Игры на развитие речи ребёнка 5, 6, 7 лет

Развитие речи детей 6-7 лет: программы и игры

Игры на развитие речи ребёнка 5, 6, 7 лет

Красивая устная и письменная речь — это основная составляющая успеха человека на работе и в личной жизни. Как правильно вести переговоры или назначать свидания, как грамотно составить электронное письмо или красиво написать бумажное? Учиться этому человек начинает в раннем детстве, когда общается с родителями и сверстниками.

В школе ученики уже почти не пишут на экзаменах сочинения, а ведь именно за счет подобных заданий ребенок приобретает навыки красивой речи, которые потом развивает в нужных для себя направлениях.

Развитие речи детей 6-7 лет — это фундамент для их дальнейшей успешной учебы и жизни.

В нашем центре развития дети занимаются по программе «Красивая речь», в которой собраны упражнения по ораторскому искусству (учимся выступать на публике).

Кроме того, мы проводим занятия по Каллиграфии, где сосредоточиваем внимание на совершенствовании письма и постановке почерка.

Развитие речи ребенка 5-7 лет

В этом возрасте основной упор делается на развитие навыков звукопроизношения. В нашем центре с детьми работает Логопед, с которым ребята выполняют всевозможные упражнения на развитие артикуляции, тренировку произношения звуков и букв, их сочетание. Они учатся свободно выражать свои мысли, увеличивают словарный запас.

Кроме того, мы проводим всевозможные игры по развитию речи детей 5, 6 и 7 лет. Игровой момент — это важная составляющая образовательного процесса, поскольку в дошкольном возрасте ребенок лучше усваивает все через игру.

Игры на развитие речи детей 5-7 лет:

Есть несколько простых и понятных игр для детей, помогающих развивать их речь и отлично дополняющих учебный процесс в домашних условиях.

Игра «Назови ласково»: ребенку указывают на какой-либо предмет и просят назвать его ласково. Или игра «Скажи наоборот», где ребенка просят подобрать антонимы к словам (сильный — слабый, темный — светлый и тому подобное). Игра «Составь предложение»: ребенку дают два слова и просят составить предложение, в котором они оба будут названы (например, слова «мама» и «дом», «школа» и «урок»).

Еще можно проводить игры, основанные на пословицах, поговорках и устоявшихся выражениях. Просить ребенка рассказать, что значит то или иное выражение (например, «На все руки мастер» или «Глаза боятся, а руки делают»).

Чтобы ребенку было легче и интереснее изучать новые слова и учиться составлять предложения, можно использовать разнообразные карточки и картинки для развития речи ребенка 5, 6, 7 лет. Визуальное восприятие, как правильно, более действенно.

Развитие речи в 5-6 лет — это совершенствование умений описывать окружающий мир. Поэтому мы проводим много игр, где дети описывают предметы на картинках, составляют рассказы на основе изображений. Мы учим детей концентрироваться на деталях.

Почему стоит развивать речь ребенка в дошкольном возрасте?

Дети в возрасте 5-7 лет гибко мыслят и легко усваивают новый материал. И в этом возрасте у многих из них еще остаются недочеты в развитии речевого аппарата. Поэтому в это время необходимо обработать с ними навыки устной речи, чтобы не осталось тех проблем, которые с каждым годом исправить будет все сложнее.

На занятиях по развитию речи ребенок учится грамотно строить предложения и правильно применять понятия. Он раскрепощается и преодолевает языковой барьер. Поэтому к моменту поступления в первый класс ребенок уже не боится отвечать у доски, умеет рассказывать и пересказывать, вести диалог и выражать свои мысли.

Мы заботимся о том, чтобы ваш ребенок к моменту поступления в первый класс правильно и чисто говорил, грамотно строил предложения и смело выступал на публике.

Записаться на занятия в группу “Красивая Речь”

Источник: https://pallada-deti.ru/stati/razvitie-rechi-detej-6-7-let-programmy-i-igry

Речевые игры для детей 5-6 лет

«Назови одним словом» 

Надо  назвать одним словом серию картинок.

Например, яблоко, груша, мандарин, дыня – это фрукты.

После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе, например, банан, апельсин.

Помидор, огурец, картофель, свекла – это…

Кукла, скакалка, кубики, машинка – это…

Платье, рубашка, плащ, шуба – это…

Сапоги, сандалии, ботинки, тапки – это…

Чашка, кастрюля, тарелка, стакан – это…

 «Разложи картинки на 2 группы»

Ребенку предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например,а) Овощи и фруктыб) Домашние и дикие птицыв) Посуда и мебельг) Домашние и дикие животныед) Одежда и обувь

е) Птицы и насекомые

 «Выбери слово»

 Послушай слова и назови только те из них, которые обозначают домашних животных.
Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

Осел, косуля, рысь, тигр.

Сарай, корова, коза, овца.

Кролик, заяц, щенок, попугай.

  «Найди лишний предмет».
Ребенку предлагается несколько картинок (детям старше 5 лет можно называть слова), среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к  тематической группе других предметов, изображенных на картинках. Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя». Например, банан, груша, яблоко и сапоги.

Сапоги, ботинки, банан, туфли.

Кастрюля, сковорода, яблоко, миска.

Яблоко, огурец, груша, апельсин.

Шкаф, кресло, сапог, стул.

Платье, кофта, комод, брюки.

«Отгадай  предмет»
Например: «Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный – …(помидор)».Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять.Это дерево с толстым крепким стволом; на нем растут желуди.

Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.

  «Подбери слово»
Лохматый, косолапый…  (медведь)Голодный, серый, злой… (волк)Маленькая, быстрая, проворная… Хищный, сильный, полосатый… Яркое, теплое… 

Серый, колючий…

  «Подбери как можно больше  названий предметов»

Бежит: кто? (человек, собака…); что? (река, ручей …).Идет: кто? (девочка, кошка…); что? (дождь, снег…).

