Занятие по эмоциональному развитию в старшей группе по фгос

План-конспект занятия (старшая группа) по теме

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей

старшей группы дошкольного возраста :

 Путешествие в страну «Эмоции».

Цель:  Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.

Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.

Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;

Сохранение здоровья воспитанников через психогимнастику и релаксацию.

формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;

формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;

упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

Состав группы:

Возраст участников: 5 – 6 лет.Кол-во детей в группе: 6-8 человек

Продолжительность занятия: 30 минут.

Материал для занятия:

«Волшебный клубочек»;

Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д.

Магнитная доска; Человечки-эмоции;

Бумага для рисования, карандаши;

Детские стулья по числу детей;

Зеркало;

Небольшая песочница, рамки с песком; кисточки;

Использованные технологии занятия:

Сопровождении СD музыки: Магнитофон и диск с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»;  

Элементы здоровьесберегающей технологии

Игры с песком.

Психогимнастика.

Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть

– прослушивание музыкальных произведений

– проведение психологических игр и упражнений 

Ход занятия:

Приветствие. «Волшебный клубочек».

– Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!

– Дети, а что это у меня в руках? (ответы детей) Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга.

Психолог передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.

   – Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А в какую страну мы поедем, вы мне скажете после того, как я вам прочитаю стихотворение.

Бывают чувства у зверей,У рыбок, птичек и людей.Влияет без сомнения, на всехНас настроение.Кто веселится! Кто грустит?Кто испугался!Кто сердит?Рассеет все сомнения

            Азбука настроения.

(краткое обсуждение стихотворения, повторение названий эмоций)

 – Наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.

– Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? (ответы детей)

 – Как вы думаете, чем мы сегодня будет заниматься? О чём будем говорить? (ответы детей)

– Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну «Эмоции» . Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте вы путешествовали? Давайте построим сказочный поезд. Встаньте друг за другом, возьмите впереди стоящего за пояс. Передвигаться наш поезд сможет с помощью волшебных слов:

Наш волшебный поезд
Всех друзей вперед увозит…

(Дети произносят слова и идут по кругу, изображая вагончики)

1 остановка. «Поляна Радости» (звучит аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

-Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)

-А какое у него настроение?

-Дети, а что такое радость?» (ответы детей)

Например:

«Радость — это когда все радуются, всем весело».

«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая — это когда у одного человека, а большая — когда у всех».

«Радость — это когда у всех праздник».

«Радость — это когда никто не плачет. Ни один человек».

«Радость — это когда нет войны».

«Радость — это когда все здоровы».

«Радость — это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».

— Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей.)

Этюд «Кто как радуется» Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.

Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания. 

Упражнение « Нарисуй эмоцию»

– А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется. 

(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали. Затем психолог совместно с детьми наклеивает рисунки на большой лист бумаги — проводится выставка (обсуждение, выбор самого оригинального рисунка, ответы на вопрос «Что такое радость? и самые интересные истории).

Психогимнастика  « Ручеек радости» (звучит спокойная музыка)

Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются.

-Ребята,  мысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке — чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.

Дети мысленно передают друг другу радость.

2 остановка. « Остров Грусти»

-Что такое грусть?

-Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)

Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица… Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)

-А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)

Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (рассказы детей) 

На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.

Игра « Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. ( Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит.

 А теперь подышим вместе. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох- шаг назад.

  Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.

 Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.

3 остановка. «Пещера страха»

Добрались мы и до пещеры. (Психолог включает  музыку.)

Упражнение « Страшные звуки» ( звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)

-Угадайте, какие звуки мы слышим?(ответы детей)

-Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)

А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.

Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)

-Как вы догадались? (ответы детей)

Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий ( первоначально может быть психолог) называет какого-либо страшного персонажа ( Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.

Упражнение « У страха глаза велики»

– А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают больщие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)

А затем и вовсе исчезает. ( Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)

Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и , следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

4 остановка. «Гора Злости»

-Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)

-Как вы догадались?

-Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.

-Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.

-Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.

– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции?  (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).

Упражнение «Зеркало»

Детям предлагается изобразить перед зеркалом злость.

Дети садятся на стулья полукругом. Ведущий задаёт вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», то ноги стоят на месте.

Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.

Мамы злятся, когда опаздывают на работу.

Мамы злятся, когда кушают мороженое.

Мамы злятся, когда на них кричат.

Мамы злятся, когда им дарят подарки.

Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.

Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».

Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.

Мамы злятся, когда их любят.

-Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость.

Упражнение «Закончи предложение».

-Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…» (высказывания детей записываются).

-Я злюсь, когда… и т.д.

– Ребята, посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют. ( фото и пиктограммы)

Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.

Рефлексия.  Беседа с детьми:

-А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

-Что вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)

-А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

-Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными справились со всеми заданиями!

-Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова.

-Я очень хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия. И я вам предлагаю нарисовать кисточкой свое настроение на песке!

Педагог: (если вдруг у кого-нибудь будет грустное настроение) От чего тебе грустно? Тебе что-то не понравилось? А у меня настроение очень хорошее и я хочу с тобой им поделиться (дарю улыбающийся смайлик, а если у всех хорошее настроение улыбающиеся смайлики дарю всем.)

И чтоб наша встреча запомнилась, давайте на память сделаем фотографию.

На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, до свидания.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/10/20/konspekt-zanyatiya-po-emotsionalnomu-razvitiyu-detey-starshey-gruppy

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Какие разные эмоции»

Автор: Васильева Алина Валерьевна

Цель – развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Форма проведения – групповое занятие, 6-8 человек.

Материалы: магнитофон; аудиозаписи В. Шаинского – Ю. Энтин «Чунга-чанга», звуки природы, музыка для релаксации; коробочка, картинки с изображением эмоций; карточки 8 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, малиновый, серый, коричневый, чёрный), клубок, тактильные дорожки.

Ход занятия.

I . Вступление.

1.Приветствие «Радостная песенка».

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства.

– У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что (имя) в группе есть», а теперь все вместе «Мы рады, что (имя) в группе есть»

Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

– Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче.

2.Игра «Разноцветное настроение».

