Конспект занятия в детском саду в подготовительной группе. штриховка вертикальными линиями

Конспект занятия по графическому письму в подготовительной речевой группе «Лесная прогулка»

Конспект занятия в детском саду в подготовительной группе. Штриховка вертикальными линиями

Конспект занятия по графическому письму в подготовительной речевой группе «Лесная прогулка»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Сказка» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Подготовила воспитатель I категории Хабирова Ильмира Раисовна

Программное содержание: Закреплять представление детей о родном городе. Упражнять в умении изображать прямые и наклонные линии, круги, овалы, прямоугольники, умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать моторику пальцев рук, графические навыки, умение вместе начинать и заканчивать письмо. Воспитывать аккуратность, умение добиваться результата, адекватно его оценивать.

Оборудование: контейнеры с манкой и пшеном, суджок для массажа пальцев рук, лист бумаги в клетку, простой карандаш на каждого ребенка.

Приемы активизации: беседа, самомассаж пальцев рук, рисование на манке и пшене, пальчиковая игра, чтение стихотворения.

Ход занятия

Организационный момент: Сядет тот, кто назовет ласково: дом, город, двор, мост, сад, сквер, арка, театр, завод, лес, светофор, человек.

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

Городок наш маленькийРаскинулся меж гор.Окружен он лесом,

Велик его простор.

Люблю я Кумертау,Тут родина моя.Пусть будет вечно молод

Он так же, как и я!

Наш город действительно маленький, уютный, окружен лесом. Представьте себе зимний лес. Что есть в зимнем лесу?

Ответы детей

Воспитатель: А давайте изобразим зимний лес на листе бумаги в клеточку. Я буду показывать элементы на доске, называть место, где нужно изобразить эти элементы, а вам нужно правильно выполнить задание. Сначала разогреем наши пальчики. Возьмите колечки и поиграем в пальчиковую игру «Семья».

Пальчиковая игра «Семья» (самомассаж с колечком суджок)

Воспитатель: У вас на столах контейнеры с манкой и пшеном. Попробуем изобразить те элементы, которые будут нам нужны для нашей картинки.

Дети рисуют указательным пальцем на манке и пшене прямые линии, наклонные линии, овал, круг, прямоугольник

Воспитатель: А теперь возьмите лист бумаги, положите его правильно, возьмите простой карандаш и будем рисовать картинку. Готовы?

Дети: Готовы!

Воспитатель называет элемент, показывает его на доске, называет место на листе бумаги, где нужно изобразить, дети выполняют

Воспитатель: Получилась картинка? А теперь подумайте, как ее можно назвать.

Ответы детей

Воспитатель: Давайте так и назовем нашу картинку – «Лесная прогулка». Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть с пальчиками.

Пальчиковая игра «Братцы»

– Братец, принеси дрова! – Заболела голова!

– Средний, ты наколешь дров? – Я сегодня нездоров!

– Ну, а ты затопишь печку? – Ох, болит мое сердечко!

– Ты, меньшой, свари обед! – У меня силенок нет!

– Что же, сделаю все сам, но обеда вам не дам!

Голодать готовы? – Мы уже здоровы!

Воспитатель: Картинку «Лесная прогулка» мы нарисовали. Посмотрите внимательно и скажите, все ли у вас получилось?

Итог занятия

Источник: http://doshkolnik.ru/fauna/1834-gurami-medovyy.html

» Занятие по рисованию на тему «Сказочные домики» в старшей группе

Дошкольников старшей группы продолжают обучать навыкам художественного воплощения окружающего мира, сказочного или литературного сюжета, развивая композиционные умения, совершенствуя приёмы передачи характерных особенностей формы, цвета и деталей предмета.

Рисование детьми домиков любимых сказочных героев помогает отработать умения грамотного пространственного расположения частей объекта, прорисовки деталей и заполнения фона, учит правильной передаче пропорций и размеров предмета.

Кроме того, тема совершенствует технические навыки воплощения художественного замысла в рисунке, расширяет кругозор ребёнка, обогащает внутренний мир, учит передавать свои впечатления, эстетические переживания, пробуждает внутренний интерес к изобразительной деятельности.

Приёмы и техники, которые применяются в рамках темы «Сказочные домики»

Сказочный сюжет погружает ребёнка в удивительный таинственный мир фантазии и народной мудрости, судьбы персонажей полюбившихся сказок надолго остаются в памяти. Вместе с главным героем дети спасают принцессу, отправляются на поиск чудесных предметов, преодолевают коварные препятствия на пути к заветной цели.

