал по основным разделам русского языка.

Игра развивает логическую и устную речь учащихся.
Игровое поле разделено на 36 секторов разного цвета, которые содержат вопросы основных разделов русского языка.

Читайте также:  Игры весной для детей подготовительной группы (6-7 лет) в детском саду

В ходе игры учащиеся делятся на команды и по очереди выбирают сектор.

Целевая аудитория: для учителя

24.03.2014приозёрск6238

Олимпиада выявляет лучшего. Но каждый может попробовать в ней свои силы. Были разные задания: составить слова, предложения, решить кроссворд, найти ошибки в текст. Проведение олимпиады позволяет определить, насколько глубоки знания по русскому языку, высокая речевая культура, начитанность, смекалка учащихся.

Такая проба сил, как олимпиада, несомненно, развивает логическое мышление учащихся, расширяя кругозор и повышая интерес к изучению русского языка. Игровая форма позволила разнообразить виды деятельности учащихся, а применение мультимедийной презентации способствовало повышению интереса к изучаемому предмету.

    

Целевая аудитория: для 5 класса

14.03.2014lybushka3682

Праздник буквы Ё. “Давайте скорее расставим все точки над буквой Ё “29 ноября 1783 года- день рождения буквы Ё

Буква Ё. Седьмая буква русского алфавита. Она является едва ли не самой проблемной буквой, по крайней мере, самой обсуждаемой.

В современном письме Ё не является обязательной: она употребляется лишь в специальных текстах (словарях, специализированных учебниках и др.) да в отдельных случаях для предупреждения неверного чтения (берёт – берет)”.

А ведь игнорирование буквы Ё в текстах и документах затрудняет чтение и понимание прочитанного, искажает язык, снижает грамотность, создаёт массу проблем бюрократического характера.

Этот праздник поможет раскрыть некоторые проблемы буквы Ё и показать важность её использования.  

Целевая аудитория: для 5 класса

18.11.2013ПТН3406

“Такие разные части речи”

Данная разработка может использоваться на заключительном уроке по теме “Причастие” или как внеклассное мероприятие по русскому языку. В ходе мероприятия ученики не только повторяют изученный материал, но и узнают много нового о частях речи.

   

Целевая аудитория: для 7 класса

Источник: https://www.uchportal.ru/load/190

Сценарий и презентация для внеклассного мероприятия по русскому языку “Турнир знатоков”

Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки групповой работы. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайды для сопровождения занятия.

Ход мероприятия

Ученик 1.

Жизнь идет, словарь опережая.

(Сколько новых дел, событий, чувств!)  

Мысль свою на русском выражая,

Я у предков многому учусь.

Ученик 2.

Навсегда вошли без перевода

Русские хорошие слов

В речь и душу каждого народа

На правах духовного родства.

Ученик3

Наш язык – язык труда и света,

Он широк, и ясен, и велик.

Слушает с волнением планета

Пушкина бессмертного язык!

Учитель: Сегодня у нас в гостях – его величество русский язык.

И мы проводим турнир знатоков русского языка.

 – А что такое турнир? (ответы детей)

Турнир. – спортивное соревнование , а у нас будет с вами словесный турнир между командами

В нашем турнире примут участие две команды:

 1 команда «Приставки»

Наш девиз: Приставки всегда молодцы,

 Приставки всегда впереди!

2 команда «Предлоги»

Наш девиз: Думай, пробуй и ищи,

 Трудно будет – не пищи!

 – А теперь ребята, представление нашего уважаемого жюри. (представление жюри)

 – Уважаемое жюри каждая команда желает вас поприветствовать.

Приветствие жюри командами:

1 команда «Приставки»

Мы жюри подарим мыло,

 Чтоб нас строго не журило.

 Мы жюри подарим смех,

 Чтобы было всем потех.

 2 команда «Предлоги»

Вы жюри, нас не журите,

Справедливее судите!

Чтобы счёт не потерять,

Вот вам счёты, чтоб считать.

