Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. пересказ художественного произведения. толстой «лев и собачка»

Книга – Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий – Гербова Валентина Викторовна – Читать онлайн, Страница 3

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения. Толстой «Лев и собачка»

Закладки

• Дети (с опорой на картинки) составляют «цепочку слов». Догадавшись, на какой звук заканчивается слово автобус , ребята называют вторую картинку, на которой изображен предмет, название которого начинается с последнего звука первого слова (санки). Далее дети самостоятельно выбирают картинки.

Важно, чтобы каждый ребенок мог составить свою цепочку слов, получив исходную картинку от педагога или выбрав ее самостоятельно. (В распоряжении детей должно быть много картинок [1] .) Выигрывает тот ребенок, который за определенный отрезок времени правильно составил самую длинную цепочку.

Старшие дошкольники часто нарушают плавность речи, так как, добирая воздух, заканчивают длинное предложение на выдохе. Поэтому надо следить за их дыханием и упражнять в негромком, протяжном произношении звуков и, у , звукоподражания ау , слова эхо .

Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Сначала педагог напоминает текст, затем дети несколько раз проговаривают его хором в разном темпе. После этого можно приступать к индивидуальным упражнениям (проговаривание в быстром темпе).

В дошкольном учреждении рекомендуется иметь словари . Для пятилетних детей больше подойдет орфографический. Педагог должен показать его детям, рассказать о том, какая это замечательная и необычная книга, предоставить возможность исследовать словарь: «Может быть, вы догадаетесь, почему я так хвалю эту книгу со странным расположением текста и без картинок».

Выслушав рассуждения и соображения детей, воспитатель рассказывает им о том, что такое словарь, показывает столбцы слов, начинающихся на определенную букву алфавита. Можно поиграть с детьми. Приведем пример.

Игра «Кто назовет больше слов, начинающихся на букву (А)»?

«Итак, вы смогли вспомнить двенадцать слов на букву А, – говорит педагог. – Это много, но в словаре их значительно больше, быть может, сто или двести.

Сейчас я буду называть слова на букву А, которые мне особенно приятно произносить, а вы попытаетесь объяснить, что они обозначают: абажур, абрикос, август, авиация, автограф, алфавит, адажио, адмирал, адъютант, ажурный, аметист… Итак, вам пока знакомы только пять слов из одиннадцати, но уверена, что в конце года вы будете знать смысл значительно большего числа слов. Вот, должно быть, удивится наш музыкальный работник, услышав из ваших уст слово „адажио“. Давайте попросим его дать нам прослушать запись адажио из балета».

Обращаться к словарям можно в любое удобное дошкольникам и воспитателю время: в помещении и на улице, общаясь со всеми детьми или только с желающими услышать разные слова на знакомую букву.

Выслушивая толкование слов детьми, педагог не должен забывать исправлять их речь, подсказывать, какое слово уместно употребить в данном случае и как правильнее построить фразу или небольшое высказывание.

Упражнения, основанные на зачитывании детям слов из словаря и их толковании, на первый взгляд носят формальный характер.

Однако они нравятся старшим дошкольникам, а их результативность поразительна: обогащается словарь детей, появляется устойчивый интерес к значению слов; они иначе начинают слушать и слышать рассказ воспитателя, воспринимая не только его смысл, но и речевое оформление. В результате у детей появляются вопросы типа: «Как вы его назвали?», «Что вы сейчас сказали?», «Вы произнесли новое слово?»

В процессе общения с детьми на занятиях и в повседневной жизни необходимо совершенствовать диалогическую речь . И хотя диалог – это произвольная контекстная речь, ему надо учить, используя для этого разнообразные игры и упражнения, привлекая к взаимодействию с педагогом – носителем коммуникативной культуры.

В данном пособии представлены занятия, на которых дети осваивают правила поведения и учатся культурному речевому взаимодействию. На занятиях можно использовать наглядно-дидактические пособия, позволяющие детям решать практические задачи, оперируя накопленным жизненным опытом (например: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 4–6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.)

Серьезное внимание следует уделять обучению детей рассказыванию : пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картине и картинкам с последовательно развивающимся действием.

В старшей группе детей начинают обучать пересказу . Очень важно правильно подобрать текст для этого вида работы. Текст должен так эмоционально захватить ребенка, чтобы он с интересом слушал его много раз, как в исполнении взрослого, так и в пересказе сверстников (например, рассказ В. Бианки «Купание медвежат»).

В начале года многие дети при пересказывании нуждаются в помощи взрослого. Он должен начать рассказ, а ребенок его продолжить. В процессе пересказа, если необходимо, уместно подсказать ребенку нужную фразу.

Во второй половине года дети учатся пересказывать текст вдвоем-втроем. Ребенок должен сам решить, когда остановиться, чтобы второй рассказчик (он выбирается самим ребенком) мог принять эстафету.

Умение делить текст на части, соблюдая логическую завершенность отрывков, будет необходимо детям в школе.

