Конспект занятия в старшей группе детского сада на тему: зимующие птицы

Конспект занятия в старшей группе «Зимующие птицы»

Конспект  занятия в старшей группе

«Зимующие птицы»

Тема: «Зимующие птицы»

Цели:

-сформировать представление о зимующих и перелетных видах птиц.

 -Формировать  целостный  взгляд  на окружающий мир;

-Развивать  гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к птицам, мотивацию  интереса к их охране.

Оборудование:

 проектор и экран, компьютер, карты миграции птиц, карточки с изображением птиц.

Методы:

Словесные – рассказ, беседа

Наглядные – демонстрация презентации

Ход занятия:

Рассказ-беседа с демонстрацией презентации, отгадывание загадок.

Планируемые результаты:

 –  умение узнавать и различать наиболее распространенных зимующих и перелетных птиц нашего края;

– умение подбирать соответствующий корм для птиц;

 – бережное, заботливое отношение к птицам: изготовление кормушек, подкормка;

– познавательный интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц.

Слайд 1

Воспитатель: Сегодня  мы поговорим о птицах. Какие виды птиц вы знаете?

Дети: перелетные и зимующие

Слайд 2

Воспитатель: Правильно! А вы, знаете, почему они так называются?

Дети: Нет.

Воспитатель:  Сейчас я вам расскажу.

  В холодное время года многим птицам важно прокормиться. Но за окном много снега, и птицы не могут отыскать пищу в сугробах. Чтобы не погибнуть, пернатые улетают в тёплые края.  Такие птицы называются перелетные. Поведение птиц осенью, график перелётов зависят от ряда причин.

У кого корма больше – задерживаются дольше, у кого корм исчезает – отлетают раньше. Обычно раньше всех стартуют насекомоядные птицы, потом улетают зерноядные, следом – водоплавающие. Хищные птицы отбывают позже всех – они разбойничают на больших дорогах – пролетных путях, кормятся другими птичками.

Поэтому и не спешат.

Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия для существования, достаточно корма и не совершают перелетов. Таких птиц называют зимующими оседлыми.

Некоторые птицы, соединяясь в небольшие стайки, постепенно откочевывают к югу. Так поступают, например, снегири, которые выискивают малоснежные или богатые ягодами и другими кормами районы, не имея определенных постоянных мест зимовок. Такие птицы называются кочующие.

Слайд 3

Воспитатель: Почему же улетают перелетные птицы?

Дети: Потому что холодно?!

Воспитатель: Основная причина – недостаток корма в холодное время года. Насекомые исчезают, впадают в спячку или погибают, снежный покров не позволяет добывать корм на земле, находить семена травянистых растений. Водоплавающие птицы не могут зимовать в замерших водоемах.

Слайд 4

Воспитатель:

Перелет птиц называется миграцией. Куда же улетают птицы? Первыми покидают места гнездования насекомоядные птицы: стрижи, трясогузки, кукушки, ласточки и скворцы. (демонстрационные карточки с изображением птиц).

Как только наступает осень, и ночи становятся прохладными, ласточки, стрижи и кукушки собираются в стаи и отправляются на Африканский континент. Скворцы улетают в район Средиземноморья. Трясогузки отправляются на зимовку в Африку, Азию, или Индию.

 На карте изображены еще некоторые виды перелетных птиц и пути их миграции.

Воспитатель: Чтобы определить, куда точно улетают птицы, некоторых птиц отлавливают и на лапку надевают кольцо с номером. Если птица будет снова поймана в другой стране, то по номеру можно будет определить, откуда она прилетела.

Воспитатель:

Рекордсмен по дальности перелета полярная крачка. Птица зимует в Южном океане и Антарктиде куда летит с северного полюса.  Перелёты этих птиц длятся четыре месяца. В целом крачки пролетают от 20 000 до 30 000 км. Во время миграций птицы держатся вблизи воды, чтобы всегда можно было найти еду. Мигрируя, крачки ежегодно совершают кругосветное путешествие.

Слайд 5

Воспитатель: а сейчас я предлагая вам отгадать загадки про перелетных птиц.

Быстро над землёй порхает,

Мошек на лету хватаетИ мелькает в высотеС чёрной стрелкой на хвосте.Домик у неё из глины,

Вроде маленькой корзины.

Дети: Ласточка

Воспитатель: Правильно.

Одни из самых быстрых птиц – ласточки. Форма их тела идеально приспособлена для полета, крылья стрелообразные, а хвост вилочкой. Внешне ласточки похожи на стрижей.

Лапки у ласточек слабые, им трудно поддерживать тело. Поэтому ласточки никогда не ходят по земле. Они все время в полете, а когда устают, садятся на ветки деревьев или телеграфные провода. Даже пьют ласточки налету, зачерпывая воду из реки клювом.

Как и другие перелетные птицы, ласточки с наступлением холодов улетают на зимовку на юг, в теплые страны. Весной они всегда возвращаются в родные места.

По поведению ласточек можно предсказывать погоду. Если ласточки кружатся высоко в небе – будет тепло и сухо. А вот они летают почти у самой земли – значит, скоро пойдет дождь.

Слайд 6

Воспитатель:

Клин летит курлыча к югу,Не желая встретить вьюгу.Облетая пол Земли,

Вдаль несутся – …

Дети: Журавли

Воспитатель: И снова правильно! Два раза в год в небе можно увидеть журавлей. Выстроившись клином, они осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются к родным гнездам.

Журавли, прилетая с юга, извещали о своем возвращении курлыканьем. При пении журавлей крестьянки на Руси выходили в поле и семь раз кувыркались или катались с боку на бок, заговаривая спину, чтобы она не болела.

Журавли – большие птицы с широкими крыльями. Оперение у них серое, но есть и белые журавли – стерхи, которые живут в Сибири.