Путешествуя по сказочной стране, можно побывать в замке доброй феи или на поляне заколдованного леса перед избушкой Бабы-Яги, спастись от волка в надёжном домике трёх поросят.

Причудливые сказочные домики становятся визитными карточками каждой истории, полноценными героями, без которых изображение сказочного эпизода становится пустым и безжизненным, утрачивает обаяние волшебства.

Классические техники:

  • Рисование простым и цветными карандашами.
  • Рисование восковыми мелками.
  • Рисование фломастерами.
  • Комбинированный способ (цветные карандаши и акварель, фломастеры или восковые мелки)
  • Рисование кистью с использованием гуаши — особенностью этого материала является его непрозрачность, что позволяет перекрывать слои новым цветом. Благодаря этой способности гуашь очень востребованный материал для оформления декоративных деталей.
  • Рисование кистью с использованием акварельных красок. Детей продолжают обучать грамотному набору краски на кисть и смешиванию для получения нужного цветового оттенка.

Детские работы в классических техниках (фото)

Рисунок цветными карандашамиРисунок акварельными краскамиРисунок цветными карандашамиРисунок восковыми мелкамиРисунок акварельными краскамиРисунок акварельными краскамиРисунок акварельными краскамиРисунок в комбинированной технике (восковые мелки и гуашь)Рисунок акварельными краскамиРисунок гуашьюРисунок гуашьюРисунок цветными карандашамиРисунок акварельными краскамиРисунок восковыми мелкамиРисунок акварельными краскамиРисунок в комбинированной технике (фломастеры и цветные карандаши)Рисунок цветными карандашами

Нетрадиционные техники

  • Пальчиковый рисунок — старшие дошкольники самостоятельно придумывают варианты использования рисования пальчиками в комбинации с классическими техниками.
  • Оттиск ладошки — старшие дошкольники наносят краску на ладошку кистью и делают оттиск самостоятельно, затем дорисовывают контуры и детали предмета.
  • Рисование каменной солью, крупами способом заполнения силуэта, предварительно смазанного клеем или присыпанием смазанного клеем контура предмета.
  • Проступающий рисунок — контуры предмета прорисовываются восковыми мелками или свечой на чистом листе бумаге, затем наносится верхний слой акварельными красками одного или нескольких цветов.
  • Штампирование — изображение предметов с помощью нанесения оттиска на бумаге, используя штамп и трафарет (поролоновый тампон, деревянные бруски, из овощей, фруктов, бросового материала и т. д.).
  • Граттаж — процарапывание очертаний рисунка по поверхности, загрунтованной воском или красками.
  • Ниткография — создание изображения из целых и мелко нарезанных нитей с помощью клея.
  • Монотипия — зеркальный перенос изображения с основы (целлофан, пластиковая поверхность, фольга) на лист бумаги.

Детские картинки в нетрадиционных техниках (фотогалерея)

Рисунок ватными палочкамиРисование крупойРисунок в технике ниткографииРисунок с элементами аппликацииРисунок в ладошковой техникеПроступающий рисунокРисование манкойРисование свечойРисунок по мокромуРисунок в технике монотипииработы в технике граттаж

Приёмы рисования в старшей группе

Старшие дошкольники усиленно работают над совершенствованием приёмов рисования карандашами, мелками и фломастерами, поскольку штриховка укрепляет мышцы кисти руки, развивает мелкую моторику и глазомер, следовательно, помогает подготовить ребят к письму.

  • Линия — может быть разной конфигурации (прямая, волнообразная, спиралевидная, ломаная и т. д.) и помогает изобразить контур, передавая очертания формы объекта, его размер и пропорциональное соотношение частей.
  • Штриховка — наиболее простой и эффективный способ цветопередачи и прорисовки фактуры предмета. Штрих — это не только самый популярный и доступный способ изображения предмета, но и прекрасный тренажёр для развития мелкой моторики и координации движений. Виды штриховки:
    • Хаотичная — штрихи ложатся в свободном направлении, затем дорабатываются дополнительной контурной прорисовкой силуэта предмета.
    • Вертикальная — плотные штрихи наносятся в вертикальном направлении. Регулировка силы нажима позволит добиться плавной смены разнообразных цветовых оттенков.
    • Диагональная — наиболее востребована для зарисовки силуэта предмета или фона.
    • Горизонтальная — довольно трудный, с точки зрения технического исполнения, приём, поскольку требует от ребёнка постоянной смены положения руки в процессе рисования.
    • Формообразующая — сложный и трудоёмкий вариант прорисовки формы предмета, например, солнца, цветка или облака.
  • Растушёвка помогает добиться разной глубины цветопередачи в зависимости от степени нажима карандаша. Более яркий и контрастный контур можно передать с помощью сильного нажима, при этом цветовая интенсивность силуэта предмета или фонового рисунка будет гораздо мягче.
  • Точка, ритмический мазок, примакивание кистью в технике рисования акварельными и гуашевыми красками.

