Игры на развитие координации движений и мелкой моторики рук для детей 5-7 лет

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно-моторной координации

1. Развитие мелкой моторики рук.

Каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьёзно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент. Дети, идя в школу, часто не умеют держать ручку и завязывать шнурки.

Что такое мелкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка.

Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми.

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребёнка: речевые способности, внимание мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение.

Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связанны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с пальчиками. Для родителей особенно важно знать, как развивать точные и достаточно сильные движения пальцев рук, активизировать работу мышц кисти.

Существует ряд простых занятий, которые способствуют развитию мелкой моторики.

1.                  Лепка из глины и пластилина.

2.                  Рисование или раскрашивание картинок

3.                  Изготовление поделок из бумаги.

4.                  Конструирование

5.                  Застёгивание и расстёгивание кнопок, пуговиц, крючков.

6.                  Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

7.                  Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.

8.                  Всасывание пипеткой воды.

9.                  Нанизывание бус и пуговиц.

10.              Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

11.              Переборка круп.

12.              Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия. Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребёнка, и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

–          во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,

–          во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

–          в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

2. Развитее графического навыка и зрительно- моторной координации.

Графический навык предполагает:

–          умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации — широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные и т. д.; условные знаки, в том числе и буквенные графемы и т. д.). Выполнять их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;

–          легкое и непринужденное удерживание пишущего инструмента (карандаша, ручки, соблюдая необходимый угол наклона;

–          устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

–          выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

У детей поступающих в первый класс, ещё недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети дошкольного возраста ещё плохо ориентируются в пространстве и на плоскости.

Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Умение различать правую и левую стороны — это важная предпосылка для многих видов обучения.

Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребёнком в виде различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

–          Поднять то правую, то левую руку.

–          Взять предмет то правой, то левой рукой.

–          После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха и т. д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку.

Трудности в письме связаны, прежде всего не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности.

Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму.

Самый простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, используя силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает её движения сильными и координированными.

Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами. Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином и глиной.

Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок развивает и укрепляет мелкие мышцы пальцев. Существует интересный способ развития пальцев руки — ощипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев ощипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребенка заставлять.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Больше всего на свете маленький ребёнок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысление знакомство ребенка с миром.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Активная тренировка общих движений и ручной моторики позволяет совершенствовать произвольное внимание, развивать навыки контроля и планирования целостного действия, а так же формировать учебную мотивацию, развивать регулирующую роль речи.

Зрительно-двигательная координация занимает важное место в формировании готовности к письму.

Зрительно-моторная координация — согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности

зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.

Зрительно-двигательная координация — это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.

Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации.

Глаз видит — рука изображает — такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.

Важным компонентом готовности руки к письму является развитие мелкой моторики руки.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Движения пальцев и кисти руки развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода: 5, 5–6, 5 мес — начинает брать предметы, 6, 5–7, 5 мес вращение кистью с игрушками. К 11мес совершенствование кистевого и пальцевого праксиса.

1г-1, 5г — попытки рисовать «как попало». 1, 5–2г — появляется тонкая моторика, ребенок опускает предметы в маленькие отверстия. В 3г появляются двигательные автоматизмы (пытается резать бумагу). 3–4г — режет бумагу, рисует. Происходит латерализация (определение ведущей руки). В 5–6лет появляется способность обводить клетки.

6–7лет — готовность к развитию графо — моторных навыков.

Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику — массировать пальчики. Тем самым воздействуя на связанные с корой головного мозга активные точки.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, передаются импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Тренируя пальцы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками, «Почтовый ящик»).

Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т. е. развивается ручная умелость. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие.

Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш.

Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов, рисунки из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д.

Пальчиковый игро-тренинг.

Пальчиковые игры и упражнения при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму.

Включение в любое занятие пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи. Они как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самомассаж рук

Читайте также:  Бунин «последний шмель»

Массаж карандашами: с помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья и кисти рук (пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны).

Такой массаж способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук, стимулирует речевое развитие.

