Рассказы о природе, 2-3 класс. внеклассное чтение

Примерный список литературы для внеклассного чтения 2-11 классы Будущим второклассникам Рассказы о природе

Рассказы о природе, 2-3 класс. Внеклассное чтение

Примерный список литературы для внеклассного чтения 2-11 классы

Будущим второклассникам

Рассказы о природе

Бианки В. Рассказы и сказки

Житков Б. Рассказы

Пермяк Е. Рассказы и сказки

Пришвин М. Рассказы

Скребицкий Г. Рассказы

Сладков Н. Рассказы

Ушинский К. Сказки и рассказы

Цыферов Г. Сказки и рассказы

Чарушин Е. Рассказы про Никиту

Поэзия

Барто А. Стихи

Заходер Б. Стихи и сказки

Маршак С. Стихи и сказки

Михалков С. Стихи и сказки

Остер Г. Стихи и сказки

Сказки, повести и рассказы

Зарубежные литературные сказки: Андерсен Г.Х., Перро Ш.

Русские народные сказки

Сказки и былины о русских богатырях

Сказки народов мира

Русские литературные сказки: П.Ершов, А.Пушкин, В.Одоевский, П.Бажов

Носов Н. “Приключения Незнайки и его друзей”. Рассказы “Фантазёры”

Успенский Э. “Крокодил Гена и его друзья”

Драгунский В. Рассказы “Денискины рассказы”

Будущим третьеклассникам

Русские народные сказки, былины, мифы и легенды

Русские народные сказки

Былины

Сказки народов мира

Мифы и легенды Древней Греции

Русские литературные сказки

Аксаков С. “Аленький цветочек”

Гаршин В. “Лягушка-путешественница”

Катаев В. Сказки, рассказы

Шварц Е. “Сказка о потерянном времени”

Зарубежные литературные сказки

Андерсен Г.Х.

Линдгрен А. Сказки, повести

Милн А. “Винни-Пух и все-все-все”

Лагерлеф С. “Сказочное путешествие Нильса с дикими гусями”

Харрис Д. “Сказки дядюшки Римуса”

Родари Д. Сказки

Киплинг Р. “Маугли”

Распе Э. “Приключения барона Мюнхгаузена”

Пройслер О. Маленькая колдунья

Повести и рассказы отечественных писателей

Куприн А. Рассказы

Паустовский К. “Стальное колечко”

Ларри Я. “Необыкновенные приключения Карика и Вали”

Голявкин В. Рассказы

Губарев В. “Королевство кривых зеркал”

Прокофьева С. “Ученик волшебника”, “Приключения желтого чемоданчика”

Лагин Л. “Старик Хоттабыч”

Поэзия

Пушкин А., Лермонтов М., Некрасов Н., Тютчев Ф., Фет А., Бальмонт К., Бунин И., Есенин С.

Басни Эзопа, Крылова И.

Будущим четвероклассникам

Повести и рассказы отечественных писателей

Бажов П. “Малахитовая шкатулка”, “Сказы”

Зощенко М. Рассказы

Кассиль Л. “У классной доски”

Мамин-Сибиряк Д. Рассказы и сказки

Медведев В. “Баранкин, будь человеком!”

Носов Н. “Витя Малеев в школе и дома”, рассказы

Пантелеев Л. Рассказы

Рыбаков А. “Бронзовая птица”, “Кортик”

Толстой А.Н. “Детство Никиты”

Чехов А. Рассказы для детей. “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”, “Лошадиная фамилия”

Повести и рассказы о животных

Бианки В.В. “Лесная газета”

Троепольский Г. “Белый Бим, Чёрное Ухо”

Чаплина В. Рассказы

Чехов П. “Каштанка”

Зальтен Ф. “Бемби”

Лондон Д. “Зов предков”

Литературные сказки

Алексин А. “В стране вечных каникул”

Булычёв К. “Гостья из будущего”

Волков А. “Волшебник Изумрудного города”

Гераскина Л. “В Стране невыученных уроков”

Дружков Ю. “Приключения Карандаша и Самоделкина”

Успенский Э. “Дядя Федор, пес и кот”, стихи

Повести, рассказы и сказки зарубежных писателей

Гофман Э. “Щелкунчик и мышиный король”

Гюго В. “Гаврош”

Дефо Д. “Робинзон Крузо”

Кэрролл Л. “Алиса в стране чудес”

Рауд Э. “Новые приключения муфты, полботинка и меховой бороды”

Твен М. “Приключения Тома Сойера”

Янссон Т. Сказки о Муми-Троллях. “Муми-Тролль и страшная комета”, “Муми-Тролль и шляпа чародея”,”Волшебная зима”, “Опасное лето”, “В конце ноября”

Будущим пятиклассникам

Эпос. Мифы, легенды, басни

Античные мифы

Басни Эзопа, Лафонтена

Аристофан “Лягушки”

Гомер “Илиада”, “Одиссея”

Эсхил “Прикованный Прометей”

Сказки

Французские народные сказки

Арабские народные сказки из книги “Тысяча и одна ночь”

Русские народные сказки

Русская литература

Андреев Л. “Петька на даче”, “Ангелочек”

Астафьев В. Рассказы

Гаршин В. Рассказы

Горький М. “Детство”

Григорович Д. “Гуттаперчевый мальчик”

Достоевский Ф. “Мальчик у Христа на ёлке”

Куприн А. Повести, рассказы

Лесков Н. Рассказы

Пушкин А. “Руслан и Людмила”

Островский А. “Снегурочка”

Толстой Л. Рассказы для детей. “Детство”

Лирика: Баратынский Е., Блок А., Бунин И., Есенин С., Лермонтов М., Некрасов Н., Пушкин А., Тютчев Ф., Фет А.

Зарубежная литература

Даррелл Дж. “Говорящий сверток”

Кервуд Дж. Рассказы о животных

Линдгрен А. “Приключения Калле Блюмквиста”

О`Генри. “Вождь краснокожих”

Сент-Экзюпери А. “Маленький принц”

Сетон-Томпсон Э. “Рассказы о животных”

Уайльд О. “Мальчик-Звезда”

Будущим шестиклассникам

Русская литература XIX века

Пушкин А. “Повести Белкина”, “Дубровский”

Гоголь Н. “Вечера на хуторе близ Диканьки” (“Ночь перед Рождеством”, “Майская ночь, или Утопленница”, “Заколдованное место”)

Лесков Н. “Левша”, “Человек на часах”, “Тупейный художник”

Тургенев И. “Бежин луг”

Толстой Л. “Хаджи-Мурат”

Чехов А. Рассказы (“Толстый и тонкий”, “Хирургия”, “Налим”, “Беззащитное существо”, “Жалобная книга” и др.)

Русская литература XX века

Алексин А. “Звоните и приезжайте”

Белов В. Рассказы

Булычев К. “Заповедник сказок”

Железников В. “Чудак из шестого “Б””, “Путешествие с багажом”, “Чучело”

Зощенко М. Рассказы

Искандер Ф. Рассказы (“Первое дело”, “Запретный плод”, “Мученики сцены”, “Вечерняя дорога” и др.)

