Урок литературного чтения, 2 класс. андерсен «принцесса на горошине»

План-конспект урока по чтению (2 класс) по теме: Урок чтения Андерсен Г-Х. Принцесса на горошине

Урок литературного чтения во 2 классе.

Учитель: Сафронова Галина Леонидовна

Тема урока: «Г.Х.Андерсен. « Принцесса на горошине».

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Метапредметные цели урока:

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

– активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

– использование различных способов поиска учебной информации в словарях;

– овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления  текстов  в устной и письменной формах;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно – следственных связей, построения рассуждений;

– формирование умения слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения иправо каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

– умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Личностные цели:

– формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов и культур;

– воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе слушания произведений художественной литературы;

– развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

– развитие мотивов учебной деятельности;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Предметные цели урока:

– ознакомление со сказкой Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине»;

– овладение чтением вслух и про себя, навыками беглого и выразительного чтения, приёмами анализа художественного текста;

– использование разных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказочного  текста; участвовать в его обсуждении; пользоваться  словарями для понимания и получения дополнительной информации;

– использовать простейшие виды анализа художественного текста: устанавливать причинно – следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части.

Дидактический материал:

Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  В 2 ч.Ч.2/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.: ОАО «Московские учебники», по лицензии ОАО «Издательство «Просвещение», 2011.

Наглядные пособия:

книги Г.Х.  Андерсена,  толковые словари

Оборудование:  компьютер, медиапроектор, презентация, МасOs для детей, электронные планшеты

