История деда мороза

История Деда Мороза

История Деда Мороза

ДЕД МОРОЗ (Морозко) — могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.

Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством, первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз — Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек.

По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX — начала XX века, образ Морозко стал смягчаться. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения.

В советское время был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.

В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года.

В Харькове был организован детский новогодний утренник.

Некоторые современные малограмотные исследователи истории обвиняют Сталина в непоследовательности за то, что он не уничтожил Деда Мороза, так как Дед Мороз, по их мнению, «детский бог».

На праздник приходит со своей божественной внучкой — Снегурочкой.

Современный собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна.

К сожалению, все древние мифы и сказания славян были уничтожены после насильственной христианизации, потому о древних славянских верованиях и традициях нам практически ничего не известно.

Своеобразный характер интерпретации в христианстве языческих божеств (религиозных конкурентов христианства, пусть и любимых народом, которых церковники непременно представляли крайне злыми и жестокими) обусловил внушаемое церковниками поведение Деда Мороза — после внедрения христианства на Руси он стал собирать жертвоприношения — воровать непослушных детей и уносить их в мешке. Такая церковная интерпретация позволяла с детства внушать неприятие языческих богов.

Однако со временем, после введения ограничений непримиримой идеологии христианства и распространения более поздних постхристианских гуманистических традиций, особенно после окончательного запрета христианам сжигать людей на кострах (в первой четверти XIX века), Дед Мороз в представлении русских подобрел и стал уже сам одаривать детишек.

Этот образ был окончательно оформлен в СССР: древний славянский Бог Дед Мороз стал символом самого любимого народного праздника — Нового Года, заменившего праздник Рождества.

Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.

Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября — по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров.

Но это не более, чем нынешняя российская коммерческая самодеятельность.

Конечно, у великих славянских Богов нет и не может быть «дней рождения», ибо они вечны и возникли в сознании и верованиях людей еще во времена раннего палеолита в самом начале послеледникового периода, а возможно, и раньше.

Традиции

Дед Мороз – наш любимый славянский Бог и сказочный волшебник. От мала до велика, от края и до края земли российской каждый человек знаком с ним.

С древнейших дохристианских времен у язычников-славян Дед Мороз — божественный повелитель зимней стужи, снега и ветра, замерзших рек и снежных сугробов.

Изначально его представляли как могучего старика огромного роста с длинной седой бородой. Суровые зимы, в понимании наших древних славянских предков, были делом рук старика с посохом.

Воспринимался он как могущественный волшебник с достаточно суровым характером.

И ныне мы любим его зимние узоры на окнах. Он, конечно же, не сменил свой посох и в бороде его по-прежнему живёт вьюга. Всё также могущественный старец сковывает льдом реки и наметает непроходимые сугробы.

В гардеробе Деда Мороза долгополые шубы трёх цветов: белая, синяя и красная, на седовласой голове боярская шапка, украшенная разноцветными кристаллами, в руках он держит посох и мешок с подарками.

По старой традиции передвигается он на тройке великолепных белых лошадей, символизирующих три зимних месяца. Вершить добрые дела помогает Деду Морозу его божественная внучка — Снегурочка.

Как и все боги и волшебники, Дед Мороз может наказать за злые и нечестные поступки героев сказок, так и помочь в самый отчаянный момент.

В отличие от традиционной в Северной Европе Снежной Королевы, Дед Мороз свою волшебную силу преумножает, не замораживая людям сердца, а наоборот согревая их своей любовью. Дед Мороз всегда дает возможность исправить свою ошибку другим персонажам, Снежная Королева никогда и ни в чём не помогает героям сказок.

Обладая одинаковой силой в деле замораживания всего живого на земле, они совершенно различаются по температуре и доброте своих сердец. Сердце Снежной Королевы – кусок льда, а русский Дед Мороз несёт нам такую добрую теплоту своей древней языческой славянской души, что сравнить её можно лишь с теплом солнышка.

Существенны отличия нашего древнего славянского Деда Мороза от западноевропейского святого Николая (Санта Клаус, Santa Claus). Дед Мороз довольно строгий, но справедливый, как должно любимому славянскому Богу. А в Санте Клаусе величия нет и в помине. А как же иначе?!

Вы можете представить европейского Санту в глухой русской деревне? Представить Санту, который сковывает лёд на реках? Прокладывает морозные снежные пути путникам? Наметает снежные сугробы? Который в тяжелейших обстоятельствах приходит своему теряющему силы народу на помощь и дотоле невиданными холодами вмораживает в лёд и обращает в прах непобедимые армии захватчиков, как это он сотворил и с армией Наполеона, и с армией Гитлера под Москвой и под Сталинградом? Конечно, нет! Потому наш великий русский языческий Бог Дед Мороз всегда с нами, какими бы силами ни пытались церковники вытравить его из нашей русской души.

А Санта Клаус – всего лишь западный бизнесмен и коммерсант: он снимается в рекламе «Кока-Колы» аж с 1931 года.

Наш могучий Дед Мороз, в отличие от западного соседа, дарит подарки абсолютно всем детям, а не только тем, которые хорошо себя вели.

И размеры щедрых подарков Деда Мороза не ограничиваются размерами носочков, в которые Санта Клаус кладет свои подарки. Широка и щедра душа нашего любимого славянского Бога Деда Мороза. Добра и прекрасна его божественная внучка Снегурочка.

И с каждым новогодним подарком, оставленным под ёлочкой для малышей и взрослых, растёт могущество Деда Мороза и увеличивается Добро на земле.

Источник: http://othereal.ru/istoriya-deda-moroza/

Кто такой Дед Мороз – где живет и кто его помощники?

Кто такой Дед Мороз – этим вопросом задаются не только дети, но и взрослые, ведь не каждый знает, где живет этот новогодний персонаж, кто помогает ему справляться с таким объемом работы и как правильно написать письмо, чтобы получить заветный подарок к празднику.

Воспоминания детства греют душу человека на протяжении жизненного пути, в таких рассказах черпаются силы для преодоления взрослых трудностей.

Самые яркие – волшебные события, которые детский разум не может понять, но искренне радостно их воспринимает. Кто такой Дед Мороз, объясняют малюткам дети чуть постарше, он приносит подарки и массу позитивных эмоций.

Искренняя вера в чудо – часто проходит вместе с детством, но отвергать существование Деда Мороза не смеют даже взрослые.

Существует ли настоящий Дед Мороз?

Вопрос ребенка, существует ли Дедушка Мороз, не должен застать родителя врасплох, надо уверенно сказать – да.

Из поколения в поколение старшие члены семьи рассказывают младшим о сказочном, не выдуманном персонаже, повелителе зимних морозов и снегопадов.

В мифологии славян его ассоциировали с кузнецом, сковывая воду, он дивным образом вырисовывал рисунки из инея. Дыхание Деда Мороза – морозная стужа, слезы сосульки, а седые густые волосы – облака из снега, жена – Зима.

В первый раз Дед Мороз пришел на Рождественские праздники в 1910 году, но советская власть запретила ему появляться, и на несколько лет он ушел в вынужденный отпуск.

В канун 1936 года, о нем вспомнили и начали приглашать на праздники Нового года.

Дед Мороз стал дарителем подарков детям у елки, его приглашают сниматься в кино, а вместе с ним на публике появляется внучка Снегурочка и мальчишка, символизирующий Новый наступающий год.

Кто такой Дед Мороз – история происхождения

Существует история, как появился современный Дед Мороз, ведь выглядел он так не всегда. У славян существовал бог Морок – повелевающий зимней стужей, морозами и снегами.