Цель – отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

– Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:

  • красный – бодрое, активное настроение – хочется прыгать, бегать, играть в подвижные  игры;
  • желтый – веселое настроение – хочется радоваться всему;
  • зеленый – общительное настроение – хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
  • синий – спокойное настроение – хочется спокойно поиграть, посмотреть в окно;
  • малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
  • серый – скучное настроение – не знаю чем заняться;
  • коричневый – сердитое настроение – я злюсь, я обижен;
  • черный – грустное настроение – мне грустно, я расстроен.

– Мы отправим клубочек по кругу, и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.

Дети обозначают цветом свое настроение.

– Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

II. Основная часть.

3.Этюд «Танец радости».

Цель – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции радости, правильно их выражать, полноценно переживать.

Звучит аудиозапись музыки В. Шаинского – Ю. Энтин «Чунга-чанга»

Читайте также:  Занятие на тему: зима в детском саду для детей 5-7 лет

– Все становимся в круг, беремся за руки, теперь скачем, как радостные воробушки в солнечную погоду (дети танцуют 1-2мин) Теперь подставляем бока солнышку, как радостные котята (дети танцуют 1-2мин) У вас хорошо получается! А теперь прыгаем как радостные ребята на солнечной прогулке (дети танцуют 1-2мин) Хорошо! Настроение поднимается, ребята? Дети отвечают.

4.Игра «Коробочка эмоций»

Цель – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции радости, правильно их выражать, полноценно переживать.

– Ребята, посмотрите, вот «Коробочка эмоций» предлагаю с ней поиграть. Внутри набор карточек, на которых изображены различные эмоции. Каждый берет себе одну карточку, не показывая ее остальным. После этого все по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на  карточках. Остальные зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция.

Обсуждение: Какие эмоции легче показывать? А какие сложнее? Почему?

Ответы детей.

5.Упражнение «Музыка и эмоции»

Цель – способствование развитию понимания передачи эмоционального состояния по средством музыки, и развитию образного мышления.

– Сейчас мы будем слушать музыкальные отрывки, а затем описывать настроение музыки.

Обсуждение: Какое настроение у каждой музыки было? Какие чувства вызывает? (веселая – грустная, довольная, сердитая, смелая – трусливая, праздничная – будничная, задушевная – отчужденная, добрая – усталая, теплая – холодная, ясная – мрачная)

Дети прослушивают музыку и отвечают.

6. Упражнение «Волшебные дорожки»

Цель – способствование развитию понимания передачи эмоционального состояния по средством ощущений, прикосновений (мягкий, колючий, жесткий и т.д.)

– Сейчас мы пойдем по волшебным дорожкам. Как думаете, почему дорожки волшебные?

Ответы детей

(Дорожки волшебные, потому что они разные – есть мягкие, приятные, а есть колючие, жесткие, шуршащие)

– Какие чувства, ощущения вызывает у вас каждая дорожка? Какие прикосновения бывают у нас в жизни? Ответы детей.

III. Заключение.

7.Упражнение на релаксацию.

Цель – обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

– Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте по удобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, подумайте о приятном.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен.

Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись.

Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

8. Итого. Рефлексия.

Таким образом, ребята мы можем чувствовать, когда видим по жестам, по мимике лица, можем чувствовать, когда слышим слова или музыку, а можем чувствовать, когда мы прикасаемся к кому-то или чему-то.

– Что вас больше всего заинтересовало? О какой эмоции вы бы хотели узнать больше? и т.д.

 – Какое у вас сейчас настроение? Как вы сейчас себя чувствуете?

(Дети отвечают)

– До свидания! До скорых встреч!

Список литературы:

  1. Баженова О.В. Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников./ Баженова О.В. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 192 с.
  2. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. / Катаева Л.И.  – М.: Книголюб, 2007. – 64 с.
  3. Кряжева Н.Л.

    Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей. / Кряжева Н.Л. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с.

  4. «Цветик-Семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» /  Н.Ю. Куражева и др.; под ред. Куражева Н.Ю. – СПб.: Речь, 2013.

    – 160 с.

Источник: https://open-lesson.net/5560/

Конспект занятия психолога для старших дошкольников: «Путешествие в страну эмоций»

Цель: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задание:

– закрепить умение узнавать и выражать эмоции (радости, печали, злости, страха), эмоциональные состояния в мимике;

– развивать саморегуляцию воспитанников (саморегуляция – сознательное управление своими переживаниями, и их изменением)

– создать комфортный психологический климат в группе, бодрый и радостный настрой;

Состав группы:

Возраст участников: 5-6 лет;

Количество детей: 6-8 человек;

Продолжительность занятия: 30 мин.

Материал для занятия: аудиозаписи и колонка (музыка – веселая, грустная, страшная, спокойная) видео детей, которые показывают эмоции; ткань-парашют; спортивный инвентарь для инсценировки «пещеры», «горы»; пиктограммы эмоций, ткань для озера, коробка-посылка, куклы – гномы, картинки животных с различными эмоциями, зеркало, ватман, цветные мелки-карандаши, воздушные шарики на каждого ребенка.

Ход занятия психолога в детском саду

1. Ритуал приветствия.

Психолог. Сегодня к нам пришло очень много гостей давайте с ними поздороваемся стихом:

Зазеленеет даже пень

Услышав – Добрый день!

2. Упражнение «Давайте поздороваемся с Другом»

Цель: снять напряжение, создать эмоциональный комфорт.

Приветствие необычное. Давайте поздороваемся различными частями тела: ладошками, локтями, коленками, спинками.

3. Беседа психолога с детьми «Что такое эмоции?»

– Дети, как вы думаете, какое сегодня у меня настроение? Да, оно замечательное.

– А какое еще бывает настроение? (Веселое, радостное, грустное, злое … ..)

– Как вы можете узнать, какое настроение у людей, которые вас окружают?

 (По выражению лица).

– Да, наше лицо меняется в зависимости от настроения!

– Дети, а как еще можно назвать проявления разного настроения? (Эмоции).

