Конспект НОД “Знакомство с русским народным костюмом” старшая группа
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:
«Знакомство с русским народным костюмом».
Цель: Формировать у детей чувство сопричастности к культуре и истории своего народа и своей Родине.
Задачи: Познакомить детей с русским народным костюмом. Развивать память, связную речь грамматический строй, пополнить словарь детей, расширять представление детей об окружающей социальной действительности.
Вводная часть:
В руках у воспитателя «волшебный сундучок».
Дети, отгадайте загадку:
Длинная, блестящая
Змейкой извивается
В косу вплетается (лента).
Воспитатель: достаёт из сундучка ленту и кокошник. Предлагает назвать эти предметы и объявляет тему занятия; предлагает познакомиться с русским народным костюмом.
Основная часть:
Воспитатель предлагает отправиться в виртуальный музей.
Презентация для детей «Знакомство с русским народным костюмом» с использованием ИКТ.
Воспитатель: Ребята, где в нашей группе мы можем увидеть русскую национальную одежду? (На куклах).
Воспитатель предлагает назвать элементы русского костюма, в которые одеты куклы (мальчик и девочка).
Воспитатель обращает внимание детей на предметы, которые находятся в сундучке и предлагает поиграть с ними. (Первый предмет-иголка).
Воспитатель: Для чего нужна иголка, (чтобы шить и вышивать).
Проводиться пальчиковая игра «Иголочка- иголка».
Иголочка-иголка ( фонарики),
Ты остра и колка ( хлопаем в ладошки),
Не коли мне пальчик ( грозим пальчиком),
Шей мне сарафанчик ( замочек из рук),
Ты портной умелый ( руки на поясе),
Сшей для Насти фартук белый (повороты в сторону),
Я сама бы сшить могла (хлопаем в ладошки),
Но пока ещё мала (соединить ладошки лодочкой).
Воспитатель предлагает посмотреть какие предметы есть ещё в сундучке.
(Достаёт картинку – рубашка без рукава).
Предлагает детям поиграть в игру «Одежда без чего?».
Воспитатель называет два слова. Дети составляют предложение по образцу.
Платье без воротника…
Платье – воротник Платье-карман
Рубашка-рукав Рубашка-пуговицы
Сарафан-оборка Юбка-карманы
Сарафан- вышивка Брюки-молния
Сапоги-каблуки Рубашка-пояса
Фартук-карман Юбка-оборка
Воспитатель достаёт из сундучка мячик и проводит игру: «Скажи, чем украшена твоя одежда».
(Моё платье украшено оборками…)
Воспитатель: Ребята в сундучке остался последний предмет-это конвертик с образцами ткани. Вам нужно быть очень внимательными и найти куклу в саране с таким же рисунком как на кусочке ткани. (Куклы и кусочки бумажные раскраски).
Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-rechi-i-hudozhestvennaja-literatura/231137-konspekt-nod-znakomstvo-s-russkim-narodnym-ko.html
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе Тема:”Волшебное путешествие”
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе
Тема:”Волшебное путешествие”
Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих чувств и мыслей.
Задачи:
- повысить самооценку, приобрести чувство уверенности;
- развить эмпатию, сопереживание, научить работать в парах, группах;
- развить речь, творческое мышление;
- сформировать навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения;
- воспитывать доброжелательность.
Оборудование: 5 табличек с названиями островов: ” Остров кривых зеркал”, “Заколдованный остров”, “Остров Великанов”, “Остров Попугаев”, “Остров Злого Волшебника”. К каждой табличке прикреплено задание, черное полотно из бумаги, зеркала
Ход НОД :
-Дети вы сегодня утром здоровались друг с другом? Сейчас я предлагаю вам поздороваться по-особенному.
Инструкция. Надо повернуться к тому, кто стоит справа, назвать его ласково по имени и сказать, что рад его видеть. Он, в свою очередь, поворачивается к соседу справа и делает то же самое, и так далее, пока приветствие не дойдет до ведущего.
Примечание. В комнату влетает наполненный гелием воздушный шарик, к нему на ниточке привязаны письмо и карта.
– Ой, ребята, что это? Посмотрите, к воздушному шару что-то прикреплено. Смотрите – послание. Оно адресовано дружным и добрым ребятам. Здесь написано: “Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я обращаюсь за помощью к дружным и добрым детям.
Меня и моих друзей заколдовал злой волшебник. Он увез нас далеко-далеко, за тридевять земель, на незнакомый остров, для того, чтобы сделать такими же злыми, как и он сам. Пока мы туда летели, я успел нарисовать карту, по которой вы сможете до нас добраться.
Помогите! Спасите нас!”
Ребята, как вы думаете, это нам написал? Мы дружные и добрые? А мы можем помочь ему и его друзьям? Тогда отправимся на поиски Буратино и его друзей и поможем им?.
Чтобы добраться до острова Злого Волшебника, посмотрите, какой длинный путь нам нужно пройти. Давайте полетим на воздушном шаре, держитесь за его длинную веревочку. Готовы, ребята? Ну, тогда отправляемся?
– Вот мы и оказались на первом острове. Он называется «Остров кривых зеркал». Ребята, посмотрите, для нас есть послание. Здесь написано, что прежде чем отправиться дальше, нам нужно выполнить задание.
Остров кривых зеркал
Инструкция: воспитатель говорит: «Вы представьте: просыпаетесь вы утром, заходите в ванную, смотрите в зеркало, а оно повторяет все ваши движения наоборот: вы поднимаете руку, а оно опускает; вы поворачиваете голову налево, а оно направо; вы закрываете один глаз, а оно другой. Давайте поиграем в такие зеркала.