Свое гнездо журавли строят на болоте среди зарослей камыша и осоки. Едят червяков, жучков, лягушек. Щиплют молодые ростки осоки, а когда поспевают болотные ягоды: клюква, морошка и брусника – лакомятся ими.

Весной журавли устраивают танцы. Начинает танец одна пара журавлей, а затем к ней присоединяется вся стая.

Слайд 7

Воспитатель:

Это что, скажи, за птичка?Серенькая невеличка.Знает множество мелодий.То свистит, то трель выводит.Но скромна. Среди ветвей,

Незаметен …

Дети: Соловей

Воспитатель:  Опять угадали. Пение этой птицы настолько приятно человеческому слуху, что выражение «Поет, как соловей» стало крылатым. Именно так люди говорят о талантливом певце или певице. А сам виновник, соловей – маленькая птица с длинными ногами и большими глазами.

Зима певцу не по нутру и холодное время года он пережидает далеко от родных краев, в Африке. Но как только наступает весна, спешит соловей обратно домой. Причем летят соловьиные стаи исключительно по ночам.

Прилетев в родные места, они расселяются неподалеку от лесных рек и озер, в густых зарослях ивняка или в кустах черемухи и шиповника.

Слайд 8

Воспитатель:

Во дворе стоит дворец,Там живёт один певец.Очень ловкий молодец

И зовут его…

Дети: Скворец

Воспитатель: Молодцы! С давних пор повелось, что прилет скворцов означает приход весны. Когда за окном еще холодно, а апрельское солнышко только начинает пригревать, веселая трель скворца знаменует конец долгой зимы и наступление долгожданного тепла.

Пара скворцов устраивает гнездо в расщелинах скал, в дуплах, но больше всего предпочитает скворечники – специальные домики, построенные для них людьми. Бывает, что скворечник на зиму облюбовали нахальные воробьи. Приходится скворцам с боем отвоевывать свое жилище.

Хотя скворец отлично поет сам, он любит подражать пению других птиц. Скворцов часто содержат как домашних птиц. Их несложно обучить насвистывать музыкальные мелодии или выговаривать отдельные слова. Часто скворцы могут воспроизводить и вовсе невероятные звуки: гудок паровоза, звук автомобильного мотора, скрип двери, ржание лошади и т. д.

Слайд 9

Воспитатель: Как же помочь тем птицам, которые остались зимовать. В голодный и холодный зимний период очень важно подкармливать птиц. Дети а вы знаете чем кормить птиц?

Дети: Хлеб, крупа…

Воспитатель: Как правильно кормить птиц зимой, советуют орнитологи (люди, которые изучают жизнь птиц). Они рекомендуют составлять зерновую смесь из разных семян, большая часть в этой смеси должна состоять семян подсолнечника

С удовольствием пернатые будут лакомиться семенами арбуза, тыквы, дыни, конопли, чертополоха, крапивы, лебеды и репейника. Склюют они и зерна кукурузы.

 Стоит иметь в виду, что семена арбуза предварительно следует подробить. Тогда их с удовольствием употребят в пищу поползни или синицы.

В качестве подкормки в голодный для пернатых период в меню можно включить мясо, сало, а также говяжий или куриный жир. Надо  иметь в виду, что мясо и сало должно быть несоленым. Каким образом подкормить пташек?

Сало или мясо следует разрезать на небольшие кусочки и нанизать их на бечевку. Затем продукты развешиваются на ветках деревьев или на кустарниках. Но для того, чтобы подкормка не досталась воронам, галкам, сорокам, собакам или кошкам, размещать кусочки следует подальше от земли.

Самых красивых посетителей кормушек – свиристелей и снегирей – привлекают ягоды боярышника и рябины. Плоды можно заготовить заранее, высушив осенний урожай. Что нельзя класть в кормушку для пернатых

При составлении птичьего меню стоит учесть некоторые ограничения. Для этого следует знать, чем нельзя кормить птиц зимой. В меню для пернатых категорически запрещено вводить любые острые, соленые, жареные, а также кислые продукты. Большую опасность для них представляет черный хлеб.

Слайд 10

Воспитатель: Важно ответственно подойти к изготовлению самой кормушки. Корм в ней не должен намокать и выдуваться ветром.

На рисунке можно увидеть разные виды кормушек

Главное, какая бы красивая и удобная не была ваша кормушка, она бесполезна, если в ней нет корма. Кормите птиц регулярно, и они будут часто посещать вашу кормушку. И это даст вам возможность понаблюдать за удивительной жизнью пернатых друзей.

Слайд 11

Воспитатель: А теперь пришло время проверить знаете ли вы зимующих птиц.

Он растрёпанный, драчливый.Непоседливый, крикливый.На асфальте, под окошком,Хлеба собирает крошки.Искупается в пылиИли в луже на мели.Отгадайте поскорей,

Эта птичка …

Дети: Воробей

Воспитатель: Воробьи – давние соседи человека. Они строят свои гнезда рядом с домами людей, а иногда и прямо на них – под крышей, в щелях стен или за карнизами окон и дверей. Воробьи удивительно неприхотливы.

Они едят любую пищу, помогают огородникам, уничтожая вредных насекомых. Но при случае могут навредить и посевам, выклевывая зернышки. «Вора бей!» – кричали в старину крестьяне, завидев на своих полях стайку маленьких птичек.

Отсюда и пошло название воробья.

Воробьи бывают городские и полевые. Городские воробьи – небольшие серенькие птички, а полевые окрашены ярче – у них коричневая шапочка на голове и две светлые полоски на крыльях.

Воробьи общаются друг с другом громким чириканьем, сообщая о местах кормежки или о том, что к стае подкрадывается хищник. Вместе проще находить пищу и избегать опасности.

Слайд 12

Воспитатель:

Любит семечки и сало,Во дворе с утра леталаЭта маленькая птичка.

Отгадайте, кто? …

Дети: Синичка.

