Занятие по развитию речи в детском саду. старшая группа

Как строится работа по развитию речи в старшей группе детского сада по требованиям ФГОС

Занятие по развитию речи в детском саду. Старшая группа

Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека.

И к моменту поступления в школу малыш должен полностью владеть этим инструментом общения. Вот почему так много внимания уделяется проблемам развития речи в детском саду, в частности, в старшей группе.

Работа в этом направлении ведётся в рамках требований, разработанных ФГОС.

Требования ФГОС относительно развития речи в старшей группе

Для развития речи предпочтение отдаётся групповым формам работы

Чёткое и последовательное изложение мыслей играет огромную роль в формировании у ребёнка позитивного отношения к миру, окружающим людям. Более того, это показатель нормального психо-эмоционального развития. К 7 годам, то есть к моменту выпуска из детского сада, малыш должен уметь

  • адекватно использовать 2–3 тысячи слов;
  • правильно выстраивать предложения, используя все части речи;
  • рассуждать, а также излагать своё мнение;
  • правильно использовать устойчивые выражения;
  • объяснять значение слов;
  • понимать правила построения диалога (прежде всего, проговаривание своей реплики после того, как это сделал собеседник);
  • развивать умение составлять устные тексты разного жанра (повествование, например, в рассказе о том, как прошли выходные, описание, если речь идёт о комментировании видео или картинки, рассуждение, если нужно дать оценку действиям персонажей сказки).

Задачи

Для достижения поставленных целей, ФГОС определены задачи, реализацией которых занимается весь педагогический коллектив дошкольного учреждения (воспитатель — отрывочно на каждом занятии и непосредственно во время работы над речевым развитием, логопед — в специально отведённые часы, дефектолог — если у детей выявлены нарушения речевой деятельности). Выделяются следующие задачи развития речи:

  • расширение активного и пассивного запаса слов (то есть увеличение количества речевых единиц, используемых часто, и обогащение пассивного словаря, то есть категории слов, значение которых известно, но они не употребляются в неформальном общении слишком часто);
  • использование языка как средства культуры (знакомство с устным народным творчеством, чтение книг и т.д);
  • продолжение работы над развитием фонематического слуха, то есть тренировка навыка правильно ставить ударения в словах, улавливать эмоции собеседника по интонации;
  • привлечение детей к речевому творчеству (декламации стихотворений, заучивание ролей на утренниках, повторение за воспитателем стишков-потешек и т.д);
  • отработка навыков чтения (по слогам, возможно, с помощью кубиков);
  • наращивание понятийного аппарата (дети должны ориентироваться в таких понятиях, как слово, звук, слог, словосочетание и предложение).

Воплощение этих задач осуществляется с учётом трёх очень важных моментов. Во-первых, основой для развития речи (как и прежде) является речь окружающих взрослых, во-вторых, работа идёт параллельно с прививанием малышу любви к литературе и потребности в чтении и, в-третьих, основа занятий — родной язык, который является связующим звеном между ребёнком и окружающим миром.

Формы работы

Участие в совместных постановках помогает развивать и творческие способности, и речь

Воспитатель, а также другие педагогические работники дошкольного учреждения формулируют задачи перед любым занятием по развитию речи, достигая их в рамках использования наиболее подходящей формы работы.

Ситуация общения

Для автоматизации использования освоенных речевых конструкций (например, разных форм приветствия — «привет, салют, добрый день, здравствуйте») взрослым придумывается такая форма общения, которая бы максимально полно отрабатывала поставленную задачу. Такие ситуации общения могут быть

  • лексическими (например, упражнение «Что не так?», цель которого научиться соотносить приветствие — добрый день/вечер/утро — с ситуацией общения, когда дети приходя в садик, домой, приветствуют гостей);
  • вербально-оценочными (например, упражнение «Улыбка», цель — показать важность при приветствии невербального компонента общения, то есть не просто сказать: «Привет» друг другу, а ещё и улыбнуться, чтобы человек понял, что приветствие адресовано именно ему);
  • прогностическими, или планируемыми (например, задание «Придумываем загадки» после просмотра набора картинок с животными — например, изображение лисы, которая по сюжету занятия, ни с кем не здоровалась, можно прокомментировать так: «Коварна, хитра, носит рыжую или чёрно-бурую шубку» — пометка для воспитателя: дети оценивают суть явлений, прежде всего, по яркости внешних признаков, поэтому не стоит давай картинки с норкой, лаской и пр., то есть тех зверей, которые мало различаются внешне);
  • описательными (например, упражнение «Из какой сказки эти вещи?», когда ребёнок описывает предметы, а остальные должны угадать, из какой они сказки);
  • пересказ (изложение сюжета услышанного от имени автора или одного из героев повествования);
  • составление рассказа из опыта (например, как прошли каникулы или как я и мама ходили в гости к бабушке).

