Тихон львов «сосна»

Строки, добытые в боях


Соавторы: Булат Окуджава,Сергей Наровчатов,Юрий Левитанский,Николай Майоров,Давид Самойлов,Семен Гудзенко,Александр Межиров,Василий Субботин,Константин Ваншенкин,Михаил Дудин

сообщить о нарушении

Текущая страница: 9 (всего у книги 14 страниц)

Марк Давыдович Максимов родился в г. Сновске (ныне г. Щорск) в 1918 году в семье служащего. Юность его прошла в Киеве. Там в школьные годы он начал писать стихи. Первые его стихи были опубликованы в 1939 году, когда он был студентом факультета языка и литературы Киевского педагогического института имени Горького.

Этот институт он закончил в 1940 году и через несколько месяцев был призван на службу в армию. Почти всю войну Максимов провел в партизанском крае, в Белоруссии. Был политруком кавалерийской разведки, редактором партизанской многотиражки «Смерть врагам», политруком при смоленском штабе партизанского движения. Награжден медалью «Партизану Отечественной войны».

В первой книге стихов Максимова «Наследство», вышедшей в 1946 году, есть посвящение: «Всем друзьям из Особого соединения „Тринадцати“, которые делились со мной сухарем и цигаркой или просто любили между двумя пулеметными очередями послушать эти стихи».

Письмо ровеснику

Апрель, 1941

Поезд

1943

Немецкий тыл

Из донесения имперского управления путей сообщения

Минск, 16. IX. 1943 года.

СЕКРЕТНО

Имперское управление путей сообщения. Минск.

В главное управление путей сообщения Востока в Варшаве.

Донесение о состоянии движения поездов на 16. IX. 1943 года

Положение везде очень напряженное. Действия партизан, неустанно усиливаясь, достигли ко времени, указанному в этом донесении, довольно опасных размеров. Как днем, так и ночью количество нападений чрезвычайно велико. Наличного парка вспомогательных поездов уже недостаточно.

Как днем, так и ночью оборона от партизан и охрана перегонов не достигает своей цели и не дает надлежащих результатов. Об этом говорят факты: нападения повторяются ежедневно и на тех же перегонах.

В случае если не будут приняты всесторонние мероприятия, в достаточной степени эффективные, то потерпит крушение весь ход дела на перегонах Минск – Жлобин – Гомель; Брест – Лунинец – Гомель; Жлобин – Могилев и Орша – Кричев – Унеча.

Совокупность 65 партизанских нападений (по 32 в день) с 63 случаями прекращения движения (из них 38 нападений на поезда), 171 случаем преграждения путей, 24 случаями минирования, одной повторной атакой, одним прямым попаданием мины на переводной стрелочный механизм вызвала полное прекращение движения на довольно продолжительное время почти на всех перегонах…

«…Советские военнопленные, несмотря на трудности…» (П. Калинин)

…Советские военнопленные, несмотря на трудности и большой риск, совершали массовые побеги буквально из всех фашистских лагерей и, вступая в ряды партизан, продолжали борьбу с гитлеровцами…

Это были закаленные волевые люди, прошедшие через ад фашистских застенков. Краткая история некоторых из них может служить иллюстрацией к сказанному.

Политрук Виктор Новоженнок мужественно сражался на фронте. Вражеский плен не сломил волю молодого коммуниста. Он стал активным участником восстания советских военнопленных в концлагере Бяла-Подляске.

Рискуя жизнью, Новоженнок бежал из плена и геройски воевал в рядах народных мстителей.

Политрук Сергей Николаевич Полышенок, вырвавшись из фашистского лагеря, находившегося под Берлином, добрался до партизан, чтобы с оружием в руках драться с ненавистным врагом…

11 июля 1942 года из фашистского лагеря военнопленных, который располагался около станции Крупки, Минской области, бежало 110 советских солдат и офицеров. Перебив и разоружив охрану, они захватили с собой шесть пулеметов, один миномет, четыре автомата, несколько пистолетов, много винтовок, боеприпасов и влились в ряды партизан…

(Из воспоминаний П. Калинина, начальника Белорусского штаба партизанского движения)

На дороге

1942

Немецкий тыл

Лето

1942

Немецкий тыл

Мать

1942

Немецкий тыл

Второе письмо ровеснику

Май, 1945

Михаил Львов

Михаил Давыдович Львов родился в 1917 году в селе Наисбаш, в Башкирии, в семье сельского учителя. Писать стихи начал во время учебы в Миасском педагогическом техникуме. После окончания техникума работал в школе, многотиражке, радиокомитете.

Начал заочно учиться в Литературном институте имени Горького, в 1939 году перешел на очное отделение. В начале войны Львов работает на военных стройках Урала. В 1944–1945 годах – солдат Уральского добровольческого танкового корпуса. Награжден орденом Отечественной войны II степени.

В автобиографии поэт пишет: «Угроза войны была ясна всем, кто… читал газеты или просто дышал воздухом эпохи. Этому было посвящено все, и многое этим было объяснено – для себя и для всех, многие наши трудности. Нас тогда жизнь не могла баловать. Не имела возможности, не имела права.

Мы были дисциплинированны – внутренне и внешне – всем ходом строгой эпохи, нас вырастившей… Отечественная война… Ни одного дрогнувшего голоса… Поэзия стояла на страже великих ценностей, как часовой несменяемый, и всё – и в жизни, и в стихах поколения – было освещено высоким пламенем времени трагического и героического. Это время определило и жизнь, и путь в жизни и в поэзии моих друзей – поэтов. И мой путь».

«Опять отъезд на фронт, и снова…»

1944

Степь

1941

Волга

1941

У входа в Скалат

1944

Звездочету

1945

«Чтоб стать мужчиной – мало им родиться…»

1941–1943

Высота

1944

«…Фотокорреспондент Толя Григорьев…» (Б. Галанов)

…Фотокорреспондент Толя Григорьев снимает пулеметный расчет, в упор скосивший целую роту автоматчиков. Он суетится, неутомимо щелкает затвором – забегает то сбоку, то сзади, то вдруг бросится на землю и нацелится спереди, в упор. Но съемки, по-видимому, не задаются. Все выглядит как-то буднично, негероично.

– Переживайте… – молит Толя пулеметчиков. – Изображайте, волнуйтесь. Немцы от вас в пятидесяти метрах… В пятнадцати… Представляете, в пятнадцати… Измените свой вид.

– А у нас вид не менялся, – флегматично цедит сквозь зубы сержант-украинец. – И когда немец был еще в четырехстах метрах, и когда на пятнадцать подошел. В нашем деле волноваться не приходится. У нас главное, чтобы спокойствие…

(Из фронтовых записей Б. Галанова)

«..Как завороженный стоял я перед домом…» (Д. Драгунский)

…Как завороженный стоял я перед домом, только что очищенным от гитлеровцев. Взгляд прилип к надписи. Я тогда не знал, что в Берлине насчитывается десяток улиц, носящих имя Вильгельма Первого и Второго, и мне казалось, что это именно та самая улица…

Когда я учился в Военной академии имени Фрунзе, немецкий язык в нашей группе преподавала Майя Михайловна Забелина… Как-то на одном из очередных занятий Майя Михайловна неожиданно вручила каждому из нас зачетную работу… На листе бумаги аккуратно были написаны десять вопросов на русском языке. На них надлежало ответить по-немецки… Через несколько дней состоялся разбор, и мне досталось больше всех.