Особый интерес у детей вызывают массажные упражнения с проговариванием коротких стихов и рифмовок.

Тренировка зрительно-двигательной координации.

Особое внимание необходимо обратить на выработку у детей навыков точной и четкой координации в системе «глаз — рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения.

Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз.

Многим детям подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки.

Конструирование по чертежам, выкладывание мозаичных узоров или панно в соответствии с образцами, срисовывание изображений различных предметов, обведение, дорисовывание постепенно совершенствуют зрительно-моторную координацию, формируют умение точно воспроизводить графические образцы.

Например, при выполнении задания «Письмо в воздухе» ребенок «прописывает» в воздухе рукой буквы, цифры и целые слова. Усложненным вариантом этого задания является «прописывание» букв, цифр и слов только глазами.

Штриховка — одно из важнейших упражнений.

Для штриховки используются раскраски, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов и набор разных лекал.

После того, как ребенок научится хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными линиями, составлять из них простейшие предметы, ему можно предложить штриховку волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями.

Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона.

Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные и кинестетические ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтесори.

И получила распространение уже в 20-е годы XX века.

Кроме этого, зрительно-моторную координацию развивают такие занятия, в которых нужно провести линии от одного рисунка до другого «Дорожки» по прямой, волнистой линии или через лабиринт, в которых надо определить, «Что нарисовано», соединив все точки.

Разнообразные задания: «Дорисуй левую (правую) сторону предмета», «Дорисуй рисунок, соблюдая последовательность», «Продолжи ряд», «Нарисуй такой же», «Дорисуй узор» и др.

Обучение ориентировке на листе бумаги.

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (к письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки.

Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия.

Эти упражнения помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги.

И Формирование навыка движения по нему руки: формирование умения «входить» в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху — вниз и слева — направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

Специальные физические упражнения.

Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек на занятиях физической культурой и вне занятий с детьми (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры на прогулке) открывают широкие возможности для выработки у дошкольников координированных движений всех звеньев руки и тренировки мелких мышц руки. Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на канате способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия.

Итак, для того чтобы ребенок успешно подготовился к письму, необходимо регулярно и систематически проводить занятия по развитию мелкой моторики, сенсомоторной координации, развивать зрительно-пространственное восприятие.

Литература:

1.        ЦвынтарныйВ.В. «Играем с пальчиками развиваем речь»

2.        http://floksmiх.ucoz.ru

3.        Венгер Л. А. «Готов ли ваш ребёнок к школе».

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, лист бумаги, движение, предмет, рука, головной мозг, занятие, письмо, развитие.

Источник: https://moluch.ru/th/1/archive/1/42/

Развитие мелкой моторики руки с помощью специальных игр и упражнений

МБОУ “Начальная школа -детский сад №1”, г. Воркута

Воспитатель дошкольных групп

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шабунас Е.В. Развитие мелкой моторики руки с помощью специальных игр и упражнений // Совушка. 2016.№1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120010.html (дата обращения: 10.10.2018 ).

С первых дней появления на свет вся жизнь человека направлена на познание окружающего мира – той среды, в которой мы живём, учимся, работаем, отдыхаем. Природа наделила человека зрением – бесценным  даром, благодаря которому мы получаем 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Но как быть, если с раннего детства этот процесс восприятия нарушен? МОУ “Начальная школа – детский сад компенсирующего вида” № 1 посещают дети с различными дефектами зрения. Они почти не отличаются от своих хорошо видящих сверстников – такие же активные исследователи всего нового, так же любят играть, веселиться.

Но всё, же нарушение функции видения у детей с патологией зрения вызывает значительные затруднения в познании окружающей среды.

Как видят эти дети мир – мир красочный, яркий, многогранный, быстродвижущийся? Всегда ли им комфортно в нём? Дети, имеющие нарушение зрения легче воспринимают плоские предметы, затруднено восприятие объёма, оценка глубины пространства; многие испытывают трудности в фиксации взора. В связи с этим они видят окружающий мир на суженой основе, и видят фрагментарно, нечётко, в уменьшенном виде.

