Как происходит развитие ребёнка

Возрастные этапы развития ребенка

Согласно наиболее распространенной классификации, жизнь и развитие ребенка начинаются не после рождения, а с момента зачатия.

Выделяют семь возрастных этапов развития ребенка:

  • внутриутробный этап – от зачатия до рождения;
  • период новорожденности – от рождения до конца первого месяца;
  • период грудного возраста – с первого месяца до 1 года;
  • ранний возрастной этап развития – от 1 года до 3 лет;
  • дошкольный возрастной этап – от 3 до 7 лет;
  • младший школьный возрастной этап развития – от 7 до 12 лет;
  • этап старшего школьного возраста – от 12 до 16–18 лет.

На каждом из этих этапов развития организм ребенка имеет особенности, которые требуют различного подхода к уходу за ним и воспитанию.

Этапы развития ребенка в утробе

Основных этапов развития ребенка в утробе три: начальный, эмбриональный и фетальный. Начальный этап длится с момента оплодотворения до двух недель беременности. На этом этапе происходит соединение яйцеклетки и сперматозоида и образование зиготы, которая затем прикрепляется в стенке матки.

Эмбриональный период внутриутробного развития длится с 3 до 12 недели беременности. В это время происходит формирование органов и систем будущего ребенка.

Начиная с 12 недели наступает фетальный период развития, на протяжении которого плод будет активно расти и набирать вес, а его органы будут активно развиваться.

Периоды новорожденности и грудного возраста

В первый месяц своей жизни малыш очень уязвим, а потому требует особенного ухода. В период грудного возраста ребенок постепенно учится управлять своим телом и изучает окружающий мир: учится поднимать головку, сидеть, ползать, ходить.

В возрасте 6 месяцев он начинает достаточно хорошо различать цвета, кроме того, у него развивается восприятие пространства.

На этом этапе развитие речи ребенка происходит постепенно: примерно в 3–4 месяца он неосознанно произносит гласные звуки, тренируя речевой аппарат, к 8 месяцам учится осознанно повторять звуки, а в 10 месяцев уже способен произнести вместе несколько одинаковых слогов.

Ранний возрастной этап развития ребенка

В возрасте от года до 3 лет ребенок продолжает совершенствовать навыки, позволяющие ему взаимодействовать с окружающим миром: развиваются его речь и мышление, он учится общаться со сверстниками и взрослыми.

Примерно с года начинается важный этап развития речи ребенка: обычно годовалый ребенок может повторять за взрослыми слоги и отдельные слова, а к 2,5–3 годам он уже умеет составлять простые предложения из 3–4 слов. Ближе к концу этого периода малыш начинает проявлять стремление к независимости и самостоятельности.

В этом возрасте нормальному развитию ребенка лучше всего способствуют активное общение и игра. В 3 года у ребенка происходит кризисный период, в течение которого он может вести себя агрессивно и проявлять упрямство. Каждый малыш переживает кризис трех лет по-разному.

В это непростое время родителям рекомендуется поддерживать ребенка и стараться не проявлять отрицательных эмоций в ответ на его агрессию и капризы.

Период дошкольного возраста

Считается, что с трехлетнего возраста начинается формирование характера ребенка, а также личностных механизмов поведения. В этот период на дальнейшее развитие ребенка сильно влияют его взаимоотношения с близкими людьми и атмосфера в семье.

Трехлетний малыш уже осознает себя как отдельную личность, но при этом копирует поведение взрослых, поэтому в этом возрасте для развития у ребенка положительных качеств и правильных механизмов поведения очень важен положительный пример.

Основным способом познания для малыша остается игра. С 3 до 6 лет у ребенка активно развиваются мышление, внимание, память, воображение, а также социальные навыки. В 6 лет полностью заканчивается формирование речи.

Ребенка следует учить основам счета, чтения и письма, а также развивать его словарный запас и прививать правильные нормы поведения в обществе.

Младший школьный этап развития ребенка

В этом возрасте ребенок учится планировать свою деятельность, выполнять правила, нести ответственность, а также принимать социальные нормы поведения. В этот период заниматься его воспитанием следует с особенным вниманием, так как от знакомства с учебным процессом во многом зависят развивающиеся способности ребенка к учебе в целом.

Все дети при поступлении в первый класс проходят период психологического и физического напряжения, который обычно длится в течение одного–полутора месяцев. Родителям необходимо внимательно относиться к режиму дня и питанию ребенка, так как у многих школьников в это время ухудшаются сон и аппетит.

Также следует оказывать маленькому ученику моральную поддержку, которая поможет ему быстрее адаптироваться к новым условиям.

Старший школьный этап развития

Последний из основных этапов развития ребенка – это время его перехода во взрослую жизнь. В этот период происходит половое созревание и гормональная перестройка организма, по причине которой ребенок проявляет эмоциональность, раздражительность и упрямство.

Многие подростки в это время конфликтуют с ровесниками и взрослыми, а также испытывают трудности с самооценкой.

Также в это время происходит активное развитие внутренних убеждений ребенка и формирование собственных взглядов на жизнь, которые, как правило, отличаются максимализмом.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/vozrastnye-etapy-razvitiya-rebenka.html

Как происходит внутриутробное развитие ребенка?

Оплодотворенная яйцеклетка, а точнее – уже яйцо, перемещается по маточной трубе в матку. Яйцо – это слившаяся со сперматозоидом яйцеклетка. Оно содержит в себе всю информацию о будущем ребенке – пол, цвет глаз и возможные таланты! С момента зачатия – это человек, которого раньше никогда не было. (Если, конечно, не верить в реинкарнацию и переселение душ.

Кстати, даже если верить, то физическая оболочка все равно будет другой.) На 3-4-й день яйцо попадает в матку, а с 5-го по 9-й день после оплодотворения яйцеклетка имплантируется в эндометрий – слой матки, выстилающий ее изнутри. Тут она начинает “прорастать” (вживляться) (если проводить аналогию с растениями – пускает корни) и получает питание от будущей матери.

Вторая неделя внутриутробного развития ребенка

Имплантация завершается к двенадцатому дню. Это и является настоящим началом беременности. Яйцеклетка начинает свой рост, который происходит путем деления.

