Масленица

Что такое Масленица, когда и как праздновать

Масленица

Масленица — славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии.

Другие названия праздника — Маслена, Масленая, Масленая неделя, Всемирный праздник, Блинница, Блинщина, Блинная неделя, Блиноедка, Прожорная неделя, Объедуха, Широкая масленица, честная, весёлая, Целовальница, Кривошейка, Кривая неделя (смол.), Боярыня Масленица, Молочная неделя, устьцилем. Молочница, полес. Масленка, Маслоед, Мáсны тыждэнь, белор. Коляда масленая, Каровiна i конскае свята, укр. Колодій, христ. Сырная неделя.

В народном календаре восточных славян праздник является границей зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста.

Масленица (масленичная неделя) — христианский постный праздник подготовки к Великому посту, в который после воскресенья «мясного заговенья» запрещается есть мясо, но еще разрешаются рыба, молочные продукты и сливочное масло.

Отсюда и появилось ее народное название — Масленица.

Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи.

Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело зимы Марены, забавы, катание на санях, гулянья.

Древние языческие съедобные символы солнца — блины и ватрушки, а также круглые баранки.

Как на масленой неделе Из трубы блины летели! С пылу, с жару, из печи, Все румяны, горячи! Масленица, угощай! Всем блиночков подавай. С пылу, с жару — разбирайте!

Похвалить не забывайте.

Масленичная неделя

Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица.

Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье.

В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица.

В народе каждый день Масленицы имел свое название.

Понедельник — встреча

Начало Узкой Масленицы.

Утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости.

Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей.

К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы.

Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших.

В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.

Вторник — заигрыши

В этот день происходили смотрины невест.

Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.

С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых.

Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».

Среда — лакомка

Другое название: полес. Скоромная середа.

В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила.

В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери.

Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг — разгул

Другие названия: рус. Разгуляй , Широкий разгул, Перелом, Широкий четверг, Разгульный четверток; белор. Крывый четверг; полес. Влас, Власы, Власье, Волосий, Колодка, Коляда масленая, Колядуха масленая, Кривый четверг, Масленый четверг, Тлустый четверг.

С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь.

Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками.

Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка.

Масленичные гулянья повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь.

Отличительной чертой гуляний были масленичные песни.

«На Масленую огонь палят. Палят костры, и тут, и там. Бабы в широких юбках перепрыгивают через костры, и мужики прыгають. Мы вот вали (валежник) насобираем и поём:

Яко середу на масленую, на жидовские заговенья Воробейко яичко украл, на высокую полечку поклал. А слепые-то подглядывали, а глухие то подслухивали, А безногие побегли догонять, а безрукие побегли отбирать. Маслена, маслена белая нога, а хто не оженится, чирия губа.

Маслена, маслена белый сыр, а кто не оженится — сукин сын».

Пятница — тёщины вечёрки

В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю.

Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами.

Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.

Суббота — золовкины посиделки

Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа.

Если золовка не была замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню.

Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Церковь в субботу совершает празднование Собора всех преподобных отцов.

Воскресенье — проводы

Также называется: Целовальник, Прощёный день, Заговенье, Прощёное воскресенье; Сыропустие, полес. Весна, Заговины масленые, Заговины постовые, Запуски великопостные, Запусты масленые, Масница, Пущенье постовое, Чирка, Чорна недиля (полтав.).

Кульминация всей масленичной недели.

В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста.

Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды.

Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться с своими родственниками.

В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли.

В конце праздника торжественно сжигали соломенное чучело надоевшей Зимы (Марены), а не Масленицы, как многие ошибочно полагают, полученный пепел рассыпали по полям для будущего урожая.

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан).

Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы.

На следующей неделе иногда проводились «тужилки по Масленице».

В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы (зимы-Мораны), так и в его символических похоронах.

Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний.

Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей).

В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки).

В Поволжье, в частности в Татарстане, также существует традиция бросания в костёр специальных масленичных кукол, с которыми уходили все невзгоды.

Источник: http://chudodej.ru/chto-takoe-maslenica-kogda-i-kak-prazdnovat.html

Традиции Масленицы: праздник по дням недели

Масленица — один из самых популярных праздников в России, Украине и Белоруссии. Помимо религиозного подтекста торжества, масленичная неделя имеет еще и уникальный колорит, традиции, которые создавались веками. Как же празднуется масленица по дням недели, и как следует готовиться к каждому этапу торжества? Сейчас узнаете!

День первый — встреча (понедельник)

Как называются дни масленицы, немногие знают, особенно среди молодого поколения. Однако в данном случае важны не названия масленичных дней, а традиции, присущие именно этому отрезку времени. Итак, что же по традиции должно происходить в первый день празднования?

  • Традиционно по понедельникам начинают печь блины, причем первый из них отдается неимущим и беднякам.
  • Люди активно ходят в гости, особенно почетно посетить в этот день сватов.
  • В понедельник начиналось изготовление чучела масленицы.
  • Также в этот день начинались традиционные зимние гулянья с катанием с горок и изготовлением снежных крепостей.

Традиционно первый день считался подготовительным и самым скромным в плане народных гуляний. В этот период свекор со свекровью посылали невестку к сватам, а вскоре и сами отправлялись навстречу с родственниками.