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
 1.Организационный момент
 2.Речевая разминка
– Научитесь читать скороговорку: (Слайд 1)Король на корону копейки копил,Да вместо короны корову купил.А этот король на корову копил,Да вместо коровы корону купил.                               (В. Бахревский)- Кто такой король?- Король – государь, управляющий королевством.- Прочитайте скороговорку в разном темпе; с разной интонацией: радостно, грустно, испуганно.- Мы прочитали скороговорку, перед вами портрет короля, который правил страной, о которой сегодня пойдёт речь. Дети знакомятся с текстом скороговорки, читают её вполголоса, предлагают свои варианты  значения слова «король», читают вслух скороговорку с разной интонацией. Личностные УУД:- создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД;Регулятивные УУД:-контроль и оценка своей деятельности;Познавательные УУД: -отвечать на вопросы учителяКоммуникативные УУД:- участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;- оформлять свои мысли в устной речи;- читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.
3. Актуализация знаний
– Постарайтесь узнать, из каких сказок отрывки и о ком в них идёт речь. (Слайды 2 – 5).«Он не красив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше». (Гадкий утёнок, «Гадкий утёнок»)  «У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он слеп». (Крот, «Дюймовочка»)  «Он восседал в своём золочёном кресле, читал – читал и поминутно кивал головой – ему очень приятно было читать похвалы своей столице, дворцу и саду». (Китайский император, «Соловей»)  «Лучше всех был молодой принц с большими чёрными глазами. Ему, наверное, было не больше 16 лет; в тот день праздновалось его рождение, оттого на корабле и шло такое веселье». (Принц, «Русалочка»)- Что общего у всех этих сказок? Гадкий утёнок, «Гадкий утёнок»Крот, «Дюймовочка»Китайский император, «Соловей»Принц, «Русалочка»Один автор – Ганс Христиан Андерсен Личностные УУД:- нравственно – эстетическая ориентацияРегулятивные УУД:- соотносить выполненное задание с предложенным учителем образцомПознавательные УУД: – отвечать на вопросы учителя;- сравнивать объекты и находить общее;- наблюдать и делать самостоятельные выводы;- выделять существенное.Коммуникативные УУД:- участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;- оформлять свои мысли в устной речи;- читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.
4.Постановка учебной задачи
– Определите тему нашего урока и задачи на сегодняшний урок.- Сегодня мы познакомимся с биографией Г.Х. Андерсена и прочитаем сказку «Принцесса на горошине» (Слайд 6) Сказки Андерсена. Прочитаем новые сказки, узнаем о писателе. Личностные УУД: – самоопределение к деятельностиРегулятивные УУД: – определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельноПознавательные УУД:- самостоятельное выделение и формулирование учебной целиКоммуникативные УУД:- планирование учебного сотрудничества
5. Работа по теме урока
5.1. Знакомство с биографией Андерсена- Обратите внимание на выставку книг Г.Х. Андерсена. Он написал более 170 сказок.- Рассказ учителя  биографии сказочника.В небольшой стране Дании есть маленький остров Фюн, а на нём город Оденсе. В этом городе 2 апреля в 1805году родился Ганс Христиан Андерсен. Он был единственным сыном сапожника и прачки. Отец читал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь», водил сына в театр. В 14 лет мечтавший стать актёром Андерсен отправилсяв Копенгаген. Работал танцором, певцом, ведь он обладал замечательным голосом. Тогда же появились его первые произведения. Его сочинения долго никому не нравились. Только в 1835 году Андерсен, уже тридцатилетний, ещё бедный и безвестный, написал сказку «Огниво». Это было начало новой жизни.  Оказалось, что сказки не надо сочинять. Их надо только разбудить. «У меня масса материала, – писал Андерсен, иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни!» И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них».  Сборники сказок Андерсена мгновенно стали известны, их перевели на разные языки. Андерсен стал всемирнознаменит.- В какой стране родился Андерсен?5.2. Словарная работа. (Работа со словарём).- В тексте нам встретятся новые слова. Значение некоторых слов мы узнаем из словаря в учебнике, но некоторых слов в этом словаре нет. Что же делать?-Три пары учеников ищут в толковых словарях значения слов: «принцесса», «гагачий», «почивать». Класс в это время ищет слова в словаре учебника: «тюфяк», «перина», «Кунсткамера». В Дании в городе Оденсе.Мы можем найти их в «Толковом словаре».