Сначала из одной клетки образуются две, затем появляется поперечная перетяжка, делящая эти две клетки еще на две – их становится четыре, затем восемь, шестнадцать, тридцать две и так далее.

При этом начинают образовываться два листка – наружный и внутренний, путем “вворачивания” одного слоя клеток в другой. Диаметр яйца составляет примерно 1 мм.

Третья неделя внутриутробного развития ребенка

Эта неделя – самая ответственная для зародыша. В этот период все неблагоприятные факторы – алкоголь, наркотики, курение, прием лекарств, инфекции, могут нанести зародышу непоправимый вред. На третьей неделе образуется будущая плацента, будущие кровеносные сосуды, половые клетки, начинают формироваться дыхательная, пищеварительная и нервная системы, скелет, мышцы, кожа.

Четвертая неделя. Эмбрион, который до этого был похож на диск, состоящий из трех слоев, постепенно превращается в цилиндр. Начинают формироваться отдельные органы. И первым появляется сердце. Его сокращения можно фиксировать с 23-го дня беременности.

Начинают появляться ротовая и анальная ямки, первичная кишка, похожая на трубку, печень, поджелудочная железа, селезенка.

К концу первого месяца длина зародыша составляет около 5 мм, и он похож на фасолинку с маленькими выростами, которые потом станут ручками и ножками.

Пятая – шестая недели

Этот период очень ответственный тем, что если на зародыш будут воздействовать неблагоприятные факторы, у него могут возникнуть пороки развития центральной нервной системы.

В это время зародыш напоминает букву “Э”. Достаточно хорошо видна головка, в середине выпирает животик, видны зачаточные ручки и ножки, снизу – хвостик. Ручки растут быстрее ножек. В это время происходит закладка нервной ткани. На головке появляются обонятельные ямки – будущие ноздри. Начинается развитие бронхиального дерева.

Перепонка, отделявшая анальную ямку от полости первичной кишки, прорывается, и кишка становится открытой с двух сторон.

Сердце, объемом с маленькую шишечку, состоит из четырех камер (два предсердия и два желудочка), разделенных между собой и отходящими от них сосудов клапанами. Формируются зрительные пузырьки – будущие глаза.

В этот период уже можно различить по бокам головы зачаточные ушки. Общая длина зародыша около 2,5 см.

Седьмая – восьмая недели

Туловище формируется и удлиняется, достигая длины около 3 см. Начинают образовываться плечики, а позже конечность делится на плечо, предплечье и кисть. Постепенно образовываются мышцы и нервы. Появляются зачатки половых желез. Диафрагма отделяет грудную полость от брюшной.

Происходят изменения на лице: появляются две маленькие щели – глазки, две канавки – ушки. Виден маленький носик с ноздрями, а рот окаймляется губками (если три отростка губ не сошлись вместе – образуется “заячья губа”).

На восьмой неделе заканчивается эмбриональный период – эмбрион становится плодом.

На восьмой неделе плодик уже может чувствовать боль. Причем рецепторы (чувствительные клетки) плода более чувствительны, чем у новорожденных или взрослых людей.

В этом периоде на УЗИ уже видны движения плода.

Обычно в этот период (при нежелательной беременности) гинекологи делают аборт. Немецкие операторы вместе с медиками сняли фильм о том, как происходит процесс подобного убийства. Плодик отмахивается ручками и ножками от кюретки гинеколога (инструмент, которым производят аборт), прячется, в общем, всячески пытается спастись, но…

Думайте перед тем, как сделать аборт! Думайте о том, как избежать нежелательной беременности!

В конце этого периода длина плодика – около 3 см, вес около 3 гр.

Девятая – десятая недели

Личико плодика начинает приобретать “человеческие” черты – глаза с боковых сторон головы “сходятся” к центру лица. Они еще закрыты, но на радужке уже есть пигмент.

В этот период ускоряется рост туловища, а рост головки замедляется.

Уже почти развиты печень и почки, причем почки начинают формировать мочу, которая изливается в околоплодные воды.

Плодик лишается своего “хвостика”. Он уже может сосать пальчики, трогать ручками себя, пуповину, отталкиваться от стенок матки и плавать в околоплодных водах.

Начинают образовываться зачатки зубов, кишечник целиком находится в брюшной полости.

Длина составляет около 4-х см, а вес – 5 г.

Одиннадцатая – двенадцатая недели

Начинают функционировать все органы и системы: печень выделяет желчь, на слизистой кишечника образуются ворсинки, которые в будущем будут всасывать питательные вещества, кишечник начинает перистальтировать (сокращаться), при этом продолжается его вращение в брюшной полости с тем, чтобы он занял привычное положение. Плодик начинает заглатывать околоплодную жидкость, содержащую волоски, слущенные кожные клетки, которые, перевариваясь, образуют первородный кал – меконий.

В этот период начинают появляться ноготки на пальчиках рук и ног и уже можно определить пол будущего ребенка.

Длина тела составляет около 6 см, а вес – около 10 г.

Тринадцатая – четырнадцатая недели

На 13-й неделе у плода почти окончательно сформированы вкусовые рецепторы, и он начинает активно заглатывать околоплодную жидкость, предпочитая сладкие околоплодные воды водам другого вкуса.

Да, в таком раннем возрасте он уже гурман! Ведь ему совсем не обязательно пить их, поскольку все необходимые питательные вещества он получает от матери через плаценту, которая, кстати, к 13-й неделе полностью сформирована.

Скорее всего, заглатывая околоплодные воды и сося палец, плодик готовится к внеутробному питанию.

В этот период у него появляются фазы сна и бодрствования. Становится симпатичным личико, появляются щечки. Плод становится весьма подвижным, однако, по сравнению с более ранними периодами, его движения более плавные. На теле появляются волоски и потовые железы.

Длина плодика около 10 см, а вес – около 25 г.

Пятнадцатая – шестнадцатая неделя внутриутробного развития ребенка

Начинают расти волосы на головке, ручки сгибаются в суставах, развивается осязание. Плод продолжает расти, но новые органы уже не появляются, так как уже сформированы. Он может хмурить бровки, улыбаться, мигать глазками в ответ на раздражение.

Читайте также:  Конспект комплексного занятия в старшей группе детского сада. месяцы года

Вес уже составляет около 80 г, а рост – 110-115 мм.