Крапивин В. “Валькины друзья и паруса”, “Брат, которому семь”

Платонов А. “Корова”

Пришвин М. “Кладовая солнца”

Паустовский К. “Мещёрская сторона”

Зарубежная литература

Дюма А. “Три мушкетёра”

Купер Ф. “Последний из могикан”, “Следопыт”, “История с привидением”

Лондон Д. Рассказы (“На берегах Сакраменто”, “Сказание о Ките”, “Белое безмолвие”, “Там, где расходятся пути”)

Сетон-Томпсон Э. “Тито”, “Мальчик и рысь”, “Мустанг-иноходец”, “Лобо”, “Домино”, “Улыбчивый певец”, “По следам оленя”

Стивенсон Р. “Остров сокровищ”

Твен М. “Приключения Гекльберри Финна”

Толкин Д.Р.Р. “Хоббит, или Туда и обратно”

Будущим семиклассникам

Русская литература

Жуковский В. “Светлана”

Пушкин А. “Полтава”, “Медный всадник”, драматические произведения

Гоголь Н. “Тарас Бульба”, “Миргород”, “Вий”

Тургенев И. “Записки охотника”

Салтыков-Щедрин М. Сказки

Толстой Л. “Отрочество”, “Юность”, “Набег”

Куприн А. “Изумруд”, “Тапер”

Чехов А. Рассказы (“Размазня”, “Тоска” и др.)

Беляев А. “Человек-амфибия”, “Голова профессора Доуэля” и др.

Грин А. “Алые паруса”, “Золотая цепь”, “Бегущая по волнам”

Розов В. “В добрый час!”

Рыбаков А. Трилогия о Кроше

Толстой А.К. “Князь Серебряный”

Фраерман Р. “Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви”

Лирика: Ахматова А., Мандельштам О., Цветаева М., Заболоцкий Н., Евтушенко Е., Блок А., Есенин С., Лермонтов М., Пушкин А., Тютчев Ф., Фет А.

Зарубежная литература

Гюго В. “Человек, который смеётся”

Лондон Д. “Белый клык”

Рид М. “Всадник без головы”

По Э. “Лягушонок”

О Генри. “Последний лист”, “Персики”

Голдинг У. “Повелитель мух”

Будущим восьмиклассникам

Русская литература

Пушкин А. “Капитанская дочка”, “Пиковая дама”, “Борис Годунов”

Лермонтов М. “Мцыри”, “Маскарад”

Гоголь Н. “Ревизор”, “Женитьба”, “Петербургские повести” (“Портрет”, “Нос”, “Шинель”)

Горький М. “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”

Лесков Н. “Очарованный странник”

Тургенев И. “Ася”, “Первая любовь”

Толстой Л. “После бала”, “Севастопольские рассказы”

Айтматов Ч. Повести

Шукшин В. Рассказы

Лирика: Ахматова А., Баратынский Е., Блок А., Бальмонт К., Вяземский П., Есенин С., Кольцов А.В., Некрасов Н., Тютчев Ф., Фет А.

Зарубежная литература

Байрон Д.Г. “Корсар”

Конан Дойл А. “Повести о Шерлоке Холмсе”

Мериме П. “Таманго”

По Э. “Лягушонок”, “Золотой жук”

Свифт Д. “Путешествия Гулливера” (в пересказе Т.Габбе)

Сент-Экзюпери А. “Планета людей”

Скотт В. “Айвенго”

Уэллс Г. “Человек-невидимка”

Будущим девятиклассникам

Русская литература XIX века

“Слово о полку Игореве”

Державин Г. “Фелица”, “Памятник”

Ломоносов М. Оды

Фонвизин Д. “Недоросль”

Радищев А. “Путешествие из Петербурга в Москву”

Карамзин Н. “Бедная Лиза”

Грибоедов А. “Горе от ума”

Пушкин А. “Евгений Онегин”

Лермонтов М. “Герой нашего времени”

Гоголь Н. “Мертвые души”

Островский A.H. Пьесы

Тургенев И. “Первая любовь”

Чехов А. Рассказы

Лирика: Ломоносов М., Державин Г., Жуковский В., Рылеев К., Батюшков К., Баратынский Е., Пушкин А., Лермонтов М.

Русская литература XX века

Аверченко А. Рассказы

Тэффи. Рассказы

Булгаков М. Рассказы

Бунин И. Рассказы

Шолохов М. “Судьба человека”

Твардовский А. “Василий Тёркин”

Астафьев В. “Царь-рыба”

Распутин В. “Деньги для Марии”

Приставкин А. “Ночевала тучка золотая”

Зарубежная литература

Бальзак О. “Гобсек”

Бах Р. “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”

Дюма А. “Граф Монте Кристо”

Гете И. “Фауст”, “Страдания юного Вертера”

Лопе де Вега. “Собака на сене”

Мольер Ж.Б. “Мещанин во дворянстве”, “Тартюф, или Обманщик”

Сервантес М. “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий”

Уайльд О. “Кентервильское привидение”

Шекспир У. Сонеты, комедии и трагедии

Будущим десятиклассникам

Русская литература

Островский A.H. “Гроза”, “Бесприданница”

Гончаров И. “Обломов”, “Обыкновенная история”

Тургенев И. “Отцы и дети”, “Рудин”, “Дворянское гнездо”

Чернышевский Н. “Что делать?”

Лесков Н. “Очарованный странник”, “Леди Макбет Мценского уезда”

Некрасов Н. “Кому на Руси жить хорошо”

Салтыков-Щедрин М. “История одного города”, “Господа Головлёвы”, сказки

Достоевский Ф. “Преступление и наказание”

Толстой Л. “Война и мир”

Чехов А. Рассказы (“Палата № 6″, “Ионыч”, “О любви”, “Крыжовник”, “Человек в футляре”), пьеса “Вишневый сад”

Лирика: Некрасов Н., Тютчев Ф., Фет А.

Зарубежная литература

По Э. “Убийство на улице Морг”

Уайльд О. “Портрет Дориана Грея”

Флобер Г. “Саламбо”

Шоу Б. “Дом, где разбиваются сердца”, “Пигмалион”

Диккенс Ч. “Приключения Оливера Твиста”

Флобер Г. “Госпожа Бовари”

Теккерей У. “Ярмарка тщеславия”

Гете И. В. “Фауст”

Гюго В. “Отверженные”

Будущим одиннадцатиклассникам

Русская литература конца ХIХ — первой половины ХХ веков

Бунин И. Рассказы (“Господин из Сан-Франциско”, “Солнечный удар”, из сборника “Темные аллеи”)

Куприн А. “Олеся”, “Гранатовый браслет”

Аверченко А. Рассказы

Зощенко М. Рассказы

Блок А. Цикл стихотворений “Стихи о Прекрасной Даме”, поэма “Двенадцать”

Горький М. “На дне”, “Старуха Изергиль”

Маяковский В. Поэма “Облако в штанах”

Андреев Л. “Большой шлем”, “Ангелочек”, “Иуда Искариот”

Бабель И. “Конармия”

Замятин Е. “Мы”

Ахматова А. Поэма “Реквием”

Булгаков М. “Собачье сердце”, “Мастер и Маргарита”

Платонов А. Рассказы

Толстой А.Н. “Петр I”

Пастернак Б. “Доктор Живаго”

Шолохов М. “Тихий Дон”

Русская военная проза и литература второй половины ХХ века

Некрасов В. “В окопах Сталинграда”

Воробьев К. “Убиты под Москвой”

Быков В. “Сотников”, “Обелиск”

Бондарев Ю. “Горячий снег”, “Берег”

Солженицын А. “Один день Ивана Денисовича”, “Матренин двор”

Твардовский А. “Василий Теркин”

Распутин В. “Прощание с Матерой”

Набоков В. Рассказы

Шмелев И. “Лето господне”

“Деревенская” проза: Астафьев В., Шукшин В.

