№ 1142 Конспект наблюдения на прогулке в подготовительной группе «Осенняя берёза» – Воспитателю.ру – сайт для педагогов ДОУ
Малышева Екатерина АлександровнаМБДОУ № 259 “Теремок”, г. Красноярсквоспитатель
Конспект наблюдения на прогулке в подготовительной группе «Осенняя берёза»
Вот и пришла осень в наш двор,и наш сад. Очень красивые и нарядные стоят деревья, словно золотом одеты. Словно невидимый художник, прошелся кистью и раскрасил деревья в узоры. Сегодня мы с ребятами,отправились на прогулку к осенней березке.
Цель: Закрепить и уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в природе осенью.
Задачи:
Формирование у детей представление о березе. Учить выделять характерные особенности дерева, называть его части. Упражнять в различии листьев по цвету, величине, форме. Ввести в активное пользование слова: осеннее дерево, ветки, листья, листопад, красивое, зеленые, желтые, толстый, тонкий. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.
Организация наблюдения.
Выбрать на участке отдельно стоящее красивое дерево, к которому можно подойти с детьми.
Ход наблюдения:
Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся в путешествие к удивительному дереву, а какому мы узнаем из загадки.
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Береза).
Воспитатель: Да, все верно это береза. Подвести детей к березе, предложить рассмотреть. Ребята, внимательно рассмотрите осеннюю березу, и скажите, по каким признакам мы можем отличить ее от других деревьев?
-Белый, толстый ствол.
– Белая кора с черными точками.
– Листья желтые, имеют форму треугольника.
– Красивые ветки, словно косички у девушки.
Возьмите в руки по одному листику. Рассмотрите его и скажите :
1 Почему листья пожелтели и опали? (На улице стало холодно, так дерево готовится к зиме).
2 Что мы можем увидеть на листочках? (Сеточка из мелких узоров, по которым идет питание – сок к листьям).
3 С какой геометрической фигурой можно сравнить лист березы? (Треугольником).
4 Какую пользу приносят листья природе? (Это корм для насекомых, удобрение для земли, украшение дерева, животные используют как укрывной материал зимой, когда холодно).
5 Как называется явление когда листочки, словно монетки золотые разносит ветер? (Листопад).
Ребята, посмотрите на дерево и скажите на какие части можно разделить дерево, и какую функцию они выполняют?
– корни, удерживают дерево от падения
– ствол, по нему двигаются питательные вещества
– ветки, на них растут листья
– листья, украшение дерева
После беседы с детьми можно провести вот такую игру.
Дид. игра «Чьи листья»
Цель: Продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные
Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у него в руках. (лист тополя – тополиный, березы, ивы, рябины, дуба,клен и тд.)
Физкультминутка.
“Листочки”.
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
Подвижная игра «Листопад».
Цель игры: развитие ловкости, быстроты; умения работать в парах.
Ведущий держит листик на вытянутой руке, а игроки должны попытаться допрыгнуть и сорвать его. Если это не получилось ни у одного ребенка, взрослый отпускает все листья, изображая «листопад». В эту игру можно играть парами, по очереди выполняя, роль ведущего.
Желаю успехов!
Источник: http://2016.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/sentyabr/no-1142-konspekt-nablyudeniya-na-progulke-v-podgotovitelnoy-gruppe-osennyaya-beryoza/
Наблюдение в природе по временам года в подготовительной группе
Наблюдение в природе по временам года в подготовительной группе
«Детский сад № 103 «Лесная сказка» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Составил:
- Солуданова Ольга Васильевна;
- Соколова Елена Григорьевна
г. Прокопьевск
Наблюдение в природе (осень)
Растительный мир:
Наблюдать картину осенних листьев на деревьях, отметить деревья, начинающие желтеть первыми. Уточнить, что деревья начинают желтеть с макушки, так как она больше подвержена холодному ветру. Наблюдать листопад в тихую и ветреную погоду.
Отметить изменение внешнего вида деревьев, сравнить в начале осени и конце осени. Отметить состояние цветника: большинство растений закончили рост, и начинают увядать; вспомнить какие они были летом. Собрать и рассмотреть созревшие семена, посадить их в уголке природы в группе.
Упражнять в различении и назывании семян и плодов.
Животный мир:
Наблюдать за шмелями. Отметить, что жизнь насекомых замирает. Они перезимуют в земле, а весной совьют новое гнездо. Подвести к пониманию зависимости живой природы от солнечного света и тепла.
Наблюдать за сбором птиц в стаи и отлетом их на юг. Уточнить знания о домашних животных, их роли в жизни человека. Рассматривание картин и иллюстраций. Расширить знания о дятле, лесном докторе.
Познакомить с жизнью водоема в осенний период.
Неживая природа:
Напомнить о ведении календаря и необходимости обращать внимание на состояние погоды: отмечать наличие солнца, осадков, ветра. Отметить сокращение длительности светового дня и высоту стояния солнца при помощи условной мерки. Познакомить с термометром. Наблюдать туман, объяснить, что это охлажденные капельки воды, повисшие в воздухе.
Наблюдать за небом – это воздух, который окружает Землю, им дышат люди, животные и растения. Воздух можно услышать и увидеть. Обратить внимание на крыши домов, траву, дорожки после первых заморозков. Отметить, что часто идут дожди. Учить определять их характер: затяжной, мелкий, моросящий, скучный, холодный.
Отметить заморозки на лужах, на земле.
Труд людей в природе:
Рассказать о сборе урожая в садах и на огородах, заготовках на зиму. Познакомить с осенними полевыми работами, объяснить необходимость вспашки поля (сохранение влаги, уничтожение сорняков). Рассказать о посеве озимых культур, об их зимовке под снегом. Продолжать знакомить с осенними работами: уборка листвы, закладка овощей на длительное хранение, утепление помещений для скота.