Конспект занятия

В старшей группе программой предусмотрено одно занятие по рисованию в неделю. Согласно санитарным нормам продолжительность непрерывной самостоятельной работы детей не должна превышать двадцати-двадцати пяти минут.

Для активизации внимания и мышления малышей методисты и психологи рекомендуют проводить подвижные игры, физкультминутки, которые помогут снять психологические зажимы, умственную усталость, физическое напряжение от статического положения тела в однообразной позе.

Читайте также:  Игровая программа на тему «здоровый образ жизни» для младших школьников

Полезна и эффективна будет также пальчиковая гимнастика, способствующая расслаблению мускулатуры кисти руки.

Схема занятия

  1. Организационная часть (3–5 минут) — чтение сказки, загадок, стихотворений, демонстрация картинок, презентации, развивающего фильма или мультфильма. Информационный этап необходим для стимулирования у детей интереса к сказочному сюжету, изучение особенностей построения предмета изображения.

    Важно использовать сюрпризные моменты, элементы театральной или дидактической игры, которые пробуждают любознательность, познавательную активность и создают благоприятную творческую атмосферу.

  2. Практическая часть — воспитатель поясняет последовательность создания композиции и прорисовки предмета с опорой на схему (3–5 минут).

    Шестилетние дети уже знакомы с большей частью приёмов, поэтому боле свободны в реализации художественного замысла. Демонстрация картины или образца не должны использоваться для буквального воспроизведения, а только для пояснения и закрепления правильного понимания последовательности и приёмов исполнения задания.

    Работа производится с опорой на технологические карты, образцы или на основе свободного замысла детей. Алгоритм прорисовки дворца:

    1. В центре нарисовать основной прямоугольник, в нём будет расположен главный вход.
    2. По бокам нарисовать малые пристройки.
    3. Дорисовать высокие башни по краям изображения.

      В верхней части листа оставить место для прорисовки крыш.

    4. Изобразить крыши разной формы.

      Образцы изображения крыш разной формы

    5. Оформить верхушки смотровых башен.

      Образцы изображения башен

    6. Нарисовать главные ворота.

      Образцы изображения главных ворот

    7. Прорисовать форму окон, подходящую для формы дверей.

      Образцы изображения окон

    8. Дорисовать декоративные детали, украшающие фасад здания.

      Образцы изображений декоративных украшений фасада

  3. Самостоятельная работа детей (15–20 минут). Воспитатель помогает детям, которые испытывают трудности в процессе рисования, но не выполняет задание за них.
  4. Заключительная часть — анализ и оценка детьми своих работ и рисунков своих товарищей. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и словесно выражать эстетическое восприятие творческих работ (3–5 минут).

Презентация на тему «Сказочные домики» (фотогалерея)

Замок Снежной королевыИнтерьер замка Снежной королевыСтаринный терем из русских народных сказокИзбушка на курьих ножкахПряничный домикПряничный домикДомик тыкваДомик тыкваДомики грибкиДомик поросятДомик зайцаЛубяная избушкаЗамок принцессыЗамок из героической сказкиДомик для гномикаДомик для гномикаСказочный теремок

Конспект занятия

В конспекте воспитатель указывает задачи занятия:

  • учить изображать сказочные дворцы, волшебные избушки, старинные постройки, передавать общий вид, сочетать основную часть здания с архитектурными дополнениями и пристройками (башни, ворота, окна, крыши различной конфигурации, детали декора);
  • знакомить с особенностями старинной русской архитектурой, учить видеть красоту мира архитектуры;
  • продолжать знакомить воспитанников с русскими народными и литературными сказками;
  • совершенствовать умения рисовать карандашами, фломастерами, акварельными и гуашевыми красками, смешивать цвета для получения нужного оттенка;
  • развивать навыки самостоятельного выбора материала для изображения, а также построения композиции по всему листу бумаги, правильного размещения предметов и элементов фона в пространстве;
  • учить создавать карандашный набросок, предваряющий этап раскрашивания карандашами или красками.