В старшей группе много внимания уделяется работе с картинками . Совершенствуется умение детей озаглавливать отдельные картинки и несколько картинок одновременно; рассказывать содержательно и последовательно, руководствуясь планом.

План составляется при первом знакомстве детей с картиной. Приведем пример.

Воспитатель, настраивая детей на рассматривание, предлагает вниманию начальную фразу (фразы) будущего рассказа: «В теплый летний вечер ежиха вывела ежат на лесную поляну. Все заняты, кто чем». Далее педагог подсказывает ребятам, с чего удобнее начать рассматривание картины: «У ежат масса дел. Они разбежались по всей полянке. Ведь так? Расскажите об этом…»

Выслушивая детей, педагог задает уточняющие вопросы, подсказывает более точные слова, характеризующие ситуацию, обобщает сказанное в небольшом рассказе.

Затем педагог обращает внимание детей на другую часть картины: «Ежиха не мешает малышам. У нее свои дела, не так ли? Расскажите, что это за дела?»

Воспитатель вновь обобщает рассказы дошкольников и переключает их внимание на восприятие последнего объекта (красота поляны). Педагог завершает рассматривание заключительной фразой, передающей его отношение к картине: «Хорошо ежам на лесной полянке в теплый летний вечер!»

При такой организации работы дети рассказывают о картине без повторов и пропусков, так как воспитатель ненавязчиво подсказал им план, состоящий всего из трех пунктов.

В старшей группе закрепляется и развивается умение детей создавать картины с помощью картины-матрицы и раздаточных картинок.

Рассматривая картинки с фабульным развитием сюжета (с последовательно развивающимся действием) , дети с удовольствием выстраивают их в определенной последовательности и комментируют свои действия, употребляя довольно много сложных предложений.

Логичность, полнота и образность рассказов детей определяются как содержанием картинок, так и характером вопросов и заданий, предусмотренных воспитателем.

Картинки с фабульным развитием действия побуждают детей к составлению творческих рассказов, активизируют их воображение.

Источник: https://detectivebooks.ru/book/33597308/?page=3

Конспект урока .Л.Н.Толстой “Лев и собачка”

Тема :Л,Толстой «Лев и собачка»

Учитель начальных классов: Козырева Р.С

Цель: Ознакомить с произведением Л.Н.Толстого “Лев и собачка”

Задачи:

образовательные:

продолжить работу над анализом художественного произведения,

отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;

развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;

воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.

Формируемые УУД:

регулятивные – умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища;

познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;

коммуникативные – умение донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Программное обеспечение: учебник – литературное чтение 2 класс В.А.Лазаревой, тетради, книги Л.Н.Толстого – для викторины, компьютерная презентация по материалу урока

Технология: исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.

Методы: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в группах, в паре, использование ИКТ.

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты.

вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;

увеличение интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;

развитие фантазии, творческого воображения;

совершение доброго поступка по отношению к животным;

План урока

1. Создание ситуации успеха

-работа со скороговоркой

– работа над выразительностью речи

2. Определение темы, цели урока.

Постановка учебной задачи.

– решение кроссворда “животные” – слайды 1, 2, 3, 4

3. Решение учебной задачи.

– Биография Л.Н. Толстого – слайд 5

– произведения слайд 6

– проверка домашнего задания: пересказ были «Орел»

– работа над рассказом “Лев и собачка”;

Словарная работа – слайд 7

(экран закрыт)

– творческое задание №1 по группам – слайд 8

– творческое задание№2 по группам – слайд 9

4. Физкультурная пауза.

5. Рефлексия – Слайды 11-12-13

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/chtenie/137611-konspekt-uroka-lntolstoj-lev-i-sobachka.html

Конспект ознакомления с произведением Л.Н.Толстого “Лев и собачка”

Конспект организованной образовательной деятельности.

Тема: «Ознакомление воспитанников старшего дошкольного возраста с произведением Л.Н. Толстого «Лев и собачка»

Цель: Создать условия для развития интереса воспитанников к художественной литературе

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить жанровое понятие «быль»;
  • формировать эмоциональное отношение к литературному произведению;

Воспитательные:

  • воспитывать у детей чувство сопереживания героям были;
  • воспитывать чувство любви и бережного отношения к животным

Развивающие:

  • развивать умение отвечать на вопросы полным предложением, давая характеристику героям, оценку их поступкам

Расширять и активизировать словарный запас:

ощетинился, зверинец, засовы, собственная, смотренье

Предварительная работа: беседы о собаках, рассматривание иллюстраций, чтение произведений Л.Н.Толстого «Пожарные собаки», «Слон», «Как волки учат своих детей», «Орел», рассказ воспитателя о творчестве Л.Н.Толстого.

Создание среды для организации и проведения ООД:

Мультимедийное оборудование, произведение Л.Н.Толстого «Лев и собачка», презентация «Брошенный друг».

