Консультация для воспитателей детского сада. воспитанность

Консультация для воспитателей. «Нравственно – патриотического воспитания дошкольников»

Консультация для воспитателей детского сада. Воспитанность

Автор: Кочеткова Валентина Викторовна

Консультация для воспитателей.

«Нравственно – патриотического воспитания дошкольников».

   Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее  актуальных.
  Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Дошкольный возраст – период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров.

Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, и от средств и методов воспитания.

От того, какими глазами ребёнок увидит окружающее, от того, что поразит его воображение, какие уроки он извлечёт из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он вырастет гражданином. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Вот почему нужно знакомить ребёнка с историей нашей Родины.

Без знания собственных корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Этапы патриотического воспитания дошкольников:

Ø предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);

Ø художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);

Ø когнитивно- эмоциональный (развитие интереса к своей стране);

Ø эмоционально- действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

Средства патриотического воспитания:

Ø окружающая  мезосреда,

Ø художественная литература и искусство,

Ø фольклор,

Ø практическая деятельность.

            Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.

Построение педагогического процесса на каждом этапе с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников

Задачи:

Ø — воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Ø — формирование бережного отношения к природе и всему живому; — воспитание уважения к труду;

Ø — развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Ø — формирование элементарных знаний о правах человека;

Ø — расширение представлений о городах России;

Ø — знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Ø — развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Ø — формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

     Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения  со  взрослыми и сверстниками.  Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

      Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д.

Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что “… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным”.

Он ввел в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

          Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей должна иметь свою систему и последовательность. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д.

Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.

                                                                                                                                     

        Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” и т.д.

Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Планирование работы наиболее целесообразно по следующим темам: “Моя семья”, “Моя улица”, “Мой детский сад”. Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.

Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование).

Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений. Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.

Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном “помещении” расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. “В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям”, — эту заповедь А.С.

Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

Ø корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

Ø семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

Ø счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

     Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести “мини-исследование”.

Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее “территориальные” и “временные рамки”, например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.

Читайте также:  Музыкальное познавательное развлечение в детском саду в старшей группе

д. Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д.

Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине, преданности своему Отечеству, стремлении служить его интересам и готовности, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края,  полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Источник: https://solncesvet.ru/konsultatsiya-dlya-vospitateley-nrav/

Воспитание ребенка в ДОУ

Роль детского сада и воспитателей в воспитании ребёнка

Во времена нашего детства родители практически всегда отдавали ребенка в детский сад потому что, как правило, ребенка было не с кем оставить.

Но сейчас ситуация выглядит немного иначе: после принятия закона о увеличении оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком (с двух месяцев до трех лет), значительная часть матерей отдала предпочтение воспитывать своих детей в домашних условиях, а потом отдавать в детский сад.

Сейчас в дошкольных учреждениях количество детей младше трех лет резко сократилось. Сейчас мы можем говорить о том, что в детских садах произошло изменение возрастной структуры контингента.

В этой связи можно говорить о намечающейся тенденции все большей специализации дошкольных учреждений на воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Одним из возможных последствий этой тенденции будет все большая специализация системы дошкольного воспитания и по своим целям, и по своему содержанию, и по методам работы на подготовку детей к школе. И все таки, подобная специализация довольно опасна ,потому что на второй план отодвигаются ключевые психолого-педагогические аспекты возрастного развития, например, полноценное усвоение игровой деятельности. Главным доказательством эффективности детского сада является поступление ребенка в школу.

Ведь в последнее время условия школ по приему первоклассников несколько изменились, а программы образования в детском саду остаются пока на уровень ниже школьных. Насколько хорошо воспитатели подготовят ребенка в детском саду к школе зависит его будущее.

Смогут ли они развить способности ребенка, привить ему интерес к учебной деятельности так, что бы у ребенка было желание учиться.

И теперь очень многие родители принимая решение отдать ребенка в детский сад, ориентируются, прежде всего на то, что может детский сад дать их детям? Насколько хорошо ребенок будет подготовлен к школе после посещения детского сада? Перед тем как отдать ребенка в детский сад многие родители интересуются уровнем профессиональной квалификации воспитателя.

