Этическая беседа для учащихся начальных классов, 3-4 классы

Тесёлкина С.В. «Спешить с добром?!»: воспитательная беседа в начальной школе

Этическая беседа для учащихся начальных классов, 3-4 классы

Тесёлкина Светлана Владимировна,

методист

ГБОУ ГМЦ ДОгМ,

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Актуальность, обоснование выбранной темы.

 В Концепции духовно-нравственного воспитания говорится о том, что важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. А это значит, что одной из главных задач воспитания является формирование ценностных ориентиров школьников. Немаловажное значение для учащихся начальной школы приобретает такая нравственная ценность, как добро. Педагогу, работающему в начальных классах, важно научить детей сопереживать, привить желание помочь, научить делать нравственный выбор, а также сформировать знания о том, что не каждую помощь, оказанную кому-либо, можно назвать добром.

Целью, заложенной в методическую разработку сценария беседы «Спешить с добром!?», является создание педагогических условий формирования ценностных ориентиров обучающихся.

Задачи:

– систематизировать знания школьников о ценности добра, о его роли в жизни человека и о том, всегда ли нужно спешить с добром, может ли добро принести вред;

– способствовать формированию умения школьников анализировать возможные жизненные ситуации;

– развивать умение делать нравственный выбор;

– создание свода правил для учащихся начальной школы на тему «Как совершать добро, не навредив им».

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Сценарий проведения и ход мероприятия

Беседа «Спешить с добром!?»

Ход беседы

1. Оргмомент, введение в тему

Ведущий: Добрый день, ребята, здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашей сегодняшней беседы – «Спешить с добром».

(Учитель продолжает говорить на фоне красивой мелодии.)

«Добро» – какое красивое слово! Сколько в нем волшебства, сколько света.

А вы когда-нибудь замечали, что при произношении этого магического слова, на душе как-то сразу становится теплее и радостнее? А давайте сейчас все вместе шепотом произнесем это слово – «добро».

Готовы? Тогда – три-четыре! (Дети хором: «Добро».) Мне кажется, что в нашем классе стало даже светлее, наверное, это слово осветило его своими лучами.

(Музыка постепенно стихает.)

Ведущий: Ребята, а что такое добро? Кто из вас может ответить на этот вопрос?

(Ответы детей.)

Ведущий: Действительно, добро – это когда кому-то помогаешь, это хорошие дела и поступки и, конечно же, это радость и счастье. О добре много пословиц и поговорок, много сказок, стихов и рассказов, а сейчас я хочу предложить вам послушать одну маленькую историю из жизни, в которой тоже говорится о добре.

1. Основная часть беседы

(Презентация № 1 – история «Поспешите с добром»)

Ведущий: «Поспешите с добром!» – такими словами заканчивается эта история. Ребята, а как вы считаете, нужно ли спешить с добром? Поднимите руки те, кто считает, что нужно.

(Учитель считает, сколько ребят подняли руки, и если все, то говорит дальше.)

Ведущий: Замечательно! Все вы считаете, что нужно спешить с добром. А почему нужно спешить? Мы можем куда-то опоздать?

(Ответы детей.)

Ведущий: Ребята, а какие умения нужны человеку, для того, чтобы делать добро? У вас на столах лежат конверты, достаньте из них открытки: в них перечислены умения, необходимые человеку для того чтобы совершать добрые поступки. Но только учтите, что не все, что там написано, правильно, я попрошу вас выбрать и подчеркнуть только самое необходимое и ответить на вопрос: «Какие умения нам необходимы для того, чтобы совершать добро?».

На открытке
Умение посмеяться, когда другому больно
Умение любить
Умение читать
Умение прощать
Умение петь
Умение жалеть
Умение мечтать
Умение сопереживать
Умение быть чуткими к чужой беде
Умение танцевать

Ведущий: Ну что, ребята, вы готовы ответить на мой вопрос. Итак, что необходимо уметь делать человеку для того, чтобы совершать добро?

(Учитель заслушивает ответы учащихся, обобщает их, добавляет то, что они не назвали.)

Ведущий: Теперь давайте вернемся к истории, которую мы с вами только, что услышали. Помните, вы все согласились с тем, что с добром надо спешить? Изменится ли ваше мнение? Это мы узнаем после того, как вы услышите еще одну историю.

(Презентация № 2 – «Не спешите с добром»)

Ведущий: Я хочу повторить свой вопрос: «Нужно ли спешить с добром?». И снова попросить поднять руки тех, кто считает, что нужно.

(Учитель считает учеников, поднявших руки, если они есть.)

Ведущий: Я смотрю, вы изменили свое мнение. А почему сейчас вы считаете, что не нужно спешить с добром?