Драматургия: Вампилов А. “Старший сын”

Современная Фантастика: Ефремов И., Булычев К., Стругацкие

Современная проза: Толстая Т., Улицкая Л.

Лирика конца XIX — первой половины ХХ века: Ахматова А., Бальмонт К., Блок А., Брюсов В., Бунин И., Гиппиус З., Гумилев Н., Есенин С., Мандельштам О., Маяковский В., Мережковский Д., Пастернак Б., Сологуб Ф., Цветаева М., Хлебников В.;

Стихи о войне: Симонов К., Тихонов Н, Твардовский А., Сурков А. и др.;

Лирика второй половины ХХ века: Ахмадулина Б., Бродский И., Вознесенский А., Высоцкий В., Галич А., Евтушенко Е., Окуджава Б

Зарубежная литература

Белль Г. “Глазами клоуна”

Кафка Ф. “Превращение”

Камю А. “Посторонний”

Оруэлл Дж. “Скотный двор”

Кристи А. “Убийство в Восточном экспрессе”, “Свидетель обвинения”

Фолкнер У. Рассказы

Хемингуэй Э. “Прощай, оружие!”

Сэлинджер Дж. “Над пропастью во ржи”

Саган Ф. “Здравствуй, грусть”

Брехт Б. “Мамаша Кураж и ее дети”

Воннегут К. “Колыбель для кошки”

Источник: https://refdb.ru/look/1269630.html

Урок внеклассного чтения “Рассказы о животных”

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Верхне – Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»

Неделя начальных классов

Открытый урок по внеклассному чтению

Тема: Рассказы о животных.

Провела: Е.В. Головач

2014 год

Тема урока: Рассказы о животных

Планируемые результаты.

организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы; содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; содействовать развитию у детей навыка чтения;

Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные – развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.

Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование: портреты писателей В. Бианки и Е. Чарушин, Н. Сладкова, М. Пришвина, Б. Житкова; выставка книг; памятки о правильном и бережном обращении с книгой; словарные слова;

Ход урока

1 Мотивация учебной деятельности

Учитель: Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Всем полезно чтение

Про себя и вслух.

Книга – самый верный,

Самый лучший друг.

– Как вы  понимаете эти слова?

– Что вы можете сказать о книге?

Читайте также:  Сладков. подводные ежи

– Можно ли  книгу назвать – источником знаний?

– О чем бывают книги?

2 Актуализация знаний. -Начнём наш урок с загадок. Дома вам нужно было найти загадки о животных и сделать книжку малышку. Сейчас мы проведём конкурс на лучшую книжку.

Дети читают загадки и демонстрируют свои книжка – малышки.

Из книг мы узнаем много интересного, познавательного, и именно эти знания пригодятся нам в жизни.

 Из каких частей состоит книга? У каждой книги  есть  обложка, оглавление, содержание.

О чем может рассказать обложка книги?

На сегодняшнем занятии мы посетим литературную гостиную. А для того, чтобы узнать кто здесь хозяйничает и кто встретит нас у своих дверей, давайте все вместе отгадаем загадку.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Ученики: Книга.

Учитель: Правильно, ребята. Это книга. А как вы думаете, могли бы мы прожить без книг? Для чего они нам нужны!

Вот послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения С.В. Михалкова

«Как бы жили мы без книг»

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей…

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку,

А её на полке нет!

Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник,

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

Без книг, ребята, мы никуда. Книга знакомит нас с прошлым, позволяет разобраться в настоящем и словно на крыльях уносит нас в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательнейшие путешествия. Перед вами выставка  книг.  Что  объединяет эти книги? (Это книги о животных, для детей, познавательные).

3 Самоопределение к деятельности.

Как вы думаете, почему  я урок  начала с выставки этих книг?

Учитель: Ребята, а о чём вы любите читать и слушать книги?

Рассмотрите обложки книг, которые сегодня представлены на выставке в нашей литературной гостинной ( но выставке представлены книги В. Бианки, Е. Чарушина, Б. Житкова, М. Пришвина, Н. Сладкова, В Чаплиной.)

Как вы думаете, о чём или о ком эти книги?

Дети: о природе, о птицах, о животных.

Фамилии каких писателей вам знакомы?

Сегодня на уроке  внеклассного чтения  мы  познакомимся с интересным произведением  о животных.

Читая книги о природе, мы познаем мир растений, животных, наблюдаем за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.

Это понимали и детские писатели. Ведь людей всегда волновали вопросы: «Почему одни птицы зимующие, а другие улетают на юг?», «Как зимуют животные зимой?», «Почему летом идет дождь, а зимой снег?».

Ответы на эти и другие вопросы можно найти у писателей, которые и писали про природу, животных и их взаимоотношения.

Свои произведения о животных, о природе посвящали детям такие писатели, как Евгений Чарушин, Виталий Бианки, М. Пришвин, К.Паустовский и другие. Многие из них были познавательными, воспитывали интерес к активному изучению природы.

4 Работа в парах с проверкой по эталону.

Соедини автора с его произведением:

Посмотрите внимательно и скажите с творчеством какого писателя мы с вами еще не знакомы?

Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с одним рассказом о животных, который написан русским писателем Н.И. Сладковым. Книга, откуда будет прочитан наш первый рассказ называется «Рассказы о животных». Ребята, найдите эту книгу на нашей выставке.

Один из учеников находит из нескольких изданий нужную книгу и озвучивает вслух её автора. Учитель вывешивает на доску портрет писателя.

Николай Иванович Сладков родился в обычной рабочей московской семье, учился и жил в Ленинграде. Выдумщик, сказочник, натуралист Сладков является автором целой библиотеки книг: «За пером синей птицы». «Дети радуги», «Жизнь на песке», «Подводная газета». Первая книга называлась «Серебряный хвост». Всего Николай Сладков написал более 60 книг.

С детства Сладков любил и интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. Вместе с Бианки много лет готовил радиопередачу «Вести из леса», отвечал на многочисленные письма слушателей.

Сладков был настоящим исследователем природы. Вёл дневник наблюдения, он понял, что «загадки в лесу – на каждом шагу». Он вслушивался, всматривался. Приходя в лес, он всегда имел с собой фотоаппарат для съёмки, тетрадь для записей, альбом и краски для зарисовок, бинокль для наблюдений.

Начало всех рассказов Сладкова лежало в его дневниках наблюдений. Он очень любил природу, животных и призывал людей: «Откройте глаза – и красота земли хлынет в вас водопадами красок. Всё живое пропитано поэзией и красотой».

– О чём писал Н.Сладков?

-Как он относился к природе, животным? (Всю свою жизнь Н.И. Сладков был защитником природы)

А может быть какие-нибудь его произведения вам уже знакомы?

Работа по теме урока:

5 Речевая разминка

Прежде чем начать беседу над новым материалом, давайте подготовим наш речевой аппарат:

Белый снег. Белый мел.Белый сахар тоже бел.А вот белка не бела.

Белой даже не была.

