План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме: «Мой город»
Конспект занятия «Мой родной город»
в средней группе
Лисименко Елена Владимировна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 55»
город Северск Томской области
Образовательня область: познавательное развитие.
Интеграция областей: физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Актуальность:
. Как бы не менялось общество, воспитание у детей любви к своей стране, своему городу, нам необходимо показать с привлекательной стороны. Дети должны знать, что у каждого человека есть родной город, где он родился, знать достопримечательные места, памятники.
Основная цель воспитателя – помочь показать детям их родной город, в котором они живут, чтобы вызвать у них чувства восхищения, гордости и любви.
Воспитание этих чувств у дошкольников весьма кропотливая работа, которая должна проводиться систематически и планомерно.
При знакомстве дошкольников с родным городом, его достопримечательностями, мы преподносим материал доходчиво, понятно, эмоционально. Начинаем работу с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя их круг знаний. Знакомство с родным краем, происходит на занятиях, в повседневной жизни, быту
Тип занятия: открытие нового знания.
Цель: закрепить представления о родном городе.
Задачи:
1.Закрепить и расширить знания детей о родном городе, его улицах, достопримечательностях, детском саде. Знакомить детей с ближайшим окружением, обращая внимание на здания города, их архитектурные особенности.
2. Развивать мышление, речь детей, расширять словарный запас, развивать интерес к игровой деятельности.
3.Воспитывать любовь к родному городу. Воспитывать желание сохранять чистоту, порядок в своем городе.
Раздаточный материал: фотографии и иллюстрации города, иллюстрации старых и новых домов, построенных из разных материалов. Для игры «Где-что?» картинки с изображением разных предметов, подходящим по смыслу различным зданиям: школе, больнице, магазину, детскому саду. Игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры “Автобус”.
Словарная работа: этажи, многоэтажные, улица, тротуар, проезжая часть, родственники, соседи, семья,
Ход непосредственно организованной образовательной деятельности
Воспитатель: – В каком городе мы живем? Правда, у нашего города красивое название? А мы с вами и все люди, которые живут в нашем городе, называются северчане.
– Люди, которые родились и живут в каком-либо городе, любят его, он для них родной.
– А хотите отправиться в путешествие по Северску?
– На чем можно путешествовать?
– А на чем лучше проехаться по городу?
– Согласны поехать на автобусе? Тогда занимайте свои места и поехали! Наше путешествие по Северску начинается. (Проводятся элементы сюжетно-ролевой игры “Автобус”). Звучит музыка.
Воспитатель: – Ребята, посмотрите внимательно, что вы видите? (дома)
– Какие бывают дома? (дома бывают разные: высокие и низкие, широкие и узкие, из кирпича – кирпичные, из панелей – панельные, из дерева – деревянные)
Воспитатель:
Утром рано мы встаем, город видим за окном.
Он проснулся, он живет, нас на улицу зовет.
Дома бывают разные: высокие и низкие,
Зеленые и красные, далекие и близкие.
Панельные, кирпичные, вроде бы обычные.
Полезные, прекрасные – дома бывают разные.
Воспитатель: – Ребята, кто же живет в этих разных домах? (в домах живут люди). Как можно назвать людей, живущих в одном доме, на одной лестничной площадке, в квартирах по соседству? (соседи).
– Дима, расскажи, в каком доме ты живешь. А Лера в каком доме живет? (я живу в высоком доме, в нем много этажей; а я живу в доме, где пять этажей). На каком этаже ты живешь? Есть ли лифт в твоем доме? Сколько подъездов в твоем доме?(дети отвечают).
– Вы живешь в доме одни? (с родными: мамой, папой, братом; со взрослыми)
– Ребята, а как можно сказать одним словом о тех, с кем вы живете в одной квартире? (семья, родные, родственники).
– Значит, семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Физкультминутка «Улыбнись».
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи. (Одна рука вверх, другая вниз,
Руки движутся навстречу. рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Упражненье повтори
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Мы размяться все успели,
И на место снова сели.
Воспитатель: Вспомните, на какой улице вы живёте? (ответы детей)
Молодцы! Много улиц знаете.