Растет: кто? (ребенок, щенок…); что? (дерево, цветок…).

Летает: кто? (бабочка, муха…); что? (пушинка, самолет, воздушный шар…).

   «Кто как передвигается?»

Лошадь — скачет, змея — ползает, птица — летает, рыба — плавает, лягушка — прыгает, бабочка – …, гусеница – …, собака – …, белка – …

   «Кто как ест?»
Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно.

 «Кто как голос подает?»
Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, сова ухает, овца блеет, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет, утка крякает, медведь рычит, собака лает.

«Кто или что может это делать?»
Бегать — …   (собака, ребенок,…)    скакать — … (лошадь, белка…)            летать —…    (птица, самолет,…)       плавать — … (рыба.

человек, лодка)           ползать — … (змея, ребенок,…)        катиться — …(мяч, мальчик,…)      стоять — …   (собака, стул,…)           лежать — …(подушка, кошка, книга)          прыгать — … (лягушка, воробей…

)    сидеть — …(ворона, человек, …)

«Отгадай названия животных»
Мычит (кто?)…          Лает…        Мяукает…         Хрюкает…      Ржет…       Блеет…    

  «Подбери как можно больше слов-действий»Курица  что делает?- …(кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, несется).Собака  – … (лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, грызет).Кошка – …(царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется).

 «Отгадай, что это за животное?»
Взрослый  называет действия, которые свойственны данному животному. Ребенок должен отгадать, о каком животном идет речь.

Сторожит, грызет, лает — кто это?  Мяукает, лакает, царапается — … 

Хрюкает, роет —…                              Ржет, бегает, скачет — …                  Блеет, бодается—…                            Мычит, жует, ходит — …                                 Летает, жужжит, жалит — …

«Назови лишнее слово»

Взрослый  называет слова и предлагает ребенку назвать  «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
 «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;стол, шкаф, ковер, кресло, диван;пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;волк, собака, рысь, лиса, заяц;лошадь, корова, олень, баран, свинья;роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;зима, апрель, весна, осень, лето;мама, подруга, папа, сын, бабушка;море, озеро, река, мост, пруд;круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр;Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков;молоток, топор, ложка, пила, клещи;сыр, будка, мороженое, масло, творог;бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;молоко, сливки, сыр, сало, сметана;береза, сосна, дерево, дуб, ель;кисточка, карандаш, лист, краски, картина;торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога;

молоток, гвоздь, топор, клещи, долото. 

 «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

«Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

«Чем отличаются предметы?»  (с использованием картинок).

Примерные пары слов:Чашка и стаканЯблоко и грушаПомидор и тыкваТарелка и мискаКофта и свитерГрузовик и легковая машинаСамолет и птицаБереза и дуб

Дерево и куст

«Что общее?»

 У двух предметов:огурец, помидор (овощи); ромашка, тюльпан (цветы); 

слон, собака (животные).

У трех предметов:мяч, солнце, шар — … тарелка, ваза, чашка — … 

лист, трава, крокодил — …

  «Отгадай что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.Например:Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

«Пара к паре» (подобрать слова по аналогии)

 
Взрослый называет пару слов, например «огурец – овощ» и предлагает подобрать похожую пару из следующих слов: ромашка  – (земля, цветок, клумба). Ребенок выбирает из названных слов нужное и называет пару: «Ромашка – цветок».

Помидор — огород,    яблоко –  (забор, сад, груша).Часы — время,     градусник –  (кровать, температура, окно).Машина — мотор,     лодка –  (парус, вода, палуба).Стол — скатерть,     пол –  (мебель, доски, ковер).Молоток — гвоздь,     нож  – (доска, хлеб, ящик).

Костюм — ткань,     дом   –  (забор, кирпичи, лестница).Стул — дерево, булка  – (стол, зерно, нож).Окно — дом, глаз  – (рот, очки, лицо).Телефон — ухо, телевизор  – (радио, антенна, глаз).Шапка — голова, сапог  – (щетка, мальчик, нога).Шерсть — овца, молоко  – (сыр, корова, кот).

Гвоздь — молоток, шуруп  – (отвертка, клещи, доска).Ручка — пенал, тетрадь   – (книга, парта, портфель).Кошка — котенок, курица –  (утка, петух, цыпленок).Трамвай — троллейбус, стол  – (книга, кресло, дерево).Курица — петух, кошка –  (котенок, кот, молоко).

Машина — шофер, самолет  –  (машинист, летчик, небо).

Чтение — буква, счет –  (задача, число, вопрос).

«Подбери нужное  слово» (смысловые ряды)
Гвоздь — молоток,                         шуруп…Дом — крыша,                               книга…Квадрат — куб,                              круг…Птица—яйцо,                                 растение…Хорошо — лучше,                           медленно…Огонь—пожар,                               вода…

Зерно — амбар,                             деньги…Электричество — выключатель,       вода…Одежда — голый,                          обувь…Школа—обучение,                         больница…Человек — ребенок,                      собака…Резина — шина,                            сталь…Птица— гнездо,                            человек…

Пальто — пуговица,                      ботинок…

Утро — ночь,                                зима…

Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение, кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

Читайте также:  Беседа по пдд в подготовительной группе детского сада

   «Назови части». Возможны два варианта: а) по картинке; б) по представлению.Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.Например: кот — тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Грузовик — ..,       дом — ..,               дерево — ..,               часы — …

«Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево). Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля). Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

 Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет). Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо). Рукава, воротник, манжеты (рубашка). Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова). Пол, стены, потолок (комната).

 

Подоконник, рама, стекло (окно).

