Урок литературного чтения, 2 класс. заходер «товарищам детям», «что красивей всего?»

Заходер – детям Вастьянова Лариса Леонидовна МОУ МСОШ 1 с. Мамонтово Алтайского края 30.09.20141. – презентация

Урок литературного чтения, 2 класс. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

1 Заходер – детям Вастьянова Лариса Леонидовна МОУ МСОШ 1 с. Мамонтово Алтайского края<\p>

2 Смотрите сами: Вот есть, например, Детский писатель Борис Заходер!<\p>

3 Борис Владимирович Заходер ( ) Поэт Сказочник Переводчик http://aida.ucoz.ru3<\p>

4 Детство Заходера Родился в городе Кагуле в Молдавии. По собственному признанию, был очень «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Драться он не любил, зато всё время читал и ещё … очень любил животных.<\p>

5 Детство Заходера Детство писателя прошло в Москве. Его одарённость проявилась рано, он освоил немецкий язык, придумывал сказки и загадки.<\p>

6 В годы Великой Отечественной войны добровольцем уходит на фронт. По окончании войны возвращается в Москву и заканчивает с отличием Литературный институт.<\p>

7 Первая публикация Б.Заходера – в журнале «Затейник» «Морской бой» (1947)<\p>

8 Сборники стихов Б.Заходера «На задней парте» (1955) «Мартышкино завтра» (1956) «Никто и другие» (1958) «Кто на кого похож» (1960) «Товарищам детям» (1966) «Школа для птенцов» (1970) «Считалия» (1979) «Моя Вообразилия» (1980) «Если мне подарят лодку» (1981)<\p>

9 Заходер – сказочник Книга сказок «Мартышкино завтра» (1956) «Добрый носорог» (1977) «Жил-был Фип» (1977) Сказки «Серая звездочка» (1963) «Русачок» (1967) «Отшельник и Роза» (1969) «История Гусеницы» (1970) «Почему рыбы молчат» (1970) «Ма-Тари-Кари» (1970) «Сказка про всех на свете» (1976)<\p>

10 Заходер – сказочник «Серая Звездочка» – это сказка о Доброте, о Понимании, о Любви к окружающим тебя живым существам. Историю Серой Звездочки рассказывает своему маленькому Ежонку папа Ёжик.<\p>

11 Заходер – переводчик Повести-сказки А.А.Милна «Винни-Пух и все-все-все» (1960) П.Трэверс «Мэри Поппинс» (1968) Л.Кэррола «Приключения Алисы в Стране Чудес» (1971–1972) сказки братьев Гримм «Бременские музыканты» (1982) пьесы Дж.М.Барри «Питер Пэн» (1967) стихотворений Л.Керна, Ю.Тувима, У.Дж.Смита, Я.Бжехвы<\p>

12 Б.Заходер «Товарищам детям» 1966<\p>

13 Борис Заходер Ведь если смеются Товарищи дети, Становится сразу Светлее на свете!<\p>

14 Борис Заходер «Что красивей всего?»<\p>

15 И вот я решил Послушать ответы Других обитателей Нашей планеты.<\p>

16 Деревья и травы Сказали в ответ: -Да что же прекрасней, Чем солнечный свет?<\p>

17 -Леса!- Отвечали мне Волк и Лиса.<\p>

18 Орёл свысока Процедил: -Небеса!<\p>

19 -По-моему, море!- Ответил Дельфин.<\p>

20 -Мой хвост, без сомнения! Крикнул Павлин.<\p>

21 Спрошу у Мотылька, Отвечает: – Цветок!<\p>

22 Спрошу у Цветка, Говорит: – Мотылёк!<\p>

23 А как ты думаешь, что красивее всего на свете?<\p>

24 Памятка выразительного чтения стихотворения 1. Не забудь сообщить автора и название произведения. 2. Постарайся понять настроение стихотворения. 3. Определи, где и какие паузы нужно сделать. Обрати внимание на знаки препинания. 4. При чтении стихотворения следует найти слова или словосочетания, которые надо выделить голосом, верно ставить ударение в словах. Не забудь: слушают и то, что ты читаешь, и то, как ты читаешь.<\p>

