Открытый урок по литературному чтению Н.И.Сладков “Бюро лесных услуг”
Тема: Николай Иванович Сладков «Бюро лесных услуг»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н.И. Сладкова и с содержанием сказки «Бюро лесных услуг».
Задачи:
Образовательные: Способствовать формированию представлений о творчестве Н.И.Сладкова, особенностях его произведений; расширять и углублять знания о жизни растений, продолжить работу над обогащением словарного запаса учащихся, учить строить логически завершенные предложения.
Развивающие: Развивать связную речь, память, логическое мышление, воображение, творческие способности учащихся, навыки работы с текстом; учить выражать мысли, чувства, пополнять и обогащать словарный запас; развивать умения улавливать основное содержание произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.
Воспитательные: Прививать любовь и бережное отношения к птицам, животным, природе через чтение произведений Н. И. Сладкова; воспитывать умение видеть красоту природы , воспитывать интерес к учебе, к предмету.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала: произведение Сладкова; повторение: средства литературной выразительности; )
Межпредметная связь: познание мира.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: презентация к уроку, тест, задания группам,
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята!Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Посмотрите на них, улыбнитесь, гости тоже улыбаются в ответ.
Улыбнусь я себе.
Улыбнусь я тебе.
Улыбаться мне не лень.
Пусть хорошим будет день.
Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее .Это наверное, потому что собрались здесь хорошие, добрые люди и мои любимые ученики.
ΙΙ. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы продолжим работу над умением понимать то, что мы читаем.
Мы пройдем от заголовка в глубину текста, чтобы добраться до самого главного в произведении – цели, ради которой его написал автор.
Для этого на уроке надо быть внимательным к слову, беседовать с текстом, не забывать о включении “мысленного экрана”, то есть использовать все те приемы понимания, над которыми мы все время работаем.
III. Работа над заголовком.
Бюро лесных услугН.Сладков |
Прочитайте заголовок произведения, записанный на слайде. Все ли слова понятны?
Значение слова Бюро по Ожегову:
Бюро – Конторка, стол для письменных занятий и хранения бумаг, с ящиками и обычно с крышкой
Бюро –название учреждений «справочное бюро», «бюро погоды»
Так о каком «бюро» говорится здесь?
– О чем вам говорит фамилия автора? Какая тема объединяет книги Сладкова? Вы правы, Николай Сладков пишет о природе, о животных.
( слайд 6 )
« Я пишу о природе, потому что я ее очень люблю: за красоту, за загадки, за мудрость ее и разнообразие» Н.Сладков.
IV. Рассказ учителя о Н.И.Сладкове.
-Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе.
-Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде (сегодня Санкт – Петербург).
-С детства он любил и интересовался природой. И уже со 2 класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения.
-В молодости он увлекался фотоохотой. Он сам фотографировал животных, рисовал их и помещал эти фотографии и рисунки в свои книги.
-Николай Иванович много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, а потом писал рассказы, которые получили большую известность.
-Первая его книга называлась «Серебряный хвост».
-А всего Сладков написал более 60 книг. Всю жизнь Н.И.Сладков был защитником природы, через его книги мы учимся ценить и любить красоту природы, видеть необыкновенное в природе своими глазами.
-На выставке вы видите лишь некоторые из книг Н.Сладкова. Я советую вам их прочитать, из них вы узнаете много интересного.
Учитель открывает на слайде картинки с изображением лесных животных.
– Какое отношение могут иметь к произведению эти животные?
Выслушиваются ответы детей.
– Давайте знакомиться с новым произведением Николая Сладкова, в котором мы найдем ответы на все возникшие вопросы.
ΙV. Разминка речевого аппарата. Подготовка к чтению.
1. Работа над скороговоркой.
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Задания:
– Запомни и проговори скороговорку с разной интонацией: ( ?, !)
– Проговори скороговорку с разным настроением (печально, весело, загадочно).