Наблюдение в природе (зима)
Растительный мир:
Рассмотреть деревья после снегопада, отметить изменения в очертаниях деревьев и кустарников; под тяжестью снега опустились ветки деревьев, полюбоваться красотой заснеженного парка, леса. Отметить и закрепить знания детей о том, что снег защищает деревья от мороза.
Наблюдать за почками на деревьях, показать, что они плотно закрыты и залиты клейким веществом и сравнить их на разных деревьях. Уточнить, что зимой ветки деревьев особенно хрупки. Закрепить знания о комнатных растениях (названия, внешний вид, родина, правила ухода).
Животный мир:
Наблюдать за повадками птиц, прилетающих на кормушку, во время кормления. Рассказать о необходимости подкормки птиц зимой. Закрепить названия зимующих птиц.
Рассказать о жизни рыб зимой, что они в сильные морозы опускаются на глубину, многие рыбы засыпают. Уточнить, как зимуют насекомые. Рассмотреть узоры на окнах, развивать творческое воображение.
Закрепить знания детей о диких животных юга и севера.
Неживая природа:
Отметить путь солнца, его высоту в полдень, тенью от столба. Уточнить, что декабрь — самый темный месяц в году. Отметить, что дни стали холоднее. Учить определять погоду и сравнить ее с погодой предыдущего дня. Наблюдать снегопад, поземку, метель, послушать ее завывание. Измерить глубину сугробов.
Рассматривать следы на свежевыпавшем снегу, продолжать учить определять, кому они принадлежат, куда направлены. Познакомить с защитными свойствами снега. Закрепить знания о свойствах снега при разной погоде. Наблюдать за ветром, учить определять его силу по флюгеру и другим признакам.
Сравнить солнечное тепло в январе и феврале, отметить частые перемены погоды.
Труд людей в природе:
Рассказать о подготовке сельскохозяйственной техники к весенним работам, уточнить названия ее видов: борона, сеялка, комбайн, трактор; объяснить их значение и назначение. Рассказать о работах в садах и парках: стряхивают снег с деревьев, чтобы не поломались ветки. Закреплять знания об уходе за животными на животноводческих фермах.
Наблюдение в природе (весна)
Растительный мир:
Наблюдать почки на деревьях, отметить их набухание. Сравнить почки разных деревьев. Рассказать о начале сокодвижения.
Закреплять знания об условиях, необходимых для роста и развития растений; знания о способах размножения комнатных растений (вегетативный, черенкование). Отметить появление первой травы на проталинах, первоцветов.
Наблюдать цветение черемухи, плодовых деревьев. Сравнить цветки вишни и яблони. Отметить распускание листьев у березы, развивать эстетическое восприятие природы.
Животный мир:
Наблюдать за поведение грачей. Расширять и закреплять знания об обитателях рек и морей. Наблюдать появление первых бабочек, шмелей, пчел. Закрепить знания о приспособленности насекомых к условиям выживания. Закрепить знания о птицах – домашних и диких, зимующих и перелетных. Наблюдать лягушек, рассказать, что за счет раздувающихся по бокам шеи пузырей кваканье лягушек слышно далеко.
Неживая природа:
Наблюдать за появлением и таянием сосулек. Отметить состояние снега: стал рыхлым, темным, грязным, зернистым, на поверхности образовался наст. Наблюдать за таянием снега, появлением ручейков.
Наблюдать солнце, уточнить, какие предметы больше нагреваются: деревянные или металлические, темные или светлые. Наблюдать заход солнца, отметить его красоту. Отметить, где и какая почва высыхает быстрее (на солнце или в тени, песчаная или глинистая), учить делать простейшие выводы.
Наблюдать ледоход или рассказать о нем. Наблюдать грозу и изменения в природе перед грозой. Наблюдать природу после заморозков.
Труд людей в природе:
Наблюдать за работой снегоуборочной машины. Рассказать о подготовке к весеннему севу, посеву семян овощей и цветов на рассаду, высадке рассады на огород.
Продолжать знакомить с особенностями содержания домашних животных: стада пасутся на пастбищах, питаются сочной травой, поэтому дают самое питательное молоко.
Рассказать о труде садовника: сыпет торф возле деревьев, чтобы задержать талую воду.
Источник: http://doshkolnik.ru/ecologia/627.html
Наблюдение в природе с детьми старшей группы «В гости к березке» (сентябрь)
Автор: Попова Татьяна Геннадьевна, воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ детский сад «Академия детства» СП д/с № 8, город Нижний Тагил
Наблюдение в природе с детьми
старшей группы «В гости к березке» (сентябрь)
Цель: обобщать представления дошкольников о березе через наблюдения в природе.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять представление о внешних признаках дерева;
- знакомить с народным календарем;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к наблюдениям в природе
- развивать словарь признаков;
- развивать интонационную выразительность речи;
- развивать мимику и пантомимику;
Воспитательные:
- формировать отношение к дереву, как к живому объекту;
- воспитывать эстетические чувства: слышать и понимать художественное слово, видеть прекрасное в природе;
- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Образовательные области:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Предварительная работа:
Чтение художественной и познавательной литературы о березе (Воронин «Моя береза» и другие); сбор коллекции листьев, семян; экологические тренинги; игры на развитие наблюдательности («Что изменилось?», «Кто заметил? и другие); художественное творчество; словотворчество (придумывание загадок, диалогов между деревьями и другое); разучивание стихотворений; труд в природе; циклические наблюдения; создание альбома «Примечай, запоминай и записывай».
Примерное содержание прогулки:
- Ребята, сегодня мы отправимся в гости … к дереву. А узнать, к какому, нам поможет вот это приглашение – листочек с загадкой:
Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
Несомненно, это береза.