Разминка.

 – Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте хором.

Нога – …(ноги)

Рука – …(руки)

Дуга – … (дуги)

Мука – … (сущ. мука не имеет множественного числа)

Ведро – … (ведра)

Бедро – …(бедра)

Метро – …(сущ. метро не имеет множественного числа)

День – …(дни)

Пень – …(пни)

Лень – …(сущ. лень не имеет множественного числа)

Цыпленок – …(цыплята)

Козленок – …(козлята)

Бочонок – … (бочонки)

 – Поиграли, а теперь приступим к серьезным испытаниям. Теперь вы будете работать в командах. Внимательно слушайте и отвечайте на вопросы.

1 Конкурс (Слайд)

Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый.

Мы содержим букву А

Трижды или дважды.

Иногда всего одну –

Только не в начале.

Но сегодня – ну и ну!

Все они сбежали.

1. Бклжн, баклажан

2. вринт, вариант

3. гдюк, гадюка

4. днтист, дантист

5. кдр, кадр

6. кнв, канава

7. схр, сахар

8. мтерик, материк

Весь материал – смотрите документ.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/stsenariy-i-prezentatsiya-dlya-vneklassnogo-meropriyatiya-po-russkomu-yazyku-turnir-znatokov.html

Сценарий внеклассного мероприятия «Открытие недели русского языка в начальной школе»

Главная » Начальная школа » Сценарий внеклассного мероприятия «Открытие недели русского языка в начальной школе»

Здесь Вы можете скачать Сценарий внеклассного мероприятия «Открытие недели русского языка в начальной школе» для предмета : Начальная школа. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Составлено: учителем начальных классов Тихомировой Е.Р., МБОУ ООШ № 18

Ведущий:

– Здравствуйте, ребята!

– Посмотрите, внимательно вокруг себя и скажите, с какой целью мы сегодня собрались здесь в зале.

(уч-ся читают на передней части стенки запись)

«Открытие НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА в начальной школе».

– Правильно. С сегодняшнего дня у нас в школе будет царить «Неделя русского языка». На этой недели  вы должны показать все свои знания в области русского языка.                                                    

(зачитать программу)

План проведения.

1-й день.

1). Открытие «Недели русского языка»

2). Конкурс чистописания (по классам)

2-й день.

Выставка творческих работ:

– стенгазеты,

– рисунки,

– лингвистические загадки.

3-й день.

Час занимательной грамматики.

1 – е и 2 – е классы – праздник «Путешествие в страну Грамматику»

3 – е и 4 – е классы – КВН «Путешествие по стране русского языка»

4 –й день.

Занятия по речевому этикету «Чистый ручеёк нашей речи» (по классам)

5-й день.

1). Конкурс юных сочинителей:

– сочинения на тему «Зимушка-зима»

– сочиняем стихи

– сочиняем сказки и забавные истории

2). Олимпиады по русскому языку (по классам)

6-й день.

Подведение итогов. Закрытие «Недели русского языка».

– Сегодняшнее мероприятие, посвящённое  НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА будем считать открытым.

– Это мероприятие включает в себя 2 части: теоретическую и практическую.

– В 1 части  мы вместе вспомним высказывания советских и зарубежных писателей и поэтов о русском языке, ребята прочитают стихотворения, а также покажут вам небольшие инсценировки о нелепых ситуациях, возникающих из-за незнания русского языка или из-за нежелания его изучать.

– А во 2 части, практической, мы выявим знатоков русского языка среди участников нашей встречи.             

– Итак, начинаем!

Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):

Я люблю свой родной язык!Он понятен для всех,Он певуч,Он, как русский народ, многолик,Как держава наша, могуч.Он язык луны и планет, Наших спутников и ракет.На совете за круглым столомРазговаривайте на нем: Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Ведущий:

– Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

– В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

– В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он :

 «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».

– Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются. Наверно, всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека.

Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!».

