Тематическая беседа во 2 классе на тему: как сохранить зрение

Презентация на тему “Как сохранить хорошее зрение”

Тематическая беседа во 2 классе на тему: Как сохранить зрение

  • Скачать презентацию (8.13 Мб)
  • 124 загрузки
  • 2.7 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация на тему “Как сохранить хорошее зрение” рассказывает о самом важном способе восприятия мира – зрение, дает определение близорукости, от чего она развивается. В презентации приведены несколько пословиц о глазах, рассказывается, как предупредить нарушение зрения.

Краткое содержание

  1. Что такое близорукость?
  2. Как предупредить нарушение зрения?
  3. Список литературы
  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов17
  • АвторПавкина Л. И.
  • Аудитория
  • Слова
  • КонспектОтсутствует
  • Предназначение
    • Для проведения урока учителем
  • Слайд 1ГБОУ Республики Марий Эл. “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Козьмодемьянска»Подготовила: Павкина Людмила Ивановна, воспитатель 2 класса.
  • Слайд 2
  • Слайд 4Берегите глаз, как алмаз.Глаза – зеркало души.И один глаз, да зорок – не надо сорок.Одно око, да видит далеко.Глаза как плошки, а не видят ни крошки.Глаза на мокром месте.Один глаз на нас, другой на Арзамас.Один глаз на мельницу, другой на кузницу.Очи огромные, а крылья комариные.Сидит, да глазами хлопает.Соколом глядит.У него глаза на затылке.
  • Слайд 5Глаза говорят, глаза слушают.Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.Кто старое вспомянет, тому глаз вон.Ворон ворону глаза не выклюнет.Сам-то наелся, да глаза не сыты.У страха глаза велики.Правда глаза колет.На затылке глаз нету.Правый глаз чешется — радоваться; левый — плакать.Одни глаза и плачут и смеются.Завидущи глаза не знают стыда.Глаза стращают, а руки делают.Сытых глаз на свете нет.Где больно, там рука: где мило, тут глаза.Глаза да мера — прямая вера.Куда глаза глядят.В глазах мил, за глаза постыл.
  • Слайд 6Что такое близорукость?
  • Слайд 7Близорукость – нарушение зрения.
  • Слайд 8От чего она развивается?Чтение с опущенной головойНе склоняй низко голову, “не пиши носом”Чтение в темнотеНельзя читать в темноте!Чтение в транспортеНе читайте в транспорте!Долго и близко смотреть телевизорНе сиди долго и близко у телевизора!Увлечения компьютеромЗа компьютером положено сидеть не больше 10-15 мин.
  • Слайд 11Болен – лечись, а здоров – берегись!ДЕЛАЙ ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ!
  • Слайд 161. Коган А.Б. Физиология животных и человека, – М.: Высшая школа,1984.2. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение,1974.3. Демидов В. Как мы видим то, что видим. Изд. “Знание”, М.,19874. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга первая. М., «Педагогика»,1980
  • Слайд 17СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/pedagogika/kak-sohranit-horoshee-zrenie

Как сохранить зрение у школьника: гимнастика для глаз, гигиена зрения и профилактика

Ухудшение зрения у детей считается довольно-таки распространённой проблемой, начинающейся уже в начальной школе. Нарушение зрения у ребёнка может негативно сказаться как на его поведении, так и успеваемости в школе.

В итоге такие дети быстро теряют интерес к процессу обучения. Помимо этого, ношение очков может добавить детям довольно-таки неприятные комплексы.

Поэтому, чтобы уберечь ребёнка от подобных проблем, стоит соблюдать несколько главныхправил.

Как не допустить ухудшения зрения у ребёнка?

Одна из главных причин плохого зрения у ребёнка – отсутствие должного освещения. Обязательно позаботьтесь о том, чтобы в комнате школьника было достаточно света. Помимо естественного освещения на столе должна находиться настольная лампа (советуем приобрести вариант дневного света).

Родители должны не забывать следить за тем, чтобы ребёнок не читал в темноте, лёжа на кровати. В противном случае уже через несколько месяцев могут наблюдаться негативные последствия. Также понаблюдайте за тем, как ваше чадо сидит за столом.

Помните, расстояние от глаз ученика до учебника или тетрадки должно составлять около 30–40 сантиметров.

Возможно, первое время это будет немного трудновато,но ни в коем случае не позволяйтеребёнку смотреть телевизор или находиться за компьютером более тридцати минут без перерыва. Не стоит разрешать ребёнку смотреть телевизор в вечернее время при выключенном свете.

В первое время отучить ребёнка от компьютера будет достаточно непросто

Некоторым родителям это покажется немного странным, но не стоит учить ребёнка читать раньше пятилетнего возраста.

Как утверждают окулисты, цилиарная мышца, отвечающая за хорошее зрение, формируется только к 7–8 годам.

Существует даже несколько статистик, согласно которой дети, которые пошли в школу в возрасте 6 лет, страдают близорукостью в 2 раза больше, чем дети, которые начали процесс обучения с 7 лет.