(Если дети не изменили свое мнение, можно сказать следующее: «Я смотрю, ваше мнение не изменилось, а как вы думаете, почему автор истории считает, что не нужно спешить с добром?»)

(Учитель заслушивает несколько ответов детей.)

Ведущий: Действительно, ребята, бывают такие ситуации, когда мы, на наш взгляд, совершаем добро, спешим помочь, но ошибаемся. Скажите, почему так происходит?

(Ответы детей.)

Ведущий: Действительно, это происходит потому, что мы поспешили, до конца не проанализировали ситуацию, в которой оказался тот, кому мы хотим помочь, а значит, наше добро не принесло пользы. А как вы считаете, ребята, любой ли добрый, на ваш взгляд, поступок может принести пользу?

(Ответы детей.)

Ведущий: Вы знаете, ребята, я тоже считаю, что добро должно быть настоящим. Причем оно должно приносить пользу не только тому, кому мы помогаем, но и самому себе. А какую пользу мы приносим самим себе, совершая добро?

(Ответы детей.)

Ведущий: Действительно, совершая добро, мы получаем радость от того, что помогаем другим, а значит, добавляем в свою жизнь положительные эмоции, больше улыбаемся, настроение становится лучше.

2. Подведение итогов

Ведущий: Ребята, сравните две истории – «Поспешите с добром» и «Не спешите с добром». Героиня первой истории, спасая морских звезд, радовалась, что совершает добро и может помочь, а герою второй истории стыдно от того, что добро совершенное им принесло только вред. Но ведь оба героя хотели помочь, а получилось это только у одного.

Ведущий: Как не ошибиться с добром, как принести пользу, совершая его?.. Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю вам, ребята, составить свод правил на тему «Как совершать добро», продолжив недописанные предложения.

– «Совершая добро, помни…»;

– «Добро, которое ты совершаешь, должно приносить…»;

– «Если ты хочешь совершить добро…»;

– «Настоящее добро всегда…»;

– «Прежде чем совершать добро, подумай…».

3. Заключительное слово учителя

Ведущий: Ну что ж, наша беседа подошла к концу. Все вы, ребята, были очень активны, а значит, тема добра актуальна для вас.

Вы дважды сегодня меняли свое мнение, а значит, вы умеете размышлять, вы составили свод правил на тему «Как совершать добро», а значит, вы умеете подводить итоги.

И я очень надеюсь, что полученные сегодня знания вы успешно примените в жизни и всегда будете идти «дорогой добра». Спасибо все за внимание!

(Звучит песня «Дорогою добра» (слова: Юрий Энтин; музыка: Марк Минков).)

Презентации к статье – в приложении.

Презентации звуковые, в них используются материалы, принадлежащие Ангелине Могилевской (непрямое цитирование). Закадровый текст читают: методисты ГБОУ ГМЦ ДОгМ Виктор Викторович Кроль и Ольга Львовна Дмитриева. Видеофрагменты в презентациях заимствованы из «Яндекс. Картинки».

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Источник: http://slovo.mosmetod.ru/component/k2/item/1167-tesjolkina-s-v-speshit-s-dobrom-vospitatelnaya-beseda-v-nachalnoj-shkole

Этическая беседа 3 класс

ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА – ПРАКТИКУМ.

ТЕМА: «Хорошие и плохие черты характера».

( проведена 24.02.10 г.)

Провела: кл. рук. 3А класса, Киселева Е.Ю.

Цель: объяснить детям, какие черты характера хорошие и плохие; побудить к обсуждению вопроса, почему надо исправлять плохие качества характера.

ХОД ПРАКТИКУМА.

Вступительное слово классного руководителя.

Многие качества характера проявляются в твоих поступках, привычках, отношениях с людьми. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Иногда они борются в твоей душе, а какое их них победит – решаешь ты сам.

Анкетирование. (анкета прилагается)

Тест – рассуждение.

Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла вечером домой грустная. «Знаешь, — сказала мама, — не удастся нам завтра пойти в парк, у меня срочная работа…»

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

А)Сын ушел в свою комнату и долго рыдал, чтобы мама слышала.

В)Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.

С)Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда-то пойти.

Д)Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной, например.

Расскажи эту историю до конца в каждом из вариантов Костиного поведения. Обязательно обрати внимание на следующее:

– Что при этом чувствовала мама, и как она себя вела?

– Что в конце концов почувствовал сам Костя?

– Удалось ли найти выход из положения?

4. СОВЕТЫ ЗНАЙКИ.

– Что такое ДОБРОТА? КТО КАК ПОНИМАЕТ ЭТО КАЧЕСТВО?

– О чем приятнее вспоминать и рассказывать другим; о том, как ты помог кому-то, или о том, как кого-то обидел?

