Конспект занятия в подготовительной группе. календарь

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну времени или зачем человеку часы»

Конспект занятия в подготовительной группе

«Путешествие в страну времени или зачем человеку часы»

Цель: Формирование у детей представлений как о категории, напрямую не воспринимаемую органами чувств, обобщить знания детей о времени, совершенствовать умения детей определять время по моделям часов.

Задачи:

  1. Систематизировать знания детей о «кусочках времени»: сутках, недели, месяце, временах года, года;
  2. Формировать понятие о последовательности времени;
  3. Учить детей давать количественную характеристику мер времени;
  4. Познакомить детей с приборами, отсчитывающими промежутки времени (часы, календарь);
  5. Воспитывать уверенность, самостоятельность и умение планировать свою деятельность во времени.

Предварительная работа:

  • Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».
  • Наблюдение за отрезками времени в разное время суток, за особенностями деятельности детей или взрослых в то или иное время, наблюдение за положением солнца на небе,
  • Заучивание стихотворений «Двенадцать месяцев», считалка «Как запомнить дни недели?»
  • Чтение художественной литературы: стихотворения «Сколько дней в неделе?», «Хоровод месяцев», «Что такое сутки?», сказки «Девочка и время», «Кукушка в часах», «О чем говорили месяцы?», «Четыре лебедя», «Листок календаря», «Умная неделя», пословицы и поговорки о месяцах, загадки о частях суток.
  • Просмотр мультфильмов «Сказка о потерянном времени», «Двенадцать месяцев»
  • Дидактические игры: «Распорядок дня», «Деньки – недельки», «Времена года», «Эволюция вещей», «Кто когда спит?», «Река времени»
  • Словесные упражнения: «Я начну, а ты продолжи», «Скажи наоборот», «Что лишнее?»
  • Сюжетно – ролевые игры: «Семья. Распорядок дня», «Путешествие во времени»
  • Игры – инсценировки: «Неделя стройся», «Найди свой день», «День и ночь»
  • Участие в конкурсе «Вопрос – ответ»
  • Подвижные игры: «Лови, бросай, дни недели называй», «День и ночь», «Совушка – сова»
  • Работа с моделями «Дни недели», «Части суток», «Времена года»
  • Выставка рисунков «Мир часов», «День и ночь».
  • Экскурсия к Успенскому собору (посмотреть часы на башне)

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация. социализация, здоровье , художественное творчество, чтение художественной литературы

Ход занятия:

 Воспитатель: Дети, у нас сегодня необычное занятие, оно будет проходить у нас в зале. Посмотрите сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте поздороваемся с ними. здравствуйте! И так.

мы с вами готовились, собирали экспонаты для музея и наконец наступила торжественная минута – мы сейчас открываем наш мини-музей часов, давайте похлопаем.

звучит торжественная музыка – музей открыт! Мы с вами являемся первыми посетителями музея часов, прошу подойти и рассмотреть экспонаты поближе, и не забудьте правила поведения в музее. Звучит запись тикающих часов. Ну, что понравилось, все рассмотрели, а сейчас вспомните пожалуйста поговорки о времени и часах.

 Пословицы о времени

  • Время времени работник.
  • Много воды утекло с тех пор.
  • Москва веками строилась.
  • Спешить не спеши, а поторапливайся.
  • На хотенье – есть терпенье.
  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
  • Всего вдруг не сделаешь.
  • Часом море не переедешь.
  • Часы на стене, а время на спине.
  • Русский час – всё сейчас.
  • Одна нога тут, другая там.
  • Кто по годам, а мы по часам.
  • Солнышко нас не дожидается.
  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Тише едешь – дальше будешь.
  • Откладывать в долгий ящик.
  • Его только за смертью посылать.
  • Без году неделя.
  • Дважды в год лето не бывает.

 Молодцы. Прошу занять свои места.

Воспитатель читает стихотворение «Часы».

Часы секундам счет ведут,

Ведут минутам счет,

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

 За часом час, за годом год,

Часы всегда идут вперед.

Все надо делать по часам

Тогда доволен будешь сам.

 Воспитатель: А сейчас подумайте и скажите, зачем человеку нужны часы?(ответы детей Зачем нужны часы?)

 Дети: «Папа бы не знал, когда идти на работу», «Мы бы пошли на день рождения к Мише, а времени бы не знали. Пришли – а там уже никого нет. И мы бы расстроились», «Пошли бы в магазин игрушек – а он закрыт», «Везде бы опаздывали», «Мы бы могли опоздать на поезд или на самолет»)

 Воспитатель: Как вы думаете, как люди раньше жили без часов? Как люди определяли время. Ведь было же такое время, когда часов не было. Как же без них обходились люди?

Оказывается, часы были и раньше, но в те давние времена они были другие — … живые!!! Живые часы — первая страница истории часов.

Ты, наверное, удивишься, но такие живые часы ты уже видел и их хорошо знаешь. Вспомни, какая птица утром кричит и всех будит? Петух! Да, оказывается, петух – это тоже «часы». Он всем показывает, что уже наступило утро. Это живой будильник!

Плюсы – живые часы всем доступны (их не надо покупать в магазине), они никогда не сбиваются со времени, они красивые и радуют глаз и т.д.

Минусы – живые часы нельзя взять с собой в комнату, в городах таких часов нет (петухи не живут в городе) и т.д.

 Солнечные часы — вторая страница истории часов.

Люди стали придумывать другие часы. Сначала они придумали солнечные часы.

Песочные часы! Ты видел такие часы? И еще сделали часы с водой. И назвали их как…? Дайте возможность ребенку придумать слово! Словотворчество, т.е.

придумывание слов – это лучшая умственная зарядка для дошкольника! В такой зарядке ему приходится проанализировать все известные ему слова, выделить механизм их образования и создать свое слово…водяные часы. А еще их можно было бы назвать водные.