25 Знаком ли тебе Винни-Пух? Он и весел, и незлобен, Этот милый чудачок. С ним хозяин – мальчик Робин И приятель – Пятачок. Для него прогулка – праздник. И на мёд особый нюх. Этот плюшевый проказник – Медвежонок … Винни-Пух.<\p>

26 Узнал ли ты друзей Винни-Пуха?<\p>

27 Алан Милн – английский писатель ( ) Алан Милн, сын Кристофер Робин, Винни Пух.<\p>

28 А.Милн «Винни-Пух и все- все-все» Сказка переведена на 25 языков мира. На русский язык переведена Борисом Заходером в 1960 году.<\p>

29 Б.В. Заходер о Винни-Пухе «Винни- Пух – это плюшевый медвежонок, который сам сочиняет песенки, да вдобавок не просто песенки, а Шумелки, Ворчалки, Пыхтелки и даже Сопелки. Я их очень полюбил, и поэтому мне хочется, чтобы и те, кто не читал книжки про Винни- Пуха, прочли несколько песенок».<\p>

30 Б.Заходер Песенки Винни-Пуха<\p>

31 Песенки Винни-Пуха Мишка очень любит мёд! Почему же? Кто поймёт? В самом деле, почему Мёд так нравится ему?<\p>

32 Песенки Винни-Пуха Если б мишки были пчёлами, То они бы нипочём Никогда бы не подумали Так высоко строить дом. И тогда (конечно, если бы Пчёлы – это были мишки!) Нам бы, мишкам, было незачем Лазить на такие вышки.<\p>

33 Песенки Винни-Пуха Я тучка, тучка, тучка, А вовсе не медведь, Ах, как приятно тучке По небу лететь! Ах, в синем- синем небе Порядок и уют- Поэтому все тучки Так весело поют!<\p>

34 Вспомни и ответь на вопросы У кого дом в дупле, а возле двери висит колокольчик со шнурком? У Совы. Кто любит стоять, свесив голову набок, грустить и думать о серьезных вещах? Ослик Иа-Иа. Кто, несмотря на свой маленький рост, был самым большим другом Винни-Пуха? Пятачок. Кто был хозяином дома, в дверях которого застрял объевшийся Винни-Пух? Кролик.<\p>

35 Вспомни и ответь на вопросы Какой подарок получил Винни, совершив Славное Дело? Коробка с карандашами, точилкой, резинкой, линейкой. Кто лучше всех в лесу говорил: «Да, Кролик», и «Хорошо, Кролик»? Ру.<\p>

36 Вспомни и ответь на вопросы Кто был самым умным в Чудесном лесу? Кристофер Робин. Что никогда особо не любил делать Пятачок? Купаться.<\p>

37 Узнай, кто это? «Он очень любит прыгать, ест всё, кроме желудей, мёда, моркови… Очень любит рыбий жир. Поселился в доме Кенги». Тигра. «Это очень маленькое существо, не любит, когда на него напрыгивают. Очень любит жёлуди и друга Винни». Пятачок.<\p>

38 Новые истории про Винни-Пуха Придумай сам! 1. Когда все произошло? 2. Где оказался наш герой? 3. Кого он встретил? 4. Что произошло? 5. Чем все закончилось?<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/892565/

Конспект урока для 2 класса “Заходер – детям”

Урок №1.

Тема: Стихи Б.Заходера «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

Цели урока: ознакомить детей с творчеством Б.В.Заходера;

развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений;

развивать и совершенствовать умения отвечать на поставленные вопросы по прочитанному материалу;

расширить читательский кругозор;

воспитывать толерантное отношение к чужому мнению.

Оборудование: мультимедийный проектор

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

3. Вводная беседа о творчестве Б.Заходера

Учитель для беседы использует содержание слайдов 2 – 11 презентации.

  1. Работа со стихотворением Заходера «Товарищам детям» (Слайды 12 – 13)

Сборник стихов Б.В.Заходера с таким названием появился в 1966 году. Начинает этот сборник данное стихотворение. (Учитель читает стихотворение вслух – с.128 – 129).

Какой секрет открыл читателям поэт?

Когда становится светлее на свете? Что об этом говорится в стихотворении?