Виды деятельности в ООД:

Игровая

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Ожидаемые результаты:

  • Сформированность жанрового понятия «быль»;
  • проявление интереса и эмоционального отношения к произведению;
  • ответы воспитанников на вопросы полным предложением, давая характеристику героям, оценку их поступкам

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель:

-Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись! Тихо сели.

Далее воспитатель показывает презентацию «Брошенная собака», сопровождая ее чтением стихотворения:

Бедная собака – бросили ее.

Старая собака – где ее жилье?

Злой хозяин, вредный

Выгнал за порог!

Перед нею, бедной,

Нет уже дорог!

Ребята, а вы встречали когда – нибудь бездомных собак? Почему же так получается, что в последнее время на улицах городов и сел все больше становится бродячих собак? А ведь бездомная собака – брошенный друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния.

– А у кого из вас есть собаки и как вы о них заботитесь?

– А вы знаете, что собака живет рядом с человеком уже шесть тысячелетий, это первое прирученное им животное. Зачем человек приручил собаку? Собака это дикое или домашнее животное?

– Где мы можем встретить диких животных?

– Кто из вас был в зоопарке и кого вы там видели?

– А кто видел льва? Почему его еще называют «царь зверей»? (Фото на слайде)

Сегодня я хочу прочитать вам трогательную историю о верной дружбе между животными. Называется она «Лев и собачка». Автор этого произведения великий русский писатель – Лев Николаевич Толстой (фото на слайде). Лев Николаевич был очень добрым и щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания.

– Какие его произведения вы знаете?

«Лев и собачка» – это быль. Как вы думаете, чем быль отличается быль от сказки, рассказа?

Проведение физминутки. Игра «Хоровод». (См. пособие И.А. Пазухиной «Давай познакомимся!» стр. 79)

Чтение произведения.

Вопросы к детям:

– Как называется произведение которое вы услышали и кто его автор?

-Кого было жаль больше: льва или собачку?

-Как человек поймал собачонку? Этот человек хотел сделать доброе или злое дело?

-Расскажите своими словами, как собачонка очутилась в зверинце?

-Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом?

Читайте также:  Классный час «режим дня», 1 класс

-Почему лев не тронул собачку?

-Можно сказать, что лев заботился о собачке?

-Почему собачка не обрадовалась хозяину?

-Почему лев не дал забрать собачку?

-Сколько времени прожили лев с собачкой?

-После болезни собачка умерла. Как ведет себя лев?

-Как хозяин зверинца отреагировал на горе льва?

-Отчего он умер?- Как вы думаете, что нужно, чтобы на улицах больше не оставалось бездомных собак?

«Лев и собачка» Л.Толстой

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Источник: https://urokinachalki.ru/konspekt-oznakomleniya-s-proizvedeniem-lntolstogo-lev-i-sobachka-3356.html

Портал педагога | Пересказ отрывка из рассказа Л.Н.Толстого “Лев и собачка”

Автор: Абрамова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ гимназия “Перспектива” дошкольные группы
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: конспект по конструированию и развитию речи
Тема: Пересказ отрывка из рассказа Л.Н.Толстого “Лев и собачка”.
Дата публикации: 27.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию и развитию речи для детей 5-6 лет «Домик для собачки» (старшая группа№2)
Цель: обучение пересказу литературного произведения – рассказа Л.Тостого «Лев и собачка» по наводящим вопросам; развитие мышления, воображения, фантазии.

Задачи:

формировать умение строить полные и аргументированные ответы по содержанию рассказа; совершенствовать эмоциональную выразительность речи, тренировать мелкую моторику рук; развивать фантазию и творческие способности в процессе конструктивной деятельности; воспитывать положительные качества характера – преданность, сострадание, добродушие.

Оборудование:

книга Л.Толстого «Лев и собачка», иллюстрации к сказке, предметные картинки с животными; конструктор, кубики, собачки-игрушки.

Логика образовательной деятельности.

№ Деятельность Воспитателя. Деятельность группы Ожидаемые результаты. 1. Предлагает вспомнить:- Были ли дети в зоопарке?

Игра с мячом «Мамы и

детёныши.

-Давайте поможем мамам найти своих детенышей, а то они заблудились. Воспитатель называет животное и бросает мяч кому –нибудь из детей: -У львицы… (Далее по аналогии : у тигрицы…, у собаки…, у кошки…,у мыши…,у козы…,у Дети становятся в круг, ребенок возвращает мяч после ответа. Называет детеныша животного в мн.ч. – львенок. ( Далее по аналогии с у тигрицы…, у собаки…, у кошки…,у мыши…,у козы…,у овцы…,у зебры…, у свиньи…,у курицы, у совы…) Имеют представления о животных и их детенышах. овцы…,у зебры…, у свиньи…,у курицы, у совы…) 2 Воспитатель беседует с детьми: -на какие группу можно разделить этих животных. Дети принимают участие в беседе, отвечают на вопросы. Дети знают обобщающие понятия: домашние и дикие животные. 3 -Воспитатель предлагает послушать отрывок из рассказа