Какие вы у меня молодцы, сколько всего знаете.

 Речевое упражнение «часы».

Говорят: часы стоят.

Говорят: часы спешат.

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но часы висят на месте.

 Воспитатель: В современном мире часы являются неотъемлемой частью нашей жизни. Люди стали придумывать новые часы. И придумали много механизмов для часов. Сейчас существует очень много разных часов. Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.

 А часы, которые висят на стене называются – как? (Настенные).

Часы, которые носят на руке, называются – как? (Наручные).

Нас по утрам будят часы, которые называют – как? (Будильник).

Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные). Есть еще часы электронные, водонепроницаемые, противоударные и т.д.

 Воспитатель: Давайте обобщим увиденное и выделим основное, что же общего есть у всех часов?

– длинная стрелка – минутная

– короткая стрелка часовая

– тоненькая стрелка – секундная

– циферблат – цифры от 1 до 12

 Воспитатель: Мы с вами, в основном, пользуемся бытовыми часами, которые имеют циферблат, с нанесенными на него цифрами, и стрелки. Как правило их три и они разные по внешнему виду и имеют разное предназначение: толстая, короткая стрелка , движется по кругу очень медленно – она показывает часы;

длинная (большая) стрелка движется быстрее и показывает минуту;

очень тонкая, быстробегущая стрелка – секундная.

 Дети: Час – это длинный промежуток времени, минута – короткий. Секунда очень скоротечна, мы их не замечаем. Из секунд складываются минуты, из минут – часы. В одной минуте – 60 секунд; одном часе – 60 минут или 3600 секунд.

Из часов складываются дни-сутки. ДАВАЙТЕ вспомним части суток

 Физминутка “Утро – вечер”

 Воспитатель: У вас на столах лежат модели часов, посмотрите и скажите, чего не хватает? Цифр на циферблате. Давайте это исправим.

Молодцы, вы все замечательно справились с заданием.

 Пальчиковая гимнастика: «А часы идут, идут. »

А часы идут, идут,

Иногда вдруг отстают.

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!

Если их не заведут,

То они совсем встают.

 Воспитатель: Теперь, покажите мне, пожалуйста, часики глазками: посмотрите вправо, посмотрите влево (зарядка для глаз).

А сейчас покажите мне, пожалуйста, часики языком (артикуляционная гимнастика).

«Выставите правильно время на часах»

Шуточное стихотворение:

Кот Антипка жил у нас,

Он вставал с лежанки в час,

В два на кухне ел сосиски,

В три – сметану ел из миски

Он в четыре умывался,

В пять по коврику катался,

В шесть тащил сельдей из кадки,

В семь играл с мышами в прятки,

В восемь – хитро щурил глазки,

В девять – ел и слушал сказки,

В десять – шел к лежанке спать,

Потому что в час вставать.

 Воспитатель: А теперь прослушав стихотворение выполните задание, выставите на часах время во сколько кот Антипка что делал.

«В три сметану ел из миски». (Три часа)

«В шесть тащил сельдей из кадки». (Шесть часов)

«В семь играл с мышами в прятки». (Семь часов.)

«В восемь хитро щурил глазки». (Восемь часов.)

Воспитатель: Дети вы любите собирать пазлы? Тогда я предлагаю следующее задание.

Собери пазлы (разные виды часов) назвать их.

Воспитатель: Дети, а какие башенные часы вы знаете? (Ответы детей)

Молодцы, правильно. Кремлевские куранты, они находятся в столице нашей Родины – городе Москве, расположены на Спасской башне, по этим часам живет наша страна. Самыми главными являются Кремлевские часы.

Каждый новый день начинается и заканчивается боем часов на Спасской башне. А у нас в городе есть большие часы? Да, они расположены на башне Успенского собора, мы их с вами видели когда ходили на экскурсию.

 Подведение итога занятия

Музыкальное завершение занятия, игра-танец “Часики” под музыку из мультфильма «Фиксики»

Источник: https://kuznecova-hh-egords6.edumsko.ru/folders/post/1190886

Подробности Категория: Конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе.

Тема: «Праздники в нашем доме: День рождения. Именины»

                                                              Автор: Лопандина Надежда Павловна

Программные задачи.

 Раскрывать перед воспитанниками значение имени для человека; дать каждому ребёнку знание о святом покровителе, чье имя он носит; закреплять такие понятия как святой, Ангел-Хранитель, день Ангела, именины; развивать познавательную активность, коммуникативные навыки и творческие способности детей; на примерах жизни святых покровителей; воспитывать у детей христианские добродетели и стремление следовать им в жизни. Воспитывать любовь к родной культуре.

Оборудование: мультимедийная установка, картины, семейные фотоальбомы, праздничный стол, дерево с подарками, презентация.

Ход занятия.

1.Приветствие.

 Рассматривание фотографий с праздниками.

– Ребята, какие события изображены  на иллюстрациях?

– Как вы думаете, о чём сегодня мы поговорим?

– Послушайте стихотворение и определите о каком празднике идёт речь?

Почему и отчего

К нам пришло веселье,

Ведь уже не Новый год

И не новоселье?!

Но не зря нам сейчас

Весело с друзьями.

Что у нас? Что у нас?

Отгадайте сами ?

Почему и отчего

Лампы светят ярко,

И кому-то в этот день

Дарим мы подарки?!

И не зря этот час

Пироги с вареньем.

А у нас , а у нас

Праздник – ( день рождения!)

– Ребята, расскажите о традициях празднования Дня рождения в вашей семье. (дети рассказывают о семейных традициях празднования Дня рождения)

– Ребята, давайте праздновать День рожденье Танюши.

(Выбираем Танюшу)

Звучит музыка для Василисы.

Входит Василиса со своими друзьями.

Сценка «День рождения»

Стук в дверь

– К нам на занятия тоже пришли гости.

(Выходит Василиса)

Василиса:

– Здравствуйте, гости! Здравствуйте, ребята.