Родителям очень важно знать и иметь представление о человеке, который будет проводит время с их ребенком. Что это за человек, нравится ли он ребенку, – очень важный момент. Будет ли ребенок доверять этому человеку, возникнет ли у него желание сотрудничать и слушаться этого человека.

Насколько он профессионален в своем ремесле? Какие знания он даст ребенку? Давайте рассмотрим данные опроса из книги «Социология семейного воспитания» (В.С. Собкин ,Е.М .Марич, Москва 2002,247 стр.).

Данные полученные в ходе опроса свидетельствуют о том, что 68,8% родителей удовлетворены профессиональной квалификацией воспитателя, около 12% родителей в разной степени не удовлетворены профессиональной квалификацией воспитателя. При этом явно негативно оценивающих профессиональную квалификацию единицы, таких родителей 1%.

Данные этого опроса говорят о том, что большинство родителей доверяют воспитателю, что они полагаются на его профессионализм. Именно воспитатель в детском саду является главным источником знаний для ребенка. В детском саду воспитатель заменяет ребенку близкого взрослого. Он занимается воспитанием, организацией досуга.

Иногда бывает так, что взрослые, отдавая ребенка в детский сад, таким образом снимают с себя часть ответственности за воспитание ребенка и перекладывают эту ответственность на воспитателя. С одной стороны родители считают, что воспитатель сможет больше объяснить ребенку и больше передать знаний и умений.

Это может быть и хорошо, потому что у воспитателей ,как правило, большой опыт общения с детьми и всегда есть ответы на типичные “детские” вопросы . Но как показывает практика, большинство родителей, отдавших ребенка в детский сад, частично отстраняются от обязанности его воспитывать, таким образом возлагая эту ответственность на воспитателей. Но вклад в развитие ребенка должны делать не только близкие взрослые или только воспитатели, а только их взаимодействие привет к тому, что ребенок будет быстрее получать знания и умения и перенимать культурно-исторический опыт. Д.Б. Эльконин пишет: «В процессе совместной деятельности взрослые постепенно передают общественно выработанные способы потребления предметов. В совместной деятельности взрослые организуют деятельность ребенка, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом формирования этих действий…».                

 Значение учебной деятельности для дошкольников                                                                                                        

Для учебной деятельности характерным является усвоение ребенком знаний и умений. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.

Можно привести многочисленные примеры из практики показывающие, насколько дети, хорошо играющие далеки от того, чтобы выполнять самые простые и вместе с тем основные требования учебной деятельности: слушать и слышать взрослого, следовать его указаниями в овладении познавательным содержанием, навыками, приемами действия.

Учение в жизни ребенка есть особая деятельность, формирующаяся под влиянием организованных занятий. Опыт показывает, что, как бы игра не учила детей сама по себе и как бы мы не прилагали усилия к тому, чтобы в формах игры решить ряд важных учебных задач, часто возникает противоречие между тем содержанием, которое надо дать детям, и формой игры.

Вопрос этот был поставлен в свое время К. Д. Ушинским, когда он говорил о том, что серьезное, под которым он понимал для детей учение, нужно отделить от игры.

Как известно, К. Д. Ушинский и игру считал для детей серьезной деятельностью. И все же он находил нужным отделить учение от игры.

Это отделение было им сделано в целях правильного проведения самого учения. Учение, как деятельность детей, направленная к цели, выдвинутой воспитателем, только на первых порах переплетается с игрой.

Но скоро начинают преобладать мотивы учения (сделать, выполнить).

Учебная деятельность требует большой психологической установки ребенка. Больше, чем другие виды деятельности, она основана на развитии у ребенка дошкольного возраста познавательного отношения к действительности.

В процессе учебной деятельности ребенок усваивает известные знания, умения, научается слушать и слышать, смотреть и видеть – становится все более собранным, более организованным, чаще это встречается у детей способных управлять своим поведением.