Сначала обсуждают значение слов из словаря учебника, а потом представитель каждой пары рассказывает о значении слова, которое нашли. Личностные УУД:- нравственно – эстетическая ориентация;- уважение к своему народу, к другим народам;- оценка жизненных ситуаций и поступков героев сказки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и эстетических ценностей;Регулятивные УУД:- определять план выполнения заданийПознавательные УУД:- смысловое чтение, осознанные устные высказывания;- формулирование проблем; их решение;- ориентироваться в учебнике;- отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;- определят, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;- находить необходимую информацию в учебнике и в словарях;- наблюдать и делать самостоятельные выводы.Коммуникативные УУД:- участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;- оформлять свои мысли в устной речи;- читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное;- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Физминутка
Все, наверное, устали?Ну, тогда все дружно встали,Ножками потопали,Ручками похлопали,Покружились, повертелисьИ за парты все уселись.Глазки крепко закрываем,Дружно до пяти считаем.Открываем, поморгаемИ работать продолжаем.
5.3. Знакомство со сказкой5.3.1. Чтение сказки хорошо читающими учениками.- Как вы представили себе принцессу?- Чем принцесса отличается от простой девушки?5.3.2.Повторное чтение сказки по цепочке.- Сказку нужно читать выразительно, тогда её будет интересно слушать. При чтении обратите внимание, будет ли меняться интонация во время чтения.5.3.4. Вопросы по содержанию, выборочное чтение.- Почему принц никак не мог жениться?- Какой должна быть принцесса?-Какая была погода в тот вечер?- Как выглядела принцесса? Дополни описание автора.- По её виду можно ли было догадаться, что это настоящая принцесса?- Кто решил проверить принцессу?- Как она это сделала?- Что было с принцессой после этой ночи?-Куда попала горошина?- В какой момент все поняли, что принцесса настоящая?5.4. Анализ сказкиНа доске: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». (Слайд 8)- Как вы понимаете пословицу?- Как вы думаете, что в этой сказке вымысел?- В начале урока мы познакомились с двумя значениями слова «принцесса»: 1. Титул; 2.(иронич.) о чересчурпривередливом и чувствительном к неудобствам. Как вы думаете, в каком значении употребляет Андерсен слово «принцесса»? Обсудите с товарищем.  Объясните свой ответ.- В каким ситуациях можно употребить выражение «принцесса на горошине»? Приведи примеры. Принцесса – очень нежное создание, её все опекают, оберегают, она очень чувствительна.Интонация меняется при описании непогоды, при описании принцессы…Он искал  принцессу, но так и не нашёл.Настоящей.«Гремел гром, сверкала молния, дождь лил как из ведра».Старая королева.«На голые доски положила горошину, потом прикрыла эту горошину 12 тюфяками и 12 перинками».Когда принцесса рассказала о том, что проснулась вся в синяках.В сказке описываются вымышленные события. Сказка учит не открыто, а только намекая. Человек должен подумать, о чём хотел сказать автор.Невозможно почувствовать горошину под таким количеством тюфяков и перин, это сказочный способ определения настоящей принцессы.Дети обсуждают парами, делятся друг с другом мнением, а потом обмениваются мнениями с соседней парой и объясняют свой ответ (один представитель от четвёрки).Дети высказывают своё мнение.
6. Творческая работа
– Чтобы сделать диафильм, какие слайды нужно сделать?Чтение сказки с карандашом, разделяя на  части.(1.Принц ищет принцессу. 2. Вернулся домой ни с чем. 3.Непогода. 4.Принцесса в воротах. 5. Королева готовит кровать. 6. Принцесса спит.7. Утро. Принцесса рассказывает, как спала. 8. Все поняли, что принцесса настоящая. 9.Свадьба.- На планшетах каждая группа рисует 1 слайд. 1.Принц ищет принцессу. 2. Вернулся домой ни с чем. 3.Непогода. 4.Принцесса в воротах. 5. Королева готовит кровать. 6. Принцесса спит.7. Утро. Принцесса рассказывает, как спала. 8. Все поняли, что принцесса настоящая. 9.Свадьба. Личностные УУД: – планировать деятельностьРегулятивные УУД: – определять план выполнения заданийПознавательные УУД: – составлять простой планКоммуникативные УУД:- участвовать  в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;- оформлять свои мысли в устной речи;- читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное;- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
7. Рефлексия
– Какую сказку читали на уроке?- Кто автор этой сказки?- В какой стране родился Андерсен?- Как вы думаете, хорошо ли быть принцессой? Объясните, почему. Регулятивные УУД: – оценивать свою работуПознавательные УУД:- наблюдать и делать самостоятельные выводыКоммуникативные УУД:- участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;
8. Домашнее задание
Приготовиться выразительно читать сказку, чтобы озвучить слайды получившегося диафильма.
Читайте также:  Игры на развитие воображения и речи у дошкольников 4-6 лет

