Пословицы и поговорки для 1 класса

Пословицы и поговорки 1 класс

Пословицы и поговорки для 1 класса

Cлайд 1

Проект по теме «Устное народное творчество». Ученика 1 «Б» класса средней школы № 1007 Чистякова Родиона. Пословицы и поговорки

Cлайд 2

– это краткие изречения в которых заключён глубокий смысл, народная мудрость. Они содержат в себе прямой совет и подсказывают как поступить в данной ситуации. Пословицы и поговорки

Cлайд 3

Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности, еще задолго до появления письменности. Автором пословиц и поговорок является народ. Кто-то когда-то выразил свою мысль, другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что-то своё…Так пословицы и поговорки и передавались из уст в уста от поколения к поколению. Откуда появились пословицы и поговорки?

Cлайд 4

Пословица – это целое законченное предложение с глубоким смыслом. Пример: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Поговорка – это просто фраза или словосочетание, которые можно заменить другими словами.

Пример: «остаться с носом» – быть обманутым, «медвежья услуга» – помощь, которая обращается во вред. Кот Базилио и лиса Алиса оставили Буратино «с носом».

Пословицы и поговорки часто путают – будьте внимательны!

Cлайд 5

О Родине: «Человек без Родины, что соловей без песни». Об учении: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». О природе: «У зайцев шерсть побелела – зима близко». О трудолюбии: «Будешь стараться – всё будет удаваться». Пословицы и поговорки есть обо всём на свете, вот некоторые из них:

Cлайд 6

«Не откладывай на завтра то,……». «Любишь кататься, люби и …». «Не имей сто рублей, а …..». «Не рой другому яму – сам ….». Давайте вспомним …

Cлайд 7

Пословицы и поговорки начинают изучать уже с первых дней в школе: они учат, советуют, предостерегают; хвалят трудолюбие, честность, смелость, доброту; высмеивают жадность, зависть, трусость, лень; осуждают эгоизм, зло; поощряют прилежание, благородство, упорство. Роль пословиц и поговорок в жизни людей.

Cлайд 8

Все наши великие писатели и поэты учились на пословицах богатству языка и использовали их в своих произведениях. Давайте вспомним, откуда эти пословицы и поговорки: «….и осталась старуха у разбитого корыта…

» («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин) Откуда эти пословицы и поговорки? «Кому велено чирикать – Не мурлыкайте!» («Путаница» К.И. Чуковский) «А воз и ныне там.» («Лебедь, рак и щука» И.А.

Крылов)

Cлайд 9

Заключение. Пословицы и поговорки были придуманы очень давно и давно проверены временем. Поступай так, как велит народная мудрость – не ошибёшься и с лёгкостью найдёшь выход из затруднительной ситуации. Главное в этом деле понять то, что говорит пословица или поговорка.

Cлайд 10

Над презентацией работали: Чистяков Родион Чистякова Екатерина Сергеевна Руководитель проекта: Вавилова Елена Александровна

Источник: http://bigslide.ru/literatura/12439-poslovici-i-pogovorki-klass.html

Пословицы и поговорки для 1 класса – ВашПедагог

Правописание слов с ь – показателем мягкости.Больше думай, меньше говори.Смелость города берёт.Осень – перемен восемь.Больному всё горько.Жить – Родине служить.Родина – мать, умей за неё постоять.Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Разделительный мягкий знак.

Бьётся как рыба об лёд.Снегирь зимою поёт, на снег, вьюгу и слякоть.Здоровью цены нет.Не игла шьёт, а руки.Февраль силён метелью, а март – капелью.Осенью у воробья пир.Ученье – путь к уменью.Апрельские ручьи землю будят.Если зимою вьюги, то летом – ненастье.Ветер без крыльев летает.Где была радуга, там дождь прольётся.

Где хотенье – там и уменье.Терпенье и труд всё перетрут.Откладывай безделье. Не откладывай дела.Всяк кузнец своего счастья.Маленькое дело лучше большого безделья.Птице – крылья, а человеку – разум.Вся семья вместе, так и душа на месте.Ученье – свет, а неученье – тьма.Повторенье – мать ученья.