Конспект занятия на тему «Дворец Снежной Королевы» (автор Кокорина Т.)

Образцы и поэтапное описание порядка выполнения работ

Тема «Сказочные домики» (терем, избушка, дворец, замок, домики сказочных героев) прорабатывается как в формате отдельных занятий по рисованию, так и в рамках краткосрочных и долгосрочных проектов («Русские народные сказки», «Сказки А. С. Пушкина», «Сказки народов мира», «Сказки Г. Х. Андерсена» и т. д.).

«Королевский замок» — коллективная работа в технике штампирования

Большие композиции, которые состоят из множества частей, деталей и предметов, как правило, создаются с помощью коллективных усилий.

Подготовительный этап, во время которого закрашивается фон, прорисовываются отдельные элементы, прорабатывается детализация, реализуется в подгруппах или индивидуально, а затем дети вместе составляют цельное изображение на основе, приклеивая подготовленные ими отдельные части объекта, или силуэты композиции, попутно развивая способности пространственного мышления, приобретая опыт согласованных действий. В процессе коллективного творчества дети ориентируются на заданный алгоритм или свободный замысел, совершенствуя социальный навык согласованности общих действий, а также личностные качества взаимопонимания и сотрудничества.

Каждый ребёнок выполняет свою часть работы, пропечатывая кирпичики штампиком

Важно сформировать у детей понимание правильного алгоритма действий во время создания коллективной композиции:

  • сделать фоновый рисунок, разделённый линией горизонта;
  • нарисовать объекты второго плана (сказочный лес, солнышко, облака, цветы и т. д.);
  • прорисовать или разместить заранее подготовленные элементы строений или силуэты домиков.Дети собирают цельное изображение королевского замка из подготовленных элементов

«Замок на фоне Северного сияния» — рисунок фломастерами

Основной приём — штриховка.

Источник: https://paidagogos.com/?p=13451

«Рисуем штрихом» Занятие по рисованию в подготовительной группе Руководитель изостудии – воспитатель Дудник Т.Н. МОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего. – презентация

1 «Рисуем штрихом» Занятие по рисованию в подготовительной группе Руководитель изостудии – воспитатель Дудник Т.Н. МОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида 225» г. Саратов<\p>

2 Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о различных видах штрихов, что они могут быть короткие и длинные, наклонные и ровные, прерывные и не прерывные, прямые и дуги. С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала. Рассмотреть иллюстрации Е.И. Чарушина, обратить внимание, как художник с помощью штриха изобразил пушистую шерстку животных, передал светотенью объём. Закрепить полученные навыки в самостоятельной работе по рисованию утки. При прорисовке её оперенья использовать различные виды штрихов.<\p>

3 ЧАРУШИН ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ российский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР В своих книгах открыл детям ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ<\p>

4 Оформил несколько десятков книг для детей<\p>

5 Иллюстрировал собственные рассказы<\p>

6 Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны<\p>

7 Главное крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими<\p>

8 «Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь»<\p>

9 Волчата<\p>

10 Рисунки Чарушина отличаются свежестью, умением взглянуть на зверя, словно в первый раз в жизни.<\p>

11 «Я приучился с детства понимать животное понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное», говорил художник<\p>

12 Живописность образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски передающих шерсть зверя, и «ощущение массы тела. Эта масса где-то тяжелеет, сгущается (скажем, в лапах или морде, где тело как бы выходит наружу), а где- то разрежается; эта масса сосредоточена внутри и постепенно теряет свою плотность к поверхности»<\p>

13<\p>

14<\p>

15 художник работает гуашью и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали.<\p>

16 Все рисунки и картины, выполненные на бумаге разными материалами, называются графикой. А художников называют художниками-графиками. Многие художники-графики делают свои картины одноцветными. Это те, которые любят работать тушью, углем или карандашами.<\p>

17 Растения, животные или другие предметы нарисованы короткими линиями. Эти линии называются штрихами. Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое.<\p>

18 Штрихи располагаются в разном направлении на разных частях тела зверюшек, разной длины, одни штрихи расположены густо, а другие редко.<\p>

19 ВИДЫ ШТРИХОВ Короткие прямые штрихи Длинные вертикальные и горизонтальные штрихи Наклонные отрывные и неотрывные штрихи Удлиняющиеся штрихи Штрихи-зигзаг Штрихи, расходящиеся от центра по кругу, отрывные и неотрывные<\p>