Как автор обращается к детям?

Почему Б. Заходеру нравится, когда смеются дети? Давайте постараемся перечитать текст стихотворения, выделяя голосом нужные интонации. (Упражнения с учащимися по выразительному чтению текста).

  1. Работа со стихотворением Заходера «Что красивей всего?»

(Слайды 14 – 23)

Б. В. Заходера волнует ещё один вопрос. Найдите его в названии другого стихотворения поэта. Как бы вы постарались на него ответить?

А теперь послушайте, какие ответы можно найти в тексте стихотворения с таким названием. (Чтение стихотворения учителем – с. 129 – 131).

Почему Борис Заходер решил искать ответ на этот вопрос? (Его спросил ребёнок). Смог ли сам поэт ответить на него? (Нет.) К кому он обратился за помощью? Перечитайте стихотворение сами, чтобы обдумать полученные ответы. (Самостоятельное перечитывание текста).

Заметили ли вы, что названия животных, трав написаны с большой буквы? Почему?

(В знак уважения, как в официальных обращениях).

Постарайтесь из текста стихотворения найти и прочитать вслух подходящие строчки к данным эпизодам. (Выборочное чтение вслух соответствующих отрывков).

А кто мог сказать, что самое красивое на свете, это полярные льды?

А как бы вы сами ответили на этот вопрос? Докажите своё мнение. Нужно ли искать правильный ответ?

Какой вид работы можно ещё провести при чтении этого стихотворения? (Чтение по ролям). На уроке начинается подготовительная работа, дома – чтение по ролям выразительно.

Произведения какого автора мы сегодня читали? Чем он вам запомнился?

Какие виды работы с его текстами постарались выполнить? (Выразительное чтение вслух, чтение про себя, выборочное чтение, чтение по ролям).

Дома – выразительное чтение стихотворения «Товарищам детям», выразительное чтение по ролям стихотворения «Что красивей всего?».

Творческое задание – нарисовать, то что красивее всего.

Урок №2.

Тема: Борис Заходер «Песенки Винни – Пуха».

Цели урока: продолжить знакомство детей с творчеством Б. Заходера;

развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений;

уточнить сведения по содержанию сказки А.Милна «Винни – Пух и все-все-все».

Оборудование: мультимедийный проектор

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

Учитель заранее размещает к уроку рисунки детей.

Какой вид работы будем проверять на уроке литературного чтения? Что значит читать выразительно?

(Актуализация содержания памятки выразительного чтения на слайде 24).

Начинается работа по проверке выразительного чтения стихотворения «Товарищам детям» (часть ребят). Учащиеся сами оценивают работу своих товарищей с помощью карточек «5», «4», «3».

Затем – выразительное чтение по ролям стихотворения «Что красивей всего?», в ходе чтения обратить внимание на содержание рисунков детей. (Оценка чтения самими учащимися).

  1. Вводная беседа о творчестве Заходера – переводчика и произведении А.Милна «Винни-Пух и все-все-все». (Слайды 25 – 29)

  1. Знакомство с содержанием песенок Винни – Пуха (Слайд 30).

Посмотрите внимательно в учебнике, какие ещё песенки Винни-Пуха можно прочитать? – с. 134 – 136- чтение песенок из учебника.

Далее – работа по чтению других песенок Винни-Пуха на слайдах 31-33.

  1. Актуализация сведений учащихся по произведению А.Милна «Винни-Пух и все-все-все».

Работа строится по вопросам на слайдах 34 – 37. Детям предлагается вспомнить о главных героях и событиях произведения, узнать главных героев.

Что нового сегодня о творчестве Бориса Заходера нам удалось узнать?

Если вы сами прочитаете эту книгу, то найдёте в ней не только Ворчалки, Шумелки, Сопелки Пуха, но и хвалебную песнь Пятачку и стихотворение, которое сочинил Иа-Иа.

Дома выучите наизусть одну из песенок Б. Заходера и придумайте новую историю про Винни-Пуха. (Слайд 38)

Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-dlya-klassa-zahoder-detyam.html

Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс

312 Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс

Тема: Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?». Дата: 10.04.2013г.