Воспитатель:

Говорят, что синиц прозвали так за песенку, которую они поют: «сии-сии» да «ции-ции». У синиц желтое брюшко, зеленоватая ^ спинка, а на голове черная шапочка. Размером синицы с воробья и такие же шустрые и бойкие. Без устали снуют по веткам деревьев и склевывают мошек и насекомых.

Синички устраивают гнезда в дуплах деревьев, которые когда-то продолбил дятел, а потом бросил. Иногда, если дерево старое и трухлявое, синицы могут и сами проделать дупло. Внутри дупла птички выстилают гнезда пухом, перьями и шерстью животных.

Синиц можно назвать рекордсменами по количеству откладываемых яиц. В среднем самка откладывает 10, иногда 14–15 яиц. К тому же у синиц бывает две кладки. За сезон одна пара синиц выводит по 20–30 птенцов. Пока самка сидит на яйцах, самец заботится о ней и приносит еду.

Синицы не улетают на зиму в теплые страны, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека, где им перепадают зернышки или хлебные крошки.

Читайте также:  Александр куприн. слон

Слайд 13

Воспитатель:

В красной шапке птица ходит.И в коре жуков находит.Это давний мой приятель.

А зовётся птичка …

Дети: Дятел.

Воспитатель:  Кто из нас не слышал, как стучит, долбит по дереву неугомонный барабанщик наших лесов – дятел. Но распознать дятла можно не только по стуку, но и по характерному крику, похожему на «ки-ки-ки». Дятел – птица умная.

Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык.

Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».

Слайд 14

Воспитатель:

Ну, а это птица мира,Только в небесах парила,Быстро к нам спустилась в ноги,Смело ходит по дорогеИ боится только кошек,Ей даем семян и крошек.С нами птица круглый год,

Воркованием поет.

Дети: Голубь.

Воспитатель: Молодцы!  Пожалуй, это самая известная горожанам птица . Эти птицы настолько привыкли к жизни в городе, что совершенно не боятся людей, зачастую беря корм прямо с ладони человека. Уже многие века голуби и человек мирно соседствуют друг с другом.

И люди даже в свое время приучили этих птиц доставлять почту. Во многих странах голубя считают священной птицей, а в наше время голуби стали еще и символом мира. Но те голуби, которых мы ежедневно видим в городе и которых называют «сизыми голубями» – лишь разновидность в голубином семействе.

Есть у «сизарей» и вольные лесные собратья.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь вы, знаете какие бывают птицы. А также как помочь зимующим птицам пережить холода. Ребята, дома с родителями  приготовьте кормушки для пернатых друзей, зимой птицы нуждаются в нашей заботе! И не забывайте, что кормушка не должна быть пустой.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konspiekt_zaniatiia_v_starshiei_ghruppie_zimuiushchiie_ptitsy

Конспект занятия в старшей группе: «Птицы наши друзья»

Программное содержание:

Закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах; развивать познавательную активность детей в природе; развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие.

Учить составлять описательные рассказы по картине; развивать связную речь, сообразительность.

Стимулировать любознательность и интерес детей к познанию природы описаниями ее объектов и явлений.

Воспитывать желание помогать зимующим птицам пережить зиму.

Продолжать учить детей слушать и декламировать наизусть стихотворные произведения, отвечать на вопросы.

Материал: картинки птиц, корректурные таблицы, наголовники птиц, игры-пазлы, спортивный инвентарь.

Предыдущая работа: изучение стихов, текста песни, заготовки для гостинцев и кормушек.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Воспитатель: Дети, предлагаю Вам сегодня отправиться в лес.

(Дети с воспитателем идут по дорожке в лес)

Воспитатель: Дорогие мои, обратите внимание как в лесу хорошо! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?

(Звучит запись «Голоса птиц»).

– Дети, это же птицы леса. Но где же они?

(Дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).

-А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся. А для этого предлагаю осуществить привал и рассмотреть, какие птички собрались.

Привал «Знакомство с птичками»

(Детям раздаются корректурные таблицы по теме «Птицы», на которых изображены птицы нашей местности. Птицы обозначены цифрами, геометрическими фигурами и дети, ориентируясь на эти обозначения, определяют, где птица)

Воспитатель: давайте с вами вспомним стихи об этих птицах.

Ребенок

За окном щебечет птичка-

Желтобокая синичка.

Голодно зимой бедняжке:

Ни травинки, ни букашки,

Хоть бы хлебушка ей крошку

Или зёрнышек немножко.

Ребенок

– Где, ворона-каркарона,

Ты была, что, ворона-

каркарона, принесла?

– Я проснулась, встрепенулась

«Кар-кар!» – на вороний

Собралась я базар.

Воспитатель: вот мы с вами и познакомились с птицами, которые собрались на этом дереве и можем отправляться дальше.

(Дети с воспитателем идут дальше «по лесу»)

Воспитатель: Прислушайтесь внимательно! Кажется, кто-то с кем-то спорит.

(Из-за дерева вылетают две птички-ребенка)

Первая птичка: Я говорю тебе, что все птички улетают на зиму в теплые страны. Потому что здесь будет холодно, снежно и нам нечего будет есть.

Вторая птичка: Нет, не все птицы будут лететь. Потому что путь далек и не все птички его выдержат поэтому им лучше оставаться здесь, у людей, которые будут их кормить.

Воспитатель: Добрый день, дорогие птички. Не надо спорить. Мы с моими друзьями поможем вам определить, какие птички перелетные, а какие зимущие. Вот послушайте.

Ребенок.

Воспитатель: Пожалуй, все вы слышали о птичьих базарах, но побывать там не повезло. Поэтому мы попробуем организовать свой птичий базар. На рисунках вам будут показаны птицы, которых вам надо назвать. Помочь вам сможет краткая информация о той или иной птице.