Семнадцатая-восемнадцатая недели

Кожа уже не такая тонкая, но еще прозрачная, красного цвета, на ней хорошо видны первородные волосики – лануго. Начинают появляться брови. У девочек полностью сформирована матка и яичники. Мышцы становятся более сильными, а движения более активными, и опытные (повторнородящие) женщины уже могут их ощутить.

Рост составляет около 13 см, а вес – около 150 г.

Девятнадцатая – двадцатая недели

У мальчиков совершенно отчетливо видны мужские половые органы. Практически завершается окостенение слуховых косточек и плодик начинает слышать внешние звуки: биение сердца матери, ее голос, голоса других членов семьи.

Быстро увеличивается объем мозга. Начиная с 20-й недели, он каждый месяц увеличивается на 90 г. Плодик начинает чаще мигать. Ножки, наконец, достигают окончательных пропорций, и он начинает толкаться ими все сильнее и сильнее. Женщина уже может ощутить движения своего малыша в животе. Длина плода составляет около 15 см, а масса – 260 г.

Двадцать первая – двадцать вторая недели

Кожа становится менее красной, но она морщинистая и через нее просвечиваются сосуды и внутренние органы. На голове появляется больше волос. На кончиках пальцев появился характерный, присущий только ему отпечаток.

Утверждают, что вкус заглатываемых плодом околоплодных вод может сформировать последующие пищевые пристрастия ребенка. Кроме того, поскольку плодик уже слышит, он привыкает к голосу матери, отца и других домашних.

И если в семье царит покой, любовь и уважение, то и новорожденный ребенок будет спокойным; если же в семье постоянные скандалы, то и ребенок будет нервным и беспокойным.

Замечено также, что если мать во время беременности читает вслух какую-то книгу, то она в последующем может стать любимой книгой ребенка.

С 18-19-й недели начинайте разговаривать с вашим будущим ребенком, создавайте положительный эмоциональный фон! Благодаря этому у вас сложатся гармоничные, дружеские отношения с ребенком еще до его рождения и это облегчит его адаптацию к внеутробной жизни после рождения.

Длина плода к концу 23-й недели составляет около 20 см, а масса – 450 г.

Двадцать четвертая – двадцать пятая недели

Плод уже меньше спит и бодрствует в течение дня довольно долго. А поскольку он не спит, то движения его становятся более активными: он совершает от 20 до 60 движений за 30 минут. Плод реагирует на звуки, проникающие к нему извне. Он обладает достаточно сложной мимикой, часто сосет палец, иногда икает. Однако места для движения остается все меньше и меньше.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был музыкальным, начиная с 24-й недели беременности почаще включайте музыку. Но помните при этом, что плодики предпочитают классическую музыку, а рэп, рок и прочая “ритмика” приводит их в нервозное состояние.

Рост плода к концу 25-й недели составляет около 22 см, а масса – 700 г.

Двадцать шестая – двадцать седьмая недели

Плод начинает ощущать свет, причем если свет слишком яркий, он может даже отворачивать голову. Естественно, что свет он видит тогда, когда открывает глаза. По данным специальных исследований, электрическая активность его мозга соответствует таковой у доношенного новорожденного. Но самое главное действие происходит у него в легких.

Там начинает продуцироваться специальное вещество – сурфак-тант, которое препятствует спаданию легких. Без этого вещества ребенок не сможет дышать воздухом. И хотя к этому сроку плод прошел всего 2/3 пути своего развития, он уже почти готов к рождению, и, если это вдруг случится, то он может выжить.

Особенно благоприятен прогноз на выживание у девочек.

Рост плода уже составляет около 25 см, а масса – около 1 кг.

Двадцать восьмая – двадцать девятая недели

Плод совершает дыхательные движения, но поскольку он находится в амниотической (околоплодной) жидкости, то в легкие, естественно, попадает только она.

Вы можете испугаться за своего будущего ребенка: “Ведь он так может утонуть!”. Нет! Он не утонет. Во-первых, околоплодные воды имеют такой же состав солей, глюкозы и других веществ, как и кровь плода.

Поэтому они не могут навредить. Во-вторых, кровеносные сосуды, несущие кровь к легким и от них, еще практически не функционируют. Они заработают только тогда, когда ребенок родится.

В-третьих, плод получает кислород через пуповину и плаценту от матери.

В этот период он открывает глаза полностью (естественно, когда не спит) и может уже переводить взгляд с объекта на объект (правда, кроме кровеносных сосудов, пуповины да ярких вспышек извне ему рассматривать нечего).

Он уже хорошо слышит и при громких, резких звуках пугается и даже подпрыгивает, а при спокойном голосе матери или отца, плавной, тихой музыке – успокаивается.

Его размеры составляют около 37 см, а масса – около 1,4 кг.

Тридцатая – тридцать первая недели

Плодик уже такой большой, что ему становится тесно в матке и поэтому он начинает меньше двигаться, принимая свою характерную собирательную позу: головка наклонена вниз и прижимается подбородком к груди, ручки сложены на груди, ножки согнуты в коленях, притянуты к животику и скрещены. В такой позе он занимает меньше всего места.

Его глазки имеют серо-голубой цвет, зрачки реагируют на свет (расширяются в темноте и сужаются на свету).

На пальчиках ног уже полностью сформированы ноготки.

Его рост составляет около 40 см, а масса – около 1,7 кг.

Тридцать вторая – тридцать третья недели

В этот период плод обычно занимает то положение, в котором он будет рождаться – головкой вниз. Но иногда он не успевает повернуться и занимает неправильное положение – ягодичное или поперечное, и тогда во время родов могут возникнуть затруднения, разрешить которые можно путем операции – кесарево сечение.

Кожа начинает приобретать нормальный, розовый цвет, она уже не такая морщинистая за счет того, что в подкожной клетчатке накапливается жир.

В этот период у плода имеются все рефлексы, присущие новорожденным. Но они гораздо слабее, да и тонус мышц не так выражен, как у новорожденных.

Рост обычно составляет около 43 см, а масса – около 2 кг.

Тридцать четвертая – тридцать пятая недели

Плацента уже достигает больших размеров – ведь плод нуждается в усиленном питании.

Волосы на коже (лануго) почти исчезают, и сама кожа постепенно покрывается зародышевой смазкой.

