Классный час для младших школьников. права ребёнка

Классный час для 2 класса “Я имею право”

Автор учитель начальных классов

Козлова Ольга Александровна

Цель классного часа:

формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление

с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

Столы в классе расставлены для работы в четырех группах.

Дети заходят в класс. При входе каждый ребенок получает жетон определенного цвета (красный , желтый, зеленый, синий).

Ученики встают в круг, взявшись за руки. Произносят речевку:

Здравствуй, мир! (поднимают руки вверх)

Здравствуй, друг! (поворачиваются лицом друг к другу)

Здравствуй, песен щедрый круг! (раскачиваются из стороны в сторону)

Здравствуй, миг! (делают шаг вперед)

Здравствуй, век! (делают шаг назад)

Здравствуй, добрый человек! (кладут руки на плечи друг другу)

Учитель: А теперь повернитесь лицом к соседу справа – пожмите руку друг другу, улыбнитесь, повернитесь к соседу слева – пожмите руку друг другу, улыбнитесь.

Рассаживайтесь за согласно цвету вашего жетона.

Наш классный час мне хотелось бы начать строками из стихотворения:

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь уютный, теплый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить и быть любим

Он на свете не один!

А кто же в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Сначала послушаем сообщения наших учеников.

Учитель:

1-й ученик. Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше».

2-й ученик. Каждый ребенок имеет право на жизнь. (ст.6)

3-й ученик. С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства. (ст.7)

4-й ученик. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст.13)

5-й ученик. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. (ст.14)

6-й ученик. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16)

7-й ученик. Ребенок имеет право на образование. (ст. 28)

8-й ученик. Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания. (ст.37)

9-й ученик. Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31)

Куда пойдем мы в воскресенье:

На каток или в кино.

Вот семья вопрос решает

Выбрать мнение одно.

Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.

Слушать мнение ребенка конечно(разрешается). Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить, Не грустить и не тужить –

Это (разрешается).

Дитя незаконно похищают,

Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается). Рисовать и петь учиться, Если заболел – лечиться,

Это – (разрешается).

Много трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Конечно (запрещается). Вместе дружно в мире жить, с разными детьми дружить –

Это (разрешается).

Когда слабый горбит спину, Перед сильным преклоняется. Быть рабом у господина

Строго (запрещается).

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

А теперь снова работа в командах. Все 4 команды получают по 2 задания с ситуациями, в которые попали герои из разных сказок. Вы должны обсудить, какие права героя были нарушены?

            Дождик босиком по земле прошёл, Клёны по плечам хлопал, Если ясный день – это хорошо, А когда наоборот – плохо. Если ясный день – это хорошо, А когда наоборот – плохо.

            Слышно как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны, Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот – трудно. Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот – трудно.

            С каждым поделись радостью своей, Рассыпая смех звучно, Если песни петь, с ними веселей, А когда наоборот – скучно. Если песни петь, с ними веселей,

            А когда наоборот – скучно.

            1 команда:

            «Песня бременских музыкантов» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) – «Ничего на свете лучше нету…» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.)

            2 команда:

            «Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). (Право на образование.)

            3 команда:

            «Песенка мамонтенка» (музыка В. Шаинского, слова д. Непомнящей).(Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию)

            4 команда: «Чунга-Чанга» (музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина) .

            (Право пользоваться благами, право на отдых )

            Учитель: В заключение нашего классного часа я прошу выйти всех ребят на сцену.

            1 ученик

            Как хорошо, что есть права! Закон нас строго защищает. И в нем важны нам все права,

            Они великой силой обладают.

            2 ученик

            Чтоб нас никто не мог побить,
            Украсть, унизить и обидеть.

            3 ученик

            Не отнимешь у ребенка Права вечного на отдых, Есть в Конвенции об этом

            Специальная статья.

            4 ученик

            Папа, мама, ты и я – Называется «Семья». И для нас Семейный Кодекс

            Выпускается, друзья!

            Источник: http://pedsovet.su/load/457-1-0-7764

            Классный час «Имею право на права»

            Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

            Цель классного часа:

            Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

            Задачи классного часа:

            1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

            2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

            3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

            4. Воспитывать уважение к другим людям.

            Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, фотовыставка, книжная выставка, выставка детских рисунков и сочинений, иллюстрации знаков разрешающих и запрещающих, детские ноутбуки.

            Ход классного часа

            I. Вступительное слово учителя

            Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу в парах и создать друг другу хорошее настроение – пожмите друг другу руки.

            II. Знакомство детей с их правами и обязанностями

            Учитель: Тема нашего классного часа: «Имею право на права». Прошу всех ребят подойти ко мне. Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?

            Дети: Земля.

            Учитель: А что является моделью планеты Земля?

            Дети: Глобус.

            Учитель: Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем?

            Дети: Россия.

            Учитель: Как называют людей, живущих в нашей стране?

            Дети: Россияне.

            Учитель: Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России, назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.

            Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.

            Учитель: Какие правила вы знаете?

            Ответы детей.

            Учитель:  Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учит оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила – законы.

            В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов.

            Я предлагаю всем детям сесть на свои места и продолжить знакомство с данными документами.

            1 ученик:

            Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека».

            Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.

            2 ученик:

            Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что:

            Ученики зачитывают права детей: 

            • каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
            • дети имеют право жить с родителями;
            • дети имеют право на медицинскую помощь;
            • дети имеют право на обучение;
            • дети имеют право на отдых;
            • дети имеют право на охрану и защиту.