Ни для кого не секрет, что глаза как детей, так и взрослых работают на протяжении всего дня. Именно поэтому для предотвращения ухудшения зрения необходимо грамотно комбинировать время занятий и отдыха.

Например, первоклашки во время выполнения уроков обязательно должны делать 15-минутный отдых через каждые полчаса занятий.

Также ребёнок должен больше времени проводить на свежем воздухе, заниматься спортом, а главное – вовремя ложиться спать.

В детском возрасте ребятам нужно как можно чаще гулять

Нередко причинами резкого ухудшения зрения могут быть и травмы сетчатки глаз, которые детки могут причинить себе совершенно случайно. Поэтому родители должны позаботиться о том, чтобы все колющие и острые предметы находились как можно дальше от ребёнка.

Правильное питание – залог отличного зрения

Как мы уже говорили, для того чтобы зрение ребёнка находилось на должном уровне, ему нужно вести активный образ жизни. К этому стоит добавить и полноценное питание. Учтите, в рационе ребёнка обязательно должны быть продукты, содержащие фосфор, кальций и витамины A, B и D. Для глаз детям очень полезно кушать калину, чернику и землянику.

Ребёнок должен правильно и полноценно питаться

Основные упражнения для улучшения зрения

Многие окулисты рекомендуют уделять по 15 минут в день упражнениям для глаз. Приведём пример некоторых из них:

  • резко двигайте глазами сначала вверх-вниз (по диагонали), а затем влево-вправо. Выполните такое движение 6–8 раз;
  • зажмурьте глаза на 3–5 секунд, а потом резко откройте. Повторите упражнение 6 раз;
  • медленно и плавно нарисуйте глазами цифру восемь. Выполняйте 4–6 раз;
  • моргайте как можно быстрее в течение одной минуты. Достаточно одного раза;
  • несколько секунд смотрите на удалённый предмет (например, дерево или столб), после чего резко переведите взгляд на предмет, лежащий рядом с вами, и также 15–20 секунд посмотрите на него. Повторите упражнение 3–5 раз.

Варианты упражнений для глаз

Нередко одной из причин ухудшения зрения является частая усталость глаз. Во избежание переутомления и перенапряжения глазных яблок советуем попрактиковать следующие упражнения:

  • при поднятой руке поднесите большой палец на расстояние 20–30 сантиметров от глаз. На протяжении 5 секунд не отрывайте взгляда от кончика пальца. Затем закройте правый глаз и левым продолжайте смотреть на палец около 5 секунд. После чего откройте правый глаз и закройте левый. Теперь снова отсчитайте 5 секунд, по истечении которых откройте глаз. Упражнение можно выполнить 10 раз.
  • Вытянув перед собой правую руку, поднимите её до уровня глаз. Пять секунд не отводите глаза от большого пальца. После медленным движением отведите руку вправо, при этом старайтесь не отрывать взгляда от пальца. Помните, голова не должна двигаться. Теперь повторите вышеописанное с левой рукой. Повторите упражнение 7–8 раз.
  • Закройте глаза и лёгкими круговыми движениями (от носа к вискам и наоборот) сделайте массаж нижних частей глазниц и надбровных дуг.
  • Посмотрите глазами на нос. Для этого необходимо поднести любой палец к переносице и внимательно следить за его кончиком. Вы увидите, как легко глаза начнут «соединяться».

Основные упражнения для глаз

Главное, не забывайте ежегодно проверять зрение своего сына или дочери у специалиста. Чем раньше удастся заметить проблемы и начать лечение, тем скорее вы справитесь со столь серьёзной задачей. Если же соблюдать вышеописанные правила и делать упражнения, то можно сохранить зрение на много лет вперёд.

(Visited 918 time, 1 visit today)

Источник: https://shkolabuduschego.ru/roditelyam/kak-uberech-rebyonka-ot-uhudsheniya-zreniya.html

Балуева Л.А

Классный час

«Чтобы зрение было хорошим»

(Игровой практикум)

              Балуева Л.А. – учитель начальных классов

Тема классного часа: «Чтобы зрение было хорошим»

Цели и задачи классного часа:

  • привитие навыков здорового образа жизни;
  • знакомство второклассников с основными правилами ухода за глазами и сохранение хорошего зрения;
  • формирование потребности в личной гигиене, правильного и регулярного ухода за своей внешностью и здоровьем.

Оборудование

           Разноцветные предметы (белые, чёрные, красные, зелёные и т.д.). Предметы различной формы: мяч или глобус, монета, книга.

           Электрическая лампа (настольная); чистые и закопчённые стёклышки. Вилка, ножницы, ножик, иголка.

           Картинки: лётчик в кабине самолёта, пограничник, шофёр за рулём автомобиля.

           Для игр – набор рожков и ракушек (столовых), две тарелки, два карандаша с привязанными за шнур детскими игрушками на колёсиках, несколько сосновых шишек.

           Текстовые таблицы: «Как сохранить хорошее зрение», «Оберегайте глаза от заболеваний и повреждений» («Берегите глаза»).