  «Слова – «неприятели» 

Выбрать из трех слов два слова-«неприятеля».Друг, печаль, враг. Высокий, большой, низкий. Ночь, сутки, день. Длинный, большой, короткий. Радость, радостный, печаль. Большой, низкий, маленький.

 Поднимать, опускать, брать.Белый, длинный, черный. Давать, продавать, брать. Тяжелый, длинный, легкий. Покупать, продавать, отдавать. Короткий, маленький, длинный. Говорить, идти, молчать.

 Хороший, светлый, плохой.

Выбрать из трех или четырех слов одно, противоположное по смыслу.

Холодильник (мороженое, электроплитка, лампа, альбом).Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом).Клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник).         Обогреватель (сумка, пылесос, вентилятор, утюг)

Спички (свечка, сковородка, огнетушитель, плита). 

«Закончи предложение и назови слова-«неприятели»

Слон большой, а комар … Камень тяжелый, а пушинка … Золушка добрая, а мачеха … Зимой погода холодная, а летом … Сахар сладкий, а горчица … Дерево высокое, а куст … Дедушка старый, а внук … Суп горячий, а компот … Сажа черная, а снег …Лев смелый, а заяц …

 Молоко жидкое, а сметана … Река широкая, а ручеек … Работать трудно, а отдыхать … Днем светло, а ночью … Сегодня мне весело, а вчера было … Заяц скачет быстро, а черепаха ползает … Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом …Кричат громко, а шепчут …

Я больна, но скоро буду …Я живу близко от реки, а мой друг …Продавец продает, а покупатель …Друзья иногда ссорятся, но легко …Легко заболеть, но трудно …Воспитатель спрашивает, а дети …Утром дети приходят в детский сад, а вечером…Сначала гостей встречают, а потом …

При встрече здороваются, а при расставании …

Вечером ложатся в кровать, а утром …

  «Подбери  слова-«неприятели» 

утро —              говорить —                  восход —                  взял —весна —            нашел —                     зима —                     забыл —добро  –            уронил —                     друг —                     насорил —грязь —            ложиться —                  жара —                    одеваться —мир —              мириться —                   правда —                 опускать —радость —         помогать —                   вдох —                    смеяться —выдох —           залетать —                    юг —                       закрывать -польза —          включать —                  грязь —                    входить —великан —        хвалить —                    богач —                    заснуть —

трусость —        разрешать –      

Близко —          редко —                      медленно —                рано —

темно —           низко —                       легко —                     можно —

трудно —         радостно —                   много —                     плохо —

сухо —            широко —                      ярко —                      высоко —

чисто —           мокро —                       светло —                    быстро — 

 «Сравни наоборот»
Используются слова: больше — меньше, тяжелее — легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и др.

Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

   
 «Чем отличаются слова,  придумай предложения с этими словами»

Шить — вязать, класть — ставить, строить — чинить, мыть — стирать, чистить — подметать, нести — везти, лежать — спать, лежать — стоять, рисовать — раскрашивать.

Выбери из трех слов два слова-«приятеля»
Дом, солдат, маршал.

Конь, собака, лошадь.Дом, улица, здание.Грустный, печальный, глубокий.Храбрый, звонкий, смелый.Веселый, крепкий, прочный.Слабый, неловкий, неуклюжий.Большой, красивый, огромный.Взять, схватить, идти.Думать, ехать, соображать.Торопиться, спешить, ползти. Радоваться, веселиться, наряжаться.

  

 «Придумай слова-«приятели» к данным словам»
здание — (дом), идти — (шагать),  льется — (течет), печаль — (грусть),     глядеть — (смотреть), конь — (лошадь),       торопиться — (спешить), солдат — (боец),         крошечный— (маленький), Отчизна — (Родина), смелый — (храбрый), приятель — (друг),    прежде — (раньше).   

Источник: https://infourok.ru/rechevie-igri-dlya-detey-let-1018951.html

Игры для развития речи детей 5-6 лет

«Чьи покупки?» Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря. Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории. «Зайчик и мишка пошли в магазин.

Зайчик купил фрукты, а мишка — овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил». Поможем зайчику и мишке? Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка.

В концы игры подводим итог: «Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?» В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.

«Подбери словечко» Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным. В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать «свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый»… (дом, пень, человек, ботинок); «свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть); «старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»… (молоко, мясо, варенье); «старое»…(кресло, сиденье, окно). «Скажи наоборот» Цель: расширение словаря антонимов. У этой игры есть два варианта.

Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого. 1.

С опорой на картинки: Дедушка старый, а внук … Дерево высокое, а куст … Море глубокое, а ручеёк … Дорога широкая, а тропинка … Перо легкое, а гиря … Летом нужна летняя одежда, а зимой … 2. Без опоры на картинки.

Пирожное сладкое, а лекарство … Ночью темно, а днем … У волка хвост длинный, а у зайца … Хлеб мягкий, а сухарь … Чай горячий, а лед … Летом жарко, а зимой … «Кто кого обгонит?» Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии. Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: «Кто кого обгонит?» Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху). Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу). Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд). Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед). Человек и машина… (Машина обгонит человека) «Незнайкины ошибки» Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже. Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки. В осеннем лесу.

Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!

«Мама потерялась» Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий «Дикие животные» и «Домашние животные». В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти.

Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей. Пример:  Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок. Лошадь ищет…(жеребёнка). Свинья ищет…(поросёнка). Собака ищет…(щенка). Кошка ищет…(котёнка). Коза ищет…(козлёнка). Овца ищет…(ягнёнка). Лисица ищет…(лисёнка). Зайчиха ищет…(зайчонка). Волчица ищет…(волчонка). Ежиха ищет…(ежонка). Медведица ищет…(медвежонка).