Проектная деятельность

Кроме того, что в этой форме работы наиболее полно реализуются задачи речевого развития детей старшей группы, проектная деятельность позволяет наиболее целостно интегрировать все образовательные области, то есть обучение, развитие и воспитание.

Работа над проектами может быть индивидуальной (когда малыш, например, рисует иллюстрацию к сказке и описывает её) или групповой (то есть проект выполняется совместно с родителями или воспитателем). Например, составление альбома «Мы дружим с природой», где малыш и его родители должны найти интересный материал и презентовать его в устной форме.

Обычно индивидуальные проекты предваряются несколькими групповыми, что помогает сплотить детский коллектив. Хотя, конечно, нельзя не сказать и о недостатках: при работе в группе дети со спокойным темпераментом или средними способностями, как правило, не всегда столь же успешны, как активные ребята.

А в случае если проект выполняется вместе с родителями, взрослых сложно оградить от соблазна сделать всё за карапуза. В целом воспитатель выбирает форму в зависимости от целей, которые ставит перед этой работой.

Так, проект, приуроченный ко Дню победы «Мы знаем о войне», цель которого расширить кругозор детей, а также развивать монологическую речь, помогает детям понимать тексты патриотического характера. В этой работе целесообразно подключать родителей, которые смогут рассказать своему ребёнку о родственниках, сражавшихся на полях боёв ВОВ.

Если говорить о краткосрочных проектах, то это может быть рассказ о содержании картины по наблюдению: когда малыш получает картинку в начале занятия (это может быть герой сказки, на основании которой строится работа на уроке), а в конце он должен показать её группе и описать максимально детально, используя информацию из услышанного.

Игры

Ведущий вид деятельности у детей дошкольного (и младшего школьного) возраста — игра. Являясь мотивом для взаимодействия ребят друг с другом, она побуждает к коммуникации, то есть общению. Для развития речи используются

  • театрализации (цель — развитие диалогического вида речи, формирование представлений об интонации);
  • ролевые игры (цель — освоение принятой социальной роли и выработка специальной линии поведения в зависимости от ситуации общения, например, в игре «Больница» врач говорит серьёзно, мало и по делу, а вот пациент может быть более эмоциональным, нестабильным в своём поведении);
  • пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики, стимулирующей развитие речи, пространственное мышление и быстроту реакции.
  • дидактические игры (другими словами, решение образовательной задачи через игровую форму взаимодействия педагога и ребёнка, например, «Кому что нужно для работы» — дети получают набор картинок с изображением представителей разных профессий, нужно рассказать, кому какие инструменты нужны).

Остановимся немного более подробно на различиях между театрализацией и ролевыми играми. Первое — значительно масштабнее.

Ролевая игра — это небольшой отрезок времени, посвящённый отработки одной или двух ситуаций общения, в то время как театрализация предполагает постановку законченного сюжета.

Что касается отработки речевых навыков, то они также отличаются объёмами: в ролевой игре задействуется меньше языковых средств, чем в игре, а значит, и развитие речи происходит не столь всесторонне.

В целом, все эти формы комбинируются в рамках занятий по развитию речи, которые, по требованиям программных документов, проводятся 2 раза в неделю в утренние часы не дольше 30 минут, а также в виде отдельных элементов на других занятиях.

Развивающие программы

Чтобы занятия проходили слаженно, нужно тщательно изучить требования ФГОС и обсудить их практическое воплощение в плане занятия на методическом совете детского сада

В соответствии с требованиями ФГОС и конкретными задачами образовательного дошкольного учреждения методическим коллективом сотрудников разрабатывается рабочая программа по всем направлениям образования, в том числе, и по развитию речи. В качестве основы можно использовать наработки коллег, дополняя или исправляя нюансы, касающиеся формы и содержания (кроме моментов, которые реализуют задачи по ФГОС).

Фрагмент рабочей программы на 3 месяца

Автор Анна Кривошеева, http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/01/31/rabochaya-programma-po-razvitiyu-rechi-v-starshey-gruppe.

Методическая база по вопросу

Чтобы малыш не уставал, ему нужно предлагать такие виды деятельности, в которые он сможет погрузиться без остатка

Для того чтобы работа по развитию речи в старшей группе происходила слаженно и комплексно, педагогу (воспитателю, логопеду) необходимо тщательно продумывать содержание и форму каждого занятия. В этой связи очень полезными будут такие методические пособия:

  • Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2010 (особенности рабочего процесса, а также необходимые нюансы, связанные с хронометражем занятий, формулировкой целей и т.д.).
  • Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008 (сборник теоретических и практических сведений по вопросу).
  • Гербова В.В. Развитие речи. 4–6 лет. Учебно-наглядное пособие. М.:Владос,2003 (отличный набор тематических картинок для описания, подборка сказок и тестов для диагностиики уровня школьной диаспора);
  • Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2005 (интересные загадки на подстановку буквы).
  • «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (освещение программных документов в контексте задач по развитию речи)
  • Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008 (разработка отрывков занятий, посвящённых отдельным задачам, например, разграничению поянтий буква — звук).
Читайте также:  Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «хлеб - всему голова»

Однако стоит отметить, что фиксированного списка литературы по развитию речи в старшей группе детского сада нет, как и учебных пособий или тетрадей. Поэтому педагог может и сам добавлять или перерабатывать методические ресурсы, предлагая новые формы работы.

