Внеклассное мероприятие на тему: святки-колядки, 5 класс

Святки и колядки: традиции, обряды, гадания, фотографии, тексты колядок

Колядки на Рождество. Фотография: О. Левченко / фотобанк «Лори»

Святки в народе называли святым временем. Этот многодневный праздник делился на две части. С 7 по 14 января, в святые вечера, колядовали и устраивали девичьи гадания, а с 15 по 19 января — тоже веселились на славу, но побаивались страшных вечеров — времени разгула темных сил.

В день рождественского разговения еда была особенно вкусной. Хозяйки готовили поросенка с кашей или кабанью голову с хреном, студень или заливное из поросенка. В народе верили, что во время праздничного ужина в дом приходят души умерших предков, и еду на столе для них оставляли до утра.

В рождественскую ночь обязательно обращались к звездам на ночном небе. Если их было много — ожидался изобильный на грибы и ягоды год. А поутру непременно проводили обряд «обсеивания избы». Произнося слова: «На живущих, на плодущих и на здоровье», три раза бросали горстями овес и пшеницу.

На радость деревенским ребятишкам во всех домах пекли фигурки коровок, бычков, овец, птиц и петухов. Ими украшали стол, окна и дарили колядующим.

Каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение и с искренней радостью слушала колядки:

Коляда, коляда! А бывает коляда Накануне Рождества. Коляда пришла, Рождество принесла.Дай тебе, Господи, На поле природ, На гумне примолот, Квашни гущина, На столе спорина, Сметаны ти толсты,

Коровы ти дойны!

За угощение, благодарили:

У доброго мужика Родись рожь хороша: Колоском густа,

Соломкой пуста!

В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому на нем неизменно лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Радушные хозяева считали: чем больше гостей соберется в их доме, тем куры лучше будут сидеть на яйцах.

После веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе на общую пирушку, где делила и съедала все, чем одарили односельчане. Затем, разодетая в обновки, молодежь плясала под дуду, чтобы избежать неурожая, слушала сказки и гадала о своей судьбе.

Период Святок совпадал с православным праздником Рождества Христова. Наши предки считали, что в ночь на Рождество открываются врата в добрую семейную жизнь. Поэтому в эти дни проводили гадания о будущей семейной жизни: о суженом-ряженом, о будущем муже и о предсказаниях на скорое замужество.

К замужеству и женитьбе на Руси относились с особой серьезностью и ответственностью, поэтому и гадания отличались большим разнообразием. Самыми популярными были гадание с зеркальцем и свечой «Суженый-ряженый, явись ко мне наряженный», а также обряды с воском на воде и с гребнем, положенным на ночь под подушку.

Гадания, как и колядки, создавали атмосферу святочного веселья.

Если девица вытягивала из дровницы гладкое полено — это обозначало, что муж будет хорошим, а если суковатое — плохим. Если полено толстое — муж будет богатым, а тоненькое — бедным.

Также качества будущего супруга на Руси определяли с помощью… петуха. Девушки разбрасывали по полу разные предметы и пускали петуха. Если он подбегал к зерну — муж будет богатым, если к воде — пьющим, к деньгам — будет заядлым игроком, а если к золе — курящим.

Источник: https://www.culture.ru/materials/76278/svyatki-i-kolyadki

Презентация на тему “Пришли Святки: гаданья да колядки”

  • Скачать презентацию (6.35 Мб)
  • 141 загрузок
  • 3.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация “Пришли Святки: гаданья да колядки” знакомит учеников с одним из славянских народных праздников, отмечаемого от Рождества до Крещения. Рассказывается о традициях празднования святок (“страшные вечера”, “святые вечера”, святочные гадания и др.), приводятся святочные песни.

Краткое содержание

  • Святки;
  • Рождественский пост;
  • “Святые вечера”;
  • “Страшные вечера”;
  • Святочные гадания.
  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов14
  • Аудитория
  • Словапраздники народные религиозные христианство святки
  • КонспектОтсутствует
  • Предназначение
    • Для проведения урока учителем
  • Слайд 2После принятия христианства у славянских народов этот праздник начинался в ночь перед Рождеством и длился 12 дней. Наши предки праздновали начало нового солнечного года, когда, согласно поговорке, солнце поворачивало на лето, а зима – на мороз. Самым древним из всех праздников в году были Святки, приходившиеся на время зимнего солнцестояния.
  • Слайд 3
    • Рождественский пост – с 28 ноября по 6 января
    • Сочельник – (ночь накануне Рождества) с 6 на 7 января
    • Святки – с 7 по 19 января
    • РождествоХристово – 7 января
    • КрещениеГосподне – 19 января
  • Слайд 4
    • Завершался длительный Рождественский пост, сняты все ограничения в пище, в веселье.
    • Молодёжь в эти дни и вечера устраивала игрища, пляски на улице, гадания. Святочные забавы – вековая традиция русского народа
  • Слайд 5
    • С 7 по 14 января – «святые вечера»
    • С 14 по 19 января – «страшные вечера»

    Нет ни одного праздника на Руси, который бы сопровождался таким богатым выбором обычаев, примет, обрядов, как святки.

  • Слайд 6

    В “святые вечера” молодёжь каталась на санях, развлекалась, затевала скоморошины.

  • Слайд 7

    Приходила КолядаНакануне Рождества.Винограды красно-зелено моё!Заходи, Коляда! И вы, гости дорогие, заходите!Добро пожаловать, красны девицы!Мир дому вашему!Да пирогов вам с кашею!Шли, было, мимо,Да завернули до дыма.Были мы в Париже,Были ещё ближе.Но нигде не видали такой весёлой компании, котораяздесь собралась.

  • Слайд 8

    Здравствуйте, столы, скамейки!Здравствуйте, дорогая семейка!Может, вы гостям и не рады,Но не выгоняйте с ограды. Мы вам песенку споём.Пришла Коляда накануне Рождества.Дайте коровку, масляну головку.

    А дай Бог тому, Кто в этом дому.Ему рожь густа, Рожь ужиниста!Коляда, Коляда, отпирай ворота!Не отворишь ворота – подавай пирога!Ему с колосу осьмина, Из зерна ему коврига,Из полузерна – пирог.

    Наделил вас Господь

    и житьём, и бытьём, и богатством!