2. Дыхательная гимнастика перед чтением.
– Представьте себя мартовским ветерком. А теперь подуйте сильно, чтобы разогнать весь снег. А теперь рывками, чтобы сдуть последние снежинки.
V. Первичное знакомство с произведением
Читает учитель.
Беседа: выявление первичного восприятия произведения.
-Назовите жанр произведения. Докажите. Какая тема произведения?
-Понравилась вам сказка?
-Что заставило животных объединиться?
-Что предложил заяц? Клёсты? Бобры? Дятлы? Вороны? Волк?
-Почему звери не приняли помощь от Волка?
-Кто взял на себя роль сторожа?
-Как живут звери в лесу?
VΙ. Перечитывание текста учениками.
Откройте ваш помощник-учебник и перечитайте текст шёпотом. Над непонятным словом поставьте точку карандашом
VΙΙ.. Словарно-лексическая работа
Озимые
Попрядал
На зеленях
Овчарня
VΙΙΙ. Гимнастика для глаз.
ΙX. Упражнения в выразительном чтении текста.
Чтение сложных слов. Перед чтением давайте прочтём слова, которые даны на доске, сначала хором по слогам, а затем целыми словами.
Пригорюнились
Поодиночке
Куропаток
Проходимец
Стилистический эксперимент.
Как можно сказать по-другому? (нагрянул, опушил, пригорюнились, притрусил, попрядал, позыркал)
X. Чтение по ролям.
-Назовите действующих лиц сказки.
-Прочитаем сказку по ролям. (Распределение ролей.)
-Найдите свои слова, подумайте, каким голосом, в какой манере вы их будете читать. Постарайтесь голосом показать характер героя.
(Учащиеся читают вслух)
XΙ. Физминутка.
XΙΙ. Самостоятельная работа с пословицами в парах
– Поищем важную мысль, скрытую в нашем тексте, среди нескольких пословиц. Ведь мы с вами знаем, что пословица может выразить мысль и точно, и красиво. Запишите пословицу в тетрадь. Какую пословицу вы встретили в тексте?
- Берись дружно, не будет грузно.
- Согласного стада и волк не берёт.
- С миром и беда не убыток.
XΙΙΙ. Творческая работа в группах. Учебники закрыть.
Работаем тихо. Перед вами картинки. Нужно собрать коллаж по моим вопросам.
-Напишите название сказки. Автора.
-Где происходит действие сказки?
-Чьи это слова «Спасайтесь, кто как может!»
-Кто предложил быть сообща против одной беды?
-Кто предложил создать Бюро лесных услуг?
-Кого сорока записала как бросателей?
– Какие зверьки предложили сочную осиновую кору и ветки.
-Кто предложил дупла для ночлега?
-Обещали показать свалки.
-Кто предложил себя как опытного сторожа?
Почему лиса не предложила свою помощь? Медведь?
Какую помощь может предложить человек в Бюро лесных услуг? Нарисовать.
XΙV.Обобщение.
-Понравилась ли вам сказка Н.И.Сладкова?
-Что вы запомнили из моего рассказа об авторе?
_ Ребята, сегодня вы побывали в удивительном мире природы, в который пригласил нас писатель Н. Сладков. Я верю, что вы еще раз прикоснулись к чувству добра, а значит, стали более чуткими, внимательными и добрыми по отношению к братьям нашим меньшим. Я желаю вам быть наблюдательными, любить и беречь природу, познавать её тайны через чтение книг.
-Я надеюсь, что вы будете читать и другие произведения Н. Сладкова. Уверена, что они доставят вам удовольствие. И вы узнаете многие тайны природы.
XV. Домашнее задание.
С.125-126 пересказ, нарисовать обложку к сказке
XVΙ. Рефлексия.
– Какое настроение у вас в конце урока? Если грустное – оставайтесь сидеть, если радостное – вставайте и поаплодируйте.