– Ребята, а знаете почему ” улица” называется ” улица”? Давайте вслушаемся – “у-ли-ца”. Не догадались? Я вам сейчас расскажу. Давайте встанем в две шеренги друг напротив друга, покажите друг другу свои лица, улыбнитесь. Вот так и дома стоят, лицом друг другу. А я пройдусь между вами.
Сколько лиц? У – лица- какие! Вот и получилась улица! Поняли? Теперь вы будете знать и родителям расскажите, почему улицу назвали улицей.
– Ребята, посмотрите внимательно, вы заметили, как стоят дома? Правильно, дома стоят в один ряд. Между домами есть пространство для прохода и проезда, дома образуют улицу.
– А как называется место, где движется транспорт? (дорога)
– По дороге проезжает очень много транспорта, еще говорят, что это – проезжая часть.
– Еще на улице есть тротуар – это пешеходная часть улицы, где ходят люди.
– Ребята, а вы знаете, на какой улице находится наш детский сад?
– Улица Калинина – это малая часть нашего города.
Воспитатель: – Остановку мы совершим на центральной площади нашего города. Выходите из автобуса и подойдите ко мне. Давайте посмотрим на центральную площадь на фото.
Вот какой наш город большой и красивый. А чтобы он оставался таким красивым, по городу разъезжают поливальные машины. Они подметают и очищают улицы. Дворники подметают улицы. Строители строят новые красивые дома. А что можем сделать мы?
Воспитатель: Хоть мы и маленькие, но мы можем потренироваться и построить свой город и улицу.
Воспитатель:- Поместам, продолжаем наше путешествие. Занимайте свои места в автобусе и поедем дальше.
– А теперь посмотрите в окно. Мы видим театр. Что показывают в театре?
– Какие спектакли вы смотрели в театре?
– Какие еще вы знаете театры в нашем городе? (Ответы детей)
– А сейчас наш путь лежит мимо музея. А что можно увидеть в музее? Какие есть музеи?
– Обратите внимание на эти знаки, они все имеют одинаковую форму. Кто знает, что это такое? (герб)
– Это гербы разных городов, герб – это символ каждого города, страны. На нем старались изобразить что-то очень важное для города (показывает герб Томска, Северска)
– Покажите мне герб г. Томска, почему здесь изображена лошадь (основным средством передвижения в старые времена были лошади).
– Покажите г. Северска.(на нем изображен мирный атом, т.к. наш город относится к атомной промышленности)
– У всех домов в нашем городе есть свое назначение. Выходите из автобуса. Перед вами различные здания: школа, больница, детский сад, музей. У меня есть предметы, которые должны в них находиться. Разложите, пожалуйста, эти предметы по назначению.
Игра “Где что?”. Дети самостоятельно раскладывают картинки. Звучит музыка.
Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания, обсуждает возможные ошибки или затруднения детей.
– Мы с вами замечательно путешествовали, весело играли, но пора возвращаться в детский сад. (Дети рассаживаются в автобус).
– На какой улице находится наш детский сад?
Вот мы и приехали в нашу группу! Вам понравилось путешествие?
Как называется город, в котором мы живем?
На какой улице находиться наш детский сад?
Что такое герб?
Как называют людей, которые живут в г. Северске? Томске?
Сколько лет нашему городу?
Как называется река, на которой стоит наш город?
Почему наш город назвали Северском?
Проводится аппликация “Наш город”.
Воспитатель: Вот ребята, какой красивый город у нас получился, мы все сегодня очень хорошо потрудились.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/24/moy-gorod
Конспект-занятие по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью “Город – деревня” (средняя группа)
«Город – деревня». Занятие по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью (средняя группа)
Цель:
-познакомить детей с понятиями город и село (деревня); – рассмотреть иллюстрации с изображением города, деревни и найти внешние отличия; – показать красоту родного города и вызвать восхищение детей; – воспитывать любовь к родному городу; – вспомнить с детьми их домашний адрес, для чего необходимо его знать.
Материал: картины с изображением города, деревни; иллюстрации с изображением достопримечательностей родного города Тольятти, зеленые и синие фишки.