Разбейтесь на пары. Пусть один из вас будет человеком, а другой – упрямым зеркалом. Потом вы поменяетесь ролями».
Сначала воспитатель помогает играть, затем дети делают всё самостоятельно.
– Все получилось! Молодцы, ребята! Отправляемся дальше (звучит аудиозапись “шум ветра”. Дети “подлетают” к «Заколдованному острову»).
“Заколдованный остров”
– Ребята, мы попали на Заколдованный остров. Здесь живут злые сказочные персонажи. (вспомнить имена)Они не любят, когда их беспокоят и ходят по их территории. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы продолжить путешествие? Надо их развеселить!
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Посмотрите все на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое. (На несколько секунд зафиксируйте на лице какое-то выражение. Медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение Вашего лица).
А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице.
Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он “передает” своему соседу слева. Так же делают все остальные.
Сначала мы в точности повторяем выражение лица соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и “передаем” его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.
А теперь, давайте возьмем по шарику и нарисуем улыбающиеся лица
– Посмотрите, ребята, получилось у нас сделать героев добрыми? (Дети показывают друг другу шарики.) Молодцы, и здесь мы справились! Полетели дальше (звучит “шум ветра”. Дети “летят” к острову Попугаев).
“Остров Попугаев”
Цель: развить уверенность в себе.
– Ребята, мы попали на остров Попугаев. Попугаи очень любят повторять за людьми слова, хвалить себя и хвастаться. Вот новое испытание.
Инструкция: передавая друг другу зеркало, каждому участнику по очереди нужно представить, что он попугай, и громко похвалить себя. Затем похвастаться перед зеркалом каким-либо своим качеством, умением, способностью, сказать о своих сильных сторонах – о том, что любит или ценит в себе.
– Ребята, а на следующий остров мы полетим на облаке!
Релаксация
Примечание. На полу расстелена белая простынь, обклеенная по краям ватой.
– Ребята, каким вы представляете себе облако? Ребята, опускайтесь на белое воздушное облачко.
Примечание. Фоном звучит тихая, спокойная музыка.
– Сядьте поудобнее, закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните… Еще раз… И еще раз… вдох, выдох. Представьте, что вы опустились на белое пушистое облако, как будто кто-то соорудил мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этом большом облаке-подушке. Теперь вы отправляетесь в путешествие.
Облако медленно поднимается в синее небо. Почувствуйте, как ветер овевает ваше лицо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Вы проплываете мимо ласкового солнышка, которое касается вас своими теплыми лучами. Оно решило немного поиграть. Солнышко щекочет вам носик, глазки, ротик, ушки. Погрейтесь под его лучами.
Почувствуйте, как оно спряталось в ваших волосах. А тем временем облачко понесло вас дальше. Улыбнитесь солнышку на прощание, помашите ему рукой. Медленно откройте глазки, потянитесь, оглянитесь… Ну вот мы и прилетели. Давайте сойдем с облака и поблагодарим его за то, что оно так хорошо нас прокатило.
Еще раз потянитесь, выпрямитесь и снова почувствуйте себя бодрыми, свежими и внимательными.
Примечание. Ведущий подводит детей к острову Злого Волшебника.
– И вот мы с вами попали на последний остров – это остров Злого Волшебника. и его друзей. Нам надо их спасти.
– Ребята, Буратино и его друзья могут выбраться отсюда. Но злой волшебник закрасил ковер-самолет черной краской, и теперь он не может летать. Мы разрушим злые чары, если вернем волшебному ковру-самолету яркие краски.
Ведущий берет карточку и читает: “С острова Злого Волшебника можно улететь только на красивом ковре-самолете”.
Примечание. На стоде черное полотно из бумаги
Инструкция. Предварительно проводится беседа с детьми: какими красками надо раскрасить ковер мира , чтобы, глядя на него, было всем светло и радостно и чтобы он снова мог летать?
Рефлексия “Ковер мира”
Инструкция. Дети под музыку выполняют аппликацию, хаотично наклеивая яркие кусочки цветного картона по заранее написанному слову «Добро»
– Ребята, посмотрите, какой яркий получился у нас ковер мира Нам удалось победить и разрушить чары злого волшебника.
Примечание
Источник: http://ds12.bskedu.ru/index.php/o-nas/stranichka-vospitatelya/peregudova-n-v/191-konspekt-zanyatiya-po-sotsialno-kommunikativnomu-razvitiyu-v-podgotovitelnoj-gruppe-tema-volshebnoe-puteshestvie.html
«Царевна Несмеяна»Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию в старшей группе
Цель: Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях (радость-грусть).
Задачи:
– Укреплять дружеские отношения в группе;
– Учить употреблять в речи уменьшительно ласкательные слова;
– Развивать мимику и движения;
– Учить предавать в рисунке эмоциональное состояние радость.
Ход
Перед началом занятия воспитатель проводит игру «Познакомимся».
Дети по очереди бросают мяч друг другу и называют своё имя ласково.
Воспитатель: Ребята, сегодня злой Кощей Бессмертный заколдовал нашу Царевну (взрослый) и она превратилась в Царевну Несмеяну. Нам с вами нужно расколдовать её. А чтобы расколдовать её необходимо выполнить задания. Если мы их выполним, то наша Царевна рассмеётся. Вы согласны выполнять задания?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда приступим (дети вместе с воспитателем подходят к столу). Первое задание такое:
Посмотрите, на столе лежат картинки, изображающие различные настроения, но они «сломались». Давайте их «починим» (дети собирают пиктограммы, разрезанные на несколько частей, и угадывают настроение, изображенное на пиктограммах).
Воспитатель: Скажите мне как можно из грустного человека превратиться в веселого? Каким образом можно поднять настроение?
