Игры на развитие речи для детей 6-7 лет в детском саду

Задания по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Игры на развитие речи для детей 6-7 лет в детском саду

К концу дошкольного детства заканчивается формирование звуковой культуры, произношение будущего первоклассника должно быть совсем как у взрослого. Но развитие речи ребенка 6-7 лет продолжается, если родители и педагоги создают для этого нужные условия.

Период подготовки к школе должен сопровождаться увеличением активного словаря, тренировкой использования правильных грамматических конструкций и сложных предложений, развитием способности рассуждать. Эти качества — залог успешного обучения в школе, поэтому с ребенком необходимо проводить логопедическую работу даже в том случае, если все звуки он уже произносит правильно.

Упражнения и задания по развитию речи для дошкольников 6-7 лет можно распечатать и использовать как вариант домашней подготовки к школе.

Задания для развития речи

Для развития речи детей 6-7 лет можно использовать любые темы, но уровень сложности лексического материала должен соответствовать старшему дошкольному возрасту.

Грибы

Боровик — боровичок Груздь — груздочек Корзина — Моховик — Поляна — Лес —

Поганка —

Масленок, груздь, гриб, сыроежка. Куст, трава, дерево, озеро.

Варить, сушить, солить, убирать.

Масленок — маслята Опенок — Подберезовик — Лисичка — Лукошко —

Пенек —

  • Найди самое короткое слово:

Подберезовик, подосиновик, гриб, сыроежка. Береза, мох, поляна, опенок.

Пенек, опушка, мох, полянка.

  • Объясни, почему одна картинка здесь лишняя:
  • Раскрась шляпки сыроежек так, чтобы между розовой и зеленой оказался самый большой гриб, а зеленая была бы рядом с желтой:

Ягоды

Варенье из земляники — земляничное из клюквы — из смородины — из клубники — из малины — из брусники —

из черники —

Черника — Клубника — Малина — Крыжовник — Брусника —

Клюква —

  • Сосчитай по порядку (до 5)

Одна сладкая земляничка — две сладкие землянички — три …. Один куст крыжовника — Один стакан варенья —

Одна сушеная малинка —

Сок из черники — черничный Из малины — Из клубники — Из клюквы — Из брусники — Из смородины —

Из крыжовника —

  • Пронумеруй картинки по порядку, расскажи по ним историю:
  • Раскрась одинаковые ягоды одним цветом, нарисуй нужную в пустой клеточке, объясни свой выбор:

Деревья и кустарники

Еловый, дубовый, малиновый, сосновый. Березовая, липовая, осиновая, смородиновая.

Дуб, ольха, шиповник, ясень.

Клен — кленовый, Дуб — Ольха — Сосна — Береза — Каштан —

Рябина —

Высокий дуб — Старая ель — Прямая береза —

Низкий кустарник —

Много берез — березняк, много елей — много дубов — много сосен —

много осин —

Пронумеруй картинки и расскажи о березе и временах года:

  • Ягодка растет не под елкой и не под сосной, а грибок — не под березой и не под сосной. Что где растет?

Овощи

В огороде бабушка вырастила: огурцы, баклажаны, … В овощном отделе продаются: картофель, помидоры, редис, ….

Осенью собирают: свеклу, морковь, ….

Сажать — сажал — сажала Копать — Собирать — Удобрять — Пропалывать —

Растить —

Сок из моркови — морковный Из свеклы — Из тыквы — Из томатов —

Из овощей —

Баклажан — баклажанчик, редиска — помидор — огурец — горох — чеснок — тыква —

капуста —

  • На какой картинке нарисованы луковицы, которые мама посадила раньше других? Почему ты так решил?
  • На какой картинке нарисована свекла, которую мама посадила позже других? Почему ты так решил?

Фрукты

  • Чем похожи и чем отличаются

Апельсин и грейпфрут Апельсин и мандарин Апельсин и лимон Яблоко и айва

Персик и абрикос

Джем из апельсинов — апельсиновый, из груш — из лимонов — из яблок — из ананасов —

из персиков —

  • Найди самое короткое слово

Апельсин, ананас, манго, яблоко. Груша, абрикос, грейпфрут, киви.

Персик, банан, сок, лимон.

Фрукты можно: варить, сушить, покупать, собирать … В саду собирают: апельсины, яблоки, персики … Я знаю экзотические фрукты: манго, киви, помело … Фруктовым бывает: сок, пирог, компот, йогурт …. Фруктовой бывает: пастила, корзинка, жевательная резинка …

Фруктовое бывает: пюре, повидло, мороженое …

  • Посчитай по порядку (до 5)Один апельсиновый цукат — два апельсиновых цуката — три …. Одна персиковая косточка — ….Одно лимонное пирожное — ….
  • Собери фрукты в корзинку, ягоды — в тарелку, овощи — в коробку:
  • Назови все фрукты, которые изображены на картинке. Какие из них бывают красными?

Птицы

Гусь — гуси ворона — лебедь — скворец — грач — воробей —

синица —

Птенец — птенчик гнездо — перо — зерно —

ветка —

  • Найди слово, которое короче других:

Ворона, сорока, гусь, гагара. Синица, трясогузка, поползень, сова.

Дятел, лебедь, орел, снегирь.

Птица — певчая, перелетная, юркая, …. Гнездо — прочное, большое, старое ….

Кормушка — деревянная, просторная, прочная, …

Перо журавля — журавлиное утки — павлина — воробья — голубя — страуса —

лебедя —

  • Чем похожи и чем отличаются:

Ворона и гадка Курица и павлин

Гусь и лебедь

Посмотри внимательно и попробуй найти ошибки художника:

Найди в каждом ряду ту птицу, которая не подходит к остальным. Объясни свое решение.