Сейчас мы потихоньку пойдем по дорожке, а кто первым узнает березку, подойдет к ней.
– Как вы узнали березку? (Признаки березы – белый ствол с черными крапинами, тонкие ветки, зубчатые листочки и т.д.).
- Давайте поздороваемся с березой … и полюбуемся ею (минутка любования).
Береза – самое красивое и нежное дерево русского леса. Какими только ласковыми словами не называет русский человек это дерево. Сколько песен и стихов сложено про березу. Вот послушайте стихотворение А. Прокофьева «Березка» (чтение стихотворения заранее подготовленными детьми):
Березка, лебедь белая,
Рядком с тобой стою,
Тебе, моя несмелая,
Я песенку пою.
Как ты стоишь, счастливая,
Веселым летним днем.
Из-за тебя, красивая,
Светло в лесу моем.
Зеленая, раздольная,
Ты гибче камыша,
Березка белоствольная,
Ну, всем ты хороша!
Хотели бы вы подарить березке ласковые слова? (Словарная работа – тонкая, нежная, белоствольная, хрупкая, красивая, добрая, светлая, кудрявая, скромная и т.д.).
Я предлагаю вам изобразить живую картину «Березовая рощица» (Экологический тренинг). Закройте глаза. Поднимите руки вверх, словно ветви, замрите на несколько секунд, представьте, что корнями вросли в землю. У вас тонкие, гибкие веточки. Солнечные лучи скользят по ним. Но вот подул легкий ветерок и зашевелил листочки, а потом и ветки.
– Удалось вам почувствовать себя березками?
Береза не только красивое, но и очень доброе дерево. Она дает человеку силу. Давайте по очереди подойдем к березке и дотронемся до нее. Что вы чувствуете?
Русские люди наблюдали за любимым деревом и многое примечали. Например, заметили, что, если осенью листья берез начнут желтеть сверху – к ранней весне, а снизу – к поздней. Давайте отойдем подальше и посмотрим, где больше желтых листьев: на верхушке или внизу (наблюдение детей).
- Предлагаю понаблюдать за другими березками, которые растут в парке или рядом с вашим домом (домашнее задание). А потом мы занесем результаты наших наблюдений в альбом «Примечай, запоминай и записывай», а весной проверим, насколько точна народная примета.
Наша прогулка подошла к концу.
– Вам понравилось в гостях у березки?
– Какие впечатления вы получили?
– Что нового узнали, приметили?
Давайте еще раз полюбуемся березкой и попрощаемся с ней. Мы еще не раз ее навестим.
Источник: http://vospitateljam.ru/nablyudenie-v-prirode-s-detmi-starshej-gruppy-v-gosti-k-berezke-sentyabr/
Наблюдение за природой (сентябрь)
Падают, падают листья −
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят… (М. Ивенсен)
Все это, конечно, про осень.
Наступил первый осенний месяц осени − сентябрь. В народе его еще называют «листопадник», «хмурень», «ревун».
Названия месяца отражают осенний сезон: Ревун − идут дожди, непогода; Хмурень − угасание солнечного света, хмурое небо. Сентябрь совмещает лето и осень.
Ушли жаркие денечки. Однако это не значит, что ваши прогулки с малышом будут менее интересными.
Осенью, выйдя на улицу, обратите внимание на погоду.
Если это солнечный день, то предложите ребенку протянуть ручки к солнышку, ощутить его тепло, напомнив при этом, что осеннее солнышко светит, но мало греет.
И обратим внимание на прогулке на то, как одеты люди. Говорим о сезонной одежде, обуви. Вспоминаем, что мы одевали или обували летом, сравниваем с одеждой сейчас.
Прогулка в парке тоже может принести много положительных эмоций − постарайтесь показать детям многообразие красок золотой осени, познакомьте их «листопадом».
(Осенью землю покрывают листья — все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Обратить внимание детей, как один листик летит к земле, другой кружится, кружится и медленно ложится на землю. Уточнить, что листья легкие, поэтому они летят на землю медленно.
Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю — это листопад). Соберите опавшие листья. Из них можно изготовить множество интересных поделок. Еще можно набрать в руки листочки, подбрасывать их вверх и смотреть, как они кружатся. Можно просто растирать сухой листочек между ладошками.
Это упражнение к тому же, развивает моторику рук малыша. Походите ножками по листьям, послушайте, как они шелестят.
По Лесному календарю Бианки до 20 сентября в лесу «Месяц стай», певчие птицы собираются в стайки, готовят молодежь к полету. Летят они далеко, нередко за 5-6 тысяч километров. Поговорите о перелетных и зимующих птицах. Поиграйте в игру «Перелетные и зимующие птицы».
Обозначьте место, где у вас будет юг. Туда будут улетать перелетные птицы. Теперь называйте малышу любую птичку. Если она перелетная, то ребенок должен бежать в то место, где у вас обозначен юг. Малыш убежал. Теперь говорите: «Пришла весна». Ребенок возвращается назад.
Если же это зимующая птичка, то ребенок «летает» около вас.
Если вам удалось выбраться с малышом в осенний лес, расскажите ему о том, как животные готовятся к зиме. Многие строят и утепляют норы, делают запасы. У зайцев пополнение − зайчата-листопадники. У лосей-самцов идут битвы.
Время заготовки «продуктов» на зиму у барсуков, бобров, кротов, белок, ежей. Ведь предстоит длинная и холодная зима! А еще все звери линяют – меняют летние шубки на зимние.
У зимних шубок мех погуще и попышнее, да и цвет более подходит к зимней природе.
Вот закапал осенний дождик. Не беда, не прячьтесь сразу домой. Понаблюдайте за дождем. Сначала на землю падают редкие капли, потом дождь усиливается. Прислушайтесь к тому, как барабанит дождь по крыше, стеклу.