Проработав много лет с детьми, имеющими зрительные нарушения, я заметила, что у них слабо развита зрительно – моторная координация, недостаточно развита тонкая моторика, наблюдаются отклонения в темпе и ритме действий. Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий. А активное познание мира возможно только в движении, в действии.

Значит, чем точнее будут детские движения, тем богаче будут ощущения ребёнка, тем ярче, глубже и осмысленнее будет проходить знакомство ребёнка с окружающей средой и практическое её освоение. Для ребёнка с патологией зрения очень важно самому познавать мир, делать свои открытия.

Поэтому для полноценного их развития решающее значение имеет организация активной, самостоятельной деятельности, способствующей обогащению представлений ребёнка об окружающем мире. Но к самостоятельной деятельности ребёнка надо подготовить. Для этого необходимо развивать процессы детского восприятия на основе двигательно – кинестетических ощущений, речи, памяти.

При этом в восприятии, регуляции и контроле действий ребёнка, наряду со зрением, участвуют сохранные анализаторы, то есть развиваются полисенсорные связи. В связи с этим одной из важных задач моей педагогической деятельности является помощь детям в освоении окружающего мира посредством дидактических игр и упражнений на развитие осязания и мелкой моторики.

“Игра – огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире….” (В.А. Сухомлинский). Для ребёнка с ослабленным зрением это светлое пятно должно быть и достаточно видимым, и особо осязаемым.

Опыт работы убеждает, что именно осязание является мощным средством компенсации нарушенного зрения и позволяет ребёнку наиболее тонко познать признаки и свойства предметов.

  Таким образом, осязание и мелкая моторика помогают ребёнку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живёт; способствуют повышению самооценки ребёнка, так как дают возможность приобрести социальный опыт. Достичь высоких результатов в развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения возможно только в процессе систематической, целенаправленной работы и при условии, что деятельность каждого ребёнка должна быть успешной, только тогда сохраняется устойчивый интерес к играм и упражнениям. Для того, чтобы добиться успешности и возможности постепенным, поэтапным овладением детьми комплексов дидактических игр и упражнений, необходимо, чтобы дети с нарушением зрения сначала научились свободно, непринуждённо пользоваться движениями своих рук. Для этого 2-3 раза в день по 3-5 минут провожу игры с пальчиками. Подбираю упражнения разнообразные, эмоционально – приятные, неутомительные и динамичные. Дети учатся точно выполнять произвольные движения по моей команде.

Например,упражнение  Черепаха.

Черепаха, черепаха     –    Положить кулачки на стол,
В  панцире живёт         –   можно тихонько постукивать ими.
Высунет головку,        –    высунуть указательные пальцы
Обратно уберёт.          –     убрать обратно. Так же использую игры – упражнения “С веток ягоды снимаю”, “Апельсин”, “Дерево”, “Цветы” и.т.д.) Затем показываю детям и обучаю приёмам самомассажа рук. В упражнениях дети учатся выполнять массажные движения: надавливание, пощипывание, разминания, потягивание за кончики пальцев. Стараюсь сопровождать массаж весёлыми стихами, приговорками. Самомассаж кистей и пальцев рук всегда доставляет детям удовольствие, радость.

Читайте также:  Стихи про лето для дошкольников

Например,  упражнение Карандаш.

Карандаш в руках катаю,                             Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу. (Грани карандаша легко “укалывают” ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Пропустить карандаш между одним и двумя – тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке).  Массаж ладоней мячиком – ёжиком. Вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами. Мячик мой не отдыхает, На ладошке он гуляет.

                                  Вправо-влево – как хочу. Сверху – влево, снизу –правой

Я его катаю. Браво!   

  (Упражнения “Краб”, “Медведь”, “Кормление птенцов” и.т.д. Самомассаж в  “сухом  бассейне”, сопровождая стихотворным текстом или под музыку).

После самомассажа приступаю к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук.