            1 ученик:

            2 ученик:

            Дети садятся за парты.

            III. Игра «Разрешается – запрещается»

            Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки)

            Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас мои помощники будут рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете находить соответствующий знак, располагать его в нужную колонку и отвечать: разрешается или запрещается.

            Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

            Учитель: На последний знак, ребята, обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть стастья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению». Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет? Нарисуйте лицо такого человека.

            Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Злой не верит, что есть добрые люди». А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет. Нарисуем такого человека на бумаге.

            Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Доброе слово лечит, а худое – калечит».

            Ответы детей.

            Учитель: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?

            Ответы детей.

            Учитель: В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого – уберем.

            IV. Обязанности

            Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

            Ответы детей.

            Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, вы сейчас запишите на бумаге.

            Работа в парах.

            Учитель: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

            • Соблюдать законы.
            • Охранять природу.
            • Защищать отечество.
            • Заботиться о родителях.
            • Получить образование.

            Сценка «Про Петю». Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении членов семьи.

            В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

            Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).

            Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!

            Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!

            Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

            Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.

            Мама: Помой посуду, сынок.

            Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

            Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

            Сын: Это проявление жестокости. Папа!

            V. Проверочный тест «Занимательное правоведение» (приложение).

            Учитель: Ребята, сейчас мы отправимся с вами в очень интересное путешествие. Под названием «Занимательное правоведение». Давайте закрепим, как вы поняли, что такое права и что такое обязанности, как вы умеете их разграничивать.

            Работа в парах на детских ноутбуках.

            VI. Обобщение

            Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

            Дети: Право на образование.

            Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

            Учитель: В заключение нашего классного часа я прошу выйти всех ребят на сцену.

            1 ученик

            2 ученик

            3 ученик

            4 ученик

            Песня «Мир ребенка».

            Авторы: Лариса Юрисовна Хусаинова, учитель начальных классов поселка Калья, города Североуральска Свердловской области, стаж работы по специальности – 1 год; Евгения Михайловна Тютрюмова, учитель начальных классов 1 квалификационной категории поселка Калья, города Североуральска Свердловской области, стаж работы по специальности – 23 года. (Кальиночка)

            Проверочные задания «Занимательное правоведение»

            Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

            , чтобы вы могли оставить свой комментарий.

            Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/outofclass/2152.html

            Классный час для начальных классов “Ваши права, дети!”

            Классный час на тему “Ваши права, дети!”

            Цели:

            • упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
            • развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;
            • учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
            • воспитывать чувство уважения к другим людям;
            • развивать речь, память, мышление учеников, расширять их кругозора, обогащать словарный запас.

            Оборудование:

            • надпись темы «Ваши права и обязанности, дети»;
            • музыка из к/ф «Бременские музыканты»;
            • выставка плакатов «Твои права»;
            • детские рисунки (нарисованные ладошки, а на них права ребенка);
            • свидетельство о рождении;
            • иллюстрации к сказке Дмитрия Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» ,Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница», Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях».
            Читайте также:  Игры на развитие воображения и речи у дошкольников 4-6 лет

            Ход воспитательского часа

            1. Организационный момент.

            Звучит музыка из к/ф «Бременские музыканты». Входят дети.

            Учитель:

            По извилистой дорожке Шли по миру чьи-то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Шел малыш знакомиться с правами. Знать должны и взрослые, и дети 

            О правах, что защищают всех на свете.

            2. Основная часть.

            Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим разговор о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их.

            – А что же такое право? (Высказывания детей.)

            Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

            Стих.

            Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

            Чтобы вместе играть, чтобы вместе дружить.

            Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

            Что исполнились в жизни все наши мечты

            Учитель: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится.

            Свидетельство о рождении.

            – Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)

            – О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)

            – Что означает иметь право на имя? (Имя дается каждому человеку при рождении.)

            – Как вы должны обращаться к взрослым людям? (По имени-отчеству, на вы, с уважением, почтением.)

            Сердечко.

            – Какое право может обозначать сердце? (Право на любовь и заботу.)

            – Что значит забота? (Беспокойство, внимание, попечение, уход.)

            – Что значит попечение?

            – Кто заботится о вас? (Взрослые люди.)

            – О ком вы заботитесь? (Братья, сестры, животные.)

            – Какой закон охраняет право на заботу и любовь? (Обратить внимание на все законы, представленные на выставке.)

            – Здесь соблюдается ваше право? (Ваша обязанность заботиться о своих братьях и сестрах.)

            Стихотворение о заботе о детях.

            Как хорошо, что есть права!

            Закон нас строго защищает.

            И в нем важны нам все права,

            Они великой силой обладают ~

            Чтоб нас никто не мог побить,

            Украсть, унизить и обидеть.

            Как хорошо, что есть права!

            Права останутся на веки.

            Они помогут человеку,

            Мир восстановят навсегда,

            И у младенца есть права,

            И у собаки, и у кошки тоже.

            Без прав на свете жить не сможем,

            Пусть дети живут, смеются звонко,

            Подрастают с каждым днем.

            Семейное фото.

            – Как вы думаете, почему я положила эту фотографию в сундучок?

            – О каком праве она заставляет нас задуматься? (О праве ребенка быть вместе с мамой и папой, о праве на воспитание в семейном окружении, или быть на попечении тех, кто обеспечит лучший уход.)

            – Здесь соблюдается ваше право? (Ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.)

            Дом.

            – Как вы думаете, почему в сундучке у меня лежал дом?

            – О каком праве он напоминает? (О праве на жилище.)

            – Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)

            – Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

            Стихотворение о доме.

            Пусть у каждого ребенка

            Будет светлый, теплый дом!

            Детство только раз бывает

            У ребят любой страны.

            Пусть никто из них не знает

            Никакой беды!

            Всегда нам право и везде поможет.

            Букварь.

            – Узнаете эту книгу?

            – О каком праве детей она напоминает? (О праве на учебу, бесплатное образование.)

            Право на бесплатное образование охраняется Законом об образовании. Обязательное образование ребенок должен получить до 9 класса, далее 10-11 класс – по желанию.

            – Зачем нам необходимо образование? (Чтобы достичь успехов в жизни, иметь благосостояние, жилье, работу, средства к существованию, уверенность в себе.)

            Прикрепить к доске статью «Дети имеют право на бесплатное образование».

            – В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)

            Право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды (демонстрация статьи).

            Вопросы ученикам:

            – Посмотри, кто изображен на рисунке?

            – Что делает мама-курица?

            – Что она приготовила для своих детей?

            – Как называются детки курицы?

            – Что нужно всем детям, чтобы расти? (Еда, питье, вода.)

            Прикрепить к доске статью «Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды»

            Право на медицинский уход (демонстрация статьи).

            Вопросы ученикам:

            – Кто изображен на рисунке?

            – Что он делает?

            – О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)

            Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.

            Право на отдых (демонстрация статьи).

            – Что для вас означает отдых?

            – Дети имеют право на отдых?

            – Как вы проводите летний отдых?

            – Соблюдается ли ваше право?

            – Есть ли примеры, когда вы нарушаете это право? (Включаете музыку, свет, когда рядом с вами живущий уже отдыхает.)

            Стихотворение об отдыхе

            Не отнимешь у ребенка

            Права вечного на отдых.

            Есть в Конвенции об этом

            Специальная статья.

            Будь ты янки или русский,

            Или парень белорусский,

            Иль карел из Марий-Эл,

            Иль из города Бомбей,

            Знай! Тебе положен отдых

            От всего, что силы тратит:

            От учебы, от работы,

            От хлопот и от забот.

            Конверт.

            – О чем напомнил вам этот конверт? (Никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать.)

            – Как вы думаете, почему нельзя читать чужие письма? (Каждый имеет право на тайну)

            Учитель: А сейчас давайте посмотрим на доску.

            Посмотрите, какие вы разные, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди – и маленькие и большие – имеют права.

            Стихотворение читает учитель.

            Закон пошел бродить по белу свету.

            У него особые приметы:

            Кодекс, Декларация и право,

            Конституция и разные уставы.

            Их знать должны студенты,

            Учителя и президенты.

            Все должны их исполнять,

            И прав друг друга не лишать.

            Чтоб дети учились и развивались,

            Чтобы права их не нарушались,

            Мы учим закон, прилагая все силы,

            Ведь именно нам жить в Украине!

            Все дети на Земле имеют право

            На чистый воздух и веселый смех.

            3. Закрепление.

            – Вы, ребята, запомнили свои права? Давайте проверим, как вы их запомнили. Для этого проведем сказочную викторину: я буду называть сказку, а вы постарайтесь вспомнить, какие права героев сказки нарушались или защищались.

            Сейчас мне поможет София. Она прочитает отрывок из произведения К.И.Чуковского «Айболит»

            Надо, надо умываться

            По утрам и вечерам,

            А нечистым

            Трубочистам —

            Стыд и срам!

            Стыд и срам!

            Да здравствует мыло душистое,

            И полотенце пушистое,

            И зубной порошок,

            И густой гребешок!

            Давайте же мыться,

            Плескаться,

            Купаться, нырять, кувыркаться,

            В ушате, в корыте, в лохани,

            В реке, в ручейке, в океане,

            И в ванне, и в бане,

            Всегда и везде –

            Вечная слава воде!

            – О каком праве прочитала София? (Медицинский уход, пища, чистая вода.)

            – Нарушалось это право или защищалось? (Защищалось.)

            Сейчас мне поможет Максим. Он прочитает отрывок из произведения Алексея Толстого «Золотой ключик»

            Мой народец странный,

            Глупый, деревянный.

            Кукольный владыка,

            Вот кто я, поди-ка…

            Грозный Карабас,

            Славный Барабас.

            Куклы предо мною

            Стелятся травою…

            У меня есть плетка,

            Плетка в семь хвостов.

            Пригрожу лишь плеткой –

            Мой народец кроткий

            Песни распевает,

            Денежки сбирает

            В мой большой карман,

            В мой большой карман…

            – О каком праве нам прочитал Максим? (Дешевая рабочая сила (рабство), жестокое обращение, бесплатное образование.)

            – Нарушалось это право или защищалось? (Нарушалось.)

            Следующий отрывок прочитает Настя из рассказа «Цветик-семицветик»

            Лети, лети, лепесток,

            Через Запад на Восток,

            Через Север, через Юг,

            Возвращайся, сделав, круг.

            Лишь коснешься ты земли –

            Быть по-моему вели.

            Вели, чтобы Витя был здоров!

            – О каком праве идет речь в этом отрывке? (Дети-инвалиды имеют право на особую заботу, обучение и отдых и охраняется это право «Законом о защите инвалидов в Украине ».)

            Прикрепить статью «Дети-инвалиды имеют право на особую заботу, обучение и отдых».

