Классный час на день космонавтики, 5 класс

Классный час (5 класс) по теме: День космонавтики

Классный час на День космонавтики, 5 класс

Сценарий Дня Космонавтики “Космический рейс”

 Звучит песня “Земля в иллюминаторе”,

Реквизит: табличка “Космодром”.

“Жить и верить – это замечательно, Перед нами небывалые пути,Утверждают космонавты и мечтатели

Что на Марсе будут яблони цвести”.

Цель: проверить творческие способности учащихся, познания в области покорения космоса, физические основы космических полетов.
Экипажи формируются из учащихся 3-4-х классов по 7-8 человек.

   12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник.

  В этот день 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле “Восток” совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.

  Сейчас вы станете свидетелями космического путешествия двух экипажей.

И пусть это не настоящий космический полет, но ведь, возможно, наши сегодняшние “космонавты” через 15 — 20 лет поведут корабли к другим планетам или будут создавать эти корабли. 

  Встречаем экипажи. Наши космонавты прошли строгий отбор.

Представляются экипажи:

Экипаж…………….
Командир корабля…………

  На протяжении всего полета за их работой будет наблюдать Центр управления полетом (жюри) и даст оценку готовности экипажей к выполнению различных заданий.

Представляю членов Центра управления полетом……………….

Экипажам доложить о готовности.
Докладывают: Экипаж корабля “Гагаринец” (“Земляне”, “Марс-25”) к космическому рейсу готов. Командир экипажа…

Дорогие члены экипажей, сейчас мы с вами совершим увлекательное космическое путешествие. Во время игры мы выясним, чья команда лучше знает историю покорения космоса.Очень многое будет зависеть от вашей организованности, внимания, быстроты реакции к командам с Земли.

Вас, как и настоящих космонавтов, ждут неожиданности. Будьте готовы к ним. Но прежде я хочу вас спросить:- Какими, на ваш взгляд, должны быть космонавты?(Смелые, выносливые, находчивые, любознательные, трудолюбивые, сообразительные…).

Именно таких мы отправляем сегодня в космический полет.

1-й этап. Проверим физическую подготовку, которая продолжается и во время полета.

Из спортивного снаряжения выберите то, что можно использовать в космосе (гантели, эспандер, гири, штанга). Обведите в кружочек.

2-й этап. А теперь немного истории, как вы изучили Солнечную систему, знаете ли вы своих предшественников? Кто даст больше ответов?

Вопросы задаются по очереди экипажам:

  1. Когда был совершен первый полет человека в космос? (12 апреля 1961 года)
  2. Кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин)
  3. Как назывался космический корабль, на котором стартовал Ю.А.Гагарин? (Восток)
  4. Сколько длился полет Гагарина? (108 минут).
  5. Сколько планет в Солнечной системе?  (9 планет).
  6. Назовите планеты Солнечной системы. (Земля, Марс, Венера, Меркурий, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
  7. У какой планеты есть кольца? (У Сатурна)
  8. Смогут ли два космонавта, вышедшие в открытый космос, разговаривать друг с другом обычным способом?
  9.  Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой? (Нет, невесомость).
  10. По какой яркой звезде можно ориентироваться на местности?  (Полярная)
  11.  Назовите имя первой женщины – космонавта.(Валентина Терешкова)
  12. Как звали собак, которые первыми полетели в космос вместе с искусственным спутником Земли? (Стрелка, Белка)
  1. Как называется место, откуда космические корабли отправляются в полет? (Космодром)
  2. Как называется защитный костюм космонавта? (Скафандр)

Молодцы, ребята! Пора отправляться в путь

Представьте себе, что это не зал, это огромный космодром, а вы- космонавты. И сейчас нам с вами предстоит совершить космический полёт. Девизом нашего полёта будут следующие строки:

Космонавтом хочешь стать,

Должен много-много знать. Хором

Объявляется минутная готовность. 6, 5, 4, 3, 2, 1… ПУСК (Звук стартующей ракеты записан на магнитофон). Летим. Похоже, наши экипажи уже адаптировались в космическом доме. Быть космонавтом не только увлекательно, но и трудно.

И вот, наконец, наши корабли хотят совершить посадку на одну из интереснейших планет Солнечной системы – планету

МАРС.
И начнется трудовой, насыщенный новыми испытаниями и исследованиями день. Но что это такое? На борт корабля поступили какие-то странные зашифрованные телеграммы.

Задание 1.

 Каждая команда должна расшифровать телеграммы.

Шифр:

1-а, 2-б, 3-в и т. д.

3, 15, 10, 14, 1, 15, 10, 6 ! Внимание!

17, 16, 19, 1, 5, 12, 1 Посадка  

15, 6, 3, 16, 9, 14, 16, 8, 15, 1 ! невозможна!

31, 17, 10, 5, 6, 14, 10, 33, Эпидемия,

16, 17, 1, 19, 1, 11, 20, 6, 19, 30! опасайтесь!

   Экипажи покидают Марс и направляются к самой дальней планете Солнечной системе Нептун. Все приборы бортовой системы работают исправно, поэтому экипажи могут расслабиться и получить следующее задание.

Задание 2

Составить слова из букв, напечатанных на отдельных листках.

 СПУТНИК  МЕТЕОРИТ  ОРБИТА ВСЕЛЕННАЯ  ГАЛАКТИКА

В необъятной Вселенной пока что известен один крохотный уголок, где может жить человек. Это наша Земля.

  Но представьте на мгновение, что вдруг на одной из космических трасс вы встретились с кораблем дружественных инопланетян.

Как вы с ними поздороваетесь?

А теперь немного расскажем о Земле.

— Кто  населяет нашу планету? (Люди, животные,

птицы, насекомые.)