Обратите внимание ребенка, что люди взяли зонтики, чтобы не промокнуть. Можете и сами открыть зонтик и пройтись под ним. Наверняка вашему крохе это понравится! Когда дождик закончится, посмотрите на дорожки, траву, песок. Что с ними произошло? Они стали мокрыми.
Покажите ребенку, что сухим асфальт был светлый, а мокрым стал темным.
Кончилось лето, жаль расставаться с ним. Пришло время проститься с ним и встречать осень, задумчивую, цветастую, щедрую. Сентябрьская природа так же радушна, как и летняя. Всего в ней вволю: и орехов, и грибов, и ягод.
Приятных вам прогулок с малышом!
Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/srednyaya-gruppa/nablyudenie-za-prirodoj-sentyabr.html
Картотека наблюдений за живой и неживой природой
Наблюдения и опыты:
Сентябрь
♦ Ежедневно во время прогулки отмечать с детьми состояние погоды
(солнечная, пасмурная, дождливая).
♦ Проводить наблюдения за солнцем. Обратить внимание, где светит
солнышко утром, куда садится вечером.
Отметить, какие места участка освещены солнцем во время утренней
прогулки, а какие — во время вечерней, сравнить. После многократных
наблюдений сделать вывод: солнце совершает определенный путь. Закрепить
представления о свойствах солнечных лучей.
♦ Опыты: а) Солнце высушивает предметы. Повесить на солнечном участке
кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить в
песочнице песок и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет, б)
Солнце прогревает предметы. Предложить детям погреть руки на
солнышке, потрогать одежду друг у друга.
♦ Наблюдения за ветром (по каким признакам можно узнать, есть ли ветер:
качаются ветви деревьев, бегут облака). Предложить детям побегать
против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать
легче и почему. Игры с флажками, султанчиками, вертушками.
♦ Наблюдения за облаками. В тихий солнечный день облака плывут
медленно, а в ветреный — быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный
и пасмурный дни. Предложить детям представить, на что похожи облака,
каким окажется облако, если его потрогать.
♦ Наблюдения за дождем. Дожди идут часто, ввести понятие «моросящий
дождь». Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее — летний
или осенний.
♦ Наблюдения в живой природе. Наблюдения за деревьями и кустарниками.
Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках
постепенно меняется: береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока
остаются зелеными. Сравнить кустарники шиповника и сирени: сирень
еще зеленая, а шиповник желтеет. Подвести детей к выводу о том, что
деревья и кустарники постепенно готовятся к зиме. Рассмотреть растения
на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Уточнить с детьми,
почему цветущих растений почти не стало. Привлечь детей к сбору семян
в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сминая стебли.
♦ Наблюдения за пауками и насекомыми. Предложить ребятам поискать
насекомых и сделать вывод о том, что насекомых стало мало. В
солнечный день обратить внимание на нежные ниточки паутины на
кустах, в воздухе. Понаблюдать с детьми за паучком, как он на паутинке
перебирается с места на место. Объяснить детям, что паучок свернется
под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны,
они уничтожают мух — разносчиков болезней.
♦ Наблюдения за птицами. Прислушаться на прогулке к голосам птиц. Дети
заметят, что их не слышно. Вспомнить летние наблюдения за птицами, как
они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались:
кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую листву. Птицам нечего
есть, они улетают на юг, где тепло и много корма.
Опыт. Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий. В
солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать рукой,
какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руке), цвет
(светло-коричневый). Полить землю из лейки (как будто прошел дождь),
предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она
стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность — она
стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала
холоднее, как от холодного дождя. Вывод: изменение погодных условий при-
водит к изменению состояния почвы.
Октябрь
Продолжать отмечать состояние погоды, наблюдать за солнцем,
ветром, небом, осадками (солнце менее теплое, светит реже; ветер
холодный, иногда порывистый; небо чаще пасмурное, серое, низкое,
затянуто тучами; идет моросящий холодный дождь). Отметить
резкое сокращение светового дня (дети приходят в детский сад,
когда на улице еще темно, а уходят домой, когда уже темно).
Сравнить с прошлым месяцем и сделать вывод о том, что день стал
короче.
♦ Продолжить наблюдения за контрастными по окраске листьев
деревьями, ввести понятия «листопад», «золотая осень». Провести
длительное наблюдение за «любимой веточкой». Длительное
наблюдение за гроздьями рябины (как постепенно меняется
окраска).
♦ Определить с детьми, какое дерево осыплется раньше остальных,
какие деревья долго не осыпаются. По возможности наблюдать за
отлетом птиц.
Ноябрь
Наблюдения за небом (более хмурое, чем в октябре, пасмурных дней
больше, чем солнечных; солнце только светит, но не греет; дуют
сильные ветры). Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер»
(продувает насквозь). Ветер сдувает с листьев последние листочки.
♦ Наблюдения за первым выпавшим снегом (первый снег выпадает, но
быстро тает). Обсудить с детьми, почему он тает.
♦ Наблюдения за льдом (предложить детям пройти по краю лужи,
послушать, как хрустит лед). Закрепить представление, что лед
прозрачный. Для этого провести исследовательские действия: в
прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и
положить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми, какие
предметы видны через лед.
♦ Наблюдение за инеем. Объяснить детям, что такое иней, и чем он
отличается от снега.
♦ Обратить внимание на перемены в одежде людей, с чем они
связаны.
Наблюдения за живой природой. На участке провести наблюдение: кого мы
можем увидеть на прогулке (подвести детей к выводу, что из диких
животных можно увидеть только птиц). В уголке природы отметить
изменения в жизни растений глубокой осенью: растения не цветут, у
некоторых облетают листья.
♦ Провести опыты по выявлению потребности растений во влаге. Цель
опытов: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.