– Да, эмоции! Мы выражаем разные эмоции. Какие эмоции вы знаете? (Дети называют).

– Различные эмоции люди выражают мимикой. Это когда мы можем передать свое состояние, настроение, эмоцию выражением лица и даже тела.

4. Игра «Отгадай эмоцию». (Видео).

5. Сюрпризный момент: «Письмо к детям».

Стук в дверь. К нам пришла посылка. В посылке письмо. Интересно от кого это?

Давайте прочитаем!

«Дорогие друзья, (имена участников). Я знаю, что вы на ваших занятиях учитесь узнавать и передавать различные эмоции.

Также я знаю и вижу, что это у вас очень хорошо получается! Для меня это так приятно! Потому что это самое необходимое знание в нашей стране – стране эмоций! Я хочу пригласить вас всех в путешествие в нашу страну! Я подготовила для вас некоторые задачи, если вам удастся справиться с ними, в конце путешествия вас ждет приятный сюрприз. Если вы согласны, то, желаю вам прекрасного путешествия!

                                                                                     Подпись: Фея Эмоций Ну, что, отправляемся в путешествие? Полетели …

«Полетели путешествовать,

чтобы обо всем на свете знать,

В мир эмоций мы отправимся,

Со всеми задачами мы справимся!»

6. Первая остановка – «Поляна Радости».

Звучит веселая музыка.

– Кого вы видите на этой поляне? (Радостный Гномик).

– А какое у него настроение?

– Дети, а что такое радость? (Ответы детей)

К примеру:

«Радость – это когда всем весело, все радуются»

«Радость – это когда у всех праздник»

«Радость – это когда никто не плачет»

«Радость – это когда все здоровы»

«Радость – это я, потому что мама мне говорит« Ты моя радость»

 «Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая – это когда у одного человека, а большая – это когда у всех».

– Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей)

Психологический этюд «Кто как радуется» (задание от гномика).

Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются:

– При встрече с мамой;

– Когда встречают гостей в свой день рождения;

– Когда прогуливаются в парке с родителями;

– Когда идут в цирк;

– Когда получают подарок;

– Когда вас кто-то насмешит;

– Когда играют в веселую игру;

Выразительные движения: объятия, улыбка, смех, радостные возгласы.

Веселая игра с парашютом.

7. Вторая остановка – «Озеро печали»

– Дети, на что это похоже? Да, какое-то озеро. Но почему-то никто здесь не плавает, не растут никакие растения. А давайте узнаем, кто живет в этом озере. (Каждый опускает руку в озеро и берет животное).

– Смотрите на этих животных. Что с ними? Что с их ротиками, бровками глазами? Что это за эмоция? (печаль)

– Что произошло в этом озере? Почему здесь такие все грустные? (Аудиозапись животных) «Вы правильно сказали. Мы грустные! Нам так грустно и мы не знаем, что делать, чтобы поднять свое настроение?»

– Детки, а у вас бывает грустное настроение?

– А как можно поднять настроение? (Ответы детей)

– Детки, поможем им превратить печальное лицо в веселое? (Наклеивают веселые лица).

– (Аудиозапись животных) «Спасибо, ребята, вы нам помогли! Теперь мы знаем, как поднять себе настроение»

– А нам пора ехать дальше …

8. Третья остановка – «Пещера страха»

Мы добрались до пещеры. (Аудиозапись)

Упражнение «Страшные звуки»

(звучит муз. Э. Грига «В пещере горного короля»)

– Отгадайте, какие звуки мы слышим? (Ответы детей).

– Какие эти звуки грустные, страшные или веселые? (Ответы детей)

– Наверное здесь кто-то живет, давайте посмотрим? (Гномик Страх).

– Как вы догадались?

Читают записку гномика. «Научите меня преодолевать страх!»

Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и повторяют все вместе эти слова. Когда ведущий называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, льва, волка), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится ведущим и продолжает игру.

Упражнение «У страха глаза велики»

А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, большой страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха глаза велики. (Показывают большие круглые глаза с помощью рук). А теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки).

А теперь совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками).

Посмотрите друг на друга и убедитесь, что уже ни у кого нет больших глаз, так что никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

– А нам пора ехать дальше …

9. Четвертая остановка – «Гора Злости»

– Давайте посмотрим, кто живет на этой горе? (Гномик Злость)

– Как вы догадались?

– Что у него с ртом? Рот открыт, видны зубы. У злого человека рот может быть перекошенным.

– Что происходит с бровями? Покажите! Нос сморщивается.

– Что происходит с глазами? Покажите!

– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (Придумывают ситуацию)

Упражнение «Зеркало»

Дети перед зеркалом изображают злость.

Игра «Мамы злятся, когда …»

Дети садятся на стулья полукругом. Психолог задает вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», ноги стоят вместе.

Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.

– Мамы злятся, когда опаздывают на работу.

– Мамы злятся, когда едят мороженое.

– Мамы злятся, когда на них кричат.

– Мамы злятся, когда им дарят подарки.

– Мамы злятся когда, опаздывают с ребенком в детский сад.

– Мамы злятся, когда о маме говорят «плохая».

– Мамы злятся, когда берут их вещи без разрешения.

– Мамы злятся, когда их любят.

– Да, любовь и доброе отношение может растопить любую злость!!!!!!

 – Нам пора возвращаться в детский сад ….

10. Рисунок «Цветок настроения»

Цель: развивать умение выражать свои чувства.

Каждое настроение имеет свой цвет, например, радость – это желтый, оранжевый, красный цвета, покой – это зеленый, печаль – коричневый, черный, темно-синий. Затем каждому ребенку предлагается выбрать тот цвет, который соответствует его настроению. После этого дети разрисовывают каждый свой лепесток.

Обращается внимание на «лепестки», имеющие темный цвет, спросить у детей, почему у них такое настроение.

11. Сюрпризный момент.

Детвора, вы были сегодня такие внимательные, сообразительные, умные. Я хочу тоже подарить вам вот такие «улыбающиеся шарики». Они будут всегда дарить вам хорошее настроение и уверенность. Ведь когда у человека хорошее настроение он легко сможет преодолевать любые – препятствия.