Структура занятий

Все занятия по развитию речи в старшей группе проводятся по одной схеме

Чтобы достичь максимального результата от каждого занятия, опытными методистами была разработана структура занятий по развитию речи. Именно такая комбинация этапов работы является «лекарством от скуки», то есть помогает поддерживать интерес детей и тем самым достигать поставленных целей.

  • Вовлечение ребят (около 5 минут). Любопытство и игривость — вот основные качества малышей, на которых и нужно «сыграть» взрослому. То есть приглашение поучаствовать в сказке окажется привлекательным даже для неусидчивых карапузов.
  • Выполнение заданий (10 минут). Это основной этап обучения, который проводится в период лучшей концентрации детей, то есть после разминки, первого этапа.
  • Пауза (2 минуты). Во время предыдущего этапа у ребят накопилось много энергии, которой нужно дать возможность выйти. Это может быть игра, танец или физические упражнения.
  • Время для сказки (10 минут). Прочтение сказки, рассказа (это может быть совместная с детьми придумка) обсуждение и обыгрывание сюжета — это не только работа над речевым развитием, но и элемент формирования нравственных представлений у детей.
  • Заключительный этап (около 3 минут). Задания разного характера (репродуктивные, когда нужно повторить какие-то реплики героев, например, или творческие — нарисовать иллюстрацию) позволят закрепить полученные знания, отработать навыки.

Некоторые занятия целиком строятся на сказке. В этом случае хронометраж предпоследнего этапа разбивается поровну на оставшиеся.

Примеры планов

Эффективные способы вовлечения и задания основного этапа

Оксана Шавкун, http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/04/14/zanyatie-po-razvitiyu-rechi-v-starshey-gruppe

Кто это?Какая она?А это кто?Какая она?Дети по очереди подходят к магнитной доске, берут карточку, рассматривают её, показывают всем детям и рассказывают о том, кто изображён на карточкеЭто корова.

Она большая, рыжая, с чёрными пятнами, умная, дойная, рогатая.Это собака.Маленькая, коричневая, умная, пушистая, добрая.

(коза — маленькая, белая, рогатая, бородатая, бодливая; кошка — маленькая, пушистая, ласковая, усатая, полосатая)Один ребёнок описывает, остальные добавляют.

Теперь мы открываем лепесток с цифрой 1.Какая следующая цифра идёт за цифрой один? Найдите конверт с цифрой 2…>

Четыре этапа занятия по развитию речи

Марина Готовкина, http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/01/23/zanyatie-po-razvitiyu-rechi-v-starshey-gruppe

Видео: интересное и оригинальное занятие по развитию речи в средне-старшей группе

Видео: игровые приёмы для развития речи в старшей группе

Видео: ролевая игра как приём речевого развития детей в старшей группе детского сада

Проверка результатов работы

Выступление перед родителями — это лучший способ донести до взрослых результаты собственного роста в вопросе развития речи

Хорошая работа — это результативная работа. Очень важно систематически подводить итоги реализации поставленных задач по развитию речи в старшей группе.

На основании отчётности можно составить индивидуальный план для детей, которые не прогрессируют, а также откорректировать набор приёмов, используемых в процессе занятий, выбрав наиболее эффективные.

В перечень материалов для составления мониторинга успешности проводимой работы по речевому развитию включены:

  • самоанализ воспитателя (логопеда, если эту работу в ДОУ проводит он), предоставляемый старшему воспитателю, заведующей, который включает в свободной форме отчёт о достижениях и недостатках в использовании приёмов развития речи (проводится с регулярностью, обозначенному в методической документации детского сада, но не реже 1 раза в семестр);
  • анализ календарного планирования воспитателя с целью определения целесообразности использования тех или иных форм работы, а также соответствия тематики занятий рабочей программе (проверяется методистом, заведующей в начале учебного года);
  • изучение развивающей среды в группе (то есть наличие наглядности, аудио-/видео материалов, текстов и пр.), которое проводится методическим советом детского сада, а также является доступным для обзора родителям (время проверки — на усмотрение методического коллектива);
  • проведение открытых занятий 1–2 раза в семестр, которые могут посещать не только методические работники, но и родители (к этой же категории относятся утренники, тематические мероприятия);
  • анализ родительских анкет, которые могут наиболее полно оценить прогресс своего чада (2 раза в год — в конце учебных семестров).

Примеры анкет для родителей

Эти опросники позволяют методическим работникам оценить не только результаты своей деятельности, но и сделать выводы о той роли, которую мамы и папы отводят семье в развитии их ребёнка.