Цели: познакомить учащихся с творчеством Б. Заходера; развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; понимать особенности юмори­стического произведения; анализировать заголовок произведения; ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них.

Оборудование: портрет Б. Заходера, кар­точки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I.Организационный момент II.Проверка домашнего заданияПослушаем ваши смешные истории.

III.Речевая разминка. Введение в тему урока

Прочитайте стихотворение Сергея Махотина.

Случай в лифте Был Витя сегодня Расстроен и зол.

Он в лифте застрял И, заплакав, сел на пол.И всё перечитывал слово «козёл»,Которое только что сам нацарапал…- Почему вам было смешно при чтении этого стихотворения?- Прочитайте его способом «птичий базар».

– Прочитайте с вопросительной интонацией.- Прочитайте с утвердительной интонацией.- Прочитайте с интонацией удивления.- Прочитайте с интонацией осуждения.- Прочитайте сердито.

– Какое стихотворение прочитали? (Юмористическое.)

– Что автор хотел показать нам?- Чему учат нас юмористические произведения?- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Ответы детей.) IV.Работа по теме урока1. Рассказ учителя о Б. Заходере- Сегодняшний урок мы посвятим одному из самых люби­мых в нашей стране писателей – Борису Заходеру. Что вы можете о нем сказать?Материал для учителя

Борис Владимирович Заходер (1918-2000) родился в молдавском го­роде Кагуле. Семья вскоре переехала в Одессу, потом в Москву. Отец, окончив Московский университет, работал юристом, а мать, знавшая несколько языков, – переводчицей. В детстве Б. Заходер, по собственному признанию, был очень «приличным мальчиком».

Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Зато он все время читал и еще очень любил животных. Поэтому неудивительно, что Борис не разлучался со знаменитой книгой немецкого ученого Альфреда Брема «Жизнь животных» и, не задумываясь, бросался на защиту совершенно незнакомой кошки.

Вот откуда его решительное: Наказать я сам готов Тех, кто мучает котов!

Впрочем, знаменитые стихи и сказки были еще впереди. А начал Б. Заходер с переводов. Мальчишкой, решив «утереть нос Жуковскому», он перевел балладу «Лесной царь» великого немецкого поэта Гете.

Переводил он также с английского, польского, чешского языков.

Настоящего Винни-Пуха придумал Алан Александр Милн, английский писатель. А по-русски его научил говорить Б.

Заходер, который перевел эту книгу.

2. Стихотворение «Товарищам детям»

– На с. 128 прочитайте название стихотворения и рассмотрите иллюстрации. Предположите, о чем это стихотворение.

(Дети высказывают предположения. Учитель читает стихотворение.)

– Обсудите с другом, какой секрет открыл читателям поэт.- Когда становится светлее на свете? Что об этом говорится в стихотворении?- Как автор обращается к детям? Почему?- Прочитайте стихотворение выразительно.

Физкультминутка

Раз, два, три – веселей шагайте.Раз, два, три — ноги поднимайте.Раз, два, три – потянитесь дружно. Раз, два, три — улыбаться нужно!Раз, два, три — ручками похлопайте. Раз, два, три – ножками потопайте. Раз, два, три — потянитесь дружно. Раз, два, три – улыбаться нужно!

VI.Продолжение работы по теме урока

Стихотворение «Что красивей всего?

– На с. 129 прочитайте название стихотворения. Как бы вы ответили на этот вопрос?- Прочитайте стихотворение Б. Заходера «Что красивей всего?» и сопоставьте его содержание со своими предположениями. (Дети выполняют задание.)- Сравните ответы героев. Почему все они такие разные?- Попробуйте инсценировать это стихотворение с друзьями. Определите, с какой интонацией надо читать реплики героев. Какое слово нужно прочитать всем вместе?

– Кто может славить полярные льды? В стихотворении нет ответа на этот вопрос, лишь говорится, что кому-то и они нравятся больше всего. А мы как на этот вопрос ответим? Что вы можете предполагать или утверждать насчет любви к полярным льдам?