Белка ищет…(бельчонка).

В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)

«Федорино горе» Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа. Читаем отрывок из стихотворения «Федорино горе». Затем просим ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего у неё теперь нет. Можно при этом рассматривать картинки с изображением посуды или использовать настоящую.

При повторном чтении стихотворения ребёнок подсказывает слово и показывает соответствующую картинку. Федорино горе Вся посуда разбежалась! У Федоры не осталось Ни бидона, ни бутылок, Ни беззубых, грязных…(вилок). Нет покинутых сироток — Чёрных, гнутых…(сковородок). Нет запачканных грязнуль — Битых, ломанных…(кастрюль).

Не видали близко люди И осколков грязных…(блюдец), Убежавших от букашек Много дней немытых…(чашек), Скрывшихся от тараканов Мутных, треснувших…(стаканов). Как Федора ни смотрела, Не нашла нигде…(тарелок). Скрылся от Федоры ножик, Нет больших столовых…(ложек). «День рождения Мишутки» Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя. Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости. Пример: Орехи — белке. Мишутка ждёт белку.

Рыба … — Мишутка ждёт… Морковь … — Мишутка ждёт… Грибы … — Мишутка ждёт… Зерно … — Мишутка ждёт…

Трава … — Мишутка ждёт…

Источник: https://ds2chechersk.schools.by/pages/igry-dlja-razvitija-rechi-detej-5-6-let

Особенность развития речи, памяти и мышления у детей 6-7 лет

Нервно-психическое развитие детей в 6-7 лет уже настолько высоко, что позволяет малышу быть не только ребенком для своих родителей, но и их другом.

В этом возрасте с дошколятами и младшими школьниками очень интересно общаться – они уже достаточно знают и умеют, бывают порой не по-детски рассудительны, строят достаточно сложные предложения.

Как же развивать у ребенка 6-7 лет мышление, память и речь, чтобы с вашим малышом было интересно не только вам самим, но и другим людям?

Особенности нервно-психического развития ребенка 6-7 лет

Особенности психического развития детей 6-7 лет заключаются в том, что этот период является переходным в жизни ребенка. 6 лет — это старший дошкольный возраст, а 7 лет — уже младший школьный.

Переход к очередному этапу развития сопровождается появлением новых психических качеств, освоением новых видов деятельности, которые очень разнообразны. Это и рисование, и лепка и танцы, и спортивные занятия.

Каждый вид деятельности оказывает своей воздействие на нервно-психическое развитие ребенка 6-7 лет.

Родители должны методом проб выявить его склонности и развивать их. Но это не значит, что все другие виды деятельности не заслуживают внимания. Психическое развитие ребенка 6-7 лет должно быть гармоничным.

Накопленный к 6 годам жизненный опыт позволяет дошкольнику быть более самостоятельным. Он стал рассудительнее и относится ко всему по-взрослому. Не требует ежеминутного внимания, способен сопереживать и стремится искренне утешать.

Читайте также:  Конспект занятия кружка в начальной школе. коллективное панно из бумаги

С ним стало легче общаться, поскольку ребенок обладает достаточным словарным запасом, умеет выразить свои чувства, мысли и желания и хорошо понимает то, что от него хотят.

Для гармоничного психического развития детей 6-7 лет необходимо особое внимание уделять формированию речи, мышления и памяти малыша.

В ходе развитие речи у детей 6-7 лет нужно стараться делать ее более выразительной, расширять речевые возможности ребенка. Задача родителей — научить его пользоваться многообразием синонимов, правильно произносить слова и звуки, уметь передавать увиденное или услышанное логично и понятно. В достижении поставленной цели необходимо придерживаться некоторых правил.

Первое правило, очень важное при развитии связной речи детей 6-7 лет, – это следить за своей речью. Чем правильнее и разнообразнее она будет, тем лучше для ребенка, ведь он стремится подражать вам. Кроме того, он пассивно запоминает многие слова и понятия на подсознательном уровне.

Второе правило развития речи ребенка 6-7 лет – говорить с ребенком неторопливо, не используя слишком много новых и непонятных слов.

Третье правило — расширять активный словарный запас с помощью игр с применением слов. Предложите закончить предложение: «Мама на обед сварила…» Посоревнуйтесь, кто знает больше ласковых слов: «Ты мое солнышко! А ты моя рыбка!» Хорошее упражнение для развитие речи у детей 6-7 лет – поиграть в противоположности.

Пусть ребенок подберет слова, противоположные по смыслу: «день-ночь», «добрый-злой» и т. д. Всем знакома игра: «Вы поедете на бал…», в которой нельзя говорить «да» и «нет», надевать черное и белое.

Ребенку предлагаются условия, когда он должен найти способ дать положительный или отрицательный ответ с помощью других слов.

С ребенком нужно больше читать и заучивать небольшие стишки, разные потешки, дразнилки и скороговорки. Попробуйте разучить вместе скороговорку и посоревнуйтесь, кто быстрее и правильнее ее перескажет.

Можно прочитать короткий рассказ и обсудить его: кто из героев глупый, кто умный, кто злодей, а кто молодец. Если ребенку не хватает слов, подсказывайте немного. Очень интересно самим придумывать сказки. Попробуйте переложить старую сказку на новый лад.

Конечно, ребенку будет сложно. Помогите ему, задавая наводящие вопросы:

  • Где это происходило?
  • Почему герой так поступил?
  • Как ты думаешь, это хороший поступок?
  • Кто тебе нравится в этой сказке?
  • Если бы герой пошел другой дорогой, что могло бы произойти?

Общаясь с ребенком, учитывайте особенности развития речи детей 6-7 лет – пусть на помощь придут воображение и фантазия. Помечтайте вместе: «Если бы мы могли летать! Если бы у меня была волшебная палочка!» А можно поиграть в театр. Пусть ребенок вообразит себя, например, белочкой. Задавайте ему разные вопросы.