            Следующий отрывок прочитает Евгения из сказки «Золушка»

            Дразнят Золушкой меня,

            Оттого, что у огня,

            Силы не жалея,

            В кухне я тружусь, тружусь,

            С печкой я вожусь, вожусь,

            И всегда в золе я.

            Прячу я печаль мою,

            Я не плачу, а пою,

            Улыбаюсь даже,

            Но неужто никогда

            Не уйти мне никуда

            От золы и сажи?!

            – О каком праве рассказывается в этом отрывке? (О праве на отдых.)

            – Нарушалось это право или защищалось? (Нарушалось.)

            – Какое право было нарушено в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь.)

            – Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (На неприкосновенность жилища.)

            – Кто нарушил это право? (Лиса.)

            – А кто помог восстановить право? (Петух.)

            – Какое преступление совершили гуси-лебеди в сказке, украв братца? (Похищение детей.)

            – Вспомните сказку Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». На какое право посягнула Царица, приказав Чернавке увести Царевну и бросить, связанной в лесу? (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.)

            Обратите внимание на иллюстрацию к сказке Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница».

            – Каким правом пользовалась лягушка в сказке? (Право на свободное передвижение.)

            Обратите внимание на иллюстрацию к сказке Дмитрия Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

            – Какое право уточки было нарушено? (Право человека на жизнь и личную неприкосновенность.)

            Учитель: Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с нашей викториной потому, что вы хорошо поработали на воспитательском часе и помогали вам ваши верные помощники – герои прочитанных вами сказок.

            Ладошки.

            А теперь закрепим наши права на наших ладошках. Обведем ладошку и на каждом пальчике напишем наше права, с которыми мы сегодны ознакомились.

            – Ребята, вы помните песенку, которая звучала вначале нашего воспитательского часа? Это песня «Бременских музыкантов». Скажите, о каких правах поется в этой песне? (Право на свободу передвижения.)

            Звучит песня «Бременских музыкантов»

            Источник: https://videouroki.net/razrabotki/klassnyy-chas-dlya-nachalnykh-klassov-vashi-prava-deti.html

            Классный час для учащихся начальной школы “Путешествие в страну прав и обязанностей” для 3-4 классов

            Классный час: «Путешествие в страну прав и обязанностей»

            Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации.

            Задачи:

            1. Дать определения понятиям «права» и «обязанности».
            2. Формировать представления о правах и обязанностях школьника.

            Вступительное слово учителя. (Приветствие детей, гостей и представление детей и СЗПР)

            1 слайд

            1 ученик: Здравствуйте ребята. Мы члены организации Союз Защитников прав ребенка. (Представляются). Совсем скоро вы перейдете в пятый класс, и мы будем рады принять вас в члены нашей организации. Но для того, чтобы вступить в наши ряды, вы должны много знать и многому научиться. А мы вам в этом поможем. Сегодня мы пришли к вам в гости, чтобы познакомить вас с таким важным документом, как Конвенция о правах ребенка ООН. И поговорить о наших с вами правах.

            2 слайд

            2 ученик: А чтобы вам было интереснее, мы приглашаем вас в путешествие. Ребята, а вы любите путешествовать? (дети отвечают) Сегодня мы приглашаем вас в путешествие по удивительной стране . Говорят, есть такая страна в этой стране уважают каждого, не сравнивая не с кем, уважают всегда и любого. И неважно, какого цвета твоя кожа, к какой национальности ты принадлежишь, где живешь – в роскошном доме или маленькой комнате, в какой школе ты учишься, какой статус занимают твои родители, как ты одет, если у тебя свой сотовый телефон.
            3 ученик: На доброту здесь нет запретов так же, как на свет и воздух. Эта страна называется страной «Прав и обязаностей». А живется в ней так хорошо, потому, что все ее жители знают и уважают законы и права друг друга. В путешествие по этой стране мы вас и приглашаем.
            4 ученик: Обязанности и права, ты должен знать
            Как дважды – два.
            В наш, бурный, XXI век, культурный,
            Здравый человек осмыслить должен
            Для чего он на Земле живёт давно.

            1 ученик: Давай представим, ты растёшь…
            Учиться лет с шести пойдёшь
            Окончишь, школу ты скорей,
            Перед тобою сто путей
            И право чем тебе заняться,
            Ты сможешь выбрать постараться.

            3 слайд

            2 ученик : Ребята для того, чтобы попасть в страну прав и обязанностей, нам необходимо пройти таможенный контроль. А для этого придется ответить на несколько вопросов инспектора и заполнить специальный бланк, который лежит у вас на столах. (у каждого ребенка на столе лежит бланк в котором написано слова права, и даны пустые строчки для того, чтобы дети написали определение этому понятию) Итак, ребята, для того, чтобы пройти таможенный контроль, нам давайте попробуем разобраться, что же такое права. Как вы считаете. (Дети предлагают свои варианты ответов).

            4 Слайд

            Права – это нормы и правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. Их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми. Ребята заполняйте свой пропуск в страну прав и обязанностей.
            (через паузу, когда дети напишут определение понятия «права»)
            4 ученик: Права есть у всех людей, у богатых и бедных. У взрослых и детей. Правда, дети обладают особыми правами, но о них мы поговорим позже. А, сейчас давайте поговорим о том, без чего не существует прав. (Дети предлагают свои варианты ответов).