– Какой позор! В одном слове «Вильгельмштрассе» – три ошибки!..

В таком духе она отчитывала меня несколько минут. Потом, немного сбавив «разносный» тон, она перешла на более спокойное поучение:

– А если вдруг вспыхнет война с Германией, как же вы будете воевать? Как будете допрашивать военнопленных? Нет, только представьте себе – три ошибки в слове «Вильгельмштрассе»!

Жирная «двойка» стояла на моей контрольной работе.

Вот почему, оказавшись на улице Вильгельмштрассе, я не мог удержаться от смеха…

И не думал я, не гадал в тот апрельский день, что предстоит мне еще раз встретиться с моей учительницей Забелиной… Она была довольна встречей. Особенно ее тронул мой рассказ о Берлине, о случае на Вильгельмштрассе у дома № 76. Выслушав его, она «учительским» тоном произнесла:

– Ну что ж, слушатель Драгунский, оценку за контрольную работу я готова исправить. Отныне считайте, что у вас «пятерка». Три балла прибавляю сразу за успешное практическое применение языка. Но скажите все-таки по буквам, как пишется слово «Вильгельмштрассе»…

(Из воспоминаний дважды Героя Советского Союза Д. Драгунского)

Первый день

1945

Письмо

Апрель, 1945

«Мы в землю стольких положили…»

1956

Николай Фомичев

Николай Петрович Фомичев родился в 1917 году в селе Калитинка, Рязанской области. В 1933 году переехал в Москву, здесь окончил школу, поступил в институт. В 1939 году был призван в армию. С первых дней войны на фронте. Летом 1942 года тяжелоконтуженый попал в немецкий плен. В плену, в тюрьмах и лагерях, начал писать.

Его стихи и песни нелегально распространялись среди советских людей, томящихся в фашистской неволе. В 1945 году был освобожден из плена и вернулся на Родину. Первая книга «Забыть нельзя» вышла в 1960 году. В предисловии к ней С. С. Смирнов писал: «Николай Фомичев – человек уже зрелый и много испытавший.

Он один из тех, кто в первые годы войны, сражаясь на фронте с оружием в руках, волею судеб оказался в страшном фашистском плену – среди „мрака и тумана“ фашистских лагерей. Все прошел пленный № 4466, бывший студент, а потом солдат Николай Фомичев: голод и унижения, побои и вечное ожидание смерти, невыносимый труд и бесчеловечные пытки.

И только сила духа советского человека, неугасимая вера в свой народ и армию, вера в дело коммунизма помогли ему, как и многим его товарищам по несчастью, с незапятнанным достоинством и честью пройти через все эти испытания».

«Сегодня враг…»

1942

Укрепрайон

Из показаний бывшего коменданта концлагеря Саксенхаузен

Прокурор. Какие виды уничтожения применялись в вашем лагере?

Кайндл. Вплоть до осени 1943 года уничтожение заключенных в Саксенхаузене производилось путем расстрелов или повешения.

Для проведения массовых расстрелов русских военнопленных использовалось особое помещение, замаскированное под кабинет врача, в котором были установлены приспособления для измерения роста, таблицы для проверки зрения, и, кроме того, там находились эсэсовцы, переодетые в белые халаты врачей.

Во время мнимого измерения роста заключенного убивали выстрелом в затылок через отверстие в измерительной планке.

В соседнем помещении, откуда стреляли, проигрывали пластинки, чтобы музыкой заглушить выстрелы… Кроме кабинета врача, было еще одно место для расстрелов, передвижная виселица, позволявшая одновременно казнить трех-четырех заключенных… В середине мая 1943 года я ввел газовые камеры в качестве средства массового уничтожения… Так как наличных сооружений не хватало для уничтожения в предусмотренных размерах, я провел совещание, в котором принял участие и главный врач Баумкёттер, который сказал мне, что в результате отравления людей синильной кислотой в особых камерах наступает моментальная смерть. Тогда я решил, что сооружение газовых камер для массового уничтожения будет целесообразнее и даже гуманнее…

(Из показаний бывшего коменданта концлагеря Саксенхаузен штандартенфюрера СС Антона Кайндла на процессе по делу о злодеяниях в концлагере Саксенхаузен. Берлин, 1947)

В лазарете

1942–1943

Очевидец

Рурский поселок Гербеде

«Коверкая русские слова…» (А. Пахомов)

….Коверкая русские слова, тонким голосом переводчик закричал:

– Ахтунг! Сэшас по приковору германского командования повешут драй русские криггенфангене!.. Они признались, что коммунисты и комсомольцы. Эти слодеи, убив часового, хотели бежать. Но их поймайли. Они будут повешены, как слотей немецко народа…

Наступила гнетущая тишина.

Под одну петлю палач пододвинул скамейку. Ткнул под бок приговоренного. Несчастный с завязанными руками с трудом забрался на скамью. Как рыба на суше, глотая воздух, он поднял голову.

Пленный, мой сверстник, прощально взглянул на нас.

– Товарищи! – глухо выкрикнул он, но его услышали все. Голос прозвучал слабо, бессильно. – Советских людей покорить не удастся. Боритесь с фашистской мразью. Запоминайте морды палачей!..

(Из воспоминаний А. Пахомова о концлагере 304-Н Цейтхайн)

Александр Межиров

Александр Петрович Межиров родился в 1923 году в Москве в семье юриста. В автобиографии он пишет: «…Судьба людей моего возраста связана с Великой Отечественной войной. В сорок первом году, через несколько недель после выпускного вечера, я ушел на фронт.

Воевал солдатом и заместителем командира стрелковой роты на Западном и Ленинградском фронтах, в Синявинских болотах». В боях под Ленинградом А. Межиров был ранен и контужен. «Война потрясла меня до глубины души, – вспоминает он те годы. – Вмерзший в лед блокированный Ленинград.

Окопы на Пулковских высотах. Рубежи под Синявином, в болотах, где нельзя рыть землянки, потому что под снегом незамерзающая вода. Костры и шалаши. Засыпая у костров, мы во сне инстинктивно ползли к огню, чтобы согреться, и вскакивали, когда загорались шинели.

Было тяжело, но ощущение духовного подъема всего народа придавало силы, чтобы жить и бороться».

Первая книга «Дорога далека» вышла в 1947 году.

Назад к карточке книги “Строки, добытые в боях”

Источник: http://itexts.net/avtor-yuliya-vladimirovna-drunina/244601-stroki-dobytye-v-boyah-yuliya-drunina/read/page-9.html

SMS РАССЫЛКА С ПОУЧЕНИЯМИ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

Вы не бежали своего креста,

Ведь нет спасенья в этом мире тесном,

И умирали с именем Христа,

Чтоб быть с ним вместе в Царствии Небесном.

Вы будто звёзды яркие в ночи

Горели среди суеты и тлена.

Одни тела убили палачи,

Но души ваши вырвались из плена,

Взлетели над распятою страной,

Что Русью называется Святою.

Вы не желали участи иной

И жили лишь о вечности мечтою.

Но верим: не оставили вы нас,

За благо принимающих пороки,

И молитесь Всевышнему сейчас,

Чтобы продлил Он времена и сроки

               А. Зуев

Святые Новомученики и Исповедники Воронежские, молите Бога о нас!