20 На что похожи эти штрихи? (море, поля, леса)<\p>

21 Возьмём обычный круг и попробуем заштрихова ть его разными штрихами<\p>

22 Из отрывных, расходящихся по кругу штрихов у нас получилось что – то мягкое, пушистое, может это одуванчик. а может чья – головка !<\p>

23 Из неотрывных, расходящихся по кругу штрихов у нас получился колючий ёжик, свернувшийся в комочек.<\p>

24 Штрихи – дуги придают выпуклость нарисованному предмету – ну чем вам не баранка?<\p>

25 А эти дуги уже превратились в лепестки цветка.<\p>

26 А если просто заштриховать всю поверхность круга ровными прямыми штрихами, то не получится уже никакого объема или фактуры материала. Перед нами плоский блин.<\p>

27 Посмотрите на следующие рисунки и назовите, какие штрихи вы в них нашли.<\p>

28<\p>

29<\p>

30<\p>

31 Обратите внимание: у совы короткое пушистое оперенье изображено короткими отрывными штрихами, крупные пёрышки на грудке –нарисованы глубокими дугами. На лбу перья меньше и дуги – мельче.<\p>

32 А теперь сами нарисуйте на своих листках бумаги разные штрихи. – Нарисуйте неотрывные наклонные штрихи. – А теперь нарисуйте штрихи разной длины…<\p>

33 Теперь мы с вами уже знаем, что с помощью штриха можно больше рассказать о характере предмета, о свойствах материала. Давайте попробуем сами нарисовать уточку.<\p>

34 На голове перья короткие, пушистые. Какими штрихами их лучше изобразить? А где самые длинные перья (на крыльях и хвосте). Их лучше рисовать длинными дугами.<\p>

35 Посмотрите как изображены крылья у голубя и гуся.<\p>

36 Ещё посмотри какие бывают утки, подумай и нарисуй свою. Используй разные штрихи<\p>

37 вспомни, как рисовал птиц Е.И.Чарушин<\p>

38<\p>

39<\p>

40 Конец Источники: Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» ushinhttp://<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/581146

Конспект занятия для дошкольников «Знакомство с понятием «графика». Приёмы штрихования»

Название: Конспект занятия для дошкольников «Знакомство с понятием «графика».

Приёмы штрихования»
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ , Педагогу по ИЗО , 6-7 лет
Автор: Макарычева Светлана Александровна Должность: педагог дополнительного образования Место работы: МБУ ДО Детско-юношеского центра «АРС»

Месторасположение: город Кострома, Костромская область

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
«ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ ГРАФИКА. ПРИЁМЫ ШТРИХОВАНИЯ»

Программа «Волшебные краски»

Возраст детей: 6-7 лет

Количество детей в группе: 10 человек

Продолжительность занятия: 60 минут (с переменой в 10 мин).

Форма: фронтальное

Тип занятия: освоение нового материала

Образовательные технологии:

Коммуникативно-диалоговые, здоровьесберегающие, проблемные.

Материалы и оборудование:

  • половина листа бумаги формата А-4;
  • чёрная гелевая ручка;
  • предметные картинки с изображением животных;
  • плакат с изображением различных видов штрихов;
  • раздаточный дидактический материал;
  • рисунки педагога и учащихся.Тема: «Знакомство с понятием графика. Приёмы штрихования»

Цель: овладение новым художественным материалом и новой техникой рисования для формирования положительного опыта творческой деятельности.

Задачи:

  • учить правильно держать ручку (карандаш);
  • познакомить с правилами штриховки и правилами изображения штрихом животных;
  • развивать моторные навыки;
  • формировать основы эстетического восприятия мира;
  • развивать инициативу и самостоятельность ребёнка;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • обогащать активный словарь ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.Организационный момент.

Педагог

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем наши занятия изобразительной деятельностью. Я вижу, что вы готовы к работе. Молодцы!

II.Вводный этап. Подготовка к восприятию нового материала.

1.Загадки о животных. Узнавание темы рисования.

Педагог:

– Пока я не объявляю тему, но думаю, что вы догадаетесь сами, кого мы будем изображать сегодня. Послушайте загадки.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Дети отвечают: белка)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Дети отвечают: ёж)

Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста

И видит далеко. (Дети отвечают: жираф)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Дети отвечают: заяц)

Рыжий молокозавод

День и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко! (Дети отвечают: корова)

Без расчёски причесался

И умылся без воды.