Предварительная работа: экскурсии по улицам города детей с родителями. Ход занятия. 1.Понятие город, деревня.
– Ребята, скажите, где мы с вами живём? (В Тольятти) – А Тольятти – это что? (Город) – А почему вы считаете что Тольятти это город? (высокие многоэтажные дома, заасфальтированные широкие дороги, много машин, на перекрестках дорог установлены светофоры…) – Значит мы живем в городе Тольятти.
(воспитатель предлагает детям сесть на стульчики перед навесной доской). – Посмотрите на эту картину. Как вы думаете, это изображение города? (показываю картину города) – Почему? Что вы тут видите? (многоэтажные, высокие дома, во дворе домов детская площадка, заасфальтированные дороги, широкие дороги, по дороге едут машины, много машин, мало зелени).
– А теперь посмотрите на эту картину. (Деревня). – Вы можете сказать, что здесь тоже изображение города? (нет). – А что это? (Деревня).
– А как вы догадались? Почему это не город? Что здесь другое? (деревянные дома – одноэтажные, колодец во дворе, за домом растет сад, вокруг дома деревянный забор, незаасфальтированные дороги, много зелени – травы, деревьев, огород, на лугу пасутся гуси, рядом с деревней течет речка). – А кто-нибудь из вас был в деревне? Расскажите, какие там дома.
А какой был транспорт? (ответы детей). 2. Игра: «Что, где бывает?» (дети встают в круг). – Я вам дам каждому по две фишки. Зеленая фишка будет означать деревня. Синяя фишка – город. Я буду вам говорить, что бывает в городе или в деревне, а вы подумайте и покажите нужную фишку. Например: сад с яблоками (зеленая фишка).
На дорогах много машин (синяя фишка). А теперь думайте сами! – Колодец во дворе. (зел.) – Многоэтажные, высокие дома. (син.) – Заасфальтированные широкие дороги. (син.) – Одноэтажные дома. (зел.) – На лугу пасутся домашние животные, птицы. (зел.) – Молодцы, ребята! 3. Физминутка.
Мой город любимый, Мой город красивый, Он быстро растет, хорошеет, И мы вместе с ним. 4. Выставка «Красота родного города». – Ребята, посмотрите на эти иллюстрации. Я думаю вы сразу догадаетесь откуда они.
(Это изображение нашего города) – Правильно! Может, вы узнаете некоторые части нашего города? (наш детский сад, театр кукол «Пиллигрим», дворец спорта «Волгарь», технический музей имени К. Г. Сахарова, церковь, Тольяттинская филармония, памятник преданности, парк Победы, фонтан у торгового центра «Весна», монументально – скульптурные композиции «История транспорта») . – Может кто – то нашел свой дом на иллюстрации. 5. Мой домашний адрес. – А как вы думаете, человек должен знать свой домашний адрес? (да) – Почему? (чтобы знать, где он живет) – Н – р, если родители вызвали городское такси, водитель спрашивает куда вас везти. Вы называете нужный адрес, домашний и он везет вас куда надо. – Ребята, может кто – то из вас запомнил свой домашний адрес и может нам назвать? (дети называют) 6. Итог.
Сегодня мы с вами сравнили, как выглядит город и деревня, познакомились и закрепили уже имеющиеся знания о памятниках и достопримечательностях нашего города
Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/konspiekt-zaniatiie-po-oznakomlieniiu-doshkol-nikov-s-okruzhaiushchim-i-sotsial-noi-dieistvitiel-nost-iu-gorod-dierievnia-sriedniaia-ghruppa
Методическая копилка
Автор:
Воспитатель: Балятинских Светлана Андреевна
Задачи: 1. Закреплять представления у детей о достопримечательностях города Перми.
2. Развивать навыки гостеприимства( вежливо общаться, откликаться о просьбе о помощи).
3. Воспитывать гордость за свою Родину.
Дети свободно передвигаются по группе.
Входит турист (путешественник): Здравствуйте, ребята. Куда это я попала, наверное не на тот автобус села.( Ответы детей)
А как вы думаете кто я? Попробуйте отгадать загадку?