                                                           Тропарь новомучеников, глас 4-й:

Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми истину соблюдшия. Тех предстательством, долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.

Читайте также:  Сказка «заюшкина избушка»

Кондак новомучеников, глас 3-й:

Днесь новомученицы Российстии в ризах белых предстоят Агнцу Божию и со Ангелы песнь победную воспевают Богу: благословение, и слава, и премудрость, и хвала, и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков. Аминь.

Молитва:

Святии новомученицы и исповедницы Церкве Российския, услышите усердную мольбу нашу! Вемы, яко нецыи от вас, еще отроцы суще, послушающе о древлих страстотерпцех, в сердце своем помыслиша, колико прелюбезно и доброхвально есть таковым подражати, ихже ни муки, ни смерть не разлучиша от любве Божия.

Благо же вам, яко последовали есте вере и терпению тех, о нихже слышасте и ихже возлюбисте. А понеже на всякое время возможно есть найти на ны испытанием нечаянным, испросите от Господа нам мужества дар, иже толико благопотребен есть в житии человечестем.

Вся концы отечества нашего страданьми своими освятивший, яко общий за вся ны молитвенницы, умолите Бога, избавити люди Своя от ига, ужаснейшаго паче всякаго инаго. И да отпустится нам и всему роду нашему грех, на народе российском тяготеющий: убиение царя, помазанника Божия, святителей же и пастырей с паствою, и страдания исповедников, и осквернение святынь наших.

Да упразднятся расколы в Церкве нашей, да будут вей едино и да изведет Господь на жатву делатели Своя, сиесть да не оскудевает Церковь пастырьми добрыми, иже имут просвещати светом истинныя веры столь великое множество людей, вере ненаученных, или от веры отвратившихся.

Недостойни есмы милости Божия, обаче страданий ради ваших Христос Бог наш да ущедрит и помилует всех нас, в помощь вас призывающих. Мы же Ему, Спасителю нашему, со Отцем и со Святым Духом сокрушение о гресех и благодарение за вся всегда да приносим, славяще Его во веки веков. Аминь.

НОВОМУЧЕНИКИ, ИСПОВЕДНИКИ И ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ РОССИЙСКОЙ 

прославленные на Архиерейском Соборе . >>>

2000 г.

СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ. СМОТРЕТЬ >>

Источник: http://novomuchenniki.prihod.ru/svjatye_khrama_i_istorija_prikhoda.

Святая сосна

Впервые о Святой сосне мне довелось услышать лет тридцать тому назад. В разговоре со мной заслуженный охотник Беларуси И. И. Кашицкий отметил, чтобы поохотиться на кабана, вероятно, придется идти аж под Святую сосну.

— Это урочище так называется? — поинтересовался я.
— Вот именно, — подтвердил Иосиф Иванович.
— И что, там действительно была и сейчас есть Святая сосна? — продолжал выспрашивать я.

— Самой сосны уже давно нет, а родничок, что бил из-под нее, есть. И люди берут ту водичку, чтобы избавиться от болезней. А вообще, если тебя интересует это место, надо встретиться с жителем деревни Нивки Станиславом Лисом.

Он многое знает и расскажет про Святую сосну.

Потомственному леснику С. С. Лису было в то время под восемьдесят лет. Станислав Степанович давно уже находился на пенсии, но по-прежнему часто бродил по лесу: то в поисках грибов, то с ружьем за плечами, то у собственной пасеки. От него я и узнал историю, связанную со Святой Сосной.

Святая Сосна

Было это давным-давно, в седом прошлом. На современной Логойщине шумели дремучие леса. Ведились в лесах разнообразные птицы и звери, многих из них сегодня вообще нет. А напоминанием для потомков о старине остались только названия урочищ. Хотя бы та Турья, где когда-то было много туров.

Вблизи нынешней деревни Заозерье возвышался дворец очень богатого магната, который увлекался охотой. Прознал он, что в окрестных лесах появилась необыкновенной красоты птица. Многие местные жители видели её и называли не иначе как жар-птицей.

А вот магнату, сколько ни ходил он с ружьем по лесу, не попадалась эта птица на глаза. Услышала о необыкновенной красоты птице жена магната и говорит:

— Стрелял ты туров, оленей и куниц. Но не это мне нужно. Я хочу, чтобы принес ты с охоты жар-птицу, сделал из нее чучело и поставил в моей комнате.

Почесал затылок магнат, а возражать жене не стал, ибо хорошо знал её капризный нрав. Если уж она захотела — любой ценой своего добьется.

Назавтра утром закинул за плечи ружье и подался в пущу. Долго бродил он по лесу, а жар-птицы увидеть никак не удавалось. Вечером, сильно устав, решил магнат присесть под сосной, чтобы отдохнуть и подкрепиться.

Снял с плеч ружье, поставил у толстенного комля дерева, развязал мешок, чтобы подкрепиться. И вдруг слышит, что на дереве что-то шуршит по ветках. Бросил магнат взор вверх и не поверил собственным глазам: на верхушке сосны, примостившись на толстый сук, сидела жар-птица.

Перья её переливалась всеми цветами радуги, а длинный хвост странным веером свисал вниз.

Дрожащими руками схватил магнат ружье, вскинул к плечу, поймав необычную птицу на мушку, выстрелил. Лесное эхо понеслось далеко-далеко и затерялась где-то в дремучих борах, а жар-птица взмахнула своими большими крыльями и беспомощно упала вниз прямо под ноги магнату.

Не помня себя от радости, охотник схватил такую дорогую добычу, положил её в сумку и поспешил домой. Потемками выбрался из пущи и поспешил к своему дворцу.

От радости, а может и от тьмы магнат сначала и не заметил, что нет ни дворца, ни других его зданий. И только услышав плескание воды, остановился словно вкопанный: там, где ещё утром возвышался дворец, ветер гнал озерные волны…

Долго стоял растерянный охотник на берегу озера, которое неизвестно откуда появилось. Затем решительно подошел к воде и бухнулся в нее. Вместе с ружьем и сумкой, в которой лежала застреленная жар-птица.

Слухи о необычном происшествии разнеслись далеко-далеко за пределы Логойщины. Говорят, что на место, где магнат застрелил жар-птицу, приезжал великий духовный владыка, освятил его.

С тех пор в народе сосну, на которой последний раз сидела необычная птица, и стали называть Святой. А из родничка, что струит из-под земли здесь же, начали брать воду, омывать ей лицо, руки, ноги.

Многие утверждали, что вода эта обладает чудодейственной силой, изгоняет из тела болезнь, возвращает человеку бодрость, энергию, радость.

Не одно столетие прошло с того времени. Но и теперь не зарастает тропинка к месту, где росла Святая сосна. Сейчас на месте сосны стоит деревянный крест с небольшой иконкой.

Рядом — ямка, из которой струит родничок. В последние годы летом из-за жары она пересыхает. А раньше всегда там стояла вода, на дне источника лежали монеты.

В качестве пожертвований люди вешали на ветви деревьев куски сала, колбасы, даже нижнюю одежду.

Это свидетельствует о том, что легенда о Святой сосне берет свое начало из той далекой поры, когда человек обоготворял природу, верил в ее лекарственную силу.

И в наши дни в деревню Нивки нередко приезжают люди и просят, чтобы показали им Святую сосну, которая находится в километрах двух от этой деревни в сосновом лесу.