Говоря об обучении как особом средстве влияния на детей, мы связываем его результаты его воспитательного влияния не только с определенными знаниями и умениями, которые могут здесь приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребенка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но и с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определенное типа деятельности (учебной). Поэтому на вопрос о том, может ли нужная образовательная работа с детьми дошкольного возраста быть проделана в их трудовой деятельности и в играх, мы можем ответить утвердительно, но с тем примечанием, что дети при этом не овладевают самим способом приобретения знаний и умений.                                                                                                                            

 О российских программах дошкольного образования                                                                                      

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе.

Она является ориентиром творческой деятельности воспитателя: определяет содержание образовательного процесса в ДОУ, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (нескольким) направлениям (специализированная, парциальная программа) развития ребенка.

В соответствии с направленностью и уровнем реализации программы устанавливаются вид и категория ДОУ. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий при соблюдении единства магистральных целей и задач дошкольного образования.      

Читайте также:  Сценарий концерта на день учителя

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ.

Наряду с этим специалисты детских садов, осваивая разные программы, могут вносить в них изменения (основание: п.

19 Типового положения о до-школьном образовательном учреждении), не нарушающие общей концептуальной направленности этих программ, но учитывающие специфику их реализации, социально-экономические, экологические, климатические условия, культурные, национальные и другие особенности своих регионов (область, край, республика). Воспитатели могут также использовать (адаптировать) лучший мировой педагогический опыт.

Таким образом, в условиях новой образовательной политики плюрализм (разнообразие, вариативность) программ рассматривается как важнейшее условие соблюдения вышеупомянутого закона.

Только такой подход может обеспечить развитие индивидуальности ребенка, учесть образовательные запросы семьи, уровень и направленность работы ДОУ, а также способствовать развитию инициативы и творчества педагогов.

Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации, в общеобразовательных учреждениях, которые посещают дети дошкольного возраста, в специальных (коррекционных) учреждениях и группах для дошкольников с особыми нуждами в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот дошкольного возраста (оставшихся без попечения родителей) на основании ст. 9 Закона РФ «Об образовании» реализуются общеобразовательные программы, которые подразделяются на основные и дополнительные.

Анализ современной ситуации показывает, что наряду с недостаточной информированностью о современном видовом разнообразии программ (знание терминов и определений) педагоги ДОУ испытывают значительные трудности в отборе самих программ, не всегда учитывают, как избранные ими программы соотносятся со спецификой образовательного процесса и кадровым потенциалом ДОУ, а также не всегда учитывают совместимость программ. Вместе с тем качество дошкольного образования и его востребованность зависят от профессионализма педагогов, осознанного выбора и компетентной реализации образовательных программ. В этой связи становится очевидным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ребенка дошкольного возраста.

Общие требования к комплексным и парциальным программам дошкольного образования изложены в методическом письме Минобразования России от 24.04.95 № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации».

Однако содержащиеся в этом документе требования не конкретизированы с учетом современных видов программ, которые определены в Законе РФ «Об образовании» (основные, дополнительные, примерные)                                                                                                                              

 Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных учреждений Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения. За 30 лет после принятия ООН «Декларации прав ребенка» многие представления изменились.

Возникла необходимость принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, а на основе юридических норм предлагались меры для защиты этих прав. «Конвенция о правах ребенка» (1989) не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации.

Государства, которые присоединяются к Конвенции, должны нести юридическую ответственность перед международным сообществом за свои действия в отношении детей.

Основная идея Конвенции заключается в обязательном обеспечении интересов и прав детей, создании необходимых мер для выживания, развития, защиты и обеспечения активного участия подрастающего поколения в жизни общества.

Важнейший правовой принцип, утвержденный в Конвенции, – признание ребенка полно-ценной и полноправной личностью, как самостоятельного субъекта общества во всем комплексе гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Анализируя современное состояние организации педагогического процесса и нормативно-программное обеспечение дошкольных учреждений, целесообразно сделать небольшой экскурс в историю. Дошкольные учреждения руководствовались в своей работе «Программой воспитания и обучения в детском саду», которая с 1962 по 1982 г.