Ход классного часа

  1. 1.     Беседа о сохранении зрения

Согласно современным научным исследованиям, развитию близорукости способствует комплекс причин:

  • внешние факторы, условия жизни и работы;
  • качество питания;
  • общее состояние здоровья, а также некоторые перенесённые заболевания;
  • несоблюдение правил личной гигиены (неправильная рабочая поза, рассматривание деталей на слишком близком расстоянии, длительная зрительная работа без перерывов для отдыха и т.д.);
  • наследственное предрасположение человека.

      – Какую роль играют глаза в нашей жизни?

Читайте также:  Интересный сценарий на новый год для детей 5-6 лет

        (При помощи глаз мы узнаём цвет предметов, форму, размеры предметов; 

        наблюдаем за движением людей, животных, птиц, автомобиля. Глаза служат

        для того, чтобы видеть всё, что находится и делается вокруг нас, читать, писать,

        выполнять другие разные работы).

     – При помощи глаз мы познаём окружающий мир. Зрение надо беречь. Испорченное

       зрение исправить трудно, поэтому глаза надо беречь.

      – Отчего может испортиться зрение?

      (Зрение ухудшается от плохого освещения. От работы при таком освещении глаза

       быстро устают; если мы низко наклоняемся при чтении и письме).

      – Для того, чтобы сохранить хорошее зрение, важно, чтобы мы всегда

        занимались при достаточном освещении. Нельзя читать, писать, вышивать,

        рисовать в сумерках, при слабом свете.

        Для того, чтобы тетрадь и книга были хорошо освещены, надо ставить стол

        поближе к окну. При занятиях вечером лучше пользоваться настольной лампой,

         но, кроме того, надо оставлять включённым и общее освещение комнаты.

      – С какой стороны должно находиться окно или лампа при занятиях?

        (С левой стороны).

      – Правильно. Если окно или лампа будут находиться справа или сзади от нас, то

        на тетрадь будет ложиться тень от правой руки или головы, и таким образом

        тетрадь будет освещена недостаточно. Если лампа будет находиться на столе

        спереди, то много света будет попадать прямо в глаза ( при отсутствии

        абажура яркий свет будет слепить их). Кроме этого для хорошего освещения

        комнаты в дневное время важны чистые стёкла окон, а для хорошего освещения

        комнаты в вечернее время – чистые  ламповые стёкла.

        Опыт. Рассматривание строчки в книге через  чистые и закопчённые стёклышки.

      – На каком расстоянии от глаз должна находиться тетрадь? Как мы проверяем это?

        (По длине руке от локтя до кончиков пальцев).

      – Верно. Врачи установили, что на таком расстоянии детям удобнее всего

        читать и писать, и при этом глаза меньше всего устают, зрение не портится.

        Читать удобнее, когда книга имеет небольшой наклон в сторону читающего.

        Для этого надо класть книгу на специальную подставку с наклоном. Нельзя

        читать лёжа. Когда читаешь лёжа, трудно держать книгу в удобном для глаз

        положении и на нужном расстоянии, книга плохо освещается. Из – за этого

        глаза утомляются, зрение всё больше и больше портится. Вредно также

        читать очень долго без перерыва. Надо делать перерывы (примерно через

        каждые 30 минут), чтобы дать отдых глазам.

 – Вы немного устали, и, чтобы убедиться в полезности нашего разговора, мы

   поиграем в две весёлые игры. Разбейтесь на две команды. Итак…

Игра «Меткий выстрел»

   Участвуют по два человека от команд. Задача первого – наматывать на карандаш

   длинную верёвку, к концу которой привязана машинка.

   Задача второго – с определённого расстояния попасть в эту мишень шишкой, при

   этом мишень, в которую целится игрок, передвигает представитель команды

   соперников.

Игра «Сортировщик»

Две команды становятся в шеренги лицом друг к другу на расстоянии 1,5 – 2 м.

   У «головы» и «хвоста» каждой команды стоит по стулу. На стульях по тарелке, в

   две из которых насыпаны ракушки и рожки.

   Одна команда выбирает из своей смеси рожки, оставляя ракушки на тарелке,

   другая – наоборот. Первый участник передаёт выбранное пригоршнями по

   цепочке. Команда, наполнившая первой вторую тарелку, становится победителем.

  1. 3.    Беседа «Как беречь глаза?»

 – Глаза необходимо беречь не только от переутомления, от ослабления зрения.

   Ещё важнее оберегать глаза от заболеваний и повреждений.

 – Отчего могут заболеть глаза?

   (От грязи, от того, когда мы трём глаза пальцами, вытираем их грязным

   полотенцем или чужим полотенцем, носовым платком)

 – Правильно. Когда глаза заболевают, они начинают гноиться, становится больно

   смотреть на свет. Заболевания глаз могут привести к сильному ухудшению

   зрения. Если глаза заболели, надо как можно быстрее обратиться к врачу.