Доброту в себе надо «тренировать»: совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее.

Упражнение на тренировку доброжелательности.

Вспомни и расскажи о хороших качествах, добрых поступках своих одноклассников.

Читайте также:  Сценарий праздника ко дню народного единства в подготовительной группе

Постарайся припомнить как можно больше хорошего о каждом.

– Тебе нравится придумывать прозвища-дразнилки?

Как ты себя чувствуешь, когда тебя дразнят?

Если при тебе кого-то обижают, поддержи слабого. Помни: словом можно спасти!

5.ИТОГ.

Напишите, что нового узнали о себе. Обсудите это со своими родителями. Знали ли они о ваших открытиях раньше?

Источник: http://aret.ru/10-klass/eticheskaia-beseda-3-klass/

Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников

Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Общество нуждается в человеке-гражданине вне зависимости от того, из какой среды он вышел и кем собирается стать.Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализации в школе личностно-ориентированной педагогики, на первый план выдвигается развитие каждого школьника.Сейчас, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, значимым становится её интегрированный характер, гибкость, мышления, диалогичность (толерантность) и теснейшая коммуникация на всех уровнях.

Нравственное воспитание школьников – тяжелейшая задача учителя. Для решения этой задачи учителю нужно уметь направлять свою деятельность и различные методики преподавания на формирование нравственности у детей.

Как правило, воспитание нравственности у ребёнка начинается с детского сада и продолжается в начальной школе. Именно в этом возрасте ребёнку легче усваивать какую – либо информацию и правильно анализировать её.

Хорошим помощником в воспитании нравственности у школьников является этическая беседа.

Этическим беседам отведено особое место в процессе воспитания нравственности школьников. Такие беседы должны быть содержательными, подталкивающими к хорошим поступкам и положительным действиям.

Этическая беседа – это форма разъяснения школьникам норм и принципов нравственного опыта человечества, это систематическое и последовательное обсуждение той или иной темы между учениками и учителем.

Этическая беседа выступает одновременно как форма просвещения учащихся по той или иной проблеме и как метод нравственного воспитания. Такая беседа сильно отличается от рассказа или инструктажа.

Беседуя со своими учениками, учитель выслушивает и учитывает их мнения по какому – либо поводу, и выстраивает своё отношение с ними в этой беседе на равных.

Почему такая беседа называется именно « этической?» Потому что предметом такой беседы чаще всего становится обсуждение нравственных , моральных и этических проблем.

Назначение этической беседы?

Учить учащихся разбираться в вопросах морали;

Формировать у школьников собственную нравственную позицию;

Нарабатывать свой опыт нравственного поведения;

Прививать умение вырабатывать свой взгляд на факты, своё суждение по тем или иным вопросам морали на основе полученных знаний.

Этические беседы могут быть:

Программными ( в их основе лежит система работы классного руководителя, определённая планом воспитательной работы школы или класса);

Групповыми ( в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем с определённой группой учащихся);

Индивидуальными ( в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем с отдельными учащимися);

Тематическими (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем, связанных с ситуацией, сложившейся в классном коллективе)

Условия эффективности этических бесед с младшими школьниками:

1.Беседа должна иметь проблемный характер и предполагать борьбу мнений и взглядов. При этом учитель задает нестандартные вопросы, стимулирует учеников на поиски ответов.

2.Этическая беседа не должна развиваться по заранее составленному сценарию с готовыми ответами. Дети должны говорить именно то, что они на самом деле думают. Учитель же может высказывать свою точку зрения, если не согласен с мнением своих учеников, но обязательно аргументировать свою точку зрения.

3.Главная тема беседы должна быть близка к эмоциональному опыту учеников. Нельзя требовать от них активности в обсуждении сложных вопросов, пока им не понятным.

4.В ходе беседы должны высказаться все желающие. Нельзя игнорировать чье-то мнение. Нужно сохранять атмосферу справедливости и культуру общения.

Но, прежде чем, начать этическую беседу с младшими школьниками, учителю следует тщательно подготовиться к ней.

Беседы в начальной школе проводятся по следующим направлениям:

Наша страна и люди, которые в ней живут.

Учимся правильно общаться и жить с людьми.( о коллективизме)

Об отношению к труду, людям труда.

О товариществе и дружбе.

О справедливости.

О честности и умении держать слово.

О доброте, отзывчивости и скромности.

О непримиримости к равнодушию и злу.

О сознательной дисциплине и культуре поведения.

Каждое направление раскрывается в конкретных темах бесед, с постепенно усложняющимся содержанием от 1 к 4 классу. В классе проводится 9 обобщающих бесед в году – один раз в месяц.