И. Силявко

Источник: http://museum.logoysk.info/logoysk-district/42-legends/152-pine-st.html

Горная карликовая сосна: 23 сорта, идеальных для сада

Садоводы очень любят этот вид сосны, поэтому часто используют его для садовых композиций. У горной сосны самое большое количество карликовых сортов и форм среди всех хвойных растений сада.

Pinus mugo, то есть горная сосна, знаменита тем, что не поддается горению. Она практически не болеет грибковыми заболеваниями, стойкая к морозам. Крона шаровидная, густая. Таких сортов десятки.

Самые известные и красивые из них: Mops, Gnom, Golden Glow, Mini Mops, Jezek Benjamin.

Самые популярные сорта-малютки

Gnom – надежный, проверенный годами сорт горной карликовой сосны. Это кустарник, растущий медленно, достигающий 2 метра в высоту и ширину. Побегов формируется много. Из каждого прошлогоднего вырастает до 5 новых побегов. Крона становится конической с возрастом, формируется в виде шара.

Mops

Эффектное карликовое растение, высота и ширина одинаковы, достигают 0,8 метра.

Mops Midget

Горная сосна, по размеру меньше сорта Mops, такой же формы. Крона у нее сферическая, карликовая, высота примерно равна ширине, размер 0,4 метра. Побеги образуют густые ветки, они короткие.

Benjamin

Этот сорт знаменит плотной, однородной кроной в виде шара. Для маленького сада прекрасный выбор. Дорастая до 10 лет, эта сосна имеет размеры 0,9 м в ширину и 0,7 м в высоту. Растет небыстро, до 5 см в год.

Побеги расположены прямо, покрыты плотной, короткой, густой хвоей. Она жесткая и блестящая. Почки белого цвета, восковые. Это делает сорт необычным.

Benjamin любит солнечные места, но тень тоже переносит отлично, лучше, чем обычные сорта.

Ей нужны дренированные почвы, разные, от кислых до щелочных. Переносит мороз до минус 40. Засуху тоже нормально переносит, ей нужны минимальные показатели влажности, нетребовательна к почвам.

Этот сорт сложно повредить болезнями. Загрязненный воздух и уплотнение почвы воспринимает хорошо. Снегопады ей не помеха. Benjamin садоводы применяют для создания декоративных низкорослых групп. Формируют защитные посадки на склонах с каменистой почвой – корни ее закрепляют. Красиво смотрится с лиственницами, елями, березами, румелийской сосной.

Hnizdo

Эта горная карликовая сосна, напоминающая пушистый холмик. Крона у нее однородная, плотная, в виде шара. Растет медленно, до 3 см в год. Побегов много, они плотно прилегают друг к другу. На их концах красуются розетки, темно-зеленые, плотные и густые.

Kissen

Очень оригинальный и редкий сорт. Крона сферическая, ее особенно любят ценители оригинальных форм. Ветки напоминают шнурочки, тонкие, многочисленные. Хвоя темно-зеленого цвета, укороченная.

Scherwood Compact

Горная сосна, заслужившая известность в Европе и Америке. Взрослое растение дорастет до 0,45 см в высоту и 0,6 см в ширину. Крона сформирована очень компактно, слегка приплюснута, плотная, в виде сферы. Иголки сочно-зеленого оттенка. Их цвет остается прежним вне зависимости от сезона.

Mini Mops

Очень популярный в Европе сорт. У нее плотная крона, напоминающая подушку, чуть сплюснута. Хвоя темно-зеленого оттенка. Крайне медленный рост: в высоту 2 см и 3 см в ширину.

Grune Kugel

Горная сосна с однородной кроной в виде сферы. В год она вырастает всего на 1,5 см. Побеги прямые, покрыты плотной, густой, короткой хвоей темно-зеленого оттенка. Grune Kugel – великолепный мохнатый шарик.

Jezek

Горная сосна очень красивого карликового сорта. Крона образует маленький шарик с однородной, правильной, довольно плотной кроной. В год деревце вырастает всего до 2,5 см.

Прямостоячие побеги, хвоя скрученная, густая, короткая и плотная. У нее эффектный ярко-зеленый оттенок. К 20 годам сосна вырастает до 40 см в высоту, ширина такая же.

В маленьком саду это деревце смотрится очень оригинально.

Любит солнечные участки, нетребовательна к почвам. Ей нужны дренированные, от щелочных до кислых, почвы. Устойчива к морозам, вредителям, болезням, засухе. Уплотнение почвы переносит отлично, от загрязнения воздуха не страдает. Вынослива в тени гораздо больше, чем обычные сорта сосны. Идеальна для декоративных групповых посадок.

Hnizdo

Это оригинальный сорт сосны в виде пушистого холмика. Крона в виде шара, однородная, плотная. С возрастом становится канонической. Растет медленно, всего до 3 см в год. 10-летняя сосна Hnizdo достигает в высоту лишь 1 метр. У нее плотные побеги, расположенные рядом друг с другом, на концах розетки. Хвоя темно-зеленая, красивая.

Любит солнце. К почве не предъявляет высоких требований, растет на любых почвах, кислых и щелочных. Переносит морозы до 40 градусов, устойчива к засухам. Ее сложно повредить болезнями, насекомыми, грибком, неприхотлива к влаге. Переносит тень лучше, чем обычные сорта сосны. Снегопады ей не страшны.

Великолепно смотрится в низкорослых группах, декоративных посадках в саду, на каменистых склонах для уплотнения. Отлично смотрится с елями, румелийской сосной.

Litomysl

Красивый карликовый сорт, имеет сферическую крону. В год вырастает до 2,5 см. Отличается эффектной хвоей, длинной, темно-зеленого оттенка.

Kostelnihek

Суперкарликовый сорт горной сосны имеет однородную, правильную, сферическую форму. В год сосна вырастает всего на 1,5 см, а через 20 лет достигает 30 см в высоту и такую же ширину.

Minikin

Карликовая сосна с кроной в виде сферы. В год вырастает всего до 2,5 см. В 20-летнем возрасте высота составляет 40 см, ширина такая же. Зеленая, чуть-чуть скрученная крона, плотная, серповидная, длина средняя.

Nerost

Название себя оправдывает – это одна из самых маленьких сосен в мире. Она слегка расплющенной формы, с однородной, почти плоской кроной в виде полушара. В 10 лет рост сосны – всего 10-20 сантиметров, а ширина до полуметра.

Paradekissen

Этот сорт с расплющенной, плотной кроной очень красив. В 10 лет высота сосны достигает от 10 см до полуметра. Сосна прибавляет рост небыстро, до 3 см в год.

San Sebastian 24

Отличный суперкарликовый сорт, получил имя в честь области на севере Чехии с таким же названием. Крона плотная, однородная, в виде полушара. Имеет интересный сизый оттенок. Дерево достигает 25 см в ширину и 15 см в высоту.

Varella

Горный сорт сосны, очень красивый, карликовый, декоративный. Крона в виде шара плотная, компактная, декоративная. Ширина и высота невелика – до 40 см. Хвоя очень длинная, до 12 см, темно-зеленого цвета. Она плотно сидит на побегах, подкрученная. Молодая хвоя намного короче старой, поэтому возникает эффект ореола вокруг кроны.