   Некоторые дети теряют зрение – слепнуть на один или два глаза – при

   неосторожном обращении с острыми предметами, во время озорных и опасных

   игр, при стрельбе из рогаток, при разбивании молотком пистонов и патронов и

   т.д.

   Когда держите в руках острые предметы, карандаш, вилку, ножницы (показ

   этих предметов), нельзя размахивать руками, а тем более бегать, прыгать

   с ними в руках. Если вы, дети, споткнётесь и упадёте, то можете нанести

   этими предметами увечье себе и другим.

   Все острые предметы – не игрушки, ими нельзя забавляться.

   -Объединитесь в группы по желанию, кто с кем хочет, распределите роли, не

    забывайте о соблюдении правил групповой работы и сформулируйте правила

    охраны собственного зрения.

    Проверка групповой работы.

Правила охраны собственного зрения.

  • Не ставьте карандаши и ручки остриём кверху.
  • Не стойте слишком близко к человеку, который чинит карандаш, строгает

    ножом, работает ножницами, шьёт.

  •   Не играйте с рогатками, самопалами и в другие игры, при которых есть

    опасность повредить глаза.

  •   Будьте осторожны с петардами!
  •   Не поддавайтесь на приманку сделать и взорвать «бомбочку»! Всегда

    помните, что взрыв может испортить вам зрение на всю жизнь!

  •   Удерживайте товарищей от озорных игр и развлечений; такие игры могут

    довести до большой беды вас и ваших товарищей.

  •   Не смотрите долго телевизор и не играйте часами в компьютерные игры.
  •   Не смотрите на прямые солнечные лучи или яркий свет.
  •   Читайте только сидя и держите книгу на расстоянии от глаз.
  •   При попадании в глаза пылинки не трите глаза грязными руками, а промойте

    проточной водой.

  1. 5.    Подведение итогов классного часа

– С чем мы сегодня познакомились?

– Что полезного узнали?

– Какие правила гигиены зрения и охраны глаз от повреждений вы должны

  выполнять?

Детям раздаются памятки

Оберегайте глаза от заболеваний и повреждений

  1. 1.     Не трите глаза руками, носовым платком.
  2. 2.     Вытирайте лицо только чистым полотенцем.
  3. 3.     Осторожно обращайтесь с острыми предметами.
  4. 4.     Не играйте в опасные для глаз игры.
  5. 5.     Если глаза засорились или заболели, немедленно обращайтесь к врачу.

Как сохранить хорошее зрение

  1. 1.     Занимайтесь при хорошем освещении.
  2. 2.     Книгу или тетрадь держите на расстоянии 35 см от глаз.
  3. 3.     Не читайте лёжа.
  4. 4.     При чтении делайте каждые полчаса перерыв и делайте гимнастику для глаз.   

Источник: http://www.school117-snz.lact.ru/e/3169081-klassnyiy-chas-chtobyi-zrenie-byilo-horoshim

Классный час Тема: «Как сохранить хорошее зрение»

Классный час

Тема: «Как сохранить хорошее зрение»

(беседа-практикум)

Цели и задания классного часа:

— привитие навыков здорового образа жизни; — знакомство второклассников с основными пра­вилами ухода за глазами в целях сохранения хорошего зрения; — формирование потребности в личной гигиене, правильного и регулярного ухода за своей внешностью и здоровьем.

Оборудование

Разноцветные предметы (белые, черные, красные, зеленые и т. д.). Предметы различной формы: мяч или глобус, монета, книга. Электрическая лампа (настольная); чистые и за­копченные стеклышки. Вилка^ ножницы, ножик, игол­ка.

Картинки: летчик в кабине самолета, пограничник, шофер за руд ем автомобиля; набор картицок «Охрана зрения» (к фланелеграфу, изд. «Медучпособие»).

Текстовые таблицы: «Как сохранить хорошее зре­ние», «Оберегайте глаза от заболеваний и поврежде­ний» («Берегите глаза»).

^

Сведения для учителя о сохранении зрения

Данные специальных медицинских обследований и повседневные наблюдения показывают, что близо­рукость среди школьников все еще имеет значитёльное распространение, что процент близоруких учащих­ся увеличивается по мере их перехода из класса в класс.

Так, по данным обследования значительного числа школьников, процент близоруких детей младшего школьного возраста (7—11 лет) составляет 12,7%; сре­ди учащихся среднего школьного возраста (12— 14 лет) —21,7%; среди учащихся 15—18 лет — 27,9% (Е. М. Белостоцкая). Согласно современным научным воззрениям, на раз­витие близорукости оказывает влияние комплекс при­чин.

Решающую роль в этом играют так называемые внешние факторы, условия жизни и работы (напри­мер, работы, требующие длительного рассматривания мелких предметов на близком расстоянии), качество питания (в частности, содержание недостаточного ко­личества витаминов в пище). Большое влияние на раз­витие близорукости оказывают общее состояние здо­ровья, а также некоторые перенесенные заболевания.