– А кому могут особенно нравиться горы?- Уточните, как ответили на вопрос «Что красивей всего?» обитатели планеты.Деревья и травы:…Волк и Лиса:…Орел:…Дельфин:…Павлин:…Мотылек:…Цветок:…VII.Рефлексия- Выберите и продолжите любое предложение.∙ На сегодняшнем уроке я узнал…На этом уроке я похвалил бы себя за…После урока мне захотелось…Сегодня я сумел…VIII.Подведение итогов урока- Мы читали стихотворение Б. Заходера «Что красивей все­го?». Какова его главная мысль?- Сможем ли мы найти правильный ответ?- Что сегодня было «в шутку», а что «всерьез»?Домашнее задание

  1. Подготовить выразительное чтение стихотворений.
  2. Нарисовать то, что красивее всего.

Источник: http://psiholik.ru/pourochnie-razrabotki-po-literaturnomu-chteniyu-2-klass/index.html

разработка урока. заходер

С этим файлом связано 154 файл(ов). Среди них: plan-grafik.docx, vakans.doc, ustav.doc, san_pasport.doc, sanpin.rar, rekvizity_mamontovskaja_sosh.doc, pr_razv_1.doc, pr_per_nsot.doc, pd1_11.doc, op_mssh.rar и ещё 144 файл(а).
Показать все связанные файлы
Муниципальное образовательное учреждение

«Мамонтовская средняя общеобразовательная школа №1»

Мамонтовского района Алтайского края

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе при изучении произведений Бориса Заходера «Товарищам детям», «Что красивей всего?» по учебнику Л.Ф.Климановой «Родная речь»

Выполнила:

Вастьянова Лариса Леонидовна –

учитель начальных классов

с.Мамонтово

2011 год

Цели урока: ознакомить детей с творчеством Б.В.Заходера;

развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений;

развивать и совершенствовать умения отвечать на поставленные вопросы по прочитанному материалу;расширить читательский кругозор;воспитывать толерантное отношение к чужому мнению.

Оборудование: мультимедийный проектор

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

3. Вводная беседа о творчестве Б.Заходера

Учитель для беседы использует содержание слайдов 2 – 11 презентации.

  1. Работа со стихотворением Заходера «Товарищам детям» (Слайды 12 – 13)

Сборник стихов Б.В.Заходера с таким названием появился в 1966 году. Начинает этот сборник данное стихотворение. (Учитель читает стихотворение вслух – с.128 – 129). Какой секрет открыл читателям поэт? (Секрет – читать интересные книги).Когда становится светлее на свете? (Становится светлее на свете, если дети смеются.) Что об этом говорится в стихотворении?«Ведь если смеютсяТоварищи дети,Становится сразуСветлее на свете!»Как автор обращается к детям? (Товарищи дети)

Почему Б. Заходеру нравится, когда смеются дети? (Он радуется вместе с ними). Давайте постараемся перечитать текст стихотворения, выделяя голосом нужные интонации. (Упражнения с учащимися по выразительному чтению текста).

  1. Работа со стихотворением Заходера «Что красивей всего?»

(Слайды 14 – 23)Б. В. Заходера волнует ещё один вопрос. Найдите его в названии другого стихотворения поэта. Как бы вы постарались на него ответить? (Красивее всего на свете моя мама. Красивее всего на свете горы. Красивее всего на свете природа. Красивее всего наша Родина.)А теперь послушайте, какие ответы можно найти в тексте стихотворения с таким названием. (Чтение стихотворения учителем – с. 129 – 131).Почему Борис Заходер решил искать ответ на этот вопрос? (Его спросил ребёнок). Смог ли сам поэт ответить на него? (Нет.) К кому он обратился за помощью? (Спрашивал разных обитателей планеты). Перечитайте стихотворение сами, чтобы обдумать полученные ответы. (Самостоятельное перечитывание текста). Заметили ли вы, что названия животных, трав написаны с большой буквы? Почему? (В знак уважения, как в официальных обращениях).Постарайтесь из текста стихотворения найти и прочитать вслух подходящие строчки к данным эпизодам. (Выборочное чтение вслух соответствующих отрывков).А кто мог сказать, что самое красивое на свете, это полярные льды? (Белые медведи).