-Всем спасибо за урок!
Работа по вопросам. | Работа по вопросам. |
Чтение | Чтение |
Творческое задание. | Творческое задание. |
Работа по вопросам. | Работа по вопросам. |
Чтение | Чтение |
Творческое задание. | Творческое задание. |
Работа по вопросам. | Работа по вопросам. |
Чтение | Чтение |
Творческое задание. | Творческое задание. |
Работа по вопросам. | Работа по вопросам. |
Чтение | Чтение |
Творческое задание. | Творческое задание. |
Работа по вопросам. | Работа по вопросам. |
Чтение | Чтение |
Творческое задание. | Творческое задание. |
Работа по вопросам. | Работа по вопросам. |
Чтение | Чтение |
Творческое задание. | Творческое задание. |
Работа по вопросам. | Работа по вопросам. |
Чтение | Чтение |
Творческое задание. | Творческое задание. |
Работа по вопросам. | Работа по вопросам. |
Чтение | Чтение |
Творческое задание. | Творческое задание. |
Работа по вопросам. | Работа по вопросам. |
Чтение | Чтение |
Творческое задание. | Творческое задание. |
Работа по вопросам. | Работа по вопросам. |
Чтение | Чтение |
Творческое задание. | Творческое задание. |
Работа по вопросам. | Работа по вопросам. |
Чтение | Чтение |
Творческое задание. | Творческое задание. |
Работа по вопросам. | Работа по вопросам. |
Чтение | Чтение |
Творческое задание. | Творческое задание. |
Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/otkrytyi-urok-po-litieraturnomu-chtieniiu-n-i-sladkov-biuro-liesnykh-uslugh
Бюро лесных услуг. С вопросами и ответами для почемучек
© Сладков Н.И., насл., 2016
© ООО «Издательство АСТ», 2016
Январь
Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца. Мы летим на нашей Земле, как на огромной ракете. В пути мы пересекаем двенадцать месяцев – словно двенадцать разных стран. Проплывают мимо зелёное лето, золотая осень, белая зима и лазоревая весна.
Мы летим вокруг Солнца.
Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья – что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные белые деревья.
Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны – странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие…
Синица лазоревка
Синица московка
Снегирь
Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны – странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие…
Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Алёнушка: склонила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнце пригорюнившуюся Алёнушку, и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы…
А вот зверёк-оборотень. Сделай шаг в сторону, посмотри чуть со стороны – и обернётся зверёк простым сучком, запорошенным снегом. Вот птица не птица, зверь не зверь: пальцем тронь – рассыплется в прах.
Бурый медведь
Белые медведи и белые совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят.
Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их – поторопись. А то дунет ветер – поминай как звали!
Как Медведя переворачивали
Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. Что ни день – метель, что ни ночь – мороз. Зиме конца-краю не видно. Разоспался Медведь в берлоге. Забыл, наверное, что пора ему на другой бок перевернуться.
Есть лесная примета: как Медведь перевернётся на другой бок – так солнце повернёт на лето.
Лопнуло у птиц и зверей терпение.
Пошли Медведя будить:
– Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела! По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось?
Медведь в ответ ни гугу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай посапывает.
– Эх, долбануть бы его в затылок! – воскликнул Дятел. – Небось бы сразу зашевелился!
– Не-ет, – промычал Лось, – с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь ты нас, слёзно просим и умоляем – перевернись ты, хоть не спеша, на другой бок! Жизнь не мила. Стоим мы, лоси, в осиннике, что коровы в стойле, – шагу в сторону не шагнуть. Снегу-то в лесу по уши! Беда, коли волки нас пронюхают.
Медведь ухом пошевелил, ворчит сквозь зубы:
– А мне какое до вас, лосей, дело! Мне снег глубокий только на пользу: и тепло, и спится спокойно.