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/06/15/urok-chteniya-andersen-g-h-printsessa-na-goroshine-2

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: “Г.Х. Андерсен “Принцесса на горошине”

Урок литературного чтения Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».

Класс:2

Предмет: литературное чтение.

Тема: Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Дидактическая цель урока:

Образовательная цель: создать условия для формирования специальных читательских умений: помочь учащимся открыть такие средства создания художественного образа, как поступки и речь героя; способствовать умения видеть данные средства и понимать их роль в выражении идеи произведения.

Развивающая цель: способствовать развитию техники чтения, риторической культуры, интеллектуальных способностей учащихся, самостоятельности в читательской деятельности.

Воспитательная цель: воспитывать культуру общения.

Практические задачи урока:

Образовательные:

Находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию.

Дополнять информацию об авторе.

Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема, герои).

Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.

Пересказывать текст на основе опорных слов.

Развивающие:

Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.

Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Совершенствовать культуру речи учащихся.

Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;

Формировать интерес к изучению литературного чтения.

Педагогические технологии: Урок составлен по технологии формирования правильного типа читательской деятельности с использованием элементов технологии развития критического мышления ( ромашка Блума, кластер, ЗХУ)

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: ученик получит возможность познакомиться с Г .Х.Андерсеном и сказкой «Принцесса на горошине».

Метапредметные:

  • познавательные: ученик получит возможность учиться воспринимать на слух произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; осознанно читать сказку с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;
  • коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; вступать в диалог; формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении,
  • регулятивные: ученик получит возможность ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
  • личностные: ученик получит возможность формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности : проблемно-поисковые.

По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
Орг. момент Здравствуйте, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поздоровайтесь.- Урок литературного чтения.- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?- Что ждём от урока?- Какими будете вы на уроке?- Что ждёте от меня? Проверка готовности.Настрой на урок. Настрой на урок Самооценка готовности к уроку.Учебно- познавательный интерес к данному уроку
Вызов(актуализация, целеполагание, мотивация) 1. Проверка домашнего задания.- Какую тему изучаем?-С какими произведениями познакомились?- Какое домашнее задание вы выполнили?(зание по выбору: синквейн или письмо Красной Шапочке).2. Самоопределение к деятельности.-Все ли сказки почитаны? Тема не заканчивается, а что дальше- вы узнаете сами.Обратите внимание на группы слов.- Предположите, какое задание для вас готово?(На доске слова:Зачин, присказка, песня.Б. Гримм, Ш.Перро, А. Барто.Красная Шапочка, Серый Волк, Колобок).- Что объединяет выделенные вами слова?(СКАЗКА)- Что такое сказка?- Предположите, какова тема урока, если вспомнить тему раздела и слово – помощник?( скорее всего сказка зарубежная, может быть авторская, или народная, с героями, с каким-то уроком)- О том, кто написал сказку, прочитаем и узнаем новое. ( текст «Великий сказочник»)- Как зовут великого сказочника?- Что запомнили из текста?- Вывод, автор сказки Г.Х.Андерсен.(слайд)- А название сказки узнаем из ребуса.3. Целеполагание.- Сформулируем цели урока:1. Познакомиться со сказкой.2. Закрепить знания о сказках.3. Читать выразительно. Проверяет готовность домашнего задания.Подведение к актуализации знаний по теме «Сказки»Прогнозирование темы урока.Помощь в формулировании целей урока и мотива.СКАЗКАЗАРУБЕЖНАЯ СКАЗКАГ. Х. Андерсен.«Принцесса на горошине». Выступают по выбранному домашнему заданию.Вспоминают изученное.Работают с презентацией и текстом.Прогнозируют тему.Формулируют цели.Обосновывают мотивы. Личностные: самоопределение;Регулятивные: целеполагание;Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Познавательные УУД: умение структурировать знания.
Осмысление (усвоение знаний, осознание и осмысление) 4.Работа с произведением.Работаем по кластеру «Сказка».

  1. Знакомство с текстом.
  2. Словарная работа.
  3. Сюжет.
  4. Герои.
  5. Идея, урок сказки.

5. Первичное восприятие сказки.Предварительное чтение сложных слов. (слайд)6. Работа с текстом.Какие слова были не понятны? (слайд)Тюфяк, перина, гагачий пух, кунсткамера.- Какие образные выражения?- Как их понять?7. Работа с сюжетом сказки.- с чего началась сказка?- Что произошло дальше?- Чем закончилась?- А все ли запомнили сказку, предлагаю проверить своего соседа, расставьте цифры на карточке в соответствии с сюжетом сказки(работа в парах).8. Герои.Сюжет сказки интересен. А как вам герои?-Кто главный герой?- Почему ей трудно было поверить?- Как стало понятно, что это настоящая принцесса?Можно ли назвать всех героев положительными?- За кого вы переживали?- О ком в жизни можно сказать «принцесса на горошине»?9. Основная мысль.5.Идея, урок сказки.– Чему учит сказка?- Что хотел автор вам сказать этой сказкой?( Нельзя по внешнему виду судить о человек. Учат: уважать другого, доброте, сочувствию, всем, кому плохо, кто попал в беду).6. Ромашка Блума.- Задайте вопросы по содержанию, по героям, по уроку сказки, используя Ромашку Блума. Можно задавать толстые и тонкие вопросы.