Содержание опытов: 1. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с
водой. 2. Проследить изменение во внешнем виде комнатного растения до
поливки и после нее.
Декабрь
- Наблюдения за снегом (рассмотреть снежинки, уточ-
нить, что они разной формы). Через элементарную поисковую деятельность
знакомить детей со свойствами снега: холодный, рассыпчатый, липкий,
белый, грязный. Устанавливается зависимость свойства снега от
температуры.
♦ Опыт. В морозный день предложить детям вылепить снежки. Принести
снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить,
почему снег стал липким.
♦ Показать детям превращение воды в лед и обратный процесс и закрепить
представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры
воздуха. С этой целью с помощью формочек сделать с детьми ледяные
игрушки, в том числе и елочные. Закрепить представления о том, что лед
бывает хрупкий, а бывает прочный, толстый. Объяснить, почему.
♦ На улице рассмотреть следы птиц (по возможности воробья и вороны),
сравнить, что общего и чем отличаются. Наблюдать за поведением птиц у
кормушки.
♦ В уголке природы понаблюдать за поведением животных: активность
падает, животные много спят, мало бегают, меньше едят. Обсудить с
детьми, почему это происходит.
♦ Опыт. Выяснить потребность растений в свете. Два одинаковых растения
поместить: одно — в темное место, другое — в светлое.
Январь
Наблюдения за птицами. На каждой прогулке наблюдать за
повадками и внешним видом птиц, кто где любит находиться:
вороны — на толстых ветках деревьев, воробьи — на ветках кустов,
голуби — на карнизах жилищ. Устанавливать связи между
поведением птиц и состоянием погоды: в мороз птицы сидят
нахохлившись, крупные птицы прячут клюв под крыло.
Познакомить детей с народной приметой — если вороны сидят на
верхней ветке и нахохлившись — это к морозу.
♦ В уголке природы. Понаблюдать движение листьев растений к свету
(бегония клиновидная или герань). Подвести к выводу о
потребностях растений в свете. При наличии животных в уголке
отметить особенности их поведения в этот период.
♦ Наблюдения за снегом. Во время снегопада рассмотреть снежинки
через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи,
полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи. В
морозный день послушать, как скрипит снег, определить, в какую
погоду снег скрипит. Подвести к выводу, что снег скрипит в мороз.
Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду. Подвести к
выводу, что он блестит в солнечную погоду при ярком свете, в
пасмурный день не блестит.
♦ Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во
время оттепели: липкий, мокрый. Подвести к выводу о связи
свойств снега с температурой воздуха. Обратить внимание на
сосульку во время оттепели, предложить детям подумать, откуда
появилась сосулька. (Снег растаял, превратился в воду, а ночью
ударил мороз, и вода снова замерзла — превратилась в сосульку.)
Рассмотреть сосульку — твердая, холодная, хрупкая, прозрачная.
Февраль
♦ Наблюдения в неживой природе. Февраль — месяц частых метелей и
сильных ветров. Во время метели понаблюдать, как снег поднимается с
земли, переносится в другое место, с силой бьет в окно. Предложить
прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метет метель. Если
ветер поднимает снег над землей, закручивает его в столбики — это явление
называется вьюгой. Рассмотреть сугробы, которые намело около забора
детского сада, а в открытых местах снега почти нет. Обсудить с детьми,
почему так получилось. Охарактеризовать погоду: снежная, вьюжная,
холодная. Ветер злой, ледяной, колючий. Объяснить, что именно из-за такой
погоды февраль называют «лютым». Определить с детьми состояние земли
под снегом (замерзла, твердая), вода превратилась в лед. Сделать вывод, что
растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые и зимой как бы спят.
♦ Продолжать подкормку птиц, наблюдая за их поведением, повадками.
Подчеркнуть, как важно помочь птицам в самый холодный месяц.
♦ Опыт. Цель: закрепить представления о том, что растения зимой живые.
Провести опыты по проращиванию срезанных веток. Определить
проявление жизни по набуханию почек и появлению листьев. Показать
детям движение листьев по направлению к свету на примере комнатных
растений.
Март
Неживая природа. В ежедневных наблюдениях за погодой отметить, что
стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить
прибавление дня (выходим на вечернюю прогулку, а солнце еще светит.
Вспоминаем, как было зимой). Снег часто идет с дождем, но небо бывает
голубым. Снег на земле становится серым, грязным. Рассмотреть с детьми
ледяную корочку, которая покрывает снег, объяснить, что она называется
наст, обсудить, почему образуется наст. Рассмотреть сосульки и
вспомнить, как они образуются. Обратить внимание, что с разных сторон
крыши сосульки разной формы: со стороны, которая освещается солнцем,
— острые и тонкие, на теневой стороне — сосулек меньше и они другой
формы. Обсудить, почему так происходит. Понаблюдать, где быстрее тает
снег и сосульки. Путем этих наблюдений подвести детей к пониманию
того, что первыми признаками весны в неживой природе являются
повышение температуры воздуха, таяние снега, увеличение светового дня.
♦ Наблюдения за растениями. Обратить внимание на то, что солнце сквозь
ветки проникает медленнее и поэтому под деревьями снега больше, чем на
открытых местах, но около стволов всюду появились воронки. Обсудить с
детьми это явление: теплая нижняя часть ствола нагрелась от солнца и
растопила снег вокруг себя. В конце месяца предложить найти первую
проталину и пробившуюся травку. Обратить внимание, что с появлением
тепла оттаяла почва и появилась мать-и-мачеха. Подвести к выводу, что
изменения в неживой природе приводят к пробуждению растений.
♦ Наблюдения за птицами. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче.
Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится
слышнее: они чувствуют весну.
♦ Опыты.
- Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений:
внести корневище мать-и-мачехи в группу, понаблюдать, где скорее
зацветет: в группе или на улице (спросить, с чем это связано).