Тут Белая Куропатка запричитала:
– А не стыдно, Медведь? Все ягоды, все кустики с почками снег закрыл – что нам клевать прикажешь? Ну что тебе стоит на другой бок перевернуться, зиму поторопить? Хоп – и готово!
А Медведь своё:
– Даже смешно! Зима вам надоела, а я с боку на бок переворачивайся! Ну какое мне дело до почек и ягод? У меня под шкурой сала запас.
Белка терпела-терпела – не вытерпела:
– Ах ты, тюфяк мохнатый, перевернуться ему, видишь ли, лень! А ты вот попрыгал бы по веткам мороженым, лапы до крови ободрал бы, как я!.. Переворачивайся, лежебока, до трёх считаю: раз, два, три!
– Четыре, пять, шесть! – насмехается Медведь. – Вот напугала! А ну – кыш отседова! Спать мешаете.
Поджали звери хвосты, повесили птицы носы – начали расходиться. А тут из снега Мышка вдруг высунулась да как запищит:
– Такие большие, а испугались? Да разве с ним, куцехвостым, так разговаривать надо? Ни по-хорошему, ни по-плохому он не понимает. С ним по-нашенски надобно, по-мышиному. Вы меня попросите – я его мигом переверну!
– Ты, Медведя?! – ахнули звери.
– Одной левой лапкой! – похваляется Мышь.
Юркнула Мышь в берлогу – давай Медведя щекотать. Бегает по нему, коготками царапает, зубками прикусывает. Задёргался Медведь, завизжал поросёнком, ногами задрыгал.
– Ой, не могу! – завывает. – Ой, перевернусь, только не щекочи! О-хо-хо-хо! А-ха-ха-ха!
А пар из берлоги – как дым из трубы.
Мышка высунулась и пищит:
– Перевернулся как миленький! Давно бы мне сказали.
Ну а как перевернулся Медведь на другой бок – так сразу солнце повернуло на лето. Что ни день – солнце выше, что ни день – весна ближе. Что ни день – светлей, веселей в лесу!
Кусок хлеба
На мусорную кучу зимой только сытый не летит. Но сытых зимой мало. Все видят голодные птичьи глаза. Чуткие уши всё слышат. Думаете, раз птичьи уши не заметны, то они и не чутки? Как бы не так! Тихо скрипнет дверь – а птицы слышат.
Хозяйка выплеснет из ведра помои – сразу увидят. Уйдёт – они тут как тут. Они – это вороны, галки, сороки и сойки. Птицы смышлёные, осторожные, хитрые. Человека они знают и знают, когда его надо бояться. Больше всего они любят тех, кто не обращает на них внимания.
Но внимание на них трудно не обратить.
Вороны прилетают, шумя отсыревшими крыльями, и забавно моргают, мелькая белым веком. Будто закатывают глаза от удовольствия.
У сорок на чёрных бархатных спинках искрятся снежинки. А хвосты и крылья будто покрашены нефтью: отливают зелёным, лиловым и жёлтым.
Филин
Чёрные галки – в серых воротничках, глаза у них белые и удивлённые.
Сойка наряднее всех: рыжий хохол, на крыле голубое – как рябь на воде. Ладная, ловкая. Полный рот набьёт, даже горло раздуется. И скорее в лес: по углам рассовать. Рассуёт и снова летит. Страшно, а летит. От страха даже рот открывает и хохол поднимает дыбом. Даже бормочет что-то под нос. Но голод ещё страшней.
Голод пригнал галку-инвалида. Какой-то охотник отстрелил ей нижнюю половинку клюва. Ни клюнуть, ни взять, ни почистить перья.
Села, странно тонконосая, взъерошенная, отощавшая, с перьями-сосульками на брюшке. Будь что будет.
Сойка
Положила головку на снег и боком-боком уцепила кусок. Кусок – день жизни. Будет ли он и завтра?
Видимо и невидимо птицы вокруг жилья.