Кластер «Сказка». Организация работы по этапам:

  • знакомство со сказкой,
  • словарная работа,
  • сюжет,
  • герои,
  • идея.

Организация работы по тексту.

Обобщают изученные понятия по сказкам.Читают текст осмысленно.Работают с учителем по основным разделам.Работают по карточкам.Работают в паре.Используя шаблон – подсказку Ромашки Блума формулируют вопросы . Регулятивные:- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;Познавательные:- уметь находить ответы на вопросы в тексте;- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;- уметь определять главную мысль текста;- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.Коммуникативные:- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Рефлексия . Домашнее задание 10. Итог урока.- Мы познакомились ещё с одной сказкой.- Сформулируйте вывод по уроку, опираясь на карточки.(работа в паре).- Оцените себя, используя Знал/узнал/хочу узнать.- Захотелось прочитать другие сказки?Познакомьтесь с некоторыми сказками. (слайд)- Где их можно найти?11. Рефлексия.Продолжите…Было интересно…Я выполнял задания внимательно…Меня удивило…- Удалось ли достичь поставленных целей на уроке?12. Информация о домашнем задании.( 2 варианта на выбор: пересказ с продолжением, пересказ от лица Принцессы).13. Спасибо за урок, сегодня вы были Мыслители. Подводит итоги.Приём ЗУХ(Знал/узнал/Хочу узнать).Выясняет удачи и затруднения.Предлагает ДЗ.Благодарит за урок. Анализируют результаты урока, своей работы.Оценивают результаты достижений на уроке.Выбирают домашнее задание.Выбирают ДЗ, фиксируют в дневнике. Коммуникативные: умение выражать свои мыслиЛичностные: выражать положительное отношение к познаниюРегулятивные: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений.Познавательные:уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте

Приложение.

1.Ребус.

  1. Текст «Великий сказочник».

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в далёкой красивой стране Дании в городе Оденсе. Отец его был башмачник, а мама – прачка. Семья жила очень бедно.

В детстве он очень любил мечтать, придумывал необыкновенные истории и рассказывал их своему коту Карлу. Когда Ганс подрос, то он решил стать знаменитым артистом, но стал великим сказочником.

Андерсен написал 156 сказок. Герои его сказок – это обычные предметы, которые нас окружают.

Эти сказки до сих пор любят читать взрослые и дети.

Расставь цифры в соответствии с содержанием сказки:

Нежданная гостья.

Поиски настоящей принцессы.

Задумка старой королевы.

Счастливый принц.

Настоящая принцесса.

Ответьте на вопросы:

1. Мы разбирали на уроке сказку___________________________ .

2. Автор сказки ________________________________________.

3. Сказка учит:

А) уважать другого человека.

Б) доброте и сочувствию всем, кому плохо.

В) нельзя по внешнему виду судить о человеке.

4. Мне на уроке было:

А) интересно, потому что я много узнал нового.

Б) скучно, потому что мне было неинтересно.

5. После урока мне захотелось _________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/urok-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-po-tiemie-g-kh-andiersien-printsiessa-na-ghoroshinie

Урок литературного чтения по теме Уроки сказки Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине» 2-й класс

27.04.2017

  • Данилкина Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов

Цели:

  1. Ознакомить учащихся со сказкой “Принцесса на горошине”.