Привал «Птичий базар»

(Дети берут по одной карточке и рассказывают о птичке, другие должны узнать ее по описанию)

Карточка 1

Живут на деревьях. Имеют крепкий клюв, длинный язык и крепкий хвост, благодаря которому можно опереться на кору дерева. (Дятлы)

Карточка 2

Относятся к хищным. Они имеют большую голову и очень большие глаза с расширенными зрачками. У них крючкообразный клюв, острые когти на лапах. Ведут ночной образ жизни. Питаются грызунами, небольшими птицами, насекомыми. (Совы)

Карточка 3

Живут на болотах и ​​берегах водоемов. Они имеют длинные ноги, шею и клюв. Добыча подстерегают стоя в воде. Некоторые бродят в поисках пищи. Питаются различными животными. (Цапли)

Карточка 4

 Белые как снег. Относятся к водоплавающим. Они крупных размеров, с длинной и красивой шеей. В этих птиц ценный густой пух, поэтому они охраняются законом. Живут преимущественно парами. (Лебеди)

Карточка 5

Эти птицы похожи на воробьев, но они осторожны и одновременно любознательны как воробьи. Любят есть семена подсолнечника и лакомиться несоленым салом. Мы можем узнать их среди других птиц по желтенькому «фартуку» (Синицы)

Карточка 6

Прилетают к нам с Севера. У них есть черная шапочка и красная грудка. Клюв толстый и короткий. Питаются ягодами, семенами, частично насекомыми. (Снегири)

Воспитатель: Предлагаю взять наших новых друзей с собой и отправиться дальше в лес.

Физкультминутка

Мальчики и девочки!

Быстрее подравняйтесь

И в путь-дорожку

Вместе отправляйтесь.

Раз – поднять руки вверх,

Два нагнуться вниз.

Три, четыре – прямо стать.

Будем снова начинать.

И идти не забывайте.

Руки в стороны, руки так,

Руки вверх, как ветряная мельница.

Выше руки поднимите

Головою покрутите.

Наклон влево – раз, два, три

Наклон вправо – раз, два, три.

Наклонились, выпрямились.

Вокруг себя повернулись.

Воспитатель: Пока мы с вами весело путешествовали посмотрите, какая интересная поляна нам открылась. И я предлагаю сделать привал и поиграть в игру.

Дидактическая игра «Где чья часть»

(Детям предлагается игровое поле, на котором в двух колонках изображены части птиц. Детям надо их соединить между собой)

Воспитатель: Ну что же друзья мои, можем идти дальше, но смотрите на нашем пути появились препятствия. Это сильный ветер повалил деревья и сломал ветви.

Спортивная «Дорожка препятствий»

(Мостик, скакалка, дуги и т.д.)

Воспитатель: Вот наше путешествие по птичьему лесу заканчивается. Но я предлагаю позаботиться о наших новых друзьях, а именно, мы изготовим кормушки и вкусности – бублики из различных круп, чтобы с наступлением холодов нашим новым пернатым друзьям было что поесть.

Практическая работа «Подарки для птиц»

(Ребята заканчивают начатую работу по изготовлению кормушек, а девочки в бублики из теста вставляют различные зернышки).

Воспитатель: Дорогие наши птички вот наши подарки для всех птичек вашего леса. Возьмите их, пожалуйста. А нам с малышами пора отправляться обратно домой. До свидания.

Источник: https://chudor.ru/vospitatelyu/223-konspekt-zanyatiya-starshaya-ptizi-nashi-druzya

№ 560 Конспект НОД в старшей группе “Зимующие птицы” – Воспитателю.ру – сайт для педагогов детских садов

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического и  экологического направления развития воспитанников
№43 «Ручеёк»

Конспект открытого занятия для педагогов ДОУ

 по формированию целостной картины мира в старшей группе:

«Зимующие птицы»

              Подготовила и провела:

                                                                                            воспитатель Соколова О.Г.

Вологда

Программное содержание:

  1. Формировать представления детей о зимующих птицах. Подвести к раскрытию связей между живой и неживой природой на примере сезонного поведения птиц, между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни.
  2. Упражнять в употреблении прилагательных, антонимов, расширять словарный запас.
  3. Упражнять в умении выразительно рассказывать, слушать музыку природы. Вспомнить дни недели.
  4. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.

Региональный компонент:  воспитывать любовь к поэзии Вологодских поэтов, знакомить с ней.

Оборудование: кормушка, иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись (пение птиц – музыкальные инструменты), геометрические фигуры для индивидуальной работы, белые листы бумаги, шишки (раскрывшиеся и нераскрывшиеся), клей (карандаш).

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихов о птицах, разгадывание загадок, прослушивание аудиозаписи (познавательная серия Владимира Зотова «Лесная азбука», рисование птиц.

                                                             Ход занятия:

Воспитатель: Читает стихотворение О.Высоцкой «Мастерица зима»:

Пришла зима, хлопочет:

Укутала в снега

Все кочки и пенечки,

Скамейки и стога.

Зима велела дубу

Накинуть пышный мех,

На ель надела шубу,

Тепло укрыла всех

Краснеют свиристели

На веточках берез.

Они не улетели

А выдержат мороз?

Показать свиристеля и свирель, дать послушать.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить.

Ответы детей:

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Что это за птицы, смелые да выносливые, что не боятся зимы и остаются с нами? Назовите их.

Ответы детей:

Воспитатель: А почему одни птицы улетают на юг, а другие нет? (Подвести к ответу, что причиной является отсутствие пищи (голод)).

Ответы детей:

Воспитатель: А как мы с вами можем помочь птицам перенести голод?

Ответы детей:

Воспитатель просит детей угадать, что спрятано под платком. (Новая кормушка)

Воспитатель: Вот для птичек новая столовая. Какое стихотворение про птичью столовую мы знаем? Давайте вспомним его.

                                Новая столовая (по ролям)

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний

Путешественник – скворец

Вот и песенке конец.

В руках у детей иллюстрации птиц.