Содержание бесед строится линейно – концентрически . Это значит, что в каждом классе проводится беседа по каждому из девяти направлений , но в её содержание в последующем классе вводятся новые факты , обращается внимание детей на новые признаки нравственных понятий , на причинно – следственные связи нравственных явлений.

Таким образом, происходит объединение единичных признаков, представлений. Процесс этот не гладкий, полный противоречий, подчас достаточно сложных для младших школьников.

В повседневной жизни детей идеальные представления о нравственных нормах сталкиваются с жизненными обстоятельствами, которые в какой – то мере затрудняют выработку правильного поведения у младших школьников.

Самостоятельное разрешение этой проблемы в большинстве случаев не доступно семилетнему ребенку. Жизнь в классном коллективе полна подобных противоречий, связанных с выполнением нравственных норм.

Эти и многие другие противоречия, связанные с выполнением нравственных норм, являются важным источником при определении содержания этических бесед для младших школьников. Важно уметь не уходить от трудных для детей проблем, находить пути их разрешения.

Усвоенные этические понятия позволяют младшему школьнику выводить конкретные правила поведения. Эти правила, сформулированные самими детьми в процессе беседы, предписывают поведение, определяют, как надо вести себя, с их помощью оценивается поведение свое и других людей, определяется, что хорошо и что плохо в поступках.

Вначале, в I классе, эти правила точно указывают, как надо вести себя в той или иной ситуации. Например, что надо делать, чтобы быть хорошим товарищем: поделись тем, что необходимо твоему соседу по парте; работай так, чтобы не мешать другому.

В дальнейшем появляются обобщенные формы предписания — сумей сам заметить, где и кому нужна твоя помощь (не обязательно соседу по парте).

Опережение в развитии личности младшего школьника нравственных представлений по сравнению с процессом формирования поведения нельзя считать негативным. Запас знаний «впрок» необходим ребенку. Противоречие между нравственным сознанием и поведением не может быть снято полностью в детском возрасте.

Дифференцированная и индивидуальная работа с детьми определяется тем, что задерживается в их нравственном развитии: сознание или поведение.

Средства, направленные на развитие «отстающего» компонента личности, приводят к его некоторому «забеганию» вперед, что образует новое противоречие, которое выступает движущей силой нравственного развития школьника.

Подготовка к этической беседе должна состоять из четырех этапов:

1-Определение темы беседы (в зависимости от возраста и уровня развития учеников) ;

2-Подбор фактического материала;

3-Составление плана (продумываются вопросы, которые будут задаваться ученикам в ходе беседы);

4-Подготовка учащихся к беседе (объявление темы беседы, указание литературы по теме, возможные групповые или индивидуальные задания). Исходя из опыта, время на проведение этической беседы рекомендуется отводить в соответствии с возрастом учащихся: в 1 классе – 25-30 минут, во 2-4 классах – 40 минут.

Этапы проведения этических бесед в начальной школе.

1.Сообщение учащимся фактов о поведении людей в той или иной ситуации, взятых из произведений художественной литературы, из жизни учащихся класса с изменением имен и фамилий, места действия.

2.Совместный с учащимися анализ приведенных отрывков художественной литературы и фактов из жизни.

3.Обобщение учащимися фактов, анализ конфликтных ситуаций.

4.Формирование с учащимися нравственного, этического правила.

5.Применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

Для того чтобы этическая беседа оставила глубокий след в формировании нравственных ценностей ученика, педагог должен хорошо знать критерии формирования нравственной воспитанности школьника. Они таковы:

•Наличие у школьников нравственных знаний по той или иной проблеме.

•Переход нравственных знаний школьника в систему его ценностных установок.

•Выражение ценностных установок через личностные качества.

•Реализация учеником ценностных установок в конкретных поступках.

•Соответствие уровня воспитанности общественным нормам.

Исходя из критериев формирования нравственной личности, классный руководитель и должен строить этическое и нравственное воспитание учащихся класса.

Этическая беседа должна отвечать следующим требованиям:

•Этическая проблема должна быть понятна учащимся.

•Этическая проблема должна быть актуальна и интересна детям.

•Этическая тема должна быть востребована развитием классного коллектива.

•Обсуждение этической проблемы должно способствовать позитивным изменениям в классном коллективе.

Непрерывное накопление знаний о моральных нормах для младшего школьника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик. Иногда для того, чтобы младший школьник поступил правильно, ему не хватает нравственных знаний.

В ответ на упреки взрослых о неправильном поступке ребенок нередко оправдывается своим незнанием того, как нужно было бы поступить в возникшей ситуации. Взрослые не всегда принимают подобные оправдания ребенка и не верят в них.

А ведь жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сразу сделать правильный выбор. Еще труднее приходится ребенку.

Таким образом, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия в соответствии с существующими и утвердившимися нормами и требованиями морали.   