— Чего  больше на  нашей  п л а н е те — воды или

суши? (Воды.)

— Какие у  в ас бывают  л е с а ? (Хвойные, листвен ные, смешанные.)

— Что  такое  с н е г, и как он  о б р а з у е т с я? (Кристаллы воды)

— С помощью чего люди на  нашей  п л а н е те пони мают друг  друга? (С помощью речи, жестов, мимики, рисунков.)

— Какое  бывает  н а с т р о е н и е?

– Сколько дней в году?

-Почему Землю называют «Голубой планетой?» (Землю окружает вода, которая из космоса кажется голубой)

     – Как говорят на Земле о человеке, который имеет растерянный вид?

      (с Луны свалился)

     –  Как  мы назовем человека, который мечтает, отключившись от всего?

       ( витает в облаках)

Мы летим в космическом пространстве и нам встречаются звезды, созвездия и планеты. Сейчас мы попробуем отгадать загадки. Тема, конечно же, космическая.

Чистый небосвод прекрасен,

Про него есть много басен.

Вам соврать мне не дадут,

Будто звери там живут.

Есть в России хищный зверь,

Глянь – на небе он теперь

Ясной ночью светится

Большая … (медведица).

А медведица – с ребёнком,

Добрым, славным медвежонком.

Рядом с мамой светится

Малая… (медведица)

 Летит жар-птица, хвостом гордится (комета).

 Днем спит, ночью глядит. (Луна)

Всем планета нравится-

главная красавица.

Вечно ходит в облаках,

Как красавица в мехах.

Если встанешь на заре

С края неба, в серебре.

ты её увидишь первой,

Знай, зовут её… (Венерой)

Планета с багровым отливом

В раскрасе военном, хвастливом.

Словно розовый атлас,

светится планета…(Марс)

В небе есть местечко-

планета да с колечком,

Что поделать с модником,

Красоты угодником.

Моды он идёт на штурм,

А зовут его …(Сатурн).

Эта звёздочка в пути,

К Северу зовёт идти.

Коль за нею ты пойдёшь,

То на Север попадёшь.

(Полярная звезда)

4.У бабушки над избушкойВисит небо краюшкаСобаки лают, достать не могут(Месяц)

В небе отыскать его легко,

Словно бы пролили молоко.

Всех вас в гости ждёт когда-нибудь

Звездное скопленье –  Млечный … (путь).

Внимание! Внимание! Что происходит за бортом наших кораблей? Мы попали на незнакомую планете, где начался звездопад.

Игра «Кто быстрее соберет звезды»

 Продолжим путь, который нам указыва ют  з в е з д ы . А  для того чтобы  верно  з н а т ь, куда нам следует  держать путь, попробуем  узнать, какая  звезда нам поможет  не  з а т е р я т ь ся в Солнечной  системе.

Итак,  з а д а н и е : решить выражения и  записать  от веты в строчку в  порядке  в о з р а с т а н и я.

Во вторую строку  расставить буквы, которые соответствуют

этим  ч и с л а м.

4 6 — 1 8 =  28 ( П )

9 1 — 2 8 =  63 (Л)

93 —  15 =  78 ( Н )  

25 +  39 =  64 (Я)

2 6 + 1 7 =  4 3 ( 0 )  

40 +  26 =  66 (Р)

33 +  56 =  89 ( А )

89 + 1 1 = 100 ( Я )

28  4 3  6 3  64  66  78  89  1 00

П О Л Я Р Н А Я

Полярная  з в е з д а  всегда  указывает  на  с е в е р . Итак,

если вы  будете стоять к ней  лицом,  то за спиной бу дет … (юг),  с лева … (запад), а  справа … (восток).

Итак, курс на Полярную Звезду. Экипажи могут отдохнуть и отгадать кроссворд.

1. Летательный  а п п а р а т,  на  котором  летали  герои в сказках.  

( К о в е р – с а м о л е т .)

2. Летит  п т и ц а – н е б ы л и ц а, а внутри  народ  сиди .  (Са молет)

3. Летательный  а п п а р а т,  на  котором летают  иноплане тяне.

 ( Т а р е л к а .)

4.  Заворчу, зажурчу, в  небеса улечу.  ( В е р т о л е т .)

5. Первый  космический  а п п а р а т,  выведенный  на  орбиту  Земли в  1957 году. (Спутник.)

6. Летательный  а п п а р а т,  на  котором  летала  Б аба Яга (Ступа)

И, наконец, можно подвести итог вашей совместной работы. Программу полета наши космонавты выполнили полностью.С благополучным возвращением!Центр управления полетом подведет итоги полета, назовет победителей, вручит награды.Когда последний закруглен виток.Так хорошо сойти на Землю сноваИ окунуться после всех тревогВ живую красоту всего земного.

Галактика в свеченье звездных трасс,Нам на нее глядеть, не наглядеться,Но, поднимаясь в небо, всякий разСвоей Земле мы оставляем сердце.

Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но прежде всего – чисто человеческий.

Завоевание космоса только начинается.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/11/19/den-kosmonavtiki

Презентация ко Дню Космонавтики для 5-8 классов

id2706

Спасибо за эту работу. Пригодится… “+”

efremov71

Буду рада, если действительно пригодится

Cjkysirj

Конечно пригодится в преддверии дня космонавтики, спасибо

id3928

Хороший материал. Полностью соответствует заявленной аннотации!

efremov71

Спасибо!

LANA13

Галина Анатольевна, благодарю за прекрасный материал! Скоро замечательная дата – День Космонавтики. На классных часах есть о чём поговорить!

efremov71

Спасибо!

81059

Интересная работа учит как из простого человека можно стать героем, если работать над собой. Спасибо за материал!