– Наши артисты сейчас вам напомнят этот случай.

(Разыгрывание сценки)

(На сцену выходят Придворный и Королева Пунктуация)

Придворный:

Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Королева:

Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(Входит Федя)

Федя:

Какое-то здесь всё странное. Куда я попал?  А это кто ещё мешает мне пройти?  Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве)

Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева: (Поправляет корону)

– Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя: 

Федя.

Королева:

Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь – жив будешь, неправильно – умрешь.

Федя: 

Давайте ваше предложение и запятую.

(предложение написано на доске)

Королева:

Задание. Поставь запятую на нужное место.

Федя: (запятую ставит после слова)

Королева:

Прочитай, что у тебя получилось.

Федя:

Королева:

Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

(выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)

Федя:

Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

Королева:

Читайте также:  Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: птицы

Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.

Федя:

Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Королева:

Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя:

Не надо. Мне домой, если можно.

Королева:

Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. И никогда  больше не будь таким дерзким.

Ведущий:

– А наш праздник продолжается.

В современном русском языке много разделов:

Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика; 

Сложные названия разделов. Но ещё сложнее эти разделы выучить. Но на это у нас ещё впереди много лет! И не нужно лениться их все изучать.

Ведущий:

– Сегодняшнее наше мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА, завершаем замечательным стихотворением, которое называется…

Стихотворение «Выучи русский язык!».

1 -й ученик:

Если ты хочешь судьбу переспорить,Если ты ищешь отрады цветник,Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

2-й ученик:

Он твой наставник – великий, могучий,Он переводчик, он проводник,Если штурмуешь познанья кручи,

Выучи русский язык!

3-й ученик:

Русское слово живет на страницахМир окрыляющих пушкинских книг.Русское слово – свободы зарница,

Выучи русский язык!

4-й ученик:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,Пушкинской лирики чистый родник,Блещет зеркальностью русское слово –

Выучи русский язык!

5-й ученик:

Мир разобщенных  безрадостно тесен,Спаенных мир необъятно велик. Сын мой, работай, будь людям полезен,

Выучи русский язык!

Ведущий: Ребята! Неделю русского языка считать открытой. Желаем вам творческих успехов, интересных мероприятий и побед. (представителям каждого класса вручается маршрутный лист)

скачать этот документ

Другие материалы из категории Начальная школа

Источник: https://docbase.org/54108-scenariy-vneklassnogo-meropriyatiya-otkrytie-nedeli-russkogo-yazyka-v-nachal-noy-shkole.html

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку

Насекина Юлия Александровна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

учитель русского языка и литературы

Внеклассное мероприятие по русскому языку

для учащихся 5 класса

Турнир знатоков русского языка

Цель проведения:

– прививать интерес к изучению родного языка; – способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение; 

– создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Оборудование: бумага, карандаши, ручки, карточки с заданиями, грамоты для награждения .

Ход мероприятия:

Вступление

Учитель:

-Добрый день, дорогие друзья! Сегодня в рамках проведения Недели русского языка и литературы мы с вами собрались на «Турнир знатоков русского языка”. Строгое, но объективное жюри будет следить за ходом турнира и выставлять оценки.

Команда, набравшая наибольшее количество баллов, и станет победителем и знатоком русского языка. Сегодня в нашем турнире участвуют две команды, которые в честном поединке выяснят, кто же лучше знает наш прекрасный русский язык.

Итак, за стол игроков приглашаются команды.

Разминка «Узнай название команды».

Ведущий. Приступаем к состязанию. Но сначала команды должны узнать своё название. Для этого вам надо из букв собрать слово. (командам раздаются разрезные карточки с буквами названия – «Грамотеи», «Языковеды» )

Команда, первой выполнившая задание, получает 2 балла, остальные – 1 балл.

