Народный фольклор для детей 3-4 лет

Русские народные потешки

Народный фольклор для детей 3-4 лет

Народные детские потешки – небольшие рифмы в песенках и стихах, представляют собой короткие приговоры, которыми сопровождались действия матери по отношению к маленькому ребенку в его самые первые месяцы жизни.

Также имеет название вида устного творчества, как “пестушки” и происходит от слова «пестовать» – заботиться, нянчить, воспитывать, со временем, когда ребенок подрастает пестушки постепенно переходили в потешки – веселые песенки, истории и стишки, сопровождаемые играми с пальчиками маленьких ручек и ножек.

Наиболее известные из них – «Ладушки», «Сорока-ворона». Иногда в этих детских песенках присутствовал урок и наставление, как например, о том птенчике-лентяее, который «воды не носил, дров не рубил». Сочинялись они обычно мамами, бабушками или няньками, которые использовали их для того чтобы развлечь ребенка во время кормления, переодевания и других повседневных дел.

Мелодичная и смысловая позитивная составляющая этих фольклорных произведений помогала установить тесный психологический контакт с ребенком, тренировать его память, учить запоминать называния животных, части человеческого тела, настраивать ребенка на продуктивные взаимоотношения со взрослыми.

Примеры русских потешек и пестушек

Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые,

Зубки белые.

Тень-тень-потетень, Выше города плетень. Сели звери на плетень. Похвалялися весь день. Похвалялася лиса: – Всему свету я краса! Похвалялся зайка: – Пойди, догоняй-ка! Похвалялися ежи: – У нас шубы хороши! Похвалялся медведь:

– Могу песни я петь!

Хорошеньким — хорошок. Пригоженьким — пригожок. Стройненьким — стройнячок,

А родненьким — родняшок.

Сорока, сорока, Сорока-белобока. Кашку варила, Деток кормила. На порог скакала, Гостей созывала. Гости услыхали, Быть обещали. Гости на двор, Кашицу на стол. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала! Он по воду не ходил, Дрова не рубил, Печки не топил, Каши не варил,

– Не будет тебе ничего!

Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла, Пастушку я отдала: – На-ка, милый пастушок, Там коровка лежит, На теленка глядит, А домой не идет, Молочка не несет – Надо кашу варить,

Кашей деток кормить.

Варись, варись, кашка, В голубенькой чашке, Варись поскорее, Булькай веселее. Варись, кашка, сладка, Из густого молока, Из густого молока, Да из манной крупки. У того, кто кашку съест,

Вырастут все зубки!

Солнце, солнце, уходи до утра. Всем ребятам спать пора, спать пора. Пастушатам – молока через край,

Тем, кто пашет, – каравай, каравай.

Ночь пришла, Темноту привела, Задремал петушок, Запел сверчок. Вышла маменька, Закрыла ставеньку. Засыпай,

Баю-бай.

Источник: https://schci.ru/poteshki.html

Русские народные песни для детей

Есть такие песни, у которых нет автора, а точнее авторов много и это русский народ. Предлагаю вам почитать текст русских народных песен для детей. Это особенные песни, со своими ритмом, смыслом и говором. Русский народ не зря сочинял и передавал из уст в уста эти слова. Пусть и ваши детки познакомятся с этими песенками.

Послушайте про двух веселых гусей, молодичку-молоду, каравай и другие не менее известные песни. Какие-то строчки вы сразу вспомните и скажете, что знаете эти стихи, другие песенки превратились в игру «Каравай», с третьими вы встретитесь впервые. Пусть наши дети знают великое творчество своего народа!

Каравай

Как на (имя именинника) день рожденья Испекли мы каравай, Вот такой вышины. Вот такой нижины. Вот такой ширины, Вот такой ужины. Каравай, каравай! Кого любишь – выбирай! Я люблю, конечно, всех,

А вот (имя участника) больше всех!

Скок поскок

Скок-поскок! Молодой дроздок По водичку пошёл, Молодичку нашёл. Молодиченька Невеличенька – Сама с вершок, Голова с горшок. Молодичка-молода Поехала по дрова, Зацепилась за пенёк,

Простояла весь денёк.

Ой люли, та-ра-ра

Ой-люли, та-ра-ра! На горе стоит гора, А на той горе лужок, А на том лужку дубок, А на том дубку сидит Ворон в красных сапогах, Во зелёненьких серьгах. Чёрный ворон на дубу Играет во трубу, Труба точенная, Позолоченная. Утром он в трубу трубит, К ночи сказки говорит. Сбегаются зверьки Ворона послушать,

Пряничка покушать.

Ходит зайка по саду, по саду, Щиплет зайка лебеду, лебеду. Закатилось солнышко, солнышко,

Стало зайке холодно, холодно.

Пошла млада за водой

Пошла млада за водой Коромысел золотой Эй-эй люли,

Коромысел золотой.

Коромысел золотой Ведерки дубовые Эй-эй люли

Ведерки дубовые.

Брошу ведра по гору Сама в пляску я пойду.

Эй-эй люли сама в пляску я пойду.

Сама в пляску я пойду, Рассыплюся яблонькой.

Эй-эй люли, рассыплюся яблонькой

А кто будет в гусли грать, А кто будет в гусли грать, А кто будет танцевать?