“Опознание предмета” – ребёнок одной рукой ощупывает предмет, другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает на листе бумаги.

“Резиночка” – для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку, задача передвинуть её на 360 градусов сначала в одну, затем в другую сторону. Выполняется поочерёдно правой и левой рукой.

На следующем этапе дети осваивают игры и упражнения с предметами.  Например, –  Из пуговиц разного размера и цвета выложить рисунок. –  В ярком подносе рассыпана мелкая крупа. Нарисовать  пальчиком по крупе заданный рисунок. – Насыпать горох на блюдце.

Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошинку и удерживает её остальными пальцами (“собираем ягоды), потом берёт ещё и ещё – набирает целую горсть. – Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок так, чтобы он весь уместился в кулачке. – Создать на бархатной бумаге узоры из цветных нитей ( ниткопись).

– Работа с цветной проволокой  (сгибание из проволоки различных фигур). – Перенос воды из одной ёмкости в другую при помощи губки. – Игры с бумагой (складывание, разворачивание, скручивание, перелистывание, измельчение и. т. д.

) Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость, так необходимая детям с нарушением   зрения.

Универсальность обучающих возможностей дидактических игр и упражнений состоит в том, что их можно использовать и на занятиях, и в быту, в трудовых действиях, и в общении между детьми, и в самостоятельной деятельности.  По развитию тонкой моторики, тактильной чувствительности, умению ориентироваться большую помощь оказывают специальные пособия и подручные предметы.

Тренажеры: “Шнуровка”, “Гвоздики”, “Тактильные дощечки”

                  

Упражнение “Башмачки”.    Крышки пальчики обули,                                    Смело в них вперед шагнули

И пошли по переулку На веселую прогулку. Пальцы, словно балеринки, Но одетые в ботинки, Каждый пальчик, будто ножка,

Только шаркает немножко.

(Крышки надеваются на указательный и средний пальцы руки. Произносится стихотворение вместе с педагогом, дети передвигают пальцы, не отрывая их от поверхности стола. После каждого двустишия – смена рук.)

Упражнения с грецким орехом

1. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: “Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех”.

(Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого).

2. (Все движения выполняются в соответствии с текстом и инструкцией) Наш орешек непростой, Он волшебный, золотой. С орешком будем мы играть Своим ручкам помогать.

Мы с орешком поиграем,   (в правой руке)

Его с горочки катаем. Вверх и вниз, вверх и вниз Ты по пальчикам катись!

Снова весело играем,           (в левой руке)

По другой руке  катаем. Вверх и вниз, вверх и вниз Ты по пальчикам катись!

В пальцы мы орех возьмём (в правой руке)

И немного повернём. Крепко пальцами держи И ещё раз поверни.

В другую руку мы возьмём  (в левой руке)

И немного повернём. Крепко пальцами держи И ещё раз поверни. 1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни, И немного отдохни!  

Игры с прищепками
Для развития памяти у детей при заучивании стихотворений и для развития мелкой моторики существуют игры с прищепками, когда недостающие детали в рисунке заменяют прищепками. Цель данной игры: развивать творческое воображение дошкольников.

Учить детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.

 
Солнышко Солнышко утром рано встаёт. Лучики тянет –тепло нам даёт.

Ёжик Ёжик, ёжик, где гулял? Где колючки потерял? Ты беги скорей к нам, ёжик. Мы сейчас тебе поможем. Наша любовь, забота, профессиональная помощь детям с нарушением зрения обеспечивают гармоничное развитие каждого ребёнка, радостное восприятие им окружающего мира и уверенность в себе.  

Предложенный материал актуален как в работе с детьми с патологией зрения, так и в работе со здоровыми дошкольниками.

Источник: https://kssovushka.ru/zhurnal/3/79-razvitie-melkoi-motoriki-ruki-s-pomoshchyu-spetsialnyh-igr-i-uprazhnenii/

Презентация на тему “Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у дошкольников через игры и упражнения.”