12. Ритуал прощания.

Дети образуют столбик из своих кулачков (по одному кулачку) и с улыбкой говорят: «Всем, всем, до свидания!»

Источник: https://psichologvsadu.ru/rabota-psichologa-s-detmi/zanyatiya-psichologa-s-detmi/329-konspekt-puteshestvie-v-stranu-emoziy

Конспект занятия психолога с детьми старшей группы Занятие «Радость» (по развитию эмоциональной сферы у старших дошкольников)

Конспект занятия психолога с детьми старшей группы Занятие «В мире Радости» (по развитию эмоциональной сферы у старших дошкольников)

Цель:

1.Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

2.Познакомить детей с чувством радости, учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов.

3.Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить его в мимике, этюдах, жестах.
4. Расширять представления детей об эмоции радость, формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.

5.Развивать умение узнавать и различать основные эмоции предлагая их сравнивать;

6.Учить понимать свои чувства  и чувства других людей и рассказывать об этом;

7.Закреплять у детей полученные знания об эмоциях;

Оборудование: игрушка солнышко, конверт с заданием, картинка “Радость”, чистые листки (формат А4), цветные карандаши, презентация, зеркала.

Ход занятия

I Вводная часть

1. Упражнение ” Солнышко по кругу”

Доброе утро, дети! Давайте встанем в круг. У меня в руках игрушка “солнышко”. Солнце это свет, тепло, радость, хорошее настроение.

Я предлагаю, передать его по кругу и подарить друг другу, самую красивую улыбку. Я, очень рада, что вы одарили улыбкой друг для друга, ведь когда человек улыбается, ему тоже, хочется улыбнуться в ответ.

И от этого на душе, становится теплее. Солнышко, вернулось ко мне.

Сегодня мы поговорим об эмоциях, которые испытывает человек. а вы знаете что такое эмоции? Эмоции – это наши переживания в различных жизненных ситуациях. Эмоции бывают положительные и отрицательные. Эмоции очень важны в человеческом общении.

Каждый день человек, да и вы тоже испытываете различные эмоции: злость, страх, испуг, радость. (СЛАЙД1)

Психолог: Дети, тему нашего занятия, вам подскажет загадка, послушайте ее и скажите ответ.

Она у каждого бывает,Кто про невзгоды забывает.Ты хочешь петь и веселиться,Ей можно с другом поделиться,Она – любимая, как сладость.

Она – отрада наша, … (РАДОСТЬ).

Правильно, это радость, сегодня дети мы познакомимся и поговорим о радости. Наше занятие называется «В Мире Радости». Будем учиться узнавать эмоцию радость и выражать ее с помощью мимики, жестов и слов, а также внимательно слушать и правильно выполнять различные задания, быть дружными, понимать друг друга.

II Основная часть.

1. Упражнение “Собери солнышко” (познакомить детей с эмоцией радость, картинка солнышко с эмоцией радости)

Ребята, посмотрите, сегодня на улице светит солнышко, и от этого у нас хорошее настроение. Но, бывают дни, когда на улице пасмурно и идет дождь, и нам всем очень не хватает тепла, и улыбок. Я получила по почте письмо. Давайте откроем его, и посмотрим что в нем. (Круг с эмоцией радости и полоски, лучики). Дети, давайте сейчас попробуем собрать, солнышко.

Вы должны взять по лучику, и произнести пожелание. Посмотрите, какое солнышко у нас получилось. Какие чувства вы испытывали, когда выполняли задание? Давайте изобразим эмоцию радости и улыбнемся друг другу. И то, что «От улыбки хмурый день светлей!» — это истинная, правда! Вы, все маленькие солнышки, которые светят и излучают добро.

 Молодцы, очень хорошо справились с заданием! 

ВЫВОД ЗАНЯТИЯ

2. Беседа

Ребята как я уже сказала эмоции можно передать словами (какими), а как еще можно передать эмоции?

Для этого я предлагаю взять зеркала и улыбнуться. Что происходит с нашим лицом (глазки прищуренные, губки улыбаются) значит свои чувства и эмоции мы можем передать словами и мимикой (выражением лица). Молодцы вы справились с заданием

давайте поговорим о какой эмоции? Радость продолжить предложения:

Когда я радуюсь, я … (улыбаюсь, прыгаю, смеюсь, танцую, пою…)

Я радуюсь, когда вижу … (подарки, мамино лицо, торт, сладости, клоуны…)

На, что похожа радость?… (Радость – похожа на салют, фейерверк, на праздник, радость – это когда все радуются, когда видишь маму, купаешься на речке и т. д.)

Как можно порадовать человека? (подарить подарок и т.д.)

Психолог. Молодцы, дети вы почувствовали: когда мы говорили о радостных моментах, на душе у нас тоже становилось радостно.

Давайте заглянем в конверт и посмотрим следующее задание

Прежде чем приступить к заданию давайте подготовим пальчики

Тучка с солнышком опятьВ прятки начали играть.Только солнце спрячется,

Тучка вся расплачется.

А как солнышко найдётся,
В небе радуга смеётся.

Что вы делали? Вы учились выделять эмоцию радость среди других эмоций, по каким признакам? По мимике .Проверить на компьютере СЛАЙД2

Следующее задание.

Почему вы решили, что именно этот зайчик (он улыбается и поднимает руки в верх). Проверяем на СЛАЙД 3 Значит эмоции можно передать: словами, мимикой, жестами. Молодцы.

Физкультминутка.

Мы здоровыми растём,Вместе с солнышком встаём!Для здоровья, настроеньяВыполняем упражненья:Руки вверх, на пояс, вниз.Потянись!Улыбнись!То присели, то нагнулись,

И опять же улыбнулись!

3. Этюд “Котенок, который хотел порадовать свою маму”

Педагог обращает внимание детей на то, что человек может улыбаться и радоваться не только тогда, когда ему что-то подарили или выполнили какое-то его желание, но и тогда, когда он сам сделает для другого что-то хорошее. В подтверждение своим словам педагог читает сказку:

 “Жил-был на свете маленький котенок. Все у него было: много игрушек, сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал, играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Все надоело и ничего не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама забеспокоилась, не заболел ли ее сынок.