Эй-эй люли, а кто будет танцевать?

Ваня будет в гусли играть Таня будет танцевать. Эй-эй люли

Таня будет танцевать.

Жили у бабуси

Жили у бабуси Два весёлых гуся, Один – серый, другой – белый, Два весёлых гуся. Один – серый, другой – белый, Два весёлых гуся! Мыли гуси лапки В луже у канавки, Один – серый, другой – белый, Спрятались в канавке.

Один – серый, другой – белый, Спрятались в канавке! Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси! Один – серый, другой – белый, Гуси мои, гуси! Один – серый, другой – белый, Гуси мои, гуси!» Выходили гуси, Кланялись бабусе, Один – серый, другой – белый, Кланялись бабусе. Один – серый, другой – белый,

Кланялись бабусе!

Я на камушке сижу

Я на камушке сижу, И топор в руках держу, Ой ли, ой люли, Я топор в руках держу. Я топор в руках держу, И все колышки тешу, Ой ли, ой люли, Вот я колышки тешу. Я все колышки тешу, Изгородь горожу, Ой ли, ой люли, Изгородь горожу.

Изгородь горожу, Я капусту сажу, Ой ли, ой люли, Я капусту сажу. Я капусту сажу, Да все беленькую Ой ли, ой люли, Да все беленькую. Да все беленькую, Да кочаненькую, Ой ли, ой люли, Да кочаненькую.

У кого капусты нету, Прошу к нам в огород, Ой ли, Ой люли,

Прошу к нам в огород.

На горе горе петухи поют

На горе, горе петухи поют, да Ой, ладу-ладу, петухи поют, да Под горой, горой озеро с водой, да Ой, ладу-ладу, озеро с водой, да Озеро с водой всколыхалося, да Ой, ладу-ладу, всколыхалося, да Красны девицы разгулялися, да Ой, ладу-ладу, разгулялися, да Девицы цветы, у воды сбирали Ой, ладу-ладу, да, у воды сбирали Сбирали цветы, да, ой, Купалы, да,

Ой, ладу-ладу, да, ой, Купалы, да ой.

Во поле береза стояла

Во поле береза стояла Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли, люли стояла. Люли, люли стояла. Некому березу заломати, Некому кудряву заломати, Люли, люли, заломати. Люли, люли, заломати. Как пойду я в лес, погуляю, Белую березу заломаю. Люли, люли, заломаю. Люли, люли, заломаю.

Срежу с березы три пруточка, Сделаю себе я три гудочка. Люли, люли, три гудочка. Люли, люли, три гудочка. Четвертую балалайку. Пойду на новые сени. Люли, люли, на сени. Люли, люли, на сени.

Стану в балалаечку играти, Стану я старого будити, Люли, люли, будити: Люли, люли, будити: «Встань ты, мой старый, проснися, Борода седая, пробудися, Люли, люли, пробудися. Люли, люли, пробудися. Вот тебе помои, умойся, Вот тебе рогожка, утрися, Люли, люли, утрися. Люли, люли, утрися.

Вот тебе лапотки, обуйся, Вот тебе шубенка, оденься. Люли, люли, оденься Люли, люли, оденься» Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли, люли, стояла. Люли, люли, стояла. Некому березу заломати, Некому кудряву заломати, Люли, люли, заломати. Люли, люли, заломати.

Как пойду я в лес, погуляю, Белую березу заломаю, Люли, люли, заломаю. Люли, люли, заломаю. Срежу с березы три пруточка, Сделаю себе я три гудочка, Люли, люли, три годочка. Люли, люли, три годочка. Четвертую балалайку; Пойду на новые сени, Люли, люли, на сени. Люли, люли, на сени.

Стану в балалаечку играти, Стану я милого будити, Люли, люли, будити: Люли, люли, будити: «Встань ты, мой милый, проснися. Ты, душа моя, пробудися, Люли, люли, пробудися. Люли, люли, пробудися. Вот тебе водица, умойся, Вот те полотенце, утрися. Люли, люли, утрися. Люли, люли, утрися. Вот тебе башмачки, обуйся, Вот тебе кафтанчик, оденься,

Люли, люли, оденься…»

Источник: http://gamejulia.ru/russkie-narodnie-pesni-dlya-detey.html

Фольклор для самых маленьких

Народная мудрость всегда поражала своей точностью и практичностью. И до сих пор лучше народных стихотворных форм для самых маленьких никто ничего не придумал – они такие искренние, поэтому понятны любому малышу! Сколько поколений выросло на колыбельных, потешках, присказках, пестушках… Простых и одновременно гениальных!

Забавы, игры-стишки, загадки, скороговорки, считалочки, зазывалки, дразнилки и, конечно же, сказки – это целый мир детства, захватывающий и удивительный! Народ не знал, как надо, он сочинительствовал инстинктивно, а значит, – правильно! Колыбельные помогали малышу уснуть, потешки – перейти к бодрствованию, умыться, подкрепиться.

Наполняя быт ребенка забавными стишками, сопровождая ими процесс ухода за крохой, вы превращаете далеко не всегда приятные процедуры в интересную совместную деятельность. А это порождает эмоциональную близость, которая так необходима и вам, и малютке.

Повторы, ритмичность, одновременность слов и действий, ласковый голос мамы – все это благотворно действует на здоровье и развитие крохи.