Jakobsen

Красивая горная сосна уникальной формы, из-за чего ее сразу узнают даже новички. Напоминает бонсаи, причем эта форма естественная, без формирования садовыми ножницами. В высоту деревце достигает 40 см, а в ширину 70 см.

Иглы растут густо, образуя на концах плотные помпоны, гармонирующие с серыми ветвями. Толстые ветви изогнуты в произвольных направлениях, стремятся к горизонтальному направлению. По мере того как сосна растет, ветки оголяются у оснований.

От этого и формируется уникальная форма бонсаи.

К концу зимы у этого сорта образуются белые почки на ветках. Они контрастируют с темным цветом коры. Сосна растет до 4 см в год, этот сорт покорил сердца садоводов. Предпочитает солнечные участки, неприхотлива к почвам. Нужен дренаж, почвы от кислых до щелочных. Эта сосна устойчива к морозам, хорошо растет в городском загазованном климате.

Читайте также:  Праздники осени для детского сада. сценарии

Горные сосны сортов Golden Glow, Goldstar с желтой хвоей

Это шикарные карликовые кустарники, у которых необычная желтая хвоя.

Golden Glow

Крона в виде купола, достигнув 10 лет, эта сосна дорастает всего до 1 метра в ширину и высоту. Кустарник очень яркий, зимой создает необычное настроение, даже несмотря на пасмурную погоду. У нее длинная игольчатая хвоя. Летом цвет ярко-зеленый, а зимой он меняется на ярко-желтый.

Этот процесс завораживает, крона из зеленой становится золотистой. На ветках образуются яйцевидные, коричневато-желтые шишки или равномерного коричневого оттенка. Ветви расположены густо, украшены короткими побегами, которые растут вертикально. Они не ломаются под снежным покровом.

Это светолюбивый сорт, устойчив к зиме, засухе, хорошо переносит тень. Может расти на любой почве, даже если сосну не поливать. Ей не страшны вредители и болезни. Ее высаживают на газоны, альпинарии, в рокарии, садах с камнями. Эта сосна хороша на террасах, в красивых ландшафтных композициях. Сочетание Golden Glow с древесными растениями очень роскошно.

Goldstar

Красивый карликовый сорт, растет очень медленно. Достигает в высоту до полуметра, в ширину до метра. Крона в виде шара украшает это необычное растение. Цвет хвои меняется с зеленого летом на желтую зимой, и это волшебный процесс. Сорт медленно растущий.

Достигает в высоту до полуметра, а в ширину до метра. В год вырастает на 3-4 см. Очень любит свет, но может расти и в полутени. Неприхотлива к почвам, растет на каменистых грунтах, может расти на земле с застоем влаги, кислых почвах. Устойчива к морозам. Хороша в одиночных и групповых посадках на каменистых грунтах.

Winter Gold» карликовая кустарниковая форма, растет медленно. Крона шаровидная, приплюснутая, компактная. Достигнув возраста 10 лет, сосна дорастает до полуметра в высоту и до 1 метра в ширину.

Zundert

Горная карликовая сосна с длинной хвоей меняет цвет с зеленой с желтоватыми кончиками на насыщенный золотистый оттенок зимой. В 10 лет эта сосна достигает 90 см, а в ширину – 1,2 метра. Форма кроны компактна, пирамидальна.

Ophir

Горная сосна этого сорта имеет чудесную сферическую форму, с возрастом она меняется, крона становится плоскокеглевидной. Достигнув 6 лет, деревце достигает 40 см в высоту и 60 см в ширину.

Чудесные сорта карликовых сосен отлично смотрятся в садах и на склонах, в альпинариях. Их можно приобрести в украинских питомниках.

Источник

Источник: https://ogorod.mirtesen.ru/blog/43824153620/prev

СоСна

***sosnaOctober 9th, 16:29

9 октября – Всемирный день почты.

Она была мастером эпистолярного жанра, более того, её первый любовный роман, закончившийся замужеством, начинался именно письмом – юным, прекрасным и нежным.И потом, несколько лет спустя, ещё один роман, и тоже в письмах. Писала она легко, как пела и дышала – письма были её стихией, в них жила её душа.

Прошло тридцать лет. Она сидела перед чистым листом бумаги, а в другом городе ждал письма он – последний её мужчина. Её

последняя любовь.Слова стояли в горле и категорически отказывались ложиться на бумагу.

Она откладывала ручку, шла в кухню, курила, возвращалась, опять смотрела на бумагу – господи, ну почему же так сложно, я ведь его люблю, что же со мной случилось, почему я больше не могу произносить эти простые нежные слова, что с моей душой?Нет, она написала какое-то письмо, хорошее письмо, лёгкое, он ответил, потом ещё раз – и переписка иссякла сама собой.

Возраст, решила она, просто – возраст. У каждого жанра, как и у каждой души, свой возраст.

***sosnaOctober 9th, 13:22БУЛАТ ОКУДЖАВА
Зачем мы перешли на “ты”?
За это нам и перепало –
На грош любви и простоты,
А что-то главное пропало.***sosnaOctober 8th, 13:30День тяжёлый и без того, а тут ещё включила новости по Первому – сюжет о том, как радостно и повсеместно будут теперь запрещать курить на балконах и даже, есть предположение, в собственных квартирах (как в продвинутых цивилизованных странах). Активно идя навстречу пожеланиям добрых соседей.
Единственное из цензурного, что я могу сказать по этому поводу: значит, у спасённых добрых соседей появится шанс умереть совсем не от запаха табака – на этом свете можно умереть от чего угодно, даже от прыщика в носу, был бы человек, за смертью дело не станет. Тоска…126…sosnaOctober 8th, 10:21

Не отстать тебе! Я — острожник,Ты — конвойный. Судьба одна.И одна в пустоте порожней

Подорожная нам дана.

Уж и нрав у меня спокойный!Уж и очи мои ясны!Отпусти-ка меня, конвойный,

Прогуляться до той сосны!

84…sosnaOctober 7th, 10:43***sosnaOctober 6th, 21:51

Покружимся по мокрому асфальтуночного города -прохладны пальцы

моей руки, привыкшей к пустоте.

На раз-два-три сорвутся капли с веток,фонарь себя не утруждает светом,

и вряд ли важно – те мы иль не те.

Причудливо скользя на полу-взлётедуша уже не ощущает плоти,

ещё виток, другой – и воспарит.

Что может быть нежнее, чем поздний танецс тобой, голубоглазый мой скиталец,с улыбкой шепчущий над ухом: раз-два-три.

2001, 2018

Источник: https://sosna.livejournal.com/

Город Корьдно: реальность или ошибка палеографа?

Известный в современном историческом дискурсе город Корьдно  упоминается в «Поучении» Владимира Мономаха в контексте похода на вятичей: «А въ вятичи ходихом по д†зимЂ на Ходоту и на сына его, ко Корьдну ходихъ 1-ю зиму…» [1, 402]

Д.С. Лихачев в комментариях к тексту поясняет: «Город Корьдно упоминается только в «Поучении». Местоположение его неясно» [1, 462]. «Относительно же месторасположения города Корьдно, – пишут Е. Столяров и П.

Ремпель в статье «Голядь, меря и вятичи», подводя некоторые итоги его поиска как географического и археологического объекта, –  нет единого мнения. Известный калужский  краевед В. Кашкаров отождествлял с ним селение Мосальского уезда Корна. Академик Б.А.