Дай Бог тому, кто в нашем дому.

Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем!

Читайте также:  Праздник хлеба в детском саду. сценарий. подготовительная группа

Василисою Премудрою зовусь,

Вам сегодня низко поклонюсь!

Принимайте гостей, с нами будет веселей.

А пришла я не одна, со мной мои друзья.

ЛИСА: (поёт)

– Я веселая лисичка,

Я Лисичка- всем сестричка,

Хвостик рыжий у меня,

Посмотри, как хороша.

Я на праздник так спешу.

Опоздать я не хочу.

Игры, пляски там, веселье

И хорошее настроение.

Еще раз взгляну на приглашение. (Достает приглашение)

Ой, какое красивое! (Читает)

Приглашаю на веселье,

Ко мне домой на день рождения.

Таня.

(Лиса рассматривает корзину)

– Я корзиночку купила,

В неё подарок положила.

Здесь чудесная игрушка,

Будет рада ей Танюшка.

(Летит воробей)

ВОРОБЕЙ:

– Я порхаю целый день,

Но немного я грущу,

Я друзей иметь хочу.

ЛИСА:

– Привет, дружочек Воробей

Слёзы вытри поскорей

ВОРОБЕЙ:

– Ты сказала мне «дружок»

Повтори еще разок.

ЛИСА:

Ты теперь дружочек мой,

Я возьму тебя с собой.

У Танюши день рождения.

Таню очень я люблю,

Ей подарочек несу.

ВОРОБЕЙ:

– Ах, как здорово, Лиса.

А что же подарю ей я ?

Может зернышко свое?

Утром я нашел его.

А, быть может, червячка?

Земляного, вкусного.

ЛИСА:

– Червяков не ест Танюшка,

Наша милая подружка.

Лучше песню сочини

И ей песню подари.

ВОРОБЕЙ:

– Чик – чирик! Чик – чирик!

Ах, какое наслаждение,

Что лечу на день рождения.

Воспитатель:

Дорогие гости, а быть может вы к нашей Танюше спешите на праздник?

Посмотри сколько у неё гостей!

ЛИСА и ВОРОБЕЙ:

– С днем рождения поздравляем!

Много радости желаем! (Дарят подарки)

ТАНЯ:

– Спасибо, друзья!

Василиса:

      – Жаль мне с вами расставаться, но пришла пора прощаться

(гости уходят)

Ребята, а мы с вами давайте поздравим Таню и споём ей «Каравай».

– В  круг большой вставайте!

Громче, музыка, играй!

Для Танюши мы сегодня

Испечём – ка  каравай!

(дети играют в игру «Каравай»)

Как на Танин День рожденья

Испекли мы каравай.

Вот такой ужины.

Вот такой ширины.

Каравай, каравай,

Кого хочешь выбирай (выбирает ведущего)

ВЕДУЩИЙ:

Я люблю, признаться всех,

Но а больше всех.

Воспитатель:

Ребята, сегодня я вам расскажу об Именинах или Дне Ангела.

Именины – это особый праздник, праздник святого в честь которого мы носим имя.

Кого называют святыми?

Святые – это особые люди. Они жили  праведной жизнью, всех любили, а кто их обижал, они их прощали. Святые всегда помогали бедным.

Сотни имен издавна хранит церковная книга- месяцеслов. Имена принадлежат великим святым и расположены по дням и месяцам года.

Издавна в народе живет вера, что этот святой, в честь которого мы носим имя- наш покровитель, заступник на всю жизнь. Он помогает в трудные минуты жизни. Полезно знать день памяти святого, имя которого мы носим, потому что- это день именин. Каждое имя имеет значение:

Святая Ольга- святая, великая (сканд.)

Андрей – мужественный,

Екатерина – чистая,

Александр – защитник.

Ребята, а вы знаете, в честь какого святого вы носите имя?

(ответы детей)

Рассказ ребенка о святом Александре.

Рассказ ребёнка о преподобном Сергии.

Рассказ о святой Татьяне.

– Именины- этот день называют еще Днем Ангела.

– Ребята, а кто такой ангел?

– Рассматривание картины И.Туполева «Крестины»

– Кого изобразил художник на картине?

– Где происходит действие на картине?

– Что делают изображённые люди?

– Какие краски использовал художник?

– При крещении Бог каждому человеку даёт Ангела – хранителя.

(показ изображения ангела)

– Чем отличается изображение ангела от человека?

Чтение стихотворения «Ангел»

– Кем автор называет ангела в стихотворении?

– У тебя есть Ангел Божий

Светлый, верный, лучший друг.

Он всегда придет на помощь,

Если что случится вдруг.

Ангел рядышком с тобою

И невидомо хранит,

А когда ты непослушен,

Он расстроен и грустит.

От упрямых и врунишек

Ангел может отойти,

А тебе такого друга

В целом мире не найти.

– От каких детей Ангел может отойти?

– Как празднуют день рождения вы знаете. А как нужно праздновать именины мы узнаем из рассказа “Именины”.

1). Чтение и анализ рассказа “Именины

– Близился день именин Лизы. Что ей подарят в этом году? Вечером мама позвала Лизу:

– Ты теперь большая девочка,- сказала она. –Ты должна знать, что значит день именин. Это день твоего Ангела, день, когда церковь прославляет святую Елизавету, имя которой ты носишь. Завтра мы пойдем в храм, ты постарайся вспомнить обо всем плохом, что ты сделала и постарайся набраться решимости никогда больше так не поступать.

Утром Лиза проснулась раньше всех. Рядом с кроватью Лизы, стоял стол с подарками. Лиза стала смотреть подарки. Там был крендель от тети Ани, большая кукла от папы, чайная посуда от мамы, лото от Феди, и несколько книжек с картинками.

Лиза прижала к себе куклу и танцевала вокруг столика.

Потом Лиза в белом платье и с белыми бантами в косичках была в церкви.