была переиздана 9 раз и являлась единым государственным обязательным документом. В ней был определен объем представлений, знаний, умений и навыков, которые необходимо было воспитать у каждого ребенка.

Работа по жестко регламентированной программе неизбежно ограничивала возможности для педагогического творчества, недостаточно учитывала индивидуальные особенности детей, подавляла естественную любознательность ребенка, приводила к формализму.

Многие педагоги и ученые были обеспокоены реальным положением дел в системе общественного дошкольного воспитания, хотя само наличие развитой системы являлось несомненным достоинством, на что неоднократно указывали наши зарубежные коллеги. В 1989 г.

Государственным комитетом по народному образованию СССР – центральным органом, направляющим и регламентирующим в тот период работу всех учреждений образования в стране, – была утверждена новая «Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.). Следует отметить, что впервые публично был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного состояния общественного дошкольного воспитания в стране. В качестве главного недостатка указывалось на использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детских садах. Отмечалось, что в основном дошкольное воспитание по существу сводилось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знании, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, самоценность этого периода жизни ребенка. Концепция наметила новые общие подходы к дошкольному воспитанию. Важные идеи концепции – гуманизации и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.

Ключевые позиции обновления дошкольного учреждения состояли в следующем:

охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического); гуманизации целей и принципов образовательной работы с детьми; раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в до- школьном учреждении; обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка; радикальные изменения характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного образования и перестройка системы управления. В Концепции раскрывалась сущность учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей построения педагогической работы с детьми, каждая из которых альтернативна. Вторая модель способствует становлению ребенка как личности, обеспечивает чувство психологической защищенности, развитие индивидуальности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития, т. е. способствует гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми. Основное внимание уделялось приемам и методам общения взрослого с ребенком через понимание, признание и принятие личности ребенка, умение взрослого стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, уважать чувство достоинства ребенка. Концепция отразила мысли передовых педагогов-практиков и ученых, вобрала в себя взгляды педагогической общественности, т. е. показала то, как говорится, что «носилось в воздухе», – необходимость коренной перестройки дошкольного воспитания и образования. Именно поэтому Концепция была одобрена съездом работников народного образования. Концепция дошкольного воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление – основные идеи и главные направления перестройки системы образования и воспитания дошкольников. Но в то же время она не содержала конкретных программ реализации намеченных целей. Этому мешало существование единой государственной программы и сложившаяся система финансирования дошкольного воспитания. Необходимо было сделать следующий шаг. И он был предпринят. В 1991 г. постановлением Совмина РСФСР утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении». В нем, в частности, отмечалось, что программа, как обязательный документ для всех дошкольных учреждений, неизбежно приводит к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса, не учитывает индивидуальные особенности детей. Положение давало возможность каждому дошкольному учреждению выбирать из имеющихся программу обучения и воспитания, вносить в нее собственные дополнения, создавать авторские программы, использовать разнообразные формы работы.

«Основными функциями дошкольного учреждения, – говорится в Положении, – являются: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;                                                                                                                         обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;

забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Источник: http://9liski.detkin-club.ru/teachers/13823

Консультации воспитателей | Детский сад № 58

Безопасность на дороге (13.07.18)

Мухонькова Т.Н.

Активное лето. (02.07.18)

Мирзоева О.Г.

Здравствуй, солнечное лето! (15.06.18)

Дворянинова Н. А.

Лето- время для закаливания. (25.05.2018)

Аллахвердова К.Б.

Осторожно КЛЕЩ. (10.05.18)

Марусова А.С.

Читаем вместе с детьми. (03.05.2018)

Фот Т.П.

Весенние прогулки (11.04.2018)

Тищенко Г.А.

Памятка родителям  “Безопасность” (27.03.2018) 

Конфликтные ситуации взаимоотношений дошкольников. (20.03.2018)

Мухонькова Т.Н.