Колыбельные
Ласковые слова, певучие звуки колыбельной не только усыпляют ребеночка, но и успокаивают, расслабляют.

Ведь обычно действующие лица в них – воркующие гули (отсюда и выражение «приголубить» – «приласкать»), ласточки-касаточки, мурлыкающие котики.

А в более старинных колыбельных упоминались некие живые существа – Сон, Дрема, Угомон, призванные усыпить, удремать, заворкотать… Повествовалось в колыбельных о тишине, покое. Ну как тут не уснуть!

Люли-люли-люленьки, Где вы, где вы, гуленьки? Прилетайте на кровать, Начинайте ворковать. Люли-люли-люленьки, Сели в изголовьице… Спи-ка на здоровьице! Стали гули ворковать,

Стал Ванюша засыпать!

Потешки
Это самые первые игры с малышом. Они помогают крохе понять огромный разнообразный мир, который его окружает, освоить простые навыки и понять их значение. Потешками можно сопровождать практически любые действия по уходу за малышом.

Играете с крохой? Тогда посадите его на коленки и, ритмично ими двигая, пропойте:
Поскакали, поскакали, С калачами, с калачами, Вприпрыжку, вприскочку, По кочкам, по кочкам –

Бух в ямку!

На последних словах «уроните» маленького между коленок – «в ямку». Или «пободайте» карапуза:
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, За малыми ребятами. Ножками – топ-топ, Глазками – хлоп-хлоп, Кто каши не ест, Молока не пьет – Забодает, Забодает,

Забодает!

Пришло время малышу подкрепиться? Значит, расскажите ему потешку:
Ай, люленьки, люленьки, Прилетели гуленьки. Стали гули говорить, Чем же (имя ребенка) накормить? Один сказал: «Кашкой!», Другой: «Простоквашкой!», Ну, а третий: «Молочком

Читайте также:  Прощание с «азбукой» в 1 классе. сценарий

И румяным пирожком!»

Так же незаменимыми мамиными помощниками стали «умывалки», «просыпалки», «потягуси», «топотуси». Перед сном

Вот лежат в кроватке Розовые пятки. Чьи это пятки – Мягки да сладки? Прибегут гусятки, Ущипнут за пятки. Прячь скорее, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

Пробуждение
Гони прочь дремушку! (Имя ребеночка) встань, поднимись, Подбоченься, подбодрись, Оглянись по сторонам –

Идет солнце в гости к нам!

Умывание
Водичка, водичка, Умой (имя ребенка) личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки алели, Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Одевание
(Имя малыша) варежку надел(а): – Ой, куда я пальчик дел(а)? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал. (Имя крохи) варежку снял(а): – Поглядите, я нашел(ла)! Ищешь, ищешь – и найдешь. Здравствуй, пальчик!

– Как живешь?

Кроха учится ходить
Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ.
А маленькие ножки бежали по дорожке: топ, топ, топ, топ, топ.

Познание мира
Ножки, ножки, где вы были? За грибами в лес ходили. – А вы, ручки, помогали? – Мы грибочки собирали. – А вы, глазки, помогали? – Мы искали да смотрели, Все пенечки оглядели. Вот и (имя малыша) с грибком,

С подосиновичком.

Проговаривая потешку, показывайте ребеночку, где ножки, ручки, глазки.

Танцы Приподнимите малыша, чтобы он смог перебирать ножками, приплясывать, и пойте:

Три-та-татушки, три-та-та, Вышла кошка за кота, За Кота Котовича,

За Иван Петровича.

Пальчиковые игры
Это, наверное, самые древние из всех придуманных человечеством игр.

Они не требуют материальных затрат и отдельного времени, они интересны и полезны малышам, и в них можно играть абсолютно везде – в транспорте, в поликлинике, в очереди… С помощью ручек кроха учится познавать мир, развивает мелкую моторику и чувствительность, и, как ни удивительно, речь. Ведь в головном мозге речевой центр находится рядом с двигательным, и тесно связан с ним.

Ладушки
Похлопайте ладошками крохи, приговаривая:

Ладушки, ладушки! Где были? – У бабушки. Что ели? – Кашку. Что пили? – Бражку. Попили, поели – Полетели-полетели,

К (имя ребенка) на головку сели.

На словах «полетели-полетели» помашите ручками ребенка, а произнося «на головку сели», дотроньтесь ручками до головы ребенка.

Сорока-ворона
Возьмите одну ручку ребенка в свою руку так, чтобы один пальчик малыша «высвободился», и круговыми движениями водите им по ладошке другой ручки, а потом поочередно загибайте все пальчики малютки, приговаривая:

Сорока-ворона кашу варила, деток кормила. Этому дала – он дрова рубил. Этому дала – он печку топил. Этому дала – он воду носил. Этому дала – он за кашей следил. А этому не дала: «Ты дров не рубил, Печку не топил, Воду не носил,

За кашей не следил!»

Веселые пальчики
Сгибайте и разгибайте пальчики малыша, начиная с большого, под стишок:

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

То же самое, но теперь начинайте с мизинчика:
Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик резать стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел. Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Пестушки
Название этих песенок и приговорок пошло от слова «пестовать» – воспитывать, ласкать. Уже в наше время появился специальный термин – «пестовальная гимнастика», то есть разминка для младенцев: поглаживание, разминание, массаж.