Дети: Поиграть в интересную игру, порисовать яркими красками, рассмеяться просто так, скорчить друг другу веселую рожицу и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Следующее задание:
«Конкурс хвастунов»
А выиграет в этом конкурсе тот, кто лучше всех похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа. Вставайте скорее в круг. Внимательно посмотрите на того, кто стоит справа от вас.
Подумайте, какой он. Что в нем есть хорошего. Вы можете даже пофантазировать, придумать соседу такие качества, которыми он не обладает. Выиграет тот, кто найдет в своем товарище больше достоинств.
А Царевна нам потом объявит, кто лучше всего и смешнее похвалил своего соседа.
После игры Царевна называет самого хвастливого ребенка.
Воспитатель: Пришло время поиграть.
Игра «Солнце, дождь, ветер»
На три разных сигнала (показ картинок солнца, тучи, ветра) дети выполняют соответствующие движения с мимикой на лице. «Солнце» – улыбаются, хлопают в ладоши. «Туча» – дети обхватывают себя руками. «Ветер» – качаются из стороны в сторону.
Воспитатель: Смотри не зевай! Солнце, дождь и ветер различай. Что увидишь на картинке, то и проживай (игра повторяется 3-4 раза)
Воспитатель: А теперь пришло время следующего задания. Представьте, есть магазин красивых и добрых слов. Нам с вами необходимо сказать эти слова Царевне.
Дети по очереди называют Царевну красивыми и добрыми словами. Царевна начинает улыбаться.
Воспитатель: Посмотрите, наша Царевна уже приподняла уголки своих губ.
Воспитатель: Теперь мы с вами немного пофантазируем. Игра«Фантазии».
Я предлагаю вам придумать продолжение для удивительных историй, которые я начну:
Внезапно на нас напали инопланетяне и …..
Мы попали на необитаемый остров и …..
Нам подарили много шоколада ….
Что случилось с Лунтиком?…
Воспитатель: Молодцы! А сейчас приглашаем Принцессу, поиграть с нами в игру «Обезьянки». Один будет обезьянкой, а все остальные зеркалом. Обезьянка будет корчить рожицы, а вы будете повторять её гримасы как можно точнее.
Воспитатель: Посмотрите, а Царевна то наша смеется. Значит, мы смогли расколдовать Принцессу, молодцы.
(Воспитатель достает коробку и листы бумаги).
Воспитатель: Интересно, что лежит в этой коробке? (открывает). Посмотрите, здесь гуашевые краски. А что мы будем рисовать? А вот и письмо написано: Ребята, я очень долго нахожусь в одиночестве и мне очень грустно, нарисуйте мне, пожалуйста, веселых человечков, что бы мне не было одиноко и грустно. Кощей Бессмертный. Поможем Кощею, нарисуем веселых человечков?
Дети. Да.
Дети рисуют, затем вместе с воспитателем укладывают рисунки в коробку и отправляют Кощею.
Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/7233-tsarevna-nesmeyana-konspekt-nod.html
Конспект НОД по ознакомлению детей с русским народным костюмом
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению детей с русским народным костюмом Симбирской губернии.
Цели занятия:
1. Продолжать знакомить с орнаментом: для чего служит, какие части одежды обычно украшались, какие пожелания выражал.
2. Продолжать учить детей вырезать из бумаги, сложенной гармошкой.
3. Развивать навыки делового общения между собой.
Материалы и оборудование: Кукла в русском народном костюме, силуэтные куклы, бумажная одежда для кукол, цветная бумага, ножницы, клей.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная.
Ход занятия
Организационный момент.
1. В. В чем же раньше ходили? Что наши бабушки носили?
Нес костюм характер благочинный,
Был для всех свободным, строгим, длинным.
На Руси короткие одежды надевать не смели и невежды.
Из полотен вырубали пряхи
Длинные холщовые рубахи.
Ворот и подолы украшали,
Дивные узоры вышивали.
На узорах – травы, кони, птицы..!
Выводили тонко мастерицы,
Вышивка людей оберегала –
Нечисть и болезни отгоняла.
Пусть с поры той пролетают годы.
Русь – законодательница моды.
Лучше древнерусского народа не найдешь нигде,
Да и не надо.
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам в гости пришли русские красавицы – куклы в народных костюмах. Но, как мы к ним будем обращаться, если у них нет имени. Давайте вспомним старинные русские имена.
Дети: Аленушка, Арина, Дуняша, Дарьюшка.
Воспитатель: Молодцы! Сколько имен вы знаете! Какое имя выберем для нашей куклы?
Дети: Аленушка.
2. Воспитатель: Дети, посмотрите, какая Аленушка нарядная! Во что она одета?
Дети: Рубаха, сарафан, налобник.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно рубаху и сарафан Аленушки. Чем они украшены?
Дети: Орнаментом.
Воспитатель: Да, в старые времена одежду украшали символами, которые составляли орнамент. Для чего вышивали символы?
Дети: Они оберегали человека.
Воспитатель: Какие знакомые элементы орнамента вы видите на сарафане Аленушки?
Дети: Квадрат или ромб – символ солнца, крест – оберег людей от злых сил.
Воспитатель: Вспомните, дети, что хотели пожелать человеку, вышивая определенную вышивку?
Дети: Украшая одежду, желали счастья, здоровья, хороший урожай, и чтобы вышивка оберегала от злых сил.
Воспитатель: Какие части одежды обычно украшали орнаментом?
Дети: Подол, рукава, горловину.
Воспитатель: Да, именно эти части одежды украшают орнаментом, потому что считалось, что он служит оберегом от злых сил.
3. Динамическая пауза.
Воспитатель: Дети, кукла Алена хочет что-то вам сказать:
«Я красиво нарядилась
Вокруг себя оборотилась
Вышла песенки попеть,
На людей посмотреть!