  • Слайд 9
    • Ряженые – наиболее важные персонажи святочной обрядности.
    • Молодёжь стремилась нарядиться так, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемыми и дурачить, веселить или пугать окружающих своим видом.
    • Очень часто рядились в козу и медведя, журавля, старика и старуху, цыгана.
  • Слайд 10

    Гадания – ещё одна примета Святок. Гадали во всё время Святок, но особенно правдивыми считались гадания в страшные вечера.

  • Слайд 11

    Хлебу да соли долог век, Слава!Барышне нашей боле того, Слава!Кому мы спели, тому добро, Слава!Кому вынется, скоро сбудется, Слава!

    Скоро сбудется, не минуется, Слава!

  • Слайд 14

    В “страшные вечера”, по представлению людей, нечистая сила становится очень активной.Для того чтобы избежать столкновения с ней, молодые люди, как правило, парни, подражали нечистой силе.

    Они вовсю чудили: закладывали чем попало ворота, так что хозяевам было не выйти на улицу; забирались на крыши домов и закрывали досками трубы – при топке печи избы наполнялись дымом. Об этих праздничных проказах все знали и относились к ним снисходительно, тем более что после Крещения, т.е. 19 января, они прекращались.

    А пели парни такие колядки:По деревеньке пройдём,Что-нибудь да сделаём:Дров поленницу рассыплем

    Или двери закладём!

    Но кроме озорных выходок парни затевали и игры, среди которых самыми популярными были хороводы.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/prazdniki/prishli-svyatki-gadanya-da-kolyadki

народный праздник-Колядки

19.01.2016 воспитательное мероприятие для учащихся 5-го класса

Рождественские колядки

Цель: Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;

Разучить музыкальный фольклорный материал

Задачи:  Познакомить детейс русским  праздником – Колядки.

 Вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (колядки, потешки, частушки  и др.);

 Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами быта, обычаями, играми и песнями, относящейся к периоду празднования колядок.

 Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Оборудование: мультимедийное сопровождение, музыкальное сопровождение

Ведущий:

-Ребята,какое сейчас время года?

-Какой сейчас месяц?

-Какие зимние месяцы вы знаете?

-Какие зимние праздники вы знаете?

Поздравляем! Пришли святки

От Рождества и до Крещенья

Заводят люди все колядки,

Дома наполнены весельем!

Ребячий звонкий смех звучит,

А сердце радостно стучит!

В душе особенный настрой

Отметить праздник наш святой!

Вы не слышали ребятки?

Про веселые колядки?

Праздник это самый длинный

Он веселый и старинный

Наши предки пили, ели

Веселились две недели

От Рождества и до Крещенья

Приготовив угощенье

Пели разные колядки

По дворам ходили в Святки!

Наряжались и шутили

Праздник ждали и любили

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Святки начинаются с Рождества. А что же такое рождество?

(Просмотр презентации)

А теперь давайте проверим как вы запомнили что такое рождество.

Я начну рассказ, а вы заканчивайте, отвечая в рифму, т.е складно

На жарком Востоке, средь гор и пустыни, 
лежит Святая Земля – … (Палестина). 
В той древней стране известный нам всем, 
есть небольшой городок … (Вифлеем). 
Когда-то сюда по указу царя 
пришла записаться Святая … (Семья). 
Сейчас имена их известны всем в мире: 
Иосиф-Обручник и Дева … (Мария).

 
Тогда же – безвестны, и бедного вида, 
Но оба из царского рода … (Давида). 
Весь город Иосиф с Марией прошли, 
но все же приюта себе … (не нашли). 
И только лишь в поле пещера с скотом 
им заменила временный … (дом). 
В той самой пещере, немного спустя 
у Девы Марии родилось … (Дитя).

 
И с радостью ангел с неба спустился 
и пред пастухам в поле … (явился.) 
«Не бойтесь, я весть вам благую принес: 
Сегодня родился Спаситель – … (Христос)! 
В пещере, в яслях, лежащим на сенце 
увидите вы Святого … (Младенца)». 
И сразу предстали им ангелов много 
поющих ….

(«Слава в вышних Богу!») 
Тотчас пастухи к пещере пошли, 
и там Марию с Младенцем … (нашли). 
В радости Богу они помолились 
И низко Христу пастухи … (поклонились). 
А после Младенцу поклон принесли 
волхвы из далекой персидской … (земли). 
Долгие дни вела их сюда 
явившись на небе большая … (звезда).

 
Прошли они горы, степи, моря, 
под звездою рожденного видеть … (Царя). 
Ярко звезда светила пред ними, 
пока привела их к … (Иерусалиму). 
Волхвы отправились в царский дворец 
спросить о рожденном великом … (Царе). 
Их встретил одетый в шелка и порфиру 
сидящий на троне коварный царь … (Ирод).

 
Созвал мудрецов он и задал вопрос: 
«Узнайте, где должен родиться … (Христос)?» 
Ответ получив в короткое время, 
Ирод отправил волхвов к … (Вифлеему). 
И снова звезда перед ними явилась, 
над домом с Младенцем … (остановилась). 
Волхвы поклонились Христу до земли, 
дары, как Царю, Ему … (поднесли).

 
Вручили они Спасителю мира 
сокровища: … (золото, ладан и смирну). 
Исполнив успешно весь замысел свой, 
иным путем возвратились … (домой). 

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/vospitanie/179855-narodnyj-prazdnik-koljadki.html

Внеклассное мероприятие на тему «Рождественские праздники. Святки»

«КАК УПОИТЕЛЬНЫ В РОССИИ ВЕЧЕРА!»

(Внеклассное мероприятие на тему «Рождественские праздники. Святки».)

На сцене играют дети. Выходит кукла:

– Здравствуйте, дети! Вы знаете, кто я?

– Нет! Нет!

– Я очень старая кукла. Зовут меня Коляда. Знаете, что такое «коляда»? А? Нет? Ну, я вам сейчас расскажу. А что вы знаете о 22 декабря?

– Это самый короткий день в году.

– Это день зимнего солнцестояния.

– После 22 декабря день начинает увеличиваться.

– Солнышко светит всё дольше и дольше.

– Оно набирает силу, как будто рождается вновь.

– Правильно! Молодцы! Так вот, праздник в честь возрождения Солнца русские называли колядой. А можете ответить, откуда произошло это слово. Ну-ка, отгадайте!

– Наверное, от слова «коло», что значит «колесо», которое напоминает форму солнца.

– А может, от слова «колода», которую в эти дни зажигали в честь Солнца.

– Нет, скорее всего от слова «каляде», которым в Древнем Риме называли первый день месяца.

– Ой, какие вы умные! Всё знаете. Но я живу уже много-много лет, поэтому знаю больше вас.