Медики уверены, что пестовальная гимнастика улучшает кровообращение, тонизирует мышцы – она не только приятна, но и полезна крохе. А наши прабабушки делали то же самое, но инстинктивно, при этом сопровождая свои действия веселыми комментариями.

«Потягушки, потягушечки» – это тот же массаж. Разденьте малыша, а затем поглаживайте по животику и приговаривайте:

Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ножки ходунюшки, А в ручки хватунюшки, А в роток говорок,

А в голову разумок.

А можно сделать такую гимнастику:
Ручки-ручки – потягушки И ладошки – похлопушки. Ножки-ножки – топотушки, Побегушки, попрыгушки. С добрым утром, ручки, Ладошки и ножки, Щечки-цветочки –

Чмок!

В своих действиях следуйте тексту, причем каждую строчку повторяйте столько раз, сколько вы хотите повторить определенное движение.

Для ножек
Захватите голень ребенка одной рукой, а большим пальцем другой руки рисуйте на стопе малыша семерки и восьмерки (такой массаж укрепит свод стопы, не позволит развиться косолапости и плоскостопию) и приговаривайте:

Куй, куй, каблучок, подай, бабка, башмачок. Не подашь башмачка, не подкуем каблучка.

Для животика Массируйте животик малыша по часовой стрелке (массаж против колик), приговаривая:

Чей животик? (Имя малыша). Съел пюре и кашу. Лошадка бежала, тележку возила, (имя малыша) говорила:

Хватит баловаться, поехали кататься!

Для спинки Ритмично похлопывая малютку по спинке, приговаривайте:

– Что в горбочке? – Денежки. – Кто наклал? – Дедушка. – Чем он клал? – Ковшиком. – А каким? – Золотым. – А выкладывал каким?

– Посеребренным

Для носика
Чей нос? – (Имя ребенка). Где был? – Славил. Что выславил? – Копейку Что купил? – Конфетку. С кем ел? – С козой. Не ешь с козой, а ешь со мной

Не ешь с козой, а ешь со мной.

Потешки на каждый день
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь,

Детям спать не даешь?

***

– Кисонька-мурысенька, Где ты была? – На мельнице. – Кисонька-мурысенька, Что там делала? – Муку молола. – Кисонька-мурысенька, Что из муки пекла? – Прянички. – Кисонька-мурысенька, С кем прянички ела? – Одна.

– Не ешь одна! Не ешь одна!

***

Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому, Кому в платок, Кому в зобок,

Кому в лапочку.

***

Божья коровка, Черная головка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного и белого,

Только не горелого.

Екатерина АНИЩЕНКО
Журнал Мир семьи, март 2009

Источник: http://www.uaua.info/semya/life-style/article-9249-folklor-dlya-samyh-malenkih/

Русские народные потешки. Фольклор для детей 1-3 лет

***

— Я медведя поймал! — Так веди сюда! — Не идет. — Так сам иди!

— Да он меня не пускает!

***
Как на нашем на лугу Стоит чашка творогу. Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

***

Стучит, бренчит на улице — Фома едет на курице, Тимошка на кошке — Туда же по дорожке. — Куда, Фома, едешь, Куда погоняешь? — Сено косить. — На что тебе сено? — Коровок кормить. — На что тебе коровы? — Молоко доить. — На что тебе молоко?

— Ребяток поить.

***

Была репа важная. Дивилась старуха каждая: Одним днем Не обойдешь кругом. Всей деревней ели Целую неделю. Одну корку наложили,

Так телегу обломили!

***

Есть такая палочка, Палочка-застукалочка. Застукалкой постучишь – Вылетает синий чиж. У чижа, у чижика Хохолочек рыженький, А на лапке маленькой Сапожочек аленький. Чижик знает песенку Про мышат, про лесенку: «Как по лесенке гурьбой Лезли мыши в кладовой. Лесенка свалилась,

Мышки покатились…»

***

Козушка – Белоногушка По лесу ходила Волка дразнила — А я волка не боюсь, Я серого не страшусь: Я от серого от волка

Под березкой схоронюсь.

***

Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, В красных сапогах, Несу косу на плечах: Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи!

***

Посылали молодицу Под горушку по водицу. А водица далеко, А ведерко велико. Наша Катя подрастет. Катя силы наберет, Станет по воду ходить.

Ведра красные носить.

***

Сорока-белобока

Детишек скликала

Кашкой угощала.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

А вот этому не дала:

— Зачем дров не пилил?

Зачем воду не носил?

***
— Ульяна, Ульяна, Где ты была? — В новой деревне. — А что видела? — Утку в юбке, Курицу в серёжках, Свинью в рогожке,

Не её дороже.

***

Наша-то хозяюшка Сметлива была, Всем в избе работушку К празднику дала: Чашечку собачка Моет языком, Мышка собирает Крошки под окном, По столу котище Лапою скребёт, Половичку курочка

Веничком метёт.

***

Ай, дуду-дуду-дуду, Сидит ворон на дубу. Он играет во трубу, Он играет во трубу, Во серебряную. Труба точеная, Позолоченная, Песня ладная,

Сказка складная.