Домашние животные

Собака любит — Кошка умеет —

Лошадка может —

  • Посчитай по порядку (до 5)

Одна ласковая кошечка — Один домашний кролик — Один стремительный конь —

Одна задумчивая корова —

Назови мам и малышей:

Овца — ягненок, Коза — Корова — Лошадь — Кошка — Собака —

Свинья —

Корова — коровник Лошадь — Свинья — Кролики —

Собака —

  • Найди самое короткое слово:

Кот, собака, корова, лошадь. Кролик, свинья, бык, кошка.

Коза, конь, овца, собака.

Много овец — отара Много коров — Много лошадей —

Много собака —

  • Назови всех животных, которые спрятались на картинке и вспомни названия их малышей.
  • Сравни и опиши щенков из каждой пары. Чем они похожи и чем отличаются?

Дикие животные

У лисы — лисий и лисьи У зайца — У медведя — У волка — У белки — У барсука —

У лося —

Лисья — нора Медвежья — Беличье —

Волчье —

Волк — воет, бежит, рыщет,… Заяц — Медведь —

Белка —

Лиса — хитрая, ловкая, быстрая, пушистая, … Нора — Берлога —

Медвежонок —

  • Опиши следы каждого зверя или птицы, чем они отличаются от других.

Найди на картинке лишнее изображение. Объясни свой выбор.

Одежда

Назови ласково:

Шарф — шарфик, Комбинезон — Пальто — Блузка — Шапка — Юбка —

Брюки —

Шуба — меховая Блузка — Юбка — Свитер — Халат —

Куртка —

Верхняя одежда — пальто, шуба, плащ, … Домашняя одежда — Праздничная одежда —

Рабочая одежда —

Шапка — шапки — много шапок Шарф — Платье — Рубашка — Шуба — Пальто —

Брюки —

Назови все нарисованные предметы и найди среди них лишний.

  • Расскажи, когда нужно надевать каждый из этих предметов одежды.

Обувь

Сапоги бывают — резиновые, кожаные, осенние,… Ботинки бывают — Туфли бывают — Кроссовки бывают — Измени по образцу Сапоги — нет сапог Босоножки — Чешки — Валенки — Кроссовки —

Туфли —

Кроссовки — кроссовочки Туфли — сапоги — тапки — валенки —

ботинки —

  • Посчитай по порядку (до 5)

Один резиновый сапог — два резиновых сапога — три резиновых сапога -….. Один новый ботинок —

Одна красная туфелька —

  • Найди нужную парную картинку:

Данные упражнения  и картинки для развития речи ребенка 6-7 лет можно распечатать и превратить в развивающие карточки, которые удобно использовать для игр и занятий. Интерес вашего сына или дочки к такому увлекательному материалу будет способствовать его быстрому и прочному усвоению.

Игры

Перечисленные упражнения для развития речи полезно дополнять дидактическими играми. Например, такими:

Подберите любые предметные картинки, 20-30 штук. Разложите их на столе перед ребенком и предложите сочинить сказку. Каждый играющий берет изображение и сочиняет одно-два предложения, используя выбранное изображение. Следующий выбирает другую карточку и продолжает историю, «вплетая» в сюжет новое изображение. Игра продолжается до тех пор, пока картинки не закончатся.

Попросите ребенка придумать как можно больше риф к какому-нибудь слову. Если он хорошо справится с этим заданием, то игру можно немного усложнить и попробовать сочинить короткие веселые стишки (с парой рифмующихся слов).

Пусть ребенок расскажет вам о том, чего не бывает на самом деле. Полезно фантазировать про сказочные миры, космос. Динозавров. Подойдет любая тема, которая не связана с непосредственным опытом будущего школьника. Эта веселая игра — отличное упражнение для развития речи и воображения.

Нужно выбрать одну тему и попробовать вспомнить все слова, связанные с ней. Можно предложить перечислить всех насекомых, грибы, сказочных принцесс, предметы одежды или обуви.

Скороговорки

Если вы хотите помочь своему сыну или дочке научиться говорить красиво, то стоит обязательно учить вместе с ними скороговорки для детей, подобранные по возрасту.

Вот несколько примеров:

Эти скороговорки помогают не только автоматизировать сложные звуки, но и являются отличным «тренажером» памяти.

Эффективная подготовка к школе современного будущего первоклассника должна обязательно включать задания, направленные на развитие речи.

Данная подборка заданий и игр поможет вам организовать полезные и увлекательные занятия с ребенком, распечатывайте их и используйте дома, на даче, во время поездки или прогулки.

Результаты регулярных тренировок появятся очень быстро и помогут заранее подготовиться к будущим школьным нагрузкам.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/zadaniya-igry-po-razvitiyu-rechi-dlya-detej-6-7-let

Словесные игры для детей 6-7 лет: играем всей семьёй

Поступление в школу требует от первоклашки сосредоточенности на учебной деятельности. Конечно, учителя в первые год-два ещё стараются включать в образовательный процесс игровые моменты, но всё же учёба — не игрушки, а занятие серьёзное, требующее усилий воли, собранности и усидчивости.

Но все же основная деятельность ребёнка первых лет жизни — игра. Через игру малыши знакомятся с окружающим миром:

  • учат буквы и цифры;
  • тренируют память и внимание;
  • развивают логическое и нестандартное мышление;
  • изучают цвета и формы, времена года и дни недели;
  • стимулируют творческий и эмоциональный интеллект;
  • осваивают принципы здорового общения с другими людьми.

По достижении малышом возраста 6-7 лет, когда начинается активная подготовка к школе, родители зачастую отодвигают игры на второй план, призывая любимое чадо привыкать к предстоящим реалиям в роли ученика.

Да, вы можете частично заменять развивающие игры занятиями, по структуре больше напоминающими традиционный школьный урок, но всё же играть нужно и в этот период и, скажем больше, в любой другой — вплоть до глубоко пожилого возраста. Тем более что можно успешно совмещать учение с развлечением.