А как бы вы сами ответили на этот вопрос? ( Красивее всего то, что тебе дорого и окружает тебя в данный момент, без чего ты не можешь обойтись). Докажите своё мнение. (По моему мнению, у каждого человека могут быть разные ответы, все они правильные). Нужно ли искать правильный ответ? (Нет).

Какой вид работы можно ещё провести при чтении этого стихотворения? (Чтение по ролям). На уроке начинается подготовительная работа, дома – чтение по ролям выразительно. Произведения какого автора мы сегодня читали? Чем он вам запомнился? (Весёлый, любит детей).

Какие виды работы с его текстами постарались выполнить? (Выразительное чтение вслух, чтение про себя, выборочное чтение, чтение по ролям). Дома – выразительное чтение стихотворения «Товарищам детям», выразительное чтение по ролям стихотворения «Что красивей всего?».

Творческое задание – нарисовать, то что красивее всего.

Список использованных источников

Кутявина С.В., Гостимская Е.С.- Поурочные разработки по литературному чтению:2 класс.- М.: ВАКО, 2009

  • zahoder.ru
  • images.yandex.ru
  • festival.1september.ru › articles/530360/ (Гончарова Лариса Витальевна)
  • http://read.ru/id/995299
  • kid.ru › libtxt/miln/winnizah.txt.htm
  • segalega.ucoz.ru
  • zvukoff.ru › a33782/d199458.html

Муниципальное образовательное учреждение

«Мамонтовская средняя общеобразовательная школа №1»

Мамонтовского района Алтайского края

Борис Заходер

Песенки Винни – Пуха

Выполнила:

Вастьянова Лариса Леонидовна –

учитель начальных классов

с.Мамонтово

2011 год

Цели урока: продолжить знакомство детей с творчеством Б. Заходера;развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений;уточнить сведения по содержанию сказки А.Милна «Винни – Пух и все-все-все».

Оборудование: мультимедийный проектор

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

Учитель заранее размещает к уроку рисунки детей. Какой вид работы будем проверять на уроке литературного чтения? Что значит читать выразительно?

(Актуализация содержания памятки выразительного чтения на слайде 24).

Начинается работа по проверке выразительного чтения стихотворения «Товарищам детям» (часть ребят). Учащиеся сами оценивают работу своих товарищей с помощью карточек «5», «4», «3». Затем – выразительное чтение по ролям стихотворения «Что красивей всего?», в ходе чтения обратить внимание на содержание рисунков детей. (Оценка чтения самими учащимися).

  1. Вводная беседа о творчестве Заходера – переводчика и произведении А.Милна «Винни-Пух и все-все-все». (Слайды 25 – 29)
  1. Знакомство с содержанием песенок Винни – Пуха (Слайд 30).

Посмотрите внимательно в учебнике, какие ещё песенки Винни-Пуха можно прочитать? – с. 134 – 136- чтение песенок из учебника.

Далее – работа по чтению других песенок Винни-Пуха на слайдах 31-33.

  1. Актуализация сведений учащихся по произведению А.Милна «Винни-Пух и все-все-все».

Работа строится по вопросам на слайдах 34 – 37. Детям предлагается вспомнить о главных героях и событиях произведения, узнать главных героев.

Что нового сегодня о творчестве Бориса Заходера нам удалось узнать? (Заходер – переводчик, песенки Вини – Пуха, которые не слышали раньше).

Если вы сами прочитаете эту книгу, то найдёте в ней не только Ворчалки, Шумелки, Сопелки Пуха, но и хвалебную песнь Пятачку и стихотворение, которое сочинил Иа-Иа.

Дома выучите наизусть одну из песенок Б.

Заходера и придумайте новую историю про Винни-Пуха. (Слайд 38)

Источник: http://trig.zodorov.ru/razrabotka-uroka-1-zahoder-detyam-zahoder-detyam-zahoder-konsp/file1/index.html

Урок литературного чтения во 2-м классе на тему “И в шутку, и всерьез” : Начальная школа

Цели: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Э.Успенского.

Совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию, устанавливать причинно-следственные связи событий, описанных в тексте, строить словесный рисунок.

Развивать внимание, творческое воображение, мышление, устную речь учащихся. Воспитывать любовь к животным, дружбу и товарищество, интерес к чтению.