  • Праздничный стол в первый масленичный день обычно включал блины, разнообразные пироги и оладьи, блюда из рыбы. Хозяйки в первый масленичный день только начинали организовывать торжества, и поэтому столы редко ломились от яств. Гулянья обычно заканчивались уже к вечеру.
  • Дети в первый день торжеств дети могли ходить по домам, выпрашивая старую одежду. Насобирав кучу разного тряпья, они взбирались на гору и поджигали его, организовывая маленький костер под названием «масленка». Подобная забава была настолько популярной, что костры разводились зачастую неподалеку от каждого поселка, что придавало празднику особый антураж.
  • Также в этот день начинались и уличные гулянья, которые заключались в бесконечных зимних забавах. Изготовленное чучело масленицы насаживали на кол и начинали возить в санях по всему городу.

День второй — заигрыши (вторник)

В этот день шумных гуляний практически не происходило. Все празднование сводилось к сватовству невест. Потенциальные женихи зазывались в дом для проведения торжественного ужина с блинами и лепешками. Считалось, что именно в масленичную неделю заключались самые крепкие союзы.

Стараясь устроить самые пышные смотрины для невест, родители мечтали организовать свадьбу сразу после Пасхи, на Красную горку, поскольку союз, заключенный в этот период, считался крайне крепким и счастливым.

Молодежь во второй день масленичной недели продолжала веселиться, катаясь с горок и изготавливая снежные крепости. Старшее поколение занималось исключительно готовкой и прочими хозяйственными делами.

День третий — лакомка (среда)

В современном мире многие традиции масленичной недели уже забыты, но обряд ходить по средам к теще на блины все еще популярен. Сама хозяйка дома старалась выставить на стол все самое вкусное и лучшее, чтобы показать расположение к зятю.

Помимо зятя в дом приглашались его друзья и многочисленные родственники, и зачастую празднование третьего дня плавно перетекало в новые торжества.

Интересно и то, что именно на третий день торжеств хозяйка дома старалась выставить на стол максимальное разнообразие блинов, демонстрируя собственные кулинарные способности. Так, например, на столе появлялись пшеничные, овсяные, гречневые и многие другие варианты блинчиков.

Гречневые блиныПшеничные блиныОвсяные блины

Чем богаче в третий день был стол, тем выше был рейтинг хозяйки дома.

День четвертый — разгул (четверг)

В четверг неделя масленицы переживала свой перелом, и именно в этот день начинались самые глобальные и пышные празднества. Для этого этапа торжества характерны следующие особенности:

  • на центральной площади города проводились масштабные гулянья с песнями и танцами;
  • еще одна неотъемлемая черта четвертого дня — взятие штурмом снежного городка;в этот день повсюду разводились специальные ритуальные костры, через которые люди прыгали, символически очищая свою душу;
  • люди продолжали ходить в гости к друзьям и родственникам, и стол становился еще более богатым, а угощения — более разнообразными.

Четвертый день Масленицы на Руси был настолько масштабным в плане празднования, что зачастую в этот период отменялись все работы, а люди гуляли с утра и до самой ночи.

Важнейшими считались мероприятия по разведению костров разного размера. Прыгая через них, человек мог очистить свою душу от грехов. На деле же, ритуал превращался в очень веселую, порой даже опасную игру.

Через костер прыгала не только молодежь, но и все желающие.

В некоторых губерниях обряды заметно трансформировались. Так, например, в некоторых селах Старого Оскола молодые люди устраивали традиционные проказы.

Они запирали все двери в доме, заваливали снегом окна, забирались на крышу и переодевались там в смешную одежду. Такая забава была распространена и в других городах страны.

Также традиционно именно с четверга повсюду начинали петь колядки, специальные песни с религиозным подтекстом.

Также вцерквях проходили традиционные службы, посвященные празднику и предстоящему великому посту. Однако службы по четвергам не пользовались большой популярностью, поскольку в данный период было принято веселиться и посещать разнообразные застолья.

Разумеется, в этот день продолжали печь блины, но в гости приглашали уже не только родственников, но и всех знакомых и даже простых прохожих. Поскольку все готовились к великому посту, считалось хорошим тоном есть от пуза, попутно угощая всех, кто попадется под руку.

Именно в этот день на центральных площадях устраивались самые масштабные гулянья, которые затихали только к понедельнику.

День пятый — тещины вечерки (пятница)

После того как тещины блины были съедены, на пятницу назначался ответный визит. Теща отправлялась в гости к своему зятю и к собственной дочери, где устраивались основные торжества. Какие же традиции существуют для этого дня?

  1. Блины должна печь жена хозяина дома, попутно организовывая шикарный стол для гостей.
  2. На торжество в дом зятя приглашалась не только теща, но и вся ее родня.
  3. Считалось, что чем шикарнее и пышнее стол организует мужчина, тем больше он уважает мать своей жены.
  4. В этот день не принято было сидеть дома, и поэтому все отправлялись к друзьям и родственникам (отсюда и второе название пятничного торжества — гостевое).
  5. В этот день люди продолжали веселиться на центральных площадях, но гулянья были уже не такими масштабными. Обычно старшее поколение ходило по гостям, проводило время с родственниками, а на центральных площадях развлекалась только молодежь. Также существовала традиция, согласно которой семейные люди должны были проводить этот день с самым близкими родственниками.
Читайте также:  Занятие «путешествие по городу» в старшей группе

Праздничный стол традиционно собирала жена хозяина дома.

День шестой — золовкины посиделки (суббота)

Этот день считался одним из самых скромных за всю масленичную неделю. На время масштабные гулянья затихали, а люди старались проводить время либо дома, либо в гостях.