Ездит по далеким странам,
И по разным городам.
Поездом и теплоходом,
Самолетом, пароходом
Может он прибыть и к вам.
Любит посещать музеи,
Галереи картинные,
Рассматривать здания
И предметы старинные.
Кто же это, отвечайте,
Лишь задумавшись на миг.
Догадались? Ну конечно-
Это? (Путешественник!)( Автор С.А.Балятинских).
Правильно, я путешественник, точнее путешественница. А как еще можно сказать? ( Турист). А из какой я страны, можете сказать? (Из России). Как вы узнали? (По флагу на рюкзаке.) А кто может рассказать стихотворение про Российский флаг? ( Дети читают стихотворение В.Степанова)
Российский флаг
Белый цвет- березка,
Синий- неба цвет,
Красная полоска-
Солнечный рассвет!
Путешественница: А вот в какой стране вы живете, я узнаю, когда вы соберете изображение флага своей страны. ( Достаёт из рюкзака конверт с принадлежностями для игры).
Игра: « Собери изображение флага» (« по типу разрезные картинки»)
Путешественница: Теперь понятно , что мы свами из одной страны- РОССИИ. Россия наша страна. Как вы думаете Россия большая страна?( Ответы детей) Как это можно увидеть?Кто может показать Россию на карте! ( Несколько детей подходят к карте и выполняют задание).
Путешественница: Когда летишь на самолете очень хорошо видно какая у нас большая страна. Давайте прочитаем про это стихотворение.
Дети читают отрывок из стихотворения « Необъятная страна» (В. Степанов).
Если долго долго долго в самолете нам лететь,
Если долго долгодолго на Россию нам смотреть,
Мы поймем, тогда, какая наша Родина большая.
Путешественница: Россия большая страна, в ней много разных городов. А ваш город как называется? А как называются жители Перми? Может быть вы и об этом стихотворение знаете?
Я и ты- Пермяки,
Вместе мы живем в Перми,
Здесь мы ходим в детский сад,
Где полным- полно ребят.
И ребята – все они,
Значит, тоже Пермяки! ( Автор С.А.Балятинских).
Физминутка
Педагог (путешественница) вместе с детьми выполняет движения в соответствии с текстом стихотворения П. Воронько.
Жура – Жура – журавель, облетал он сто земель,
Облетал, обходил, крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля: « Где же лучшая земля!»
Отвечал он пролетая: « Лучше нет Родного края!»
Вы сказали , что я путешественница. Я в вашем городе первый раз. Хочу пожить здесь несколько дней, чтобы узнать побольшеинтересного. А жить мне негде. Где туристы могут поселиться в чужом городе? ( В гостиннице )
Ну хорошо, я иду отдыхать в гостинницу, а то устала с дороги. Ой, совсем забыла! Какие интересные места, достопримечательности Перми вы предложили бы мне посетить? Ответы детей:
- Цирк
- Зоопарк
- Кукольный театр
- Детский парк
- Краеведческий музей
- Картинная галерея
- Планетарий
Путешественница: Что там интересного? С кем ты туда ходил? На чем туда можно добраться? Что больше всего запомнилось?
Рассказы детей
Цирк. Я люблю ходить в цирк. Туда мы ходили с мамой и папой. В цирке мне больше всего нравятся клоуны.
Зоопарк. В городе Перми есть зоопарк. Там живут разные звери. Мне нравится смотреть на огромного белого медведя.
Кукольный театр.В кукольном театре бывают представление: спектакли, сказки. Туда ходит много детей с родителями. Я люблю веселые, добрые сказки. В них добро побеждает зло.
Путешественница: А вы любите играть ? Предлагаю вам поиграть в игру «Где мы были?» Правила в ней такие : из моего рюкзака каждый по очереди будет доставать какой-то предмет, другие ребята попытаются отгадать, с помощью этого предмета, где побывал этот человек.
Игра « Где мы были»
Цирк – нос, колпак, бант.
Зоопарк – животные.
Кукольный театр – куклы, бибабо.
Детский парк –картинки.
Краеведческий музей – старинные вещи.