Непроверяемые безударные гласные.

Два медведя в одной берлоге живут.Худ обед, когда хлеба нет.Работай до поту, так поешь в охоту.Без капусты щи не густы.Дорога ложка к обеду.Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.На вкус и цвет товарища нет.

Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.Пустили козла в огород.Не дорог обед, а дорог привет.Правда в огне не горит и в воде не тонет.Не молот железо куёт, а кузнец молотом бьёт.Всякая дорога вдвоём веселей.Тяп да ляп не выйдет корабль.

Безударные гласные, проверяемые ударением.

Большой говорун – плохой работник.Сядем рядком да поговорим ладком.Тогда пляши, когда играю.Утро вечера мудренее.Беда ум родит.За худой головой и ногам не покой.У страха глаза велики.Не на пользу читать коли только вершки хватать.Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.О дереве судят по плодам, а о человеке по его делам.

По платью встречают, по уму провожают.Какие труды, такие плоды.Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.Дерево сильно корнями, а человек своими трудами.Зерно в колосу, торопись сжать полосу.Всякому мила своя сторона.Новый год – к весне поворот.Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.Где птица не летает, а своё гнездо знает.

Парные звонкие и глухие согласные.

Красна ягодка, да на вкус горька.Рыбка мелка, да уха сладка.Бровь да глаз рядом живут.Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.На мышку и кошка зверь.Мёд есть – в улей лезть.Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.Хвост голове не указка.Хлеб – всему голова.Хлеб – батюшка, вода – матушка.Хрен редьки не слаще.Мал золотник, да дорог.По Сеньке шапка.Один с сошкой, а семеро с ложкой.На языке мёд, а на сердце лёд.Старый друг лучше новых двух.

Снег глубок  — год хорош.

Непроизносимые согласные.

И на нашей улице будет праздник.Ленивому всегда праздник.Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.Тёплые и звёздные ночи в апреле – к урожаю.На языке мёд, а на сердце – лёд.Двойные согласные.Ссора до добра не доводит.

Предлоги и приставки.

Скромность всякому к лицу.Совесть без зубов, а гложет.Сорока на хвосте принесла.Без труда нет плода.День на минуту, болтовни на час.На языке мёд, а на сердце – лёд.Жизнь прожить, не поле перейти.Замолчал, как воды в рот набрал.Легко сказать, да тяжело сделать.Снегирь под окном чирикает, к оттепели.

https://www.youtube.com/watch?v=3fPRnGTKmd0

Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.Это ещё вилами на воде написано.Одна пчела не много мёда натаскает.Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.Белый свет не клином сошёлся.Ум за разум зашёл.Подал ручку, да подставил ножку.Легко чужими руками жар загребать.Нашла коса на камень.

Разделительный твёрдый знак.

Лето собирает, а зима съедает.Ветер снег съедает.Съел бы пирог, да в печи сжёг.Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Правописание существительных с шипящими на конце.

Белый лебедь серому не товарищ.Сытый голодному не товарищ.Будет день – будет и ночь.Всякая вещь хороша на своём месте.Здоровому врач не нужен.Как в мае дождь – так и будет рожь.Даст небо дождь, а земля рожь.Ложь человека не красит.Летом свет во всю ночь.

Правописание не с глаголами.

С огнём не шути и воде не верь.По снегу грибы не ищи.Всех сластей не переешь, всех нарядов не переносишь.Где не бывал, о том не сказывай.Не хвастай силой, не хвались умом.Семеро одного не ждут.

Падежные окончания существительных.

Читайте также:  Классный час на тему «доброта», 2 класс

При солнышке тепло, при матери добро.На чужой сторонушке рад своей воронушке.Птица рада весне, а младенец — матери.Не грози щуке морем.Чему научишься в молодости, пригодится в старости.Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти.Друг познаётся в опасности.

Окончания прилагательных.

Горькая правда лучше сладкой лжи.Держись старого друга.Старый друг лучше новых двух.Малое слово большую работу творит.Чёрная земля золотую рожь родит.Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.