В помощь всем мамам и папам, с тревогой ожидающим вступления в ряды родителей первоклашек, — словесные игры для детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также:  Театрализованное представление для детей начальных классов

Преимущества словесных игр

К словесным относят все игры, в которых основным элементом является слово. Это и различного рода ассоциации, и цепочки, и чехарда, и даже всевозможные виды кроссвордов: сканворды, чайнворды, филворды, диворды и пр.

Некоторые из них подразумевают организацию досуга для большой весёлой компании, другие позволяют интересно провести время наедине с собой. Но все словесные игры объединяются общей характеристикой — для них не требуется никаких (ну, или почти никаких) дополнительных атрибутов.

Максимум — ручка и листок бумаги, мячик, карточки с картинками, словами или буквами.

Играть в словесные игры с детьми можно где угодно:

  • дома;
  • на прогулке;
  • в дороге;
  • в очереди.

Общеизвестно, что в любом возрасте словесные игры активно стимулируют развитие познавательных психических процессов:

  • внимания;
  • памяти;
  • мышления;
  • воображения;
  • речи.

Полагаем, мы убедили вас, что игра учёбе не помеха. Значит, пора переходить от слов к делу. Точнее, к игре. Игре в слова.

Словесные игры с мячом

«Я знаю…»

В игру может играть произвольное количество участников. Можно играть одному, тогда мячик не перекидывается от игрока к игроку, а отбивается от земли. Отличное занятие для тренировки ловкости и координации движений, развития памяти и внимательности (ведь слова в игре нельзя повторять).

Сев в кружок, игроки по часовой стрелке кидают друг другу мяч, проговаривая считалочку:

  • я
  • знаю
  • десять (если 10 предметов одной категории назвать пока сложно, число можно уменьшить до 5 или даже 3)
  • цветков (категории могут быть самыми разными — женские и мужские имена, месяцы, дни недели, цвета, геометрические фигуры, птицы, овощи и пр.)

Далее следует перечисление предметов и их счёт:

  • ромашка — раз;
  • лютик — два;
  • сирень — три…

Если игрок замешкался и не смог быстро назвать цветок, он передаёт мячик дальше по кругу, а в конце кона (когда общими усилиями всех участников будут названы все предметы данной категории) ему предстоит выполнить какое-нибудь задание (рассказать стишок, спеть песенку, ответить на вопрос, попрыгать на одной ножке и т.п.)

«Съедобное — несъедобное»

Во времена, когда все дворы были заполнены разновозрастными компаниями детворы, жильцы близлежащих домов сквозь открытые окна дни напролёт слышали, с каким азартом ребятня играет в эту невероятно популярную тогда игру. Если ваше детство прошло без неё, мы расскажем на удивление простые правила.

Из игроков (их может быть сколько угодно, но не менее двух) выбирается во́да (ведущий). Он становится напротив остальных ребят и поочерёдно каждому из них кидает мяч, называя любое слово:

  • огурец;
  • скамейка;
  • дом;
  • пиджак;
  • булка…

Если названный во́дой предмет можно употреблять в еду, игрок ловит мяч руками, а потом возвращает его ведущему. Если слово «несъедобное», мячик надо отбить. Игрок, неверно отреагировавший на слово, меняется с ведущим местами.

Вместо классификации по «съедобности» можно использовать любой другой признак. Например, ловить мяч, если названное слово обозначает транспорт (цветок, объекты живой природы…), в противном случае — отбивать.

«Ласковый мячик»

Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Полезна на этапе изучения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Отлично подходит для игры родителя с ребёнком. Можно играть с несколькими детьми сразу, кидая мяч по очереди каждому из них.

Правила несложные: бросая мяч малышу, вы называете основное слово. Ребёнок должен поймать мячик, а потом бросить его вам, назвав это слово в уменьшительной форме.

Примеры:

  • стул — стульчик;
  • глаз — глазик;
  • солнце — солнышко;
  • кукла — куколка.

«Кто готовит?»

Игра на закрепление знаний о многообразии профессий.

Взрослый называет действие и бросает ребёнку мяч, а малыш, возвращая мяч, должен назвать соответствующую этому действию профессию:

Примеры:

  • готовит — повар (кулинар, кондитер);
  • рисует — художник;
  • пишет — писатель (журналист, поэт);
  • строит — строитель;
  • лечит — доктор.

Можно поменяться ролями: профессию называет ведущий, а игроки ловят мяч и называют подходящее действие.

«Земля, вода, воздух»

Ведущий называет стихию (земля, вода или воздух) и кидает мячик в руки игроку. Игрок должен поймать мячик и в доли секунды назвать существо, в этой стихии обитающее.

Можно использовать названия категорий (птицы, рыбы…) и конкретные наименования (окунь, щука, ласточка). Главное условие: слова повторяться не должны. Если назвать слово не получается или случился повтор, проигравший должен выполнить задание ведущего.

Пример:

  • вода — карась;
  • земля — кабан;
  • воздух — воробей.

Общее для словесных игр с мячом

Все описанные игры подходят для организации занятия с ребёнком 6-7 лет на улице и дома. Можно использовать маленький мягкий мячик или отказаться от мяча вовсе, просто проговаривая слова игры по очереди. В этих развивающих играх мяч служит нескольким целям:

  • требует успешно распределять внимание между несколькими действиями (ловить мяч и обдумывать правильный ответ);
  • регламентирует время на обдумывание ответа (мяч не должен задерживаться в руках игрока дольше, чем на 3 секунды — по договорённости это время можно продлить или уменьшить);
  • добавляет игре динамичности и азарта.

Словесные игры на развитие логического мышления

«Кто лишний»

В младшем дошкольном возрасте задания на развитие мыслительных процессов обобщения проводились с использованием картинок.