– прочитайте скороговорку шепотом.

– сейчас давайте прочитаем ее в полголоса.

– читаем громче.

– читаем с вопросительной интонацией.

– сейчас читаем быстро, как мы читаем скороговорки.

– читаем все вместе быстро.

6 Чтение и обсуждение  текста.

 А) Словарная работа:

-Чтение слов с доски: два зверька полчка, потрусил дальше, тряхнул курдючком,  похромал дальше, мишка плетётся.

-Объяснить смысл, найти сходства и различия после самостоятельного чтения.

Б) Самостоятельное чтение. Объяснение слов.

В) Чтение цепочкой и обсуждение:

 – Почему медвежонок удрал от матери?

– Почему Н.Сладкову удалось увидеть медвежонка?

– Что ожидал найти медвежонок у пня? (Вкусные угощения муравьёв, личинок жуков.)

– Нашёл? Огорчился? (Разочаровался.)

 – Почему мишка повеселел, когда увидел камень? ( Кроме еды, которая там может быть, он хотел испробовать свою силу.)

– Как использовал медвежонок прежний опыт, когда он встретил гриб? (Он стал осторожнее и сначала испугался не принесёт ли беды гриб, но проявил нетерпение от того, что был голоден.)

– Почему медвежонок тихонечко завыл? (Ему было неприятно: добычи нет, а неприятностей много)

– Почему мишка не съел свою первую добычу – лягушку? ( Решил поиграть.)

– Можно сказать, что мишка был уверен в том, что эта добыча от него не уйдёт? (Да, ведь она такая маленькая, а он очень ловкий. Иначе он не отпустил бы лягушку и не стал бы с ней играть.)

 – Как изменилось его настроение в связи с новой неудачей? (Он собрался заорать.)

– Почему мамина ласка не понравилась медвежонку? (От оплеух ему было больно и обидно, что добычи нет и мама не помогла, не пожалела.)

– Зачем медведица ударила малыша?

– Как об этом говорит автор? (Она учила уму и осторожности)

– Чего опасалась мамаша? (Лес тёмный, густой и малыш мог потеряться, мог попасть в капкан, могла укусить змея.)

– Соответствует ли название содержанию?

– Были ли моменты, когда вы смеялись при чтении?

– Как называется добрый смех? (Юмор.)

– Можно ли узнать об авторе после чтения рассказа? (Да, он добрый, наблюдательный, любит природу.)

7 Восстановить содержание рассказа с помощью картинок.

8 Рефлексия деятельности на уроке.

– С каким жанром литературы мы сегодня познакомились на уроке?

-Кто его автор?

– Что понравилось на уроке и хотелось бы повторить?

9 Оценивание.

10 Задание на дом:.

Отработка навыка пересказа.

– Представь себе, что это ты неслух, превратиться в медвежонка тебе поможет медвежья шапочка. Расскажи о твоей встрече с пнём. Начни так: «Я выскочил на поляну и увидел пень. …» (и т.п.)

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину”.

Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Урок окончен.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-vneklassnogo-chteniya-rasskazy-o-zhivotnykh.html

Открытый урок по внеклассному чтению “Произведения о родной природе”

Тема: Произведения о родной природе

Класс: 2

Цель: совершенствовать навык правильного, беглого чтения

Задачи: 1.Образовательная: расширять и активизировать

словарный запас детей;

совершенствовать умение размышлять над содержанием текста,

анализировать его, выделять основную мысль, тему текста,

повторить литературные понятия «жанр» и «тема».

2.Развивающая: развивать ауди-визуальное восприятие,

мышление, речь, воображение, память.

3.Воспитательная: воспитывать любовь к природе родного края.

Текст для чтения: Г. Скребицкий. Весна.

Оборудование: компьютер, экран, текст

Ход урока.

Организационный момент.

1. Психологический настрой.

– В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

Сегодня к нам на урок чтения пришел гость. Кто это? Мудрая сова принесла трудные загадки и вопросы. Она хочет послушать, как вы читаете, и посмотреть, что вы знаете.

Тот, кто правильно будет отвечать, получит вот такие фишки. В конце урока ребята, у которых будет больше всего фишек, получат хорошие отметки.

Ребята, а как вы думаете, какое настроение у нашей гостьи? Поднимите руку те, у кого такое же настроение, как у совы.

2.Речевая разминка.

Каждое утро мудрая сова со своими друзьями делают зарядку, но непростую.

Это зарядка для языка. Давайте попробуем сделать такую гимнастику.

а) «играем в футбол»,

б) «чистим зубки»,

в) «сладкие губки».

Молодцы! Сове очень понравилось, как вы делали зарядку, но особенно

ей понравились…., они получают первые фишки.

Наш гость очень любит трудные скороговорки.

Одну из них она принесла вам.

Но вот беда: все слова в этой скороговорке перепутались, да еще появились

откуда – то лишние. Помогите сове справиться с этой бедой.

Давайте сначала прочитаем все слова вслух.

Проворонила на дворе вороненка трава ворона.

Какую же скороговорку можно составить?

Проворонила ворона вороненка.

А какие слова лишние? А у совы к вам есть вопрос: что означает

слово «проворонила»? Давайте посмотрим в словарике синонимов.

Ребята, а какой звук повторяется в нашей скороговорке чаще других?

Почему? Сколько раз встречается буква «Р» в этой скороговорке?

(чтение с убыстрением темпа).

  1. Подготовка к восприятию текста.

А теперь давайте познакомимся с темой нашего урока. Кто прочитает нам название темы вслух?

Произведенияо красотероднойприроде.

Какие произведения о природе вы уже читали?

Мы сегодня с вами прочитаем рассказ, а вот какой вы узнаете, если отгадаете загадки мудрой совы.

1. На шесте – дворец,

Во дворце – певец.

А зовут его… (Скворец).

2. Чик – чирик!

К зернышку прыг.

Клюй, не робей.

Кто же это? (Воробей).

3. Длинная шея,

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (Гусь).

4. Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона.

Кто она? (Ворона).

5. Всех перелетных птиц

черней,

Чистит пашню от червей.

Целый день по пашне

вскачь,

А зовется птица… (Грач).

СКВОРЕЦ

ВОРОБЕЙ

ГУСЬ

ВОРОНА

ГРАЧ

Ребята, сова хочет узнать: а как героев этих загадок назвать одним словом? А на какие две группы можно разделить этих птиц? А когда перелетные птицы возвращаются в наши края?

А теперь сова предлагает сделать зарядку для глаз, ведь впереди

их ждет много работы.

Физминутка для глаз.

Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо.

Закройте и сосчитайте до 10.

Представить себе большой круг. Обвести его глазами сначала

по часовой стрелке, потом против часовой.

Ребята, посмотрите, внимательно на наши слова. Что интересного вы заметили? Верно, получилось еще одно слово: весна.

А почему именно это слово мы сегодня взяли? Верно, героиней нашего произведения является весна. И сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями о весне,.

Автор этого произведения – Георгий Алексеевич Скребицкий.

Читайте также:  Театрализованное представление по пдд в начальной школе

Георгий Алексеевич рос в небольшом городке под названием Чернь.

С детства он любил природу, часто ходил гулять в лес, собирал коллекцию насекомых. Очень рано Г. А. Скребицкий стал пытаться писать стихи и рассказы. Он прожил всего 61 год, но за это время написал множество произведений. Посмотрите на выставку его книг.