Головка (если ребенок расположен правильно) начинает опускаться ко входу в таз, а поскольку места для плода остается все меньше и меньше, он иногда совершает резкие и продолжительные движения ножками, пытаясь “расправиться”. И тогда вы хорошо ощущаете, как он “топчется” по вашей печени.

Его рост составляет около 45 см, а масса – около 2,4 кг.

Тридцать шестая – тридцать седьмая недели

Кожа малыша становится совсем гладкой, она еще покрыта первородной смазкой, но частично эта смазка начинает отделяться и плавать в амниотической жидкости.

За счет достаточно развитого подкожного жира температура тела малыша удерживается на более высоком уровне, чем температура тела матери.

В кишечнике уже скопилось достаточно много мекония, так как плодик активно заглатывал околоплодные воды.

В этот период продолжается окостенение, и длинные трубчатые кости (бедро, плечо, голень) уже почти такие, как у новорожденного.

Рост составляет около 48 см, а масса – около 2,8 кг.

В этот период, если есть такая необходимость, уже можно делать кесарево сечение. Извлеченный ребенок, как правило, полностью жизнеспособен, и все органы и системы его организма могут функционировать так, как если бы он родился самостоятельно в срок.

А зачем же нужно делать кесарево в таком сроке? Во-первых, если у матери нарастают явления позднего гестоза (преэклампсия): повышается артериальное давление, нарастают отеки на ногах и нижней части живота, появляется белок в моче. Во-вторых, если раньше уже производилась операция кесарево сечение, а с ее момента прошло меньше, чем три года.

В этом случае во время родов может возникнуть опасность разрыва матки по старому рубцу. В-третьих, если мать страдает сахарным диабетом, пороком сердца или другими серьезными болезнями, нет смысла ждать, когда начнутся естественные роды, которые могут ухудшить состояние как матери, так и ребенка.

В-четвертых, если размеры таза не позволяют ребенку беспрепятственно пройти через естественные родовые пути.

А вообще показания к кесареву сечению определяет гинеколог, причем, как правило, не сам, а собирается врачебный консилиум, который и решает вопрос о том или ином методе родоразрешения.

Тридцать восьмая – тридцать девятая недели

Будущий ребенок продолжает расти и набираться сил. Он уже практически не может двигаться – так ему тесно в матке. Кости черепа еще не срослись между собой и образуют два родничка – большой и малый.

Благодаря этой особенности во время прохождения через родовые пути матери, голова ребенка будет конфигурировать.

То есть кости черепа могут “наползать” одна на другую, уменьшая размеры головки, благодаря чему она сможет беспрепятственно родиться.

В конце этого периода плод весит уже около 3 кг, а его рост составляет около 50 см.

Сороковая неделя внутриутробного развития ребенка

Плод уже полностью готов к рождению и даже хочет этого. Он только ждет момента, когда в организме матери накопится достаточное количество гормонов, обеспечивающих начало родовой деятельности.

Скелет малыша состоит из 300 отдельных косточек, поскольку еще не все кости окостенели и срослись между собой (например, кости черепа состоят из шести отдельных костей, тогда как у взрослого череп – это единое целое). Количество костей у взрослого почти на сто меньше.

50 % массы его тела составляет жир. Рост составляет около 50 см, а масса около 3,5 кг.

Источник: https://ilive.com.ua/family/kak-proishodit-vnutriutrobnoe-razvitie-rebenka_113187i15856.html

Внутриутробное развитие

Внутриутробное развитие человека длится около 270 дней. Это время, за которое из оплодотворенной яйцеклетки развивается ребенок, готовый к жизни вне материнского организма.

Конечно, и новорожденный малыш еще не является самостоятельным – ему требуются постоянная забота матери, специальная пища и условия.

Однако за время внутриутробного развития человек достигает определенного уровня, который позволяет поддерживать температуру его тела и постоянство внутренней среды.

Этапы внутриутробного развития

Внутриутробное развитие является единым процессом, который идет согласно генетической программе нашего вида. За это время будущий малыш проходит несколько важных этапов формирования. Значение каждого из них сложно переоценить. В настоящее время ученые выделяют три этапа внутриутробного развития человека.

Первый из них носит название предэмбрионального и длится всего около двух недель. Началом внутриутробного развития является момент оплодотворения созревшей яйцеклетки. В стандартном менструальном цикле это событие происходит в ближайшие сутки после овуляции, то есть на 14-15 день.

Далее в течение двух недель происходит многократное дробление оплодотворенной яйцеклетки, постепенное продвижение ее по фаллопиевой трубе к полости матки и внедрение в эндометрий, формирование плодных оболочек. Этот этап внутриутробного развития протекает отдельно от организма матери. Питание зародыш получает из внутренних запасов.

Первые питательные вещества оплодотворенная яйцеклетка получает только на 6-7 день предэмбрионального развития уже после имплантации. Данный этап является критическим для зародыша. В первые дни становится понятно, насколько генетически полноценной оказалась оплодотворенная яйцеклетка.

Более четверти всех беременностей прерываются на этом сроке именно из-за нежизнеспособности самого зародыша или неблагоприятного гормонального фона материнского организма.

Второй этап внутриутробного развития называется эмбриональным. Его продолжительность составляет 7-9 недель, начиная с 14 дня после оплодотворения. За это время зародыш из нескольких клеток превращается в сложный многоклеточный организм. Малыш в своем внутриутробном развитии повторяет все ступени эволюционного становления нашего вида.

Читайте также:  Праздник книги в начальной школе. сценарий

В этот период образуются и даже начинают функционировать зачатки всех важнейших органов и систем ребенка, происходит формирование костей скелета, туловища, головы, верхних и нижних конечностей. Кроме того, претерпевают изменения и внешние оболочки эмбриона. Из простейшего трофобласта формируется важнейший орган беременности – плацента.

Ее роль заключается в обеспечении ребенка питательными веществами и кислородом из крови матери. Полноценно функционирующая плацента выполняет еще и барьерную функцию. Она разделяет кровоток матери и ребенка, препятствует проникновению вредных веществ, вирусов, многих иммунных факторов к эмбриону.

В завершении этого этапа внутриутробного развития малыш уже имеет похожий на новорожденного силуэт и начинает именоваться плодом.

Следующий этап внутриутробного развития называется плодным. Он начинается после 12-14 недели беременности и должен завершиться появлением на свет новорожденного ребенка.