Ребёнку предлагалось из серии рисунков выделить несколько групп, объединяя изображённые предметы по разным признакам (по размеру, по цвету, по количеству, по назначению и пр.), или, напротив, убрать лишнюю картинку.

Для ребёнка 6-7 лет эту игру можно провести в словесной форме. Таким образом, помимо прочего, задействуется образное мышление, воображение и фонематический слух.

Называйте серии слов, в которых все, кроме одного, объединены общими признаками. При этом задание можно усложнить, продемонстрировав, что одни и те же предметы обладают рядом признаков, а подбирать им товарищей по группе можно по каждому из качеств.

Пример:

  • Кровать, шкаф, стол, стул, простыня.

В этой группе лишнее слово «простыня», потому что, в отличие от остальных, оно не обозначает мебель.

  • Подушка, одеяло, простыня, кровать, шкаф.

В этой группе, как и в предыдущей, есть слова «кровать», «простыня» и «шкаф». Лишнее слово на этот раз — «шкаф», так как оно не обозначает предмет, который можно использовать для сна и отдыха.

«Данетки»

Данетки — это особый вид загадок, которые отлично развивают логическое мышление, учат думать нестандартно и креативно. Перед игроком ставится задача, требующая решения. Чтобы это решение найти, игрок (допускается участие нескольких отгадывающих, тогда вопросы ведущему они должны задавать по очереди) задаёт ведущему наводящие вопросы, на которые может быть только три варианта ответа:

Цель — найти верное решение за минимальное количество вопросов. Можно добавить соревновательный элемент, объявив победителем того игрока, который первым догадается, как решить данетку. Примеры готовых данеток есть на нашем сайте. Натренировавшись на готовых загадках, вы сможете придумывать подобные задачки самостоятельно.

Загадки

Загадки — известный издревле вариант словесной игры, отлично развивающей логику. Но мы предлагаем не использовать готовые авторские или народные загадки, а сочинять их, что называется, на ходу. Причём игроки должны поочерёдно меняться ролями отгадывающего и загадывающего: сначала вы загадываете, а ребёнок отгадывает, потом наоборот.

Это игровое задание развивает умение выделять признаки предмета, узнавать предметы по описанию, составлять словесное описание, по которому можно узнать предмет.

Пример:

Этот овощ зелёный, даже когда спелый. Варить или жарить его не надо. Его можно солить, мариновать и квасить.

Как вы наверняка догадались, это огурец. Если ребёнок отгадать загадку никак не может, добавляйте новые условия. Скажите, что любите добавлять этот овощ в салат, что он есть на грядках у бабушки на даче… В общем, развивайте мышление не только детское, но и своё. Пригодится

Источник: http://nii-evrika.ru/slovesnye-igry-dlya-detej-6-7-let/

Игры и пособия

Развитие речи. Игротека. Выпуск 12 – в пособии содержится игровой материал для проведения упражнений по развитию целенаправленного речевого выдоха.

Смотреть

Тренажёр для развития дыхания “Снеговик” – правильное дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи.

Смотреть

Игра “Антонимы” – игра развивает речь, мышление. Поможет научиться детям использовать слова с противоположным значением.

Смотреть

Чистоговорки в картинках – для отработки и закрепления трудных звуков в речи детей.

Смотреть

Развитие дыхания – физиологического и речевого – для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.

Читать

Картинки-действия “Кто, что делает?” – для детей от 1 года.Занятия с пособием способствуют развитию связной речи – ребёнок учится правильно сочетать слова в предложении, употреблять разные части речи, составлять разные по сложности предложения, затем короткие рассказы; уточняется, расширяется, активизируется словарь ребёнка.

Скачать

Дидактическое пособие “Закрепление предлогов” – закрепление в речи использования предлогов и слов, обозначающих пространственные понятия.Также будет способствовать развитию внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, мелкой моторики и координации движений рук.

Скачать

Игра по развитию речи “Первый и последний звук в слове” – развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

Посмотреть

Речевая игра “Рассели по домикам” – закрепление рода существительного.

Посмотреть

Дидактическое пособие по развитию речи “Телефон” – развитие фонематического восприятия, анализа, развитие внимания, памяти, мышления, логики.

Посмотреть

Дидактическая игра “Собери слово” – развитие умения составлять из букв слова.

Посмотреть

Дидактическое пособие по развитию речи “Карлсон в гостях у Малыша” – формировать и развивать навык образования относительных прилагательных от существительных, учить изменению образованных прилагательных по родам.

Посмотреть

Речевая игра “Аквариум” – закреплять умение определять место звука в слове.

Посмотреть

Сохранить СохранитьСохранить

Источник: https://neposed.net/educational-games/razvitie-rechi/igry-i-posobiya

Картотека словесных игр на развитие речи

Картотека словесных игр на развитие речи

  • 1.«У КОГО – КТО»
  •         У кошки – котенок, котята

            У собаки – щенок, щенята

            У свиньи – поросенок, поросята

            У коровы – теленок, телята

            У лошади  – жеребенок, жеребята

            У овцы – ягненок, ягнята

            У тигра – тигренок, тигрята

            У лисы – лисенок, лисята

            У козы – козленок, козлята

            У медведя – медвежонок, медвежата

            У волка – волчонок, волчата

            У зайца – зайчонок, зайчата

            У ежа – ежонок, ежата       

            У льва – львенок, львята

            У лягушки – лягушонок, лягушата

  • 2.«КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ»
  •         Корова – мычит (му-у)

            Собака – лает (гав-гав)

            Свинья – хрюкает (хрю-хрю)

            Лошадь – ржет (иго-го)

            Овца – блеет (бе-е)

            Кошка – мяукает (мяу)

            Лягушка – квакает

            Курица – кудахчет

            Утка – крякает

            Жук – жужжит

            Волк – воет

            Воробей – чирикает

            Ворона – каркает

            Тигр –  рычит

            Петух – кукарекает

            Кукушка – кукует

  • 3.«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
  •         кошка – кошечка                  