***
Заинька, по сенечкам, Гуляй-таки, гуляй! Серенький, по новеньким Гуляй, погуляй! Некуда заиньке Выскочити! Некуда серенькому Выпрыгнути! Все ворота Крепко заперты стоят, У всех ворот По три сторожа стоят, По три сторожа стоят, По три девицы сидят. Заинька, поскачешь, Выскачишь, Серенький, попляшешь,

Выпустят!

(Илл. Ю.Васнецова, Ладушки, изд. Росмэн, 2002)

Пожалуйста, оцените произведение

Загрузка…

  • Весёлые английские песенки в переводе Чуковского. Эти стишки легко запоминаются и очень нравятся детям. Читайте Стихи про Барабека, Котауси и Мауси, Курочку и другие на нашем сайте.   Храбрецы Наши-то портные Храбрые какие: «Не боимся …
  • А у нашей внучки Маленькие ручки, И на ручках пальчики — Девочки и мальчики. Дружно пальчики живут, Их по имени зовут: Пальчик Зина, Пальчик Нина, Миша, Гриша, Николай, Пальчик Саша, Пальчик Маша, Вова, Лёва, Ермолай. …
  • А баиньки-баиньки, Купим сыну валенки. Наденем на ножки, Пустим по дорожке. Будет наш сынок ходить, Новы валенки носить.   (Илл. Ю.Васнецова, Ладушки, изд. Росмэн, 2002)                   
  •   Приговариваем потешки во время расчёсывания! *** Уж я косу заплету, Уж я русу заплету, Я плету, плету, плету, Приговариваю: «Ты расти, расти, коса, Всему городу краса». Расти, косынька, До пят — Все волосыньки в …
  •   Все слова потешек сопровождаются простыми движениями. Малышу очень нравится такая игра, которая  приносит и пользу, и веселье! *** Мы проснулись, Мы проснулись. Сладко, сладко потянулись. Маме с папой улыбнулись. (Потягиваемся)   *** Ручки-ручки — …
  •   Народные потешки развеселят малыша во время кормления и помогут маме поскорее накормить непоседу. *** Тили-час, тили-час! Подоспел обед у нас. Скушаем за маму ложку, Скушаем за папу ложку, За собачку и за кошку, Воробей …

– здесь вы найдете другие потешки, которые есть на нашем сайте.

    Стихи по интересам:

  • короткие (47)

Источник: https://mishka-knizhka.ru/stihi-dlya-detej/folklor-dlya-detej/poteshki/russkie-narodnye-poteshki/

Фольклор для маленьких

Автор-составитель:

Аюкина Флора Абдулловна,

воспитатель

МАДОУ “Детский сад № 44” г.Тобольска

Фольклор – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (придания, песни, частушки, анекдоты, сказки, поэзии, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.

Сухомлинский считал потешки, песни, сказки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывает у него реакцию на художественное произведение.

Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит.

Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее действие, а потешки, в которых имеются игровые приемы (“Ладушки”, “Идет коза рогатая”, “Поехали – поехали”), вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Попевки, приговорки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими людьми, взрослыми.

Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

В адаптационный период очень важно использовать различные потешки, например:

 Кто у нас хороший,

 Кто у нас пригожий?

 Ванечка – хороший!

 Ванечка – пригожий!

 Вот проснулся петушок,

 Встала курочка,

 Просыпайся, мой, дружок,

 Подымайся, Юрочка!

 Доброе утро, заинька мой.

 Доброе утро Алешенька дорогой.

 Я Алешеньку люблю,

 Ему песенку спою:

 Кто у нас хороший?

 Кто унас пригожий?

 Алешенька хороший,

 Алешенька пригожий.

 В светлом теремочке

 Выросла Лизуша!

 Люди ее любят,

 Все ее голубят.

Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие они побуждают малышей к действию, произнесенные же нараспев, ласково, не громко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Важно использование потешек, которые заставляют детей двигаться, например:

 Киска, киска, киска брысь!

 На дорожку не садись.

 Наша деточка пойдет

 Через киску упадет!

 Встань, малыш еще разок,

 Сделай маленький шажок.

 Топ – топ! Ходит мальчик наш с трудом,

 Первый раз обходит дом!

 Топ – топ.

 Скачет зайка маленький

 Около завалинки.

 Быстро скачет зайка,

 Ты его поймай-ка.

 Большие ноги шли по дороге:

 Топ – топ – топ. Топ – топ – топ.

 Маленькие ножки бежали по дорожке:

 Топ – топ- топ. Топ – топ – топ.

 Маша, Маша маленька,

 Машенька удаленька.

 Пройди, Маша, горенкой,

 Топни, Маша, ноженькой.

 Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают, есть с удовольствием:

 Травка – муравка, со сна поднялась,

 Птица – синица за зерно взялась,

 Зайка за капустку,

 Мышка за корку,

 Дети за молоко.

 Умница, Катенька,

 Ешь кашку сладеньку,

 Вкусную, пушистую,

 Мягкую, душистую.

 А у нас есть ложки,

 Волшебные немножко.

 Вот тарелка, вот еда

 Не осталось и следа.

 Час обеда подошел,

 Сели деточки за стол,

 Бери ложку, бери хлеб

 И скорее за обед.

 С аппетитом мы едим,

 Быстрее вырасти хотим.

 И при подготовке детей ко сну, тоже важно использование потешек:

 Вот и люди спят

 Вот и звери спят.