 Глаголы на – тся, ться.

Грамоте учиться всегда пригодится.Учиться никогда не поздно.С умным человеком разговаривать, что мёду напиться.Надо беречься, чтобы не обжечься.Волков бояться – в лес не ходить.Где тонко, там и рвётся.

Слухами земля полнится.Пуганая ворона куста боится.В тихом омуте черти водятся.Любишь кататься, люби и саночки возить.Без слов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Безударные личные окончания глаголов.

Доброе слово само себя хвалит.Правда глаза колет.Труд человека кормит, а лень портит.Своя ноша не тянет.Кто не сеет, тот не жнёт.Улитка едет, когда-то будет.Сытый голодного не разумеет.Видит око далеко, а ум ещё дальше.И сила уму уступает.Много видит, да мало слышит.

Глаголы 2 лица единственного числа.

Баснями сыт не будешь.Без беды друга не узнаешь.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.Напишешь пером, не вырубишь топором.Тише едешь, дальше будешь.Не поклоняясь до земли и грибка не подымешь.Что посеешь, то и пожнёшь.Близок локоть, да не укусишь.Слезами горю не поможешь.Одной рукой и узла не завяжешь.Кашу маслом не испортишь.

За чужим погонишься, своё потеряешь.Слышал звон, да не знаешь где он.Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.Упустишь время – потеряешь час.В решете воду не удержишь.Конь вырвется – догонишь, а слово сказанное не воротишь.Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.Тише едешь, дальше будешь.Поспешишь, людей насмешишь.

Однородные члены предложения.

Без нитки да иголки шубу не сшить.Декабрь год кончает, а зиму начинает.Солнце летом греет, а зимой морозит.Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах рисует.За совесть, за честь, хоть голову снесть.Кто встал пораньше, ушёл подальше.Семь раз примерь, один отрежь.

Правописание местоимений.

У вас дрова рубят, а к нам щепки летят.У него на вербе груши растут.Друг тот, кто в беде с тобой.

https://www.youtube.com/watch?v=3fPRnGTKmd0

В чужом глазу соринку заметит, а у себя и бревна не

Источник:

Пословицы для детей

Пословица представляет собой краткое повествование, которое имеет элементы поучения. Эти короткие поучительные фразы чаще всего являются народным творчеством, сформировавшимся много веков назад. По сути — это наши корни.

Изучение пословиц — это целый мир, сформированный на отголосках наших предков, это возможность лучше понять нашу историю, прикоснуться к жизни прошлых поколений, понять насколько важно было творчество в прошлых столетиях и как оно изменилось.

Объясняя детям смысл пословиц, взрослые в значительной степени социализируют малышей. Дети научатся правильно воспринимать и понимать моральные нормы. У ребят лучше развивается мышление и речевой аппарат. Речь ребенка после использования пословиц становится богаче и выразительнее.

Кроха начинает лучше воспринимать те или иные фразеологизмы, у него формируется четкая и понятная речь. Множество пословиц направлено именно на воспитание у ребенка личности.

Существует определенный перечень обучающих пословиц. Их необходимо в обязательном порядке рассмотреть и по возможности применить на практике с вашим малышом

Тип «разъясни пословицу»

В данном случае требуется объяснить своему ребенку, что пословицу необходимо правильно понимать. Нужно научить малыша говорить ее своими словами. Эти действия позволят развить у ребенка мышление, а также научат делать свои собственные выводы.

Такие поговорки необходимо использовать ежедневно, достаточно одной или двух за сутки и они помогут правильно развить вашего малыша. Излагать пословицы можно как в произвольной форме (на ваш выбор), так и в виде определенных тематических блоков.

Пословицы, имеющие тематику труда:
Сделал дело — гуляй смело.

Дело мастера боится.

Любишь покататься – полюби и саночки возить.

Терпение и труд все перетрут.

Под лежачий камень вода не течет.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Делу время, а потехе час.

Труд человека покормит, а лень его испортит.

Скучно всем до вечера, если делать нечего.

Желаешь кушать калачи, тогда не сиди ты на печи.