    Читайте также:  Бианки «купание медвежат»

            собака – собачка                   

            лошадь – лошадка                

            овца – овечка                        

            коза – козочка                       

            стул – стульчик                     

            стол – столик                         

            кровать- кроватка                  

            окно- окошко                         

            дом –домик                            

            платье- платьице                   

            рубашка – рубашечка           

            носки – носочки                    

            платок – платочек                 

    цветок – цветочек

    листок- листочек

    звонок – звоночек

    корабль – кораблик                                 

    самолет – самолетик

    звезда – звездочка

    солнце – солнышко

    дождь – дождик

    сын – сыночек

    мама – мамочка

    папа – папочка

    дочь – доченька

    ветер – ветерок

    снег – снежок

    Корова – коровий

    Заяц – заячий

    Овца-овечий

    Лошадь – лошадиный

    Кошка –кошачий

    Коза – козий

    Поросенок – поросячий

    Еж – ежиный

    Белка –беличий

    Волк – волчий

    Лиса – лисий

    Ворона – вороний

    Собака –собачий

     Мясо – волку

     Малину – медведю

     Морковку – …зайцу

     Яблоко – …ежу       

     Орехи – …белке

     Сено – …коню

     Косточку – …собаке

     Молоко – …кошке

     Зерно – …петуху, курице

     6.«НАЗОВИ СЕМЬЮ»

     Папа – медведь, мама – медведица, сын – медвежонок;

     Папа – волк, мама – волчица, сын – волчонок;

     Папа – тигр, мама – тигрица, сын – тигренок;

     Еж – ежиха – ежонок;

     Лис – лиса – лисенок;

     Заяц – зайчиха – зайчонок;

     Слон – слониха – слоненок;

     Конь – лошадь – жеребенок

     Петух – курица – цыпленок

     Кабан – свинья – поросенок

             Лиса живет в норе.

             Медведь зимует в …берлоге.

             Волк живет в … логове.

             Белка живет в …дупле.

             Муравей – в муравейнике.

             Птица – в гнезде.               

             Акула – в море.

             Собака – в конуре.

             Курица – в курятнике.

     Конь – в конюшне.

     Пчелы – в улье.

     Щука – в реке.

     8.«ЧЬИ ГЛАЗА»

     Корова – коровьи

     Заяц – заячьи

     Овца – овечьи

     Лошадь – лошадиные

     Кошка – кошачьи

     Коза – козьи

     Поросенок – поросячьи

     Еж – ежиные

    Белка – беличьи

    Волк –волчьи

    Лиса – лисьи

            Огурец – огурчик

            Помидор – помидорчик

            Горох – горошек

            Лук – лучок

            Тыква – тыковка

            Морковь – морковка

            Капуста – капусточка

            Арбуз – арбузик

            Дыня – дынька

            Яблоко – яблочко

            Лимон – лимончик

            Апельсин – апельсинчик

            Морковь (какая?) – оранжевая

            Капуста (какая?) –  белая

            Помидор (какой?) – красный

            Огурец (какой?) – зеленый

            Репа (какая?) – желтая

            Апельсин (какой?) –  оранжевый

            Лимон (какой?) – желтый

            Арбуз (какой?) – полосатый

            Слива (какая?) –  синяя

            Малина (какая?) – красная

            Морковь, горох, капуста, яблоко.

            Помидор, слива, огурец, репа.

            Малина, картошка, лук, тыква.

            Свекла, редис, клубника, помидор.

            Яблоко, лимон, морковь, груша.

            Апельсин, кабачок, слива, вишня.

            Баклажан, огурец, капуста, черешня.

            Один шарф – много… шарфов

            Одна шапка – много…шапок

            Одни перчатки – много …перчаток

            Один носок – много…носков

            Одна куртка – много…курток

            Одно платье – много … платьев

            Один костюм – много…костюмов

            Одна шляпа – много …  шляп

            Одни сапоги – много …сапог

            Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

            Сапоги (какие?) – коричневые,         удобные,  

                                           теплые…

            Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

            Перчатки (какие?) – кожаные, белые…

            Шляпа (какая?) – черная, большая…

            Туфли (какие? ) – осенние, красивые…

            Платье (какое?) –  новое, нарядное, зеленое…

            Рубашка (какая?) –  белая, праздничная….

            Шуба (какая?) –  меховая, теплая…

    1. 14.«КОМУ ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ»