Предложить ребятам потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода еще
очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не
растут.
Апрель
♦ Продолжать наблюдения за пробуждением растений (мать-и-мачеха,
первая травка). Отметить, что растения появляются в тех местах, где
сильнее греет солнышко и высыхает почва (у заборов, у стен домов).
Рассмотреть почки на ветках, уточнить их форму и размеры. Отметить,
что они с каждым днем набухают. Рассмотреть, как они расположены на
ветке. Сделать вывод, что у всех деревьев и кустов есть почки и они
разные.
Обратить внимание на поведение птиц: они стали звонко щебетать, летать
парами, высматривать места для гнезд, собирать и носить в клюве веточки,
пушинки (обсудить с детьми, зачем они это делают). По возможности
отметить прилет грачей, скворцов.
Май
♦ Неживая природа. В теплый солнечный день описать состояние природы
и погоды. Спросить детей, почему они так легко одеты, с чем это связано.
Отметить цвет неба, закрепить названия облаков (кучевые), какой дует
ветерок (подобрать определения: теплый, ласковый, шаловливый,
нежный).
♦ Наблюдение за первой весенней грозой. Уточнить, что после грозы бурно
растут растения.
♦ Наблюдение за появлением одуванчиков. Сравнить с мать-и-мачехой (у
одуванчиков первыми появляются листья, а у мать-и-мачехи — стебель).
На что похож одуванчик? Как он раскрывается и закрывается, с чем это
связано. Длительное наблюдение за одуванчиком в течение месяца. Отме-
тить его изменения.
♦ Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками на участке
(рассказать о народной примете: когда цветет черемуха — это к холодам).
В течение месяца наблюдать за распусканием почек, появлением и ростом
листьев (использовать прием «любимая веточка»). Учить детей видеть
красоту ярких красок весны.
♦ С повышением температуры воздуха выползают первые насекомые.
Понаблюдать, как они двигаются. Закрепить знания о строении
насекомых. Предложить детям дать кусок сахара или конфету муравьям.
Понаблюдать за их поведением.
♦ По возможности отметить прилет ласточек, стрижей. Объяснить, почему
эти птицы прилетают позже всех (насекомоядные).
Продолжить наблюдения за домашними животными: кошками, собаками,
которые греются на солнышке. Обращать внимание на появление у них
детенышей.
Источник: https://garmonova-berezka4.edumsko.ru/folders/post/1247893
Наблюдение неживой природой в детском саду. Консультация для родителей. Наблюдения за живой и неживой природой летом
Н
аблюдения за явлениями неживой природы
В
о время наблюдений прежде всего обращайте внимание на солнце. Какое оно сегодня: тусклое, яркое, закрытое тучами? Вспомните, какое оно было вчера. Отмечайте путь солнца утром, днем и вечером по ориентирам.
Сделайте вывод, что солнце все позже восходит и все раньше заходит, в связи с этим дни уменьшаются. В январе день заметно увеличивается, но становится все холоднее. Скажите, что настоящая зима еще только начинается: морозы впереди.Спросите детей, что происходит с комнатными растениями.
Сделайте вывод что растениям нужен свет, а если день удлинился, то света стало больше. Но почему же деревья не растут и не зеленеют? Что, кроме света, нужно растениям? (Им нужно тепло). Комнатные растения растут в тепле, а деревьям на улице и стало еще холоднее, чем в начале зимы.
Какую, радость доставляет ребятишкам первый снег! Порадуйтесь вместе с ними. Пусть дети почувствуют свежий морозный воздух, ощутят запах первого снега.Обратите внимание детей, как красиво зимой. Зима, как художник, окрашивает все вокруг пушистой белой кистью.
Деревья уже не кажутся голыми: они оделись в белоснежный наряд; побелели и дорожки.Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Зима»:
Белый снег, пушистый, В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело.
П
редложите понаблюдать, как кружится, падает снег. Дети любят собирать его. Когда снег будет идти хлопьями, обратите внимание детей, что его легко сгребать… Рассмотрите отдельные снежинки. Они очень красивы по форме: похожи на звездочки, тонкие пластинки, цветы и иглы. Чаще всего у снежинок бывает шесть лучей.
Обращайте внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твердых крупных звездочек; при слабом морозе они напоминают белые твердые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки (если посмотреть на них в лупу, видно, что лучи у них обломаны); очень красивы снежинки, когда они кружатся и блестят вечером при свете фонаря.
Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Скажите детям, что это хрустят снежинки, которые ломаются под ногами.
Не менее красивое зрелище, когда снег падает сплошной пеленой, за которой угадываются контуры домов и деревьев. Приучайте детей любоваться снегопадом. Спросите их, почему он так называется.После снегопада оживление – всюду очищают от снега улицы. Понаблюдайте за работой снегоуборочной машины.
Пусть дети подумают, сколько времени нужно, чтобы собрать этот снег лопатой вручную. А снегоуборочная машина работает так быстро, что автомашины еле успевают подъезжать к ней. Вспомните, куда увозят снег.Посмотрите, какие сугробы намело на улице. Детей будет интересовать, какой они глубины.
Для этого возьмите палочку – условную мерку (0,5 м) – и измерьте глубину сугробов в разных местах.Предложите подумать, почему около заборов и кустарников снег лежит более толстым слоем, чем на открытом месте. В этих местах он не разносится ветром.Полюбуйтесь красотой высоких сугробов, особенно когда они освещены ярким январским солнцем.
Спросите детей, что можно сказать о снеге. Они ответят, что снег пушистый, глубокий, мохнатый, слоистый, что он блестит на солнце, переливается, искрится.
Интересно в морозную погоду рассмотреть узоры на окнах, которые искрятся на солнце разноцветными огоньками. Во время наблюдения прочитайте стихотворение И. Никитина:
^Жгуч мороз трескучий,На дворе темно; Серебристый инейЗапушил окно.