Картинная галерея – картины, открытки.
Игру можно повторить несколько раз.
Путешественница: Друзья мне очень понравилось с вами играть .А еще мне понравился ваш город, вы про него столько интересного рассказали. Но сейчас мне нужно возвращаться домой. Давайте в следующий раз совершим путешествие в мой город. До свидание!
Источник: http://ds415.ru/metodicheskaya-kopilka/konspekt-nod-dlya-detej-srednej-gruppy-tema–dostoprimechatelnosti-rodnogo-goroda/
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы на тему «Времена года»
Цель: закрепить представления детей о признаках всех времен года.
Задачи: закрепить представления детей об основных признаках времен
года, умение самостоятельно находить их, иметь представления об их чередовании; закреплять умение читать символические обозначения; развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы,
развивать образность речи, активизировать в речи детей эмоционально – оценочную лексику;
воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе; умение взаимодействовать друг с другом.
Материал: иллюстрации с изображением всех времен года, карточки – символы, бумага и карандаши для каждого ребенка.
Формы работы: игровой момент, проблемная ситуация, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, самостоятельная работа детей.
Предварительная работа: беседы на экологические темы, заучивание стихотворений, загадок, наблюдение за живой природой и природными явлениями, тематические прогулки.
Ход занятия:
упражнение на концентрацию внимания: Дима сядь первый , Ира сядь справа от Димы, на третий стул сядет Даша, между Мишей и Вовой сядет Катя и т.д.
Восп.: Ребята, кто-то к нам идет, вы слышите? (стук в дверь) Кто же там? Сейчас посмотрю.
Заношу игрушку лесовичка.
Мы с вами много раз ходили в гости к старичку — лесовичку, а сегодня он к нам пришел.
Лесовичок: Здравствуйте, мои милые!
Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
А мальчики у нас как ясные соколы!
А девочки как аленькие цветочки!
Расселись удобно? Вот и хорошо!
Восп.: Хочет лесовичок сказку вам рассказать, а заодно и проверить
внимательны ли вы, не зря ли целый год по лесам, полям, деревням
путешествовали. Слушайте:
Жил был царь. Проснулся он как-то утром, посмотрел в окно – ничего не видно. Все окно узором затянуто. Позвал он помощника и велел ему в саду малины нарвать. Пошел помощник, но вернулся ни с чем.
— Почему? ( ответы детей: Зима, зимой ягоды не растут)
— Когда ягоды поспевают? ( летом).
Решил тогда царь отправиться в лес и посмотреть на медведя.
— Как вы думаете, удалась ему эта царская забава? (нет).
— Почему? (медведь зимой спит в берлоге).
— А кто еще из животных спит зимой? ( еж).
Захотелось царю свою царевну порадовать, подснежников ей подарить, да яблочком с ветки угостить. Попросил он своих помощников в лес, в сад идти.
— Удалось ли царю сделать приятное царице?
— Почему? (…..)
— Когда цветут подснежники? ( весной).
— Когда созревают яблоки? ( осенью).
Видно царь, хоть и взрослый был, да не знал, что бывает в каждое время года и какое время года за каким следом идет.
— Ребята, помогите царю. (на столе лежат картинки с изображением времен года).
— Посмотрите, здесь все картинки перепутались. Давайте разберемся, как нужно эти карточки разделить на 4 группы, по какому принципу.
Дети рассматривают картинки и выясняют, что на них изображены 4 времени года: зима, весна, лето, осень. Дети отбирают отдельно летние, зимние, весенние и осенние иллюстративные картинки и размещают их на соответствующих карточках.
Все работы коллективно проверяются вместе с лесовичком.
Он же задает ребятам вопросы:
— Назовите времена года? (зима, весна, лето и осень),
— Сколько их? (4).
— Что идет после осени? (…). Лета? (…). Весны? (…). Зимы? (…).
— Что было до лета? И т.д.
— Какая была зима в этом году? (…..) – снежная, сугробов намело много.
Физминутка:
Представьте себе, что вы – большой снежный сугроб. Всю зиму сугроб «проспал» под большим деревом (дети изображают сугроб, приседают на корточки, в «кучу»). Но вот пригрело теплое, весеннее солнышко.