Пример №1

Пример №2

Проведение итоговой диагностики речи ребёнка перед поступлением в школу

Для определения уровня развития речи малыша, который поступает в школу, обычно проводится комплекс тестов О.А Безруковой и О.Н. Каленковой.

Каждое задание предполагает оценку речи по 2–3 пунктам, что в целом даёт основание для составления характеристики развития речи у ребёнка. Нормой считается результат свыше 50% от общего количества баллов (217).

Таким образом, можно составить приблизительный прогноз и дать оценку перспективе развития коммуникативной компетенции малыша.

Развитие речи у дошкольника — это важный этап его личностного роста. Задача детского сада — максимально полно реализовать все возможные приёмы для работы над этим аспектом развития интеллекта малыша.

Только так результаты итогового мониторинга покажут, что ребёнок готов к дальнейшему образованию в школе, то есть к периоду, когда общение становится ведущей линией познания в жизни формирующейся личности.

Источник: https://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/razvitie-rechi-v-starshey-gruppe-po-fgos.html

В. В. Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий

   В старшей группе речь взрослых по-прежнему остается основным источником речевого развития дошкольников.

   Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения и т.д.

   Формирование лексических и грамматических навыков обусловлено тем, насколько серьезно педагог выслушивает ответы и рассуждения каждого ребенка, помогает ему высказать свои мысли, своевременно подсказывая более точные и уместные слова.

   Различные стили речи определяются синонимией языка: лексической, грамматической, фонологической (разнообразие интонаций при произнесении одной и той же фразы). И чем больше слов-синонимов будет у детей на слуху и в обращении, тем богаче и выразительнее будет их речь.

   Разнообразный словарный запас постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации. Вместе с тем воспитателю необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях.

Для этого используются специальные дидактические игры и упражнения. Одни из них проводятся с опорой на наглядность: «Вершки – корешки», «Кто лишний и почему?» («Что лишнее?»), «Определи на ощупь» (материал, из которого сделан предмет: шелк, бархат, марля и т.п.), «Что не так?» (картинки-путаницы), «Что изменилось?» и т.п. Эффективны и словесные дидактические упражнения: «Кто скажет иначе?», «Кто заметит больше?» (качеств, деталей), «Кто расскажет подробнее?», «А как наоборот?» (употребление антонимов) и т.д.

   Особое место занимают упражнения, в которых воспитатель и дети составляют различные нелепицы: «Вот это да!» («Весной у животных появились детеныши: у слона – лисенок, у лисы – ежонок…» Педагог предлагает детям продолжить рассказ); «Кто как кричит» («И попали мы в дивную страну. Там слоны мяукают, лягушки кукарекают» и т. п.); «Чего на свете не бывает?» («Рыбы летают, петухи выводят цыплят, мыши охотятся на кошек» и т. д.) Эти упражнения готовят детей к участию в веселых играх («Что получится, то и получится», «Кто это был?»), эффективных как для активизации словаря, так и для развития воображения, способности шутить и смеяться.

   С помощью разнообразных игр дети осваивают и морфологические средства языка. С этой целью необходимо обращать внимание на звучание грамматической формы, звуковое оформление той или иной грамматической категории. Этим требованиям отвечают упражнения, в которых нужно:

   • вслушаться в звучание некоторых слов (холодильник, вездеход, судоводитель, ракетоносец) и объяснить их этимологию;
   • образовать однокоренные слова (кот – коток – Котофеич и т.п.);
   • образовать по аналогии существительные (сахарница – сухарница), прилагательные (ушастый – глазастый – рукастый); правильно употребить несклоняемые имена существительные, сравнительную степень имен прилагательных (чистый – чище, сладкий – слаще и т.п.).
   В активный словарь детей следует вводить специальные языковые средства, с помощью которых можно соединять структурные части суждения (потому что, ведь), конкретизировать мысль (например, вот), обобщать сказанное (всегда, никогда).
   Для совершенствования синтаксической стороны речи важно в процессе обучения создавать такие ситуации, в которых ребенок должен что-то объяснить воспитателю или сверстникам (ошибку в рассказе товарища, правило игры), убедить в чем-то окружающих, что-либо доказать.   Необходимо учить детей понимать вопросы и правильно отвечать на них: как бы это сделал ты? как можно помочь? и др. Отвечая на вопросы, особенно при обсуждении нравственных и бытовых ситуаций, дети должны давать развернутые ответы. Воспитателю следует оценивать не только содержательную сторону ответа, но и его речевое оформление. («Ответ у Оли получился странный. Послушайте, как она сказала, и помогите исправить ошибки».)   Характеризуя предметы, дети шестого года жизни называют цвет, размер и другие отличительные признаки, что способствует появлению в их речи предложений с однородными членами. Важно, чтобы воспитатель отметил это. («Послушайте, как интересно рассказал Андрей об этой лисичке: рыжая красавица, веселая, очень яркая».)   Старшие дошкольники редко используют придаточные предложения, поэтому при анализе их высказываний следует повторять сложноподчиненные предложения, составленные детьми. («Ответ Димы меня порадовал. Послушайте его еще раз».)   Употреблять сложноподчиненные предложения дошкольников можно научить с помощью приема «Дополни (закончи) предложение». («Осень навевает грусть, потому что…», «Мы позвонили, чтобы…», «Мы позвонили тогда, когда…», «Мы решили сделать остановку, так как…») В этих же целях дети расшифровывают попавшее под дождь письмо, диктуют текст письма заболевшему педагогу (сверстнику).   Дети редко используют в речи глаголы в сослагательном наклонении, а если и употребляют, то обычно с ошибками. Поэтому полезно упражнять их в построении высказываний на такие темы, как: «Если бы я был воспитателем» (Дедом Морозом, клоуном, поваром и др.).