Старая, старая сказка –

Ночь так длинна,

В небе луна.

Самая главная тайна

Есть у меня одна.

Будут зимою гаданья,

Песни слышны возле окна –

Самая главная тайна

Есть у меня одна. (Поет на мотив песни Алсу.)

А пришла я к вам, чтобы рассказать о праздниках зимы. О каких? Подскажите!

– Новый Год!

– Рождество!

– Крещение!

– А ещё – Святки!

– Конечно. Только Святки – это не просто один праздник. Святки – это христианское название коляды. Их празднуют целых 12 дней, начиная с 7 января (Рождества Христова) до 19 января (праздника Крещения). Ребята, что значит «Новый год»?

– Это начало чего-то нового.

– Солнце набирает силу.

– Люди ждут чего-то доброго и хорошего в своей жизни.

Читайте также:  Конспект занятия в детском саду в подготовительной группе. рисование бордюров

– А хочется людям узнать о том, что их ожидает в новом году?

– Да!

– Поэтому Святки проходили очень весело: в предугадывании будущего.

– Знаем, знаем! Гадали!

– Ну, раз вы всё знаете, то и рассказывайте сами, а я пойду отдохну.

– Конечно, знаем. Чтоб узнать будущее, люди гадали.

– Переодевались, устраивали маскарады и карнавалы.

– Да! А ещё пели, плясали.

(Дети исполняют народный танец.)

Дети разговаривают между собой:

– Гадание! Какой прекрасный обычай на Руси.

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали;

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

В какую сторону смотрит носок брошенного башмака, оттуда и нужно ждать жениха.

– А какие ещё гадания были, знаете?

– Я знаю. На стол сыпали зерно, ставили зеркало, клали плётку и многое другое. Потом пускали петуха. Если петух подойдёт к зерну – это к богатому урожаю; если к зеркалу – к богатству; к плётке – бить будут.

– Эти гадания нам не подходят. У нас нет петуха, да и туфлю бросать на улицу не станешь – не так тебя поймут. Надо что-нибудь другое.

– Я расскажу. Незамужние девушки собирались в одной избе.

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки поблюдны.

– А давайте и мы сейчас так же погадаем. Каждая положит какую-нибудь свою вещь, будем слова говорить и вытаскивать по одной вещи. Посмотрим, кому что будет в новом году. (Имитируют процесс гадания.)

Сей, мать, мучицу, пеки пироги,

К тебе будут гости, ко мне женихи.

– Эта песня к сватовству.

Села ворона на матушку,

Каркала ворона во всю голову.

В тому дому

Не быть добру.

– Это к несчастью.

Стоят на поле одонья ржи,

Одонья ржи зерна полны,

Хлеба в закрома пошли.

– Урожайным год будет.

Куют кузнецы золотые венцы.

Кому вынется, тому сбудется,

Не минуется.

– Это к свадьбе! Свадьбе быть!

Обулся не так, оделся не так,

Заехал в ухаб – не выехать никак.

– Очень жаль, но эти слова к бедности.

Саночки, самокаточки,

Куда поглядят,

Туда и покатят.

Скоро сбудется, не минуется.

– Разлуку песня предвещает, одиночество.

Рылся петушок на завалинке,

Вырыл петушок жемчужину.

Кому спели, тому добро!

Сбудется, не минуется. Слава!

– Эти слова к богатству.

Появляется кукла:

– Да, так вот и гадали. Но я ещё вам подскажу. Ставили на стол два столовых прибора, один напротив другого. За один из них садится гадающий. Ставит перед собой зеркало, зажжённую свечу и просит, чтобы появился тот, кого бы хотелось видеть.

Дальше же… Ой, батюшки! Совсем забыла. Старость не младость. Да и зачем вам гадать: Вы ещё маленькие, до свадьбы далеко. Знаете, во время Святок особое значение придавали приметам. Считалось, что сны, увиденные за это время, обязательно сбудутся.

Дети поют песню:

Как упоительны в России вечера:

Друзья, шампанское, забавы и прогулки,

В санях катания – мелькают переулки…

Как упоительны в России вечера!

Подарки, праздники, звонят колокола,

Весёлый смех людей и танцы вокруг ёлки,

Горят огни и осыпаются иголки –

Как упоительны в России вечера.

Как упоительны в России вечера:

Всё небо в звёздах и гаданья до рассвета.

Под Рождество ждём от своей судьбы совета…

Как упоительны в России вечера.

Пускай всё сон, пускай царит игра,

Кружится снег – земля меняет свои платья,

Но нам не холодны зимы седой объятья…

Ведь упоительны в России вечера.

Как упоительны в России вечера!

Кукла: – Ну, всё! Хватит о гаданьях, снах и песнях. Лучше о другом обычае расскажу. Этот обычай называется колядование.

Во время Святок, то есть коляды, ходили нарядившиеся во что попало молодые люди от дома к дому, пели песни (колядки), хвалили хозяина и хозяйку, их деток, желали им всего хорошего и за это просили угощение.

Люди думали, что если они поделятся своими праздничными кушаньями, то в новом году у них будет хороший урожай, они станут богаче и счастливее. Кто же ничего не даст, тому в новом году не повезёт. В наши дни в некоторых местах этот обычай ещё сохранился: тоже ходят ряженые, песни поют, танцуют, с праздниками поздравляют.

(На сцене декорации: домик, в окне – хозяева. Дети, нарядившись в костюмы, маски, начинают коледовать.)

– Пришла коляда

Накануне Рождества.

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю..

– Эй, хозяин, вставай-ка!

Просыпайся, хозяйка!

Окна все распахните

И во двор выходите,

Пирогов напеките

И гостей угостите!

– Перед нами терем расписной,

В нём хозяин словно месяц золотой,

А хозяйка – красно солнышко.

– С Новым Годом, с новым счастьем,

Хозяин, хозяюшка!

– Пришли мы к добру господину.

Блин да лепёшка на заднем окошке.

Подавай, не ломай, не закусывай!

– Разрешите петь, плясать,

Вас, хозяев, величать.

Принимайте гостей –

Не жалейте сластей!

– У хозяина в дому велись бы ребятки.

Велись бы телятки,

Велись бы ягнятки,

Велись бы жеребятки,

Велись бы поросятки,

Велись бы козлятки,

Велись бы цыплятки,

Велись бы утятки!

– Коляда, коляда, отпирай ворота!

Отпирай ворота – подавай пирога!