Вышла с вами поиграть-
Себя людям показать!»
Русская хороводная игра «Во поле рябинушка стоит». Дети, держась за руки, идут по кругу, выполняя движения в соответствии с текстом. (Игра повторяется 2-3 раза.)
«Во поле рябинушка стоит.
Как под той рябинушкой
Четыре девушки сидят:
Первая – Катюшенька – шьет.
Вторая – Марфушенька – прядет.
Третья – Акулинушка – вышивает.
Четвертая – Аринушка – зевает».
4. Воспитатель: Дети, у вас на столах лежат бумажные куклы с шаблонами бумажной одежды.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Чего не хватает на них?
Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю вам украсить одежду для кукол своим орнаментом и нарядить их.
Выполнение работы детьми.
Анализ детских работ.
Рассказ детей о своем орнаменте: где и какой выполнен орнамент.
Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/art-esthetic-development/18488.html
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Зачем нужны правила дорожного движения?»
Цель: Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, учить практически, применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.
Задачи:
Образовательные: — совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи; — продолжать закреплять правила поведения на проезжей части; — развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;
Развивающие:
— расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора;
Воспитательные:
— формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми; — воспитывать умение слушать, своего товарища, не перебивая;
— формировать желание соблюдать правила дорожного движения.
Активизация словаря:
— закрепить в речи названия дорожных знаков.
Материал к занятию: дорожные знаки, разрезные картинки, проектор, экран, ноутбук.
Методы и приемы: игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.
Задачи интегрированных образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»: расширять представления о правилах дорожного движения. Уточнять представления о работе светофора. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.
«Речевое развитие»: развивать умение отгадывать загадки и соотносить их с изображением.
Предварительная работа:
— беседа «Светофор», «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения», «Пешеходный переход», «Городской транспорт, «Виды транспорта»; — чтение художественной литературы: Б. Житков «Светофор»; — рассматривание фотографий «Улицы нашего города»; — рисование «Грузовой автомобиль», аппликация «Автобус», конструирование «Улицы города»; — составление рассказа по сюжетной картинке;
— сюжетно-ролевая игра «Автобус».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Бедные зебры
В Африке зебры газету читали.
В Африке в обморок зебры упали.
Черным по белому в этой газете
Было написано, будто на свете,
Где не ступала нога носорога,
Бедные зебры лежат на дорогах.
Люди шагают по зебрам в сапожках,
Лаковых туфельках и босоножках,
В грязных ботинках, кроссовках и кедах,
Ездят по зебрам на велосипедах,
Катят на роликах и самокатах,
Строем по ним маршируют солдаты,
Бродят по зебрам коты и собаки, —
Все подчиняются страшному знаку:
«ПЕРЕСЕКАТЬ ПЕШЕХОДАМ ДОРОГУ —
СТРОГО ПО ЗЕБРАМ, ПО ЗЕБРАМ СТРОГО!»
В Африке зебры газету читали.
В Африке в обморок зебры упали.
Просто, не знали они, к сожаленью,
ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ПЕРЕДВИЖЕНЬЯ.
(Г. Дядина)
Воспитатель: Скажите мне, о каких зебрах говорится в стихотворении?
Дети: О тех, которые нарисованы на асфальте.
Воспитатель: А зачем они нарисованы?
Дети: Чтобы по ним переходить дорогу.
Воспитатель: А как они называются?
Дети: Пешеходный переход.
Воспитатель: Правильно, это пешеходный переход. А если бы не было пешеходного перехода, что тогда бы произошло?
Дети: Автомобиль наехал бы на пешехода.
Воспитатель: Я предлагаю вам показать этот знак.
Ребенок подходит к экрану (на экране много дорожных знаков) и показывает знак, который обозначает пешеходный переход и читает стихотворение.
Пешеход, пешеход,
Помни ты про переход!
Глубокий подземный,
Как зебра, наземный.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет!
Воспитатель: А теперь предлагаю отгадать загадку:
Красный, желтый и зеленый,
Он на всех глядит в упор.
Перекресток оживленный,
Неспокоен …
Воспитатель: Скажите мне, что обозначает красный свет?
Дети: Красный свет обозначает, что идти опасно.
Воспитатель: А что обозначает желтый свет?
Дети: А желтый обозначает, что надо приготовиться. Но переходить дорогу еще нельзя.
Воспитатель: А что обозначает зеленый свет?
Дети: На зеленый свет можно переходить дорогу.
Воспитатель: давайте поиграем в игру «Светофор»
Воспитатель поднимает по очереди кружки одного цвета. На красный кружок дети стоят, руки опущены; на желтый – выполняют пружинящие полуприседания; на зеленый – шагают на месте.
Воспитатель: Еще одну отгадайте загадку:
Это что за зверь такой
Пробежал по мостовой,
На ногах его — резина,
А питается бензином?
Он рычит, клубится пыль.
Что за зверь? …
(Автомобиль)
Воспитатель: Сейчас вам нужно разделиться на три команды. (Дети делятся).
Перед вами столы, на столах лежат разрезные картинки, ваша задача, как можно быстрее собрать картинки и сказать, какой вид транспорта вы собрали.
После того как дети соберут разрезные картинки, называют виды транспорта: наземный – это трактор, воздушный – это самолет, водный – это лодка.
Воспитатель: Молодцы. А теперь обратите внимание на экран и скажите, что изображено на экране?
Дети: Дорожные знаки.
Воспитатель: Сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадки будете находить на экране.
В белом треугольнике
С каемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге …
(Дети)
Под этим знаком, как ни странно,
Все ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое?