Л.Толстого «Лев и

собачка»

, в котором и домашнее, и дикое животное жили вместе. Дети слушают рассказ воспитателя. Дети умеют внимательно слушать рассказ. 4 Воспитатель беседует с детьми. Вопросы по содержанию: – Где происходили события рассказа? Что такое зверинец? -Почему лев не съел собачку? -Как жили вместе лев и собачка? -Почему хозяин не смог забрать своего питомца у льва? -Чему можно поучиться у этого льва ? Дети(2-3) принимают участие в беседе, отвечают на вопросы. Пересказывают рассказ по вопросам воспитателя, умеют строить полные и аргументированн ые ответы по содержанию рассказа. 5 Воспитатель проводит физминутку.

Звериная зарядка.

Раз – присядка, два – прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснуться Любят долго потянуться Обязательно зевнуть Ну и хвостиком вильнуть А волчата спинку выгнуть И легонечко подпрыгнуть Ну, а мишка косолапый Широко расставив лапы То одну, то обе вместе Долго топчется на месте А кому зарядки мало – начинает все сначала.

– Дети приседают, прыгают -кулачками потереть глаза -потянуться -зевнуть, прикрывая рот ладошкой – движение бедрами в стороны – прогнуться в спине вперед -легкий прыжок вверх -руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса -ноги на ширине плеч – переступание с ноги на ногу – раскачивание туловища в стороны Дети удовлетворены двигательной активностью.

Воспитатель беседует с детьми, сопровождает беседу показом картинок: – В природе нередки случаи, когда взрослое животное одного вида воспитывает детёныша другого вида как своего собственного. – Назовите животных на картинке. -Составьте предложение по картинке. – Составьте схему предложения «Эта тигрица кормит поросят».

Дети рассматривают картинки, называют животных, составляют предложения: -Эта тигрица кормит поросят.

– Выкладывают на столе схему предложения с помощью деталей конструктора «Полесье» (далее по аналогии: обезьяна из бутылочки кормит тигрят; Добрые приятели; -Ах,как слоадко ты поешь!; обезьянка подружилась с голубем) Дети умеют работать по образцу, грамматически правильно составляют предложения, умеют составлять схемы предложения. (Далее по аналогии: обезьяна из бутылочки кормит тигрят; котенок катается на собачке; обезьянка подружилась с голубем)

Творческое задание

(конструктивная

деятельность).

Воспитатель беседует с детьми, сопровождает беседу показом игрушечных собачек: -Кто это? (Собачки) Посчитайте, сколько их? Рассмотрите.

Что общего? В чём различие? (Все они разной породы, но маленькие) – Предлагает смастерить домики для собачек из конструктора «Полесье». Дети учувствуют в беседе, проявляют самостоятельность при конструировании домиков.

Умеют строить из конструктора по замыслу. Верно комбинируют, гармонично сочетают детали.

8.Итог. Рефлексия

Воспитатель:

-Ребята, получились ли у нас домики? -Какие работы Вам больше всего понравились? Почему? Дети отвечают на вопросы: мне больше всего понравился домик… Дети умеют делать самоанализ, выводы. Итоговое мероприятие. Обыгрывание построек из конструктора.

Приложение

Л.Толстой «Лев и собачка»

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул её лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её. Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней. Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему.

Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал. Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

В раздел образования

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=12587

Конспект урока по литературному чтению Л. Толстой “Лев и собачка”

Автор презентации: Крамаренко Елена Александровна

Тема: Л. Н. Толстой «Лев и собачка».

Главная мысль произведения.       

Цель: создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения

Планируемые результаты урока:

личностные;различать основные нравственно-этические понятия, соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки;метапредметные:регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, анализировать собственную работу;познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, владеть техникой чтения, строить рассуждения;коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения, составлять монологические высказывания;предметные:получать возможность научиться высказывать суждения о произведении и поступках героев; выделять главную мысль произведения.Формируемые УУД:регулятивные –работать над умением высказывать свое мнение, предположение, оценивать свою деятельность и товарища;познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;коммуникативные – умение донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в паре;Технология: исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.

Методы: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в паре, использование ИКТ.

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты.

вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;увеличение интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;повышение эрудиции и словарного запаса детей;развитие фантазии, творческого воображения;совершение доброго поступка по отношению к животным;Оборудование:компьютер, проектор, экран, листы с заданиями на партах, учебник «Литературное чтение», Ефросинина, 3 класс

Ход урока

1.Организационный момент. (Слайд 1)

Каким бы сегодня хотели увидеть урок?

(интересным, познавательным).

Чтобы урок получился таким, недостаточно действий учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть ученики на уроке? (активными,внимательными, размышляющими).Я думаю у нас все получится!