  2. Развивать навык выразительного, беглого чтения.

  3. Развивать самостоятельность на уроке.

Оборудование:

  1. Портрет Г. X. Андерсена.

  2. Иллюстрации к сказке “Кот в сапогах”.

  3. Иллюстрации к сказке “Принцесса на горошине”.

  4. Мультимедийный проектор (для показа презентации).

  5. Экран.

  6. Компьютер.

Ход урока

Проверка домашнего задания (по сказке Шарля Перро “Кот
в сапогах”).

На зрительных метках находятся слова, прочитайте их.

– Составьте из данных слов пословицу.

(Учащиеся снимают карточки со зрительных меток и выставляют их на доску, получается пословица: Сказка ложь, да в ней намек,

добрым молодцам урок.

)

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

– Почему сказка – это ложь?

(Потому, что в сказках очень много волшебства, того чего в
реальной жизни существовать не может.
)

– Дома вы читали сказку “Красная шапочка”. Скажите, а в
сказке “Красная Шапочка” имеются элементы волшебства?

(Да, имеются.)

– Какие, назовите их.

(Волк разговаривает, он съел бабушку, внучку, волк хитрый,
злой.
)

Сказка ложь, да в ней намек … Как вы понимаете слово НАМЕК?

(Ответы детей).

Для того, чтобы мы точно знали значение слова НАМЕК,
обратимся к словарю Ожегова Сергея Ивановича.

НАМЕК – слова или поступок, которые могут быть поняты только
по догадке.

УРОК – нечто поучительное, то, из •о можно сделать вывод для
будущего.

НАМЕК – слово или выражение, в котором не полностью
высказанная мысль может быть понята только по догадке.

Т. е. для того, чтобы понять, что хотел сказать автор, нужно
поразмыслить.

– Обратимся ко второй части пословицы. … Добрым молодцам
урок.

– Какое значение имеет слова УРОК в данном выражении?

УРОК – то, что должны вынести для себя читатели.

(Т. е. это то, что должны вынести для себя читатели. Нечто
поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.
)

– Какой урок мы должны вынести, прочитав сказку “Красная
Шапочка”?

(Не быть такой доверчивой, не доверять злым, разбираться в
людях, видеть, кто перед тобой стоит.
)

– Значит сказки это не просто увлекательное чтение, а чтение,
наполненное скрытым содержанием.

– Давайте вспомним, какие сказки мы знаем. В этом нам поможет
небольшое увлекательное задание.

– Найдите на картинке животных.

– У вас на столах лежат карточки, которую вы видите сейчас на
экране. Найдите на картинке животных.

– Итак, кого вы нашли на картинке?

(Волка, медведя, птицу, козленка, лису – учащиеся выходят
к экрану и показывают указкой
).

– Вспомните, в каких сказках мы встречаемся с этими героями?

Волка – “Волк и семеро козлят”, “Красная шапочка” Шарль Перро, “Три поросенка”, “Айболит” К. И. Чуковский, Козленка – “Волк и семеро козлят”, Лиса – “Лиса со скалочкой”, “Приключение Буратино” А. Толстой, Птица – “Снежная королева”, “Курочка ряба”, “Конек-Горбунок” Ершов, Медведь – “Теремок”,

“Машенька и медведи”, “Колобок”, “Три медведя”.

– Какой урок можно вынести из сказки “Волк и семеро козлят”?
(Дети должны слушаться свою маму.)

– Какой урок мы можем вынести из сказки “Снежная королева”?

(Очень легко потерять близких людей, если сердце наполнить
холодом.
)

– Сегодня мы познакомимся с еще одной замечательной сказкой,
автором которой является Ганс Христиан Андерсен.

(Выставка книг).

– Думаю, что вы знакомы с такими его произведениями как:
……

– Чтобы немного вспомнить знакомые вам сказки Андерсена
предлагаю вам встретиться с некоторыми из его героев.