Однажды котенок ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому. Забрел на кухню и, увидел в раковине много грязной посуды. “Мама придет уставшая с работы, и ей придется еще мыть эту гору посуды”, – подумал малыш.

– “Может, я справлюсь с этой работой?” И он попробовал. Когда пришла мама, радостный котенок потащил ее на кухню. “Посмотри, мама, я сделал тебе подарок”, – и показал на чистую раковину.

Мама улыбнулась: “Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!” А котенок тоже улыбался – оказывается, так приятно доставить кому-то радость”.

После чтения сказки педагог предлагает каждому ребенку по очереди изобразить котенка, а сам берет на себя роль мамы-кошки. Важно, чтобы дети прочувствовали радость от того, что помогли маме. В конце упражнения можно еще раз обратить внимание детей на то, как приятно сделать что-то для другого человека.

4. Упражнение “Радость”

А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему: «Радость». Каким цветом, можно нарисовать радость.

Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как ему хочется.

Расскажите о своей радости: кто был с вами рядом, или кого вы хотели бы видеть в радостный момент; что чувствовали и что делали, когда радовались. Может быть, кто-то захочет нарисовать «Портрет Радости».

Расскажите о своей радости: где она живет, чем занимается, любит ли ходить в гости или чаще сидит одна дома, есть ли у нее друзья, а может быть враги

III Заключительная часть

Психолог:

Ребята скажите о чем мы сегодня говорили?

Что нового вы узнали?

Что вам понравилось больше всего?

Какие задания были сложные?

Сегодня мы узнали о радости.

Скажите, радоваться – это хорошо, или плохо?

Как, можно создать себе хорошее настроение?

(Вспомнить лицо любимого человека, веселого героя из сказки, придумать историю о каком-то радостном событии, нарисовать его). Дети вспоминают о том, чем они занимались, что нового узнали.

СКАЖИТЕ как можно передать свои эмоции?

Психолог хвалит детей, за приятное занятие, отмечает положительные моменты, высказывает пожелания всей группе: «Давайте же чаще улыбаться, и мир станет светлее от наших улыбок».

Домашнее задание для родителей.

Тема «Радость»

1. Прочитайте ребенку или посмотрите с ним мультфильм «Цветик-семицветик» (В. Катаев).

2. На примере данного сказочного сюжета побеседуйте с ребенком об эмоции радости, о её внешних проявлениях (глаза прищурены, рот растянут в улыбке, и т.д.).

3. Сядьте с ребенком перед большим зеркалом и покажите эту эмоцию, попросите ребенка показать её.

4. Попросите ребенка ответить на вопрос «Какие дела, приносящие радость можно организовать зимой, весной, летом, осенью», впишите ответы в тетрадь.

5. Дорисуйте детям лица, подумайте, какое выражение лица у каждого из них.

6. Разыграйте эту ситуацию с мамой.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konspiekt_zaniatiia_psikhologha_s_diet_mi_starshiei_ghruppy_zaniatiie_radost_po_

Занятие с психологом в старшей группе: «Царство эмоций»

Задачи:

-Формировать умение определять свое эмоциональное состояние и состояние других людей по внешним признакам;

-Формировать умение выражать эмоциональное состояние мимикой;

-Развивать эмпатию, способствовать установлению межличностного доверия;

-Снижать психоэмоциональное напряжение.

Оборудование: светильник «Фонтан света», «Волшебный мешочек», пиктограммы эмоций, пузырьковая колонна с рыбками, пано «Звездное небо», пуфик-кресло с гранулами по количеству детей, мольберт, магниты, мягкий мячик, сенсорная тропа для ног, напольный ковер «Млечный путь», зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света, музыкальный центр, релаксационная музыка.

Количество детей: 5человек

Ход образовательной деятельности

Дети входят в комнату (звучит спокойная музыка)

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!

Давайте поприветствуем друг друга, положив руку на плечо соседа.

1. Игра «Коленки – липучки».

– Сейчас мы с вами поиграем в «Коленки – липучки». Ваши коленки будут здороваться с коленками соседа справа.

2. Ритуал вхождения.

– Сегодня мы отправляемся в сказочную страну под названием «Царство эмоций» и войти в нее нам поможет «волшебный цветок». Детям предлагается встать вокруг волшебного цветка, чтобы немешать друг другу, протянуть над ним руки, закрыть глаза и попросить цветок пропустить нас в сказочную страну.

– Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок несет нас по морю «Радости», он дает нам силу, уверенность. Еще раз вдохните и выдохните. Тот, кто уже почувствовал в себе силу волшебного цветка, может открыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох, расправить плечи.

– Наш волшебный цветок привел нас в «Царство эмоций», здесь нас ожидают разные игры и задания. Не мешая друг другу, дети отходят в сторону, и садиться в круг на пуфы.

– Ребята расскажите, какое у вас сейчас настроение? (ответы детей)

– Ребята скажите, пожалуйста, какая бывает погода? (солнечная, дождливая, пасмурная, ветренная)

– Как вы думаете, можно ли сравнить погоду с настроением?

Предполагаемые ответы детей могут быть стимулированы взрослым. «У меня внутри радостно, как будто солнышко светит, потому, что я рада нашей с вами сегодняшней встречи»; «Мне грустно, словно дождик льет, потому, что моя кошка заболела, и я переживаю» и т.д.

– Погода внутри вас – это и есть ваше настроение. Ваше настроение можно определить цветовой гаммой. Перед вами волшебная колонна. В ней плавают разноцветные рыбки, вода «кипит» пузырьками, а цвет воды все время меняется. Посмотрите на эти цвета.

– Ребята, скажите каким цветом можно выразить радостное настроение, грустное настроение, а когда мы удивляемся и испытываем страх (ответы детей)

3. «Мешочек настроений».