Он был хитер и лукав, любил обманывать и вводить в заблуждение.

Встреча с Мороком не приносила удачи, его боялись и задабривали дарами – для него готовили вкусные блины и кутью, выставляя их за окнами, припрашивали не уничтожать посевы, не заморозить путешественников в дорогах.

Прошло много времени, и Морок подобрел, добрых и трудолюбивых он легко стал одаривать подарками, пример сказка «Морозко» где главная героиня с покладистым и кротким характером после испытаний получила подарки, а ленивая и злая сестра была заморожена насмерть. Каждый родитель всегда объясняет чаду, что Дед Мороз в первую очередь приходит к послушным и хорошим – чтобы получить подарок, надо себя хорошо вести.

Где живет настоящий Дед Мороз?

Дед Мороз живет в Великом Устюге, в нескольких километрах от городского центра, имеет усадьбу – резной терем, расположенной в сосновом бору, на берегу речки.

Там он проводит большую часть времени – читает письма, принимает присланные детьми подарки рисунки и открытки.

К самому дому, откуда Дед Мороз, выходит лишь на новогодние праздники, можно попасть, прокатившись на русской печке вместе с Емелей. На дорожке, ведущей к дому, можно встретить:

  • Бабу Ягу;
  • Двенадцать Месяцев;
  • Медвежонка;
  • Белочку;
  • Лисичку;
  • Бабушку Аушку;
  • Старичка-Лесовичка;
  • Мудрую Сову.

В доме Деда Мороза целые хоромы – музей подарков из разных уголков планеты. Есть комната в которой загадывают желание под звон колокольчиков, можно зайти в рабочий кабинет, побывать в обсерватории и спальне, увидеть огромный шкаф с шубами шапками и валенками. Единственным секретом сказочного персонажа станет комната с подарками, о ней не принято говорить, а тем более показывать гостям.

Как выглядит Дед Мороз?

Деда Мороза знают как строгого и вспыльчивого старика, но он всегда справедлив, очень любит детей, причем выступает в роли поучительного персонажа, а не няньки.

Внешнее описание Деда Мороза известно всем, высокий седовласый старик ему много-много лет, имеет длинную бороду до пояса или пола и густые седые брови, символизирующие мудрость и могущество, румяные щеки – крепкое здоровье.

Спутать его с другими персонажами трудно, наряд Деда Мороза яркий и запоминающийся, каждый элемент символизирует определенную силу, мешок с подарками и волшебный хрустальный посох всегда при нем.

  1. Шапка – искусно расшита серебряными и золотыми нитями с жемчугами.
  2. Длинная теплая шуба – обычно красная, но может быть синего или голубого цвета, края оторочены лебяжьим пухом, украшена шуба орнаментом из драгоценных нитей.
  3. Рукавицы – теплые варежки.
  4. Рубаха и штаны из лена.
  5. Обувь – валенки.

Как зовут Деда Мороза?

Как называют Деда Мороза в разных странах мира – сказочного персонажа зовут по разному, причем не всегда его визит к детям совпадает с новогодними праздниками.

Самый известный Санта Клаус – американский дедушка, тоже в красном костюме, но с штанами и широким черным ремнем – приходит в Рождественские праздники, подарки прячет в чулок у камина.

В Польше это – Святой Николай, во Франции его называют Пэр Ноэль, в Греции величают Василием, в Испании Олентцеро или Папа Ноель, в теплой Камбоджи он – Дед Жара, норвежским детям дарит подарки Йолиниссе, словацким – Микулаш.

Помощники Деда Мороза

Самым ответственным работниками, кто помогает Деду Морозу готовить подарки являются Снеговик и Снегурочка, снежинки, Метелица или Зимняя Вьюга, юный мальчишка – Новый год, очень смышлёный и шустрый не по годам, часто они не только готовят подарки, но и появляются возле новогодней елки. На праздничных утренниках, отважные детки, часто вызываются помочь старому дедушке, подержать посох, или подсказать нужную информацию. В резиденции Деда Мороза помогают готовить подарки персонажи из новогодних сказок и мультиков, живущие в сказочных домиках возле его терема.

Помощник Деда Мороза Снеговик

Снегурочка Дед Мороз и Снеговик – главная тройка персонажей приходящие на новогодний праздник. Снеговик веселый и смешной, несет тяжелый мешок, любит рассказывать о интересных приключениях и разных препятствиях, внезапно случившихся по дороге на праздник. Над ним подшучивает детвора, но он не обижается, напоминает Деду Морозу, что ждут другие дети и пора спешить.

Кто такая Снегурочка?

Путешествует русский Дед Мороз со Снегурочкой, красивая юная спутница, которой нет у его зарубежных коллег. Она послушна и дружит с лесными жителями, любит петь с детками песенки, раздавать подарки.

Одета в белую или голубую шубку из пуха и снега, длинную косу волос, украшает повязка из хрустальных снежинок.

Часто её похищают злые силы, и приходиться Деду Морозу с Снеговиком выручать красавицу из плена – опаздывать на торжественный праздник.

Кони Деда Мороза

Приезжает на праздник к новогодней елке, или званным гостем в дом, Дед Мороз на тройке лошадей, запряженной в санки. Правит упряжкой сам или поручает помощнику Снеговику.

Загадочным методом он успевает побывать в разных местах, поздравить взрослых и подарить подарки детям.

Следует признать, что если Дед Мороз уверен, что не успевает, он поручает самым ответственным помощникам взять его наряды под тайным прикрытием из густой бороды побывать на празднике, где очень ждут.

Как вызвать настоящего Деда Мороза?

Исполняя заветное желание ребенка, как вызвать Деда Мороза можно пригласить его в дом с персональным визитом, но детям, как и взрослым, весело в компании.

Самый задорный сказочный персонаж подаривший кучу желанных подарков может не создать праздничную атмосферу в индивидуальной обстановке.

В таких случаях вариантом станет организация детского торжества вместе с другими родителями и их детьми на предварительно оговоренной территории.

Как правильно написать письмо Деду Морозу?

Заветное желание можно записать и отправить письмо Деду Морозу как обычную открытку, не следует начинать с требований – хочу и мне надо, лучше начать из приветствия и рассказа о себе, совершенных хороших делах, за минувший год. Письма, написанные детьми, следует перед отправкой прочитать родителям, для исправления ошибок. Ответ на письмо обязательно будет.

Деду Морозу пишут очень много детей, он отвечает всем, но огромная почта требует кропотливой неспешной работы, и ответ может быть получен через длительный период – не сразу. Письмо с простой пометкой на конверте для Деда Мороза, без точного адреса будет долго искать адресата, но непременно попадет, после длительного пути, в нужные руки. Деду Морозу можно написать:

  • в России – Великий Устюг, Москва, Санкт-Петербург;
  • в Беларуси – Брестская область п.о. Каменюки;
  • в Украине – Киев на Крещатик.
Читайте также:  Как научиться ловить рыбу

Источник: https://womanadvice.ru/kto-takoy-ded-moroz-gde-zhivet-i-kto-ego-pomoshchniki

Откуда на самом деле взялся Дед Мороз?

Скоро Новый Год. Самым долгожданным его героем является Дед Мороз, он дарит подарки и несет детям радость. Мы привыкли к нему, но знаем о нем не так много.