Он должен и показать, и рассказать, используя разные интонации (белочка грустит, радуется, устала, прячется). Недостаток знаний вы должны восполнить сами. В игровой форме можно расширить и речевые возможности ребенка, и его кругозор. Очень занимательно придумать и разыграть сказку наоборот. Например, про злую Красную Шапочку и доброго Серого Волка.

Можно придумать новое окончание к известной сказке: Колобка не съела лиса, а мышка не разбила яичко.

В развитии речи у детей 6-7 лет немаловажно научить ребенка пересказывать кратко, образно. Для этого можно сочинять короткие истории о самых обычных вещах, таких, как старый ботинок, забытая игрушка, солнечный зайчик, чашка с блюдцем. Все это удобно делать во время прогулки, или после чаепития, или убирая игрушки.

Придумывайте вместе небылицы и перепутаницы. Чем сложнее задания, тем интереснее будет результат.

Помните, что выполняя упражнения для развития речи у детей 6-7 лет, вы стимулируете развитие у ребенка мышления и воображения.

Как развивать мышление у ребенка 6-7 лет

Мышление – сложный процесс, направленный на решение какой-либо увлекательный для ребенка задачи. Чем интереснее задание, тем дольше и продуктивнее ребенок будет заниматься.

В процессе того как развить мышление у ребенка 6-7 лет, немаловажно все время усложнять условия задачи, чтобы ему не стало скучно. Однообразие и простота — враг мыслительного процесса.

Ведь преодоление трудностей, решение сложного вопроса повышают самооценку ребенка, он растет в собственных глазах.

Стремитесь, чтобы ребенок искал в простых предметах то, что скрыто от глаз. Если вы спросите «Что это?», то получите простой ответ. Но это уровень раннего возраста.

Для развития мышления ребенка 6-7 лет вопросы должны быть развернутыми: «Для чего нужен этот предмет? На что он похож? Где его можно встретить?» Чтобы на них ответить, ребенок должен произвести анализ, сопоставить свои знания и опыт, включить воображение, т. е. произвести сложную умственную работу.

Учитывая особенности психического развития ребенка 6-7 лет, не забывайте, что успешность мыслительного процесса напрямую зависит и от кругозора малыша, и от степени развития речи, и от его памяти.

Как развить память у ребенка 6-7 лет

От рождения все дети обладают различными способностями к запоминанию. Но развить память можно у любого ребенка. Это поможет ему в будущем тратить минимум времени на усвоение школьной программы.

Развитие памяти у ребенка 6-7 лет происходит очень активно. Поэтому очень важно не упустить это время. Родители должны позаботиться не только о том, чтобы ребенок запомнил ту или иную информацию, но и умел пользоваться этими знаниями. А самое главное — необходимо постоянно закреплять полученные умения и навыки.

Память бывает зрительная, слуховая, обонятельная и тактильная (на ощупь). В этом возрасте преобладает зрительная память. Необходимо развить у ребенка и все остальные виды памяти. Как развивать у ребенка 6-7 лет тактильную память? Её можно тренировать с помощью следующей игры.

В коробку положите предметы, разные по форме и из разного материала: карандаш, яблоко, клубок ниток, чайную ложку, кубик, спичечный коробок и т. д. Пусть ребенок на ощупь угадает, что именно лежит в коробке. Другая игра для развития памяти у ребенка 6-7 лет связана с воображением. Малыш должен сказать, каковы на ощупь радость, облако, неприятность.

Чтобы помочь ему подобрать подходящие сравнения, необходимо составить список приятных и неприятных ощущений. Например, наждачная бумага, грубая ткань, кактус, холодный металл — это неприятные на ощупь материалы. Проговорите ощущения ребенка при прикосновении к ним.

Вата, шелковая ткань, кусочек поролона, мех вызывают приятные ощущения, а значит, могут ассоциироваться с положительными эмоциями.
Трогайте предметы с закрытыми глазами и говорите, на что это похоже по ощущениям.

Обонятельная память очень яркая. Не секрет, что мы часто запоминаем события именно в связи с определенными запахами. Многие взрослые скажут, что для них Новый год ассоциируется с елкой и мандаринами. Мы помним человека по запаху его любимых духов или туалетной воды.

Как развивать память у ребенка 6-7 лет с помощью простых игр? Предложите ребенку с закрытыми глазами нюхать разложенные на блюде фрукты, не трогая их при этом руками. Он должен назвать, что именно лежит перед ним. Конечно, предварительно вам следует познакомить его с разными фруктами, назвать их и дать понюхать. Можно фрукты заменить духами.

Ребенок должен угадать, где чьи духи. Это, помимо обонятельной памяти, развивает также и наблюдательность.

Зрительная память является доминирующей, поэтому и нуждается в усиленной тренировке. Нарисуйте изломанную линию, например по клеточкам — 2 вверх, 3 в сторону, 3 вниз и т. д. Ребенок смотрит на нее в течение 1 минуты, затем пытается воспроизвести.

Для развития памяти детей 6-7 лет используйте картинки, где есть небольшие отличия, предложив ребенку найти эти отличия. Со временем можно перейти на окружающую обстановку. Ребенок осматривает комнату, а затем с закрытыми глазами отвечает, где что лежит или стоит. Потом измените что-нибудь в обстановке и пусть он определит, что именно изменилось.

Если ребенок уже умеет считать, можно разложить на столе различные предметы и попросить назвать, сколько и какие предметы он видит.