Приложение 1.

Читайте также:  Как ухаживать за обувью

Сценарий проведения классного часа

Тема: Из истории правил вежливости и культуры поведения.

Задачи:

Познакомить учащихся с историей правил этикета и культуры поведения.

Воспитывать потребность неформального соблюдения правил вежливости и этикета.

Предложить практические ситуации проявления этикета в обыденной жизни;

Воспитывать уважительное отношение к СВОИМ одноклассникам и взрослым людям.

Форма проведения: этическая беседа с элементами театрализации.

Подготовительная работа:

1.С помощью школьного библиотекаря подобрать проблемные ситуации этического характера для решения их в ходе классного часа.

2.Подготовить выставку рисунков учащихся «Вежливость на каждый день».

3.Записать на CD-диск ситуации на тему классного часа и провести рубрику «У нас в гостях Ералаш».

4.Предложить учащимся вместе с родителями подготовить «Словарь Вежливости»: пословицы, поговорки, высказывания выдающихся людей.

5.В ходе классного часа создать вместе с учащимися проект «Страшные истории о невежливом котёнке».

Ситуации этического характера.

Ситуация 1.Вежливый дятел.В школе кончились уроки.Дятел свой собрал портфель,И скорей, без проволочкиПрямо к дому полетел.Дома дятла ждала мама,Ждала младшая сестра.Мама вкусные пампушкиДля обеда припасла.Слышен шум снаружи дуба.Дятел залетел в дупло.Маму оттолкнул он грубо.Сестричку дернул за крыло.«Есть хочу!» — сказал затем.И к столу немедля сел.Начал в клюв кидать пампушки.И в тарелке стало пусто.Плачет младшая сестра,Брата целый день ждала:Ей хотелось вместе с ним.Кушать за столом одним.Дятел лихо развернулся,И на них не оглянулся.Свой портфель забросил в угол,Полетел скорей он к другу,Чтобы вместе поиграть,Чтобы вместе полетать,Покружиться, пошалитьИ о школе позабыть. Ситуация 2.Глухой лягушонокПраздник, праздник у реки.Пляшут звери, мотыльки,Вышли все на улицу,Радуются, кружатся.Звери улыбаются,«Здравствуй!» — говорят.Друг с другом обнимаютсяИ весело шумят.Вышел к речке лягушонок.Ну, совсем еще ребенок.Важно он на всех смотрел,Громко очень песню пел.«Здравствуй, милый лягушонок!» —Бабочка сказала,Нов ответ от лягушонкаСлов не услыхала.«Здравствуй, лягушонок-друг!» —Так ему сказал паук.Лягушонок усмехнулся иБыстрее отвернулся.Звери как-то погрустнели,Песенки уже не пели.Лягушонок их расстроил,Он лишил их всех покоя.
Ситуация 3.В автоЕдет в транспорте лиса,Едет рыжая краса.А в автобусе, друзья,Нынче просто толчея.Едут майские жуки,И с букетом пауки,И медведи, и ежи,Черепахи и моржи.Что такое? Почему?Ничего я не пойму.Вдруг сказал смешной енот:На концерт народ идет.Все хотят увидеть львенка,Что рычит довольно громко.Едет в транспорте лиса,Едет рыжая краса.В транспорте толкается,Кричит и возмущается:«Боже мой! Как я устала!А кругом одни нахалы!Все сидят, а мне лисицеНегде даже примоститься!Я хочу вот здесь сидеть!Что не слышишь, ты, медведь?» бусе.Миша встал, лисица селаИ опять свое запела:«Очень душно, не могу!Сейчас я просто упаду!Эй, водитель! Тормозни!И зверей всех прогони!Ездить я хочу с комфортом!Чтобы было мне удобно!» Заскрипели тормоза.В дверь влетела стрекоза.И лисе сказала громко:«Выходи скорей, плутовка,Хоть теперь не остановка.Хватит нам тебя терпеть,Хватит в транспорте шуметь!» Стрекозу все поддержалиРыжую лису прогнали.Стало тихо и спокойно,Хоть тесно, но все довольны.Все успели на концерт,Лев имел большой успех.Лиса, к большому огорченью, Пришла к финалу представленья.

Валентина Осеева

Волшебное слово

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.

— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик.— Я скоро совсем убегу из дому. — Убежишь?