Это время характеризуется стабильной работой плаценты, быстрым ростом малыша, дальнейшим совершенствованием органов и тканей. Плодный этап должен обеспечить становление функциональных систем, которые будут поддерживать самостоятельную жизнь ребенка после рождения.

В последние месяцы до рождения особенно интенсивно накапливается жировая клетчатка, дозревают ферментные системы организма, развиваются кости скелета.

Внутриутробное развитие в норме завершается в сроки с 38 по 42 недели беременности. Когда именно появится на свет малыш, зависит и от его индивидуальных особенностей, и от организма матери.

Внутриутробное развитие по неделям

Внутриутробное развитие по неделям изучено достаточно хорошо. Акушеры, врачи ультразвуковой диагностики, генетики пользуются имеющейся информацией для контроля развития малыша в течение всей беременности. Внутриутробное развитие по неделям часто очень интересует и будущую маму.

Читая о том, какие изменения происходят с ребенком, женщина чувствует еще большую связь с ним. Внутриутробное развитие отличается большой стабильностью, особенно на начальных этапах. Это значит, что только после 28 недели у плодов появляются существенные различия в размерах и степени функциональной готовности органов и систем.

Раньше этого срока малыши разных мам выглядят и развиваются примерно одинаково. Так, например, на 5 неделе у всех эмбрионов происходит закладка печени, поджелудочной железы, сердца и верхних дыхательных путей. Уже с 6 недели внутриутробного развития у малыша будет биться сердце. На 9 неделе у ребенка интенсивно развивается головной мозг.

С 10 недели закладываются молочные зубы и формируются наружные половые органы. Генетический пол малыша определяется еще при зачатии, но только к 3 месяцу эмбрионы начинают приобретать явные внешние отличия. На 11 неделе внутриутробного развития активно развиваются пальчики эмбриона, закладывается радужка глаз, определяющая их цвет.

В сроке около 4 месяцев у плода появляются ногти, активно функционирует мочевой пузырь, идет перистальтика кишечника. С 26 недели внутриутробного развития малыш начинает прекрасно слышать не только звуки материнского тела, но и окружающего мира. С 30 недели зрачки ребенка начинают правильно реагировать на свет и темноту.

К 33 неделе в легких должен начать активно образовываться сурфактант – особое вещество, помогающее человеку дышать. В дальнейшие недели внутриутробного развития активно совершенствуется нервная система, и ребенок продолжает готовиться к скорому появлению на свет.

Правильное внутриутробное развитие

Правильное внутриутробное развитие обеспечивается генетикой человека. Этот процесс защищен массой механизмов, но и они иногда дают сбои. Далеко не все зависит от будущих родителей.

Однако подготовка к беременности, соблюдение режима дня, правильное питание будущей мамы, спокойный психологический фон тоже во многом определяют здоровье малыша. Считается, что, еще не родившись, ребенок воспринимает эмоции матери, реагирует на них.

Немаловажным является и медицинское наблюдение женщины. Врач может оценить внутриутробное развитие ребенка и дать все необходимые рекомендации.

Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6349-vnutriutrobnoe-razvitie.php

Как происходит зачатие ребенка и его развитие

Ошибочно считать, что беременность наступает сразу же после семяизвержения. Если говорить о том, как происходит зачатие ребенка, то это процесс не одного дня. Рассмотрим подробное описание.

  1. После семяизвержения сперматозоиды движутся в направлении яйцеклетки. Для преодоления этого пути им требуется 3-6 часов.
  2. Один из сперматозоидов пробивает оболочку женского яйца, совершая оплодотворение.
  3. На протяжении 7 дней зигота развивается, находясь в фаллопиевой трубе. Только потом начинает двигаться в матку, чтобы закрепиться в ее полости.
  4. Происходит имплантация эмбриона в полости матки, что отнимает приблизительно 40 часов.
  5. Запускается процесс деления клеток, которые впоследствии смогут образовать плаценту.
  6. Из зародышевого узелка начинает формироваться тело будущего ребенка.

Так становится видно, сколько времени требуется для того, чтобы можно было говорить о наступившей беременности.

Только по истечении 7-10 дней в организме женщины начинаются активные перестройки, проявляются первые признаки беременности.

Активная выработка гормонов наблюдается примерно на 13-14 день. Здесь уже можно воспользоваться тестом, чтобы понять, имеет ли место беременность.

Общие этапы развития плода на начальных этапах

Разобравшись в том, как быстро происходит зачатие и оплодотворение, следует рассмотреть и развитие ребенка. Делать это удобнее не по дням, а по неделям. В самом начале это еще эмбрион, который со временем превратится в плод:

  • начало второй недели – эмбрион уже надежно закрепился в полости матки, получает питание от женского организма. К концу недели будут образованы первичные ворсинки, которые впоследствии сформируют плаценту,
  • на третьей неделе зародыш достигает размера в 4 мм. Этот этап считается очень важным, потому как характеризуется началом закладки всех органов и систем. В конце недели образуется хорда, которая впоследствии станет позвоночником,
  • на 4 неделе отмечается появление жаберных дуг, образование зачатков конечностей. На этом же этапе формируются зачатки сердца, головного мозга, дыхательной системы. Также начинает формироваться печень и поджелудочная железа. В конце первого месяца уже достаточно хорошо сформирована мышечная система, конечности и позвоночник. На этом этапе на лице формируются зачатки глаз,
  • 5 неделя характеризуется увеличением головы, спровоцированным активным развитием мозга. Также формируются зачатки пищеварительной системы. К концу недели формируется пуповина. Появляются первичные половые клетки,
  • на 6 неделе начинают формироваться зачатки пальцев. Образуется сетчатка глаза и хрусталик. Продолжается развитие пищеварительной системы и головного мозга. Сердце также развивается достаточно активно. Оно уже поделено на камеры,
  • 7 неделя знаменуется активным формированием плаценты, вследствие чего начинается активная выработка гормонов. Развиваются половые признаки. На лице формируются зачатки носа и ушей. Происходит формирование заднего прохода,
  • на последней неделе этапа эмбрионального развития уже можно отмечать схожесть лица эмбриона с человеческим. Дальше он будет называться плодом.