Сторонники новогоднего мифа твердят, что культ Деда Мороза – чуть ли не древнее всех религий, что он пришёл в нашу жизнь из славянской дохристианской мифологии. Доля истины в этом есть, только вот тот Мороз, который существовал в языческих традициях, был совсем не тем добродушным дедом…

Находят этимологию нынешнего Деда Мороза в сказке Одоевского середины XIX века, но расхождения сказочного Мороза Ивановича с культом Деда Мороза нынешнего налицо.

Разница хотя бы в том, что в педагогической сказке русского писателя Мороз Иванович является скорее весенним персонажем, но никак не зимним.

Правда в том, что культ Деда Мороза довольно молод. Он пробовал утвердиться в дореволюционной России по аналогии с западным культом Святого Николая, но, не успев окрепнуть, был сломан большевиками.

Второе рождение образа произошло в конце 30-х годов, когда в идеологических соображениях было выгодно создать неоязыческий культ Деда Мороза. То есть Дед Мороз был возрожден как орудие пропаганды.

Как пример: Дед Мороз на советских открытках 1944 года изображен с трубкой во рту. Что он делает?  Изгоняет фашистов.

Представление о том, что подарки в Новый Год приносит Дед Мороз – также достаточно молодо. Дети в конце XIX века были уверены, что ёлки приносит просто Мороз, старый Рупрехт (немецкое влияние культа), но ещё не Дед Мороз.

Вообще, существовало представление о том, что тот, кого сегодня мы знаем под именем Деда Мороза, приносил только ёлки, подарки же под них клал не он. В согласии с рождественским елочным мифом, детям обычно говорилось, что подарки посылает младенец Иисус.

Понятно теперь, почему в советское время подарки стал приносить сам дедушка Мороз, у которого для этих целей образовался волшебный мешок.

История с родиной Деда Мороза – просто песня. Первым ПМЖ Деда Мороза считался Архангельск.

Дедушка обосновался там по инициативе обкома ВЛКСМ, поддержанной тогда, в самом конце 80-х, директорами Архангельского морского торгового порта, военного Севмашзавода, других крупных предприятий.

Проживал Дед Мороз и в Лапландии, а с 1998 года, по инициативе Юрия Михайловича Лужкова, Дед Мороз получил резиденцию в Великом Устюге.

Понятно, что борьба за то, чтобы называться родиной Деда Мороза выходит за рамки сказочного контекста, тут и производство, и атрибутика, и туризм. Деньги немалые. О чём по-настоящему стоит задуматься, так это о том, что Устюг – родина первого юродивого Христа ради, Прокопия Устюжского, а значит земля намоленная, с глубокой православной традицией.

На Западе как-то проще. Есть Рождество – один из главных христианских праздников. Семейный праздник. Туда же Арчи Ли, гениальный рекламщик “Кока-Колы”, примешал культ Санта-Клауса. Он разносит подарки. Его можно помещать на этикетках (потому что изображения детей изображать запретили).  Ладно.

У нас Дед Мороз приносит подарки не просто так. Его ещё и дозваться непросто. А потом стишки выученные зачитать. А потом ещё хоровод поводить, взявшись за руки. Хорошо, что кросс бежать детей не заставляют. Наш Дед Мороз только внешне похож на их Санта Клауса, но не больше.

Наш Дед Мороз скорее похож на строгого отца или строгого деда. В его мифологии налицо причинно-следственная связь. Хорошо учился, выучил стишок – молодец, на подарок. В счёт идут и отметки в дневнике, и бабушки, переведённые через дорогу. Эдакий ветхозаветный принцип “око за око”.

Городской фольклор циничен и беспощаден. То количество шуток о  пьяном Деде Морозе, которые бытуют из поколения в поколение, конечно, не на пустом месте появились. Это сейчас event-агенства могут предоставить Дедов Морозов на любой вкус, а раньше роль Деда Мороза исполняли соседи.

Один на всех костюм – и пошли по по дворам и подъездам. В каждом доме ещё и нальют. А потом курсируют по усыпанным конфетти сугробам шутки про “Дед Мороз – красный нос”, а потом снимают новогодние фильмы, где главный персонаж – жертва алкогольного делирия… Такая вот традиция.

Мифология Снегурочки – ещё более слабая, чем у Деда Мороза. В фольклорном представлении она ассоциируется с переходом из зимы в весну, прыжками через костер, но наша, новогодняя Снегурочка – совсем другая. Она приходит загодя, а потом вместе с детьми зовёт заплутавшего Деда Мороза.

Сегодня, как правило, она уже вполне себе зрелая девица, хотя на первых советских ёлках она была девочкой, сверстницей детворы. Никаких особых функций она не выполняет, на волшебство не способна, выполняет роль медиатора между детьми и Дедом Морозом.

А после праздника поддерживает своего (нередко захмелевшего) дедушку до машины, или саней, или такси.

Нет, определенно что-то не так с этой традицией, Дедушка Мороз.

Какие могут быть возлияния и праздник живота в Рождественский пост? Хорошо, признаю, у нас свобода вероисповедания и прочие блага демократического порядка, но как тебе, дедушка, статистика преступлений, алкогольных токсикозов, квартирных краж и глобальная тяга к излишествам нехорошим в новогодние праздники? Да, ты, конечно, не в ответе за всех, Дедушка Мороз, да и культ самого себя – не твоего волшебства дело, но всё-таки.

Источник: http://russian7.ru/post/otkuda-na-samom-dele-vzyalsya-ded-moroz/

История Деда Мороза – его появление и развитие

Образ доброго и отзывчивого старика возник далеко не сразу. История Деда Мороза формировалась на протяжении тысячелетий. Сначала он был известен как маленький, сгорбленный старикан, с суровым нравом.

Ранние восточные славяне не ставили себе за цель создать положительного персонажа, дарящего радость и любовь. Напротив, древний Мороз являлся своеобразным отображением суровой русской зимы. Твердость, непоколебимость, жесткость и властный характер – вот его наиболее яркие черты.

Он был известен под разными именами, будь то Мороз, Трескун, Студенец, Карачун и так далее. Его неотъемлемым атрибутом была твердая деревянная палка, которой он наказывал непослушных малышей. 

В зависимости от своего настроения и конкретных обстоятельств, он мог выступать как в качестве положительного, так и в качестве отрицательного персонажа.

Что же касается его функций – Легенда о Деде Морозе, или скорее уж легенды, свидетельствуют о нем, как об одном из наиболее ярких мифологических персонажей. Муж зимы, всесильный кудесник, волшебник, даритель и судья – это лишь краткий перечень его полномочий. В зимнее время он обретал высшую власть, становился одним из наиболее могущественных существ славянского мира. 

Исходя из этого, тех, кто придумал Деда Мороза, попросту не существует, так как это народный персонаж, неоднократно изменявший свой облик и поведение. Однако есть и другая версия, согласно ней, данный персонаж был создан лишь в ХХ веке и являлся культурным заимствованием у народов Западной Европы.

Конечно же, нельзя исключать, что он одолжил несколько традиционных черт у своего аналога. Однако большинство историков склонно полагать, что в качестве главного автора, спровоцировавшего появление Деда Мороза, выступил именно русский народ.

Как Дед Мороз прижился в качестве доброго волшебника на Руси

На рубеже 19-20 веков персонаж начал свою очередную трансформацию. Новые нравы, ценности и идеалы требовали качественно новый образ, способный целиком и полностью им соответствовать. В результате история Деда Мороза, равно как и его характер и внешность перетерпели значительные изменения.