Воспитатель: Кто здесь лишний? Почему?  (Скворец)

Ответы детей:

Пальчиковая гимнастика:  Проворонила ворона вороненка

Воспитатель: Я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте и расскажите, что вы знаете об этих птицах.

Я по дереву стучу

Червяка добыть хочу

Хоть и скрылся под корой

Все равно ты будешь мой.

Вывесить иллюстрации (дятел)

Рассказ детей о дятле.

Воспитатель: А вот как звук дятла передают музыкальные инструменты.

(аудиозапись «Звуки окружающего мира. Из чего родилась музыка»)

Кто там прыгает, шуршит.

Клювом шишки потрошит.

Голоском речистым, чистым

Клё – клее – клё – поет со свистом. (Клёст)

Воспитатель вывешивает иллюстрации, показывает шишки ели.

Рассказ детей о клесте.

Воспитатель: Сделать вывод о том, что клест – единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Есть корм (семена ели).

Психофизическая гимнастика: «Согреем птенца»

Представьте, что у вас в руках маленький бескрылый птенец. Вытяните руки ладошками вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладони.

Спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди. Отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания.

А теперь раскройте ладони и увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите: он еще прилетит к нам.

Читайте также:  Новый год. рождество

Чик – чирик! К зернышкам прыг.

Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей).

Воспитатель: Про жизнь зимой воробья очень хорошо написал наш Вологодский поэт Н.Рубцов:

Чтение стихотворения (ребенок).

Чуть живой. Не чирикает даже,

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей-

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком бедным,

И летит к чердаку своему…

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.

Физкультминутка:

Среди белых голубей (круг)

Скачет шустрый воробей (скачет в кругу).

Воробушек – пташка,

Серая рубашка.

Откликайся воробей (пытается вылететь из круга)

Вылетай-ка, не робей! ( дети не пускают)

Задание:

Выложи птичку из геометрических фигур (аппликация)

Закрепление:

Воспитатель:

О ком сегодня мы говорили на занятии?

Почему птицы остаются у нас зимовать?

Как мы можем помочь птицам зимой?

Воспитатель: Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо

Сколько гибнет их – не счесть

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло

Не богаты их корма –

Горсть зерна нужна

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Источник: http://publikacii.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/no-560-konspekt-nod-v-starshey-gruppe-zimuyushchie-pticy/

«Зимующие птицы». Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Образовательные цели: закрепить знания детей о зимующих птицах, обобщающем слове птицы; учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах; согласовывать существительные с числительным от 1 до 5, существительные в творительном падеже, образовывать сложные прилагательные, подбирать эпитеты к словам.

Развивающие цели: развитие общей моторики, координации речи с движением, диалогической речи, зрительного внимания, мышления. Развитие чувство ритма, слухового внимания, музыкальной памяти.

Воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.

Педагог:

— Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).

— Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).

— Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, суровая, морозная, злая….)

— А какими забавами нас встречает зима? (катание на лыжах, на санках, на коньках, игра в снежки, катание с горки.)

— А, давайте, ребята, мы с вами поиграем в снежки.

 Музыкальная подвижная игра «Игра в снежки»

Правило игры: Во время первой части по команде педагога: — «Лепим снежки» дети лепят «снежки» перекладывая ватные шарики из руки в руку, а затем по команде педагога: — «Кидаем снежки», кидают «снежки» друг в друга.

 (По окончании музыки игра заканчивается).

Педагог:

— Ребята, посмотрите, ко мне прилетел «волшебный снежок» и он нас приглашает совершить прогулку по зимнему лесу.

Звучит музыка: звуки зимы. (Переход к основной части занятия).

Звучит отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь».

2. Основная часть: игры.

Педагог (под музыку зачитывает стихотворение).

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

Педагог:

— Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)

— Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)

— Ребята, я вижу здесь птиц (показывает предметные картинки с изображением зимующих птиц на мольберте), значит, не все птички улетели.

— Ой, ребята, посмотрите, а нам снежок приготовил сюрприз.

(На столе лежат разрезные картинки с изображением зимующих птиц).

— Ребята, давайте соберем картинки и посмотрим, какая птица на ней нарисована.

 Д/и «Сложи птичку»

Дети складывают из разрезных картинок изображение птиц, каждый называет свою птичку. Педагог просит каждого ребёнка найти на мольберте ту птицу, которая изображена у них на разрезной картинке.

Педагог:

— Ребята, почему эти птицы не поют в лесу? (Они улетели.)

— А куда они улетели? (Поближе к человеку.)

— А зачем? (Человек их подкармливает.)

— Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это, какие птицы? (Зимующие.)

 Д/и «Кого чем угостим?»

Педагог: (показывая на мольберт)

— Как много прилетело птиц, ребята, давайте их покормим! Я угощу ворону корочкой хлеба. А вы? (Ответы детей.)

Во время «кормления птиц» педагог незаметно подкладывает любую перелётную птицу (приём активизирующий внимание детей). Дети обращают внимание на то, что эта птица не зимующая, а перелётная и совместно решают, чем её накормят.

— Наелись птички. Давайте рассмотрим их внимательно. Какие они все разные. (Дети рассматривают птиц и рассказывают об их отличительных особенностях).

— Ребята, как вы думаете, почему их называют птицами? (Дети рассказывают о строении птиц.)

Д/и «Скажи какая? Какой?»

Педагог:

— Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)

— А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)

— Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)

— Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)

— Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)

Педагог:

— Ребята, птички наши наелись и мы с вами отдохнём, физкультминутку проведём.

Физкультминутка.

Ух, ты, зимушка – зима, закружила, замела (поднимают руки вверх и кружат ими над головой)

Все дорожки, все пути – ни проехать, ни пройти. (опускают руки вниз перед собой и покачивают ими)

Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.

Жых, жых, жых, жых…. (дети имитируют бег на лыжах).