– Сейся, сейся из мешка белоснежная мука.

Если зимушка трудна,

Будет лёгкою весна.

Пусть же осень столько хлеба

Всыпит в ваши закрома,

Сколько снега сыплет с неба

Эта добрая зима.

– Нам – орехов и конфет,

Вам – счастливых долгих лет.

– Да, удивительны зимние праздники в России. Но не будем забывать, что Новый Год – это не только праздник, с которым связаны мечты о лучшей новой жизни. Это ещё и возможность оставить в старом году всё плохое: злость, обиду, ненависть, зависть, неудачи.

– Не случайно первым праздником нового года в России является Рождество Христово. Это самый чистый, светлый, добрый и прекрасный праздник, который заставляет людей стать терпимее и добрее друг к другу, стать чище душой.

– Так давайте и мы накануне прекрасных зимних праздников оставим в старом году всё злое и нехорошее и начнём новый год с добрыми мыслями и делами.

Песня:

Над городом кружит пурга,

Летят снежинки в танце Рождества.

Я жду тебя, я жду тебя

На праздник волшебный зимы.

Часы идут, идут, идут,

Они когда-нибудь своё возьмут.

Давай простим друг друга мы

В ночь добра и любви.

Припев. В ночь на Рождество

Нас ждёт благая весть,

Что Христос пришёл спасти нас,

Что он есть,

Только б нам в сердца свои впустить добро

В ночь на Рождество.

В ночь на Рождество посмотрим в небеса:

Улыбнётся нам рождённая звезда.

Глоток вина в кругу друзей

За веру, за добро.

Исполнятся желанья вдруг –

Всё будет к лучшему, поверь, мой друг!

Пробьёт наш час, пробьёт наш час –

Была бы лишь вера у нас.

И в эту ночь на Рождество

Наш дом уютен, в нём друзей полно.

Мы видим все, мы видим все

Оставившего мудрый Завет.

Источник: https://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/vneklassnoe-meropriyatie-na-temu-rozhdestvenskie-prazdniki-svyat.html

Пришли Святки: гаданья да колядки. После принятия христианства у славянских народов этот праздник начинался в ночь перед Рождеством и длился 12 дней. – презентация

1 Пришли Святки: гаданья да колядки<\p>

2 После принятия христианства у славянских народов этот праздник начинался в ночь перед Рождеством и длился 12 дней. Наши предки праздновали начало нового солнечного года, когда, согласно поговорке, солнце поворачивало на лето, а зима – на мороз. Самым древним из всех праздников в году были Святки, приходившиеся на время зимнего солнцестояния.<\p>

3 Рождественский пост – с 28 ноября по 6 января Сочельник – (ночь накануне Рождества) с 6 на 7 января Святки – с 7 по 19 января Рождество Христово – 7 января Крещение Господне – 19 января Календарь<\p>

4 Завершался длительный Рождественский пост, сняты все ограничения в пище, в веселье. Молодёжь в эти дни и вечера устраивала игрища, пляски на улице, гадания. Святочные забавы – вековая традиция русского народа<\p>

5 С 7 по 14 января – « святые вечера » С 14 по 19 января – « страшные вечера » Святки Нет ни одного праздника на Руси, который бы сопровождался таким богатым выбором обычаев, примет, обрядов, как<\p>

6 В святые вечера молодёжь каталась на санях, развлекалась, затевала скоморошины<\p>

7 Приходила Коляда Накануне Рождества. Винограды красно-зелено моё! Заходи, Коляда! И вы, гости дорогие, заходите! Добро пожаловать, красны девицы! Мир дому вашему! Да пирогов вам с кашею! Шли, было, мимо, Да завернули до дыма. Были мы в Париже, Были ещё ближе. Но нигде не видали такой весёлой компании, которая здесь собралась. Гости пели колядки<\p>

8 Здравствуйте, столы, скамейки! Здравствуйте, дорогая семейка! Может, вы гостям и не рады, Но не выгоняйте с ограды. Мы вам песенку споём. Пришла Коляда накануне Рождества. Дайте коровку, масляну головку. А дай Бог тому, Кто в этом дому. Ему рожь густа, Рожь ужиниста! Коляда, Коляда, отпирай ворота! Не отворишь ворота – подавай пирога! Ему с колосу осьмина, Из зерна ему коврига, Из полузерна – пирог. Наделил вас Господь и житьём, и бытьём, и богатством!<\p>

9 Ряженые – наиболее важные персонажи святочной обрядности. Молодёжь стремилась нарядиться так, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемыми и дурачить, веселить или пугать окружающих своим видом. Очень часто рядились в козу и медведя, журавля, старика и старуху, цыгана.<\p>

10 Святочные гадания Гадания – ещё одна примета Святок. Гадали во всё время Святок, но особенно правдивыми считались гадания в страшные вечера.<\p>

11 Любое предсказание начиналось с обязательной похвалы хлебу и соли. Хлебу да соли долог век, Слава! Барышне нашей боле того, Слава! Кому мы спели, тому добро, Слава! Кому вынется, скоро сбудется, Слава! Скоро сбудется, не минуется, Слава!<\p>

12<\p>

13<\p>

14 В страшные вечера, по представлению людей, нечистая сила становится очень активной. Для того чтобы избежать столкновения с ней, молодые люди, как правило, парни, подражали нечистой силе. Они вовсю чудили: закладывали чем попало ворота, так что хозяевам было не выйти на улицу; забирались на крыши домов и закрывали досками трубы – при топке печи избы наполнялись дымом. Об этих праздничных проказах все знали и относились к ним снисходительно, тем более что после Крещения, т.е. 19 января, они прекращались. А пели парни такие колядки: По деревеньке пройдём, Что-нибудь да сделаём: Дров поленницу рассыплем Или двери закладём! Но кроме озорных выходок парни затевали и игры, среди которых самыми популярными были хороводы.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/57659

Конспект открытого внеклассного мероприятия Детский праздник “Святки”. Вертепное представление “Смерть царя Ирода”

 Средняя общеобразовательная школа
 №253 г. Санкт-Петербурга         Дата: 20.03.2008г. Класс: 5 Время: 60 минут Место проведения: школа №253 Преподаватель: Трофимова А.Г.  

Образовательные цели: дать более полное представление о русском народе и его жизни в прошлом, познакомить  учащихся с праздничной и обрядовой жизнью русских крестьян. Увидеть праздник «Святки» во всем его многообразии и красоте (песни, колядки, загадки, хороводы, игры и пр.). Продолжить формирование навыков творческой и поисковой деятельности.