Безопасность ребенка на прогулке в зимний период (26.02.2018)

Струцкая В. М.

Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста (29.01.2018)

Мирзоева О.Г.

Как снять напряжение после детского сада (19.12.17)

Овсянникова С.В.

Игра в математиков (24.11.2017)

Дворянинова Н.А.

Роль развивающих игр 3-4 года (23.10.2017)

Аллахвердова К.Б.

Безопасная дорога (04.10.2017)

Падарян Т.А.

Как приучить ребенка к горшку (31.08.2017)

Фот Т.П.

Летние прогулки (08.08.2017)

Овсянникова С.В.

Летний период (03.07.2017)

Тищенко Г.А.

Как научить ребенка убирать свои игрушки (13.06.2017)

Струцкая В.М.

Самоуважение. Как его воспитать? (15.05.2017)

Мухонькова Т. Н.

Всем ли детям нужен детский сад (26.04.2017)

Фот Т.П.

Какие игрушки необходимы детям (04.04.2017)

Мирзоева О.Г.

Как научить ребенка безопасности на дорогах (13.03.2017)

Тищенко Г.А.

Учим любить зиму в кругу семьи (07.02.2017)

Шустрова Н.О.

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в приобщении детей к словестному искусству (16.01.2017)

Овсянникова С.В.

Польза прогулок на свежем воздухе (19.12.2016)

Дворянинова Н.А.

Ребенок взял чужую вещь -что делать? (09.11.2016)

Аллахвердова К.Б.

Адаптация детей (31.10.2016)

Мирзоева О.Г.

Формирование культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (10.10.2016)

Падарян Т.А.

Осень, осень в гости просим! (03.10.2016)

Падарян Т.А.

Что такое осень? (20.09.2016)

Елесина В.Б.

Возрастные особенности детей 3-4 лет (17.08.2016)

Аллахвердова К.Б.

Питание ребенка летом (25.07.2016)

Овсянникова С.В.

Летние прогулки (19.07.2016)

Струцкая В.М.

Как провести выходной день с детьми (11.07.2016)

Елесина В.Б.

Безопасность дошкольников на воде в летний период (20.06.2016)

Асеева О.С. (ст. воспитатель)

Волшебный мир красок глазами детей летом (07.06.016)

Падарян Т.А.

Развиваем мелкую моторику (26.05.16)

Елесина В.Б.

Безопасность в вашем доме (25.04.16)

Падарян Т.А.

Детские конфликты и пути их решения (14.04.2016)

Шустрова Н.О.

Формирование привычки к здоровому образу жизни (04.04.2016)

Аллахвердова К.Б.

Значение режима дня в жизни дошкольника (21.03.2016)

Читайте также:  История деда мороза

Тищенко Г.А.

Пожарная безопасность (14.03.2016)

Падарян Т.А.

 Как использовать движение родителей за руку с ребенком в детский сад для обучения его безопасности (24.02.2016)

Мирзоева О.Г.

Защитим детей от гриппа (15.02.2016)

Муханькова Т.Н.

Учим любить зиму в кругу семьи (02.02.2016)

Мирзоева О.Г.

Развитие мелкой моторики рук (18.01.2016)

Елесина В.Б.

Птицы зимой (11.01.2016)

Шустрова Н.О.

Встречаем Новый год вместе с ребенком (21.12.2015)

Аллахвердова К.Б.

Прогулка зимой (07.12.2015)

Шустрова Н.О.

Как правильно вести себя с ребенком (01.12.2015)

Асеева О.С.(ст. воспитатель)

Учим любить природу (17.11.2015)

Шибакова Н.В.

“Отец как воспитатель” (11.11.2015)

Елесина В.Б.

Прогулки юного натуралиста (21.10.2015)

Шустрова Н.О.

Кризис трех лет (12.10.2015)

Овсянникова С.В.

От скуки на все руки (30.09.2015)

Фот Т.П.

Как заинтересовать ребенка книгой (21.09.2015)

Якименко Л.Н.