Nadezhda57

Хороший материал, интересные фото – всё это может стать основой для классного часа. Я бы Вам посоветовала, Галина Анатольевна, чуть-чуть сократить текст, а тот, который останется сделать более удобочитаемым. И тогда вообще будет безукоризненно!

efremov71

Спасибо за комментарий, я согласна, что по правилам выполнения презентаций текста очень много, но так мучилась, когда делала, хотелось все вместить, попробую поправить.

Латышева

Спасибо, доступно и актуально. А текст разделите на несколько слайдов. +

GVG

Галина Анатольевна, спасибо за актуальный материал, который пригодится для проведения классного часа.

arnika

1961 год – ещё фото в основном чёрно-белые, и такой рывок в научно-техническом прогрессе, как полёт человека в космос. Великое свершение человеческого ума и таланта. Прошло более 50 лет, а значимость этого не померкла. Спасибо за рассказ о Гагарине, Галина Анатольевна.

tanyakurova_

Галина Анатольевна! Спасибо за интересный и познавательный ресурс!

Источник: https://easyen.ru/load/scenarii_prazdnikov/den_kosmonavtiki/polozhenie_i_ccenarij_fizicheskogo_festivalja/473-1-0-11516

День космонавтики в 5 классе – 4 Ноября 2013 – Персональный сайт учителя русского языка

«12 апреля – День космонавтики». 

Разработка классного часа в 5 классе

Учитель русского языка и литературы

Евстигнеева Инна Станиславовна

МКОУ лицей №7.

Цель: рассказать учащимся о празднике 12 апреля;

расширить представления о солнечной системе; познакомить с первыми космонавтами и научными открытиями в области космонавтики; воспитывать любовь к своей стране, уважение к людям,  сделавшим огромный вклад в развитие космоса.

Оборудование: книги, плакаты,  газетные статьи, рисунки учащихся, посвящённые космосу.

Ход занятия.

Учитель.

12 апреля мы отмечаем замечательный праздник День космонавтики. 

С чего же всё началось?

Всё происходящее в солнечной системе давно интересовало человечество. Элементарные сведения были уже известны тысячи лет назад в Вавилоне, Египте, Китае и применялись народами этих стран для измерения времени и ориентировки по сторонам горизонта.

Изучением  движения, строения, происхождения и развития небесных тел и их систем занимается астрономия в тесной связи с математикой, физикой, биологией, химией, геологией, и космонавтикой, которая подтверждает, что пределу человеческого познания нет.

 

20 век стал настоящим штурмом космоса.

Космонавтика – ( от греческого слова мир, вселенная, искусство кораблевождения) включает комплекс отраслей науки и техники, обеспечивающих освоение космического пространства.

Звучит песня на слова Р. Рождественского «Притяжение земли».

Выступление учащихся.

1 Ученик.

В 1883 году русский учёный Э.К. Циолковский высказал мысль о возможности полётов в космос с использованием принципа реактивного движения. В своих трудах учёный впервые вывел основы управления ракеты, заложил научные основы создания ракетных аппаратов, способных преодолевать силу тяготения.

4 октября 1957 года советский Союз осуществил запуск первого в мире искусственного спутника Земли.

Эта дата считается началом космической эры. В 1959 году была достигнута вторая космическая скорость (11км/ сек.), что позволило исследовать Луну, Марс, Венеру, Юпитер, Солнце. 

12 апреля 1961 года гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облёт Земли.

В ряду десятилетий, каждый год

Мы метили космическими вехами,

Но помним: к звёздам начался поход

С гагаринского русского «Поехали!»

2 Ученик.

«Поехали!» – сказал первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. И огромная ракета вознесла его в небеса на ревущем столбе пламени. Это было 12 апреля 1961 года. В память этого первого полёта мы каждый год 12 апреля отмечаем День космонавтики.

Кто он, Юрий Гагарин?

Сын русских крестьян, которым на долю выпали все тяготы жизни. Роился Юрий 9 марта 1934 года в селе Клушино, недалеко от Гжатска. В семье, кроме Юры, было ещё торе детей.

Своё учение в школе начал ещё до войны, а после двухлетнего перерыва опять пошёл в школу в городе Гжатске.

После окончания шести классов поступает в ремесленное училище Люберецкого завода сельскохозяйственных машин на литейщика.

Проучившись год, юноша поступает  в Саратовский индустриальный техникум. Здесь юноша увлекается физикой, поступает в аэроклуб, где прыгает с парашютом, летает на учебном самолёте. Затем поступает в Оренбург на лётчика-испытателя, а затем становится военным офицером, лётчиком-истребителем.

После проведения опытов на собаках в условиях космического полёта стали готовить к полёту в космос людей.

Живём мы на нашей планете

В такой замечательный век!

И первым из первых в ракете

Русский летит человек!

3 Ученик.

Первым космонавтом был избран Юрий Алексеевич Гагарин.

Приближалось время старта. Гагарин вошёл в кабину ракеты «Восток», его усадили в кресло, бесшумно захлопнули люк. Он поддерживал связь только по радио.

Позывной Земли был красивый и звучный – «Заря» Взгляд Гагарина остановился на часах, было 9 часов 7минут московского времени. Гагарин услышал свист и гул, почувствовал, как гигантская ракета задрожала всем корпусом и медленно оторвалась от стартового устройства. Началась борьба с силой земного тяготения. Начали расти перегрузки.

Гагарин почувствовал, как какая-то сила всё больше и больше вдавливает его в кресло, было трудно пошевелиться. Вдруг в иллюминаторах показалась далёкая зелёная поверхность. Какая она красивая! Земля предстала как прекрасный бело-голубой  мрамор. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые спирали и пятна – это облака, снег и лёд. Суша Земли коричневого цвета.

Она состоит из огромных пространств, покрытых камнем и почвой.