Это лишь малая часть того, что написал Георгий Алексеевич. Давайте прочитаем названия этих книг. Как вы думаете: о чем они? Все эти книги о природе. Посмотрите внимательно на портрет Георгия Алексеевича.

Что вы можете сказать об этом человеке? Какой у него взгляд? (добрый, внимательный, он очень много знает)

Сегодня мы прочитаем с вами рассказ этого автора, который называется «Весна» Как вы думаете, о чем это произведение? Сейчас мы проверим: верны ли ваши предположения.

Первичное восприятие текста.

А сейчас послушайте рассказ «Весна». Следите по тексту за мной.

Почему автор назвал весну художником?

Определите жанр этого произведения.

Среди предложенных заместителей выберите подходящий.

– сказка, – стихотворение

– рассказ, басня.

А какого цвета он должен быть? Почему?

– о животных, – о Родине,

– о детях, – о природе.

5. Вторичное восприятие текста.

А теперь прочитайте это произведение еще раз шепотом.

Что означает фраза « Весна Красна»? Прочитайте об этом в словарике синонимов.

Далее идет работа с отрывками.

1 отрывок – читает один ученик вслух.

2 отрывок – жужжащее чтение.

3 отрывок – читает один ученик вслух.

4 отрывок – прочитать по цепочке по одному предложению.

Вопросы к отрывкам.

  1. Каким был лес, поляна до того, как весна решила его разукрасить?

  2. Какие она взяла кисточки? Почему?

  3. Как изменила весна лес? Найдите и прочитайте в тексте.

  4. Как изменилась поляна? Какие здесь взяла краски весна?

Сейчас мы с совой проверим, как вы умеете изображать то, о чем

вам рассказывают.

Физминутка.

Игра «Скульптор».

– изобразите весну, которая разукрашивает лес,

– покажите, как летает бабочка,

– покажите, как качается лес, когда дует легкий ветерок, сильный ветер.

А теперь поиграем в «Прятки».

Я начинаю читать текст с любой строчки, а вы стараетесь меня найти. Кто нашел, начинает читать вслух вместе со мной (2-3 раза). Молодцы!

Ребята, прочитайте пословицы, которые написаны на доске:

Весна красна цветами, а осень – плодами.

Матушка – весна всем красна.

Зеленый наряд радует взгляд.

Лес да вода поля красят.

Какая из пословиц подходит к нашему рассказу? Как вы ее понимаете?

6. Домашнее задание.

Нарисовать картину весеннего леса.

7. Итог урока.

Мудрая сова хочет вам на прощание задать еще несколько вопросов. Какая тема у нас сегодня была на уроке? С каким произведением сегодня познакомились? Как вы думаете, для чего Г. А. Скребицкий написал такой рассказ? А как вы можете сберечь красоту родной природы?

А теперь давайте посмотрим, у кого, сколько фишек (оценивается работа детей, выставляются отметки). Ребята, а теперь еще раз поднимите руку те, у кого настроение такое же, как у нашей совы. А давайте подберем синонимы к слову «веселый». Снова обратимся к нашему волшебному словарику.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/otkrytyi_urok_po_vnieklassnomu_chtieniiu_proizviedieniia_o_rodnoi_prirodie

Рассказы о животных, 3 класс. внеклассное чтение – ВашПедагог

КОНСПЕКТ УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ

«РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ»

Задачи:

1. Познакомить детей с художественной и научно-художественной литературой о животных;

2. Работать над содержанием рассказа Н.Сладкова;

3. Развивать речь, мышление, внимание, память;

4. Расширять словарный запас детей;

5.Прививать любовь к животным.

Оборудование: чистоговорка, портрет  Н. Сладкова,  книги о животных, презентация, иллюстрации к рассказу.

Цели: 
— Воспитывать культуру устной речи, культуру поведения и бережного отношения к животным;

— сформировать интерес к самостоятельному чтению книг; — развивать связную речь, образное мышление.

Оборудование:

Выставка книг, портреты писателей (Евгений Чарушин, Виталий Бианки, Б. Житков, М. Пришвин, К.Паустовский), учебник, книги для дополнительного чтения, серия картинок по теме, буквы для кроссворда,видео и аудио материал, памятки о правильном и бережном обращении с книгой; словарные слова;

Планируемые результаты.

Предметные:

Метапредметные:

Познавательные

– развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно — следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные

– развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.

Коммуникативные

– развивать умение в ступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно -познавательных задач.

Личностные:

— содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Ход урока

1 Мотивация учебной деятельности

Прозвенел звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети Обо всем хотят знать на свете. С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроках не скучать,

А работать и читать!

2 Актуализация знаний

— Начнём наш урок с загадок. Отгадайте, о ком говорится в загадках. Какие слова помогли отгадать тебе  загадку? Жу­жу, жу­жу, Я на ветке сижу, Букву Ж всегда твержу. Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом. (Жук)

Эта рыжая плутовка Ловит мышек в поле ловко. Хоть похожа на собаку, Никогда не лезет в драку. Нет хитрей её в лесу

И узнали мы… (Лису)!

Солнца яркого боится. Ночью ­ хищник эта птица. Ловко мышь найдет в траве.

Говорим мы о (Сове). 

Мои прекрасные рога,  Всегда угроза для врага. Но добрый нрав имею я, Поверьте мне, мои друзья. И я в лесах у вас не гость,

Живу я здесь, красавец­… (Лось)

Под землёю ни к чему.

Перерыл весь огород!
Догадались? Это (Крот)

Что за странная картинка? Вот пушистая травинка Плавно по листку ползет. Все жует, жует, жует. Не жучок, не птица.

Это (Гусеница)

Что за серенький зверёк, Хвостик длинный, как шнурок, Только кошку увидал,

Сразу в норку убежал? (Мышка)

Вместо шубки лишь иголки. Не страшны ему и волки. Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно… (Ежик)

                                      Ключевое слово: ЖИВОТНЫЕ

3 Самоопределение к деятельности.

Учитель: Ребята, а о чём вы любите читать и слушать книги?

Рассмотрите обложки книг, которые сегодня представлены на выставке в нашей литературной гостинной ( но выставке представлены книги В. Бианки, Е. Чарушина, Б. Житкова, М. Пришвина, Н. Сладкова.)

Как вы думаете, о чём или о ком эти книги?

Дети: о природе, о птицах, о животных.

Фамилии каких писателей вам знакомы?

Сегодня на уроке  внеклассного чтения  мы  познакомимся с интересным произведением  о животных.

Читая книги о природе, мы познаем мир растений, животных, наблюдаем за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.

Это понимали и детские писатели. Ведь людей всегда волновали вопросы: «Почему одни птицы зимующие, а другие улетают на юг?», «Как зимуют животные зимой?», «Почему летом идет дождь, а зимой снег?».

Свои произведения о животных, о природе посвящали детям такие писатели, как Евгений Чарушин, Виталий Бианки, М. Пришвин, К.Паустовский и другие. Многие из них были познавательными, воспитывали интерес к активному изучению природы.

4 Работа в парах с проверкой.

Соедини автора с его произведением:

Посмотрите внимательно и скажите с творчеством какого писателя мы с вами еще не знакомы?

Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с одним рассказом о животных, который написан русским писателем Н.И. Сладковым. Книга, откуда будет прочитан наш первый рассказ называется «Рассказы о животных». Ребята, найдите эту книгу на нашей выставке.

Учитель вывешивает на доску портрет писателя.

(Презентация)

Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года 5 января 1920 года в Москве в семье рабочего- металлиста, но всю жизнь прожил в Ленинграде, в Царском селе. Николай Иванович

Неподалёку от дома Николая Сладкова было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.

 С детства он любил и интересовался природой. Уже со второго класса он начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения.

С Виталием Валентиновичем Бианки — замечательным писателем, ставшим его учителем, другом и единомышленником — он познакомился будучи юннатом. С детства он любил и интересовался природой.

Вместе с Бианки он много лет готовил радиопередачу «Вести из леса», отвечал на многочисленные письма слушателей. Вместе с Бианки он много лет готовил радиопередачу «Вести из леса», отвечал на многочисленные письма слушателей. 

 Молодость будущего писателя пришлась на военные годы. К началу войны он успел окончить первый курс Гидрографического института и добровольцем ушёл на фронт. Всю войну прослужил в моторизированном топографическом отряде. После войны, оставаясь до 1958 года военнослужащим, Николай Иванович всё своё свободное время посвящал изучению природы.

Молодость будущего писателя пришлась на военные годы. К началу войны он успел окончить первый курс Гидрографического института и добровольцем ушёл на фронт. Всю войну прослужил в моторизированном топографическом отряде. После войны, оставаясь до 1958 года военнослужащим, Николай Иванович всё своё свободное время посвящал изучению природы.

Профессия военного топографа помогла Николаю Ивановичу в работе над книгами. Он открыл для себя горы Кавказа и Тянь-Шаня, которые полюбил на всю жизнь. Николай Иванович много путешествовал, как правило в одиночку, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке.

В молодости Николай Сладков увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.

В молодости Николай Сладков увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.

Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. В 1953 году вышла его первая книга. Она называлась «Серебряный хвост».

Потом были другие: «Безымянной тропой», «Десять стреляных гильз», «Трясогузкины письма», «В лесах счастливой охоты», «Иду я по лесу», «Планета чудес», «Под шапкой- невидимкой»… Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. В 1953 году вышла его первая книга. Она называлась «Серебряный хвост».

Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков все свое творчество посвятил природе. Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков все свое творчество посвятил природе.

Как каждый талантливый писатель он открыл в ней что-то свое и писал о ней Как каждый талантливый писатель он открыл в ней что-то свое и писал о ней по-своему, не похоже на других…

по-своему, не похоже на других… 

В своих книгах Сладков говорил о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает нам, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Николай Сладков писал о том, что знал лучше всего, что любил больше всего и чему больше всего удивлялся. За книгу «Подводная газета» он получил Государственную премию имени Н.К.Крупской.

 Всю жизнь Николай Иванович Сладков Всю жизнь Николай Иванович Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить её красоту, видеть необыкновенное её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами. в природе своими глазами. 

— О чём писал Н.Сладков?

-Как он относился к природе, животным? (Всю свою жизнь Н.И. Сладков был защитником природы)

А может быть какие-нибудь его произведения вам уже знакомы?

Работа по теме урока:

5 Речевая разминка

III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

— прочитайте шепотом.

— сейчас давайте прочитаем ее в полголоса.

— читаем громче.

— читаем с вопросительной интонацией.

— сейчас читаем быстро, как мы читаем чистоговорки.

— читаем все вместе быстро.

6 Чтение и обсуждение  текста.

 А) Словарная работа:

-Объяснить смысл, найти сходства и различия после самостоятельного чтения.

Б) Самостоятельное чтение. Объяснение слов.

В) Чтение цепочкой и обсуждение:

 — Почему медвежонок удрал от матери?

— Почему Н.Сладкову удалось увидеть медвежонка?

— Что ожидал найти медвежонок у пня? (Вкусные угощения муравьёв, личинок жуков.)

Читайте также:  Конспект занятия ко дню космонавтики в старшей группе

— Нашёл? Огорчился? (Разочаровался.)

 — Почему мишка повеселел, когда увидел камень? ( Кроме еды, которая там может быть, он хотел испробовать свою силу.)

— Как использовал медвежонок прежний опыт, когда он встретил гриб? (Он стал осторожнее и сначала испугался не принесёт ли беды гриб, но проявил нетерпение от того, что был голоден.)

— Почему медвежонок тихонечко завыл? (Ему было неприятно: добычи нет, а неприятностей много)

— Почему мишка не съел свою первую добычу – лягушку? ( Решил поиграть.)

— Можно сказать, что мишка был уверен в том, что эта добыча от него не уйдёт? (Да, ведь она такая маленькая, а он очень ловкий. Иначе он не отпустил бы лягушку и не стал бы с ней играть.)

 — Как изменилось его настроение в связи с новой неудачей? (Он собрался заорать.)

Источник: http://65-school.ru/bez-rubriki/rasskazy-o-zhivotnyh-3-klass-vneklassnoe-chtenie.html

Примерный список литературы для внеклассного чтения 2-11 классы Будущим второклассникам Рассказы о природе

Рассказы о природе, 2-3 класс. Внеклассное чтение

Подобный материал:

  • Список книг для внеклассного чтения на лето, 188.26kb.
  • Список литературы для внеклассного чтения в 1 классе, 24.08kb.
  • Список литературы, рекомендованной для внеклассного чтения летом обучающимся 5 класса, 7.18kb.

  • Список литературы для самостоятельного чтения и чтения на летних каникулах, 33.19kb.
  • Список литературы для самостоятельного чтения и чтения на летних каникулах, 8.36kb.
  • Список литературы для внеклассного чтения для учащихсяся 4-х классов, 17.03kb.

  • Примерный список произведений детской литературы для чтения и девочкам, и мальчикам, 120.69kb.
  • И. А. Ильин «О чтении» Зейнетдинов К. Ф. учитель Прибрежненской, 155.54kb.
  • Рекомендательная библиография для внеклассного чтения, 151.61kb.
  • Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 11 классы.

    Базовый уровень., 303.66kb.

Примерный список литературы для внеклассного чтения 2-11 классы

Будущим второклассникам

Рассказы о природе

Бианки В. Рассказы и сказки Житков Б. Рассказы Пермяк Е. Рассказы и сказки Пришвин М. Рассказы Скребицкий Г. Рассказы Сладков Н. Рассказы Ушинский К. Сказки и рассказы Цыферов Г. Сказки и рассказы Чарушин Е. Рассказы про Никиту

Поэзия

Барто А. Стихи Заходер Б. Стихи и сказки Маршак С. Стихи и сказки Михалков С. Стихи и сказки Остер Г. Стихи и сказки

^ Сказки, повести и рассказы

Зарубежные литературные сказки: Андерсен Г.Х., Перро Ш. Русские народные сказки Сказки и былины о русских богатырях Сказки народов мира Русские литературные сказки: П.Ершов, А.Пушкин, В.Одоевский, П.Бажов Носов Н. “Приключения Незнайки и его друзей”. Рассказы “Фантазёры” Успенский Э. “Крокодил Гена и его друзья” Драгунский В. Рассказы “Денискины рассказы”

^ Будущим третьеклассникам

Русские народные сказки, былины, мифы и легенды Русские народные сказки Былины Сказки народов мира Мифы и легенды Древней Греции