  Д/ и «Весёлый счёт»

Педагог:

— Ребята, с нами остались зимовать много птиц. Давайте, вместе их посчитаем. (Дети считают птиц)

1,2,…5 ( синица, воробей, сорока, ворона, дятел )

Педагог: (обращая внимание на мольберт)

— Ребята, давайте посмотрим, не улетели наши птички? Нет, здесь. Тогда мы с вами поиграем в игру:

Д/и «Один – много». (Игра проводится с «волшебным снежком»)

Ворона – много ворон,

Сорока – много сорок,

Синица – много синиц,

Дятел – много дятлов,

Воробей – много воробьёв.

Педагог:

— Ой, а снежок наш как сверкает! Недаром он волшебный. Ребята, хотите, я превращу вас всех в снегирей (ответ детей). ( Педагог произносит заклинание: — «Вокруг себя раз повернись, в снегиря ты превратись».)

Логоритмическое упражнение «Снегири».

Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту.

 Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири,

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке,

Головой вертят, улететь хотят.

Кыш-кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

(После проведения упражнения педагог произносит «обратное заклинание»: — «Вокруг себя раз повернись и в ребёнка превратись»).

3. Итог занятия.

Педагог:

— Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили. Что вам понравилось? Подведение итогов занятия.

   Список литературы:

Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция//Дошкольное воспитание.- № 7.-2010.

Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.

Венгер Л.А. Дидактические игры в детском саду.

Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. — М., 1978.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/zimuyushhie-pticy-konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-v-starshej-gruppe.html

Конспект занятия по теме “Зимующие птицы”

Кобякова Тамара Васильевна

Воспитатель, МБДОУ “Куртуковский детский сад”, Кемеровская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кобякова Т.В. Конспект занятия по теме “Зимующие птицы” // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 10.10.2018).

Заказ № 31966

Образовательные задачи.Совершенствование навыка порядкового счета в пределах десяти.

Развитие представлений о связях и отношениях между стоящими числами: знание предыдущего и последующего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах десяти. Формирование умения считать двойками.

Формировать умение, решать задачу, пользуясь математическими знаками. Совершенствование временных представлений. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости и в пространстве, представлений о смене времен года.

Развивающие задачи. Развитие математического мышления, речевой деятельности, речевого слуха, пальцевой моторики, координации речи с движениями, пальцевой моторики.

Воспитательные задачи.Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Методические приемы:

   – игровой (использование сюрпризных моментов);

         – наглядный (использование иллюстраций, раздаточного материала);

         – словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные  

         ответы);

         – поощрение, подведение итогов

Оборудование.Магнитная доска, ватман с нарисованной рябиной и снегирями, ватман с нарисованной березой, 30 плоскостных  изображений синиц,  картинки для игры «Птичий год», на каждого ребенка, листы бумаги с примерами, контейнеры с цифрами и математическими знаками,  простые карандаши по количеству детей, наборы цветных карандашей по количеству детей, магнитофон.

 Предварительная работа.Рассматривание слайдов с изображением зимующих и пролетных птиц. Разучивание стихотворений, физминуток «В зимнем лесу», «Снегири», пальчиковых гимнастик: «Птички», «Снегири», составление и решение задач в совместной деятельности, написание цифр в тетрадях, альбомных листах, решение ребусов.

  Ход организованной образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

  Создание положительного эмоционального фона НОД. Совершенствование навыка счета на слух.

1. Вхождение в день.

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, дети  в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.

Ребята, когда я к вам шла на занятие, ко мне подлетела сорока и

затрещала: «Была сегодня в лесу, ничего не пойму, птиц совсем не видно. Неужели пришла в лес беда?

-А ведь мы — то с вами знаем, почему в лесу сейчас нет птиц. Правда?

-Хотите помочь сороке?

-Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия?

Орнитолог — это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке.

Хотите поиграть в ученых-орнитологов?

Сегодня, я старший орнитолог, а Вы научные сотрудники.

Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи.

– Катя, кто мы сегодня?

– Богдан, кто мы сегодня?

-Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться и понять, что же происходит в лесу.

-Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке).

-Вот мы с вами и в лесу.

–Как красиво! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?

(Звучит запись «Голоса птиц».)

– Ребята, да это птицы. Но где — же они?

– А вот и необычное дерево. (Дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).

-Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве.

-Птички в этой стайке разные.

-Давайте познакомимся с ними поближе.

-Назовите  этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей, дятел, клест, свиристель, голубь, сова…

-Как  мы назовем всех птиц одним словом. ( зимующие птицы)

-А теперь мальчики пусть посчитают птиц

 -Сколько всего птиц на дереве –  10 (десять)

– какой это счет  – прямой

А девочки посчитают обратным счетом.

– Послушайте следующее задание. Ворона больше голубя, голубь больше воробья. В каком порядке следует располагать птиц, в соответствии с их величиной?

  – Дети. Первой  нужно расположить ворону, затем голубя, а после него уже воробья.

  – Вы правильно выполнили задание.

  (Предлагаю детям пройти  и сесть за  столы).

Воспитатель: у вас на столе лежат лист бумаги, возьмите его к себе поближе. И на столе у вас птицы  сейчас мы их рассадим на ветки березы, а вы слушайте внимательно.

Посадите синицу на верхнюю левую ветку. Воробья на нижнюю правую ветку. Снегиря на среднюю ветку. Ворону на нижнюю ветку – левую.  Сову на верхнюю правую ветку.  Молодцы справились с задание.

Читайте также:  Русские народные сказки для детей 3-4 лет

Сосчитать птиц, назвать их число и место расположения, а остальным внимательно следить за ответами товарищей, уточнять и дополнять их ответы.

  Игра «Птицы летят».Совершенствование вычислительных навыков. представлений о связях и отношениях между рядами стоящими числами: знание предыдущего и последующего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах десяти.