(Место остановки автобуса)
Под дорогою нора.
Кто быстрее всех смекнет,
Почему по ней с утра
Ходят люди взад-вперед?
(Подземный пешеходный переход)
Знает каждый пешеход
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
Если нужно вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьезных докторов
Там вам скажут: «Будь здоров!»
Дети отгадывают загадки и показывают на экране.
Воспитатель: Все загадки отгадали и на экране показали. Молодцы!
Воспитатель: А сейчас время физкультминутки.
На улице нашей Дети маршируют, (движутся из одного конца группы в другой),
Машины, машины.
(Держат в руках воображаемый руль, делают разворот),
Машины-малютки,
(Двигаются в противоположную сторону).
Машины большие.
Спешат грузовые,
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
— Эй, машины, полный ход!
Я — примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.
Я. Тайц
Воспитатель: Скажите мне, можно ли перебегать дорогу.
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Дорогу можно переходить только в указанном месте.
Воспитатель: А идти по дороге можно?
Дети: Нет.
Идти можно только по тротуару.
Воспитатель: А где он находится?
Дети: Вдоль дороги.
Воспитатель показывает дорожный знак остановка трамвая и автобуса.
Воспитатель: Скажите мне, зачем нужны такие знаки?
Дети: Чтобы люди знали, где находится остановка трамвая или автобуса.
Воспитатель: Какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете?
Дети:
1 ребенок: Стоящий на остановке автомобиль, автобус или троллейбус обходи только сзади, чтобы вовремя увидеть, нет ли за ним другой машины. А вот трамвай обходи только спереди. Но всегда лучше подождать, пока тебе не будет хорошо видна вся улица.
2 ребенок: При входе в автобус, троллейбус или трамвай пропускай в дверях своего спутника, пожилого человека или женщину с маленьким ребёнком. А вот выходить из автобуса, троллейбуса или трамвая первым должен мальчик или мужчина, чтобы подать руку своей спутнице.
3 ребенок: В общественном транспорте всегда уступай место пожилым людям и женщинам с маленькими детьми.
4 ребенок: Не проталкивайся в толпе пассажиров, помогая себе локтями, — пользуйся не руками, а голосом.
5 ребенок: Ничего не ешь, и не пей в общественном транспорте. Ты можешь случайно испачкать сиденье вагона или одежду пассажиров.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте все вместе прочитаем стихотворение о правилах дорожного движения:
Делаем ребятам
Предостережение:
Выучите срочно
ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ,
Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
По улице водители!
Ю. Яковлев
Воспитатель: Ребята, скажите, зачем же нам нужны правила дорожного движения?
Ответы детей.
Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/konspekt-nod-po-socialno-kommunikativnomu-razvitiyu-zachem-nuzhny-pravila-dorozhnogo-dvizheniya.html
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего возраста «Почему грустит котенок»
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего возраста «Почему грустит котенок»
Оборудование:
для детей: светлячок (игрушка, картинки с изображением котят, листы формата А4, карандаши цветные;
для педагога: диск с расслабляющей музыкой, магнитофон, игрушка кота, мячи разных размеров.
Приоритетная образовательная область: Познание
Интеграция образовательной области: чтение художественной литературы, здоровье, коммуникация, социализация.
Цели и задачи:
Цели: продолжать учить различать эмоциональные переживания на примере животных; поощрять стремление детей проявлять заботу о домашних животных; развивать потребность в общении с представителями животного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости.
Задачи:
-развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста и загадок, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием событий;
-стимулирование развития центральной нервной системы и всех психических процессов; развитие мелкой моторики рук;
-уточнение, обогащение, систематизация словарного запаса; воспитывать активное произвольное внимание к речи;
-побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
Ход занятия.
В: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Светлячок. Он всем вам очень рад и хочет загадать вам одну загадку.
С: «Ночью не спит, мышей сторожит». Кто это ребята?
Д: Кот!
С: Правильно! Молодцы. Мне очень нравятся маленькие котята, потому что они такие забавные, игривые.
С: А у вас есть дома кошка? Как вы за ней ухаживаете? У вашей кошки всегда хорошее настроение? А как вы об этом узнаете? (ответы детей)
В: Сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ Л. Толстого «Котенок». Послушайте внимательно.
Чтение произведения Л. Толстого «Котенок»
В: Как заботились о маленьких котятах ребята? Что произошло с маленьким котенком во время прогулки? Как защитил мальчик своего котенка от собаки? (ответы детей)
В: Ребята, посмотрите, что у меня в руках?
Д: Это кошка.
В: Да, это маленький котенок. Но посмотрите на его выражение. Мне кажется или котенок грустит?
Д: Он грустит!
В: Странно, почему грустит котенок!
Упражнение-дискуссия «Почему грустит котенок? » (Н. Л. Кражева)
Жил-был маленький котенок
И совсем еще ребенок.
Ну и этот Котя милый
Постоянно был унылый.
Почему?
Никто не знал,
Котя это не сказал.
В: Давайте все встанем в круг и передавая игрушку каждый скажет, почему котенок грустил, чего он боялся, чего ему не хватало, как ему помочь.
Игра «Я знаю… »
В: Ребята, а теперь давайте попробуем показать как котенок:
-спит, свернувшись клубочком;
-просыпается;
-лакает молоко;
-почесывается;
-выпрашивает лакомый кусочек.
В: Молодцы ребята! У вас хорошо получается!
В: А теперь вместе со светлячком давайте ляжем по кругу на спину, руки и ноги вытянули, глаза закрыли. (в это время включается тихая, спокойная музыка)
В: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается»
В: Ну как ребята, что вы видели во сне, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо? (ответы детей)
В: А как вы представляете дом для котика? Давайте нарисуем такой дом для котика, в котором ему было бы уютно и радостно жить.