Читайте также:  С. капутикян. моя бабушка

   В старшей группе детей учат дифференцировать наиболее часто смешиваемые звуки: шипящие и свистящие (ш – с, ж – з, ч – ц, щ – сь), звонкие и глухие (в – ф, з – с, ж – ш, б – п, д – т, г – к), сонорные и р).

   На занятиях используются специальные игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи.
   • Воспитатель вперемешку произносит два сходных по звучанию звука, например, ж и з, а дети (по предварительной договоренности) показывают движения, характеризующие образ, с которым связан звук: ж – движение кистями обеих рук («летит жучок»), з – отмахивающее движение кистью руки («отпугивание комара») и т.п. Сначала педагог выясняет, как дети поняли задание, после чего работает со всей группой. Затем упражнение выполняют девочки, а мальчики наблюдают и анализируют результаты; далее задание выполняют только мальчики (или же дети, сидящие за первыми столами, и т.п.). Воспитатель берет на заметку тех, кто допускает ошибки, и выявляет причину затруднений (ребенок не дифференцирует звуки, не успевает работать в заданном темпе, что очень важно для будущего школьника). Для того чтобы задать определенный темп работы, педагог, произнеся звуки (позже – слова), считает про себя: «Раз, два, три», и поднимает правую руку, подавая детям сигнал: «Положите руки на стол!»
   • Воспитатель произносит 9 – 11 слов со сходными звуками, например, ж – з, а дети, как и в предыдущем задании, показывают соответствующие движения. Педагог подбирает не только существительные, но и глаголы, прилагательные, наречия (журавль, зонт, жмуриться, зеленый, желтый, завтра, издалека, жилет, жужжит и др.).   • Воспитатель 2 – 3 раза читает рифмовку целиком или нужный для работы отрывок.   Педагог предлагает назвать слова со звуком ж. Детям легче выполнять это задание, если используются опорные предметы. («Я поставила на стол три пирамидки. Значит, надо назвать три слова со звуком ж, которые встречаются в предложении: „Ребятишек дюжина ожидает ужина“».) По мере их называния воспитатель убирает предметы.   • Воспитатель просит детей вспомнить и назвать слова, содержащие определенный звук (названия предметов, действий, качеств и т.д.).

   • Воспитатель предлагает детям подобрать близкие по звучанию (рифмующиеся) слова: ромашка – букашка – замарашка – неваляшка; волчок – бычок – сучок – сверчок – старичок – каблучок – казачок; птичка – певичка – невеличка – голубичка – земляничка – ежевичка – крупеничка.

   • Педагог проводит игру «Доскажи (подскажи) словечко». (Речевой материал для этого упражнения можно взять из самых разных развивающих книг для детей дошкольного возраста, детских журналов.)   • Дети (с опорой на картинки) составляют «цепочку слов». Догадавшись, на какой звук заканчивается слово автобус, ребята называют вторую картинку, на которой изображен предмет, название которого начинается с последнего звука первого слова (санки). Далее дети самостоятельно выбирают картинки. Важно, чтобы каждый ребенок мог составить свою цепочку слов, получив исходную картинку от педагога или выбрав ее самостоятельно. (В распоряжении детей должно быть много картинок[1].) Выигрывает тот ребенок, который за определенный отрезок времени правильно составил самую длинную цепочку.
   Старшие дошкольники часто нарушают плавность речи, так как, добирая воздух, заканчивают длинное предложение на выдохе. Поэтому надо следить за их дыханием и упражнять в негромком, протяжном произношении звуков и, у, звукоподражания ау, слова эхо.   Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Сначала педагог напоминает текст, затем дети несколько раз проговаривают его хором в разном темпе. После этого можно приступать к индивидуальным упражнениям (проговаривание в быстром темпе).