Польза витаминов для детского организма (09.09.2015)

Елесина В.Б.

Речевая готовность ребенка к школе (24.08.2015)

Елесина В.Б.

Адаптация ребенка в детском саду (13.08.2015)

Асеева О.С.

Отдых летом (5.08.2015)

Тищенко Г.А.

Если укусила пчела… (27.07.2015)

Мирзоева О.Г.

Волшебный мир красок глазами ребенка летом (20.07.2015)

Шустрова Н.О.

Как организовать домашние занятия по рисованию (14.07.2015) 

Якименко Л.Н.

Досуг с ребенком на природе (18.06.2015)

Аллахвердова К.Б.

О летнем отдыхе детей (02.06.2015)

Тищенко Г.А.                                                                                                                                   

Питание ребенка летом (28.05.2015) 

Мирзоева О.Г.

Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях (29.04.2015)

 Елесина В.Б.

Социальное развитие детей дошкольного возраста (27.04.2015)

Якименко Л.Н.

Поговорим о витаминах (07.04.2015)

Аллахвердова К.Б.

Тищенко Г.А.

Фот Т.П.

Влияние родительских установок на развитие детей (12.03.2015)

Овсянникова С.В.

Воспитание дружеских отношений в игре (25.02.2015)

 Мирзоева О.Г.

Народные традиции (16.02.2015)

Аллахвердова К.Б.

Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста (09.02.2015)

 Якименко Л.Н.

Если начался пожар (02.02.2015)

 Туровская Е.А.

Безопасность детей на дороге (27.01.2015)

 Тищенко Г.А.

Общие рекомендации по выбору одежды и обуви для посещения детского сада (19.01.2015)

 Шибакова Н.В.

Как победить застенчивость? (12.01.2015)

 Козлова Т.С.

Почему дети разные? (18.12.2014)

 Фот Т.П.

Играйте вместе с ребенком (15.12.2014)

 Овсянникова С.В.

Если ваш ребенок часто дерется с детьми (11.12.2014)

 Аллахвердова К.Б.

Когда обращаться к логопеду?(08.12.2014)

 Мирзоева О.Г.

Усвоение норм и правил поведения детей дошкольного возраста (01.12.2014)

 Шибакова Н.В.

Если начался пожар (17.11.2014)

Туровская Е.А.

Формирование культуры трапезы (12.11.2014)

 Овсянникова С.В.

Адаптация детей в ясельной группе (06.11.2014)

 Якименко Л.Н.

Готовим ребенка к школе (27.10.2014)

 Шибакова Н.В.

Формирование культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (21.10.2014)

 Козлова Т.С.

Каким воспитателем меня хотят видеть дети (14.10.2014)

Туровская Е.А.

Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста (06.10.2014)

 Тищенко Г.А.

Возрастные особенности детей 3-4 лет (22.09.2014)

Аллахвердова К.Б.

Возрастные особенности психологического развития детей 3-4 лет (23.09.14)

 Мирзоева О.Г.

Как победить застенчивость(26.08.2014)

 Туровская Е.А.

Кризис трех лет 20.08.2014

Фот Т.П.

Воспитание детей в игровой деятельности(11.08.2014)

Источник: http://ds58.centerstart.ru/node/271

Консультация для молодых воспитателей – МБДОУ Детский сад №1 Космос

Цель: Повысить профессиональную компетентность молодых специалистов в вопросах организации режимных моментов с дошкольниками.

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

 «Одна из важнейших задач детского сада, – писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье.

С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».

Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.

К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:

  • рационально организованная обстановка,
  • четкий режим дня,
  • руководство взрослых.

Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи.

Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

Формирование культурно – гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

Умывание: засучить рукава; намылить руки до образования пены; набрать в ладони нужное количество воды; вымыть лицо двумя руками; мыть руки до локтя с мылом; мыть шею и уши; обмыть руки; насухо вытереть руки; пользоваться личным полотенцем; не стряхивать воду с рук.