Традиционно в этот день молодая невестка приглашала в дом мужа своих золовок. Если сами золовки были еще не замужем, то им в подмогу приглашались незамужние подружки хозяйки дома. Если же золовки были замужние, то и все остальные гостьи должны были быть семейными. Девушки редко устраивали масштабные застолья, и для них праздник был лишь поводом посплетничать и посудачить обо всех знакомых.

Уже в этот день в некоторых семьях начинали сжигать чучело масленицы, прощаясь с праздником и готовясь к великому посту. Также именно в субботу в храмах начинались службы, посвященные почитанию памяти предков и подготовке к Великому посту. Считалось, что в субботу следует посетить церковь для очищения души и подготовки к главному религиозному празднику — Пасхе.

Многие девушки в этот день традиционно проводили гадания на суженых или пытались заглянуть в свою судьбу. Мужчины в этот день также могли собраться в узком кругу и устроить застолье, но все же масштабное празднование шестого дня считалось неправильным.

День седьмой — проводы (воскресенье)

Одни из самых масштабных гуляний происходили именно в последний день масленичной недели. С самого утра люди начинали отмечать окончание Масленицы и приход весны. Какие же традиции были характерны для этого праздничного дня?

  1. Люди снаряжали повозки с лошадьми и массовой процессией следовали за масленичным чучелом, которое везли на главную площадь.
  2. Именно в этот день проходило сжигания чучела Масленицы и захоронение ее праха.
  3. Также в воскресенье было принято просить у всех окружающих прощения (отсюда и второе название торжества — «прощеное воскресенье»).
  4. После обеда в церквях организовывалась праздничная служба, знаменующая начало Великого поста.
  5. Вся оставшаяся после торжества еда либо сжигалась вместе с чучелом, либо выбрасывалась.

На самом деле, праздник в воскресенье хоть и был очень масштабным, но продолжался недолго. Он начинался с раннего утра, когда люди массовой процессией двигались к центральной площади для сжигания чучела масленицы. Эти чучела сжигались повсюду, даже во дворах собственных домов или рядом с дорогой.

В костер бросали остатки еды, а также небольшие изображения масленицы, сделанные из соломы. 

  • После того, как чучело полностью прогорало, людям необходимо было закопать оставшийся пепел. Захоронив пепел, жители города прощались со всем злым, что происходило с ними в этот год, и молились за будущий урожай.
  • После обеда праздничные гулянья сворачивались, а люди начинали готовиться к церковной службе, которая проводилась в любом, даже самом маленьком поселке. Собственно, начало подобной службы знаменовало окончание масленичной недели и приход великого поста.
  • Существовали и прочие традиции, связанные с последним днем торжества, например, люди массово просили друг у друга прощения. Считалось, что в этот день любой грех может быть прощен, если произнести вслух слова раскаяния. Именно поэтому люди повсюду произносили извинения, и греховным считалось их не принять. В седьмой день масленичной недели все обязаны были прощать друг друга, не тая обиды даже на злейших врагов.

Сейчас название каждого дня масленичной недели известно лишь самым ярым поклонникам данного праздника. Более того, сейчас празднование каждого дня ограничивается лишь приготовлением и поглощением блинов, а некоторые традиции и вовсе канули в лету. Шумные гулянья организовываются в современной России только в последний день — с традиционным, ритуальным сжиганием чучела.

Празднование Масленицы в городском парке — видео

В царские и советские времена масленицу неоднократно пытались отменить, считая, что некоторые атрибуты торжества напрямую отсылают нас к языческим традициям. Однако сейчас масленичная неделя считается символом будущего Великого поста и Пасхи. Без этого прекрасного праздника, традиции которого копились веками, невозможно представить себе русскую культуру.

Видео по теме:

(4 votes, average: 4,25

Источник: http://kapushka.ru/maslenitsa-po-dnyam-nedeli.html

Праздник русская Масленица в России: история, народные традиции и обряды. Как называется каждый день недели узкой и широкой Масленицы?

Warning: mb_ereg(): empty pattern in /var/www/heaclub/web/heaclub.ru/public_html/img/adverts.php on line 179

Откуда пошла Масленица, с чем связана традиция печь блины и наряжать чучело? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

Праздник русская Масленица в России: история, народные традиции

Празднование Масленицы на Руси началось очень давно. Она осталась еще со времен язычества. Давайте углубимся в историю, чтобы понять, откуда берет корни этот шумный и яркий праздник.

Когда-то давным-давно Масленицу называли Комоедицей. По преданию, комами называли медведей. А медведи в свою очередь считались прародителями всех людей и хранителями леса.

Масленицу праздновали с особым размахом

Существовала традиция на Комоедицу печь блины в память о предках, давно ушедших из жизни. Это был своеобразный обряд поминания, а сжигание соломенной фигуры приравнивалось к похоронам.

И по сей день люди чтят традиции предков

Мало кто знает, откуда пошло на самом деле выражение «Первый блин — комам». Означает оно на самом деле вовсе не то, что первый блин всегда выглядит как ком, а то, что отдавали первый блин комам — медведям. Эта поговорка дошла до нас из далеких веков, когда люди относились к природе как к живому существу, верили в духов и поклонялись ветру, воде, солнцу.

Современный вариант произношения «Первый блин комом» тоже можно считать правильным, он адаптирован для наших реалий и несет свой смысл.

Медведь, он же ком, хозяин и хранитель леса и людей

Много столетий назад праздник Масленица приобрел иной смысл и стал отождествляться с приходом весны и проводами зимы. Масленицу встречают с радостью, песнями, плясками и гуляниями. Не обходится она без традиционного масленичного угощения — блинов!