 Птицы спят на веточках,

 Лисы спят на горочках,

 Зайцы спят на травушке,

 Утки на муравушке,

 Детки все по люлечкам…

 Спят – поспят, всему миру спят велят.

 Люли, люли, люли,

 Прилетели гули,

 Сели гули на кровать,

 Стали гули ворковать,

 Тихо Машу усыплять:

 “Спи, малютка, почивай,

 Глаз своих не открывай”.

 Баю, баю, баю, бай.

 Пойди бука под сарай.

 Пойди бука под сарай,

 Коням сена надавай.

 Кони сена не едят,

 Все на Ванечку глядят.

 Тишина у пруда,

 Не качается вода.

 Не шумят камыши,

 Засыпают малыши.

 Хлоп в ладоши: бах – бабах!

 Словно шарик лопнул страх!

 Бяки – буки, ну – ка кыш!

 Не боится вас малыш!

 Во время одевания на прогулку:

 Если хочешь прогуляться,

 Нужно быстро одеваться.

 Дверцу шкафа открывай

 И одежду доставай.

 На мою малышку,

 Наденем мы штанишки.

 Повторяй за мной слова:

 Ножка – раз, ножка – два,

 Застегнем застежку,

 Обуем  ножки,

 Бегай по дорожке

 Раз, два, три, четыре, пять

 Собираемся гулять.

 Завязала Настеньке

 Шарфик полосатенький.

 Наденем на ножки

 Валенки – сапожки,

 И пойдем скорей гулять,

 Прыгать, бегать и скакать.

 Вот они, сапожки:

 Этот с левой ножки, этот с правой ножки.

 Если дождичек пойдет,

 Наденем калошки;

 Этот с левой ножки, этот с правой ножки

 Вот как хорошо.

 Хоть устали одеваться,

 Но не будем возмущаться!

 Что осталось – голова?

 Вот и кепочка – раз, два!

 Надо Машу одевать,

 И скорей идти гулять!

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.

Простота и мелодичность звучания потешек, помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, расчесывания или укладывания ее спать.

 Каша из гречки,

 Где варилась? – В печке.

 Сварилась, упрела,

 Чтоб Машенька ела…

 Расти, коса, до пояса,

 Не вырони ни волоса.

 Расти, косынька, до пят –

 Все волосыньки в ряд.

 Расти, коса, не путайся –

 Маму, дочка, слушайся.

 Баю – бай, баю – бай,

 Ты, собачка, не лай.

 Белолапа, не скули,

 Мою Таню не буди.

 Темна ноченька, не спится,

 Моя Танечка боится.

 Ты, собачка, не лай,

 Мою Таню не пугай.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто – то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: “Не плачь, не плачь – куплю калач”

Фольклор дает возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке (с лисой, медведем, белкой, зайцем), формирует представления о диких животных, птицах и их повадках.

Образный язык поэзии помогает ребенку открыть для себя многое и в чувствах человека, его отношении к окружающему миру, поступкам отдельных людей.

А задача воспитателя – заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гумманизма человека ко всему живому.

Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе.

Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так, репка, морковка, огурчик в их представлении уже не обыкновенный предмет, а источник труда человека.

В потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

 – Петушок – петушок…

 – Наши уточки с утра…

 – Курочка – рябушечка..

 – Дай молочка, Буреночка…

 – Люли, люли, люли, прилетели гули…

 – Сорока – ворона..

Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее воздействие на воспитание ребенка. Потешки помогают воспитателю наладить эмоциональный контакт с детьми и в режимных процессах и свободной, игровой деятельности.

Воспитатель должен (именно должен) пестовать малютку, ласкать не за что-то, а по велению чувства, по своей душевной щедрости. И тогда малыш, несомненно полюбит воспитателя.

У него обязательно возникнет желание обнять его, погладить, поцеловать.

Взрослому следует высоко ценить такие душевные порывы и с горячностью откликаться на них, потому что доверие к старшему свидетельствует о глубинных чувствах, которые воспитателю посчастливилось взлелеять в малышке.

Припевки, потешки, прибаутки, байки дети должны слышать с самого раннего возраста. Воспитатель, работающий с детьми младшего возраста, обязательно должен их использовать, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить.Ведь они способствуют созданию положительного эмоционального настроя, воспитания гуманных чувств, развитию гуманных чувств, развитию разговорной речи.

Такие процессы в жизни маленьких детей, как одевание, кормление, укладывание спать… требуют сопровождения словом и здесь русское народное творчество незаменимо.

В своей работе, я их использую как в режимных моментах, утренней гимнастике, в организованной  образовательной  деятельности, в развлечениях так и на прогулке.

 Список использованной литературы:

  1. Гербова В.В. «Русские народные песенки, потешки, небылицы, скороговорки». Книга для чтения в детском саду 2-4 года. Москва Оникс 2006г.
  2. Неганова Н. «Русский фольклор в жизнь малышей». Дошкольное воспитание, 1995, №10.
  3. Новикова И. «Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста». Дошкольное воспитание 1990, № 7.
  4. Павлова Л. «Фольклор для маленьких» Дошкольное воспитание 1990, №7.
  5. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. «Прибаутки, песенки, потешки». Популярное пособие для родителей и педагогов 1998г.