4 Ученик.

Корабль мчался с огромной скоростью. Кабину больше не трясло и к креслу не прижимало. И тут неожиданно он почувствовал, что его приподняло над креслом, и тело ничего не весит. Захотелось Гагарину записать свои наблюдения в бортовой журнал, но карандаш и журнал плавали по кабине. Это была невесомость. НО она никак не сказалась на работоспособности космонавта.

В 10 часов 55 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно приземлился недалеко от города Энгельса около деревни Смеловка, что на Волге. 

5 Ученик.

В этот день была прекрасная погода, люди махали вымпелами, цветами, гремели оркестры, взрослые поднимали над головой детей. Три часа шумно текла живая человеческая река через Красную площадь, которая встречала Юрия Алексеевича Гагарина.

После Гагарина в космос летали сотни людей. Такой полёт требует долгой подготовки и всегда опасен. Были аварии космических кораблей, были жертвы. Вот почему космонавтов награждают орденами и объявляют героями.

6 Ученик (читает стихотворение «Созвездие Гагарина» Н. Добронравов).

Пусть звёзды опять назначат свидание,

Мы слышим разряды космических вьюг…

Ты с нами идёшь на задание,

Первый, верный, единственный друг!

В лесах за Владимиром сосны столетние,

И хмурое солнце под утро встаёт…

Не будет, не будет полёта последнего –

Помнят люди твой первый полёт!

Тебя вспоминают Парижа окраины,

Проспекты Москвы и рязанская рожь.

А дети на свете играют в Гагарина,

Значит, ты на планете живёшь!

Ты мир подружил с удивительной сказкой,

Сияет улыбка, как зорька во мгле…

От этой улыбки и доброй, и ласковой

Стало людям теплей на земле.

Всё ближе, всё ближе нам небо бескрайнее,

И подвигам в жизни не будет конца.

Восходит над миром Созвездье Гагарина, –

К правде, к свету стартуют сердца.

7 Ученик.

1965 год. Русский человек шагнул в открытый  космос. Астронавт Алексей Леонов первым вышел из кабины корабля  в космос. Одетый в прочный скафандр, он  выбрался  из люка и повис рядом с кораблём в пустом пространстве.

8 Ученик.

Историческим достижением в области космонавтики является полёт американских астронавтов Н.Армстронга,  М.Коллинза,  Э.Олдрина на космическом корабле «Апполон-11» с высадкой 2-х человек на поверхности Луны и с последующим возвращением на Землю в июле 1969 года.

В 1969 американский астронавт Нейл Армстронг  впервые вступил на Луну. После этого американцы высаживались на Луну ещё 5 раз. Они ходили по поверхности, ездили на электрическом автомобиле, брали пробы грунта, сделали много ценных наблюдений. Высаживаться им приходилось в скафандрах, потому что на Луне нет воздуха. Из-за отсутствия воздуха небо на Луне чёрное, и на нём даже видны звёзды.

9 Ученик (читает стихотворение « Чёрное небо» Ю. Волкова-Арсеньева)

Я долго искала следы всевозможных галактик

На чёрной, прозрачной материи южного неба.

Ведь есть же, наверное, где-то такой же романтик,

Считающий звёзды, как крошки небесного хлеба… 

Наверное, есть. Закружила метель звездопада,

Гонимая ветром, космической страшной пустыни.

Снежинками звёзды…  А звёзд неподвижных армада

Мерцает.  Вселенная медленно-медленно стынет.

И холод её пронизал нас стальными лучами…

Возможно ль, укрыться в прозрачной небесной пустыне?

С тоскою глядят, у кого два крыла за плечами,

На чёрное небо, пустое, чужое отныне. 

Слово учителя.

Космос покорили не только мужчины, но среди космонавтов были и женщины.

– Назовите их имена? ( Валентина Терешкова, Светлана Савицкая).

Первая женщина космонавт Валентина Терешкова, которая на космическом корабле «Восток-6» в июле 1963 года в групповом полёте с В. Быковским сделала 48 оборотов вокруг Земли. В 2000году она стала женщиной столетия. Второй женщиной космонавтом стала Светлана Савицкая.

Мне хочется в итоге нашего занятия сказать, что путь к звёздам начинается на Земле. Будущие космонавты с самого детства готовят свой организм к трудностям, которые могут возникнуть в космосе, проходят сложные испытания и строго следят за своим здоровьем.

Множество мальчишек мечтают полететь в космос, но мало кто может добиться этого в жизни. Ведь для достижения своей мечты нужно отлично учиться.  Лицей №7 города Солнечногорска гордится своими выпускниками, которые достигли успехов в разных отраслях науки. Не осталась в стороне и космонавтика. Выпускники А. Мошаев,  В. Весёлов  и  Г.

Суклышкин работают в научно-производственном объединении имени С.А. Лавочкина. Достижения предприятия в разработке космических аппаратов велики.

Созданные здесь машины впервые осуществили мягкую посадку на Луну, Марс; впервые  автоматическими средствами произведён забор лунного грунта и доставлен на Землю; впервые «Луноход» совершил многокилометровый рейд по Луне.

Сегодня мы с вами впервые прикоснулись к загадочной теме космоса.  Ребята хорошо подготовили выступления. У вас есть кое-какие знания о различных планетах.

Сейчас мы проведём небольшую викторину и посмотрим, что вы запомнили из нашей беседы.

Викторина.

1. У первого космонавта есть имя, но нет фамилии. Он понимает язык своей страны, но не говорит на нём. Знаменит, но не породистый. Кто он? ( собака Лайка.)

2. Кто первый из людей побывал в космосе?  ( Ю.А. Гагарин..)

3. Как фамилия космонавта, который первый шагнул в открытый космос? ( Леонов.)