^ Русские литературные сказки

Аксаков С. “Аленький цветочек” Гаршин В. “Лягушка-путешественница” Катаев В. Сказки, рассказы Шварц Е. “Сказка о потерянном времени”

^ Зарубежные литературные сказки

Андерсен Г.Х. Линдгрен А. Сказки, повести Милн А. “Винни-Пух и все-все-все” Лагерлеф С. “Сказочное путешествие Нильса с дикими гусями” Харрис Д. “Сказки дядюшки Римуса” Родари Д. Сказки Киплинг Р. “Маугли” Распе Э. “Приключения барона Мюнхгаузена” Пройслер О. Маленькая колдунья

^ Повести и рассказы отечественных писателей

Куприн А. Рассказы Паустовский К. “Стальное колечко” Ларри Я. “Необыкновенные приключения Карика и Вали” Голявкин В. Рассказы Губарев В. “Королевство кривых зеркал” Прокофьева С. “Ученик волшебника”, “Приключения желтого чемоданчика” Лагин Л. “Старик Хоттабыч”

Поэзия

Пушкин А., Лермонтов М., Некрасов Н., Тютчев Ф., Фет А., Бальмонт К., Бунин И., Есенин С. Басни Эзопа, Крылова И.

^ Будущим четвероклассникам

Повести и рассказы отечественных писателей

Бажов П. “Малахитовая шкатулка”, “Сказы” Зощенко М. Рассказы Кассиль Л. “У классной доски” Мамин-Сибиряк Д. Рассказы и сказки Медведев В. “Баранкин, будь человеком!” Носов Н.

“Витя Малеев в школе и дома”, рассказы Пантелеев Л. Рассказы Рыбаков А. “Бронзовая птица”, “Кортик” Толстой А.Н. “Детство Никиты” Чехов А. Рассказы для детей.

“Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”, “Лошадиная фамилия”

^ Повести и рассказы о животных

Бианки В.В. “Лесная газета” Троепольский Г. “Белый Бим, Чёрное Ухо” Чаплина В. Рассказы Чехов П. “Каштанка” Зальтен Ф. “Бемби” Лондон Д. “Зов предков”

^ Литературные сказки

Алексин А. “В стране вечных каникул” Булычёв К. “Гостья из будущего” Волков А. “Волшебник Изумрудного города” Гераскина Л. “В Стране невыученных уроков” Дружков Ю. “Приключения Карандаша и Самоделкина” Успенский Э. “Дядя Федор, пес и кот”, стихи

^ Повести, рассказы и сказки зарубежных писателей

Гофман Э. “Щелкунчик и мышиный король” Гюго В. “Гаврош” Дефо Д. “Робинзон Крузо” Кэрролл Л. “Алиса в стране чудес” Рауд Э. “Новые приключения муфты, полботинка и меховой бороды” Твен М. “Приключения Тома Сойера” Янссон Т. Сказки о Муми-Троллях. “Муми-Тролль и страшная комета”, “Муми-Тролль и шляпа чародея”,”Волшебная зима”, “Опасное лето”, “В конце ноября”

^ Будущим пятиклассникам

Эпос. Мифы, легенды, басни

Античные мифы Басни Эзопа, Лафонтена Аристофан “Лягушки” Гомер “Илиада”, “Одиссея” Эсхил “Прикованный Прометей”

Сказки

Французские народные сказки Арабские народные сказки из книги “Тысяча и одна ночь” Русские народные сказки

^ Русская литература

Андреев Л. “Петька на даче”, “Ангелочек” Астафьев В. Рассказы Гаршин В. Рассказы Горький М. “Детство” Григорович Д. “Гуттаперчевый мальчик” Достоевский Ф. “Мальчик у Христа на ёлке” Куприн А. Повести, рассказы Лесков Н.

Рассказы Пушкин А. “Руслан и Людмила” Островский А. “Снегурочка” Толстой Л. Рассказы для детей. “Детство” Лирика: Баратынский Е., Блок А., Бунин И., Есенин С., Лермонтов М., Некрасов Н., Пушкин А., Тютчев Ф., Фет А.

^ Зарубежная литература

Даррелл Дж. “Говорящий сверток” Кервуд Дж. Рассказы о животных Линдгрен А. “Приключения Калле Блюмквиста” О`Генри. “Вождь краснокожих” Сент-Экзюпери А. “Маленький принц” Сетон-Томпсон Э. “Рассказы о животных” Уайльд О. “Мальчик-Звезда”

^ Будущим шестиклассникам

Русская литература XIX века

Пушкин А. “Повести Белкина”, “Дубровский” Гоголь Н. “Вечера на хуторе близ Диканьки” (“Ночь перед Рождеством”, “Майская ночь, или Утопленница”, “Заколдованное место”) Лесков Н.

“Левша”, “Человек на часах”, “Тупейный художник” Тургенев И. “Бежин луг” Толстой Л. “Хаджи-Мурат” Чехов А. Рассказы (“Толстый и тонкий”, “Хирургия”, “Налим”, “Беззащитное существо”, “Жалобная книга” и др.

)

^ Русская литература XX века

Алексин А. “Звоните и приезжайте” Белов В. Рассказы Булычев К. “Заповедник сказок” Железников В. “Чудак из шестого “Б””, “Путешествие с багажом”, “Чучело” Зощенко М. Рассказы Искандер Ф.

Рассказы (“Первое дело”, “Запретный плод”, “Мученики сцены”, “Вечерняя дорога” и др.) Крапивин В. “Валькины друзья и паруса”, “Брат, которому семь” Платонов А. “Корова” Пришвин М. “Кладовая солнца” Паустовский К.

“Мещёрская сторона”

^ Зарубежная литература

Дюма А. “Три мушкетёра” Купер Ф. “Последний из могикан”, “Следопыт”, “История с привидением” Лондон Д. Рассказы (“На берегах Сакраменто”, “Сказание о Ките”, “Белое безмолвие”, “Там, где расходятся пути”) Сетон-Томпсон Э.

“Тито”, “Мальчик и рысь”, “Мустанг-иноходец”, “Лобо”, “Домино”, “Улыбчивый певец”, “По следам оленя” Стивенсон Р. “Остров сокровищ” Твен М. “Приключения Гекльберри Финна” Толкин Д.Р.Р.

“Хоббит, или Туда и обратно”

^ Будущим семиклассникам

Русская литература

Жуковский В. “Светлана” Пушкин А. “Полтава”, “Медный всадник”, драматические произведения Гоголь Н. “Тарас Бульба”, “Миргород”, “Вий” Тургенев И. “Записки охотника” Салтыков-Щедрин М. Сказки Толстой Л. “Отрочество”, “Юность”, “Набег” Куприн А. “Изумруд”, “Тапер” Чехов А. Рассказы (“Размазня”, “Тоска” и др.) Беляев А. “Человек-амфибия”, “Голова профессора Доуэля” и др.

Грин А. “Алые паруса”, “Золотая цепь”, “Бегущая по волнам” Розов В. “В добрый час!” Рыбаков А. Трилогия о Кроше Толстой А.К. “Князь Серебряный” Фраерман Р. “Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви” Лирика: Ахматова А., Мандельштам О., Цветаева М., Заболоцкий Н., Евтушенко Е., Блок А., Есенин С., Лермонтов М., Пушкин А., Тютчев Ф., Фет А.