Воспитательные цели: понять и полюбить мир своих предков, почувствовать себя частью своего народа, ощутить под ногами родную почву; содействовать развитию творческой составляющей личности учащихся; прививать чувства любви к своему народу, Родине.
Развивающие цели: способствовать и стимулировать творческое саморазвитие личности; развивать познавательный интерес к историческому прошлому своего народа.
Коммуникативные цели: обучение учащихся работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем.
Оборудование: скамьи- «лавки», стол, покрытый белой скатертью. На нем зеркало, свечи в подсвечниках, блюдо. На втором столе самовар, старинная посуда, бублики, пряники. На стендах вышитые полотенца, русские национальные костюмы, платки и прочее. Все участники одеты в русские национальные костюмы.

Технические средства: компьютер, интерактивная доска.

     

Сценарий внеклассного мероприятия. Детский праздник «Святки».

 

Первая часть праздника – Славление Христа.

  Звучит музыка П. Чайковского «Времена года». На экране высвечена картина, изображающая Рождество Христово.

Преподаватель: Кто из вас, мальчиков и девочек, не любит дни, когда на елках, украшенных игрушками, зажигаются гирлянды огней? Вас ждут тогда подарки, песни и игры под зеленым новогодним деревом. Новый год- это начало первого месяца января. Елки зажигались в России именно в честь Рождества.

Старинное слово «Рождество» означает рождение. Кто же родился в этот день? Имя новорожденного – Иисус, а потом Его стали называть Христом. Христос – значит царь, но и Иисус был царем необыкновенным: у него не было ни короны, ни дворца, ни трона, ни войска.

Для людей Его рождество так важно, что почти все народы договорились вести счет годам, начиная с этого события.

Первый ведущий: Прошло более двух тысяч лет после Рождества Христова.

Когда наступает праздник Рождества, на всей Земле, в домах и церквах, в особых красивых зданиях, построенных в честь Иисуса Христа, зажигают свечи, поют песни о родившемся Младенце.

Второй ведущий: В ночь на 24-25 декабря – Рождественский сочельник; начинались двухнедельные новогодние праздники- Святки. Праздник  «Святки»- один из главных общеславянских праздников. Мы будем «играть в Святки» так, как в далеком прошлом играли в них русские девушки и парни. Девочки и мальчики, сидящие на скамьях-лавках, тихо разговаривают. В зал входит толпа ребят, впереди идет мальчик со звездой, которая взошла над Вифлеемом в момент рождения Иисуса Христа. (На экране изображение рождественской звезды – символ славления Христа; рождественского фонаря –  атрибут крестного хода вокруг церкви, в ночь на Рождество Христово; окно и рождественское печенье – предметы, связанные со святочным обрядом колядования). Все кланяются, и начинают петь краткую молитву в честь Иисуса: Рождество Твое, Христе боже наш, Воссия мирови свет разума, В нем бо звездам служащии Звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды И тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебя! Чтение рождественских стихотворений (звучит музыка). Вошедшие ребята хором читают рождественский стих: Достойно есть удивления Всей земле веселия: Христос родился Весь мир возобновился. Ангелы славят, Младенца хвалят, Небо ликует, Земля торжествует. Сей день светлейший, А тебе, хозяин честнейший, От Христа Света Многие лета!

Первый ведущий: В дни торжества во многих странах принято устраивать вертепы. На разных языках звучит история о рождении Христа, о злом и жестоком царе Ироде, который хотел уничтожить добро и свет. Мы покажем вертепное представление «Смерть царя Ирода» (показ вертепного представления).

Преподаватель: Святки были праздником для всех, но главными действующими лицами были дети и молодежь. Во время Святок происходил целый комплекс особых обрядов: славление Христа, колядования, игры ряженых, гадания, игрища – молодежные празднества. По всей Руси был распространен обычай обихода домов с пением песен, колядок, в которых желали всем, живущим в доме, здоровья, богатства, счастья. За эти добрые пожелания хозяева дарили колядовщикам особые угощения (показ отрывков из кинофильма «Святки»).  

Вторая часть праздника – Колядование

  Мальчики и девочки, сидевшие на скамьях-лавках, превращаются в колядующих. Они повязывают головы шерстяными платками, надевают зимние шапки, давая понять, что приходят с улицы, берут мешки и выходят из зала. Звучит веселая музыка. Возвращаются колядовщики и начинают петь колядки. Все: Здравствуйте! С Новым годом! Со всем родом! Чтобы здоровы были, Много лет жили Коляда, коляда! Дай краюху пирога Не дадите пирога- Мы корову за рога, Не дадите ножку- Мы свинью об сошку! Ребята протягивают мешки, ожидая подарков. Присутствующие подают конфеты, печенье, пряники. Некоторые колядовщики исполняют песни под окном дома: Коляда, коляда! Ты подай пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком, Или сена клок, Или вилы вбок. Тут ходили, Тут гуляли Колядовщики,- Искали коляду По всем дворам, По всем улочкам, Переулочкам. Выходит девушка в русском национальном костюме, изображавшая хозяйку дома, подает колядовщику пирог. Колядовщики поют песню- похвалу хозяйке: Виноградье красно, зеленое! Еще ходят же ребята колядовщики. Виноградье красно, зеленое. …А вокруг двора стоит железный тын, А на каждой тыненке по маковке. Как у кочета головушка краснехонька, Таусень! У Степана-то жена хорошохонька. Она по двору идет, ровно пава плывет. Она в избушку идет, ровно буря валит, Впереди-то сидит, ровно свечка горит. В пологу она лежит, ровно зайка дышит.

Первый ведущий: Колядование проводилось трижды: в рождественский сочельник, накануне Васильева дня, в крещенский сочельник.

Второй ведущий: Принято считать, что колядование- это магический акт, направленный на установление благополучие, как в природе, так и крестьянской семье. Заканчивалось колядование песнями-заклинаниями.
Первый ведущий: Колядовавшие обещали семье в новом году «рожь ужинисту, умолотисту, уколотисту, девяносто быков, сто десять коров»- все то, что нужно для счастливой жизни земледельца.
Второй ведущий: А рождественское печенье в старину выпекалось из ржаного теста в виде коровок, лошадок, овечек и называлось козульками. Печенье раздавалось колядующим, как ответный дар за пожелания благополучия.
Часть третья – Игрища в святочные вечера   Девочки, сидящие на скамьях, ожидают появления ребят и стараются развлечь себя страшными историями.