Развитию близорукости способствует несоблюдение правил личной гигиены, имеющих важное значение для охраны зрения (неправильная рабочая поза, рассматривание деталей на слишком близком рассто­янии, длительная зрительная работа без перерывов для отдыха и т. д.).

Известную роль играет наследствен­ное предрасположение человека, которое может про­явиться в большей или меньшей степени или может вовсе не проявиться. Это зависит от того, насколько благоприятны или неблагоприятны для органа зрения и всего организма окружающие внешние условия и гигиеническое поведение человека. Учебные занятия школьников сопряжены с уси­ленной работой глаз.

В силу этого учитель в течение всего учебного процесса должен неослабно заботиться об охране зрения учащихся, в частности, добиваться правильного и достаточного освещения в классе. Он следит за тем, чтобы солнечные лучи могли свободно проникать в класс через всю площадь окна (особенно это относится к верхней части окна). На подоконнике разрешается ставить только невысокие цветы.

Читайте также:  Конспект нод по математике в детском саду в старшей группе на тему: геометрические фигуры

Не еледует завешивать окна занавесками или бумагой: это допускается лишь на то короткое время, когда необ­ходимо оградить глаза детей от прямых лучей солнца. Нелишне напомнить, что, когда окна ничем не заслонены, учащиеся имеют возможность время от времени смотреть вдаль. Это является хорошим отды­хом для глаз.

Беседа-практикум

«Как надо заботиться о сохранении хорошего зрения»

В начале беседы учитель может показать учащим­ся несколько предметов различного цвета, различной формы и длины (круглые, длинные и т. д.), а также предметы, расположенные на различном расстоянии от учащихся. На вопросы учителя дети отвечают: — При помощи глаз мы узнаем цвет предметов (красный, белый, черный, зеленый и т. д.

), форму, размеры предметов, какие предметы находятся к нам ближе, а какие дальше. Глазами мы наблюдаем за движением людей, животных, птиц , автомобилей и т. д. Глаза служат нам для того, чтобы видеть все, что находится или делается вокруг нас, помогают читать, писать, вы­полнять различные другие работы. Испорченное зрение исправить трудно, поэтому глаза надо беречь.

— Отчего может испортиться зрение? — Зрение часто ухудшается оттого, что школьник или взрослый читает, пишет (или вышивает, масте­рит) при плохом освещении. От работы при таком ос­вещении глаза быстро устают. Они устают и тогда, когда мы низко наклоняемся при письме и чтении над тетрадью и книгой, при вышивании — над узором и в особенности — когда мы читаем лежа.

Если человек часто переутомляет свои глаза, то зре­ние его начинает через некоторое время слабеть. Он становится близоруким, плохо видит предметы, находящиеся чуть подальше от него. Человеку с пло­хим зрением труднее стать летчиком, шофером, мет­ким стрелком. Ему трудно хорошо играть в волейбол, футбол, городки. Близоруким людям приходится но­сить очки.

Если у близорукого человека разобьются очки или он их потеряет, то ему трудно разглядывать людей, предметы, он не сможет посмотреть кинокар­тину, состязание футболистов. Для того чтобы школьник мог сохранить хорошее зрение, важно, чтобы он всегда занимался при доста­точном освещении. Нельзя читать, писать, вышивать, рисовать в сумерки или при слабом свете.

Для того чтобы тетрадь и книга были хорошо осве­щены, надо ставить стол поближе к окну. При заня­тиях вечером лучше пользоваться настольной лампой, но, кроме того, надо оставлять и общее освещение ком­наты.

— С какой стороны должно находиться окно или лампа при занятиях? Если окно или лампа будут нахо­диться справа или сзади от школьника, то на тетрадь будет ложиться тень от правой руки или от головы, и* таким образом, тетрадь будет освещена недостаточно.

Если же лампа находится на столе спереди, то много света будет попадать прямо в глаза (а при отсутствии абажура яркий свет будет слепить их). Поэтому луч­ше всего, чтобы окно или лампа находились слева и немного спереди. Висячая лампа должна находиться над столом, немного впереди занимающегося школьника. Тогда тет­радь или книга будут освещены хорошо и ровно.

Учитель может предложить практическое задание. В дневные часы можно провести следующие наблю­дения. Ученик садится за стол учителя (или за парту) сначала таким образом, чтобы свет из окна падал сле­ва или спереди. Затем ученик быстро перемещается так, чтобы свет падал сзади. Ученик убеждается, что во втором случае книга будет хуже освещена, чем в первом.

В вечерние часы лампа (с длинным шнуром) поме­щается поочередно то позади ученика, сидящего за столом учителя, то на столе справа, то на столе слева. Учащийся отмечает, что в первом случае книга и тет­радь покрываются тенью от головы, во втором случае при письме падает на тетрадь тень от правой руки, в третьем случае тетрадь освещена ровно, без теней.

Учитель разъясняет, насколько важны для хоро­шего освещения комнаты в дневное время чистые стек­ла окон, а для хорошего освещения рабочего, места вечером — чистые ламповые стекла. Учитель пред­лагает учащимся рассматривать строчки в книге че­рез чистые и запыленные (или слегка покрытые ко­потью) стеклышки.