Озорные лучики «защекотали» сугроб (детки начинают двигаться): «Просыпайся, вставай скорее! Пора!- говорят они. Не выдержал сугроб и рассмеялся. Брызнули во все стороны струйки воды и потекли тоненькие веселые ручейки (ребята разбегаются по группе).
Собираются возле воспитателя.
— Кого вы хотите разбудить, ручейки? ( деревья, кусты, траву, реки, цветы и т. д.)
Побежали ручейки дальше. (дети проходят и садятся за столы)
— Ребята, мы наблюдали за погодой во все времена года и отмечали знаками на календаре. Посмотрите на символические обозначения (их 4) и попробуйте определить, на каком отмечена погода зимой, весной, летом, осенью.
— Как вы догадались? По каким признакам? (…)
Пальчиковая гимнастика: «Наш волшебный карандаш»
Представьте, что вы отмечаете погоду в один из дней какого – либо времени года, нарисуйте это.
(Каждый из детей рисует календарь погоды на один день, можно обмениваться).
А сейчас отгадайте загадки и объясните, по каким признакам вы догадались, о чем идет речь.
Наступили холода Я раскрываю почки
Обернулась в лед вода. В зеленые листочки.
Длинноухий зайка серый Деревья одеваю,
Обернулся зайкой белым. Посевы поливаю.
Перестал медведь реветь, Движения полна
В спячку впал в бору медведь. Зовут меня……(весна).
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой).
Я соткано из зноя, Несу я урожаи,
Несу тепло с собою, Поля вновь засеваю,
Я реки согреваю, Птиц к югу отправляю,
«Купайтесь!» — приглашаю. Деревья раздеваю.
И любите за это Но не касаюсь сосен
Вы все меня. Я …(лето). И елочек. Я …(осень).
Лесовичок:
Молодцы, ребята, хорошо занимались, все внимательные. Не забывайте меня, приходите в гости. До свидания!
Итог занятия: рассматривание карточек – схем, беседа.
Источник: https://konspekteka.ru/konspekt-zanyatiya-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushhim-mirom-s-detmi-srednej-gruppy-na-temu-vremena-goda/
Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Дома в нашем городе»
Автор занятия: Худякова Валентина Алексеевна, воспитатель МДОУ детский сад № 6 Ярославская область г. Углич.
Программное содержание:
Познакомить детей с гражданской архитектурой родного города: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные, многоэтажные, каждый дом имеет свои особенности. Научить детей выделять части дома – окна, крыша, стены, крыльцо, познакомить с их образными названиями. Расширять словарный запас: ставни, наличники, двускатная крыша, конек, крыльцо.
Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в жилых постройках.
Материал, оборудование:
Макеты, фотографии старинных и современных домов, наборы геометрических форм, картинки к игре.
Предварительная работа:
Составление экспозиции мини-музея «Что нам стоит дом построить», целевая прогулка по ближайшим улицам, рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных зданий, фото «Мой дом», с рассказами детей, в каком доме они живут.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям поиграть.
Пальчиковая игра «Строим дом»
Тук да тук – раздается всюду стук
(стучим кулачком о кулачок)
Строим дом, дом большой
(показываем крышу дома ладонями над головой)
И с крылечком и трубой,
(складываем ладошки вместе)
Из трубы идет дымок,
(движениями губ показываем дым)
На двери висит замок,
(руки в замок)
Кто его открыть бы мог? Потянули, покрутили,
(соответственно словам выполняем движения руками)
Постучали и открыли. Отворяем ворота, Проходите все сюда.
(разводим ладони рук в стороны)
Воспитатель:
Мы с вами в музее «Что нам стоит дом построить» Вы видите много разных домов. Посмотрите, как выглядел старинный дом.
(Дети рассматривают).
Воспитатель:
Из чего он построен? (ответы детей) Дома строили из дерева. Деревянный дом был теплый. Бревна плотно лежали друг на друге – даже щелочки не увидишь. Такой дом строили всей семьей, а семьи были большие: жили все вместе дедушка, бабушка, папа, мама, дети. Та часть дома, которая выходила на улицу была «лицом». Дом смотрел на улицу окнами, в старину их называли глаза дома.