4. Как фамилия космонавта, шагнувшего на лунную поверхность? (Армстронг.)

Шуточные вопросы.

1. В громадные тучи одета

Вторая от Солнца планета.

Каньоны, вулканы, печеры

Зовётся планета……………(Венера.)

2. А именем этой планеты

Назвали большую конфету.

Ну, вот и подсказка для вас

Планета с названием…………(Марс.)

3. Там просто жарища – ведь это

Ближайшая к солнцу планета!

И нет ни мороза, ни бури

На жаркой планете…………….(Меркурий.)

4. Ни зонд, ни корабль, ни ракета

Не сядет на эту планету:

В туманы, как в пуховый свитер,

Опутан гигантский ……………..(Юпитер.)

5. А эта малышка-ледышка

От солнца далёкая слишком.

Холодный  космический сон

Живёт на планете………………..(Плутон.)

6. У этой планете есть тёзка:

Живёт он не в царстве заморском.

Он царства морского колдун

Планета с названием…………….(Нептун.)

7. Подальше от солнца и света

И эта большая  планета.

Сплошные ледяные курганы

Покрыли поверхность…………….(Урана.)

8. Вдали от палящего Солнца

Планета, надевшая кольца,

Парит, будто в платье ажурном,

Её именуют……………………….(Сатурн.)

9. Я даже уверен, что с этой

Давно вы знакомы планетой:

Озёра, леса и поля.

Конечно же, это……………………(Земля.)

Слово учителя.

Вы хорошо справились с вопросами викторины. А космическая тема будет изучаться  вами на уроке астрономии в старших классах.

Наш сегодняшний классный час я хочу закончить прекрасными словами, которые написал Владимир Войнич:

Давно нас ожидают

Далёкие планеты,

Холодные планеты,

Безмолвные поля.

Но ни одна планета

Не ждёт нас так,

Как эта,

Планета дорогая

По имени Земля.

2012 год.

Источник: http://evstigneeva.ucoz.com/news/den_kosmonavtiki_v_5_klasse/2013-11-04-2

Классный час «12 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ» (5 класс)

Цель:

познакомить учащихся с этапами развития космонавтики и конструкторскими изобретениями;

-прививать интерес к исследовательской деятельности;

– развивать речь, память, внимание, мышление;

– воспитывать любовь и уважение к «сибирякам-космонавтам».

Ход мероприятия:

Эпиграфы:

«Две вещи порождают нас больше всего – звезды над головой и совесть внутри нас…»

Древняя мудрость

«В погоне за светом и знаниями человечество сначала робко выглянет за атмосферу, а потом завоюет себе все околосолнечное пространство»

К.Э.Циолковский

В устах ученых много лет

Жила мечта заветная-

Взлететь при помощи ракет

В пространство межпланетное.

И вот летит ракета ввысь

Там видно очертания планет.

Землянин, ты домой вернись,

А звездам передай от нас привет!

12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. (слайд1)Все люди живут под одним и тем же небом. Его красота пробуждает в нас высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Понять природу наблюдаемых тел и явлений во вселенной, дать объяснение их свойствам, узнать. Как они возникают и развиваются, люди хотели всегда. (слайд2)

Они строили картину мира в соответствии с теми данными, которыми располагали. С течением времени картина менялась, потому что появлялись новые факты и новые мысли о сущности наблюдаемых явлений, а главное – появилась возможность проверить правильность тех или иных идей через наблюдения и измерения, используя достижения смежных с астрономией наук, прежде всего физики. (слайд3)

Человека всегда манило небо… С тех самых пор как он стал осознавать себя. Он всегда хотел летать в небе, как птица, а вглядываясь в темные глубины космоса, где таинство мерцали звезды, ему не давали покоя вопросы: одинок ли он во Вселенной? Есть ли братья по разуму и какие они? (слайд4)

Впервые увидеть Землю с высоты птичьего полета человек мог только с появлением воздушного шара – 1783г., а с изобретением самолета такая возможность появилась практически у всего человечества.

В 1881г. Русский революционер-народоволец Николай Кибальчич, приговоренный к смертной казни за убийство царя Александра II, за несколько дней до казни сделал первые наброски и расчеты ракетного летального аппарата.

Примерно в это же время Константин Эдуардович Циолковский впервые теоретически обосновывает принцип ракетного движения.

17 августа 1933 года на полигоне в Нахабино стартовала первая советская ракета, полет ракеты продолжался 18 секунд, и она достигла высоты 400 метров. (слайд5)

Первый старт баллистической ракеты состоялся 18 октября 1947 года в 10ч 47 мин. утра, она взлетела на 86 километров.

Ракета Р-7 – главный итог земных трудов Королева и начало его космических трудов. (слайд 6)

Октябрь 1957 года – Р-7 выводит на орбиту первый искусственный спутник Земли.

Август 1960 года – Р-7 вывела на орбиту космический корабль с подопытными животными (собаками Белка и Стрелка) для определения воздействия космических факторов на живой организм. (слайд 7)

12 апреля 1961 года впервые в мире на орбиту спутника Земли ракетной Р-7 был выведен космический корабль, пилотируемый летчиком-космонавтом СССР Юрием Алексеевичем Гагариным.

Он облетел земной шар за 1час 48 минут и благополучно вернулся на Землю. Погиб во время тренировочного полета на самолете 27 марта 1968 года. Имя Ю.А.

Гагарина носят учебные заведения, улицы и площади многих городов мира. (слайд8)

Кто же такой космонавт? Каким должен быть космонавт? Что должен уметь настоящий космонавт?

Не каждый человек может стать космонавтом. У настоящего космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть выносливым. В космосе космонавты находятся в невесомости, а это выдержать сможет не каждый. Он должен быть внимательным, выполнять все правильно, много знать, хорошо учиться, тренировать память.