Учащиеся отмечают, что через запыленные стеклышки буквы, слова, картинки вид­ны хуже. — Для сохранения хорошего зрения важно сидеть правильно, не наклоняясь низко над книгой или тет­радью. Если книга и тетрадь находятся на очень близ­ком расстоянии от глаз, это вредно для зрения. Надо сидеть прямо, лишь слегка наклонив голову вперед.

Тетрадь и книга должны находиться на расстоянии 30—35 сантиметров от глаз, не ближе. Это расстоя­ние, как вы уже знаете, примерно равно длине руки от локтя до кончика пальцев. Учитель предлагает детям самим проверить этим способом на себе расстояние от глаз до книги.

Врачи установили, что на таком расстояния детям удобнее всего читать и писать, что при этом глаза мень­ше всего устают, зрение не портится. Читать удобнее, когда книга имеет, небольшой на­клон в сторону читающего. Для этого надо класть книгу на специальную подставку с наклоном или подкладывать под верхний край читаемой книги две-три другие книжки (показать, как это делается). Нельзя читать лежа. Когда читают лежа, трудно держать книгу в удобном для глаз положении и на нужном расстоянии. Кроме того, в таком положении книга обычно плохо освещается. Из-за этого глаза больше утомляются, зрение все больше и больше портится. Вредно также читать очень долго без перерыва. При чтении надо делать перерывы (примерно после каждых 30 минут), чтобы дать отдых глазам. В более старшем возрасте можно делать перерывы реже.

Беседа-диалог

«Как уберечь глава от заболеваний и повреждений»

Учитель разъясняет учащимся, что глаза необхо­димо беречь не только от переутомления, от ослабле­ния зрения. Еще важнее оберегать глаза от заболева­ний и повреждений. Отчего могут заболеть глаза? Глаза могут заболеть, если в них попадет грязь, с грязью могут передаваться многие болезни.

Грязь заносится в глаза, когда мы трем их пальцами, когда вытираем их носовым плат­ком, грязным полотенцем, когда вытирают лицо полотенцем, которым пользовался человек с больны­ми глазами. Грязь может попасть в глаза и с грязной подушки. Когда глаза заболевают, они начинают гноиться, становится больно смотреть на свет. Дети жалуются на резь в глазах.

Заболевания глаз могут привести к сильному ухудшению зрения. Если глаз заболел, надо возможно скорее обратиться к врачу. Чтобы уберечь глаза от заболеваний, надо пользо­ваться только своим и обязательно чистым полотен­цем, спать в отдельной чистой постели, не тереть гла­за руками, носовым платком (даже если он чистый на вид).

Некоторые дети теряют зрение — слепнут на один или оба глаза — при неосторожном обращении с ост­рыми предметами (перьями, карандашами, особенно химическими, вилками, ножами, ножницами, игла­ми и т. п.), во время озорных и опасных игр (напри­мер, игра в «чижики»), при стрельбе из рогаток, при разбивании молотком пистонов и патронов и т.д.

Когда держите перо, карандаш, вилку, ножницы (можно показать набор указанных предметов), нельзя размахивать руками, а тем более бегать, прыгать с пером в руках, с вилкой, с ножиком. Если школьник поскользнется, споткнется и упадет, он может нанес­ти этими предметами тяжелое увечье себе и другим. Все эти предметы — не игрушки, ими нельзя забав­ляться.

Не ставьте карандаш и ручки острием кверху. Не пользуйтесь химическими карандашами. Не стойте слишком близко к человеку, который чинит каран­даш, строгает ножом, работает ножницами, шьет. Не играйте с рогатками, самопалами, в игры, при которых есть опасность повредить глаза.

Удерживай­те товарищей от озорных игр и развлечений: такие игры могут довести до большой беды вас и ваших то­варищей. При ознакомлении детей с этими правилами учи­тель может рассказать о некоторых несчастных слу­чаях с детьми, произошедших в данном городе, райо­не. При этом следует избегать излишнего запугива­ния детей.

^

В заключительной беседе по охране зрения учи­тель дает детям элементарное понятие о глазах как оргайе зрения (строение глаза на этом этапе обучения совершенно не затрагивается), затем он разъясняет им простейшие правила гигиены зрения и охраны глаз от повреждений.

Для повторения и закрепления правил можно ис­пользовать следующую текстовую таблицу (написан­ную на листе бумаги или на доске). Оберегайте глаза от заболеваний и повреждений (Берегите глаза): 1. Не трите глаза руками, носовым платком. 2. Вытирайте лицо только своим чистым полотенцем. 3. Осторожно обращайтесь с перьями, ножиками и другими острыми предметами. 4.

Не играйте в опасные для глаз игры. 5. Если глаз засорился или заболел, немедленно об­ращайтесь к врачу или медицинской сестре. Как сохранить хорошее зрение: 1. Занимайтесь при хорошем освещении. 2. Книгу и тетрадь держите на расстоянии 35 санти­метров от глаз, не подносите их близко к глазам. 3. Не читайте лежа. 4. При чтении делайте каждые полчаса перерыв на 5 минут.