Первая девочка: Я слышала, что надо найти муравейник, от которого отходят двенадцать дорог, облить его кипятком, потом разгрести муравейник, в земле окажется большая дыра, а на дне ее камень синий, а на камне- царь муравьев. Отгони царя муравьев, а камень подними платком красным и копай под ним яму. Царь муравьев спросит: «Нашел ли?» Отвечать ему нельзя. Нужно камень синий положить в рот, платком вытереться, и сразу станешь невидимым.

Вторая девочка: А я вам скажу, что человек может стать невидимым. В ночь на Иванов праздник надо пойти в лес и поискать цветок «адамова голова». Он расцветает только в эту ночь. Сорвать его и положить в церковь под престол. Он должен лежать там сорок дней. После этого он приобретает чудодейственную силу: можно увидеть дьявола, лешего, водяного и всех бесов. Как только увидели лешего, надо сорвать с него шапку и надеть на себя – сразу станешь невидимой. Потом девочки загадывают друг другу загадки: Синенька, маленька, По городу скачет, Всех людей красит (Иголка). Под ярусом, под ярусом Вышит зипун с красным гарусом (Рябина). Девочки забавляются скороговорками: «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали ха-ха, ха-ха». «Съел молодец три пирога с пирогом, да все с творогом». «Шли сорок мышей, несли сорок грошей: две мыши по плоше несли по два гроша». Звук гармони. Девочки вскрикивают, прячутся, затем все быстро садятся на скамейки. Мальчики обращаются к девочкам: «Посиделки вашей, лебеди белые». Девочки кланяются, отвечают: «Здравствуйте, молодцы хорошие». Мальчики садятся на противоположную скамью и молчат. Бойкая девочка: «Да что вы и в правду дремлете? Играй, гармонист!». Девочки начинают петь: Расступись-ко народ, Заведем мы хоровод, Заведем мы хоровод Парень девицу берет. Гармонист подходит к девочке и поклоном приглашает выйти на середину зала. Потом девочка выбирает себе мальчика. Все это происходит под пение. Все становятся в круг, держась за руки. Гармонист в середине круга . Все поют, двигаясь по кругу: Выйду ль я на реченьку Посмотрю на быструю… Затем начинаются игры.

Игра «стул».

Мальчик или девочка по очереди садятся на стул. Все поют: Я горю, горю, горю На калиновом мосту. Ах, кто меня любит, Тот и выкупит! К девочке подходит мальчик, дарит ей что-нибудь и садится на стул. К нему подходит девочка, игра продолжается под ту же песню.

Игра «в набор».

Девочки сидят в ряд. Мальчики ходят по залу. Одна девочка подходит по очереди к каждой девочке и шепчет ей на ухо имя того мальчика, которому она должна подарить платок. Ребята по очереди подходят к девочкам, чтобы получить подарок. Если мальчик правильно угадал предназначенную ему девочку, то он получает от нее платок.

Если не угадал, то девочка хлопает в ладоши и требует, чтобы он сплясал или спел. После этого мальчики и девочки обмениваются ролями.

Первый ведущий: А как же игры ряженых? Это имитация прихода нечистой и неведомой силы из иного мира в наш мир.

Игры ряженых- это игры, которые должны обеспечить воскресение солнца, природы, продемонстрировать торжество жизни над смертью.

В зал с шумом, с криком врывается толпа ряженых. Лица закрыты масками, тряпками, замазаны сажей. Многие замаскировались под старика, старуху, цыгана. Впереди мальчик, одетый в рваную шубу, на голове шапка, в руках он держит веревку, второй конец которой привязан к «медведю». (Мальчик в меховом полушубке, шапке, рукавицах идет за вожаком на четвереньках).

Все кланяются. Вожак обращается к медведю и просит, чтобы тот изобразил ленивого ученика, как красные девицы румянятся, в зеркало смотрят; как бабка Ерофеевна блины печь собралась. Медведь все это изображает. Вожак при каждом поклоне медведя говорит: «С праздником, добрые люди, поздравляем!» При этом также все низко кланяются.

Рядом с ними «коза»- девочка высокого роста, одетая в юбку, толстую кофту, с платком на голове. Из-под платка торчат деревянные рога; борода из мочалки. Парень начинает громко барабанить, а коза и медведь пляшут. Коза старается уколоть медведя рогами, а тот рычит. После пляски происходит шуточная борьба вожака с медведем (все хлопают в ладони).

Медведь стаскивает с вожака шапку и обходит с нею зрителей, те бросают ему конфеты, пряники и прочее. Звучит гармонь. Мальчики провожают девочек из зала и поют: Ты играй, моя тальяночка, Идем с тобой домой… Звучит музыка Чайковского «Времена года».

Преподаватель:Дорогие ребята, вы познакомились с праздничной и обрядовой жизнью русских крестьян. Она отличается от того мира, в котором мы живем, особенно от мира горожан. Все, о чем было рассказано, и все, что вы увидели, ушло в прошлое. Это прошлое вряд ли можно возродить, да и вряд ли стоит возрождать.

Появление нового образа жизни, новых взглядов на жизнь и его устройства, новых вещей и новых праздников – естественный исторический процесс. Он не позволяет нам вернуться к прошедшим временам.

Мы всегда должны помнить о прошлом, так как оно не исчезает бесследно, а остается в нас и наших детях. Каждый человек несет в себе образ ушедшей жизни- жизни предков своей семьи.

Мы должны всегда помнить, что путь к процветанию лежит через крепкую, вечную связь предков и потомков.

Источник: http://aneks.spb.ru/vneklassnye-meropriiatiia/konspekt-otkrytogo-vneklassnogo-meropriiatiia-detskii-prazdnik-sviatki–vertepnoe-predstavlenie-smert-tcaria-iroda.html

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов “Рождество.Святки. Колядки”

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов

Рождество. Святки. Колядки.

Цель: приобщение школьников к духовно – нравственным традициям и ценностям русского народа.
Задачи:-познакомить детей с одним из главных праздников славян- Рождеством и связанными с ним традициями;

-формировать познавательные потребности и интересы школьников;

-обогащать опыт новыми знаниями и сведениями об окружающем;- способствовать воспитанию у детей толерантности и уважения к традициям разных народов.

РОЖДЕСТВО

Учитель

Чтобы представить жизнь народа наиболее полно, нужно изучать не только историю и литературу, но и знакомиться с народными обычаями, праздниками и верованиями, которые уходят своими корнями в глубокое прошлое.

Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с праздниками и традициями православных христиан. Одним из главных праздников христиан после Пасхи считается Рождество Христово.

Наступает праздник в ночь с 6 на 7 января у православных христиан и 25 декабря у католиков.

Ученик

Рождество связано с рождением Иисуса Христа, божьего сына, который родился в пещере, предназначенной для укрытия скота от непогоды (слайд1).

Считается, что Иисус пришёл в этот мир , чтобы спасти людей от их грехов, поэтому это событие и стало для христиан Великим праздником.

Ученик

6 января , канун Рождества, называют Сочельником. Главным блюдом в Сочельник является кутья или сочиво, которое готовится обычно из разваренных зерен пшеницы с добавлением меда, орешков и мака.

На праздничный стол ставилось 12 постных блюд, а в центре стола клалось немного сена как символ того, что младенец родился в яслях для животных.

После появления на небе Первой звезды дети с кутьёй шли к своим крёстным родителям, которые ждали их и готовили для крестников угощение: сладости. Пироги.

Ученик

Для детей в Рождественский сочельник считалось хорошим обычаем играть на свежем воздухе и танцевать вокруг ёлки. Это должно было избавить от неудач и болезней на целый год.

Учитель

По традиции главным праздничным атрибутом являлась рождественская елка. Первыми игрушками были съедобные игрушки: яблоки, орешки и различные сладости (слайд 2).

В память о звезде Вифлеемской верхушку елки украшали восьмиконечной звездой, которая указала путь волхвам, шедшим поклониться новорожденному Спасителю. Свечи и фонарики были символами звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь. Колокольчики на елке напоминали о тех, что подвешивали пастухи своим овцам (слайд 3).

Почему же украшались не сосны, эвкалипты, дубы и прочие виды, а именно елка? Новогодняя история содержит множество красивых легенд на эту тему.

Ученик

Одна легенда рассказывает о том, что поздравить младенца Иисуса пришли пальма, которая подарила красоту своих веток и прохладу от зноя; олива, которая подарила своё драгоценное масло; а вот ёлочка очень опечалилась, потому что ей дарить было нечего. Тогда ангел осыпал её снегом и сказал, что она будет так красиво наряжаться каждое Рождество.

Ученик

В ХVI веке ёлка появилась в европейских домах. Рассказывают, что первым принёс ёлку в свой дом сам Мартин Лютер, основатель направления в христианстве, которое называется лютеранством.

Однажды, в 1513 году, в ночь накануне Рождества, он шел домой и взглянул на высокое небо, на сияющие звёзды; он услышал едва заметный их серебряный перезвон, и ему показалось, что и ели, стоящие вокруг, тоже осыпаны яркими сверкающими звёздами.

Тогда-то он и принёс домой маленькую ёлочку, украсил её свечами и сверкающими звёздочками. С тех пор рождественские и новогодние ёлки поселились в домах и стали радовать детей и взрослых.

Ученик

Среди крестьян обычай наряжать ёлку приживался с трудом – это объясняется тем, что ель у древних славян была символом смерти (под ёлками хоронили, еловыми лапами устилали последний путь, еловыми гирляндами и ветками украшали могилы). Крестьяне ездили в лес только за ёлками для своих господ или же для того, чтобы нарубить их на продажу в городе.

В Россию данный обычай пришла с приказом Петра I: «С 1700 года, велено праздновать наступление Нового года 1 января, а ворота домов украшать ветками хвойных деревьев». Но прижился обычай только к концу 19 века при Николае I, приказавшем украсить на Рождество ель, поставленную на главном зале Зимнего дворца.

С приходом новой власти в конце 1920-х запретили все христианские обычаи, включая празднование Рождества. Но после пережитых жизненных неурядиц людям необходим был красивый праздник. И в 1936 году в Новый год «вернулась» елка с символикой советского союза: флажками, разноцветными игрушками, ярко-красной звездой на верхушке.

Учитель

Самая правдивая версия – хвойная красавица была выбрана благодаря способности оставаться зеленой, какое бы время года не наступило. Это заставляло жителей древнего мира считать ее символом бессмертия. Раньше, еще в древние века, считалось, что деревья – живые.

Люди думали, что души усопших поселяются в ветвях деревьев. Поэтому они старались их задобрить и украшали. Особенное отношение было к вечнозеленым деревьям, потому что считалось, что их любит солнце – главный бог у язычников.

Эти традиции поддерживали разные народности: в Западной Европе – немцы, в Восточной – удмурты и ханты.

Играть, танцевать и петь у вечнозеленой красавицы было принято по славянской мифологии. Так славяне будили весеннюю богиню, которая отправляла к людям своего сына – Света. Он же пробуждал землю от ледяных оков.

Святки. Колядки.

Ученик

После праздника Рождества в течении 12 дней начинались Святки. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. В народе это время называется святыми вечерами, так как  по древнему обычаю  христиане вечером прекращали  все свои  дела.

Самой главной особенностью святок было ряженье. (слайд 5). Каждому хотелось нарядиться как-то особенно забавно, да чтобы не узнали. Выворачивали наизнанку шубу, приклеивали бороду или усы. Лицо вымазывали сажей.

Наряжались и солдатами, и цыганами, и шутами. Ходили от дома к дому, пели колядки, хозяева их за это угощали, а ряженые желали им мира и добра.

Считалось, чем больше колядников посетит дом, тем больше счастья принесет год.

Ученик

В каждый семье ждали колядовщиков, готовили для них угощение. Считалось, что не дать ряженым конфет — значит навлечь беду на дом (слайд 6).

В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому на нем неизменно лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать..
После веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе, где делила и съедала все, чем одарили. Затем, разодетая в обновки, молодежь плясала под дуду, чтобы избежать неурожая, слушала сказки и гадала о своей судьбе.

ПРОСМОТР ОТРЫВКА КОЛЯДОК ИЗ КИНОФИЛЬМА «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Учитель

Сейчас, ребята, мы разыграем перед вами сценку, когда колядовщики приходят в дом и колядуют

Ряженые приходят в дом. За столом сидят хозяин. Хозяйка и дети. На столе угощение.

Ряженые (Коляда):

Пришла Коляда

Накануне Рождества.

Коляда пришла.Рождество принеслаЯ к вам иду, колядовщиков веду. Звезда светит нам в пути Нужно в каждый дом зайти. 

Колядовщики:

С Рождеством! С Новым годом! Со всем родом! Чтоб здоровы были. 