Ученица:

– Глаза мои сверкают, как звезды, но в них нет ни теплоты, ни кротости. Я прекрасна и одежда моя соткана из миллионов снежных звездочек. Я

ослепительна, красива и окружает меня белый прозрачный лед. Кто я?

(Снежная королева).

(Открывается картинка или обложка книги “Снежная королева”).

Г. X. Андерсен “Снежная королева»

Ученица:

– Я появилась из маленького ячменного зернышка, который вырос в большой чудесный цветок. Я всего с дюйм ростом. У меня нежный и красивый

голосок, которого еще никто никогда не слыхивал. Кто я?

(Дюймовочка.)

(Открывается картинка или обложка книги “Дюймовочка”.)

Г. X. Андерсен “Дюймовочка”

Ученица:

– Я попала в дом принца во время развиравшейся непогоды, но отдохнуть в этом доме мне так и не удалось, потому что постель была очень

неудобной. Кто я?

(Принцесса на горошине)

(Открывается после того, как учащиеся отгадали героиню.)

Г. X. Андерсен “Принцесса на горошине”

(Открывается тема урока.)

(1805–1875)

  • Прочитать сказку.
  • Определить какие уроки она несет в себе.
  • На основе этой сказки составить свою.

– Сегодня мы обратимся к сказке Ганса Христиана Андерсена
“Принцесса на горошине”.

Мы должны:

  • прочитать сказку;
  • определить какие уроки она несет в себе;
  • и на основе этой сказки попытаться составить свою.

Выразительное чтение сказки (учителем).

– Вы уже знаете, что сказка читается определенным образом.
Что мы должны учесть, читая сказку?

(Существовали так называемые сказители, которые
рассказывали сказки и для этого использовали определенную интонацию, сказовую.
)

– А теперь вы внимательно послушаете сказку, и затем мы
попробуем прочитать ее, соблюдая интонацию.

– Прочитайте сказку, соблюдая сказовую интонацию. (Чтение
по частям – 3 чел.
)

– Давайте посмотрим, сумел ли … передать сказовую
интонацию?

(Ответы учащихся.)

Самостоятельная работа:

– В сказке нам встретились слова, которые требуют объяснения.
(Работа по карточкам).

– На ваших столах имеются карточки, прочитайте задание и
самостоятельно впишите необходимые слова, используя материал сказки.

Вставь пропущенные слова.

Перевел сказку с _______________

языка на русский язык А. ________

__________ _______ мешок набитый

сеном и служащий матрасом.

_________________ мешок, набитый

пухом или перьями.

____________________ музей, собрание

редкостей, диковинных предметов.

Гагачий пух _____ пух птицы _______ .

Проверка.

– Проверяем. Итак, какие слова вы вписали?

Перевел сказку с языка
на русский язык А. Ганзен.

– мешок набитый сеном и
служащий матрасом.

– мешок, набитый пухом
или перьями.

Кунсткамера музей, собрание редкостей,
диковинных предметов.(Это первый музей в России, основанный Петром 1,
куда собирались редкие предметы.
)

пух
птицы гаги.

– Какой урок мы должны вынести из этой сказки?

– Пока трудно ответить на этот вопрос, еще не разобрались,
будем двигаться по порядку.

– Какой перед нами предстала принцесса? Зачитайте отрывок,
описывающий ее.

(… За воротами стояла принцесса. Но, боже, в каком она была виде! Потоки дождевой воды стекали по ее волосам и платью на носки туфель и

вытекали из–под каблуков.)

– Автор дает нам только несколько предложений. Давайте
дорисуем этот образ принцессы. (Она была совершенно одна, она была в простом
платье, вся мокрая вода вытекали из-под каблуков.
)

– Была ли она похожа на принцессу?

(Картинка принцессы у ворот: мокрая).

(Нет, не была).

– Что помогло определить, что принцесса настоящая?

(Горошина).