На прогулке дети сооружают всевозможные снежные постройки. На одной из прогулок украсьте постройки льдинками, раскладывая или развешивая их. Объясните, что лед и снег – это вода, изменившая свой вид под действием холода.
Загадайте загадки:
Прозрачен, как стекло, А не вставить в окно. (Лед.) На дворе – горой, А в избе – водой. (Снег.)
^ Если после оттепели ударяет мороз, на улице появляется гололед . Объясните это явление. Предложите подумать, что нужно сделать, чтобы не было скользко. Дети предлагают посыпать дорожки песком. Обратите внимание, что делают в гололед дворники.
В феврале можно наблюдать вьюги, метели, поземку. Пусть дети послушают, как завывает ветер, увидят, как тучи закрывают солнце и повсюду метет снег. Побеседуйте с ними, каково сейчас лесным жителям.На другой день на чистом голубом небе может ярко светить солнце и даже чуть-чуть подогревать стволы деревьев. Предложите потрогать кору рукой. Прочитайте отрывок из стихотворения А. С.
Пушкина «Зимнее утро»:
…Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела. А нынче… погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит…Понаблюдайте с детьми и такое явление, как поземка. После этого они легко запомнят начало стихотворения С.
Маршака «Февраль»:
^Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко, Змейкой мчится по земле
Легкая поземка…
Все выше и выше поднимается солнце, но до тепла еще далеко. Наконец дети увидят, как с сосулек закапает капель и снеговики начнут «худеть».Снег становится серым, оседает, наверху появляется ледяная корочка, которую можно поднять: под ней рыхлый белый снег. Во время наблюдения прочитайте отрывок из сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»:
Снег теперь уже не тот: Потемнел он в поле. На озерах треснул лед, Будто раскололи. Облака бегут быстрей, Небо стало выше, Зачирикал воробей Веселей на крыше.
Наблюдения за растительным миром
Зимой деревья без листьев – можно хорошо рассмотреть их строение: крону, ствол, расположение веток, сравнить друг с другом. Расскажите детям, какую пользу приносят деревья.
В начале зимы парк еще нарядный: кое-где алеет рябина, на бузине целы все ягоды. Снег слегка разукрасил деревья, припушил ели и сосны. В парке просторно и тихо.
Полюбовавшись зимним видом, предложите детям узнать деревья.
Научите их отличать от кустарников. У деревьев один толстый ствол, а у кустарника много тонких стволов.
Загадайте загадку:
^Весной веселит, Летом холодит,Осенью питает, Зимой согревает. (Дерево.)Пусть дети попытаются объяснить каждую строчку загадки. Загадайте еще одну загадку: «Зимой и летом одним цветом». Спросите, как называются такие деревья, как сосна и ель.
Какие хвойные деревья еще знают дети? Что такое хвоя? Как называются деревья, у которых листья на зиму опадают?Рассмотрите хвойные и лиственные деревья, сравните их между собой. Научите различать деревья и по почкам.Ель . Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли.
Почки острые, покрытые чешуйками. На ели висят узкие длинные шишки. Скажите детям, что зимой в густых еловых лесах спят медведи в берлогах, а зайцы прячутся под ветвями ели.
Берёза . Дети найдут ее по белому стволу, тонким веточкам, свисающим вниз, А иногда и сохранившимся серёжкам.
Дерево стоит припорошенное, на плавно свисающих ветках, как кружево, сверкает на морозном солнышке иней. И кажется, что дерево от холода, закуталось в кружевную шаль и тихо
качается в морозной дымке.
Лиственница . Крона у деревьев округлая. Ветви длинные и короткие, почки с чешуйками, шишки круглые. Скажите детям, что лиственница очень распространена в лесах нашей страны. Ветка с шишками, найденная на земле и поставленная в вазу, украсит комнату.
Тополь .
Высокое дерево со стройным стволом и широкой кроной. Кора желто – серая с трещинами. Ветки толстые, разной длины. Предложите детям потрогать и понюхать их; почки клейкие и душистые. Скажите, что тополь очень полезное дерево: он очищает воздух от городского дыма и пыли.
Липа.
Ее можно отличить от других деревьев по темному, почти черному стволу. Ветки направлены в стороны и в середине прогибаются. «Как будто медведь на них покачался» . На ветках видны круглые почки.
Много деревьев брать для сравнения не следует.
Пусть дети хорошо знают признаки трех – четырех, сумеют узнать их, рассказать о них.
^ Рассмотрите и кустарники.
Сирень . Все дети знают душистые цветки сирени. Ее листья до самых морозов остаются на ветках зелеными. Почки крупные. Скажите, что сирень легко приживается и быстро растет.Для закрепления знаний о деревьях и кустарниках поиграйте в игру «Узнай по описанию».
Взрослый описывает какое-нибудь дерево или кустарник, а Игра «Отгадай, сколько шагов». Предложите детям отгадать, сколько шагов от скамейки до липы, от липы до клена…. Сначала надо определить на глаз, а потом проверить. Эта игра развивает ориентировку в пространстве, глазомер и помогает закрепить названия деревьев.
Поиграйте в игру «Разведчики», давая детям такие поручения: найдите самое высокое или самое низкое дерево; найдите и принесите ветку лиственницы с шишками; найдите следы и определите, кому они принадлежат, и т. д.
Приучайте детей беречь деревья. Покажите, как после снегопада нагнулись ветки. Осторожно стряхните с них снег.
Внесите одну веточку и поставьте в воду. Через некоторое время согните ее – она не ломается, только гнется, значит, дерево живое.
Покажите, как зимуют травы. Раскопайте снег, и дети увидят в глубине зеленую травку. Значит, ей не холодно под снегом. Объясните, что растениям нужен отдых, поэтому зимой комнатные растения поливают реже.