Кстати, с блинами тоже связана очень интересная история. Оказывается, блины пекут не просто так. Весна ассоциировалась у людей с солнцем и теплом. А блин по форме очень похож на солнце — круглый, золотой, горячий. Поэтому выпекание блинов — это своеобразная дань солнцу и весне, чтобы урожай был хорошим.

Стол на Масленицу всегда богатый!

Как называется каждый день недели узкой и широкой Масленицы?

Масленица длилась неделю и у каждого дня этой недели было свое название и особенности проведения.

Так, понедельник, вторник и среду называли узкой Масленицей, а четверг, пятницу, субботу и воскресенье — Широкой.

Понедельник, первый день Узкой Масленицы, носил название «встреча». В этот день люди наряжали большое чучело, возили его на санях по деревням, показывая, что весна пришла. Заждавшиеся тепла люди начинали готовить блины, делать начинки к ним, обговаривать, какие конкурсы они будут устраивать и когда будут собираться с родней.

Вторник, второй день Узкой Масленицы, носил название «заигрыш». Такое название связано с тем, что именно в этот день люди начинали развлекаться: ходили друг к другу в гости и на ярмарку, а невестам устраивали смотрины.

Готовить блины начинали только понедельник

Среда, третий день Узкой Масленицы, носил название «лакомка». В этот день все с самого раннего утра были заняты приготовлением блинов. Традиция требовала, чтобы столы буквально ломились от обилия угощений. Бедный, плохо накрытый стол считался дурным тоном. В этот же день люди заканчивали все свои дела, чтобы в завтрашнего дня начать веселиться.

Четверг, первый день Широкой Масленицы,. носил название «разгуляй». В этот день люди не занимались ничем, кроме веселья, визитов в гости и поедания блинов. Особо популярными в этот день были кулачные бои и катание с горок на санях.

Блинами угощали всех желающих

Пятница, второй день Широкой Масленицы, носил название «тещины вечера». В этот день веселье уже шло полным ходом, а вечером теща приходила к молодым, чтобы отведать приготовленные для нее заранее блинчики.

Суббота, третий день Широкой Масленицы, носил название «золовкины посиделки». А в этот день невестки готовили горы угощений для сестер мужа. Плохо приготовленный ужин считался знаком неуважения к семье супруга.

Родственников встречали блинами, сбитнем и пивом

Воскресенье, четвертый день Широкой Масленицы, носил название «Прощеное воскресенье». День, когда люди шли в церковь и просили друг у друга прощения за все ссоры и обиды.

А перед этим гуляния заканчивались сжиганием соломенного чучела, хороводами, песнями и плясками.

После посещения церкви люди часто захаживали на кладбище, чтобы помянуть родных и попросить у них мысленно прощения.

Еще одно название Прощеного воскресенья — целовальник

На этой ноте и заканчивалась Масленица. После нее начинался Великий Пост, который считается самым ответственным в Православии.

Обряд сжигания чучела на Масленицу из соломы

В старину Масленица не могла состояться без сжигания чучела. Чучело готовили заранее, еще в первый день Узкой Масленицы, то есть в понедельник Сырной седмицы.

По одной из версий, чучело являлось образом зимы, которую сжигали, чтобы дать дорогу молодой весне.

Есть еще одно предание, которое говорит нам о том, что чучело соломенное, вернее сам ритуал сжигания означает похороны. А Масленица — дань памяти предкам.

к сжиганию чучела относились с особым трепетом

Вокруг чучела водили хороводы, пели песни, устраивали кулачные бои и представления с медведями.

Сейчас празднование Масленицы в семьях редко заканчивается сжиганием чучела. В городских условиях обычной семье сложно организовать данное событие. Поэтому люди ограничиваются лишь блинами.

Сжигание чучела можно назвать настоящим «шоу»

Празднование русской православной Масленицы: ряженые, медведь, ярмарка, народные гуляния

Ни одно празднование Масленицы не обходилось без ряженых. Люди специально наряжались в костюмы волхвов, нищих, невест, молодых пар, беременных, покойников, петухов, медведей, скоморохов.

Церковь не приветствовала такое поведение, но традиция есть традиция. Правило переодеваться пошло еще из древности, от Комоедицы. Поэтому ряженые должны быть обязательно сжечь на вечернем костре в последний день Масленицы какую-то часть своего костюма и сходить в церковь, чтобы очиститься.

Иногда костюмы ряженых могли сильно напугать людей

Ярмарка проводилась традиционно. На ней продавали очень много пищи, одежды, украшений.

По большому счету, ярмарка была местом скопления огромного количества людей, где любой мог перекусить блинами и выпить стакан горячего сбитня или чая.

угощения на масленичной ярмарке

Народные гуляния шли полным ходом с середины недели и до конца. Люди веселились, плясали, шутили. И  все это перед Великим постом, в который нельзя было войти, не сходив в Прощеное воскресенье в церковь.

Празднование русской православной Масленицы: кулачные бои

Кулачные бои славились на всю страну! В шутку люди говорили, что кулачные бои «вышибают блины».

Не стоит путать кулачные бои с обычной дракой. Существовали строгие правила, которые люди обязаны были соблюдать:

  • не бить в затылок, по почкам и печени;
  • бои строго один на один, двое не могут бить одного;
  • дрались только мужчины и юноши, достигшие определенного возраста;
  • действовало правило «лежачего не бьют»;
  • запрещалось использовать посторонние предметы;

Кулачные бои проводились в перчатках под веселую музыку

Традиционные русские блины на Масленицу: русские обычаи и обряды с блинами

Блины на Масленицу готовят особым способом. Основным компонентом для опары является снег. Да не простой, а собранный при свете месяца с особыми словами.