  Дети выполняют задание самостоятельно на листах бумаги, где нарисованы голуби, несущие в клювах примеры:

3 + … = 4

6 + … = 7

9 + … = 10

3 – … = 2

6 – … = 5

8 – … = 7

Воспитатель:  Пролетая над нами, голуби  показали нам вот такие примеры. Для этого необходимо вспомнить ряд чисел от одного до десяти, и вставить в примеры недостающие числа, затем раскрасить голубей.

      Игра «Прилетели снегири».

  Развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами: знание предыдущего и последующего числа для каждого числа натурального ряда в пределах десяти. Профилактика дискалькуляции.

  ( Приглашаю подойти к фланелеграфу,  на котором прикреплен ватман с изображением рябины с сидящими на нем снегирями).

–  К нам с севера прилетели снегири, они устали от долгого пути и отдыхают на ветках рябины. Они сидят на ветках по три. Вы видите, что у птиц, сидящих по краям, на грудках цифры, а у птиц в серединке – цифр нет. Нужно вспомнить порядок чисел от одного до десяти и вставить пропущенные числа.

  Дети после ответов поочередно подходят к фланелеграфу и вписывают маркером соответствующую цифру. Такие же пояснения даются по всем группам чисел. Остальные дети самостоятельно выполняют задания на листочках бумаги.

Игра «Синицы на березе».Формирование  умения читать  двойками.      

       (Помещаю на верхнюю ветку дерева плоскостное изображение двух синиц).

– Шустрые, веселые синицы затеяли игру, и приглашают нас с вами в нее поиграть. Сколько синиц на верхней ветке березы?

– Дети. На верхней ветке березы  две синицы.

– Посадите на ветку ниже слева на две синицы больше, чем на верхней ветке.

(Вызванный ребенок выполняет задание – ставит на ветку четыре синицы).

– Сколько синиц на этой ветке?

– Дети. На этой ветке четыре синицы.

– Посадите на ветку ниже справа на две синицы больше, чем на ветке слева.

(Вызванный ребенок выполняет задание – ставит шесть синиц).

– Сколько синиц на этой ветке?

– На этой ветке шесть синиц.

– Посадите на ветку ниже слева на два воробья больше, чем на ветке справа.

(Вызванный ребенок выполняет задание).

– Сколько синиц на этой ветке?

– На этой ветке восемь синиц.

Посадите  на нижнюю ветку справа на две синицы больше, чем на ветке слева.

(Вызванный ребенок выполняет задание).

– Сколько синиц на этой ветке?

– Дети. На этой ветке десять синиц.

– Как мы получили каждое последующее число в этой игре?

– Дети мы прибавляли число «два» к предыдущему числу.

– Назовите количество синиц  на ветках, в том порядке, в каком вы их сажали.

– Дети. Два, четыре, шесть, восемь, десять.

– Отлично! Вы считали, прибавляя к каждому предыдущему числу два, то есть вы считали двойками. У вас очень хорошо получилось!

 Физминутка «В зимнем лесу»

Рано утром на пушке                        Ходьба с высоким                 подниманием колен

Мы повесили кормушку     Ладонь-кулак (ударять) по 4 раза

Для щеглов и для синичек, Взмахи руками вверх-вниз (2 раза).

И для всех голодных птичек.         Соединять большой палец левой и правой руки с другими пальцами рук (4 раза).

Не едите вы с ладошки        Погрозить указательным пальцем.

Зерна, семечки и крошки.    Загибание пальцев левой руки с помощью указательного пальца правой руки.

Прилетайте на опушку,        Взмах руками вверх-вниз.

Угощенье ждет в кормушке.           Показывают ладони обеих рук, слегка наклоняя корпус вперед.

Игра «Птичий год».Совершенствование представлений о смене времен года. Актуализация названий зимних месяцев.

  Дети подходят к столику, на котором лежат четыре разноцветных секторов круга и карточки с изображением птиц.

–  Следующая игра называется «Птичий год». Вы послушайте стихи о птицах и поместите соответствующие картинки на разные сектора круга, который изображает год. Но сначала соберите круг из частей так, чтобы правильно показать чередование времен года, и назовите времена года по порядку.

  Дети собирают круг, соединив по порядку светло – голубой, светло – зеленый, красный и желтый сектора.

–  Дети. Зима, весна, лето, осень.

–  Правильно. Сейчас идет зима, вспомните названия зимних месяцев.

–  Дети. Декабрь, январь, февраль.

–  Правильно. Послушайте стихотворения, которые выучили ваши друзья.

  1 – ый ребенок

  Вот на ветках, посмотри.

  В красных майках снегири.

  Распушили перышки,

  Нежатся на солнышке.

  – На какой сектор вы поместите эту картинку?

 – Дети. На светло – голубой.

 – Почему вы поместите снегирей на светло – голубой сектор?

 – Дети. В этом стихотворении описаны снегири, которые прилетают к нам зимой. (Дети помещают картинку на светло – голубой сектор).

 – Правильно. А теперь послушайте отрывок из второго стихотворения.

  2 – ой ребенок.

  Крики слышатся вдали,

  Улетают журавли.

  В синем небе тает стая.

  Улетают, улетают…

 –  Подберите картинку к этому стихотворению. (Дети выполняют задание).

 –  А эту картинку куда следует поместить?

 – Дети. Мы разместим ее на желтый сектор.

 – Объясните свой выбор.

 -Дети. В стихотворении говорится про журавлей, которые улетают в теплые края. Значит, это осень.

– Это верно. Слушайте следующее стихотворение.

  3 – ий ребенок.

  У леса на деревьях –

  Грачиная деревня.

  Как ветер начинается –

  Деревья все качаются.

  Качаются деревья.

  А с ними вся деревня.

  – Подберите картинку к этому стихотворению.

 – (Дети выполняют задание).

 – На какой сектор вы поместите эту картинку?

 – Дети. Мы поместили ее на светло – зеленый.

 – Почему вы поместили эту картинку на светло – зеленый сектор?

 – Дети. В этом стихотворении говорится о грачах, которые прилетели из теплых стран и построили гнезда. А это бывает только весной.