— Убегу! Из-за одной Ленки убегу.— Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст

Источник: http://psychology-msk.ru/1-23671/

Этическая беседа: «Во что мы играем?» для учащихся 4-х классов

Поиск в базе сайта:

Этическая беседа: «Во что мы играем?» для учащихся 4-х классов.Разработчики: Бестужева М.В., Мариева Н.П., Боброва Л.В., учителя начальных классов.Цели:1.Способствовать формированию у детей правильного поведения в игре. 2.Способствовать развитию речи, творческого мышления. 3.Воспитывать социально-одобряемые стереотипы поведения в игре: дружелюбие, способность оказания помощи друг другу. Ход занятия.Учитель: Ребята, кто из вас любит играть? Учитель: Почему вам нравиться это занятие? Дети: Во время игры мы отдыхаем, развлекаемся, соревнуемся друг с другом. Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о том, во что мы играем.^

Льётся речка – мы лежим, Лёд на речке – мы бежим. (Коньки)Совсем не нужен ей водитель, Ключом её вы заводите! Колёсики начнут крутиться, Поставьте и она помчится. (заводная машинка) Не обижен, а надут, Его по полю ведут, А ударят – нипочём, Не угнаться за … (мяч)Мы всех – и взрослых, и детей- В часы досуга развлекаем, Но если нам приставить Т, Мы их ужасно испугаем (игра- тигр) Этот конь не ест овса, Вместо ног два колеса, Сядь верхом и мчись на нём Только лучше правь рулём. (велосипед)За хвост привязанный, за нами летает он под облаками. (воздушный змей)Под вражеским обстрелом стоят солдаты смело. А если их собьют, они опять встают. (городки)

Учитель: О чём эти загадки? Дети: о различных играх. Учитель: В какие игры вы играете, приведите примеры. Дети: жмурки, городки, догонялки, крестики- нолики, шашки, шахматы, карты, компьютер. Учитель: На какие группы вы их смогли бы разделить? Дети: настольные, спортивные, познавательные, интеллектуальные. Учитель: А какую пользу приносят игры? Дети: они развивают силу, ловкость, выносливость, мышление, узнаём информацию. Учитель: Все ли игры полезны? Дети: Нет, не все. Игры, от которых болит голова, зрение падает, усиливается азарт, возникают драки. Учитель: какие это игры? Дети: компьютер, карты, и др. Учитель: А когда нам бывает интереснее играть? Дети: Когда играем с товарищем, в группе, классом. Учитель: А ещё когда? Дети: Когда мы играем по правилам, дружно, сообща.Учитель: Сейчас, ребята, я вам прочитаю рассказ Е. Пермяка «Бумажный змей». Вы внимательно послушайте, а после чтения скажите: «Какие чувства вы испытали, слушая его».Е. Пермяк «Бумажный змей».Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота! Задумал Боря свой змей сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он настрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают. А у Семы большой моток ниток. Ему есть на чем змей пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы свой змей запустил. Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками. У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает. Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сема свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет. Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змей запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота! Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились – вот в чем беда.Учитель: Ребята, как называется рассказ, который я вам прочитала? Дети отвечают. Учитель: Какое чувство вы испытали, слушая рассказ? Дети: Чувство грусти. Учитель: А почему, чувство грусти? Дети отвечают. Учитель: А сейчас я попрошу вас нарисовать грусть. Дети рисуют. Учитель: Почему вы ее так нарисовали? Ученики обосновывают свой ответ. Учитель: Ребята, послушайте два музыкальных произведения и скажите, какая музыка подходит к этому рассказу? Ученики слушают. (Звучит музыка В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада. 4 часть; В.А. Моцарт «Лакримоза» что в переводе означает «Слезная») Учитель: Какая музыка подходит к рассказу? Дети отвечают: «Лакримоза». Учитель: Почему? Ученики: Она передает чувство грусти. Учитель: Ребята, как вы понимаете слово «грусть»? Ученики: безнадежная печаль. Учитель: Какие еще слова можно использовать, чтобы охарактеризовать это слово? (Уныние, гнетущая скука.)Учитель: Представьте такую ситуацию. Каждый из вас превращается в доброго волшебника, который всегда помогает дружным ребятам, и вдруг он однажды видит, как мальчики сидят на пригорке и горюют. – Как бы вы поступили на месте волшебника с ребятами, которые не умеют дружно играть? Что бы им сказали? Что вы можете посоветовать таким ребятам, которые не умеют дружно играть? Ученики: высказывают свое мнение. Учитель: Какие чувства у вас вызывают поступки ребят, описанные в этом рассказе? Дети отвечают. Учитель: Как вы можете охарактеризовать свое отношение к дружным ребятам, запустившим змея? Ученики отвечают. Учитель: Что может произойти с недружными ребятами, если они увидят красивого, высоко летящего в небе змея и радостных, дружных ребят? Ученики отвечают. Учитель: Ребята, а как бы вы могли помочь детям, которые делали вместе воздушного змея, но у них не получалось? Дети отвечают: если они ссорились… если им не хватало деталей для сборки… если они спешили, сделали некачественно… Учитель: Кто из вас ребята делал воздушного змея? Дети поднимают руку. Удалось ли вам его запустить? Учитель: Кто не делал, попробуйте сделать вместе с друзьями воздушного змея и запустите его. А через две недели мы вернемся к нашему разговору, и вы поделитесь, кому из вас удалось запустить бумажного змея вместе со своими друзьями.