Теперь становится ясно, почему именно начальные сроки беременности играют такую важную роль. Они сопровождаются формированием зачатков и развитием всех органов и их систем. Любые негативные факторы, которым подвергается будущая мама в этот период, могут провоцировать появление каких-либо нарушений.

Что происходит в организме женщины после зачатия ребенка

Если говорить о самой будущей маме, то ее организм также подвергается достаточно сложным испытаниям. Безусловно, в первый день после зачатия никаких изменений не наблюдается, потому как эмбрион пока существует отдельно, не успел закрепиться в полости матки.

Перестройка начинается примерно с 8 дня, когда плодное яйцо уже внедрилось в стенки матки, начало питаться от женского организма. В этот момент можно говорить о беременности. Еще через несколько дней начинается активная гормональная перестройка, сопровождающая подготовку организма к вынашиванию плода и родам.

На этом этапе повышается базальная температура, по которой можно определить факт оплодотворения, органы и их системы начинают работать в более активном режиме. У большинства женщин начинается токсикоз, проявляются другие признаки беременности.

Подтверждает факт ее наступления задержка менструации, по которой обычно и определяют «интересное положение».

В завершение 8 недели снова происходят гормональные перемены, потому как эмбрион уже находится на новой стадии развития. Могут наблюдаться увеличение и болезненность молочных желез, перепады настроения, необоснованные волнения. Токсикоз также имеет место быть на данном этапе. В некоторых случаях этот момент становится его началом.

Так мы рассмотрели, в течение какого времени в организме женщины происходят активные изменения и перестройки. Дальше уже все симптомы облегчаются, большинство дискомфортных ощущений исчезает.

(Нет оценок)Загрузка…

Источник: http://yaposlerodov.ru/beremennost/kak-proisxodit-zachatie-rebenka-tonkosti-i-osobennosti.html

Возрастные этапы развития ребенка от рождения до года

Развитие человека начинается с момента зачатия. Это непрерывный последовательный процесс, который занимает всю дальнейшую жизнь.

Его отличительной особенностью является неравномерность, когда периоды ускоренного роста ребенка сменяются замедленными.

Информация по месяцам об этапах развития ребенка до года позволит молодым мамам адекватно оценить состояние малыша и вовремя заметить проблемы.

Содержание статьи

На протяжении первых месяцев жизни организму ребенка приходится пройти адаптацию к новым условиям существования, приобрести множество навыков, наладить функционирование основных систем. За первый год жизни год дети проделывают колоссальный путь, скорость обучения на котором уже больше не повторится никогда в жизни.

Давая оценку развитию ребенка, нужно на несколько показателей:

  • рост;
  • вес;
  • количество зубов;
  • параметры тела;
  • приобретенные функции.

Период грудного вскармливания, который в большинстве случаев длится как раз до 1 года расписан по месяцам. Это должен быть последовательный процесс без отклонений от основных природных процессов.

  • 1 месяц – новорожденные появляются на свет с длиной тела 50-55 см и весом 3-3,8 кг. Это средний показатель, мальчики обычно на 2-3 см длиннее девочек. Ребенок пока не владеет многими функциями тела, но имеет несколько рефлексов: сосательный, хватательный, и другие. Большую часть времени занимает сон. На неприятные раздражители младенец реагирует громким плачем.
  • 2 месяц – грудничок способен удерживать головку до 10 сек, узнает мамин голос, улыбается ей. Малыш активно гулит, следит взглядом за предметами, пытается их удержать. Он набирает 700-800 гр веса, становится более эмоциональным.
  • 3 месяц – ребенок уверенно держит голову, лежа на животе, опирается на предплечья. К этому сроку он должен уметь переворачиваться со спины на бок. Малыш требует больше общения, изучает мир, пробуя пеленку или игрушки. Его дневной сон становится короче, а ночной удлиняется.
  • 4 месяц – младенец проявляет личностные качества, у него появляются любимые игрушки и потешки. Он легко переворачивается, удерживает погремушку или тянется за ней. От приятных впечатлений ребенок смеется.
  • 5 месяц – малыш развивает способность опираться на ноги, движения конечностей становятся более скоординированными. Он узнает близких людей и опасается незнакомцев, реагирует на интонации голоса.
  • 6 месяц – ребенок заметно подрастает, его рост в среднем составляет около 70 см, вес — до 8 кг. Он научился сидеть, перекладывать игрушки, проситься на ручки. Лепет малыша напоминает слова «ба-ба», «ма-ма».
  • 7-8 месяц – дети начинают активно ползать, самостоятельно вставать, держась за опору. Они учатся играть с простыми предметами: толкать мяч, снимать крышку, надевать кольца пирамидки. Ребенок может запоминать цифры, названия животных и показывать знакомые предметы. В этом возрасте многие дети с удовольствием танцуют.
  • 9-10 месяцев – совершенствуются системы и функции, ребенок умеет концентрировать внимание, не только удерживать, но бросать предметы. Малыш самостоятельно садится и ползает, учится ходить с поддержкой.
  • 11-12 месяц – к этому периоду большинство детей начинает ходить самостоятельно. В речи появляется набор простых слов, малышам интересна компания детей. Они изучают друг друга. Годовалый младенец имитирует жесты и поступки взрослых, повторяет различные звуки. Он способен надеть некоторые вещи, сам ест и пьет из чашки. До года словарный запас достигает 10-15 слов. Если ваш ребенок пока не пошел без опоры или плохо говорит, это не повод для переживаний. При нормальном физическом развитии он скоро догонит сверстников.

Как и многие навыки, становление речи требует поэтапного развития. Возрастные проявления речи заметны после 3 месяцев, когда ребенок активно «агукает». К концу первого полугодия он говорит несколько слогов.

К году в арсенале у ребенка несколько слов, связанных с определенными предметами. Не всегда эти слова произносятся четко, пока они ближе к лепету.

Читайте также:  Новый год. рождество

На начальных этапах у детей всегда соседствует правильно и неправильно произносимые слова.

К 2 годам словарный запас ребенка достигает 50-100 слов, появляются короткие предложения. К 3 годам малыш начинает задавать вопросы, а к 4 – в его речи появляются сложные фразы.

Главным показателем нормального развития речи является не правильность произношения слов, а умение выстраивать из них предложения. Быстрое расширение словарного запаса часто не дает времени малышу освоить правильное произношение слов.