Он стал добрее, ласковее, утратил свои самые устрашающие черты характера (грубость, крутой нрав и так далее). На смену маленькому, неопрятному существу пришел милый старик, внушающий доверие. 

Дед Мороз как символ Нового года

История Деда Мороза гласит следующее – сначала он был известен как рождественский персонаж, дарящий подарки в канун праздника. Стоит отметить, что в данный период «дедушка» не пользовался огромной популярностью.

Она пришла к нему немного позже, в 1935 году. Именно в этом году начинается история появления Деда Мороза в его нынешнем варианте. Советское правительство приняло решение учредить детский вариант празднования нового года.

Кандидатуры Санта-Клауса или более традиционного святого Николая шли в разрез с традиционной социалистической идеологией. Атеистическая политика и яркий антибуржуазный характер государства исключали даже саму вероятность использования данных персонажей.

Нужно было придумать что-либо новое, не связанное ни с религией (Рождеством) ни с западными странами. Взяв за основу древнерусский образ, советские политики наделили его лучшими моральными качествами в духе молодой, развивающейся страны.

Что же касается внешности, единственное, что было сохранено – это борода. Вместо доброго и забавного дедушки жители СССР увидели рослого и могучего богатыря, одетого в синий плащ, шапку и рукавицы. Собственно, именно так и произошло возникновение Деда Мороза как символа нового года.

Дед Мороз в СССР

История Деда Мороза в Советском Союзе – это период создания, становления и развития горячо любимого персонажа. Именно в это время он приобрел общенародное признание. Стал частым гостем Дед Мороз в каждом доме, более того – он стал появляться даже в Московском Кремле.

Данная эпоха породила абсолютно оригинального персонажа. Были отброшены все иностранные мотивы. Копнув поглубже, можно заметить много интересных моментов, которые таит в себе современная история возникновения Деда Мороза.

Например – персонаж отказался от повозки с оленями и стал управлять традиционной русской тройкой.   Отбросил штаны и короткий пиджак, облачившись в длинный плащ фиолетового цвета. Но главной инновацией стало появление очаровательной спутницы – Снегурочки, выступавшей в роли внучки общеизвестного персонажа.

Появление Деда Мороза как символа нового года – его значение, роль в советской и современной культуре

Значение данного персонажа трудно переоценить. Его образ использовался во многих сказках, книгах и мультфильмах. А сам он стал неотъемлемой частью Зимы, «титульным лицом» ее главного праздника – Нового года.

Дед Мороз был олицетворением доброты, щедрости и ответственности. Данный образ отыграл огромную роль в воспитании сразу нескольких поколений детей. Стал отличным инструментом для формирования лучших моральных качеств в характере ребенка. А так же создал, или поспособствовал созданию счастливого и незабываемого детства.

История Деда Мороза сегодня

Развал Советского Союза спровоцировал появление Деда Мороза в новом облике. Он стал использовать некоторые западные элементы (например – переоделся в красную одежду), проповедовать новые идеалы (ныне его часто отождествляют со святым Николаем). 

Однако все самое лучшее осталось, будь то доброта, ласковый характер и справедливость. В результате он стал еще более популярным. Легенда о Деде Морозе продолжает оставаться частью отечественной культуры, а такие вопросы как «Кто придумал Деда Мороза» или «Как появился Дед Мороз» задаются все чаще и чаще.

Ныне он продолжает дарить радость малышам, превращая их жизнь в сказку, пусть и на короткий миг. А сама история появления Деда Мороза превратилась в культовую легенду, которую стоит рассказать своему чаду, как только оно спросит, – «Как появился Дед Мороз?».

Единая служба Деда Мороза предлагает вам услуги Деда Мороза и Снегурочки в преддверии Нового года! Дед Мороз и Снегурочка на дом – то, что нужно, чтобы ваш праздник стал по истине волшебным!

Источник: http://www.dobroman.ru/istoriya-deda-moroza-poyavlenie-i-vozniknovenie-pe.html

История Деда Мороза

История Деда МорозаЯ не нашлась, что ответить, и, пристыженная, переадресовала вопрос известному Фольклористу. «Не ожидал от вас! — Фольклорист был так возмущен, что даже не пытался быть галантным.

— Ну где я и где ваш Дед Мороз! Какое отношение имеет к живому фольклору это абсолютно искусственное создание товарища Сталина, или если уж быть точным — г-на Постышева?!». Благородным происхождением Дед Мороз похвастать не может.

И если в последнее время появляются статьи историков и этнографов, выводящих родословную Деда Мороза от древних корней славянского фольклора, то это доказывает только одно: этнография не так далека от политики… Персонифицировали мороз многие. Но даже у народов Крайнего Севера он принадлежит к силам, враждебным человеку.

Просто так он подарки дарить не будет. Помните сиротку из русской сказки, которая практически на краю небытия слышит садистский вопрос: «Тепло ли тебе, девица?» И отвечает посиневшими губами: «Тепло, батюшка, тепло, родимый».

Может быть, именно тогда, когда дети расстрелянных и репрессированных запели «Эх, хорошо в стране советской жить!», и возникла мысль о родственных связях фольклорного Морозко и ответственного за счастливое детство Мороза? Не спорю, методы воспитания практически идентичны.

Но достаточно ли этого для доказательства кровного родства и права наследства? С декаданскими Ёлкичем, дедом Шишкарем, Корневиком, Белым Дедом и многочисленными рождественскими и лесными дедами в близком родстве Дед Мороз не состоял. Все они были созданиями рахитичными, к деторождению не способными. Придумала их российская интеллигенция.

Не по вдохновению, а что называется, от нужды. Когда в XIX столетии в Европе стала стремительно распространяться мода на рождественские елки, по левую сторону Днепра особой революции не произошло. «Арийское дерево жизни» просто заменило еловые ветви и венки из них, которыми с незапамятных времен украшали и городские дома, и деревенские хаты.

Она осталась элементом уже сложившегося христианского символического декора. Елка дополнила праздничные обряды, но не изменила их.

В России елка стала праздником сама по себе. Втайне от нее ждали того, что несли с собой украинские колядки и вертепы; и святой Николай взялся второй раз в году (первый раз он делает это 6/19 декабря) разносить детям подарки. Они ждали чуда Рождества, приходящего в ваш дом, в самое корневище вашего бытия и наполняющего живой, непосредственной радостью все поры вашего существования.

Однако в ареале влияния Российской православной церкви любое проявление несанкционированной радости, выражаясь мягко, не приветствовалось. Я даже вообразить боюсь, что было бы, если б кто-то рискнул упомянуть имя святого Николая в связи с зеленой еретичкой. По тем же примерно причинам не были допущены и остальные рождественские персонажи.

Насколько мне известно, на русскую елку пробрались только ангелы, да и то только те, которые согласились стать сахарными.

Но преданная анафеме, лишенная родной семьи и привычного окружения елка продолжала казаться чудом. А стало быть, не могла быть просто купленной в соседней кондитерской.

Сегодня это кажется забавным, но в Петербурге первыми массовой продажей елок, уже украшенных, занялись владельцы кондитерских. Чудо-елка должна была прибыть из волшебного места, населенного фантастическими существами. Иными словами, нужна была свита, которая сыграла бы королеву-елку.

У интеллигентов хватило такта не зачислять туда языческих богов — все-таки христианские души, а на дворе Рождество. Но не хватило чего-то, чтобы наделить эти бесчисленные порождения своей фантазии яркими, незабываемыми чертами. Неудивительно, что жизнь их была быстротечной, а память о них недолгой. Кстати, был в многочисленной елкиной свите и дедушка Мороз.