Рыбаков  поместил его на берегу реки Зуши, у деревни Карнады (Орловская область), поставив его под знаком вопроса. Т.Н. Никольская, исследовавшая не одно десятилетие бассейн Верхней Оки, заключила в своей книге «Земля вятичей», что раскопки не дали никаких результатов.

Так что этот вопрос остается до сих пор открытым и, может быть, когда-нибудь археологам удастся точно установить место, где раньше располагался этот легендарный город…» [3]

Попытки археологического поиска города «Корьдно» не могли и не могут увенчаться успехом, поскольку своим появлением на свет легендарный в прямом смысле город обязан ошибке интерпретатора текста.

Указанную словоформу следует читать ко корь дну – в верховья Дона. Такое прочтение вполне правомерно с точки зрения палеографии древнерусских памятников письменности. 

Лаврентьевская летопись 1377 г.

Страница с текстом Поучения Владимира Мономаха

Напомним, что древнерусский текст, который мы только что привели, при издании претерпел ряд модификаций, которые сделали его доступным современному читателю.

Так, уставное письмо, господствовавшее в России с XI по XV века, характеризовалось отсутствием пробелов между словами, отсутствием заглавных букв в именах собственных, сокращением слов путем пропуска гласных или даже отдельных слогов. (Сравним запись в Тверской летописи под 1032 годом: «Великий князь Ярославь поча ставити на Рси …» (реке Роси – Т.К.

) [2, 146]) При издании рукописного текста «Поучения» непонятое слово кокорьдну было разделено произвольно и прочитано как ко Корьдну, хотя следовало бы читать как ко корь Дну: корь в древнерусском языке имело значение «основание», «корень»,  дну –  Дону.

Правомерность предложенного нами прочтения древнерусского текста подтверждается и другими факторами. Во-первых, археологи уже много лет назад открыли следы черниговской культуры на Дону, датируемой XI-XII вв.

Лингвисты, в свою очередь,  выделяют целый пласт топонимии в бассейне Верхнего Дона: Лебедянь, Девица, Усмань, Рамонь, Снова, Тихая и Быстрая Сосна, Хворостань, Острогоща и др., также имеющий соответствия среди древнейшей топонимии черниговской земли.

Таким образом, мы имеем все основания говорить о том, что в ходе первого похода на вятичей Владимир Мономах был на берегах Дона.

Так где же тогда находились земли Ходоты и его сына, составлявшие основную цель походов Мономаха? Черниговская топонимия притоков Дона – Быстрой Сосны и Красивой Мечи, городища черниговского типа в бассейнах этих рек четко обрисовывают маршрут похода, основным направлением которого было движение по руслу Быстрой Сосны к Дону.

Река Быстрая Сосна в черте города Ельца

Не следует забывать, что речь идет о восьмидесятых годах XI века, том периоде, когда практически все славянские племена уже были подчинены Киевской Руси, и обширные территории вятичей с каждым годом сжимались, как шагреневая кожа, ибо пограничные зоны все более и более осваивались выходцами из других русских земель. Очевидно, глухие, необжитые земли в бассейне Быстрой Сосны и Красивой Мечи стали последним оплотом племени с названием вятичи, куда и ушли вятичские князья, Ходота и его сын, в надежде спрятать и сохранить свое племя, избежав столкновения с все более и более наступавшими на землю вятичей киевскими князьями. 

Река Красивая Меча

Но Владимир Мономах по границе с Диким Полем зимой с дружиной прошел землю вятичей и вышел на Дон, о чем сегодня нам напоминают многочисленные черниговские топонимы и городища. 

Наше прочтение словоформы «кокорьдну» позволяет ликвидировать некоторые белые пятна истории. До сих пор ученым был известен только один поход Владимира Мономаха на Нижний Дон (район станицы Вешенской) в 1111 году. 

Река Дон у станицы Вешенской.

Памятник героям произведения М. Шолохова «Тихий Дон»

Упоминание об этом походе есть и в «Поучении»: «… и потом пакы на Донъ идохом  с Святополком и с Давыдомъ, и Богъ ны поможе…» [1, 407] Смысл текста вполне понятен за исключением слова «пакы» – еще раз, снова. Оно может означать только то, что Мономах когда-то уже был на Дону! И теперь мы знаем, когда именно, – зимой 1081 года! 

Слияние Дона (слева) и Быстрой Сосны (справа)

В месте впадения Быстрой Сосны в Дон (деревня Мазанки Елецкого района в35 кмот Ельца) Быстрая Сосна шире и мощнее Дона. Тот Дон, который впервые увидел Мономах, когда по Быстрой Сосне вышел на его берега, нельзя даже сравнить с тем мощным и широким Доном в его нижнем течении (через800 км), где Мономах побывал ровно через тридцать лет.

Впадение реки Тихая Сосна в Дон. Завершение участка «Верхний Дон»

Поэтому в «Поучении», которое было написано Мономахом, когда за его плечами было уже два похода на Дон, свой первый поход он назвал очень точно и емко – ко корь Дну, т.е. в верховья Дона. Следует заметить, что и сегодня, согласно современной географической терминологии, земли на Дону, освоенные Мономахом в течение его первого похода, называются Верхним Доном.

Литература

  1. Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII века. – М., 1978
  2. Полное собрание русских летописей. – М., 1965, – Т.XV.
  3. Столяров, Е., Ремпель, П. Голядь, меря и вятичи [Электронный ресурс]/ Е. Столяров, П. Ремпель. – sergievskoe.ru › slaviane.htm.

Краснова Т.В.

Источник: http://elzem.ru/kontekst/gorod-kordno.html

Прогулки со словами «цырк» в цирке*

И учителя, и родители говорят: «Если хочешь грамотно писать, надо больше читать». Почему? Потому что в книгах ошибок не бывает (правда, иногда бывают опечатки, но редко).

Только когда читаешь подряд все правильное, правильное, правильное, то и не представляешь себе, что может быть неправильное. Как это – неправильно? А как сам начнешь писать, так и напишешь вместо ходули «хадули»… Это слово еще легко проверить: ходка, поход.

А если попадется словечко словарное или иностранное, которое не проверишь? Какой-нибудь цирк или аплодисменты, дрессировка или колесо

Как тут не ошибиться?
Для того, чтобы обратить ваше внимание на правописание некоторых трудных слов, для того, чтобы вы не просто пробежали по ним глазами, а поработали с ними, «повертели» их так и сяк, нарочно поошибались, пошутили, посмеялись над неверным написанием и твердо запомнили правильное, я предлагаю вам отправиться вместе со мной на грамматическое представление «“цырк” в цирке». Но сначала давайте «купим» программку и посмотрим, какие номера нас ожидают, то есть написание каких слов нам предстоит отработать или иметь в виду.

А теперь внимание на арену.
Представление начинается.

Парад-алле

Оркестр, марш! Зажглись огни со всех сторон. Оркестр, марш! И цирк кипит, как стадион. Оркестр, марш! Мы начинаем свой парад. Идут участники подряд, и горят

над ними слова: «“ЦЫРК” В ЦИРКЕ. ПАРАД-АЛЛЕ!».

Парад-алле! Канатоходцы впереди. Парад-алле! И дама с птицей на груди. Парад-алле! Велосипед, факир-поэт, акробатической квартет и дуэт

наездниц. Идет блестящий ПАРАД-АЛЛЕ!