Когда Лиза причащалась, она затаила дыхание и старалась не думать о плохом. Все люди в церкви стали для нее милыми и Лизе захотелось сделать всем что-нибудь приятное, подарить что-нибудь. Она извинилась, когда толкнула тетю, уступила дорогу старичку с палочкой. Всех- всех она жалела и любила в эту минуту.

Весь этот день был хорош. Были гости, сладкий пирог, играли в саду. Но, ложась спать и вспоминая свои именины, Лиза почувствовала, что все-таки самое лучшее было в церкви, когда она полюбила всех людей. И ей показалось, что она чуть-чуть не увидела своего Ангела. Мама сказала ей, что Ангелов люди не могут видеть, но могут чувствовать глазами своего- сердца.

– Как мама объяснила Лизе, что значит день именин?

– С чего начались именины Лизы?

-Куда пошли героиня рассказа?

-Что произошло с Лизой в церкви?

-Как праздновала Лиза свои именины?

-Увидела ли Лиза своего Ангела Хранителя?

Ребята, а знаете ли вы День своего Ангела?

Воспитатель:

На свете много красивых имён.

– Как вы думаете чем можно украсить своё имя?

Чтение стихотворения «Не имя красит человека» Н.Григорьевой.

– Спорили мы очень долго,

Чье же имя красивей-

Александр, Владимир, Ольга,

Эдуард, Олег, Андрей?

– Спориться так неприлично,-

Няня нам совет дала.-

И не имя красит личность-

Красит имя лишь дела

Коль прославишься обманом,

Так вруном и будут звать.

Кто же станет хулигана

Александром называть?

Будешь ты без дела драться,

Будут звать все драчуном.

Станешь часто задаваться,

Прослывешь ты хвастуном.

Имена же ваши, знайте-

Все красивы- спору нет!

В чистоте их берегите,

Берегите с юных лет.

– Что значит в чистоте беречь имена?

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, у нас есть волшебное «Дерево желаний».

– Чем украшено дерево?

– У каждого из вас есть День Именин или День Ангела. Каждый из вас возьмёт подарок и подарит с пожеланием другу.

(дети снимают подарки и с пожеланием дарят друг другу)

Звучит музыка «Смешной человечек»

Вбегает Карлсон

– Куда это я попал?

– А чем вы здесь занимаетесь?

– А что за праздник День рождение?

– Что делают на этот праздник?

– Я что – то ни припомню, что это за праздник Именины, День Ангела?

– А как его праздновать можно?

– Что – то я не видел своими глазами Ангела, чем его можно увидеть?

– Я заранее вас поздравляю с праздниками: Днём Рождения и Именинами.

Карлсон дарит детям шарики.

Источник: http://lebds3.org.ru/index.php/konsp-pravoslavie/902-konspekt-otkrytogo-zanyatiya-v-podgotovitelnoj-k-shkole-gruppe

Конспект занятия Времена года для детей подготовительной группы с использованием ИКТ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ВРЕМЕНА ГОДА»

(подготовительная группа)

Цель: закрепление знаний о временах года, месяцах.

Задачи:

закрепить знания о временах года и месяцах;

включить детей в процесс «создания календаря»;

развивать речь, творческую активность детей.

Оборудование:

Демонстрационная – картина «Что перепутал художник?»

календарь

сюжетные картинки о временах года.

Раздаточный материал:

Раздаточные – фишки, обозначающие времена года (на каждого ребенка)

листы бумаги по количеству детей

карточки с фото месяцев на каждого ребенка

клей-карандаш

медали-оценки в виде смайлика.

Ход занятия

Воспитатель: – Ребята, вы не слышите? Кажется у нас кто-то шуршит в спальне…

– Давайте я посмотрю, кто к нам забрался. Посмотрите , у нас гости! Что за птица к нам прилетела? (Сова) Правильно сова!

– Здравствуй, тетушка Сова! С чем к нам пожаловала?

Тетушка Сова: Здравствуйте, ребята! Зима в лес пришла, скучно стало в лесу, тихо. Решила я стать художником. Нарисовала свой лес и себя не забыла, да приукрасила все, чтоб мне веселее было. Захотелось мне свой рисунок вам показать. Посмотрите-ка, как красиво!

(Сова показывает картину: зимний пейзаж, цветут цветы, под деревьями растут грибы, на деревьях зеленые листья, бродит по лесу медведь)

Воспитатель: Давайте посмотрим, дети! Ой, сова, хорош твой рисунок! И лес твой нарядный и ты красавица! Но только что-то тут не так. А вы дети заметили? Что вы заметили? Что перепутала сова? (Ответы детей)

– Дети, а что мы сейчас называли? (Признаки времен года)

– Эх, ты тетушка — сова, большая голова! Самого простого не заешь! Не бывает зимой цветов, насекомых, грибов, листиков зеленых, а медведь и вовсе в берлоге спит! Все ты, сова перепутала! А вот наши ребята все твои ошибки нашли, потому что они все про времена года знают. Давайте дети поучим нашу гостью уму-разуму. Садитесь за столы, и ты, сова, тоже садись с нами, слушай и запоминай!

– Скажите, пожалуйста, какой сейчас месяц идет? (Январь)

– А к какому времени года относится этот месяц? (К зиме)

— Кто из вас родился зимой?

– А как вы узнаете, что скоро день рождения? (по календарю)

– Что еще можно узнать, посмотрев на календарь? (Число, месяц, день недели)

– Ребята, я вам тоже приготовила календарь. Посмотрите, на мой календарь и скажите чего на нем нет? (месяцев, дней недели, чисел.) А по нему можно определить время года? (Да) А как это сделать вы мне расскажете? ( Этот календарь похож на часы. Он круглый, у него есть стрелка. Круг разделен на четыре части; каждая часть закрашена разным цветом: голубым, зеленым, красным, желтым)

– Посмотрите внимательно на мой календарь. Как вы думаете, каким цветом обозначена Зима? Весна? Лето? Осень? (Ответы детей)

Тетушка Сова: Какие вы молодцы, все знаете. А вы сможете, отгадайть мою загадку? (Да) Ну, тогда слушайте.