Но по описаниям внешнего и вида, и поведения вряд ли он был родственником нашего Деда Мороза. Дедушка по домам пионеров не ездил, подарков никому не дарил. Их вообще честно и открыто дарили детям взрослые, подвешивая на елку или раскладывая под ней. Так было вплоть до 1929 года, когда елку запретили.

Но незадолго до этого на сцену выходит персонаж, обладающий знакомыми нам чертами альтруиста-дарителя. Позволю себе краткий пересказ знакомого всем сюжета. Дети собрались у елки и с нетерпением ждут главного героя, без которого праздник не может начаться.

Читайте также:  Как помочь ребёнку пережить развод родителей

А что, если он не приедет вовсе? Ведь на дворе метель замела все дороги… Но вот открывается дверь и входит долгожданный гость. Он знал, что его ждут дети, и не побоялся пурги. Елка зажигается, дети радостно пляшут вокруг нее, поют, декламируют стихи, которые гость внимательно выслушивает. Затем откуда ни возьмись появляются две женщины с целым возом подарков и раздают их детям.

Дети в восторге их рассматривают. «А Ленин как-то незаметно, под шумок, вышел из комнаты и уехал». Да, господа, долгожданным гостем, лучшим другом детей был Владимир Ильич Ленин. А двумя добрыми женщинами — Надежда Константиновна и Марья Ильинична.

А вы что подумали? Деды Морозы несколько десятилетий на всех детских утренниках, во всех тюзовских спектаклях вели себя по схеме, предложенной Ильичом и описанной в воспоминаниях Бонч-Бруевича, а затем в рассказе писателя Кононова «Елка в Сокольниках». Или Ильич подражал кому-то из известных рождественских персонажей? Этот вопрос мы пока оставим открытым.

Но в кепку Деда Мороза не нарядили. В красной длинной шубе, подпоясанной широким поясом, в круглой высокой шапке, с посохом в руке — то есть абсолютно такой, каким мы его все знаем, он появился вместе с реабилитированной елкой сразу же после статьи Постышева, опубликованной в «Правде» 28 декабря 1935 года.

Осудив «левых загибщиков», невзлюбивших елку, — «прекрасное развлечение для детей», тов. Постышев в не допускающем возражений тоне писал: «Следует этому неправильному осуждению елки (…) положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные елки для детей.

В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, представители районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины».

Я по натуре скептик, и мне трудно поверить, что кто-то, пусть даже второй секретарь ЦК КП(б) Украины, которым в то время был Постышев, мог выступить со столь смелой идеей, если ему ее не подсказали товарищи. Скорее всего, мысль о реабилитации елки зародилась в недрах Кремля.

Но мои сомнения бездоказательны, а вот то, что Павел Постышев долго вынашивал идею советских елок и даже обсуждал ее со своими собственными детьми, подтверждают воспоминания его современников.

Если это действительно так, то родиной Деда Мороза следовало бы считать не Великий Устюг, а пролетарскую, первую столицу Украины Харьков (Киев уже год как был де-юре столицей, но не все так быстротечно). Как бы там ни было, а не успел товарищ Постышев выступить с инициативой, как словно по мановению волшебной палочки тротуары зазеленели.

Уже 30 декабря «Правда» рапортует о больших и маленьких елочках, украшающих харьковский дворец пионеров, о тысяче(!) елок, которые обязались провести в Киеве. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». У меня нет сведений о том, что уже в конце декабря 1935 г.

Дед Мороз «живьем» приходил на праздник и раздавал подарки, но то, что через год, в канун 1937-го, он стал обязательным участником обязательных детских елок — это факт. Во множестве выходившие в 1936 г. методички объясняли, как устроить праздник, как Деду Морозу надлежит себя на нем вести и как он должен выглядеть.

Но ни в одной из них, равно как и в многочисленных рекомендациях, выходивших в последующие годы, и намека не было на то, почему же все-таки Дед Мороз в шубе. Ответ на этот вопрос я искала долго. Пока, наконец, передо мной не оказались две фигурки седобородых стариков, совершенно одинаковых, в одинаковых красных шубах и шапках, подпоясанных одинаковыми поясами.

Такие же, какие осанисто стояли под елками в каждом советском доме до 60-х годов как минимум. «Первые такие игрушки советского производства действительно появились уже в 1936 г.

и были точной копией игрушек, выпускаемых в Германии», — пояснил Сергей Романов, один из немногих коллекционеров, который не просто собирает игрушки, но всерьез, взрослыми научными методами исследует их происхождение, обстоятельства рождения и т.д. Не верить ему я не могла. Но и в то, что в Германии выпускали Дедов Морозов, поверить было трудно.

Все оказалось до обидного просто. Одного из стариков, с немецким торговым клеймом под шубой, звали Weihnachstman — Рождественский человек. Почему он был одет в шубу, понятно: человек ведь все-таки, хоть и сказочный, а на дворе декабрь! Ну а наш-то… Таков был бесславный финал моих долгих поисков.

Почтенный Дед Мороз оказался незаконнорожденным, зачатым наспех, не в любви, а в страхе (вы представляете, что было бы с его «родителями», если бы они в кратчайшие сроки не выполнили кремлевской директивы?), да к тому же в краденой шубе. А может быть, это и не шуба, а видоизмененное епископское облачение? — жалобно стонало что-то внутри, не желая расставаться со сказкой.

Трудно не заметить, что дарители рождественских подарков в разных странах сохраняют несколько общих черт. Верхняя одежда, будь то долгополый кафтан или короткая курточка, всегда красная, как сутана епископа, и так же подпоясана широким поясом. Головной убор, даже если это колпак американского Санты, все-таки напоминает митру.

И наконец, длинный посох в руке — епископский пасторал в чистом виде. Недавно в Интернете прочла, что у настоящего русского Деда Мороза под шубой обязательно должна быть длинная белая сорочка, и непременно льняная.

Ну, это уж просто цитата из ватиканской инструкции о литургическом облачении епископов! А может быть, некогда и новорожденному Санте, и всем другим рождественским отцам и человечкам все это подарил святой Николай? С него станется, он последнюю сорочку отдаст… В Польше много веков святой Николай в полном епископском облачении приходит к детям в дом, где его, разумеется, давно ждут; расспрашивает что да как, и перед тем, как вручить подарок, просит что-нибудь спеть или продекламировать. Ну, прямо, как Дед Мороз Ульянов! Только песни другие. В подавляющем большинстве других католических стран святой Николай предпочитает подбрасывать подарки тайно, оставаясь невидимым. Как по преданию он делал это в своей земной жизни и потом много-много веков по всей Европе.

Но вот взрослые поссорились, назвав все это Реформацией, и святому Николаю отказали от дома. Потому что он, видите ли, святой, а протестанты, отрицающие культ святых, не могли поступиться принципами. Но кто-то ведь должен был прийти к детям и подарить столько радости, чтобы на всю жизнь хватило хотя бы для ностальгии по вере в бескорыстное добро. И святой Николай спрятался за множеством своих подобий, как это делает из года в год украинская Маланка, но оставил на каждом из них свою печать. Чтобы помнили. Не столько о самом Николае, сколько о том, что празднуем. И чтобы радость была совершенной.