– Посмотрите, какой красивый мешочек нам оставили жители сказочной страны. Это мешочек настроений, он расскажет нам какие эмоции, и настроение бывают у жителей (работа с пиктограммами радость, удивление, злость, грусть, страх. Последовательно дети вытягивают по одной пиктограмме из мешочка и задаются следующие вопросы)

Какое настроение здесь изображено?

По каким признакам его узнали?

Что вам помогло различить настроения? (перечисляются различные мимические признаки)

Молодцы ребята вы хорошо различаете настроения.

4. Этюд «Маски».

– Ребята, у вас получилось определить, какое настроение было изображено. А теперь давайте примерим эти настроения. Дети, стоя перед зеркалом с помощью мимики и жестов изображают грусть, удивление,

злость, радость, страх.

Когда нам грустно – мы делаем так. Когда мы удивлены – делаем вот так. Когда мы напуганы – мы такие. Когда мы злимся – мы уже другие. Когда мы радуемся – мы делам так.

Какая эмоция вам больше всего нравится?

5. Психогимнастика «Солнышко и тучка».

– Жители «Царства эмоций» любят играть в игры и у них есть любимая игра «Солнышко и тучка», в которую мы сейчас с вами поиграем (звучит аудиозапись).

Представим, что мы сидим на зеленой лужайке – сесть на пол.

Светит солнышко, греет наше личико – поднять голову вверх, глазки закрыть.

Солнце зашло за тучку, стало прохладно – сжаться в комок, чтобы согреться.

Солнце вышло из-за тучки. Жарко – расслабиться – разморило на солнце.

Травка на лужайке высокая – встать на коленки.

Давайте погладим травку, какая она мягкая, нежная – Поворот верхней части корпуса слева направо и обратно. Одновременно с корпусом двигаются руки: та, которая идет первой – ладонью вверх, вторая – ладонью вниз.

А теперь нарисуем солнышко – Корпус прямо. Руки, согнутые полукругом, рисуют в воздухе круг 3 раза. Корпус поворачивается вправо, руки повторяют тоже движение, корпус поворачивается влево, руки повторяют тоже движение.

6. Упражнение «Три настроения» (используется настенное пано «Звездное небо»)

– Ребята, жители царства рассказали, что у них бывает разное настроение, оно зависит от мыслей, когда мысли чистые светлые они чувствует себя спокойно, хорошо, уверенно. В это время их настроение похоже на небо, и мысли у них ясные и чистые (загараются огни на звездном небе).

Кода в голову приходят отличные идеи, жители царства радуется, удивляются настроение – бывает прекрасным, радостным и мысли становятся яркими, блестящими (огни на звездном небе переливаются).

Но бывает, что жители злятся, грустят, обижаются, им плохо – мысли становятся мутными, серыми (звездное небо гаснет).

– Бывает ли у нас грустное, плохое настроение?

– Что мы делаем, чтобы победить грусть? (ответы детей)

– Посмотрите ребята, у меня есть ладошки, на которых изображены картинки со способами, которые помогут нам победить грусть.

Дети выберают ладошки и крепят их на пано «Звездное небо» (огни загараются)

7.Рефлексия.

На этом наши игры подходят к концу, что вам больше всего понравилось или запомнилось (дети стоят в кругу, передают мяч друг другу).

Мы сегодня поиграли и чуть-чуть добрее стали. Скажем спасибо друг другу, спасибо теплому, доброму кругу.

Всем спасибо, до следующей встречи!

Источник: http://MirDoshkolnikov.ru/vospitatelyam/metodiki-prepodavaniya/item/214-zanyatie-s-psichologom-v-starshey-gruppe-zarstvo-emoziy

Волшебные средства понимания – конспект занятия по социально-эмоциональному развитию детей в старшей группе

Автор: Алекинова Ольга Владимировна – заместитель заведующего МДОУ детский сад № 73 «Дельфин» г. Тольятти.

Цель занятия:

Знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой. Развития внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие умения принимать настроения других людей.

Материал:

Карточки с изображением эмоций; бумага; краски; карандаши; мелки; блестки; шнурочки.

Ход работы:

Воспитатель:

– Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем, друг друга, встанем в круг и подарим свое хорошее настроение каждому.

Воспитатель:

– Я вам предлагаю поиграть в игру «Оживлялки». Посмотрите на доску, что вы видите? (картинки с изображением различных эмоциональных состояний человека).

Воспитатель:

– Послушайте задание: нужно будет попытаться изобразить любую картинку с помощью мимики и жестов, а остальные должны угадать, какую картинку изображает ваш товарищ.

Воспитатель:

– Ребята, я вижу, вы развеселились, понравилась вам игра? (да).

Воспитатель:

– А сейчас, я хочу вам предложить поиграть в следующую игру. Вам нужно будет произнести фразу «Пойдем играть» грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно.

Воспитатель:

– Как здорово у вас получилось выполнить мое задание.

Воспитатель:

– Ой, ребята, я совсем забыла, сегодня утром в мое окно постучался «солнечный лучик», широко улыбнулся мне и передал для вас письмо. Давайте прочитаем его?

«Привет, ребята! Я услышал про ваш детский сад, и мне очень нужна ваша помощь. Я знаю, что вы учитесь угадывать настроение свое, своих друзей, взрослых.

Я освещаю многие планеты, и вот на одной планете «Добрячки» случилась беда, к ним недавно прилетала злая волшебница и заколдовала их. Теперь у них стали одинаковые лица. Я прислал вам фотографию одного из них.

Но фотография разрезана. Для того чтобы узнать, какие у них сейчас лица, соберите ее».

Воспитатель:

– Ребята, какое выражение лица у вас получилось? (безразличное, спокойное).

Воспитатель:

– Поможем «Солнечному лучику» расколдовать жителей планеты «Добрячки»? (да).

Воспитатель:

– Чем мы можем помочь и как? (варианты ответов детей)

Воспитатель:

– Ребята, Марина предложила нам сделать маски с различными эмоциями. Как вы думаете, подойдет такая помощь? (да).

Воспитатель:

– Хорошо, давайте тогда обсудим, какое настроение бывает? (грустное, веселое, удивленное и т.д.).