Читайте также:  Занятие по логике в подготовительной группе. сравнение предметов по трем признакам

муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Как сохранить хорошее зрение»

Классный часУчитель начальных классов:

Ишкова Н. А.

Источник: http://tvov.ru/docs/100/index-39106.html

Урок с применением технологий ЗОЖ “Как сохранить хорошее зрение”

Цели:

  • Привитие детям навыков здорового образа жизни;
  • Знакомство с основными правилами ухода за глазами в целях сохранения хорошего зрения;
  • Формирование потребности в личной гигиене, правильного и регулярного ухода за своей внешностью и здоровьем.
  • Знакомство детей с гимнастикой для глаз

Оборудование: слайдовая презентация, памятки.

– Ребята, отгадайте загадку и узнаете о чём,  пойдёт речь на сегодняшнем занятии: «Два братца через дорожку живут, а друг друга не видят». Верно – это глаза.

Зрение – это удивительно сложная и ещё далеко не познанная совместная работа глаза и мозга.

Уже столетия наука изучает глаз, и каждый учёный, открывая его новые свойства и новые тайны, испытывает чувства волнения перед его совершенством.

Зачем нужны человеку глаза? (Помогают видеть, различать и узнавать предметы, их форму, цвет).

В древности глазам приписывали всевозможные мистические свойства, Считалось, что они способны жить самостоятельной жизнью и влиять на судьбы людей.

Глаза часто символизировали суть и смысл жизни, их считали амулетами и  оберёгами. Древние греки рисовали красивые вытянутые глаза на носу у кораблей. А  египтяне на пирамидах изображали всевидящее око бога Ра.

Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши».

По форме глаз напоминает шар, из-за этого его иногда называют глазным яблоком. Диаметр глаза – 2,5 см, вес около 7 – 8 гр. Глазное яблоко располагается в глазнице, стенки которой связаны костями черепа. От стенок глазницы идут шесть мышц, они прикрепляются к глазному яблоку и управляют его движениями.

При неполадках в глазодвигательной системе возникает косоглазие, когда человек смотрит, будто в разные стороны.
Для предупреждения косоглазия и тренировки глазных мышц существуют простые упражнения: например «бабочка», давайте поиграем.

Воспитатель даёт команды: «Бабочка села на нос, бабочка перелетела в левый верхний угол класса» и другие различные варианты (плечо, окно), которые сопровождаются движением глаз в заданном направлении без поворота головы. Продолжительность 3 -4 мин.

С помощью таких масок врачи средневековой Европы исправляли косоглазие. Гравюра 16 века. На человека надевали маску с помощью,  которой тренировали мышц.

Радужная оболочка  – радужка или ирис.
(У каждого человека радужка неповторима – двух одинаковых по цветовой гамме не найти. Кроме того,  цвет глаз передаётся по наследству, но на протяжении жизни меняется. Оказывается, цвет влияет на их свойства.  Сероглазые – самые зоркие. Встречаются люди с разными по цвету глазами).

Глаза очень нежные, поэтому они нуждаются в защите. У каждого глаза есть стражи (веки, ресницы, брови). Они защищают их от пыли, ветра и пота.

Особенно грозит пыль жителям степей и пустынь, не случайно у них узкий разрез глаз: будь глаза так широко раскрыты, как у представителей других регионов, люди оказались бы беспомощны во время песчаных бурь. На обоих веках веках по 80 ресниц, и каждой из них отведено 100 дней, чтобы появится, вырасти и выпасть.

Таким образом, в течение жизни у нас сменяется от 83 – 93 тысяч ресниц. Они необходимы, чтобы смыкание век было как можно более плотным, ведь естественный забор не пропустит к глазному яблоку даже самые маленькие пылинки.

Есть ещё один страж – это слёзы.
Слёзы – процесс естественный. Здоровый глаз всегда слегка влажен. Слёзы промывают глаза, поддерживают их чистоту. Искусство и фольклор не оставили без внимания слёзы. Им во все времена придавали особый смысл.

Слёзы – спутник горя, сострадания, стыда, грусти, иногда умиления и радости.

В Византии, Персии, у древних славян замужние женщины собирали слёзную жидкость в специальные сосуды, и при необходимости запасы слёз пускались в дело: их смешивали с розовой водой и применяли для лечения ран, ведь в слёзной жидкости находится антимикробный белок лизоцим.

В мифах у слёз ещё большая сила: словно живая вода они могут оживить погибшего героя. Неудивительно, что столь драгоценная  субстанция в культурах разных народов обрела особо значимые символы. У русских слёзы сравнивались с жемчугом, у ацтеков с бирюзой, у литовцев с янтарём.

Глаза надо не только защищать, но и ухаживать за ними. По утрам и вечерам – умывать. Глазам, как и нам, надо заниматься физкультурой. Называется она – «гимнастика для глаз». Давайте,  выполним её вместе.
1 – упражнение.