Не менее распространены среди родителей и пословицы, связанные с учебой:
Если много узнаешь, то сильнее станешь.

Миру светит солнце, а человеку познания.

В ученье свет, а в не ученье тьма.

По одежке встречают, а по уму провожают.

Век живи, век учись.

Нравятся современным детям пословицы и о дружбе, символизирующие доброту и заботу:
Постоянно друга ищи, а когда найдешь, то береги.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Настоящий друг раскроется в беде.

Гуси свиньям не товарищи.

Если ты скажешь, кто твои друзья, я скажу тебе, кто есть ты.

Старый друг лучше новых двух.

Весьма познавательными и полезными будут пословицы, направленные на любовь к чтению:
Книга красива не письмом, а умом.

С книгами жить и век не тужить.

Книга мала, но ума придала.

Хорошая книга – самый верный друг.

Тот, кто много читает, тот все знает.

Если книги каждый день читать, скуку можно вовсе и не знать.

Книга создана для ума, как тепленький дождь для всходов.

Тематика пословиц может затрагивать и какие-то предметы (вещи):
Не все то золото, что блестит.

Снаружи смотрится мило, а внутри все сгнило.

Не на внешность, а по делам рассматривай.

Дела не в самом названии, а в исходном содержании.

Снаружи все красиво, а внутри пусто.

Обучать пословицы могут и манере поведения в определенной ситуации:
Слово – это не воробей, вылетит — не поймаешь.

Язык мой – это враг мой.

Никто никого за язык не тянет.

Семеро одного не ждут.

Тише едешь, дальше будешь.

Поспешишь, людей насмешишь.

Сделав зло — на добро не надейся.

Если взялся ты за гуж, то не говори, что не дюж.

Запрягая прямо, поедешь криво.

Как аукнется, так и откликнется.

Пословицы могут быть связаны и с особенностями характера:
Смелость города возьмет.

За правильное дело можно стоять смело.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Выше описаны наиболее распространенные разновидности пословиц. Поговорки могут быть об особенностях природы, погоды, связанные с семейными отношениями и временами года, так и о растительном, животном мире, о денежных средствах, о достоинствах и недостатках человека.

Тип «продолжай пословицу»

Такое действие подразумевает участие ведущего и ребенка. Первое лицо произносит начальную часть поговорки, а ребенок должен придумать или использовать уже ранее известное окончание пословицы. В качестве вспомогательного аксессуара можно выбрать любой домашний предмет. К примеру, мяч или игрушку. Ведущий озвучивает начало фразы и бросает ребенку вещь.

Малыш ловит предмет и бросает его обратно, озвучивая придуманное окончание поговорки. Такое мероприятие понравится любому малышу и воспринимается им как игра, благоприятно влияя на развитие мышления.Если малыш не понял значение первой части пословицы, можно в любой удобной форме ему дать пояснение — это необязательно серьёзный разговор.

Читайте также:  Сценарий игровой программы в детском саду. подготовительная группа

В весёлой игре малыш запомнит быстрее и лучше полезный материал.

Тип «у кого больше»

В данном случае также участвует взрослый человек (один из родителей ребенка или воспитатель в детском саду) и непосредственно малыш. Мероприятие напоминает игру с определенными условиями.

Как взрослый человек, так и маленький ребенок поочередно произносят вслух различные пословицы. Это продолжается до тех пор, пока кто-то из них не сможет ответить своему «противнику».

Здесь можно использовать как уже известные игрокам поговорки, так и вымышленные в момент игры, но логически осмысленные.

Тип «подбирай поговорку»

Здесь также важную роль играет участие взрослого человека. Ребенку рассказывается какая-нибудь сказка или короткий рассказ.

После прослушивания истории малышу потребуется подобрать подходящую поговорку, осмысленную и логически обоснованную, соответствующую мысли, которая прослеживается в произведении. Может быть затронут как сюжет рассказа, так и определенный характер имеющегося героя.

Данное упражнение также сформировано в виде игры, оно способно развить логику и научит понимать смысл того или иного литературного произведения, делать логические выводы и излагать их в виде морали.