            Повару – кастрюля, поварешка,…

            Врачу – шприц, вата…

            Учителю – книга, ручка…

            Почтальону – письма, газеты…

            Продавцу – весы, продукты…

            Строителю – кирпич, цемент…

            Парикмахеру – ножницы, зеркало…

            Художнику – кисти, краски…

            Садовнику – лейка, грабли…

            Портнихе – нитки, иголка…

            Прачке – стиральная машина, прищепки…

            Врач – лечит людей

            Повар – …готовит обед

            Строитель – …строит дом

            Космонавт – …летает в космос

            Учитель – … учит детей

            Шофер – …водит машину

            Садовник – выращивает цветы

            Художник – рисует картины

            Воспитатель – воспитывает детей

            Прачка – стирает белье

            Портниха – шьет одежду

            Милиционер – следит за порядком на улице

    Машина (какая?) – красная, новая, …

    Самолет (какой?) – большой, быстрый, …

    Пароход (какой?) – белоснежный, красивый, …

    Грузовик (какой?) – тяжелый, огромный, шумный…

    Велосипед (какой) – новый, двухколесный…

    Поезд (какой?) – скоростной, длинный, быстрый…

    Лодка (какая?) – маленькая, большая, деревянная…

    Самосвал (какой?) – мощный, огромный, тяжелый…

    Вертолет (какой?) – грузовой, серебристый,…       

    Кто управляет самолетом?…Летчик

    Кто управляет вертолетом?…Вертолетчик

    Кто управляет теплоходом?…Капитан

    Кто управляет поездом?…Машинист

    Кто управляет трамваем?…Вагоновожатый

    Кто управляет грузовой машиной? …Шофер

    Кто ремонтирует автобус?…Механик

    Кто моет автобус?…Мойщик

    Кто продает билеты в автобусе?…Кондуктор

    Кто проверяет билеты в поезде?…Контролер

    Кто служит на водном транспорте?…Моряки

    Кто поддерживает связь с землей по радио на самолете?…Радист

    Кто оказывает помощь пассажирам в самолете?…Стюардесса

    1. 1.У кого – кто.
    2. 2.Кто как голос подает.
    3. 3.Назови ласково.
    4. 4.Чей хвост.
    5. 5.Кому что дадим.
    6. 6.Назови семью.
    7. 7.Кто где живет.
    8. 8.Чьи глаза.
    9. 9.Большой – маленький.
    10. 10.Назови цвет.
    11. 11.Четвертый лишний.
    12. 12.Один – много.
    13. 13.Подбери признаки.
    14. 14.Кому что нужно для работы.
    15. 15.Кто что делает.
    16. 16.Подбери признак.
    17. 17.Назови профессию.

    Источник: http://doshkolnik.ru/razvitie-rechi/11284-slovestnie-igry.html

    Логопедические игры для детей 6-7 лет

    Любые отклонения в нормальном произношении звуков могут создать массу неудобств для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

    Малыш в 6-7 лет сравнивает свою речь с речью других детей, и, если имеются дефекты, он начинает смущаться, замыкается, неохотно идет на контакт.

    Это мешает ему нормально строить отношения с ровесниками и обучаться, ведь учеба в начальной школе неразрывно связана с речевыми функциями.

    Помочь ребенку преодолеть трудности могут логопед и детский психолог. Многие родители и сами принимают активное участие в коррекции речи ребенка, занимаясь с ним дома. В этом материале мы представим несколько самых эффективных логопедических игр для дошколят.

    Дошкольники, у которых есть проблемы со звукопроизношением, в детском саду или в школе раннего развития проходят логопедическое обследование. В ходе этой необычной диагностики речевых возможностей логопед выясняет, как рано заговорил малыш, какие слова были первыми, когда он научился строить предложения, есть ли у него дефекты речи и трудности с произношением определенных звуков.

    Обычно исследуют следующие звуки и сочетания: C, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, Рь, Л, Ль. Оценивается не только отдельное произношение, но и звучание их в словах и слогах.

    Логопед оценивает также работу артикуляционного аппарата ребенка, его прикус, состояние зубов, языка, губ. И только после этого все данные заносятся в речевую карту. В нее же вписываются назначения специалиста.

    Помимо посещения кабинета логопеда в группе или индивидуально, родителям рекомендуется заниматься с дошкольником в домашних условиях. Именно такие, домашние занятия и вызывают у родителей массу вопросов.

    Оптимальная форма усвоения информации для детей 6-7 лет — игровая форма. В этом возрасте у мальчиков и девочек есть потребность не просто в играх, а в сюжетных и ролевых заданиях, в которых они смогут попробовать себя в разных ролях. Это обязательно нужно учитывать, планируя домашние логопедические занятия.

    Проводить их следует ежедневно, уделяя хотя бы 10-15 минут. В идеале стоит заниматься с ребенком трижды в сутки по 10 минут.

    В каждое занятие желательно включать такие составляющие:

    • разминка (гимнастика) для речевого аппарата — 3-5 минут;
    • логоритмика (произношение проблемных звуков в стишках и чистоговорках) синхронно с движением, в такт прыжкам или ходьбе — 1-2 минуты;
    • дыхательная гимнастика с произношением проблемных звуков на выдохе (1-2 минуты);
    • стихи и песенки, можно в сочетании с движением, окрашенные эмоционально мимикой и жестами (3-4 минуты);
    • логопедические игры с дидактическим материалом (4 -5 минут);
    • новые упражнения — показ и повтор (2-3 минуты).

    Как видите, много времени это не займет.

    Артикуляционная гимнастика может стать очень смешным и занятным времяпрепровождением.

    Родители могут предложить ребенку высовывать язык как змея, «свешивать» его вниз как уставшая собачка, высунутым языком можно нарисовать в воздухе что-либо, чтобы мама попыталась догадаться, что же чадо изобразило.

    Губы складывают в трубочку, изображают слоника и рыбку, растягивают в широкой улыбке, скалят зубки, подобно рассерженному льву.

    Такие несложные упражнения хорошо развивают мимические мышцы, мышцы губ, языка, челюсть, а также поднимают настроение и ребенку, и взрослым. Если сопровождать артикуляционную гимнастику забавными звуками, дополняющими изображаемого животного, то веселье для всех обеспечено.

    Ценность чистоговорок сложно переоценить. Они не позволяют ребенку пропустить в слове звук, произношение которого дается ему с трудом, заменить его на похожий, но другой звук.

    Чистоговорки мамы и папа могут легко сочинить самостоятельно. Для этого в начало и конец рифмованного двустишия или четверостишия включают тот звук или сочетание звуков, с которыми у ребенка и возникают чаще всего проблемы.

    Например, у дошкольника с проблемным «Л», произношение будет получаться значительно лучше, если в ритмических занятиях, при ходьбе, прыжках, в танце он будет произносить чистоговорку на этот звук:

    Ла-ла-ла зима пришла,

    Лапы елок побелила,

    Льдом сковала, замела,

    Лес околдовала.

    С проблемными шипящими ребенку помогут справиться чистоговорки с обилием таких звуков:

    Щи-щи-щи иди ищи

    Шу-шу-шу пожар тушу

    Ча-ча-ча дай калача.