Закрыть ладонями глаза, не нажимая на них, полностью,  исключая доступ света. (1 -2 минуты). Открыть глаза.
2 – упражнение. Закрыть глаза. Массировать надбровные дуги лёгкими круговыми движениями указательных пальцев от носа к виску. (2 – 3 раза).
3 – упражнение. Закрыть глаза.

Медленно переводить глазные яблоки в крайнее левое, затем в крайнее правое положение. (5 – 6 раз).

Испорченное зрение исправить трудно, поэтому глаза надо беречь. Отчего же может испортиться зрение?

Зрение часто ухудшается от того, что школьник или взрослый читает, пишет, или вышивает при плохом освещении. От работы при таком освещении глаза быстро устают. Они устают и тогда, когда мы низко склоняемся при письме или чтении над тетрадью, книгой, при вышивании –  над  узором и в особенности – когда мы читаем лёжа. (Показ картинок, фото).

Нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникают в школьном возрасте. Происходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у детей и подростков ещё не закончено, кости гибки и податливы, и неправильная посадка за партой, может вызвать эти нарушения. Часто плохая осанка возникает у  ослабленных, болезненных школьников.

Они быстро утомляются и во время работы принимают неправильную позу. Затем эта поза становится привычной и приводит к неправильной осанке и искривлению позвоночника. Ежедневная длительная, увеличивающаяся с годами зрительная работа в неблагоприятных условиях создаёт привычку рассматривать всё вблизи. В результате развивается близорукость.

Практикум “Как сохранить хорошее зрение” 
Надо сидеть прямо, лишь слегка наклонив голову вперёд. Тетрадь и книга должны находиться на расстоянии 3 – 35 см от глаз, не ближе. Это расстояние, как вы уже знаете, примерно равно длине руки от локтя до кончика пальцев. Не надо опираться грудью о край стола. Между туловищем  и краем стола остаётся расстояние в ширину ладони. Врачи установили, что на таком расстоянии детям удобнее всего читать и писать, что при этом глаза меньше всего устают, зрение не портиться. Читать удобнее, когда книга имеет небольшой наклон в сторону читающего. Для этого лучше использовать подставку или подкладывать под верхний край читаемой книги 2 – 3 другие книжки. При чтении надо делать перерывы, примерно каждые 30 мин, чтобы дать глазам отдых.

Вредно читать лёжа. Когда читают лёжа, трудно держать книгу в удобном положении и на нужном от глаз расстоянии. Кроме того, в таком положении книга обычно плохо освещается. Из-за этого глаза больше утомляются, зрение всё больше и больше портится.

Отчего же могут заболеть глаза?
Глаза могут заболеть,  если в них попадёт грязь, с грязью могут передаваться многие болезни. Грязь заноситься в глаза, когда мы их трём пальцами, платком, грязным полотенцем, когда вытирают лицо полотенцем, которым пользовался человек с больными глазами. Грязь может попасть в глаза и с грязной подушки.

Когда глаза заболевают, они начинают гноиться, становится больно смотреть на свет.

Еще одно часто встречающееся заболевание глаз – ячмень.

Заболевания глаз могут привести к сильному ухудшению зрения. Если глаз заболел, надо возможно скорее обратиться к врачу.
Как называют врача, который лечит заболевания глаз? (Окулист)

Некоторые дети теряют зрение, слепнут на один или оба глаза – при неосторожном обращении с острыми предметами.

Не играйте с рогатками, самопалами, в игры, при которых есть опасность повредить глаза. Удерживайте товарищей от озорных игр и развлечений: такие игры могут довести до большой беды вас и ваших товарищей.

Кроме того, очень вредно для глаз долгое время сидеть у телевизора, за компьютером, игровой приставкой.

Ребята! А кто знает, сколько времени можно проводить за компьютером, смотреть телевизор? (Ответы детей).

Чтобы уберечь глаза необходимо:

– Правильно сидеть за партой, столом. – Надо пользоваться своим и обязательно чистым полотенцем. – Спать в отдельной, чистой постели. – Не тереть глаза руками. – Нельзя размахивать руками, а тем более бегать, прыгать с иглой в руках, с вилкой, ножиком, даже карандашом. Если школьник поскользнется, споткнётся, или упадёт, он может нанести этими предметами тяжелое увечье себе и другим. – Заниматься физкультурой. – Читать сидя и при хорошем освещении.

– Осторожно обращайтесь  с иглами, ножами и другими острыми предметами.

В заключение  дети получают памятки:

«Оберегайте глаза от заболеваний и повреждений»
«Как сохранить хорошее зрение»
«Упражнения для глаз»

Источник: http://xn—-8sbirdcwdj7bl2hk.xn--p1ai/load/plany_konspekty_urokov/obzh/urok_s_primeneniem_tekhnologij_zozh_kak_sokhranit_khoroshee_zrenie/6-1-0-773

Ссылка на основную публикацию