Тип «придумаем поговорку»

Данный способ позволяет научить ребенка самостоятельно составлять осмысленные поговорки и пословицы. Некоторые из них могут быть похожими на уже существующие выражения, но сформулированы в ином виде.

Потребуется объяснить малышу, что при создании пословицы нужно использовать информацию в максимально сжатом виде. Именно поэтому высказывание обязано быть кратким, не иметь лишних слов-паразитов, без которых в тексте смысл не поменяется.

Если сказать иными словами, то требуется создать поговорку нового плана, сохраняя прежнюю форму старой.Если рассмотреть поговорки наиболее подробно, можно заметить, что в некоторых из них присутствуют слова «таков — каков», «как – так» и многие другие, созвучно сочетающееся между собой.

К примеру, наиболее распространенные поговорки с созвучными фразами:
Кто по нраву крут, тот никому не друг.

Кто по понедельникам бездельник, тот и во вторник не работает.

Как ты волка не подкармливай, так он в лес все равно смотрит.

Как руки одежду сшили, так плечи ее и сносили.

Кто не работает, тот не ошибается.

Кто по весне не лежит, тот весь год будет сыт.

Кто есть везде, того нет нигде.

Какой отец, таков и сын.

Такие особенности можно взять за основу при создании новых поговорок. Игра, созданная таким образом, понравится каждому малышу. Игровой процесс позволит развить мышление и логику у ребенка – эти познания пригодятся ему в дальнейшей жизни.

При обучении ребенка различным пословицам, необходимо тщательно рассказывать смысл того или иного высказывания. Это позволит правильно развить малыша.

Ему будет намного проще в дальнейшем, если смысл многих жизненных вещей будет понятен еще в самом нежном возрасте.

Правильное поведение позволит привлечь внимание сверстников, у него появится много друзей, ведь все же интересней общаться с человеком, который способен правильно изъяснить свои мысли.

Источник:

Презентация на тему «Пословицы и поговорки «

  • Скачать презентацию (0.69 Мб)
  • 93 загрузки
  • 4.3 оценка

ВКонтакте

Источник: http://65-school.ru/metodiki/poslovitsy-i-pogovorki-dlya-1-klassa.html

Пословицы от А до Я

Буква А

Азбука – к мудрости ступенька. Апрель с водой – май с травой. Аккуратность человека красит. “Авось” да “как-нибудь” до добра не доведут.

Береги нос в большой мороз. Без букв и грамматики не учатся математике. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Без топора не плотник, без иглы не портной. Без трудов нет и плодов. Была бы охота – будет ладиться работа. Без труда нет добра. Беду отводи до удара. Была бы охота – будет ладиться работа. Без труда нет добра. Без труда нет и плода. Без песен мир тесен. Береги одежду снову, а честь и здоровье смолоду. Без труда нет и плода.

В гостях хорошо, а дома лучше. Всяк работу свою делай, на другого не кивай. В чистом омуте черти водятся. Вода с гор потекла – весну принесла. В июле на дворе пусто, а в поле густо. Все за одного, один за всех. Волка ноги кормят. Всяк сверчок знай свой шесток.

Где дружбой дорожат, Там и враги дрожат. Грамоте учиться всегда пригодится.

Душу и сердце в работу вложи, Дружба как стекло, разобьешь – не сложишь. Друзья познаются в беде. Дружба в делах помощница. Доброе семя – добрый и всход. Долог день до вечера, коли делать нечего. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Дерево дорого плодами, а человек делами. Долог день до вечера, коли делать нечего. Держась за “небось”, доколе не сорвалось. Делано наспех, сделано насмех. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Ему скажи, да укажи, да в рот положи. Если не видишь, взойди на гору, Если не понимаешь – спроси у старшего.

Жизнь дана на добре дела. Жаворонки, прилетите – красно лето принесите. Жизнь прожить – не поле перейти. Живи для людей, поживут люди и для тебя.