Познакомимся с «сибиряками-космонавтами».

Космонавтом под номером два был Алексей Архипович Леонов. Родился в с. Листвянка Кемеровской обл. 30мая 1934г.

Он впервые вышел из кабины космического корабля в открытый космос, для чего «Восход-2» был снабжен шлюзовой камерой.

Во время этого полета были проведены медико-биологические исследования, решены некоторые задачи космической навигации. Впервые осуществлен спуск космического корабля с помощью ручной системы управления. (слайд 9)

Волынов Борис Валентинович родился 18 декабря 1934г в Иркутске, но детство и юность прошли в Кузбассе, в шахтерском городе Прокопьевске. Когда ему было 12 лет, тетя взяла его на каникулы в Кишинев и он увидел высокое чистое небо. Вернувшись домой, он твердо решил: «Буду летчиком».

16 января 1969 года управляя «Союзом -5» состоялась ручная стыковка двух «Союзов» (с Союзом -4) (слайд10)

Лазарев Василий Григорьевич родился 23 февраля 1928г в селе Порошино Алтайского края в семье крестьянина. Свой первый космический полет совершил с 27 по 29 сентября 1973 года совместно с Макаровым О.Г. в качестве командира космического корабля «Союз-12». Ими были проведены испытания скафандров как элементов индивидуальных средств защиты космонавтов. (слайд11)

Титов Герман Степанович родился 11 сентября 1935 года в с.Верхнее Жилино Алтайского края. Был дублером Ю.А.Гагарина. Космический полет совершил 6-7 августа 1961 года на корабле-спутнике «Восток-2».

Это был первый в мире многовитковый полет: за 25 часов 11 минут «Восток-2» совершил свыше 17 витков вокруг Земли, пролетев расстояние 703143 километра.

Полет позволил оценить влияние факторов невесомости на человеческий организм и его работоспособность в течение суточного пребывания в космическом пространстве. (слайд 12,13)

Малоизвестные факты из жизни Титова Г.С.:

«Поймет ли нас народ, что мы не сумели найти парня с русским именем?»-приписываемое Хрущеву высказывание. Отец Титова из любви к Пушкину дал своим детям имена героев его произведений – назвал сына Германом и дочку Земфирой.

О другой причине упоминает в своем дневнике руководивший подготовкой будущих космонавтов Николай Каманин: «Единственное, что меня удерживает от решения в пользу Титова,-это необходимость иметь более сильного космонавта на суточный полет. Второй полет будет бесспорно труднее первого одновиткового полета»

  1. 2.«Распахнул дверь настежь»

Второй космонавт мира сделал первые фотоснимки Земли, впервые пообедал и поужинал в невесомости и главное – сумел поспать в космосе, что было одним из важнейших экспериментов.

  1. 3.«…И проспал выход на связь»

Титов умудрился проспать один из выходов на связь. Это немудрено, так как космонавт испытывал невероятные перегрузки. Впервые в космическом полете дала о себе болезнь укачивания. Специалисты в дальнейшем внесли существенные изменения в методики тренировок.

На момент полета Герману Титову было 25 лет и 10 месяцев. Он был и остается самым молодым из всех космонавтов в истории человечества.

Однако Герман Титов до последнего дня жил с надеждой поставит еще один рекорд и переплюнуть результат своего друга. Американского космонавта Джона Гленна, который в возрасте 77 лет совершил второй космический полет.

Но через 9 дней после 65-летнего юбилея у Титова остановилось сердце. Это случилось 20 сентября 2000 года.

Викторина:

1.Участник первой ручной стыковки космических кораблей? (Волынов)

2.Космонавт, совершивший первый в мире многовитковый полет. (Титов)

3.Назовите фамилию человека, принимавшего участие в испытаниях скафандра. (Лазарев)

4.Первый космонавт, выходивший в открытый космос? (Леонов)

5.Назовите профессию людей, которые мы сейчас назвали. (космонавт) (слайд 14, 15)

Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, но, прежде всего- человеческий. Несмотря на то, что после первого полета человека к звездам на околоземных орбитах побывали уже сотни людей из разных государств, мы делаем лишь первые шаги.

Когда последний закруглен виток

Так хорошо сойти на Землю снова

И окунуться после всех тревог

В живую красоту всего земного.

Галактика в сеченье звездных трасс,

Нам на нее глядеть, не наглядеться,

Но, поднимаясь в небо всякий раз

Своей Земле мы оставляем сердце. (слайд 16)

Источники:

1.Ресурсы сети Интернет

2. «Доброе дело»-презентационный выпуск межотраслевого приложения к газете «Мы и здоровье», март 2011г.

Скачать презентацию

Источник: http://uchkopilka.ru/stsenarii-prazdnikov-i-meropriyatij/1-aprelya-den-kosmonavtiki/3681-klassnyj-chas-12-aprelya-den-kosmonavtiki-5-klass

Классный час в 5 а классе, посвященный Дню Космонавтики “Освоение космоса”

Классный час в 5 А классе, посвященный Дню Космонавтики

“Освоение космоса”.

К. руководитель: Гофман Е.Я.

Цели:

Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей;

расширению кругозора учащихся; углублению знаний учащихся в области покорения космоса, развитию чувства солидарности и здорового соперничества.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Дорогие ребята, сегодня 12 апреля – День космонавтики, в связи с чем мы проводим классный час на тему “Освоение космоса”. Никогда не забудет человечество прекрасный апрельский день 1961 года, когда русский парень Юрий Гагарин первым в мире открыл дорогу в космос.

Мы гордимся, что первым в космос отправился наш соотечественник – русский человек. Он сказал: “Поехали!”. И действительно, сейчас спутники и ракеты бороздят космос, множество космической техники побывало на Луне и на Марсе.