Ш. Тур 1. Конкурс 1. «Скороговорки»

Учитель: Послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Сашина каша» (заранее подготовленные учащиеся)

САШИНА КАША Живёт на свете Саша.Во рту у Саши каша -Не рисовая каша,Не гречневая каша,Не манка,Не овсянкаНа сладком молоке. С утра во рту у Саши  Слова простые наши –  Слова простые наши На русском языке.Но то, что можно внятно  Сказать для всех понятно, Красиво,             чисто,                      ясно, -Как люди говорят, –  Наш Саша так корёжит,  Что сам понять не может:  Произнесёт словечко – И сам тому не рад!Он скажет:                 «До свидания!» А слышится:                 «До здания!»Он спросит:                 «Где галоши?» А слышно:                 «Это лошадь?» Когда он вслух читает,  Поймёшь едва-едва:  И буквы он глотает, И целые слова.Он так спешит с налёта Прочесть,                спросить,                              сказать,Как будто тонет кто-то, А он бежит спасать…Он может, но не хочет  За речью последить.  Нам нужен переводчик Его переводить.

Чтобы нас с вами не нужно было переводить, надо произносить слова отчётливо и правильно. И сейчас конкурс скороговорок.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/russkij-jazyk/245919-scenarij-vneklassnogo-meroprijatija-po-russko.html

Внеклассное мероприятие для учащихся 1 класса. Сценарий

Внеклассное мероприятие. Тема: «Я и моё имя» (1 класс)

Цели:

1.Углубить знания детей об именах.

2.Познакомить учащихся с историческими этапами появления имён, со значением их собственных имён, с чертами характера, связанными с именами.

3.Формирование уважения к людям иной культуры, языка, веры.

Оборудование: презентации, детские работы о своих именах, ноутбук, проектор, презентация. Ход мероприятия:

1.Вступительное слово учителя.

Сейчас я загадаю вам загадку, угадайте её и скажите, о чём сегодня мы с вами будем говорить.

И у мамы есть,

И у папы есть.

И у дочки есть,

И у внучки есть.

И у всех есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух его назвать.

(Если учащиеся не могут отгадать загадку, то учитель задаёт наводящие вопросы:

– Что принадлежит тебе, но чаще всего им пользуются другие?

– Чем один человек отличается от другого на примере нашего класса?

– Внимательно посмотрите друг на друга и скажите: «Чем вы отличаетесь друг от друга?» )

Ну конечно же это-имя. У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Мы живём в мире имён. Люди дают имена, чтобы отличать одного человека от другого. Сегодня мы попробуем открыть некоторые тайны имен. Итак, начинаем!

– Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся с вами в путешествие, а начнем его со сказки.

2.Имя имеет смысл!

Отгадывание загадок о сказочных персонажах, объяснение значения их имен

Учитель: Отгадайте загадку

Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис,

Перевязывает ранки

Африканской обезьянке.

И любой нам подтвердит:

Это – доктор…

Дети: Айболит.

Учитель: Посмотрите, если имя доктора разделить на две части, то мы увидим, что оно произошло от двух слов. Каких?

Дети: Ай и болит.

Учитель: Объясните название имени доктора.

Дети: Когда к доктору приходят звери, они жалуются ему на свое здоровье.

Учитель: Смысл имени в том, что оно показывает профессию героя сказки.

Учитель: А теперь я вам предлагаю отгадать еще одну загадку

Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг – только грязь и зола.

А звали красавицу …

Дети: Золушка.

Учитель: Какое слово помогло вам отгадать имя девочки? На что указывает это имя?

Дети: Имя Золушка произошло от слова «зола». Имя указывает на род занятий героини сказки: она занималась грязной работой (мыла, стирала, убирала). А еще имя указывает на внешний вид: одежда девочки от грязной работы быстро пачкалась.

Учитель:

Следующая загадка:

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен,

Занят разными делами,

Лишь учиться ему лень.

Он – художник знаменитый,

Он – известный всем поэт,

Замечательно воспитан,

Очень модно он одет.

Кто он, быстро отгадай-ка!

Как зовут его?…

Дети: Незнайка.