Рисование на тему «Кошкин дом»
В: Светлячок был очень рад с вами увидится, также он очень рад тому, что вы все добрые и отзывчивые ребята, проявляете заботу о братьях наших меньших. (прощание со светлячком)
В: Вы меня тоже сегодня очень порадовали, вы показали, какие вы доброжелательные. Я горжусь вами!
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего возраста «Почему грустит котенок»
Оборудование:
для детей: светлячок (игрушка, картинки с изображением котят, листы формата А4, карандаши цветные;
для педагога: диск с расслабляющей музыкой, магнитофон, игрушка кота, мячи разных размеров.
Приоритетная образовательная область: Познание
Интеграция образовательной области: чтение художественной литературы, здоровье, коммуникация, социализация.
Цели и задачи:
Цели: продолжать учить различать эмоциональные переживания на примере животных; поощрять стремление детей проявлять заботу о домашних животных; развивать потребность в общении с представителями животного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости.
Задачи:
-развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста и загадок, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием событий;
-стимулирование развития центральной нервной системы и всех психических процессов; развитие мелкой моторики рук;
-уточнение, обогащение, систематизация словарного запаса; воспитывать активное произвольное внимание к речи;
-побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
Ход занятия.
В: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Светлячок. Он всем вам очень рад и хочет загадать вам одну загадку.
С: «Ночью не спит, мышей сторожит». Кто это ребята?
Д: Кот!
С: Правильно! Молодцы. Мне очень нравятся маленькие котята, потому что они такие забавные, игривые.
С: А у вас есть дома кошка? Как вы за ней ухаживаете? У вашей кошки всегда хорошее настроение? А как вы об этом узнаете? (ответы детей)
В: Сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ Л. Толстого «Котенок». Послушайте внимательно.
Чтение произведения Л. Толстого «Котенок»
В: Как заботились о маленьких котятах ребята? Что произошло с маленьким котенком во время прогулки? Как защитил мальчик своего котенка от собаки? (ответы детей)
В: Ребята, посмотрите, что у меня в руках?
Д: Это кошка.
В: Да, это маленький котенок. Но посмотрите на его выражение. Мне кажется или котенок грустит?
Д: Он грустит!
В: Странно, почему грустит котенок!
Упражнение-дискуссия «Почему грустит котенок? » (Н. Л. Кражева)
Жил-был маленький котенок
И совсем еще ребенок.
Ну и этот Котя милый
Постоянно был унылый.
Почему?
Никто не знал,
Котя это не сказал.
В: Давайте все встанем в круг и передавая игрушку каждый скажет, почему котенок грустил, чего он боялся, чего ему не хватало, как ему помочь.
Игра «Я знаю… »
В: Ребята, а теперь давайте попробуем показать как котенок:
-спит, свернувшись клубочком;
-просыпается;
-лакает молоко;
-почесывается;
-выпрашивает лакомый кусочек.
В: Молодцы ребята! У вас хорошо получается!
В: А теперь вместе со светлячком давайте ляжем по кругу на спину, руки и ноги вытянули, глаза закрыли. (в это время включается тихая, спокойная музыка)
В: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается»
В: Ну как ребята, что вы видели во сне, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо? (ответы детей)
В: А как вы представляете дом для котика? Давайте нарисуем такой дом для котика, в котором ему было бы уютно и радостно жить.
Рисование на тему «Кошкин дом»
В: Светлячок был очень рад с вами увидится, также он очень рад тому, что вы все добрые и отзывчивые ребята, проявляете заботу о братьях наших меньших. (прощание со светлячком)
В: Вы меня тоже сегодня очень порадовали, вы показали, какие вы доброжелательные. Я горжусь вами!
Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/konspiekt-zaniatiia-po-sotsial-no-kommunikativnomu-razvitiiu-dlia-dietiei-starshiegho-vozrasta-pochiemu-ghrustit-kotienok
Цели:
Расширять представления детей об овощах, их пользе для человека.
Закреплять умение узнавать овощи, используя разные анализаторы, руки – наощупь, нос – нюхая, по запаху, рот – вкусовые.
Обогащать словарь, путём введения новых слов: бордовая, оранжевая.
Упражнять в правильном употреблении существительных с прилагательными
Материал к занятию: магнитофон, колпачок, телефон, натуральные овощи: свекла, капуста, морковь, лук, помидор (нарезанные морковь и лук), блюдце, будка, перья птиц, игрушка – корова; чудесный мешочек; тарелочки – заменители (круги), овощи – заменители, банки с «солёными огурцами», бочонок.
Ход занятия
Дети с воспитателем входят в группу – группа оформлена под сюжет деревни.
– Дети, посмотрите, к нам в гости пришёл Колпачок. Как вы думаете, какое у него настроение?
Дети:
– Грустное, плохое, злое…
– А давайте улучшим ему настроение, скажем добрые слова, улыбнёмся.
Дети:
-Здравствуй Колпачок! Привет! Доброе утро! Колпачок, ты красивый! Ты добрый! Улыбнись!
Посмотрите, дети, а теперь какое настроение у нашего Колпачка?
Дети:
– Весёлое.
Воспитатель:
Ребята, а колпачок пришёл в гости не один, посмотрите сколько взрослых гостей к нам пришло, пойдёмте поздороваемся с ними.
Дети подходят к гостям и здороваются с ними по-разному:
– пальчиками, за руку, кулачками;
– словами: здравствуйте, доброе утро, привет!
Раздаётся телефонный звонок.
Воспитатель:
Да, я слушаю. Это детский сад, хорошо, мы приедем.
Дети, только что позвонил из деревни Дедушка, он приглашает нас в гости. Поедем?