Стукнула дверь: друг или враг? С ведром или с ружьём?
Лучше бы спрятаться, да надо лететь. На мусорную кучу только сытый зимой не летит. А сытых зимой мало.
Своя песня
Все птицы хороши, но скворцы с особой изюминкой; каждый у них в особицу, один на другого не похож.
Пером и росточком одинаковы – скворцы и скворцы! – да у каждого свой талант. Один вдруг чечевицей крикнет, а сосед – куличком. Кому воробей по душе пришёлся, кому – жаворонок. А иному – петух, а то и кошка! И от этого скворец не просто «скворец», а «скворец с чечевичкой», «скворец с иволгой», «скворец с куликом». А есть и такие, что на многие голоса молодцы.
Собрались как-то у меня зимой в клетках разные птицы: зарянка, щегол, синица, чиж, клёст да снегирь. Птиц много, но все разные, на разных языках говорят, друг друга не понимают. А самим с собой разговаривать не очень-то весело. Нахохлились птицы.
Но был среди них скворец. Пикнет, бывало, заряночка грустно – скворец ей в ответ заряночьим голоском: «ти-ик!» Заряночка насторожится, просвистит что-то. И скворец в ответ просвистит. Заряночка весёлую нотку свистнет – скворец ответит. Потом скворец просвистит – заряночка откликнется.
Обыкновенный скворец
И так с каждой птицей: со щеглом, чижом, синицей, снегирём. Птицы радуются: кому не приятно на родном языке пересвистнуться! Так всю зиму и жили припеваючи.
А всё скворец! С каждым общий язык нашел, каждого расшевелил. И себя не забыл: песню свою новыми звуками наполнил. Хороша песня стала: и своя и для всех!
Синичка необыкновенная
Звонкоголосую и белощёкую нашу синицу называют большой или обыкновенной. Что большая, я с этим согласен: она больше других синиц – пухляков, московок, лазоревок. Но что она обыкновенная, с этим я не могу согласиться!
Большая синица
Лазоревка
Пухляк
Она поразила меня с первой же встречи. А было это давным-давно. Она попалась в мой западок. Я взял её в руку, и она… умерла! Только что была живая и резвая, щипала с вывертами за пальцы – и вот умерла.
Я растерянно разжал руку. Синичка неподвижно лежала на раскрытой ладони вверх лапками, и глаза затянулись белым. Я подержал её, подержал – и положил на пенёк.
И только руку отвёл – синичка вскрикнула и улетела!
Какая же она обыкновенная, если такая необыкновенная обманщица! Захочет – умрёт, захочет – воскреснет.
Потом я узнал, что многие птицы впадают в какое-то странное оцепенение, если их положить спинкой вниз. Но у синички это получается лучше всех и часто спасает её от неволи.
Вороний сигнал
Какое дело воронам до рыб?
Какое дело рыбам до ворон?
А рыбакам – тем дело до всего. Назначили рыбаки ворон в сторожа – рыбу караулить. Давно замечено, что нельзя доверять козлу капусту, а коту сметану. Но рыбаки рыбу воронам доверили. Дошлые эти рыбаки.
В подлёдном мире сейчас темно – чёрная там зима. Холодно и душно. Сонные рыбы лениво шевелятся и разевают рты. Им нечем дышать. Запас кислорода подходит к концу; свежему воздуху не просочиться под лёд. Того и гляди, начнётся рыбий замор. Гляди… а кто же будет глядеть?
Сторожа-рыбака, что ли, к каждой проруби сажать?
Серая ворона
А сажать надо. Прозеваешь начало замора – останешься летом без рыбы.
Выручают рыбаков вороны. Рыбы, когда начнут задыхаться, собираются к прорубям и высовывают из воды губы. Вороны сейчас же всё замечают, поднимают крик и слетаются к прорубям со всех сторон.