Ежегодно приходят к нам гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.

(Времена года)

– Назовите времена года (Весна, лето, осень, зима)

( В соответствии с ответом детям показываются слайды разных времен года)

– Какое сейчас время года? (Зима)

— Какое было до этого? (Весна)

— Какое было после весны? (Лето)

— Какое будет после лета? (Осень)

– На столах у вас лежат фишки, с помощью которых вы можете построить модель года.

– Положите фишки на своих карточках в ряд, начиная слева направо, чтобы у вас получился год.

– Почему, вы начали строить год с голубой фишки? (Потому что, она обозначает зиму, а новый год начинается зимой) А какое время года придет за зимой? (Весна). Каким цветом обозначена весна? (И так далее.)

Читайте также:  Как мыть окна

Тетушка Сова: Вы все правильно разложили фишки, а теперь ответьте на вопрос: может ли сразу после осени наступить весна? (Нет).

Тетушка Сова: А почему? (Потому, что времена года ходят друг за другом и не обгоняют друг друга)

Тетушка Сова: Посмотрите на календарь. Здесь каждое время года разделено еще на три части. Что это? (Месяцы) Сколько месяцев у каждого времени года? (По три месяца.)

Тетушка Сова: А вы сможете их назвать? (Дети называют месяцы)

Воспитатель: Что-то мы засиделись, пора нам поиграть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Цель: снятие усталости, напряжения, восстановление энергии перед выполнением учебной задачи.

Проведение:

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают –

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

(имитация движений)

Воспитатель: — Сегодня на занятии мы поговорили с вами о временах года и месяцах, а сейчас каждый создаст свой календарь, чтобы потом вписать в него праздники и дни рождения членов семьи.

Тетушка Сова: А можно мне с вами. Попробовать составить календарь? (Да)

Воспитатель: — Ребята, мы должны постараться выполнить на занятии всё намеченное, работать дружно, сообща. Если всё получится, вы унесете домой готовые календари.

– Готовы? Тогда в путь! Всем желаю успеха!

– Сколько всего времен года?

– Назовите времена года по порядку.

– Кто сможет обозначить времена года карточками? (дети по желанию подходят к педагогу: находят нужную карточку и прикрепляют ее к доске)

— Времена года следуют друг за другом по кругу и образуют год.

– Сколько месяцев в каждом времени года?

– Кто может вспомнить названия месяцев?

– Давайте расположим месяцы по порядку. (Дети располагают карточки по порядку, сначала на доске, затем на листках бумаги, индивидуально, объясняют свои действия).

Когда «календарь создан», педагог задаёт вопросы:

– Как вы думаете, зачем людям знать времена года и названия месяцев? (предположения детей)

Воспитатель: Тетушка Сова мы тебе хотим подарить этот календарь.

Тетушка — сова благодарит детей, прощается и улетает, дети провожают ее.

Метод «Смайлики-медали»

Цель: осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, самооценка себя, своего поведения на занятии.

Вопросы:

– Что нового узнали на занятии?

– Что понравилось?

– Что показалось трудным?

Педагог привлекает внимание детей к медалям-оценкам, которые лежат на столах.

– Это не простые смайлики, это медали-оценки. С одной стороны они белого цвета, с другой – оранжевого. Если вам понравилось занятие, покажите мне оранжевую сторону медали, если занятие вам не понравилось, покажите белую строну медали.

А теперь этими же медалями каждый из вас оценит, как он работал на занятии. Прикрепите к доске медаль оранжевой стороной, если считаете, что вы занимались хорошо. Белый цвет означает, что вам не понравилось, как вы занимались. Работали вы на занятии хорошо или плохо?

(Педагог не акцентирует внимание на том, как дети себя оценили, но берет себе на заметку, у кого завышенная или заниженная самооценка, а кто боится отвечать на занятиях.)

– Как вам кажется, а мне понравилось или не понравилось, как вы занимались?

– Вот видите, как много мы сделали на занятии: вспомнили и читали названия времен года, месяцев, создали календарь, вспоминали, когда у вас дни рождения! Мне понравилась ваша работа на занятии. Спасибо! Дома вы впишете в свои календари дни рождения мамы, папы, бабушек и дедушек и названия праздников.

Источник: http://sundekor.ru/kursovaya-2/konspekt-zaniatiia-vremena-goda-dlia-detei-podgotovitelnoi-gruppy-s-ispolzovaniem-ikt/

План – конспект НОД для подготовительной группы «Путешествие в математическую сказку» | Конспекты занятий, ООД | Конкурсы для воспитателей / Журнал «Педагог ДОУ»

Автор: Апанасенко Светлана Евгеневна

Организация: МАДОУ д/с № 2

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

Цель: выявить уровень знаний детей по математическому развитию.

Задачи:

  • закреплять знания о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике), составе числа «3» из единиц;
  • тренировать детей в умении отгадывать математические загадки-задачки;
  • продолжать учить детей составлять из геометрических фигур различные предметы;
  • формировать умение понимать отношения между числами в числовом ряду, соотносить цифру с количеством предметов;
  • закреплять знания детей о названии города, в котором они живут, растениях нашего края; о времени года и месяце;
  • закреплять умение правильно применять математические знаки;
  • развивать внимание, комбинаторные способности.

Оборудование: эмблемы для команд, карандаши, листы бумаги с заданиями, заготовки с геометрическими фигурами, песочные часы, квадраты на каждого ребенка, ножницы.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, его тема «И прекрасна и сильна Математики страна». Вы должны показать свои знания будьте находчивыми и отвечайте на вопросы.