К этому стоит отнестись спокойно, артикуляционный аппарат ребенка не достаточно развит.

Развитию речи способствует диалог, поэтому необходимо уделять внимание общению с малышом.

Процесс развития детей делят на два основных этапа: внутриутробный или пренатальный и внеутробный. Они охватывают период от зачатия до полового созревания.

Весь этот долгий путь разделили на несколько дистанций (этапов):

  • пренатальный – около 38 недель от зачатия до рождения;
  • новорожденный – от 0 до 1 месяца;
  • грудной возраст – до 1 года;
  • раннее детство – от 1 до 3 лет;
  • дошкольники – 3-7 лет;
  • младший школьный возраст – 7-12 лет;
  • подростковый или период полового созревания – от 12 до 17-18 лет.

Внутриутробный период становится базой, формирующей внутренние органы. Правильное питание и образ жизни матери оказывают значительное влияние на развитие маленького человека.

Пренатальный этап делится на три стадии:

  • зигота – до 2 недель в этот период оплодотворенная яйцеклетка интенсивно делится, создавая эмбрион;
  • эмбриональная – до 8 недели, на этом этапе формируются органы и системы малыша, начинает биться его сердце;
  • стадия плода – с 9 до 40 недели плод активно растет, увеличивается в размерах, все системы готовятся к самостоятельной жизнедеятельности.

К моменту рождения малыш умеет реагировать на раздражители, различать голоса, чувствовать вкус и прикосновения. Некоторые черты характера ребенка закладываются в это время, поэтому так важен контакт матери и малыша.

Новорожденному в первые минуты внеутробной жизни приходится приспосабливаться к новым непривычным условиям жизни. Его атакуют агрессивные факторы внешней среды. Устойчивость иммунитета новорожденного обеспечивает грудное вскармливание. Малыш еще не умеет управлять своим телом, уход за ним полностью ложится на родителей.

Первый год жизни ребенка связан с обучением, он учится сидеть, ползать, ходить, взаимодействовать с внешним миром.

Возрастные изменения сопровождаются интенсивным ростом, к концу первого года вес тела увеличивается в 2 раза, а рост на 50%. Для полноценного развития малышу требуется режим питания и полезная пища.

К 10-11 месяцев у грудничков формируются зачатки речи, они уже не просто «агукают», а произносят 5-8 простых слов.

Раннее детство и дошкольный возраст сопровождаются замедлением темпов увеличения роста тела, теперь на первый план выходит формирование двигательных функций и психологического развития.

Изменяется рацион питания, расширяются границы окружающего мира. Дети попадают в дошкольные учреждения, где наблюдается тесный контакт со сверстниками.

Этот период сопровождается частыми болезнями, пассивный иммунитет, переданный матерью, слабеет, а собственные защитные силы организма только формируются. Предотвратить появление опасных заболеваний помогает своевременное прививание.

У дошкольников происходит осознание себя как отдельной личности, они активно мыслят, овладевают начальным багажом знаний.

Поступление в школу и первые годы обучения становятся важным этапом адаптации к социальным нормам. Дети находятся в физическом и психическом напряжении, необходимо обеспечить контроль над их питанием и полноценным отдыхом. Психологическая поддержка родителей не менее важна, чем забота о физическом состоянии.

Подростковый период – один из критических этапов в жизни человека. Возрастные изменения организма, находящегося под влиянием гормональной перестройки, сопровождаются эмоциональной неустойчивостью.

Конфликты со старшими и ровесниками, заниженная самооценка – с этими трудностями сталкивается большинство подростков. Сроки полового созревания зависят от индивидуальных особенностей, девочки развиваются быстрее мальчиков.

Этот этап завершает физическое и психическое развитие ребенка. Перед нами взрослый самостоятельный человек.

Каждый ребенок имеет комплекс врожденных рефлексов, помогающих ему выжить. Благодаря психическому развитию малыша они дополняются социальными навыками, ответной реакцией, зачатками темперамента, формирующего новую личность. Возрастные периоды развития тесно взаимосвязаны с эмоциональным и интеллектуальным ростом детей.

Для младенчества характерен моторный этап, связанный с приобретением двигательных функций. Далее начинается этап сенсорных ощущений, включающий слуховое, зрительное, тактильное восприятие окружающего мира. Сенсорное развитие длится до 3 лет, оно закладывает основу абстрактного восприятия и мышления.

Аффективный период (3-12 лет) – усложняется восприятие увиденного, ребенок задумывается над понятиями «плохо» и «хорошо». С 3 лет появляется тенденция к самостоятельности. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста происходит через игру и другие виды деятельности (рисование, лепка).

Идеаторный этап – системы мышления становятся сложнее, дети предварительно просчитывают свои поступки. Этот период приходится на подростковый возраст, сопровождающийся гормональной перестройкой организма. От позиции родителей зависит, как воспримет себя подросток – найдет свое место в жизни или будет бунтовать.

Развитие ребенка – масштабный процесс, в который вовлечены и его родители. Создать комфортные условия для физического и психического совершенствования малыша – это миссия семьи.

Видео: Возрастные этапы развития ребенка от рождения до года

Источник: https://mjusli.ru/ja_mama/zdorove_malyshej/osnovnye-etapy-razvitiya-rebenka

Как происходит развитие ребенка до года

Развитие ребенка до года происходит очень стремительно, с каждым прожитым днем его навыки удваиваются и даже утраиваются. С каждым прожитым днем малыш приспосабливается к жизни все больше и больше. В первый год жизни огромными скачками идет психическое и физическое развитие ребенка.

Каждый малыш индивидуален, но существуют некоторые таблицы, по которым определяют, возрастные умения малышей. Ответственные и заботливые родители должны способствовать, а также помогать своему чаду, учиться жить.

Развитие ребенка до года подразделяется по месяцам. Перечислим основные умения ребенка по каждому прожитому месяцу.

Первый месяц: ребенок зрительно реагирует на свет, обращает внимание на произносящиеся звуки, пытается, а к концу первого месяца, уже держит головку, может ненадолго сфокусировать взгляд на предмете.

Второй месяц: примерно те же самые умения, что и на первом месяце жизни, только уже более уверенные и осмысленные. Приобретается приятный для всех навык – малыш начинает Вам улыбаться.