Знают рыбаки: коли кружит над прорубью вороньё, – значит, пришла беда. Хватают они ломы, топоры, пешни и спешат спасать рыбу. Рубят большие проруби, чтобы в них, как в широко раскрытые окна, ворвался свежий и чистый воздух.
По первому вороньему сигналу все спешат, как один.
Зорок вороний глаз. Сторожа это надёжные и бесплатные. Им можно рыбу доверить.
Они не проворонят!
Какие звери меняют шубку зимой, а какие нет?
Горностай летом
Горностай зимой
Лиса зимой
Лиса летом
Волк
Медведь бурый
Заяц-русак
Кабан
Седой дятел
Малый пёстрый дятел
Большой пёстрый дятел
Февраль
Свистит косая метель – белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная позёмка.
Февраль летит на всех парусах!
Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги.
Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом – снеговорот. Над каждой елью – белые флаги.
Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт.
Тучи-снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети.
Круговерть от земли и до неба!
Бюро лесных услуг
Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намёл, деревья инеем опушил. А солнышко хоть и светит, да не греет.
Пригорюнились птицы и звери: как дальше жить?
Хорёк говорит:
– Спасайтесь кто как может!
А Сорока стрекочет:
– Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет чтоб нам сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюёмся да грызёмся. Даже обидно…
Тут Заяц ввязался:
– Правильно Сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я вот, к примеру, куропаткам помочь могу. Я снег на озимях каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют – мне не жалко. Пиши меня, Сорока, в Бюро под номером первым!
Кедровка
– Есть-таки умная голова и в нашем лесу! – обрадовалась Сорока. – Кто следующий?
– Мы следующие! – закричали клесты. – Мы шишки на ёлках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем. Пользуйтесь, полёвки и мыши, не жалко!
«Заяц – копатель, клесты – бросатели», – записала Сорока.
– Кто следующий?
– Нас запиши, – проворчали бобры из своей хатки. – Мы осенью столько осин навалили – на всех хватит. Приходите к нам, лоси, косули, зайцы, сочную осиновую кору да ветки глодать!
И пошло, и пошло!
Дятлы дупла свои предлагают для ночлега, во́роны приглашают на падаль, воро́ны свалки показать обещают. Сорока еле записывать успевает.
Притрусил на шум и Волк. Ушами попрядал, глазами позыркал и говорит:
– Запиши и меня в Бюро!
Сорока чуть с дерева не упала:
– Тебя, Волка, в Бюро услуг? Что же ты в нём хочешь делать?
– Сторожем буду служить, – отвечает Волк.
– Кого же ты сторожить можешь?
– Всех сторожить могу! Зайцев, лосей и косуль у осинок, куропаток на зеленях, бобров в хатках. Я сторож опытный. Овец сторожил в овчарне, кур в курятнике…
Серая куропатка
– Разбойник ты с лесной дороги, а не сторож! – закричала Сорока. – Проходи, проходимец, мимо! Знаем мы тебя. Это я, Сорока, буду всех в лесу от тебя сторожить: как увижу, так крик подниму! Не тебя, а себя сторожем в Бюро запишу: «Сорока – сторожиха». Что я, хуже других, что ли?
Так вот и живут птицы-звери в лесу. Бывает, конечно, так живут, что только пух да перья летят. Но бывает, и выручают друг друга.
Всякое в лесу бывает.
Песенки подо льдом
Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы.
А вокруг снег и мороз. Слипаются ноздри и стынут зубы.
Лес молчит, озеро молчит. Петухи в деревне молчат. А лыжи поют!
И песенка их – как ручеёк: так и льётся, так и звенит. Но ведь не лыжи же, в самом деле, поют, где уж им, деревянным. Подо льдом кто-то поёт, прямо у меня под ногами.
Уйди я тогда, и подлёдная песенка осталась бы чудесной лесной загадкой. Но я не ушёл…
Я лёг на лёд и свесил голову в чёрный провал.