Воспитатель:

– Молодцы ребята, а что вам понадобиться для изготовления масок? (бумага, краски, шнурочки, карандаши, блестки).

Воспитатель:

– Все материалы, которые вы назвали, у нас есть в уголке художника, можно взять и приступить к работе. Только давайте договоримся, кто из вас и какую маску будет изготавливать, чтобы не получилось одинаковых, ведь нам нужны разные маски, изображающие разные настроения (изготовление масок, педагог помогает при выполнении).

Воспитатель:

– Молодцы ребята, у всех получились разные маски, изображающие различные эмоции.

Воспитатель:

– Ребята, а как нужно будет обращаться с масками жителям планеты «добрячки», чтобы снять с себя заклятие волшебницы? (пусть «Солнечный лучик» проведет игру «Маски» на планете «Добрячки» и волшебство ведьмы развеется).

Воспитатель:

– Может, вы покажете «Солнечному лучику», как играть в эту игру? (да, покажем).

Воспитатель:

– Хорошо, давайте поиграем. Игра «Маски»: ребенок, одев маску, передает настроение этой маски.

Воспитатель:

– Ребята, пока мы с вами играли «Солнечный лучик» подбросил нам вот этот конверт, чтобы мы в него положили свои маски, а он отнесет их на планету «Добрячки». «Солнечный лучик» благодарит вас за помощь.

Воспитатель:

– Как вы думаете, удастся «Солнечному лучику» расколдовать жителей планеты «Добрячки» с помощью ваших масок? (да, они наденут, посмотрят друг на друга, поиграют в игру и волшебство обязательно исчезнет).

Воспитатель:

– Ребята, а что еще мы могли бы сделать для жителей планеты «Добрячки»? (настенное панно «Мое настроение»; плакат «Азбука эмоций»; книгу про эмоции и т.д.).

Воспитатель:

– Молодцы. Над этим мы можем поработать на следующим занятии. А наше занятие подошло к концу, всем спасибо за работу.

Скачать конспект «Волшебные средства понимания»

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/sredstva-ponimaniya.html

Конспект открытого занятия в старшей группе по ФГОС «В поисках Цветика-семицветика»

Конспект открытого занятия в старшей группе по ФГОС «В поисках Цветика-семицветика»

Проводит: Ким Алина Нарсовна, воспитатель ГБОУ Школа № 2097/8

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы; закрепление навыков порядкового и количественного счета (в т.ч. предметов) в пределах числового ряда первого десятка.

Задачи

Обучающие

  • продолжать изучать с детьми свойства натурального ряда чисел
  • упражнять в установлении соответствия между цифрой и внешними свойствами объектов
  • совершенствовать умения составлять числовой ряд и находить место числа в ряду
  • закреплять умения считать в пределах семи, пользуясь различными приёмами
  • закреплять умения анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку
  • совершенствовать навыки счета, умения самостоятельно составлять и решать простейшие математические задачи
  • закреплять умения правильно называть порядковые числительные.

Скачать конспект

Развивающие

  • развивать в дидактических играх умения сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, количество)
  • развивать познавательные процессы (речь, внимание, логическое мышление, воображение, тактильное восприятие)
  • развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки
  • способствовать развитию образного и логического мышления, умению делать простейшие умозаключения.

Воспитательные

  • воспитывать интерес к математике
  • воспитывать наблюдательность при сравнении групп предметов
  • воспитывать навыки коллективной работы
  • воспитывать чувство взаимопомощи через сотрудничество во время образовательной деятельности, радоваться достигнутым успехам.

Демонстрационный материал: сердцевинка и лепестки семи цветов, рисунок с 5 цветами, 3 ряда последовательностей изображений, аппликация «волк, лиса и рыбы», ножки мухоморов с цифрами.

Раздаточный материал: цветные карандаши, карточки с цифрами (для соединения по точкам), карточки с домиками, шляпки мухоморов с точками.

Структура и ход занятия:

  • организационный этап (3-5 минут) – мотивирующее начало занятия;
  • основной этап (15-19 минут) – воспитатель поясняет суть упражнений, с которыми дети должны справиться, следит за ходом решения заданий и задач;
  • итоговый этап, рефлексия деятельности (3-5 минут) – воспитатель благодарит детей за активное участие, проводит вместе с ними анализ и оценку результатов проделанной работы, рефлексию деятельности и эмоционального состояния.

Ход НОД

Организационный этап

Воспитатель: Добрый день, дорогие дети! Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А путешествие будет не простое, а волшебное. Далеко-далеко есть волшебная страна, там растёт необыкновенный цветок, он может исполнить любое желание. Как вы думаете, что это за цветок?

Дети: Это Цветик-семицветик.

Воспитатель: Правильно.

На макушке у цветочкаСемь волшебных лепесточков,Исполняющих мечты.

Не спеши сорвать их ты –

Много в мире роз, ромашек,Незабудок, маков, кашек,Но один на свете

Цветик-семицветик.

Ребята, а как звали девочку, у которой был такой цветок?

Дети: Девочку звали Женя.

Воспитатель: А где Женя взяла этот цветок?

Дети: Ей его подарила волшебница.

Воспитатель: Ребята, а сколько лепестков у «Цветика-семицветика»?

Дети: У цветика-семицветика семь лепестков.

Воспитатель: Правильно. Однажды в ту страну ворвался озорной ветер и разбросал лепестки волшебного цветка. У девочки Жени осталась только сердцевинка, вот она на доске. А вы, хотели бы иметь такой цветок? (Ответы детей). Давайте тогда мы с вами отправимся в путь и соберём все-все лепестки волшебного цветка. Вы готовы? (Ответы детей) Я вижу, что вы готовы к путешествию.

Нужно в путь нам отправляться.Ума, разума набраться,Лепестки все отыскать,

Чтоб желанье загадать.

Основной этап

Воспитатель: И для начала нам нужно расставить цифры от 1 (одного) до 5 (пяти) по порядку, начав с самого высоко цветка и закончив самым низким. (Упражнение 1 на соотнесение цифр от 1 до 5 и длины цветка; воспитатель вывешивает рисунок на доске, дети отвечают с места).