Чистка зубов: набирать зубной порошок на щетку; правильно чистить зубы щеткой; полоскать рот.

Причесывание: причесать волосы, если они растрепались; расчесать волосы и заплести косы; следить за аккуратностью головы.

Одевание: быть опрятным; вешать одежду на спинку стула и складывать на сиденье колготки; завязывать шнурки ботинок на бантики; завязывать и развязывать тесемки у зимней шапки; застегивать и расстегивать пуговицы на нижней и верхней одежде; зашнуровывать и расшнуровывать ботинки; надевать и снимать одежду; обуваться; самостоятельно или с помощью взрослых устранять неполадки в одежде; складывать одежду лицевой стороной; соблюдать рациональную последовательность при одевании и раздевании.

Чистка и мытье обуви: очищать обувь от грязи по возвращении с улицы в помещение; протирать загрязнившуюся обувь влажной тряпкой; мыть обувь, не заливая воду внутрь; намазывать ботинки гуталином; начищать ботинки до блеска щеткой.

Уход за верхней одеждой: счищать пыль с верхней одежды платяной щеткой; следить за чистотой и привлекательностью одежды.

Уборка постели: стелить постель перед сном; складывать покрывало; расправлять простыни после сна; стряхивать простыни; складывать одеяло пополам; прибирать постель после сна.

Прием пищи: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб и накладывать еду в тарелку столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.

Питье: ополаскивать стакан перед использованием; наливать воды в стакан сколько выпьешь; пить, не обливаясь.

В туалете: пользоваться туалетной бумагой; мыть руки после туалета.

Содержание носа в чистоте: своевременно пользоваться носовым платком.

Перемена одежды с учетом погоды: одеваться теплее при похолодании; покрывать голову при солнечных лучах; поднимать воротник при ветре; снимать лишнюю одежду на жаре.

Содержание личных вещей в порядке: всегда убирать за собой; бережно обращаться с каждой вещью; класть вещи на место; размещать их удобно для пользования и приятно для глаз.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Если, например, ребенка научили аккуратно складывать кубики в коробку или ящик и требуют делать это всякий раз после игры, то постепенно у него закрепится привычка, и он станет складывать кубики без напоминания взрослых.

Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых, а также в поощрении, похвале, одобрении.

Вежливость, доброжелательность, размеренная спокойная речь воспитателя, опрятный внешний вид, порядок в группе — все это имеет большое значение в формировании культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

  • личный пример взрослых
  • непосредственно образовательная деятельность
  • показ
  • объяснение
  • пояснение
  • поощрение
  • беседы
  • упражнения в действиях
  • дидактические игры
  • потешки
  • стихотворения
  • пословицы, поговорки
  • игровые приемы
  • викторины, развлечения

прием повторения действий (например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.)

КРИТЕРИИ ОПРЯТНОЙ ЕДЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:

  • Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
  • Не крошить хлеб;
  • Пережевывать пищу с закрытым ртом;
  • Не разговаривать с полным ртом;
  • Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
  • Благодарить;
  • Пользоваться только своим прибором.
  • МЫТЬЯ РУК И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:
  • Мыть лицо, уши, руки
  • Закатать рукава;
  • Смочить руки;
  • Взять мыло, намыливать до появления пены;
  • Смыть мыло;
  • Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
  • Пользоваться расческой.

СНИМАНИЯ И НАДЕВАНИЯ ОДЕЖДЫ В ОПРЕДЕЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:

  • Расстегнуть пуговицы;
  • Снять платье (брюки);
  • Аккуратно повесить;
  • Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки, шорты;
  • Снять обувь;
  • Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
  • Надеть в обратной последовательности.

ДЛЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:

  • организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
  • разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
  • многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы – разные;
  • индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
  • организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
  • безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

ПОМНИТЕ!

  • Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой.
  • Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.
  • Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

Источник: http://kosmos1.ru/starshij-vospitatel/37-konsultatsiya-dlya-molodykh-vospitatelej.html

Ссылка на основную публикацию