   В дошкольном учреждении рекомендуется иметь словари. Для пятилетних детей больше подойдет орфографический. Педагог должен показать его детям, рассказать о том, какая это замечательная и необычная книга, предоставить возможность исследовать словарь: «Может быть, вы догадаетесь, почему я так хвалю эту книгу со странным расположением текста и без картинок».

   Выслушав рассуждения и соображения детей, воспитатель рассказывает им о том, что такое словарь, показывает столбцы слов, начинающихся на определенную букву алфавита. Можно поиграть с детьми. Приведем пример.   Обращаться к словарям можно в любое удобное дошкольникам и воспитателю время: в помещении и на улице, общаясь со всеми детьми или только с желающими услышать разные слова на знакомую букву. Выслушивая толкование слов детьми, педагог не должен забывать исправлять их речь, подсказывать, какое слово уместно употребить в данном случае и как правильнее построить фразу или небольшое высказывание. Упражнения, основанные на зачитывании детям слов из словаря и их толковании, на первый взгляд носят формальный характер. Однако они нравятся старшим дошкольникам, а их результативность поразительна: обогащается словарь детей, появляется устойчивый интерес к значению слов; они иначе начинают слушать и слышать рассказ воспитателя, воспринимая не только его смысл, но и речевое оформление. В результате у детей появляются вопросы типа: «Как вы его назвали?», «Что вы сейчас сказали?», «Вы произнесли новое слово?»
   В процессе общения с детьми на занятиях и в повседневной жизни необходимо совершенствовать диалогическую речь. И хотя диалог – это произвольная контекстная речь, ему надо учить, используя для этого разнообразные игры и упражнения, привлекая к взаимодействию с педагогом – носителем коммуникативной культуры. В данном пособии представлены занятия, на которых дети осваивают правила поведения и учатся культурному речевому взаимодействию. На занятиях можно использовать наглядно-дидактические пособия, позволяющие детям решать практические задачи, оперируя накопленным жизненным опытом (например: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 4–6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.)
   Серьезное внимание следует уделять обучению детей рассказыванию: пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картине и картинкам с последовательно развивающимся действием.
   В старшей группе детей начинают обучать пересказу. Очень важно правильно подобрать текст для этого вида работы. Текст должен так эмоционально захватить ребенка, чтобы он с интересом слушал его много раз, как в исполнении взрослого, так и в пересказе сверстников (например, рассказ В. Бианки «Купание медвежат»).   В начале года многие дети при пересказывании нуждаются в помощи взрослого. Он должен начать рассказ, а ребенок его продолжить. В процессе пересказа, если необходимо, уместно подсказать ребенку нужную фразу. Во второй половине года дети учатся пересказывать текст вдвоем-втроем. Ребенок должен сам решить, когда остановиться, чтобы второй рассказчик (он выбирается самим ребенком) мог принять эстафету. Умение делить текст на части, соблюдая логическую завершенность отрывков, будет необходимо детям в школе.

   В старшей группе много внимания уделяется работе с картинками. Совершенствуется умение детей озаглавливать отдельные картинки и несколько картинок одновременно; рассказывать содержательно и последовательно, руководствуясь планом.

   План составляется при первом знакомстве детей с картиной. Приведем пример.   При такой организации работы дети рассказывают о картине без повторов и пропусков, так как воспитатель ненавязчиво подсказал им план, состоящий всего из трех пунктов.   В старшей группе закрепляется и развивается умение детей создавать картины с помощью картины-матрицы и раздаточных картинок.

Читайте также:  Организация игр детей в семье

   Рассматривая картинки с фабульным развитием сюжета (с последовательно развивающимся действием), дети с удовольствием выстраивают их в определенной последовательности и комментируют свои действия, употребляя довольно много сложных предложений.

Логичность, полнота и образность рассказов детей определяются как содержанием картинок, так и характером вопросов и заданий, предусмотренных воспитателем.

Картинки с фабульным развитием действия побуждают детей к составлению творческих рассказов, активизируют их воображение.

   Для занятий со старшими дошкольниками можно использовать следующие пособия: Гербова В.В. Картинки по развитию речи детей старшего дошкольного возраста (М.: Просвещение, любое издание), Радлов Н. Рассказы в картинках (любое издание). Можно также использовать соответствующие картинки, которые периодически печатаются в детских иллюстрированных журналах.   В ходе работы по картинкам с последовательно развивающимся действием необходимо учитывать следующие особенности.   Предлагая детям выстроить картинки в правильной последовательности, необходимо предоставить им возможность обсудить свои действия. Этот момент наиболее благоприятен для отработки таких речевых формул, как: «Считаю (думаю, уверен, полагаю), что ряд выстроен правильно»; «У меня есть некоторые сомнения (есть возражения)»; «Мне кажется, что Саша допустил небольшую ошибку»; «Я бы хотел (я попытаюсь) объяснить свои действия». Сначала воспитателю придется долго и настойчиво рассказывать детям о том, какие слова уместны в том или ином обращении, о том, как они обогащают речь человека. Со временем дети начнут сами подсказывать воспитателю, как в том или ином случае можно обратиться ко взрослому или сверстнику. А затем в самостоятельной речи детей появятся нестандартные речевые обороты.   Занятие по составлению рассказа по картинкам следует строить следующим образом.   Утвердив последовательность картинок, воспитатель приглашает ребенка (из числа желающих) составить повествовательный рассказ по первой картинке. Педагог выслушивает ответ и выясняет у детей, что еще можно было бы включить в рассказ, чтобы он стал интереснее и содержательнее. («Я считаю, что…»; «Мне кажется, что…»; «Я не уверен, но мне кажется, что…») Затем воспитатель приглашает другого ребенка (по желанию) составить рассказ по второй картинке. И так далее.   В заключение кто-нибудь из детей составляет рассказ по всем картинкам. Воспитатель выясняет, есть ли еще желающие составить рассказ. Если необходимо, педагог предлагает ребятам послушать свой рассказ и просит их обратить внимание на необычные и редко встречающиеся слова.