За один раз дерева не срубить. Землю красит Солнце, а Человека труд. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печи лежит. За правое дело стой смело. Знайка все с полуслова понимает, а Незнайка на все только рот разевает. Земля, на клотрой родился – золотая. Зацепился за пень и стал на весь день. Здоровье дороже богатства. Знай больше, а говори меньше.

Искру туши до пожара. Испокон века книга растит человека. Июль – макушка лета.

Кошке игрушки, а мышке слезки. Кто скоро помог, тот дважды помог. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Каждой секундой в труде дорожи. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. К дому друга дорога никогда не бывает длинной. Крепок телом, богат делом. Красна птица опереньем, а человек уменьем.

Люди с базара, а Назар на базар. Любишь кататься – люби и саночки возить. Лучший дар – ум, лучшая беда – невежество. Лето – собериха, а зима – поедиха. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Маленький, да удаленький. Мели, Емеля, твоя неделя. Маленькое дело лучше большого безделья. Много снега, много хлеба. Май, май, да шубу не снимай. Май холодный – год хлебородный. Май холодный – не будешь голодный. Мал, да удал.

Нет друга, так ищи, а есть – береги. Нет больше позора, чем не выполнить уговора. Не зная броду, не суйся в воду. Не работа сушит, а забота. Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись. Не учи безделью – учи рукоделью. На мышку и кошка зверь. Не надобен клад, коли в семье лад. Не та дружба сильна, что в словах заключена. На чужой каравай роток не разевай. Нет лучшего дружка, чем родимая матушка. Не потрудишься – меду не поешь. Не разгрызешь ореха – не съешь ядра. Нет друга – ищи, а найдешь – береги. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Новых друзей наживай, а старых не теряй. На языке – мед, а под языком – лед. Ноябрь – сентябрю внук, октябрю – сын, зиме – родной брат. На “авось” надейся, а сам не плошай. Не говори “гоп”, пока не перепрыгнешь. Написанное пером не вырубишь топором.
Читайте также:  Классный час, 3 класс. чистота и гигиена

Ошибся, что ушибся – вперед наука. Один в поле не воин. Один – задериха, другой – неупустиха. Октябрь землю покрыл где снежком, где листом. Окончил дело – гуляй смело.

Под лежачий камень и вода не течет. Поспешишь – людей насмешишь. При солнце – тепло, при матери – добро. Повторенье – мать ученья.

Работай до поту, так и поешь в охоту. Раньше начнешь, раньше и поспеешь. Работа не волк – в лес не убежит.

Своя земля и в горсти мила. Собирай по ягодке – соберешь кузовок. Снег на полях – хлеб в закромах. Семеро одного не ждут. Сентябрь холоден – да сыт. Скажи дураку богу молиться, он и лоб расшибет. Судят не по словам, а по делам. С кем поведешься,от того и наберешься. Сиди у моря – жди погоды. Сам смекай – где берег, где край. Сам погибай, а товарища выручай. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит. Слово не воробей – вылетит, не поймаешь. Себя губит, кто других не любит.

Трусливому зайке и пенек – волк. Трусливый и ленивый в дружбе живут. Трус и таракана посчитает за великана. Трус своей тени боится. Труд кормит и одевает. Труд кормит, а лень портит. Терпение и труд все перетрут. Тише едешь – дальше будешь.

Умелые руки не знают скуки. Ум да здоровье дороже всего. У ленивой пряхи нет про себя и рубахи.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Хоть ноги длинные у спеха, но не доводят до успеха. Худо тому, кто не делает добра никому. Холода не бойся – сам по пояс мойся. Хорошо того учить, кто хочет все знать. Хороший товар сам себя хвалит. Хорошей хозяйкой дом стоит.

Юноши думают о будущем, а старики о прошедшем.

Я – посленяя буква алфавита. Язык болтает – рукам мешает. Язык острее меча. Яркие звезды к холоду.Язык мягок – что хочет, то и лопочет.

Источник: http://soh12.ucoz.ua/load/nachalnye_klassy/poslovicy_ot_a_do_ja/4-1-0-10

Пословицы и поговорки про цифру 2 для 1 класса

Старый друг лучше новых двух.