Оркестр, марш! Ведет программу нынче Пров. А на ковре? Там Тихон наш – король ковров. Парад-алле! Мы завершаем променад, идут участники подряд, и горят

над ними слова: «ВЕСЕЛЫЙ ПАРАД-АЛЛЕ!».

Ходули

Справа вход, а слева вроде выход, там – ходок-шатун,

на худых ходулях ходит

клоун Тихон-хохотун.

Двух ходулечек владелец – ничегошеньки себе! – клоун Тихон, как младенец,

Читайте также:  Игры на новогоднем празднике для детей в детском саду

обучается ходьбе.

– Пров, ты хочешь походить на «хадулях»?
– Почему же на «хадулях»? Ведь корень-то -ход-.
– Это для тех, кто ходить умеет. А для меня корень «-дули-» и приставка «ха-». Ха-ха-ха-ха!..

Те, кто умеет «ходить», то есть грамотно писать, знают, что в русском языке приставки
«ха-» не бывает. Поэтому правильно будет только ходули – от корня -ход-.

Аплодисменты

– Грамматическое представление «“Цырк” в цирке» начинает группа канатоходцев «Эля Мент и семья Дохотанаки»!

Когда погаснет в зале свет и луч прожектора зажжется, смотрите: друг за другом вслед

идет семья канатоходцев.

Как восклицательные знаки, качаются Дохотанаки. Спиной вперед пройдет и так

«канатоходец» Дохотанак.

За элементом элемент показывает Эля Мент. Момент! И связка элементов

срывает гроздь аплодисментов.

Вот слово важное для нас. Посмотрим на него анфас:

аплодисменты.

Кто пишет так: «опладесмент»,
тот не увидит Элю Мент.

Лишь написавший: «аплоди…»
и дальше на манеж гляди.

Шпагат и стойка на кистях
на верхотуре не пустяк.

А это сальто, господа, и на полу не ерунда.

На чуточку не сделай крен ты…

Опять огни кругом горят, оркестр играет марш-парад, и по канатам цвета беж

семья спустилась на манеж.

В слове аплодисменты первые шесть букв трудные, а вторые – легкие, выпишем для памяти это слово, прислушиваясь к рукоплесканиям зала:

Проволока

– Сейчас я вам покажу высший пилотаж. – Интересно… А как называется твой номер, Тиша?

– Баланс на свободно висящей провал…ке!

– На чем?

– На провал…ке.

– На чем, на чем? – Ну, в общем, на одной железке… – Нет, ты повтори по слогам: на свободно висящей…

– «Про-ваа-ке»!

– Тиша… Ты меня компрометируешь. Надо говорить проволока и никак иначе. Ну, хорошо. Показывай свой номер. – А ты меня объяви. – Почтенная публика!.. – Пров, а ты знаешь, что это очень страшный номер? Половина зрителей закроет глаза и ничего не увидит. – Тогда давай так. Ты работай, а я буду рассказывать, что ты делаешь, тем, кому страшно смотреть. Почтенная публика! Клоун Тихон… – Пров, а зачем тут эти ведра стоят? – Не обращай внимания. – А с чем они? – С лаком. Оркестр, барабанную дробь… Начали!

Тихон пошел по проволоке. Потихонечку, шатко-валко. И вдруг – провал! Проволока закачалась под ним влево, вправо, превратившись в какую-то «провалоку», «провал…ку», «провал…ку»! Но Тихон выправил равновесие, балансируя зонтиком.

Ах, он снова оступился, попав ногой в ведро с лаком!

– Это «провалака» виновата… Нет, это ты, Пров, виноват. Наставил тут ведра с лаком… Это в Прова лаки я провалился с «правалоки»!

– Тихон выволок ногу из лака, проволок ее по воздуху и опять почувствовал под собою твердую проволоку. А сейчас – тс-с! Я попробую разыграть шутку про волка. Подкрадусь к Тихону сзади – вот так – и крикну во все горло: – Во-о-олки!.. «Провол…ка» под Тишей зашаталась… – Где волки?

– Нет волков. Алле-гоп! И наш эквилибрист спрыгнул с проволоки. Кому было страшно, открывайте глаза. Тиша уже на манеже.

Кажется, мы перебрали все неправильности, связанные с написанием слова проволока. Надо помнить, что оно происходит от глагола «волочить» и содержит в себе три буквы о:

Дрессировка

Пров. А теперь я приглашаю на арену Ирину Ресс и ее говорящего попугая Кешу!
Ирина Ресс. Иннокентий, скажи: «Дрессировка». Ну, будь умницей, не упрямься…
Кеша.

Дрессировка! Дрессировка! Дрессировка! Дрессировка!.. – Хватит-хватит, все узнали, какой ты у нас грамотный. А скажи: «Ирина». Ну! «И-ри-на». – Ир-ка! – И кто тебя только воспитывал? – И-рин-ка! – Вот это уже лучше.

А полностью? – Дрес-си-ров-щи-ца И-ри-на Ресс.

– Молодец!

Корректно

– Пров, представь нас публике. – А с кем это ты, Тиша? Как вас объявить?

– На арене клоун Тихон и его говорящий ворон Кинолеша! Кинолентой, скажи: «Карректно».Ну что ты, хуже попугая? Повторяй за мной: «Карректно, карректно…».

– Карр! Карр! Карр! Карр! – Пров, уйми его! Что он раскаркался?

– А что ты «раскарректился»? Слово корректно пишется через о: «корр», а не «карр». Запомни раз и навсегда: корректно.

Жонглер на велосипеде Осип Иц!

Колесо

Если в слове колесо
крутятся две буквы о – лес блестящих тонких спиц, ослепительных, как блиц, то пускай уедет «колес…» на экватор или полюс, в тридевятое село,

лишь бы нам осталось о,

две педали и седло. И тогда быстрее птиц будет мчаться Осип Иц и жонглировать десятком

диетических яиц!

Десять – ровно два пятка. Словно их из кипятка только-только вынул Ося и, ошпарившись, подбросил. Не выдерживают пальцы, потому что жгутся яйца. Их поймают и подкинут, и опять они летают – стынут, стынут, стынут, стынут, как снежки, в руках мелькают. Не позволит им разбиться

мастерство жонглера Ица!

Можно представить себе, что слово колесо – это велосипед с двумя колесиками – буквами о. Последнее о откатилось назад, на нем и мчится Осип Иц.
А в велогонках участвует сразу много колес. Они крутятся друг за другом вот так:

Олеся и Алиса

– Тиша, зачем это ты два колеса катишь?
– Выбираю, к кому ехать. Вот – колесо, а вот – «калисо». – И какой же у тебя выбор?

– Если к Олесе, то на колесе, а если к Алисе, то на «калисе»…

Здесь Тихон каламбурит. Каламбур – это когда одно слово можно разбить на два других или на другое с предлогом. Например: кларнет и Клар нет (помните?), сосна и со сна. – Я со сна (то есть только что проснулся).

– Ты сосна? А где же у тебя шишки?..

К Олесе можно доехать на колесе. Это точный каламбур. А к Алисе на «калисе» не доедешь, потому что нет такого слова – «калисо».

Икра

Пров. Поэт-маг ибн Факир аль Рубаи из Багдада!
Оркестр, прошу заклинательницу-флейту.

Маг. Я – ибн Факир аль Рубаи. Послушайте слова мои.