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады. (Дети отвечают: кот)

– Итак, кого же мы будем изображать сегодня? Как назвать одним словом? (дети отвечают). Правильно! Это животные. А про каких животных были наши загадки? Про домашних или диких? (дети отвечают: диких и домашних).

III. Основной этап.

1. Беседа.

– Ребята, вы все любите рисовать, в том числе и животных. Но давайте подумаем, а можно ли быстро и интересно изобразить зверей или птиц без кистей и красок? (дети строят предположения – можно или нет).

– Если хотите этому научиться, я приглашаю вас в удивительную страну, которая называется таким необычным и даже загадочным словом – ГРАФИКА. Давайте все вместе повторим: графика (дети хором повторяют).

– А как же попасть в эту самую ГРАФИКУ? А попасть в неё просто! Стоит только взять в руки обычный карандаш или ручку. В этой стране под названием ГРАФИКА свой язык и свои законы красоты. Итак, сегодня мы узнаем, что такое ГРАФИКА и познакомимся с новым приёмом рисования. Вы согласны, дети? (дети отвечают).

2. Знакомство с новым материалом. Понятие «графика», «штрих».

Педагог:

– Посмотрите на плакат (объясняется значение слова и работы в графике).

– Вы поняли, что графика – это искусство рисования линией, пятном. Не зря художники говорят, что графика – искусство чёрного и белого. Мы сегодня с вами в наших работах попытаемся доказать, что и без ярких красок рисунок может быть выразительным.

– Посмотрите на стенд. Здесь у нас плакаты с различными видами штрихов и работы, выполненные мною и ребятами, которые занимались в этой студии. Вам нравятся эти работы? Можно ли их назвать выразительными? (дети отвечают).

Педагог:

– Штрих – это линия, черта. Штриховая линия может быть короткой или длинной, широкой или тонкой, едва заметной. Если карандашом касаться бумаги лишь слегка.

Линия может быть наклонной, в несколько рядов, может быть волнообразной (показывает на плакате). Штриховка может быть сплошной. Тогда линии почти сливаются друг с другом или могут быть с промежутками.

Направление штриховки может быть различным (показывает на плакате).

– Вы уже догадались по моим загадкам, что изображать мы сегодня будем животных. По каким внешним признакам мы их различаем? (дети отвечают). Да, животные имеют шёрстку гладкую или пушистую как шубка. А чем различаются разные животные между собой? (дети отвечают). Совершенно верно: они различаются размерами, у них разные уши, хвосты не только по размеру, но и по форме.

Когда вы рисуете без помощи красок, используя только штрих, вы всё равно можете передать свойства того предмета, который изображаете. можно показать, если мы изображаем животного, доброе оно или нет, лохматый это зверь или пушистый, колючий или гладкий. Всё это может штрих!

Мы научимся сейчас с вами рисовать забавных и пушистых зверюшек новой техникой – штрихом. Но пока маленькая пауза – физминутка. А помогут нам поднять настроение и размяться опять-таки животные.

3. Видеофизминутка «Весёлая зарядка».

4. Самостоятельная работа (Приложение 1)

Педагог:

– Возьмите правильно ручку, положите перед собой лист бумаги. Давайте изобразим пушистого зверька, так интереснее и красивее. Согласны? (дети отвечают). Чтобы зверёк получился пушистый, штриховку делаем с промежутками.

Начнём с головы, для этого нарисуем выше середины листа чёрное пятнышко – это глаз. Дальше по кругу начинаем штриховку. Второй ряд штрихов наносится над первым. Кругу повторяются, пока шар не станет нужным по размеру.

Далее рисуют в зависимости от того, кого выбрали для рисунка: белочку, зайца, собачку или медвежонка. В верхней части головы изображаем уши, используя наклонный штрих. У зайца – уши вытянутые вверх; у медвежонка используем полукруг, для изображения белочки — треугольник.

Туловище имеет форму овала. Штриховку делаем в несколько рядов вниз. По обе стороны туловища и снизу вытягиваем лапки нашего животного – делаем штриховку в несколько рядов вниз.

Нашу композицию можно дополнить, изобразив несколькими штрихами траву, или представить, что у нас не просто белочка, а белочка, которая держит гриб; или зайка с морковкой.

Методические указания: для тех, кто затрудняется начать работу можно раздать карточки со схемами последовательности изображения).

Дети рисуют.

5.Физминутка.

Разминка для пальцев рук, так как штриховка кропотливое занятие и дети устают.