 Интернет-ресурсы:

http://shkolnie.ru/kultura/36650/index.html

http://dohcolonoc.ru/cons/5544-rol-folklora-v-razvitii-rechi.html

http://refdb.ru/look/2200908.html

http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-folklora-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-v-rezhimnyh-momentah-v-grupah-mladshego-vozrasta.html

http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/09/12/konsultatsii-dlya-vospitateley-vliyanie-muzykalnogo

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: – Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;

– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news7592.html

Рабочая программа по ознакомлению детей с русским фольклором «Ладушки» для детей 3-4 лет

Рабочая программа по ознакомлению детей с русским фольклором «Ладушки»

Составитель: Круглова Татьяна Евгеньевна, воспитатель младшей группы МДОУ детский сад №6 «Колокольчик» комбинированного вида.

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Ладушки» направлена на познавательно-речевое развитие и социально-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка. 

Причиной, побудившей углубленно заняться изучением фольклорных форм послужило то, что в семье этой теме не уделяется достаточного внимания. Это было выяснено через анкетирование родителей, через частные беседы с родителями и детьми, наблюдениями в повседневной жизни.

Цели программы: развитие речи, познавательных процессов, чувства родного языка у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Педагогическая целесообразность программы «Ладушки» состоит в углублении знаний о разнообразных  фольклорных формах, развитии связной речи, памяти, эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Данная рабочая программа предполагает, что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками,  загадками, сказками, играми, хороводами; учиться различать фольклорные жанры. Этим она отличается от «Программ воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Формы работы: занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные)

Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Возраст детей: 3-4 года

Сроки реализации программы: 1 год

Режим занятий: раз в неделю по 15 мин.

Ожидаемые результаты:

  • Умение различать фольклорные жанры;
  • Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения, играть в народные игры;
  • Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

Формы проверки: анализ результатов диагностики (2 раза в год)

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Открытые мероприятия для родителей и педагогов;
  • Проведение праздников и развлечений.

Весь текст материала находится в приложенном файле

Источник: http://samarapedsovet.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/planirovanie/rabochaja_programma_ladushka/151-1-0-924

Использование народного творчества в развитии речи детей 2–3 лет

Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития.

Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются в раннем возрасте. К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке вопроса развития речи детей раннего возраста средствами разнообразных форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения.

Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний). Ведущим компонентом народной культуры является — фольклор. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки».

Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку. По словам А. П. Усовой, «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности» [2, с.54]. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Развитие речи у детей раннего возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы.

Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо.

Нас интересовало, используются ли формы фольклора в работе с детьми в детском саду и дома, с какой целью и какие. Было опрошено двадцать родителей и два педагога.

В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми раннего возраста формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни («Раньше пели, а сейчас мы уже большие»), кроме «Баю — баюшки-баю, не ложися на краю…» и то не до конца. Это подчеркивается и в исследованиях О. И. Давыдовой [1, с.8].

В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока — белобока…». Что касается ответов педагогов, то они стараются использовать эти жанры немного шире. Организуя подвижные и другие игры, применяют различные считалки, загадки с целью мотивации на предстоящую деятельность и поддержание интереса; для организации детей — пальчиковые игры, игры — забавы. Говоря о значении малых форм фольклора для развития речи, называют только скороговорки. Таким образом, выяснилось, что работа по использованию малых форм фольклора с детьми 2–3 лет организована недостаточно. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.

Использование устного народного творчества следует рассматривать как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства — вот в чём приоритет фольклорных занятий.

Расширяя понимаемую речь ребёнка, формируется активный словарь во взаимодействии со взрослым. Эта речевая активность возникает только в том случае, если педагог сумеет заинтересовать своих воспитанников.

Обращается внимание на выработку у ребёнка чувства сопереживания с действиями персонажа. Иными словами, эмоциональное взаимодействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, заражает детей своим настроением.

Мы предлагали детям включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, погладить петушка.

Как говорилось выше, потешка, присказка, песенки и др. весьма динамичны: каждая строка несёт определённое смысловое содержание, смысловая фраза рисует целую картину.

И если кто-либо из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит.

Так теряется нить понимания произведения в целом, в этом и заключается сложность использование фольклора с самыми маленькими. Вот почему методика развития речи предусматривает обратную связь с детьми.

В повседневной работе с детьми третьего года жизни используются скороговорки, потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Деятельность носит интегрированный характер.

Малыши слушают песенки, просят повторить хорошо знакомые и любимые, что способствует созданию психологического комфорта. В течение недели детям исполняются две-три песни, которые детьми хорошо запоминаются. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Это вызывает у ребенка радость, желание повторить их. Помогают потешки и при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрывать их. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребенок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям. Все это помогает детям запомнить и воспроизводить в дальнейшем веселую потешку. А затем использовать ее во время сюжетно — ролевых игр. Это значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения используются упражнения на звукоподражание. Воспитатель читает текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, как и в работе со скороговорками, детям предлагаются различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию, передать какое-либо намерение.

Таким образом, используются все возможности произведений устного народного творчества для развития звуковой культуры речи ребенка.

Уточнение и закрепление правильного произношения звуков, выработка четкого произношения слов закрепляется в процессе повторения чистоговорок, заучивания загадок, потешек, считалок, стихотворений, насыщенных определенными звуками.