Неотделима от зрительной памяти слуховая. Этот вид памяти тренируется заучиванием стихов, которые вы читаете ребенку. Стихи должны быть интересные, простые, забавные. Учите ребенка пересказывать рассказы и сказки. Лучше всего это делать в лицах. Можно использовать при этом игрушки, тогда у вас получится настольный кукольный театр.

Для психического развитие ребенка 6-7 лет нет необходимости сидеть и специально заниматься. Все это легко делать в повседневной жизни, на прогулке. Например, увидев на ком-либо белую шапочку, спросите, у кого ребенок видел подобную. Наблюдая за облаками, хорошо играть в игру «На что это похоже?».

Вы готовите обед или ужин, предложите ребенку угадать по запаху, какое именно блюдо.

Развивающие игры и упражнения для детей 6-7 лет

Далее вы узнаете о лучших развивающих играх и упражнениях для детей 6-7 лет, которые помогут развить память и мышление ребенка.

Полезна игра с палочками или спичками. Например, предложите перенести поочередно из кучки (20 штук) на край стола все спички и палочки и сложить их ровными рядами.

Можно усложнять задание — спичку брать только двумя пальцами, сначала большим и указательным, потом большим и средним и т. д. Потом предложите построить разные фигуры (квадрат, треугольник, домик и т. д.

), используя опять же разные пальцы.

Усложните эту развивающую игру для детей 6-7 лет, завязав ребенку глаза. Также устройте соревнование, кто быстрее оденет куклу одной рукой. Или сначала сомнет лист бумаги, а потом расправит — опять же с помощью одной руки.

Есть еще одна веселая игра — «Крупные виражи». Нарисуйте две волнистые линии параллельно друг другу на небольшом расстоянии. Предложите ребенку проехать по этой дорожке, не выезжая за пределы и не останавливаясь. В качестве автомобиля используйте карандаш. Постепенно сужайте дорожку и делайте ее более извилистой.

Существуют специальные дошкольные прописи. Они также направлены на развитие руки. В основном прописи содержат точечные контуры линий, цифр, фигур, которые ребенок должен обводить.

Дошкольные прописи призваны лишь подготовить руку, чтобы она обрела твердость и уверенность.

Если ребенку по какой-либо причине не нравятся прописи (иногда бывает и так), не заставляйте его, иначе вы рискуете попросту отбить желание учиться.

Помимо счета, осваивайте с ребенком понятия о различных геометрических фигурах. Выполняя такое развивающее упражнение с детьми 6-7 лет, сначала покажите ребенку треугольник, круг, квадрат, а потом поищите вместе эти фигуры вокруг.

Например, круг — это солнце, тарелка, колесо машины, а треугольник — крыша домика, кусочек пирога и т. д. Когда геометрические фигуры будут разучены, усложните задачу.

Нарисуйте квадрат, а внутри множество разных фигур и попросите ребенка найти эти фигуры и сосчитать.

Немаловажно развивать глазомер. Для этого можно выполнять следующее развивающее упражнение для детей 6-7 лет: попробуйте измерить разные предметы с помощью карандаша или спичечного коробка либо размеры комнаты в шагах.

А потом сравните предметы, что больше, что меньше, и на сколько. Сравните на глаз, какая стопка открыток толще, а потом пересчитайте количество, чтобы проверить.

Математика замечательно развивает мышление: логику, смекалку, формирует интеллектуальную активность.

И все-таки в этом возрасте главной в деятельности ребенка остается игра. С помощью развивающих игр дети 6-7 лет познают мир и тонкости человеческих взаимоотношений. Он переносит в нее то, что видит в повседневной жизни. В игре дети учатся контролировать свои эмоции и сотрудничать друг с другом.

Если ребенок хочет быть всегда только героем, то другие дети перестанут с ним играть, и он вынужден будет принять правило, что каждый по очереди играет второстепенную роль. Так постигается истина, что с желаниями других следует считаться, иначе окажешься вне коллектива, вне игры.

В 6-7 лет для развития мышления ребенка наибольшей популярностью пользуются ролевые игры.

Читайте также:  Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. тема: зяблик

По сравнению с 4-5 годами, сюжеты игр более разнообразные, с множество деталей, обязательными атрибутами (белый халат, шприц у доктора, оружие у полицейского, весы, гирьки, деньги у продавца и т. д.). Появляется понятие «понарошку». Это позволяет расширить границы игры и возможности играющих.

Можно понарошку перелететь в безопасное место, понарошку исчезнуть, чтобы не поймали, а потом неожиданно появиться. Игра еще хороша тем, что в ней ребенок может, приняв определенную роль, быть лучше, сильнее, поскольку этого требуют правила игры. Все играющие строго следят, чтобы правила соблюдались. Для развития мышления детей 6-7 лет очень важно, чтобы в игре был партнер.

В большинстве случаев он хотел бы, чтобы это был сверстник или кто-то близкий по возрасту. Ребенок в среде своих сверстников самоутверждается, учится взаимодействовать, каждый играющий привносит в игру что-то свое, обогащая ее и делая более интересной. Играя с взрослым, ребенок всегда чувствует себя подчиненным, а ему хочется быть в разных ролях.

Поэтому старайтесь, чтобы у него были партнеры для игр. Помимо ролевых, должны быть игры развивающие и спортивные.

Развивающие игры готовят ребенка к школе, формируют усидчивость, спортивные способствуют нормальному росту и развитию, укреплению здоровья, выработке таких качеств, как целеустремленность, воля и твердость характера.

Статья прочитана 3 664 раз(a).

Источник: http://vkapuste.ru/?p=7777

Дидактические игры по развитию речи: примеры и разновидности

Игра для маленьких детей является основным методом познания реального мира. Чтобы обучать малыша необходимым навыкам можно было комфортно для него и просто, педагоги и логопеды разработали специальные дидактические игры по развитию речи. Ориентированы они могут быть на совершенствование различных речевых навыков – всё зависит от возраста ребенка и конкретных целей обучения.