На блинах гадали. Например, по первому блину судили о жизни семьи в будущем году, а незамужние девушки таким образом гадали, выйдут ли они в этом году замуж.

Внешний вид блинов говорил о многом

Читайте также:  Внеклассное мероприятие на тему «сказки», 2 класс

Еще одно интересное гадание заключалось в следующем: незамужние девушки собирались в одной избе и готовили много блинов с разными начинками. Затем блины заворачивали таким образом, чтобы начинку не было видно.

Каждая девушка выбирала случайный блин и по начинке судили о качествах будущего мужа.

Блины со сметаной говорили о трусливом характере жениха, блины с мясом сулили богатого мужа, а блины с медом обещали красивого супруга.

На Масленицу люди никогда не отказывались от блинов

Последний день Масленицы – Прощеное воскресенье

Прощеное воскресенье — день, когда принято просить друг у друга прощения за все. Родители просят прощения у детей, а дети у родителей. Сейчас на этом обычно и заканчивается традиция, но в старые времена все было иначе.

Сначала люди просили друг у друга прощения, ели блины, веселились, катались на санях. Затем было самое масштабное событие праздника — сжигание чучела. Весь праздник был направлен именно на этот последний день. Провожали зиму и встречали весну.

После костра люди шли в церковь, чтобы очистить душу от излишнего веселья и приобрести тихую радость. После службы, где все обязаны были причаститься, народ шел на кладбище — просить прощение и поминать усопших родственников.

Один из самых светлых праздников

Видео: Масленица. Традиции и история праздника

Источник: http://BabyBen.ru/prazdniki/prazdnik-russkaya-maslenica-v-rossii-istoriya-narodnye-tradicii-i-obryady-kak-nazyvaetsya-kazhdyj-den-nedeli-uzkoj-i-shirokoj-maslenicy.html

Масленица традиции и обычаи: Как на Руси праздновали масленицу

Некоторые историки считают, что в древности масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. А этнограф прошлого века И. М.

Снегирев считал, что масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день, приходившийся на 24 февраля по новому стилю, стал днем святого Власия.

В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию: У Власия и борода в масле.
Однако это еще не все о значении масленицы. Для славян Масленица долгое время была и встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта.

А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называлась Масленица в народе – честной, широкой, обжорной, а то и разорительницей.

Ни принятие христианства, ни изменение времени новогоднего отсчета не заставили Русь отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно отражалась русская натура, порой не знающая меры и удержу. Об этом мы можем судить по дошедшим до нас свидетельствам современников – отечественных и иностранных.

Англичанин С. Коллинс, служивший в середине XVII века врачом у царя Алексея Михайловича, писал в своих записках: По рассказам Коллинса, после этого праздника по Москве тянулись скорбные подводы с бездыханными телами жертв лихого разгула.

Одни напивались до смерти, другие во хмелю падали в сугробы и замерзали, третьи гибли в кулачных боях, любимой масленичной забаве. Человек двести или триста провезены были таким образом в продолжение поста. Саксонец Г. А.

Шлейссингер, побывавший в Москве в конце XVII века, рассказывал:Даже качели, которые любили устраивать на масленицу россияне, нередко для отчаянных удальцов становились причиной членовредительства, а то и гибели. Царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных.

Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев меж себе не делали и на качелях ни на каких не качалися. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем. Молодой Петр I, открывая масленичные гулянья в Москве и забыв строгие наставления своего батюшки, сам с упоением качался на качелях вместе с офицерами-преображенцами.

Это подметил и секретарь австрийского посольства И. Г. Корб, приехавший в это время в Россию: На масленице пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие.

К немалому удивлению Корба, сам молодой царь задавал тон этому ниспровержению всяческих авторитетов. Корб стал свидетелем курьезного и вместе с тем глумливого обряда. Только что отстроенный Лефортов дворец освящал на масленицу шутовской патриарх, князь-папа, возглавлявший всешутейший и всепьянейший собор.

Дворец освящали в честь Вакха, кадили табачным дымом, а патриарх благословлял всех крестом, сделанным из перекрещенных табачных трубок. Затем во дворце начался веселый пир, продолжав шийся двое суток. Причем не дозволялось уходить спать в собственные жилища.

Иностранным представи телям отведены были особые покои и назначен определенный час для сна, по истечении которого устраивалась смена, и отдохнувшим надо было в свою очередь идти в хороводы и прочие танцы.

Ф. В. Берхгольцу, прибывшему в Россию в свите герцога Голштинского, особенно запомнилась масленица в Москве в 1722 году.

По случаю празднования Ништадтского мира Петр устроил необычную процессию, которая двинулась из села Всесвятского и проехала по Москве. Изумленные москвичи видели, как по заснеженным улицам их древнего города курсировал русский флот.

Лодки, яхты, корабли были поставлены на сани, которые тянули лошади.

Берхгольц оставил подробнейшее описание этого поезда на Масленицу

. Тут был и князь-папа со своей шутовской свитой: В ногах у него верхом на бочке сидел Бахус, держа в правой руке большой бокал, а в левой посудину с вином. За ним следовал Нептун: Он сидел в санях, сделанных в виде большой раковины, и имел пред собою в ногах двух сирен. Сам император ехал на большом корабле, беспрестанно салютовавшем из пушек. Команду корабля составляли бойкие, проворные мальчики (очевидно, ученики навигацкой школы).