            Читайте также:  Сценарий ко дню матери

            5 слайд

            3 ученик: Прав не существует без обязанностей. Что такое обязанности? (варианты детей). Итак, обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, желаниям самого человека.
            4 ученик: Каждый человек должен быть честным по отношению к другим людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определенные обязанности.
            3 ученик: Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду – в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное помнить о своих обязанностях.
            1 ученик : Теперь давайте закрепим свои знания о правах и обязанностях. Для этого я предлагаю вам выполнить задания на доске. Ребята, за каждое правильно выполненное задание вы будете получать орден «Правознайки» и те, у кого будет большее количество орденов смогут стать полноправными гражданами страны прав и бязанностей. Поэтому будьте активны, поднимайте руки и отвечайте, только не кричите с места пожалуйста. (дети выполняют задание на доске)

            6 – 7слайд

            2 ученик: Выберите предложения, в которых говориться о правах.
            • Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке. Ребята скажите это право (правильно)
            • У каждого ребенка должно быть имя, фамилия и отчество (правильно)
            • Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату (неправильно)
            • После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдет в армию. (неправильно)
            • После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене (правильно)

            8 слайд

            4 ученик: определи, что является обязанностью школьника.
            • Школьник обязан выполнять все требования учителя (правильно)
            • Ученик обязан посещать все занятия по расписанию (правильно)
            • После уроков учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе (неправильно)
            3 ученик: итак ребята давайте закрепим, о чем мы с вами говорили? (за правильный ответ ребенок получает орден)
            Ответьте мне пожалуйста на вопрос, что такое права? (орден)
            Что такое обязанности? (орден)
            Чем отличаются права от обязанностей? (орден)

            9 слайд

            2 ученик : Отлично, с правами и обязанностями мы разобрались. Таможенный контроль прошли теперь можно отправиться на экскурсию по стране. И первый город который мы с вами посетим, называется Город Знаний. Экскурсия по этому городу будет очень полезной и информативной. Скажите мне пожалуйста, как называется документ в котором описаны все права ребенка. (дети называют свои варианты ответов). Правильно ребята. Документ защищающий права детей называется Конвенция о правах ребенка ООН. (орден за правильный ответ)

            10 слайд 4 ученик : 20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.
            1 ученик: Ребята, как вы считаете, для чего вообще нужно было принимать Конвенцию? (дети отвечают). Дело в том, что раньше детям жилось прямо скажем тяжело. Их заставляли работать на тяжелых работах, зачастую дети не имели возможности учиться, часто болели. Существует даже версия о том, что слово «ребенок» произошло от слова «раб». Все это и подтолкнуло членов Организации Объединенных Наций к разработке такого документа, как Конвенции о правах ребенка.

            11 слайд

            Основные требования провозглашенные в Конвенции:
            1. Выживание детей
            2. Их развитие
            3. Защита прав детей
            4. Активное участие детей в жизни общества
            Такова история создания Конвенции о правах ребенка. И сейчас мы с вами узнаем, какими же правами наделил нас с вами этот документ.

            12 слайд
            2 ученик: Но сначала ответьте мне, пожалуйста на такой вопрос, до какого возраста человек считается ребенком. Варианты ответов вы можете видеть на экране. За правильный ответ кто-то из вас получит орден.

            • 16
            • 18
            • 21
            1 ученик : В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является каждый человек до достижения им 18-летнего возраста. Так что все мы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.
            Попробуем разобраться, какие же права вы имеете.

            13 слайд

            4 ученик: Каждый ребёнок имеет право на жизнь, и здоровое развитие .
            3 ученик: Мальчишки и девчонки,
            И мы вместе с ними
            С рождения имеем право на имя.
            Имеем мы право сказать, как один:
            “Я – полноправный страны гражданин!”
            1 ученик: Имею я право нормально питаться,
            Учиться, лечиться и развлекаться.
            Расти в своём доме, в полной семье,
            А не на уличной мёрзнуть скамье.
            2 ученик: Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
            Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
            А государство должно обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.
            4 ученик: К ребёнку нельзя относиться небрежно,
            А только с любовь, заботой и нежно.
            Ребёнка нельзя как товар продавать,
            И от учёбы его отрывать.
            2 ученик: Терпимость и дружба –
            Всеобщее братство,
            Духовная близость –
            Вот это богатство.
            А наши родители и педагоги
            Должны нас направить
            На эти дороги.
            1 ученик: Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Ни один ребёнок не может быть объектом незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию. Ребенок имеет право на защиту от физического и психического насилия.
            4 ученик: Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Никто не должен подвергаться дискриминации.

            14 слайд

            3 ученик : А теперь из города Знаний мы отправимся в пригород и сделаем остановку на станции «Проверялочка». На этой станции мы будем соревноваться и поработаем в парах. На каждом столе лежат пазлы. Та пара, которая быстрее всего соберет из кусочков картинку и сможет объяснить право на что, согласно Конвенции ООН о правах ребенка изображено на картинке, получит по ордену «Правознайки». А мы с ребятами будем вам помогать. Итак начали (дети выполняют задание, а члены СЗПР им в этом помогают )
            4 ученик: ребята, вы большие молодцы. Так быстро справились с заданием, и я предлагаю вам еще немного поиграть.
            2 ученик: Смысл игры такой я загадываю загадки, а вы их отгадываете. Поднимаете руку и получаете орден.