– Ребята, у каждого из вас на груди эмблема, на которой изображено солнышко или радуга. Мы разделимся на две команды, значит, одна команда называется «Солнышко», а вторая «Радуга». Команды будут соревноваться между собой.

А в конце занятия мы узнаем какая из команд выполняла задания правильно, команда, которая станет победителем получит призы. Сейчас я прошу вас присесть на свои места, чтобы выполнить задания.

Команда  «Солнышко» сядет возле окна, команда «Радуга» за соседний ряд.

Задание называется «Реши головоломку»

– Ребята, у каждого из вас на столе лежит вот такая заготовка с заданием. Пустые клетки надо заполнить так, чтобы фигуры не повторялись ни в одном из рядов. Не в верхнем, не в среднем, не в нижнем рядах. Использовать можно только эти три фигуры: круг, квадрат и треугольник. Посмотрим какая из команд правильно выполнит это задание.

Вопросы детям: -Тимур, как расположены фигуры в верхнем ряду- круг, квадрат, треугольник. Правильно заполнил верхний ряд Тимур? Правильно.

– Арсений, какие фигуры в среднем ряду? Квадрат, треугольник, круг. Олег, правильно Арсений заполнил средний ряд, не повторяется он с верхним  рядом по расположению фигур в нем? Правильно.

– Вика В. Какие фигуры в нижнем ряду? Треугольник, круг, квадрат. Это правильный ответ Никита З. Да. Обе команды правильно справились с заданием.

– Давайте встанем и пройдем дальше для выполнения следующего задания.

Следующее задание называется «Математическая разминка».

Каждой команде нужно будет отгадать математические задачки-загадки за определенное время, пока сыпется песок, как только он закончится время вышло.

Задачки-загадки для команды «Солнышко» время пошло.

– На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

Сколько стало щенят? (Двое)

– Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать-

Кто их сможет сосчитать?  (Четыре жука)

– Шесть веселых поросят

У корытца в ряд стоят.

Тут один улегся спать,

Сколько стало поросят?  (Пятеро)

– В снег упал Сережка,

А за ним Алешка,

А за ним Маринка,

А за ней Иринка,

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?  (Пятеро)

А сейчас задачки-загадки для команды «Радуга». Время пошло.

– Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел:

Два под березой,

Один у осины.

Сколько их будет в плетеной корзине? (Три)

– Я нашел в дупле у белки

Девять штук орешков мелких.

Вот еще один лежит,

Мхом заботливо укрыт,

Ну и белка – вот хозяйка!

Все орешки посчитай-ка.  (Десять)

– Семь детей в футбол играли

Одного домой позвали.

Смотрит он в окно, считает:

Сколько всех друзей играет?  (Шестеро)

– Я рисую кошкин дом:

Три окошка, дверь с крыльцом,

Наверху еще окно,

Чтобы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки.  (Четыре)

– Какая из команд «Солнышко» или «Радуга» справилась с заданием быстро и правильно?

– Следующее задание называется «Составь из геометрических фигур животное».

Команда «Солнышко» подходит к этому столу. Задание для вашей команды такое – из пяти треугольников вы все вместе должны составить кошку.

– Команда «Радуга» составит из пяти овалов зайца.

– Какая из команд составила животное? У всех получилось? Обе команды справились с заданием. А какая из команд была быстрее?

Физ. Минутка «А ну-ка, посчитай-ка».

– Ребята, вам нужно всем встать в круг, держась за руки. Пока звучит музыка вы бегаете по кругу. Когда музыка останавливается, я называю число, например 3. Вы должны встать в кружок по трое. Начинаем игру. Игра продолжается несколько раз. Называю такие числа – 2, 4, 3.

– Ребята, а сейчас я хочу предложить вам вспомнить в каком городе мы живем? Как он называется? Правильно, город Белгород. Много красивых мест в нашем городе парков, аллей и улочек. Какое сейчас время года Никита В.? Весна, правильно. Настя Е.

какой сейчас месяц?  Я не случайно задала этот вопрос Никите и Насте. Весной наш город особенно красив.

Почему как вы думаете, ребята? Под теплыми весенними лучами начинает оживать все вокруг, и совсем скоро появятся первые весенние листочки на деревьях, трава, а за ней вырастут цветы.

Следующее задание будет для обеих команд. Какая из команд назовет больше цветов.

Задание «Цветок назови».

– Молодцы, обе команды хорошо отвечали, а какая из команд справилась лучше, давайте спросим у наших гостей. Какая команда назвала цветов больше «Солнышко» или «Радуга».

– Это задание было для вас не сложным. Поэтому я решила, продолжить задания  цветами. Оно будет называться «Необычные цветы». Задание для двух команд.

– Я вам принесла сегодня вот такие необычные цветы. Состоят они из геометрических фигур (на доске прикреплены цветы).

Вопросы детям:

– Арина К. назови все геометрические фигуры, которые ты увидела в этих цветах.

– Настя К. сколько треугольников у этого цветка? 5.

– Вика У., найди карточку с цифрой 5. Положи ее на стол.

– Сколько квадратов у этого цветка Маша Т. 8. Положи ее на стол рядом с цифрой 5.

– Что больше 5 или 8? Олег, какой нужный знак сравнения нужно положить между цифрами? Выкладывай его.

– Сколько овалов у этого цветка? 7. Марина найди и положи на стол цифру 7.

– Сколько прямоугольников у этого цветка? 6.

– Ева, найди и положи карточку с цифрой 6 рядом с цифрой 7.

– Какая из цифр больше, и какой знак сравнения надо взять. Владик, выкладывай знак на столе между цифрами.

Какая из команд была лучшей?

– Ребята, сейчас я предлагаю вам, вернутся за столы на ваши места.

Следующее задание называется «Сложи и разрежь».

Слушайте внимательно. У каждого на столе лежит квадрат.