Учитель: итак, ребята, вы любите играть в различные игры. А чтобы игра была интересной, вы всегда должны соблюдать правила честного ведения игры:

1. Только честная игра на равных, иначе победа не интересна. 2. Конечно, обидно, но нельзя злиться на того, по чьей вине, может, и произошло поражение. 3. Не злорадствуй, когда другие проигрывают. 4. Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся. Научи других тому, что сам умеешь.5. Не унывай при неудачах. Учись у других. Если что-то не получается, будь терпелив и добьешься успеха. А главное, в каждой игре вы должны быть доброжелательными по отношению друг к другу, т.е. быть дружными.Дружба- это теплый ветер, Дружба- это светлый мир, Дружба- солнце на рассвете, Для души веселый пир, Дружба- это только счастье, Дружба – у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой – жизнь весной полна. Друг разделит боль и радость, Друг поддержит и спасет. С другом – даже злая слабость В миг растает и уйдет. Верь, храни, цени же дружбу, Это высший идеал. Тебе она сослужит службу, Ведь дружба – это ценный дар.

(Виктория Можная)

Читайте также:  Новогоднее представление для 1 класса. сценарий

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1615219.html

Программа по нравственному воспитанию. Нравственные классные часы для учащихся 1-4 классов. Цели

Программа по нравственному воспитанию.Нравственные классные часы для учащихся 1-4 классов.

Цели:

1. Нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок. 2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта иных поколений. 3. Критическое осмысление и анализ собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников. 4. Развитие у учащихся таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощенными, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Материалом для подготовки нравственного часа могут стать художественные произведения, периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы и класса, художественные фильмы, произведения искусства.

Нравственные классные часы проводятся один раз в месяц.

Тематика нравственных классных часов.

1 класс

1. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? 2. О невежах и вежливости. 3. Что значит быть ответственным. 4. Поговорим о том, как мы выглядим. 5. Добро и зло 6. Добрые отношения с друзьями 7. Справедливые и несправедливые поступки 8. Вежливость на уроках и переменах 9. Дружба и вражда

2 класс

1. О лени и лентяях. 2. Об аккуратности. 3. Об обидах и причинах обид. 4. Эгоисты. Кто они такие? 5. Без добрых дел, нет доброго имени 6. Справедливость и сочувствие в кино 7. Как нужно дружить 8. Вежливость на уроках и переменах 9. Добрые и злые дела. Милосердие.

3 класс

1. Правда и ложь – какие они? 2. О жадности и жадных. 3. Что такое характер? 4. Что значит в жизни похвала. 5. Добрые и злые дела. Милосердие. 6. Скромность и хвастливость. 7. Что такое порядочность и честность. 8. Уважение старших и друзей. 9. Что такое родительская доброта?

4 класс

1. Мои мечты и мои желания. 2. Друг в моей жизни. 3. Душевность и бездушность. 4. Что значит быть счастливым. 5. Как сделать людей добрее? 6. Справедливые и несправедливые поступки. 7. Вежливость и хамство. 8. Что такое уважение, взаимопомощь, дружба? 9. Уважение, безразличие, бойкот.Нравственные классные часы для учащихся 5-9 классов.

Цели:

  1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных взглядов, суждений, оценок.
  2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений.
  3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников.
  4. Развитие нравственных личностных качеств таких, как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны, школы, класса, а также сюжеты художественных фильмов, художественной литературы.

Нравственные классные часы проводятся один раз в месяц.

Тематика нравственных классных часов.

5 класс

1. Игра « Кто я? Какой я?» 2. Путешествие в детство родителей « Дверь в детство». 3. Экскурсия « Я через 5 лет» 4. Беседа «Я – дома, я -в школе, я- среди друзей». 5. Что такое «справедливость» и «сочувствие»? 6. Вежливость на улице и в общественных местах. 7. Порядочность и непорядочность. 8. Как стать честным? 9. Уважение, безразличие, бойкот.