  • Сжимаем пальцы в кулак и разжимаем.
  • Вытягиваем руку вперёд и разводим пальцы в стороны.
  • Сжимаем пальцы в кулак и делаем вращения кистью.
  • Потягиваемся, поднимая руки вверх.
  • Опускаем руки вниз, свободно покачиваясь.

Дети садятся и продолжают работу.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Педагог устраивает выставку работ и проводит беседу.

– Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы!

– О чём вы узнали на занятии?

– Что такое «Графика»?

– Понравилась вам новая техника рисования? Как она называется?

– Что было трудным для вас? Что самым интересным было?

– За что ты можешь похвалить себя сегодня?

Прощается с детьми.

Литература

Грек В.А. Рисую штрихом. – Минск: СКАРЫНА, 1992 – С.6

ОБРАЗЦЫ ДЕТСКИХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

Источник: http://portal2011.com/konspekt-zanyatiya-dlya-doshkolnikov-znakomstvo/

Тема учебного занятия: Штриховка кругов и квадратов

Цели:

-формировать умение выполнять штриховку фигур различной формы;

-содействовать развитию умения соблюдать правильную посадку при письме;

создавать условия для развития связной речи, творческих способностей;

-формировать интерес к занятию.

Ход учебного занятия

1.Организационный этап

Прозвенел долгожданный звонок, 

Вас, ребята, позвал на урок.

Время зря мы не теряем, 

А работать начинаем.

И.Шарилова

2.Основной этап

Вступительная беседа

— Ребята, сегодня к нам в гости пришел художник из волшебной, красочной страны — Карандаш.

(На доске изображение карандаша)

— Карандаш хочет с вами отправиться в сказку. Но только знайте, что в пути вы будете не только слушателями, но и участниками.

Чтобы сказки не обидеть— 

Надо их почаще видеть. 

Их читать и рисовать, 

Их любить и в них играть.

Ю. Мориц

Знакомство со сказкой В. Сутеева «Мышонок и Карандаш»

(Учитель читает сказку и выполняет рисунок мелом на доске.)

Жил-был на столе у Вовы Карандаш.

Однажды, когда Вова спал, на стол забрался Мышонок. Увидел Карандаш, схватил и потащил к себе в норку.

— Отпусти меня, пожалуйста! — взмолился Карандаш. — Ну зачем я тебе нужен? Я деревянный, и меня нельзя есть.

— Я тебя буду грызть! — сказал Мышонок. — У меня чешутся зубы, и я всё время должен что-нибудь грызть. Вот так! — И Мышонок больно укусил Карандаш.

— Ой, — сказал Карандаш. — Тогда дай мне в последний раз что-нибудь нарисовать, а потом делай что хочешь.

— Так и быть, — согласился Мышонок, — рисуй! Но потом я тебя всё равно изгрызу на мелкие кусочки.

Вздохнул тяжело Карандаш и нарисовал кружок.

— Это сыр? — спросил Мышонок.

— Может быть, и сыр, — сказал Карандаш и нарисовал ещё три маленьких кружочка.

— Ну, конечно, сыр, а это дырочки в нём, — догадался Мышонок.

— Может быть, и дырочки, — согласился Карандаш и нарисовал ещё один большой кружок.

— Это яблоко! — закричал Мышонок.

— Может быть, и яблоко, — сказал Карандаш и нарисовал несколько вот таких длинных кружочков.

— Я знаю, это сардельки! — закричал, облизываясь, Мышонок, — Ну, кончай скорее, у меня ужасно чешутся зубы.

— Подожди минуточку, — сказал Карандаш.

И когда он начал рисовать вот эти уголки, Мышонок закричал:

— Это похоже на ко… Не рисуй больше!

А Карандаш уже нарисовал большие усы…

— Да это настоящая кошка! — пискнул испуганный Мышонок. — Спасите! — и бросился к себе в норку.

С той поры Мышонок оттуда носу не показывал. А Карандаш у Вовы до сих пор живёт, только он стал вот какой маленький.

Счастливый Карандаш заглянул и в ваши тетради. Атам рисунка: арбуз, подсолнух, колобок и много-много чистых кругов. Он задумался, что же ему нарисовать. Давайте ему поможем.

Работа в тетради 

Карандаш озорной 

На листочке заводной, 

А на деле это значит: 

— Живописные задачи 

Нам с тобою по плечу, 

Нарисую, что хочу!

О. Гайвас

Превращение кругов в разные предметы

(По окончании работы ребята рассказывают о своих «превращениях»: солнышко, бублик, одуванчик, спасательный круг, пуговица, мяч, клубок ниток, ромашка.)

Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться. 

Два — нагнуться, разогнуться. 

Три — в ладоши три хлопка, 

Головою три кивка. 

На четыре — руки шире, 

Пять — руками помахать 

И за парту сесть опять.

В. Волина

3.Этап закрепления полученных знаний

Штриховка кругов

(Учитель показывает изображение круга.)

— Какая это геометрическая фигура?

— Чем отличается круг от квадрата? 

(У квадрата есть углы, а у круга нет углов.)

— Что общего у круга и овала? 

(Фигуры, у которых нет углов.)

Втетради у вас изображены круги. Выполните штриховку сверху вниз. Соблюдайте одинаковое расстояние между штрихами. Не заходите за контур круга.

Превращение прямоугольников в разные предметы

(Учитель показывает изображение прямоугольника.)

— Какая это геометрическая фигура?

—Чем отличается прямоугольник от круга?

В какие предметы можно превратить прямоугольник?

(По окончании работы ребята рассказывают о своих «превращениях»: пенал, портфель, аквариум, книга, коврик, забор, чемодан,)

Штриховка прямоугольников

— Выполните штриховку прямоугольников слева направо. Соблюдайте одинаковое расстояние между штрихами. Не заходите да контур прямоугольника.

4.Этап подведения итогов

-Сегодня прошел необычный волшебный урок. Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. 

– Наш урок подошел к концу. Подведите итоги своей работы, закончив одно из предложений:

«На уроке – я научился…»;

«На уроке мне было интересно…»;

«На уроке мне было трудно…».

– Повернитесь друг к другу и обменяйтесь улыбками. Всего вам доброго!

Источник: https://www.defectolog.by/content/tema-uchebnogo-zanyatiya-shtrihovka-krugov-i-kvadratov

Знакомство со штрихом

Знакомство с разновидностями штриха.   Подготовительная группа.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Задачи: Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – графикой, объяснить, чем она отличается от живописи; познакомить с одним из технических приемов изображения в графике – штриховым рисунком; поупражнять детей в рисовании штрихов разного характера. Воспитывать интерес к разновидностям искусства.

Материал: Картины, написанные маслом и выполненные в графике.

Таблица штрихов.

У детей разграфленные листы, цветные карандаши. 

Предшествующая работа: Рассматривание гравюр и иллюстраций,

                                                 выполненных в графике.

Ход занятия:

– Ребята, я хочу рассказать вам историю, которая произошла со мной, когда я училась на преподавателя рисования.  Мне очень нравилось рисовать красками, картины выполненные красками называются живописные, а техника рисования красками – живопись. (показываю картину).

И когда нам дали задание нарисовать картину карандашом, я очень расстроилась. Мой учитель – художник  заметил это и пригласил меня к себе в гости, где показал много рисунков выполненных карандашом.

Он рассказал, что рисование карандашом называется графикой, и познакомил меня с интересным способом рисования, после чего я нарисовала вот эти рисунки (показываю).

– Хотите, я вас тоже познакомлю с этим способом рисования?

– Называется он штрих  и бывает таким разным, просто волшебником! Мы с вами заполним таблицу, и вы тоже с ним познакомитесь поближе:

  1. Короткий прямой отрывистый.
  2. Короткий наклонный вправо отрывистый.
  3. Короткий наклонный влево отрывистый.
  4. Длинный прямой отрывистый.
  5. Длинный наклонный вправо отрывистый.
  6. Длинный наклонный влево отрывистый.
  7. Прямой штрих – зигзаг.
  8. Наклонный штрих – зигзаг вправо.
  9. Наклонный штрих – зигзаг влево.
  10. Штрих – зигзаг – волна.
  11. Штрих – зигзаг из одной точки вверх.
  12. Штрих – зигзаг из одной точки вниз.
  13. Штрих – зигзаг из одной точки влево и вправо.
  14. Штрих – зигзаг с наплывом горизонтальный.
  15. Штрих – зигзаг с наплывом вертикальный.
  16. Штрих – зигзаг  из одной точки.
  17. Отрывистый штрих от одной точки.
  18.  Ветка елки, выполненная штрихом.
  19.  Яблоко, выполненное штрихом с наплывом.

Физминутка: по состоянию детей.

Источник: http://enberdnikova.ucoz.ru/publ/podgotovitelnaja_gruppa/znakomstvo_so_shtrikhom/znakomstvo_so_shtrikhom/100-1-0-101

Ссылка на основную публикацию