Берхгольц рассказывал: Императрица следовала за кораблем в красивой раззолоченной гондоле. В процессии были ряженые, изображавшие турок, арапов, испанцев, арлекинов, даже драконов и журавлей. Были сани, запряженные шестерней медведей. Ими правил человек, зашитый в медвежью шкуру.

Вероятно, это была выдумка Ромодановских, которые славились своими дрессированными медведями. Берхгольц насчитал в процессии свыше 60 саней. Праздник закончился пиром и фейерверком.

А вот в 1724 году в Петербурге масленица не удалась.

Петр намеревался и здесь устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться в чей-нибудь гостеприимный дом.

Азартный государь не терял надежды осуществить задуманную им потеху, но, увы, стихия победила.

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием Торжествующая Минерва.

Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины. Распорядителем праздника был известный актер Ф. Г. Волков, стихи и тексты для хоров писали М. М.

Херасков и А. П. Сумароков. Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц. Это увеселение стоило жизни Волкову, простудившемуся во время праздника. А пороки, с которыми намеревалась бороться Екатерина, по странной иронии судьбы под ее скипетром расцвели еще более пышным цветом.

Когда Екатерина II дождалась рождения внука Александра, которому втайне намеревалась передать престол, обойдя нелюбимого сына Павла, императрица на радостях устроила для своих приближенных поистине бриллиантовую масленицу.

Английский посол лорд Гаррис сообщал: Посетивший Россию в XVIII веке датчанин П.

Хавен рассказывал: Помимо различных игр, обычных на масленицу, русские в эту неделю устраивают себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели веселым.

Он имел в виду катание с высоких ледяных гор, ставшее неотъемлемой частью масленичных забав. Сначала для этого использовали естественные рельефы местности – высокие речные берега, овраги и пригорки, которые заливали водой.

Ганноверского посланника Ф.-Х. Вебера, побывавшего в России во времена Петра I, это излюбленное развлечение русских привело в содрогание. У крутого, обледеневшего спуска реки уже вовсю шла потеха. Наверху стоял стол с водкой, которой – на дорожку – угощали катающихся. Под горой расположился оркестр, вокруг собрались толпы наблюдающих.

Несколько человек садились гуськом, держась друг за друга, на соломенный коврик. Для благополучного спуска следовало обладать незаурядными акробатическими способностями.

Катальщики на огромной скорости неслись с горы, скользя по ледяным ухабам на пятой точке и задрав ноги кверху, чтобы не покалечить их и не приехать вниз нагишом: по свидетельству Вебера, при стремительном спуске от трения брюки, если не были прочны, рвались в клочья.

Как только коврик с катающимися сталкивали сверху, начинали играть литавры и трубы, звук которых сопровождался криками зрителей и самих спускавшихся. И я могу на собственном опыте подтвердить, – продолжает Вебер, – что, когда был со всеми остальными принужден также проделать этот спуск и счастливо завершил гонку, я от головокружения почти ничего не слышал и не видел.

Со временем катальная потеха в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами, спусковую дорожку ограждали бортиками. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами.

Вместо рогожек появились специальные санки, которые вначале напоминали лодки, поставленные на полозья и обитые внутри сукном. Но некоторые лихачи предпочитали спускаться с горок на коньках или просто на собственной подошве. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту.

Катание с городских усовершенствованных гор стало платным и в прошлом веке стоило копейку.

Возле ледяных гор развертывалась на Масленицу бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи и любимый народный герой – Петрушка.

Вскоре на смену этим представлениям на Масленицу пришли балаганы, в которых выступали акробаты и жонглеры, показывали дрессированных животных и китайские тени, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке живые картины.

Хозяева балаганов чутко улавливали изменения зрелищных потребностей и вкусов публики. Едва по Петербургу разнеслась молва о триумфе картины К. Брюллова Гибель Помпеи, как в одном из балаганов начали показывать живую картину на эту тему.

Эффекты были впечатляющие: яркие вспышки извержения вулкана, дым, грохот, живописные группы статистов… Правда, полуобнаженные помпеянцы отчаянно дрожали в промерзлом балагане, но невзыскательные зрители истолковывали это как ужас перед грозной стихией.

Если в Москве и Петербурге простолюдины на масленице спешили в балаганы, чтобы посмотреть Битву русских с кабардинцами или Взятие Карса, то жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии – взятие снежного городка – помните яркую, динамичную картину Сурикова?

Суриков В. И. Взятие снежного городка 1891
 Собравшись от мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком. Распространенной масленичной забавой, особенно в глубинке, были кулачные бои. С. В. Максимов в Очерках народного быта рассказывал о традициях одного из уездных городков Пензенской губернии:
Широкая масленица в полной откровенности выставляла напоказ все: и семейные достатки, о которых судили по нарядам и угощению; и одичание невежественных душ, превращающее праздник в пьяный мордобой, и неистребимую тягу человеческих сердец к красоте и радостной поэзии бытия.

Максимов писал: Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка…

Читайте также:  Развлечение к 8 марта в детском саду. подготовительная группа

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях.

Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами.

Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники… Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц – тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны. Эту светлую радость и праздничную пестроту красок донесли до нас картины Б.

Кустодиева, любившего рисовать русскую масленицу.
Б.Кустодиев. Масленица (Масленичное Катание). 1919
Молодая англичанка М. Вильмот, приехавшая в гости к княгине Дашковой, с удовольствием участвовала в масленичных катаниях в Москве в 1804 году.