– Команде «Солнышко» нужно сложить и разрезать квадрат так, чтобы получилось два треугольника у каждого. Команде «Радуга» нужно сложить и разрезать квадрат так, чтобы получилось два прямоугольника у каждого. Задание всем понятно. Тогда берите квадраты, когда будете  брать ножницы держать их нужно вниз острыми концами.

– Какая из команд справилась с этим заданием?

– А какая из команд, была лучшей и стала победителем сегодня? Обе команды были активны, правильно выполняли задания.

– Вот эти призы для вас.

Литература:

1. Метлина Л. С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984.- 256с., ил.

Читайте также:  Сценарий проведения 1 сентября

2. Коротовских Л. Н. Планы-конспекты занятий  по развитию математических представлений  у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013.224 с., илл.

3. Фалькович Т. А., Барыкина Л. П. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в Учреждениях дополнительного образования.- М.: ВАКО, 2007. – (Дошкольники: учим, Развиваем, воспитываем).

Источник: http://www.pdou.ru/categories/1/articles/1922

№ 542 Конспект НОД (познание) в подготовительной к школе группе. Тема: «Знакомство с календарем»

Лазарева Ирина Николаевна

МБДОУ д с № 14»Сказка»,

Челябинская область, г.Верхний Уфалей.

Воспитатель

Конспект НОД (познание) в подготовительной к школе группе.

Тема: «Знакомство с календарем»

Цель: Познакомить детей с календарем.

Задачи:

Закрепить названия дней недели, месяцев;

Развивать умение ориентироваться в пространстве;

Упражнять в уменьшении и увеличении чисел в пределах 10 на единицу;

Развивать  мыслительные операции, умение понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

Демонстрационный материал: карточки с кругами (от 1 до 7), набор цифр (от 1 до 12), различные виды календарей, палочки Кьюзенера.

Ход НОД

Организационный момент: Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Воспитатель.

В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево, В центре круга соберемся, И на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем,

И занятие  начнем. (Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)

Я для вас приготовила волшебный мешочек.  В мешочке находится сюрприз, который я приготовила для вас. Но для того чтобы развязать мешочек, надо выполнить приготовленные мною задания. Если вы справитесь, то вам достанется сюрприз.

Артикуляционная гимнастика:

Упражнение: «Улыбка»

Упражнение: «Заборчик»

Упражнение: «Трубочка»

Упражнение: «Лопаточка»

Задание 1: Отгадай загадку

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний.

В: Что это за братья? (Дни недели)

Воспитатель выбирает 7 детей и раздает им карточки с черными кругами (от 1 до 7). Ребенок с карточкой, на которой изображен один круг, делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой следующий день?». Выходит второй ребенок, у которого карточка с двумя кругами, и говорит: «Я – вторник. Какой день следующий?». И т.д

В: Вы хорошо знаете дни недели. А сейчас я предлагаю вам ещё одну загадку:

Двенадцать братьев друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.

Что это за братья? (Месяцы)
Воспитатель выбирает 12 детей и раздает им карточки с цифрами (от 1 до 12). Ребенок с цифрой 1 делает  шаг вперед и говорит: «Я – январь, зимний месяц. Какой месяц следующий?» Выходит второй ребенок с цифрой 2 и говорит: «Я – февраль, зимний месяц. Какой месяц следующий?»

В: Вот и повторили мы месяцы года. А как люди узнают, какой сегодня день, какой месяц? (С помощью календарей.)

В: Подойдите к столу и скажите, что здесь лежит? (Календари)

В: Рассмотрим календарь. Где здесь неделя? Что это за цифры? (Дни недели, дни месяца)

В: Как вы определите месяц? (Написано название, отдельные колонки с цифрами.)

В: Календари бывают настольные, настенные, перекидные, отрывные). Почему они так называются? (ответы детей)

Задание 2

В: Ребята, я знаю, что вам очень нравится выполнять разные задания с

цветными палочками Кюизенера. А сейчас быстро каждый построит

цветную лестницу. Что у нас получилось? (числовой ряд)

– Скажите, пожалуйста, самая длинная палочка – это, какое число?

(Это десять, оранжевого цвета, первая ступенька лестницы.)

В:А самая короткая? ( Это единица.)

В: А насколько отличается одна ступенька от другой? (На единицу.)

В:  Покажет шестую ступеньку? Какое число она обозначает? Какая ступенька короче её? Какая длиннее? На сколько?

(Шестая ступенька – цифра шесть, фиолетового цвета, короче её на единицу  пятая ступенька – желтого цвета, а длиннее её на единицу седьмая

ступенька, она черного цвета)

В:  Кто скажет, где находится ступенька с цифрой 8? Какого она цвета? Какая она по счету сверху? Снизу? Какая ступенька выше её на единицу? Какая ниже? (ответы детей)

В: Ребята, подберите разные варианты числа 6. Выложите их перед собой. Какие варианты получились? (5 и 1; 1 и 5; 2 и 4; 4 и 2; 3 и 3; 1и1 и1 и1и1 и1 и1).

Физминутка

Я прошу подняться вас – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вбок, вперед смотри это «три».

На «четыре» – поскакать.

Две руки к плечам прижать – это «пять».

 Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Задание 3 «Графический диктант» по выбору воспитателя.

Подведение итогов.

Источник: http://vospitately.ru/baza-publikaciy/publikacii/no-542-konspekt-nod-poznanie-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe-tema-znakomstvo-s-kalendarem/

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ФЭМП «Часы. Определяем время»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ФЭМП

«Часы. Определяем время»

Цель занятия: Познакомить детей с работой часов.

Задачи: 

Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, их роли в жизни человека.Учить составлять число 8 из двух меньших чисел и раскладывать его на 2 меньших числа.

Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления.Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Словарная работа:

Активизация – часовой, часовщик;

Пассивный словарь – циферблат.

Материалы

Для воспитателя: большой будильник, макет обычных часов, песочные часы, магнитная доска, треугольники разных видов и цветов, магнитные цифры, цветной песок, мерительная ложка, макет песочных часов, мяч.