Урок я хотела бы начать такими словами(Слайд 2)

Книги учат детей

Всем премудростям жизни –

Как быть Человеком,

Как слабым помочь,

Быть добрым и умным,

Как преданным быть…

Так ли важно уметь читать?( книга-учитель, наставник, близкий товарищ и друг. Люди перестают мыслить, когда прекращают читать)

2.Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.(Слайд 3)

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Узнай произведение». Я читаю отрывок, а вы должны называть из какого произведения этот отрывок.

– Я не медведь, а князь и хочу на тебе жениться… «Ореховая ветка».

Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море… «Лебеди»

– А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают. «Два товарища».

Молодцы! Все произведения отгадали.

Что общего у всех этих произведений?( Их написал Л.Н. Толстой)

(Слайд 4)

Да, Вот старый друг у нас в гостях –

Мудрейший человек и мастер слова.

Л.Н.Толстой.

Что нам известно о великом мастере слова?

Ответы детей.

Ребята, а какие произведения по жанрам писал Л.Н. Толстой (Слайд 5 )

Перечислите жанры произведений Л.Н. Толстого

Басня, сказка, рассказ (Назовите басни, сказки, рассказы)

А ещё у меня вот здесь оказалась шкатулка с какими-то странными предметами. Помогите мне разобрать их. Почему они оказались здесь?

Читайте также:  Занятие на тему: зима в детском саду для детей 5-7 лет

(Кукла, слива, три чашки, шапка, белка и волк.)

Молодцы!

3.Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

Попробуем отгадать загадки.

Ты рукой его не тронь!Грива есть, но он не конь.Нет копыт, а есть клыки.И на лапах коготки.(Лев)

Расскажите об этой животном.

А И Б сидели на трубе.

А упало, Б пропало.

Кто остался на трубе?

Это чудный, милый зверь,Любят все его, поверь!Хвостом повиляет, мило зевнет,В любой ситуации не подведет. Это маленькая… собачка. ( Что мы знаем о этом животном)

И что у нас получилось? Какова тема урока? (Слайд 6)

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Каковы цели нашего урока:

– прочитать

-выяснить главную мысль рассказа

-обсудить поступки героев

-чему учит произведение

Да, название произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка». (Слайд 7)

Можем ли по названию произведения предположить, о чём оно, давайте выдвинем свою гипотезу. (Возможно, о дружбе двух таких разных зверей.) А почему разных? Сообщения учащихся о львах и собаках.

Собака: наш самый верный друг из домашних животных. Семь тысяч лет назад человек приручил собаку. Собака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве охраняет жилище и скот.

Существует более 400 пород собак: мастифф, английский бульдог, боксёр, немецкая овчарка, сенбернар, русская борзая. Многие представители данных пород помогают спасать людей, согревают их своим телом.

Самая маленькая собака в мире…чихуахуа. Её рост -15-20см.

Лев: царь зверей. Смотрит куда- то вверх, словно не замечая вас. У льва – грива, а у львицы гривы не бывает. Грива указывает на власть льва: она ему и скипетр, и держава. У льва не рёв? “гром небесный”.

Он может ползать по-пластунски и даже в невысокой траве так скроется, что его не заметишь. Лев может развивать скорость до 50км/час. Может лазить по деревьям. Царь зверей уступает дорогу взрослым носорогам, слонам, бегемотам, остерегается их.

Всех ли лев сильнее? Оказывается, нет. В схватке с тигром лев в силе ему уступает.

(Слайд 8)

Могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет) К этому вопросу мы ещё вернёмся, посмотрим, кто был прав.

 Л.Н. Толстой назвал рассказ былью. А что такое быль? (Слайд 9)

Быль-это рассказ о том, что произошло в реальной жизни, на самом деле.

4.Открытие нового знания.

Может быть, об этой истории Толстому рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Действие происходит давно в далёком от берегов России городе Лондоне. Лондон, что за город и где он находится?

Слайд Карта Англии (Слайд 10)

Слушание аудиозаписи произведения. (Слайд 11)

Оправдались наши предположения? ( Гипотеза!!!!) Верной ли была наша гипотеза? Звери смогли не только подружиться, но и привязаться друг к другу

Какими вы увидели героев данной были? Каким был лев? А собачка?

Работа с кластером

ЛЕВСОБАЧКА

Составьте возможный диалог льва и собачки. Творческое задание

Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встречи (Работа в парах).

5.Физминутка

Во дворе щенок играл

Прыгал, бегал и считал:

Раз- прыжок и три кивка,

Два- направо голова,

Три- налево поворот

И помчался до ворот.

А потом вздохнул и сел

Он устал и присмирел!

6.Первичное закрепление (Слайд 12)

Откроем текст произведения. Уточним значение незнакомых слов.

Словарная работа

Работа с текстом

Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найдите и прочитайте, как об этом говорит писатель? (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).

Проявляется человеческое любопытство и ради того чтобы удовлетворить его, человек идет на такой шаг. Один человек, не говорится, кто именно, нет имени этого человека, просто один из множества людей, это мог быть кто угодно, у этого человека нет жалости по отношению к маленькому животному.