Скупой платит дважды.

За одного битого двух небитых дают.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

За ученого двух неученых дают, да и то не берут.

Ложь стоит на одной ноге, а правда — на двух.

Кто молчит, тот двоих научит.

Два ботинка на одну ногу.

В одно ухо влетит, а в другое вылетит.

Два лжеца одной правды не скажут.

Дважды в год лето не бывает.

Хромать на обе ноги.

Уплетать за обе щеки.

Ум хорошо, а два лучше.

Убить двух зайцев.

Старый брат, как второй отец.

Сидеть меж двух стульев.

Палка о двух концах.

От горшка два вершка.

Одна голова — хорошо, а две — лучше.

Ни два, ни полтора.

Не может связать двух слов.

Между двух огней.

Лентяй дважды работает.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Как две капли воды.

Из двух зол выбирают меньшее.

Двух правд не бывает

Двух зайцев гонять — ни одного не поймать.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Двое дерутся — третий не суйся.

Двое в поле воюют, а один и дома горюет.

Две собаки дерутся – третья не приставай.

Две половины – одно целое.

Две пары сандалий сразу не наденешь

Дважды молодым не бывать.

Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.

Два уха, один рот: сорок два раза послушай, один раз скажи.

Два сокола поссорятся – вороне корм перепадёт.

Два сапога — пара.

Два сапога — пара, и оба на левую ногу.

Два раза послушай, один раз скажи.

Два раза не умирать.

Два медведя в одной берлоге не улягутся.

Два медведя в одной берлоге не уживутся

Два дурака, да у каждого по два кулака.

Два дурака об одном уме.

Два Демида, а оба не видят.

Два гроша — куча хороша.

Два горя вместе, третье пополам.

Два века не изживешь, две молодости не перейдешь.

Два века не жить, а век — не тужить.

Два брата — на медведя, а два свояка — на кисель.

Два арбуза под подмышкой не уместишь.

Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.

Где больше двух, говорят вслух.

Бабушка надвое сказала.

Смысл некоторых пословиц с цифрой 2

Бабушка надвое сказала. Надвое (прост.) — неопределенно, с возможностью понимать так или иначе. Неизвестно, сбудется ли то, что предполагают; еще неизвестно, как будет: так или иначе. Говорят, когда сомневаются в осуществлении того, что предполагают.

Второе дыхание. Иногда на длинных дистанциях к спортсмену приходит нестерпимая усталость: ноги отказываются бежать, не хватает дыхания. Неопытный останавливается, а мастер продолжает бег через  силу, и — о чудо! — спустя несколько секунд усталость проходит, силы восстанавливаются, грудь снова дышит легко. Пришло второе дыхание.

Двуликий Янус. В римской мифологии бог времени, изображаемый с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: в прошлое и будущее. Отсюда и пошло это выражение в значении «двуличный человек».

Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Неизбежное все равно случится, рискуешь или нет. Говорится о решимости сделать что-нибудь, связанное с риском, опасностью, и в то же время с надеждой, что опасности все-таки удастся избежать.

(Ср.: Где наша не пропадала.

Семь бед — один ответ.

Чему быть, того не миновать.)

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Говорится, когда кто-то берется сразу за несколько (как правило, выгодных для себя) дел и поэтому ни одного не может сделать хорошо или довести до конца.

За одного битого двух небитых дают. За одного ученого двух неученых дают. Говорят, когда понимают, что наказание за допущенные ошибки идет на пользу человеку, потому что так он приобретает опыт.

Из двух зол (выбрать) меньшее. Это выражение, ставшее крылатым, принадлежит древнегреческому философу Аристотелю. Встречается у Цицерона, многих известных философов, писателей древности и современности.

Старый друг лучше новых двух. Говорится, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.

Ум хорошо, а два лучше. Говорится, когда при решении какого-то вопроса обращаются за советом к кому-нибудь, когда решают дело вместе.

Источник: https://proekt-klass.ru/cifry/poslovicy-i-pogovorki-pro-cifru-2-dlja-1-klassa

Ссылка на основную публикацию