6 класс

1. Час общения « Мои интересы, мои увлечения» 2. Беседа « О долге и чести.» 3. Час общения « Окна моего дома. Что они для меня значат» 4. Беседа « Иметь своё мнение – это важно?» 5. Вежливость на уроках и переменах. 6. Порядочность и честность в классе. 7. Справедливые и несправедливые поступки. 8. Уважение старших и друзей. 9. Беседа « Я- дома , я – в школе, я – среди друзей»

7 класс

1. Диспут « Мои «хочу» и мои « могу» 2. Интерактивная игра « Скажи, кто твой друг и…» 3. Беседа « Вверх по лестнице жизни» 4. Классный час « О добре и зле» 5. Справедливые отношения в семье. 6. Скромность и хвастливость. 7. Что такое уважение, взаимопомощь, дружба? 8. Честность и ложь. 9. Правила доверия.

8 класс

1. Аукцион мнений « Умею ли я любить?» 2. Этическая беседа « Люди, без которых мне одиноко» 3. Дискуссия « Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?» 4. Классный час « Страна, в которой мне хотелось бы жить» 5. Справедливые отношения с друзьями. Что значит посочувствовать другу? 6. Что такое вежливость и скромность? 7. Уважение, безразличие, бойкот. 8. Что такое порядочность и честность? 9. Искусство Милосердия.

9 класс

1. Диспут « О дружбе и друзьях» 2. Беседа « О товариществе и дружбе» 3. Праздник « Всему начало любовь…» 4. Нравственный экзамен « Счастливый билет моей судьбы» 5. Дискуссия « Прекрасное и безобразное в нашей жизни» 6. Традиции школы и справедливость. 7. Вежливость и хамство. 8. Дружба и вражда. 9. Как стать порядочным человеком?МОУ Первомайская средняя общеобразовательная школа № 11

План

мероприятий по нравственному воспитанию

среди учащихся МОУ ПСОШ № 11 на 2011-2012 учебный год

п/п Наименование мероприятий Сроки Ответственные
1 Беседа «Вежливость на уроках и переменах» Сентябрь Классные руководители 1-4 кл.
2 Беседа «О долге и чести» Сентябрь Классные руководители 5-6 кл.
3 Беседа «Уважение, безразличие, бойкот» Сентябрь Классный руководитель 7-11 кл.
4 Экскурсия «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»» Октябрь Классные руководители 1-4 кл.
5 Час общения «Мои интересы, мои увлечения» Октябрь Классные руководители 5-6 кл.
6 Диспут «Мои «хочу» и мои «могу» Октябрь Классные руководители 7-8 кл.
7 Интерактивная игра «Скажи, кто твой друг и…» Октябрь Зам.директора по ВР
8 Игра «О жадности и жадных» Ноябрь Классные руководители 1-2 кл.
9 Беседа «Что такое порядочность и честность» Ноябрь Классные руководители 3-4 кл.
10 Дискуссия «Справедливые отношения в семье» Ноябрь Классные руководители 5-6 кл.
11 Классный час «Всему начало любовь…» Ноябрь Классные руководители 7-11 кл.
12 Классный час «Добро и зло» Декабрь Классные руководители 1-4 кл.
13 Экскурсия «Искусство Милосердия» Декабрь Классные руководители 5-6 кл.
14 Аукцион мнений «Страна, в которой мне хотелось бы жить» Декабрь Зам.директора по ВР
15 Беседа «Без добрых дел, нет доброго имени» Январь Классные руководители 1-4 кл.
16 Час общения «Окна моего дома. Что они для меня значат?» Январь Классные руководители 5-6 кл.
17 Нравственный экзамен «Счастливый билет моей судьбы» Январь Классные руководители 7-11 кл., зам.директора по ВР
18 Игра «Кто я? Какой я?» Февраль Классные руководители 1-4 кл.
19 Беседа «Иметь свое мнение – это важно?» Февраль Классные руководители 5-6 кл.
20 Диспут «Справедливые отношения с друзьями. Что значит посочувствовать другу?» Февраль Классные руководители 7-11 кл.
21 Экскурсия в СЦБ «Мои мечты, мои желания» Март Зам.директора по ВР, библиотекарь
22 Путешествие в детство родителей «Дверь в детство» Март Родительский комитет, классные руководители 5-6 кл.
23 Беседа «Вверх по лестнице жизни» Март Зам.директора по ВР
24 Классный час «Скромность и хвастливость» Апрель Классные руководители 1-4 кл.
25 Дискуссия «Как стать порядочным человеком?» Апрель Классные руководители 5-6 кл.
26 Этическая беседа «Люди, без которых мне одиноко» Апрель Классные руководители 7-11 кл.
27 Беседа «Вежливость на улице и в общественных местах» Май Классные руководители 1-4 кл.
28 Час общения «Что такое характер?» Май Классные руководители 5-6 кл.
29 Классный час «Прекрасное и безобразное в нашей жизни» Май Классные руководители 7-11 кл.

Директор школы:__________________И.Ю.Ганошенко

Источник: http://lib.podelise.ru/docs/2370/index-2493.html

Ссылка на основную публикацию