    Со звуком Р, которой с большим трудом дается большому количеству дошкольников, можно справиться, если регулярно использовать такие чистоговорки:

    Ра-ра-ра, ра-ра-ра за окном стоит жара,

    Ре-ре-ре, ре-ре-ре погуляем во дворе.

    При выборе скороговорок тоже следует обращать внимание на звуки и сочетания звуков, которые в них преобладают. Так, всем известная «Саша с сушками» – поможет при дефектах произношения шипящих звуков.

    Для тренировки «Р» можно эмоционально рассказывать скороговорку о выдре в гетрах, которая в недрах тундры собирает ядра кедров, или стишок о раке в реке и незадачливом греке.

    Для усвоения правильного произношения «Л» можно вспомнить историю об отлитом не по-колоколовски колоколе.

    Занятия для дома хорошо дополнят игры с использованием картинок. Они не только помогут развивать речь, но и благотворно скажутся на развитии воображения, умении сочинять и выстраивать рассказы и выражать свои мысли. Для следующих занятий вам понадобится распечатать на обычных листах формата А4 следующие картинки.

    Если они черно-белые, можно предварительно их раскрасить вместе с ребенком, ведь рисование, как и письмо, развивает мелкую моторику и стимулирует развитие речи. Как только картинки готовы, начинаем играть.

    Читайте также:  День искусства в детском саду в средней группе доу

    Игра для развития произношения шипящих, а также «З» и «С». Снеговик и Снегурочка собираются в путешествие. Им нужно сложить чемоданы. Задача ребенка – отправлять каждому из персонажей кружок из бумаги на наклеенным или нарисованным на ней предметом.

    Снегурочка собирает только предметы, в которых звучит «Ш», «Ж», «Щ» и «Ч», а Снеговик — только те кружки, на которых изображены предметы, в названии которых есть «С», «З».

    Для кружков можно использовать следующие слова и изображения — солнце, зонтик, шуба, шапка, щетка, чашка, сарафан, сумка, варежки, шарфик, часы, собачка, чемодан, свитер, замок, зайка и другие.

    Для этой игры к картинке девочки-сладкоежки следует нарезать из обычной альбомной бумаги кусочков в форме конфет. На каждую бумажную «сладость» крепится картинка с предметом или животным, в названии которого есть проблемный звук.

    Если у ребенка «хромают» Л и Р, то можно наклеить или нарисовать на «конфетках» льва, леденец, рыбу, рака, радугу, листья, лилию, розы, кенгуру, акулу и т. д. Как только малыш правильно произносит звук в слове, нарисованной девочке Зине достается конфетка.

    Все дошкольники помнят историю Пятачка, который ходил в гости с воздушными шариками. Если нарезать из бумаги воздушных шариков и на них разместить изображения, в названии которых есть проблемные для ребенка звуки, то можно поиграть в то, сколько шариков сможет собрать Пятачок.

    К картинке спящего пони — героя любимого мультфильма современных детей — понадобится нарезать из бумаги небольшие облака. На них следует наклеить изображения разных предметов, зверей, природных явлений.

    Чем больше будет таких облаков, тем лучше. В названии картинок должны быть звуки, которые удаются ребенку хуже всего. Слон, тигр, дождь, жаба, волк, яблоко, крокодил, рыбка, мяч — это лишь некоторые варианты.

    Сначала ребенку нужно ответить на вопрос, что же приснилось сказочному пони. Для этого он должен каждое слово назвать разборчиво и повторить для закрепления результата.

    Потом оставьте несколько «облаков» и попросите малыша придумать сюжет сна. Например, вы оставили тигра, льва, радугу и крокодила. Задача ребенка — сочинить небольшую историю с этими словами. Это может быть история о том, как звери в джунглях впервые увидели радугу.

    Родителям стоит знать о следующих моментах:

    • Занимайтесь только тогда, когда ребенок сам настроен на игру. Не стоит принуждать сына или дочь к логопедическим занятиям.
    • Проявляйте больше терпения, приободряйте чадо, не ругайте его не требуйте немедленного правильного произношения.
    • Сочиняйте и придумывайте новые игры по схеме прежних, пусть в ваших играх появятся любимые детские персонажи и герои игр и мультфильмов.
    • Не стоит отчаиваться, если сначала ребенок будет жаловаться на усталость. Постепенно его речевой аппарат окрепнет, и правильное воспроизведение станет нормой, естественным процессом.

    Еще одну игру на развитие речи смотрите в следующем видео.

    Источник: http://www.o-krohe.ru/logopediya/igry-dlya-detej-6-7-let/

    Дидактическая игра по развитию речи для детей 5-7 лет «Цветик – разноцветик»

    Актуальность:

    Детство ребенка начинается с игры. Она занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи).

    Ознакомление со звуковой стороной слова и формирующееся в его результате умение “слышать” в слове отдельные звуки, ударения, вычленять слоги помогает осваивать правильное звукопроизношение, произвольно управлять артикуляционным аппаратом.

    Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи. Одним из важнейших условий освоения детьми навыков письма и чтения является высокий уровень развития фонематического восприятия, а наиболее эффективной формой обучения – дидактическая игра.

    В игре ребенок ярче раскрывает свои способности, индивидуальность, активнее контактирует со взрослыми.

    Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

    Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

    Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения.

    Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.

    В-третьих, игру можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал разно уровневого характера. Нельзя проводить игру, если уровень знаний детей недостаточен для выполнения задач, поставленных этой игрой.

    Цель:

    Подготовка к обучению грамоте.

    Задачи:

    Образовательные:

    • Упражнять в дифференциации и артикуляции звуков в словах.
    • Упражнять в определении места звука в слове.
    • Упражнять детей в различении на слух твердого и мягкого звука.
    • Упражнять в умении выполнять звуковой анализ слова.