То ли еще будет? А этот день, 12 апреля, традиционно отмечают как День космонавтики.

Ученик читает стихотворение.

Сказал “поехали” Гагарин,

Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась.

Эпоха странствий и открытий,

Прогресса мира и труда,

Надежд, желаний и событий,

Теперь все это – навсегда.

Учитель:А улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям.

И он сказал: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!…”. Да, она прекрасна.

И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь!

И еще Гагарин вот что сказал: “А завтра?…Поселения на Луне, путешествия к Марсу. Научные станции на астероидах, связь с другими цивилизациями. Все это – будущее. Пусть не столь близкое, но реальное.

И не будем огорчаться, что не мы с вами станем участниками дальних межпланетных экспедиций. Не будем завидовать людям будущего. Им, конечно, здорово повезет, для них станет привычным то, о чем мы можем только мечтать.

Но и нам тоже выпало большое счастье. Счастье первых шагов в космос”.

Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии одни из самых ярких – это имена и первого космонавта планеты Юрия Гагарина, и главного конструктора – академика Сергея Павловича Королева.

Сейчас вы можете узнать много нового о космических полетах, космонавтах и их биографиях в любой литературе о космосе. (ученик рассказывает из книги «Я познаю мир» статью «Кто придумал ракету» и «Как устроен летающий космический дом»).

У нас присутствуют специалисты, которые готовы ответить на любой вопрос. Чтобы лучше узнать о космосе, спросим у них. Открываем пресс-конференцию.

Представляем: историк; физик; астроном; космонавт; инженер космической техники;

эколог; врач. Вести опрос специалистов будет школьный корреспондент.

Корреспондент. Свой вопрос хочу задать историку. Расскажите, как началась дорога к космосу, кто стоял у истоков?

Историк: Приведу одно из высказываний К.Э. Циолковского “Сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка; за ними шествует научный расчет и, в конце концов, исполнение венчает мысль”. Ещё со времен Древней Греции существовали мифы о полетах – Икар и Дедал.

Но уже на границе XIX–XX веков были заложены основы космонавтики как науки, основоположником которой считается Константин Эдуардович Циолковский. Идеи Циолковского создали лишь теоретическую базу для будущих полетов.

Потребовалось ещё полвека развития науки и техники, чтобы эти идеи претворить в жизнь.

Корреспондент. Вопрос физику. Скажите, в чем состояла основная трудность на пути в космос?

Физик: Главная трудность на пути в космос – силы земного тяготения. О том, что такая сила существует, люди знают со времен Ньютона. Чтобы справиться с земным тяготением, нужно совершить немалую работу. Любой космический полет связан с преодолением сил тяготения и затратой большой энергии.

Корреспондент. Когда же было преодолено земное тяготение?

Инженер космической техники: Уже в начале 1955 года стали готовить межконтинентальную баллистическую управляемую ракету Р-7 для запуска искусственного спутника земли (ИСЗ). Одновременно с этим в Казахстане начали строить новый космодром Байконур. Наконец, 21 августа 1957 г.

советская космическая ракета стартовала в космос, а 4 октября 1957 г. с космодрома Байконур запущен первый ИСЗ массой 83,6кг. Через месяц, в ноябре 1957 г. полетел второй спутник, на борту которого находилась собака Лайка.

Этот полет показал, что в условиях невесомости живое существо может долгое время жить.

Корреспондент. От запуска первого ИСЗ до первого полета человека в космос прошло 4 года. Когда было принято решение о полете и кого решили запускать в космос?

Инженер космической техники: В Советском Союзе только 5 января 1959г. было принято решение об отборе людей и подготовке их для полета в космос. Спорным был вопрос кого готовить для полета.

Выбор пал на летчиков-истребителей, потому, что они действительно из всех профессий ближе к космосу: летают на больших высотах в специальных костюмах, переносят перегрузки, имеют прыгать с парашютом, держать связь с командными пунктами.

Находчивы, дисциплинированы, хорошо знают реактивные самолеты. Из 3000 летчиков-истребителей выбрали 20 человек.

Корреспондент. Каким требованиям должен отвечать космонавт?

Врач: Была создана специальная медицинская комиссия, преимущественно из военных врачей.

Требования к космонавтам такие: во-первых, отменное здоровье с двойным–тройным запасом прочности; во-вторых, искреннее желание заняться новым и опасным делом; в-третьих, отвечать требованиям: возраст 25–30 лет, рост 165–170 см, масса 70–72 кг и не больше! Отсеивали безжалостно. Малейшее нарушение в организме, отстраняли сразу.

Корреспондент. Какую подготовку должен пройти космонавт к полету?

Космонавт: Ежедневно занимались физической подготовкой и закаливанием, проводили учебно-тренировочные полеты на самолетах, следили за состоянием организма, испытывали в барокамерах, вращались на центрифуге, проводили кратковременные полеты в невесомости. Кроме того, большое внимание уделялось теоретическим занятиям по астрономии, конструкции и устройству космического корабля. А также велась парашютная подготовка.

Корреспондент. Ещё один очень важный вопрос. Как обеспечит благополучное возвращение космонавта на Землю?

Инженер: Эта проблема оказалась очень трудной. Испробовали множество вариантов.

В начале остановились на конусном варианте, потом предложил использовать классический вариант – форму шара, со всех сторон одинакового для преодоления сопротивления воздушного потока и обеспечения теплозащиты космонавта.

Стояла задача – как погасить огромную скорость спускаемого аппарата с орбиты до атмосферы Земли. В мае 1960г. ОКБ А.И. Исаева сделало тормозную двигательную установку (ТДУ) космического корабля. В атмосфере кабина будет гореть и тормозиться сама.