Она записала в дневнике:
Леди Блумфильд так описывала масленицу 1846 года в Петербурге:
Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой молодые ездили по улицам казать себя и делали визиты родным и знакомым. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест.

Новоженов и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись. В Записках А. Т. Болотова есть любопытный эпизод, относящийся к времени правления Екатерины II.

Великий князь Константин Павлович, только что женившийся, последовал народному обычаю и, подхватив свою молодую и посадя в открытые сани, один, без кнехта, без всяких дальних сборов и церемоний, ну по городу масленицею ездить и кататься и всем свою молодую показывать; а народу то и любо было. Сказывают, что сие узнала императрица и ей было неугодно, что он нарушил этикет, так что она не приказала ему без своего ведома давать лошадей.

Масленица. Художник П.Н.Грузинский, 1889

Главное угощение на масленице – блины, пеклись и поедались в несметных количествах. В знаменитых петербургских и московских ресторанах в эту неделю расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками.

На каждый день масленой недели существовали определенные обряды:

  1. В понедельник – встреча масленицы.
  2. Во вторник – заигрыши.
  3. В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины.
  4. В широкий четверг происходили самые людные санные катания.
  5. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение.

  6. Суббота отводилась золовкиным посиделкам.
  7. Воскресенье называлось прощеным днем.

Француз Ж.

Маржерет, служивший в России в начале XVII века, рассказывал, что русские в этот день ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками; даже встречаясь на улице, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, целуются, говоря: Простите меня, прошу вас, – на что отвечают: Бог вас простит, и меня простите тоже. В XVII веке в этот день цари вместе со своими приближенными приходили прощаться к патриарху. А тот, исполнив необходимые церемонии, потчевал высоких гостей креплеными медами и рейнским вином. Впрочем, в каждой местности складывались собственные традиции распорядка масленой недели. Так проводы масленицы в одних губерниях начинались уже с пятницы, в других откладывались до воскресного вечера. По деревням с песнями и приговорами двигалась процессия с соломенным чучелом Масленицы, которую чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу, где сжигали на костре. В некоторых местах во время проводов возили сани с укрепленным на столбе колесом; на колесе восседал румяный крепкий мужик, держа в одной руке штоф вина, а в другой – калач. Колесо, вероятно, символизировало круговорот годового солнечного движения. Что касается фигуры мужика с калачом, то исследователи народного быта видели в нем или олицетворение масленицы или воспоминание о языческом божестве, покровителе плодородия и семейных достатков.

Вполне возможно, что масленичные шествия, столь полюбившиеся Петру I, своими истоками были связаны и с этими простонародными традициями. Сам Петр в подобных процессиях старался играть скромную роль, нарядившись то шкипером, то барабанщиком, а его супруга часто была одета голландской крестьянкой. Зато крестьянин на масленой неделе мог превратиться в царя. В конце XVII века тверской помещик Н. Б. Пушкин донес, что его крестьяне в субботу на масленице выбрали себе царя, с великим торжеством водили его по деревням и всполохи чинили с знаменами и с барабанами и с ружьем. Перепуганный помещик усмотрел в игровом действе проводов масленицы политическую крамолу.

Драматург А. Н. Островский, задумав ввести в пьесу Снегурочка сцену проводов масленицы, записывал обрядовые праздничные песни, услышанные в русских деревнях. И в Снегурочке племя берендеев, жившее в доисторические времена, прощалось с масленой неделей так же, как и современники драматурга, как, может быть, и сейчас еще прощаются с ней в русской глубинке:

Прощай, честная Масляна! Коль быть живым, увидимся. Хоть год прождать, Да ведать-знать,

Что Масляна придет опять…

Кандидат филологических наук И. Грачева

Источник: http://www.nExplorer.ru/news__12321.htm

Масленица: традиции, история праздника

Зима всегда была испытанием для нашего человека: холодно, голодно, темно. Потому приход весны являлся очень радостным событием, которое обязательно нужно было отпраздновать. Древние верили, что молодой Весне сложно одолеть старую коварную Зиму.

Чтобы помочь Весне прогнать Зиму, устраивали веселые гулянья на Масленицу. Прощаясь с Зимой, древние славили Ярилу — бога весеннего солнца и плодородия. Ярило представлялся русичам в образе молодого мужчины, ежегодно умиравшего и вновь воскресавшего.

Ярило, воскреснув, дарил людям солнце, а солнечное весеннее тепло — это первый шаг на пути к обильному урожаю.

Масленица: почему так называется?

Наиболее вероятна и распространена следующая версия: на Масленицу люди старались задобрить, то есть умаслить весну. Поэтому празднования так и назвали — «Масленицей».

По второй версии такое название праздника появилось уже после принятия христианства. За неделю до Великого Поста нельзя есть мясо, но можно употреблять молочные продукты. Поэтому люди пекли блины и обильно поливали их маслом. Отсюда, дескать, и название, связанное с маслеными блинами.

Масленица: дата праздника

Цифра «7», как известно, была магической для язычников. В давние-давние времена Масленицу праздновали в течение семи дней до весеннего равноденствия и еще семь дней — после него. В это время, как верили древние, наступала весна.

С принятием христианства дата празднования Масленицы сдвинулась и сократилась на целую неделю. Христианские лидеры не решились отменять этот праздник, хотя он является языческим.

Вместо этого они нашли его весьма удобным: за неделю перед Великим Постом мясо есть уже нельзя, но людям и не особо это надо, ведь на Масленицу пекут блины.