Источник: https://www.SunHome.ru/journal/14178

Занимательные факты на тему: История Деда Мороза и Снегурочки

История Деда Мороза и Снегурочки

Большинство людей считают, что Дед Мороз имеет исконное русское происхождение, а его родословная восходит к образу морозного старика из русских народных сказок. Однако это не совсем так, вернее — совсем не так. Иногда ошибочно полагают, что Дед Мороз и Снегурочка с древних времён являются спутниками проведения праздничных новогодних ёлок, однако это произошло только в конце XIX века.

В преданиях наших предков издревле существовал Мороз — повелитель зимних холодов. В его образе нашли отражение представления древних славян о Карачуне — боге зимней стужи. Мороза представляли в образе старичка низенького роста с длинной седой бородой.

С ноября по март у Мороза всегда было много работы: он бегал по лесам и стучал своим посохом, отчего случались трескучие морозы, Мороз проносился по улицам и раскрашивал оконные стёкла причудливыми морозными узорами, леденил гладь озёр и рек, щипал за нос, дарил людям румянец и веселил их обильными пушистыми снегопадами.

Именно такой образ зимнего повелителя художественно развивался и воплощался в русских сказках в образах Деда Студенца, Деда Трескуна, Мороза Ивановича, Морозко.

Однако, хотя эти морозные деды не были лишены чувства справедливости и сострадания и иногда одаривали забредающих в их владения добрых и трудолюбивых людей, они не были связаны с приходом Нового года и раздавать людям подарки не было их главной заботой.

Прообразом современного Деда Мороза считают реально жившего человека по имени Николай, родившегося в III веке в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье и впоследствии ставшего епископом. Унаследовав немалое состояние, Николай помогал бедным, нуждающимся, несчастным и особенно заботился о детях. После смерти Николай был канонизирован.

В 1087 году пираты выкрали его останки из церкви в Демре, где при жизни он служил епископом, и переправили их в Италию. Прихожане церкви были так сильно возмущены, что разразился большой скандал, который, как бы сказали наши современники, невольно выполнил функцию рекламы.

Постепенно из святого, которого знали и ценили только на его родине, Николай стал объектом почитания всех христиан Западной Европы.

В России Святой Николай, прозванный Николаем Чудотворцем или Николаем Мирликийским, также снискал славу и поклонение, став одним из самых почитаемых православных святых. Его считали своим покровителем и заступником мореплаватели и рыбаки, но особенно много доброго и чудесного сделал этот святой для детей.

О милосердии и заступничестве Святого Николая в отношении детей существует много преданий и легенд, распространённых в Западной Европе. Одна из таких историй рассказывает, что некий бедный отец семейства не мог найти средств на то, чтобы прокормить трёх своих дочерей, и, отчаявшись, собирался отдать их в чужие руки.

Прослышавший об этом Святой Николай, пробравшись в дом, засунул мешок с монетами в дымоход. В печке в это время сушилась старая, изношенная обувь сестёр (по другой версии, у камина сушились их чулки). Утром изумлённые девочки достали свои старые башмаки (чулки), и увидели, что те были наполнены золотом.

Нужно ли говорить, что их счастью и ликованию не было предела? Добросердечные христиане с умилением пересказывали эту историю многим поколениям своих детей и внуков, что привело к появлению обычая: дети на ночь ставят свои сапожки за порог и вешают свои чулки у кровати с ожиданием получить утром подарки от Святого Николая.

Так традиция дарить детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе с XIV века, но постепенно этот обычай переместился на рождественскую ночь.

В XIX веке вместе с европейскими эмигрантами образ Святого Николая стал известен в Америке. Голландский святой Николай, которого на родине называли Синтер Клаас, перевоплотился в известного всем американского Санта-Клауса.

Этому способствовала появившаяся в 1822 году в Америке книга Клемента Кларка Мура «Приход святого Николая».

В ней рассказывается о рождественской встрече одного мальчика со Святым Николаем, который живёт на холодном Севере и разъезжает на быстрой оленьей упряжке с мешком игрушек, раздаривая их детям.

Популярность доброго рождественского «старика в красной шубе» среди американцев быстро распространилась и стала весьма высокой.

В середине XIX века этот Святой, или Пер Ноэль, стал моден в Париже, а из Франции образ Деда Мороза проник и в Россию, где западноевропейская культура имела широкое распространение среди образованных и состоятельных людей.

Естественно, что прижиться рождественскому деду в России было не сложно, так как похожий образ с древнейших времён присутствовал в славянском фольклоре, развился в русских народных сказках и художественной литературе (поэма Н.А.

Некрасова «Мороз, Красный нос»).

Внешний облик русского морозного деда вобрал в себя и древние славянские представления (старик невысокого роста с длинной седой бородой и посохом в руке), и особенности костюма Санта-Клауса (красная шуба, отороченная белым мехом).

Такова краткая предыстория появления на рождественских праздниках, а позднее — на новогодних ёлках русского Деда Мороза. И тем более приятно, что только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка и родилась она в России.

Эта юная симпатичная спутница стала сопровождать дедушку на новогодних ёлках только с конца XIX века. Появилась она на свет в 1873 году благодаря одноименной пьесе-сказке А.Н.

Островского, который, в свою очередь, художественно переработал один из вариантов народной сказки о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от тёплых солнечных лучей. Сюжет пьесы А.Н. Островского существенно отличается от народной сказки.

Здесь Снегурочка — дочка Мороза. Она приходит к людям из леса, очарованная их красивыми песнями.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить её на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.

Эскизы костюмов для неё выполнил В.М. Васнецов, а три года спустя, знаменитый художник, сделал новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение ещё два известных художника. М.А. Врубель, создавший в 1898 году образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова. Позднее, в 1912 году, своё видение Снегурочки представил Н.К. Рерих, участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Санкт-Петербурге.

Современный облик Снегурочки вобрал в себя отдельные черты художественных версий всех трёх мастеров кисти. Она может приходить на ёлку в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове — так, как увидел её В.М. Васнецов; в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом, как изобразил её М.А. Врубель; или в меховой шубке, которую надел на неё Н.К. Рерих.

История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась всё более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских ёлок. Постепенно Снегурочка становится постоянным персонажем праздников как помощница Деда Мороза.

Так рождается особый русский обычай празднования Рождества с участием Деда Мороза и его красивой и умной внучки. Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года.

А Снегурочка по-прежнему помогает своему уже давно немолодому дедушке веселить ребятню играми, водить у ёлки хороводы и раздавать новогодние подарки.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/12/25/istoriya-deda-moroza-i-snegurochki

Настоящая история Деда Мороза

— ТЫ ДОЛЖНА ВЕРНУТЬ САНТА-ХРЯКУСА.

Читайте также:  9 мая. день победы

— Зачем? Ради мира, доброй воли и звона волшебных бубенцов? Да всем наплевать! Он просто старый толстый клоун, который заставляет людей веселиться в страшдество! И я пережила все это ради какого-то старика, который лазает по детским спаленкам?

— НЕТ. РАДИ ТОГО, ЧТОБЫ СОЛНЦЕ ВСТАЛО.

Терри Пратчетт «Санта-Хрякус»

Дед Мороз, Санта-Клаус, Пэр Ноэль, Святой Николай — зимние дарители подарков хорошим детям (на самом деле — всем подряд) заполонили весь околохристианский мир.

Эти персонажи делают самое холодное и мрачное время года чуточку волшебным, помогают скрасить бесконечное ожидание весны. Но в самом начале своей древней истории они были такими же холодными и мрачными.

Человечество прошло долгий путь, прежде чем начало отмечать победу над своими зимними страхами.