   Картинки с последовательно развивающимся действием – прекрасный материал для творческого рассказывания. Выстраивая картинки в определенной последовательности, дети обнаруживают, что отсутствует какой-то важный кульминационный сюжет (чаще – это третья картинка). Это активизирует их воображение, заставляет поразмышлять над тем, что же произошло с героями.

   Полезно упражнять детей в составлении концовок к хорошо известным им народным сказкам

Источник: http://TheLib.ru/books/v_v_gerbova/zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe_detskogo_sada_plany_zanyatiy-read.html

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: «Волшебное дерево»

Ахметова Ирина Николаевна воспитатель детского сада первой квалификационной категории г. Караганда КГКП № 41 ясли-сад «Гульдер»

Программное содержание:

Обучающие задачи: Пользоваться в речи придаточными предложениями;продолжать учить составлять рассказ по схеме; учить подбирать слова-антонимы; учить детей составлять предложения; учить подбирать рифму к словам. Закреплять умение четко и правильно произносить чистоговорки, скороговорки.

Развивающие задачи: развивать детское литературное творчество. Развивать умение точно в соответствии с замыслом построить высказывание, осмысленно употребляя то или иное слово. Развивать доказательную речь детей. Развивать связную речь. Развивать темп и ритм речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать умение слушать друг-друга, воспитывать умение работать в коллективе

Оборудование: дерево с яблоками (5 больших с заданиями, маленькие по количеству детей; аудиозапись — голос дерева; мяч 2 одинаковых корзины; альбомный лист, простой карандаш; на листочках одного яблока схема описательного рассказа; картина «В лесу» — небылицы; настоящие яблоки по количеству детей.

Биллингвальный компонент: красивое дерево — әдемі, ағаш, үлкен алмалар, кішкентай алмалар.

Ход занятия:

1. Круг: «Лучики добра»

Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Но сначала поприветствуем гостей. (Дети здороваются с гостями: «Сәлеметсіздер ме!»). Подойдем к ним и положим свои ладошки на их руки улыбнёмся. Вы почувствовали какие у них тёплые и добрые ладошки? Это вы подарили друг другу тепло и радость».

2. Дети приходят на полянку

Воспитатель обращает внимание детей на стоящее на поляне волшебное, красивое дерево, а на нём большие и маленькие яблоки. Просит детей повторить әдемі, ағаш, үлкен алмалар, кішкентай алмалар. (Дети повторяют биллингвальный компонент).

Воспитатель: «Ребята, вам не кажется, что дерево выглядит каким-то грустным и печальным.»

Звучит аудиозапись (Голос яблони). «Ах, как тяжело мне. Мои яблочки созрели и веткам тяжело их держать. Помогите мне их собрать. Но это яблоки не простые, а волшебные. В каждом большом яблочке спрятаны задания.

Вы ребята яблоки сорвите и в корзинку их сложите. Вы заданья выполняйте, дальше в путь шагайте.

И тогда мои веточки расправятся и к солнышку потянуться.

(Воспитатель вместе с детьми соглашаются помочь яблоне.)

Воспитатель: Первое большое яблочко сорвёт тот, кто отгадает загадку

Мама волка обманула, Малышей себе вернула, Взрослые знают и знают ребята

Русскую сказку….(Волк и козлята)

(Отгадавший ребёнок срывает яблоко, отдаёт воспитателю)

Воспитатель: «Ребята, чтобы положить яблоко в корзинку, надо выполнить задание.»

3. Игра «Назови сказку»

Воспитатель просит назвать сказки в названии которых есть число.

Возможные варианты детей:

  • Три медведя
  • Три друга
  • Волк и семеро козлят
  • Белоснежка и семь гномов
  • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

(Дети кладут яблоко в корзинку).

Воспитатель: «Следующее яблоко сорвёт тот, кто быстрее всех повторит скороговорку: У ежа — ежата, у ужа — ужата.