– Почему же ей так плохо спалось? (Она чувствовала эту
горошину
).

В чем заключается вымысел данной сказки?

(Мы понимаем, что невозможно почувствовать горошину под таким количеством тюфяков и перин, т. е. это сказочный способ определения

настоящей принцессы

).

– Так чем принцесса отличается от простой девушки?

(Принцесса очень нежное создание, ее все опекают, оберегают и поэтому она чувствительна, даже к тому, что находится под 12

тюфяками и 12 перинами.

)

– Теперь вернемся к нашему вопросу, какой же урок мы должны
вынести из этой сказки?

(1. Нельзя по внешнему виду определить сущность человека, стоя за воротами вся промокшая она мало походила на принцессу, но почувствовав

горошину, доказала, что настоящая принцесса.

2. Нужно иметь верный способ узнать человека лучше. В сказке
таким средством была горошина.)

Самостоятельная творческая работа:

– Придумайте еще несколько способов определить, настоящая ли перед вами принцесса или настоящий перед вами принц. Составьте свою современную

сказку.

(1 вариант, например:

2 вариант, например:

Чтение самостоятельно придуманных сказок и оценивание их
учащимися (4 сказки прочитать).

– Поднимите квадрат зеленого цвета, если вы оцениваете данную сказку, как удачную; поднимите квадрат синего цвета, если вы оцениваете данную сказку как интересную; и квадрат красного цвета, если эта сказка требует

доработки.

Рефлексия:

– А теперь оцените свою работу. Поднимите соответствующий
квадрат.

– Я вижу, что у вас получилось.

Домашнее задание:

  1. Составьте книжку – малютку со сказкой о настоящем
    принце, какой он должен быть.

  2. Подготовьте выразительное чтение своей сказки.

Самооценка:

– Используя шкалу, оцените свою деятельность на уроке.

– …(имя) как ты оцениваешь свою деятельность на сегодняшнем
уроке?

– Вы согласны?

(Спросить 5 чел.)

Урок литературного чтения по теме Уроки сказки Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине» 2-й класс Ссылка на основную публикацию

Источник: http://8.orange3.ru/1230/

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему: Г.Х.Андерсен “Принцесса на горошине”

Категория:

Автор презентации: Пивкина Юлия Владимировна

Педагогические цели

ознакомить детей со сказкой «Принцесса на горо­шине»; развивать навыки выразительного, беглого чтения.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты

(предметные)

учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить сходство и различие; придумывать окончание сказки.

Личностные
результаты

Имеют установки на безопасный, здоровый образ жизни; мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск информации в тексте; логические – владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию.

Коммуникативные: в коммуникации умеют строить понятные для партнеров высказывания

Обязательно поделитесь с друзьями: Скачать Размер презентации: 49.00 Kb
— Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме «П.Дудочкин. Почему хорошо на свете?»
— Урок математики во 2 классе по теме «Сложение и вычитание числа 2. Составление и разучивание таблиц»
— Урок окружающего мира во 2 классе на тему «Ориентирование.Стороны горизонта»
— Урок экологии для 2 класса «Кладовая леса» (игра «Звёздный час»)
— Урок математики для 2 класса по теме «Прямая. Луч. Отрезок. Устные приемы вычислений в пределах сотни»
— Сквозной сюжетный урок (русский язык, математика, познание мира, изобразительное искусство), 2 класс
— Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Правописание жи-ши»
— Урок окружающего мира для 2 класса по теме «Поздняя осень. Охрана и укрепление здоровья осенью»
— Урок окружающего мира (2 класс) «Материки и океаны»
— Интегрированный урок математики с элементами экологии во 2 классе по теме «Числа от 21 до 100»
НаверхБесплатные презентации по различным предметам, 2016—2018 Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Источник: https://EduDocs.info/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-vo-2-klasse-na-temu-ghandersen-princessa-na-goroshine.html

Ссылка на основную публикацию