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с заданием. Ой, посмотрите, а вот и первый лепесток. Какого он цвета?

Дети: Лепесток красного цвета. (Попросить ребёнка прикрепить лепесток к серединке).

Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадку:

Спал цветок и вдруг проснулся –Больше спать не захотел.Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

О ком речь? (О бабочке). Чтобы проверить нашу отгадку, давайте соединим точки по порядку и посмотрим, кто получится. (Упражнение 2 на соединение «от точки к точке» под номера 1-10; воспитатель раздает карточки-заготовки, дети работают индивидуально). Перед вами лист бумаги, а на нём точки, каждой соответствует цифра. Надо соединить цифры по порядку. Кто у вас получился?

Дети: Бабочка.

Воспитатель: А сколько кружочков на крыльях ваших бабочек?

Дети: Шесть кружочков.

Воспитатель: Молодцы! Задание выполнили и за это в награду вам второй лепесток! (Дети крепят к доске оранжевый лепесток)

Воспитатель: Сколько лепестков нам с вами уже удалось отыскать?

Дети: Два лепестка.

Воспитатель: Правильно, а сколько ещё нужно найти?

Дети: Пять лепестков.

Воспитатель: Отправляемся на поиски дальше. На пути нам встретились домики. (Упражнение 3 на закрепление представлений о числовом ряде, умение называть «соседей» числа: последующее и предыдущее число; воспитатель раздает «домики», дети вписывают недостающие числа). Какие цифры здесь спрятались?

Воспитатель: Мы заполнили все домики и можем прикрепить к нашему цветку ещё один волшебный лепесток! На этот раз он желтого цвета.

Воспитатель: (Физминутка)

За тучку солнце спряталось –Но это только в шутку!А мы все дружно проведем

Спортивную минутку:

В ладошки мы похлопаемИ чуть-чуть потопаем.Раз – присели, два – привстали,

Три – нагнулись и достали

Правой ручкой башмачок,Левой ручкой – потолок.И еще разок присядем!

А теперь на место сядем.

Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.

Ребята, посмотрите, пока мы играли, ветер принёс нам ещё один волшебный лепесток. Какого он цвета?

Дети: Лепесток зелёного цвета. (Дети крепят лепесток на доску)

Воспитатель: Ребята! Озорной ветер перемешал карточки, и в каждый ряд попало по одному лишнему изображению, давайте все вместе отыщем их? (Упражнение 5 – дидактическая игра «Что лишнее?» призвана исследовать процессы образного и логического мышления; воспитатель по очереди показывает карточки, дети отвечают с места). Что лишнее в этом ряду? Почему? (Воспитатель по очереди показывает детям ряды, дети должны найти лишний объект и объяснить почему).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Держите ещё один лепесток и крепите его, скорее к волшебному цветику.

Воспитатель: Дети, сколько лепестков мы уже нашли?

Дети: Мы нашли пять лепестков.

Воспитатель: Сколько ещё нам надо найти лепестков?

Дети: Нам надо найти ещё два лепестка.

Воспитатель: А сейчас вместе с волком и лисичкой мы с вами отправимся на сказочную рыбалку. (Упражнение 6 на формирование и развитие умения самостоятельно составлять и решать простейшие математические задачи; воспитатель вывешивает на доске аппликацию, дети крепят к ней рыбок).

Посмотрите, волк поймал четыре рыбки, а лиса на одну меньше. Сколько рыбок у лисы? (Три) Поместим в ведерко лисы нужное количество рыбок.

Кто из них поймал меньше, а кто больше? (Волк поймал на 1 рыбку больше лисы) Сколько рыбок волк и лиса поймали вместе? (Всего 7 рыбок на двоих)

Воспитатель: А вот и ещё один лепесток приплыл к нам. Какого он цвета?

Дети: Лепесток синего цвета.

Воспитатель: Правильно, как и цвет воды на рыбалке волка с лисой. Дети, сколько лепестков нам ещё не хватает?

Дети: Нам не хватает одного лепестка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, озорной ветер разбросал по полянке мухоморы: шляпки отдельно, а ножки отдельно.

(Упражнение 7 «Затейливые мухоморы», дети должны посчитать количество точек и найти соответствующую «ножку» с цифрой; воспитатель раздает каждому ребенку шляпку мухомора, дети самостоятельно подбирают к нему нужную ножку с цифрой).

Нам нужно оживить мухоморы, возьмите каждый в руки одну красную шляпку, посчитайте количество точек на ней и подберите ножку с цифрой, соответствующей количеству точек на шляпке вашего мухомора.

Воспитатель: Молодцы! Вот и отыскали мы с вами все лепестки. (Дети крепят на доску последний лепесток). Теперь какой цветок стал, кроме как волшебный?

Дети: Красивый, яркий, цветной, разноцветный… (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята сегодня вы мне сказали, что хотели бы иметь такой волшебный цветок! Давайте вместе попробуем вспомнить волшебные слова, чтобы желание исполнилось: «Лети, лети, лепесток через запад на восток, лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели».

(Звучит волшебная музыка, воспитатель в этот момент переворачивает лепестки, на обратной стороне которых написаны буквы «МОЛОДЦЫ!»).

Ребята, ваше желание исполнилось, теперь у каждого из вас есть волшебный цветок «Цветик-семицветик», вы сможете загадать свои заветные желания, которые будут приносить только добро, радость и счастье людям.

Итоговый этап, рефлексия деятельности

Воспитатель: (Рефлексия) Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) Какое задание вам интереснее всего было выполнять? (Ответы детей) Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей) Сколько разноцветных лепестков нам с вами удалось собрать? (Семь) Спасибо вам.

Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому хорошо справились со всеми заданиями, которые встретились нам на пути. В награду за это я приготовила вам сладкое угощение и нам пора подкрепиться после нашего такого волшебного путешествия.

Я уверена, что вы всегда будете стараться, как сегодня. Молодцы!

Источник: http://doshkolnik.ru/matematika/18611.html

Ссылка на основную публикацию