Учитель: За какое качество Незнайка получил свое имя?

Дети: Невежество, нежелание учиться.

Учитель: Имя может обозначать и качество личности, и его характер.

Учитель:Отгадайте последнюю загадку

Появилась девочка

В чашечке цветка.

И была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке

Та девочка спала.

Вот такая девочка!

Как она мила!!!

Дети: Дюймовочка.

Учитель: Как вы узнали?

3. Из истории имён.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

Имя – это и судьба, и характер, и помощник на добрые слова, и защитник небесный. Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени.

В далёком прошлом люди перебирали самые простые слова своего языка, вслушивались в их звучание, вдумывались в их смысл, и то, которое покажется наиболее благозвучным и важным, точным, наиболее подходящим, делали именем своего ребёнка. Каждое слово, в том числе и имя, расценивалось как заклинание, обладающее опасной, таинственной силой. Наши предки верили, что имя может быть могучим талисманом, определяющим в чём-то судьбу человека.

В древности человек мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия. Первое имя он получал ещё младенцем.

Так, горластый мальчик, не дававший своим криком спать по ночам, мог быть назван Будилкой, а крикливая девочка – Плаксой. Второе (взрослое) имя человек получал за какие-то заслуги.

Опытный предводитель, приносящий своему племени победу над врагом – Станиславом (постоянно славный), неутомимый в пути становился Дорогой.

В нашей республике живёт много национальностей. И у каждого народа свои традиции, свои обряды. Мы сегодня говорим об имени, и узнаем, как же выполняют обряд имянаречения у народов, которые живут среди нас.

Родители учеников рассказывают об обряде Имянаречения.

Имянаречение у народов мари.

В марийских семьях имя ребёнку давали иногда сразу же после рождения или через полгода-год со дня рождения. Было много способов наречения имени ребёнку.

– ребёнку давали имя первого вошедшего в дом в день его рождения;

– ребёнку имя давал карт(старец).Он брал плачущего ребёнка на руки и перебирал разные имена, при котором имени ребёнок переставал плакать, то ему и давали;

Читайте также:  Сказка «почему кот моется после еды»

– ребёнка могли назвать в зависимости от дня недели.

Правильно выбранное имя ребёнка обеспечивало его благополучие в жизни.

4.Что же означают наши имена?

Учащиеся нашего класса подготовили первый проект «Я и моё имя». Сейчас некоторые из них расскажут, о чём же говорят их имена.

Когда дети маленькие их часто называют сокращенными именами, а вырастают – полными. Давайте поиграем: я вам говорю полное имя, а вы сокращенное и наоборот:

Василий, Митя, Николай, Оля, Петя, Зина, Виктор, Вова, Татьяна, Лена, Ирина, Ваня, Андрей, Евгений.

5.Колыбельные.

Дети рождаются маленькими, беспомощными. И кто за ними ухаживает день и ночь? Чтобы ребёнка успокоить, чтобы он спал, не плакал, что делает мама? Да, мама поёт колыбельную песню. Для маленького крохи нет ничего роднее маминого голоса, маминых объятий.

Укладывая своего малыша спать, и напевая ему колыбельную песню, мама вкладывает в него всю свою любовь, заботу и нежность. Конечно же, это передаётся ребёнку, и он в своём подсознании запомнит эти моменты на всю свою жизнь.

Слушая колыбельную песню, ребёнок знакомится со своим родным языком.

25 ноября – День Матери в Росии. Это праздник, к которому никто не остаётся равнодушным. Ребята, постарайтесь каждый день мамам говорить тёплые слова, не расстраивайте их. Пусть на лицах всех мам светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах. Берегите своих мам!!!

Колыбельные песни наши мамы тоже поют на разных языках.

Исполнение колыбельных песен мамами на татарском, марийском языках.

Песня «Спи моя радость, усни»

6.Частушки про имена

1.Начинаем петь частушки

Просим не смеяться

Тут народу очень много

Можем застесняться.