Dead Мороз

Чем севернее жили люди, тем сложнее у них были отношения с природой. И тем затейливее им представлялись персонификации стихийных сил, с которыми приходится бороться, чтобы выжить.

Именно к воплощениям зимней стужи восходит образ бородатого добряка с мешком подарков. Только в древности он был совсем не добрым, и подарок в его арсенале был один: шанс пережить ещё одну зиму.

Бесценный дар для времён, когда сорок лет считались преклонным возрастом.

Мороз, снег и лёд, зимняя глухая темень в сознании наших предков ассоциировались со смертью. В скандинавских мифах на обледенелом севере расположено царство мёртвых, где правит жуткая богиня Хель — прототип Снежной королевы из сказки Андерсена.

Дома современных Дедов Морозов тоже помещают на севере: Лапландия, Гренландия, Аляска, Северный полюс, «полюс холода» Оймякон в Якутии… Российский Великий Устюг Вологодской области да белорусская Беловежская пуща — пожалуй, самые южные места, где поселяли этого дедушку.

К счастью, современные Деды Морозы не хотят нас убить. А наших предков — хотели. И те хитрили как могли, откупаясь жертвами.

В самую длинную ночь в году — в зимнее солнцестояние, с 21 на 22 декабря — древние германцы и кельты отмечали праздник Йоль (Yule). Было чему радоваться: после этой ночи солнце «поворачивало на весну», и день начинал удлиняться.

Люди украшали дома вечнозелёными ветками падуба, плюща и омелы, пили горячий эль с пряностями, сжигали в камине специальное «йольское полено», ходили в гости к соседям.

Эти обычаи после христианизации Европы стали атрибутами Рождества и Нового года, наступающих чуть позднее Йоля.

Йольское полено — не только украшение, но и традиционный рождественский десерт (рулет с кремом).

У германцев Йоль был посвящён Вотану (он же Один), богу мудрости, владыке жизни и смерти. По легенде, впервые пересказанной Якобом Гриммом, Вотан скачет в эту ночь по небу во главе Дикой охоты, приобщая к своей свите неосторожных путников.

Возможно, именно здесь коренится традиция «Рождество — семейный праздник»: в самую длинную ночь года все члены семьи должны сидеть у родного очага, а не шляться по дорогам.

Вотана часто изображали длиннобородым стариком, опирающимся на копьё, в плаще и шляпе странника — узнаете Дедушку Мороза в тулупе и с посохом? Вотану на Йоль приносили жертвы — достоверно известно, что это были лошади и свиньи, но не исключено, что в самой глубокой древности жертвы были человеческими.

Славянский Мороз (Мраз) тоже требовал жертв. Отголосок церемонии человеческого жертвоприношения можно увидеть в сказке «Морозко».

Помните девушку, которую едва не заморозили до смерти, но потом щедро одарили в награду за кротость? Так вот, юные девственницы, которых каждую зиму отправляли в лес в качестве жертвы зимнему богу, действительно замерзали насмерть.

Но в языческом сознании такая смерть означала приобщение к той самой стихийной силе, которой все боялись. И если Морозко принял жертву — значит, в этом году он будет добрым.

В украинских и белорусских сёлах ещё в XIX веке ритуально «приглашали» Мороза на рождественскую кутью (сладкую пшеничную кашу с сухофруктами) — безобидный эквивалент человеческой жертвы. Если вспомнить, что кутья также была традиционным блюдом на славянских поминках, ритуал приобретает дополнительную глубину, превращаясь ещё и в способ связи с духами умерших предков.

Но как эти капризные и ненасытные стихии превратились в добрых и щедрых дарителей? Чтобы это произошло, в мировой мифологии должен был появиться другой, не языческий персонаж.

В книге Терри Пратчетта «Санта-Хрякус» пропавшего духа Страшдества подменяет Смерть — потому что антропоморфные персонификации должны помогать друг другу.

Санта-Чудотворец

В III веке нашей эры в римской провинции Ликия, что в Малой Азии, жил юноша Николай, который с детства решил посвятить себя религии.

Когда умерли его родители, он раздал всё своё немалое наследство бедным, а сам отправился в обучение к дяде-епископу, который позднее рукоположил его в священники. Со временем Николай сделался епископом Мирликийским, любимым в народе за доброту и щедрость к нуждающимся.

Причём эту щедрость он проявлял тайком — но всё равно почему-то становилось известно, что загадочным благодетелем был именно епископ.

Одна из легенд о Николае гласит, что он прослышал о трёх сёстрах-красавицах, чей отец был беден и не мог дать за ними приданого, поэтому вместо того, чтобы выдать дочерей замуж, замыслил продать их в публичный дом.

Чтобы спасти девушек от этой участи, Николай собрал три мешочка с золотом и подкинул их в дом сестёр — по разным версиям легенды, в окно или печную трубу.

И мешочки эти угодили в чулки, вывешенные возле очага для просушки.

Изображение святого Николая в католической традиции. Кстати, как и Вотан, он считается покровителем путешественников.

В память о щедрости святого Николая — а святым он был назван ещё при жизни — день его памяти (6 декабря, или 18 декабря по новому стилю) стал праздником, в который положено дарить подарки и помогать бедным, ритуально приобщаясь к тому истинно христианскому образу жизни, который вёл епископ-бессеребренник.

Детям рассказывали, что подарки приносит сам святой Николай — добрый седобородый старик в длиннополом епископском одеянии и высоком головном уборе (митре).

Чтобы подарок оказался в детском носочке, который специально вешали у камина, святой Николай якобы поднимается на крышу каждого дома и спускается по печной трубе.

В эпоху Реформации, когда протестанты боролись с католическим обычаем почитания святых как с идолопоклонничеством, ритуал дарения подарков сместился на Рождество — в память о дарах, которые принесли младенцу Христу трое волхвов. Святой Николай впал в немилость, сохранившись в качестве главного рождественского благодетеля лишь в нескольких странах.

Сейчас многие польские, украинские, австрийские, чешские, венгерские, хорватские и часть голландских детей получают главные подарки «за хорошее поведение в течение года» не на Рождество или Новый год, а в день памяти святого Николая — 18 декабря. Впрочем, некоторые умудряются выпрашивать у родителей по подарку на все зимние праздники.

Если вы помните себя ребёнком, то должны знать, как это делается.

В Нидерландах и Бельгии Святого Николая сопровождает Чёрный Петер — слуга-мавр, ведущий свою родословную от одного из рождественских волхвов-дарителей.

Праздник к нам приходит

Из Голландии святой Николай переехал в Америку — вместе с волной голландских переселенцев в XVIII веке. Они называли его Синтерклаас — отсюда и произошло известное нам имя «Санта-Клаус».

Правда, поначалу его так звали только в Нью-Йорке, который изначально принадлежал Голландии и назывался Новый Амстердам.

Английские пуритане, делившие северо-восток нынешних Соединённых Штатов с голландцами, Рождество не отмечали — у них вообще были проблемы с весельем.

В 1821 году Синтерклаас впервые садится в сани, запряжённые оленем.

Но в английском фольклоре был старинный персонаж по имени Отец Рождество (Father Christmas), символизировавший не христианский обычай бескорыстно делиться с ближним, а скорее языческую любовь к безудержному веселью во время праздников.

Отца Рождество представляли толстым бородатым мужиком в коротком камзольчике на меху, любителем выпить пива, плотно поесть и поплясать под заводные мелодии. В викторианскую эпоху, когда влияние протестантов в Англии ослабло (большинство успело эмигрировать в Америку), Отцу Рождество досталась ещё и миссия дарить детям подарки.