За зиму вода в озере усохла, и лёд навис над водой, как лазоревый потолок. Где навис, а где обрушился, и из тёмных провалов курчавится пар. Но ведь не рыбы же поют там птичьими голосами? Может, и вправду там ручеёк? Или, может, звенят рождённые из пара сосульки?
Бычок-подкаменщик
Ёрш
Лещ
А песня звенит. Живая она и чистая, такую ни ручью, ни рыбам, ни сосулькам не спеть. Такую только одно существо на свете может спеть – птица…
Я стукнул лыжей по льду – песенка смолкла. Я постоял тихо – песенка зазвенела опять.
Тогда я что есть силы стукнул лыжей об лёд. И сейчас же из тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села она на край полыньи и трижды мне поклонилась.
– Здравствуй, подлёдная певунья!
Птичка опять кивнула и спела на виду подлёдную песню.
– А я ведь знаю тебя! – сказал я. – Ты оляпка – водяной воробей!
Оляпка ничего не ответил: он умел только кланяться и кивать. Снова юркнул он под лёд, и оттуда загремела его песня. Ну и что, что зима? Подо льдом ведь ни ветра, ни мороза, ни ястреба. Подо льдом чёрная вода и таинственный зелёный полумрак. Там, если погромче свистнуть, всё зазвенит: эхо помчится, стукаясь о ледяной потолок, увешанный звонкими сосульками. Чего бы оляпке не петь!
А нам чего бы его не послушать.
Оляпка
Источник: https://www.litres.ru/nikolay-sladkov/buro-lesnyh-uslug-s-voprosami-i-otvetami-dlya-pochemuchek/chitat-onlayn/
Поиск материала «Бюро лесных услуг, с вопросами и ответами для почемучек, Сладков Н.И., 2016» для чтения, скачивания и покупки
- Скачать Николай Сладков | Бюро лесных услуг. С вопросами…
С вопросами и ответами для почемучек (2016) [FB2] и другие торренты на Torrents45.xyz. Все давно знают и любят произведения замечательного писателя
Детали торрента: Название: Николай Сладков | Бюро лесных услуг. С вопросами и ответами для почемучек (2016) [FB2].
torrents45.xyz
- Бюро лесных услуг. С вопросами и ответами для почемучек
Скачать книгу Сладков Николай «Бюро лесных услуг. С вопросами и ответами для почемучек» в формате fb2 или читать онлайн бесплатно и без регистрации, а также другие книги Сладков Николай в формате fb2.
paraknig.com
- Бюро лесных услуг. С вопросами и ответами для почемучек
Электронная библиотека » Детские » Бюро лесных услуг. С вопросами и ответами для почемучек.
knigi.ws
- Николай Сладков: Бюро лесных услуг. С вопросами…
С вопросами и ответами для почемучек №LADOU. 30.11.-0001.
Все давно знают и любят произведения замечательного писателя Николая Ивановича Сладкова. Хрестоматийные рассказы из цикла «Лесные тайнички» представлять не надо: их «проходят» в начальной школе.
99101.download
- Николай Сладков. Бюро лесных услуг. С вопросами…
Электронная версия книги “Николай Сладков. Бюро лесных услуг. С вопросами и ответами для почемучек (2016) FB2,EPUB” жанра Обучение предоставлена в
Мы не взымаем оплату за скачивание книги, поэтому если вам понравилась книга Николай Сладков. Бюро лесных услуг.
knigi-besplatno.net
- Николай Сладков | Бюро лесных услуг. С вопросами… | Форум
Николай Сладков | Бюро лесных услуг. С вопросами и ответами для почемучек (2016) [FB2].
nnm-club.me
- Николай Сладков | Бюро лесных услуг. С вопросами…
Торрент скачать бесплатно » Мультфильмы торрент скачать » Николай Сладков | Бюро лесных услуг.
Источник: https://nashol.biz/searchdoc/90105