Оборудование:

  • Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки.
  • Презентация к уроку (Приложение 1).
  • Мультфильм “Крокодил Гена и его друзья” на CD-диске.
  • Музыкальное сопровождение: аудиозаписи песен “Голубой вагон”, “Песенка крокодила Гены”, “Чебурашка” (аудио-файлы в формате МР3 можно скачать по ссылке http://www.mp3.onru.ru/mp/alb/28/ )
  • Книжная выставка.
  • Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. “Родная речь”, 2 класс

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос.

– С какой большой темой познакомились на прошлом уроке? (И в шутку, и всерьез.)

– Произведения какого автора читали? (Б.Заходера.)

– Что знаете о писателе? (Он поэт, прозаик, переводчик.)

– Какие герои, благодаря Б.Заходеру, говорят на русском языке? (Винни-Пух, Мэри Поппинс, Питер Пен, Алиса в Стране Чудес и др.)

– Он перевел сказки братьев Гримм, стихи Гете, Карела Чапека, Яна Бжехвы, Юлиана Тувима и многих других авторов.

– Какие стихотворения Заходера читали? (“Что красивей всего?”, “Товарищам детям”, “Буква Я”, “Песенки Вини-Пуха”, “Кит и Кот”.)

2. – Проверим, насколько внимательно вы читали стихотворения, сумеете угадать их по отрывку и ответить на вопросы по содержанию.

а) Ребенок спросил Ни с того ни с сего: – А ну-ка скажи,

Что красивей всего?

(“Что красивей всего?”)

– Что ответили обитатели планеты?

– Смог ли автор ответить на этот трудный вопрос? Почему?

б) Обычно от вас Это держат в секрете, А я не скрываю,

Товарищи, дети.

(“Товарищам детям”.)

– С каким советом обращается автор к детям?

в) В этой сказке Нет порядка: Что ни слово –

То загадка!

(“Кит и Кот”.)

– Какая ошибка произошла в этой сказке? Была ли она исправлена?

г) Он и весел, и не злобен, пухлый, милый чудачок. Вместе с ним хозяин Робин И приятель Пятачок. Для него прогулка – праздник, А на мед особый нюх. Это плюшевый проказник-

Медвежонок …

(Вини-Пух.)

3. Чтение стихотворений наизусть.

(Проводится конкурс чтецов стихотворений Заходера: “Песенки Вини-Пуха”, “Товарищам детям”, “Что красивей всего?”)

4. Инсценирование стихотворения “Кит и Кот”.

5. Микроитог.

– Какие стихотворения писал Б.Заходер? (Веселые, забавные, смешные, поучительные.)

III. Изучение нового материала.

1. Объявление темы урока.

– Сегодня мы продолжим изучение темы “И в шутку, и всерьез”. Познакомимся с творчеством не менее известного автора и героями его книг.

– Послушайте песню и угадайте, кто ее поет. (Прослушивание “Песенки крокодила Гены” из мультфильма, посвященного этому сказочному герою.)

– Это песня из мультипликационного фильма, который создан по повести-сказке Э.Успенского “Крокодил Гена и его друзья”. С его творчеством мы сегодня познакомимся.

2. Вступительная беседа о творчестве Э.Успенского. Работа по книжной выставке.

– Ученик Гончаров Михаил расскажет о своем любимом детском писателе и его произведениях. (Рассказ сопровождается показом презентации: Слайды 1–6)

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером. Но, еще учась в вузе, Успенский начал печататься. Он писал стихи и прозу. Его первый поэтический сборник “Смешной слоненок” увидел свет в 1965 г., а в 1966 г.

была опубликована сказка “Крокодил Гена и его друзья”, которая принесла Успенскому громкую славу. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных.

А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом.

Рассматривание книжной выставки:

  • “Крокодил Гена и его друзья”
  • “Дядя Федор, пес и кот”
  • “Тетя дяди Федора”
  • “Любимая девочка дяди Федора”
  • “Про Веру и Анфису”
  • “Разноцветная семейка” и др.

3. История возникновения произведения.

– Послушайте еще одну песню и скажите, кто из героев книг Успенского ее поет? (Прослушивание песенки Чебурашки.)