Нужна была такая защитная оболочка кабины, чтобы она тем не менее могла сохранить целой саму себя и космонавта. Нашли сплав металла, сделали из него кожух для кабины, который решил и эту задачу. Ещё одна проблема: как космонавту приземляться? Наши специалисты решили на высоте 7км от земли, космонавта катапультировать из кабины и приземлять на парашюте.

Корреспондент. Итак, все приготовления к первому полету завершены, выбор за кандидатурой космонавта. Кого отобрали к первому полету, и как проходил отбор космонавтов?

Историк: Руководство решило из 20 космонавтов выделить несколько человек для первого полета, космонавтам устроили экзамен. В результате приемная комиссия выделила шестерку для подготовки к полетам. В неё вошли в порядке очередности: Ю.А.

Гагарин, Г.С. Титов, Г.Г. Нелюбов, А.Н. Николаев, В.Ф. Быковский, П.Р. Попович. 5 апреля 1961 г. все шесть космонавтов вылетели на космодром. Выбрать первого из космонавтов равных по здоровью, подготовке, смелости. Было не просто.

Им стал Юрий Алексеевич Гагарин.

Корреспондент. Полет первого космического корабля с человеком на борту потряс весь мир. Хочется знать подробнее об этом дне.

Историк: Стоял солнечный, теплый день, вокруг в степи цвели тюльпаны. Ракета ослепительно ярко сверкала на солнце. Гагарина посадили в корабль за 2 часа до старта. В это время происходит заправка ракеты топливом, и по мере заполнения баков она “одевается” точно в снежную шубу и парит. Потом дают электропитание, проверяют аппаратуру. Один из датчиков указывает, что в крышке нет надежного контакта. Нашли… Сделали… Вновь закрыли крышку. Площадка опустела. И знаменитое гагаринское “Поехали!”. Ракета медленно, будто нехотя, изрыгая лавину огня, поднимается со старта и стремительно уходит в небо. Вскоре ракета исчезла из вида. Наступило томительное ожидание.

Корреспондент. Расскажите, что чувствует человек, находясь в состоянии невесомости?

Космонавт: Невесомость. Это слово сейчас знакомо каждому, но в начале 20 века это слово Циолковскому пришлось “придумать”, для обозначения совершенно необычного состояния, которое наступает в ракете, когда она, отключив двигатели, вращается вокруг Земли.

Человек, потерявший свой вес, может свободно перемещаться в воздухе. Никаких затруднений нет. Достаточно коснуться пальцем стенки кабины, чтобы поплыть в противоположную сторону. Все движения координированы, а зрение и слух безукоризненны: все видно, все слышно.

Не сидишь, не лежишь, а как-то висишь в кабине. Все незакрепленные предметы парят, и наблюдаешь их как во сне.

А капли жидкости, пролившиеся, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке.

Корреспондент. А как Земля? Какая она с той высоты?

Космонавт: Пожалуй, такая же, как при полете на реактивном самолете на большой высоте. Всё отлично видно. Когда пролетаешь над океаном, внизу различаешь острова. Красивая наша Земля. Вся в нежно-голубом ореоле.

Учитель. Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но, прежде всего – человеческий.

Ученик читает стихотворение.

Когда последний закруглен виток

Так хорошо сойти на Землю снова

И окунуться после всех тревог

В живую красоту всего земного.

Галактика в сеченье звездных трасс,

Нам на нее глядеть, не наглядеться,

Но, поднимаясь в небо всякий раз

Своей Земле мы оставляем сердце.

Учитель: А сейчас проведем викторину. (За правильные ответы ученики получают жетон).

  1. Кто был вторым космонавтом в нашей стране? (Г.С.Титов)
  2. Кто из советских космонавтов первым вышел в открытый космос? (А.А.

    Леонов)

  3. Как называется явление, когда все планеты Солнечной системы выстраиваются в одну линию? (Парад планет)
  4. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э.Циолковский)
  5. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса. (Академик С.П.

    Королев)

  6. Назовите первую женщину космонавта нашей страны.

    (Валентина Николаевна Терешкова)

  7. В какой галактике мы живем? (Млечный Путь)
  8. Какие планеты нашей солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
  9. Какую планету называют Утренней звездой? (Венера)
  10. Какая планета самая большая в солнечной системе? (Юпитер)
  11. Какая планета самая маленькая? (Плутон)
  12. Какой ученый доказал, что Земля вращается вокруг Солнца? (Польский ученый Николай Коперник)
  13. В какое время года Земля бывает ближе к Солнцу? (Зимой)
  14. Какая планета самая яркая из видимых с Земли? (Венера)
  15. На какой планете самые высокие горы? (На Марсе)
  16. Почему планету Марс называют красной планетой? (Из-за цвета ее пустынь)
  17. За сколько дней оборачивается Солнце вокруг своей оси? (За 27 дней)
  18. Назовите то место солнечной системы, куда ступала нога человека. (Луна)
  19. Что такое астрономия? (Наука о небесных телах)
  20. Что такое метеориты? (Обломки комет, упавшие на Землю)
  21. Что такое телескоп? (Астрономический прибор для наблюдения за небесными телами)
  22. Кто изобрел первый телескоп? (Итальянский ученый Галилео Галилей)
  23. Как называется летательный космический аппарат? (Ракета)
  24. Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Только вспыхнет и погаснет, так как на Луне отсутствует кислород)
  25. Космонавту в условиях невесомости нужно заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели? (Нет, так как они потеряют вес)

Подводятся итоги игры.

Источник: http://mognovse.ru/pjd-klassnij-chas-v-5-a-klasse-posvyashennij-dnyu-kosmonavtiki.html

Ссылка на основную публикацию