 – Правильно. Слушайте последнее стихотворение.

  4 – ый ребенок.

  Над речкой кружатся стрижи…

  Горячий воздух так дрожит,

  Что солнце в нем качается,

  Что солнце в нем купается.

  Подберите картинку.

  (Дети выполняют картинку).

  – Почему именно эта картинка подходит к только что прочитанному стихотворению?

 – Дети. На этой картинке нарисованы стрижи, которые кружатся в горячем воздухе.

 – На какой сектор вы положите картинку?

 –  Дети. Мы положим ее на красный сектор.

 –  Почему вы положили картинку со стрижами на красный сектор?

  – Дети. Красный сектор обозначает лето.

  – Молодцы! Вы справились с новой и трудной игрой.

  Рефлексия.

– Чему вы научились сегодня?

– Дети. Мы сегодня  вставляли в ряд недостающие числа, считали двойками, вставляли пропущенные числа в примеры, учились составлять и решать задачу,  играли в игру «Птичий год».

– Вы были внимательными, сообразительными. Я могу гордиться вам, вы настоящие ученые – орнитологи, очень много знаете о птицах.

Литература

  1. Васильева М.А. От рождения до школы: программа воспитания и обучения в детском саду. М.:Мозаика-синтез, 2012.
  2. Позина В.А. Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2013.

Источник: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/560-konspekt-zanyatiya-po-teme-zimuyushchie-ptitsy/

Конспект занятия дефектолога в старшей группе «Зимующие птицы»

Коррекционное занятие для дошкольников с нарушением зрения

(старшая группа, III год обучения)

Тема: Зимующие птицы

Цель: Развивать зрительное восприятие

Задачи:

— Расширять представления о зимующих птицах

— Формировать умения делать обобщения

— Формировать умение узнавать зимующих птиц в разных модальностях, выделять признаки опознания

— Совершенствовать зрительно-двигательные умения обследовать предметные изображения птиц планомерно и целенаправленно

— Развивать мелкую моторику

— Воспитывать способность доводить начатое дело до конца

— Формировать непрагматическое отношение к птицам

Предварительная работа: наблюдение за зимующими птицами на прогулке, из окна группы (сорока, ворона, голубь, воробей, синица, снегирь, свиристель), изготовление кормушек, подкормка птиц, просмотр слайдов, иллюстраций «Дятел — врач деревьев», чтение стихов, рассказов про птиц, разгадывание кроссворда «Птицы — наши друзья».

Оборудование: кукла Незнайка, письмо с напечатанным текстом, иллюстрации зимующих птиц, модель-алгоритм рассказывания о птице, карточки с изображением птиц на локализацию объектов в зашумлённом фоне, цветные фишки, карандаши, восковые мелки.

Ход занятия:

Проблемная ситуация. Пришёл Незнайка с письмом, где просит детей объяснить ему, почему с наступлением зимы одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются зимовать.

Основная часть.

Игра с мячом «Я знаю много зимующих птиц…» (Дети называют: сорока, ворона, воробей, синица, голубь, снегирь, свиристель, дятел)

Упражнение «Расскажи про свою птицу»

Дети по карточке-алгоритму рассказывают о внешнем виде птицы, повадках, чем питается, делают выводы, почему птица не улетает в тёплые края (есть корм). Например:

— Это синица, зимующая птица. Она небольшая по размеру, голова круглая с маленькими глазками и клювом, на туловище есть два крылышка, с помощью них она летает. У синички ещё есть хвостик и две лапки.

На каждой лапке по 4 пальца, чтобы крепко держаться на веточках. Синичка очень красивая, шапочка у неё синяя, есть полоска шарфика, а сама жёлтенькая. Синичка красиво поёт. Любит синичка сало, может есть всякие крошки, семечки.

Мне нравится наблюдать за синичкой.

Физминутка с Незнайкой. «А теперь немного волшебства: дети вертелись, дети кружились, дети все в птичек превратились. Птицы полетели — под деревом присели. Посидели, глазками поморгали, головой повертели — снова полетели. Летели, летели — за ёлочку сели. Встали, потянулись, в стороны повернулись».

Также интересное зимнее занятие для старшей группы: Конспект прогулки для старшей группы ДОУ, зимой «В гостях у зимы»

Незнайка благодарит детей, что они помогли ему понять, почему есть зимующие и перелётные птицы, и предлагает игру с карточками «Найди одинаковых птиц» (локализация объектов в зашумлённом фоне, дети отмечают фишками одинаковых птиц).

Незнайка просит детей нарисовать зимующих птиц, чтобы он мог рассказать о них в Солнечном городе. Перед практической частью игра-повторение «Что есть у птицы?». Педагог обращает внимание детей на планомерное обследование, начиная с головы:

· Голова (на голове 1 клюв, 2 глаза)

· Туловище (сверху 2 крыла, внизу 2 лапы по 4 пальца)

· Хвост

· Всё тело покрыто перьями, которые защищают от холода.

Пальчиковая гимнастика «Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу, непременно каждый пальчик быть послушным научу»

Практическая деятельность. Рисование зимующих птиц без шаблонов, сначала с помощью карандаша, выделяя составные части тела птицы (голова круглая, туловище овальное, хвост — треугольный), затем в цвете восковыми мелками.

Заключительная часть.

Незнайка благодарит детей за рисунки, обещает ещё прийти в детский сад. Самооценка детьми достигнутых результатов: «…красную фишку пусть возьмёт тот, кому легко было справиться со всеми заданиями, а фишку синего цвета — кому было трудно».

Обсуждение. Подведение итога занятия.

Номинация: Детский сад, зимнее занятие в старшей группе, Конспекты занятий, НОД, занятия дефектолога
Название: Конспект занятия дефектолога в старшей группе «Зимующие птицы»

Источник: http://portal2011.com/konspekt-zanyatiya-zimuyushhie-pticy/

Ссылка на основную публикацию