ИКРА – загадочное слово,

в нем тайна неба и земли.

Так говорю я – ибн Факир!
ИКРА вместила целый мир.
В ней скрыт ИРАК, немой от зноя,
в ней спит полуденный КАИР.

Так мыслю я – Факир ибн аль! А мысль моя острей, чем сталь.

РАК в небесах, в пучине РАКИ

и АРКИ Рима – вот вам даль.

Послушав Рубаи аль ибн, на солнечный взгляните нимб. Он растопил Икару крылья,

и в волны пал ИКАР под ним.

Я, Рубаи аль Факира,
поэт, посланец бога РА, клянусь, заканчивая номер,

что слово слов моих – ИКРА!

Этот номер не на правописание, а на воображение, на умение увидеть в одном слове много других и понимать их значения. Вы знаете, что такое рак в небесах? А Икар ? Кто он?

Компот

– Что это ты, Тихон, тащишь? – Компотницу. – Зачем?

– После каждого «рубая», я буду «рубать» компот столовой ложкой.

– Так ты тоже пишешь арабские стихи? – Еще какие! – Очень интересно. Мы все внимательно слушаем. – А где заклинательница-флейта? – Оркестр, пожалуйста, флейту. – Сейчас, я только настроюсь… Пров, у тебя есть один старый рубль? – Возьми. Но для чего он тебе?

– Я по нему на ритм настраиваюсь.

Адзын рубель, бир манат, бир сум, бир сом, бир манат. Адзын рубель, карбованец,

бир сум, як сум, бир манат.

Я, ибн Тихон аль Тихан, умудренный жизнью хан,

говорю: «кампот», ребята,

самый главный богдыхан.

В нем и топка, и «маток», в нем и Томка, и шматок,

мопс зловредный и «патомок» –

все поставим на «паток!..

– Стоп-стоп-стоп! Ты, Тихон, подожди из компотницы-то отхлебывать. – А что такое?

– А то, что ты неправильно пишешь слово компот. Надо писать ко:

компот, компот, компот, компот,
а не «ка». Отсюда ошибки в словах, которые ты вытаскиваешь из своего «кампота». Нет слова «паток», а есть поток. – Ха! А если поток сладкий? Если течет патока?..

– Тогда это будет поток патоки.

Акробатический квартет «Воздушные пути»! Каскады на подкидных досках.

Акробаты

Нам в цирке дорог риск. Где точность, там успех. Один стремится вниз,

другой взмывает вверх.

Воздушные пути отважные торят. Как ласточка, лети, лети

под купол, акробат!

«Солдатиком» нырнет на край доски один, а двух других взовьет

спружинивший трамплин.

Воздушные пути отважные торят. Над публикой лети, лети

под купол, акробат!

Мы мчимся вниз и вверх, упруги и остры. Во тьме мы – фейерверк,

рубашки – как костры.

Воздушные пути отважные торят. Свободнее лети, лети

под купол, акробат!

Акробат, акробат, акробат, акробат…

Подкидная доска

– Тихон, ты, я смотрю, обулся по-спортивному – в кеды. – Какой номер, такая и обувка.

– Неужели ты хочешь показать нам что-то на подкидной доске?

– Нет, Пров. На подкидной ты будешь показывать, а я буду – на подкедной. У доски два конца: который подкидывает, тот подкидной, а на который сверху прыгают, тот подкедный.
– Я вижу, ты у нас крупный грамотей. Скажи, пожалуйста, а как пишется слово цирк? Через ы или через и?
– Для тебя через и, а для меня через ы. – Почему так?

– Потому что ты представляешь цирк, а я – «цырк» в цирке. Кстати, Пров, а умеешь ли ты играть в «подкидного дурака»?

– Умею. А что?

– Перебросимся? Вот доска. Вставай на подкидной конец, а я с подкедного ходить буду.

– Тихон! Если не хочешь попасть под копыта, немедленно освободи манеж.

Наездницы-амазонки на чудо-конях!
После тяжких трудов отдохнем от грамматики и просто полюбуемся на амазонок и скакунов.

Кони

Идут по арене высокие кони, фырчат и прядут от волненья ушами. Наездницы, как амазонки на троне, сидят и булаными правят конями. Пусть каждый проявит сноровку и норов.

Конь ров перепрыгнет, он вору не дастся, его ни стрела не догонит, ни ворон, напрасно арканом вдогонку кидаться.

Вначале покажется, будто с ленцою трусит он по кругу прохладной хлынцою, то боком, то гопом. Не скачка, а ропот.

А где его нарысь? А где его топот?

Но гикнет жокей, и порвется кривая, и кони помчатся, опилки взрывая, как будто по краю прибоя, и пену, играя, бросают они на арену. Колышутся гривы, трепещут попонки, мелькают копыта, ничуть не звеня, и пляшут наездницы – две амазонки – и перелетают с коня на коня! И плещется море у самого корда. Что может быть пенистым волнам родней, чем шей разворот, чем воздетые гордо

горячие храпы бегущих коней?!

Большой манеж

Оркестр, марш! Пошла размашистая рысь. Оркестр, марш! Поберегись, с дороги брысь. Оркестр, марш! Ах, кони бешеные, тпру-у!.. Зажглись, как будто на юру, на ветру

над нами слова: «“ЦЫРК” В ЦИРКЕ.

БОЛЬШОЙ МАНЕЖ». Большой манеж! Дуэт наездниц впереди. Большой манеж! А вслед – «Воздушные пути». Большой манеж! Факир ибн аль и Осип Иц, мадам – учительница птиц. Сколько лиц!

Семья, Эля Мент… Все-все на БОЛЬШОЙ МАНЕЖ!

Оркестр, марш! Везде успел проворный Пров. А Тихон наш? Он пошутить всегда готов. Большой манеж! Вот и кончается игра. Нас ждут другие номера. Нам пора.

Прощайте, друзья! До встречи, БОЛЬШОЙ МАНЕЖ!

“ЦЫРК” В ЦИРКЕ»

(Проверочный диктант)

Все началось с парада-алле.
Потом клоун Тихон забрался на ходули. Он был плохой ходок, и ходули у него то и дело подворачивались. Зато канатоходцы срывали за аплодисментами аплодисменты. Тихон решил, что ходить по канату легче, чем на ходулях, но труднее, чем по проволоке.

Поэтому он взял проволоку и чего только на ней не вытворял! Она все стерпела.
Потом была дрессировка. Ирина Ресс дрессировала попугая, а Тихон – говорящего ворона. Он учил его произносить слово корректно.
А жонглер на велосипеде Осип Иц? Он оседлал колесо и мчался на нем по арене, жонглируя.

Клоун не удержался и покатил два колеса: одно к Олесе, другое к Алисе.
А вы помните, как поэт-маг под звуки флейты заклинал слово ИКРА, вызывая из него слова: ИРАК, КАИР, РАКИ, АРКИ, ИКАР ?..
А как Тихон возился со словом компот?..

В конце выступали акробаты на подкидных досках, а две амазонки, переливаясь алмазными блестками, гарцевали на чудо-конях!
Прощайте, друзья! До встречи, Большой манеж!

_____________________________

* Глава из кн.: Смирнов А.Е. Прогулки со словами / Уч. пособие по русскому языку. М.: “Центр гуманитарного образования”, 1996

Источник: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200104808

Ссылка на основную публикацию