Основные типы дидактических игр

Всего в педагогике различают 3 типа дидактических игр для ребят дошкольного возраста (у них одна цель — развитие речи):

  1. дидактические игры на слова с предметами, игрушками;
  2. настольные игры с печатными материалами;
  3. словесные игры.

Иногда также выделяют дидактические игры по развитию речи по возрасту – некоторые задания рассчитаны на малышей 3-5 лет (младший дошкольный возраст), они позволяют научить ребенка говорить правильно быстрее. А другие – для детей 6-7 лет (старший дошкольный возраст), позволяют откорректировать и усовершенствовать уже имеющиеся речевые навыки.

Следует рассмотреть подробнее каждый тип.

Дидактические игры с окружающими вещами

В первую очередь направлены эти игры на развитие тактильных ощущений ребенка, его умения правильно использовать игрушки и иные предметы обихода. Развивают предметные игры также и воображение малыша — он учится мыслить творчески.

Что за предмет?

Самая простая дидактическая игра из этого набора учит детей называть предметы, которые они видят.

Малыш достает из мешочка игрушку или другой предмет, а затем просто называет его (например, телефон, чашка или мягкая игрушка).

Сундучок с картинками

Существуют аналогичные предыдущей дидактические игры на визуальное восприятие детей. Воспитатель или родитель должен взять маленький сундучок, положить в него картинки или фотографии различных предметов, а затем предложить детям достать изображения и назвать, что на них изображено.

Сашины помощники

Эта дидактическая игра помогает понять разницу между единственным и множественным числом в глаголах, а также знакомит ребенка с устройством человеческого тела.

Воспитатель говорит детям, что сейчас к ним придет кукла Саша с помощниками, а задача ребят – отгадать, как они называются.

Педагог «ведет» куклу, а затем показывает на ее ноги, спрашивая у детей, как называется эта часть тела и что она может делать (ноги – бегать, ходить, танцевать).

Когда ребята отвечают, воспитатель начинает показывать на другие части тела и спрашивать то же самое (глаза – смотрят, моргают, рот — говорит, жует пищу, зевает и т.п).

Кубик

Эта игра по развитию речи в подготовительной группе улучшает дикцию малышей, позволяет им развить или улучшить звукоподражание.

Для выполнения упражнения потребуется кубик, на каждой грани которого изображено животное или предмет, который может издавать узнаваемые звуки (например, самолет — «ууу»).

Малыш подбрасывает кубик (можно также проговорить «крутись-вертись, на бочок ложись»), а преподаватель просит его проговорить, что на выпавшей грани изображено, какие звуки этот предмет издаёт (например, корова – «мууу», ослик – «иа»).

Какой предмет подойдет?

Дидактические игры на основе сравнения учат детей сопоставлять размеры предметов, а также находить аналогии между этими размерами. Например, можно взять несколько плюшевых медведей и разные по размеру тарелочки, а затем предложить ребенку сопоставить – какому мишутке какая тарелка подойдет по размеру (большому — большая, маленькому — маленькая).

Словесные игры

Дидактические игры по развитию речи такого типа развивают внимание детей, учат запоминать, развивают речь и способности к выражению собственных мыслей. В этих заданиях слова детей с их действиями связаны.

Паровоз

Воспитатель берет игрушечный паровозик, предлагая малышу его позвать. Ребенок начинает говорить «Уууу» (упражнение отрабатывает именно этот звук), а педагог в это время — подводить паровозик к малышу, как будто игрушка приехала на этот звук.

Эхо

Используется эта дидактическая игра по развитию речи в подготовительной группе. Упражнение направлено на отработку правильного произношения гласных. Педагог должен громко произносить отрабатываемый звук, а ребенок – тихо повторить за ним. Например, преподаватель говорит «ООО», а малыш эхоподобно отвечает «ооо». Можно таким же образом отрабатывать сочетания гласных.

Лошадка

Упражнение отрабатывает правильное произношение звука «И».

Подобно упражнению «Паровоз», воспитателю нужно взять фигурку лошадки и предложить малышу ее позвать. Ребенок начинает говорить «Иии», а лошадка «скачет». Когда малыш перестает произносить звук, игрушка должна «остановиться». Далее ее зовут следующие по очереди дети.

Настольные дидактические игры

Дидактические игры на основе картинок развивают зрительное запоминание, повышают внимательность, позволяют наглядно усвоить материал.

Основных дидактических упражнений такого типа, использующихся на практике, три.

Для первой нужно взять разрезанную на кусочки картинку или пазлы, после чего предложить детям собрать изображение своими руками и назвать, что на нем изображено.

Иногда преподаватели используют другие дидактические игры на визуализацию – поиск пар для изображений. Для этого берется много разнообразных маленьких цветных картинок. Важное условие – у каждого изображения должна быть пара. Малыши ищут одинаковые картинки и сопоставляют их. Можно немного изменить игру – взять две похожие картинки и предложить ребенку найти несколько отличий.

На практике применяют еще одно задание. Для его выполнения берут несколько игрушек и соответствующих им картинок (если игрушка – котенок, то на картинке тоже должен быть изображен котенок). Детям предлагается соотнести реальные и нарисованные предметы между собой. Это учит правильному соотношению реальных и нереальных вещей.

Игры для детей 3-5 лет

У детей младшего дошкольного возраста основной целью обучения стоит постановка звуков и правильного произношения слов, так как именно в этот период подобные навыки формируются и закладываются. Для этого существуют дидактические игры на звуки и слова.

Гласные звуки

Помогает детям научиться находить гласные звуки в словах и определять их. Лучше повторять это упражнение с детьми ежедневно.