Много лет прожили! 

1-й ребенок:

Чем вы нас одарите, Что вы нам подарите? Кувшин молока или каши горшок, Кусок пирога или денег мешок? 

2-й ребенок:

Кто не даст лепешки, 
Завалим снегом окошки.

 
3-й ребёнок:

Кто не даст пирога, сведём корову за рога.

4-й ребенок:

Мы пришли Рождество прославить, А вас с праздником поздравить, Вам – потешки, 

А нам -конфеты да орешки. 

5-ый ребёнок:

Открывайте сундучок, подавайте пятачок.Хоть блин, хоть сала клин,Хоть печенья, хоть варенья нам на угощенье!Будете нас дарить, будем вас хвалить.А не будете хвалить, будем вас корить.

6-ой ребёнок

На новое вам лето,На красное вам лето!Куда конь хвостом —Туда жито кустом.Куда коза рогом —

Туда сено стогом.

6-ый ребёнокСколько осиночек,Столько вам свиночек;Сколько елок,Столько и коровок;Сколько свечек,Столько и овечек.

7-й ребенок:

Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос.

Не велит долго стоять,

Велит скоро подать

Или тёпленький пирог,

Или маслица, творог,

Или денежку копьём,

Или рубль серебром!

8-ой ребёнок

Мы и сами идём, и козу с собой ведём!

У нас коза непростая: она символ жизненной силы земли и урожая.

Где коза проходит.

Там пшеница родит.

Где коза махнёт хвостом.

Там и рожь взойдёт кустом.

Где коза шагнёт ногою, там хлеба взойдут стеною,

А где заденет рогом, там взметнутся стогом!

(коза пляшет, потом спотыкается и падает).

9-ый ребёнок

Эта коза особенная, она встанет только тогда, когда ей подарят подарок или угостят на славу. Нашей козе немного надо: ведёрочко гречки на перепечки да горшок овса на кончик хвоста. Решето овса, поверх него – колбаса, да три куска сала, чтоб коза встала!

Хозяева благодарят колядовщиков и дают им угощения.

Учитель

Вот, ребята, мы очень коротко познакомили вас с историей празднования Рождества у православных христиан.

Если кто-то захочет узнать старые славянские традиции, надеемся, что наш материал о колядках и обрядах на Святки, станет для вас маленьким подспорьем. Может.

В другой раз мы расскажем вам об обрядах на Троицу и традициях празднования Зленых Святок (Русальной недели) накануне Ивана Купалы. Думаем, что вы захотите участвовать в подготовке такого мероприятия.

Желаем вам счастья, здоровья и успехов в новом году.

Приложение1

Можно провести игры с детьми, например, игру «Снежная каша».

Два игрока перекладываютснежки из своего тазика в тазик соперника ложками; по сигналу останавливаются, у кого меньше снежков в тазике, тот и победил.

Игра «Бубенцы»

Выбираются двое водящих. Одному завязывают глаза, второму дают колокольчик и о должен убегать от первого, позванивая в колокольчик. Остальные колядки и дети встают в круг и берутся за руки. Они водят во круг ведущих хоровод и поют:

– Трынцы-брынцы-бубенцыПозолочены концы,Кто в бубенцы играет,

Того жмурка и поймает.

После этих слов водящего с завязанными глазами трижды поворачивают вокруг себя, и начинает ловить звонящего в колокольчик.

  Остальные ребята постоянно держаться за руки, не давая двум водящим выйти за пределы круга.

Игрок с завязанными глазами, после того как поймает второго становиться в круг, а пойманный выбирает себе пару, передает колокольчик и ему завязывают глаза. Игра начинается снова.

Приложение 2.

Святочные гадания

Девушка выходила за ворота и спрашивала у первого встречного имя – так будут звать жениха.
Бросали в чужой дом лаптем. Если хозяева засмеются, попадёшь в весёлую семью; если будут ругать – в сварливую.

Несколько девушек брали по лепёшке и, выйдя во двор, бросали их собаке. Чью лепёшку первой съест собака, та первой выйдет замуж.

Девушки ходили по улице, и каждая по очереди стучала деревянно ложкой под окнами домов. Если на стук девушки отзовётся женский голос, то эта девушка не выйдет в этом году замуж, если же ответит мужской голос, то замуж выйдет.

Собравшиеся для гадания девушки выходили из дома, хозяйка клала под горшок каждой девушке разные предметы (не зная, где чей горшок). Кажая из пришедших девиц брала свой горшок. Которой из них доставался гребень – жених будет щеголь, которой плеть – муж будет грозный, которой чайная ложка – муж будет богатый, рюмка – муж будет пьяница.

Ставили кошёлку, ведро и квашню, гадающей завязывали глаза и смотрели, что она выберет: кошёлку – к бедности, ведро – будет муж пьяница, квашню к богатству. Клали на ночь расчёску под подушку, приговаривая:”Суженый, ряженый, приходи наряженый, расчеши мне волосы.” По преданию суженый должен был присниться в эту ночь.

Сочельник

Когда-то Рождество Христово начинали праздновать 6 января. Пока мама готовила праздничный ужин из 12 блюд, дети ждали появления первой звезды. Как только она появлялась в небе, начинался Сочельник. Тогда отец вносил в дом сено. Хозяйка стелила его на стол. (Ведь именно на сено положили маленького Иисуса!) Из этого сена делали гнёздышко, в которое ставили горшок с кутьёй.

Перед ужином зажигали восковую свечу и все вместе вслух молились. Радостно и торжественно было в этот момент. И только после молитвы можно было начинать ужин.

Самое важное блюдо на столе — кутья. Готовили её из пшеницы, добавляли мак, орехи, изюм и мёд. Говорили, что это истинная пища Бога. Кроме кутьи, по обычаю подавали рыбу, голубцы с грибной подливой, пироги с капустой, гречкой, блины… Еду запивали узваром — компотом из сухофруктов. На десерт подавали пышки, начинённые фруктовым джемом с тёртой булкой или маковой начинкой.

После домашнего Сочельника дети шли к своим крёстным родителям. Это была их святая обязанность. Малыши несли ужин (кутью, хлеб-соль, калачи), а крёстные с нетерпением ждали маленьких крестников. Они угощали их, дарили конфеты, деньги.

Источник: https://www.videouroki.by/razrabotki/vnieklassnoie-mieropriiatiie-dlia-5-6-klassov-rozhdiestvo-sviatki-koliadki.html

Ссылка на основную публикацию