Наблюдения за животным миром
Наблюдая птиц у кормушки, дети замечают, что с наступлением холодов их стало прилетать больше…. Появились степенные, спокойные снегири . Предложите прислушаться к их мелодичному тихому посвистыванию. «Звенят, как бубенчики»,- говорят дети. Снегири оживляются только тогда, когда им надо куда-нибудь перелететь. Они перекликаются и улетают. Снегири любят ягоды.
^ Прочитайте стихотворение Л. Татьяничевой
«Снегири»:
Зарумянились кустарники Не от утренней зари. Это красные фонарики Засветили снегири.Обратите внимание на поведение птиц в разную погоду. В мороз они сидят нахохлившись, меньше щебечут, а в оттепель оживлены, больше летают.
Появились и щеглы .
Постепенно стайки их увеличиваются. Они очень красивы: яркие желтые полоски на черных крыльях, на лбу красное пятно. Щеглы очень подвижны.
Детям очень нравится наблюдать за своими шумными гостями, кормить их. Они все такие разные. Особенно много у кормушки воробьев . Они всегда с нами.
П
рочитайте стихотворение о них:
Птичьи гнезда опустели, Птицы к юг у улетели.Оказался всех храбрей Наш дворовый воробей.Холодов не испугался, С нами на зиму остался.Снег всю землю покрывает – Воробей не унывают:Стайкой весело снуёт, Все, что встретится, клюют.Хлебных крошек не жалей: Заслужил их воробей.Ты приладь ему кормушку – Кликнет он свою подружку,И друзья все тут как тут, Крошки весело клюют.И пошел веселый стук – Тук – тук – тук, Тук – тук – тук,
Тук – тук – тук,
Дикие и домашние животные .
Расскажите, как живут зимой животные в лесу.
Прочитайте стихотворение И. Токмаковой:
Как на горке – снег, снег, И под горкой – снег, снег,И на елке – снег, снег, И под елкой – снег, снег,А под снегом спит медведь. Тише, тише.
Не шуметь! Медведь спит неспокойно: нет-нет да и посмотрит зеленым глазом из отверстия в берлоге, затем повернется на другой бок и опять спит. А среди зимы у медведицы появляются детеныши – крошечные медвежата.
Им тепло около мамы. И еж спит, его тоже засыпало снегом.
А лиса и волк бегают в поисках пищи. Лисе не холодно, она как будто валенки надела: на ее ногах густая шерсть. Лиса чует мышей, которые бегают под снегом по снежным коридорам. Она долго принюхивается, потом начинает прыгать на снегу, а мыши, испугавшись, выбегают.
Зайчик весь день сидит под кустом. Снег белый, и заяц белый – его и не видно. А ночью поскачет косой искать пищу: кору погрызет у деревьев, особенно он любит осину. Если молодые фруктовые деревья не укрыты и не завязаны еловыми ветками, он может и их ободрать.
Лосю лесники заготавливают на зиму сено и ветки.
Поговорите с детьми о домашних животных, расскажите об их повадках.
Все животные любят ласку и сами ласкаются к человеку.
Кошка старается сесть ближе к батарее: она любит тепло. Иногда кошка царапает деревянные предметы: ей нужно поточить свои когти. Если кошку выпустить – погулять во двор, она узнает свой дом и обязательно вернется. Кошка очень чистоплотна: после еды она тщательно умывается и осторожна – умеет ловко скрываться от своих врагов.
Собаки привязаны к хозяину: любят гулять с ним, сторожат квартиру.
25.01.2012г. подготовила воспитатель подготовительной группы № 1 Горчакова. С.Ю.
Использованы материалы книги М. В. Лучич « Детям о природе »
1. Сезонные и погодные явления.1. Сезонные и погодные явления. Солнце светит ярко. Дожди редкие, тёплые, иногда – ливневые, с молнией, громом и градом. Во время наблюдений за дождём детей подводят к пониманию причин разного характера осадков зимой и летом, их зависимости от температуры воздуха.
Интересно наблюдать утреннюю и вечернюю росу, туман, объяснять причину их образования. В начале лета бывает прохладно, погода часто меняется. С середины июня становится жарко. Показывать и уточнять: погожий денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей.
Прослушивание стихов способствует красочному восприятию и подводит детей к понятию – лето красное. Показать яркое сезонное явление – радугу. Старшие дети учатся по отдельным признакам определять состояние погоды. Середина лета наступает в июле, с момента цветения липы.
Июль – самый жаркий месяц года, часто бываю ливни, грозы. В водоёме тёплая вода, можно купаться. В августе происходит спад лета. Дни стоят тёплые, но солнце уже не печёт так сильно, как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы. Вода в водоёмах остывает.
Для того чтобы показать детям, что летом бывает самый длинный день, продолжают наблюдения за временем восхода и захода солнца, которые проводятся в разные
сезоны. На прогулках наблюдают за высотой стояния солнца. В подготовительной группе,
определяя высоту солнца, можно понаблюдать за тенью от предметов, от самих детей утром, когда солнце ещё не взошло высоко, и днём, когда солнце почти над головой, измерить длину тени.
Для наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещённая солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки.
На основе знакомства с народными приметами дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояния погоды. 2. Вода, песок, глина, камешки, ракушки. Даются детям под контролем взрослого.
Представления о свойствах этих природных материалов уточняются, углубляются и закрепляются в процессе организованных наблюдений и
самостоятельной деятельности детей. Самыми актуальными и любимыми играми в летний период
являются игры с водой и песком.
Наблюдения за живой природой летом 1. Наблюдения за растениями летом
Источник: https://flero.ru/walk/observation-of-inanimate-nature-in-kindergarten-consultation-for-parents.html