При повторении ребенком чистоговорок обращается внимание на то, чтобы малыш не только правильно произносил отрабатываемые звуки, отчетливо называл слова, но и воспроизводил те слоги, которые в них даны. Например, при воспроизведении чистоговорки «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька» ребенок должен четко произносить звук «а».

Предлагаемые для заучивания стишки и потешки используются не только для обучения детей четкому произношению отрабатываемых звуков в словах и фразах, но и, учитывая их содержание, в качестве упражнений для правильного использования интонационных средств выразительности.

В процессе разучивания с ребенком потешек, стишков показывается пример выразительного их чтения. Ребенка просят воспроизводить их так же. Повторяя вслед за взрослым тексты стихов, дети учатся правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, развивать свой речевой слух.

Развитию слухового внимания и речевого слуха способствуют также загадки.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4589/

Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя

Возможно, не каждый родитель понимает значение словосочетания «детский фольклор», но использует это самый фольклор ежедневно. Даже в самом маленьком возрасте дети любят слушать песни, сказки или просто играть в ладушки.

Шестимесячный ребёнок понятия не имеет, что такое рифма, но когда мама поет колыбельную или читает рифмованную считалочку, то дитё замирает, прислушивается, интересуется и… запоминает. Да-да, запоминает! Даже ребёнок до года под один стишок начинает хлопать в ладоши, под иной – загибать пальчики, не совсем понимая смысла, но всё же различая их.

Детский фольклор в жизни

Итак, детский фольклор – это поэтическое творчество, основной задачей которого является не так развлечение детей, как их обучение.

Он предназначается для демонстрации самым маленьким гражданам этого мира сторон добра и зла, любви и несправедливости, уважения и зависти игровым способом.

С помощью народной мудрости ребёнок учится различать плохое и хорошее, уважать, ценить и просто познавать мир.

Для создания светлого будущего малыша родители и педагоги объединяют свои усилия и работают в одном русле. Очень важно, чтобы и дома, и в учебном заведении был правильно организован воспитательно-образовательный процесс и помощь детского фольклора в этой ситуации просто необходима.

Давно замечено, что обучение в игровой форме имеет больший успех, чем многие, даже самые оригинальные методики.

Народное творчество очень близко детям и, если его правильно подобрать для отдельной возрастной категории, то и очень интересно.

С его помощью можно приобщить детей к искусству, народным обычаям и национальной культуре, но не только! Велика роль фольклора в повседневном общении детей между собой (вспомните дразнилки, считалки, загадки…).

Существующие жанры и виды детского фольклора

Различают следующие основные виды детского фольклора:

  1. Материнская поэзия. К этому виду относят колыбельные песни, прибаутки, пестушки.
  2. Календарный. Этот вид включает в себя заклички и приговорки.
  3. Игровой. В эту категорию входят такие жанры, как считалки, дразнилки, игровые припевы и приговоры.
  4. Дидактический. К нему относят загадки, пословицы и поговорки.

Материнская поэзия невероятно важна для связи матери и ребенка. Мама не только поёт колыбельные своему малышу перед сном, но и использует пестушки в любой удобный момент: после его просыпания, играя с ним, меняя подгузник, купая. Пестушки и прибаутки обычно несут в себе определенные знания, например о природе, животных, птицах. Вот одна из них:

Займитесь с ребёнком детским музыкальным фольклором! Спойте песню «Петушок» прямо сейчас! Вот вам музыкальное сопровождение:

[audio:https://music-education.ru/wp-content/uploads/2013/10/Petushok.mp3]

Жанры календарного фольклора обычно несут в себе обращение к живым существам или природным явлениям. Они используются в самых различных играх и считаются особенно эффективными в коллективах. Например, обращение к радуге, которое читается хором:

Игровой детский фольклор используется абсолютно всеми детьми, даже если сами они об этом не догадываются. Считалочки, дразнилки и игровые стишки используются детьми ежедневно в любом коллективе: и в детском саду, и в школе, и во дворе.

Например, в каждой компании можно услышать, как дети дразнятся «Андрей-воробей» или «Ирка-дырка».

Такой жанр детского творчества способствуют формированию сообразительности, развитию речи, организации внимания и такому искусству поведения в коллективе, который можно обозначить как «не быть белой вороной».

Дидактический фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и развитии их речи. Именно он несет наибольшее количество знаний, которые понадобятся детям в дальнейшей жизни. Например, пословицы и поговорки уже долгие годы служат для передачи опыта и познаний.

Нужно просто заниматься с детьми

Ребёнка, даже того, который только-только начинает говорить, очень легко приобщить к музыкально-поэтическому творчеству, он с удовольствием воспримет то, чему вы его научите, потом расскажет другим детям.

Здесь просто важна активность: родители должны заниматься с детьми, должны их развивать. Если родитель ленится – время уходит, не ленится – ребёнок умнеет. Каждый малыш возьмёт из фольклора что-нибудь для себя, потому что он разнообразен и по тематике, и по содержанию, и по музыкальному настрою.

Автор – Ирина Выхристюк

Источник: https://music-education.ru/detskij-folklor-drug-rebyonka-i-pomoshhnik-roditelya/

Ссылка на основную публикацию