Третий месяц: развитие ребенка до года на третьем месяце очень радуют и воодушевляют окружающих, ведь он начинает гулить, поворачивать головку на звук, внимательно осматривать Вас и уже узнавать. Появляются первые хватательные движения.

Четвертый месяц: смех и хохот наполняют дом! Ребенок знает маму, пытается переворачиваться, хватать висящие игрушки, капризничает, когда ему что-то не нравиться, лежит на животике, при этом, опираясь на локти, высоко держит голову.

Пятый месяц: появляется способность, лежа на животе, подниматься на вытянутые руки, легко может перевернуться с живота на спину и обратно, знает и радуется знакомым людям, уверенно берет игрушки и способен сам держать бутылочку с водой или пищей. Если поставить ребенка на ноги, то он начинает делать шаги.

Шестой месяц: развитие ребенка до года отличается тем, что малыш в этот период начинает ползать, отличать чужих людей от родителей, подолгу играет сам с собой, весело гулит и реагирует на тон, обращенный к нему. Главное достоинство этого возраста – начинает кушать полу густую пищу с ложки.

Седьмой месяц: все движения осмыслены, стучит игрушкой по столу, если игрушка не нравится – смело выбросит ее на пол. Умение кушать все четче и четче.

Восьмой месяц: ребенок сам может сесть или лечь, начинает вставать на ножки, переступает, отлично ползает, говорит отдельные слоги.

Девятый месяц: понимает и играет в игры «Ладушки», «Прятки», знает свое имя, сам держит кружку и пьет из нее, делает первые самостоятельные шаги, знает обозначения некоторых слов, например, «где», «нельзя».

Десятый месяц: развитие позволяет ребенку залазить на невысокую поверхность, пританцовывать, приседать, слушать родителей, играть самостоятельно и подолгу с игрушками.

Одиннадцатый месяц: в этом возрасте он уже большой человечек: делает действия такие, какие хочет сам: попить, покушать, сходить на горшок. Появляются развивающие игры: пирамидки, кубики. Говорит первые слова.

Год: развитие ребенка до года начиналось почти с нуля, а заканчивается приятными на слух словами: «Мама, дай!», «Папа, на!», самостоятельными шагами, познавательными играми.

Источник: http://child-hood.ru/index.php/the-development-of-baby-gv/4057-how-is-the-development-of-a-child-up-to-a-year.html

Зачатие ребенка, развитие плода по неделям. Процесс зачатия ребёнка

Наверное, самым большим таинством на земле является зарождение новой жизни, а именно зачатие ребенка. Человек и спокон веков старается разгадать тайну создания новой жизни, но всё же много загадок остаются неразгаданным.
Сегодня мы поговорим о процессе зачатия ребёнка – это поистине фантастично!

Оплодотворение

Женская половая клетка, способная к зачатию, в ожидании сперматозоида выглядит вот так.

Женская яйцеклетка

Для процесса оплодотворения произошел около 60-100 млн. мужских клеток (сперматозоидов) должно попасть в организм женщины. Это необходимое количество для зачатия (иначе вероятность снижается).

В ядре сперматозоида могут содержаться 2 типа половых хромосом: У — несет мужскую информацию и Х — с женским набором.

Так пол ребёнка определяется тем, какая половая хромосома была в последней паре, если Х, то у будущих родителей будет девочка, если У – мальчик.

«Встреча» сперматозоида с яйцеклеткой происходит в маточной трубе, куда после овуляции перемещается яйцеклетка.

Проникновение сперматозоида

В течение трёх дней после слияния половых клеток родителей происходит интенсивное деление зародыша. В это же время он перемещается в полость матки. Там он будет развиваться в течение 9 месяцев.

Оплодотворенная яйцеклетка

В последующие 32 часа после оплодотворения ничего не происходит.

А потом наблюдается первое деление плодного яйца – из  одной клетки образуются две.

Развитие плода по неделям

Первая неделя беременности

Скорость деления яйца – 1 деление в сутки. В течение 7 дней скорость делений возрастает.

При делении образуется то чётное, то нечётное количество клеток.

Эмбрион человека на 1-8 день

Первые 8 дней жизни зародыша крайне важны, так как если сейчас произойдут какие-либо нарушения в его развитии, у женщины наступит обычная менструация, так как беременность прекратится. В течение этих 8 дней эмбрион не связан с матерью, он питается за счет тех веществ, которые были накоплены в яйцеклетке. 

Бластоциста

Имплантация – приживления зародыша в матке. Внематочная беременность может возникнуть по причине воспалений женских половых органов, абортов, аномалий развития матки и др. Это происходит, если по пути движения из маточных труб к матке плодное яйцо сталкивается с замедленной перистальтикой маточных труб.

Если у женщины есть гормональные нарушения, то перистальтика маточных труб может ускоряться. Тогда плодное яйцо попадает в матку раньше, что также опасно – дальнейшая беременность не развивается или беременность происходит, но происходит серьезное осложнение — предлежание плаценты.

Процесс имплантации

С момента приживления плодного яйца в полости матки начинается новый этап – развитие  плода по неделям. На седьмой день беременности наружный слой зародыша (трофобласт) начинает продуцировать гормон — хориальный гонадотропин (ХГ). Благодаря этому гормону женщина получит известие о беременности. При этом организм беременной начнёт перестраиваться.

Важно заметить, что гормоны, вырабатывающиеся во второй фазе менструального цикла, крайне необходимы для полноценного развития плода по неделям. Их недостаточное количество может привести к гибели зародыша. При этом женщина даже не узнает о том, что была беременна. Так 50% женщин теряют беременность на этой стадии.

Эмбрион на 4-й неделе развития

Эмбрион на 8-й неделе развития

Первые недели беременности поистине очень важны для ребёнка. При этом когда вы ещё даже не знаете, что уже беременны, у будущего малыша уже бьется сердце., он активно развивается и растёт. Именно поэтому, как только вы догадываетесь о возможности зачатия ребёнка, немедленно откажитесь от вредных привычек, не бывайте на производстве, питайтесь правильно.

Желаем вам и вашему ребёнку здоровья!

Источник: https://teddyclub.info/ru/planirovanie/planning/zachatie-rebenka-razvitie-ploda-po-nedelyam-process-zachatiya-rebenka

Ссылка на основную публикацию