2.Есть у нас молчун Адамка

Добрый ласковый, как хомка

Очень щедрый он у нас

Всё последнее отдаст.

3.Полина вовсе не тихоня

Хоть и кажется такой

Если надо вмажет смело

Даже глазом не моргнёт.

4.Кто завёлся и помчался

Словно быстрый самолет

Это Альмир в нашем классе

Марафонский бег сдаёт

5.Катя – добрая душа

Всем приятна, хороша.

Любит школу, любит труд

И всем в классе верный друг.

6.А серьёзней всех Дамирчик

Он хороший кавалер

И воспитанный и скромный

Надо брать с него пример.

7.Для чего скажите дети

Существуют книги

Чтобы била Илюза

Всех мальчишек ими.

8.У Ахмада всё по полкам

В голове разложено

Всё расскажет с чувством, с толком

Даже о мороженном.

9.Как у нашего Артура

Вечно всё ломается

И во рту его замок

Никак не закрывается.

10.Заболел Азатик наш

Не приходит долго в класс

Ты, Азатик, как-нибудь

Дорогу в школу не забудь

11.Мы частушки вам пропели

Все старались от души

Ведь ребята в нашем классе

Очень даже хороши.

7.Итог занятия

1. Каждое имя имеет глубокий смысл, свою историю и Родину.

2. В имя люди вкладывали качества, которые хотели бы передать его владельцу.

3. Имена нам дают папы и мамы, бабушки и дедушки. Некоторые из имен даются в память о наших предках.

4. Своё имя нужно носить с достоинством: беречь его, не портить его плохими поступками.

Источник: http://www.school-essays.info/vneklassnoe-meropriyatie-dlya-uchashhixsya-1-klassa-scenarij/

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 1 классе Цель

Турнир знатоков Внеклассное мероприятие по русскому языку в 1 классе Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки коллективной работы.БЛИЦ –ТУРНИР

Вопросы для команды А

1. Речь устная и… (письменная). 2. Букв в русском языке… (33). 3. Звука не обозначают буквы… (ъ,ь) 4. Язык – средство… (общения). 5. Последняя буква русского алфавита… (я). 6. Звуки бывают… (гласные и согласные). 7. «Ча» и «ща» пишутся с буквой… (а). 8. Первое слово предложения пишется… (с большой буквы). 9. Два звука могут обозначать буквы… (е, ѐ, ю, я). 10. Согласный звук может быть… (твердый и мягкий). 11. Видим и пишем мы… (буквы). 12. В слове «коньки» звуков… (5). 13. Слово имеет… (значение).

Вопросы для команды Б

1. Речь письменная и… (устная). 2. Первая буква алфавита… (а). 3. Произносим и слышим мы… (звуки). 4. Наша речь состоит из… (предложений). 5. Сколько в слове гласных, столько и… (слогов). 6. «Жи» и «ши» пиши с буквой… (и). 7. В слове «замок» слогов… (2). 8. Согласные звуки делятся на… (глухие и звонкие). 9. «Чу» и «щу» пиши с буквой… (у). 10. В слове «пальто» звуков… (5) 11. Предложение выражает… (законченную мысль). 12. Звуки на письме обозначаются… (буквами). 13. Имена, фамилии людей, клички животных пишутся… (с большой буквы). 1.Станция «Пословицы»Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему- то поучают И от беды нас берегут.

Закончить пословицу по ее началу.

В гостях хорошо, …(а дома лучше) Без труда не вынешь …(рыбку из пруда) Скучен день до вечера …(коли делать нечего) Терпение и труд …(все перетрут) Семь раз отмерь …(один отрежь) За двумя зайцами погонишься …(ни одного не поймаешь) Поспешишь …- (людей насмешишь) Любишь кататься …(люби и саночки возить)

Объяснить смысл пословиц.