Он просто взял собачку на улице, даже не взял, а найдите, какое слово использует писатель?Прочитайте предложение полностью.Да, «ухватил».

Подберите синоним к слову «ухватил».

Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или».

Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)Прочитайте, как лев ведёт себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило?Найдите и прочитайте это место.

«Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком».

Как вы думаете, почему она так себя ведёт? Добавьте в свой кластер определения собачки. (Она была очень добрая, игривая и ласковая, Прочитайте, как дальше автор говорит о жизни льва и собачки.

(С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.

И что происходит потом. Да, вдруг нашёлся хозяин собачки.

Он так обрадовался, что нашёл её, захотел взять назад.

Согласны ли вы с тем, что хозяин любит свою собачку? Конечно, ничего подобного, у барина нет искренней привязанности к собачке, нельзя сказать, что ее ему не хватает, она ему не нужна, он просто хотел вернуть свое, свою собственность.

Ну а собачка обрадовалась появлению своего хозяина? Совершенно верно, не обрадовалась, скорее всего потому, что она очень полюбила льва и подружилась с ним и не хотела расставаться.

А лев? Как повёл себя лев в тот момент, когда собачку хотели забрать? Сделайте вывод, почему именно так повёл себя лев?

«Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать со…

Источник: https://EduDocs.info/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-l-tolstoy-lev-i-sobachka.html

Портал образования | Л.Н.Толстой “Лев и собачка”

Автор: Стукалова Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ п. Лев Толстой
Населённый пункт: п. Лев Толстой Липецкая область
Наименование материала: урок литературного чтения
Тема: Л.Н.Толстой “Лев и собачка”.
Дата публикации: 06.08.2017
Раздел: начальное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение п. Лев

Толстой Лев – Толстовского муниципального района Липецкой области

Урок литературного чтения

Л.Н. Толстой

«Лев и собачка»

Учитель начальных классов

МБОУ п. Лев Толстой

Стукалова Елена Васильевна

2017

Урок литературного чтения с презентацией.

Класс: 3

Тема урока: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Цель: раскрытие идейно-художественного смысла произведения через

содержание текста

Задачи урока:

Образовательная:

сформировать условия для вдумчивого, правильного, выразительного

чтения;

сформировать условия для самоконтроля учащихся.

Развивающая:

содействовать приобретению умений анализировать и синтезировать

информацию;

способствовать развитию умения выделять главное, обобщать,

доказывать, ставить и разрешать проблемы;

способствовать развитию речи, мышления, памяти.

Воспитывающая:

создавать условия для воспитания доброго отношения к животным;

проявления способности понимать чужую боль.

Оборудование: иллюстрации зоопарка, льва, собачки, таблицы-опоры для

каждого ученика, аудиозапись были Л.Н. Толстого «Лев и собачка», карточки-

задания для каждой группы, «Корзина идей», игрушки животных.

Ход урока

I.

Организационный момент.

– Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова М. М. Пришвина: «Всё

прекрасное в мире — от солнца, все хорошее — от человека».

– Как вы понимаете эти слова?

– Давайте поставим перед собой задачу:

-учиться… добывать знания,

– выделять… главное,

-учиться самостоятельно …контролировать себя.

учиться правильно и выразительно… читать, рассуждать

– научиться чувствовать и переживать чужую боль и страдание, быть добрыми

друг к другу и к животным.

II. Проверка домашнего задания.

1.

Выразительное чтение. Нарисовать рисунок и подписать его отрывком

из текста.

– Домашним заданием вам было научиться выразительно читать текст,

нарисовать рисунок и подписать его отрывком из текста. Давайте посмотрим,

что у вас получилось.

Учащиеся выходят к доске, показывают свои рисунки, демонстрируют

выразительное чтение отрывка, которым подписали рисунок.

– Станьте в таком порядке, как происходили действия в рассказе.

– Что вызвало у автора рассказа благоговение? Почему?

– Способен ли такой человек к состраданию?

III. Актуализация субъектного опыта.

– Сегодня на уроке мы продолжим разговор о сложной жизни животных и

отправимся с ними в мир зоопарка.

(На доске иллюстрации зоопарка)

– Кто из вас был в зоопарке?

– Для чего нужны зоопарки (Для содержания животных, которые в природе,

без помощи человека погибнут)?

– Как по-другому называется зоопарк? (Зверинец — передвижной зоопарк.)

– Kак живется зверям в зверинце? (Это зависит от людей, которые

ухаживают за животными. Человек отвечает за то существо, которое

приручил.)

– Историю, которая однажды произошла в зверинце нам поможет узнать

писатель, портрет которого я разместила на доске.

– Знаком ли вам этот человек (Л.Н. Толстой)?

Приём «Корзина идей».

– Лев Николаевич Толстой родился в деревне Ясная Поляна.

В семье, где воспитывался Л.Н. Толстой было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей,

Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка, так его ласково называли, был

предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда

Лёве было только 1,5 года, а отец умер через 7 лет. Детей стала воспитывать

тетя.