А на чём мы можем поехать в деревню?
Дети:
На машине, автобусе, самолёте, поезде.
Воспитатель:
Правильно, молодцы. Наши бабушка и дедушка живут далеко и мы поедем на поезде. Хотите?
А вы знаете, как вести себя в поезде?
Дети:
– Не кричать, не бегать, не выглядывать в открытое окно, держаться за поручни, ходить за руку с мамой.
Воспитатель:
– Ну молодцы, всё знаете. Тогда занимайте места в вагонах. усаживайтесь поудобнее, поезд отправляется.
Звучит музыка – дети двигаются со словами:
“Едет-едет паровоз
два вагона, сто колёс
два вагона. сто колёс
машинистом рыжий пёс”
Воспитатель:
Вот наша станция – выходим. Подышите свежим воздухом. Упражнение на дыхание.
Посмотрите, что это такое?
Дети:
Домик (стоит будка).
Воспитатель:
А кто в нём живёт?
Дети:
Собака.
Воспитатель:
Как называется домик собаки?
Дети:
Будка.
Воспитатель:
А как собака рычит, сердится?
Идём дальше и находим перья
Воспитатель:
Как вы думаете, ребята, кто потерял эти перья?
Дети:
Петушок, курочка, гусь ворона, утка и т. д.
Воспитатель:
Молодцы! А это блюдце для кого стоит?
Дети:
Для кошки, собаки. Дети имитируют движения и звуки; читают: “Серенькая кошечка села у окошечка, хвостиком махала, деток созывала”
Воспитатель:
– Ребята, а послушайте загадку: “По лугу хожу, траву жую, му-му, молока кому?”
Дети:
Корова.
Воспитатель:
Правильно, найдите, где пасётся корова, рассмотрите её, только близко не подходите, а то забодает.
Пока дети рассматривают, воспитатель переодевается в Деда.
Дед:
Что за шум, что за гам?
Дети обращают внимание на Деда.
Дед:
Здравствуйте ребятки, здравствуйте внучатки. Выросли-то как, а я соскучился.
Дети здороваются, обнимаются с Дедом (называют его именами своих дедушек Володя, Вася, Миша).
Дед.
– Внучатки, я ведь чего вас позвал, у моей бабушки сегодня день рождения, она ушла за подружками, а мне наказала борщ приготовить, да я боюсь, что один не успею. Поможете мне? Вы знаете, что надо, чтобы приготовить борщ?
– Овощи.
Дед:
Ну идите сюда, будем выбирать какие!
Дидактическая игра “Чудесный мешочек”
Дед достаёт свеклу, дети называют – это свекла, она круглая, бордовая; наощупь достаёт капусту, круглая, зелёная.
Дед предлагает по запаху узнать лук – описывают. “Лук от 100 недуг”, угощает детей морковкой, у детей глаза закрыты, даёт по кусочку в рот. узнают морковку “Кто морковку жуёт тот здоровым растёт”.
Ну вот все овощи для борща нашли, а теперь скажите, где они растут?
Дети:
На грядке в огороде.
Дед:
Молодцы, всё знаете. А скажите. кто помогает расти овощам?
Дети:
Солнце. Читаем “Солнышко-вёдрышко”.
Дед:
-А кто ещё помогает?
Дети:
– Земля кормит, дождь – поит.
Читают: дождик, дождик лей – лей, земля водичку пей – пей.
Дед:
– Ребята, а если нет дождя, кто “поит” овощи?
Дети:
Взрослые и дети из лейки поливают (всё рассматривается и рассказывается по моделям – схемам).
Дед:
– Тогда давайте варить, садитесь за столы.
Дети работают с моделями – заменителями овощей.
Игра “Варим борщ”.
Дед:
Борщ готов, давайте пробовать, какой борщ? Дети имитируют, что кушают борщ. Вкусный, горячий, ароматный. Дед предлагает угостить гостей.
Вот придёт бабушка с подружками, а её ждёт сюрприз: “Не красна изба углами, а красна пирогами”, будет чем подружек удивить. Достаёт красивую открытку, давайте бабушку поздравим с днём рождения. Пишем “Бабушка…”
Дети добавляют слова: дорогая, родная, добрая, любимая, старенькая, молодая, золотая, заботливая… Поздравляем тебя с днём рождения, желаем здоровья”
Дед предлагает спустится в погреб и посмотреть, сколько овощей они с бабушкой заготовили на зиму.
Дед:
А хотите я научу вас солить капусту?
Пальчиковая гимнастика: “Мы капусту рубим-рубим
Мы капусту солим-солим
Мы капусту мнем-мнем
Мы морковку трём-трём
А теперь всё в бочонок кладём”
Дед:
Я положу вам в корзинку овощи, будете в городе кушать и нас с бабушкой вспоминать.
Звучит музыка. Дети садятся в поезд, машут Деду и уезжают.
Источник: http://www.my-nevalyashki.ru/index.php/razvitie-rechi/2299-konspekt-nod-po-sotsialno-kommunikativnomu-razvitiyu-doshkolnikov-puteshestvie-v-derevnyu
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»
Автор материала: Карнаухова Людмила Юрьевна
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию
в старшей группе
«Семейные обычаи на Руси».
Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
Познакомить детей с избой и русским бытом людей.Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый; Развивать психические процессы: внимание, память, мышление; развивать мелкую моторику рук.
Развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.Формировать умения, навыки создавать куклу-оберег из лоскутков.Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.
Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.
Предварительная работа:
Беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины», «Русская изба»; посещение музея; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.