А в Америке его внешность и любовь к веселью («Хо-хо-хо!») достались Синтерклаасу, превратившемуся в Санта-Клауса. Красный цвет одежды — вот и всё, что осталось в Америке от епископа Николая.

Отец Рождество образца 1836 года больше напоминает бога вина и веселья Диониса (Бахуса).

В 1821 году Синтерклаас появился на страницах детской книжки неизвестного автора «Новогодний подарок детям от пяти до двенадцати лет», а в 1823-м — в стихотворении Клемента Кларка Мура «Визит Святого Николая», ныне известном американским детям как «Ночь перед Рождеством». Оно написано от лица отца семейства, который просыпается в рождественскую ночь и наблюдает, как по небу летят сани Санта-Клауса, запряжённые оленями, и как сам Санта спускается по каминной трубе, чтобы разложить подарки для детей в чулки, развешанные у камина.

В стихотворении Мура названы имена восьми оленей из упряжки Санты: Дэшер, Дэнсер, Прэнсер, Виксен, Комет, Кьюпид, Дондер и Блитцен.

Шесть первых — английские (Стремительный, Танцор, Скакун, Резвый, Комета, Купидон), последние два — немецкие (Гром и Молния). Девятый и главный олень Рудольф появился больше ста лет спустя, в 1939 году, в стихотворении Роберта Л.

Мэя. Особенность Рудольфа — огромный сияющий нос, которым он освещает дорогу всей упряжке.

Реклама 1931 года представляет Санту как самого занятого человека в мире, которому нужна пауза, чтобы освежиться глотком прохладного напитка.

Эта сцена с тех пор повторяется постоянно — на рождественских открытках, в кино и мультфильмах, а также в рассказах родителей, которые хотят, чтобы их дети верили в Санта-Клауса, а не в мучительные поиски подарков в суете предрождественских распродаж.

Появилась традиция оставлять в рождественскую ночь у камина угощение для Санты: молоко с печеньем — в Америке и Канаде, рюмку хереса или бутылку пива с куском мясного пирога — в Англии и Австралии.

Да, Санта-Клаус стал частью культуры всех англоязычных стран, вернувшись через океан на свою прародину Британию, а оттуда добравшись до Австралии. Кстати, в 2008 году ему было даровано канадское гражданство.

А в том, что Санта стал известен всему миру, винить надо божество ХХ века — Его Величество Маркетинг. В 1930-е годы весёлый румяный старик в красно-белых одеждах стал появляться в рекламе «Кока-колы».

Тогда же актёры, изображающие Санту, начали в праздники работать в разукрашенных торговых центрах и на рождественских ярмарках — общаться с детьми, выслушивать их заветные желания и ненавязчиво продвигать товар.

Эта реклама уже тогда была настолько массовой, что породила устойчивую городскую легенду, будто канонический облик Санта-Клауса был изобретён «Кока-колой». На самом деле в XIX — начале XX века он частенько появлялся на иллюстрациях в таком виде. Да и в рекламе его облик впервые использовала не «Кока-кола» — Санте и до этого приходилось продвигать минеральную воду и имбирный эль.

Борода из ваты

История отечественного Деда Мороза в том виде, в каком мы его знаем, также насчитывает немного лет.

Ещё в XIX веке он был персонажем русского фольклора и детских книжек (например, сказки Одоевского «Мороз Иванович»), время от времени заглядывал на публичные детские ёлки — но редко.

Родители в Российской империи рассказывали детям, что подарки им приносит младенец Иисус, либо честно признавались, что дарят их сами.

Языческого Мороза не одобряла православная церковь, да и дети боялись бородатого старика — в их сознании Мороз был суровым зимним властелином из сказок. Когда в 1910 году такой Дед появился на празднике в одном детском саду, распевая песню на стихи Некрасова «Не ветер бушует над бором», малыши расплакались от страха. Воспитательнице пришлось снять с актёра фальшивую бороду, чтобы Мороз выглядел человечнее.

Встреча Морозко и кроткой падчерицы в исполнении Ивана Билибина.

Революция 1917 года едва не поставила крест на зимнем празднике: Рождество, как и прочие даты церковного календаря, большевики решили списать в утиль. Ёлки и прочие ритуальные зимние увеселения были вычеркнуты из быта нового советского государства — в 1929 году Рождество официально стало обычным рабочим днём.

Но в 1930-е от «левых перегибов» начали отказываться. В ноябре 1935 года Сталин произнёс знаменитую фразу: «Жить стало лучше, товарищи! Жить стало веселее».

Пользуясь случаем, кандидат в члены ЦК ВКП(б) Павел Постышев, мечтавший вернуть детям праздник, в декабре выступил в газете «Правда» с предложением: организовать для советских детей праздничные ёлки, очистив их от религиозных атрибутов.

Так ёлочная звезда Вифлеема превратилась в пятиконечную советскую, вместо Рождества было решено массово праздновать Новый год, Святки с традиционным ряженьем в костюмы стали новогодним карнавалом. Изменилась и атмосфера праздника: Рождество было тихим семейным торжеством, Новый год же полагалось отмечать шумно и весело.

Иллюстрация 1950-х годов к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович».

Проблема была только с Дедом Морозом: дети по-прежнему боялись старика в белых одеждах. Чтобы смягчить эффект, в сопровождение ему была выдана внучка Снегурочка, ласково называющая Мороза «дедушкой», и целая свита лесных зверюшек.

Кроме того, в сказочных представлениях, которые разыгрывались на детских ёлках, Дед Мороз выступал добрым волшебником, этаким Гэндальфом, спасающим Новый год от козней Бабы-яги, Лешего, Кощея Бессмертного и прочей нечисти.

Мало-помалу, в течение двух десятилетий, Дед Мороз в Советском Союзе стал таким же безобидным, хоть и могущественным добряком, как Санта-Клаус на Западе. Только одевается он обычно не в красное, а в белое и синее — оттенки заснеженных зимних сумерек.

Лишь в последние годы Мороз иногда появляется в красном, а его головной убор приобретает черты митры святого Николая.

Если Снегурочка — внучка Деда Мороза, то кто её родители? Этот вопрос задают все малыши, едва научившись разбираться в родственных связях.

Судя по всему, Снегурочка — это не тающая от любви бледная красавица из сказочной пьесы Островского (в пьесе её называли дочкой Мороза и Весны, а не внучкой), а одна из девушек, которых когда-то приносили Морозу в жертву.

Внучкой он её называет лишь потому, что по возрасту она ему во внучки годится.

* * *

Новогодние ёлки — всё, что осталось в нашей культуре от древнего ритуала встречи Зимы и упрашиваний Мороза, чтобы он был действительно добрым.

В этом празднике есть все нужные атрибуты и обрядовые действия: украшенная ёлка как воплощение мирового древа и символ бессмертия (потому что вечнозелёная), вождение хороводов (обрядовый танец, в индоевропейской культуре символизировавший солнце), разыгрывание мистерии о победе Света над Тьмой… Всё служит той же цели, с которой наши предки приносили жертвы Вотану или Морозу: бесстрашно встретиться с холодной Смертью лицом к лицу и в честном бою выиграть право пережить ещё одну зиму.

Как следует повеселитесь в новогоднюю ночь. От этого зависит, взойдёт ли весеннее солнце.

Александра Королёва

Источник: https://salik.biz/articles/38816-nastojaschaja-istorija-deda-moroza.html

Ссылка на основную публикацию