Лева отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и

лучше. Он сам кроил и шил себе одежду.

Л.Н.Толстой очень любил детей и открыл школу для крестьянских детей. Тогда в

нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все

крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и

«Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Им

было написано много маленьких рассказов – для самых маленьких, рассказы –

для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он

писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны

такие детские произведения: «Филиппок», «Акула», «Прыжок», «Детство»,

«Косточка», «Котенок» и другие.

– История, о которой нам сегодня расскажет Толстой, произошла очень давно в

далеком городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-

нибудь моряк, который там бывал. Но дело в том, что маленький Толстой был

очень чувствителен: когда он слушал печальные истории или видел, например,

убитую птичку, то плакал.

– Как вы думаете, о чем это говорит? Какая черта была у этого

человека? (Эта черта — сострадание, то есть умение чувствовать

чужую боль и страдание — сохранилась до конца жизни).

– Откройте учебник на с. 52. Прочитайте заголовок.

– Что значит слово «быль» под заголовком (то, что было на самом деле)?

Приём «Дерево предсказаний»

Как вы думаете, кто будет главными героями произведения (Лев и собачка)?

(Помещаю на доску иллюстрации льва и собачки)

-Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь

зверей.)

-Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека,

единственное близкое родное живое существо, друг)

– Могут ли два абсолютно разных животных (по характеру и среде

обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)

– Это мы с вами выясним в ходе работы над этим произведением.

IV. Изучение нового материала

1.

Работа над содержанием произведения.

А). Первичное восприятие.

– Сядьте удобнее и внимательно послушайте эту историю, сравните её с той,

которая написана у вас в учебнике.

Дети слушают аудиозапись сказки.

– Совпадает ли рассказ, который находится в ваших учебниках с тем, который вы

Читайте также:  День именинника в детском саду. подготовительная группа

прослушали?

Действительно, они отличаются. В ваших учебниках он дан в сокращении.

– Скажите, что вы почувствовали, слушая этот

рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

– Назовите главных героев. (Лев и собачка).

– Где происходит действие? (в зверинце)

– Какой эпизод показался вам самым напряженным (Собачку бросили в

клетку)?

Было ли вам кого-нибудь жалко?

Б) Словарная работа.

– Перед прочтением текста поработаем над сложными словами, которые

встречаются в тексте.

– Значение каких слов было вам непонятно?

Издохла – умерла.

В) Повторное чтение текста.

Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).

Г). Беседа по содержанию. Анализ произведения.

Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найдите и

прочитайте ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали

деньгами или кошками и собаками на корм диким зверям. Одному

человеку захотелось поглядеть зверей

(У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на

зверей в зверинце).

Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по

отношению к животным.

В чем выражалась эта жестокость людей в данном

произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти

слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних

животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва,

не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о

поведении этих животных.

Прочитайте, как лев повел себя? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с

любопытством, тронул ее лапой…)

Как повела себя собачка, когда попала в клетку? (Поджала хвост,

прижалась в углу.) С какой интонацией нужно прочитать эти строки?

Прочитайте.

Какое чувство она испытала? (Страх, боязнь.)

Найдите и прочитайте в тексте ласковые слова, которыми автор называет

собачку? (собачка, собачонка и другие добрые слова).

Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)

Как повела себя собачка дальше? Почему так? (Легла на спину, подняла

лапки, стала махать хвостиком.) С какой интонацией нужно прочитать

эти строки? Прочитайте.

Какая черта проявилась в этом эпизоде? (Показывает миролюбие,

игривость.)

Как отреагировал лев? (Тронул, перевернул.)

Что потом сделала собачка? (Вскочила, стала на задние лапки.)

Почему? (Тревожится, ожидает прощения, хочет понравиться.)

Что сделал лев? (Смотрел и не трогал.)

Характерно ли такое поведение для льва?

Почему же он так себя повел? (Понравилась собачка, захотелось иметь

друга, он подружился с ней, полюбил её.)

Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в

одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а

иногда играл с ней).

Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит?

(Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не

предаст).

Во что переросли чувства собачки и льва? (В дружбу).

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном

предложении? (Жизнь в клетке в неволе не весела, и не особо богата

событиями.)

Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерла)

Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть

собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её

лапой).

Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не

знает, как вернуть своего друга)

Прочитайте про себя последние два предложения.

Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом,

поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько

дней).

Посмотрите, ребята, как совершенно разные животные по размеру, образу

жизни, характеру могут испытывать глубокие и сильные чувства к друг

другу.

V. Закрепление новых знаний и способов деятельности.

1. Работа в группах.

– Давайте ещё раз вспомним все то, о чём мы говорили сегодня на уроке и

поработаем в группах. У каждого из вас на парте приклеен цветной

прямоугольник. Займите своё место в группе согласно цвету прямоугольника:

группа №1 – жёлтый прямоугольник; группа №2 – голубой; группа №3 –

оранжевый прямоугольник.