– Как же появился этот необычный сказочный герой? Вот как об этом вспоминает сам писатель.

Однажды летом работал Успенский в пионерском лагере. И чтобы успокоить жаждавший впечатлений отряд, читал ребятам разные интересные книжки. А потом все интересные книжки неожиданно кончились.

Скучные книжки отряд слушать не хотел, и Успенскому уже ничего не оставалось, как не задумываясь начать: “В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом”. Фраза такая в голове у Эдуарда Успенского в голове вертелась. И вдруг…Из – за угла показались два длинных носа – ручной крысы Лариски и хулиганствующей старухи Шапокляк.

Хлопнула дверь телефонной будки, и оттуда выбрался какой-то непонятный плюшевый зверь. “Это же Чебурашка!” – догадался Успенский. И начал рассказывать свою знаменитую сказку…

– Мы познакомимся с отрывком из повести-сказки “Крокодил Гена и его друзья”, который называется “Чебурашка”.

4. Чтение текста учителем и подготовленными учащимися.

– Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить (с.137–142)

5. Проверка первых впечатлений.

– Понравилась ли вам сказка?

– Что особенно понравилось?

– Когда переживали за Чебурашку?

6. Словарная работа.

– Какие слова не понятны?

– Кто объяснит?

Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом (толковый словарь Ожегова).

7. Физкультминутка.

(Под мелодию песни “Голубой вагон” дети выполняют комплекс общеразвивающих упражнений.)

8. Чтение сказки учащимися вслух.

– Проверим, насколько правильно и выразительно вы прочитаете текст. Прочитайте так, чтобы при чтении было понятно ваше отношение к героям.

IV. Закрепление материала, изученного на уроке.

1. Ответы на вопросы и выборочное чтение. Составление плана.

1 часть “В тропическом лесу”

– Где жил сказочный персонаж, о котором мы сейчас прочитали?

– Было ли у него имя?

– Когда его назвали Чебурашкой? Прочитайте.

– Как он попал в ящик с апельсинами?

Физкультминутка “Гимнастика для глаз”.

  • Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
  • Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
  • Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
  • Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

2 часть “В магазине фруктов”

– Где оказались ящики с апельсинами после долгого плавания?

– Как выглядел Чебурашка, когда его нашли продавцы? (Он был толстый-претолстый.)

– Почему он получил такое странное имя? Прочитайте.

3 часть “В зоопарке”

Куда отнес Чебурашку директор магазина?

– Почему его туда не приняли?

4 часть “В магазине уцененных товаров”

– Где остался работать Чебурашка?

– Что он должен был делать? (Стоять у витрины и привлекать прохожих.)

– Где он стал жить? (В старой телефонной будке.)

2. Чтение отрывка в лицах (4 часть): автор, директор магазина уцененных товаров, Чебурашка.

3. Словесный рисунок.

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какой эпизод изображен на ней?

– Какой рисунок к сказке сделали бы вы карандашами или красками? Опишите его словами.

4. Обобщение.

– Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.)

– Как думаете, как живется без друзей? (Плохо.) Почему?

Просмотр фрагмента из мультфильма “Крокодил Гена и его друзья” (встреча с крокодилом Геной).

– Нашел ли друзей Чебурашка?

– Какие пословицы о дружбе вы знаете?

  • Нет друга – ищи, а нашел – береги.
  • Друг за друга держаться – ничего не бояться.
  • Друг познается в беде.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Без друга в жизни туго.
  • Без друга на сердце вьюга.
  • Человек без друга – что земля без воды.

– Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл.

V. Итог урока.

– С произведениями какого автора познакомились на уроке?

– Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома.

VI. Домашнее задание.

  • Читать сказку, пересказывать по составленному плану.
  • Нарисовать иллюстрации (по желанию).
  • Творческое задание. Ученик нашего класса Гончаров Миша придумал продолжение любимого произведения Э. Успенского “Трое из Простоквашино”: “Встреча Дяди Федора и его друзей с инопланетянами” и нарисовал обложку для новой книги. (Слайды 7–8)
    Придумайте продолжение сказки “Крокодил Гена и его друзья”.

Источник: http://www.poznanie21.ru/current/primary/576809991.php

Ссылка на основную публикацию