Их вполне хватает, чтобы чувствовать себя сытым и не страдать от отсутствия мясной пищи.

Празднование Масленицы, впрочем, проходит не только с блинами, но и со многими другими вкусностями. Это прекрасная возможность для православного наесться перед Великим Постом.

Поэтому-то Масленицу церковь не отменила, а всего лишь установила новую дату, зависящую от начала Великого Поста — то есть привязала языческий праздник к «гибкому графику» самых важных православных праздников, зависящих от подвижного пасхального цикла.

Впрочем, недовольства по поводу стремления народа столь весело отмечать Масленицу были всегда: народ пил, гулял, устраивал кулачные бои и т.п.

Но запретить празднование Масленицы вряд ли получилось бы — слишком значимым был этот праздник для простого народа, зима для которого являлась серьезным испытанием.

Кстати, в православной трактовке масленичная седмица — это неделя прощения, примирения и подготовки к Великому Посту.

Кустодиев “Масленица”

Масленица: традиции

Именно в честь весеннего солнца пеклись круглые лепешки из теста, замешанного на воде и пшеничной муке. Впоследствии их заменили кружевные блины. Круглые желтые блины являются символом солнца, а значит, обновления и плодородия. Съесть блин на Масленицу — значит, проглотить кусочек солнца, его тепла, нежности и щедрости.

Выпекание круглых «солнышек» из теста — это еще и своего рода ритуал привлечения солнца. Чем больше будет приготовлено и съедено блинов, тем быстрее начнется весна и тем теплее будут последующие времена года до следующей зимы.

Кроме выпекания блинов были и другие масленичные обряды, связанные с поклонением солнцу. Так, например, производились различные ритуальные действия, основанные на магии круга (солнце — круглое).

Молодежь, да и взрослые тоже, запрягали лошадей, готовили сани и по несколько раз объезжали село по кругу.

Кроме этого, украшали деревянное колесо яркими лентами и ходили с ним по улице, закрепив на шесте. Во время всеобщих гуляний обязательно водили хороводы, которые тоже являлись ритуалом, связанным с кругом, то есть с солнцем.

Символизировал солнце и огонь: русичи зажигали деревянное колесо и катали его по дороге, скатывая с пригорка. Колес зажигали много: того, кто смог прокатить свое колесо без единого его падения, ожидали в текущем году счастье, удача и достаток.

Считалось также, что тот, кто плохо веселится на Масленицу, будет неудачлив до следующей Масленицы.

Еще одним непременным участником масленичных гуляний был медведь. Люди надевали на одного из мужчин медвежью шкуру, после чего ряженый пускался в пляс вместе со своими односельчанами.

Масленица и медведь — какая между ними связь? Все просто: зимой медведь спит в берлоге, а весной — просыпается. Проснулся медведь — значит, весна пришла. Животные — они ведь все изменения природы нутром чуют.

Обрядив мужика в медвежью шкуру, люди угощали его и плясали ритуальные танцы, подражая просыпающемуся после зимней спячки медведю.

Конечно же, изготавливалось чучело Масленицы из соломы, обряженное в женскую одежду.

В течение всей масленичной недели чучело Масленицы было главным героем гуляний: его возили с собой, катаясь на санях, и носили, устраивая праздничные шествия.

Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму, смерть. В последний день Масленицы чучело разрывали или, что было чаще, сжигали на ритуальном костре.

Масленица: дни масленичной седмицы

Масленица празднуется семь дней: каждый день имеет свое название и значение. Итак, дни масленичной недели.

Понедельник — первый день масленичной недели, получивший название «Встреча». В этот день завершались работы по подготовке к празднику: доделывались горки, балаганы, качели, лотки для торговли и т.п. Многие уже начинали печь блины. Первый блин, кстати, по масленичной традиции нужно отдать нищему, чтобы помянуть усопших.

Вторник — второй день Масленицы под названием «Заигрыши». Молодежь начинала гуляния, большими компаниями устраивали катания с ледяных горок. В этот день уже можно было приглашать друг друга на блины.

Кустодиев “Блинный вторник”

Среда — третий день Масленицы под названием «Лакомки». Теща приглашала зятя на блины.

Четверг — четвертый день масленичной недели, который назвали «Широкий разгул». С этого дня начинались настоящие гулянья в честь Масленицы: люди катались с горок и на качелях, устраивали веселые поездки на лошадях, шумно пировали, организовывали карнавалы и кулачные бои среди мужчин.

Пятница — пятый день Масленицы под названием «тещины вечерки». В этот день зятья устраивали «ответки» — то есть приглашали тещу к себе на блины.

Суббота — предпоследний день Масленицы, получивший в народе название «Золовкины посиделки». Невестки приглашали к себе золовок на блины, при этом совсем молодые невестки делали золовке подарок. Золовка — это сестра мужа, а невестка — жена брата.

Воскресенье — последний день Масленицы. Его называют «Прощеным воскресеньем». Люди просили друг у друга прощения и надеялись на лучшее.

После принятия христианства в этот день обязательно шли в церковь: настоятель просил прощения у прихожан, а прихожане — друг у друга.

В ответ на просьбу о прощении по традиции произносят фразу «Бог простит». Прося о прощении, люди кланяются.

Веселой и вкусной вам масленицы! Она уже на носу!

Читайте ещё по теме:

День семьи, любви и верности

Русские народные промыслы: подарок с душой

Новоселье: традиции и ритуалы

Источник: http://prazdnodar.ru/2011/02/maslenica-tradicii-istoriya-prazdnika/

Ссылка на основную публикацию