  • Скачать презентацию (9.08 Мб)
  • 3 загрузки
  • 0.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме “Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у дошкольников через игры и упражнения.”. pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов24
  • Слова
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 1Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у дошкольников через игры и упражнения.Воспитатель:Терешина О.Н. МАОУ Черноковская СОШ структурное подразделение Черноковский детский сад « Ласточка»
  • Слайд 2Считаю эту тему актуальной так, как у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.От того, насколько ловко научиться ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Вот почему я выбрала тему по развитию мелкой моторики считая ее важной составляющей обучения ребенка.
  • Слайд 3Повышение компетентности по вопросам теории и практики развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Создать оптимальные условия, способствующие полноценному раскрытию потенциальных возможностей детей. Задачи: 1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей  дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов.
  • Слайд 4Пальчиковые игры Пальчиковая гимнастика Пальчиковые упражнения РАЗВИТИЕМОТОРИКИ театр занятия сотрудничество аппликация лепка конструирование ручной труд рисование пальчиковый кукольный настольный аппликация лепка конструирование ручной труд рисование Музыкальный руководитель
  • Слайд 5- применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей; – использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т.д.; – информационные листы для родителей; – разучивание стихов, потешек; – использование атрибутов к пальчиковой гимнастике. Кисть, краски, листы бумаги Куклы, одежда для кукол Бусины, шнурок Цветная бумага Клубок, нитки Крупа, бобы, фасоль, горох, макароны. Бутылки пластиковые, крышки от бутылок Пипетка, мисочка Прищепки Раскраски, прописи, схемы Набор палочкКюзенейра Конструктор «Строитель» Пальчиковый театр «Колобок» Пальчиковый театр «Репка» Пальчиковый театр «Теремок» и мн. др.
  • Слайд 6Головной мозг Желудок Кишечник Печень и почки В восточной медицине существует убеждение, что массаж определенных пальцев положительно влияет на: Сердце
  • Слайд 16Наши пальчики играли, пуговички пришивали, коврик получился для ножек массаж.
  • Слайд 17Обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи; ориентирован на тщательный отбор игр по развитию мелкой моторики рук для детей дома; предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье; включить в активную совместную работу с детьми и педагогами; достичь эмоционально – нравственных взаимоотношений родителей и детей.
  • Слайд 22Работая над развитием мелкой  моторики рук у детей  старшего возраста, я добилась определённых результатов.     По моим наблюдениям у детей, совершенствовалась общая координация движений пальцев руки. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, дети с ловкостью могут работать с мелкими предметами   Диагностика развития мелкой моторики
  • Слайд 23Таким образом Проведенные исследования позволили сделать выводы, что да действительно реализация игровой методики развития мелкой моторики руки в работе с детьми дошкольного возраста будет эффективна при условии: включение игр в разные режимные моменты; учета индивидуальных особенностей и игровых интересов детей; методически грамотного руководства игровой деятельностью детей; закрепление игровых действий детьми в условиях семейного воспитания.
Читайте также:  Михаил зощенко. рассказы

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/raznoe/razvitie-melkoy-motoriki-i-koordinatsii-dvizheniy-paltsev-ruk-u-doshkolnikov-cherez-igry-i-uprazhneniya

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и координации движений рук

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость.

Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу.

Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении.

Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения ребёнка неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь ребёнку совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

Узнай, что внутри. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 – 10 минут как бы перемешивает содержимое.

Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

Опознание фигур, цифр или букв, “написанных” на правой и левой руке.
Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант – ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

“Резиночка”. Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой

Повтори движение” Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо “фигуру” (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены – любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки – повторить “фигуру”.

Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка).

Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму – то можно поиграть в игры с рисованием.

Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель – для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее).

Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия.

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест «вырезание круга», проведя его до начала тренировки и по её окончании.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,

во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

Источник: https://pedportal.net/po-tipu-materiala/dlya-roditeley-doshkolnye-nachalnye-starshie-klassy/igry-i-uprazhneniya-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-na-razvitie-melkoy-motoriki-i-koordinacii-dvizheniy-ruk-653830

Ссылка на основную публикацию