            • 15 слайд Мама работала, Папа трудился, А в это время я в школе учился. Все кто устал от работы нелегкой Имеют полное право на …(отдых)
             

            • 16 слайд Всех по-разному зовут: Кот – Мурлыка, Пес – Барбос, Даже нашу козочку зовут красиво – Розочка Настя, Вика и Данила Все имеют своё …(имя)

            • 17 слайд Чтобы вырасти успешным Надо много знать, уметь. Чтобы вырасти большим Недостаточно питанья Мы использовать должны Право на … (образование)

            • 18 слайд Если дети заболели Плохо чувствуют себя И у них бронхит, ангина, Пневмония, скарлатина, Слышен детский крик и плач Вам поможет только… (врач) ***

            • 19 слайд Сказка учит нас, друзья Жить без домика нельзя. Лисе, зайке, поросенку Даже глупому мышонку. Ох, как нужно нам оно Это право на …(жильё)

            20-24 слайд
            3 ученик: Молодцы, едем дальше. А дальше мы с вами попадаем в город Правил. Ребята, вы познакомились с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции. Сейчас я попрошу вас, выберите те высказывания, по которым будет жить наш класс в соответствии с конвенцией. Отвечать вы можете хором.
            – Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо.
            – В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.
            – Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
            – В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
            – Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
            – В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
            – Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.
            – Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.
            – Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
            – Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
            – Надо быть лично ответственным за свои слова и поступки.
            – Надо следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное – уберет дежурный.
            Все эти правила будут в нашем классном уголке. Если кто-то забудет, может всегда к ним обратиться.

            25 Слайд

            1 ученик : Ну вот, наконец, ребята мы приехали в столицу страны прав и обязанностей. Город Счастливого детства. Я предлагаю вам нарисовать картину счастливого детства, опираясь на права ребенка, которые прописаны в Конвенции.

            26- 27 слайд

            Итак, начнем первое и самое главное право ребенка это право на что? Поднимайте руки ребята (дети отвечают, что это право на жизнь) Хорошо, давайте еще вспомним, о каких правах мы сегодня еще говорили? (По мере того, как учащиеся называют права детей, на доске начинает вырисовываться картина счастливого детства. В ней появляются все новые, и новые элементы 1. Право на жизнь , на семью, 2.на имя, 3.на жилье, 4на образование, 5 на здравоохранение, на отдых, на общение с друзьями.)
            Ребята, посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Это действительно картина счастливого детства. Когда у ребенка, есть возможность расти и развиваться. Кода рядом мама и папа. Когда в первую очередь учитываются интересы ребенка.
            4 ученик: Вот и подошло к концу наше путешествие по стране правознаек. А теперь давайте подведем итог. У кого больше всего орденов, и кто получит вид на жительство в этой замечательной стране. Давайте начнем с трех орденов, у кого три ордена? Поздравляю,… это самые грамотные в правовом отношении ученики 4 «Г» класса. Они становятся полноправными жителями страны прав и обязанностей. Те у кого, один или два ордена, тоже могут поселиться в нашей сказочной стране. А у всех остальных еще будет возможность заработать себе вид на жительство.
            3 ученик: Ребята, сегодня мы с вами говорили о наших правах. И о документе, в котором все эти права прописаны. Скажите понравилось вам наше сегодняшнее занятие? (дети отвечают) Я надеюсь, что вы узнали много интересного и полезного для себя. Помните, что очень важно знать свои права, но не менее важно помнить о своих обязанностях. Всего вам доброго.

            28 слайд

            Вместе: до свидания.

            Список использованной литературы :

            Источник: http://ya-uchitel.ru/load/nachalnye_klassy/vneklassnye_meroprijatija/klassnyj_chas_dlja_uchashhikhsja_nachalnoj_shkoly_quot_puteshestvie_stranu_prav_i_objazannostej_quot/89-1-0-2439

            Классный час по правовому воспитанию “Права и обязанности школьника. Я – ребёнок. Я – человек.”

            Классный час для младших школьников «Права и обязанности школьника. Я – ребёнок. Я – человек».

            Цель: дать элементарные знания о демократии, о правах человека, ребенка, нормах нравственности.

            Задачи:

            1)формировать у учащихся представления об их правах и обязанностях;

            2)формирование и условие правовой культуры человека;

            3)воспитание высоких нравственных качеств личности;

            4)формирование личности

            Вступительное слово учителя.

            – Сегодня мы будем говорить о правах и обязанностях человека от рождения и на всю жизнь.

            (Слайд)

            Во Всеобщей декларации прав человека говорится: «Права человека являются основой человеческого существования… Права человека являются всеобщими, неделимыми… Именно права человека делают нас людьми…»

            Учитель:

            – Когда рождается маленький ребенок, у него уже есть права (мы сегодня о них будем говорить). А обязанностей пока нет. Но ребенок растет, учится, живет среди людей. Постепенно у него появляются и обязанности.

            Итак, что такое право и что такое обязанность?

            (Слайд).

            Права человека – это законы, правила, без которых человек не может существовать?

            Обязанности – человеческая деятельность, то есть выполнение этих законов, подчинение им.

            – Каждый ребенок с момента рождения имеетправо на имя. (Дети приводят примеры из жизни)

            – Ребенок-это человек. А каждый человек имеет право на жизнь и развитие:

            а) любить свою Родину, свой родной край;

            б) гордиться своей Родиной;

            в) уважать старших, своих родителей, друг друга;

            г) анализировать свои поступки и поступки окружающих;

            д) имеет право высказывать свое мнение и отстаивать его;

            е) участвовать в общественной жизни своей страны, города, села, школы.

            -А для этого нужны хорошие знания.