Воспитатель дает детям слово из одного, двух или трех слогов (лучше начинать игру с односложных слов для простоты, а потом постепенно увеличивать их длину). При этом дети должны проговорить слово и назвать все гласные звуки, которые они в нём нашли (например, для слова паровоз малыш должен назвать А и О).

Три слова

Дидактические игры на смысловые аналогии позволяют сделать словарь малыша более активным.

Для выполнения задания группу детей нужно выстроить в шеренгу. Каждому преподаватель задает простой вопрос. Малыш должен сделать три шага вперед. Делая каждый шаг, он проговаривает ответ на вопрос (то есть, всего должно быть три ответа). Например, на вопрос воспитателя «чем можно рисовать» малыш может ответить «красками, карандашами, фломастерами».

Закончить предложение

Упражнение помогает детям научиться употреблять дополнительные связные слова в предложениях.

Педагог дает детям предложение, в котором не хватает одного слова. Дети должны его самостоятельно договорить. Предложения могут быть разными:

  • сахар насыпают в… (сахарницу);
  • конфеты кладут в… (конфетницу);
  • хлеб хранят в… (хлебнице).

Можно подобные дидактические игры на синтаксис и добавить сложноподчиненные конструкции:

  • мы пойдем гулять… (если не пойдет дождь);
  • Саша не пошел в садик… (потому что простудился);
  • я не ложусь спать… (потому что не пришло время).

Лишнее слово

Дошкольник, выполняя дидактические игры на исключение, учится находить лишние слова на слух и воспринимать устную речь.

Воспитатель произносит ребенку ряд слов, в котором малыш должен найти лишнее и объяснить свой выбор.

  1. кошка – лисица – заяц – зонт – лошадь (зонт – не животное);
  2. паровоз – поезд – корабль – самолет – кровать (кровать – не вид транспорта);
  3. каша – кубик – чай – суп – конфета (кубик не съедобный).

5 названий

Дидактические игры на группировку помогают дошкольнику обобщать слова в соответствии с их значением.

Для выполнения упражнения нужно подготовить мячик. Воспитатель говорит общее слово (например, «посуда» или «фрукты»), а ребенок должен назвать конкретное слово («чашка», «яблоко» и т.п.) и перебросить мяч другому, чтобы он сделал то же самое. Получится цепочка из слов (оптимально, чтобы было пять названий – например, яблоко — груша — слива — апельсин — киви).

Изменение слов

Более сложные дидактические игры на грамматику – изменение формы одного и того же слова для последующего понимания чисел и падежей.

Педагог дает дошкольнику простое предложение, а он должен поставить действующее лицо во множественное число:

  • я взял конфету – я взял конфеты;
  • в магазине купили игрушки – в магазине купили игрушки;
  • я вырезаю снежинку – я вырезаю снежинки.

Все приведенные упражнения можно модифицировать и изменять, делая их более интересными или сложными – все зависит от уровня подготовки детей.

Дидактические упражнения для детей 6 или 7 лет

Игры по развитию речи в старшей группе немного сложнее, так как к такому возрасту ребята уже овладевают базовыми навыками речи, и им нужно совершенствовать ее.

«Тепло – холодно»

Дидактические игры для развития речи дошкольников такого плана направлены на поиск антонимов слов.

Перед выполнением нужно убедиться, что ребенок понимает значение слов «разный», «противоположный» «похожий», «одинаковый».

Воспитатель дает слово и словосочетание ребенку, чтобы он сказал противоположное по значению выражение (мяч большой – мяч маленький, лента длинная – лента короткая, фигурка белая – фигурка черная, кубик легкий – кубик тяжелый, пруд глубокий – пруд мелкий, мальчик веселый – мальчик грустный, погода ясная – погода пасмурная).

Дидактические игры на антонимы можно усложнить – добавить для замены не только прилагательное, но и существительное (ясный день – дождливая ночь, теплое лето – холодная зима).

Родственники

Упражнение помогает дошкольнику разобраться в родственных отношениях и устанавливать степень родства между людьми.

Воспитатель в рамках упражнения на развитие понимания родства задает вопросы о родственных связях, а ребенок должен на них ответить:

  • кто ты для мамы и бабушки (сын/дочь, внук/внучка);
  • кто тебе папин брат (дядя);
  • кто тебе дочь папиного брата (двоюродная сестра).

Составить предложение

Дидактические игры на предложения помогает повысить внимание дошкольника и научить его правильно согласовывать слова. Логопед дает 2 несогласованных между собой слова, а ребенок делает из них словосочетание или предложение.

Например, педагог говорит «мяч прыгать», а дошкольник – «мяч прыгает», «девочка плавать» – «девочка плавает».

Профессии

Игры по развитию речи для дошкольников, связанные с профессиями, улучшают знания ребенка в профессиональных областях, а также учат его образовывать из одной части речи другую.

Педагог, предлагая такие дидактические игры на слова, дает название профессии, а дошкольник говорит, чем такой человек занимается. Например:

  • строитель – строит;
  • врач – лечит.

Уменьшительно-ласкательные слова

Дидактические игры на формы слов учат образовывать уменьшительно-ласкательные формы известных детям слов. Воспитатель навязывает слово в его обычной форме, а ученик – в уменьшительно-ласкательной:

  • кукла – куколка;
  • сумка – сумочка;
  • шарф – шарфик.

Для разных групп ребят сложность упражнений разная — игры по развитию речи в старшей группе гораздо сложнее, чем в младшей. Придумывать задания родителям можно самостоятельно по примерам, а можно обратиться за помощью к логопедам.

Источник: https://VseoRechi.ru/razvitie-rechi/deti/didakticheskie-igry-po-razvitiyu-rechi.html

Ссылка на основную публикацию