Для детей: макет часов с движущимися стрелками, листы для самостоятельной работы, цветные карандаши.

Ход занятия:

I.Звенит звонок будильника, дети собираются вокруг него.

– Ребята, как вы думаете, что это за звук и откуда он?

Дети находят часы.

Верно – это часы. Человек, который их делает и ремонтирует, называется часовой мастер или часовщик. Место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская.

– От какого слова происходит название этих часов?

Давайте поиграем, и узнаем как называются другие часы:

– Висят на стене – (настенные)

– Стоят на полу – (напольные)

– Стоят на столе – (настольные)

– На руке – (наручные)

– Лежат в кармане – (карманные)

– Стоят на камине – (каминные)

II. А теперь давайте познакомимся с часами поближе

(дети присаживаются за столики)

Давайте познакомимся с часами (рассматриваем настоящие часы). Этот круг называется – циферблат движущиеся стрелки указывают на цифры – так мы узнаём, сколько времени в данный момент. Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты.

Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута – небольшой промежуток времени, а час – большой. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату, значит прошёл час, когда длинная стрелка на цифре 12, а короткая, например на 6 – это значит, что сейчас ровно 6 часов.

Давайте поиграем.

Для того, чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки. Поставьте обе стрелки на 12, сделайте это так как у меня (показывает). Сейчас они показывают ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку поставьте на цифру 1, а длинную минутную — на 12. Часы показывают ровно час.

Дети выполняют задание.

—        Сколько времени показывают ваши часы? (Ровно час.)

—        Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12. Поставьте минутную стрелку на 12, а часовую на цифру 2. Это значит сейчас ровно 2 часа. Который час показывают часы? (Ровно 2 часа.)

—        Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4 часа, большая стрелка часов всегда будет на цифре 12, а маленькая—около той цифры, которая показывает данный час.

—        Поставьте на своих часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 5 часов. Который час показывают часы? (5 часов.)

—        Как расположены стрелки? (Минутная, длинная стоит на цифре 12, а часовая короткая — на цифре 5.)

—        Поставьте стрелки так, чтобы часы показывали ровно 7, 9, 12 часов.

При этом воспитатель каждый раз просит детей рассказать, как должны быть расположены стрелки.

Физминутка.

Игра «музыка часов»

Воспитатель просит детей подняться на ножки и разделяет их на 3 команды.

1я команда – секунда (говорит: – «тик-так»)

2я команда – минутка (трут ладошки)

3я команда – часы (говорят:- «бом-бом»)

После нескольких репетиций по отдельности, дети говорят все вместе, получая «музыку часов»)

III.

– А теперь давайте посмотрим вокруг, где еще в группе у нас находятся часы?

– Правильно, календарь времен года и месяцев похож на циферблат часов. Действительно при помощи календаря тоже можно отделять время.

Правильно ли стоит стрелочка на наших календарных часах?

(дети исправляют календарные часы)

– Год состоит из времен года: зима, весна, лето, осень

– Из чего еще состоит год? – месяцы

– Сколько месяцев в году? – 12

– Сколько месяцев, и какие во временах года? (в каждом по 3 и название месяцев)

– Какое сейчас, время года, месяц, число?

– Из чего состоит месяц? – неделя

Игра неделька.

Воспитатель кидает мячи ребенку и говорит день недели, ребенку нужно ответить какой день недели идет следом.

Физминутка.

Дети проводят самлостоятельно. «У жирафа…»

IV. Воспитатель показывает детям матрешку.

– Давайте представим, наши часы в виде матрешки. Самая маленькая матрешка – это секунда. Она совсем маленькая – тик-так. Как вы думаете, что можно успеть за 1у секунду?

Дети пробуют сделать действие за секунду.

– Матрешка по больше, но тоже маленькая это минутка. Можно проверить, что можно успеть за 1у минутку.

Самостоятельная работа: На магнитной доске расположены 8 треугольников, в тетрадках у каждого ребенка нарисовано 8 треугольником. Детям необходимо за 1у минуту закрасить все 8 треугольников цветными карандашами. Как только минута проходит дети перестают раскрашивать.

– Сколько треугольников получилось закрасить у каждого из вас?

Пронумеруйте каждый треугольник по порядку.

В 1ом окошке ниже напишите сколько треугольников закрасили вы.

Во 2ом окошке напишите сколько треугольников вы не успели закрасить?

Дети по очереди называют свои ответы, воспитатель на доске составляет число 8 из двух меньших чисел.

V.- А теперь, снова посмотрите вокруг. Где еще в группе вы видите часы?

(дети находят песочные часы)

– Давайте их внимательно рассмотрим. Они состоят из двух конусов соединенных вместе, внутри – песок. На этих часах написано 3 минутки.

Мы с вами тоже можем сделать сои песочные часы и отсчитать на них время.

Дети проходят на ковер, застеленный клеенкой, садятся вокруг. На ковре в центре, лежат детали песочных часов, ложечка и цветной песок.

– Давайте представим, что каждый из нас держит в руке маленькую секундочку и именно ее мы добавим в наши песочные часы.

Дети добавляют в часовую колбу цветной песок и передают ложечку другому.

– А теперь давайте проверим сколько времени в наших песочных часа.

Часы ставят на видное место в группе и рядом ставят секундомер. Дети могут самостоятельно отмерять время своих песочных часов.

VI.Итоговая часть

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов? (Дети рассуждают). Как можно отмерять время кроме часов? Сколько же времени отмеряли наши часы? Вам понравилось всем вместе делать часы? Что было интересно? Что было трудновато?

Спасибо за работу.

Источник: https://www.InfoUroki.net/konspekt-otkrytogo-zanyatiya-v-podgotovitelnoy-gruppe-po-femp-chasy-opredelyaem-vremya.html

Ссылка на основную публикацию