^ Зарубежная литература

Гюго В. “Человек, который смеётся” Лондон Д. “Белый клык” Рид М. “Всадник без головы” По Э. “Лягушонок” О Генри. “Последний лист”, “Персики” Голдинг У. “Повелитель мух”

^ Будущим восьмиклассникам

Русская литература

Пушкин А. “Капитанская дочка”, “Пиковая дама”, “Борис Годунов” Лермонтов М. “Мцыри”, “Маскарад” Гоголь Н. “Ревизор”, “Женитьба”, “Петербургские повести” (“Портрет”, “Нос”, “Шинель”) Горький М. “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль” Лесков Н. “Очарованный странник” Тургенев И.

“Ася”, “Первая любовь” Толстой Л. “После бала”, “Севастопольские рассказы” Айтматов Ч. Повести Шукшин В. Рассказы Лирика: Ахматова А., Баратынский Е., Блок А., Бальмонт К., Вяземский П., Есенин С., Кольцов А.В., Некрасов Н., Тютчев Ф., Фет А.

^ Зарубежная литература

Байрон Д.Г. “Корсар” Конан Дойл А. “Повести о Шерлоке Холмсе” Мериме П. “Таманго” По Э. “Лягушонок”, “Золотой жук” Свифт Д. “Путешествия Гулливера” (в пересказе Т.Габбе) Сент-Экзюпери А. “Планета людей” Скотт В. “Айвенго” Уэллс Г. “Человек-невидимка”

^ Будущим девятиклассникам

Русская литература XIX века

“Слово о полку Игореве” Державин Г. “Фелица”, “Памятник” Ломоносов М. Оды Фонвизин Д. “Недоросль” Радищев А. “Путешествие из Петербурга в Москву” Карамзин Н. “Бедная Лиза” Грибоедов А. “Горе от ума” Пушкин А. “Евгений Онегин” Лермонтов М. “Герой нашего времени” Гоголь Н. “Мертвые души” Островский A.H. Пьесы Тургенев И. “Первая любовь” Чехов А. Рассказы Лирика: Ломоносов М., Державин Г., Жуковский В., Рылеев К., Батюшков К., Баратынский Е., Пушкин А., Лермонтов М.

^ Русская литература XX века

Аверченко А. Рассказы Тэффи. Рассказы Булгаков М. Рассказы Бунин И. Рассказы Шолохов М. “Судьба человека” Твардовский А. “Василий Тёркин” Астафьев В. “Царь-рыба” Распутин В. “Деньги для Марии” Приставкин А. “Ночевала тучка золотая”

^ Зарубежная литература

Бальзак О. “Гобсек” Бах Р. “Чайка по имени Джонатан Ливингстон” Дюма А. “Граф Монте Кристо” Гете И. “Фауст”, “Страдания юного Вертера” Лопе де Вега. “Собака на сене” Мольер Ж.Б. “Мещанин во дворянстве”, “Тартюф, или Обманщик” Сервантес М. “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий” Уайльд О. “Кентервильское привидение” Шекспир У. Сонеты, комедии и трагедии

^ Будущим десятиклассникам

Русская литература

Островский A.H. “Гроза”, “Бесприданница” Гончаров И. “Обломов”, “Обыкновенная история” Тургенев И. “Отцы и дети”, “Рудин”, “Дворянское гнездо” Чернышевский Н. “Что делать?” Лесков Н. “Очарованный странник”, “Леди Макбет Мценского уезда” Некрасов Н. “Кому на Руси жить хорошо” Салтыков-Щедрин М.

“История одного города”, “Господа Головлёвы”, сказки Достоевский Ф. “Преступление и наказание” Толстой Л. “Война и мир” Чехов А. Рассказы (“Палата № 6″, “Ионыч”, “О любви”, “Крыжовник”, “Человек в футляре”), пьеса “Вишневый сад” Лирика: Некрасов Н., Тютчев Ф., Фет А.

^ Зарубежная литература

По Э. “Убийство на улице Морг” Уайльд О. “Портрет Дориана Грея” Флобер Г. “Саламбо” Шоу Б. “Дом, где разбиваются сердца”, “Пигмалион” Диккенс Ч. “Приключения Оливера Твиста” Флобер Г. “Госпожа Бовари” Теккерей У. “Ярмарка тщеславия” Гете И. В. “Фауст” Гюго В. “Отверженные”

^ Будущим одиннадцатиклассникам

Русская литература конца ХIХ — первой половины ХХ веков

Бунин И. Рассказы (“Господин из Сан-Франциско”, “Солнечный удар”, из сборника “Темные аллеи”) Куприн А. “Олеся”, “Гранатовый браслет” Аверченко А. Рассказы Зощенко М. Рассказы Блок А. Цикл стихотворений “Стихи о Прекрасной Даме”, поэма “Двенадцать” Горький М. “На дне”, “Старуха Изергиль” Маяковский В.

Поэма “Облако в штанах” Андреев Л. “Большой шлем”, “Ангелочек”, “Иуда Искариот” Бабель И. “Конармия” Замятин Е. “Мы” Ахматова А. Поэма “Реквием” Булгаков М. “Собачье сердце”, “Мастер и Маргарита” Платонов А. Рассказы Толстой А.Н. “Петр I” Пастернак Б. “Доктор Живаго” Шолохов М.

“Тихий Дон”

^ Русская военная проза и литература второй половины ХХ века

Некрасов В. “В окопах Сталинграда” Воробьев К. “Убиты под Москвой” Быков В. “Сотников”, “Обелиск” Бондарев Ю. “Горячий снег”, “Берег” Солженицын А. “Один день Ивана Денисовича”, “Матренин двор” Твардовский А. “Василий Теркин” Распутин В. “Прощание с Матерой” Набоков В. Рассказы Шмелев И.

“Лето господне” “Деревенская” проза: Астафьев В., Шукшин В. Драматургия: Вампилов А. “Старший сын” Современная Фантастика: Ефремов И., Булычев К., Стругацкие Современная проза: Толстая Т., Улицкая Л. Лирика конца XIX — первой половины ХХ века: Ахматова А., Бальмонт К., Блок А., Брюсов В., Бунин И., Гиппиус З.

, Гумилев Н., Есенин С., Мандельштам О., Маяковский В., Мережковский Д., Пастернак Б., Сологуб Ф., Цветаева М., Хлебников В.; Стихи о войне: Симонов К., Тихонов Н, Твардовский А., Сурков А. и др.; Лирика второй половины ХХ века: Ахмадулина Б., Бродский И., Вознесенский А., Высоцкий В., Галич А., Евтушенко Е.

, Окуджава Б

Зарубежная литература

Белль Г. “Глазами клоуна” Кафка Ф. “Превращение” Камю А. “Посторонний” Оруэлл Дж. “Скотный двор” Кристи А. “Убийство в Восточном экспрессе”, “Свидетель обвинения” Фолкнер У. Рассказы Хемингуэй Э. “Прощай, оружие!” Сэлинджер Дж. “Над пропастью во ржи” Саган Ф. “Здравствуй, грусть” Брехт Б. “Мамаша Кураж и ее дети” Воннегут К. “Колыбель для кошки”

Источник: http://geum.ru/next/art-81522.php

Ссылка на основную публикацию