Какой звук чаще всего встречается в словах?» (Дети произносят скороговорку, называют звук «ж». Выигравший срывает яблоко, отдаёт его воспитателю. Воспитатель напоминает, что первые срывают самые большие яблоки.)

Воспитатель: «Посмотрите какое необычное яблоко, с большими листочками. На каждом листике картинка. По картинкам нужно составить описательный рассказ про яблоко.»

4. Игра «Расскажи про яблочко»

 (Дети составляют рассказ по схеме- фрукт или овощ, где растёт, какой формы, какого цвета, какое на вкус, как применяют в пищу. Кладут его в корзинку).

Воспитатель: Следующее яблоко сорвёт тот, кто назовёт любую чистоговорку. (Дети называют:

Ра-ра-ра Разгулялась детвора

Ро-ро-ро

Опрокинули ведро

Ру-ру-ру

В реку кинули к бобру

Ри-ри-ри

С нами чисто говори.

Называют какой звук отрабатывался в чистоговорке «р». Отдают яблоко воспитателю.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру. Мы с вами знаем, что сказочные герои обладают разными чертами характера. Настроение у них тоже бывает разное. Давайте поиграем в игру  «Наоборот». Игра с мячом, вы — игроки, я — ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением.

Добрый — злой Трудолюбивый — ленивый Вежливый — грубый Грустный — веселый Радостный — печальный Сытый — голодный Трусливый — храбрый Вредный — полезный

Щедрый — скупой

5. Игра: «Наоборот»

(Дети ловят мяч и называют слова с противоположным значением. Кладут яблоко в корзину.)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отдохнуть, с пользой для нашего дыхания.

Физминутка

Мы подуем далеко: с-с-с (наклонить туловище вперёд)
Мы подуем близко: з-з-з (с помощью кистей рук изобразить рупор)
Мы подуем высоко: с-с-с (встать на носочки потянуться вверх)
Мы подуем низко: з-з-з (присесть на корточки)

(Инструкция для выполнения: перед произнесением звука — забор воздуха через нос, звук произносится на выдохе).

Воспитатель: Следующее яблоко сорвёт тот, кто скажет какой звук поменялась в словах «кит и кот». (Дети называют «и» на «о». Отгадавший срывает яблоко, отдаёт воспитателю)

Воспитатель: Задание этого яблока нужно делать за столом. Вам дается чистый лист бумаги. По моему сигналу вы начинаете рисовать.

Через 1–2 минуты подается условный сигнал, и вы передаёте листок сидящему справа от него ребенку. Получив от соседа начатый рисунок, вы продолжаете его в течение 1–2 минут и передаете дальше.

По окончанию работы нужно составить по рисунку небылицу или фантастический рассказ.

6. Игра: «Рисунок по кругу»

(Дети рисуют по одному персонажу по желанию. В конце придумывают историю из 5–6 предложений. Яблоко кладут в корзину).

Воспитатель: Следующее яблоко сорвёт тот, кто придумает рифму к слову «лягушка».

(Дети придумывают рифмы «подушка, игрушка, сушка, плюшка, квакушка». Кто назвал больше слов, тот и срывает яблоко. Отдаёт его воспитателю.)

Воспитатель: Это яблоко приготовило для нас картину под названием «В лесу». Вы на картину посмотрите и скажите, что изображено не правильно, может ли это быть, если да, то когда, где, почему.

7. Игра: «Найди и опиши ошибку»

(Дети рассматривают картину, обосновывают свой ответ. Например, мальчики поехали в лес на лыжах собирать землянику. Этого не может быть. На лыжах ездят зимой, а земляника растет летом и т. д. В конце кладут яблоко в корзину.)

Воспитатель: «Остались самые маленькие яблоки. Ребята по очереди снимайте яблоки с веток и складывайте их в корзину. Парралельно будем играть.

Я начинаю игру: «В корзину я положила яблоко».

Вы продолжаете, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положил яблоко, лимон» и т. д. Правило — называть только фрукты.»

8. Игра: «Лавина»

(Дети по очереди снимают маленькие яблоки, прибавляют своё слово к предыдущим словам, складывают их в корзину. Воспитатель обращает внимание, что все яблоки сорваны.)

Звучит аудио запись (голос яблони). «Спасибо вам ребята. Вы мне очень помогли. Теперь мои ветки легки и свободны, могут порадоваться солнышку.

За это я вас отблагодарю, ведь я яблоня волшебная» (Воспитатель во время аудиозаписи подменяет корзины). Яблоня накрывает своими ветками подменную корзину и превращает муляжи в настоящие яблоки. Детям раздают яблоки.

Они благодарят яблоню, прощаются с ней и с гостями. Возвращаются в группу.

Источник: http://www.azbyka.kz/zanyatie-po-razvitiyu-rechi-v-starshey-gruppe-na-temu-volshebnoe-derevo

Ссылка на основную публикацию