Для команды А Для команды Б

Аппетит приходит во время еды. Скупой платит дважды. Делано наспех – сделано на смех. Без грамматики нет и математики.2.Станция «Весёлый наборщик»Мы обычные слова, Всех нас знает каждый. Мы содержим букву А Трижды или дважды. Иногда всего одну- Только не в начале. Но сегодня – ну и ну! Все они сбежали.

Угадайте слова.

Брбн, стрт, сткн, рссд, мрк, прт, схр, крндш (барабан, старт, стакан, рассада, марка, парта, сахар, карандаш)

В течение 5-ти минут нужно из букв, составляющих слово РАСПОРЯДОК, придумать как можно больше слов, имён существительных в ед.ч.

Когда заканчивается время, команда с наименьшим количеством слов говорит первое слово, если слово повторилось у другой команды, они его вычёркивают. Так по возрастающему количеству слов прочитываются все слова. Победителем становится тот, у кого оказалось больше не зачёркнутых слов.3.Станция «скороговорки»

(Команды рассаживаются двумя параллельными рядами на стульях.)

Ведущий сообщает «по секрету» скороговорку первому из сидящих каждой команды. По его сигналу тот шёпотом передаёт её второму, далее по цепочке.

Последние, получив «телефонограмму», должны встать и громко, внятно произнести скороговорку.

Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и ее представитель точнее произнесёт эту скороговорку вслух).

Скороговорки для команд:

1. Не доела Нина дыню. 2. У ежа ежата, у ужа ужата. 3. Ворона воровала виноград. 4. От розы занозы.

Необходимо в течение 2-х минут собрать «рассыпавшуюся» скороговорку и прочитать её правильно.

Скороговорка: У Тамары тараторки тридцать три скороговорки.4.Станция «Загадки»

Необходимо отгадать загадку, в словах – отгадках, определить количество слогов в слове-отгадке.

Загадки для команд

1.На бахче у нас растёт, Как разрежешь- сок течёт. Свеж и сладок он на вкус, Называется…(арбуз)2.Эту зелень ты не тронь: Жжётся больно, как огонь Неприятна, некрасива, Называется…(крапива)3.Ежедневно В шесть утра, Я трещу: -Вставать пора!(будильник)4.Через поле и лесок Подаётся голосок. Он бежит по проводам- Скажешь здесь, А слышат там. (телефон)5.Не смотрел в окошко- Был один Антошка, Посмотрел в окошко- Там второй Антошка! Что это за окошко, Куда смотрел Антошка? (зеркало)6.У нашей Катюшки Прямо на макушке Не жуки, не птички Держат две косички. (банты)5.Станция «Фразеологизмы»

В народе говорят: «Хорошую речь хорошо и слушать». Одним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.

Я буду читать фразу, а вы должны выразить ее смысл одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.

Мчаться на всех парах (стремительно) Орать во все горло (громко) Спать мертвым сном (крепко) Работать, не покладая рук (усердно) В час по чайной ложке (медленно) Сделать на скорую руку (наспех) Вылететь из головы (забыть) В двух шагах (рядом, близко) Без году неделя (недавно) Втирать очки (обманывать)

Каждому фразеологизму подберите соответствующий антоним (противоположный по значению)

Болтлив как сорока хоть иголки собирай Хоть пруд пруди нем как рыба Не видно ни зги раз-два и обчелся Кричать во всю Ивановскую навострить уши Пропустить мимо ушей воды в рот набрать Держать в ежовых рукавицах отбиться от рук6.

Станция «Ударная»Ударный слог, ударный слог – Он назван так недаром! Эй, невидимка – молоток, Отметь его ударом!И молоток стучит, стучит, И четко речь моя звучит Следи за поведеньем молотка Держи его в руках озорника.

Командам предлагается задание: правильно расставьте ударение в предложениях.

Семена гвоздики похожи на гвоздики. Купи соли и соли капусту. Трусит трусишки, а ослик трусит.

На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1179893-4.html

Ссылка на основную публикацию