    Развивающие:

    • Развивать речь, слуховое и речевое восприятие, фонематический слух.
    • Формировать навыки самоконтроля, умение оценивать свою деятельность.

    Воспитательные:

    • Воспитывать умение помогать товарищам.
    • Воспитывать любознательность.

    Возраст детей: 5-7 лет.

    Используемый материал:

    Картон разных цветов, картинки с разнообразными предметами, клей, скотч, ножницы.

    Описание способа изготовления пособия:

    Цветик состоит из лепестков и сердцевины. Из цветного картона разных цветов вырезать лепестки, из белого картона кружочки (сердцевину). Вырезать картинки с разнообразными предметами, наклеить их на лепестки. На белых кружочках пишутся буквы. Заламинировать все скотчем.

    Варианты игры:

    • Подобрать картинки с предметами, название которых начинается на данный звук.
    • Подобрать картинки с предметами, в названии которых данный звук в начале слова.
    • Подобрать картинки с предметами, в названии которых данный звук в середине слова.
    • Подобрать картинки с предметами, в названии которых данный звук в конце слова.

    Применение:

    • как часть занятия,
    • во время индивидуальной работы с детьми,
    • во время самостоятельной деятельности детей,
    • задание для досуга.

    Источник: https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/12786-didakticheskaya-igra-po-razvitiyu-rechi.html

    Игры и упражнения для развития речи ребенка 6-7лет

    Памятка для родителей

    Игры и упражнения для развития речи ребенка 6-7лет

    Звукопроизношение

    Произнесение различных чистоговорок и скороговорок. Также как тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно)

    Чистоговорки:

    Са-са-са – в лесу бегает лиса.
    Со-со-со – у Сони колесо.
    Су-су-су – ягоды в лесу.

    Скороговорки:

    Ест киска суп из миски.
    Сыта киска – пуста миска.
    Тише, мыши, кот на крыше.

    Луша под душем мыла мылом уши.

    Леша и Клаша едят пшённую кашу.

    В шалаше шесть шалунов.

    Около кола колокола.

    Не жалела мама мыла,
    Мама Милу мылом мыла.
    Мила мыла не любила,
    Но не ныла Мила.
    Мила – молодчина.

    Трое трубачей трубят в трубы.

    Топоры остры до поры,
    До поры остры топоры.

    На травке тропка, травка на тропке.

    На дворе трава, на траве дрова.
    Раз дрова, два дрова –
    Не руби дрова на траве двора.

    Игры на развитие фонематических процессов

    «Подумай, не торопись»

    • придумай слово, которое начинается на последний звук слова лук;
    • какое слово получится, если к но- прибавить один звук;
    • составь такое предложение в котором все слова начинались бы на звук М (мама моет Машу мочалкой);
    • найди в комнате предметы, в названии которых второй звук У;
    • подбери слова, чтобы первый звук был К, а последний Ш и т.п.

    «Про двух зайчат»

    Слушая сказку, ребенок помогает найти нужные слова:

    «Однажды утром зайчата Лута и Лут отправились в лес. Захотелось по лесу погулять, узнать, кто там живет, да посмотреть нет ли поблизости речки, чтобы рыбу наловить. Чтобы принести домой какую-нибудь рыбешку, Лута взяла с собой то, что в названии имеет звук Р (ведро), а Лут взял с собой то, что в названии имеет звук У (удочку)….и т.д.

    «Если б мы были художниками»

    Давайте представим, что мы с вами художники, будем рисовать картину, на которой изображен сельский домик. Стены уже готовы, а мы с вами будем подрисовывать детали, в названиях которых должны быть звуки Р или Рь.

    Можно рисовать вместе с ребенком.

    Игры на развитие слоговой структуры

    «Магазин игрушек»

     (игрушки: бегемот, машина, собака, кукла, ослик, мишка и т. п.)

    Взрослый предлагает купить игрушку с заданным количеством слогов, например, два. Дети покупая игрушки, должны ясно и четко произнести ее название, определить количество частей слова.

    «Кто в каком домике будет жить»

    Взрослый чертит на доске, листе, песке, земле квадраты:

    Каждый квадрат, обозначает одну часть слова. В этих домиках-квадратиках будут жить животные.

    По ходу игры задаются вопросы, которые заставляют детей размышлять над слоговым составом слова и его строением (почему название одного и того же животного можно разместить во всех трех домиках: лис, лиса, лисица? И т.п.)

    Игры на развитие грамматического строя речи

    «Один и много»

    Игра с мячом. Взрослый называет один предмет, а ребенок много.

    Пример:  стол – столы,  шапка – шапки.

    «Посчитай-ка (от 1 до 5)»

    Пример: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре лодки, пять ложек.

    «Чего не стало?»

    предложить ребенку несколько картинок, затем их перевернуть или закрыть (по очереди) и задать вопрос – «Чего не стало?», ребенок должен вспомнить и назвать  картинку в родительном падеже (ложки, телефона, ручки)

    «Измени предложение»

    Упражнять детей в употреблении местоимений: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ во фразах и  предложении.

    Пример: Я ем суп, ТЫ ешь суп, МЫ едим суп,      ВЫ едите суп, ОН ест суп, ОНА ест суп,  ОНИ едят суп

    «Назови ласково»

    Можно играть с мячом, как в упражнении «один-много»

    Пример:

    лодка – лодочка,

    забор – заборчик,

    носок – носочек

    Игры на развитие связной речи

    Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д.

    Игровое упражнение «Распространи предложение»

    Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы …»

    Игровое упражнение «Если бы…»

    Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

    «Если бы я был волшебником, то …»

    «Если бы я стал невидимым …»

    «Если весна не наступит никогда …»

    Игровое упражнение «Закончи сам»

    Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

    Источник: https://serkova-mar-detsad13.edumsko.ru/folders/post/1033583

    Ссылка на основную публикацию