            Значит, ваша обязанность – хорошо учиться. (Обмен мнениями)

            – Каждый человек имеет

            право на образование (дошкольное, начальное, основное, среднее, высшее);

            право на труд (дети – учатся, взрослые работают);

            право на отдых (у детей-каникулы, у взрослых-отпуск; а когда взрослые достигают определенного возраста-они имеют право уйти на заслуженный отдых-пенсию)

            (Дети приводят примеры из своих семей)

            -Каждый ребенок, как и любой взрослый человек,имеет право на доступ к средствам массовой информации (газетам, журналам, телевидению, компьютеру и т. д).

            – Какими средствами информации вы чаще всего пользуетесь? (Дети приводят примеры из жизни)

            – Хорошо известно, что гражданин Отечества начинается с гражданина школы. Каждый школьник имеет право на участие в работе Совета школы или класса, выбирать в органы ученического самоуправления и быть избранным. (Ребята приводят примеры, как проходили выборы в классе)

            Читайте также:  Игры летом на улице в детском саду для детей 3-7 лет

            Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/vneklassnaja-rabota/137136-klassnyj-chas-po-pravovomu-vospitaniju-prava-.html

            Темы для Юкоз

            Цели:

            • познакомить детей с основными положениями Конвенции;
            • разграничить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
            • способствовать осознанию ответственности за свои права;
            • воспитывать уважение к высказываниям учителя и одноклассников, их правам.

            Задачи:

            обучающие:

            • познакомить учащихся с международными документами о правах ребёнка;
            • познакомить учащихся с правами ребёнка, закреплёнными в Семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ.

            развивающие:

            • развивать способность реализовывать свои права в повседневной жизни.
            • воспитательные:
            • воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам и правам другого человека.

            Форма занятия: беседа, обсуждение, игры.

            Форма работы: индивидуальная, групповая.

            Методы: объяснительно – иллюстративный, игровой.

            Ход занятия

            Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

            Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и что не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов удалось решить главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, в которой изложено много различных прав взрослых людей.

             – Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)

            • «ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению».
            • «около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями».
            • «120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу»

            А права детей записаны в Конвенции о правах ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН) в 1989 году.

            Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

            Каждый цветочек по-своему хорош, Два одинаковых ты не найдешь, Лилия, роза, нарцисс и тюльпан, В каждом своя красота и свой шарм. То же о детях можно сказать, Можно о многом сейчас рассказать, Неповторимы все дети Земли,

            Об этом мы, взрослые, помнить должны!

            Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковые внешности, у каждого человека есть что-то своё, что отличает от остальных людей. Но мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее. Общее – это наши права. Права человека есть у всех людей.

            Права никто не даёт, человек получает их от рождения. Презентация (Приложение 1.)

            И тема сегодняшнего занятия – “Права ребенка”. Поговорим о ваших правах. Слайд 1.

            – А зачем вам необходимо знать ваши права?

            – Какова же цель нашей сегодняшней встречи?

            – Наш девиз: Не унывать, всё пройти и всё узнать! Слайд 2.

            Вы, дети, самое дорогое, что есть у ваших родителей. О вас заботится государство, и даже в вашу честь есть праздники, которые отмечаются не только в нашей стране.

            – Кто знает, о каких праздниках я говорю? ( День защиты детей – 1 июня, всемирный день ребенка – 20 ноября). Слайд 3.

            – Как вы думаете, где можно узнать о правах человека и его обязанностях? Как называется основной закон нашей страны? (Конституция). Что же такое Конституция?

            12 декабря отмечался праздник – День Конституции. Именно в этот день в 1993 году была принята Конституция, основной закон, по которому мы с вами живем. Слайд 4.

            – Как вы думаете, почему государство заботится о детях?

            – Существует специальный документ, в котором прописана необходимость заботы о детях. Отгадайте, как он называется. (Конвенция). Слайды 5-6.

            – Что же такое Конвенция? Обратимся к словарю. А когда была создана Конвенция? Слайд 7.

            Где-то музыка звучит, Кто-то в гости к нам спешит! Закрывайте глазки, Очутитесь в сказке… 1, 2, 3, 4, 5…

            Можно глазки открывать!

            Я – королева Права! Все это – не забава! Правовыми тропинками Мы пойдем, На разные вопросы Ответы найдем. Вы готовы в путь пуститься? Только, чур, нельзя лениться!

            Что ж, сейчас проверю я, как готовы вы, друзья.

            Физкультминутка “Хлопай-топай”

            – Если действия, которые я буду называть, вы считаете неправильными – тогда топаете, а какие, наоборот, подходят для вас – хлопайте.

            • Помощь маме.
            • Посещение концерта.
            • Нарушение обещания.
            • Посещение кружка, секции.
            • Помощь другу.
            • Драка.
            • Невыполнение домашнего задания.
            • Признание своих ошибок.
            • Грубость в разговоре, поведении.

            Вижу, готовы. Ну что ж, в путь.

            У нашей планеты есть главный помощник – ОСЛЦЕН. Слайд 8.

            Кто же этот таинственный незнакомец? Солнце. Слайд 9.

            Как солнце помогает всем нам?

            И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь…

            – Как вы думаете, что для нас является самым ценным, самым дорогим? (Открывается лучик со словом “жизнь”) Слайд 10.

            Вывод: человек имеет право на жизнь (картинка на доске)

            – Не менее важным, подсказывает солнышко, является … (здоровье) Слайд 11.

            Вывод: человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. (Картинка на доске)

            – Ой, смотрите, лучик нас куда-то зовет. Пойдем?

            Это сказочные герои (волк, лиса). Вы их узнали? Они здесь собрались неслучайно. Вспомните, чьей жизни они угрожали. Слайд 12.