Дети рассаживаются по группам.

Задание для 1 группы:

– Разделить текст на части. Составить его план. Подготовить краткий пересказ

по плану.

Задание для 2 группы:

– Подберите из предложенных слов качества, которые характеризуют льва и

качества, которые характеризуют собачку. Качества, которые характеризуют льва

приклеить под изображением льва, а качества, которые характеризуют собачку

приклеить под картинкой собачки.

Задание для 3 группы:

– В конверте перепутались слова из пословиц. Ваша задача составить из этих

слов три пословицы, приклеить их под каждым номером и выбрать ту

пословицу, которая подходит к нашему сегодняшнему рассказу.

Осуществляется проверка выполненной работы и оценивание каждой из групп.

– Давайте вспомним произведение И. Тургенева «Воробей».

Отличается ли поведение человека от поведения людей в были Льва

Толстого? (Рассуждения детей.)

VI. Подведение итогов урока.

– Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

– С каким же рассказом мы познакомились сегодня на уроке? Кто его автор?

– Чем особенно вам запомнился этот рассказ?

– Зачем писатель написал этот рассказ?

Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)

VII. Рефлексия

Закончите предложения:

У меня получилось…

Мне было особенно интересно…

Я не очень доволен…

Мне было трудно…

– Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют

сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут

быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются

мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

Посмотрите, сегодня на урок я принесла большое сердце, но посмотрите

оно прозрачное, пустое, в нём ничего нет, и принесла цветные сердечки.

Давайте мы с вами заполним своими сердечками наше большое сердце.

Красными сердечками заполнят сердце те, кто сегодня активно работал на

уроке и после сегодняшнего урока всегда будет стараться замечать

радость и боль не только людей, но и животных; розовыми – те, кто не

уверен в этом; белыми – те, кому сегодня на уроке было не интересно и

кто остался равнодушными к чужому горю.

VIII. Информация о домашнем задании

Выбор домашнего задания по желанию.

Источник: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=1600

История, о которой расскажет нам Л. Н. Толстой, произошла давно, в далёком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает.

Но дело в том, что маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например убитую птичку, котёнка со сломанной лапкой, то плакал.

Эта черта сострадание, сохранилось в нём до конца жизни.

Как вы понимаете слово “сострадание”? (умение чувствовать чужую боль, переживать и сочувствовать.)

Мне бы хотелось чтобы вы сегодня испытали это чувство. Ведь только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться.

Тему сострадания мы увидим в новом произведении Л. Н. Толстого.

Давайте мы подробнее узнаем про этих животных

Собака: наш самый верный друг из домашних животных. Семь тысяч лет назад человек приручил собаку. Собака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве охраняет жилище и скот.

Существует более 400 пород собак: мастифф, английский бульдог, боксёр, немецкая овчарка, сенбернар, русская борзая. Многие представители данных пород помогают спасать людей, согревают их своим телом.

Самая маленькая собака в мире? чихуахуа. Её рост -15-20см.

Лев: царь зверей. Смотрит куда- то вверх, словно не замечая вас. У льва – грива, а у львицы гривы не бывает. Грива указывает на власть льва: она ему и скипетр, и держава. У льва не рёв? “гром небесный”.

Он может ползать по-пластунски и даже в невысокой траве так скроется, что его не заметишь. Лев может развивать скорость до 50км/час. Может лазить по деревьям. Царь зверей уступает дорогу взрослым носорогам, слонам, бегемотам, остерегается их.

Всех ли лев сильнее? Оказывается, нет. В схватке с тигром лев в силе ему уступает.

– Ребята, как вы думаете. Собака и лев могут дружить? (ответы детей)

Послушайте рассказ

“Лев и собачка”.

 В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул её лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

                                                                                                                         Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.                                                                                                                 Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему.

Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.                                                                                                           Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

                                                                                                                                          Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.

Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней. Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер.                      

Вопросы к беседе.

– Прислушайтесь к себе. Что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

– Какое чувство вызвал этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

– Какой эпизод больше всего затронул ваши сердца?

6. Анализ произведения

а) чтение вслух хорошо читающими детьми.

б) Работа над содержанием рассказа.

Ребята, какую работу мы можем проделать с этим рассказом? Ваши предложения. (дети предлагают разные варианты) Хорошо, давайте придумаем интересные вопросы по содержанию рассказа. На подготовку даю 3 мин.

– Ответы на вопросы друг друга.

Молодцы мне понравились ваши вопросы и ответы.

Учитель: В чем выразились любовь и преданность льва после смерти друга? (ответы детей)

Учитель: Согласитесь ли вы с мнением, что лев очеловечен?

в) Создание книжки-малышки.

Что надо знать, чтобы сделать обложку? (автора, название произведения, жанр и тему)

Источник: http://www.my-nevalyashki.ru/index.php/razvitie-rechi/4840-beseda-s-detmi-starshej-gruppy-l-n-tolstoj-lev-i-sobachka

Ссылка на основную публикацию