Материалы и оборудование:
Костюмы для детей: сарафаны, рубашки, аудиозаписи с русской народной музыкой, мультимедия, мягкие подушки, атрибуты русской избы: чугунок, ухват, лапти, печка, хлеб, соль, деревянная посуда, кукла, колыбелька; уголек, зернышки, монетки, фишки, лоскутки ткани, нитки, колокольчик, угощенье.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, труд, безопасность, музыка, физическая культура,
Примерный ход:
Дети входят в групповую комнату переодетые в элементы русской народной одежды.
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся с ними по старинному русскому обычаю (дети кланяются, прижав руку к сердцу).
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Посмотрите какие мы с вами нарядные, в самый раз отправится на праздник.
Воспитатель: А вы любите ходить в гости, на день рожденья?
Дети: Да.
Воспитатель: А хотели бы вы узнать как же в старину праздновали день рождения?
Дети проходят в зону «изба».
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?
Дети: В русской избе.
Воспитатель: А почему вы решили, что это изба?
Дети: Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.
Воспитатель показывает чугунок. Дети, что это?
Дети: Чугунок.
Воспитатель: Для чего нужен чугунок?
Дети: В нем варили кушать.
Воспитатель показывает ухват, лапти. Дети, а это что?
Дети: Лапти.
Воспитатель: А для чего нужны лапти?
Дети: Их одевали на ноги.
Воспитатель: Посмотрите что стоит на столе?
Дети: Хлеб, соль.
Воспитатель: Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей
Воспитатель: Знаете пословицы о хлебе?
Ответы детей.
Раздается звук плача ребенка.
Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто плачет?
Достает из колыбельки куклу.
Воспитатель: Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла-малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.
Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.
Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена, выбирают одно имя – ребеночка называют ….
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково ….. А когда он вырастет, то его уже будут называть …. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.
Воспитатель: Молодцы. Вот мы и познакомились с … и назвали ему свои имена.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, здесь для … приготовлены вещи, что же это?
Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Дети: Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель: А кто знает, зачем нашему … эти вещи?
Дети: Их клали, когда купали ребенка.
Воспитатель: Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему ….
Воспитатель кладет уголек:
Воспитатель: А что говорили, когда клали уголек?
Дети: Привыкай к домашнему теплу.
Первый ребенок кладет зернышки.
Воспитатель: А что говорили, когда клали зернышко?
Дети: Будь всегда сыт.
Второй ребенок кладет денежку.
Воспитатель: А что говорили, когда клали монетку?
Дети: Будь всегда богат.
Воспитатель: Дети, вот мы помыли, вытерли …. После купания ребенка одевали. А одевали его не простую одежду, а в отцову рубаху.
Воспитатель: А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?
Дети: Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.
Воспитатель: Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?
Дети: Красная, красивая, праздничная.
Воспитатель: А когда одевали рубашку, родители приговаривали:
Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.
Воспитатель: Одели ребеночка, а дальше нужно уложить его.
Воспитатель: А куда клали спать ребеночка?
Дети: В колыбельку.
Воспитатель: А что же такое колыбелька?
Дети: Это кроватка, куда клали малыша и качали.
Воспитатель: Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего … (показывает детям).
Дети: Деревянная, расписная.
Воспитатель: А когда укладывали спать ребенка, пели колыбельную. А что такое колыбельная?
Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель: Дети, давайте и мы споем колыбельную для ….
Дети поют совместно с воспитателем:
«Баю-баюшки-баю
Я тебе покой дарю…»
Воспитатель: Вот и уснул наш …. А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Давайте поиграем с вами в интересную игру по ознакомлению с предметами быта. Внимательно слушайте и правильно отвечайте. За правильный ответ вы получите фишки.
Воспитатель: Молодцы. А у нашего …. сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для … – и не простой подарок, а настоящий оберег. Это предмет, который защищал и охранял людей от бед. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. А когда малыш рождался, оберег ( куколку) клали рядом с ним, приговаривая:
«Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой»
Дети, я предлагаю сделать для нашего… оберег. Объеденитесь парами по цвету ваших фишек и садитесь за стол мастарить подарок для ….
Рассаживает детей парами за стол, напоминает об осанке за работой, помогает детям, показывает образец. (Ты с чего начнешь работать? Каким цветом будешь расписывать? и т. д. Если ребенок закончил – Какими элементами ты расписал? Какого цвета?)
Воспитатель: Будете выполнять парами, помогая друг другу. На столах я уже вам приготовила все, что необходимо для оберега. Для этого нам понадобятся лоскутки ткани. Будем работать по схеме.
Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы – оберега. (Использование русской народной мелодии во время труда детей).
После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.
Воспитатель: Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. Поиграем в русскую подвижную игру «Горелки».
Игроки встают в круг, взявшись за руки. Водящий встает в центр. Все хором громко говорят или распевают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Раз, два, три – беги!!!
При слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один – слева, другой – справа), кто первый вернется на место тому и водить.
Воспитатель: Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим … наши обереги и пусть каждый пожелает … что-нибудь.
Дети:
– Никогда не болей, будь здоров.
– Расти сильным, крепким да удалым.
– Слушай отца-батюшку да родную матушку.
– Будь добр и пусть встречаются добрые люди.
– Пусть живет-поживает, да добра наживает.
Воспитатель: Спасибо за работу вашу, за старание ребята, вам понравился День рождения ….? На Дне рождения принято угощать гостей. Пусть каждый из вас скажет и положит в этот горшочек что нового узнал, новые слова? Чему научились? Я рада, что вы много знаете о народных традициях. Вот и угощение готово, сладости – петушки на палочке. А теперь пора возвращаться домой. Дети прощаются и уходят.
Источник: https://VseUroki.pro/doc/konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po-socialno-kommunikativnomu-razvitiyu-v-starshey-gruppe-semeynye-obychai-na-rusi.html