Вопрос:
Для чего нужны окна? (ответы детей) Правильно, через них в дом входил солнечный свет, и можно было видеть, что делается на улице. Окна украшали наличниками – резными узорами, чтобы дом выглядел нарядными.
Вопрос:
Давайте посмотрим, из чего состоит узор? (из цветов, листьев, квадратов, кругов, волнистых линий)
Воспитатель:
Были у окошек и ставенки. Ставни – небольшие «дверцы» на окнах, их тоже украшали резьбой. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит, еще спят или ушли куда-то.
У дома была крыша со скатом (показать ладошками), чтобы вода стекала, и не задерживался снег. Крышу дома украшали, вырезанные из дерева: голова коня, петушок, солнышко.
С бока дома ставили крыльцо, старались сделать его красивым, нарядным. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями.
Хозяин выходил на крыльцо своего дома и приглашал соседей в гости: «Вы, соседи, проходите,
Чаем с медом угоститесь».
Стоит перед нами дом, светится на солнце. Сколько в нем красоты, как талантливо все придумано!
Вопрос:
В каком доме вы хотели бы жить? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель:
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что забыл нарисовать художник?»
Игра «Что забыл нарисовать художник?»
Воспитатель показывает карточку, на которой нарисован дом без окон.
Вопросы:
Что забыл нарисовать художник? (окна). Давайте вспомним, как в старину называли окна? (глаза дома) Чем украшают окна, чтобы дом выглядел красивым? (Наличниками)
Зачем в старину нужны были ставни?
Карточка – дом без крыльца.
Вопросы:
Что не нарисовал художник у этого дома? (крыльцо)
Как в старину люди называли крыльцо? (руки дома)
Карточка – дом без крыши.
Вопросы:
Чего не хватает у дома? (крыши) Какие были в старину крыши? (двускатные)
Почему они были такими? (чтобы не задерживался снег, стекала вода)
Воспитатель:
Со временем человек стал строить другие дома. Давайте посмотрим, как выглядят современные дома (рассматривание макетов).
Вопрос:
Из чего строят дома сейчас? (из кирпича)
Воспитатель:
Давайте посчитаем, сколько этажей у дома с зеленой крышей? (пять), а у этого дома? (четыре)
Воспитатель:
Современные дома многоэтажные, много больших окон, есть балконы, лоджии.
Вопросы:
Для чего нужны балконы, лоджии? (Люди выходят на них, чтобы посмотреть на улицу, на балконах выращивают цветы, чтобы было красиво). Как называется вход в дом? (подъезд)
Воспитатель:
В современных домах живет много людей. Они следят за порядком в подъезде, сажают около дома деревья, цветы, чтобы воздух был чистый, и всем было приятно, жить в таком доме. Давайте сами построим дом.
Игра «Будем вместе строить дом»
(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и выкладывают геометрические формы согласно тексту).
Пришел квадрат к квадрату Помочь родному брату. И построили вдвоем Два квадрата новый …
(дом)
На квадрат кладем квадрат Получается одно В доме светлое …
(окно)
Треугольник видит – дом, – Можно поселиться в нём? И залез повыше, Дом накрыл он …
(крышей)
Прямоугольник на крыше Буквой П. стоит всех выше. Кольцами дымов клубы Валят дружно из …
(трубы)
Прискакали линии Черные и синие И построили на спор Вокруг домика … (забор)
В небо покатился круг, Согревая всех вокруг И лучом в оконце Постучалось …
(солнце)
Воспитатель предлагает полюбоваться построенными домами. У нас получилась целая улица. Давайте придумаем ей название (ответы детей). Выбираем название.
Побывав в музее, вы узнали, что в нашем городе «дома бывают разные: старинные и новые, высокие и низкие, зеленые и красные, деревянные, кирпичные, всем нам нужные – живут в них люди дружные».
Скачать конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Дома в нашем городе»
Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/doma-v-gorode.html