            Солнышко радо, что вы справились с заданием. Идем дальше.

            – Без чего человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей; открывается слово “семья”) Слайд 13.

            Вывод: каждый человек вправе иметь семью, жить в семье (картинка на доске)

            – Лучик опять нас зовет в какую-то сказку.

            – Что же это за сказка? (Морозко). Слайд 14.

            Почему же эта сказка перед нами? Попробуем разобраться.

            Открываем следующий лучик – образование. Слайд 15.

            Вывод: каждый человек имеет право на образование (картинка на доске)

            Зачем здесь Буратино? Конечно, он не воспользовался своим правом на образование. Расскажите, что с ним произошло. Слайд 16.

            Солнышко нас к себе зовет. Следующий лучик – отдых. Слайд 17.

            Вывод: Каждый человек имеет право на отдых (картинка на доске)

            Вспомните циркового льва, который очень хотел отдохнуть на каникулах у бабушки? (Бонифаций) Слайд 18.

            Загорелся лучик – дом. Слайд 19.

            Вывод: Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища.

            (Три поросенка). Слайд 20.

            Ну что ж, молодцы. Вместе вы легко справляетесь со всеми заданиями. А теперь очень трудный вопрос. Попробуйте отгадать, о каких сказочных героях идет речь.

            Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка) Слайд 21.

            Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

            Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

            В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

            Я, королева Прав, знаю все. И даже знаю то, что вы приготовили стихи, в которых расскажете о своих правах. Я вас приглашаю. (Заранее подготовленные дети читают стихи).

            Только ты на свет родился, Право первое твое: Получи, чтоб им гордиться Имя личное свое. Очень трудно самому, Жить на свете одному. Правом с  Мамой жить И с Папой Пользуйтесь везде, ребята. Есть еще такое право – Помнить, думать и творить И другим свои раздумья, Если хочешь, подарить.

            Я росточком не доволен И пока не так силен, Но не смей мне делать больно – Есть у нас такой закон. Если жар, все тело ломит И совсем не до игры, То позвать  врача на помощь Тоже право детворы. Чтоб с наукой подружиться, С книжкой  в маленькой руке, Правом пользуюсь  “учиться На родимом языке”. Подросла, взяла я книжки И пошла я в первый класс.

            В школу ходят все детишки – Это право есть у нас. Будь ты слабым или сильным, Белым, черным – все равно! Ты родился быть счастливым,

            Это право всем дано.

            Вот сколько у меня помощников, знающих свои права. Молодцы.

            Что ж, друзья, пришло время расставаться, Пора уж мне в дорогу собираться. Закрывайте глазки, Возвращаемся из сказки… 1, 2, 3, 4, 5…

            Можно глазки открывать!

            Снова в классе вы, друзья.

            Вы сегодня многое узнали, Думаю, что вовсе не скучали. Итог все вместе подведем,

            И правила класса соберем.

            Выберите те высказывания, по которым будет жить наш класс:

            – Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо.

            – В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.

            – Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

            – В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.

            – Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

            – В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

            – Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.

            – Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.

            – Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.

            – Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

            – Надо быть лично ответственным за свои слова и поступки.

            – Надо следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное – уберет дежурный.

            Все эти правила будут в нашем классном уголке. Если кто-то забудет, может всегда к ним обратиться.

            Вашим помощником сегодня было солнышко. Какую роль оно выполняло? Сегодня солнышко играло роль правовых знаний. Я очень довольна вашей работой, мое солнышко подтверждает это. Если вы сегодня многое узнали, вам было интересно на занятии, то ваше солнышко присоединится к моему. Дети прикрепляют своё солнышко к доске.

            А кто не прикрепил солнышко? Расскажите, что не так. Думаю, что все обязательно получится. Ой, сколько у нас еще осталось! Кому эти солнышки мы могли бы подарить?

            Милые цветочки, Дети всей Земли! Мы вас очень любим, Вы нам так нужны! Пусть знакомо каждому Будет слово “дом”, А отец и матушка Вас встречают в нем. Не болейте, солнышки, Радость нам даря! Будьте в этой жизни

            Счастливы всегда!

            Наше занятие подошло к концу. Я вас благодарю.

            Дополнительный материал

            Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»

            Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..

            «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать.

            Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку.

            Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»

            Обсуждение. Какие права были нарушены?

            (жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)

            Давайте посмотрим эпизод из нашей с вами жизни. Сценку подготовили наши ребята.

            Семья: бабушка вяжет, мама готовит, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
            Сын:
            – Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть.

            (Садится за стол, начинает есть)
            Мать:
            – С грязными руками за стол?! Помой руки!
            Сын:
            – Это насилие над личностью!

            Бабушка:
            – Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
            Сын:
            – Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
            Мать:
            – Помой посуду, сынок.

            Сын:
            – Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
            Отец:
            – Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
            Сын:
            – Это проявление жестокости, папа. Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

            – Скажите, прав ли сын в этой семье?

            – Согласны ли вы с тем, что были нарушены его права?

            Найдите ошибки в поведении членов семьи.

            Ответы детей

            У каждого человека есть не только права, но и обязанности.

            • соблюдать правила личной гигиены;
            • помогать старшим;
            • добросовестно учиться.

            Источник: http://классный час “Большие права маленького ребёнка”

            Источник: http://trosnaschool.ucoz.ru/publ/klassnye_chasy/1_4_klassy/klassnyj_chas_bolshie_prava_malenkogo_rebjonka/37-1-0-36

            Ссылка на основную публикацию